Nissan Leaf: чем опасна ускоренная зарядка CHAdeMO. Обзор электромобиля Nissan Leaf: народный электрокар Внешность, интерьер и комфорт поездки в Nissan Leaf

Число владельцев электромобиля Nissan Leaf растет из года в год, поэтому очень важно знать особенности работы этого революционного транспорта. Если вы собрались купить электрокар или уже это сделали, тогда вам стоит ознакомиться с тем где, как и когда нужно заряжать свой электротранспорт.

Итак, первостепенная вещь, которую вы должны понять - это существование трех типов зарядки Nissan Leaf.

Уровень № 1 (140 вольт)

Зарядка Nissan Leaf первого уровня подойдет для тех электромобилей, которые имеют небольшие системы батарей, так как это самый слабый уровень зарядки. В принципе, для осуществления полной подзарядки авто в этом случае хватит нескольких часов, вы также можете оставить свой транспорт заряжаться на всю ночь.

Уровень № 2 (240 вольт)

Этот метод гораздо эффективнее первого и не приведет к лишним хлопотам, поскольку большая часть бытовой техники работает от сети в 240 вольт. В этом случае зарядка Nissan Leaf, соответственно, будет осуществляться в два раза быстрее и не потребует покупки дополнительного переходника - стандартного разъема вполне достаточно.

Быстрая зарядка DC

В данном случае используется постоянный ток, название «DC» означает Direct Current, что переводится как постоянный ток. Использование постоянного тока подразумевает, что вы не сможете зарядить авто в бытовых условиях, где действует только переменный ток. В этой ситуации зарядка Nissan Leaf осуществляется при помощи специальных зарядных станций, которыми должны быть оборудованы современные трассы.

Следует сказать, что подзарядка при помощи станций постоянного тока возможна только с использованием специальных переходников.

Все зарядные шнуры, которые поставляются вместе с электрокарами, имеют на одном конце штекер с тремя зубцами, это коннектор для машины. Во время присоединения зарядного устройства идет автоматическая проверка всей цепи на правильную заземленность и достаточную силу тока для подачи питания. Чтобы было удобнее устройство имеет разнообразные лампочки-индикаторы, сигнализирующие о том или ином действии.

Заряжать Nissan Leaf удобнее всего дома, что и делают большинство владельцев уникального электрокара. Благодаря современной динамике прогресса можно легко установить домашнюю систему зарядки, которая не потребует больших денежных затрат. Разумнее всего устанавливать такую систему в собственном гараже, в крайнем случае на подъезде к гаражу или на стоянке.

За последнее время зарядка Nissan Leaf сильно усовершенствовалась. Более того, сам электромобиль Nissan Leaf может похвастаться большим пробегом. Это поистине уникальное транспортное средство, которое вскоре сможет использовать беспроводную систему зарядки, которую наверняка оценят многие обладатели автомобиля.

Однако тогда это было лишь знакомство с миром электромобилей в Украине. А вот теперь нам удалось прожить с электрокаром полную рабочую неделю. Итак, может ли электрический автомобиль заменить обычную машину в реальной жизни?

Начало: дрожь, трепет, калькулятор…

Тест Nissan Leaf начался еще до появления самого электромобиля. Сначала – беготня на работе в поисках розетки и удлинителя: офис на 3-м этаже, нужен 10-15-метровый кабель. Затем – согласование вопросов с электриками и энергетиками: чтобы не перегрузить сеть и не «сжечь» проводку. Наконец – выбор места для парковки: поближе к окну с розетками. Наконец, в понедельник я отправляюсь в офис прокатной компании BLS, где меня ждет яркий (во всех смыслах) электрокар Nissan Leaf. А вот и он – бело-синий автомобиль, подключенный к 220-вольной 30-амперной зарядке. Быстрая проверка, обсуждение вопросов, подписание документов, посадка за руль. На счетчике пробега – 130 км, хотя на окнах гордо красуется цифра «180». Однако мне хватит: в путь!


Внешне Nissan Leaf – это просто «семейный хэтчбек»: знатоки и так поймут, что это за продвинутая модель (ведь Leaf всегда электрический); а обычных людей не нужно отпугивать экстравагантностью. Возможно «знатоков» уже много, возможно привлекала яркая «оклейка» – но за время теста к автору с вопросами обратилось с десяток людей, а на дороге из окон попутного автомобиля выглядывал каждый третий.

Однако в дизайне Nissan Leaf есть и свои особенности: лючок для зарядки в «носике» капота, покатая задняя часть… А также – вот такие узкие выступы на верхушке фар и у основания лобового стекла: это сделано для улучшения аэродинамики и снижения уровня аэродинамического шума, который стал ну уж очень заметен в отсутствии традиционного звука работы мотора.

Первые километры за рулем Nissan Leaf успокаивают разум: автомобиль едет неплохо, ощущается обычным хэтчем С-класса, счетчик пробега все рассчитал верно – а значит, у меня будет гарантированная сотня «Ке-Ме», когда я приеду домой и поставлю автомобиль на парковку. Но, на всякий случай, лучше поискать стоянку с розеткой и возможностью подзарядки АКБ. Это тоже своеобразный тест: из трех паркингов недалеко от дома на двух отказали с аргументацией «выбьет пробки, сожжет проводку». Лишь на третьем паркинге согласились поставить электрокар на ночную зарядку: за двойную оплату парко-места и при условии отключения электромобиля, если охранник замерзнет и ему потребуется обогреватель. Однако – первые мысли – даже с учетом двойной оплаты, езда на Nissan Leaf оказывается сравнима по цене со стоимостью ежедневных поездок на общественном транспорте, не говоря уже про обычный автомобиль. Неплохо…

А вот салон Nissan Leaf (фото компании) – это уже «будущее сегодня»: 3 дисплея включая основной сенсорный на центрально консоли; 2-этажные приборы с «кругляшами» индикатора затрат энергии; «деревья» в левом углу верхнего дисплея; необычный селектор режимов движения…

Да и заряжался я в основном на работе: дирекция и коллеги по достоинству оценили сложный эксперимент и всячески ему способствовали. Они же устроили и первый пассажирский тест Nissan Leaf: одного провези, второму покажи. К слову, места в салоне вполне достаточно для 4-х людей: крыша высокая, расстояние для колен достаточное. Главные замечания – высокий пол (из-за батареи снизу), который зажимает место для ступней, да большой центральный тоннель, что мешает среднему седоку сзади.

Коллега Макс Спивак – это 181 см роста, 90 кг веса, объемная куртка-пуховик. Однако он не чувствует стеснения на заднем сиденье Nissan Leaf: места для колен и над головой достаточно, двери открываются широко и проем большой – вполне семейный автомобиль!

Особенность задней части салона – высокий пол и центральный тоннель, что немного мешает, но не критично. Но тут стоит обратить внимание и на другие нюансы. К примеру, все сиденья (и передние, и заднее) тестового Nissan Leaf были оснащены подогревом: он оказывается заметно экономичнее обычного обогрева салона в вопросе затраты энергии. Кроме того, сиденья покрыты специальной тканью, которая дает ощущение тепла. Два примера специфических решений, которых потребовал электрокар

Из-за импровизированного 2-х часового теста Nissan Leaf не успел полностью зарядиться: я выезжал с работы, имея на приборах лишь 102 км пробега; а впереди – вечерний и утренний проезды по 35 км каждый. Итак…

Селектор «коробки» – в режим «B» (Brake) для максимальной рекуперации энергии; на руле – жмем кнопку «eco» для максимально бережного расхода заряда, с педалями обращаемся плавно-плавно. Вечер оказался не слишком уж теплым (а ехал я без обогревателя, ведь он съедает 6-8% заряда), но зато не слишком «пробочным» и без дождя. В итоге первые 15-16 км маршрута я проехал за 10 км по счетчику остатка пробега! Следующий отрезок – еще около 15-17 км – также забрал 10 км. В результате на парковку я заехал с остатком пробега в 82 км, израсходовав «по счетчику» около 20 км, а реально проехав более 30 км – отлично! Охраннику только стандартная плата, никаких зарядок ночью, ждем следующего утра.

Селектор выборов режима езды: нажатие кнопки – режим парковки; движение влево и назад – режим езды D (вперед, малая рекуперация); повторное движение влево и назад – режим езды B (вперед, интенсивная рекуперация); влево и вперед – режим езды R (задний ход); движение влево – N (нейтральная передача). Пользоваться удобно, привыкаешь быстро, чаще всего я ездил в режиме « , накапливая энергию на спусках. К примеру, пологий спуск по бульвару Тараса Шевченко к площади Победы дает +2-3 км; столько же прибавляет и короткий, но крутой спуск по Елены Телиги; даже небольшие спуски на развязках с мостов могут «подарить» + 1 км пробега.

Чаще всего я ездил в режиме « Eco », который активируется кнопкой на руле: динамики в неторопливом осеннем Киеве достаточно, а пробег – больше. Связка режимов « B+ Eco» оказывается и наиболее экономичной для езды: разгоняемся плавно, по возможности собираем энергию на спусках

День начался с тумана и тех же 82 км на счетчике, что и вчера. Дел и разъездов немного, поэтому я позволил периодически включать «печку» да ехать в обычном режиме – так приятнее во всех смыслах. Ведь помимо тепла, которое поступает сразу после включения обогрева, а не по мере прогрева ДВС, электрокар Nissan Leaf порадовал и необычайной прытью: я выигрывал едва ли ни все «светофорные старты» со сравнимыми авто С-класса. Ведь пусть электромотор Nissan Leaf развивает лишь 109 л.с., но его крутящий момент в 280 Нм доступен буквально с первого оборота. Максимальное ускорение на старте, хорошая динамика на ходу – и Nissan Leaf уже кажется не электро-овощем, а машиной с задатками «подогретого» хэтчбека!

Слабинки в виде тепла и динамики, да плюс небольшое отклонение от маршрута по нужным делам стоили мне запаса энергии. Преодолев суммарно за утро около 35 км, я приехал на работу с запасом хода около 30 км (22% заряда АКБ) против 80 км на старте. Итого электрокар «съел» в 1,5 раза больше, чем обещал изначально. Все вопросы утром были решены, сам день обещал быть спокойнее – поэтому я не слишком паниковал, когда увидел, что «время ожидания заряда 100% АКБ составит 10 часов». Невзирая на ужасающую цифру, из прошлых материалов уже было известно, что электрокары обычно заряжаются быстрее расчетного: ведь пустой аккумулятор охотнее принимает заряд и первые «+40%» даются намного быстрее, чем следующее «+40%».

Расчетное время зарядки (3 кВт)– 10 часов! Т.е. в среднем по 10 км за 1 час (запас хода 28 км, надо зарядить до 130 км). Но реально электрокар сам себя обгоняет примерно на 2-3 часа: я получил почти полный (120-130 км хода) заряд примерно за 7-8 часов. Если использовать мощное 6-киловатное зарядное устройство (от $600), доступное и в Украине, то электрокар можно заряжать вдвое быстрее

Только бы не перегреть проводку, да не выключили электроэнергию, как это было прошлой «веерной зимой»…

Осмелел: газу-газу и вперед!

Не переживайте, все завершилось благополучно: за 8 рабочих часов – почти полный заряд и более 120 км запаса хода. Плюс даже прогретый салон: я настроил климат-контроль с таймером на нужное время начала поездки – он включился, вытянул ток из розетки, а не из АКБ, и прогрел салон до комфортной температуры.

Проблемой был лишь дождь. И, как потом оказалось, пробки. Нет-нет, Nissan Leaf не расходует «топливо» в пробках попусту, как это происходит в авто с обычным ДВС. Но пробки задержали на одном участке пути и отставание пришлось наверстывать на другом. Вечером. В дождь. На плохо освещенном мосту. В итоге пришлось ехать быстро, очень быстро; но насколько быстро – это я понял, лишь взглянув на спидометр. Тишина и покой в Nissan Leaf скрадываю ощущение скорости. А благодаря низко-расположенной тяжелой АКБ электрокар буквально прижимает к земле, что добавляем ему стабильности. Преодолев традиционные вечерние 30-35 км, домой я вернулся с запасом хода 86 км: итого электрокар «съел» больше расчетного пробега, что объясняется работой дворников, фар, обогрева салона, да необходимостью спешки на одном из участков.

Следующий день начался с традиционных разъездов, но потом я нашел время, чтобы слегка «прохватить» по любимой извилистой дороге. Затем – небольшой проезд «по единственному автобану в Украине», где Nissan Leaf без проблем набрал 110-120 км/ч по спидометру (максимальная скорость 145-155 км/ч в зависимости от версии), правда, при этом начал быстро расходовать заряд батареи. Наконец – несколько активных стартов, которые снова и снова удивляли соседей по потоку.


Разгон – белые кружочки-индикаторы бегут вправо (зона расхода энергии); торможение – голубые кружочки-индикаторы бегут влево (зона рекуперации энергии). Кстати, нажатие педали тормоза – это не только срабатывание тормозных колодок, но и сигнал электрокару: «можно тормозить активнее». К примеру, на одной дороге Nissan Leaf может включить рекуперацию с интенсивность в 1 «кружочек» (режим езды D), в 2-3 «кружочка» (режим езды B), и даже в 4 «кружочка» (режим езды B и легонько нажать-отпустить педаль тормоза). Конечно, «кружочки» – не самая точная единица измерений, но ведь они трансформируются в реальные километры пробега

А вот и верхний дисплей для водителя: скорость, время, температура, и… лес деревьев в левом углу! Выглядит по-детски, но работает: чем более плавно и аккуратно едешь – тем больше деревьев «выращиваешь». В таких детско-наивных мелочах вся суть Nissan Leaf: электромобиль очень передовой, но он старается не напугать технологиями, а рассказать человеку о них в простой и понятной форме. Общие ощущения от салона – «космический корабль»: но это не пугает, а увлекает

А ведь Nissan Leaf может ехать быстро! Да, руль легкий и «длинный» в количестве оборотов; да, подвеска больше настроена на комфорт и энергоемкость; да, сложно прогнозировать двойное торможение (рекуперация и обычные тормоза, плюс переходные режимы). Но тяжелая АКБ в днище, длинная колесная база, большой крутящий момент делают своей дело: электрокар едет динамично, надежно, уверенно.

Последние дни я докатывал в разных режимах. В случае чего – подмерзал, но берег заряд и проезжал больше; по возможности – ехал в удовольствие, динамично и в тепле. Разобрался в продвинутой системе мультимедиа с сенсорным дисплеем: здесь и радио с CD-проигрывателем; и подключение смартфона по Bluetooth; и неработающая навигация (только США и Канада, «перешить» можно на свой страх и риск без гарантий); и даже голосовое управление рядом функций.



Центральная консоль – это царство глянцевого пластика и крупного сенсорного дисплея: здесь и аудиосистема, и подключение смартфона, и бортовой компьютер, и многое другое. Для всех «электро-функций» есть кнопка « Zero Emission». Одна из самых интересных опций – просмотр расхода энергии: можно оценить сколько «ест» электромотор, климат-контроль («при включении климата будет -2 км пробега»), другие системы. Навигация записана на карту памяти, которая установлена в слоте под откидным дисплеем. Здесь – навигация лишь США и Канады. А без навигации – нет и возможности узнать ближайшие точки подзарядки в Украине, приходится пользоваться сторонним приложением на смартфоне или планшете. Словом, хорошая украинская навигация здесь вдвойне важна…

Но наибольший интерес представляли системы контроля расхода энергии. К примеру, можно проследить расход энергии за последнее время и дистанцию пробега на 1 кВтч, либо узнать, сколько берут различные дополнительные потребители. Еще одна интересная опция – упомянутый климат-контроль с таймером: он программируется на определенное время выезда для предварительного обогрева или охлаждения салона. Причем в соответствующем меню можно задать приоритетность того, что важнее: заряжать АКБ до 100% без учета «климата» или все-таки включить климат-контроль, даже если АКБ к тому времени не будет полностью заряжена. Схожий таймер есть и для начала зарядки аккумулятора: можно задать время начала заряда в средине ночи, когда тариф на электроэнергию снижен.


А вот и таймер «климата»: задаем время отъезда, дни срабатывания, желаемую температуру; также можно выбрать что важнее – прогреть салон или полностью зарядить АКБ

Интересны и совсем уж специфические системы электрокара. Так, для защиты от кражи зарядного блока предусмотрен встроенный замок для блокировки штекера в носике автомобиля. Это замок управляется кнопкой под рулем: среднее положение – замок открыт; положение «LOCK» – замок закрыт; положение «AUTO» – блокировка срабатываем вместе с центральным замком. Удобно! Подобная мелочь показывает, сколько дополнительной работы пришлось проделать создателям электрокара Nissan Leaf. Ведь массовый электрокар – это настоящий переворот в мире автомобилей!

Кнопка управления замком-блокиратором для зарядного устройства. Рядом – кнопка открытия лючка зарядки в носу автомобиля. В этом ряду – и кнопка включения подогрева руля. Сверху 4 кнопки (небольшой квадрат) – служат для управления дисплеем перед водителем: показ процента зарядки аккумулятора (аналогично запасу топлива), расход энергии в пути (аналогично расходу топлива л/100 км), вход в меню настроек, и пр.

А вот и сам лючок для зарядки: подсветка, откидывающая красная крышка. Обратите внимание, что здесь только один разъем для зарядки; нет большого разъема для ускоренной «30-минутной зарядки». Говорят, что так даже лучше: быстрые 30-минутные зарядки изнашивают АКБ. В любом случае – к уменьшению емкости и пробега нужно быть готовым: уже существует статистика, что новые Nissan Leaf могут проезжать 180-200-250 км; 1-2-летние Nissan Leaf готовы к пробегу в 150-180 км; 3-летние Nissan Leaf могут проехать 130-150 км. Все зависит от условий эксплуатации…

Моя семья, которая волей-неволей тестирует все автомобили, подвела свои итоги:

«Электрокар – это, конечно, интересно; прям, прикоснулись к будущему. Но ехать каждое утро в холоде, смотреть за счетчик запаса хода и выбирать – или скорость, или пробег, или радио, или тепло – это, мягко говоря, не слишком приятно»

Мнение обычных людей, которые просто хотят ездить по свои делам, но это «мнение обывателя» имеет огромное значение. А мое мнение следующее…

Выводы: так есть ли жизнь с электрокаром?

Перед тем, как ответить на главный вопрос статьи, давайте подведем некоторые промежуточные итоги:

  1. Тестовый поддержанный Nissan Leaf реально проезжает примерно столько, сколько считает счетчик пробега; вполне можно рассчитывать на 130 км запаса хода. Новый Nissan Leaf должен проезжать еще больше – реальные 180-200 км.
  2. При желании – автомобиль едет очень бодро! Хороший разгон, энергоемкая «плотная» подвеска, АКБ в днище прижимает машину к земле. В тоже время Nissan Leaf комфортен: он настолько тихий, что это скрадывает чувство скорости; большая колесная база и «пухлые» колеса способствуют мягкой езде. Единственное серьезное замечание касается торможения: тормозит или электромотор, или колодки, или все вместе; много переходных процессов; словом, нужно привыкать.
  3. Наигравшись с настройками, я эксплуатировал электрокар в режиме езды «ECO» и в режиме трансмиссии «B» (Brake). Для обычной городской езды, где много светофоров и пробок, достаточно динамики и плавности в еко-режиме. А торможение-рекуперация позволяет накапливать энергию для новых километров. Мой лучший результат составил «+3 км» на счетчике пробега.
  4. Дистанцию пробега можно как увеличить, так и уменьшить своими действиями. Как показал тест, можно ездить плавно и без обогрева, но проезжать до +30-50% больше обещанного! А можно ехать динамично, быстро, с максимальными энергозатратами (обогрев, фары, дворники, магнитола, без рекуперации) – и проезжать в режиме «реальный 1 километр за 1,5 километра по счетчику».

На самом деле ситуации с заглавной фотографией в начале статьи, где мы толкаем машину, никогда не было – Nissan Leaf ни разу не подвел в плане запаса хода! Для электрокара более характерна другая ситуация: ездим в теплой одежде – ведь не хочется тратить запас хода на обогрев салона; постоянно помним о зарядке – на ночной стоянке, на парковке возле офиса, ищем розетку в торговом центре…

А теперь мой ответ на вопрос, ради чего и проводили тест: есть ли жизнь с электрокаром?

Если рассматривать Nissan Leaf как единственный универсальный автомобиль, если нет возможности постоянной подзарядки на работе и/или дома – то «НЕТ».

Однако я скажу «ДА». Ведь, с одной стороны, электрокар требует думать и шевелится: найти розетки в паркинге; настроить климат-контроль; просчитывать маршрут. Но, с другой стороны, электрокар реально заменяет автомобиль в ежедневных городских поездах – и это со счетом за электроэнергию сравнимую с расходом 1л/100 км! Не менее важно и то, что электрокар Nissan Leaf являет собой пример прогресса, причем уже не «где-то там на выставке в далекой стране», а вот здесь и сейчас, во дворе соседнего дома или на парковке ближайшего офисного центра. Если бы не «прогресс через проблемы», то мы бы и сегодня ездили на лошадях при свете керосиновой лампы!

За эту неделю я столкнулся с проблемами, которые вызывал Nissan Leaf. Но я и нашел пути их решения: зарядка, тепло, запас хода. Это не вопрос Nissan Leaf, это вопрос конкретного человека: готов или нет ломать стереотипы для будущего и прогресса. Я попробовал. Было сложно. Но, кажется, удалось.

Сценарии для электрокара: три жизни Nissan Leaf

Итак, я рассказал о своих впечатлениях о Nissan Leaf и своей реальной жизни с электрокаром. Мы также нашли еще несколько реальных примеров использования электрокара в реальной жизни: в Украине и в США, «частник» и компания. Каждый пример открывал что-то новое, необычное, важное. Итак…

Nissan Leaf в прокате

Станислав Луцкович, генеральный директор автопроката BLS

Наша компания существует 8 лет, ежегодно мы обслуживаем более 1 000 заказов по всей Украине. Идея пополнить парк электромобилями возникла после того как один из наших товарищей устроил нам тест-драйв нового Nissan Leaf и заразил нас этой идеей. До этого прокатом электромобилей никто не интересовался; мы были первыми, кто запустил услугу проката электрокаров сразу в двух городах: Киеве и Одессе.

Первый опыт оказался очень успешен! Сегодня загрузка всех электрокаров составляет 75-80%, что значительно выше загрузки авто аналогичного класса с традиционными моторами. Сегодня в Киеве, Одессе, Львове мы эксплуатируем 6 электромобилей: одну Tesla Model S и пятерку Nissan Leaf 2013-2015 г.в. с запасом хода 120-180 км. Суммарно 6 электрокаров за 3 месяца проехали более 50 000 км – никаких проблем! Единственное замечание – очередь на услугу проката электрокара. Обслуживание Nissan Leaf проводим на официальном сервисе дилера Nissan. Стандартное ТО – это одно название: по сути лишь диагностика ходовой части, проверка автомобиля, замена фильтра салона. Склад запчастей и «расходников» большой, часто даже есть кузовные детали. Словом, сплошная выгода и экономия. В том числе и для клиентов – ведь расхода топлива нет. При этом мы сдаем Nissan Leaf в аренду по цене обычного сравнимого хэтчбека, к примеру VW Golf.

Сегодня мы уже переходим от проката электромобилей к их продаже. Так, была создана дочерняя компания ECO CARS , с которой мы работаем в тесном партнерстве. К примеру, уже сейчас мы предлагаем акцию для потенциальных покупателей Nissan Leaf: берете электрокар на 3-дневных прокат; если автомобиль понравился и принято решение его купить – то мы компенсируем стоимость проката. Фактически клиент не только получает прокат автомобиля, но и бесплатный длительный тест-драйв, во время которого может понять, подходит ему Nissan Leaf или нет. В итоге рост продаж напрямую зависит от нашей деятельности: немало людей, попробовавших Nissan Leaf в прокате, затем решаются купить электромобиль для себя.

Для этой же цели мы часто проводим ознакомительные тест-драйвы на выходных. Работаем и над развитием сети зарядных станций. К примеру, до конца года мы открываем более десятка зарядных станций. А в планах на следующий год – 100 зарядных станций по всей Украине. Причем есть возможность использовать мощные зарядные станции на 6-8 кВт – с ними Nissan Leaf полностью заряжается за 3,5 часа вместо 7 часов при заряде от обычной розетки. Такая станция стоит от $600, что делает ее доступной и частному покупателю для установки возле дома, у офиса, на паркинге.

Наконец, наша последняя идея – связать продажу электрокара с прокатом автомобиля от BLS, что решает проблему дальних поездок. Сейчас прорабатывается программа специальных условий аренды обычного автомобиля для покупателей электрокаров Nissan Leaf у нас. В итоге человек сможет каждый день в городе ездить на электрокаре, а при необходимости дальней поездки будет брать автомобиль в прокате BLS. На какой срок, по какой цене, какую модель, может вообще бесплатно – сейчас прорабатываем эти вопросы. Но идея уже есть, и с ресурсами BLS она полностью решает проблему длительных поездок для владельцев электрокаров Nissan Leaf.

Nissan Leaf в США

Станислав Петровский, частный владелец электрокара в США

В нашей семье Nissan Leaf 2011 года выпуска появился примерно полгода назад. Выбрали электрокар за инновационную идею – он буквально переворачивает мир вверх ногами! Кому-то это покажется сложным, но это был настоящий вызов правилам и традициям.

А еще выбрали электрокар для того, чтобы покончить с еженедельными расходами на бензин. Даже если учесть, что домашний счет за электричество вырос на 15-20%, то за счет экономии денег на топливе Nissan Leaf все равно перекрывает ежемесячные платежи по кредиту на 70%!

Теперь о практике. Когда мы взяли этот 4-летний Nissan Leaf два деления на шкале «жизни» батареи уже ушло: сейчас реальный запас хода примерно 60-70 миль (100-110 км) на одном при максимально заявленном пробеге в 80 миль (130 км) для нашей модели. Кроме того, запас хода зависит от многих факторов и температура – один из них: лучше задавать таймер климат-контроля для предварительного охлаждения или прогрева салона.

Электрокар в основном заряжаем дома каждую ночь, когда ниже тариф на электроэнергию; для активации зарядки ночью есть соответствующий настраиваемый таймер. Заряжаем в гараже или возле гаража, где была установлена зарядная станция (назовем ее «stage 2») на 220 вольт и около 30-35 ампер. В таком случае Nissan Leaf заряжает полностью примерно за 3-4 часа. Ведь в США обычная сеть имеет напряжение лишь 110 вольт и обычная зарядка (по аналогии – это «stage 1») от сети может потребовать до 24 часов!

Станций быстрой 30-минутной зарядки (по аналогии – это «stage 3») в нашем небольшой городке мы не нашли, но, к примеру, в Калифорнии таких станций много. На самом деле, все зависит от конкретного штата: у нас есть 5-6 станций зарядки «stage 2», также местные люди могут помечать свои домашние станции в мобильных приложениях для общего пользования – таким образом, и развивается эта инфраструктура.

В момент покупки электрокара на его одометре было 20 тыс. миль (32 тыс. км), мы уже проехали 7 тыс. миль (11 тыс. км) – никаких замечаний: ни масло, ни свечи менять не надо; традиционных ТО у автомобиля, по-моему, толком и нет – только проверяй подвеску да тормозные колодки.

Очень нравится разгон, ускорение электрокара. Радует маневренность, хорошее оснащение, продвинутая система мультимедиа. Минус только один – ты ограничен километражем заряда, а если нужно зарядиться – то нужно долго ждать. В новых 100-мильных моделях ситуация должна быть лучше.

Но есть и один огромный плюс, который перекрывает все минусы: нравится идея частично покончить с нефтью и не быть таким зависимым от нее; идея помогать окружающей среде – в Nissan Leaf для этого даже сделали табло, на котором можно отследить количество «спасенных» деревьев.

Мой итог прост. У нас в семье есть второй автомобиль с обычным мотором – для длительных поездок. Но реально Nissan Leaf показал, что за электромобилями будущее и мы будем видеть их все больше и больше вокруг. Я рекомендую Nissan Leaf всем, кто хочет экономить на поездках, хочет подчеркнуть свой характер «еко-френдли», и готов планировать свои поездки с умом.

Nissan Leaf в Киеве

Игорь Тимошенко, частно-служебное использование Nissan Leaf в Киеве

У меня Nissan Leaf 2013 года выпуска с хорошей комплектацией: есть камеры кругового обзора, аудиосистема Bose, и пр. Это было одним из факторов выбора электрокара пару месяцев назад: инновационный и хорошо-оснащенный автомобиль, который не потребляет топливо, по цене ДВС-одноклассников сравнимого года и комплектации.

Автомобиль мне нужен по работе, много езжу по Киеву. Точки зарядки есть в паркинге возле дома и на работе – пришлось лишь развивать привычку подключать Nissan Leaf к розетке каждый раз при парковке. Однако еще ни разу электрокар не подводил – всегда хватало запаса хода. Но был случай, когда новый охранник на паркинге по незнанию отключил электрокар от розетки: благо, заряда хватило до работы – там и «заправился». Словом, порой требуется согласование и решение всех вопросов перед началом эксплуатации электромобиля.

И это при том, что я езжу динамично, с постоянным обогревом или кондиционером. Счетчик пробега обычно выдает запас хода 120-130 км при полностью заряженной АКБ (как показал тест на профильной СТО, аккумулятор потерял 16% емкости за 2 года). Но я чаще ориентируюсь по индикатору заряда АКБ: 1% заряда – 1 км пробега. Итого имеем 100 км пробега при любых условиях езды. Причем режимом «ЕСО» пользуюсь редко, а вот в «коробке» практически всегда включен режим «B»: на каждом спуске собираю дополнительные 1-2-3 км.

Что в автомобиле очень понравилось – так это хорошая динамика на «городских» скоростях; комфортная и энергоемкая подвеска. Ну и уже упомянутые системы мультимедиа: сенсорный дисплей, подключение телефона, «продвинутая» магнитола, камеры кругового обзора, настраиваемый климат-контроль и пр.

Из минусов отмечу частое запотевание стекол, особенно лобового стекла, малый пробег на одной зарядке – привыкаешь к почти бесплатным поездкам, хочется еще и еще. Также минус в небольшом количестве зарядных станций в Киеве, но это минус уже не Leaf-а, а развития инфраструктуры города. Надеюсь, со временем это изменится.

Три поколения – в одном кузове

Электрокар Nissan Leaf стартовал лишь в 2010 году, но уже пережил несколько существенных обновлений: едва заметные внешние изменения при кардинальной смене начинки внутри, которая влияла на максимальный пробег. Итак…

Первое поколение Nissan Leaf оснащалось 109-сильным 80-киловатным электромотором (280 Нм) и литий-ион аккумулятором на 24 кВтч. Разъемы для зарядки были установлены под передней крышкой, но зарядное устройство находилось около задних колес, в балке между багажником и салоном. Отсюда – объем багажного отсека в 330 л. Электромобиль разгонялся до 100 км/ч за 11,9 сек и проезжал 160-200 км. Точное значение максимального пробега зависело от метода замера и условий испытаний: согласно наиболее жесткому циклу EPA LA4 (США) электрокар мог проехать 100 миль или 160 км; наиболее мягкий японский замер JC08 давал около 200 км; европейский цикл NEDC посредине – 175 км.

Это схема Nissan Leaf первого поколения: обратите внимание на расположение блока зарядки аккумуляторной батареи: с его переносом под капот и сменой компоновки удалось увеличить объем багажника

В конце 2012 года был показан Nissan Leaf 2013 МГ, который и был у нас на тесте. При минимальных внешних изменениях (другие цвета кузова, колесные диски, темный салон) произошла чуть ли не революция внутри электромобиля. Во-первых, использован другой электромотор в блоке с инвертором и зарядным устройством: теперь все собрано под капотом. Это, в свою очередь, позволило убрать описанную выше стенку-упор за задними сиденьями и немного увеличить объем багажника – до 370 л. Плюс изменена система отопления, плюс лучшая эффективность рекуперации, плюс облегчение всего электромобиля. В результате согласно циклу JC08 такой Leaf мог проезжать до 228 км при идеальных условиях. Европейские и американские замерщики были жестче – вот откуда заявленные 180 км пробега на стеклах тестового авто (да еще и для новой АКБ).

Тестовый Nissan Leaf был выпущен в 2013 году – у него более преобразователь и зарядное устройство в едином блоке сверху над двигателем…

…и отсутствует перемычка за задними сиденьями, благодаря которой не только увеличился объем багажника, но и стало удобнее складывать спинки для перевозки крупногабаритных вещей

Наконец, нынешней осенью было объявлено о новых доработках для существующей модели Nissan Leaf, хотя уже тестируют автомобиль следующего поколения. Так, Nissan Leaf 2016 МГ получил еще один новый цвет кузова, слегка измененные фары и эмблемы, другую антенну на крыше да обновленную систему мультимедиа – словом, его распознает лишь знаток. Однако под сиденьем может быть более емкая батарея: 30 кВтч вместо 24 кВтч. А это, по расчетам компании Nissan, позволит увеличить согласно циклу NEDC.

Последнее глобальное обновление для Nissan Leaf обещает запас хода до 250 км

Но по нормам США пробег окажется заметно скромнее (170-200 км); да и ожидается, что увеличенная батарея будет доступна как платная опция или в рамках определенной комплектации. Однако стремление Nissan к совершенствованию Leaf похвально.

Рынок электромобилей в Украине: Nissan Leaf и другие

Нынешний год таки стал прорывным для электромобилей в Украине: по итогам 10 месяцев 2015 года в Украине продано 384 электромобиля : прирост продаж составил +550%! Это цифры суммарных продаж новых и подержанных электромобилей.

Два самых популярных электрокара – Nissan Leaf и Tesla Model S. Причем интересна и статистика продаж только новых электромобилей – 38 экземпляров Nissan Leaf и 28 электрокаров Tesla Model S: т.е. Nissan Leaf в основном берут подержанным, считая деньги на покупку и эксплуатацию; а Tesla Model S – как новый статус-автомобиль.

Но даже с такими цифрами продаж новых электрокаров за 10 месяцев 2015 года есть немало интересного: Nissan Leaf в своем классе обошел по продажам Volvo V40, Honda Civic, Audi A3; Tesla Model обошла в продажах Porsche Panamera, Audi A7, Jaguar XF.

Дорогая Tesla Model S успешно конкурирует с известными брендами и премиальными моделями – и нередко выигрывает «битву за кошелек»

Подержанный 2-3-летний Nissan Leaf сегодня в Украине можно купить за $15-20 тыс., что с учетом интересного оснащений – сенсорный дисплей, климат-контроль, «автомат» – выглядит вполне сравнимо ценам традиционного хэтчбека С-класса в схожей комплектации. Однако следует учитывать, что с низкой ценой покупатель получает и чуть устаревшие технологии (см. блок выше) да слегка изношенную батарею, которая уже потеряла часть своей емкости (минус 10-20% емкости за 2-3 года) – вот и ответ, почему тестовый Nissan Leaf мог проехать реальных 130 км вместо идеально-обещанных 180 км.

Абсолютно новые Nissan Leaf, причем даже в обновленной версии 2016 МГ с запасом хода до 250 км, в продаже также встречаются. Но «под заказ» и по цене около $38-40 тыс. Неудивительно, что большинство проданных электромобилей Nissan Leaf все-таки подержанные – около 90% от общего числа Leaf-ов. Но именно они сегодня и находят себе первых владельцев-энтузиастов, продвигая идею электрокаров в Украине.

ВВЕДЕНИЕ

Премьера первого массового легкового электромобиля Nissan LEAF состоялась на международном токийском автосалоне в 2009 году. Название LEAF - это не только «листик» (в переводе с английского), но и аббревиатура «Leading, Environmentally friendly, Affordable, Family», что означает «выдающийся, экологически чистый, доступный, семейный». Главной особенностью данной машины является то, что вредные выбросы в атмосферу не только сокращены - их попросту не существует. Сборка Nissan LEAF осуществляется в Японии (г. Оппама), в США (г. Смирна, штат Теннеси), в Великобритании (г. Сандерленд). С сентября 2014 года модель производится и продается в Китае совместным предприятием Dongfeng-Nissan под названием Venucia е30.

Nissan LEAF построен на платформе Nissan V, знакомой по малолитражной Micra и кроссоверу Juke. Внешне модель не похожа на традиционные «зеленые» легковушки, как, например, Honda Insight или Toyota Prius с их характерной покатой крышей и обрубленной «кормой» (аэродинамичный Kamm-профиль). LEAF - это переднеприводный хэтчбек С-класса, габариты которого составляют 4445 мм в длину, 1770 мм в ширину и 1550 мм в высоту. Примечательно, что нижнее расположение самого тяжелого элемента автомобиля - аккумуляторной батареи - обеспечивает лучшую в этом классе устойчивость относительно высокой машины. Кроме того, батарея также обеспечивает более высокую жесткость конструкции кузова по сравнению с традиционными пятидверными хэтчбеками.
Плавные линии экстерьера с сильным наклоном капота и полным отсутствием выступающих элементов обеспечивают отличные аэродинамические характеристики (коэффициент аэродинамического сопротивления Сх составляет всего 0,28).

Благодаря достаточно длинной колесной базе (2700 мм) салон Nissan LEAF довольно просторен - в нем достаточно пространства для пяти человек и багажа. Интерьер модели оформлен в стиле hi-tech. В центре передней панели располагаются кнопки управления аудиосистемой и климатической установкой, а также сенсорный дисплей фирменной навигационно-информационной системы EV-IT, которая, помимо всего прочего, в любой момент оповестит водителя о запасе электроэнергии в аккумуляторных батареях.

Главным отличием от традиционных автомобилей в салоне является комбинация приборов. Она не перегружена (чем обычно грешат автомобили с различными альтернативными силовыми агрегатами), благодаря чему очень легко читаема, но в то же время информативна. Сверху - индикатор расхода электроэнергии или ее рекуперации, а под ним - индикатор готовности автомобиля к движению. Справа - остаточный запас хода. Слева - указатель температуры литий-ионной аккумуляторной батареи. На центральный дисплей выводится различная информация бортового компьютера. В верхнем секторе отображаются часы, скорость движения автомобиля, а также оригинальный ЭКО-метр, смысл которого заключается в том, чтобы демонстрировать водителю преимущества электромобиля перед обычными машинами с ДВС в виде елочек, которые вырастают всякий раз, когда электромобилю удается сэкономить энергию рекуперативным торможением.

Багажный отсек не отличается грандиозными размерами. Его объем составляет всего лишь 370 л. Впрочем, такое значение не намного отличается от объемов багажников обычных «малолитражек».

На первый взгляд, подкапотное пространство Nissan LEAF ничем не отличается от обычных легковых автомобилей: та же декоративная крышка двигателя, бачки тормозной системы, омывателя и системы охлаждения и даже традиционный 12-вольтный автомобильный аккумулятор, необходимый для бортовой сети машины. Однако такое впечатление весьма обманчиво. Силовым агрегатом данного автомобиля является синхронный электромотор мощностью 80 кВт (максимальный крутящий момент - 280 Н м), который объединен в один узел с инвертером и конвертером DC-DC. Коробка передач отсутствует, если не считать таковой одноступенчатого редуктора, преобразующего высокие обороты электромотора в повышенное тяговое усилие. Разгон электромобиля от 0 до 100 км/ч занимает 11,7 с.

Запас электроэнергии заключается в литий-ионных ламинатных аккумуляторных батареях, набранных из 48 модулей общим весом 175 кг. Каждый модуль представляет собой прямоугольную пластину размером примерно 25–30 см при толщине 12,5 мм. Благодаря этому модули удобно размещать под полом автомобильного шасси.
Для зарядки тяговых аккумуляторов в передней части электромобиля предусмотрен специальный лючок, под которым размещены два гнезда: первое - для подключения к постоянному току напряжением до 500 В (так называемая быстрая зарядка от специальных зарядных станций), второе - для зарядки от бытовой сети. Для полной зарядки тяговых аккумуляторов от розетки 220 В потребуется семь-восемь часов, то есть осуществить зарядку можно за время ночной стоянки автомобиля. Хватает же этого заряда примерно на 160 км пробега.

В остальном конструкция Nissan LEAF вполне традиционна: подвеска со стойками McPherson впереди и сопряженными продольными рычагами сзади, реечный рулевой механизм с электроусилителем, дисковые тормоза всех колес.
Nissan LEAF предлагается в трех уровнях комплектации: «S», «X» и «G». В базовое оснащение входят стальные 16-дюймовые колесные диски, электропривод наружных зеркал, спойлер со стоп-сигналом, светодиодные габаритные огни, противотуманные фары, электронные системы активной безопасности ABS с EBD и Nissan Brake Assist, ESP, Hill Start Assist (система помощи при старте на склоне), восемь подушек безопасности, климат-контроль, электростеклоподъемники всех дверей, регулируемая по высоте рулевая колонка, система бесключевого доступа с кнопкой Start-Stop для активации силовой установки, аудиосистема с четырьмя динамиками (радио, CD, MP3, AUX, Bluetooth).
В более дорогих исполнениях предлагаются «продвинутые» мультимедийные системы с акустикой Bose с семью динамиками, круиз-контроль, камера заднего вида, датчик дождя, электропривод складывания наружных зеркал, спойлер с солнечными батареями, система камер кругового обзора, подогрев зеркал, передних кресел и обода рулевого колеса, а также кожаная обшивка сидений и даже плазменный генератор, убивающий микробов и устраняющий запахи в салоне.

И, конечно же, безопасность автомобиля на самом высоком уровне. По результатам серии краш-тестов, проведенных независимой организацией EURONCAP, автомобилю присвоен высший рейтинг безопасности - пять звезд.
Nissan LEAF неоднократно удостаивался различных наград. В его «арсенале» звания «Европейский автомобиль 2011 года» («European Car of the Year»), «Лучший «зеленый» автомобиль США» («Green Car Vision Award»), а также «Всемирный автомобиль 2011 года» («World Car of the Year»).
В 2012 году модель претерпела некоторые конструктивные изменения. Так, конструкторы перенесли зарядное устройство для аккумуляторов в переднюю часть автомобиля, уменьшили массу силового агрегата и реализовали ряд мер по повышению энергоэффективности, благодаря чему запас хода увеличился со 160 до 200 км.
Конечно, Nissan LEAF не подходит для дальних путешествий. Его стихия - городской трафик с невысоким средним темпом. Благодаря доступной цене, экологичности и экономичности эту модель можно смело назвать лучшим транспортным средством для мегаполисов.
В данном руководстве приводятся указания по эксплуатации и ремонту всех модификаций Nissan LEAF, выпускаемых с 2010 года.

Своими впечатлениями об использовании электромобиля Nissan Leaf поделился Евгений Муджири на страницах издания Autogeek.com.ua .

С какими трудностями сталкиваются владельцы электромобилей? Какие минусы в ежедневном использовании электрического автомобиля? Ради каких «фишек» в электрокаре можно отказаться от использования обычного автомобиля с двигателем внутреннего сгорания?

На все эти вопросы я попытался ответить, в первую очередь – для себя. И потому с удовольствием принял предложение Александра Кравцова, директора компании ElectroCars поменяться машинами на несколько дней в формате «ключ на ключ».

У меня за спиной – годы опыта за рулем (с 2000 года) и десятки проведенных редакционных тест-драйвов (с 2008 года). Страх сесть за руль чужого автомобиля отсутствует как понятие.

Я так думал до минувшего вторника. Было очень стремно. Во-первых, мой Honda Jazz после заправки «до полного» редко показывает цифру запаса хода меньше 600 км. Тут же мне выдают автомобиль, который в лучшем случае будет готов катать меня 150 км, а потом – «ищи розетку».

Во-вторых, мне предстояло пережить два «челленджа»: доехать домой за город и поставить там электромобиль на ночную заправку. Но, как и предупреждали меня в автосалоне ElectroCars, все эти страхи проходят после первой ночной зарядки – когда понимаешь, что и батарею зарядил, и доехать на работу и обратно хватит.

Поездил я на электромобиле Nissan LEAF четыре дня и готов рассказать вам о своих впечатлениях. Начну, пожалуй, с 5 вещей, которые не понравились.

  1. Ограниченный 150 километрами запас хода. Пусть в среднем, я больше в режиме «с работы на работу» в день и не проезжаю, но бывает, что приходится покататься по городу. И тогда этого хватает впритык. Когда у меня остается четверть бака бензина, у меня уже начинает дергаться глаз – стараюсь заехать и залить до полного. А тут та же четверть – это «полный». Мне мало.
  2. Из-за этого ограничения в запасе хода приходится тщательно планировать свой маршрут. Желательно, чтобы он пролегал мимо какой-нибудь электрозаправки, где можно было бы подзарядиться, потратив время на небольшой кофе-брейк. Но тут, наверное, дело привычки.
  3. Отсутствие люка в крыше. Из-за этого страдает обзорность. Подъезжая аккурат под линию «стоп» на светофоре, сам светофор уже не видно. И это, пожалуй, «болячка» многих Nissan’ов.
  4. Нечетные частоты в радиоприемнике. Говорят, перепрошивка может стоить $100-150. Но изначально американский формат настройки не предполагает выбор частоты радиостанции «Голос столицы» FM 106,0, где я по понедельникам утром веду передачу «Автосервис». Можно выбрать или 105,9, или 106,1:(Как шутят сами электромобилисты-киевляне, именно поэтому им приходится слушать KISS FM – электронная музыка для электрического автомобиля (FM 106,5) :)
  5. Отсутствие круиз-контроля. Да, я понимаю, что у меня была не самая крутая комплектация, а обычная S-ка. Но, блин, неужели так сложно в электромобиль добавить две кнопки на руль? И такой мелочи как импульсные указатели поворотов (когда при легком коротком нажатии на рычаг указатель поворотов мигает три раза) тоже очень не хватало. Это ж все-таки Nissan, а не Renault какой-то. Oh, wait…

А теперь о том, что понравилось, и чего мне будет не хватать в моем «Джазике».

  1. Бесшумность и отсутствие каких-либо вибраций. Ты включаешь кнопку, как в ноутбуке, и едешь – все! Разве что по привычке ждешь, когда пешеходы отойдут с проезжей части на обочину, когда ты к ним приближаешься сзади.
  2. Крутящий момент с нуля. Спасибо за воспоминания из молодости, когда приходилось поездить на троллейбусе. Да-да, на «восемнадцатом». Динамика потрясающая, но Porsche Cayenne не рвет:) По крайней мере, я не пробовал.
  3. Отсутствие необходимости заезжать на заправку. Зарядка происходит ночью дома. Проезжая мимо всех этих придорожных комплексов с зарытыми под землю цистернами с топливом, на лице невольно появляется ухмылка.
  4. Климат-контроль (кондиционер) тянет не так много электричества, как мне казалось раньше. Запас хода уменьшается не в разы, а на 10, максимум – 15 км.
  5. По сравнению с «Джазом», LEAF мягче и комфортнее в езде. Он очень прикольно управляется, благодаря низкому центру тяжести (батарея под дном).

Вывод: – это очень круто в качестве второго автомобиля и при условии, что у вас есть, где его заряжать по ночам. Лучше, если это будет частный дом. Честно, были мысли продать Jazz (2011 года) и купить Leaf (2013 года). Тем более, что доплатить пришлось бы совсем немного. Но тогда пришлось бы отказаться от дальних поездок. А я пока не готов:)

Вот так, спустя ровно два года, как я впервые сел за руль электромобиля (спасибо, Константин Евтушенко), я уяснил для себя все плюсы и минусы этого транспорта в повседневном использовании.

P.S. О том, как однажды я подвез пассажиров на Nissan LEAF, я написал у себя в

С одной стороны, восстановление запаса хода электромобиля не требует от его владельца долгого и переборчивого поиска АЗС, электричество -то, в отличии от бензина везде одинаковое. Но с другой стороны, неправильная зарядка батареи экомашины может привести к износу элементов питания и снижению ходовых характеристик.

А новая батарея – удовольствие не из дешевых, цена этого элемента для электромобиля может доходить до 6000 долларов. Впрочем, если обратиться на то лишних расходов можно избежать, купив рабочие модули батареи на замену изношенным.

Однако, если соблюдать несколько несложных правил, то проблемы с батареей электрокара возникнут еще нескоро. И в первую очередь, речь идет о том, как правильно заряжать электромобиль. Да-да, к восполнению запаса хода электромобиля тоже следует подходить с умом, иначе есть большой риск заметить стремительное снижение емкостей аккумуляторов.


Всего существует 2 основных способа для зарядки электрокаров:

1. «Заправка» электромобиля от 2-х фазной домашней электросети переменным током с помощью специального, с преобразователем. Ее плюс в том, что она практически безвредна для элементов питания электромобиля.


2. Зарядные станции «быстрого» тока. Сейчас существует 2 типа подобных установок: CHAdeMO и CCS. В основном, такие устройства монтируются возле крупных торгово-офисных и развлекательных центров. Первая отлично подойдет для электромобиля Nissan Leaf, причем как для 24, так и 30 киловаттной версии. Преимущество таких зарядок в том, что 80% заряда батареи можно получить за полчаса! CCS станции обладают теми же возможностями, но их разъем создан под европейские машины. Также у этих видов зарядных «колонок» различается протокол обмена данными с электрокаром, в первом случае используется стандарт CAN, во втором – PLN.

Сами по себе, батареи Nissan Leaf идут с защитой от перезаряда, поэтому просыпаться среди ночи, чтобы отключить машину от электричества не обязательно. Впрочем, для подстраховки, Nissan оснастил электромобиль таймером отключения, который прекратит подачу электроэнергии в указанное пользователем время и равномерно распределит процесс восполнения заряда, что позитивно скажется на «здоровье» элементов питания.

Итак, первая рекомендация – заряжать батарею Ниссана Лиф от бытовой, двухфазной сети и с таймером. Да, этот процесс может растянуться на длительное время, но если вы не будете ездить на машине ночью, то такая «заправка» вряд ли добавит вам дискомфорт. Тем более, что таким образом можно значительно продлить жизнь аккумуляторам. Если вы решили восполнять запас хода таким образом в гараже, то учтите, что источник электричества должен быть с заземлением, иначе зарядка попросту не заработает.

А вот скоростной зарядкой, наоборот увлекаться не рекомендуется. Эксплуатация Nissan Leaf показала, высокоскоростные порты почти вдвое ускоряют потерю емкости элементами питания. Однако такое явление актуально, если пытаться зарядиться на 100%, если же подключиться к такой «колонке» на полчаса для восполнения 80% емкости элементов питания, то большого вреда от этого не будет.

Кстати, зимой заряжать батарею Nissan Leaf стоит каждый день, и делать это желательно в теплом, отапливаемом гараже или паркинге. На морозе надолго машину ни в коем случае оставлять не следует – иначе придется идти на разборку Nissan Leaf и покупать новые модули батарейного блока.


Из всего вышеперечисленного напрашивается только один вывод: восполнять запас хода самого популярного электромобиля лучше всего от домашней сети и с помощью фирменного зарядного устройства Nissan Leaf. Это и удобнее, и выгоднее, учитывая то, что батарея при такой заправке проживет дольше.

Быструю же зарядку лучше использовать, когда заезжаете в супермаркет за покупками и хотите лишь немного «дозаправить» свой электромобиль. В этом случае, нужно обязательно ставить таймер, который в определенный момент отключит питание и подачу электричества. В противном случае, набрав те самые «заветные» 80%, система не остановится, а будет дальше заполнять батареи, нанося им непоправимый вред.