Значение ягайло (ягелло, в крещении владислав) в краткой биографической энциклопедии. Значение ягайло (ягелло, в крещении владислав) в краткой биографической энциклопедии Кто такой ягайло в истории

Великое княжество Литовское во времена правления Ольгерда (1345–1377), Ягайлы (1377–1392), Витовта (1392–1430) выросло в гигантское по территориальным размерам государство. Северные границы его омывались суровыми водами Балтики, южные же достигали Черного моря. В 14–15 веках Литовское государство включало в себя земли нынешних Беларуси, Украины, Литвы и значительную часть собственно русских земель. Этот интереснейший временной отрезок нашей истории достаточно подробно освящен в трудах русских дореволюционных исследователей: Соловьёва С.М., Данилевича В.Е., Брянцева П.Д., Барбашева А. и др., однако художественная литература его почти не касается. В историческом плане этот период истории Великого княжества Литовского также выглядит чрезвычайно запутанным и малоизученным. Поэтому автор романа взял на себя смелость познакомить читателя с малоизвестными страницами истории в легкодоступной литературной форме.

Роман написан в стиле, близком к летописанию. Это обусловлено тем, что автор во всем, даже в мелочах, опирался на сведения летописей, хроник, сообщения средневековых путешественников. Почти все действующие лица произведения являются реальными историческими личностями.

В некоторых случаях, когда данные разных источников противоречат друг другу, приходилось выбирать оптимальный вариант, руководствуясь логикой и интуицией. Так, например, согласно русским летописям великий князь литовский Ольгерд принял православие и перед смертью постригся в монахи. В немецких же хрониках утверждается, что Ольгерд умер язычником, и его тело было сожжено на костре вместе с боевыми лошадьми и прочими жертвоприношениями. Выход был найден, но об этом пусть читатель узнает на страницах книги.

Под влиянием новых публикаций в романе пересмотрено отношение к некоторым историческим личностям и событиям. Так, о рязанском князе Олеге бытовало единодушное мнение как о предателе земли русской. Однако, статья Шахмагонова Ф. "Секретная миссия рязанского князя", а также Надирова А. "Старым повесть, а молодым память", и последующее изучение источников, показали, что нет оснований характеризовать Олега рязанского только с отрицательной стороны.

Произведение охватывает довольно небольшой промежуток времени. Начинается оно со смерти Ольгерда в 1377 году, заканчивается заключением Кревской унии между Великим княжеством Литовским и Польшей летом 1385 года. Однако этот короткий хронологический отрезок отличается обилием событий, имевших исключительное значение, как для Литовского государства, так и для его соседей: Московского княжества, Золотой Орды, Польши, Тевтонского ордена. Междоусобные войны литовских князей после смерти Ольгерда, Куликовская битва и нашествие Тохтамыша, борьба жителей Великого княжества Литовского с крестоносцами, история появления на польском троне прекрасной королевы и литовского князя - обо всем этом можно прочесть в романе "Великие князья литовские: Ягайло".

Спеши, князь!

Во дворе ярко светило солнце. Весело чирикали неутомимые воробьи, занятые поисками пищи. Медленно катил тележку с бочкой водовоз. Его фигура, склоненная к земле под тяжестью груза, говорила о том, что бочка наполнена водой. Игривые белокурые девушки со смехом развешивали белье на пеньковые веревки. От многочисленных амбаров и поветей к замку и обратно беспрестанно сновали слуги, таская горшки, мешки и прочую утварь. Из крепостных ворот конюхи выводили на водопой горячих княжеских жеребцов. Жизнь Виленского замка текла своим обычным руслом.

Косые лучи солнца уже давно проникли сквозь неплотно задернутые шторы в почивальню князя Ягайлы Ольгердовича. Широкими и узкими полосами они пересекали комнату и княжеское ложе, словно подтверждая, что день вступил в свои права. Однако молодой князь не торопился вставать. Будучи человеком немного ленивым, к тому же не обремененным государственными заботами, он любил утром понежиться в постели из лебяжьего пуха, предаваясь сладостным мечтаниям, а также воспоминаниям об охоте, пирах и прочих забавах. Едва заметная улыбка, тронувшая уста князя, подтверждала наличие приятных мыслей в данный момент. Будто предчувствуя, что на него сегодня тяжким грузом лягут дела семейные и государственные, юноша явно не спешил расставаться со столь приятным местом для раздумий.

Но вот в запутанном клубке мыслей молодого князя возник образ отца. Воспоминание об Ольгерде согнало приятную улыбку с его лица и заставило приподняться в постели. "Надо бы проведать старика, - подумал он. - Ведь я уже дней пять его не навещал."

Ягайло сбросил одеяло и опустил ноги на мягкую медвежью шкуру, постланную на дубовом полу.

Богдан! - Громко позвал Ягайло.

На звук голоса князя дверь отворилась, и вошел человек лет пятидесяти с низко склоненной в почтении головой. Еще мальчиком он был захвачен литовцами во время набега на Волынскую землю и служил Ольгерду. А тот, впоследствии, подарил своего несчастного раба Ягайле.

Мне надо умыться, Богдан. Принеси холодной воды.

Холоп получил приказание и поспешил удалиться, а Ягайло поднялся с постели и подошел к окну. Медленно потягиваясь, он раздвинул правой рукой занавесь и ослеп от яркого солнца. Понемногу привыкая к свету палящих лучей, Ягайло начал осматривать замковый двор. За этим занятием и застал его Богдан, вошедший с медным тазом, на две трети наполненным водой. Он поставил таз на скамью и обратился к господину:

Вода подана, князь.

Хорошо, Богдан, - проворчал Ягайло, видимо, в душе недовольный, что его отрывают от окна.

Подойдя к тазу, он запустил туда свои длинные руки и, черпая ими воду, начал поливать лицо, шею и грудь, обильно орошая брызгами заодно пол, стены, подушку и своего слугу, освобождавшего от занавесей второе окно.

Погода-то, какая, Богдан! - Восхищенно воскликнул Ягайло, снимая полотенце с плеча слуги.

Великолепная, князь, - согласился Богдан.

Вот что, любезный: накрой-ка мне завтрак во дворе под липой. Да прикажи конюшему заседлать коня. Ганко тоже поедет со мной - предупреди его.

Далече собираешься, князь?

Не твоего ума дело.

Да я к тому: оружие и доспехи приготовить тебе или нет? - Обиженно произнес слуга.

Доспехи не надо. При такой жаре я в них к полудню превращусь в жареного барана… А меч, пожалуй, возьму, - подумав мгновенье добавил Ягайло.? Принеси тот, что полегче - миланской работы.

Едва Ягайло успел отдать последнее распоряжение слуге, как дверь почивальни мгновенно распахнулась, и в комнату, тяжело дыша, влетел Войдылло. Лицо его было красным. Со лба, минуя брови, на горящие щеки стекали две струйки пота.

Поскольку этот человек будет неоднократно встречаться в нашем повествовании, то следует дать некоторые пояснения. По происхождению Войдылло был холопом. Возможно, он так бы и состарился в этом звании, как Богдан, если бы волею случая или судьбы не попался на глаза великому князю литовскому Ольгерду. Смышленый, подвижный мальчишка понравился князю, и тот взял Войдылло к себе в услужение.

На первых порах холоп стелил постель Ольгерду, подавал на стол, выполнял мелкие поручения, умея при этом угодить князю. Но кроме услужливости Войдылло с детства обладал глубоким умом и природной смекалкой. Любознательный юноша сразу же начал интересоваться жизнью княжеского двора и государственными делами. Со временем он стал в курсе всех событий в Литовском княжестве. Проницательный Ольгерд, умеющий по достоинству оценить человека, увидел в своем холопе тонкого политика. Он начал приглашать Войдылло за свой трапезный стол и спрашивать: как тот поступил бы по тому или иному вопросу. И, как правило, мнения по поводу взаимоотношений с друзьями и врагами Литовского государства у великого князя и холопа совпадали. Со временем князь начал спрашивать совета у Войдыллы и по более сложным вопросам политики, когда и он сам затруднялся принять решение. И опять ответ слуги был верным, дельным, и, иногда, единственно приемлемым. Войдылло заменил Ольгерду и княжеский совет и многочисленных бояр, постоянно пытавшихся направить взор великого князя литовского в нужную им сторону.

В семье Великого князя Литовского Ольгерда и его второй жены Юлианы Александровны – тверской княжны в 1362 году родился сын Ягайло. Но уже в 1377 году князь Ольгерд умер, оставив в наследство довольно мощное государство, которое объединяло земли от Балтийского моря до Черного. Княжеский престол он завещал своему старшему сыну от второго брака – Ягайле, который и взошел на княжеский трон в 1377 году, вызвав тем самым недовольство 11 братьев и дяди Кейстута – родного брата умершего князя.

Борьба за власть

Как и следовало предполагать, между родственниками начались междоусобные конфликты, в результате которых часть территории была потеряна, поскольку некоторые из братьев со своими землями присоединились к московскому княжеству. Но воевать с таким сильным противником князь не решился, а вот удобный случай отомстить и ослабить врага вскоре представился. Ягайло вступил в сговор с татарским ханом Мамаем и должен был отправить свое войско вместе с его ордой на Москву. Но, узнав о том, что Куликовское сражение Мамай проиграл, он со своими воинами повернул назад, так и не вступив в битву. Но цель была достигнута, хоть и чужими силами: московская держава была ослаблена. Вскоре эта вражда отошла на второй план, поскольку в самом литовском княжестве началась гражданская война. Родной дядя Кейстут не разделял политических взглядов князя Ягайло и хотел посадить на литовский престол своего сына Витовта. В конце ноября 1381 года дядя сверг племянника с престола, и тот около года жил под арестом в своих вотчинных владениях – Витебске и Крево. Но уже в 1382 году он вернул себе власть в литовском княжестве, казнил дядю Кейстута и его жену. Удалось спастись лишь двоюродному брату Витовту, который с помощью Тевтонского ордена начал борьбу за власть с Ягайло. В результате этой борьбы часть территорий литовского княжества была потеряна.

Путь к польской короне

Чувствуя, что в одиночку против Тевтонского ордена он не сможет устоять, Великий князь Литовский начал искать союзников в лице Польши, которая в 1382 году осталась без короля: Людовик I Великий скончался, не оставив после себя наследников-сыновей. Польский трон достался несовершеннолетней дочери — Ядвиге Анжуйской. Понимая, что она не сможет самостоятельно управлять государством, польские магнаты начали поиск супруга для своей королевы и обратили внимание на Великого князя Литовского. Стать королем Польским – это было для Ягайло очень заманчивое предложение: соединив Польшу и Литву, он становился во главе мощного государства. Ядвига, которая была коронована в 1384 году, очень сопротивлялась этому замужеству, но польские шляхтичи сумели ее убедить. На пути к польской короне Великому князю Литовскому оставалось только подписать Кревскую унию. Это событие состоялось 14 августа 1385 года. Согласно этому соглашению князь Ягайло и королева Ядвига заключали династический брачный союз, все литовские земли присоединялись к Польше, будущий король должен принять католичество и обратить в эту веру весь литовский народ, а также способствовать возврату всех захваченных у Польши земель.

Выполняя соглашение, Ягайло отрекся от языческой веры и 15 февраля 1386 года в Вавеле крестился под именем Владислав. 18 февраля новоиспеченный католик Владислав обвенчался с 13-летней королевой Ядвигой. 4 марта этого же года произошла коронация Ягайло, и у Польши появился новый король – Владислав II Ягелло. Именно с этого момента на польском троне на 200 лет воцарилась новая королевская династия Ягеллонов.

Польский король Владислав II Ягелло

Став королем, Ягайло постоянно проживал в Польше, а Литвой, которая вошла в состав его нового государства, управлял с помощью наместников. Согласно Кревской унии, начиная с 1386 года, началось массовое обращение литовского народа в католическую веру. Но все эти события вызвали в Литве бурю протестов, и во главе недовольных стал Витовт – двоюродный брат нового польского короля. Борьба между братьями длилась 3 года, и договориться они смогли лишь тогда, когда Тевтонский орден стал угрожать безопасности обоих государств. В 1392 году Витовт стал Великим князем Литовским, а Ягайло стал его сюзереном – верховным князем Литвы. Союз двух государств при этом сохранился, а Литва получила существенную автономию.

Все последующие годы Тевтонский орден постоянно угрожал польско-литовскому государству и не раз между ними начинались военные действия. В 1410 году состоялось самое грандиозное сражение Средневековья – Грюнвальдская битва, в которой объединенная польско-литовская армия при поддержке чешских, русских и украинских частей разгромила силы крестоносцев. Многие земли, захваченные орденом, вернулись к Литве и Польше, а Тевтонский орден потерял свою боеспособность и больше не являлся опасностью для государства Польского. Владислав II Ягелло показал себя в этой войне талантливым военачальником, но полностью воспользоваться своей победой король не сумел – этому, как обычно, помещали распри польских и литовских дворян.

Владислав II Ягелло правил страной вплоть до самой своей смерти. Скончался он в 1434 году в возрасте 72 лет. Среди всех польских королей он дольше всего правил страной – 48 лет и 4 месяца.
За всю жизнь Ягайло был четырежды женат – это тоже является своеобразным рекордом среди польских венценосных особ. Первая супруга – королева Ядвига Анжуйская умерла в 1399 году. Рожденная ею дочь умерла совсем младенцем. В 1402 году король женился снова — на Анне Цельской, внучке последнего польского короля из династии Пястов. От этого брака родилась дочь Ядвига. Семейная жизнь с третьей супругой – Эльжбетой Грановской продлилась всего три года, но этот союз был бездетным. В возрасте 60 лет Владислав II Ягелло женился четвертый раз – на Софии Гольшанской. И именно она родила наследников польского престола – будущих королей Владислава III и Казимира VI.

Роль Ягайло в истории очень велика – этот польский король без единой капли польской крови является прародителем великой и могущественной державы – Речи Посполитой.

Занявши великокняжеский пост, Ягайло должен был укреплять свою власть, потому что его не признали князья Андрей Полоцкий, Змитер Брянский и самый главный соперник - Витовт, который начал вводить в земли Великого Княжества немецких рыцарей. Только летом 1384 года Ягайло и Витовт помирились. Витовт вернулся из Пруссии, получил свою Городенщину и Берестейщину. Однако Андрей Полоцкий вместе со своей Полоччинной пошёл под крыло Инфлянцкого ордена. Так что положение, в котором оказалось Великое Княжество, было очень сложное.

Чтобы укрепиться, Ягайло искал союза с соседними государствами. Была возможность выбрать сближение или с Москвой, или с Польшей. Ещё в конце 1382 года Ягайло через свою мать Ульяну провёл переговоры с Москвой и даже достиг договорённости с князем Дмитрием Ивановичем. Предусматривалось, что Ягайло примет христианство и женится на дочери московского правителя Софье. Но когда Москва потребовала от него признать себя вассалом («младшим братом») князя Дмитрия Ивановича и окрестить в православие «всю Литву», в Вильно отказались от такой перспективы.

Находясь в очень нестабильном положении, Ягайло отдал преимущество блоку с Польшей, с послами которой велись переговоры ещё в 1383 году. Уния Великого Княжества и Короны тогда соответствовала интересам обеих сторон. Она разрешала объединить силы обоих государств против общего врага - крестоносцев. Немецкая экспансия в Польше достигла угрожающих размеров. Для поляков важно было обеспечить спокойствие на границе с Великим Княжеством, потому что литвины только за один поход в 1376 году вывели из Польши 23 тысячи пленных. В перспективе польские магнаты рассчитывали на своё доминирование в великой соседней державе. Их в основном привлекали просторы Волыни и Подолья.

В январе 1385 года виленская делегация провела переговоры в Кракове, а летом польские уполномоченные приехали в Великое Княжество. Акт унии был подписан 14 августа в Беларуси, в княжеской башне Кревского замка. Ягайло получил право жениться на польской королевне Ядвиге и стать королём Польши. Для этого он обязался принять католичество и окрестить в него братьев, свояков и других подданных, освободить пленных христиан (поляков), заплатить 200 000 флоринов за срыв договора о браке Ядвиги с Вильгельмом Габсбургам, вернуть и навсегда присоединить свои земли к Королевству Польскому.

К окончательному закреплению унии дошло в 1386 году, после того как Ягайло на Вавельской катедре в Кракове, вступил в брак с Ядвигой и 4 марта торжественно короновался, приняв католичество и взяв второе имя Владислав. Вскоре после церемонии крещения на съезде знати и рыцарства в Люблине провозгласил Ягайло королём. Итак, он стал польским монархом не только благодаря брачному договору, но и по выбору, то есть по элекции. Официально он начал титуловаться «королём Польши, верховным князем Литовским и дедичем Русским».

С юридической стороны акт Кревской унии означал вхождение Великого Княжества в состав Польши. Однако на практике подчинить такое мощное государство было невозможно. По причине политической активности недовольных унией общественных кругов Великого Княжества этот план не воплотился в жизнь. Уже в 1386 году восстал князь Андрей Полоцкий, который считал, что если Ягайло принял католичество, то он не может быть главой Великого Княжества.

Что касается самого акта Кревской унии, то есть предположение, будто бы он (в том виде, в котором дошёл до нас) подделан в ХV веке, чтобы оправдать претензии поляков на белорусские земли. Потому что очень неправдоподобным выглядит астрономический «выкуп» Ядвиги и лёгкое соглашение Ягайло включить Великое Княжество в состав Польши. Про это говорили наши послы ещё в 1569 году на Люблинском сойме.

Крещение Литвы

Уже в 1387 г. в Вильно было учреждено епископство для Литвы, а у Нижнего замка началось строительство св. Станислава, будто бы в том самом месте, где ещё недавно горел священный огонь. Появились также первые парафии. Ягайло в собственных владениях дарил церкви землю и освобождал её от налогов. Благодаря пожертвованиям королевы Ядвиги литовцы могли обучаться на священнослужителей сначала в Праге, а затем в Краковской академии.

Процесс обращения населения страны в христианство осуществлялся постепенно. Дольше всего сохраняло язычество население Жмуди, которая официально приняла крещение только спустя два года после Грюнвальдской битвы - в 1412 г.

Результат правления Ягайло

Роль Ягайло в истории Беларуси окончательно не определена. Своей женитьбой с польской королевой Ядвигой Ягайло фактически присоединил не ВКЛ к Польше, а Польшу к ВКЛ. ВКЛ своей территорией и силой было больше за Польшу. Культура в Беларуси развивалась. Ягайло, находясь в Кракове, не отрекался своей белорусской культуры, в которой он был воспитан. Наоборот, он привозил в Краков с Беларуси талантливых художников, и они украшали его дворцы и различные костёлы Польши. Ягайло не отрёкся и от своего белорусского языка. Он до смерти говорил по-белорусски.

Через крещение Жмуди, Ягайло не имел намерения проводить её полонизацию, но укреплял ещё большую самостоятельность ВКЛ, убирая причину частых конфликтов ВКЛ и Ордена.

После смерти Ядвиги Ягайло женился вначале на внучке польского короля Казимира Великого, позже на польке Ольжбете Грановской и, наконец, на Гольшанский княжне Софье, от которой у него было два сына Владислав и Казимир. Софья была искренней патриоткой нашего края. Она оказывала большое влияние на Ягайло, который, благодаря ей, стал сторонником коронации Витовта.

Ягайло был первым из литовской княжеской династии Гедиминовичей, носивших титул также и королей Польши. Основанная им династия Ягеллонов правила Польшей до 1572 года. Русские историки и писатели XIX века, как правило, склонны считать его человеком небольшого ума и слабого характера, который не мог играть выдающейся роли в современной ему жизни. Напротив, в польской историографии ему обычно приписывают большие способности и сильное влияние на ход исторических событий.

ЯГАЙЛО (Йогайла, Ягелло) (1351–1434) – великий князь литовский (1377–1392), король польский (Владислав II Ягелло, 1386–1434), родоначальник династии польских королей Ягеллонов.

Родился в 1351 в Вильнюсе; отец – великий князь литовский Ольгерд, мать – тверская княжна Ульяна Александровна. Был крещен в православие. Великим князем литовским стал по завещанию отца в 1377. Его дядя Кейстут, мечтавший о великокнязеском престоле для своего сына Витовта, не решался поначалу нарушить слово, данное Ольгерду в присутствии литовских и русских панов и бояр, и настаивать на своих желаниях. Он надел на голову Ягайло великокняжескую шапку, набросил на плечи горностаевую мантию, дал в руки меч – символы великокняжеской власти. Ягайло унаследовал мощное государство, простиравшееся от Балтийского до Черного морей. Можно было разделять и властвовать, но у Ягайло было 11 родных братьев и еще 6 двоюродных (сыновей Кейстута), что не обещало спокойной жизни.

В 1380 Ягайло заключил договор с Золотой Ордой против Московского княжества, стал союзником Мамая в Куликовской битве 1380, но в самой битве не участвовал, остановившись примерно на расстоянии одного дня пути от поля сражения.

В 1382 вел борьбу за власть с Кейстутом, имевшим немало крестоносцев среди наемников своего войска. Ягайло перекупил их и захватил в плен Кейстута вместе с женой Бирутой и сыном Витовтом. В Кревском замке Кейстут, по показаниям одних источников, в припадке отчаяния сам на себя наложил руки, а согласно другим, был задушен по приказанию Ягайло. Говорили, что Ягайло приказал утопить и Бируту, отняв перед этим у них Вильнюс и замок в Троках (ныне Тракай). Двоюродный брат Ягайло Витовт, заключенный вместе со своим отцом Кейстутом в тот замок, успел спастись бегством к великому магистру тевтонского ордена и начать борьбу с Ягайло. Она закончилась захватом Тевтонского орденом княжества Жемайтия в Литве. В 1383–1384, чувствуя шаткость власти, Ягайло начал искать поддержки у Польши. В результате Кревской унии 14 августа 1385 Ягайло обязался принять католичество и возвратить Польше отторгнутые у нее ранее земли. В 1386 к Ягайло приехали послы из Кракова, прося принять польскую корону (краковцы протестовали против передачи ее бездетным польским королем Казимиром подольскому князю Константину Ольгердовичу – сводному брату Ягайло, сыну Ольгерда от первой жены Марии Ярославны, княжны витебской).

Посоветовавшись с матерью и панами, поняв, что на восток в московские земли ему дорога заказана, Ягайло устремился на запад. Он без сомнений перешел в римскую веру, был крещен под именем Владислава II, вступил 18 февраля 1386 в брак с польской королевой Ядвигой I, что позволило Польше объединиться с Литвою и составить единое государство с польской системой управления. При включении Литовского княжества в состав Польского королевства Ягайло было предписано «навек присоединить все свои земли, литовские и русские, к короне Польской». Вопрос о том, был ли Ягайло польским королем или только супругом польской королевы, подвергался польскими учеными сомнению еще в 19 в. Но факт утверждения польской династии Ягеллонов на польском троне на 200 лет (с 1386 по 1572) не требует доказательств.

В 1386 прибывший в Литву Ягайло начал массовое крещение литовцев. Крестившие рыцари получали от него значительные привилегии. 20 февраля 1387 он дал право городского самоуправления Вильнюсу. Однако такая политика нравилась далеко не всем. Значительная группа оппозиционно настроенных ему литовских князей в 1392 добилась передачи власти в Литовском княжестве Витовту, правда, с сохранением за Ягайло титула «верховного князя» Литвы. Тем самым уния Литвы и Польши не была нарушена. Она по-прежнему служила мощной основой сопротивления наступлению Тевтонского ордена, удерживавшего литовские (Жемайтию) и польские (Добжинскую провинцию) земли.

В 1402 Ягйало вторым браком женился на Анне Цилийской, прожил с ней 15 лет в ожидании наследника, но рождались дочери. В 1409 начал Великую войну с Тевтонским орденом, поддержанным Священной Римской империей. В знаменитой Грюнвальдской битве 1410 объединенные силы Польши и Литвы при участии русских, украинских, белорусских и чешских полков разгромили основные силы Тевтонского ордена, за чем последовало освобождение Жемайтии и Добжинской земли. Во всех этих событиях Ягайло проявил себя талантливым организатором и военачальником, добившемся также выплаты Тевтонским орденом в 1411 значительной контрибуции.

В 1413 году в Городле (Западный Буг) была заключена новая уния, которая ограничивала участие православных в государственном управлении. Против этого выступил брат Ягайло – Свидригайло , который опирался на украинских и белорусских князей и выступал против сближения с Польшей. Но успех сопутствовал не ему, а Ягайло. В июне 1431 Ягайло во главе польских войск вторгся на Волынь (смерть Витовта в 1430 развязала ему руки). Ягайло поддерживала польская знать, церковь, выступавшая против союза Польши с Чехией и всемерно стремившаяся к распространению католичества в Литве, а также далее – на Западной Руси. Свидригайло пытался оказывать сопротивление своему родственнику, но в результате его поражения в битве у реки Святой князем Литвы стал Сигизмунд (1435–1440). Актом от 3 января 1433 Ягайло подтвердил решимость в случае смерти Сигизмунда передать под власть Польши все литовские земли.

С 1417, желая иметь наследника, Ягайло не единожды женился (в 1417 ему уже было 66 лет): вначале на Елизавете Грановской, но брак был недолгим и бесплодным, затем, уже в четвертый раз, на Софье, от которой, наконец, родились сыновья, в том числе будущие короли Польши Владислав III и Казимир VI.

Ягайло умер 1 июня 1434 в Городоке. В оценке его личных качеств историки расходятся. Одни полагают, что он был человеком небольшого ума и слабого характера, а его роль в истории приписывают стечению обстоятельств. Другие, и, в частности, литовские историки, отмечают его большие способности, личное влияние на ход исторических событий; но и те, и другие считают его жестоким и вероломным правителем.

Лев Пушкарев, Наталья Пушкарева

ЯГАЙЛО (ЯГЕЛЛО, В КРЕЩЕНИИ ВЛАДИСЛАВ)

Ягайло или Ягелло - великий князь литовский и польский король. Сын православной княгини Юлиянии, он исповедовал уже в юности, по утверждению некоторых исследователей, православие; другие историки доказывают, что он оставался язычником до самого момента принятия католической веры. Сделавшись великим князем после смерти своего отца, великого князя Ольгерда (1377), он вступил в борьбу со своим дядей Кейстутом, коварно заманил его на свидание и заключил в кревский замок, где Кейстут, по показаниям одних источников, в припадке отчаяния сам на себя наложил руки, а согласно другим источникам, был задушен по приказанию Ягайло. Говорили, что Ягайло приказал утопить и жену Кейстута, Бируту. Двоюродный брат Ягайло Витовт, заключенный вместе со своим отцом Кейстутом в кревский замок, успел спастись бегством к великому магистру тевтонского ордена, начал в союзе с немецкими рыцарями борьбу против Ягайло и поставил его в такое положение, что он должен был отказаться, по договору на реке Дубиссе, от Жмуди и обязался принять в течение четырех лет католическую веру (1384). Опасность, угрожавшая Ягайло со стороны ордена, заставила его искать союза с Польшей. Услышав о красоте польской королевы Ядвиги (см.), он решил просить ее руки, соглашаясь обратить свой народ в католичество. 12 февраля 1386 г. он прибыл в Краков, 15 февраля был крещен под именем Владислава и 18 февраля обвенчан с Ядвигой. Вопрос о том, был ли он польским королем, подвергнут теперь сомнению: профессор Пекосинский старается доказать, что Ягайло был только супругом польской королевы. Поселившись в Польше, он стал управлять Литвой посредством наместников, считая ее частью своего нового государства. Такое отношение Литвы к Польше вытекало и из условий договора, который Ягайло заключил с поляками, что вызвало большое неудовольствие в Литве. Во главе оппозиции стал Витовт, начал борьбу с Ягайло и добился того, что был признан великим князем литовским, но под верховной властью Ягайло, так что уния Литвы с Польшей была сохранена. Ягайло процарствовал до 1434 г. Время его богато событиями громадной важности, но каково было влияние на события самого Ягайло - историки относительно этого во мнениях расходятся. Одни считают его человеком небольшого ума и слабого характера, который не мог играть выдающейся роли в современной ему жизни; другие, напротив того, приписывают ему большие способности и сильное влияние на ход исторических событий. См. K. Szajnocha "Jadwiga i Jagiello"; J. Caro "Geschichte Polens" (2-я часть, Гота, 1863); М. Смирнов "Ягелло-Яков-Владислав и первое соединение Литвы с Польшей" (Одесса, 1868, "Записки Новороссийского университета"); St. Smolka "Kiejstut i Jagiello" (Краков, 1888); F. Koneczny. "Jagiello i Witold" ("Przewodnik naukowy", 1892); A. Lewicki "Powstanie Swidrygielly" ("Rozpr. Ак. Ит.", XXIX) и вообще сочинения по истории Польши и Литвы в конце XIV и начале XV века. В. Новодворский.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЯГАЙЛО (ЯГЕЛЛО, В КРЕЩЕНИИ ВЛАДИСЛАВ) в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЯГАЙЛО
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Владислав II Ягайло (1351 - 1434), великий князь Литовский (1377-1392), король Польский (1386-1434), …
  • ЯГАЙЛО в Словаре полководцев:
    Йогайло (Jogaila) (ок. 1350-1434), вел. литов. кн. (1377-99), польск. король (под именем Владислава II Ягелло). Родоначальник династии Ягеллонов. Сын Ольгерда. …
  • ЯГАЙЛО в Большом энциклопедическом словаре:
    (Ягелло) (Jagiello) Владислав (ок. 1350-1434) великий князь литовский в 1377-92, король польский с 1386. Основатель династии Ягеллонов. В Грюнвальдской битве …
  • ЯГАЙЛО
    Йогайла (Jogaila) (около 1350 - 1.6.1434), великий князь литовский в 1377-92 (с перерывом), король польский (Владислав II Ягелло - Wladyslaw …
  • ВЛАДИСЛАВ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Wladyslaw) в Польше: В. I. Локетек (Lokietek) (между 3.3.1260 и 19.1.1261 - 2.3.1333, Краков), король из династии Пястов, правил с …
  • ЯГАЙЛО
    или Ягелло - великий князь литовский и польский король. Сын православной княгини Юлиании, он исповедывал уже в юности, по утверждению …
  • ЯГАЙЛО
    ЯЃАЙЛО, Ягелло (JagieLLо) Владислав (ок. 1350-1434), вел. князь литовский в 1377-92, король польский с 1386, основатель династии Ягеллонов. Сын Ольгерда. …
  • ЯГАЙЛО
    или Ягелло? великий князь литовский и польский король. Сын православной княгини Юлиянии, он исповедовал уже в юности, по утверждению …
  • ВЛАДИСЛАВ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
  • ВЛАДИСЛАВ в биографиях Монархов:
    Король неаполитанский из Анжуйской династии, правивший в 1386— 1414 гг. Сын Карла III и Маргариты Дурацио. Ж,: 1) с 1392 …
  • ВЛАДИСЛАВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВЛАДИСЛ́АВ II (Vladislav II) Ягеллон (1456- 1516), король Чехии (с 1471), Венгрии (с 1490). Сын Казимира IV. Закрепил ("Законник Владислава", …
  • ВЛАДИСЛАВ в словаре Синонимов русского языка.
  • ВЛАДИСЛАВ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Владислав, (Владиславович, Владиславовна и Владиславич, …
  • ЯГАЙЛО
    (Ягелло) (Jagiello) Владислав (ок. 1350-1434), великий князь литовский в 1377-92, король польский с 1386. Основатель династии Ягеллонов. В Грюнвальдской битве …
  • ВЛАДИСЛАВ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Сербский (ум. 1239), князь, основатель монастыря в Милешеве, сын св. Стефана Сербского. Память в Православной церкви 24 сентября (7 …
  • ВЛАДИСЛАВ-ЯГАЙЛО (ЯГЕЛЛО)
    Владислав-Ягайло или Ягелло, см. Ягайло …
  • СТЕФАН ВЛАДИСЛАВ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Стефан Владислав (+ 1239 / 1243 /не ранее 1253 ), король Сербский, святой. …
  • ВЛАДИСЛАВ IV в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Владислав IV Ваза (1595 - 1648), король Польши, претендент на российский престол. Родился …
  • ВЛАДИСЛАВ IV в Краткой биографической энциклопедии:
    Владислав IV (1632 - 1648) - король Польский, старший сын Сигизмунда III. Родился в 1595 г. По договору 4 февраля …
  • ВЛАДИСЛАВ III ВАРНЕНЧИК в Краткой биографической энциклопедии:
    Владислав III Варненчик, в 1434 - 1444 годах король Польский, в 1440 - 1444 годах король Венгерский, - сын Владислава …
  • ВЛАДИСЛАВ II в Краткой биографической энциклопедии:
    Владислав II, в 1138 - 1146 годах великий князь - сеньор краковский, старший сын Болеслава Кривоустого и жены его Збыславы, …
  • ГРЮНВАЛЬДСКАЯ БИТВА 1410 в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    битва 1410 (в немецкой литературе - битва под Танненбергом), решающее сражение "Великой войны" 1409-11 , в котором польско-литовско-русские войска 15 …
  • в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    см. …
  • ВИТОВТ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Витовт (полонизированное Витольд; в немецких актах Witowd, Witaut,Wytat и пр.), сын троцкого и жмудского князя Кейстута от насильновзятой им …
  • ПОЛЬША (ИСТОРИЯ)* в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? Период I. П. племенная и языческая. В конце VI в. по Р. Хр., с уходом германских племен из бассейнов …
  • ЛИТОВСКО-РУССКОЕ ГОСУДАРСТВО в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • ВЛАДИСЛАВ-ЯГАЙЛО ИЛИ ЯГЕЛЛО, КОРОЛЬ ПОЛЬСКИЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? см. …
  • ВИТОВТ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (полонизированное Витольд; в немецких актах Witowd, Witaut, Wytat и пр.), сын троцкого и жмудского князя Кейстута от насильно взятой им …
  • ВЛАДИСЛАВ II ЯГЕЛЛОН в Словаре Кольера:
    (чешск. Vladislav, венг. Ulszl) (1456-1516), король Чехии и Венгрии. Старший сын короля Польши Казимира IV, Владислав родился в Кракове 1 …
  • ПОЛЬША в Справочнике Стран мира:
    РЕСПУБЛИКА ПОЛЬША Государство в Центральной Европе. На севере граничит с Россией (Калиник-Градская область), на востоке - с Литвой, Беларусью и …
  • ИМЯНАРЕЧЕНИЕ в Словаре Обрядов и таинств:
    Народная мудрость гласит: С именем - Иван, а без имени - болван. Или: Без вымени овца - баран, корова без …
  • КРЕЩ’ЕНИЕ в Библейском словаре:
    — очищение и преображение, символическая смерть и воскресение, знак духовного возрождения человека от воды и Духа (Иоан.3:5). Погружение в воду …
  • ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ярослав I, крещении Георгий (Юрий), Владимирович, Мудрый (ок. 978 - 989 - 1054), благоверный …
  • ШАРЛЕРУАНСКИЙ ТРОИЦКИЙ ХРАМ (БЕЛЬГИЯ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Свято-Троицкий храм в Шарлеруа (Брюссельская епархия Русской Православной Церкви) Aдрес: Бельгия, Шарлеруа. Chaussee …
  • ФИВЕЙСКИЙ ЛЕГИОН в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Фивейский (или Фиваидский) Легион (Alkateeba al Teebia или Alkateeba Al-sa"eedia) римской армии во главе с капитаном …
  • ФЕОДОРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодоровская - Костромская икона Божией Матери Память 14 марта, 16 августа. По преданию, написана …
  • ФЕОДОР ОСТРОЖСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодор Васильевич Острожский, в монашестве Феодосий (+ ок. 1483), Печерский, князь, преподобный. Стяжал …
  • ТУРКОВИЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Турковицкая икона Божией Матери. Празднование 2 июля В 1382 году князь Опольский Владислав, увозя …
  • ТЕРТУЛЛИАН в Православной энциклопедии Древо.
  • СИМВОЛ ВЕРЫ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Символ веры - краткое догматическое изложение основы Христианского вероучения. Символы веры всегда отличаются краткостью; они только …
  • ПЯСТЫ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Пясты (польск. Piastowie) — первая польская княжеская и королевская династия. Легендарным основателем династии был крестьянин-колесник Пяст …
  • ПРЖЕМЫСЛОВИЧИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Пржемысловичи (Пшемысловичи) — чешская княжеская и королевская династия, получившая название по имени её легендарного основателя — …
  • ПРАВИЛА I ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Правила I Вселенского (Никейского) Собора Если у кого в болезни врачами отъяты члены, или кто варварами …
  • ПАНТЕЛЕИМОН ЦЕЛИТЕЛЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Пантелеимон Целитель (+ 305), великомученик. Память 27 июля. Родился в Вифинии (Малая …
  • ОЛЬГЕРД ЛИТОВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ольгерд (лит. Algirdas, польск. Olgierd, белорус. Альгерд) (1296 - 1377), великий князь литовский, …
  • ОЛЬГА РАВНОАПОСТОЛЬНАЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ольга, в крещении Елена (+ 969), княгиня, святая равноапостольная. Память 11 июля. …