Параллельный мир удивляемся грузовикам выставки iaa. Ослики IAA: вспоминаем выставку в Ганновере. На правах хозяев

Последними новостями с автомобильной выставки в Париже поток новостей о представленных новинках затмил не менее важное событие в автомобильном мире. Дело в том, что с 29 сентября по 29 октября в Ганновере, Германия проходит не менее значимое автошоу коммерческих автомобилей. Эта выставка также как автосалон легковых автомобилей проходит раз в два года (на следующий год после выставки во Франкфурте). коммерческого транспорта конечно менее популярный чем выставка легковых автомобилей. Все дело в том, массово никто не думают о новинках среди автобусов, микроавтобусов, грузовых автомобилях и другого транспорта для бизнеса. Но тем не менее мы считаем что каждый из нас должен знать, какой коммерческий транспорт будет окружать нас на дорогах в ближайшем будущем. Поверьте это не менее интересно, чем новинки с выставки в Париже. Вот обзорная лента с выставки коммерческих автомобилей "IAA Commercial Vehicles" в Ганновере.

Bosch Vision X


Перед вами концепция Vision-X разработанная компанией Bosh, которая представляет собой грузовик завтрашнего дня. Согласно задумки компании это транспортное средство должно получать из облака в Интернете информацию о пробках, для необходимости объезда, направлениях движения, месте разгрузки в назначенное время и т.п. Это позволит избежать простоев грузового транспорта. Этот грузовик оборудован полуавтономным рулевым управлением.

Fiat Talento


Компания Фиат возвращает старое название коммерческих автомобилей "Talento". Новая модель займет нишу между автомобилями Doblo Cargo и Ducato. С обычной колесной базой Fiat Talento сможет перевозить груз длиною до 3,75 метров (с длинной колесной базой длина груза может составлять до 4,15 метров). Внешний вид нового коммерческого малотоннажного микроавтобуса очень похож на Trafic и Vivaro.

Ford Transit


Компания Форд представила новый дизельный мотор в трех версиях мощности (105 л.с., 130 л.с. и 170 л.с.) для нового поколения Транзита. Чуть позже Американская компания также представит более мощный микроавтобус с двигателем мощностью 240 л.с.

Fuso eCanter


Тенденция электрических автомобилей в автопромышленности затронуло не только легковой сегмент автотранспорта. На самом деле электрические технологии развиваются во всех видах автотранспорта (в том числе с сфере коммерческих автомобилей). Например на выставке в Ганновере, компания представила электрический фургон Fuso оснащенный электромотором "eCanter" (выпускается дочерним предприятием Мерседес) мощностью 110 кВт (150 лошадиных сил), который питается от нескольких аккумуляторных батарей мощностью 48 киловатт-часов. Максимальный крутящий момент мотора равен 650 Нм. Запас хода в груженном виде составляет примерно 100 км. Старт производства 2017 год.

Hyundai H350 Fuel Cell Concept


Компания Hyundai ведет активные разработки не только автомобилей, работающих на традиционных видах топлива. Например на выставке в Германии Корейцы показали концепт водородного микроавтобуса на базе H350. Резервуар высокого давления с водородом находится между осями. Полный может быть заполнен всего за четыре минуты. Благодаря емкости бака и эффективности электрического мотора, концепт-кар имеет запас хода в 422 километров при скорости движения в 150 км/час.

MAN TGE


Компания MAN выпустила микроавтобус для коммерческих перевозок. Модель называется TGE. Напомним, что компания MAN ранее выпускала только автомобилей с грузоподъемностью от 7,5 тонны. Новая же модель будет иметь грузоподъемность 3 тонны. TGE идентичен с VW Crafter. Под капотом микроавтобуса MAN установлен 2,0 литровый дизельный мотор A 288 Nutz, который также устанавливается на Volkswagen T6. Мощность двигателей будет составлять 102, 122, 140 и 177 л.с. соответственно в зависимости от модификации.

Электрический городской автобус MAN


Электрические не плохая идея. Как мы уже знаем компания Мерседес уже разработала городской электроавтобус. Теперь на очереди автобус от компании MAN, которая на выставке коммерческого транспорта показала концепт. Автобус имеет батарейные модули, которые питают электромотор. Серийное производство планируется начать уже в 2019 году.

MAN TGS (Электрический)


На выставке IAA 2016 года, MAN представил электрический грузовик для использования доставки товаров в ночное время по центру крупных населенных пунктов. Например может доставлять продукты на рынке в черте города в ночное время, не мешая жителям отдыхать

Автомобиль основан на базе MAN TGS 4X2 BLS-TS грузоподъемностью в 18 тонн. Мощность электродвигателя составляет 250 кВт. Крутящий момент составляет 2700 Нм., который передается на заднюю ось. Заряд батареи позволяет электрической фуре проезжать от 75 до 150 километров в зависимости от использования.

Mercedes Vision Van Concept


Компания Мерседес действительно в серьез начала активную разработку электрического транспорта не только для рынка легковых автомобилей, но и ведет разработки для коммерческого авторынка. На выставке в Ганновере компания представила . Визуально концепт похож на коммерческий автобус Sprinter. Правда экстерьер концепта уже имеет многие детали от нового Спринтера, который выйдет на рынок в 2017 году. Новый электрический микроавтобус оснащается электрической силовой установкой мощностью 102 л.с. Запас хода машины составит примерно 270 км.

Mercedes Urban eTruck


Знаете почему во всем мире стремительно начали появляться электрические автомобили? Секрет в удешевление себестоимости производства мощных аккумуляторных батарей. Например согласно прогнозу, начиная с 1997 по 2025 года стоимость автомобильных батарей сократиться на 60 процентов. Одновременно с этим мощность батарей в этот же период времени увеличится на 250 процентов.

Именно поэтому компания Мерседес начала активно разрабатывать модели во всех классах автомобилей, с целью занять к 2025 году приличную долю рынка электрокаров.

Например на выставке Мерседес представил концепт грузового автомобиля "Urban eTruck". Вместо обычного двигателя грузовик имеет электрический привод: несколько моторов установлены на задней оси машины. Электромоторы имеют мощность до 170 л.с. Максимальный крутящий момент составляет 500 Нм (для каждого двигателя). Дальность хода на одной зарядки составляет 200 километров.

Nissan Navara ENGUARD Concept


Этот концепт представленный компанией Ниссан создан для тех, кто хочет посетить самые негостеприимные места в мире. Например эта машина может быть прекрасным помощником для мобильной группы аварийщиков. Эта машина оборудована всем необходимым для самых труднопроходимых мест. В том числе электроника автомобиля способна предупреждать водителя о любых опасностях на бездорожье.

Nissan NV 300


На выставке в Ганновере компания Ниссан представила модель Nissan NV 300, которая основана на той же базе что и микроавтобусы Fiat Talento / Opel Vivaro / Renault Trafic. Продажи Nissan NV 300 начнутся уже в ноябре 2016 года. Автомобиль будет выпускаться в нескольких вариантах кузова. Машина оснащается дизельным 1,6 литровым мотором мощностью от 95 до 145 л.с.

Opel Vivaro Sport


Опель продемонстрировал микроавтобус Opel Vivaro Sport, который оснащен 17-дюймовыми колесными алюминиевыми дисками, которые сочетании с особенным экстерьером придают автомобилю потрясающий внешний вид. Машина также оснащена противотуманными энергосберегающими светодиодными фарами дневного света.

Opel Movano 4x4 Camper


Компании Oberaigner и Schirner представили кемпер для отдыха в горной местности. Для этого дом на колесах .

Место встречи изменить нельзя: раз в два года в Ганновере проходит крупнейшая выставка коммерческого транспорта IAA. Понятно, что охватить все интересные экспонаты в одном репортаже невозможно, но мы постараемся рассказать о новинках, концептах, тенденциях... И о Группе ГАЗ, которая впервые показала здесь свой модельный ряд.

Когда я говорил знакомым, что в единственный пресс-день выставки IAA-2016 пройдет 70 конференций для журналистов, причем все — на стендах производителей, мне сперва не верили: думали, шучу. Если бы. Ведь здесь 13 павильонов, не считая стендов между ними. Журналисты пребывали в шоке: раньше пресс-дней было два, а конференции проходили в первый день, в удобном многозальном центре, пока стенды еще достраивались.

И ведь кризиса в европейском автопроме не наблюдается: по итогам первого полугодия регистрации коммерческих автомобилей в Евросоюзе увеличились на 13,5% (в легком сегменте — на 13,2%, в среднем и тяжелом — на 16,5%, автобусы — на 2,7%).

Да и мировое производство коммерческих автомобилей в основном на подъеме: в Европе — плюс 3,5%, в Северной Америке — плюс 7,5%, Китай немного сбавил обороты, плюс 1,7%. Возможно, потому на этот раз присутствие китайского автопрома в Ганновере было не столь заметным, как два года назад.

Зато здесь произошло событие, которое я чуть было не пропустил! Получив приглашение на вечер Volkswagen перед выставкой, я вначале хотел отказаться, но вовремя обратил внимание на надпись «Volkswagen Truck & Bus», то есть «грузовики и автобусы». Новая марка? Оказалось — объединение. VW решил осуществить слияние своих грузовых брендов: это MAN и Scania, а также коммерческое подразделение самого VW и бразильский VW Caminhoes Onibus (где делают в том числе большие грузовики и автобусы), принадлежащие концерну. Кроме того, в группу входит поставщик «электронного разума» Rio, а партнером группы стал американский Navistar.

MAN TGE, как и Volkswagen Crafter, может быть грузовичком, фургоном или микроавтобусом - с передним, задним либо полным приводом


Внутри MAN TGE отличается от близнеца VW Crafter только эмблемой на руле

0 / 0

Конечно, с Даймлером, который в 2015 году реализовал 851 тысячу коммерческих автомобилей, новой группе не сравниться, но 179 тысяч машин за тот же период — все равно немало.

Руководителем подразделения Volkswagen Truck & Bus стал Андреас Реншлер

Руководит объединением Андреас Реншлер (раньше он возглавлял грузовое подразделение концерна Daimler и стоял у истоков сотрудничества Даймлера с КАМАЗом), и уже есть совместный продукт, малотоннажный MAN TGE, — близнец новичка Volkswagen Crafter. С фотографии TGE мы и начинаем обзор выставки — он отличается от Крафтера только облицовкой и эмблемами, а идея появления этой модели в мановской гамме проста: если покупателю больших грузовиков и автобусов нужны еще и маленькие — все можно «завернуть вместе» и оплатить одним счетом.

Тем временем сам Volkswagen продемонстрировал электрическую версию Крафтера, но с коммерческими электромобилями пока все не так просто...

Электромобили



0 / 0

Вслед за Mercedes построил аналогичный грузовик на базе серийной модели Antos — Urban eTruck. Его грузоподъемность — 12,8 т, зарядка аккумуляторов длится два часа, заявленный запас хода — 200 км.

Малый пробег на одной зарядке — основная проблема электрогрузовиков: мало того что они очень дороги, а батареи тяжелы (здесь, по нашей информации, они весят 2,5 т), так еще и запас хода ограничен. Такие машины не подзарядишь, как автобусы, на остановках!

Да и сверхширокие односкатные шины (на снимке внизу) так и не нашли применения на серийных грузовиках. Размещать подобную запаску на автомобиле проблематично, менять колесо — тем более.

Mercedes запоздал с электробусами: модель на электротяге планируется показать в 2018 году, а этот «автобус будущего» оснащен обычным дизелем. Зато здесь есть CityPilot — умный автопилот, позволяющий машине двигаться по выделенной полосе практически без участия водителя. Опытная эксплуатация уже прошла в Нидерландах на 20-километровом маршруте.

MAN представил свой прототип электрогрузовика — на базе тягача TGS. Машина выглядит традиционно, а обещанный запас хода на одной зарядке — всего лишь от 50 до 150 км. Такую, пожалуй, даже в «ближний бой» посылать страшновато!


Едва успев дебютировать, новый Volkswagen Crafter получил электроверсию: ее грузоподъемность — 1,7 т, запас хода — до 200 км, а батареи возможно подзарядить до 80% за 45 минут.

Таким видит автобусное электробудущее MAN: десятиминутная «воздушная» подзарядка обеспечит «гармошке» Lion‘s City до 20 км пробега. Эксплуатацию опытных экземпляров планируется начать в 2018 году, их серийное производство — в 2020-м.

Европу понемногу завоевывают «электрокитайцы»: две «гармошки» доселе неизвестной нам компании CRRC проходят испытания в австрийском Граце. Подзарядка — скоростная, на остановках или конечной.

Концепты

Iveco вместе с топливной компанией Petronas построили полноценный концепт-трак, названный Z: он должен обес-печить Zero (нулевые) загрязнение воздуха, аварийность и стресс для водителя. Предполагается, что на стоянке задняя стенка кабины, в которую встроены кухонный столик и душ, будет отодвигаться на 50 см назад. Выдвигающаяся вбок лестница — -точь-в-точь как у бескапотного тягача Freightliner Argosy, давно снятого с производства в США. Мало того что такая концепция небезопасна (тягач внезапно становится шире), так еще и лесенка получилась шаткой

В кабине Iveco Z — сплошной концептуализм: кресло с активной подвеской и «штурвал имперского штурмовика» вместо баранки.


По замыслу создателей, тягач будет заправляться сжиженным газом, запаса которого хватит на 2200 км пути.

Взгляд под кабину удручает: пустой моторный отсек, ржавая ходовая и «ножки», на которые опирается концепт. Это всего лишь макет!

Концепт-трак Bosch VisionX ездить не умеет — и у него нет ни агрегатов, ни даже стекол! Потому что это демонстратор электронных решений...

Наподобие видеозеркал, тачскрина на приборной панели и проектора показаний на лобовое стекло.



0 / 0

Компания Stoneridge Electronics предлагает производителям грузовиков заменять зеркала видеокамерами: они дороже в три—четыре раза, но, как обещано, позволяют- экономить 3—4% топлива. Законодательно такая замена пока не разрешена, -однако, возможно, камеры легализуют в 2017 году.

Экзотика

Daimler отвел целый угол зала под модели своих неевропейских брендов и партнеров — из Америки, Японии, Индии, Китая. А вот о КАМАЗе здесь не было ни малейшего упоминания! На первом плане — экспериментальный Freightliner Cascadia Evolution, оснащенный автопилотом, за ним — -серийный Western Star W5700XE (оба из США) и школьный автобус Mercedes индийского производства.



0 / 0

Что это — китайский Mercedes? Почти: поскольку Foton и Daimler основали совместное предприятие, китайцы решили сделать «свой Actros». Насколько он лицензионный, сказать трудно, но кабина — с ровным полом, интерьер (на фото слева) — почти как у модели Actros MP3, двигатель мерседесовский, коробка передач — новый «робот» ZF Traxon. Да и нареканий к качеству нет — за исключением замятых уплотнителей дверей. По неофициальной информации, стоимость тягача — 55000 евро.

В Индии у Даймлера есть предприятие BharatBenz, где делают такие грузовики, — с кабиной и двигателем от модели Mercedes Axor.

«Грузовик-паук» Fuso Spider — шоу-трак, построенный на базе серийной модели Super Great V.
Марка Fuso полностью принадлежит Даймлеру.


У японского тягача Fuso TV высоченное седло! А компоненты мерседесовские: и силовой агрегат, и кабина вместе с интерьером.



0 / 0

Швед Бойе Овербринк в девяностые участвовал в кольцевых гонках грузовиков, а теперь устраивает рекордные заезды на тягачах, построенных компанией Volvo. Этот болид Iron Knight, «Стальной рыцарь», оснащен двигателем мощностью 2400 л.с., и на нем Овербринк побил рекорды на дистанции 500 м (13,71 c при средней скорости 131 км/ч) и километр (21,29 c при 169 км/ч). Максималка — 276 км/ч.

Тягач DAF XF105 с такой кабиной мы еще не видели! Машину переделало голландское ателье Van Winkoop, удлинив серийную кабину на 90 см. Но обычный евротрейлер сюда не прицепишь: состав будет негабаритным.


Две оси спереди, одна сзади: придворный мерседесовский «передельщик» Paul по заказу энергетиков превратил четырехосную модель Arocs в необычную трехосную 6x6.

Для Европы большие автобусы с эмблемой Volkswagen — экзотика, а для Южной Америки — нормальное явление. Шасси для них выпускает бразильское подразделение VW, кузов — в данном случае ателье Marcopolo.

Наши

«ГАЗ — это Газпром?» — удивлялись немцы. Группа ГАЗ впервые приехала в Ганновер, да еще с целой гаммой: две Газели Next, два Газона Next, самосвал Урал Next, автобус и двигатель ЯМЗ-536. Пока задача газовцев — не продавать свои машины в Евросоюзе (все показанные образцы отвечают нормам Евро-5), а познакомить европейцев с маркой и продукцией.

Русская экзотика: после -пресс-конференции ГАЗ угощал журналис-тов водкой и икрой. Такого, по словам зарубежных коллег, еще не было!


Поскольку в Европе в моде альтернативные источники энергии, на стенде ГАЗа стоял метановый Газон Next.


Новый автобус длиной 9,5 м производства Ликинского завода тоже носит эмблему ГАЗ и вдобавок получил имя Курсор.

Что делал КАМАЗ в зале грузовиков-ветеранов? Он любовно восстановлен немецким владельцем, хотя и с отступлениями от исторической правды (например, у КАМАЗа никогда не было синего шасси и хромированных зеркал). А марка покрышек Омскшина на табличке написана как «Omskwina».

Прочие

Бундесвер привез на выставку броневик Mowag Eagle V швейцарского производства — аналог нашего Тигра, только четырехместный. Под капотом — дизель Cummins ISBe 5.9, коробка передач — «автомат» Allison.

Вдоль всего салона проходит высокий туннель. В придачу к стальной броне (она более тонкая) снаружи установлена композитная (фото справа).

А это просто старый «американец» Peterbilt 379 — один из тех, что завезены в Германию и участвуют в различных шоу. Ничего необычного, конечно. Но какой эффектный!

Самый удивительный грузовик-ветеран — экспериментальный Büssing, построенный в 1971 году. Двигатель и коробка-«автомат» расположены в базе, грузоподъемность — 12 т. Пятьдесят таких машин хотел заказать Volkswagen для собственных нужд, но — не сложилось.

Транспортные дроны и электричество будущего, многорукий монстр и старый добрый КамАЗ - все это на очередном шоу в Ганновере


























1102

Впервые оказавшись на IAA - крупнейшей грузовой выставке мира - ты словно уменьшаешься в размерах. На бескрайних стендах, где громоздятся большегрузные экспонаты, впору заблудиться. Ходишь-бродишь, задирая голову на высоченные кабины… Интересно - как выглядел процесс монтажа такой экспозиции? И с чего тут начать? Ответ подсказывает скопление публики. В центре внимания немногочисленные концепты, которыми производители грузовиков балуют редко - и тем интереснее.




Vision Van. Вполне вероятно, что однажды чем-то похожим станет Mercedes-Benz Sprinter.

Вот публика толпится на стенде Mercedes-Benz. Здесь стоит Vision Van - проект малотоннажного перевозчика из будущего. Водителю такого впору платить половину зарплаты. Ведь в кузове многоумная система сортировки грузов: сама выбирает и выдвигает для разгрузки нужный, когда фургон приезжает к адресату. А доставить посылку весом до двух килограммов могут управляемые со смартфона дроны, радиус действия которых 10 км. Vision Van электромобиль с запасом хода не менее 80 км, а прогнозируемый максимум свыше 250 км. Система довольно уязвимая (представьте, что села зарядка смартфона, дрон столкнулся с птицей и т.д.), зато эффектная. Рядом на стенде электрический же среднетоннажный Urban eTruck: литий-ионные батареи сулят запас хода в 200 км. Например, для мусоровоза в самый раз. Urban же - значит, «городской».

Urban eTruck. Грузоподъемность 12,8 тонны, мотор-колеса общей мощностью около 340 л.с и куча вспомогательной электроники, которая держит связь с Интернетом. Предполагается и автономный режим езды. Водителям грядущего в первую очередь понадобится умение оперировать многочисленными приложениями в планшетах и смартфонах.

Многолюдно и на территории Volkswagen. Уже по совершенно «земному» поводу: здесь торжественно представляют новое поколение модели Crafter. Хирургически отточенный экстерьер, богатый интерьер, интересные электронные ассистенты. Полная масса до 5,5 тонны, объем грузового отсека до 18 кубометров, турбодизель 2.0 TDI развивает мощность 102-177 л.с., МКП6 или АКП8. Предлагаются фургоны с несколькими вариантами длины и высоты кузова, пассажирские и бортовые исполнения. И три версии привода: передний, полный 4MOTION и задний. Талантливый VW Crafter уже выиграл международный приз «Фургон года 2017». И даже обзавелся электрической модификацией e-Crafter, которую также представили в Ганновере. Еще одной премьерой фирмы стал VW Amarok с турбодизелем V6 3.0 мощностью 204 л.с. Любо? И дорого!

Volkswagen e-Crafter. Грузоподъемность 1,7 т, электродвигатель мощностью в 100 кВт, обещанный запас хода около 200 км. Серийный выпуск не за горами.

Толпа схлынула со стенда VW и приливной волной накатилась на соседний стенд немецкой компании MAN. Главная премьера… все тот же Crafter! То есть, его клон, MAN TGE. Это первый современный малотоннажник фирмы. Различия с Крафтером - в облицовке и эмблемах. И вновь те же слова о прогрессе, универсальности, исключительной эффективности и выгоде. На минуту создается впечатление, что вокруг Крафтера/TGE вертится вся нынешняя IAA. Это он, один из идеальных грузовиков настоящего?


Прежнее поколение VW Crafter было разработано в сотрудничестве с концерном Daimler, а теперь в партнерах MAN. Правда, у модели TGE нет электрической модификации (пока?). Зато такая появилась на базе тягача TGS 4×2 - у нее электромотор мощностью 250 кВт и неожиданно скромный запас хода.

Вновь последуем за людской массой любопытных. Внимание на стенд итальянской фирмы Iveco. Только что сдернули покрывало с концепт-трака Iveco Z, созданного совместно с топливной фирмой Petronas. Вау! Гвоздь выставки определен! Z - это от слова zero, ноль. Итак, обещаны «нулевое» загрязнение воздуха и ноль стресса для водителя. Выглядящий как реквизит для «Звездных войн» тягач мощностью в 460 л.с. заправляется сжиженным газом, которого должно хватить аж на 2200 км пути.





Iveco Z. Самый впечатляющий экстерьер на выставке. И на удивление неуютный интерьер.

Поднимаюсь в кабину и оторопеваю. Это грузовик или офис? А эта «рогулька» - руль? Водительское место по нынешним меркам - космос. На стоянке задняя часть кабины выдвигается назад на 50 см, чтобы сделать более комфортным доступ к кухне, душу и спальному месту. Лет через двадцать мы, наверное, уже не будем удивляться подобному убранству. А пока тягач Z - сказка с массой оговорок. Например, тут почти нет отсеков для мелочи. В общем, поживем - увидим.

«Знаете, мы особо не заморачивались с дизайном». Bosch VisionX и не грузовик вовсе, а… вроде павильона. Стекла кабины заменили экранами, и если поднимешься в нее - увидишь, как Bosch демонстрирует на экранах свое будущее: автономное вождение в колонне, картинки с камер заднего вида и поток вспомогательной информации из Интернета. От символики глаза разбегаются. Как вести такую машину?

А вот к еще одной крупной (буквально) серийной премьере после пресс-конференции сходу вовсе не пробиться. К машинам очереди. Это новое поколение шведского дальнобойного грузовика Scania R и S. Дизайн во многом традиционный, но кабины R и S полностью новые с усиленными каркасами и «четырехэтажной» светотехникой. У версии S - «внутренний мир» с ровным полом, чего у большинства европейских конкурентов нет. Я отстоял очередь к R с моторным тоннелем, забрался и захлопнулся - как же комфортно внутри! Какая тщательная проработка деталей! И безопасно: фирма Scania одной из первых предлагает боковые надувные занавески.


Scania R и S. В кармане у шведов уже имеется международный приз «Грузовик года», добытый, впрочем, почти без борьбы: новые поколения дальнобойных машин - большая редкость.

Двигатели экономичные и экологичные, отвечающие нормам Евро 6: рядные 13-литровые мощностью 410-500 л.с. или 16-литровые мощностью 520-730 л.с. Коробка передач: роботизированная Opticruise с возможностью переключений в ручном режиме - теперь более оперативная. Увеличенная база, модернизированное шасси, усовершенствованный круиз-контроль… Авторитетные «грузовые» коллеги, которым уже довелось поездить на новой Скании, сыплют комплиментами плавности хода, шумоизоляции, маневренности и тяговитости. Машина удалась. Еще один из идеальных грузовиков настоящего? А вот заклятые конкуренты шведская фирма Volvo и голландская DAF ничего выдающегося из серийного на выставке не представили.

Четырехосный голландский DAF на выставке можно было купить всего за 21 евро.

Впрочем, Volvo выкатила сюда The Iron Knight («Железного рыцаря»). Жуткая вещь! Самый быстрый грузовик в мире, построенный на основе Volvo FH. Автомобиль, на котором швед Бойе Овербринк - в прошлом участник кольцевых гонок на тягачах - недавно побил несколько рекордов. Дистанция 500 м пройдена за 13,71 с со средней скоростью 131км/ч, километр - за 21,29 с со средней скоростью 169 км/ч. Максимальная скорость составила 276 км/ч.


Дизель «Железного рыцаря» развивает сумасшедшие 2400 л.с. и крутящий момент в 6000 Н∙м.

Особняком стоят «американцы». На европейские дороги путь им практически заказан - из-за ограничений автопоездов по длине. Но ведь выставка в Ганновере всемирная. Вот и красуется здесь обтекаемый прототип Inspiration Truck - это тягач Freightliner Cascadia Evolution с «автономной» технологией от Mercedes-Benz, причем, как утверждается, получивший право выезда на дороги общего пользования. Под капотом 400-сильный мотор Detroit DD15. Рядом серийный Western Star W5700XE со схожим двигателем, этот можно покупать хоть сейчас. Да вот только пустовато на стенде: ни тебе стендисток в ковбойских костюмах, ни сотрудников, ни любопытствующих. Диковина и только.

7 ФОТОГРАФИЙ В основной экспозиции «американцы» теряются. Но в отдельном зале выставки собраны немолодые уже образчики лучших моделей из США. Kenworth, Peterbilt, International… Для тех, кто понимает! Одно огорчение: машины частные и кабины заперты.

Шоу-траки у производителей коммерческой техники тоже не в чести. Тем любопытнее было внезапно увидеть многорукое чудовище с грейферами на концах четырех телескопических стрел. Так чудят японцы. Праворульная штуковина называется Fuso Spider («Паук»), построена на основе модели Super Great V и приводится в действие 338-сильным двигателем.

На мой взгляд, не менее эффектным шоу-каром - этаким пони среди першеронов - выглядит крошечный электрический Renault Twizy. Вы будете смеяться, но карапузу с кабинкой шириной в одно кресло оформили грузовой отсек и выставляют на полном серьезе. Для почтальонов, что ли? Еще один любопытный шоу-кар обнаружился на стенде Nissan. Прототип EnGuard Concept на основе пикапа Navara предназначен для поисково-спасательных операций. В активе 190-сильный дизель 2.3 и вспомогательные батареи. В кузове пеналы со спасательным оборудованием (фонари, рации и т.д.) и c дроном, который может действовать в радиусе 6 км. Из борта выдвигается дисплей, демонстрирующий картинку с камеры дрона. Вас определенно спасут.

Fuso Spider. Как (и зачем?) оперировать четырьмя стрелами - загадка. Но роботы-трансформеры аплодируют паукообразному.

Но еще интереснее было найти на открытой территории IAA стенд… ГАЗа. Дебют линейки моделей Next! Приятно повеяло Родиной, тем паче, что на презентации удивленных качеством продукции европейцев поили водкой и кормили черной икрой. Что представили? Две Газели Next, два Газона Next (один на газовом топливе), Урал Next и новый автобус Kursor. Зачем они в Европе - с двигателями Cummins и ЯМЗ, отвечающими лишь Евро 5? Главная цель - поведать о себе на международной выставке не столько Европе, сколько всему миру. Приоритетные зарубежные рынки для ГАЗа: Ближний Восток, Африка, Латинская Америка и «леворульные» страны Азии. Удачи.

Евро 6? Работы над такими двигателями газовцы собираются закончить в 2018 году. Тогда можно будет и в Европу.

Тягачи. Автобусы. Фургончики. Кемперы. Чуды-юды с поворотными кабинами и манипуляторами. Полуприцепы. Тюнинг. Запчасти. Слегка очумев от основной экспозиции IAA, можно напоследок отдохнуть в огромном павильоне олдтаймеров. Чего тут только нет! Точнее, нет теперь и многих марок. Bussing, Gutbrod, Faun, Hanomag, Henschel, Krupp, старые Мерседесы, старые автобусы Setra и британский даблдеккер Bristol. От грузовиков, которые видели еще персонажей Эриха-Марии Ремарка до… нашего родного КамАЗа - только отреставрированного в «неправильных» цветах. Все диковинные машины на госномерах, все на ходу и еще могут передвигаться по дорогам общего пользования!

С выставки меня вывозит микроавтобус, за окном которого тянутся по германским дорогам разномастные грузовики. Пока еще за рулем сосредоточенные водители. Но уже не за горами день, когда можно будет цитировать фантастический рассказ Стивена Кинга: «В грузовиках никого не было. Солнце отражалось от стекол пустых кабин. Колеса вращались сами по себе». И мы будем воспринимать все это так же обыденно, как сейчас воспринимаем какой-нибудь датчик дождя или камеру заднего вида.

Ганноверская выставка все больше напоминает памятник самой себе. Развитие новых технологий привело к тому, что разработать и произвести грузовик по силам только большому концерну. Ведь выпуск модели требует огромных средств - от нескольких миллиардов долларов.

Неудивительно, что действительно новые машины появляются раз в пару десятков лет. И на каждой выставке совершенно новыми являются автомобили лишь одной фирмы, - в этом году это флагманы Scania.

К новейшим Сканиям подступиться было трудно. Даже в отсутствие посетителей они стояли в окружении штативов и прочего фото- и видеооборудования.

Шоу-стопперами в Ганновере традиционно выступают немцы, как хозяева выставки. В огромном черно-белом павильоне концерна Daimler - вся производственная линейка. Но внимание привлекают не серийные Atego-Antos-Arocs-Actros в бесконечных вариантах, а пусть и обычные, но невиданные ранее экспонаты.

Четырехосная бетономешалка - заурядное явление для Европы. Но почему она сделана на специальном шасси Econic с низкой кабиной? Видимо, мусорщики и пожарные (основные потребители модели) покупают их не так охотно, как хотелось бы.

Малотоннажные Mitsubishi прописались в Европе давно. Фургончик со знаменитым «Пльзенским праздроем» (так это пиво зовется исторически) - но на полноприводном шасси. Куда, интересно, его собираются доставлять? Такое решение подошло бы для России - жаль, к нам такие грузовички не завозят.

У концерна Daimler есть и отдельный бренд Fuso, ориентированный в первую очередь на рынки Азии и Африки. Собранный в Индии высоченный рессорный тягач рассчитан на полную массу 65 тонн, а работать отправится в Кению. Под кабиной со спальником от модели Mercedes-Benz Axor здесь расположился 12-литровый дизель OM 457 мощностью 400 л.с.

Другой индийский бренд, BharatBenz, привез типичный для своей местности одиночный грузовик, но на пяти осях. Увы, этот индийский колосс слабоват. На 37 тонн полной массы у него мощности всего 230 л.с.

Резким контрастом был американский серийный Western Star 5700. Новый зализанный тягач выглядит очень внушительно и тоже построен на мерседесовских агрегатах. А вот стоящий сзади Freightliner - известный уже прототип Inspiration («воодушевление»).

Обновленный тягач MAN выделялся нежным салатовым цветом кабины. В тех же цветах были решены костюмы стендистов - этакая «цветовая дифференциация штанов» в действии.

За неимением крупных новинок Iveco пришлось обходиться специсполнениями серийных грузовиков. Среди нескольких тягачей Stralis выделялся тот, что таскает за собой моторхоум легендарной команды гонок в классе Formula 1 - Ferrari. И никаких противоречий, ведь Iveco и Ferrari принадлежат одному концерну - Fiat. Помимо цвета, который так и называется «Ferrari red», фронтальная часть отделана пластиком под карбон для подчеркивания принадлежности.

Гоночной темой отметились и в Renault. Помимо хорошо знакомых машин, французы привезли свой гоночный болид T520. Двухосная машина по мощности (1050 л.с.) и компонентам ни в чем не уступает конкурентам, но результаты Дакара (6 место) и «Шелкового пути» (7 место) этого года особо не впечатляют. Тем не менее, чешская фирма MKR получила очередной заказ на постройку, и на старт следующего Дакара выйдут уже три такие машины.

Среди множества машин Volvo выделялась «рабочая лошадь» - типично европейский четырехосный самосвал. Но у этого FMX новейшая система подъема задней приводной оси, да еще «ползущая» передача в коробке передач. Невозможно представить такого бездорожья в Европе, где бы он мог понадобиться.

Самый интересный DAF был выставлен не в экспозиции производителя, а на стенде известной фирмы, выпускающей грузовые прибамбасы. В общем-то, это обычный XF105, но с одним «но». Голландское ателье Winkoop начало принимать заказы на удлиненную кабину, названную XXF. 80-сантиметровая вставка даже потребовала удлинения рамы. До сих пор подобными расширенными кабинами отличались только шведы.

А самый «злобный» экспонат расположился на улице около все того же павильона Daimler. И неспроста, ведь это продукт «придворного» ателье Paul, который раньше славился своими многоосными шасси для нефтяников. Увы, заказов у мелких производителей все меньше, и сами они приезжают на выставки все реже. Тем не менее баварцы притащили свое последнее детище: трехосный полноприводной спецавтомобиль на огромных колесах. Его назначение объясняет надпись на кабине «газ, ток, вода» - для энергетиков. Причем построен он не добавлением среднего моста, а укорачиванием шасси Arocs 8×8 с заменой задней подвески на пневматическую. Такая колесная формула остается популярной в горных районах Австрии и Швейцарии.

Неподалеку стоял и другой Mercedes, еще более тяжелый. А вот и нет: несмотря на эмблему и шильды, собран он другим маленьким, но авторитетным ателье Titan. Вот уже больше сорока лет оно выпускает на заказ тяжелые машины для перевозки неделимых негабаритных грузов. Обычные тягачи SLT 8×4/4 он собирает по контракту для головной марки, а подобные единичные - по предварительным заказам. Стоимость 250-тонного пятиосного тягача 4163 превышает триста тысяч евро.

Конкуренцию им составляет другое ателье, которое специализируется на конверсиях МАНа. Известная и у нас фирма Karl Maurer производит такие странные шасси 4х4 и 6х6 с поворачивающейся кабиной под именем Cobra. Они разработаны специально для установки «щепоруба», и в процессе работы водитель становится оператором, управляющим процессом.

Что делает двухосный тягач Volvo на стенде голландцев? А это не Volvo, а голландский Terberg. Фирма практически ушла с рынка многоосных самосвалов, которыми славилась, в нишу терминальных тягачей. А это демонстрация их разработки - гидравлического приводного переднего моста. Увы, тут они явно опоздали, подобные новшества давно есть в программе и Мерседеса, и МАНа, и особой популярностью они не пользуются.

Чешская Tatra еще жива. На выставку ее привез немецкий дилер, продавший за прошлый год чуть больше полусотни машин. Он прочит полноприводному тягачу большое будущее в строительном секторе; увы, в Европе нет бездорожья, которое требует знаменитой хребтовой рамы.

Международный автосалон коммерческих автомобилей в Ганновере оказался щедрым на премьеры в сегментах легких и тяжелых грузовиков, автобусов, фургонов, пикапов и спецтехники, а главными трендами стали электрификация, топливная эффективность и беспилотные технологии

Нынешний международный автосалон в Ганновере стал 66-м по счету. На площади 270 тыс. кв. м свои новинки представили более 2 тыс. производителей коммерческой техники из 52 стран, что на 15% превышает показатель предыдущей выставки, прошедшей два года назад. В числе новичков оказалась «Группа ГАЗ» - единственный российский участник мотор-шоу.

Что же касается самых интересных экспонатов, то и в разряде тяжелых грузовиков тон задавали представители «большой семерки» (Mercedes Benz, MAN, DAF, Iveco, Scania, Volvo и Renault), и в классе LCV бал правили гранды этого сегмента - Volkswagen , Mercedes-Benz , Peugeot/Citroen, Fiat, Toyota, Nissan.

На правах хозяев

Немецкие концерны с самыми масштабными стендами оказались по традиции в центре внимания. Настоящим героем выставки стал фургон Volkswagen Crafter нового поколения. В отличие от предшественника, базировавшегося на платформе Mercedes-Benz Sprinter, новичок делит фирменную модульную платформу MDB со своим «близнецом» MAN TGE, еще одним шоу-стоппером Ганновера. Новая «тележка» предполагает усовершенствованные 2-литровые дизели стандарта Euro 6, три варианта привода (передний, задний, полный) и передовую цифровую архитектуру с адаптивным круиз-контролем, автопарковщиком, камерой заднего вида и системой предотвращения столкновений. Выпуск новинок Volkswagen и MAN налажен на новом заводе в польском городе Вжесня. Но если Crafter доберется до российских дилеров уже в январе 2017 года, то его клона из стана MAN придется ждать до 2020-го, о чем нам сообщил представитель марки MAN Грегор Жентжч.

Показательно, что в Ганновере справил дебют также прототип электрической версии Crafter, оснащенный 134-сильным электромотором. По словам председателя правления марки «Volkswagen Коммерческие автомобили» Экхарда Шольца, серийные электрофургоны начнут выпускать уже в следующем году. Однако появление таких машин в России, увы, отдаленная перспектива. «Сначала нужна инфраструктура, которая у нас пока не создана, потом - продукт», - говорит менеджер по коммуникации российского офиса «Volkswagen Коммерческие автомобили» Наталья Костенок. Зато в 2017 году в России появятся Transporter PanAmericana нового поколения (c увеличенным дорожным просветом и фирменным полным приводом 4Motion) и специальная версия Amarok Canyon, теперь доступная с турбодизелем V6 стандарта Euro 6, также дебютировавшие в Ганновере.

На стенде компании Mercedes-Benz Trucks футуристические концепты соседствовали с модернизированными «локомотивами» продаж. На подиуме расположился 26-тонный концептуальный грузовик Urban eTruck с двумя электромоторами, развивающими совокупно 335 л.с., и литий-ионной батареей, обеспечивающей запас хода 200 км. Изюминкой модели, ориентированной на эксплуатацию в городе, стали обтекаемые формы кабины, камеры вместо боковых зеркал и пара дисплеев системы управления в салоне. Как и серийные новинки, Urban eTruck оснащен телематической системой FleetBoard, связывающей водителя, диспетчера и автомобиль в единый комплекс.

Несколько шагов от подиума - и вы видите уже знакомые серийные модели Mercedes-Benz в самом современном прочтении. Новые модификации грузовиков Actros, Arocs и Antos оснащены более производительными моторами и трансмиссиями, система прогнозирующего круиз-контроля (PPC) обрела усовершенствованный алгоритм, новейшие системы автоматического торможения и ассистент поворота сделали езду безопаснее.

В Ганновере мне удалось поговорить и с генеральным директором ООО «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС» Хайко Шульце, который рассказал, что проект по строительству тяжелых немецко-российских грузовиков в Татарстане развивается успешно. По словам собеседника, с запуском новой площадки компания приблизится к реализации своих планов - стать лидером российского рынка. А важным инструментом для достижения этой цели станут локализация и совместные производственные площадки, дающие льготы, доступные местным производителям.

А вот в центре экспозиции малотоннажных Mercedes-Benz оказался футуристический шоу-кар Vision Van, дающий представление о транспорте будущего. Концепт, оснащенный 101-сильным электромотором, управляется при помощи джойстика, на борту имеются квадрокоптеры, способные взлетать с крыши фургона и доставлять посылки весом до 2 кг. Грузовой же отсек уподоблен выдвижному ящику стола. Внимание гостей выставки привлекли также новые модификации фургона Sprinter c более экологичными и производительными дизелями стандарта Euro 6. Кроме того, модели Vito и Citan предстали с новым оформлением экстерьера и интерьера.

Товар лицом

На стенде шведской Scania наибольший интерес вызвали грузовики с новыми кабинами S- и R-серий, выполненными в современной стилистике. Автомобили отличают также модернизированные шасси и тормозная система, более экономичные и производительные дизели стандарта Euro 6 (в частности, новый рядный шестицилиндровый 13-литровый 500-сильный дизель), еще более высокий уровень отделки, комфорта и безопасности. Так, для кабин нового поколения стали впервые доступны боковые шторки безопасности, появились новейшие аудиосистемы, элементы автопилотирования и система предотвращения столкновений. Кроме того, скандинавы представили новую эффективную систему мониторинга автопарка, позволяющую сократить время простоя машин.

Итальянцы из Iveco тоже нашли способы привлечь публику. И дело не только в девушках в обтягивающих костюмах, позировавших на стенде, но и в искрометном концепте седельного тягача Z Truck с футуристичной кабиной, 460-сильным двигателем, работающем на сжатом природном газе, и инновациях в сфере автопилотирования. В кабине концепта вместо привычного руля - штурвал, взамен управляющих кнопок - сенсорные дисплеи, а в списке оборудования значатся… душ и огромный экран развлекательного комплекса. В серийной линейке в центре внимания оказался магистральный тягач нового поколения New Stralis XP. А среднетоннажник Iveco Eurocargo обрел полностью пневматическую подвеску.

Компания DAF продемонстрировала полную линейку продуктов, задающих новые стандарты эффективности и качества. Это модели LF для региональных перевозок, универсальные CF и флагманские модели XF для тяжелых условий эксплуатации и перевозок на дальние расстояния. Были также показаны модернизированные двигатели PACCAR PX-5 и PX 7 для грузовиков серий LF и CF и эффективные комплексные транспортные решения - в частности, система управления парком техники DAF Connect.

Компания MAN помимо LCV TGE представила обновленные грузовики семейства TGX и TGS, ставшие еще более экономичными, новую линейку двигателей класса Euro 6 и модернизированный «автомат» MAN TipMatic, получивший индивидуальные настройки для различных режимов движения. Особый интерес вызвали седельный тягач TGS на электрической тяге (для ночных внутригородских грузоперевозок) и макет электробуса на базе MAN Lion`s City, способного восполнять частичный заряд аккумулятора на остановках.

Турецкий производитель Anadolu Isuzu, работающий по лицензии японской марки, показал городские, международные и туристические автобусы Сitiport, Сitibus и Visigo. В числе их преимуществ - просторная внутренняя планировка и соответствие стандартам Евросоюза. Скажем, 9,5-метровый междугородний автобус средней вместимости Visigo оснащен 254-сильным дизелем Cummins стандарта Euro 6.

В сегменте LCV заявку на успех подает трио Peugeot Expert, Citroen Space Tourer и Toyota Proace. Эти модели имеют общую агрегатную базу, но дизайн каждого соотнесен со стилистикой марки. «Тройняшек» выпускает французский завод PSA.

Особо следует отметить пусть и небольшой, но представительный стенд «Группы ГАЗ». Нижегородцы показали, по сути, всю свою линейку («ГАЗель Next», «ГАЗон Next», низкопольный автобус). Но настоящий фурор вызвал грузовик Ural Nеxt, внешне напоминающий бронетранспортер, хотя и вполне готовый к мирному труду, в том числе в Западной Европе. По словам директора по экспорту ООО «ГАЗ Интернешнл» Леонида Долгова, сегодня компания ориентируется на рынки стандарта Euro 5 и ниже (СНГ, Африка, Латинская Америка), но работа по переходу на Euro 6 (это касается двигателей ЯМЗ) ведется. Уже освоен рынок Сербии, в планах - штурм других балканских рынков, стран Африки, Азии и Латинской Америки. А западноевропейцам могут приглянуться перспективные «ГАЗели» на электротяге.

Компоненты успеха

Наконец, интересно, что на мотор-шоу не затерялись производители автокомпонентов - их экспозиции получились как никогда масштабными. Так, немецкая ZF выступила в буквальном смысле прозрачно. На примере полномасштабного макета грузовика из оргстекла демонстрировалась слаженная работа видеокамер, радара, бортовой электроники и ее связи с шасси, тормозной системой и рулевым управлением. Желающие могли ощутить, как виртуальный прототип совершает так называемое маневровое уклонение - это новая технология предупреждения столкновений для коммерческих транспортных средств, разработанная ZF cовместно с компанией WABCO.

Еще одна немецкая компания - Webasto - показала новые модели предпусковых подогревателей (Thermo Top Pro 120/150), отличающихся улучшенной ремонтопригодностью и менее затратным обслуживанием. Здесь же был транспортный рефрижератор Frigo Top RT-DSMT с небольшим весом и интеллектуальной системой управления и эффективный накрышный кондиционер Cool Top 110 RT-CS для фургонов и небольших автобусов.

Подводя итог, признаем, что нынешний смотр коммерческого транспорта в Ганновере получился чрезвычайно масштабным и представительным. Тем самым подтвердив, что в глобальном плане отрасль находится сегодня на подъеме.

Автор Василий Сергеев, обозреватель журнала "Автопанорама" Издание Автопанорама №12 2016 Фото фото автора