Землеройные машины непрерывного действия инженерных войск ссср. Инженерная техника советской армии Общие данные экскаватора

Быстроходная траншейная машина БТМ предназначена для отрывки траншей и ходов сообщения в грунтах до III категории включительно с отвалом вынутого грунта по обе стороны отрываемой траншеи. В качестве рабочего оборудования применен ротор...

Многоковшовые экскаваторы (непрерывного действия)

Экскаваторами непрерывного действия называются землеройные машины, разрабатывающие и транспортирующие грунт непрерывно. При этом обе операции - копание и транспортирование грунта - выполняется одновременно. В отличие от одноковшовых экскаваторов непрерывная разработка грунта обеспечивает более высокую выработку, однако, главный недостаток машин непрерывного действия - малая универсальность. Каждая землеройная машина, будь то цепные или роторные траншейные экскаваторы, экскаваторы - дреноукладчики, шнекороторные и двухроторные экскаваторы-каналокопатели, мелиоративные многоковшовые экскаваторы поперечного копания и тем более - крупные карьерные многоковшовые экскаваторы - все они предназначены для выполнения определенных операций и их нельзя использовать на других работах.

Быстроходные траншейные машины БТМ

Быстроходная траншейная машина БТМ предназначена для отрывки траншей и ходов сообщения в грунтах до III категории включительно с отвалом вынутого грунта по обе стороны отрываемой траншеи. В качестве рабочего оборудования применен ротор с 8-ю ковшами емкостью по 160 л.

Максимальная производительность машины при ширине траншеи по верху 1,1 м, по дну - 0,6 м и при глубине 1,5 м - 800 м/ч. Машина разработана на базе Изделия 409У, или, по другому, тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т, спроектированого харьковским машиностроительным заводом им.Малышева под руководством известного советского танкостроителя А.А.Морозова (выпускались АТ-Т с 1950 по 1979 гг.). На тягаче установлен дизельный двигатель А-401 мощностью 415 л.с., позволяющий развивать транспортную скорость до 35 км/ч. Запаса топлива хватает на 500 км хода или 10-12 часов работы в грунте. Кабина герметизирована, снабжена фильто-вентиляционной установкой, экипаж - 2 человека. Вес машины - 26,5 т.

Выпуск траншейных машин БТМ начат с 1957 г. на Дмитровском экскаваторном заводе. Подъем-опускание ротора осуществлялся тросо-блочной системой с помощью П-образной рамы. Ковши были закрытого типа, что сказывалось на производительности машины: при работе на глинистых и влажных грунтах ковши забивались землей и в вертикальном положении не очищались, поэтому требовалось их очищать вручную. Предположительно, этот недостаток устранен на модификации машины БТМ-2, на котором применены ковши с цепными днищами. На дальнейшей модификации БТМ-3 изменен механизм подьема-опускания ротора и выпускались такие машины до конца 70-х гг.

Машина БТМ-4 - опытный образец; в качестве базы использован тягач АТ-Т. Позже применен новый многоцелевой гусеничный тягач МТ-Т. Серийное производство под индексом БТМ-4М.

Траншейные быстроходные машины БТМ поступали на вооружение инженерных войск ВС СССР. Для народохозяйственных целей разработаны и выпускались машины БТМ-ТМГ (роторный) и БТМ-ТМГ-2 (цепной).



Быстроходная траншейная машина БТМ на базе тягача АТ-Т. Машина установлена на постамент вблизи МЧС Украины. Фотографии сделал RIO1.


Быстроходная траншейная машина БТМ-3 на базе тягача АТ-Т в транспортном положении на испытаниях. Фотография из архива Харьковского КБ им.А.А.Морозова.


Быстроходная траншейная машина БТМ-3 на базе тягача АТ-Т в работе. Фотография из архива автора сайта techstory ru.


Быстроходная траншейная машина БТМ-3 на базе тягача АТ-Т. Фотографии сделаны на базе МЧС Мадвежка в Ленинградской обл. Ф.Шильниковым.




Машины БТМ-3. Фотографии из архива автора сайта techstory ru.


Быстроходная траншейная машина на базе тягача МТ-Т (опытный образец 1978 г.). Фотография из архива автора сайта techstory ru.

Траншейные машины ТМК

Траншейная машина ТМК представляет собой колесный тягач МАЗ-538, на котором смонтированы рабочий орган для отрывки траншей и бульдозерное оборудование. Машина позволяет производить отрывку траншей в грунтах до IV категории включительно. Отрыв траншей в талых грунтах при глубине 1,5 м осуществляется со скоростью 700 м/ч, в мерзлых грунтах 210 м/ч.

Рабочий орган роторный, бесковшового типа. В состав рабочего оборудования входят механическая трансмиссия привода и гидравлический механизм подъема и опускания рабочего органа. На раме рабочего органа устанавливаются откосники пассивного типа, обеспечивающие образование наклонных стенок траншеи. Поднятый из траншеи грунт с помощью метателей разбрасывается по обоим сторонам траншеи.

Установленное вспомогательное бульдозерное оборудование с шириной отвала 3,3 м позволяет производить планировку местности, засыпку ям, рвов, рытье котлованов и т.п.

Базовый полноприводный колесный тягач МАЗ-538 оснащен двигателем Д-12А-375А мощностью 375 л.с.

Изготовливались машины ТМК с 1975 года на Дмитровском экскаваторном заводе. Позже на колесном тягаче КЗКТ-538ДК выпускалась модернизированная траншейная машина ТМК-2.



Траншейная машина ТМК-2 на базе полноприводного тягача КЗКТ-538ДК. Фотографии сделаны Е.Берниковым.


Траншейная машина ТМК-2 на базе тягача КЗКТ-538ДК 1982 г.выпуска. Фотография из архива автора сайта techstory ru.

Котлованные машины МДК и МКМ

С переходом производства в 1946 году на танк Т-54 конструкторы харьковского КБ им.А.А.Морозова под руководством М.Н.Щукина и А.И.Автомонова приступили к разработке тягача изд.401 на базе этого танка. Работы эти велись по заданию ГАУ и ЦАВТУ. Тягач успешно прошел испытания, и в 1953 году вышли первые серийные образцы АТ-Т (артиллерийский тягач тяжелый).

Котлованная машина МДК-2 (МДК-2м) представляет собой землеройную машину на базе тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т (выпускался с 1950 по 1979 гг. харьковский машиностроительный завод им.Малышева) и предназначена для отрывки котлованов размером 3,5 Х 3,5 м любой длины в различных грунтах до IV категории включительно. Имеющееся на машине бульдозерное оборудование позволяет производить планирование площадки перед отрывкой котлована, очистку и выравнивание дна котлована, засыпку ям, рвов, траншей и котлованов и тп.

При отрывке котлованов разрабатываемый грунт укладывается в одну сторону вправо от котлована в виде бруствера на расстоянии 10 м. За один проход углубление составляет 30-40 см. Тип рабочего органа - фреза с метателем; техническая производительность - 300 м3/ч; транспортная скорость машины - 35,5 км/ч.

Котлованная машина МДК-3 (первая, опытный образец) предназначена для отрывки котлованов шириной 3,5 м глубиной до 5 м для укрытия техники. Базовым тягачом является тягач АТ-Т с дополнительной силовой установкой, в результате чего установленная мощность двигателей достигает 1115 л.с!!! Производительность машины на грунтах II - III категорий - 1000 - 1200 м3/ч. Вес машины - 34 т.

Котлованная машина МДК-3 (поздняя, серийная версия) является дальнейшим развитием машины МДК-2м и предназначена для отрывки окопов и укрытий для техники, котлованов под фортификационные сооружения. Базовая машина - многоцелевой тяжелый гусеничный транспортер-тягач МТ-Т, разработаный харьковским КБ им. А.А.Морозова и выпускавшийся с 1976 по 1991 гг. харьковским машиностроительным завод им.Малышева.

При отрывке котлованов разрабатываемый грунт укладывается в одну сторону влево от котлована в виде бруствера. В отличие от МДК-2м котлованная машина МДК-3 при отрывке котлована двигается задним ходом, отрывая за один проход котлован глубиной до 1,75 м. Вспомогательным оборудованием является мощное бульдозерное оборудование и рыхлитель для мерзлых грунтов, что значительно повысило возможности машины по сравнению с предшествующей. Техническая производительность машины - 500 - 600 м3/ч; транспортная скорость - 65 км/ч.


Опытная котлованная машина МКМ на базе гусеничного тягача АТ-Т в транспортном положении. Фотография из архива автора сайта techstory ru.


Котлованная машина МДК-2 на базе гусеничного тягача АТ-Т в транспортном положении. Фотография из архива автора сайта techstory ru.


Отрывка котлована машиной МДК-2. Фотография из архива автора сайта techstory ru.


Котлованная машина МДК-2м на гусеничном тягаче АТ-Т в транспортном положении. Фотография из архива автора сайта techstory ru.


Котлованная машина МДК-3 на базе гусеничного тягача АТ-Т в транспортном положении, вид спереди. Опытный образец. Фотография из архива автора сайта techstory ru.


Котлованная машина МДК-3, вид спереди. Опытный образец. Фотография из архива автора сайта techstory ru.


Отрывка котлова машиной МДК-3. Фотография из архива автора сайта techstory ru.


Котлованная машина МДК-3 на гусеничном тягаче МТ-Т в транспортном положении на испытаниях. Фотографии из архива Харьковского КБ им.А.А.Морозова.




Котлованная машина МДК-3 на гусеничном тягаче МТ-Т в работе. Фотографии из архивов Харьковского КБ им.А.А.Морозова.


Котлованная машина МДК-3 на гусеничном тягаче МТ-Т. Автор фото А.Кравец.

Землеройные машины ДЗМ и ПЗМ

Полковая землеройная машина ПЗМ-2 относится к траншейно-котлованным машинам, предназначеным для отрывки траншей и котлованов при фортификационном оборудовании позиций, районов расположения войск и пунктов управления. В талых грунтах машина обеспечивает отрывку траншей и котлованов, в мерзлых - только траншей.

Рабочее оборудование машины - цепное бесковшовое с роторным метателем. Техническая производительность при отрывке котлованов - 140 м3/ч, траншей - 180 м3/ч. Размеры отрываемой траншеи: ширина 0,65 - 0,9 м, глубина - 1,2 м; размеры котлованов: от 2,5 до 3,0 м глубиной до 3 м.

Бульдозерное оборудование может использоваться для засыпки траншей, канав и ям, а также для очистки дорог в зимнее время. Лебедка с тяговым усилием 5 т используется при самовытаскивании и для обеспечения необходимого тягового усилия при отрывке котлованов и траншей в мерзлых грунтах с переувлажненной поверхностью.

Землеройная машина ПЗМ-2 смонтирована на колесном тягаче Т-155 Харьковского тракторного завода. На нем установлен двигатель СМД-62 мощностью 165 л.с.

Дивизионная землеройная машина ДЗМ - опытный образец прицепной траншейно-котлованной машины, оснащенной двумя цепными бесковшовыми рабочими органами. В качестве тягача использован колесный МАЗ-538.



Землеройная машина ПЗМ-2 на базе трактора Т-155 1991 г.выпуска. Фотографии из архива автора сайта techstory ru


Землеройная машина ПЗМ-2 на базе трактора Т-155. Фотография из архива автора сайта techstory ru.


Землеройные машины ПЗМ-2. Фотография сделана в г.Н.Новгороде О.Чкаловым.


Землеройная машина ПЗМ-2. Фотография из архива автора сайта techstory ru.




Отрытие траншеи землеройной машиной ПЗМ-2. Фотографии предоставлены директором ООО "Брянского управления механизации спецтехники" И.Драчевым.


Землеройная машина ПЗМ-2 на базе БУМ. Фотография предоставлена директором ООО "Брянское управление механизации спецтехники" И.Драчевым.


Землеройная машина ДЗМ в транспортном положении. Фотография из архива автора сайта techstory ru.

Так уж получилось, что информации об инженерной технике в сети очень мало. Подобные материалы можно найти только на узкоспециализированных сайтах и в технической литературе и, обычно, только в том случае, если речь идет о неких аналогах "народнохозяйственной" техники. Оно и понятно - подобные машины не особенно интересны среднестатистическому любителю военной техники и истории.

Именно это печальное обстоятельство и побудило меня написать данную статью. Я решил написать о чем-то более или менее понятном для сообщества, о том, что мы наблюдаем чуть не каждый день - машинах для механизации земляных работ.

"Отсутствие механизации столь трудоемких работ вызвало бы отрыв большого количества бойцов от выполнения других важных боевых задач на выполнение земляных работ, а самый процесс земляных работ мог бы повлечь утомление бойцов и понижение боеспособности войск" - Чистяков Г.П. 1939 год

ПЛУЖНЫЙ ТРАНШЕЕКОПАТЕЛЬ

Начало механизированной отрывке траншей было положено принятием на вооружение плужных траншеекопателей. Их развитие, в первую очередь, опредеялось тяговыми мощностями тракторов и танков.

Плужный траншеекопатель №1 был принят на вооружение в 1932 году. При буксировке его одним трактором глубина траншей получалась явно недостаточной - 0,5м.

В 1934 году был принят на вооружение плужный траншеекопатель №2, который мало чем отличался от предшественника, главным образом - увеличенными размерами. Глубина траншей предполагалась до 1м, но требовалась тяговое усилие более 100кН. Два трактора ЧТЗ-60 , тягая этот девайс, не могли обеспечить отрывку метровой траншеи за один проход.

В 1936 году копатель №2 (и 1) были модернизированы, в результате чего на свет появился КВ-3.
Наибольшая глубина траншеи, не превышала 0,6 м. При этом для работы с КВ-3 требовались специальные трактора, имевшие гидропривод, например, "Сталинец" .

Во время Великой Отечественной Войны был разработан копатель ПТК специально рассчитанный для работы с тяжелым танком, однако, и эта конструкция оказалась неудачной.

В 1949 году был создан ПЛТ-60 . Работал в сцепке с трактором С-80 . При глубине траншеи 0,6м имел производительность 2,5 км/ч.


ТРАНШЕЙНЫЕ МАШИНЫ

Оснащение войск траншейными экскаваторами осуществлялось вначале на основе отбора и испытания народнохозяйственных образцов, а затем (существенно позднее) - путем создания специальных войсковых моделей.

Аналогичная ситуация наблюдалась со всеми без исключения классами войсковой землеройной техники, как, впрочем, и со многими другими видами инженерных машин. Попробуем разобраться, с чем это связано...
Землеройная техника имеется в большинстве инженерно-саперных частей и во всех инженерно-саперных подразделениях общевойсковых частей. Задачи, выполняемые расчетами землеройных машин, это, прежде всего, позиционные задачи. Позиционные задачи тесно связаны с мудрёным понятием "фортификация". Если по-русски, суть позиционных задач - помочь общевойсковым частям и подразделениям "зарыться в землю".
На самом деле, чисто "военные" земляные работы от прочих сильно не отличаются. Так в чем же разница? Дело в том, что помимо производительности и экономичности в такой технике ценятся и другие качества. По этой причине армейские и "народнохозяйственные" машины при внешнем сходстве и одинаковых названиях имеют разные ТТХ. Но следует заметить - речь идет скорее о ТТХ базовых машин, рабочие органы, отличаясь своими характеристиками, принципиально от "гражданских" не отличаются. На протяжении многих десятков лет надобности в специальных армейских базах просто не было. Однако после Великой Отечественной Войны командование инженерных войск сделало вывод о необходимости установки специальных машин и оборудования на максимально маневреные и относительно скоростные базы. В этот период (40-60-е годы), с целью унификации и удешевления, были приняты на вооружение базовые машины уже применяющиеся в войсках (в других родах войск). Позже, после известных событий в ЧССР, по итогам отлично спланированной и блестяще проведенной Советской Армией операции, выяснилось, что инженерные машины отстают на марше от общевойсковых частей и подразделений. После этого началась разработка базовых машин специально для инженерных войск.


Началось все в середине 30-х годов с испытаний отдельных зарубежных образцов. Так, в 1934 году на военно-инженерном полигоне был испытан траншейный экскаватор Барбер-Грин (США), в 1935 году он был освоен промышленностью и под маркой МК-1 принят на вооружение.

Наш первенец был предназначен для рытья траншей глубиной до 2,25 м и шириной до 0,775 м. Экскаватор имел 10 ковшей емкостью по 35 л, поперечный конвеер с вылетом 2,8 м, автомобильный двигатель ЗИС-5 мощностью 73 л.с, отрегулированный на 55 л.с.
Опытные образцы были изготовлены на Дмитровском механическом заводе. В рапорте предприятия в адрес Московского комитета ВКП(б) и Наркомтехпрома говорилось, что экскаватор МК-1 был изготовлен в ходе социалистического соревнования в честь XII съезда партии.
Производительность составляла около 90м3/ч, что дает 50 м/ч уставной траншеи полного профиля. Это при транспортной скорости 3 км/ч. Такие, весьма скромные, ТТХ военных не устраивали, однако, машина была вынужденно, за неимением лучшего, принята на вооружение.

В 1939 году начальником инженерного управления были утверждены требования на проектирование принципиально новой машины - роторного траншейного экскаватора КГ-65 . Но, к сожалению, вмешалась война...

Быстроходная траншейная машина БТМ предназначена для отрывки траншей и ходов сообщения в грунтах до III категории включительно с отвалом вынутого грунта по обе стороны отрываемой траншеи. В качестве рабочего оборудования применен ротор с 8-ю ковшами емкостью по 160 л. Максимальная производительность машины при ширине траншеи по верху 1,1 м, по дну - 0,6 м и при глубине 1,5 м - 800 м/ч.
Машина разработана на базе Изделия 409У, или, по другому, тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т , спроектированого и разработанного на харьковском машиностроительном заводе им. Малышева под руководством известного советского танкостроителя А.А. Морозова. Выпускались эти машины с 1950 по 1979 гг.
На тягаче установлен дизельный двигатель А-401 мощностью 415 л.с., позволяющий развивать транспортную скорость до 35 км/ч. Запаса топлива хватает на 500 км хода или 10-12 часов работы в грунте. Кабина герметизирована, снабжена фильто-вентиляционной установкой, экипаж - 2 человека. Вес машины - 26,5 т.
Выпуск траншейных машин БТМ начат с 1957 г. на Дмитровском экскаваторном заводе. Подъем-опускание ротора осуществлялся тросо-блочной системой с помощью П-образной рамы. Ковши были закрытого типа, что сказывалось на производительности машины: при работе на глинистых и влажных грунтах ковши забивались землей и в вертикальном положении не очищались, поэтому требовалось их очищать вручную.
Предположительно, этот недостаток устранен на модификации машины БТМ-2, на котором применены ковши с цепными днищами.
На дальнейшей модификации БТМ-3 изменен механизм подьема-опускания ротора и выпускались такие машины до конца 70-х гг

На траншейной машине БТМ-4 , выпускавшейся с 1978 г. в качестве базы применен многоцелевой гусеничный тягач МТ-Т.

В 1978 году появилась новая траншейная машина - ТМК

Траншейная машина ТМК представляет собой колесный тягач МАЗ-538, на котором смонтированы рабочий орган для отрывки траншей и бульдозерное оборудование. Машина позволяет производить отрывку траншей в грунтах до IV категории включительно. Отрыв траншей в талых грунтах при глубине 1,5 м осуществляется со скоростью 700 м/ч, в мерзлых грунтах 210 м/ч.
Рабочий орган роторный, бесковшового типа. В состав рабочего оборудования входят механическая трансмиссия привода и гидравлический механизм подъема и опускания рабочего органа. На раме рабочего органа устанавливаются откосники пассивного типа, обеспечивающие образование наклонных стенок траншеи. Поднятый из траншеи грунт с помощью метателей разбрасывается по обоим сторонам траншеи.
Установленное вспомогательное бульдозерное оборудование с шириной отвала 3,3 м позволяет производить планировку местности, засыпку ям, рвов, рытье котлованов и т.п.
Базовый полноприводный колесный тягач МАЗ-538 оснащен двигателем Д-12А-375А мощностью 375 л.с.
Изготовливался экскаватор ТМК с 1975 г. на Дмитровском экскаваторном заводе. Позже выпускалась модернизированная траншейная машина ТМК-2 .

Мнение Ю.Веремеева о машинах серии ТМК:

"Окоп на мотострелковое отделение имеет длину около 100 метров и требует для отрывки малыми пехотными лопаткам (то, что все называют саперными лопатками, в действительности называется "малая пехотная лопата", в отличие от "большой саперной лопаты") трудозатраты 200-300 чел.часов, большими лопатами, коих у пехоты обычно нет, - 100-150 чел. часов. Проще говоря, отделение будет отрывать свой окоп минимально 2-3 дня. Что то я не уверен, что противник даст пехоте столько времени на обустройство обороны. Машина же сделает это буквально за 15-20 минут. Пехоте останется только дооборудовать стрелковые ячейки, перекрытую щель. А с этим они справаться за пол-дня
Опорный пункт мотострелкового взвод имеет протяженность основных окопов и ходов сообщения 900 метров. Это 2.5-4 часа работы ТМК или около недели напряженнейшего труда всего личного состава взвода.
А ведь окоп, согласно оперативно-тактических нормативов обеспечивает устойчивость обороны 1:3, а то и 1:4. Проще говоря, мотострелковое отделение, зарытое в землю, без особого напряжения и потерь отбивает атаку мотопехотного взвода. А если учесть опыт обеих чеченских войн, то обученная и стойкая пехота с грамотными командирами может держать перед своими окопами противника неделями.
Недаром же во всех войнах после успешного прорыва обороны военачальник требовали настойчиво и круглосуточно преследовать отходящего противника и на пределе возможности. Главное - не дать ему остановиться. Позволить вражеской пехоте остановиться и хотя бы немного окопаться, означало по большей части, что наступление на этом и закончилось.
Такова вот значимость этой неуклюжей и вроде бы как небоевой машины."

"В лихие девяностые годы эти машины вначале стали брать предприниматели, занимающиеся различными дорожно-строительными работами и прокладкой коммуникаций. Но тут же выяснилось, что ресурс крайне мал и не обеспечивает даже самоокупаемости машины, а весовые ограничения, налагаемые военным заказчиком, заставили конструкторов уменьшить запас прочности деталей. При интенсивной коммерческой эксплуатации машины очень часто выходят из строя, а ремонт очень затруднен отсутствием уникальных запасных частей."

Траншея, отрываемая ТМК:

Котлованные машины

Котлованные машины появились сравнительно недавно. Их развитие связано с требованиями к защите войск от ядерного оружия. На самом деле, для отрывки котлованов вполне можно использовать одноковшовые экскаваторы и бульдозеры, но их производительность не дает необходимой скорости производства работ.

В 1962 году была принята на вооружение машина МДК-2

Котлованная машина МДК-2 представляет собой землеройную машину на базе тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т (выпускался с 1950 по 1979 гг. харьковский машиностроительный завод им.Малышева) и предназначена для отрывки котлованов размером 3,5 Х 3,5 м любой длины в различных грунтах до IV категории включительно. Имеющееся на машине бульдозерное оборудование позволяет производить планирование площадки перед отрывкой котлована, очистку и выравнивание дна котлована, засыпку ям, рвов, траншей и котлованов и т.п.
При отрывке котлованов разрабатываемый грунт укладывается в одну сторону вправо от котлована в виде бруствера на расстоянии 10 м. За один проход углубление составляет 30-40 см. Тип рабочего органа - фреза с метателем; техническая производительность - 300 м3/ч; транспортная скорость машины - 35,5 км/ч.

Ю.Веремеев пишет:

"Машина прочная, надежная, безотказная. В армии не,было до появления машины МДК-3 (впрочем в войска их успели поставить очень мало, началась горбачевская "перестройка") более производительной землеройной машины. Для сравнения - экскаватор имеет производительность 40 куб.м в час. Окоп для танка машина отрывает буквально за 10 минут, причем доработки вручную не требуется. Кабина просторная, теплая (двигатель под полом кабины)."

Котлованная машина МДК-3 является дальнейшим развитием машины МДК-2м и предназначена для отрывки окопов и укрытий для техники, котлованов под фортификационные сооружения. Базовая машина - многоцелевой тяжелый гусеничный транспортер-тягач МТ-Т, разработаный харьковским КБ им. А.А.Морозова и выпускавшийся с 1976 по 1991 гг. харьковским машиностроительным заводом им.Малышева.

При отрывке котлованов разрабатываемый грунт укладывается в одну сторону влево от котлована в виде бруствера. В отличие от МДК-2м котлованная машина МДК-3 при отрывке котлована двигается задним ходом, отрывая за один проход котлован глубиной до 1,75 м. Вспомогательным оборудованием является мощное бульдозерное оборудование и рыхлитель для мерзлых грунтов, что значительно повысило возможности машины по сравнению с предшествующей. Техническая производительность машины - 500 - 600 м3/ч; транспортная скорость - 65 км/ч.

Мнение Веремеева:

"Заменить старую машину МДК-2м новая машина не смогла. Она получилась пееретяжеленная и громоздкая. Использовать в полной мере свою фантастическую производительность машина может только при отрывке котлованов больших объемов, каких в звене полк - дивизия не требуется. Возможно она была бы хороша в ракетных войсках стратегического назначения при отрывке укрытий для ракетных установок, но для них и глубина и ширина котлованов нужна больше, чем может дать МДК-3. Небольшое количество этих машин может пригодиться для батальонов оборудования пунктов управления (ИПОЗБ) звена армия-фронт.
Для полка лучше (при всех ее недостатках) гораздо более легкая, компактная, проходимая машина ПЗМ-2, а для дивизии все же МДК-2м."

Универсальные машины ПЗМ

Первая универсальная машина, приспособленная для отрывки траншей, котлованов, щелей и обсыпки форт.сооружений появилась в 1968 году...

Полковая землеройная машина ПЗМ является универсальной землеройной машиной предназначенной для отрывки как траншей, так и котлованов, засыпки котлованов, устройства пологих спусков. Один и тот же рабочий цепной орган используется и для траншей и для котлованов. Кромке того, машина имеет вспомогательное бульдозерное оборудование и лебедку.
Глубина отрываемой траншеи до 1.2м. скорость отрывки траншеи от 35м. в час в мерзлых и скальных грунтах до 200 м. в час в легких грунтах.. Глубина отрываемых котлованов до 3м., ширина котлована до 3.5м. Производительность по объему вынимаемого грунта 180 куб.м. в час.
Вынимаемый грунт укладывается влево или вправо (направление выкладки задается механиком-водителем), от котлована или траншеи, образуя бруствер. Въезд и выезд в котлован может устраиваться в виде пологой аппарели задаваемого уклона или крутой аппарели.
Базовая машина - народнохозяйственный трактор Т-150. Мощность двигателя 240 л.с. Транспортная скорость 45 км. в час. Кабина герметизирована и машина может использоваться на зараженной местности. Машина оборудована лебедкой с тяговым усилием до 20т. Машина может десантироваться с самолетов парашютным способом. Вариант машины для воздушно - десантных войск кабины не имеет. Однако рабочий орган десантируется отдельно от базовой машины. Масса машины 12.8т. Экипаж машины по технической характеристике 2 человека, по штату 1 человек.

В 1974 году, после замены рабочего органа машина получила наименование ПЗМ-2


Землеройная машина ПЗМ-2 относится к траншейно-котлованным машинам, предназначеным для отрывки траншей и котлованов при фортификационном оборудовании позиций, районов расположения войск и пунктов управления. В талых грунтах машина обеспечивает отрывку траншей и котлованов, в мерзлых - только траншей.
Рабочее оборудование машины - цепное бесковшовое с роторным метателем. Техническая производительность при отрывке котлованов - 140 м3/ч, траншей - 180 м3/ч. Размеры отрываемой траншеи: ширина 0,65 - 0,9 м, глубина - 1,2 м; размеры котлованов: от 2,5 до 3,0 м глубиной до 3 м.
Бульдозерное оборудование может использоваться для засыпки траншей, канав и ям, а также для очистки дорог в зимнее время. Лебедка с тяговым усилием 5 т используется при самовытаскивании и для обеспечения необходимого тягового усилия при отрывке котлованов и траншей в мерзлых грунтах с переувлажненной поверхностью.

Примечание:

При написании статьи использованы материалы сайтов saper.etel.ru и techstory.ru

Машина для отрывки котлованов МДК-3 с конца восьмидесятых годов заменяет в инженерных войсках предыдущую версию котлованной машины: . Она предназначена для разработки различных грунтов, до IV категории включительно.

От МДК-2 её отличает более современное быстроходное гусеничное шасси, смонтированное на агрегатах артиллерийского тягача МТ-Т, трансмиссия которого доработана и дополнена ходоуменьшителем с гидрообъемной передачей. Значительно, в сравнении с предыдущей версией возросла производительность машины, а наличие рыхлительного оборудования позволяет производить и разработку мерзлого грунта, при его промерзании на глубину до 0,75 м. И можно сказать, что на данный момент МДК-3 является одной из самых мощных и высокопроизводительных машин такого класса, из находящихся на вооружении в инженерных войсках. Также отличительной особенностью является то, что рабочий ход машины, при разработке грунта рабочим органом, осуществляется задним ходом.

МДК-3 оснащена бульдозерным оборудованием, позволяющим перекашивать отвал на углы до 26 о в ту или иную сторону. Что позволяет производить оборудование горизонтальных площадок на косогорах.

Технические характеристики МДК-3:

МТ-Т
фреза

Двигатель

В-46-4

Мощность, кВт/л.с.

520/710

Габарит. размеры

длина, м 10,22
ширина, м 3,23
высота, м 4,04

В рабочем положении

длина, м 11,75
ширина, м 4,6
высота, м 3,25

Масса, кг

39500

Транспортная скорость, км/ч

65

Запас хода по топливу, км

500

Техническая производительность м 3 /ч

800

Размеры отрываемой траншеи

ширина по дну, м 3,7
глубина, м 3,5

Среднее удельное давление кгс/см 2

0,78
I...IV

Макс. угол подъема, град

30

Глубина преодолеваемого брода, мм

1500

Ширина отвала, мм

есть

Рыхлитель, м

0,75

Технические характеристики:

Масса заправленной машины с индивидуальным
комплектом ЗИП без расчета и навесного оборудования, кг

Масса навесного оборудования с индивидуальным комплектом ЗИП, кг

Удельная мощность с навесным оборудованием, кВт

Количество мест для сидения в кабине

Координаты центра масс (без навесного оборудования), мм:

по длине от оси ведущего колеса

по высоте грунта

Колея (расстояние между серединами гусениц

База (расстояние между осями крайних опорных катков)
с навесным оборудованием, мм

Длина опорной поверхности гусениц (с навесным оборудованием), мм

Ширина гусениц, мм

Дорожный просвет (с навесным оборудованием), мм

Не менее 425

Среднее удельное давление на грунт без учета погружения гусениц, МПа:

без навесного оборудования

с навесным оборудованием

Минимальный радиус поворота машины на первой передаче
относительно продольной оси машины), м

Углы наклона (свеса), ограничивающиеся наклоном ветвей гусеницы (без навесного оборудования), градусы:

передний

Угол въезда (съезда) на аппарель (рампу), градусы

Не более 20

Габаритные размеры, мм:

В разгар январских снегопадов в прессе появились сообщения с заголовками вроде« Улицы в Нижнем Тагиле чистят танки». Правда, в самих сообщениях авторы сознавались, что« танки» в заголовке возникли для красного словца. На самом деле произошло то, что уже не раз случалось в истории: на помощь гражданскому населению вышла военная инженерная техника. Эти машины и в самом деле имеют много общего с танками, но главное — в отличие от танков они могут быть полезны не только во время войны.

«В любом наступлении саперы всегда идут первыми», – с гордостью говорят солдаты и офицеры инженерных войск. Благодаря разнообразной технике, находящейся на вооружении у саперов, армию сегодня не остановят ни минные поля, ни горящие руины, ни леса и болота, ни изрезанный водными потоками пересеченный рельеф.

Олег Макаров

Посмотреть на необычную, и потому довольно устрашающе выглядящую, хоть и лишенную пушек и пулеметов инженерную технику команде «ПМ» довелось в расположении бригады Инженерных войск России в подмосковном Нахабино. Такие смотры российские саперы устраивают обычно в канун своего профессионального праздника — 21 января. Надо сказать, что зима — отличное время для демонстрации машин, которые должны в любое время года и в любых условиях прокладывать дорогу войскам, движущимся вперед, и создавать укрепления в случае оборонительных действий.


Когда-то видный военачальник времен Второй мировой генерал Дж. С. Паттон заметил: «В мое понимание до сих пор не укладывается, как можно вести продолжительные боевые действия при температуре ниже нуля». Недоумение американского генерала в России может вызвать только улыбку: зимой у нас гнали немцев от Москвы, добивали Паулюса в Сталинграде, прорывали и снимали ленинградскую блокаду. Но холод есть холод, и с промерзшим до состояния бетона грунтом обычной саперной лопатке справиться трудновато. Для быстрого устройства окопов в условиях зимы саперы применяют сегодня специальные заряды на основе тротила. После взрыва промерзшая земля разрыхляется, и ее можно относительно легко выбрать с помощью лопаты. Если же нужны другие масштабы и объемы, когда, например, необходимо укрыть за земляными заграждениями танки и БМП, не обойтись без тяжелой техники.


Инженерная машина разграждения — пожалуй, самая универсальная машина инженерных войск. Она не только пробивает завалы, но может корчевать лес, убирать препятствия краном, копать и прокладывать дороги.

Как корабль на волнах

Машина для отрывки котлованов МДК-3 — это настоящий корабль. Сделанный на основе армейского гусеничного транспортера-тягача МТ-Т, МДК-3 имеет длину более 10 м. Сходство с морским судном усиливается, когда эта техника начинает работу. На корме машины расположена роторная фреза с метателем. В походном положении она поднята, в рабочем режиме ее опускают вниз. МДК-3 движется задним ходом, фреза вращается, отрывая широкую траншею, в которую через некоторое время начинает погружаться сама машина, высоко задирая при этом носовую часть. Будто корабль на волнах. Влево и вверх уходит струя земли, смешанной со снегом, и, похоже, для этого монстра время года не так важно — он готов вгрызаться в грунт всегда и везде. Особенно если учесть, что МДК-3 кроме фрезы имеет в своем арсенале и рыхлитель, как раз для предварительной обработки замороженной земли.


Первая отечественная инженерная машина разграждения была выпущена в 1969 г. и базировалась на шассии танка Т-55. С тех пор сменились два поколения: ИМР-2 основывалась уже на шасси танка Т-72, а самая новая ИМР-3 — на шасси танка Т-90. Машина предназначается для прокладывания колонных путей передвижения по пересеченной местности, в лесах, в городских завалах. В случае применении экскаваторного ковша, может использоваться для отрывки котлованов.


Бульдозерная часть ИМР может работать в нескольких режимах. Первый — двухотвальный, когда для пробивания заграждений и снежных заносов отвалы соединяются под углом в стреловидный «таран». Второй — бульдозерный: в этом случае оба отвала поставлены в один ряд, перпендикулярный направлению движения. И, наконец, грейдерный режим дает возможность поставить оба отвала в одну линию наискось, чтобы сгребать грунт, гравий, снег на одну из обочин прокладываемого пути.


Фактически ИМР создана для действий в условиях ядерной войны: броня в 10 раз ослабляет действие радиации, кабина оснащена фильтро-вентиляционной установкой, а кроме того, все манипуляции с рабочими органами экипаж может проводить, не покидая кабины и не подвергая себя опасностям зараженной среды. Именно поэтому ИМР сыграли выдающуюся роль в ликвидации последствий Чернобыльской аварии: машины разгребали завалы и монтировали конструкции саркофага. ИМР использовались и в боевой обстановке, в частности командировались в Афганистан, а в Чечне принимали участие в строительстве горных рокад для переброски войск. Поскольку машина смонтирована на танковом шасси, у нее, как и у танков довольно дорогой моторесурс.

Инженерная машина разграждения (ИМР) — да-да, именно та самая, что выходила чистить снег в Нижнем Тагиле — готовится принять участие в огненном шоу. Она действительно сделана на танковом шасси, только вместо вращающейся башни — телескопическая крановая стрела с универсальным захватом. Бойцы-саперы сложили из кусков фанеры, деталей мебели, старых дверей, бревен, досок, стертых шин и пластиковых канистр баррикаду высотой метра полтора, призванную имитировать огневые завалы на пути войск.


Машина для отрывки котлованов. МДК-3 — машина со специфическими задачами. Ее использование целесообразно, когда требуется отрыть укрытия для техники, крупные убежища и огневые сооружения. Для рытья обычных окопов подойдет техника поменьше, хоть и не столь впечатляющая на вид. Речь идет, например о полковой землеройной машине (ПЗМ-2), которая создана на базе колесного тракторного тягача Т-155 и оснащена бесковшовым рабочим органом.

Машина оснащена роторной фрезой с метателем, отбрасывающим в сторону вынутый грунт и укладывающим его в виде бруствера. Также МДК-3 оснащена бульдозерным отвалом, одна из функций которого — выравнивать днище выкопанных котлованов. Конструктивно предусмотрен рыхлитель для подготовки мерзлого грунта. МДК-3 способна отрывать котлованы неограниченной длины, шириной по дну 3,7 м, и глубиной до 3,5 м (1,75 м за один проход). Производительность машины 500−600 кубометров вынутого грунта в час. Достаточно представить себе эти сотни тонн земли, чтобы ощутить всю мощь этой инженерной машины.

Даже щедро политый соляркой, весь этот хлам не спешит разгораться на ветру. Тем временем экипаж ИМР деловито хлопочет около своей машины, весящей более 40 т. Ее главный рабочий орган — тяжелый, мощный, управляемый гидравликой бульдозерный отвал. Точнее, отвала два, но при прокладке проходов через завалы они ставятся под углом друг к другу, образуя могучий стреловидный таран. И вот дерево пылает, покрышки чадят, а экипаж ИМР получает команду на начало упражнения. Машина окутывает себя облаком плотного сизого выхлопа, начинает движение вперед и… — кто бы мог подумать! — пробивает баррикаду одним махом, лишь жалобно кряхтят деревяшки, попавшие в траки. Ну а за ИМР остается свободный ровный проход, по которому можно идти, бежать и даже ехать.

МДК-3 - армейская машина, предназначенная для отрывки котлованов под укрытия для техники или личного состава, навесной роторный траншейный экскаватор поперечного копания.

Создана для инженерных войск.

Спроектирована на базе тягача МТ-Т, является дальнейшим развитием машины МДК-2М. Рабочий орган МДК-3 представляет собой роторную фрезу с отбрасывателем. Машина оборудована регулируемым бульдозерным отвалом и рыхлителем. Кабина экипажа расположена в передней части корпуса машины. Кабина герметизирована, вмещает до пяти человек, включая водителя.

Расчёт - 2 человека. Размеры отрываемых котлованов: ширина по дну 3,7 м, глубина до 3,5 м.

Технические характеристики

  • Длина в транспортном положении 10,22 м, длина в рабочем положении 11,75 м; ширина в транспортном положении 3,23 м, ширина в рабочем положении 4,6 м; высота в транспортном положении 4,04 м, высота в рабочем положении 3,25 м.
  • Масса 39,5 т.
  • Двигатель В-46-4, мощностью 710 л. с. (522 кВт).
  • Запас хода 500 км.
  • Транспортная скорость по шоссе 65 км/час.
  • Производительность: 1000 м³/час.
  • Удельное давление на грунт 0,78 кгс/см².
  • Преодолеваемое препятствие: брод глубиной до 1,5 м, угол подъема до 30°.