Спортивные автомобили 90 х

Все мы по-разному вспоминаем и воспринимаем 90-е. Кто-то из читателей был тогда еще молод, и знает о бурных 90-х только понаслышке. Для кого-то это время запомнилось отсутствием денег, стихийными рынками, поездками в Польшу, рэкетом и бандитами, малиновыми пиджаками и пейджерами. А мы сегодня вспомним культовые автомобили 90-х – отечественные «девятки» и первые импортные «пассаты», «бэхи» и «мерсы», о которых в те годы снимали кино и слагали песни.

«Вишневая девятка» – ВАЗ-2109

Начнем со знаменитой «девятки», народного автомобиля, который в 90-е годы стал невероятно популярным в странах распавшегося Союза. Для людей, еще не отошедших от серости и убогости автомобильного выбора «совдепии», ВАЗ-2109 олицетворял глоток современности, ведь его дизайн серьезно отличался от всего того, что раньше ездило улицами советских городов. К тому же, эта машинка была весьма динамичной, а главное – доступной.

Выпускался автомобиль в модификациях 5-дверный хэтчбек и 4-дверный седан, оснащался двигателем объемом от 1100 см3 до 1499 см3 мощностью 54 л.с. -140 л.с.

Но, все равно являлся продуктом «настоящей советскости» – быстро ржавел, тарахтел и громыхал, был жестким, угловатым, неудобным и часто ломался. А потому при первой возможности обладатели «девятки» все же предпочитали пересаживаться, пусть и на сильно «потасканную», но иномарку.

Кстати, «девятку», как и ее предшественницу «восьмерку» ВАЗ-2108, в народе тут же окрестили «зубилом». Кое-кто считал, что такое шутливое прозвище автомобили получили за склонность часто ломаться и ремонтироваться грубым способом. На самом же деле, их обзывали зубилом из-за схожести формы кузова со слесарным инструментом.

Однако, не взирая на все свои проблемы, ВАЗ-2109 по праву можно назвать культовым автомобилем 90-х, на котором ездили многие – от бизнесменов до бандитов. И недаром в свое время про нее пела очень популярная в 80-х – 90-х годах женская группа «Комбинация», высмеявшая в хите про «вишневую девятку» основные проблемы ее хозяина – необходимость постоянно чинить и охранять любимый автомобиль.

«Первая любовь» – Volkswagen Passat B 3 и B 4

В свое время для многих украинцев этот продукт немецкого автопрома, который в начале 90-х начали пригонять отечественные дельцы, стал синонимом понятия «первая иномарка», причем иномарка по-настоящему немецкая, то есть, сильная, надежная, «сделанная на века», но не очень «прожорливая» и относительно недорогая.

Бывшие советские граждане, садясь в 90-х за руль Volkswagen Passat, часто испытывали некое подобие экстаза, восхищаясь качественной отделкой салона – хорошим пластиком и прочной обивкой сидений, а также не уставали поражаться вместительностью багажника, объем которого у универсала достигал при сложенном заднем сидении 1500 л, а у седана – 820 л.

В таком автомобиле тогда возили не только дачную картошку и мебель, но и развозили по рынкам товары. Единственным существенным недостатком Пассата был его малый клиренс, что лишало возможности эксплуатации авто на плохих дорогах.

Автосервисов в те годы практически не существовало, но благодаря простой конструкции, крепкому кузову и надежному «движку», Пассат, во-первых, ломался не часто, а, во-вторых, легко поддавался гаражной починке.

В 90-х годах Volkswagen уже выпускал третье и четвертое поколение Пассатов, которые оснащал огромным спектром двигателей с вариацией объемов от 1,6 до 2,8 л, мощностью 72 л.с. – 174 л.с., однако, на территории Украины чаще всего можно было встретить 1,8 и 2-литровые машинки.

Самый широкий – Jeep Grand Cherokee

Те, кто помнит – поймут, а иные – просто поверьте: этот автомобиль в 90-е годы был воплощением мечты любого мальчишка, и олицетворением гангстерской крутости.

Из-за созвучности имени, своих габаритов, представительского дизайна и шикарного салона, в народе его в шутку называли «джипом широким», а любого его владельца однозначно воспринимали «барыгой» или бандитом, что в те времена именовалось словосочетанием «новый русский».

Очень прочный и «простой, как угол дома», первый американский представительский вездеход, гордо появившийся на территории независимой Украины, 4-х – 5-х-литровый Jeep Grand Cherokee, выпускаемый компанией Chrysler, был невероятно прожорлив, а потому кормить в 90-х его могли только люди, обладающие шальными деньгами.

Брутальный автомобиль появлялся у нас обычно в двух расцветках – черной и темно-зеленой. На нем приезжали на «разборки» (бандитский вид выяснения отношений) и бизнес переговоры, эксплуатировали в городах-миллионниках, и в провинции.

И, конечно, он часто мелькал в различных «перестроечных» кинофильмах, где также играл роль бандитской машины – эдакого автомобильного «мачо» со стальными…нервами.

«Шестисотый» – Mercedes Benz S 600

А вот это авто было настоящей иконой и легендой 90-х. Легендой, которая олицетворяла собой самую высшую крутость, олимп, выше которого только небо. Не то, чтобы посидеть в нем, не каждый смертный тогда его даже видел. Однако, слышали о Mercedes-Benz 600 практически все – он был одним из главных героев большинства анекдотов про «новых русских».

В этих анекдотах, а также в быту данный автомобиль называли не только «шестисотым», но еще и «кабаном», «мерином», «слоном» и «чемоданом».

Забавно, что у себя на родине он, как, впрочем, и большинство «мерсов» 140-вой серии вовсе не был популярным – для жителей Германии он стал очередным представительским авто, слишком дорогим и расходным. И можно лишь догадываться, почему, имея у нас цену $130000-$500000, он приобрел такую славу у новоявленных постсоветских бизнесменов и братков.

Однако, именно шестисотый можно по праву назвать одним из символов тех времен, который почти всегда соседствовал с такими проявлениями, как малиновые пиджаки, огромные золотые перстни и цепи толщиной с палец на шеях их владельцев.

С невероятным расходом топлива – почти 14 л на 100 км, этот 2-тонный «чемодан» чаще всего оснащался 2,8 – 6-литровым двигателем. Мощность имел не ахти какую, а скорость и разгон набирал так себе. Но, имел, как ни странно, хорошую проходимость, отличную шумоизоляцию по-настоящему роскошного и напичканного невиданными «примочками» салона, и, разумеется, очень «авторитетный» внешний вид, чем внушал благоговейный ужас простым гражданам.

Кстати, в таких «чемоданах» некоторые нувориши в те дни умудрялись даже устанавливать телефоны и факсы, бронировали и дооснащали их. Но эти автомобили вместе с их владельцами нещадно взрывали и расстреливали – так, что в какой-то момент «шестисотые» даже нарекли самым несчастливым автомобилем мира, хотя само авто, разумеется, к этому не имело никакого отношения.

«Бэха семерка» – BMW 7-ой серии

Перечисляя культовые автомобили 90-х, невозможно не вспомнить о бумере, бомбе, бэхе, боевой машине вора – как только серию этих автомобилей не называли в 90-е, но любили горячо и беззаветно, временами, сильнее, чем женщин.

Воистину культовый автомобиль, в те времена БМВ«семерка» по своей крутости лишь немногим уступала «шестисотому», да и то лишь по причине своих меньших габаритов и худшей проходимости. Оснащенная 2,5-5,4-литровыми двигателями, напичканная комфортными «наворотами» и множеством электроники, она плохо справлялась с «не европейскими» дорогами, и была слишком дорогой в обслуживании, а соответственно обладать ею могли только «парни при бабле».

То есть, в лихие 90-е на таких бэхах в основном ездили не коммерсы и простые бандиты, а главари ОПГ.

И, как и в случае с Mercedes-Benz S 600, в Германии эта машина не пошла, не понравившись немцам ни дизайном, ни своей дороговизной, однако, у нас на целую эпоху завоевала сердца многих граждан, став буквально объектом поклонения и мерилом успешности.

«Бэху семерку» снимали в фильмах и пели ей песни, так что, несомненно, она входит в пятерку культовых автомобилей 90-х.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

90-е были удивительным десятилетием по бесчисленным количествам причин, не последней из которых был автомобильный дизайн. Суперкары, спортивные и роскошные автомобили и даже грузовики – эти железные кони внесли свой вклад в 1990-е, сделав эпоху такой примечательной.

1. Honda NSX

NSX возглавил понятие, что суперавтомобиль не должен быть непомерно дорогим. У него экзотический дизайн, грандиозная разработка (с обратной связью от самого Айртона Сенны), надежность Хонды и, самое главное, ценник менее чем $100,000.

2. Hummer H1

Когда в 1991-м году австриец, косящий под американца, увидел «Хаммер» на военном параде в Неваде, то незамедлительно попросил у концерна AM General ключики «на покататься». Концерн покрутил пальцем у виска, но на минутку задумался, а что если направить свою деятельность на гражданские нужды, ведь это сделает их богаче? Так был создан гражданский вариант, который мы знаем под меткой Н1. «Хаммер», сохранив свою армейскую агрессию, вступил на тропу мира, а простые миллионеры стали приобретать машины, на которых раньше рейнджеры демократии бороздили бескрайние просторы Персидского Залива. Спасибо Шварценеггеру и «Миротворческим» компаниям США. Без их «рекламы» такого успеха у действительно хорошего автомобиля не было бы.

3. McLaren F1

Ещё в 60-х британская конюшня Брюса Макларена задумывалась о том, чтобы немного отойти от гоночных болидов и сделать простой спортивный автомобиль для простых богачей. Ввиду гибели самого Макларена и многих других передряг, автомобиль вышел с конвейера аж в 1992-м году. Презентацию решили провести с помпой на гран-при Монако. Затраты были оправданы, эффект от увиденного был сравним разве что с явлением Христа народу или победой сборной Дании на «Евро-92» – восторг и удивление. Суперсовременный дизайн внушал веру в завтрашний день, а у некоторых вызывал страх даже подходить к этому шедевру конструкторского искусства. Позже автомобиль выиграет гонку 24 часа Ле-Мана, установит мировой рекорд скорости суперкаров, разогнавшись до 386 км/ч, и докажет своё превосходство. И будет это делать даже после того, как его перестанут выпускать в далёком 1998-м. Всего за 6 лет было выпущено 106 автомобилей, что добавляет модели ещё больше крутости.

4. Toyota Supra A80

Классика жанра. Лёгкая, элегантная, быстрая, аскетичная, но невероятно стильная. Автомобиль, в который сложно было не влюбиться. Один из символов всех гоночных симуляторов 90-х. Ну, а про популярность со стороны фанатов тюнинга ходят легенды.

5. Dodge Viper GTS


Этого сорванца можно было то и дело встретить участвующим в тех или иных соревнованиях. Именно эта модификация второго поколения сделала «Вайпер» синонимом фразы «мощный американский спортивный автомобиль». А шестиступенчатая механическая коробка передач придавала самому авто брутальности и делала процесс вождения сакральным актом единения с дорогой, где чувствовался каждый километр.

6. Ferarri F50

Автомобиль, которым отметили золотой юбилей итальянского концерна. А после культовой F40 у них не было ни малейшего варианта выпустить что-то похуже. Задачей F50 было предложить ощущения от вождения, максимально близкие к «Формуле-1». Элементов роскоши в F50 было немного; даже чтобы опустить стекло, приходилось крутить ручку. Никакой аудиосистемы или хотя бы места, куда ее можно поставить, не предусмотрено, Но спасибо, что хотя бы был кондиционер, который входил в стандартную комплектацию из-за требований рынков Японии и США.
По настоящему культовый автомобиль, который до сих пор вызывает восторг. А столь прекрасный дизайн достоин выставляться в Лувре, рядом с Джокондой.

7. Jaguar XJ220

Первый суперкар славной английской конюшни, благородный и элегантный в своей бескомпромиссности. Первый суперкар, который был предназначен для дорог общего пользования. Тугие педали и отсутствие гидроусилителя руля, аскетичность салона – все это делало нелегким управление автомобилем в городском режиме. Однако, звериная ярость Jaguar XJ220 заставляла обращать на него внимание вплоть до 1994-го года.

8. BMW M5

/>

Первый М5 появился аж в 1981-ом. А сама «Пятёрка» производится с ещё более далёкого 1972-го года и до сих пор. Правда, постоянно совершенствуется. Мы поговорим про Е34, в котором были соединены традиционализм и современные технологии. Более обтекаемый, более презентабельный и более современный. Баварцы постоянно что-то к нему добавляли, то совершенствуя двигатель, то боковые зеркала.
Машина была создана для удобства и только для удобства, став своеобразным символом эпохи.

9. Nissan 300ZX Fairlady

В этом автомобиле могло понравиться всё, кроме передних фар. Казалось, что такой резвой и элегантной красоте они просто не подходят. Зато остальные части тела вызывают только приятные впечатления и чувство сильной ностальгии. Как-никак, а именно эта «лошадка» является одной из самых популярных машин того времени. Вплоть до 2000 года, когда автомобиль перестали выпускать, производители рассказывали, что он разгоняется за 5,8 секунд. Хотя отдельные личности говорили про 5,4 и 5,6.

10. Mustang SVT Cobra R

Далеко не самый популярный из всей линейки «мустангов», но лишь потому, что, по мнению многих, ничто не сравнится по своей красоте с GT 390. К тому же, многие отдают предпочтение более красивым поздним моделям «кобры». Однако, и у этой змеи были свои прелести. А самое главное, она смогла сохранить тот самый необузданный «мустанговский» дух.

11. BMW Roadster Coupe Z3

Продукт конца 90-х, который оставил свой след в автоистории. У него был запоминающийся дизайн, за который многие нарекли его не иначе как «клоунский башмак». Но, глядя на мощный мотор и характеристики, становилось не до смеха. Хотя благодаря многим недочётам автомобиль так и не стал культовым. Но свою минуту славы получил.

12. Mazda RX-7

Автомобиль, породивший такую популярную нынче забаву, как дрифт. Красивая, очень дерзкая и необычная, Mazda RX-7 даже после прекращения выпуска пользуется бешеной популярностью. Так что застывшим под капотом «лошадям» некогда отдыхать. А для того чтобы составить полный список всех игр и фильмов, в которых засветилась эта красавица, понадобится писать отдельную статью.

13. Mercedes-Benz SL500/600

Один из самых узнаваемых кабриолетов в истории, особенно в красном цветовом решении. Мощный и агрессивный, он дарил немало приятных сюрпризов своим обладателям. У некоторых эта красная фурия вызывает стойкую ассоциацию с богатой молодёжью, едущей на отдых и ведущей гедонистический образ жизни. Спасибо кинематографу и рекламе за нескончаемое использование образов кабриолета.

14. Jaguar XJ40

Эта машина – лучшее, что может позволить себе истинный англоман. Автомобиль, конечно, для снобов, его стихия – Англия. Но если хочешь жить в России и проповедовать британские стиль, культуру, историю, традиции, нужно ездить на XJR.
Этот конь нравился всем в возрасте от 5 до 70 лет. Конечно, по современным меркам, в нем многое кажется странным, например, задние тормозные диски не на колесах, а рядом с дифференциалом. Достаточно тесноват. Медленно разгоняется и медленно тормозит. Печка работает с перебоями и т.д., и т.п.
Но это не главное. Главное, что автомобиль великолепный и, как говорит один мой знакомый, «на этом Jaguar другие автомобили закончились». Он доставляет исключительное удовольствие.

15. Ford F-150 SVT Lightning

На момент своего выхода в 1994-м году это был форсированный пикап. Но в 1999 был добавлен 5,4-литровый V8, имевший больше общего с Ford GT, чем любой «мустанг». Попытка сделать резвый грузовик обернулась созданием, скорее, спортивного седана нежели грузовика. Однако, все были довольны. Этот зверь – истинное воплощение «фордовской» ярости и энергии.

Как известно, самые «плохие парни» – мошенники, бандиты, киллеры – традиционно предпочитают самые лучшие автомобили. Лучшие из тех, что имеются в конкретное время в конкретной стране. На нашей многострадальной Родине таких автомобилей, по сути, было всего несколько, но все они оставили яркий след в истории лихих девяностых. Сегодня мы поговорим о бандитских машинах 90 х.

Так как в советские времена (до начала 80-х годов) организованная преступность в стране официально фактически не существовала, то и бандитских автомобилей по сути не было. Из всех доперестроечных машин вспоминаются лишь «двадцать первые» Волги, да и то благодаря знаменитой истории про Юрия Деточкина. Нет, уже с 70-х годов в СССР заметно возросла доля иномарок, находящихся в руках актеров, режиссеров и прочих знаменитостей той эпохи. Причем уже на советских номерах. Одним из первых, кто сменил несколько иномарок за жизнь, стал Владимир Высоцкий. Уже в 80-е таких людей было заметно больше. Отдельные подпольные миллионеры и воры в законе могли позволить себе спрятать в гараже самые шикарные на тот момент Мерседесы в кузовах W123 и W126 или же БМВ 7-ой серии, которые простые советские граждане видели только в кино.

Но таких были единицы. Намного реальнее для любителей шикарной жизни в СССР было нелегально приобрести списанную из какого-нибудь госучреждения «Волгу», а при наличии хороших средств и связей – даже «Чайку. Обычным «барыгам» и уголовникам сам Бог велел ездить на вазовской «классике», самом лучшем из доступных тогда автомобилей. Но Жигули, пусть даже самых престижных в свое время моделей (ВАЗ-2106 и ВАЗ-2107) из общего потока ничем не выделялись – ведь на них в принципе ездила вся страна. А непременным атрибутом криминального мира автомобиль стал только в конце 80 х – начале 90 х годов, когда упадок правоохранительной системы и резкий разгул преступности привели к взрывам, погоням и перестрелкам прямо на городских улицах…

Пожалуй, первым «гангста-мобилем» в России стала обыкновенная вазовская «девятка». Поначалу, в середине 80-х, волжские переднеприводники, как и любой новый автомобиль, были приняты многими обывателями довольно настороженно, но за пятилетие с начала выпуска завод решил основные проблемы с запчастями и вывел на приемлемый (по советско-российским меркам) уровень надежность. Вот тогда-то то и вышли на первый план все положительные качества «зубил»: хорошие по тем временам динамика и управляемость, относительная неприхотливость и надежность.

Почему популярнее стала появившаяся позднее девятка, а не восьмерка? Да потому что четыре боковые двери выгодно отличали ВАЗ-2109 от 2108 – они позволяли «бригаде» из 4-5 человек при необходимости очень быстро сесть в автомобиль или покинуть его. В условиях лихой жизни с разборками и перестрелками это было немаловажным достоинством автомобиля. Не зря же группа «Комбинация» спела песню именно про вишневую девятку – очень многие «крутые парни» страны мечтали о таком авто. На рубеже 90 х годов «Самара» оказалась одновременно доступным и достаточно престижным автомобилем, на ней не чурались ездить самые разные представители «теневого бизнеса» нашей страны. Не потеряли еще свой солидный статус и Волга: на таких часто ездили всевозможные фарцовщики, мошенники, воры – словом, представители «интеллигентных» криминальных профессий.

Нужно отметить, что американских автомобилей в начале 90 х было много лишь в Москве и области – широченные проспекты и кольцевые дороги, в те времена еще незагруженные пробками, отлично подходили для многолитровых дредноутов. Петербург же в силу своего близкого расположения к Скандинавии на долгое время полюбил Вольво и Саабы – их гнали из Швеции и Финляндии, оттуда же велось и снабжение запчастями. Довольно крепкие и весьма престижные, эти автомобили оказались непременным атрибутом бизнеса и криминала на Северо-Западе России. Saab 9000 также был весьма популярен в начале 90 х годов в обеих столицах и прилегающих к ним областях.

Провинция, не обеспеченная ни хорошими дорогами, ни запчастями, ни сервисом, для престижных иномарок поначалу оказалась почти закрытой. Однако очень быстро «новые русские» из регионов нашли выход – закупать подержанные вездеходы. Самым знаменитым «бандитским» внедорожником стал, конечно же, Jeep Grand Cherokee.

Именно такой автомобиль снялся в известном эпизоде с пулеметом Максим из фильма Брат-2. «Джип широкий» как нельзя лучше сочетал в себе высокую проходимость, скорость, приемлемую управляемость и комфортабельный салон. Едва ли не единственный недостаток – высокий расход топлива. Но кто же его считал-то в те времена, когда бензин в России стоил копейки? Ну а то, что при объеме бензинового двигателя от 4 до 5,9 литра, он выдавал от 185 до 245 л.с. – это скорее уже претензии дня сегодняшнего. Олдскульные «американцы» именно такие – расточительные, многолитровые, с прожорливым автоматом и квадратной оптикой… Jeep Grand Cherokee фактически стал первым вездеходом представительского класса в мире. На российском рынке он с легкостью уложил на лопатки своих конкурентов – Ford Explorer и Chevrolet Blazer.

Но, несмотря на довольно простую и прочную конструкцию, российские «новые русские» умудрялись убивать и Джипы. Потому на Урале и в Сибири, где с дорогами и запчастями дело обстояло совсем плохо, местные «братки» гораздо охотнее брали «японцев» – пусть менее престижных, зато более надежных. Toyota LC80 и 4Runner, Mitsubishi Pajero, а также Nissan Terrano заняли не последнее место в рейтинге бандистких машин того времени.

Toyota Land Cruiser 80, или просто как называла его братва «Крузак», как всегда «Кругом тонирован». Также незабываемый автомобиль в 90 х.

Mitsubishi Pajero, он же реальный танк для стрелок с повышенной. Что касается стремительной птицы «Паджеро», то в качестве козыря, помимо более экономичного двигателя, он имел еще и имидж многократного покорителя «Дакаров». К тому же японцы могли похвастаться сверхпрогрессивной по тем временам трансмиссией Super Select 4WD, которая позволяла на ходу до 100 км/ч изменять режимы работы, идеально приспосабливаясь к любым видам дорог и бездорожья.

Удивительно, но в эпоху первоначального накопления капитала немецкие автомобили не слишком-то пользовались спросом у российской «братвы». Перелом наступил где-то в середине 90 х годов. Консерватизм, неповоротливость и посредственные ходовые качества американского и шведского автопрома к тому времени уже наскучили «элите» подпольного мира. Гораздо выигрышнее смотрелись свежие немецкие модели – столь же мощные и престижные, но более динамичные, изящные и современные.

После открытия границ, символами не только бандитского дела, но и эпохи 90-х в целом стали BMW 5 в кузове Е34, Mercedes-Benz G-Klasse (популярны и доныне) и, конечно, легендарный «кабан» - Mercedes-Benz S в кузове W140. На последнем передвигалась элита криминального мира, «гелики», как правило ехали в сопровождении. «Пятерками» пользовались бандиты рангом пониже, но уже поднявшиеся.

В первой половине 90 х новенький BMW 525i стоил в Москве всего 35-40 тысяч долларов, а подержанный и того дешевле. С возрастом «баварцы» теряли стоимость ощутимо быстрее, чем Мерседесы: трех-пятилетний уже можно было купить за вполне разумные деньги. Чтобы почувствовать себя уважаемым человеком, оставалось лишь его наглухо затонировать, да по возможности раздобыть «красивые» номера. По неубиваемости в конечном счете БМВ почти не уступали Мерседесам, а по ходовым качествам выигрывали. Достаточно простая и неприхотливая «пятерка» Е34 явно пришлась ко двору. Относительно легкая, с мощными моторами (самым популярным стал 192-сильный объемом 2,5 на модели 525i), и запоминающимся дизайном, стала настоящей «боевой машиной вымогателей» в 90-ые годы. Пожалуй, BMW 525i стала автомобилем №2 в криминальном мире России – позади «шестисотого», но впереди Grand Cherokee. На таких 5-ых бэхах передвигались как правило поднявшиеся бандиты. Было престижно и почётно иметь такой автомобиль среди лиц криминального круга.

На смену самому Джипу из племени Чероки во второй половине 90 х пришел истинный ариец, Mercedes Gelandewagen. К тому времени простой армейский вездеход как раз оброс мощными моторами и множество «наворотов» – то, что нужно российским власть имущим гражданам! Престиж гелендевагена подкрепляли очень небольшие, почти эксклюзивные объемы выпуска (около 7-8 тысяч в год), и конечно же, магическое сочетание проходимости и неубиваемости, столь важное в наших краях. Стоил «Гелик» в хорошем состоянии не на много меньше легкового «пятисотого», и тем не менее российская элита считала для себя делом чести иметь пару таких автомобилей в сопровождении. Кстати, автомобилем охраны Гелендеваген стал неслучайно – для самих шишек он был недостаточно комфортным – тесным, трясучим и шумным. Зато для охраны в самый раз: пусть неудобный, зато крепкий и внушительный с виду.

Впрочем, просто обладать кораблем в 140-м кузове было недостаточно. Необходимо было, чтобы на крышке багажного отсека красовались заветные циферки, делающие автомобиль идолом. Собственно, шестисотых было не так уж и много – конечно, в относительном выражении.

Так или иначе, именно с «шестисотого» начался настоящий культ трехлучевой звезды в России. Те, кто вынужден был прятать на дачах свои старые Мерседесы от КГБ десятилетие назад, теперь имели возможность показать всей стране, кто в ней хозяин. Мерседесы боялись и уважали почти так же, как черные Волги и Чайки в советские времена. Одновременно их расстреливали, поджигали и взрывали – «шестисотый» стал настоящим символом криминальных войн в России середины 90-х. Его даже называли самым несчастливым автомобилем в мире – уж сколько жизней унесли с собой эти мрачные седаны!

Видимо, это ничуть не смущало даже Президента России, использовавшего такой же автомобиль – правда, хорошо бронированный, да к тому же эксклюзивной удлиненной версии Pullman. Mercedes W140 был большим, тяжелым, невероятно комфортабельным и ужасно дорогим. Новый S500L или S600L стоил в России в 90ые годы в диапазоне 90-120 тысяч долларов – очень внушительная сумма по меркам середины 90-х. Это почти в три раза дороже, чем Jeep Grand Cherokee. К примеру, средняя европейская иномарка-малолитражка конца 80-х годов стоила тогда 3 – 4 тысячи долларов.

Бронированные «слоны», весьма актуальные в то неспокойное время, стоили просто баснословных денег – как правило, $300-500 тысяч. Но любовь тогдашних бизнесменов к «многосотому» не знала границ: говорят, были люди, которые жили в «хрущевках» и одевались на рынках, но при этом умудрялись ездить на новеньких Мерседесах! Неудивительно, что такие автомобили мелькают почти в каждом фильме «про хороших и плохих», снятом в России за последние 12-15 лет. Через некоторое время после окончания выпуска W140 в 1998 году один из российских телеканалов даже снял документальный фильм о нелегкой жизни «шестисотых» в России.

Кстати, вопреки расхожему мнению о массовости «шестисотых» Мерседесов, новыми ежегодно в России покупали лишь около 500-1000 автомобилей в кузове W140. В подержанном состоянии из Европы ввозились в несколько раз больше машин. Большинство из них действительно являлись моделью S600, ну или хотя бы S500 – прижимистые немцы охотно избавлялись от старых прожорливых «слонов», продавая их за сравнительно небольшие деньги в Россию…

Штутгартский концерн частенько оснащал своего просторного красавца экономичными шестицилиндровыми двигателями объемом 2,8 и 3,2 литра, мощностью 193 и 231 л.с. соответственно, а также V-образной «восьмеркой» 4,2 и 5 литров. Но самым выдающимся достижением является, безусловно, S-класс V12 с 394-сильным двигателем, который разгонял 2650-килограммовый автомобиль до сотни за каких-то 6 секунд…

Несмотря на высочайшее техническое совершенство, автомобили класса S третьего поколения долгое время не находили достаточно поклонников и потенциальных покупателей в Германии. Слишком мешковатым он показался немцам… Но какая беда - на 1/6 суши шестисотый долгих десять лет – целую эпоху! - символом успеха, пределом самых смелых мечтаний. Ведь в 90ые в нашей стране автомобиль был не просто визитной карточкой его владельца – он был объектом культуры (или субкультуры – возразит кто-то), почитания, эталонной мерой всего и вся.

Несомненно, это номер один из списка автомобилей с отголосками 90 х!

Интересно, что BMW 7 серии в кузове E32, традиционно главный конкурент мерседесовского S-класса на мировых рынках, у нас оказался явно в тени «шестисотого». Она не стала слишком популярной в России. Возможно одной из причин могла стать из-за довольно изнеженная конструкция ходовой части и обилие электроники – ремонт автомобилей часто выливался в слишком большие даже для «лихих парней» деньги.

Так или иначе, даже в подержанном состоянии «шестисотый» или БМВ «семь-пятьдесят» были весьма дороги для уличных бандитов и коммерсантов средней руки. Они обращали свой взор на автомобили поменьше и подешевле. Казалось бы, идеальным «гангстер-мобилем» среднего класса в тогдашней России должен был стать младший брат «слона» - кузов W124. Тогдашний Е-класс был гораздо более доступным и массовым, имел огромное число модификаций. Однако довольно сложная ходовая часть не слишком-то хорошо переносила плохие дороги, да к тому же в Европе автомобиль имел устойчивый имидж автомобиля-такси. Кроме того, большая часть автомобилей из Европы приходила с маломощными 4-цилиндровыми моторами, в том числе с дизелями. Словом, Mercedes W124 был автомобилем экономных бюргеров, нашим же «браткам» требовалось что-то более агрессивное и динамичное.

А дальше случился августовский кризис 1998 года. Казалось бы, уровень преступности в окончательно погрязшей в финансовых проблемах стране только возрастет и начнется новый виток криминальных войн. Однако первоначальный передел сфер влияния и финансовых потоков уже произошел. Теперь чтобы что-нибудь украсть, нужно было дождаться, что кто-нибудь это заработает. В новых условиях зарабатывать на купле-продаже обанкротившихся заводов и предприятий стало даже выгоднее, чем грабить и убивать. Грязные деньги потихоньку отмывались, бывшие «братки» легализовывали свой «бизнес».

Пожалуй, самым культовым автомобилем того времени стал вездеход Toyota Land Cruiser 100 – на него многие пересаживались с огромных американских вездеходов Chevrolet Tahoe/Suburban, популярных в центральной части России в середине 90 х. Появившийся в 1998 году, «сотый» на доброе десятилетие завоевал сердца власть имущих граждан России. Высочайшая надежность и проходимость сделала автомобиль весьма популярным в регионах. К тому же «Кукурузник» (или «Крузак», как его бычно называют) даже в самой дорогой версии стоил раза в полтора дешевле Гелендевагена и потому казался довольно прагматичным выбором. Благодаря этому «сотку» быстро полюбили не только коммерсанты, но и силовые ведомства, особенно верхушка МВД и ГАИ. Так что «кукурузник» обладал весьма своеобразным «бандитско-ментовским» имиджем – но в любом случае, простые смертные обычно обходили такие машины стороной…

На рубеже XXI века пришла пора обновляться и автопарку «воротил» местного значения – старые «пятерки» БМВ уже отслужили свое, требовались более современные, комфортабельные и солидные авто. Многие «крутые пацаны» страны вновь сделали свой выбор в пользу германских машин – ими стали новая «пятерка» БМВ (кузов Е39) и «лупоглазый» Mercedes W210. Обе модели поступили в продажу в Германии еще в 1995 году, но в России стали массово доступны только пятилетие спустя – уже ввезенные подержанными. Интересно, что новый, «лупоглазый» Е-класс был принят в Европе прохладно (по некоторым данным, в 1995 году, во время снятия с производства W124 и перехода на новый W210, в Германии даже проходили забастовки таксистов), зато в России явно пришелся ко двору. Весьма запоминающийся внешний вид, улучшенные комплектации и более мощные по сравнению с предшественником моторы внесли решающий вклад в популярность.

Прямой конкурент Мерседеса, БМВ Е39 также имела все шансы продолжить криминальную славу своей предшественницы… Однако произошло одно знаменательное событие – в конце 1998 года был подписан контракт на организацию сборки автомобилей БМВ в России. В условиях разгорающегося кризиса это решение выглядело едва ли не издевкой, ведь в то время больше половины населения страны вообще едва сводили концы с концами! Однако вопреки скептикам, уже через год с конвейера СП в Калининграде сошли первые «бумеры». А в 2000-2001 годах прошла довольно массовая кампания по «пересадке» российских чиновников на те самые «пятерки» и «семерки» БМВ – под лозунгом поддержки отечественного производителя. В частности, тогдашний премьер-министр России Владимир Путин ездил на БМВ Е39. Тем самым был нанесен, наверное, самый первый удар по криминальному имиджу БМВ – марка потихоньку превращалась из бандитской в правительственную. Да и в целом в начале 2000-х годов уровень организованной преступности в стране наконец-то пошел на спад…

В этих условиях настала очередь российской элиты менять своих верных коней – брутальные Мерседесы W140 – на что-то более сдержанное. Концерн Даймлер-Бенц был весьма недоволен критикой своего «чемодана» и для запуска в серию подготовил новое поколение S-класса – W220, разительно отличающееся от старого. Смена поколений, кстати, удивительно точно совпала в России с августовским кризисом 1998 года. Более компактный кузов, отказ от двойных стекол ради экономии веса – скептики зудели, что новый «двести двадцатый» потерял в прочности и комфортабельности. В действительности, многих «нуворишей» поначалу просто отпугивал необычный дизайн. На фоне брутальной солидности 140-го новый W220 выглядел слишком плавно, легко и изящно. Нужно отметить, что доля самой модели S600 заметно снизилась – полегчавшему S-классу теперь вполне хватало и 8-цилиндровых моторов. За все время производства «двести двадцатому» так и не придумали ни одного прозвища – уж очень он был непривычен для российской «целевой аудитории». Нельзя сказать, что 220-й кузов не был популярен в России: он по-прежнему единолично лидировал в своем классе на отечественном рынке. Новыми у нас покупали около 1000 автомобилей в год, и в пару раз больше ввозилось подержанных машин. И все же до славы предшественника было далеко.

В те времена часть политической и криминальной верхушки даже пересела со старых «шестисотых» на Audi A8 и BMW 7-серии. Они выглядели гораздо более строго и даже мрачновато на фоне нового S-класса. Первая могла похвастаться полным приводом, однако из-за довольно специфической конструкции (в частности, крайне сложный и дорогой в ремонте алюминиевый кузов, особенно в те времена) А8 не слишком подходила для российских условий эксплуатации, и ввезено их было немного. К тому же можно отметить, что фирма Ауди, в отличие Мерседесов и БМВ, ярко выраженным криминальным имиджем в России никогда не обладала. Отчасти потому, что в Россию в 90ые годы ввозились прежде всего маломощные и не сильно престижные «бочки» и «селедки» – на бандитские тачки они никак не тянули. Кроме того, Ауди всегда имела отнюдь не престижное родство с Фольксвагеном. Поговаривают, что в конце 90 х в Россию была ввезена партия автомобилей Audi А6 и А8 для членов правительства – это окончательно отбило охоту у представителей криминалитета ездить на таких автомобилях. Позднее, в 2000-е годы в страну было ввезено довольно много седанов Ауди А6 в кузове образца 1997 года – но это был автомобиль прежде всего «директорский», а не бандитский.

«Семерка» БМВ (кузов Е38) в свою очередь снялась в эпохальном фильме «Бумер» – причем в главной роли. Но теперь уже о криминальной славе БМВ говорили скорее в прошедшем времени. Да и не был 38-й кузов по-настоящему популярным у российского криминалитета – прежде всего, из-за слишком нежной для наших дорог ходовой части…

Гораздо известнее стал герой второй части «Бумера» – BMW X5. Тем более, что в начале века в России начался настоящий бум на паркетники и внедорожники. Начиная с 2003 года трехлетние BMW X5 валом повалили к нам из США. Весьма престижные, с характерной внешностью, скоростные, но в тоже время не заоблачно дорогие – они оказались желанным транспортом для «крутых парней» России. На некоторое время «хэ-пятый» стал едва ли не самым модным автомобилем в стране. Он составил весьма сильную конкуренцию неповоротливым Гелендевагенам и Лэндкрузерам. Да, имея отличные асфальтовые ходовые качества, он вчистую проигрывал настоящим вездеходам по проходимости – но кому она нужна, если пути «властьимущих» нынче проходят в основном по асфальтовым шоссе столицы и других крупных городов России. Примечательно, что несмотря на всеобщую любовь к Х5, государственные ведомства эти машины почти не закупали – видимо, отпугнули слишком высокие для российских «бюджетников» затраты на эксплуатацию. Действительно, этот БМВ отличается весьма дорогим обслуживанием, а потому как более надежная и доступная альтернатива в те же годы в России стал популярен кроссовер Lexus RX300. Во-первых, он стал первым широко известным автомобилем этой марки в России, а во-вторых, наряду с соотечественником Toyota Land Cruiser 100 не давал германским производителям «монополизировать» рынок. Впрочем, сегодня на подержанных Лексусах уже вовсю раскатывают столичные домохозяйки и даже таксисты…

В наше время у «власть имущих» России пользуются популярностью практически любые люкс-внедорожники – от Range Rover, Porsche Cayenne, Infiniti QX80 до Audi Q7 и Lexus LX570. Конечно, ездят на них уже далеко не уличные бандиты и вымогатели, а вполне «законопослушные» чиновники и бизнесмены…

Все сказанное выше справедливо, прежде всего, для европейской части России – от Калининграда до Урала. Примерно такая же «расстановка сил», очевидно, была на Украине,Белоруссии,Литве,Латвии и Эстонии. В Сибири и на Дальнем Востоке, в силу географической близости к Японии, авторынок развивался по своему сценарию, и там стали популярными совсем другие автомобили. Вместо БМВ и Мерседесов за Уралом были гораздо более популярны топ-модели Тойот и Ниссанов…

В девяностые годы активно росло потребление автомобилей на отечественном рынке. Стабильный рост продолжался до середины 80-х, пока в 1985-м году не возникли первые серьезные затруднения, связанные с ростом курса йены по отношению к доллару. В течение достаточно долгого времени курс с незначительными колебаниями держался в районе 200 йен за доллар, затем, в 1985-м произошел резкий скачок стоимости национальной валюты Японии до значения 150 йен за доллар.

В связи с этим производители встали перед крайне серьезными затруднениями в вопросе экспорта, так как в соответствии с новым курсом цены на автомобили, бывшие немаловажным преимуществом в конкурентной борьбе с американскими производителями, резко выросли. В результате продажи в США планомерно снижались в период с 1985-го по 1994-й – с 6 миллионов 730 тысяч до 4 миллионов 460 тысяч автомобилей в год.

Основные тренды автопрома девяностых

Поскольку экономика Японии в целом продолжала расти, потребление на внутреннем рынке не уменьшалось, а, наоборот, увеличивалось до 1991-го года, когда японская экономика пережила серьезный кризис, известный как «крах экономики мыльного пузыря».

К 1994-му году спад продаж достиг такого размаха, что 11-ти японским производителям пришлось принимать беспрецедентные меры по реструктуризации.

Еще один заметный тренд в японской автомобильной промышленности 90-х – усиление внимания к вопросам экологии. При этом, подход японцев к уменьшению влияния автомобильного производства на природу заключался не только в заботе о снижении вредных веществ, выбрасываемых автомобилями в атмосферу, но и к повышению использования материалов, подлежащих вторичной переработке при производстве машин. К тому же периоду относятся первые практические попытки создания автомобилей с двигателями, работающими на альтернативном топливе.

Несмотря на экономический кризис и общее снижение продаж на внутреннем рынке, процент семей, покупающих более одного автомобиля, постепенно увеличивался. Кроме того, рос интерес японцев к мощным премиальным автомобилям. Эти факторы позволили производителям посвящать больше времени и внимания разработке мощных дорогих моделей, в которых находили применение различные новые технологии. К началу девяностых, к примеру, относится распространение двигателей с двумя распредвалами и электронной системой впрыска.

Достаточно часто можно слышать о том, что японские автомобили конца восьмидесятых – начала девяностых самые надежные. Это действительно так, и связан этот тренд как с возраставшим интересом к роскошным большим автомобилям, так и с конкретными экономическими реалиями начала и середины девяностых. В связи с рецессией, в которую вступила экономика в 1994-м году средний срок владения автомобилем увеличился с 3-х лет до рекордных 10-ти. Делая «вечные» машины производители в то время лишь шли за рыночной тенденцией. Автомобили тех лет до сих пор высоко ценятся поклонниками. В качестве примера можно привести Toyota Mark II в кузове 90-й серии или Nissan Gloria/Cedric.


Еще один важный тренд японского автопрома девяностых, связанный с активным вложением в новые технологии – интерес компаний к созданию суперкаров. Практически каждый японский концерн в девяностые годы старался создать собственную модель для прикладного использования передовых технологий. С появлением собственных мощных автомобилей началась эпоха побед команд японских производителей в спортивных соревнованиях мирового класса. В качестве примера можно привести модель NSX, появившуюся в 1990-м году.


Популярные модели японских автомобилей 90-х

Honda

В октябре – декабре 1990-го года на Международном женевском автосалоне прошли презентации модели Legend третьего поколения. В 1994-м году был представлен минивэн Honda Odyssey, в Европе модель продавалась под названием Shuttle. Годом позже начался выпуск Honda CR-V, автомобиля класса SUV с передним и полным приводом.


В связи с традиционным интересом к малолитражкам на европейском рынке в 1996-м году после двенадцатилетнего перерыва возобновлено производство модели Jazz под новым названием Honda Logo.

Обновленная версия популярного купе Prelude появилась в начале 1997-го года. В самом конце десятилетия к двухдверному Prelude добавилась Honda S2000 – редкий для этого производителя заднеприводный родстер с проработанной развесовкой и значительно более роскошным, по сравнению с Prelude внешним видом. Автомобиль был представлен на Женевском автосалоне и удостоился титула «Кабриолет года». В том же году появилось еще одно купе от Honda – модель Insight, предназначенная преимущественно для американского рынка. Insight стал первым гибридным автомобилем, поступившим в продажу в США, так как презентация Toyota Prius прошла месяцем позже.


Lexus

Девяностые годы стали для элитной марки, принадлежащей Toyota, началом пути к славе. В 1990-м году седан Lexus LS 400 получил хорошие рецензии в прессе и был назван «Лучшим импортированным в США».

В 1991-м году в линейке Лексус появилось купе SC400 на базе производившейся для внутреннего рынка Японии Toyota Soarer.


Особым успехом увенчалась премьера двух полноприводных внедорожников Lexus LX450 в кузове Toyota Lnd Cruiser 80 и Lexus LX470 в кузове Land Cruiser 100, появившийся позже. Американцы с восторгом восприняли внедорожник, не уступающий по уровню комфорта представительскому седану.


В 1998-м году состялась премьера серии небольших автомобилей IS, соответствующих японской модели для внутреннего рынка Toyota Altezza – динамичного заднеприводного седана с выдающимися характеристиками разгона.

Mazda

Для компании Mazda 90-е в целом оказались периодом развития и закрепления позиций уже завоевавших популярность моделей. В 1992-м году обновленная Mazda 626 получила титул «Автомобиль года».


Позже, в 1998-м году на смену хорошо продававшейся Mazda 323F пришла еще более удачная обновленная версия в кузове BJ. В том же году в Европе стартовали продажи бюджетного универсала Demio.

Mitsubishi

В 1989 году в Токио был впервые показан автомобиль 3000GT, отличавшийся удивительно гармоничным и выдающимся внешним видом. Серийное производство модели началось в 1990-м году. Модель пользовалась успехом на американском рынке, где продавалась также и под названием Dodge Stealth в рамках сотрудничества с Crysler Corptration.


Девяностые стали временем триумфа для великолепной модификации серийной модели Lancer Evolution, одной из икон мира тюнинга. В 1995-м году вышла модификация модели Evo III с двигателем, развивавшим 270 лс, а позже, в 1999-м Evo VI.

В 1991-м году начались мировые продажи массового минивэна Space Wagon.

В 1996 году была разработана система прямого впрыска Мitsubishi GDI (Gasoline Direct Injection), нашедшая применение практически во всех моделях компании. Эта разработка Mitsubishi впоследствии стала успешным самостоятельным направлением бизнеса, так как адаптированную версию системы неоднократно заказывали для своих двигателей (в том числе, для дизельных) другие производители.

Nissan

В 1990 модель 300ZX удостоилась в США титула «Лучший импортный автомобиль года».


В 1992-м году Nissan Micra K11, созданный японским дизайнером Токуиширо Хосака, получил высокую оценку на европейском рынке, удостоившись награды «Лучший автомобиль 1993 года». Аналогичную оценку и титул автомобиль получил и на внутреннем рынке.

В 1994-м компания Nissan получила премию «Global Environmental Award» за вклад области защиты окружающей среды.

В 1998-м году появилась обновленная модель Patrol GR Y61, пользовавшаяся феноменальным успехом у армий и спецслужб ряда стран.

27 марта 1999 компания Nissan и французская Renault SA подписали соглашение о создании интернационального альянса. Сотрудничество продолжается и в наши дни.

Subaru

С 1992 года в арсенале Subaru появилась модель-бестселлер Impreza, ставший, наряду с Lancer Evolution от Mitsubishi настоящей иконой мира ралли.


Вторая эпохальная удача девяностых для Субару – универсал Outback, ставший родоночальником нового класса универсалов-внедорожников. В дальнейшем к нему добавилась модель Forester, которой снова удалось стать основателем целой ветви в классификации автомобилей.

Toyota

В 90-е годы Toyota открывает собственный дизайнерский центр – Tokyo Design Center. В 1996-м году в Японии выпущен 90-миллионный автомобиль концерна. В 1997-м году начались продажи гибрида Prius, ставшего впоследствии абсолютным бестселлером в своем классе. В 1999-м году общее количество автомобилей, выпущенных концерном, достигло 100 миллионов.

Здесь я попытаюсь изобразить нечто похожее на рейтинг машин, но основанный только на моем мнении. Это может звучать слишком нагло, но я не собираюсь оспаривать мнения целой кучи специалистов, которые работают в этом направлении, а лишь изложить свои мысли по этому поводу.
Итак, не вижу необходимости устанавливать для каждого класса свои требования (это заняло бы много времени), а попытаюсь вывести общие критерии для всех классов, на основании которых буду строить выводы.

За основу возьмем:
1. долговечность узлов и агрегатов, неприхотливость в обслуживании;
2. двигатель (экономичность, приемистость, ресурс);
3. ходовые качества, удобство эксплуатации;
4. популярность (наличие и выбор запчастей);
5. цена.

Семейный автомобиль

1. Toyota Sprinter Carib 89-95 годов. Кузов универсал, неотключаемый полный привод с блокировкой межосевого дифференциала, неплохой уровень комфорта, двигатель объемом 1.6 литра (4А) дает неплохую мощность, но для такой машины немного слабоват, что тойотовцы исправили только в новой версии Кариба 95 года (1,8 литра - 7A). Складные задние сиденья позволяют намного увеличить объем багажного пространства. Очень невысокая цена для машин 89-91 года выпуска. Частая проблема - на морозе подвывает раздатка.
2. Toyota Corona 87-91 , 92-96 годов. Очень хороша в отношении живучести подвески и удачных двигателей 1.8 (4S) и 2 литра (3S). Популярен двухлитровый дизель 2С. Подходит любому члену семьи для ежедневных поездок. Динамична, хорошо ведет себя на больших скоростях. Высокий уровень комфорта. Подкупает хорошим выбором запчастей из-за ее популярности. Цена на нее в Японии остается на высоком уровне, что говорит само за себя. Большой выбор на местном рынке. Даже модель 87-91 годов выпуска до сих пор популярна.
3. Toyota Vista, Camry 90-93 , 94- годов. Выше классом, чем Корона. Благодаря тому, что модельный ряд более ранний, чем у Короны, цена меньше. Уровень комфорта почти максимальный для переднеприводных Toyota (выше классом только Windom). Теже двигателя 3S и 4S плюс турбодизель 2C-Т. Самая "навороченная" версия - Camry Prominent с V-образными 6-ти цилиндровыми двигателями 2.5 (4VZ) и 2.0 литра. Большей популярностью пользуется у местных автолюбителей, нежели в других регионах (нет леворукого аналога). На рынке представлена в большей степени моделями 90-93 года. Выбор большой.
4. Toyota Town Ace 88-92 . Микроавтобус. Предпочитают в комплектации: 2 литра турбо-дизель (2C-T) , полный привод, пассажирский вариант (7-8 мест). Удачный выбор для большой семьи, за умеренную цену. Очень популярны во Владивостоке.
5. Nissan Preria 89-94 . Первопроходец среди минивэнов, и как следствие низкая цена. Вместительность 7 мест, все задние сидения складываются. Экономичный бензиновый двигатель, особенно 1.8 литра (СА18). Чаще встречается двухлитровый (СА20). Редкий, но привлекательный бензиновый двигатель объемом 2.4 литра (KA24). Более устойчив на скорости, чем микроавтобус. Встречаются полноприводные версии. Очень универсальная машина. На рынке представлены модели в основном 89-92 годов. Для минивэна очень небольшая цена.

Автомобиль для женщин

1. Toyota Corolla, Sprinter 87-91, 91-95 , 95- . Признанный по своей неприхотливости автомобиль. Для женщин рекомендовал бы бензиновый двигатель 1.3 литра - не сильно сказывается на семейном бюджете его очень умеренный аппетит. Хороший выбор на рынке. Очень невысокая цена за машины с 1.3 литровым двигателем, "полторашки" и полноприводные модели несколько дороже.
2. Toyota Corsa, Tercel, Corolla II 90-93 , 94- . Автомобиль чуть меньше классом, чем Королла, в 3-х дверном исполнении очень изящен и невелик размерами. Очень подходит в городах с плотным движением для поездок по магазинам. Двигатель 1.3 литра отличается хорошей резвостью. Модели с 94 года, на мой взгляд, менее привлекательны.
3. Toyota Starlet 90-95 . Миниавтомобиль (относительно, меньше Короллы и Корсы) с хорошей динамикой. Тот же самый двигатель 1.3 литра, особенно опасен в турбо версии. Дороговат для такого класса, но цена в Японии за эту машину на уровне Короллы. 4. Toyota Carina 88-92 , 92-95 . (Сестра Короны) Не подходит под статус семейного из-за более часто встречающихся двигателей меньшего объема, чем на Коронах. Но в самый раз в этой категории. Низкое место из-за цены - немного дороже Короллы, но дешевле Короны. Хорош двигатель 1.6 литра. "Стандартным" является полуторалитровый 5А.
5. Honda Civic Просто очень много женщин в нашем городе используют в личных целях 3-х дверный вариант этой машины. По резвости превосходит все предыдущие модели, но сложна в устройстве и, как следствие, дорога в ремонте. С другой стороны - и достаточно надежна (ходит спорное мнение, что надежней Короллы)

"Рабочая лошадь"

1. Toyota Corolla (универсал). 87-91, 91-. Минимум комфорта при максимуме надежности. Рессорная задняя подвеска позволяет загружать до 400 кг полезного груза. В целях экономичности предпочтителен дизель 1.8 или 2.0 литра (1C, 2C).
2. Toyota Corona, Carina (универсал) 87-92. старшие сестры Короллы. По прочности изготовления стоят в одном ряду с Короллой, но по уровню комфорта немного выше, но далеки от совершенства. Цена выше. Свой модельный ряд закончили в 92 году (а жаль!). На смену пришла Калдина.
3. Nissan Sunny AD 90- . Минимум цены за минимум комфорта и очень свежий модельный ряд. Очень часто встречаются модели с полным приводом. Дизеля объемом 1.7 литра не вызывают особого восторга, а вот новые бензиновые двигателя 1.3 и 1.5 литра с двумя распредвалами вселяют надежду на неплохую тягу.
4. Toyota Caldina 92-. Обновление Карины и Короны. Пока остается дороговатой для "рабочей лошади" даже в комплектации с самым "маленьким" двигателем 1.5 литра. Но выбор большой.
5. Toyota Town Ace 4WD 88-91. Так же как и в семейном классе, предпочтительнее турбо-дизель (бензиновый слегка прожорлив), но в грузопассажирском варианте (5 мест). Большой объем пространства. Хорош для мелких предпринимателей.

Представительский автомобиль

1. Toyota Crown . Флагманская модель Тойоты. Модификация Majesta не имеет себе равных. 4 литра под капотом дадут почувствовать себя на дороге человеком с большой буквы. Краун - машина про которую говорят, что ее можно оставлять внукам. Прочность узлов и агрегатов, проверенная временем, максимальный уровень комфорта,... Одним словом писать можно много.
2. Nissan Cedric, Gloria Модификация Cima - очень, очень... При известном достоинстве двигателей Nissan - очень сильная конкуренция Тойоте. Но проигрывает в цене. В Японии гораздо чаще используется как представительский автомобиль, нежели Тойота.
3.
4.
5. Toyota Mark 2 88-91 , 92-95 . Для тех у кого не хватает денег на Краун. Машина хорошая, но не могу ее отнести к какому-либо конкретному классу, здесь ближе всего.

Околоспортивный автомобиль (прошу не путать со спортивными)

1. Nissan Skyline 89-93 , 93- . мне очень симпатична модель с двигателем 1.8 литра (CA18). Очень экономичный при очень высоких тяговых характеристиках. 2-х литровые версии двигателя почти всегда турбинированы. 2.5 литровые двигателя встречаются только на свежих машинах. 2.6 литровый живьем еще не видел. Самая спортивная подвеска из всех известных мне неспортивных моделей. Отлично "держит" дорогу на скоростях выше 160. Выбор не такой богатый, как хотелось бы - спрос на эту машину постоянный.
2. Honda Inspire , Ascot , Vigor , Accord 89-94. Второе место для Honda не есть лучший показатель для них, но будь цена и степень навороченности поменьше, то лично я бы уже ездил на такой. Оборотистые двигателя не имеют аналогов, но самым мощным у этих моделей является 2,5 литровый. Отличная многорычажная подвеска с коротким ходом дает хорошую надежность и степень комфорта при езде, а "сдвинутая" к носу передняя подвеска - распределение массы по осям 52 к 48, что говорит о явном спортивном уклоне этих машин.
3. Toyota Supra 86-93 . Красиво, агрессивно, но малопрактично (2 двери). 3-х литровый движок дает неплохую мощь. До конца спортивной я ее бы не назвал (как и следующие) - это не Ferrari:)
4. Toyota Celica 89-93 . > Младший брат всегда идет сзади.
5. Honda Prelude -90,