Пересказ сказки «Лиса и козёл». Конспект занятия по развитию связной речи старших дошкольников. Пересказ русской народной сказки "лиса и козел" Какие пословицы подходят к сказке «Лиса и козел»

Цель: продолжать учить детей пересказывать сказку близко к тексту.

Задачи:

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Центр развития ребенка- детский сад №14» г.о Саранск

ОО «Речевое развитие»

Конспект НОД по развитию речи

«Пересказ русской народной сказки
«Лиса и козёл»
в подготовительной группе

Провела воспитатель: Ишмуратова Н.Н

Саранск

Цель: продолжать учить детей пересказывать сказку близко к тексту.

Задачи:

1. закрепить знания о русских народных сказках, где есть героиня – лиса;

2. познакомить с новой русской народной сказкой «Лиса и козёл»;

3. закрепить умение отвечать полным предложением на вопросы по содержанию сказки;

4. развивать умение слушать других детей, продолжать начатый пересказ;

Развивать память, внимание, мышление;

5. совершенствовать навык придумывать слова – прилагательные, давая характеристику героям сказки;

7. воспитывать умение давать оценку своим товарищам, дополнять или исправлять.

Материалы: книжка с русской народной сказкой «Лиса и козёл», иллюстрации с главными героями, графический план в виде схемы (мнемотехника), костюмы героев сказки.

Ход НОД:

1. Воспитатель загадывает загадку: «Хвост пушистый, мех золотистый – кто это?»

Воспитатель: Ребята давайте вспомним, какие русские народные сказки вы знаете, чтобы там была героиня – лиса.

Воспитатель: Какая лиса в этих сказках? (хитрая, изворотливая, рыжая, лживая).

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой, где тоже героиня – лиса.

2. Послушайте внимательно (воспитатель читает сказку).

Воспитатель: Кто главные герои сказки? Воспитатель: Что случилось с лисой?

Воспитатель: Как же она выбралась из колодца?

Воспитатель: Как же козёл выбрался из колодца?

Воспитатель: Какая лиса в этой сказке?

Воспитатель: Почему лисе удалось перехитрить козла?

Скажи по-другому: «на ворон зазевалась», «лиса горюет», «коли хочешь» - если захочешь, «вон из колодца» -выйти,«насилу отыскали» - с трудом.

Воспитатель: А сейчас я ещё раз прочитаю сказку, а вы послушайте внимательно, вы будете её пересказывать. (Воспитатель читает сказку.)

Чтобы рассказать сказку, нужно знать, что происходило в ее начале, середине и конце. Сегодня мы составим схему, которая вам поможет рассказать сказку.

Воспитатель: Какого цвета лиса?

Дети: Она пушистая и рыжая, поэтому ее можно обозначить оранжевым кругом.

Воспитатель: Какого цвета козел?

Дети: Серого.

Воспитатель: На какую фигуру похожа его голова?

Дети: Треугольник, так как он с рогами и бородой.

Воспитатель: Хозяин на какую фигуру похож?

Дети: Он высокий, с веревкой; его можно обозначить прямоугольником с линией.

Использование мнемотехники. Дети подставляют необходимые в каждой части условные заместители, обозначающие героевсказки.

Как начинается сказка? Какое название можно придумать к ее началу?

Дети: Лиса в колодце.

Воспитатель: О чем говорится в середине? Какое название к ней подходит?

Дети: Глупый козел в колодце.

Воспитатель: Чем закончилась сказка? Какое название можно придумать к ее концовке?

Дети: Спасение козла.

Воспитатель: Теперь расскажите сказку по частям с использованием красивых слов, чтобы вас интересно было слушать.

Первый ребенок целиком рассказывает. (Пересказывают.)

Вспомните слова лиса, произнесите их так, чтоб все поняли, что лиса говорит ласково. «Отдыхаю, голубчик, там наверху жарко, так я сюда забралась».

А как лиса стала разговаривать с козлом потом? (сердито, громко, грубо, гневно).

«Эй, борода ты, дурень! И прыгнуть- то не сумел, всю обрызгал.

А теперь девочки повторите слова лисы, когда лиса говорила с козлом – ласково.

А мальчики, повторяют слова лисы, когда лиса говорила сердито.

Воспитатель: Молодцы! Смогли показать характер лисы.

Воспитатель: пересказываем по частям (один ребёнок начинает, а другой продолжает).

Физкультурная минутка.

Много сказок есть на свете дети шагают

Эти сказки любят дети дети приседают

Про лисичку и зайчонка, дети имитируют движения

И про Машу с медвежонком

И семь беленьких козлят, руки в стороны, потом к плечам

Съесть которых волк был рад.

А сейчас все вместе глазки закрывайте,

И волшебные слова дружно повторяйте:

«Раз, два, три, в сказку попади!» движения по смыслу

Воспитатель: А теперь давайте поиграем в театр, вы не просто дети, вы артисты.

Распределяем роли и пересказываем по ролям. Следующий вид пересказывания – по ролям (лиса – девочка, мальчик – козёл). Дети сами оценивают.

Воспитатель: А теперь, кто попробует пересказать без помощи схемы? (Дети пересказывают.)

Воспитатель: Молодцы ребята, правильно запомнили сказку.

3. Существует поговорка: «Сказка ложь - да в ней намек, добрым молодцам урок»

Как вы понимаете слово - ложь? (неправда).

Значит сказка - это неправда, придуманные события.

А слово намек - указание на что-то плохое или хорошее.

Добрым молодцам урок - совет молодым людям о том, что хорошо, чему учиться, а что плохо, приносят зло, чего делать не стоит.

Не всегда легко отличить хорошее от плохого и сказка этому учит.

Хотим мы быть похожими на героев сказки? Почему? (ответы детей).

Мы с вами познакомились со сказкой «Лиса и козел» скажите, подходит ли к этой сказке пословица «Речи как мед, а дела как полынь»? Почему? Речи - сладкие, а дела – горькие.

Воспитатель: Ребята, а мне жалко козла за то, что он такой доверчивый, что его обманула лиса. Давайте предупредим его, чтобы в следующий раз он не попал в такую ситуацию, Я приготовила конверты и листочки. Вы их возьмите домой и напишите нашему герою письмо. Давайте придумаем ему имя (….)

Письмо у нас будет начинаться так: Здравствуй, козел Яша! Разве ты не знал, что…

Воспитатель: Скажите, чем мы с вами занимались? Что вам запомнилось больше всего на занятии? Что показалось сложным? Почему? и т.д

Воспитатель подводит итог занятия: отмечает самых активных детей на занятии, обращает внимание на ответы детей.


Коротенькая народная сказка для малышей о хитрющей лисе, которая в колодец упала. Мимо колодца пробегал козел, заглянул туда, а там рыжая плутовка сидит. Перехитрила лиса козлика – заманила доверчивого в колодец, а сама выбралась.

Сказка Лиса и козел скачать:

Сказка Лиса и козел читать

Бежала лиса, на ворон зазевалась - и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить - тоже. Сидит лиса, горюет.

Идет козел - умная голова. Идет, бородищей трясет, рожищами мотает; заглянул от нечего делать в колодец, увидал там лису и спрашивает:

Что ты там, лисонька, поделываешь?

Отдыхаю, голубчик, - отвечает лиса, - там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой - сколько хочешь!

А козлу давно пить хочется.

Хороша ли вода-то? - спрашивает козел.

Отличная, - отвечает лиса. - Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет.

Прыгнул сдуру козел, чуть лисы не задавил. А она ему:

Эх, бородатый дурень, и прыгнуть-то не умел - всю обрызгал.

Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца.

Чуть было не пропал козел с голоду в колодце. Насилу-то его отыскали и за рога вытащили.

Цель. Совершенствовать умение детей пересказывать сказку «в лицах».

Ход занятия

«Людям в жизни постоянно приходится что-то рассказывать, – говорит детям воспитатель, – где были, что видели, что произошло; пересказывать фильмы, телепередачи, содержание книг. Поэтому мы с вами и учимся рассказывать и пересказывать. Очень интересно пересказывать русские народные сказки. В них присутствуют диалоги, встречаются необычные слова и выражения.

Сегодня мы с вами будем пересказывать русскую народную сказку „Лиса и козел“».

Педагог читает сказку.

Лиса и козел

Бежала Лиса по дороге, на ворон зазевалась и упала в колодец. Воды в колодце немного, утонуть-то – не утонешь, а выскочить – не выскочишь. Сидит Лиса, горюет. Что тут делать? Вот идет по той же дороге Козел, головой помахивает, бородой потряхивает, по сторонам поглядывает. От нечего делать заглянул Козел в колодец. Увидел там Лису и спрашивает:

– Здорово, Лисонька. Что ты тут делаешь?

– Да вот отдыхаю. Наверху-то жарко, а тут и прохладно, и водицы холодненькой сколько хочешь.

А Козлу давно пить хочется.

– Да хороша ли вода-то?

– Вода-то хороша, – отвечает Лиса. – Да ты прыгай сюда, вот и попробуешь. Места нам и двоим хватит.

Козел сдуру и прыгнул. Воду замутил, чуть Лису не задавил. Рассердилась Лиса, бранится:

– Ишь, бородатый, и прыгнуть не сумел, всю забрызгал.

Вскочила Лиса Козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца! Только Козел ее и видел.

Сидит Козел в колодце. До вечера просидел, не знает, как выбраться.

Хватился хозяин Козла, пошел искать. Искал, искал, насилу нашел. Веревку принес и Козла из колодца вытащил.

Воспитатель обращает внимание детей на слова, которые употребляются в начале сказки: зазевалась, утонуть-то – не утонешь, а выскочить – не выскочишь .

«А вот идет по той же дороге Козел. Как он идет?» – уточняет педагог.

Затем зачитывает диалоги Лисы и Козла и предлагает детям повторить их. Воспитатель проговаривает текст от лица Козла, а текст от лица Лисы проговаривает ребенок (2–3 повторения).

Педагог читает сказку еще раз и вызывает для пересказа троих детей. Они пересказывают сказку в лицах до слов: «Козел сдуру и прыгнул…» Эти слова лучше проговорить педагогу. А отрывок «Вскочила Лиса Козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца. Только Козел ее и видел» дети произносят хором.

Затем текст пересказывают другие дети.

Занятие 7. Сказки Г. Х. Андерсена

Цель. Помочь детям вспомнить известные им сказки Г. Х. Андерсена.



Предварительная работа. До занятия детям следует прочитать сказки «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утенок».

Ход занятия

Воспитатель напоминает детям уже известные им сведения о Г. Х. Андерсене: «Ганс Христиан Андерсен родился в маленькой и очень красивой стране Дании. Он рос в бедной семье, и никто не мог предположить, что он станет великим сказочником.

Андерсен любил театр, хотел стать артистом, но артист из него не получился. Он стал писать пьесы для театра, а позже – придумывать разные забавные истории, которые очень нравились людям.

А еще он любил вырезать из бумаги чудесные человеческие фигурки и орнаменты.

Сказки Андерсена знают дети во всем мире. И вы тоже знаете его сказки. Какие?»

Дети называют сказки. Педагог выясняет, какая сказка им особенно понравилась. Если названа сказка, которую детям не читали на занятиях, воспитатель просит ребенка рассказать ее содержание. При необходимости помогает.

Занятие 8. Повторение

Повторение пройденного материала.

Занятие 1. Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина»

Цель. Помочь детям понять смысл стихотворения («Родина бывает разная, но у всех она одна»), запомнить произведение.

Предварительная работа. Воспитатель помещает текст стихотворения в родительском уголке и просит родителей рассказать детям о том уголке нашей Родины, где они были счастливы и куда, хотя бы и мысленно, не раз возвращались.

Педагог читает стихотворение детям. Советует позже прочитать его своему первому учителю.

Ход занятия

Воспитатель спрашивает у детей, о чем им рассказали родители.

«Подумайте и ответьте на очень трудный вопрос, – говорит воспитатель, – что такое Родина?»

Заслушивая ответы детей, педагог обращает их внимание на родственные слова:родина – родился .



«Россия – это наша страна, – продолжает разговор педагог. – Наша Родина огромна. Она разнообразна по климату, природе. Если человек, живущий в другой стране, например в Англии, попросит вас: „Расскажите о вашей родине“, – вы наверняка растеряетесь, думая, о чем рассказать. Но если вы вспомните любимый уголок Родины, то слова сразу найдутся.

Я, к примеру, люблю вспоминать бабушкин дом в деревне, где мы с утра до вечера пропадали на речке с чистейшей водой, в которой под корягами жили раки, а на отмели крохотные пескарики легонько щипали нас за пятки. А у вас уже есть любимые уголки Родины?»

Педагог заслушивает ответы детей и читает стихотворение З. Александровой «Родина» (в сокращении):


Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.

У реки березка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.

Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

«Запомнили, кому что вспоминается при слове Родина ?» – спрашивает у детей педагог.

Кто-нибудь из детей сообщает, что он запомнил, а педагог читает соответствующие строки стихотворения.

Воспитатель повторяет первое четверостишие и предлагает детям читать его вместе с ним, но без голоса. Затем эти строчки читают 2–3 ребенка.

Педагог повторяет четверостишие и присоединяет к нему вторую часть стихотворения. Затем просит детей закрыть глаза и представить березку-скромницу, ромашковый бугор и свой родной двор. Читает вторые четыре строки и просит 2–3 детей повторить их.

Воспитатель повторяет второе четверостишие и присоединяет к нему третью часть стихотворения. Объясняет, что такое золотая целина.

Заключительные слова стихотворения дети негромко проговаривают хором.

Педагог читает стихотворение целиком. Затем произносит имя автора и говорит, как называется стихотворение.

Занятие 2. Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте

Цель. Совершенствовать фонематическое восприятие. Учить выполнять звуковой и слоговой анализ слов.

Ход занятия

«Я хочу убедиться в том, что вы внимательны на занятиях и умеете работать самостоятельно, – говорит детям воспитатель. – Ответы на загадки сегодня вы будете сообщать мне на ухо. Итак, какие два звука сделали похожие по звучанию слова разными по смыслу: лук – сук ? Отвечать надо так: л, с ».

Педагог предлагает детям следующие пары слов: мак – рак, мама – лама, ком – лом, ком – сом .

«А теперь поиграем в игру „Я – вам, вы – мне“, – говорит воспитатель. – Из каких частей состоит слово молоко (Мо-ло-ко.)

Педагог объясняет детям новое задание: нужно назвать все звуки в слове, не пропуская и не переставляя их. Для анализа он предлагает слова: сок (с, о, к), ноты, роса, пыль .

Воспитатель, поздравляя детей с наступлением весны, читает им стихотворение С. Есенина «Черемуха»:


Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

Педагог просит детей повторить предложение «Бежит, струится маленький серебряный ручей» и любым способом показать, сколько в нем слов. Затем «раздает» детям слова. Ребята друг за другом произносят их. Если они сбиваются, ответ не засчитывается и воспитатель «раздает» слова другим детям.

Воспитатель читает стихотворение «Черемуха» еще раз и предлагает желающим детям выучить его наизусть (в сокращении).

Занятие 3. Весенние стихи

Цель. Помочь детям почувствовать удивительную неповторимость стихотворений о весне.

Ход занятия

Педагог уточняет у детей, какое время года подходит к концу, напоминает, что май – последний месяц весны.

«Весна – долгожданное и сказочно красивое время года, – рассказывает воспитатель, – поэтому и стихи о том, как преображается и расцветает природа, удивительно яркие и запоминающиеся. Послушаем?»

Читает три стихотворения, например, «Сельская песня» А. Плещеева, «Уж верба вся пушистая» А. Фета, «Черемуха» С. Есенина.

Затем спрашивает у детей, кому какое стихотворение понравилось. Читает то из них, которое запомнилось большинству дошкольников.

Педагог читает еще два-три стихотворения, например: «Жаворонок» В. Жуковского, «Колокольчики мои…» А. К. Толстого, «Голубенький, чистый подснежник-цветок…» А. Майкова.

Воспитатель повторяет понравившееся детям стихотворение и просит ребят внимательно рассмотреть иллюстрации к прочитанным произведениям и выбрать понравившуюся.


Конспект НОД в средней группе с использованием приёмов мнемотехники

Тема: ПЕРЕСКАЗ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ЛИСА И КОЗЕЛ»

Храброва Ольга Анатольевна

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

Задачи:
Образовательные:  Продолжать учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать сказку с опорой на условные заместители;  Формировать умение соотносить образы со знаковыми символами - знакомыми геометрическими фигурами;  Закреплять умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;  Закреплять представления о домашних и диких животных, животных реальных и сказочных;  Закреплять умение отвечать на вопросы по содержанию сказки. Развивающие:  Развивать связную речь детей, мышление, память, наблюдательность, умение рассуждать, слушать других детей, продолжать начатый пересказ; Воспитательные:  Воспитывать любовь к русским народным сказкам;  Формировать навыки безопасного поведения.
Наглядный материал:
 Реалистичные фигурки домашних животных  Фигурка сказочной лисы  Геометрические фигуры разного цвета (треугольники, круги, квадраты, прямоугольник)  Магнитная доска
Предварительная работа:
 Чтение сказки «Лиса и козёл»

Ход:
На столе расставлены игрушки, изображающие реалистичных домашних животных, а среди них игрушка сказочной лисы. - Ребята, что-то я совсем запуталась, помогите мне, пожалуйста! Никак не могу определить кто здесь лишний. (определяют, что лишняя лиса) Почему? Почему животных называют домашними? Дикими? А почему ещё лиса лишняя? (т.к. все звери похожи на реальных, настоящих, а лиса сказочная, т.к. в одежде) Кто помнит, как называется сказка про лису, которую мы вчера читали? («Лиса и козёл» Каким показан козел в сказке? (глупый, невнимательный, доверчивый) Какой показана лиса? (быстрая, хитрая, ловкая). Вот мы с вами говорим о героях сказки, а ведь наши гости не знают такой сказки, им наверное тоже интересно её послушать. Вы бы смогли рассказать им эту сказку? А помогут нам в этом картинки, которые я для вас приготовила! Ой, ребята, ничего не понимаю! Я положила в конверт нарисованных героев сказки, но они все почему-то превратились в геометрические фигуры? Как же быть? А может быть нам геометрические фигуры помогут рассказать сказку? Вы помните, как называются эти геометрические фигуры? (треугольник, прямоугольник, квадрат, круг) – лежат фигуры разного цвета, например круги оранжевый и белый, треугольники красный и серый, синие квадраты, коричневый прямоугольник. Есть здесь фигура, которой мы можем обозначить лису? Почему вы выбрали оранжевый круг? - Лиса пушистая, шубка у лисы рыжая, поэтому ее можно обозначить оранжевым кругом. Какого цвета козел? - Серого. На какую фигуру похожа его голова? Треугольник, так как он с рогами и бородой. А хозяин на какую фигуру похож? Он высокий, с веревкой; его можно обозначить прямоугольником. Какую фигуру можно выбрать для того, чтобы обозначить колодец? Почему квадрат?
Выкладывание знаковых символов на разделённой на 8 квадратов магнитной

доске, в каждом квадрате свой эпизод.

Кто из вас помнит, как начинается сказка? (
1 квадрат
) Вспомните, как лиса очутилась в колодце? (
2 квадрат
) Кто ещё шёл по дороге? (
3 квадрат
) Кто помнит, что спросил козёл у лисы, когда подошёл к колодцу?(
4 квадрат
) Каким голосом отвечала лиса козлу, когда нахваливала прохладную водицу? (ласковым, нежным, мягким) - Да вот отдыхаю. Наверху-то жарко, а тут и прохладно и водицы холодненькой сколько хочешь. - произнесите их так, чтоб все поняли, что лиса говорит ласково. Что сделал козёл в ответ на ласковые слова хитрой лисы? (
5 квадрат
) А как стала разговаривать с козлом лиса, когда он прыгнул в колодец? (сердито, громко, грубо) Вспомните слова лисы, покажите голосом, что лиса сердилась. - Ишь, бородатый, и прыгнуть не сумел, - всю забрызгал. Как лиса выбралась из колодца? (
6 квадрат
) Чем закончилась сказка? (
7 и 8 квадраты
) Посмотрите, с помощью геометрических фигур, нам удалось выложить всю сказку. Хорошо потрудились, пора и отдохнуть. Физминутка: Утром Лисонька проснулась, Лапкой вправо потянулась, Лапкой влево потянулась, Солнцу нежно улыбнулась. В кулачок все пальцы сжала, Растирать все лапки стала – Ручки, ножки и бока. Вот какая красота! А потом ладошкой Пошлепала немножко. Стала гладить ручки, ножки
И бока совсем немножко. Ну, красавица-Лиса! До чего же хороша! Ну а теперь уважаемые гости приготовьте ушки, приготовьте глазки, слушайте внимательно – начинаем сказку. А мы с вами, ребятки попробуем пересказать сказку «Лиса и козел» с помощью наших схем-подсказок. Пересказ сказки (дети вместе с воспитателем). Есть у русского народа такая поговорка: «Сказка ложь - да в ней намек, добрым молодцам урок» Чему же учит нас эта сказка? (не быть доверчивыми, прежде чем что-то сделать, хорошо подумать, не быть похожими на глупого козла) Вы уже хорошо научились пересказывать сказку. Но сказку можно не только рассказывать, но и показывать по ролям, как настоящие артисты. Давайте, сегодня вечером, поиграем в театр и расскажем нашу сказку остальным ребятам.