Анализ произведения фантазеры. Читательский дневник по детской литературе

урока литературного чтения во 2 классе

«Н.Носов «Фантазёры». Нравственная проблема,

определяющая смысл рассказа»

УМК «Перспективная начальная школа»

Ершова Татьяна Анатольевна,

учитель начальных классов

Цели: 1. На материале урока создать условия для формирования умений определять и анализировать характеры и поступки героев, умений анализировать иллюстрации, уточнить представления детей о фантазии и вранье и на основе этого выявить тему и идею произведения. Продолжить работу над совершенствованием навыков чтения (осознанность, правильность, выразительность).

2. Развивать речь учащихся, обогащая ее художественным словом, образное мышление и творческое воображение, умения анализировать, обобщать, делать выводы.

3. Воспитывать у учащихся нравственные качества личности: честность, сочувствие; коммуникативную культуру в процессе работы в парах.

Оборудование: карточки со словами для учителя и учащихся (в конвертах), портрет Н.Носова, аудиозапись песни из мультфильма, иллюстрации к рассказу, сердечки, выставка книг Н.Носова, учебник «Литературное чтение» 3 класс (авт. Чуракова Н.А.), записи на доске.

Ход урока

    Оргмомент.

    Эмоциональный настрой.

К нам пришли сегодня гости. Мы им, конечно, очень рады. Повернитесь к ним и улыбнитесь – поделитесь своей радостью. Они вам тоже улыбнутся. От наших улыбок в классе стало так тепло, светло и уютно.

III . Сообщение темы и цели урока.

К нам в класс пришли две срочные телеграммы. Назовите отправителя телеграммы и рассказ.

Горка получилась хорошая. Скользкая.


(Котька «На горке»)

Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?


(Вадик «Живая шляпа»)

Как вы думаете, что общего в этих рассказах? (Их написал Н.Носов)

Вы теперь, наверно, сами сумеете рассказать, о чем пойдет речь на уроке?

Мы познакомимся еще с одним рассказом Н.Носова.

А еще мне бы очень хотелось представить вам этого писателя.

IV . Вводная беседа.

1. Знакомство с биографией писателя.

Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в Киеве, в семье актера. После окончания школы учился в Москве, в институте кинематографии. Он работал режиссером, поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов. О том, чтобы стать писателем, он не думал.

Посмотрите внимательно на портрет писателя. Каким он вам кажется человеком?

Носов был человеком необщительным, замкнутым. Он был удивительно деликатным, ранимым и даже неуверенным в себе. От природы обладал разнообразными талантами. О себе Николай Николаевич написал:

«В школьные годы мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку, увлекся химией и готовился к поступлению на химический факультет Политехнического института, потом передумал и поступил в Художественный институт, работал в кино, потом стал детским писателем».

Как же получилось, что Н.Носов стал писателем? У него подрастал сын и просил все новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы, которые все так полюбили.

2. Словарная работа.

Деление слов на группы (в парах).

Прежде чем начать работу над новым рассказом, предлагаю поработать в парах и поделить слова на две группы.

(Карточки со словами лежат в конвертах на партах. После обсуждения в парах решение выносится на доску.)

Чем отличаются фантазия и ложь, поможет узнать рассказ «Фантазеры».

V . Осмысление прочитанного.

1. Проверка первичного восприятия.

Я просила вас ознакомиться с текстом рассказа дома. Скажите, какие чувства вы испытали, когда читали этот рассказ?

Что произвело на вас впечатление?

2. Выборочное чтение.

Действие в рассказе развивается очень быстро, события следуют одно за другим. Мы говорили на предыдущих уроках, что очень трудно изобразить на одной иллюстрации действие. Поэтому художник создает серию картинок, каждая из которых соответствует какому-то одному моменту действия, а все вместе они рассказывают о том, что случилось.



(Дети находят и зачитывают отрывки из текста, соответствующие иллюстрациям.)

Как вы считаете, к каким очень важным эпизодам рассказа художник «забыл» нарисовать иллюстрации? (Разговор с Игорем, обман Игоря, расстроенная Ира.)

3. Чтение по ролям.

Читают три подготовленных ученика разговор Игоря, Мишутки и Стасика со слов «Тут пришёл соседский Игорь…» и до слов «Игорь встал и ушёл».

VI . Физминутка.

Я знаю, что вы тоже большие фантазеры и выдумщики. Представьте себе, что вы на солнечной полянке, где скачет кузнечик.

(Под мелодию «В траве сидел кузнечик» дети выполняют движения.)

Ребята, а кто придумал эту песенку? Где вы ее могли встретить раньше? (Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»)

VII . Осмысление прочитанного.

4. Моделирование.

Давайте попробуем определить, какие взаимоотношения были у героев рассказа. Назовите всех действующих лиц.

(На доске в процессе работы появляется модель.)


сочинять

выдумывать

фантазировать

изобретать

обманывать

лгать

врать

клеветать

Что теперь мы знаем о Мишутке и Стасике?

Какие слова можем подобрать, подписать под этой парой имен?

Что можете сказать об Игоре?

С какой целью Мишутка и Стасик рассказывали небылицы? (Кто сочинит более невероятную историю, развлекались.)

С какой целью лгал Игорь? (Для собственной выгоды.)

Что вышло из этого вранья? (Пострадал другой человек, его сестра Ира.)

Мишутка и Стасик свои выдумки рассказывают Ире. Зачем? (Развеселить ее.)

Как вы думаете, зачем Н.Носов рассказал эту историю?

VIII . Обобщение.

Один мальчик прочитал этот рассказ и так этот рассказ задел его за живое, что мальчик опубликовал свое письмо в Интернете. Вот это письмо.

«Рассказ Носова "Фантазеры" мне очень понравился тем, что в нем рассказано про таких же мальчишек, как я и мои одноклассники. Мишутка и Стасик - веселые и добрые ребята. У них богатое воображение. Они, наверное, много читают, потому что фантазия "уносит" ребят то в океан к акулам, то в Африку к крокодилам, а то и вовсе на Луну. Эти безобидные фантазии никому не приносят вреда, а лишь учат мальчиков мечтать. Мишутке и Стасику не понравился подлый поступок Игоря, когда тот подвел свою сестренку. Ребята сразу поняли разницу между своими фантазиями и злым враньем Игоря. Встретив заплаканную Иру, сестру Игоря, мальчики делятся с ней своим мороженым, чтобы утешить девочку.

Рассказ писателя Носова учит нас добру, отзывчивости, внимательному, чуткому отношению к окружающим.
Я и мои одноклассники тоже любим придумывать всякие фантастические истории, но никогда не обижаем своими выдумками никого. А того, кто будет врать и выдумывать во вред другим, мы прогоним из своей компании. Фантазия должна приводить человека к изобретательности. Ведь недаром, всякие машины, которые описывают фантасты в своих произведениях, рано или поздно появляются в реальном мире, а не в мире фантазии. Поэтому фантазировать не только интересно, но и полезно.»

С.В.Михалков так сказал про Носова:

(запись на доске)

« Все герои Носова «как живые», а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру…»

С.В.Михалков


IX . Рефлексия.

X . Домашнее задание.

Балейский филиал

Государственного профессионального образовательного учреждения

«Читинский педагогический колледж»

Читательский дневник

по детской литературе

Разработала: Верхотурова Е.,

студентка 517 группы

«Приключения Незнайки и его друзей».

Краткое содержание повести: повесть рассказывает о приключениях коротышек из одного сказочного города, которые живут без забот. Коротышками их называют, потому что они очень маленькие, ростом с маленький огурец. И самый знаменитый среди них – Незнайка. За что бы ни взялся этот озорной коротышка, он обязательно попадет в забавную и смешную историю, подняв шум на весь город.

Герои повести: Незнайка, Знайка, Торопыжка, Растеряйка, механики Винтик и Шпунтик, музыкант Гусля, художник Тюбик, доктор Пилюлькин, Пончик, Сиропчик, охотник Пулька, Ворчун, Молчун.

Характеристика Незнайки: фантазер, хвастун, непоседа, забияка, смелый, ленивый, невежественный, неунывающий, легкомысленный.


«Приключения Незнайки в Солнечном городе».

Главные герои: Незнайка, Кнопочка, Пестренький.

Характеристика героев:

Кнопочка – добрая, воспитанная, любознательная.

Пестренький – ленивый, добрый, общительный, добродушный, невозмутимый.

Незнайка - фантазер, хвастун, непоседа, забияка, смелый, ленивый, невежественный, неунывающий, легкомысленный.


«Мишкина каша».

Краткое содержание рассказа: рассказ о двух мальчиках Мише и Коле. Мама Коли уезжает на два дня и оставляет мальчиков одних хозяйничать, объяснив, как варить кашу. Ребята весь день отдыхали на речке, ловили рыбу, а когда проголодались, взялись за дело. Не такое и простое это, оказалось дело, готовить – каша у них оказалась как живая, все хотела из кастрюли удрать, пескари к сковороде прилипали, а масло горело синим пламенем.

Главные герои: Миша и Коля.

Коля – добрый, терпеливый, надежный, серьезный.

Мишка – беспокойный, энергичный, уверенный в своих силах, деятельный, неунывающий.


«Дневник Коли Синицына».

Главный герой: Коля Синицын.

Характеристика Коли – трудолюбивый, усердный, организованный, терпеливый, целеустремленный, находчивый.

Веселая и поучительная история про отличника Колю, который решил завести дневник, чтобы записывать в него умные мысли и интересные события, которые произойдут с ним летом. Сначала ничего интересного не случалось, но потом, ребята из Колиного класса решили завести свою пасеку и разводить пчел. Для этого надо было выехать на дачу, за город и здесь начинаются приключения.


«Веселая семейка».

Главные герои: Миша и Коля, их одноклассники.

Характеристика героев: с широкими интересами, любопытные, решительные, честные, организованные, терпеливые.

Одноклассники: надежные, серьезные, готовые поддержать, добросовестные, тактичные.

Миша и Коля задумали смастерить инкубатор, чтобы выводить цыплят. Они прочитали, как самим сделать это устройство, сделали его, съездили в деревню за свежими яйцами и начали дежурить у инкубатора. Ребята дежурили днем и ночью. Особенно трудно им приходилось по ночам. Надо было каждые три часа переворачивать яйца, чтобы они не «задохнулись», вернее, не задохнулись зародыши, которые уже начали развиваться в яйцах. На помощь мальчикам пришли одноклассники. Цыплята благополучно вывелись.

«Приключения Толи Клюквина».

Характеристика Толи: имеющий богатое воображение, легкомысленный, обидчивый, смелый.


«Витя Малеев в школе и дома».

Главные герои повести: Витя Малеев и Костя Шишкин.

Характеристика главных героев:

Витя – спокойный, рассудительный, целеустремленный, дружелюбный.

Костя – слабохарактерный, деятельный, энергичный, озорной.

Краткое содержание повести: книга о двух школьных друзьях: Вите и Косте. Витя учится очень хорошо, а Костя не успевает по русскому языку и постоянно получает двойки. Из-за этого он стал списывать домашние задания, прогуливать уроки, когда должен быть диктант, не ходил в школу, обманывал всех, что болен. Стать лучше Косте помог Витя, который стал заниматься с другом после уроков русским языком. В результате друзья окончили четвертый класс на одни пятерки.


«Фантазеры».

Главные герои рассказа: Мишутка и Стасик, Игорь.

Характеристика главных героев:

Мишутка и Стасик – добрые, мечтательные, творческие, дружелюбные, честные.

Игорь – занудливый, хвастливый, несправедливый, лживый.

Этот рассказ о двух ребятах – Мишутке и Стасике. Они веселые и добрые. У них богатое воображение. Они сидят на лавочке и фантазируют. Фантазии уносят ребят то в океан к акулам, то в Африку к крокодилам, а то и вовсе на Луну. Их безобидные фантазии никому не причиняют вреда, ребята просто придумывают, выдумывают сказки. К ним подходит Игорь, который смеется над фантазиями ребят и рассказывает мальчикам, как он вчера обманул сестру и родителей.

Мишутке и Стасику не понравился подлый поступок Игоря. Ребята сразу поняли разницу между своими фантазиями и злым враньем Игоря.

Встретив заплаканную сестру Игоря – Иру, мальчики делятся с ней своим мороженым, чтобы утешить девочку.

«Папа, мама, восемь детей и грузовик».

Краткое содержание повести: это повесть о необычной семье – папе, маме и восьмерых детях, чьи имена начинаются с буквы М – Марен, Мартин, Мона, Мадс, Милли, Мина, Марта, Мортен, их бабушке и грузовике, на котором папа зарабатывает деньги и о собаке по кличке Самоварная Труба. Восемь братьев и сестер – такое не часто встретишь. И хотя они обитают в квартире, где есть только одна комната, на жизнь не жалуются и ссорятся очень редко.

Характеристика членов семьи: добрые, внимательные, отзывчивые, надежные, веселые.


«Аврора из корпуса «ц».

Эта повесть о дружной, норвежской семье, в которой живут папа, мама, девочка Аврора и ее братик Сократ. У них не случайно такие необычные имена, их папа – ученый, он изучает Древнюю Грецию. Он сидит дома и занимается с детьми, пока мама ходит на работу, но он вовсе не отлынивает от работы, как думают соседи, а пишет диссертацию. А Аврора как умеет, помогает папе по дому.

Характеристика главных героев:

Папа и мама: целеустремленные, творческие, решительные, независимые.

Аврора: дружелюбная, честная, терпеливая, надежная, самостоятельная.


«Лев и собачка».

Грустный и трагический рассказ о людской жестокости и звериной преданности.

Жестокий – потому что люди бросают живых собак на съедение льву, а грустный – потому что в нем рассказывается о смерти и потере друга.

Мне очень жалко собачку и льва, хотелось бы, чтобы звери остались живы и дружили.


Цель: познакомить с произведением Н.Носова, дать почувствовать детям необыкновенную силу слова, заинтересовать проблемой произведения, развивать навыки беглого выразительного чтения, сформировать умение правильно выражать свои мысли, воспитывать честность, правдивость.

Оборудование: выставка книг Н.Носова, рисунки по его рассказу.

Ход урока

1. Организационный момент

2.

Беседа. Эмоциональный настрой

Учитель: Ребята, сейчас у нас урок литературы, урок общения. По традиции начнём наш урок с песни В. Шаинского “Улыбка”, ведь приятно общаться с весёлым, доброжелательным человеком. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.

Игра “Привет, сосед!”
(Ученики поворачиваются к своему соседу и, глядя в глаза друг другу, произносят слова:

Привет, сосед!
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил.

(Звучит песня В. Шаинского “Улыбка”, дети подпевают)

3. Погружение в тему урока

– Сегодня мы продолжим путешествие по страницам любимых книг Н.Н.Носова. Эти книги стали нашими добрыми и умными друзьями. Давайте поговорим с ними. Они расскажут нам много забавных и интересных историй.

Давайте знакомые книжки откроем,
И снова пойдём от страницы к странице.
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, сильней подружиться.
Неважно, что с книжкой знакомы давно мы,
Пускай и с героем отлично знакомы.
И чем там закончится – тоже известно.
Хорошие книжки всегда интересны.

Пусть подождут компьютеры,
Пусть отдохнут компьютеры
От вас, а вы – от них
Среди прекрасных книг.

– Ребята, посмотрите внимательно на выставку книг Носова.

– Дайте название выставке книг. (Книги Н.Носова. Книги о мальчишках и девчонках. О наших сверстниках,)

– На протяжении нескольких уроков мы читали книги детского писателя Н. Носова. Носов умеет рассказывать весело, шутливо о серьёзных и важных делах.

Книги просят:
– А сейчас вы, друзья,
Узнайте нас!

– Определите, из каких произведений Н. Носова взяты эти строки:

1) Только полез на горку – бух носом!

– Ого! – Говорит.- Скользкая! (“На горке”.)

2) Вот и хорошо, что у нас свой дом! Мы всегда будем жить и никого к себе не пустим, а если серый волк придёт, мы его прогоним. (“Затейники”.)

3) Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на неё и трясутся от страха. (“Живая шляпа”.)

– Молодцы!

Угадайте-ка, ребятки,
Теперь такую вот загадку...

Все дети дружно строят горку во дворе.
Один лишь не помощник этой ребятне.
Стоит и терпеливо ждёт,
Когда же народ по домам пойдёт,
Когда же ему, наконец, повезёт:
Он с горки поедет вперёд и вперёд?

(Инсценировка эпизода из рассказа “На горке” стр. 94 в учебнике Кубасовой “Любимые страницы. 2 класс”.)

– Ребята, как вы считаете, Котька понял свою ошибку?

– А этот рассказ не страшный – смешной.
Ребята испугались шляпы живой.
Скорей назовите героев рассказа
И будьте готовы у доски к пересказу.

(Пересказ по рисункам детей у доски)

4. Знакомство с рассказом Н.Носова “Фантазеры”

– Сегодня мы познакомимся ещё с одним рассказом Н. Носова “ Фантазёры”.

– Кто такие фантазёры?

Из словаря Ожегова:

  • Фантазёры – это люди, которые любят фантазировать, мечтать.
  • Фантазировать – выдумывать что – нибудь неправдоподобное, невозможное, ненужное.
  • Фантазия – нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное.

– Сейчас мы и узнаем, какие фантазёры были в рассказе Н.Носова.

– Что нам скажут страницы,

Говорящие птицы,
Волшебства мастерицы-
Ты услышать готов?

– Сейчас я посмотрю, как вы внимательно прочитаете рассказ и ответите на вопрос (вопрос на доске, дети читают его хором):

– Почему героев своего рассказа Носов назвал фантазёрами?

(Они придумывали смешные, интересные, невероятные истории)

Чтение по ролям – стр. 177–181

На доске:

Небылицы
Африка
Космическое пространство

5. Физкультминутка

У.: К запуску космической ракеты приготовиться!
Д.: Есть приготовиться.
У.: Включить контакты.
Д.: Есть включить контакты.
У.: Завести мотор.
Д.: Есть завести мотор.

(Хлопают в ладоши 5 раз, вжих –влево, вжих – вправо, вниз, вверх. 5 раз – вверх, вниз, влево, вправо. Ура!)

6. Работа над рассказом “Фантазеры”

– А сейчас обьявляется конкурс ораторов. (Оратор –тот, кто произносит речь, а также человек, обладающий даром красноречия).

– Каждый человек должен научиться ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его.

– Представьте себя Игорем. Какую историю вы бы рассказали ребятам?

(Рассказывают 2-3 человека)

А сейчас познакомимся с тем, как закончил свою книгу Н.Носов. (чтение учителем до стр. 182. Стр 182 (середина) –чтение хором)

Беседа по вопросам:

1) Чем вам понравился рассказ?

2) С кем из ребят вы хотели бы дружить? Почему? (Хотели бы дружить со Стасом, Мишуткой, они были весёлые, умные, смешные, добрые, справедливые, честные.)

3) Чтение вопроса с доски.

4) А был ли фантазёром Игорь? (Нет.)

5) Как назвали его ребята? (Брехун.)

6) Чем отличаются выдумки фантазёров Мишутки и Стасика от выдумки Игоря? (У Стасика и Мишутки выдумки весёлые, добрые, а у Игоря плохие, злые. Он сочинял ради своей выгоды.)

7) Подумайте, что лучше: фантазировать, как Мишутка и Стасик, или обманывать, как Игорь? Почему?

8) Чему хотел научить ребят Носов в этом рассказе?

9) Не случилось ли подобное с вами?

10) В чем главная мысль рассказа?

Вывод: с человеком, который умеет фантазировать, всегда интересно, он способен окрасить мир в самые яркие краски. Фантазии безобидны. Но когда человек, сочиняя и придумывая, обманывает других – это плохо, нечестно, не по - дружески. Н. Носов написал свой рассказ в жанре мягкой сатиры, чтобы дети, смеясь над чужими недостатками могли исправить свой.

– Давайте, ребята, сейчас, после того, как мы поняли ошибку Игоря, дадим символическую клятву самим себе и друг другу.

Встаньте, положите правую руку на левую сторону груди, повернитесь лицом друг к другу и повторяйте за мной:

Мы, ученики 2-го «А» класса школы №5, клянёмся и обещаем:

Фантазировать, писать и сочинять,
Думать много и над текстом размышлять,
Но не врать, не лгать никогда
Мы клянёмся друг другу всегда!
Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся!

– Читая рассказы и повести Н.Носова, вы запросто можете научиться варить кашу, строить инкубатор, делать бенгальские огни. А ещё быть честными, правдивыми, любознательными, смелыми. Отличников среди носовских произведении почти нет. Ребята, о которых пишет Носов – Это самые обыкновенные школьники: шумные, весёлые, любознательные, деятельные, в чём-то похожи на самого Н.Носова в детстве.

В. Катаев сказал о нем замечательные слова: “У этого талантливого человека вечно юная детски чистая, чудесная душа”

7. Итог урока

– Молодцы, ребята! Вы прекрасно работали над произведением Н. Носова “Фантазёры”. Сделаем краткое обобщение урока, заполнив маленькую анкету.

Напишите на листках:

– Какой герой больше всего понравился?

– Какое главное слово произведения? (честность)

– Я очень рада, что вам понравились Сашка и Мишутка, а главное слово – честность. Надеюсь, что рассказы Носова будут полезны и вам. Спасибо за урок.

8.

Домашнее задание

1) Поиграть в фантазёров: сочинить небылицы;
2) Подумать, пофантазировать, как бы ответил Носов на вопрос: как писать для детей?