Вопрос: Вред и польза силы трения? Вред и польза силы трения: трение скольжения, покоя и качения Вред силы трения в жизни


Сила трения всегда способствует любому движению. Она возникает при непосредственном соприкосновении тел и всегда направлена вдоль поверхности соприкосновения. Сила трения всегда способствует любому движению. Она возникает при непосредственном соприкосновении тел и всегда направлена вдоль поверхности соприкосновения


Трение имеет большое значение как в природе, так и в технике. Трение имеет большое значение как в природе, так и в технике. Трение может быть: Трение может быть: 1. ПОЛЕЗНЫМ 1. ПОЛЕЗНЫМ 2. ВРЕДНЫМ 2. ВРЕДНЫМ Когда оно полезно, его стараются Когда оно полезно, его стараются увеличить, когда вредно увеличить, когда вредно уменьшить уменьшить


Примеры трения в повседневной жизни человека: человека: Без трения покоя ни люди, ни животные не могли бы ходить по земле, так как при ходьбе мы отталкиваемся ногами от земли. Когда трение между подошвой обуви и землей (или льдом) мало, например в гололедицу, то отталкиваться от земли очень трудно, ноги при этом скользят. Чтобы ноги не скользили, тротуары посыпают песком. Это увеличивает силу трения между подошвой обуви и льдом.


Не будь трения, предметы выскальзывали бы из рук. Сила трения останавливает автомобиль при торможении, но без трения покоя он не смог бы и начать движенность шин у автомобиля делают с ребристыми выступами. Зимой, когда дорога бывает особенно скользкая, ее посыпают песком, очищают ото льда. Не будь трения, предметы выскальзывали бы из рук. Сила трения останавливает автомобиль при торможении, но без трения покоя он не смог бы и начать движенность шин у автомобиля делают с ребристыми выступами. Зимой, когда дорога бывает особенно скользкая, ее посыпают песком, очищают ото льда. Не будь трения, предметы выскальзывали бы из рук. Сила трения останавливает автомобиль при торможении, но без трения покоя он не смог бы и начать движение. Колеса, вращаясь, проскальзывали бы, а автомобиль продолжал бы стоять на месте, буксовал. поверхность шин у автомобиля делают с ребристыми выступами. Зимой, когда дорога бывает особенно скользкая, ее посыпают песком, очищают ото льда. Чтобы увеличить трение,




Вредное трение: Но мы уже говорили, что во многих случаях трение вредно и с ним приходится бороться. Например, во всех машинах из- за трения нагреваются и изнашиваются движущиеся части. Для уменьшения трения соприкасающиеся поверхности делают гладкими, между ними вводят смазку. Но мы уже говорили, что во многих случаях трение вредно и с ним приходится бороться. Например, во всех машинах из- за трения нагреваются и изнашиваются движущиеся части. Для уменьшения трения соприкасающиеся поверхности делают гладкими, между ними вводят смазку. Чтобы уменьшить трение Чтобы уменьшить трение вращающихся валов машин и станков, их опирают на подшипники. вращающихся валов машин и станков, их опирают на подшипники.


Шариковые и роликовые подшипники: Мы знаем, что сила трения качения при одинаковой нагрузке значительно меньше силы трения скольжения.На этом явлении основано применение шариковых и роликовых подшипников. В таких подшипниках вращающийся вал не скользит по неподвижному вкладышу подшипника, а катится по нему на стальных шариках или роликах.При вращении вала внутреннее кольцо катится на шариках или роликах, находящихся между кольцами.Замена в машинах подшипников скольжения шариковыми или роликовыми подшипниками позволяет уменьшить силу трения в 2030 раз.


Шариковые и роликовые подшипники используют в разнообразных машинах: автомобилях, токарных станках, электрических двигателях, велосипедах и т. д. Без подшипников невозможно представить современную промышленность и транспорт Без подшипников невозможно представить современную промышленность и транспорт

Сила трения встречается буквально на каждом шагу. Но знают ли люди, зачем она нужна? В чем вред и польза силы трения? Попробуем разобраться.

Предисловие

На земные объекты действует несколько сил, которые тесно взаимосвязаны между собой и влияют на жизнедеятельность тел. Прежде всего, это сила тяжести, упругости (внутреннее сопротивление тел в ответ на смещение их молекул) и реакции опоры. Но есть еще она очень важная физическая величина, называемая силой трения. Она в отличие от силы тяготения и упругости не зависит от расположения тел. При ее изучении действуют иные законы: коэффициент трения скольжения и сила реакции опоры. Например, если понадобится сдвинуть тяжеловесный шкаф, то с первой же минуты станет понятно, что сделать это непросто. Кроме того, при выполнении данной задачи присутствуют определенные помехи. Что же препятствует усилиям, приложенным к шкафу? А мешает этому не что иное, как сила трения, принцип действия которой изучают еще в школе. Курс физики за 7 класс подробно рассказывает об этом явлении.

Неоднозначный вопрос

В чем состоит вред и польза силы трения любого типа? Разумеется, приведенные примеры несколько утрированы – в жизни все немного сложнее. Однако несмотря на то, что сила трения имеет очевидные минусы, создающие ряд сложностей в жизни, ясно, что без нее проблем было бы гораздо больше. Поэтому у данной величины есть свои недостатки и преимущества.

Негативные примеры

Среди примеров вреда этой силы на одном из первых мест стоит проблема перемещения тяжеловесных грузов, быстрого изнашивания любимых вещей, а также невозможности создать вечный двигатель, поскольку из-за трения любое движение рано или поздно прекращается, требуя стороннего вмешательства.

Положительные моменты

Среди примеров полезности этой силы то, что мы можем спокойно ходить по земле, не поскальзываясь на каждом шагу, наша одежда прочно сидит и мгновенно не приходит в негодность, поскольку нити ткани удерживаются благодаря трению. Кроме того, люди используют принцип действия этой силы, посыпая скользкие дороги, из-за чего удается избежать множества аварий и травм.

Выводы

Человечество научилось взаимодействовать с данной физической величиной, увеличивая и уменьшая ее в зависимости от поставленных целей. Наша непосредственная задача – попытаться использовать ее максимально эффективно.

Что у нас под ногами?

С ней люди сталкиваются очень часто. Польза трения в том, что мы бы и шагу ступить не смогли, не будь этой физической величины. Именно она удерживает нашу обувь на той поверхности, куда мы ступаем. Каждый из нас ходил по очень скользким поверхностям, например, по льду, и не понаслышке знает, что это очень тяжело. Почему так происходит? Прежде чем рассказать о том, в чем вред и польза силы трения, определимся с тем, что это такое.

Суть понятия

Силой трения называется взаимодействие двух тел, возникающее в месте их соприкосновения и препятствующее их движению относительно друг друга. Различают несколько видов трения – покоя, скольжения и качения.

Причины возникновения

Первая из причин заключается в неизменной шероховатости поверхностей. Именно этот показатель влияет на то, какой вид силы трения будет иметь место. Если речь идет о гладких поверхностях, например, о покрытой металлом крыше или о ледяных участках, то их шероховатость почти не видна, однако это не значит, что ее нет – она присутствует на микроскопическом уровне. В этом случае будет действовать сила трения скольжения. Но если говорить о шкафе, стоящем на ковре, то здесь шероховатости двух объектов будут значительно препятствовать взаимному движению. Второй причиной является электромагнитное молекулярное отталкивание, которое происходит в месте контакта объектов.

Трение покоя

Что происходит в случае, когда мы пытаемся сдвинуть с места шкаф, однако нам не удается переместить его ни на сантиметр. Что удерживает предмет на одном месте? Это сила трения покоя. Дело в том, что приложенные усилия компенсируются силой сухого трения, возникающей между шкафом и полом.

Вред и польза силы трения покоя

Именно сила трения покоя не дает самостоятельно развязаться шнуркам на наших ботинках, выпасть гвоздю, который мы только что вбили в стену, удерживает на месте шкаф. Без нее было бы невозможно передвигаться по земной поверхности ни людям, ни животным, ни автомобилям. Вред трения также присутствует. Он бывает в довольно глобальных масштабах, например, сила трения покоя может привести к деформации обшивки кораблей.

Научное обоснование

Для того чтобы передвинуть шкаф, необходимо приложить к нему силу, которая превзойдет трение. То есть до тех пор, пока применяемые усилия меньше показателя силы трения, мебель останется на месте. Помимо указанных факторов, есть еще сила реакции опоры, которая направленна перпендикулярно плоскости. Она зависит от материала, из которого сделан пол (здесь задействована также сила упругости). Также существует коэффициент трения, зависящий от того, из чего состоят обе поверхности, взаимодействующие друг с другом. Поэтому сила трения, действующая на шкаф, равняется коэффициенту трения, который умножается на силу реакции опоры (поверхности).

Трение скольжения

Итак, чтобы пересилить трение, мы попросили кого-нибудь нам помочь сдвинуть шкаф с места. Что мы обнаружили? Что после того, как мы приложили силу, которая превысила силу трения покоя, шкаф не только сместился, но и некоторое время продолжал двигаться в необходимую сторону, разумеется, с нашей помощью. А потраченные усилия были примерно одинаковы в течение всего пути. В этом случае нам препятствовала сила трения скольжения, направленная в противоположную от приложенного воздействия сторону. Стоит заметить, что ее сопротивление гораздо ниже, нежели у силы трения покоя. Чтобы снизить этот показатель, при необходимости применяются различные смазочные материалы.

Сила трения качения

Если мы вспомним, что когда-нибудь придется двигать шкаф обратно, то решим оснастить его колесиками. В этом случае возникающее взаимодействие будет называться трением качения, поскольку предмет уже будет не скользить, а катиться по поверхности. Катящиеся колесики будут немного вдавливаться в ковер, образовывая бугорок, который нам необходимо будет преодолеть. Этим и обуславливается сила трения качения. Разумеется, если мы покатим шкаф не по ковру, а, например, по паркету, то переместить его будет еще легче, за счет того, что поверхность паркета тверже поверхности ковра. По той же причине велосипедистам ехать по шоссе куда проще, чем по пляжу с мелким песком.

Вред и польза силы трения

Не идётся - только едется,

Потому что - гололедица,

Но зато отлично падается!

Почему ж никто не радуется?

Такой наивный детский стишок на первый взгляд – а как много содержит он, если взглянуть на него с физической точки зрения! Ведь именно в нём заключена система противоречивого отношения к пресловутой силе трения. Этот постоянный бой, где соперничают между собой два понятия - вред и польза силы трения, никогда не будет иметь победителя. Ведь то, что одному человеку удобно и выгодно, другому часто бывает совсем даже наоборот – плохо, как в этом стихотворении.

Помните рассказ Николая Носова про ледяную горку, которую строили ребята во дворе? А когда они все ушли обедать, вышел тот, который в строительстве не участвовал. Попытался он забраться на неё, да только ушибся, но забраться так и не смог. И догадался малыш посыпать лёд песком – стало очень удобно забираться на самый верх даже по льду! Так, усилив при помощи песка силу трения между скользким льдом и подошвой, мальчик понял, что польза трения позволяет преодолевать препятствия.

Но вот после обеда вышли ребятишки с ледянками, чтобы вволю накататься на своей горке. Ан не тут-то было: не едут санки по песку! Для них эта ситуация повернулась другой стороной, показав вред трения.

Подобные случаи мы наблюдаем зимой, когда мальчишки раскатывают ледяные дорожки и несутся с разбегу по ним, преодолевая расстояние за считанные минуты! А следом ковыляют пожилые люди, поскальзываются на припорошенных снежком накатах и падают, ломая руки и ноги. Вот вам опять наглядные примеры, где в одном и том же случае соседствуют и вред, и польза силы трения.

Именно для уменьшения силы трения лыжники смазывают свои лыжи специальными мазями, чтобы увеличить скорость при движении. Катки, на которых занимаются конькобежцы либо фигуристы, периодически поливают водой и очищают – тоже для уменьшения силы трения. А пешеходные дорожки, напротив, посыпают песком или золой, чтобы никто на них не падал. Некоторые изобретатели–рационализаторы придумали даже приклеивать к подошвам зимних ботинок и сапог кусочки наждачной бумаги как раз с целью увеличения силы трения.

То же самое происходит и с колёсами машин. Ведь не секрет, что с наступлением зимы, водители «обувают» своих железных коней в специальную «зимнюю резину». А иначе без полезной силы трении увеличивается тормозной путь, происходит занос машины при поворотах, она юзит, и часто водитель плохо справляется с управлением. А чем кончаются аварии, каждый знает и сам.

Что-то мы всё про зиму, да про лёд, да про падения. А есть ли другие моменты в обыденной жизни, где наглядно можно увидеть, как соревнуются между собой вред и польза силы трения? Конечно, есть! Они повсюду. Даже в нашей с вами комнате.

Вот, например, огромный и тяжёлый шифоньер. Стоит себе, как вкопанный, и не двигается. А если бы вдруг исчезла сила трения, что тогда могло бы произойти? А поехала бы эта громадина от самого лёгкого толчка по комнате! И ещё неизвестно, смогли бы мы успеть увернуться от неё. Хорошая сила трения, полезная!

Но вот мама решила переставить мебель. И нужно передвинуть этот пресловутый шкафище к другой стене. Раз – два, взяли! Три – четыре, поднапряглись! Только всё оказывается бесполезно: чем тяжелее предмет, тем крепче держится за него сила трения. Ужасная, противная силища!

Опять соперничают они между собой – вред и польза силы трения. А не нужно никакого соперничества! Надо просто хорошо знать физические законы и уметь извлекать из этих знаний практическую пользу. Не нужна в данный момент сила трения? Значит, следует её уменьшить: сделать соприкасающиеся поверхности более гладкими, скользкими. Кто-то для этого советует намазать пол мылом либо маслом, кто-то подкладывает под ножки тяжёлого предмета мокрую тряпку. И вот уже – раз – два – и готово! Сдвинули довольно легко этакую махину с места.

Сила трения постоянно сопутствует нам на протяжении всей жизни, так же, как сила тяжести. Где-то она создаёт нам неудобство, а где-то без неё никак не обойтись. Но как бы то ни было, она существует, и наша задача – научиться пользоваться физическими законами так, чтобы жизнь наша становилась удобнее и комфортнее.

Силы трения, сопровождая нас повсюду, играют огромную роль в нашей жизни. Правда, мы не замечаем этого за повседнев­ными заботами и чаще всего стремимся свести действие трения к минимуму .

Подшипники, смазочные материалы, обтекаемые формы - все это и многое другое позволяет вести успешную борьбу с различными видами трения. На это уходит много сил и средств, благодаря чему сложилось мнение о вреде трения, о том, что если бы трение вдруг исчезло, то человек остался бы только в выигрыше. Но так ли это?

Это далеко не так, ведь трение - и наш враг, и наш союзник. В каких-то случаях отсутствие трения грозит большими непри­ятностями (например, торможение автомобилей происходит только за счет сил трения , возникающих между колодками и ба­рабаном), а в каких-то случаях даже минимальные силы трения оказывают самое вредное воздействие (например, в механиче­ских часах и тонких научных приборах). Однако, чтобы понять все значение трения, необходимо его «выключить» и проследить за будущими событиями.

Итак, каким будет мир без сухого и вязкого трения всех ви­дов? Мы не сможем ни ходить, ни передвигаться никаким другим способом. Ведь во время ходьбы подошвы наших ног испытыва­ют трение с полом, а без трения мы будем чувствовать себя хуже, чем на самом гладком льду в самой скользкой обуви.

Ни один предмет (в том числе и мы) не сможет находиться на одном месте. Ведь все, что лежит на столе, полу или просто земле, удерживается трением покоя. А что же будет происходить? Все тела начнут двигаться, стремясь достичь самой низкой точки. На Земле почти невозможно создать идеально горизонтальную поверхность, даже ровные лабораторные столы или станины станков имеют уклоны в тысячные доли градуса. Но в мире без трения тела придут в движение даже на таких плоскостях.

Понятно, что о транспорте и вообще о работе любых меха­низмов и говорить не приходится. Тормозные колодки, шкивы и ремни, шины и дорога - ничего из этого не будет испытывать взаимное трение, а значит, и не будет работать. Да и самих-то машин не станет - из них выкрутятся все болты и открутятся все гайки, так как они удерживаются только благодаря силам трения в резьбе.

Исчезни вдруг трение, наши дома в мгновение ока рассы­плются - раствор не будет больше держать кирпичи, вбитые гвозди вылезут из досок, ведь они держатся там только за счет трения! Целыми останутся только сварные или клепаные метал­лические конструкции.

Без трения исчезнут и многие другие привычные нам вещи. Из веревок нельзя будет вязать узлы - они будут расползаться. Все тканые материалы разойдутся на отдельные нити, а нити рас­падутся на составляющие их мельчайшие волокна. Такая судьба ожидает также металлические и веревочные сетки.

Катастрофические изменения ждут природу - сам облик Земли изменится до неузнаваемости. Волны, возникающие в океане, никогда не утихнут, а в атмосфере будут дуть постоянные ветры страшной силы - ведь трения между отдельными слоями воды и воздуха нет, а значит, ничто не мешает им очень быстро двигаться относительно друг друга. Реки выйдут из своих берегов, и их воды понесутся с большой скоростью по равнинам.

Горы и холмы начнут рассыпаться на отдельные глыбы и песок. Деревья, корни которых держатся в земле только из-за трения, сами по себе начнут выкорчевываться и поползут в поисках самой низкой точки. Да, нашему взору предстанет страшная картина: горы, деревья, огромные глыбы, да и сама почва будут ползти, перемешиваясь, до тех пор, пока не найдут точку равновесия.

Если пропадет сила трения, то наша планета станет гладким шариком, на котором не будет ни гор, ни впадин, ни рек, ни океанов - все это сломается, вытечет, перемешается и свалится в одну кучу. А сильные, ни на минуту не утихающие ветры будут подхватывать пыль и носить ее над планетой. Жизнь в таких условиях вряд ли будет возможна...

Поэтому нельзя говорить о трении как о вредном физическом явлении. Да, часто просто жизненно необходимо свести трение к минимуму, но нередко нужны и максимально возможные силы трения, потому что трение - одновременно и враг, и друг.

Вред и польза силы трения?

Ответы:

Если вы попробуйте сдвинуть тяжелый шкаф,полный вещей,то как-то сразу станет понятно,что не так просто,и что-то явно мешает благому делу наведения порядка. И мешать движению будет не то что иное,как работа силы трения,которую изучают в курсе физики седьмого класса. С трением мы сталкиваемся на каждом шагу.В прямом смысле этого слова. Вернее было бы,сказать что без трения мы и шагу ступить не можем,так как именно силы трения удерживают наши ноги на поверхности. Любой из нас знает,что такое ходить по очень скользкой поверхности-по льду,если этот процесс вообще можно назвать ходьбой.То есть,мы сразу видим очевидные плюсы силы трения.Однако,прежде чем говорить о пользе или вреде сил трения,рассмотрим для,начала,что такое сила трения в физике. Взаимодействие, которое возникает в месте соприкосновения двух тел и препятствует их относительному движению, называют трением. А силу, которая характеризует это взаимодействие, называют силой трения.

Похожие вопросы

  • Із кожного ряду складіть речення. Жовті,й,проліски,білі,схиляючись,віночки,дощу,закривають,чекає. Не,миніть,чоловіка,привітавши. Клятви,переступивши,щоб,її,додержуйтесь,не погубити,своєї душі.
  • Помогите заполнить таблицу: Форма и цвет наличие ядра (не знаю только у лейкоцитов) Эритроциты Лейкоциты Тромбоциты
  • ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ НАЙИ МОРФЕМЫ,ЭПИТЕТЫ,СРАВНЕНИЯ В СТИХОТВОРЕНИИ ТЮТЧЕВА ВЕСЕННИЕ ВОДЫ ВЕСЕННИЕ ВОДЫ Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят - Бегут и будят сонный брег, Бегут, и блещут, и гласят... Они гласят во все концы: "Весна идет, весна идет, Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед! Весна идет, весна идет, И тихих, теплых майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней!.."
  • ПЕРВАЯ ПЛОЩАДЬ УЧАСТКА 215МЕТРОВ В КВАДРАТЕ.ЭТО НА 98 М КВ МЕНЬШЕ ЧЕМ ВТОРОЙ УЧАСТОК И НА 57 М КВ БОЛЬШЕ ТРЕТЬЕГО УЧАСТКА. ЧЕМУ РАВНА ПЛОЩАДЬ ВСЕХ ТЕХ УЧАСТКОВ
  • На что похож пространственный куб??? Ответьте пожалуйста!
  • Нужно текст разбить на абзацы. Нужно текст разбить на абзацы. Зимний теплый день. На земле мягкий снег. Куропатки легко проделали в снегу норки. Туда птицы нырнули на ночлег. Ночью грянул мороз. Резкий холод заморозил снег. Появилась скользкая и жесткая ледяная корка снега. Утром куропатки проснулись. Хотели взлететь - над головой крепкий, как стекло, ледок. Как птицам достать пищу? Вкровь разбивают о лед свои головки серые куропаточки - только бы вырваться из ледяного колпа
  • разобрать по составу слово пожалуйста
  • В каком примере средством выразительности речи является фразеологизм!? 1)Но эта дворняга честно служила своим хозяевам:она охраняла сад,играла с детьми и готова была броситься на любого,кто посмел бы их обидеть. 2)Еще издали заметив человека,останавливалась,внимательно вглядывалась,потом догоняла и обнюхивала. 3)Дорога вывела её на шоссе,а она всё бежала и бежала куда глаза глядят... 4)Он давно поправился,но уходить от нас не собирался,хотя мог это сделать свободно,потому что в нашем деревянном заборе было много выломанных досок.

Тема урока:

Сила трения. Вред и польза силы трения. Способы увеличен и я и уменьшения силы трения

Выполнили:

Садыкова Н.С.,

СШ №12, г. Капшагай, с. Заречное

Тема урока: «Сила трения.Вред и польза силы трения.Способы увеличения и уменьшения силы трения »

Цели урока:

Обучающая:

    ввести понятие силы трения и познакомить учащихся с её особенностями;

    изучить причины и виды трения, выяснить природу силы трения, ее направление, способы увеличения и уменьшения;

    дать качественную формулировку этого понятия.

Развивающая:

    создать условия для развития мыслительных и коммуникативных качеств учащихся;

    развивать у учащихся творческие способности (написание докладов и сказок).

Воспитательная:

    воспитывать наблюдательность, культуру речи, умение четко выражать свою мысль;

    воспитывать умение видеть физику вокруг себя.

Тип урока: урок изучения нового материала, проблемно-поисковый.

Приборы и материалы: учебник «Физика и астрономия 7»; дидактические пособия (карточки-задания); наклонная плоскость; легкоподвижная тележка; демонстрационный динамометр; набор грузов.

План урока (45 минут):

    Орг. момент (3 минуты)

    Актуализация знаний(7 минут).

    Объяснение нового материала(20 минут)

    Рефлексия(10 минут)

    Домашнее задание, подведение итогов(5 минут).

Ход урока:

1. Орг. момент(3минуты).

Здравствуйте. Садитесь.

Сегодня мы с вами приступаем к изучению новой темы «Сила трения». На уроке мы введем понятие силы трения и познакомимся с её особенностями, изучить причины и виды трения, выяснить природу силы трения, ее направление, способы увеличения и уменьшения.

Для этого повторим те силы, которые мы уже с вами прошли.

(опорный конспект №1 «Сила» )

СИЛА,F

Сила тяжести, F тяж Сила упругости, F упр

2. Актуализация знаний(7минут).

Мы уже изучили силу тяжести и силу упругости. Теперь для того, чтоб еще раз закрепить изученные силы вы напишите тест.

(Тест 3 варианта, раздать )

Вариант I

I . Весом тела называют силу, с которой…

II . Силой тяжести называют силу, с которой…

III . Силой упругости называют силу, с которой…

1. тело притягивается к Земле.

2. тело действует на другое тело, вызывающее деформацию.

3.тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес.

2. Какая сила удерживает спутник на орбите?

    Сила тяжести.

    Вес тела.

    Сила упругости.

3. По международному соглашению за единицу силы принят..

    ньютон. Сокращенное обозначение – Н.

    килограмм. Сокращенное обозначение – кг.

    метр в секунду. Сокращенное обозначение – м/с.

4. Чему равна сила тяжести, действующая на тело массой 50 кг?

Вариант II

1. Выберите верное высказывание

I . Камень падает на землю вследствие того, что на него действует…

1.вес тела.

2. сила упругости.

3. сила тяжести.

2. Пружина под действием подвешенной к ней гири растянулась. Какая сила вызвала растяжение пружины?

    Сила тяжести.

    Вес тела.

    Сила упругости.

3. 1 Ньютон – это сила, которая…

    за 1 с сообщает телу массой 1 кг скорость 1 м/с.

    за 1 с изменяет скорость тела на 1 м/с.

    за 1 с изменяет скорость тела массой 1 кг на 1 м/с.

4. Чему равна сила тяжести, действующая на тело массой 5 кг?

Вариант III

1. Выберите верное высказывание

I . Тело, выпущенное из рук, падает на землю. Какая сила вызывает падение тел?

II . На книгу, лежащую на столе, со стороны стола действует…

III . На стол, со стороны лежащей на нем книги, действует…

1. сила тяжести.

2. сила упругости.

3. вес тела.

2. Зависит ли сила тяжести от массы тела?

    Сила тяжести прямо пропорциональна массе тела.

    Не зависит.

    Чем больше масса тела, тем меньше сила, с которой оно притягивается к Земле.

3. 1 Ньютон приблизительно равен силе тяжести, действующей на тело массой…

4. Тело имеет массу 0,5 кг. Каков вес этого тела, если оно неподвижно и находится на горизонтальной опоре?

3. Объяснение нового материала(25минут).

Эпиграф (на доске):

«Вездесущее, необходимое, мешающее –

Вот оно какое – трение!»

Изучение темы начинаю с выдвижения проблемы, демонстрирую опыт.

Опыт: Привожу в движение игрушечный автомобиль. С течением времени его движение прекращается.

Почему же останавливается автомобиль? (Слушаю ответы учащихся)

После этого опыта учащиеся предполагают, что существует какая-то сила.

После этого объявляю тему урока и ставлю следующую проблему

В чем причина существования сил трения?

(опорный конспект №2 «Характеристика силы трения» )

Опыт: сооружаю наклонную плоскость из фанерной доски и бруска. Кладу на наклонную плоскость цилиндр боковой поверхностью и отпустите. На ту же наклонную плоскость положите цилиндр торцом и отпустите.

Дети отвечают на вопросы:

Что явилось причиной движения цилиндра в первом опыте?

(Ответ: сила тяжести )

Что явилось причиной покоя цилиндра во втором опыте?

(Ответ: возникновение силы, компенсирующей силу тяжести )

Определение

Даю определение новой силы:

сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого и направленная в строну, противоположную движению называется силой трения.

Обозначение и единица измерения

Показываю как обозначается сила трения.

Прибор для измерения силы трения

динамометр

Как же можно измерить силу трения?

Опыт: На фанерную плоскость кладем деревянный брусок с грузами, цепляем динамометром и равномерно перемещаем по плоскости. Динамометр показывает некоторую силу.

Дети отвечают на вопросы:

Какую силу показывает динамометр?

(Ответ: динамометр показывает силу 1,5 Н)

На тело действует сила, но скорость движения не изменяется. Значит, существует компенсирующая сила, равная силе динамометра.

Куда направлена сила, равная движущей силе?

(Ответ: сила направлена против движения бруска);

Где находится точка приложения этой силы?

(Ответ: точка приложения находится в месте контакта двух поверхностей).

Сделайте вывод.

измеряя силу, с которой динамометр действует на тело при его равномерном движении , мы находим силу трения .

Величина и направление

Мы уже выяснили из опыта, что сила трения имеет направление, а сила имеет направление, то эта величина векторная.

Сила трения - это величина векторная.

Сила направлена против движения тела.

Формула

,

где - коэффициент трения, - сила нормального давления.

Коэффициент трения - это уже рассчитанная величина, приведенная таблице №4 на странице 216.

Силой нормального давления, называется сила, с которой тело действует на опору, направленной перпендикулярно к опоре.

N =F тяж => N =mg

Причины

Опыт: Для этого сравниваем движение металлического шарика по линолеуму, столу, наждачной бумаге и ковру. На подобных примерах устанавливаем, что причиной трения является шероховатость поверхности соприкасающихся тел.

Даже самые гладкие на вид поверхности имеют неровности , которые препятствуют движению одного тела по поверхности другого. Но оказывается уменьшение неровностей уменьшает силу трения только вначале. Дальнейшее уменьшение шероховатости приводит к увеличению силы трения (называю и вторую причину возникновения силы трения - молекулярное взаимодействие , которое приводит как бы к прилипанию соприкасающихся поверхностей).

И так, причины возникновения силы трения две - неровности поверхности и силы притяжения между молекулами соприкасающихся поверхностей.


Неровности поверхности

Силы притяжения между молекулами соприкасающихся поверхностей


При шероховатых поверхностях трение обусловлено главным образом первой причиной, а при очень гладких поверхностях сказывается молекулярная природа трения.

Виды

Сила трения


трение скольжения трение качения трение покоя

Если тело скользит по поверхности, его движению препятствует сила трения скольжения . Например, когда мы скатываемся на санках, нас тормозит сила трения скольжения

Телу катящемуся по поверхности препятствует сила трения качения . Например, когда вы едите на велосипеде, вас тормозит сила трения качения.

Когда мы пытаемся сдвинуть шкаф с места, действуя на него с какой-либо силой, то в случае, если шкаф останется в покое, можно сделать вывод – тело не изменило своей скорости. Это говорит о том, что есть еще сила, направленная противоположно этому действию и равная ему по величине. Эта сила называется силой трения покоя. Именно сила трения покоя мешает сдвигать с места тяжелые предметы.

От чего же зависит сила трения?

Как вы думаете сила трения будет зависеть от материала трущихся поверхностей?

От нагрузки?

От обработки трущихся поверхностей?

А от площади контактных тел?

Итак, делаем выводы :

Сила трения зависит от материала соприкасающихся тел, от нагрузки, от шероховатости и не зависит от площади контакта тел.

Трение, как и любое физическое явление, может быть и вредным, и полезным.

Когда оно полезно, его стараются увеличить. Например, в гололед перед школой дорогу посыпают песком.

Но когда сила трения мешает ее уменьшают. Как же можно уменьшить силу трения?

(Даю учащимся высказать свои предположения. Обращаю внимание на то, что уменьшить силу трения можно изменив причины, от которых зависит сила трения (шероховатость, материал, нагрузка))

Но в жизни часто бывает так, что эти причины не устранимы. Единственный способ - изменить один вид трения на другой .

Опыт: На перевёрнутую вверх колёсами машинку помещаю груз. Тележку равномерно перемещаю по поверхности. Отмечаю силу динамометра. Затем тележку ставлю на колёса и помещаю тот же груз. При равномерном перемещении динамометр отмечает меньшую силу.

При равных нагрузках сила трения качения всегда меньше силы трения скольжения.

Еще для уменьшения силы трения некоторые тела тщательно шлифуют и применяют смазку. Например, все детали механизмов в автомобилях тщательно шлифуют и покрывают тонким слоем смазки.

4. Рефлексия(10минут).

Подвожу итог урока совместно с учениками: достигли ли целей, поставленных вначале свой работы; понравилась ли нам работа. Для закрепления изученного материала и контроля знаний учащихся

1) А теперь, я предлагаю вам найти ответы на народные приметы и пословицы (дидактические пособия – карточки с пословицами). Определите, значение силы трения для каждой пословицы, и какую роль эта сила играет положительную или отрицательную (3минуты).

Коси, коса, пока роса,

Роса долой – и ты домой.

(русская)

Пошло дело, как по маслу.

(русская)

От безделья и лопата ржавеет.

(русская)

Без мыла в душу влезет.

(русская)

От того телега запела,

Что давно дегтя не ела.

(русская)

Не, такого человека, который хоть раз не поскользнулся по льду.

(осетинская)

Каков но, так и режет.

(русская)

Не смазанное колесо ось перетрет.

(узбекская)

Три, три, три – дырка будет.

(русская)

Задумал муравей

Фудзияму-гору сдвинуть.

(японская)

На льду не строятся.

(русская)

Лопату не покрывают позолотой.

(корейская)

Не подмазанная арба не поедет.

(таджикская)

Сухая ложка рот дерет.

(русская)

Из навощенной нити

трудно плести сети.

(корейская)

Баба с возу – кобыле легче.

(русская)

Часы могут остановиться,

Время – никогда.

(сербская)

Плуг от работы блестит.

(русская)

Ключ, который часто в работе, блестит.

(турецкая)

От работы пила,

раскалилась до бела.

(русская)

Ржавый плуг только на пахоте очищается.

(марийская)

Что кругло – легко катится.

(японская)

Жнущий серп всегда блестит.

Кататься, как сыр в масле.

(русская)

Мел оставляет белый след,

а уголь – черный.

(индонезийская)

Против шерсти не гладят.

(русская)

Остер шип на подкове,

Да скоро сбивается.

(русская)

Угря в руках не удержишь.

(французская)

Не подмажешь, не поедешь.

(французская)

Колодезная веревка,

сруб перетирает.(японская)

2) провожу тест(7 минут ):

Тестовое задание

    Сила - причина …

А. … только изменения скорости тела.

Б. … только деформации тела.

В. … изменения скорости и деформации тела.

Г. … движения тела.

    Если тело покоится или движется равномерно, значит …

А. … все силы направлены в одну сторону.

Б. … на него не действуют силы.

В. … силы, действующие на тело, скомпенсированы.

Г. … на него не действуют силы или их равнодействующая равна нулю.

    Силой трения называют силу …

А. … с которой Земля притягивает к себе тела.

Б. … действующую на тело со стороны деформированной опоры и направленную против деформирующей силы.

В. … с которой тело вследствие земного притяжения действует на опору или подвес.

Г. … возникающую при движении одного тела по поверхности другого и направленную в сторону, противоположную движению.

    Точка приложения силы трения расположена …

А. … в центре тела.

Б. … в точке контакта двух тел.

В. … в точке действия внешней силы.

Г. … в любом месте тела.

    Сила трения всегда направлена …

А. … противоположно движению тела.

Б. … противоположно деформирующей силы.

В. … вертикально вниз.

Г. … влево или вправо.

    Сила трения зависит от …

А. … нагрузки.

Б. … шероховатости поверхностей.

В. … вида материала контактирующих поверхностей.

Г. … всех вышеперечисленных фактов.

    Силу трения можно уменьшить …

А. … заменяя один вид трения другим.

Б. … заменяя скольжение качением.

В. … смазывая трущиеся поверхности.

Г. … увеличивая скорость тела.

    Парашютист, масса которого 70 кг, равномерно опускается. Чему равна сила сопротивления воздуха, действующая на парашютиста?

А. 350 Н.

Б. 700 Н.

В. 70 Н.

Г. Среди ответов А - В нет правильного.

Ответы к тесту:

Проверку теста проводят сами учащиеся. Обмениваются своими ответами между собой. Ответы на тестовое задание заранее готовлю на доске. 7 выполненных заданий - отметка “4” (7 баллов), 8 выполненных заданий - отметка “5” (8 баллов). Ниже отметки не ставятся. Обсуждать ответы на вопросы теста может целая группа.

5. Домашнее задание, подведение итогов(3 минут).

Д/з: §41-42 вопросы

Доклады :

1. Трение и движение (скольжение и качение).

2. Трение и покой.

3. Жидкое трение (смазка).

4. Почему возникает трение (причины трения)?

5. Скользить и катиться. (Рассказ о подшипниках; качения и скольжения).