Простой контроллер управления обогревом сидений для автомобиля. Подогрев сидений своими руками: рассматриваем наглядный пример Сторонний, но заводской подогрев

Идея о вживлении в Карину обогревов сидений сидела в моей голове уже давно, но вот планов по её реализации никаких до этой зимы не было. Даже не помню, с чего я всё-таки решился их поставить - скорее всего это был какой-то случайный разговор, в котором была затронута эта тема. Особой нужды в данной функции я не испытывал, хотя в морозы при -25 градусах мысли об обогревах всё же появлялись, но основной причиной стал самый обычный интерес попробовать своими руками реализовать задуманное.

После совместного с Коляном курения интернета пришли к выводу, что для установки нужно брать готовый комплект "Емеля УК-2", так как в составе комплекта идут современные нагревательные элементы из углеволокна, гибкие по своей структуре и не ломающиеся при длительном использовании, как это часто случается со штатными нагревательными элементами. К тому же комплект расчитан на два сиденья по два элемента на каждое - на сидушку и на спинку, что вдвойне здорово. Также плюсом комплекта является то, что в нём уже есть вся необходимая проводка, реле и регуляторы включения на 8 положений интенсивности нагрева. Само собою, имеется инструкция по подключению всего этого добра к автомобильной проводке.

Основным камнем преткновения явились те самые регуляторы нагрева, форма которых не позволяла воткнуть их в штатные места вместо заглушек у КПП, да и вообще адекватного места, где можно было бы вырезать места под них, чтобы это нормально смотрелось и было удобно ими пользоваться и водителю, и пассажиру, в салоне не нашлось, а городить колхоз или устанавливать их под рулём мне очень не хотелось.

Вспомнив, что в машине уже проложена вся штатная проводка под обогревы сидений, включая фишки у ручки КПП, фишки под сидениями и предохранитель под рулём, я решил не упираться в деньги и попробовать реализовать интересный вариант установки, основанный на том, чтобы вживить в сиденья нагреватели от "Емели УК-2", подключить их к родным фишкам под сиденьями, а вместо Емелевских регуляторов заказать штатные кнопки обогревов под родные места и подключить их к родным фишкам. Правда, такой вариант получался в два раза дороже из-за космической стоимости штатных выключателей.

В теории всё выглядело очень красиво:

Не нужно мудрить с подключением кнопок к проводке - они подключаются к штатным фишкам;

Емелевские обогревы по информации с форумов не особо нуждаются в терморегуляторах, так как углеволокно при постоянном нагреве нагревается максимум градусов до 35-40, поэтому риска пропалить сиденье никакого нет - тут пришлось рискнуть и поверить на слово;

С учётом предыдущего пункта надобности в Емелевских регуляторах у меня никакой не было, так как, нагрев сидение до нужного состояния, обогрев всегда можно выключить, а тем более если максимальная температура соответствует указанной, то его вообще можно не выключать в мороз;

Проблем с подключением самих элементов к штатным трёхконтактным фишкам никакого не было, так как под рукой имелись электросхемы, после курения которых стало ясно, что на фишку от кнопки приходит минус и два плюса (для двух степеней нагрева), из которых было решено задействовать только один, так как на самих нагревателях были только плюс и минус;

Из-за того, что кнопки были рассчитаны на две степени нагрева, а планировалась к использованию только одна, второе положение кнопок я хотел задействовать на другие функции, которые можно было бы активировать в то время, когда обогрев не нужен, а именно - я хотел повесить на них включение дополнительной подсветки багажника и подсветку подкапотного пространства.

Как я уже раньше говорил, освещение багажника я в итоге заменил на светодиодное, работающее от концевика, а вот подкапотное освещение всё ещё хотел повесить на второе положение одной из кнопок обогрева, но позже и от этой идеи пришлось отказаться.

Итак, выделив бюджет на обогрев, после некоторых безуспешных поисков в самый сезон всё-таки в одном из автомагазинов был найден и приобретён установочный комплект "Емеля УК-2" за 3200 руб., а также параллельно заказаны штатные Тойотовские кнопки примерно по 1800 руб. за штуку.

Пока Экзист занимался поисками моих кнопок, мы с Коляном в один из выходных открутили оба моих передних сиденья и дома инсталлировали в них Емелевские нагреватели.

Фоток не делали, там всё довольно просто - на сидушках снимаются все крутилки, откручиваются защитные пластиковые кожухи, отгибаются зажимы по низу сиденья, и обшивка потихонечку стягивается к центру сиденья. Внутри она в нескольких местах держится на металлических кольцах, которые беспощадно отгинаются и выкидываются - вместо них потом вставляются пластиковые стяжки (100 руб. за комплект из 100 штук). Полностью снимать обшивку нет никакой необходимости - её достаточно сдёрнуть настолько, чтобы было удобно подсунуть под неё до упора нагревательный элемент, предварительно сняв с него подложку, защищающую клейкий слой. Кстати, сам элемент ложится ровно по средней части сиденья. В центре придётся сделать в полотне нагревателя три дырки под стяжки - тут нужно быть осторожнее и не порезать нагревательные нити, хотя места под дырки как раз приходятся на пустое полотно. Да и нити хорошо прощупываются - ошибиться сложно. Прокладываем провод так, чтобы он не перетирался нигде, выводим под сиденье, и собираем всё назад.

Со спинкой проблем ещё меньше - размыкаем нижнюю скобу, снимаем ручку подпора на водительском сидении и закатываем обшивку вверх на достаточную высоту, после чего крепим обогрев и прокладываем провод туда же, куда и первый. Собираем спинку обратно.

Нагревательный элемент держится на клейкой основе, которая прилипает к поверхности сиденья, после чего он уже точно никуда во время езды не сдвинется. Ничем дополнительным я его не крепил.

На этом самый сложный этап был закончен.

В течение двух месяцев на штатные кнопки мне пришло несколько отказов от разных поставщиков. В итоге все варианты за более-менее адекватную цену были перепробованы - везде отказ. Остались только варианты по 4000 за кнопку. Стал думать, что теперь делать. Был вариант попробовать заказать кнопки от Авенсиса по 2500 за выключатель, но их было несколько видов, и я так и не понял до конца, как они были реализованы в зависимости от года выпуска машины. После курения Тойотовских каталогов пришёл к выводу, что самым реальным вариантом было заказать кнопки обогрева сидушек от Lexus IS 200 / Lexus IS 300 / Toyota Altezza - они подходили как раз под штатные места (кнопка с рамкой), были сделаны под одну степень нагрева (включено-выключено), на них имелся индикатор включения, и было много вариантов по поставщикам в Экзисте до двух тысяч рублей. Также был крайний вариант заказать их через друга с аукциона Ebay. Ну и разборки никто не отменял конечно же, хотя таких раритетов там обычно не бывает. Единственным косяком этих кнопок было то, что они имели оранжевую подсветку, и пиктограмма сиденья была сделана под горизонтальное расположение, а в Карине кнопки у ручки КПП располагаются вертикально - таким образом получается, что сиденье будет смотреть вбок. Ну и ещё в этом случае надо было прозванивать штатные фишки и сами кнопки, чтобы их грамотно срастить при подключении. Делать нечего - заказал.

На данный момент пока пришла только одна кнопка (84751-53010, 1380 рублей), вторая всё ещё в поисках, так как опять пошли отказы.

Теперь поговорим о подключении. Как только пришла заветная кнопочка, она тут же была разобрана на предмет изучения микросхемы. Только вот внутри ждал сюрприз - вся разводка контактов оказалась впаяна в пластмассу, и что-либо понять, смотря на внутренности, у меня не вышло.

Внутренности кнопки

Ответная часть кнопки оказалась также неразборной, добраться до окошка с пиктограммой оказалось малореально, и идея счистить оранжевое напыление и подсветить кнопку зелёным, была благополучно отвержена. Ну и ладно, всё равно штатно кнопка аварийки отличается по подсветке от остальных - красная вместо зелёной, а тут обогревы - значит, пусть будут оранжевые. Забегая вперёд, скажу, что смотрится она гармонично, да и в первом Авенсисе обогрев стекла выполнен в таком же оранжевом цвете, хотя всё остальное зелёное (плюс красная аварийка), так что с этим всё нормально.

Решил попробовать сам прозвонить кнопку, имея под рукой лампочный тестер, адаптер от телефона и пару проводков. Сам не ожидал, что так быстро всё получится.

Кнопка и её разъём

Если кому-то пригодится, то вот назначение контактов, начиная сверху, и далее по порядку слева направо:

1 - минус на лампу включения обогрева;

2 - минус на лампу подсветки кнопки;

3 - плюс на нагревательный элемент;

4 - плюс на лампу подсветки;

5 - плюс от замка зажигания.

Что касается фишки, то тут всё прозванивается элементарно. Опишу простыми словами. Крайние два контакта с зелёным проводом - это плюс и минус от габаритов (зелёный провод - плюс, чёрно-белый - минус), толстый чёрно-белый провод в центре фишки - плюс от зажигания, тонкий чёрно-белый провод с другого края - минус на лампу включения кнопки, а остальные два красных с чем-то провода - это плюсы, идущие на фишку под сиденьем. Я задействовал тот, который более толстый.

Провода для подключения кнопки

Под сиденьем всё ещё проще. Два красных провода - это плюсы, идущие от кнопки. Тот, который вы задействуете, и будет ваш. Я выбрал тот, который потолще. Чёрно-белый провод - минус.

Для удобного подключения я взял проводку из Емелевского комплекта и отрезал два куска провода с фишками для подключения нагревателей - на случай, если придётся снимать сиденья, чтобы было удобно их отключать. Приделал клеммы и подключил их к фишкам под сиденьями. Полярность, насколько я понимаю, тут не важна.

Подключение Емелевской проводки к фишке под сиденьем

В общем, с гордостью могу сказать, что у меня всё получилось! Обогрев включается только при включенном зажигании, подсветка кнопки горит оранжевым светом при включении габаритов, при включении кнопки горит индикатор включения, тоже оранжевый. Сиденье прогревается с холодного состояния до горячего за 3-4 минуты, причём при максимальном нагреве можно ездить, не выключая его - ничего не печёт, ёрзать не приходится, просто очень тепло. Сама кнопка включается с фиксацией, так что перед тем, как уйти из машины, её можно не выключать - потом приходишь, заводишь, и обогрев сам уже греет, так как кнопка уже включена.

Установленная кнопка

Включен режим обогрева

Подсветка кнопки в темноте при включенных габаритах

Жаль, что удалось всё это сделать только к концу зимы, но прелесть этой функции при сильном морозе я успел оценить уже сполна - на тёплом сидении в холодной машине согреваешься намного быстрее. Особенно приятно то, что спинка сиденья тоже подогревается - очень комфортно. Понравилось ездить с включенным обогревом даже при несильном холоде - намного уютнее, чем без него.

9 ноября 2017

Систему обогрева передних кресел производители обычно устанавливают на автомобили максимальной комплектации. В базовых версиях подобной функции не предусмотрено, хотя в условиях умеренного климата она довольно востребована. Хозяину бюджетной машины ничего не остается, кроме как сделать подогрев сидений своими руками.

Продвинутыми автолюбителями практикуется 3 популярных варианта:

  • купить и надеть готовый обогреватель в виде накидки или чехла;
  • приобрести установочный комплект, монтируемый внутрь штатных подушек;
  • самому изготовить нагревательные элементы с нуля и поставить на авто.

Использование обогревающих накидок

Простейший способ быстро организовать нагрев передних кресел – купить специальную накидку со встроенными элементами. Изделие сшивается из плотной ткани и снабжается эластичными растяжками с металлическими зацепами на концах. Последние нужны для крепления накладки к сидению.

Преимущества автомобильного аксессуара очевидны – простота монтажа и подключения (греющий контур работает от гнезда прикуривателя), возможность быстрой инсталляции с помощью растяжек, зацепляемых за пружины. А вот недостатков у накидок значительно больше:

  • откровенно непрезентабельный внешний вид;
  • чтобы зарядить телефон или подсоединить другой гаджет к питанию, штекер обогревателя придется вынуть из разъема прикуривателя;
  • греется только одно кресло из двух;
  • подогрев задних сидений недоступен.

У накладок есть и менее существенные минусы, приносящие неудобства. Аксессуар, притянутый резинками, ерзает по подушке кресла и постоянно работает на полную мощность. Экземпляры с регулировкой температуры отличаются более высокой ценой и нередко выходят из строя.

Вариант с автомобильными чехлами, куда вшиты нагревающие элементы, более удобен и надежен, но – дорог. Материал изделий – натуральная кожа, различные ткани и так называемая экокожа. Чехлы предназначены для обогрева передних и задних сидений, снабжены терморегуляторами и подключаются к бортовой сети отдельно от прикуривателя.

Помимо немалой стоимости, обогреватели в виде чехлов обладают вторым недостатком – сложностью монтажа. Натяжку изделий и электрическое присоединение лучше поручить мастерам специализированного автосервиса.

Установка заводских элементов

Практически для любого автомобиля можно приобрести установочный комплект подогрева, включающий следующие детали:

  • нагревательные элементы сидений и спинок кресел;
  • соединительные провода с разъемами;
  • кнопки включения;
  • регулятор температуры.

Существует 2 разновидности наборов: оригинальные, рассчитанные на конкретную модель машины, и универсальные. Последние выбираются по размеру подушек.

Чтобы смонтировать подобный обогрев сидений своими руками, кресла рекомендуется полностью снять с автомобиля. Дальше действуйте по такой инструкции:

  1. Для удобства разберите диван на 2 части, отделив спинку.
  2. Аккуратно демонтируйте наружную обшивку (способ крепления зависит от марки авто).
  3. Уложите нагревательные элементы поверх поролоновых вставок и зафиксируйте путем приклеивания либо другим способом, предусмотренным инструкцией комплекта.
  4. Натяните и закрепите обшивку, соберите кресло и установите обратно в салон. Провода выведите вниз и проложите под напольным покрытием к точке монтажа кнопок.
  5. Выполните врезку кнопочных блоков на свободном месте центральной консоли. Подключите обогреватели к бортовой сети, установив дополнительный предохранитель.

Оригинальный комплект изделий самомупоставить проще – кнопки сделаны под штатные гнезда с заглушками, а нагревательные вставки идеально подходят к размеру сидений. С деталями универсального набора придется повозиться – кнопочные блоки нужно врезать в пластиковую панель, выбрав удобное место. Выступающие края нагревателей заправляются под элементы боковой поддержки.

Примечание. В некоторых автомобилях обшивку диванов снимать не обязательно. Конструкция позволяет просунуть обогреватель под облицовку с задней стороны.

Масса достоинств подобных комплектов затмевается одним недостатком – не слишком доступная цена качественных изделий. Дешевые китайские экземпляры, подходящие к диванам различных машин, довольно быстро выходят из строя, о чем свидетельствуют многочисленные отзывы автолюбителей.

Материалы для самостоятельного изготовления нагревателей

Наиболее дешевый способ обзавестись подогревом сидений автомобиля – сделать его самому. Для изготовления понадобятся такие материалы:

  • греющий провод;
  • трубка изоляционная термоусадочная;
  • плотная ткань;
  • соединительные провода;
  • блок предохранителя, кнопки либо штекер под гнездо прикуривателя.

Главный вопрос, какой провод использовать для изготовления нагревателя. Простейший вариант – купить готовый греющий кабель, но подобное решение связано с финансовыми затратами. Дешевле изготовить элемент самостоятельно, используя следующие материалы:

  • тонкая проволока повышенного сопротивления, сделанная из хромоникелевого сплава (в просторечии – нихрома);
  • провода LAN – кабеля, применяемого для подключения к сети интернет (второе название – витая пара);
  • медные тонкие жилы от любых других кабелей.

Длина проводника под самодельный подогрев определяется по сопротивлению участка. Отталкиваясь от мощности каждого встраиваемого элемента 40 Вт, получим требуемое сопротивление около 4 Ом при напряжении питания 12 вольт. Подключите первый зажим мультиметра к концу проволоки, а с помощью второго определите длину греющего контура: перемещайте контакт, пока дисплей не покажет значение 4 Ом.

Совет. Если проводник покрыт изоляцией, вычислите удельное сопротивление на 1 м длины, измерив весь участок и разделив показания на метраж. Затем отбейте нужное количество кабеля рулеткой.

Если для создания нужного сопротивления понадобится срастить куски провода, соединяйте концы медных жил пайкой. Проволоку из нихрома придется подбирать цельной, поскольку она соединяется только сваркой.

Указания по монтажу самодельного обогрева

Чтобы самостоятельно смонтировать греющие элементы, лучше заранее снять кресла с автомобиля и удалить обшивку. Также разберите часть центральной консоли для установки кнопок и подключения проводов. Сборка производится в таком порядке:

  1. Возьмите плотную ткань и вырежьте под размер подушек сидений.
  2. Отмеренный ранее кусок проволоки уложите в виде змейки либо зигзагами поверх ткани. Для равномерного изгибания накрутите проводник на 2 гвоздя, забитых в доску.
  3. Накройте импровизированный обогреватель вторым куском ткани и подключите его к источнику питания 12 В с целью проверки. Если элемент слишком холодный, укорачивайте протяженность контура, при сильном нагреве – удлиняйте.
  4. Пришейте греющий провод к верхнему и нижнему полотну ткани, выведя концы наружу. Припаяйте к ним соединительные провода и сделайте изоляцию термоусадочными трубками.
  5. Вложите нагреватели под обшивку, соберите кресла и установите их на место.

Подключить подогрев сидений от прикуривателя – самое простое решение, поскольку данная электрическая цепь уже защищена предохранителем. Чтобы не занимать гнездо штекером, подведите провода изнутри и прикрепите к контактам. Кнопки и термостат расположите в любом свободном месте консоли, проводку уложите под ковролин.

Самодельные подогреватели, безусловно, дешевы. Но как они покажут себя в процессе многолетней эксплуатации – неизвестно. Поэтому лучший вариант – применять качественные заводские изделия, хоть это и влечет финансовые затраты.

Сейчас производители предлагают водителям множество вариантов комплектации автомобиля. Вы можете заранее выбрать, какими полезными опциями будет обладать ваш автомобиль. Самой большой популярностью среди отечественных автолюбителей пользуются такие опции, как:

  • кондиционер,
  • электрические стеклоподъёмники.

Также довольно часто автомобили доукомплектовываются акустическими системами. Но здесь не всё так просто как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что большинство меломанов предпочтёт подобрать систему себе по вкусу, а не бюджетный заводской вариант. Хотя стоит признать, что на автомобилях премиум класса устанавливаются более чем хорошие акустические системы.

Но сегодня речь пойдёт не о них, а о такой опции, как подогрев сидений. Каждый автовладелец, хоть раз, сидевший в машине с подогревом, захочет такой аксессуар и в свой автомобиль.

Внимание! Обычно для хорошей системы подогрева нужно не более тридцати секунд, чтобы вы почувствовали себя как где-нибудь в тропиках.

Особую актуальность подогрев сидений имеет для людей, страдающих разнообразными заболеваниями спины и шейного отдела. Иногда достаточно посидеть в сиденье с подогревом 20 минут, как все боли проходят.

К сожалению, до сих пор не во всех автомобилях есть возможность установки подогрева сидений при покупке. Обычно подобное ограничение касается машин среднего и бюджетного класса. Мало того, даже при наличии в прайсе такая опция обходится очень недешево.

Неудивительно, что с каждым годом всё больше водителей решаются на установку подогрева сидений своими руками. Этот процесс является весьма затратным, но не особенно сложным. Осуществить его под силу каждому автомобилисту.

Типы подогрева

Сразу стоит отметить, что для того, чтобы иметь тёплые сиденья зимой не обязательно вскрывать обшивку и самостоятельно подключать электрическую схему подогрева. Есть альтернативы, позволяющие избежать подобного. Само собой, несмотря на преимущества без недостатков у такого варианта не обошлось.

Специальные накидки

Данный тип подогрева сидений не нуждается в какой-либо сложной установке. Достаточно накинуть накидку на кресло, и вы обеспечите себя теплом на всю зиму. По крайней мере, именно так данная концепция выглядит на первый взгляд.

Кроме накидок на рынке, вы также можете отыскать специальные чехлы с подогревом для автомобильных сидений. Они являются гораздо более удобными, так как имеют лучшую фиксацию, и не будут сползать на резких поворотах.

Внимание! Накидки и чехлы имеют специальные нагревательные элементы, которые обеспечивают водителю тепло.

Кроме простоты в установке, к достоинствам именно такого подогрева сидений, который каждый может установить своими руками, можно причислить низкую стоимость. К сожалению, без недостатков обойтись не удалось. Самым главным является крайне низкое качество всей конструкции.

Если вы поищите в интернете, то сможете найти не один случай, когда накидка воспламенялась прямо под водителем. Мало того, подобные устройства отличаются неравномерностью нагрева. В некоторых участках температура поднимается до 40 градусов.

Ещё одним весомым недостатком накидки или чехла является способ подключения. Чтобы активировать такой подогрев сидений нужно использовать разъём прикуривателя. С учётом того, что среднестатистический водитель имеет в машине навигатор, смартфон, видеорегистратор и так далее — данный порт становится дефицитным.

Внимание! Даже разветвитель не способен помочь в такой ситуации. Дело в том, что данный тип подогрева сидений потребляет слишком много электричества и предохранитель просто не выдерживает.

Также не стоит забывать о проводах, которые обязательно появятся в салоне в результате покупки накидки или чехла. Кабели могут создать аварийную ситуацию, ведь в критических моментах в них очень легко запутаться.

Встраиваемый подогрев

Безусловно, чтобы установить встраиваемый подогрев сидений понадобится потратить куда больше времени. Тем не менее если следовать инструкции время, необходимое для проведения данной операции, можно значительно сократить.

К основным преимуществам встраиваемого подогрева сидений можно причислить:

  1. Возможность одновременного подогрева как передних, так и задних сидений.
  2. Все провода прячутся под обшивку салона, поэтому запутаться в них не получится.
  3. Система подключается к электропроводке автомобиля. Из-за этого гнездо прикуривателя будет свободным. К тому же бортовая сеть вполне может справиться с такой нагрузкой.
  4. Так как подогрев внедряется внутрь сидений — сохраняется оригинальный интерьер салона.

Как видите, несмотря на некоторую сложность в установке, встраиваемый подогрев сидений имеет целый ряд весомых преимуществ, на которые нельзя не обращать внимания.

Выбираем комплект

Перед тем как преступить к монтажу подогрева сидений, необходимо определиться с комплектом, который вам нужен. Наибольшей популярностью сейчас пользуются товары немецких, российских и китайских брендов.

Естественно, лучшими по качеству считаются комплекты для подогрева сидений от ведущих немецких компаний. Но и стоимость у них соответствующая. Само собой, такие системы устанавливаются как на передние, так и на задние сиденья.

В качественных комплектах должно быть как минимум несколько степеней защиты. Также качественные системы подогрева сидений обычно обладают не одним режимом работы.

Стоит отметить, что и среди российских компаний есть бренды, которые предоставляют качественную и относительно недорогую продукцию. Достаточно вспомнить таких гигантов, как «Автотерм» и «Теплодом». Системы подогрева сидений от этих компаний имеют защиту, а также качественные ТЭНы. Для большей надёжности в них используется армированный кабель. Также у них имеется функция защиты от перегрева, которая отключает устройство при достижении критической температуры.

Самую низкую цену традиционно имеют подогревы сидений из Китая. К сожалению, в большинстве случаев товары из этой страны не могут похвастаться ни надёжной конструкцией, ни хорошей системой защиты. Попадаются, конечно, исключения, но их цена не намного уступает немецким аналогам.

При выборе системы подогрева сидений лучше сразу покупать качественный комплект, так как устройства с низкой ценой могут обладать такими дефектами, как:

  • выход из строя кнопки управления,
  • перегорание проводки,
  • короткие замыкания,
  • неравномерный нагрев.

С учётом того времени, что вам придётся потратить на установку лучше сразу купить качественный комплект, чтобы не тратить свои силы на ремонт.

Подогрев своими руками

При некоторых знаниях электротехники подогрев сидений можно сделать самостоятельно. Тем не менее надёжность и безопасность подобной конструкции будет не очень высокой.

Чтобы изготовить подогрев сидений своими руками возьмите нихромовую проволоку с диаметров в полсантиметра. Сформируйте четыре спирали. Для этого используйте деревянный брус с двумя забитыми гвоздями на расстоянии 4 см.

Важно! Завивку делайте восьмёркой.

Возьмите плотную джинсовую ткань и на ней соедините все спирали параллельным способом. Источник питания должен иметь мощность не меньше 12 В. Итоговый показатель расчётной мощности составит 40 Вт. Также не забудьте установить реле в подогрев сидений, сделанный своими руками.

Установка

Подготовка

Любое стоящее дело начинается с подготовки. После того как вы выбрали и купили себе комплект, необходимо озаботиться подбором соответствующих вашей задаче инструментов и материалов. Чтобы установить подогрев сидений автомобиля своими руками вам понадобятся:

  • хомуты из пластика,
  • мультиметр,
  • набор отвёрток,
  • гаечные ключи разных размеров,
  • ножницы,
  • изолента и двусторонний скотч,
  • термоусадочные трубки,
  • маркер,
  • плоскогубцы,
  • клей,
  • паяльник.

Это стандартный набор. Проще говоря, без этих инструментов вам не удастся обойтись при монтаже. Но вы должны учитывать, что существуют системы разной сложности. Мало того, многое зависит от базового комплекта поставки. Очень часто в дешёвых наборах нет нужных для установки проводов или предохранителя. В таком случае вам придётся докупить их самостоятельно.

Внимание! В качестве проводки лучше всего использовать многожильный провод с сечением 2,5 мм2.

Монтаж

Перед тем как приступить непосредственно к монтажу, заранее просчитайте, куда будете устанавливать кнопки управления. Также выберите подходящий тип крепления. После выбора подходящего места для установки манипуляторов, просто следуйте данной инструкции:

  1. Демонтируйте кресла и разберите их. Вам нужно снять подголовник, а также открепить все пластиковые элементы.
  2. Снимите обшивку сидений. Обычно она фиксируется в самом низу при помощи металлических колец. Можно обойтись без полного снятия, главное, чтобы вы спокойно смогли установить нагревательные элементы.
  3. Снимите обшивку со спины сидений. Чтобы это осуществить понадобится открепить пластиковые втулки подголовников.
  4. Нагревательный элемент нужно положить на поролон и при помощи маркера обвести контуры. Потом на них клеятся полоски двустороннего скотча и наносится клей.
  5. Элементы фиксируются на спинке и сиденье.
  6. Выведите провода питания.
  7. Установите обратно обшивку.
  8. Верните вставки и подголовники сиденья.

В самом конце сиденья устанавливаются обратно, и укладывается проводка.

Подключение

Чтобы подключить подогрев сидений, нужно воспользоваться схемой, которая будет идти в комплекте. Цепи питания вы сможете обнаружить при помощи мультиметра. При этом плюсовой провод термореле подключается к замку зажигания, минусовой кабель уходит на массу. Подсветка кнопки подсоединяется к контактам прикуривателя.

Внимание! Все соединения в конце паяются и изолируются.

Итоги

Как видите, установить подогрев сидений под силу каждому владельцу автомобиля. Главное, правильно подготовиться к монтажу, собрать весь набор материалов и инструментов, а также приобрести качественную систему подогрева или сделать её самостоятельно.

В большинстве современных автомобилей среди дополнительных опций предложена такая приятная вещь, как подогрев сидений. Наличие данной опции и позволяет избегать переохлаждения в области таза, что зачастую происходит у тех, кто часами сидит за рулем автомобиля в зимнее время. Да что там таить, теплое сидение – это еще и необычайно комфортно.

Не расстраивайтесь, если в вашем автомобиле нет подогрева сидений, потому что сегодня мы расскажем, как его сделать своими собственными руками и, заметьте, получить результат ни чуть не хуже, нежели при наличии штатного подогрева.

Что понадобится для установки сидений с подогревом.

Нагревательный элемент – змеевик с тонкими трубочками, которые и являются главным аккумулятором тепла. Нагревательный элемент может быть со спинкой или без нее. Какой лучше – выбирать только вам!

Кнопки включения и выключения подогрева (двухпозиционные) в количестве 2 шт.

Реле 4-х контактное с колодкой

Провода разных цветов, клеммы для соединения

Набор инструментов и расходных материалов: гаечные ключи, отвертка, ножницы, изолента

Когда все необходимое есть под рукой, можно приступать к процессу монтажа сидений.

Пошаговая инструкция к проведению работ.

1. Сначала нужно открутить салазки передних сидений, вынуть их из салона автомобиля. Для удобства выполнения всех последующих манипуляций рекомендуем занести сидения в квартиру.

2. Теперь необходимо снять обшивку с сидений. Здесь проявите особую осторожность, дабы не повредить ткань сидений. Обшивка крепится металлическими пластинами (или крючками) внизу сидения, на обратной его стороне, а также в лицевой части по фигурным контурам. Только не применяйте грубую силу, дабы не повредить обшивку сидений.

3. В том случае, если вы планируете установить подогрев не только на сидение, но и на спинку, обшивку необходимо будет снять и с нее. Чтобы сделать это, нужно вытащить пластиковые втулки для подголовников, а в нижней части спинки открепить ткань от фиксирующих пластин.

4. Сняв ткань, перед вами высвободится поролоновый вкладыш сидения, вот на него и приложите подогреватель, выровняв его по центру сидения. Затем, обведите подогреватель по контуру с помощью маркера.

5. Теперь, по обрисованным контурам нанесите двухстороннюю клейкую ленту, а поверх нее наклейте сам подогреватель. Это делается для того, чтобы при дальнейшем закреплении ткани сидения, подогреватель не сполз в сторону, а остался четко на том месте, которое мы для него разметили.

7. Возвращаем обивку сидения на место, а сами кресла устанавливаем обратно на автомобиль.

Основная часть монтажа завершена , далее поговорим о подключении подогрева сидений своими руками. Как подключить подогрев сидений?

Схема установки сидений:

1. Определите место, где будут расположены кнопки включения/выключения подогрева сидений. Идеальный вариант – либо центральная консоль (если есть место под установку кнопок), либо в промежутке между кулисой КПП и ручником. Такое расположение включателей будет наиболее удачным с точки зрения эргономики и комфорта.

2. В декоративном пластиковом кожухе (если такой имеется) делаем врезки для кнопок, а затем осуществляем их установку. Параллельно производим подключение электрики (лучше всего запитать подогрев сидений от прикуривателя, дополнительно поставив предохранитель именно на подогрев).

3. Основываясь на предложенную схему, необходимо подсоединить провода от подогрева сидений к кнопкам, реле, прикуривателю и замку зажигания (если вы хотите обезопасить себя, путем автоматического отключения подогрева после выключения зажигания).

4. Производим изоляцию всех контактов и проверяем работу подогрева сидений (функциональность кнопок, равномерность нагрева и т.д.)

5. Осуществляем окончательную сборку салона, проводку прячем под ковролин.

Вот и все, процесс монтажа стационарного подогрева сидений можно считать завершенным. Вы спросите, а не проще было бы купить накладки для сидений с подогревом, которые работают через прикуриватель? Конечно, можно и так поступить, но одно дело поставить систему и забыть, и совсем другое – испытывать неудобства с этой самой накладкой, которая все время спадает, ерзает по сидению, мешает торчащими проводами.

В преддверье зимы решил улучшить свои условия зимней езды в автомобиле и приобрел накидку китайского производства ZL033 для автомобильного сиденья с подогревом в одном из сетевых магазинов менее чем за десять долларов. Я планировал купить более дорогую, но за такие деньги сложно было отказаться от покупки. Производитель честно указал в технических характеристиках, что срок службы этой накидки с подогревом – Один год. И действительно, до весны накидка согревала тело отлично, а когда морозы закончились, греть перестала.

Несмотря на низкую стоимость, китайская накидка-грелка оказалась удобной в эксплуатации. Сама накидка сшита из полиэстера, строчка ровная, предусмотрены резинки-петли и резинки с крючками для крепления на сиденье. Подключение сделано через розетку прикуривателя, имеется переключатель на два режима подогрева и выключения. На вилке имеется светодиодный индикатор подключения.

Только при эксплуатации проявился один недостаток, невидно в каком положении находится переключатель и в темное время его приходилось искать на ощупь. Этот недостаток я устранил, установив в переключатель режимов два светодиода разного цвета.

В результате оказалось, что красный светодиод помимо запланированной функции индикации включения режима нагрева, выполнял еще и дополнительную функцию – индикацию целостности обмотки нагревательного элемента накидки.

Перед его поломкой периодически стало появляться свечение красного светодиода при изгибании накидки в положении переключателя LO, когда должен был светиться только зеленый светодиод. После анализа электрической схемы накидки стало очевидно, что нижняя по схеме обмотка нагревательного элемента находится на грани обрыва, что в конечном итоге и произошло. Когда в нижней обмотке обрывалась нихромовая проволока, на красный светодиод напряжение попадало через верхнюю нагревательную обмотку.

Электрическая схема накидки с подогревом

Подключается накидка с подогревом к бортовой сети автомобиля с помощью вилки, которая вставляется в розетку прикуривателя.

Питающее напряжение с отрицательного вывода вилки поступает на вывод 2 переключателя режимов работы. Когда ручка переключателя находится в среднем положении OFF, напряжение на нагревательные нити не подается, и накидка не греет.


Для включения нагрева нужно передвинут ручку переключателя в одно из положений HI (максимальный нагрев) или LO (минимальный нагрев). При нахождении переключателя в положении HI ток со 2 контакта переключателя поступит на 1 и с него потечет через верхний вывод нижней обмотки к нижнему, далее через тремопредохранитель, плавкий предохранитель 10 А, установленный в вилке и далее через центральный контакт вилки в бортовую сеть автомобиля.

Сопротивление нижней обмотки составляет 3 Ома, следовательно, мощность подогрева составит 48 Вт. Если переключатель установить в положение LO, то ток потечет с 3 вывода на верхний вывод верхней обмотки. Суммарное сопротивление последовательно включенных нагревательных обмоток составит уже 4 Ома и мощность нагрева снизится до 36 Вт.

Светодиод VD1, включенный последовательно с резистором R1 является индикатором наличия напряжения в прикуривателе.

Участок схемы, вычерченный синим цветом, является результатом модернизации накидки. VD2 светит красным цветом при положении переключателя HI, а VD3 при положении LO. Резистор R2 ограничивает ток через светодиоды.

Как разобрать накидку для ремонта

Начинать разборку накидки надо с удаления фиксатора токоподводящего провода. Для того, чтобы его снять необходимо, отвинтить два самореза.


Снятие фиксатора провода не открыло доступа к соединению проводов с нагревательными элементами и пришлось разрезать ткань и поролон с тыльной стороны накидки для подогрева. Разрез хорошо делать ножницами или острым ножом. При этом нужно проявить внимательность и аккуратность, чтобы не повредить провода и разрез получился ровным. Потом, после ремонта накидки, его нужно будет его зашить нитками.

Вскрытие показало, что нагревательная обмотка соединена с токоподводящим проводом скруткой с последующей пайкой. Для изоляции на места паек надеты изоляционные трубки.

В разрыв черного провода и нижнего конца нагревательного элемента для противопожарной безопасности включен термопредохранитель. Этот факт вызвал приятное удивление.

Снял изоляционные трубки с мест соединений концов нагревательных обмоток с токоподводящим проводом и проверил надежность соединений. Дефектов не обнаружил. Пайки были блестящими и качественными. Еще раз прозвонил обмотки тестером. Сопротивление одной из нагревательных обмоток, нижней на электрической схеме, вместо 3 Ом, составило бесконечность. Пришлось заняться поиском места обрыва.

Предварительно, для того, чтобы токоподводящий провод не мешал работать и не оборвал своей тяжестью концы нагревательных обмоток, пришлось его отсоединить от обмоток, разогрев места соединений паяльником. Для того чтобы добраться до нагревательных проводников, пришлось накидку для автомобильного сидения в прямом смысле вывернуть наизнанку. Перед глазами открылась следующая картина.


На листе поролона толщиной около двух миллиметров аккуратно змейкой уложены на клее провода нагревательных обмок в изоляционной трубке. Сверху проводники накрыты полупрозрачным листом тонкого, не прочного эластичного материала с липким слоем. Доступ к проводам для поиска места обрыва был полный. Осталось дело за малым, найти это место.

Поиск места обрыва нагревательного элемента

Так как проводник обмотки оборвался от перегибов в результате механического воздействия, то начинать искать обрыв следует в части накидки, которая стелется на сидение. Для поиска необходимо один конец щупа прибора соединить с началом обмотки, проложенной на сиденье, по схеме это точка соединения двух обмоток. На фото выше, это правая часть накидки.

Провод нагревательной обмотки имеет диаметр 0,3 мм и не покрыт изоляционным слоем. Поэтому доступен способ поиска обрыва с помощью швейной иглы. Нужно взять острую тонкую иглу, присоединить к ней второй конец щупа и протыкая острым концом изоляцию нагревательной обмотки найти место обрыва.

Для более быстрого поиска сначала нужно разделить длину провода нагревательной обмотки приблизительно на две равные части и в этом месте сделать прокол - прозвонку. Если цепь звонится, разделить дальнюю часть обмотки тоже условно на две равные части, и в этом месте сделать следующий прокол. Места проколов отмечать маркером, чтобы легче было искать. Если цепь не звонится, значит, место обрыва находится между последними двумя проколами. Опять разделить этот участок на две части и сделать очередной прокол.

Метод прозвонки половинок позволяет найти место обрыва, сделав минимально возможное число проколов. Я нашел обрыв через пять проколов изоляции с точностью до 3 см. Проколы изоляции в данном случае безвредны, так как благодаря эластичности пластика, отверстия затянутся и их не будет.

Ремонт нагревательного элемента

После определения места обрыва провода нагревательного элемента можно приступать к его ремонту. Для этого необходимо осторожно вдоль провода срезать несколько сантиметров изоляции до уровня прохождения провода, подцепить иголкой оголившийся проводок и вытащить его. Затем срезать до половины диаметра дальше изоляцию до появления второго конца провода.

Проверка показала, что метал, из которого сделана спираль нагревательного элемента, хорошо лудится свинцово-оловянным припоем с канифольным флюсом. Залудил концы проводов, перерезал прорезанную вдоль изоляцию и надел на один из концов провода изолирующую трубку. Скрутил концы провода между собой и пропаял место скрутки припоем. Если Вы не имеете опыта работы с паяльником, то можете ознакомится с технологией пайки на странице сайта «Как паять паяльником» .

Далее нужно концы щупа соединить с концами отремонтированной обмотки и дополнительно проверить, нет ли еще обрывов, незначительно изгибая накидку для сиденья. Если сопротивление стабильно, значит, ремонт можно считать законченным.

Осталось, сдвинув надеть на место соединения изолирующую трубку и приклеить ее и оторванную в процессе ремонта от поролона обмотку клеем «Момент» или любым другим термостойким.

Сборка накидки с подогревом

Накидка выворачивается обратно на правильную сторону, припаиваются токоподводящие провода, и кабель закрепляется фиксатором. Разрез поролона я скрепил скотчем для того, чтобы удобнее было зашивать ткань.

Осталось зашить место разреза нитками. Тут не требуется большей прочности и шаг стишка можно делать более одного сантиметра. Нитку желательно брать потолще, чтобы она не резала ткань накидки.

Накидка с подогревом для автомобильного сидения отремонтирована и готова к дальнейшей эксплуатации. Ходовые испытания подтвердили, накидка стала подогревать сиденье также успешно, как и до ремонта.

Как видите, отремонтировать накидку с подогревом совсем не сложно и при желании эту работу, следуя изложенной методике, может выполнить практически любой человек.

Установка индикаторов режима работы
в переключатель

Для индикации подачи напряжения на накидку с подогревом в вилке, которая при подключении к бортовой сети автомобиля вставляется в прикуриватель, имелся красный светодиод. А для индикации режима мощности подогрева или для выключения в темное время суток приходилось в темноте на ощупь искать переключатель, так как такая индикация не была предусмотрена.

Поэтому я сразу же после покупки накидки установил в выключатель для индикации два светодиода разных цветов, красный и зеленый. На электрической схеме накидки добавленные элементы отображены, синим цветом. Два любых светодиода, резистор сопротивлением 1,8 кОм и небольшой отрезок провода, вот все необходимые детали для изготовления дополнительной индикации.

Для разборки переключателя необходимо открутить два самореза и снять одну из крышек. Далее в крышке с надписями нужно просветлить два отверстия диаметром, равным диаметру оптической части светодиодов. Монтаж сделан навесной. По одному выводу каждого из светодиодов соединены пайкой между собой и к ним припаян резистор. Ко второму концу резистора припаян отрезок провода, второй конец которого соединен с черным (коричневым) проводом кабеля. К оставшимся свободными концам светодиодов припаяны по одному проводку, концы которых припаяны к крайним выводам переключателя.


Для надежного крепления светодиодов место их установки и монтажа залито силиконом. Как я уже сообщал выше, при обрыве нижней обмотки, в положении переключателя LO наблюдается свечение обеих светодиодов. Таким образом, можно узнать о причине неработоспособности накидки для сиденья.


На фотографии видно, как происходит индикация в положениях переключателя OFF (выключено) – светодиоды не светят, LO (минимальный нагрев, 34 Вт) – светит зеленый светодиод и HI (максимальный нагрев, 44 Вт) – светит красный светодиод.

Мой отзыв
о накидке с подогревом китайского производства ZL033

Надежность и качество накидки с подогревом ZL033 соответствует цене. Накидка отслужила один сезон безотказно, прогревалась быстро и грела хорошо, даже в большие морозы. Ожидать от нее длительного срока службы заплатив 10$, не приходится. При желании, можно продлить срок службы накидки еще на пару сезонов с помощью ремонта. Так что мой отзыв положительный.

Но все, же я решил не испытывать судьбу и купил новую, более дорогую и надежную, выбрав накидку с подогревом , у которой нагревательный элемент выполнен из углеродного волокна.