Может ли гроза ударить в машину. Может ли молния навредить водителю и автомобилю

Молния являет собой мощный искровой электрический разряд. Он возникает в результате электризации туч и поверхности земли или соседних облаков. Как наэлектризовываются тучи? Они состоят из пара, капелек воды и льдинок разной величины. Высота облака может достигать 7 км. В верхней части находятся льдинки, поскольку температура там ниже нуля. Эти льдинки постоянно двигаются в результате потоков теплого воздуха, идущего от поверхности Земли. Скорость мелких льдинок больше, чем крупных, поэтому происходят частые столкновения между ними. Эти столкновения приводят к электризации облака. Мелкие льдинки поднимаются в верхнюю часть облака и имеют положительный заряд, а крупные – остаются в нижней и имеют отрицательный заряд. Когда противоположно заряженные объекты проходят на небольшом расстоянии друг от друга, электроны и ионы, пробегая между ними, создают плазменный канал для других заряженных частиц. Возникает разряд молнии.

Может ли молния ударить в машину

Ответ однозначный – может. Но находиться в салоне автомобиля во время грозы безопасно. Поскольку сам автомобиль сделан из металла, а он является хорошим проводником электрической энергии, то разряд распределится по внешнему корпусу и уйдет в землю. Салон автомобиля изолирован от корпуса отделкой, поэтому жизни и здоровью пассажиров ничего не угрожает. Если бы салон не был изолирован, но вы не дотрагивались бы до корпуса машины, вас все равно не поразило бы молнией, поскольку корпус машины служит "клеткой Фарадея". Еще в 1836 году английский физик Фарадей продемонстрировал на опыте безопасность нахождения внутри клетки.


Насколько опасно попадание молнии для авто и его водителя

Если у вашего автомобиля надежная крыша, то удар молнии для водителя не опасен, разве что несет психологический стресс. А вот для вашего автомобиля все может закончиться не очень удачно. Рассмотрим последствия, если молния попала в вашу машину.

Во-первых , опасно даже не прямое попадание молнии, а на небольшом расстоянии. В результате вся электроника автомобиля может выйти из рабочего состояния.

Во-вторых , температура молнии может быть в несколько раз горячее, чем температура поверхности Солнца. Поэтому при прямом попадании в крыше автомобиля могут возникнуть отверстия, а в салоне пожар.

В-третьих , автомобиль изолирован от поверхности дороги шинами, но это не остановит электрический разряд силой тока от 10 до 40 тыс. А поэтому покрышки могут потрескаться. По словам очевидцев, на месте вхождения молнии в землю остается воронка.

Интересно! Один удар молнии содержит энергию, необходимую для работы лампочки мощностью 100 Вт на протяжении 90 дней.

Как уберечься от удара молнии водителю и пассажирам

Если гроза застала вас в дороге, то первое, что вы должны сделать, – это подыскать безопасное место для своего автомобиля. Оно должно быть не на возвышенности, чтобы не стать объектом выбора молнии, но и не внизу, чтобы не быть затопленным. Следите, чтобы на выбранном месте не находилось большое количество легких предметов, которые во время сильного ветра могут повредить корпус вашего автомобиля (например, возле супермаркета). Выбирая место, рассчитайте, чтобы деревья, столбы, которые могут быть повалены грозой, не задели автомобиль.

Второе: закройте окна вашего авто, опустите радиоантенну и, самое главное, не покидайте авто до окончания грозы. Внутри автомобиля вы в полной безопасности.

Если вы совершаете поездку на открытом транспорте (велосипеде, мотоцикле), необходимо остановиться. Помните, что молния чаще всего выбирает движущиеся объекты. Отойдите от транспортного средства на 30 метров. Для жизни человека является опасным даже непрямое попадание молнии.

Что делать, если в автомобиль попала молния

Давайте подробно рассмотрим, что вы будете делать, если молния ударит в вашу машину.

Во-первых , во время движения автомобиля, несмотря на испуг, не делать резких маневров. Никто не знает, как поведет себя транспортное средство с отказавшей электроникой. Медленно остановитесь. Только когда удостоверитесь, что опасность прошла,можно выйти и осмотреть авто.

Во-вторых , если вы заметили повреждения на своем автомобиле, а страховым полисом предусмотрена выплата компенсации во время удара молнии, то поставьте в известность о случившемся страховую компанию.

Что делать, если в человека ударила молния

В случае прямого попадания молнии в человека часто наступает мгновенная смерть. Но всегда может быть, что пострадавший еще жив, хотя внешне его состояние соответствует смерти.

Важно! Если вы стали свидетелем поражения молнией человека, помните: бледная кожа пострадавшего, расширенные зрачки, отсутствие дыхания и пульса еще не говорят о его смерти.

Необходимо срочно провести реанимационные процедуры. Возможно, жизнь человека в ваших руках. По утверждению медиков, если в первые 10-15 минут пострадавшему от молнии человеку не оказать помощь, надежды на его выживание практически не остается.

Если в человека ударила молния, необходимо:

1. Вызвать скорую помощь;

2. Перенести пострадавшего в безопасное место;

3. Уложить его на спину. Голову повернуть набок. Проследить, чтобы язык не запал;

4. Провести наружный массаж сердца и искусственное дыхание;

Если пострадавший находится в сознании, дать ему обезболивающее и успокаивающее средство. В результате легкого поражения молнией у пострадавшего наблюдается шок, головокружение, могут быть ожоги.

Ученые утверждают, что вероятность быть убитым молнией такая же, как умереть при падении с кровати. Несмотря на это, помните: береженого Бог бережет.

Подписывайтесь на наши ленты в

Гроза - явление не всегда предсказуемое и порой разрушительное. Страшную опасность представляют собой разряды молнии, которые при определенных условиях способны убить. Больше всего рискуют те, кого гроза застигла на открытой местности, в горах, в полях или в дороге.

Лучше всего не попадать в такие ситуации и перед путешествиями тщательно изучать прогноз погоды, не надеясь на авось. Но синоптики не всегда точны, да и неотложные поездки в грозу тоже случаются. Поэтому вопрос о том, что будет, если в машину ударит молния, для некоторых весьма актуален.

Предположим, гроза с дождем и молниями застигла вас где-то в дороге, вдали от возможных укрытий. В таком случае спасти вам жизнь может ваш автомобиль. Так как его корпус сделан из металла, то в случае грозы он будет служить громоотводом. Конечно, это не стопроцентная защита и необходимо будет соблюдать определенные правила. Насколько это все же опасно, и что будет, если в машину ударит молния?

Не все автомобили одинаково безопасны

Считайте, что вам повезло, если в грозу вы будете находиться в машине с цельнометаллическим кузовом. Потому что, как правило, он служит своеобразной клеткой Фарадея (защитная оболочка от электромагнитного поля). Люди в такой машине будут заэкранированы и защищены от внешнего воздействия. И все же может ли молния ударить в машину? И при каких условиях это неизбежно?

Пропустить электричество внутрь при ударе молнии автомобиль сможет, если металлические предметы в салоне будут соприкасаться с кузовом. Еще одной причиной может послужить обилие электроники в машине.

Однако не стоит впадать в панику и, тем более, выходить на улицу и бежать куда-то. В таком случае вы очень сильно сократите свои шансы на выживание. А вот повысить их вы сможете, если будете соблюдать некоторые правила безопасности.

Как вести себя в грозу, находясь в машине?

Прежде всего, не паниковать и трезво оценить обстановку. Чтобы максимально исключить попадание молнии в авто, необходимо опустить антенну (если есть), закрыть все окна, отключить радио, GPS-навигатор, мобильные телефоны и другие приборы, которые могут притягивать заряд. Ни в коем случае не продолжайте движение. Во-первых, молния может ударить в движущийся объект. Во-вторых, сама ее вспышка может ослепить, а на мокрой дороге очень легко потерять управление и попасть в аварию.

Но и место, где остановиться, тоже нужно выбирать правильно. В грозу нельзя останавливаться вблизи деревьев и столбов. В высокое дерево молния может угодить с большей вероятностью. Оно может загореться и упасть на машину. В салоне не дотрагивайтесь до дверных ручек или других металлических предметов.

Может ли молния ударить в машину, когда все меры предосторожности соблюдены? Да, такое возможно, особенно если транспортное средство находится на возвышении. Также существуют места, в которых сама почва имеет большую электропроводность. Их можно определить по наличию поврежденных в округе деревьев.

Что будет, если в машину ударит молния?

Вероятнее всего, заряд молнии ударит в верхнюю точку, то есть в крышу автомобиля. Ток разойдется по поверхности кузова и через колеса уйдет в землю. Также хорошей изоляцией послужит материал салона. Есть несколько возможных вариантов развития событий в данной ситуации.

Вас могут ожидать следующие последствия от удара молнии в машину. В лучшем случае будет поврежден корпус, пробиты покрышки, сгорит электроника, а вы отделаетесь легким испугом. В худшем случае машина может загореться, ведь температура молнии превышает температуру на поверхности Солнца. Тогда выживание будет зависеть от быстроты вашей реакции. Нужно успеть как можно скорее покинуть горящий автомобиль. Как бы то ни было, машина после удара молнии будет слишком повреждена, чтобы продолжать на ней поездку. Однако, по статистике, число погибших от удара молнии в машине не так уж и велико. Гораздо опаснее находиться на открытом воздухе.

Реальный случай из жизни

Примером того, что будет, если в машину ударит молния, может послужить один случай с автомобилем "Пежо". Электрический заряд угодил как раз в его антенну. Она сгорела, а краска на крыше оплавилась. Также были повреждены шины и диски на колесах. Но самое интересное, ударом молнии пробило даже асфальт под машиной. При этом люди в салоне остались целы и невредимы.

Сильно бояться не стоит. Статистика подтверждает, что даже в самых неблагоприятных погодных условиях шанс попадания молнии в машину весьма невелик.

Лето для большинства регионов России – сезон ливней и гроз. И если проливной дождь может лишь намочить одежду и вызывать психологический «дискомфорт», то гроза даже в большом городе – серьезная угроза.

Ежегодно десятки жителей нашей страны получают серьезные увечья или даже гибнут от попадания молнии. Так что это именно то природное явление, которое не только пугает, но и несет в себе реальную угрозу.

Все знают, что во время грозы нельзя стоять на открытой местности , а также под столбами и деревьями. Это связано с тем, что молния всегда бьет в самую возвышенную точку местности, и если находится рядом с высоким предметом, электрический разряд может задеть человека.

Все так же знают, что гроза «притягивается» к металлическим предметам, а потом стоит избегать проводов, железных лестниц и других металлических конструкций. А вот по поводу безопасности автомобиля встречаются разные мнения.

В любом случае, автомобиль во время грозы это, может, и не самое идеальное, но, во всяком случае, одно из желаемых мест для нахождения. Все дело в том, что хотя корпус автомобиля выполнен из металла, внутренняя часть салона чаще всего изготовлена из непроводящих ток материалов: резины, пластика, кожи.

Все эти материалы обладают огромным (по человеческим меркам) сопротивлением, то есть не пропускают через себя даже самый мощный разряд. Кроме того, салон автомобиля является достаточно сухим местом. Вода хорошо проводит ток, и стоя по колено в луже можно получить удар даже при непрямом попадании молнии.

А вот в сухом салоне вероятность поражения человека током минимальна. Таким образом, автомобиль – безопасное для человека место при грозе.

Несмотря на то, что автомобили не слишком высокие предметы, молнии попадают в них довольно регулярно. В интернете даже можно найти видео с камер наблюдения или регистраторов о том, что происходит при попадании молнии в машину.

Прежде всего, нужно понимать, что молния — это разряд электрического тока. Хотя этот заряд обладает огромной мощностью и силой тока (достигая миллионов ампер), по своей физической природе он мало чем отличается от того электричества, которым мы пользуемся дома или на работе.

По этой причине молния не «бьет» предметы, она старается через них «найти» путь в землю, то есть ищет тот путь, который обладает наименьшим сопротивлением. По этой причине, чаще всего молния бьет в крышу автомобиля, ведь именно к этой части машины наименьший путь. После попадания заряда ток движется по металлическим частям кузова вниз к земле.

Тем не менее, молния все же повреждает автомобиль. В первую очередь это касается той точки, в которую она попала и той точки, из которой ток перетек в землю или другой предмет. Поскольку разряд грозового тока огромный, даже металл не способен провести его через себя без повреждений – он резко нагревается, а иногда даже загорается.

По этой причине машина, в которую попала молния может задымиться, конечным результатом может стать как небольшое повреждение лакокрасочного покрытия, так и целые пробоины в кузове.

Во-вторых, очень чувствительна к электрическому току внутренняя электрика автомобиля . Датчики, провода, блок управления или даже обычная магнитола – все это вполне может выйти из строя.

Правда, важно отметить, что под ударом окажутся только те детали, которые «включены» в сеть, к примеру через выключенную магнитолу (если она выключена, а не переведена в «спящий» режим) ток попросту не пойдет. По этой причине, если во время грозы вы находитесь на поляне или посреди поля, лучше всего заглушить двигатель и выключить всю электрическую систему.

Ну и, наконец, самый неприятный вариант попадания грозы в автомобиль – возгорание кузова или отдельных его деталей. Такие ситуации бывают нечасто, хотя бы потому что гроза чаще всего сопровождается ливнем, который тут же уменьшает температуру «пострадавших» деталей.

Но если возгорание все же произошло, следует как можно скорее погасить его из огнетушителя. При этом не нужно бояться удара тока из кузова – вопреки мифам, ток не способен «задерживаться» в металлических предметах, поэтому уже через 2-3 секунды после удара молнии к нему можно смело прикасаться.

А вот покидать автомобиль до окончания грозы нежелательно. Даже если ваша машина попала под удар, и вам хочется поскорее узнать, все ли с ней в порядке, стоит оставаться в салоне , пока гроза не стихнет. Вопреки мифам, молния вполне может ударить в то же самое место не один, а несколько раз.

Особенно часто это бывает если автомобиль – единственный выступающий над землей предмет (например, посреди степи). Так что, какой бы безопасной не казалась обстановка следует помнить – разряд молнии «долетает» до земли за сотые доли секунды, и увернуться от этого удара невозможно. Поэтому лучше не рисковать, а пережидать грозу в спокойном и безопасном месте.

Насколько же опасной гроза может быть для водителя и автомобиля? Может ли молния поразить человека, находящегося в салоне и безопасно ли ездить в такую погоду? Давайте разберемся.

Первое, что необходимо знать, это природу молнии, грозы и грома.

Гроза - атмосферное явление, при котором в мощных кучево-дождевых облаках и между облаками и землей возникают сильные электрические разряды - молнии, сопровождающиеся громом. Как правило, при грозе выпадают интенсивные ливневые осадки, нередко град, и наблюдается усиление ветра, часто до шквала.

Молния - гигантский электрический искровой разряд в атмосфере, проявляющийся обычно яркой вспышкой света и сопровождающим ее громом. Чаще всего молния возникает в кучево-дождевых облаках, тогда они называются грозовыми; иногда молнии образуются в слоисто-дождевых облаках, а также при вулканических извержениях, торнадо и пылевых бурях.

Средняя длина молнии составляет около 2,5 км, хотя некоторые разряды простираются в атмосфере на расстояние до 20 км.

При этом, детское убеждение, что можно высчитать время, которое прошло от вспышки света до грома, действительно работает. Итак, знайте: свет распространяется быстрее звука, поэтому, сначала мы видим вспышку света, а потом раскат грома.

Чтобы определить расстояние до грозы, необходимо знать скорость звука: он движется со скоростью в 1 км за 3 секунды.

Ну и теперь, собственно, к вопросу о безопасности автомобилиста и автомобиля. Оказывается, автомобиль - это самое безопасное после дома место в такую погоду. Гольфмобили и кабриолеты с откинутой крышей не считаются. Они вам не помогут. А вот обычный автомобиль, как раз «самое оно».

Салон автомобиля изолирован от железного кузова. На полу, как правило, резиновые коврики, надежная защита от тока. Правда, металлических деталей внутри салона, например дверных ручек, лучше все же не касаться. Для пассажиров и водителя удар молнии непосредственно в автомобиль неопасен. А вот движение в такую погоду лучше прекратить, поскольку в случае попадания в ваш автомобиль при движении, разряд может вывести из строя электронику.

И на последок, памятка всем:

Что делать, если в человека попала молния? При отсутствии пульса на сонной артерии расстегиваем одежду, находим нижнюю треть грудины и начинаем выполнять нажатия со скоростью чуть быстрее, чем раз в секунду и прерываться можно только для того, чтобы сделать искусственный вдох для человека.

Даже если молния бьет не в вас, а где-то рядом, то вы все равно в опасности. Электрический заряд может распространяться по земле. Если человек находится рядом, то возникающее шаговое напряжение представляет опасность для жизни. Лучше не двигаться. В сильно наэлектризованной грозовой атмосфере любой работающий электроприбор может вызвать разряд, поэтому в грозу рекомендуют не только не звонить, но и вообще выключить телефон.

Причины и последствия попадания молнии в автомобиль. Разбор реальной ситуации

Вы никогда не задавались вопросом: что произойдет, если в автомобиль попадет молния (особенно актуален он сегодня, в преддверии лета)? С одной стороны, страх перед буйством стихии живет в каждом из нас на уровне инстинкта. А с другой, согласно данным всезнающей статистики, вероятность удара грозового разряда в движущуюся машину ничтожно мала… А теперь перейдем от «лирики» к «практике»: дело в том, что поводом для написания данной статьи стал самый что ни на есть реальный случай попадания «огненной стрелы Зевса» в автомобиль. По счастью, в результате этого уникального события никто из находящихся в салоне подвергшегося «удару с воздуха» внедорожника не пострадал, да и сама принявшая на себя разряд небесного электричества Toyota Land Cruiser HZJ 77 практически не получила повреждений. Правда, история на этом не заканчивается: спустя некоторое время с автомобилем стали происходить необъяснимые на первый взгляд вещи. Но лучше давайте обо всем по порядку…

В один из дней прошлого лета белая экспедиционная Toyota Land Cruiser HZJ 77 ехала по извилистому узкому асфальту лесной дороги между Осташковом и Торжком, что в Тверской области. Машина была подготовлена для тяжелого автотуризма и уверенно опиралась на зубастые Interco TrXus размерности 265/75R16 (31"). Стояла полуденная жара. Парило. Асфальт был девственно сух, но на горизонте собирались серо-сиреневые тучи, вдали громыхал гром. И действительно спустя некоторое время автомобиль въехал в стену ливня, а еще километра через три в длинную антенну радиостанции, установленную на переднем «кенгурятнике» Toyota , ударила молния. На этом месте мы прервемся и передадим слово непосредственному участнику событийсидевшему в тот миг за рулем TLC 77 Максиму Панченко.

«Поскольку антенна радиостанции установлена слева на переднем бампере, я, несмотря на то, что все произошло за доли секунды, в буквальном смысле видел момент удара молнии. Выглядело это совершенно фантастически... Представьте себе нестерпимо яркий столб белого света толщиной с мачту уличного освещения, который сужался книзу наподобие заточенного карандаша, а его острие «опиралось» о кончик антенны, которая тем временем становилась все ниже. Я даже испугаться не успел. Ужас накатил только в момент, когда раздался гром и я увидел, как в яркой вспышке разлетается катушка антенны. Грохот был такой, что уши заложило. Причем все это происходило на скорости порядка 80 км/ч...

Останавливаться сразу я не стал: машина продолжала нормально двигаться и управляться. Но километров через пять (к этому моменту ливень уже закончился) автомобиль стало ощутимо тянуть влево. Я остановился на обочине, вышел из машины и увидел, что спустило левое переднее колесоближайшее к месту удара молнии. Пришлось его подкачать. А через час, добравшись до шиномонтажа, я обнаружил причину потери давления. Между шашечками протектора мы насчитали пять маленьких сквозных дырочек, как будто от иголки или тонкого шила диаметром около миллиметра. Мне их заклеили, и я стал ездить дальше, как ни в чем не бывало. Опасения за электрику машины не подтвердились: после удара молнии сгорел только контроллер подключения полного привода, управляющий электрическими хабами переднего моста. Да, чуть не забыл, тогда в шиномонтаже еще одна странность обнаружилась: в трех остальных колесах давление было значительно выше нормы- около 3,5- 4 атмосфер. И это при том, что я всегда качаю их до 2,5...

Но странности с шинами на этом не закончились. Примерно через месяц взорвалось левое заднее колесо- совершенно внезапно: в какой-то момент подъехал к светофору, встал- а оно лопнуло! Дальше- больше: спустя еще пару недель лопнуло следующее. Что характерно, они «взрывались» от обода, то есть у них радиально рвалась боковина. Третье колесо повело себя еще более странным образом. У него из закраины спиралью начал вылезать корд. С последним оставшимся колесом я не стал испытывать судьбу и снял его с машины, не дожидаясь разрушения.

Да, была и еще одна странная закономерность: все три шины взрывались, когда были установлены сзади слева, и боковины разрушались с внутренней стороны. Я это связываю с тем, что в этом месте проходит выхлопная труба, и ее нагрев дает на шину дополнительную тепловую нагрузку. Менять же колеса местами мне пришлось из-за того, что в заднем мосту у меня стоит самоблок. Поэтому, когда взорвалось первое колесо, я перекинул туда такое же спереди, а на его место поставил запаску немного другого размера. Два следующих случая произошли вообще вдалеке от Москвы, и мне пришлось обходиться какими-то случайно найденными шинами. После этого я поменял весь комплект резины, и все стало нормально. Разве что в последнее время вдруг лампочки стали перегорать одна за другой. Я их практически уже все заменил».

Ну что тут скажешь: захватывающее повествование. Но одними только воспоминаниями участника событий мы ограничиться не могли и попросили комментариев по поводу этого действительно неординарного происшествия у российских специалистов по «небесному электричеству». Но тут выяснилась достаточно неожиданная вещь: оказывается, детально и полноценно тонкостями взаимодействия молнии и автомобиля в России никто и никогда не занимался! Более того, похоже, что и за рубежом тоже нет авторитетных экспертов в этой области. Да-да, в это трудно поверить, но в лаборатории физики плазмы Московского энергетического института, изучающей в числе прочего и процессы взаимодействия молний с рукотворными объектами, не смогли припомнить ни одной работы, посвященной распределению токов по автомобилю, когда в него попадает молния. Как нам объяснили, проводить подобное исследование достаточно сложно и дорого, а потенциально изучаемые случаи столь редки, что этим просто никто не занимался.

И все же в нашем случае ученые мужи подтвердили предположение, что электрический удар, несмотря на наличие вокруг высоких деревьев, был спровоцирован антенной с усиливающей катушкой. Хотя рация в тот момент была выключена, антенна продолжала концентрировать вокруг себя электромагнитное поле, что и сформировало канал для пробоя на автомобиль. А затем физики попробовали объяснить и странное поведение шин. Слово руководителю лаборатории физики плазмы, профессору кафедры инженерной теплофизики МЭИ Олегу Синкевичу.

«По словесному описанию сложно определить, какой именно силы был разряд, пришедшийся на машину. Но в любом случае можно говорить о десятках киловольт и тысячах ампер. Разряд молнии через антенну пришел на бампер и раму автомобиля, затем через подвеску- на мосты и через мокрые шины колес ушел в землю. При этом имели место два явления. Во-первых, протекание электрического тока и сопровождавшее его выделение большого количества тепла привело к разогреву воздуха в шинах до температуры свыше ста градусов, что способствовало росту давления в колесах с нормальных 2,5 атмосфер до некоего неизвестного значения (непосредственно после удара там могло быть 10-20 атмосфер).

Это в свою очередь привело к серьезному напряжению материала шин. При таких нагрузках, очевидно, имели место не только упругие напряжения, но и остаточные пластические деформации. То есть растянутая резина после охлаждения нагретого воздуха в шинах, конечно, уменьшилась, но не смогла вернуться к своему первоначальному состоянию. Судя по всему, часть разряда прошла на землю по внешней мокрой поверхности шины, а часть могла пройти по радиусу внутри колеса, что и привело к образованию тех самых дырочек, которые были заклеены на шиномонтаже. Ток не смог пробиться в толстой части протектора, где большое сопротивление, но это ему удалось в тонкой. По крайней мере на одном колесе, ближайшем к месту разряда, так и случилось.

Во-вторых, в шине имеются металлические включения в виде корда. Поэтому в резине ток в первую очередь проходил по ним. Помимо выделившегося тепла нити корда расталкивали и электромагнитные силы. Все это увеличивало дополнительные напряжения, в результате чего корд приобрел свойства скрученной пружины. При этом вполне вероятны локальные разрывы корда в толще резиновой массы, что существенно ослабило силовую структуру шины. Это подтверждается характером последующего разрушения колес.

На мой взгляд, водителю очень повезло, что шины оказались прочными и не лопнули непосредственно в момент удара молнии при скорости 80 км/ч. Но после этого в материале шин возникли остаточные напряжения, которые в итоге и привели к его разрушению при куда более слабых динамических воздействиях. Для более детальных оценок все надо аккуратно рассчитать и, быть может, провести соответствующие лабораторные испытания. Необходимо знать, как распределялся ток и какие были в шинах температуры. В любом случае можно говорить о том, что в подобной ситуации находившиеся в салоне автомобиля люди были экранированы металлическим кузовом машины и находились в относительной безопасности. Току просто «невыгодно» было от бампера идти в салон.

Впрочем, даже если бы антенна стояла на крыше, никто, я думаю, тоже не пострадал- ток просто растекался бы по кузову. Недаром различные высоковольтные устройства огораживают обычной металлической сеткой- она экранирует. И кузов автомобиля в случае попадания молнии играет роль такого экрана. Тем не менее воздействие на машину было серьезное, иясчитаю, совсем не удивительно то, что сейчас происходит с электрооборудованием. Судя по всему, часть тока протекала по проводке автомобиля, и она могла повредить изоляцию. То есть полностью изоляцию не пробило, но она частично потеряла свои свойства. Отсюда и перегорающие лампочки. Ив заключение вот что я хотел бы сказать: в данном случае поражение движущегося автомобиля молнией было спровоцировано наличием длинной антенны, буквально притянувшей к себе разряд. Именно поэтому важно убирать автомобильную антенну, въезжая в грозу. Особенно на ее переднем фронте, где скапливается большая разность потенциалов».

А теперь давайте попробуем проследить возможный путь тока. Наиболее логичным представляется его путь с рамы через массовый провод на двигатель (попутно это дало пик напряжения в электрике автомобиля) и далее через трансмиссию и карданные валы на балки мостов и колеса, а затем через диски и шины на землю. Кстати, в этом свете было бы интересно проследить дальнейшую (в долгосрочном плане) судьбу пострадавшей машины. Дело в том, что даже заметно меньшие сварочные токи обычно наносят вред подшипникам качения, повреждая беговые дорожки и тем самым заметно сокращая их ресурс. Хотя, возможно, ток нашел и другой путь, напри мер, через тросик ручника.

Предположим, что все происходило следующим образом...

На этот раз мы, к сожалению, лишены возможности, как в случае с поддоном двигателя Defender , поставить полноценный эксперимент. А стало быть, нам остается лишь строить предположения, основанные на законах физики и особенностях конструкции машины. Начнем с того, что Toyota Land Cruiser HZJ 77- автомобиль рамный, с зависимой подвеской, а антенна у данной машины установлена на «кенгурятнике», закрепленном прямо на раме. Это в свою очередь означает, что в силу низкого электрического сопротивления рамы она при ударе молнии в антенну оказалась областью с равным потенциалом относительно поверхности земли, а изолированный на подушках кузов машины мог и вообще не подвергнуться значительному воздействию. Косвенно это подтверждается тем, что вышел из строя только блок управления полным приводом, часть проводки которого находится на переднем мосту и электрический потенциал которого должен был иметь промежуточное значение между рамой и землей.

Следующим и наиболее серьезным барьером на пути энергии молнии оказались шины. Но, как известно, современная автомобильная резина содержит в своей конструкции довольно много металла. Это и бортовое кольцо, и металлический брекер. И здесь наиболее интересной представляется разница между повреждениями, которые были нанесены зонам, прилегающим к наружному и внутреннему бортовым кольцам. Пострадало преимущественно внутреннее кольцо, это выглядит вполне логичным, если представить себе, что ток протекал по диску сквозь него, а значит, в нем образовалась громадная ЭДС индукции, разогревшая кольцо вплоть до отслоения резины, а, возможно, и до ее частичной газификации. Последнее, кстати, хорошо объясняет повышенное давление, обнаруженное уже после происшествия, когда газ в шинах уже остыл. Эти же повреждения впоследствии привели к разрыву покрышки в обычных условиях.

Поскольку резина является хорошим изолятором, логично предположить, что ток рассредоточился по поверхности шины. Причем скорее всего- и внутренней, и наружной. Но так оно было до момента, пока ток не дошел до металлического брекера, расположенного по периметру шины. Далее он сконцентрировался в слоях его корда, попутно нанося ему такие же повреждения, как и бортовому кольцу вкупе с окружающим его резиновым слоем (что заметно по расслоениям, видимым на срезе покрышки). А далее через микроскопические повреждения протектора (таковые имеются в любой периодически эксплуатируемой на бездорожье шине) электроэнергия стала стекать на землю. Эта гипотеза объясняет и наличие тех небольших отверстий, из-за которых спустило первое колесо. Впрочем, в данном случае я вынужден констатировать, что вся с х е м а- скорее из области предположений, и ясно одно: лучше такие случаи не провоцировать. Недаром в авиации рекомендуют грозу облетать, и известно немало случаев трагических последствий пренебрежения этим правилом.

P.S. Чтобы подтвердить либо опровергнуть выдвинутую гипо тезу, мы исследовали последнюю уцелевшую шину. Действительно, состояние закраины покрышки с внешней и внутренней стороны различалось. Местами (практиче ски вся внутренняя сторона и очагами - внешняя) на ней были за метные нарушения резинового покрытия. Но главное доказательство необратимых изменений в струк¬ туре шины мы получили, лишь распилив ее. Усилия оказались не напрасны. На срезе были от¬ четливо видны следы внутренне го отслоения корда. Что, собственно, и требовалось доказать.

текст: Евгений КОНСТАНТИНОВ
рисунок: Юрий БОРЗОВ
фото: Александр ДАВИДЮК