Дифференциация е ю в предложениях и словосочетаниях. Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии "Дифференциация Ё-Ю". Ходзанятия J. Оргмомент

Катаева С.Л., учитель-логопед МАОУ “СОШ № 140” г. Перми.

  • Цель: Формирование у учащихся навыков различение звуков [йо]-[йу] на слух и букв ё-ю на письме.

    1. Учить дифференцировать буквы ё-ю, давать акустико-артикуляционную характеристику составляющих их звуков.

    2. Формировать умение различать на письме буквы ё-ю в слогах и словах.

    3. Активизировать и обогащать лексикон учащихся.

    4. Закрепить навыки буквенного и слогового анализа слов, а также навыки нахождения места ударения в слове.

    5. Формировать правильное осмысленное чтение.

    6. Развивать слухоречевое внимание.

    7. Воспитывать уважительное отношение к товарищам и развивать навыки взаимопроверки

    8. Продолжить формирование навыков адекватной самооценки своей деятельности.

    Оборудование:

    1. Презентация к занятию в программе Microsoft Office PowerPoint .

    2. Компьютер, проектор, экран.

    3. Буквы Ё, Ю из разрезной азбуки.

    4. Индивидуальные зеркала.

    5. Звуковые линейки (цифровой ряд).

    6. Тетради с напечатанным кроссвордом, ручки, карандаши.

    7. Доска, мел.

    Ход занятия:

    . Приветствие. . Организационный момент:

    2. Гимнастика для улучшения слухового восприятия.

    3. Речевая зарядка.

    . Основная часть:

    1. Определение темы и цели занятия.

    2. Работа с индивидуальными зеркалами.

    3. Чтение слоговой таблицы.

    4. Игра “Внимательные ушки” (различение ё-ю в слогах)

    5. Графический диктант слов с определением места букв ё-ю в слове по

    цифровому ряду.

    6. Физкультминутка (Игра в мячик “Замени Ё на Ю”).

    7. Работа со словами-паронимами.

    8. Работа с кроссвордом (буквенный, слоговой анализ, ударение).

    . Подведение итогов, обобщение. . Самооценка. . Проверочное задание. . Оценка работы учащихся логопедом.

    № слайда

    Этап занятия

    Деятельность логопеда

    Деятельность учащихся

    . Приветствие.

    Обращается к детям:

    Прозвенел и смолк звонок,

    Начинается урок.

    Слушаем внимательно,

    Работаем старательно.

    Встают возле парт, здороваются с логопедом.

    .Организацион-ный момент:

    1. Уточнение временных понятий.

    2. Гимнастика для улучшения слухового восприятия

    3. Речевая зарядка

    Задаёт детям вопросы:

    Какое сегодня число?

    Какой сегодня день недели?

    Какой будет завтра?

    Послезавтра?

    Какой день недели был вчера?

    Позавчера?

    Запишите сегодняшнее число в тетрадь.

    Обращается к детям:

    Чтобы подготовиться внимательно слушать и хорошо мыслить сделаем такие упражнения:

    1.Пригибаем и разгибаем верхнюю часть каждого уха. Ушки должны стать тёплыми.

    2.Нажмите на ямочку у козелка уха, нажмите на неё, отпустите и ещё раз нажмите, отпустите.

    3.Помассируйте мочки ушей.

    4. Круговыми движениями помассируйте оба уха одновременно, сначала в одну сторону, затем в другую.

    Предлагает детям: А теперь давайте сделаем речевую зарядку, проговорим скороговорку.

    Логопед показывает пример произнесения:

    Алёна и Юля гуляют в июле.

    Давайте прочитаем вместе

    А теперь хором самостоятельно.

    А теперь в парах.

    Слушают вопросы, отвечают на них.

    Открывают тетради, записывают число.

    Слушают логопеда, затем выполняют показанные им упражнения.

    Дети слушают.

    Смотрят на слайд, читают про себя.

    Читают вслух хором вместе с логопедом.

    Произносят самостоятельно.

    Дети произносят скороговорку по памяти соседу по парте.

    Слайд № 6

    Слайд № 7

    № 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17

    . Основная часть:

    1. Определение темы и цели занятия

    2.Работа с индивидуаль-ными зеркалами

    3. Чтение слоговой таблицы

    4. Игра “Вниматель-

    ные ушки”

    5. Графический диктант слов

    6. Физкульт-минутка

    7. Работа со словами-паронимами

    8. Работа с кроссвордом

    “Доскажи словечко”

    Говорит детям:

    Сегодня мы с вами будем различать две буквы, а какие вы узнаете, отгадав загадки:

    Всей семьёй идут гулять

    Ночью вдоль дорожек

    Ёж-отец, ежиха-мать

    И ребёнок …

    Закружится на острой ножке,

    Зажужжит, как будто бы жучок.

    Захочет – вскачь пройдёт немножко,

    Захочешь – ляжет на бочок.

    Спрашивает детей: Назовите первые буквы в наших отгадках.

    Тема нашего занятия

    “Различение букв ё - ю”

    Чему вы должны научиться на занятии?

    Правильно, различению букв ё-ю в слогах и словах.

    Запишите эти буквы в тетрадь в 2 колонки. Похожи ли буквы ё – ю?

    Какие это буквы гласные или согласные?

    Какие звуки обозначают эти буквы?

    Какой звук у них одинаковый?

    А какие звуки разные?

    Как это можно почувствовать?

    А как при произнесении этих звуков меняют положение органы речи?

    Возьмите зеркало и произнесите ё, ю? Что вы наблюдаете?

    Совершенно верно, если правильно произносить эти звуки, можно почувствовать разницу и в звучании и в артикуляции.

    Логопед показывает образец чтения.

    Теперь прочитайте по одному. Сосед проверяет.

    Потренируемся в различении букв ё-ю на слух. Игра “Внимательные ушки”: Покажите букву Ё или Ю из разрезной азбуки, если услышите соответствующие ей звуки.

    Произносит слоги: мё, зю, ёл, ют, дю, вё, нё, рю, тё, бю, лё, лю, изю, алё, озё.

    А теперь потренируемся различать ё-ю в словах, я буду произносить вам слово, а вы записывать его графически, обозначая только буквы ё, ю, а также место буквы в слове, используя звуковую линейку.

    1) юность, салют, жильё,

    2) полюс, клён, утюг,

    3) южный, вёсла, орёл,

    4) прилёг, каюта, Люба,

    5) компьютер, верёвка, полёт,

    6) лётчик, клюква, водоём.

    Давайте немного отдохнём, поиграем в мячик, заменяя букву ё на ю. Бросает ученику мяч, произносит слово:

    Встретились ли вам незнакомые по значению слова?

    Логопед объясняет слово плёс.

    А теперь прочитайте, данные на экране предложения, вставив подходящие по смыслу слова.

    Молодцы! А сейчас давайте поиграем в игру “Доскажи словечко”. Внимательно прочитайте загадку до конца, а затем подберите в рифму подходящее по смыслу слово, отгадку запишите в клеточки кроссворда, поставьте ударение, разделите на слоги для переноса.

    Логопед координирует работу учащихся, при необходимости помогает им.

    Слушают логопеда,

    Произносят отгадку:

    Отвечают:

    Отвечают: Различать ё-ю

    Работают в тетради.

    Отвечают: нет

    Это гласные II ряда.

    Буква ё обозначает [й, о]

    Буква ю обозначает [й, у]

    Можно услышать ушами.

    Произносят ё, ю, глядя в зеркала.

    Отвечают: Когда произносим ё, рот открывается шире, подбородок опускается, а когда ю – рот узкий, подбородок не опускается.

    Дети слушают.

    Читают по одному, с взаимопроверкой.

    Кладут перед собой буквы ё, ю.

    Слушают и показывают нужную букву.

    Слушают задание.

    Берут звуковые линейки.

    По очереди выходят к доске, записывают слова, графически:

    1)ю1____, __ю4__, ____ё5

    2)___ю4__,__ё3__,__ю3__,

    3)ю1___,_ё2___, __ё3___,

    4)__ё5__,___ю3__, I _ю2__,

    5)___ю6___, ___ё4__,

    6)_ё2___, __ю3__,

    Слушают инструкцию,

    Ловят мячик, называют новое слово, бросают обратно логопеду:

    Смотрят на слайд, слушают логопеда.

    Смотрят на экран, по очереди комментируют. Все поднимают нужную букву.

    По одному ученики зачитывают загадки, отгадывают их, записывают слово, ставят в нём ударение, делят на слоги для переноса. По одному ученики по очереди выходят к доске, записывают слово, комментируя свои действия, остальные работают в тетради.

    Слово не переносится.

    . Подведение итогов, обобщение

    Задаёт вопросы:

    Чему вы сегодня учились на занятии?

    Какие способы различения вы узнали?

    Отвечают:

    Мы учились различать ё, ю в слогах и словах.

    На слух и по положению органов речи.

    . Самооценка

    Предлагает детям оценить свои навыки различения букв ё, ю в слогах и словах по шкале самооценки.

    Чертят шкалу и оценивают свои навыки различения букв ё, ю по шкале самооценки.

    . Проверочное задание

    Выпишите названия картинок в 2 столбика, допишите в каждый столбик по 1 своему слову.

    Выполняют проверочное задание.

    Слайд № 32

    . Оценка работы учащихся логопедом

    Проверяет правильность выполнения работ учеников в тетради, ставит оценку. Провожает.

    Отмечают допущенные ошибки, если они есть.

    Прощаются с учителем-логопедом.

  • Во втором полугодии 1 класса в процессе обучения грамоте и письму в тетрадях ряда учеников можно встретить ошибки, связанные с недостаточной сформированностью слуховой дифференциации звуков речи. Эти ошибки проявляются в частых заменах букв, обозначающих акустически сходные звуки.

    В современной логопедической литературе выделяют следующие виды ошибок, связанные с нарушением фонемного распознавания. К ним относятся:

    1. Смешение букв, обозначающие парные звонкие и глухие согласные (зорька – «сорька», дорога – «торога»).
    2. Смешения букв, обозначающие шипящие и свистящие согласные (пастушок – «паштушок»).
    3. Ошибки обозначения твёрдости и мягкости согласных (Люба – «Луба», дверь – «двер»).
    4. Смешения букв, обозначающих аффрикаты и их компоненты (цветочки – «чветочки»).
    5. Смешения букв, обозначающие гласные в сильной позиции (собачка – «собочка).

    Однако в тетрадях учеников также часто встречаются смешения букв Й и Е (майка – «маека», животное – «животный», мой – «мое»). Причина возникновения этой ошибки – несовершенство слуховой дифференциации звуков. Частота распространения смешения букв Й и Е среди прочих логопедических ошибок составляет 11,21%. Но некоторые ученики буквально «болеют» данным видом ошибок. В их тетрадях данный вид смешения букв может встречаться 6-7 раз за одну письменную работу.

    В настоящее время в недостаточной степени разработан материал для коррекционной работы над дифференциацией Й и Е. В данном пособии представлен материал, помогающий научится правильно различать эти буквы при письме.

    Предлагаемый материал апробирован в работе с учениками начальных классов с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическим недоразвитием речи в ГОУ средняя общеобразовательная школа № 2008 ЮЗАО города Москвы.

    Упражнения

    Упр. 1. Запиши слова под диктовку:

    дай, мой, пей, зайка, сойка, майка, чайка, лайка.

    Упр. 2. Запиши слова под диктовку:

    лей, лейка, пей, ручей, сарай, семейка, клей, змей.

    Подчеркни Й зеленым карандашом, Е красным карандашом.

    Упр. 3 .

    Образец: пой – пойте .

    дай, пей, шей, мой, лей, сей, лай, вой, грей, стой.

    Упр. 4. Измени слова по образцу. Напиши слова парами.

    Образец: пой – запой.

    лей, сей, пей, лай, дай, вой, шей.

    Упр. 5. Измени словосочетания по образцу. Напиши получившиеся словосочетания

    Образец: белый кот – белые коты .

    серый заяц –
    зеленый шар –
    воздушный змей –
    старый кофейник –
    узкий ручей –
    желтый мяч –
    седой старик –

    Упр. 6.

    Образец: любуюсь елкой.

    весна, сестра, лиса, шея, тайга, май, чай.

    Упр. 7. Измени слова, так, чтобы они отвечали на вопросы кем? чем?

    Образец: горжусь Женей.

    папа, оценка, Юля, машина, зайка.

    Упр. 8. Подбери цвета для существительных, запиши словосочетания.

    Образец: синий карандаш.

    чай, кот, соловей, варежки, мел, змей, майки, лыжи.

    Упр. 9. Подбери прилагательные к существительным. Запиши получившиеся словосочетания.

    Упр. 10. Образуй единственное число. Запиши слова парами.

    Образец: сараи – сарай

    Сараи, змеи, бои, караваи, животные, попугаи, поля, герои, трамваи, моря.

    Упр. 11 . Измени словосочетания по образцу. Запиши новые получившиеся словосочетания.

    Образец: сок из яблок – яблочный сок

    Сок из яблок, торт с орехами, розы из сада, суп из грибов, бусы из рябины, маки с поля.

    Упр. 12.

    Юля и Яна на лужа..ке. Юля собирает летни.. цветы. Яна, помога.. Юле!

    Упр. 13. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы Е или Й.

    Лиса бежит за за..цем. Она хочет..го по..мать. Э.., косо..! Убега.. на лужа..ку.

    Упр. 14.

    Старику опорой будь.
    Малышей не дай в обиду.
    Уступай больному путь.
    И скамейку – инвалиду.

    Упр. 15. Спиши стихотворение, подчеркни Й – зелёным карандашом, Е – красным карандашом.

    Поезжай за моря, океаны.
    Надо всею землей пролети.
    Есть на свете различные страны.
    Но такой, как у нас, не найти.

    Упр.16. Измени слова по образцу. Напиши слова парами.

    Образец: пить – пей

    Лить – …, выть – …, шить – …, стирать – …, ласкать – …, менять – …, летать – …, работать – …, царапать – … .

    Образец: мяукать – мяукай

    Кукарекать – …, лаять – …, выть – …, кудахтать – …, ухать – …, чирикать – …, каркать – … .

    Упр. 18.

    Пей чай и ешь йогурт. Чайник на плите. Бери свой стакан. Мешай сахар, пока чай тёплый. Потом поставь посуду в мойку и помой её.

    Подчеркни Й – зелёным карандашом, Е – красным карандашом.

    Упр. 19. Послушай текст. Придумай и запиши название к этому тексту. Напиши текст под диктовку.

    Как красиво поет весной маленький соловей! О чем он поет? Это тайна. Раскрой ее. Подумай об этом. Пой, лесной певец, не улетай!

    Подчеркни Й – зелёным карандашом, Е – красным карандашом.

    Упр. 20. Спиши текст.

    Сходи в сарай. Возьми лейку. Полей огород. Стой! Вот муравей. Пожалей его.

    Подчеркни Й – зелёным карандашом, Е – красным карандашом.

    Упр. 21.

    Пчёлы летят в … . … – охотничья собака.… нужна для того, чтобы чертить линии и измерять отрезки. Во дворе слышен собачий … . Мореплаватели отправились в кругосветное … . В Арктике в небе можно увидеть северное … .

    Словарь: улей, линейка, лайка, лай, путешествие, сияние.

    Упр. 22. Вместо точек подбери подходящее по смыслу слово. Спиши предложения.

    … – последний месяц весны. … – седьмой день недели. ... год справляют 1 января. Муравьи живут в … .Чай наливают из …, а кофе – из … .

    Упр. 23. Прочитайте строки из стихотворения. Спишите стихи.

    Эй, спасайтесь поскорей –
    Убежал из кухни Клей!
    Никого он не жалеет:
    Всех, кого ни встретит, клеит!..
    Все скамейки стали клейки.
    Кто присел – пристал к скамейке!

    (Пер. Б. Заходера)

    Подчеркни Й – зелёным карандашом, Е – красным карандашом.

    Упр. 24. Прочитай скороговорки. Запиши скороговорки по памяти.

    • Веселей, Савелий, сено пошевеливай.
    • Майе на ярмарке купили майку с каймой.
    • Михейка на скамейке плетёт лапти Андрейке.
    • Не годятся лапти Андрейке на ножки,
    • А годятся лапти на лапки кошке.

    Упр. 25. Прочитай текст. Найди в нём ошибки. Напиши текст правильно.

    Вот улее. В нём пчелиный рое. А вот муравей ползет к муравеенику. Перейдем черйз ручей. Он узкий и мелкие. Прыгай смейло.

    Подчеркни Й – зелёным карандашом, Е – красным карандашом.

    Упр. 26. «Скажи наоборот». Подбери слова противоположные по значению. Напиши слова парами.

    Образец: молодой – старый, грязные – чистые.

    Сухие – …, прямой – …, первые – …, слабый – …, острый – …, добрые – …, умный – …, светлые – …, худой – … .

    Упр. 27. Прочитай стихотворение. Найди в нём ошибки. Напиши стихотворение правильно.

    Кленовый листок на клёне,
    Кленовый листок зелёный,
    Всё лето листок зелёные
    Зелейнел на зелёном клёне.

    Подчеркни Й – зелёным карандашом, Е – красным карандашом.

    Упр. 28. Прочитай стихотворения. Найди в нём ошибки. Напиши стихотворения правильно.

    Лес большой и маленькие лейсок.
    Уголь есть, а ейсть и уголёк.
    У липы клеекие листы,
    Зеленоватые цветы.

    Подчеркни Й – зелёным карандашом, Е – красным карандашом.

    Упр. 29. Напиши по памяти группы слов. В каждой строке найди и подчеркни лишнее слово.

    Лепесток – улей – рой – война.
    Иней – животное – дуй – ковбой – шейка.

    Упр. 30. Прочитай загадки отгадки запиши в тетрадь.

    Ответы: воробей, чайник, поезд, ручей.

    Групповое логопедическое занятие с учащимися 2-х классов, имеющими нарушения письменной речи, по теме: “Дифференциация букв Ё – Ю в слогах и словах”.

    Клочко Н.Ю. , учитель-логопед М Б ОУ “ОШ № 2 Школа будущего» г. Ялта

    Цель: Формирование у учащихся навыков различение звуков [йо]-[йу] на слух и букв ё-ю на письме.

    Задачи:

    1. Учить дифференцировать буквы ё-ю, давать акустико-артикуляционную характеристику составляющих их звуков.

    2. Формировать умение различать на письме буквы ё-ю в слогах и словах.

    3. Активизировать и обогащать лексикон учащихся.

    4. Закрепить навыки буквенного и слогового анализа слов, а также навыки нахождения места ударения в слове.

    5. Формировать правильное осмысленное чтение.

    6. Развивать слухоречевое внимание.

    7. Воспитывать уважительное отношение к товарищам и развивать навыки взаимопроверки

    8. Продолжить формирование навыков адекватной самооценки своей деятельности.

    Оборудование:

    1. Презентация к занятию в программе Microsoft Office PowerPoint .

    2. Компьютер.

    3. Буквы Ё, Ю из разрезной азбуки.

    4. Индивидуальные зеркала.

    5. Звуковые линейки (цифровой ряд).

    6. Тетради с напечатанным кроссвордом, ручки, карандаши.

    7. Доска, маркеры .

    8. Мяч.

    Ход занятия:

    I . Приветствие.

    II . Организационный момент:

    2. Гимнастика для улучшения слухового восприятия.

    3. Речевая зарядка.

    III . Основная часть:

    1. Определение темы и цели занятия.

    2. Работа с индивидуальными зеркалами.

    3. Чтение слоговой таблицы.

    4. Игра “Внимательные ушки” (различение ё-ю в слогах)

    5. Графический диктант слов с определением места букв ё-ю в слове по

    цифровому ряду.

    6. Физкультминутка (Игра в мячик “Замени Ё на Ю”).

    7. Работа со словами-паронимами.

    8. Работа с кроссвордом (буквенный, слоговой анализ, ударение).

    IV . Подведение итогов, обобщение.

    V . Самооценка.

    VI . Проверочное задание.

    VII . Оценка работы учащихся логопедом.

    слайда

    Этап занятия

    Деятельность логопеда

    Деятельность учащихся

    Слайд

    2

    I . Приветствие.

    Обращается к детям:

    Прозвенел и смолк звонок,

    Начинается урок.

    Слушаем внимательно,

    Работаем старательно.

    Встают возле парт, здороваются с логопедом.

    Слайд

    3

    II .Организацион-ный момент:

    1. Уточнение временных понятий.

    2. Гимнастика для улучшения слухового восприятия

    3. Речевая зарядка

    Задаёт детям вопросы:

    Какое сегодня число?

    Месяц?

    Какой сегодня день недели?

    Какой будет завтра?

    Послезавтра?

    Какой день недели был вчера?

    Позавчера?

    Запишите сегодняшнее число в тетрадь.

    Обращается к детям:

    Чтобы подготовиться внимательно слушать и хорошо мыслить сделаем такие упражнения:

    1.Пригибаем и разгибаем верхнюю часть каждого уха. Ушки должны стать тёплыми.

    2.Нажмите на ямочку у козелка уха, нажмите на неё, отпустите и ещё раз нажмите, отпустите.

    3.Помассируйте мочки ушей.

    4. Круговыми движениями помассируйте оба уха одновременно, сначала в одну сторону, затем в другую.

    Предлагает детям: А теперь давайте сделаем речевую зарядку, проговорим скороговорку.

    Логопед показывает пример произнесения:

    Алёна и Юля гуляют в июле.

    Давайте прочитаем вместе

    А теперь хором самостоятельно.

    А теперь в парах.

    Слушают вопросы, отвечают на них.

    Открывают тетради, записывают число.

    Слушают логопеда, затем выполняют показанные им упражнения.

    Дети слушают.

    Смотрят на слайд, читают про себя.

    Читают вслух хором вместе с логопедом.

    Произносят самостоятельно.

    Дети произносят скороговорку по памяти соседу по парте.

    Слайд

    4

    Слайд

    5

    Слайд № 6

    Слайд № 7

    Слайд

    8

    Слайд

    9

    10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17

    Слайды

    18, 19,

    20, 21,

    22, 23,

    24, 25,

    26, 27,

    28, 29

    III . Основная часть:

    1. Определение темы и цели занятия

    2.Работа с индивидуаль-ными зеркалами

    3. Чтение слоговой таблицы

    4. Игра “Вниматель-

    ные ушки”

    5. Графический диктант слов

    6. Физкульт-минутка

    7. Работа со словами-паронимами

    8. Работа с кроссвордом

    Доскажи словечко”

    Говорит детям: Сегодня мы с вами будем различать две буквы, а какие вы узнаете, отгадав загадки:

    Всей семьёй идут гулять

    Ночью вдоль дорожек

    Ёж-отец, ежиха-мать

    И ребёнок …

    Закружится на острой ножке,

    Зажужжит, как будто бы жучок.

    Захочет – вскачь пройдёт немножко,

    Захочешь – ляжет на бочок.

    Спрашивает детей: Назовите первые буквы в наших отгадках.

    Тема нашего занятия

    Различение букв ё - ю”

    Чему вы должны научиться на занятии?

    Правильно, различению букв ё-ю в слогах и словах.

    Запишите эти буквы в тетрадь в 2 колонки. Похожи ли буквы ё – ю?

    Какие это буквы гласные или согласные?

    Какие звуки обозначают эти буквы?

    Какой звук у них одинаковый?

    А какие звуки разные?

    Как это можно почувствовать?

    А как при произнесении этих звуков меняют положение органы речи?

    Возьмите зеркало и произнесите ё, ю? Что вы наблюдаете?

    Совершенно верно, если правильно произносить эти звуки, можно почувствовать разницу и в звучании и в артикуляции.

    Давайте потренируемся правильно читать слоги с этими буквами.

    Логопед показывает образец чтения.

    Теперь прочитайте по одному. Сосед проверяет.

    Потренируемся в различении букв ё-ю на слух. Игра “Внимательные ушки”: Покажите букву Ё или Ю из разрезной азбуки, если услышите соответствующие ей звуки.

    Произносит слоги: мё, зю, ёл, ют, дю, вё, нё, рю, тё, бю, лё, лю, изю, алё, озё.

    А теперь потренируемся различать ё-ю в словах, я буду произносить вам слово, а вы записывать его графически, обозначая только буквы ё, ю, а также место буквы в слове, используя звуковую линейку.

    1) юность, салют, жильё,

    2) полюс, клён, утюг,

    3) южный, вёсла, орёл,

    4) прилёг, каюта, Люба,

    5) компьютер, верёвка, полёт,

    6) лётчик, клюква, водоём .

    Давайте немного отдохнём, поиграем в мячик, заменяя букву ё на ю. Бросает ученику мяч, произносит слово:

    Вьёт

    Поёт

    Клюёт

    Поёт

    Узнаёт

    Льёт

    Пьёт

    Клёв

    Плёс

    Встретились ли вам незнакомые по значению слова?

    Логопед объясняет слово плёс.

    А теперь прочитайте, данные на экране предложения, вставив подходящие по смыслу слова.

    Молодцы! А сейчас давайте поиграем в игру “Доскажи словечко”. Внимательно прочитайте загадку до конца, а затем подберите в рифму подходящее по смыслу слово, отгадку запишите в клеточки кроссворда, поставьте ударение, разделите на слоги для переноса.

    Логопед координирует работу учащихся, при необходимости помогает им.

    Слушают логопеда,

    Произносят отгадку:

    Ёжик

    Юла

    Отвечают:

    Ё, ю

    Отвечают: Различать ё-ю

    Работают в тетради.

    Отвечают: нет

    Это гласные II ряда.

    Буква ё обозначает [й, о]

    Буква ю обозначает [й, у]

    [й]

    [о],[у]

    Можно услышать ушами.

    Произносят ё, ю, глядя в зеркала.

    Отвечают: Когда произносим ё, рот открывается шире, подбородок опускается, а когда ю – рот узкий, подбородок не опускается.

    Дети слушают.

    Читают по одному, с взаимопроверкой.

    Кладут перед собой буквы ё, ю.

    Слушают и показывают нужную букву.

    Слушают задание.

    Берут звуковые линейки.

    По очереди выходят к доске, записывают слова, графически:

    1)ю1____, __ю4__, ____ё5

    2)___ю4__,__ё3__,__ю3__,

    3)ю1___,_ё2___, __ё3___,

    4)__ё5__,___ю3__, I _ю2__,

    5)___ю6___, ___ё4__,

    ___ё4__,

    6)_ё2___, __ю3__,

    __ё5__.

    Слушают инструкцию,

    Ловят мячик, называют новое слово, бросают обратно логопеду:

    вьют

    поют

    клюют

    поют

    узнают

    льют

    пьют

    клюв

    плюс

    Да, плёс.

    Смотрят на слайд, слушают логопеда.

    Смотрят на экран, по очереди комментируют. Все поднимают нужную букву.

    По одному ученики зачитывают загадки, отгадывают их, записывают слово, ставят в нём ударение, делят на слоги для переноса. По одному ученики по очереди выходят к доске, записывают слово, комментируя свои действия, остальные работают в тетради.

    1. /

    ю

    б

    к

    а

    2. /

    б

    е

    р

    ё

    з

    ы

    3. /

    ц

    ы

    п

    л

    ё

    н

    о

    к

    4. /

    с

    а

    м

    о

    л

    ё

    т

    5. /

    в

    е

    р

    б

    л

    ю

    д

    6. /

    о

    с

    ё

    л

    Слово не переносится.

    VI . Подведение итогов, обобщение

    Задаёт вопросы: Чему вы сегодня учились на занятии?

    Какие способы различения вы узнали?

    Отвечают: Мы учились различать ё, ю в слогах и словах.

    На слух и по положению органов речи.

    Слайд

    30

    V . Самооценка

    Предлагает детям оценить свои навыки различения букв ё, ю в слогах и словах по шкале самооценки.

    Чертят шкалу и оценивают свои навыки различения букв ё, ю по шкале самооценки.

    Слайд

    31

    VI . Проверочное задание

    Выпишите названия картинок в 2 столбика, допишите в каждый столбик по 1 своему слову.

    Выполняют проверочное задание.

    Слайд № 32

    VII . Оценка работы учащихся логопедом

    Проверяет правильность выполнения работ учеников в тетради, ставит оценку. Провожает.

    Отмечают допущенные ошибки, если они есть.

    Прощаются с учителем-логопедом.

    Цели:

    1. Умение различать гласные Ё, Ю в устной и письменной речи;

    2. Развитие фонематического восприятия;

    3.

    4. Развитие связной речи;

    Оборудование: магнитофонная запись, сигнальные карточки, слоговая таблица, перфокарты

    Ход занятия.

    I. Организационный момент.

    II.

    С какими гласными звуками вы работали на прошлом занятии? К гласным какого ряда относятся эти звуки?

    Игра «Узнай звук». Хлопайте в ладоши в том случае, если в слове есть звук Ю.

    ЁЛКА, ЮРКИЙ, ЁРШИК, ЮЛА, ЁЖ, ЮРА, ЮЛЯ, ВЕРБЛЮД

    III.

    Сегодня продолжим работу над различением звуков Ё и Ю в слогах.

    1. Дифференциация гласных Ё и Ю в слогах.

    а) Повторение слогов за логопедом.

    РЁ, МЁ, ТЮ, НЮ, РЮ, БЮ, ДЁ, ПЁ, ПЮ, ВЁ, ВЮ, ФЁ, ФЮ, СЁ, СЮ

    б) Чтение слогов по слоговой таблице.

    Прочтите сначала слоги с буквой Ё, затем с буквой Ю.

    в) Запишите слоги в две строчки: с Ё в первую, с Ю во вторую, разными пастами.

    Проверка: прочесть слоги первой строчки, затем второй.

    2. Дифференциация гласных в словах.

    а) Работа с сигналными карточками по магнитофонной записи.

    ШЬЁТ, БЕЛЬЁ, КОПЬЁ, ВЬЮНОК, СТАРЬЁ, ЧЬЁ, ЧЬЮ, ПЬЮТ, ЛЬЁТ, ВЬЮН, КЛЮЁТ, ПОЁТ, БЬЮТ, ПОЮТ, ЧИТАЮТ.

    б) Запись слов в два столбика разными пастами.

    КАЮТА, ЁЛОЧКА, ЮЛА, ЕЩЁ, БЕЛЬЁ, ВЕРЁВКА, УТЮГ, ТЮЛЬПАН, КРЮЧОК, ВЁСЛА.

    3. Дифференциация гласных в предложениях.

    а) Списать предложения, вставить пропущенные буквы Ё или Ю. Подчеркнуть их разными карандашами.

    Л…ба ела кл…ву. Л…ба л…бит сладкий из…м. Ор…л напал на ста… воробь…в. Ал…ша и Л…ба собира…т кл…кву.

    Подсчитайте количество букв Ё и Ю в предложениях. Определите, каких букв больше.



    б) Запись предложений на слух.

    Люба любит свёклу. Над избушкой висит хлеба краюшка. Дети собирают берёзовый сок. Охотник нащёл лисью нору. Голубь клюёт зёрна.

    Анализ предложений: найти главные слова в предложениях.

    в) Игра «Исправь ошибку» (устно).

    ИЗЁМ, ОРЮЛ, АЛЮША, СВЮКЛА.

    4. Дифференциация гласных в связной речи.

    а) Работа с перфокартами. Вставить пропущенные буквы.

    Не потрудишься – м…ду не поешь.

    Не разгрыз…шь ореха – не съешь ядра.

    Л…бишь кататься – л…би и саночки возить.

    IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

    II ЭТАП.

    РАБОТА

    НАД МОРФОЛОГИЧЕСКИМ СОСТАВОМ

    СЛОВА.

    Состав слова.

    ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №11

    ТЕМА: РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА.

    Цели:

    1. Дать учащимся понятие о родственных словах;

    2. Развитие грамматического строя;

    3.

    4.

    Оборудование: плакат с изображением чудо-дерева карточки со словами: сад, рассада, посадки, садовод, садовник, посадили.

    Ход занятия.

    I. Организационный момент.

    Логопед предлагает учащимся запомнить и повторить в той же последовательности ряды слов.

    САД, САДОВЫЙ, ПОСАДИТЬ, ПОСАДКИ, САДОВНИК.

    СОЛЬ, СОЛЁНЫЙ, ПОСОЛИТЬ, СОЛЁНЫЕ, РАССОЛ.

    ЛЕС, ЛЕСНИК, ЛЕСОК, ЛЕСНОЙ.

    ВОЗ, ВОЗИТЬ, ПЕРЕВОЗКА, ПОВОЗКА, ВОЗЧИК.

    Словарная работа: РАССОЛ.

    II. Работа с текстами.

    Логопе читает текст рассказа:

    Родник родит речку, а река льётся через всю нашу матушку-землю, через всю Родину, корит народ. Вы глядите, как это складно выходит: РОДНИК, РОДИНА, НАРОД. Все эти слова как бы родня.

    Словарная работа: РОДНИК, РОДИНА, РОДНЯ.

    Это родственные слова.

    Затем, логопед читает стихотворение:

    Как растут слова.

    Как-то много лет назад

    Посадили странный сад.

    Не был сад фруктовым

    Был он только словом.

    Это слово – корень,

    Разрастаться стало вскоре

    И плоды нам принесло

    Стало много новых слов.

    Вот из сада

    Вам рассада.

    Вот ещё посадки рядом,

    А вот садовод,

    С ним садовник идёт, очень интересно

    Гулять в саду словесном.

    Вновь выясняется понимание смысла слов: РАССАДА, ПОСАДКИ, САДОВОД, САДОВНИК.

    Из какого слова выросли слова: РАССАДА, ПОСАДКИ, САДОВОД, САДОВНИК? Из слова САД, это КОРЕНЬ.

    III. Работа с плакатами.

    Логопед выставляет на доску плакат с изображением чудо-дерева. Слово САД прикрепляют к корню дерева.

    Назовите слова, которые выросли из слова САД.

    Ученики называют слова и вставляют карточки-картинки в прорезь дерева. Все эти слова произошли от одного корня и называются ОДНОКОРЕННЫМИ, РОДСТВЕННЫМИ.

    Запишите родственные слова в тетрадь, выделите корень.

    Образец записи: сад – рассада, посадки, садовод, садовник.

    IV. Закрепление материала.

    1. Работа с однокоренными словами, не являющими родственными. Логопед записывает на доске пары слов:

    РИС – РИСУНОК ГОРА – ГОРЕВАТЬ ВОДИТЕЛЬ – ВОДА

    Логопед предлагает ученикам найти общаю часть этих слов. Затем записать пары слов, выделить общую часть – корень слова.

    Сравнить пары слов по смыслу. Сказать будут ли эти слова родственными? Почему? (Эти слова не могут быть родственными, у них разный смысл).

    2. Придумать предложения с этими словами.

    3. К словам из первой колонки подберите родственные слова из второй колонки. Запишите в тетради, выделите корень.

    4. Прочитайте слова на доске. Найдите лишнее, не подходящее по смыслу. Объясните, почему оно не подходит.

    Шиповник, шины, шипит, шиповки;

    Маленький, малыш, малевать, малявка;

    Шипучка, шиповник, шипящий, зашипел.

    Логопедическая физминутка.

    5. Прочитайте слова, найдите в них общую часть. Спишите слова, обозначьте в них общую часть. Поставьте в словах ударение. Прочитайте слова, в которых ударение падает на гласную в корне.

    Бег, бегун, беговой, пробег, выбегу, бегаем, забеги.

    Варит, варю, варенье, варёный, повар, заварим.

    Ход, ходит, заходит, переход, поход, выходит.

    V. Итог занятия. Чему научились на занятии?

    ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №12

    ТЕМА: РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА.

    Цели:

    1.

    2. Обогащение и активизация словаря;

    3. Совершенствование грамматического строя;

    4. Развитие внимания, памяти, мышления.

    Оборудование: карточки с заданиями.

    Ход занятия.

    I. Организационный момент.

    II. Повторение пройденного материала.

    С какими словами вы познакомились на прошлом занятии? Что общее есть в родственных словах? Приведите примеры родственных слов.

    III. Закрепление пройденного материала.

    1. Прочитайте слова. Выпишите сначала слова с общей частью БЕГ, потом слова с общей частью ВАР, а затем слова с общей частью ХОД. Подчеркните слова, в которых ударение падает на гласную в корне. Запомните эту гласную.

    ПОВАР, ВЫХОД, РАЗБЕГ, БЕГАЕТ, ВАРИТ, ВАРЁНЫЙ, ХОДИТ, ПОХОД, ВАРЕНЬЯ, ЗАХОД, БЕГУН, СВАРИЛ, ВАРЕНИК, ХОДЬБА, ПОБЕГ, БЕГОВАЯ, ОТВАР, БЕГУЩИЙ.

    2. Внимательно прочитайте слова. Запишите их в два столбика. Выделите корни в словах каждого столбика. Логопед предлагает детям сначала прочитать слова и подумать, какой смысл заключён в каждом слове. Затем один ученик читает похожие по смыслу слова, второй ученик читает другую группк слов, остальные контролируют правильность ответов. После этого ученики выполняют задание.

    БОЛЕТЬ, БОЛЬНОЙ, БОЛТАТЬ, ЗАБОЛЕЛ, БОЛТУН, ВЫБОЛТАТЬ, БОЛЬНИЦА, БОЛТУШКА, БОЛЕЗНЬ, БОЛТУНЬЯ, БОЛЬ, БОЛЬНО.

    ВАЛИТ, ВАЛ, ВЯЛЫЙ, ЗАВЯЛ, УВЯЛ, СВАЛИТЬ, ВАЛУН, ВЯЛЕНЫЙ, ЗАВАЛИТЬ, ВАЛЯТЬ, ПОВАЛИТЬ, ВЯЛИТЬ.

    3. «Каверзные вопросы».

    1) Почему не шипит шиповник?

    2) Почему не горюет гора?

    3) С кем не водится водица?

    Логопедическая физминутка.

    4. Укажите слова с общим корнем. Близки ли по значению данные пары слов? Какие из них являются родственными?

    КОШКА – КОТЯТА ЛОШАДЬ – ЖЕРЕБЁНОК

    ОВЦА – ЯГНЯТА УТКА – УТЯТА

    СВИНЬЯ – ПОРОСЯТА КОРОВА – ТЕЛЁНОК

    ГУСИ – ГУСЯТА ЛИСА – ЛИСЁНОК

    Составьте предложения с родственными словами.

    5. Прочитайте текст.

    Найдите и выпишите родственные слова. Выделите в них общую часть, поставьте ударение. Назовите слова, в которых ударение падает на гласную в корне.

    Славин папа – моряк. Он плавает на большом морском теплоходе. Папа бывал во многих заморских странах. Слава живёт в приморском крае. Его называют ещё Приморьем. Славин дом стоит на берегу моря.

    VI. Итог занятия. Чему научились на занятии?

    ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №13

    ТЕМА: РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА.

    Цели:

    1. Закрепить знания учащихся о родственных словах;

    2. Обогащение и активизация словаря;

    3. Совершенствование грамматического строя;

    4. Развитие внимания, памяти, мышления.

    Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями.

    Ход занятия.

    I. Организационный момент.

    II. Закрепление пройденного материала.

    Какие слова называются родственными? Приведите примеры родственных слов.

    1. Сегодня продолжим работу над родственными словами. К выделенным словам подберите из скобок похожие по смыслу слова. Выделите во всех словах общую часть.

    После окончания работы ученики читают группы слов, объясняют их общий смысл и называют корень. Логопед обращает внимание детей на то, что слова с одинаковым корнем имеют разный смысл, поэтому они не являются родственными.

    2. Прочитайте слова. Являются ли они родственными? Докажите это.

    БЕ ЛКИ – БЕЛКИ ПЛА ЧУ – ПЛАЧУ

    КРУ ЖКИ – КРУЖКИ ЗА МОК - ЗАМО К

    3. Прочитайте слова. Выделите лишнее слово. Почему оно лишнее? Спишите родственные слова.

    КРУЖИТ, КРУЖКИ , КРУЖИТЬСЯ, КРУ ЖКИ, ОКРУЖИЛ

    КОЗЛЯТА, КОЗЛЫ , КОЗА, КО ЗЛЫ, КОЗЛИНЫЙ

    ЗАМОЧЕК, ЗАМО К, ЗАМКНУТЬ, ЗАМОЧНАЯ, ЗА МОК

    4. Измените выделенные слова по образцу. Напишите пары словосочетаний. Выделите корень в родственных словах.

    Образец: медвежья берлога – берлога медведя

    Воронье гнездо –

    Коровье молоко –

    Морская форма –

    Лётная форма –

    Школьная форма –

    Логопедическая физминутка.

    5. Работа с карточками.

    Ответьте на вопрос одним словом. Найдите в вопросе родственное ответу слово. Напишите слова парами, выделите общую часть. Поставьте в словах ударение (1 ученик у доски).

    1) Кто летает на самолёте? Образец записи: Лётчик летает.

    2) Кто плавает на морских кораблях?

    3) Кто охраняет границы нашей Родины?

    4) Кто работает на заводах?

    5) Кто работает в колхозах?

    6) Кто работает на тракторах?

    7) Кто продаёт игрушки в магазине?

    Проверка: сверте записи в тетрадях с записью на доске.

    6. Прочитайте слова. Найдите в них общую часть (корень). С каждым словом придумайте предложение:

    СТОЛ, СТОЛЯР, СТОЛОВАЯ

    ЛИСА, ЛИСЯТА, ЛИСЬЯ НОРА

    МОРОЗ, МОРОЗНЫЙ, ЗАМОРОЗКИ

    III. Итог занятия. Чему научились на занятии?

    ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №14

    Гласных звуков

    Конспект занятия для детей 1 – 3 классов: дифференциация гласных О Ё . Развитие фонематического восприятия и формирование четких фонематических представлений, навыков анализа и синтеза.

    Цель: учить детей различать гласные О Ё устно и на письме.

    Оборудование: индивидуальные зеркала, индивидуальный дидактический материал, таблица с гласными I и II ряда.

    Ход занятия

    1. Организационный момент. Постановка учебной цели.

    Логопед. Ребята, назовите гласные II ряда. Как образовались гласные II ряда?

    Вывешивается на доску таблица с гласными I и II ряда.

    2. Работа с индивидуальными зеркалами.

    Логопед. Ребята, возьмите каждый свое зеркало и произнесите звук [о], обратите внимание на положение губ (губки круглые, расстояние между зубками большое, язычок находится внизу).

    Пояснение логопеда. При артикуляции гласного звука [о]:

    — губы округлены и немного выдвинуты вперед;

    — зубы закрыты округленными губами;

    — язычок лежит на дне ротика;

    — горлышко «работает» (рука ребенка лежит на горлышке для контроля).

    Логопед. Сейчас, ребята, произнесите звуки, которые на письме обозначают буквой «ё». Почувствовали ли вы разницу между произнесением «ё» и «о»?

    Ученики. Положение губ такое же, только язычок сначала находится вверху, около верхних альвеол, а затем уходит резко вниз, на дно рта.

    Логопед. Какой вывод можно сделать?

    Ученики. Звуки сходны в артикуляции.

    Логопед. Правильно, ребята, эти гласные сходны по произношению (артикуляции), но различны по написанию. Они парные. Чтобы не путать эти гласные, нужно научиться их различать.

    4. Работа с индивидуальным дидактическим материалом.

    Логопед. Обратите внимание на таблицу. К какому ряду относится гласная «ё»?

    Рассмотрите и объясните, как образовалась гласная II ряда «ё».

    Ученики. «Ё» – гласная II ряда. «Ё» образовалась путем слияния согласного [й, ] с гласной I ряда [о].

    Логопед. Теперь выполните задания индивидуального дидактического материала.

    Ученики по очереди читают задания, выполняют их; если возникают трудности, логопед объясняет и помогает детям.

    Задание 1. Произнесите слоги парами, соединив их по линейке.

    Задание: запишите пары слогов, обозначь мягкие – твердые согласные.

    Задание 2. Подпиши картинки, обозначь буквы «о» — синим цветом, «ё» — зеленым.

    Задание 3. Измени слова по образцу: ведро – вёдра.

    Укажи слова среднего рода, обозначив их по образцу:

    дерево

    Задание 4. Разберись, где со , где сё .

    Образец: ли..нок – лисёнок.

    Задание: подчеркни детёнышей одной чертой, а слова, которые обозначают маленькие неживые предметы, двумя чертами.

    Задание 5. Буквы гуляли в лесу и потерялись. Помоги им вернуться на свое место.

    нес..м
    д..рни
    гв..здь п..ле
    сер..жки вар..ный
    св..кла прыж..к
    к..чка м..чка
    п..л..т п..в..зка
    пл..х..й п..в..з

    Найди слова, отличающиеся только одной буквой.

    Задание 6. Исправь ошибки в словосочетаниях.

    Задание 7. Соедини чашки и блюдца так, чтобы получились словосочетания.

    Задание 8. Отгадай кроссворд.

    1. Туристы, путешественники собирались в …

    2. Она коза, а он?

    3. На ней веду козу.

    4. Из дерева, плывёт по реке.

    5. Висит на шее, круглый.

    6. Он приносит газеты, журналы, письма.

    7. Космонавт отправился в …

    8. Наземный, подземный, надземный …

    Ответы: 1. Поход. 2. Козёл. 3. Верёвка. 4. Лодка. 5. Медальон. 6. Почтальон. 7. Полёт. 8. Переход.

    Задание 9. Оставь только те буквы, которые подходят. Лишнюю букву зачеркни.

    Образец: Б(о, ё) вед(о, ё)т л(о, ё)шадь.

    Л(о, ё)ва слушает ради(о, ё).

    (О, Ё)ля чистит щ(о, ё)тк(о, ё)й пальт(о, ё).

    Пчела да(о, ё)т м(о,ё)д.

    У сл(о, ё)н(о, ё)нка длинный х(о, ё)б(о, ё)т.

    (О, Ё)тец прив(о, ё)з в(о,ё)з сена.

    П(о, ё)вар нес(о, ё)т пир(о, ё)г.

    Задание 10. Составьте рассказ по плану.

    1. Приближение праздника.

    2. Покупка ёлка.

    3. Изготовление игрушек.

    4. Подготовка к празднику.

    5. Празднование Нового года.

    Логопед. Вы хорошо потрудились. Давайте еще раз обратимся к заданию 3 . Скажите, как читаются согласные, после которых стоит гласная «ё».

    Ученики. Все согласные, после которых стоит гласная II ряда «ё», произносится мягко, а согласные, после которых стоит гласная I ряда «о», произносится твердо.

    4. Итог занятия.

    Обобщение.

    Логопед. Ребята, что сегодня узнали на логопедическом занятии?

    Ученики. Узнали, как образовалась гласная II ряда «ё», о том, что гласная «ё» всегда смягчает тот согласный, после которого она стоит.

    Логопед. Правильно, ребята. В заключении предлагаю вам поиграть.

    Игровое задание по воспроизведению ряда согласных звуков; угадывание гласных звуков по беззвучной артикуляции (на развитие слухового внимания и восприятия).

    «Солисты»

    Вариант I

    Логопед вводит учащихся в игровую ситуацию.

    Логопед. В каждом хоре есть солисты-певцы, которые могут правильно, красиво исполнить ту или иную песню. Каждый их вас может попробовать себя в роли солиста. Для этого следует как можно точнее и правильнее повторить за мной разные песенки-распевки.

    «Песенки-распевки» представляют собой все усложняющиеся ряды гласных звуков:

    оа; ау; иа; уи;

    иао; аио; уаи; уои;

    иаоу; уоаи; аоиу; иауо;

    иаоуэ; оэиау; уоаиэ; эиоау.

    Вариант II

    Логопед. Вот беда, ребята, солист потерял голос! Он должен петь, но не может, давайте догадаемся, какие песенки должны прозвучать.