История автомобилей милиции ссср и россии. Тяготы и лишения

Р ост автопарка в больших городах (прежде всего, в Москве и Ленинграде) привел к увеличению количества ДТП. Это привело к вынужденному созданию специальной службы, которая занималась бы обеспечением порядка и безопасности дорожного движения. Первые сотрудники для повышения эффективности и увеличения "охвата" территории, за которую они отвечали, получили в качестве служебного транспорта велосипеды, за что современники именовали велопатрульных "самокатчиками".

ОРУД + ГАИ = безопасность

В 1925 году Моссовет создал первый в СССР Отдел регулирования уличного движения – ОРУД. Он не только занимался обеспечением безопасности движения и выполнения ПДД его участниками, но и осуществлял регистрацию автомобилей и выдачу водительских удостоверений. Впоследствии ОРУД стал государственной системой, а его задачей стало регулирование и обеспечение безопасности движения на дорогах, в то время как остальными "аппаратно-административными" функциями стала заниматься Государственная Автомобильная Инспекция.

1 / 2

2 / 2

Разумеется, ни одна, ни другая служба не могла обходиться без автомобилей в качестве транспорта – ведь преследовать нарушителей на велосипеде или пешком было бы несколько смешно. Основным (хоть и довольно малочисленным) довоенным автомобилем ОРУД стала, конечно, "эмка" – ГАЗ М-1 без специальной раскраски. Впрочем, гораздо более массовым и привычным транспортом оперативников-орудовцев были мотоциклы, на которых они и гонялись за редкими автонарушителями. В послевоенный период на службу в ОРУД стали поступать и "демобилизованные" ГАЗ-67Б, но они не очень подходили для патрулирования в городских условиях.

Тяготы и лишения

Увы, в первые годы после окончания Великой Отечественной войны техническое обеспечение службы ОРУД было просто плачевным. Не считая "трофеек" и "дембелей", какого-нибудь специализированного транспорта ОРУД не имел вплоть до начала массового производства Москвичей и Побед. Именно эти автомобили впервые примерили на себя "гаишную форму" – специальную раскраску – и получили оборудование, по которому их можно было безошибочно отличить от обычного гражданского транспорта. Тёмно-синий цвет кузова, красные полосы на бортах и громкоговоритель на крыше указывали на принадлежность машины к ОРУД/ГАИ МВД СССР. Конечно, количество техники, поставляемой патрульным, было по-прежнему далеко от необходимого, а её техническое состояние далеко не всегда было идеальным, ведь нередко автомобили передавали правоохранителям уже после списания со службы в других государственных автохозяйствах. Как и в предвоенный период, вплоть до середины пятидесятых годов оперативники чаще всего использовали для выполнения собственных служебных обязанностей не автомобили, а мотоциклы.

1 / 5

2 / 5

3 / 5

4 / 5

5 / 5

Интересно, что в качестве штабных автобусов милиции использовались автомобили на шасси и полноприводного ГАЗ 63-А, на раме которых вместо кузова была установлена пассажирская кабина со стеклами. Её окраска, как и цвет ЛКП водительской кабины, соответствовала цветографической схеме автомобилей этой службы – тёмно-синий с красными полосами на боковинах согласно приказа МВД СССР №266 «О специальной окраске оперативных легковых автомобилей органов милиции» от 31 декабря 1953 года.

Советские Москвичи состояли на службе в венгерской полиции

Оснащение остальных служебных машин ОРУД/ГАИ было таким же скудным – из спецоборудования можно вспомнить разве что громкоговоритель на крыше, а проблесковые маячки появились гораздо позже. Некоторые инспекторы устанавливали под ветровое стекло сигнальный фонарь с матовым стеклом, который при мигающем режиме указывал прохожим на то, что автомобиль едет на выполнение оперативного задания.

Впрочем, рядовые регулировщики дорожного движения обычно и вовсе гоняли на двух- или трёхколесных Уралах, а показанная в фильме "Берегись автомобиля" погоня за нарушителем была чистой экзотикой. Именно поэтому служебные Москвичи и Победы не нуждались в каких-то сверхмощных двигателях – машин на дорогах было немного, и ездили они не слишком быстро. К тому же вплоть до семидесятых годов скоростных ограничений в cоветских ПДД попросту не существовало!

1 / 2

2 / 2

В 1956 году Совет министров РСФР для борьбы с авариями принял постановление, согласно которому у ГАИ появлялись полномочия по запрещению эксплуатации автомобилей и мотоциклов, а также по лишению водителей прав за езду в нетрезвом состоянии. По сути, с этого периода и до начала шестидесятых годов службы ОРУД и ГАИ выполняли часть функций параллельно, однако в 1961-м в СССР приняли первые единые Правила дорожного движения, а две службы были реорганизованы в одну, получившую название ОРУД-ГАИ.


В 1962 году вместо темно-синего цвета в качестве стандартного для милицейских автомобилей ввели бирюзовый, но многие "бывалые" машины сохраняли свою первоначальную красно-синюю раскраску до самого списания со службы.

Автомобили cоветской ГАИ

В это время основным четырехколесным транспортом советских милиционеров стали Волги. "Двадцать первая" успела примерить на себя все три вида служебной раскраски, ведь кроме уже упоминавшихся темно-синего и бирюзового с 1968 года машины ГАИ стали окрашивать в ярко-желтый цвет с темно-синей полосой. МВД СССР в тот момент возглавил Н. А. Щелоков, и уже год спустя, в 1969-м, обеспечением безопасности движения стала заниматься единая дорожно-патрульная служба Госавтоинспекции.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

"Гаишные" Волги отличались от других милицейских машин особенностями раскраски: на двери автомобиля службы ГАИ обязательно размещали герб СССР, а на крышке багажника – надпись "ГАИ". Именно в это время на крышах "патрулек" кроме громкоговорителей появились и специальные проблесковые маячки синего цвета. Кроме того, автомобили ГАИ оснащали дополнительной светотехникой – передними "противотуманками" и фарой-искателем. Мощность двигателя "двадцать первых" Волг ГАИ СССР составляла от 70 до 85 л. с., причем настройка моторов позволяла им работать в регионах даже на бензине А-66, в то время как в больших городах использовались форсированные модификации, рассчитанные на "семьдесят шестой" бензин.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4


Кадр из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию». Хорошо видна новейшая «патрулька» – ГАЗ-24 с гербом СССР на двери

В год министерство закупало для нужд гаишников по 200 Волг, причем после снятия с производства модели М-21 "канареечный мундир" на себя тут же примерила новинка – модель ГАЗ-24. Параллельно с Волгами в ГАИ использовали и другие автомобили советского производства – Москвичи, ГАЗ-69 и УАЗики.

Разумеется, с 1971 года в качестве "служебок" советские госавтоинспекторы стали использовать и новейшие Жигули – сначала модели 2101, а по мере выхода следующих моделей – и их.


Как и прежде, раскраска спецавтомобилей строго регламентировалась, а в их комплектацию входили "люстра" и СГУ.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4


1 / 3

2 / 3

3 / 3

Кроме привычных Жигулей и Волг, в 1976 году советское правительство получило от бывшего канцлера ФРГ Вилли Брандта несколько автомобилей Mercedes-Benz W116 в полицейском исполнении. Они были окрашены в требуемый по схеме желтый цвет еще на заводе-изготовителе, а остальные элементы специальной раскраски наносились уже в СССР. Модификация 350SE с механической коробкой передач отличалась от стандартного S-класса спецоборудованием, в которое входили телефон, рация, управление проблесковыми маячками и т. д.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Кроме Мерседесов, в столичной ГАИ работало и несколько BMW E12. Иномарки поступили на службу в Госавтоинспекцию в связи с Олимпиадой-80 в Москве, официальным поставщиком которой в 1979-м стал концерн "Даймлер-Бенц". Он на протяжении пяти лет поставлял в СССР спецавтомобили, среди которых были и легковые машины ГАИ.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4


Для решения других задач различных ведомств МВД СССР использовались соответствующие модификации автомобилей советского производства. Например, существовала модификация АДЧ для дежурных частей ОВД, на которой оперативники выезжали на места происшествий и преступлений.

1 / 2

2 / 2

Знаменитый "луноход" – милицейский УАЗик с цельнометаллической крышей – выпускался во многих модификациях. Ведь спецавтомобили на базе УАЗ-469 (позже – 31512) использовались как подразделениями ППС по охране общественного правопорядка, так и сотрудниками ДПС ГАИ для патрулирования и обеспечения безопасности дорожного движения. Да и экипажи медвытрезвителей забирали "перебравших" с улицы в свои заведения именно на таких УАЗах.


В семидесятые годы на Рижском автобусном заводе была изготовлена партия РАФ-22033, которые отличались наличием стереофотограмметрической установки (АДТП-С), которая позволяла определить размеры, формы и пространственные положения объектов по стереопаре фотоснимков. Объемная фиксация давала возможность избавиться от обычных измерений с помощью рулетки и зарисовки схемы ДТП вручную. Для того, чтобы зафиксировать схему ДТП, достаточно было лишь расставить конусы и сфотографировать их с помощью установки.

Кроме этого, комплектация такого спецавтомобиля предусматривала и другие полезные приборы и измерительное оборудование – магнитофон, фотоаппарат, диктофон, пишущую машинку и газоанализатор. Увы, впоследствии серийные "гаишные" РАФы отличались от обычных лишь спецокраской и установкой СГУ на крыше.


В восьмидесятые годы в небольших количествах некоторые подразделения Госавтоинспекции получали Жигули, оснащенные не обычным поршневым двигателем, а одно- или двухсекционными роторными моторами ВАЗ, выдававшими от 70 до 120 л. с. соответственно. Для милиции возросшие динамические характеристики машин с ротором оказались как нельзя кстати, ну а завод мог получить систематизированную статистику по эксплуатации автомобилей с таким типом двигателя. Увы, век ротора был недолог, и львиную долю машин МВД СССР в восьмидесятые годы по-прежнему составляли обычные Жигули и Волги.

История механизации милиции в России начинается в начале 20-го века. Впервые для нужд милиции и армии стали закупать крупные партии автомобилей за границей еще в Царской России во время Первой мировой войны. Что касается автоинспекции, то отдельной службы регулирования дорожного движения в те времена еще не было. Датой образования автоинспекции в СССР считается 3 июля 1936 г.

С 1920-х годов и вплоть до окончания Второй Мировой войны основными автомобилями милиции были автомобили марок ЗИС и ГАЗ . Это были и легковые и грузовые автомобили и автобусы.

Милицейский ГАЗ-А

Сразу после окончания Второй Мировой войны, в 1946-м году была выпущена первая модель легендарного автомобиля ГАЗ-М20 "Победа" , который сразу же приобрел популярность. На нем перемещались высокопоставленные чины партии СССР, также часть автомобилей была выделена для нужд милиции.

ГАЗ-20 Победа

ГАЗ-20 Победа

1950-е годы стали настоящим прорывом в области автомобилестроения в СССР. И в милилции стали появляться автомобили грузовики и автобусы марок ПАЗ, РАФ, Москвич, УАЗ. В 1957-м году вышел с конвейера автомобиль ГАЗ-21 "Волга", ставший излюбленным средством передвижения милицейского начальства.

ПАЗ-651, модель 1958 года

РАФ-977, модель 1958 года

РАФ-977, модель 1958 года

Москвич-407, модель 1958 года

В 1960-е годы появилось несколько обновленных модификаций автомобиля марки Москвич, УАЗ, ГАЗ. В первую очередь все новые автомобили поставлялись в милицию или для нужд партии и только через несколько лет становились доступны рядовым гражданам.

Москвич-408, модель 1964 года

УАЗ-462 "Буханка", модель 1965 года

Начиная с 1970-х годов для милицейских нужд начали использовались автомобили "Волга" и "Жигули". Помимо этого, в декабре 1972-го года с конвейера сошел первый УАЗ-469, отличный для тех времен автомобиль обладающий незаурядными внедорожными свойствами. Применяется в милиции и в настоящее время. В конце 1970-х годов появился первый автомобиль "Нива", обладающий отличными ходовыми качествами в условиях бездорожья. Автомобили этой марки сразу же пополнили штат техники милиции.

ГАЗ-24, модель 1969 года

ГАЗ-24, модель 1969 года

ВАЗ-2103, модель 1972 года

УАЗ-469, модель 1972 года

УАЗ-469, модель 1972 года

ВАЗ-2121, модель 1977 года

В 1980-е годы милиция, в основном, укомплектовывалась более новыми модифицированными автомобилями марок ВАЗ и ГАЗ. Была также попытка в конце 1980-х годов использовать автомобили "Москвич 2141", но эта идея распространения не получила.

ВАЗ-2108, модель 1984 года

ВАЗ-2410 Волга, модель 1985 года

Москвич-2141, модель 1986 года

В начале 1990-х для нужд МВД и ГИБДД (ГАИ) стали приобретать автомобили иностранных марок - Ford, Audi, Toyota и др. Так как отечественные автомобили не значительно уступали в скорости (и до сих пор уступают) иномаркам. Но все же большинство автомобилей, применяемых милицией в наше время - это автомобили отечественного производства

Москвич-214145 "Святогор", модель 1998 года

ВАЗ-2110

ГАЗ-3308

Ford Focus

Самыми распространенными отечествеными автомобилями в штате милиции в настоящее время являются автомобили ВАЗ-2114. Они используются и службой ГИБДД, и службой охраны МВД и другими службами. Также, особенно в центральных регионах России, львиную долю автомобилей состоящих в штате милиции составляют иномарки Ford, Audi и многие другие. Имеются даже милицейские автомобили марки Porsche Cayenne.

Распродаю модели из серий Автолегенды СССР, Автомобиль на службе. Модели без дефектов, без брака. Наличие блистера на фото.

Продаются именно те модели, что на фото.

Покупая лот или делая ставку, Вы соглашаетесь со следующими условиями:

1. Срок выхода на связь – 1 (один) день с момента покупки. Покупатель сообщает:

ФИО получателя;

Полный почтовый адрес;

Номер мобильного телефона и пункт выдачи транспортной компании СДЭК (если в условиях отправки указан способ отправки «ТК СДЭК до пункта выдачи»).

Если в указанное время покупателем не будут сообщены указанные сведения, то сделка может быть признана мною несостоявшейся по вине покупателя, лот может быть выставлен на повторную продажу, о покупателе может быть добавлен соответствующий отзыв.

2. Срок оплаты лота – 7 (семь) дней. Если лот не выкуплен в указанный срок, то сделка может быть признана мною несостоявшейся по вине покупателя, лот может быть выставлен на повторную продажу, о покупателе может быть добавлен соответствующий отзыв. Срок оплаты может быть увеличен по предварительному согласованию (до покупки, ставки).

3. Максимальный срок отсрочки отправки покупок – 10 (десять) дней. Если в указанное время покупателем не будут сообщены данные получателя посылки и адрес доставки, то сделка может быть признана мною несостоявшейся по вине покупателя, лот может быть выставлен на повторную продажу, о покупателе может быть добавлен соответствующий отзыв, ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА НЕ ВОЗВРАЩАЮТСЯ.

4. Отправка за границу возможна при предварительном согласовании всех условий (до покупки, ставки).

5. Если в условиях покупки не указан способ оплаты "наличными", способ отправки "самовывоз", то значит, что конечная стоимость будет включать и указанную сумму расходов на доставку. В случае отказа оплатить стоимость расходов на доставку - сделка может быть признана мною несостоявшейся по вине покупателя, лот может быть выставлен на повторную продажу, о покупателе может быть добавлен соответствующий отзыв. ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА, УПЛАЧЕННЫЕ ЗА ЛОТ НЕ ВОЗВРАЩАЮТСЯ.

6. Возможно объединение нескольких лотов (покупок) в одну посылку. Каждый последующий лот (покупка) при этом+50р. (пятьдесят рублей) к стоимости расходов на доставку. В случае отказа оплатить дополнительную стоимость расходов на доставку - сделка может быть признана мною несостоявшейся по вине покупателя, лот может быть выставлен на повторную продажу, о покупателе может быть добавлен соответствующий отзыв. ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА, УПЛАЧЕННЫЕ ЗА ЛОТЫ НЕ ВОЗВРАЩАЮТСЯ.

7. Если в условиях отправки указан способ отправки «ТК СДЭК до пункта выдачи», то это значит, что посылка будет отправлена транспортной компанией до выбранного Вами пункта выдачи. В случае отказа получить посылку данным способом - сделка может быть признана мною несостоявшейся по вине покупателя, лот может быть выставлен на повторную продажу, о покупателе может быть добавлен соответствующий отзыв. ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА, УПЛАЧЕННЫЕ ЗА ЛОТ НЕ ВОЗВРАЩАЮТСЯ. Возможна отправка курьером «До двери» или почтой России при предварительном согласовании данного условия (до покупки, ставки).

8. В случае если покупателем посылка не была получена и отправлена обратно отправителю – сделка считается состоявшейся, ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА НЕ ВОЗВРАЩАЮТСЯ.

9. Аукцион может быть завершен досрочно продажей. Сроки оплаты и отсрочки отправки при этом исчисляются с момента срока первоначального окончания аукциона, если условие досрочного завершения аукциона не согласовано с покупателем. Если условие досрочного завершения аукциона согласовано с покупателем, то сроки оплаты и отсрочки отправки составляют 7 (семь) и 10 (десять) дней соответственно с момента завершения аукциона. Срок выхода на связь и предоставления необходимой информации, указанной в п. 1 – 1 (один) день с момента окончания аукциона.

10. Сделка по результатам проведения аукциона «с рубля» может быть признана мною несостоявшейся, в случае если в период проведения данного аукциона наблюдались значительные проблемы в работе сервиса. Аукцион в данном случае проводится повторно.

11. Лоты выставляются к продаже не нескольких сервисах. Как только на одном сервисе товар продан – с других стараюсь моментально их удалять. Накладок с двойной продажей пока ни разу не возникало, но просьба не судить строго если данное неприятное событие произойдет именно с Вами. Товар отправляется первому покупателю. С рубля один и тот же товар на разных сервисах не продается!

12. Посылки стараюсь упаковывать максимально надежно и аккуратно (пищевая пленка, воздушно-пузырьковая пленка и др.). Срок отправки посылок, как правило, не превышает 5 (пять) дней. По умолчанию ценность посылок не объявляю (не вижу никакого смысла в этом). Наложенного платежа нет.

13. Если в списке покупок присутствуют лоты с бесплатной и платной упаковкой, то доставка оплачивается за счет покупателя!

14. Все интересующие, уточняющие вопросы по условиям покупки, отправки, касательно описания, состояния товара – уважительная просьба задавать ДО ПОКУПКИ, СТАВКИ!