"быстрый". Быстрый (миноносец) Как появился новый класс корабля – эсминец

Эскадренные миноносцы проекта 956.

Эскадренные миноносцы проекта 956 (Тип «Сарыч», код НАТО — Sovremenny class destroyer). Основным назначением корабля считалось - оказание огневой поддержки десанту в районе высадки, уничтожение противодесантной обороны, техники и живой силы, нанесения артиллерийских ударов по боевым кораблям и судам противника. Головной корабль «Современный ». Эсминцы проекта 956, официально причисленные к кораблям 1 ранга.

На данный момент в составе ВМФ России:

- КТОФ -"Бурный" (ремонт), "Быстрый", "Безбоязненный"(резерв)

- КСФ - "Адмирал Ушаков".

- ДКБФ - "Беспокойный" (резерв), "Московский комсомолец"/"Настойчивый".

Итого: действующих эсминцев проекта 956 на 2013 год - 3 единицы

Эскадренный миноносец Современный.

Эсминец Современный - Спущен на воду 18 ноября 1978г., и вступил в строй 25 декабря 1980г. и уже 3 февраля 1981г. вошел в состав Северного флота (СФ - 56 брэм 7 опэск).

В апреле 1984г. принял участие, в составе КУГ, аж в 3х учениях СФ -«Атлантика-84», «Заполярье-84», и мае «Эскадра-84».

С 15 января по 4 июня 1985г. боевая служба в Средиземном море с ТАКР «Киев », крейсером «Вице- адмирал Дрозд », БПК «Маршал Тимошенко », «Стройный » и эсминцем «Отчаянный ».

28 августа- 26 сентября 1988г. осуществлял контроль, совместно с БПК «Стройный »и Эм «Неудержимый », за учениями НАТО «Тим уорк-88» в Норвежском море со слежением за авианосцем ВМС США «Форрестолом\ Forrestal».

Бортовые номера: 670(1980), 760(1981), 618(1982), 680(1982),402(1982), 441(1984), 431(1988), 420(1990), 402(1992), 431(1998), 753

Списан: 1998г.

Эскадренный миноносец Беспокойный.


Эсминец Беспокойный - Спущен на воду 9 июня 1990., и вступил в строй 28 декабря 1991г. и уже 29 февраля 1991г. на корабле был поднят Андреевский флаг.

24 августа 1992г. вошел в состав Балтийского флота, в состав 128-й бригады надводных кораблей 12-й дивизии ракетных кораблей.

С 10 по 20 октября 1994г. обеспечивал визит в Санкт-Петербург английской королевы, за что был награждён грамотой Президента России.

В 1995г. принял участие в учениях «Балтопс-1995».

В 1996г. был флагманским кораблём во время учения «Балтопс-96».

В 1997г. участвовал в учениях «Балтопс-97».

В 2001г. участвовал в учениях «Балтопс-2001».

Бортовые номера: 678(1992), 620(1993).

В настоящее время находится в резерве 1-й категории.

Эскадренный миноносец Бесстрашный.


Эсминец Бесстрашный - Спущен на воду 28 декабря 1991г., и вступил в строй 30 декабря 1993г. и уже 17 апреля 1994г. вошел в состав Северного флота (СФ - 56 брэм 7 опэск).

В мае 1994г. нанёс визит в Осло (Норвегия)

С 21 декабря 1994г. по 22 марта 1996г. боевая служба в Средиземное море. В ходе службы посетили в конце января Тартус (Сирия), а феврале Мальту.

В 2004г. получил новое имя «Адмирал Ушаков», имя корабль унаследовал от Краснознаменного тяжелого атомного ракетного крейсера Северного флота, исключенного из боевого состава ВМФ в июне 2002 года.

Бортовые номера: 694(1993), 678(1995), 434(1996).

Эскадренный миноносец Безудержный.


Эсминец Безудержный - Спущен на воду 30 сентября 1989г., и вступил в строй 25 июня 1991г. и уже 30 июля 1991г. вошел в состав Северного флота (СФ-43-й дивизии ракетных кораблей 7-й оперативной эскадры)

С декабря 1991г. по декабрь 1994 эсминец находился в губе Ура, обеспечивая охрану и оборону ТАКР «Адмирал Кузнецов » в пункте базирования.

5 июля 1992г. года участвовал в совместном учении с отрядом американских кораблей в Баренцевом море.

С 26 по 31 мая 1993г. посетил с официальным визитом порт Нью-Йорк для празднования юбилея 50-летия Битвы за Атлантику, после чего провели упражнения по маневрированию и связи совместно с ВМС США.

9 декабря 2007г. был переименован в «Гремящий » и на корабле был поднят гвардейский флаг.

Бортовые номера: 682(1991), 444(1992), 435(1993), 406(1994). Списан: 2012г.

Эскадренный миноносец Безупречный.


Эсминец Безупречный - Спущен на воду 25 июля 1983г., и вступил в строй 6 октября 1985г. и уже 7 января 1986г. вошел в состав Северного флота (СФ-56 брэм 7 опэск)

Август - декабрь 1986г. боевая служба в Средиземном море.

С 4 по 17 марта 1989г. боевая служба в Средиземном море осуществление слежения за учениями НАТО «Норд Стар» и следил за авианосцем «Америка».

4 января по 25 июля 1991г. боевая служба в Средиземное море (совместно с ТАРКР «Калинин»).

Бортовые номера: 820(1985), 430(1986), 681(1987), 459(1987), 413(1990), 417(1992), 455(1994), 439(1995). Списан: 2001г.

Эскадренный миноносец Бурный.


Эсминец Бурный - Спущен на воду 30 декабря 1986г., и вступил в строй 30 сентября 1988г. и уже 9 ноября 1988г. вошел в состав Балтийского флота (БФ-76 бррк 12 дрк) . 13 ноября 1989г. перешел на Тихоокеанский флот (ТОФ- 193 брплк).

С 3 января по 20 июля 1991г. боевая служба в Южно-Китайском море с базированием в Камрани (Вьетнам).

В августе 1998г. участие в Российско- Американских учениях по оказанию помощи в чрезвычайных ситуациях.

В августе 2005г. боевая служба в Японском море и участие, совместно с БПК «Маршал Шапошников » в совместных российско-китайских учениях «Мирная миссия 2005».

Бортовые номера: 677(1988), 795(1989), 722(1990), 778(1994). Списан: С 2005г. находится в ремонте.

Эскадренный миноносец Быстрый.


Эсминец Быстрый - Спущен на воду 28 ноября 1987г., и вступил в строй 30 сентября 1989г. и уже 30 октября 1989г. вошел в состав Балтийского флота (БФ-76 бррк 12 дрк) . 13 ноября 1989г. перешел на Тихоокеанский флот (ТОФ - 175 бригады ракетных кораблей 10-й ОПЭСК).

С 21 по 23 июня 1990г. участвовал в учениях Балтийского флота под флагом Главнокомандующего ВМФ.

С 15 сентября по 3 ноября 1990г. совершил межфлотский переход на ТОФ вместе с крейсером РКР «Черовна Украина ».

С 24 по 26 апреля 1991г. эсминец участвовал в учениях по обеспечению ПВО и ПЛО ТАКР.

17 февраля 1992г. оказывал помощь при тушении пожара на БПК «Адмирал Захаров » в Амурском заливе.

с 18 по 22 апреля 1992г. боевая служба в Японском море, совместно с ЭМ «Безбоязненным » проводил поисковую противолодочную операцию.

В период с 11 по 17 декабря 1997г. сопровождал АПЛ К-500, которая возвращалась с боевой службы.

с 17 по 19 мая 2010г. участвовал в учениях в районе Японского моря, совместно с ТАКР "Петр Великий ", РКР "Варяг " и БПК "Адмирал Пантелеев ".

В сентябре 2011г. участвовал в учениях Тихоокеанского флота, в составе РКР "Варяг ", БПК "Адмирал Виноградов" и БПК "Адмирал Трибуц ".

С 29 июня по 7 августа 2012г. участвовал в международные военно-морские учения "РИМПАК-2012".

Бортовые номера: 676(1989), 786(1991), 715(1993).

В строю.

Э ск адренный миноносец Боевой .


Эсминец Боевой - Спущен на воду 4 августа 1984г., и вступил в строй 28 сентября 1986г. и уже 5 ноября 1986г. вошел в состав Балтийского флота (БФ-76 бррк 12 дрк) . 13 ноября 1989г. перешел на Тихоокеанский флот (ТОФ - 175 бригады ракетных кораблей 10-й ОПЭСК).

С 4 апреля 1989г. по 23 сентября 1989г. боевая служба в Персидском заливе и Южно- Китайском море.

с 31 июля по 4 августа 1990г. совместно с БПК «Адмирал Виноградов » и танкером «Аргунь» под флагом адмирала Г. Хватова совершил дружеский визит в ВМБ Сан-Диего (США).

Бортовые номера: 678(1986), 640(20.12.1987), 728(1989), 770(1990), 720(1993)

Списан: 2010г.

Э ск адренный миноносец Ведущий .


Эсминец Ведущий - Спущен на воду 30 мая 1987г., и вступил в строй 30 декабря 1988г. и уже 7 августа 1989г. вошел в состав Северного флота (СФ- 56 брэм 7 опэск).

18 августа 1988г. был переименован в «Гремящий » и на корабле был поднят гвардейский флаг.

С 26 по 31 августа 1991г. в качестве флагманского корабля принимал участие в праздновании юбилея посвящённого памяти 50-летия первого северного конвоя «Дервиш».

С 25 по 1 июня 1993г. посетил с официальным визитом Ливерпуль (Великобритания) для празднования юбилея 50-летия Битвы за Атлантику.

9 мая 1995г. принял участие в юбилейном параде к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Бортовые номера: 680(1988), 684(1989), 605(1990), 420(1990), 739(1991), 439(1991), 429(1995), 404(2005).

Списан: 2006г.

Эск адренный миноносец Окрыленный.


Эсминец Окрыленный - Спущен на воду 31 мая 1986г., и вступил в строй 30 декабря 1987г. и уже 26 марта 1988г. вошел в состав Северного флота (СФ- 56 брэм 7 опэск).

4-17 марта 1989 с «Окрыленным» осуществлял контроль за учениями НАТО «Норд Стар» и слежение за «Америкой».

C 21-30 декабря 1988г. боевое охранение ТАРКР «Калинин » для обеспечения межфлотского перехода.

С 4-17 марта 1989г. в Норвежском море в составе КУГ осуществлял слежение за учениями НАТО «Норд Стар» за авианосцем «Ark Royal» и «Intrepid».

С 1 декабря 1989г. по 13 июня 1990г. боевая служба в Средиземном море, осуществлял слежение за авианосцем «D. Eisenhower».

С 4-23 января 1991г. сопровождение ТАРКР «Калинин » на боевую службу в Средиземное море.

Бортовые номера: 670(1986), 424(1988), 444(1990), 415(1996).

Списан: 1998г.

Эск адренный миноносец Осмотрительный.

Эсминец Осмотрительный - Спущен на воду 24 апреля 1982г., и вступил в строй 30 сентября 1984г. и уже 7 декабря 1984г. вошел в состав Балтийского флота (БФ- 76 бррк 12 дрк).

21 августа- 22 ноября 1985г. переход из Балтийска во Владивосток вокруг Африки в составе КУГ КР. «Фрунзе » и БПК «Адмирал Спиридонов » после чего был зачислен в состав 175 бригады ракетных кораблей 10 оперативной эскадры -ТОФ.

В середине 1986г. боевая служба в Южно-Китайском море.

С 15 февраля по 9 сентября 1988г. боевая служба в Персидском заливе, где осуществлял сопровождение и конвоирование кораблей.

Бортовые номера: 672(1984), 780(1986), 755(1986), 730(1992), 735(1993), 730(1997).

Списан: 1998г.

Эск адренный миноносец Отличный.



Эсминец Отличный - Спущен на воду 21 марта 1981г., и вступил в строй 30 сентября 1983г. и уже 15 декабря 1983г. вошел в состав Северного флота (СФ - 56 брэм 7 опэск).

17-24 января 1985г. совместные учения «Монкада-85» с ВМФ Кубы со слежением за авианосцем «Eisenhower».

С 20 января по 30 апреля 1986г. он нес боевую службу в Средиземном море. За время боевой службы участвовал в поисковой противолодочной операции «Молизит», принял участие в учениях ДКБФ «Дозор-86», а так же осуществлял слежение за авианосцами «Saratoga», «America», и «Enterprise».

С 26 мая по 18 декабря 1988г. боевая служба с ТАКР «Баку » в Средиземном море. В ходе службы осуществлял слежение за авианосцем «Eisenhower», а так же приняло участие в совместных учениях с Сирийскими ВМС.

Бортовые номера: 671(1983), 403(1985), 434(1988), 408(1990), 151(1991), 474(1992).

Списан: 1998г.

Эск адренный миноносец Отчаянный.


Эсминец Отчаянный - Спущен на воду 29 марта 1980г., и вступил в строй 30 сентября 1982г. и уже 24 ноября 1982г. вошел в состав Северного флота (СФ - 56 брэм 7 опэск).

С 17 октября по 6 ноября 1983г. боевая служба в Средиземном море и Атлантическом океане.

В апреле 1984г. принял участие, в составе КУГ, аж с 3х учениях СФ -«Атлантика-84», «Заполярье-84», и мае «Эскадра-84».

С 15 января по 4 июня 1985г. боевая служба вместе с ТАВКР «Киев », БПК «Вице- адмирал Дрозд », БПК «Маршал Тимошенко », «Стройный » в Средиземном море.

С 3 по 23 сентября 1987г. боевая служба в Северном море и Атлантическом океане, осуществлял слежение за авианосцем «Forrestal».

9-17 марта 1987г. боевая служба в Атлантическом океане с обеспечением межфлотского перехода с Балтики на СФ БПК «Маршал Устинов ».

3-23 сентября 1987г. боевая служба в Северном море и Атлантическом океане, осуществлял слежение за авианосцем «Forrestal».

Бортовые номера: 431(1981), 684(1982), 460(1984), 405(1987), 417(1990), 433(1990), 475(1991), 441, 417(1998).

Списан: 1998г.

Эск адренный миноносец Расторопный.


Эсминец Расторопный - Спущен на воду 4 июня 1988г., и вступил в строй 30 декабря 1989г. и уже 7 июля 1990г. вошел в состав Северного флота (СФ - 56 брэм 7 опэск).

С 26 по 31 августа 1991г. принимал участие в праздновании юбилея посвящённого памяти 50-летия первого северного конвоя «Дервиш».

Бортовые номера: 447(1989), 673(1990), 633(1990), 400(1992), 420(1993).

Списан: 2012г.

Эск адренный миноносец Стойкий.


Эсминец Стойкий - Спущен на воду 27.07.1985г., и вступил в строй 31.12.1986г. и уже 24 февраля 1987г. вошел в состав Тихоокеанского флота (ТОФ - 175 бррк 10 опэск).

С октября 1987г. по апрель 1988г. боевая служба в Персидском заливе, проводка конвоев в период Ирано Иракского конфликта.

С 15 января по июль 1990г. боевая служба в Южно Китайское море, Индийский океан, переход через Суэцкий канал в Средиземное море.

Бортовые номера: 679(1986), 645(1987), 719(1989), 727(1990), 743(1993).

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

«Быстрый»
до 9 марта 1902 года - «Плотва»

Эскадренный миноносец «Быстрый»

Служба: Россия Россия
Класс и тип судна Эскадренный миноносец
Порт приписки Санкт-Петербург
Организация Вторая Тихоокеанская эскадра
Изготовитель Невский завод
Спущен на воду 27 октября 1901 года
Введён в эксплуатацию 21 августа 1902 года
Выведен из состава флота 1905 год
Статус Потоплен в Цусимском сражении
Основные характеристики
Водоизмещение 440 т
Длина 64,1 м
Ширина 6,4 м
Осадка 2,82 м
Двигатели 2 вертикальных машины тройного расширения, 4 котла «Ярроу»
Мощность 5700 л. с.
Движитель 2 винта
Скорость хода 26,9 узла
Дальность плавания 1200 морских миль (12-узловым ходом)
Экипаж 4/62 чел.
Вооружение
Артиллерия 1 × 75-мм/50,
5 × 47-мм/35 Гочкиса
Минно-торпедное вооружение 3 × 381-мм ТА

История корабля

Напишите отзыв о статье "Быстрый (миноносец)"

Примечания

Литература

  • «Невки». Эскадренные миноносцы типа «Буйный» и его модификации; Афонин, Н. Н. - Изд-во: СПб: ЛеКо, 2005 г.; ISBN 5-902236-19-3
  • Александровский Г. Б. Цусимский бой. - Нью-Йорк: Rossiya Publishing Company, Inc., 1956.
  • Тарас А. Корабли Российского императорского флота 1892-1917 гг. - Харвест, 2000. - ISBN 9854338886 .

Ссылки

Отрывок, характеризующий Быстрый (миноносец)

Наташа в эту зиму в первый раз начала серьезно петь и в особенности оттого, что Денисов восторгался ее пением. Она пела теперь не по детски, уж не было в ее пеньи этой комической, ребяческой старательности, которая была в ней прежде; но она пела еще не хорошо, как говорили все знатоки судьи, которые ее слушали. «Не обработан, но прекрасный голос, надо обработать», говорили все. Но говорили это обыкновенно уже гораздо после того, как замолкал ее голос. В то же время, когда звучал этот необработанный голос с неправильными придыханиями и с усилиями переходов, даже знатоки судьи ничего не говорили, и только наслаждались этим необработанным голосом и только желали еще раз услыхать его. В голосе ее была та девственная нетронутость, то незнание своих сил и та необработанная еще бархатность, которые так соединялись с недостатками искусства пенья, что, казалось, нельзя было ничего изменить в этом голосе, не испортив его.
«Что ж это такое? – подумал Николай, услыхав ее голос и широко раскрывая глаза. – Что с ней сделалось? Как она поет нынче?» – подумал он. И вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты, следующей фразы, и всё в мире сделалось разделенным на три темпа: «Oh mio crudele affetto… [О моя жестокая любовь…] Раз, два, три… раз, два… три… раз… Oh mio crudele affetto… Раз, два, три… раз. Эх, жизнь наша дурацкая! – думал Николай. Всё это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь – всё это вздор… а вот оно настоящее… Hy, Наташа, ну, голубчик! ну матушка!… как она этот si возьмет? взяла! слава Богу!» – и он, сам не замечая того, что он поет, чтобы усилить этот si, взял втору в терцию высокой ноты. «Боже мой! как хорошо! Неужели это я взял? как счастливо!» подумал он.
О! как задрожала эта терция, и как тронулось что то лучшее, что было в душе Ростова. И это что то было независимо от всего в мире, и выше всего в мире. Какие тут проигрыши, и Долоховы, и честное слово!… Всё вздор! Можно зарезать, украсть и всё таки быть счастливым…

Давно уже Ростов не испытывал такого наслаждения от музыки, как в этот день. Но как только Наташа кончила свою баркароллу, действительность опять вспомнилась ему. Он, ничего не сказав, вышел и пошел вниз в свою комнату. Через четверть часа старый граф, веселый и довольный, приехал из клуба. Николай, услыхав его приезд, пошел к нему.
– Ну что, повеселился? – сказал Илья Андреич, радостно и гордо улыбаясь на своего сына. Николай хотел сказать, что «да», но не мог: он чуть было не зарыдал. Граф раскуривал трубку и не заметил состояния сына.
«Эх, неизбежно!» – подумал Николай в первый и последний раз. И вдруг самым небрежным тоном, таким, что он сам себе гадок казался, как будто он просил экипажа съездить в город, он сказал отцу.
– Папа, а я к вам за делом пришел. Я было и забыл. Мне денег нужно.
– Вот как, – сказал отец, находившийся в особенно веселом духе. – Я тебе говорил, что не достанет. Много ли?
– Очень много, – краснея и с глупой, небрежной улыбкой, которую он долго потом не мог себе простить, сказал Николай. – Я немного проиграл, т. е. много даже, очень много, 43 тысячи.
– Что? Кому?… Шутишь! – крикнул граф, вдруг апоплексически краснея шеей и затылком, как краснеют старые люди.
– Я обещал заплатить завтра, – сказал Николай.
– Ну!… – сказал старый граф, разводя руками и бессильно опустился на диван.
– Что же делать! С кем это не случалось! – сказал сын развязным, смелым тоном, тогда как в душе своей он считал себя негодяем, подлецом, который целой жизнью не мог искупить своего преступления. Ему хотелось бы целовать руки своего отца, на коленях просить его прощения, а он небрежным и даже грубым тоном говорил, что это со всяким случается.
Граф Илья Андреич опустил глаза, услыхав эти слова сына и заторопился, отыскивая что то.
– Да, да, – проговорил он, – трудно, я боюсь, трудно достать…с кем не бывало! да, с кем не бывало… – И граф мельком взглянул в лицо сыну и пошел вон из комнаты… Николай готовился на отпор, но никак не ожидал этого.

Эскадренный миноносец «Быстрый» являлся наглядным примером продукта «Союзверфи» Советского Союза. Эсминец стал одиннадцатым боевым кораблем проекта номер «7» и был сдан в эксплуатацию в Черноморский Флот.

История

После Первой Мировой Войны страны-участницы старались восполнить свой утраченный военный потенциал. Одним из направлений стал Военно-Морской Флот, который еще со времен Алфреда Мэхена является одним из предопределяющих факторов в получение глобальной мощи.

Помимо , крейсеров и линкоров особую тенденцию получили . Великобританские эсминцы типа «V» и «W»; Японские «Хацухару» и «Фубуку»; Американские «Портер», «Мэхэн», «Бэнсон» и «Гридлей»; Французские «Ягуар» и «Ла Фантаск»; Итальянский «Маэстралле»; Германские «Тип 1934» и «Тип 1936» – является основными представителями зарубежных современных эскадренных миноносцев в период 1920-1930 годов.

Предпосылки к созданию

Советский Союз также не хотел отставать от своих европейских и азиатских соседей. На начало 1930-ых годов на эксплуатации Военно-Морского Флота Рабоче-Крестьянской Красной Армии находилось всего 17 (12 кораблей находились в Балтийском море, остальные 5 – в Черном море), оставшиеся еще со времен Первой Мировой Войны. Более того эскадренные миноносцы типа «Новик» не отвечали нужным характеристикам того времени и не могли представлять интересы Советского Союза Социалистических Республик. Вследствии чего Командование Военно-Морских Сил РККА совместно с «Союзверфью» и Советом Труда и Обороны СССР приняли постановление о постройке 50 эсминцев нового типа. Новым типом эскадренных миноносцев стал проект номер «7» (или как его знают тип «Гневный»). Со временем появилась модернизированная версия эсминца «7У» (или как его по другому тип «Сторожевой»).

Великая Отечественная Война

На момент начало Великой Отечественной Войны в составе Советского Военно-Морского Флота находилось 22 эскадренного миноносца проекта номер «7». Остальные 25 эсминцев хоть и были заложены еще в 1935-1936 годах по тем или иным причинам не были сданы в эксплуатацию подрядчиками (верфями). Все эсминцы проекта номер «7» и его модернизированной версии «7У» были разделены на 4 флота:

  1. Балтийский Флот;
  2. Черноморский Флот;
  3. Северный Флот;
  4. Тихоокеанский Флот.

Однако в связи со стратегическими задачами эсминцы играли роль в первых двух флотах.

Балтийский Флот

В состав входил один отряд легких сил и одна эскадра, состоявшие из эскадренных миноносцев проекта номер «7» и «7У», а также других кораблей разного класса. Эсминцы «Сторожевой», «Славный», «Стойкий», «Сердитый», «Суровый», «Сильный» входили в этот список (по завершению строительства дополнялись новыми «семерками»). Несмотря на то, что в основном все эти боевые судна были выведены из строя фашистскими силами, некоторые из них добились реальных успехов в достижение победы Красной Армии.

Так например эскадренный миноносец «Славный» в общем смог преодолеть 3 700 морских миль и произвести артиллерийский запал в количестве около 2 000 снарядов из основных и зенитных орудий. Другим примером является эсминец «Стойкий», который прошел более 7 500 морских миль. Более того последний не только наносил удары (более 1 500 снарядов) по вражеским единицам, а успешно использовал мины (около 300 единиц), глубинные бомбы (около 130 единиц) и перевез более 1 500 военнослужащих. «Сильный» и «Сердитый» участвовали непосредственно в морском сражении против немецкой корабельной группы и добились успеха в нем. Эсминец «Суровый» же участвовал в другом морском бою в Рижском заливе, где так же как и его собратья «Сильный» и «Сердитый» добился успеха.

Черноморский Флот

Состав состоял из двух дивизионов, но только в одном были эсминцы проекта номер «7» и «7У». В составе второго дивизиона входили эскадренные миноносцы «Быстрый», «Свободный», «Смышленый», «Сообразительный», «Способный» (со временем ряды дополнялись новыми эсминцами проекта номер «7» и «7У»). Основной задачей флота была защита Одессы и Севастополя. Более того в последующий года флот производил поддержку десантных операций в Феодосии.

Легендой Черноморского Флота является эсминец проекта номер «7» – «Сообразительный». Последний прошел всю войну не получив ни одного существенного ранение и потеряв всего 5 человек экипажа. В общем «Сообразительный» прошел более 60 000 морских миль (выйдя в 218 боевых заданий). За 4 года эсминец произвел почти 3 000 артиллерийских залпа, перевез около 15 000 военнослужащих, сбил 5 фашистских бомбардировщиков и отбуксировал более 50 единиц корабельной техники. Более того боевое судно и весь его экипаж был удостоен «Гвардейского» звание за отличные успехи в Феодосийской Десантной операции в 1941-ом году. Как говорили специалисты того времени основным успехом «Сообразительного» является синхронность командира корабля – капитана 1 ранга Н. Басистого и подчиненного ему экипажа эсминца – легенды.

Послевоенное Время

После окончание Второй Мировой Войны большинство эсминцев проекта номер «7» и «7У» были списаны со строя. На их место пришли новые и более современные на то время эскадренные миноносцы проекта номер «30 бис». Основной причиной является военно-технологический прогресс за период Великой Отечественной Войны. Новые эсминцы являлись были полностью автоматизированы и укомплектованы новейшими установками вроде радара, сонара и т.п.

История создания эсминцев проекта номер «7»

В связи с новыми амбициями страны Командование Военно-Морских Сил РККА нуждался в обновление устарелого флота. Первые работы над новым типом эсминцев начался в конце 1920-ых годов, но в связи с финансовыми трудностями процесс стоял на месте. Только в начале 1930-ых годов был создан Центральное Конструкторское Судостроительное Бюро, которые отвечало за проектирование новых эсминцев. Основными требованиями к бюро являлись:

  1. Постройка эскадренных миноносцев должна была быть не дорогой и быстрой;
  2. Новые эсминцы должны были быть не хуже своих «собратьев» из других стран.

Основными ответственными лицами за проектировку стали В. Никитин (руководитель проекта) и П.Трахтенберг (исполнитель проекта). Центральное Бюро решило обратиться за помощью к Итальянским верфям за помощью в создание нового типа эсминца. На это было две причины:

  1. Итальянские эскадренные миноносцы типа «Маэстрале» (построенные судостроительной компанией «Ансальдо») вызывали положительные отзывы у Советского руководства;
  2. Дружественные отношения между Советским Союзом и Италией.

Кораблестроительная компания «Ансальдо» с удовольствием приняла предложение ЦКСБ и решила помочь нашим инженерам. В связи с таким поворотом событий был предрешен силуэт и проект корпуса нового эсминца. Делегация состоявшая из членов «Союзверфи» и Командование ВМФ РККА отправилась в Италию. Компания «Ансальдо» предоставила всю нужную документацию и чертежи, а также дала доступ советским инженерам к верфи.

После трех месяцев совместной работы советско-итальянских инженеров осенью того же года Главный Революционерный Военный Совет принял модель нового эсминца. По своим особенностям проект номер «7» должен был иметь водоизмещение – около 1 300 тонн, максимальную скорость – 40 узлов и максимальную дальность хода -1 800 морских миль. На вооружение эсминца планировалось поставить 4 артиллерийских пушки 130 мм и 3 зенитных орудия 76мм, а также 2-х торпедных аппаратов 533мм. Более того в общем виде был спроектирован под итальянский лад – эсминец имел линейную главную энергетическую установку и однотрубный корпус.

Выбор оптимальной конфигурации

В связи с непостижимостью желаний командование и реальностью возможностей страны, проект был пересмотрен и переделан. Во первых уровень технологии и нехватка нужной техники заставило ЦКСБ отойти от итальянского прототипа. Во вторых желание построить более мощное, но с меньшим водоизмещением боевое судно – привело инженеров в тупик.

Окончательный эскиз нового судна был утвержден и подписан Советом Труда и Обороны в 1934-ом году. Технические данные судна должны были выглядеть так: водоизмещение – от 1430т до 1750 т; длина – 112 м; ширина – 10,2 м; максимальная скорость – 38 узлов; персонал – 170 человек; вооружение – 4 артиллерийских пушки 130 мм, 2 зенитки 76 мм и 2 трехтрубного торпедного орудия. Нужно отметить важный факт – на тот момент многого из орудий и техники существовало только в планах инженеров, а планировка кораблей не имела никакого запасного водоизмещение.

Постройка и испытания

Строительство эсминцев проекта номер «7» была разделена между 4 основными и 2 вспомогательными верфями страны.

Основными верфями являлись:

  • Судостроительный завод №189 им. Жданова;
  • Судостроительный завод №190 им. Орджоникидзе;
  • Судостроительный завод №198 им. Марти;
  • Судостроительный завод №200 им. 61 Коммунара.

Вспомогательными верфями являлись:

  • Судостроительный завод №199;
  • Судостроительный завод №202;

Основной задачей которых являлась собирать готовые части эсминца на берегах Тихого океана.

Строительство началось в 1935-ом году, в последующий год были заложены практически все остальные эсминцы. Однако несмотря на то, что в начале компании все шло по графику, со временем строительство потеряла свой ход. Основными причинами являлась нехватка инфраструктуры и кадров страны. Впоследствии чего в 1936-м году было достроено только 6 эсминцев проекта номер «7».

Однако переломным моментом в строительства советских эсминцев стал инцидент случившийся у берегов Испании. В начале 1937-го английский эсминец «Хантэр» был уполномочен за мирным контролем действий двух сторон испанской гражданской войны (республиканцы и франкисты). Ранним весенним утром того же года «Хантэр» нашел на мину, которая сразу же вывела из строя главную энергетическую установку корабля. Инцидент произвел огромнейшее влияние на проект номер «7» т.к. боевой корабль «Хантэр» так же как и «семерки» имел линейную энергетическую установку. Несмотря на то, что по европейским стандартам «Хантэр» был признан довольно живучим боевым судном, Советский Союз решил изменить конструкцию корабля. Ответственные конструкторы – В.Бжезинский, П. Трахтенберг и В. Римский-Корсаков были сосланы в Сибирь за халатное отношение к делу. В конце концов приняли решение сделать модификацию корабля. Основной задачей было изменить структуру главной энергетической установки. Модифицированной версией стал тип «7У» (проект номер «7» усовершенствованный). «7У» был модернизирован в течение месяца инженером О. Якобом.

Первое судно проекта номер «7» – «Бодрый» был спущен в воду в 1938-ом году. Однако из-за того что он не набрал планового скоростного режима, судно было возвращено на верфь. Вследствии этого первым эсминцем пройденный испытания и вошедший в эксплуатацию стал «Гневный».

миноносец “Гневный”

В общей сложности было построено 29 эсминцев проекта номер «7» и 18 эсминцев проекта номер «7У». Оставшиеся 6 корпусов было решено разделить на модули и использовать в качестве запасных частей. Эсминец «Решительный», чем командовал будущий Главнокомандующий ВМС Советского Союза С. Горшков затонул при спуске на воду в штормовую погоду и, следовательно не был взят в строй военно-морского флота.

Конструкция эсминца “Быстрый”

Силуэт проекта номер «7» был однотрубным, довольно длинным и не совсем широким. Имея отношение длины к ширине 11:1 и высокую скорость маневренность корабля была довольно низкой.

Сам корпус корабля был сделан из маломарганцевистой стали, что повлияло на живучесть корабля. Дело в том что маломарганцевистая сталь отличается высокой твердостью с одной стороны, но с другой стороны она очень легко поддается треску. Даже от ударов полученных при швартовке корабля к порту, эсминцы порой получали трещины. Надпалубные сооружения были сделаны из обычной стали.

ЭУ Корабля

Проект номер «7» имел линейную энергетическую установку. Если быть точнее котлы кораблей находились в одном длинном отсеке в однолинейном порядке. Основной причиной выбора линейного вида ГЭУ было экономичность. Однако в модернизированных «7У» ГЭУ была изменена. В последних ГЭУ находилась в разных отсеках корабля, что в свою очередь увеличело живучесть корабля.

Вооружение Корабля

На вооружение эскадренного миноносца находилось: основное орудие, зенитное вооружение, торпедное вооружение и противолодочное оружие.

Основное Орудие

Основным артиллерийским орудием были 4 пушки 130 мм. Сами орудия были производства завода «Большевик». Скорость снаряда достигала 900 м/с, а дальность снарядов была около 30 км. В общем на каждое орудие было предназначено 150 снарядов разного предназначение с весом 33,7 кг.

Зенитное Вооружение

В качестве зенитного вооружения эсминец имел два орудия класса «34-К» с 76 мм.

Торпедное Вооружение

Два 3-х трубных торпедных аппарата класса «39-Ю» были частью вооружение эсминца. имели дальность 4 км и скорость в 12 м/с.

Противолодочное Вооружение

На борту эсминца проекта номер «7» находилось от 60 до 65 (в зависимости от класса мин). Стандартное вооружение состояло из:

  1. 25 единиц глубинных мин;
  2. 10 единиц больших мин;
  3. 15 единиц малых мин.

Тактико-технические характеристики

Последние данные эсминцев были таковы:

  1. Водоизмещение – от 1500 до 2180 тонн;
  2. Осадка корпуса – 3,8 м;
  3. Скорость хода – 38 узлов (максимальная) и 19 узлов (экономическая);
  4. Мореходность – 7 баллов;
  5. Автономность – 10 суток;
  6. Длина – 112 м;
  7. Ширина – 10,2 м.

Оценка Проекта

Эсминцы «Гневный» (проект номер «7») и «Сторожевой» (проект номер «7У») являются самым масштабным серийным боевым судном в истории советского и российского флота. Безусловно 47 построенных эсминцев должны были сыграть важнейшую роль в исходе Великой Отечественной Войны. Однако в связи с тем, что все эсминцы были разделены на 4 флота мощь такого серийного судостроение была рассеяна и не смогла проявить себя.

Другим важным фактором является увеличение расходов СССР на морскую промышленность. Если 1935-ом году расходы страны составляли 4.6 млр. рублей, то в 1941-ом году это цифра составила 12,8 млр. рублей.

Несмотря на масштабную серийную постройку эсминцев и увеличение расходов, выделяемых на флот, Советский Союз не смог правильно использовать свою морскую мощь (разделив флот на части). Впоследствии чего СССР не смог стать морской державой в послевоенное время.

Эскадренный миноносец «Быстрый» является 11-м кораблем в серии из 20 кораблей проекта 956 «Сарыч» (код НАТО - «Sovremenny class destroyer»), которая должна была быть построена на заводе № 190 им. А. А. Жданова в Ленинграде (со 02 февраля 1989 года «Северная верфь»).

Эскадренные миноносцы проекта 956 строились на судостроительном заводе № 190 им. А. А. Жданова в период с 1976 по 1992 год включительно для Военно-Морского Флота СССР. Последние корабли серии достраивались уже для Военно-Морского Флота России. После распада СССР закладка новых и достройка нескольких уже заложенных кораблей проекта была прекращена из-за проблем с финансированием. Два корпуса в 1997-2000 годах были достроены по проекту 956-Э (в экспортном исполнении) по заказу Военно-морских сил Народной Освободительной Армии Китайской Народной Республики, ещё два корабля в 2000-х годах были построены на экспорт в КНР по модернизированному проекту 956-ЭМ.

Эскадренный миноносец «Быстрый» заложен на заводе № 190 им. А. А. Жданова 29 октября 1985 года (строительный № 871). Спущен на воду 28 ноября 1987 года. Крестной матерью стала Елена Корсун. Ходовые и государственные испытания проходил со 02 августа по 24 сентября 1989 года. Принят флотом 30 сентября. 28 октября на корабле был поднят советский военно-морской флаг, а 30 октября 1989 года эсминец вступил в состав Советского Военно-Морского Флота.

Бортовые номера: 676 (с 1989 года), 786 (с 1991 года), 715 (с 1993 года).

Основные характеристики: Водоизмещение стандартное 6600 тонн, полное 8000 тонн. Длина наибольшая 156,5 метра, ширина наибольшая 17,2 метра, осадка 5,96 метра. Скорость хода экономическая 18,4 узла, максимальная 33,4 узла. Дальность плавания 1345 миль на 33 узлах, 3920 миль на 18 узлах. Автономность плавания 30 суток. Экипаж 296 человек, в том числе 25 офицеров в мирное время, от 344 до 358 человек, в том числе 31 офицер в военное время.

Двигатели: 2 котлотурбинных агрегата ГТЗА-674, мощностью 100 000 л. с. Движитель 2 пятилопастных винта.

Вооружение:

Артиллерия: 2х2 АУ АК-130/54 (боекомплект - 2000 выстрелов).

Зенитная артиллерия: 4х6 30-мм ЗАУ АК-630 (боекомплект - 12000 выстрелов).

Ракетное вооружение: 2х4 ПУ ПКР «Москит-М», 2х1 ЗРК «Ураган-Торнадо» (48 ракет).

Противолодочное вооружение: 2х6 РБУ-1000.

Минно-торпедное вооружение: 2х2 ТА калибра 533 мм (4 торпеды СЭТ-65).

Авиационная группа: 1 вертолёт Ка-27ПЛ.

С 1989 года зачислен на Тихоокеанский флот в состав 175 бригады ракетных кораблей 10-й ОПЭСК.

С 05 по 08 июня 1990 корабль под флагом контр-адмирала В. Литвинова и совместно со сторожевым кораблём «Неукротимым» нанёс визит в Киль (ФРГ). В Киле при маневрировании корабля произошло столкновение последнего с германским фрегатом. При столкновении эсминцу повреждений нанесено не было. 14 июня был введён в состав сил постоянной готовности. С 21 по 23 июня участвовал в учениях Балтийского флота под флагом Главнокомандующего ВМФ; 26 июня в Таллине корабль посетили более 100 военных атташе. С 15 сентября по 03 ноября совершил межфлотский переход на Тихоокеанский флот совместно с крейсером «Черовна Украина». Во время перехода заходил в ПБ Камрань. С 15 по 22 декабря обеспечивал испытания ПЛ в Японском море. По итогам года был признан лучшим кораблём по подготовке и защите от ОМП.

С 24 по 26 апреля 1991 года эсминец участвовал в учениях по обеспечению ПВО и ПЛО ТАКР. С 14 по 16 августа принимал участие в совместных учениях в Японском море, принимал наблюдателей из восьми стран. По итогам года в составе КУГ (вместе с эсминцем «Боевым») завоевал Приз Главнокомандующего ВМФ за артиллерийскую стрельбу по морской цели (1-е место на КЧФ среди кораблей 1 ранга.

17 февраля 1992 года оказывал помощь при тушении пожара на БПК «Адмирал Захаров» в Амурском заливе, с 18 по 22 апреля совместно с эсминцем «Безбоязненным» проводил поисковую противолодочную операцию в Японском море, в ходе которой было зарегистрировано шесть контактов с иностранными ПЛ). В августе-сентябре прошёл докование на «Дальзаводе».

13 апреля 1993 года эсминец демонстрировался Главнокомандующему ВМС Китая. 18 августа вышел в море совместно с БПК «Адмирал Пантелеев» и танкером «Печенга». 21 августа на корабле произошла авария подшипника, 24 августа на буксире у «Печенги» эсминец был введён в порт Циндао (КНР), куда корабль прибыл с официальным визитом. С 31 августа по 04 сентября под флагом вице-адмирала И. Н. Хмельнова находился с визитом в порту Пусан (Южная Корея). 06 сентября корабль возвратился во Владивосток. За 1993 год эсминец прошёл 4506 морских миль.

С октября 1993 по март 1994 года находился в ремонте. За 1994 год корабль прошёл 2582 морских мили.

По итогам состязательной ракетной стрельбы 21 апреля 1995 года был завоёван Приз Главнокомандующего ВМФ. В течение 1995 года корабль прошёл 2240 морских миль.

Завоевал 25 сентября 1996 года Приз Главнокомандующего по ракетной подготовке, участвовал в параде, посвящённом 300-летию российского флота. За 1996 год прошёл 2200 морских миль.

В период с 11 по 17 декабря 1997 года эсминец сопровождал возвращающуюся с боевой службы АПЛ К-500, участвовал в её проводке проливом Лаперуза. За год прошёл 2547 морских миль.

29 декабря 1998 года корабль был выведен в резерв 1 категории по причине неудовлетворительного состояния трёх главных котлов.

10 июля 2003 года на борту корабля при установке переносного освещения от поражения электрическим током погиб на месте котельный машинист.

25 июля 2004 года принял участие в морском параде, посвященном 308-летию Российского флота. С 19 августа по 04 сентября выполнял боевые задачи по встрече и проводке через пролив Лаперуза ПЛ К-565. С 24 сентября по 20 октября выполнял боевые задачи по сопровождению «ПМ-74» и «БДК-98» на Камчатку и обратно.

24 сентября 2010 года в машинном отделении эсминца вспыхнул пожар. Матрос Алдар Цыденжапов смог потушить пожар, но через четыре дня скончался в госпитале от полученных ожогов.

С 03 по 28 июня 2013 года отряд кораблей (ЭМ «Быстрый», БДК «Ослябя» и МБ «Калар») совершил военно-исторический морской «Поход Памяти» посвященный Победе в Великой Отечественной войне, 282-й годовщине ТОФ и 200-летию со дня рождения адмирала Г.И. Невельского. Маршрут похода был - - Южно-Курильск - Северо-Курильск - - - Корсаков - Южно-Сахалинск - . Корабли прошли за 25 суток 4200 миль. По итогам года корабль в состязании на первенство Военно-Морского Флота 2013 года между кораблями 1-2 ранга – по уничтожению кораблей противника с выполнением ракетных стрельб по морским целям.

18 мая 2014 года, в военную гавань города Шанхая, участвующие в совместных китайско-российских военно-морских учениях «Морское взаимодействие-2014», которые пройдут с 20 по 26 мая в акватории северной части Восточно-Китайского моря, расположенной к востоку от устья китайской реки Янцзы. В составе отряда кораблей ТОФ гвардейский ракетный крейсер , большой противолодочный корабль , большой десантный корабль «Адмирал Невельской», эсминец «Быстрый», танкер «Илим» и морской буксир «Калар». С 18 по 26 мая в составе отряда кораблей Тихоокеанского флота под командованием капитана 1-го ранга Сергея Липилина принял участие в российско-китайских учениях . Утром 27 мая на причале военно-морской базы Усун российского отряда. 01 июня после завершения российско-китайских учений «Морское взаимодействие-2014». По итогам года экипаж корабля ГК ВМФ в номинации применение ракетного и артиллерийского вооружения по морским и береговым целям.

02 ноября 2015 года из Владивостока в море и начал переход в порт Вишакхапатнам (Республика Индия) в составе отряда кораблей - ГРКР , танкера «Борис Бутома» и спасательного буксирного судна «Алатау» для проведения совместного военно-морского учения «ИНДРА НЭВИ-2015», которые пройдут с 07 по 12 декабря. Активная фаза учения проходила с 10 по 12 декабря в Индийском океане. Военные моряки двух стран провели тактическое маневрирование, защиту кораблей на незащищенном рейде, досмотровую операцию и обмен вертолетами. Была отработана совместная организация противолодочной, противовоздушной и противокорабельной обороны, а также нанесение совместных артиллерийских ударов по морским и воздушным целям и стрельбы по условной подводной лодке реактивными глубинными бомбами. 25 декабря посетил с деловым визитом индонезийский порт Танджунг Приок.

06 января 2016 года отряд военных кораблей в составе эсминца «Быстрый», танкера «Борис Бутома» и спасательного буксирного судна «Алатау» Тихоокеанского флота России с визитом в порт Дананг, Вьетнам, который

По сообщению от 01 марта 2017 года в море элементы второй курсовой задачи (К-2). По сообщению от 09 марта в рамках отработки элементов второй курсовой задачи К-2 успешно артиллерийские стрельбы по морским и воздушным целям. По сообщению от 28 марта экипаж комплекс задач по отражению массированного удара СВН условного противника.

04 июня 2018 года в полигоне боевой подготовки в районе острова Желтухина две артиллерийских стрельбы на подавление невидимых береговых целей, замаскированных или скрытых рельефом местности, уничтожив мишени, имитирующие защищенные огневые точки и боевую технику условного противника. 21 июня в Японском море учения по противовоздушной обороне с выполнением артиллерийской стрельбы по имитированной воздушной цели. 29 июля участие в военно-морском параде кораблей по случаю Дня ВМФ во Владивостоке. По сообщению от 22 августа переход из Владивостока на Камчатку и прибыл в Вилючинск.

По сообщению от 18 апреля 2019 года в рамках курсовой задачи К-2 комплекс артиллерийских стрельб по мишенным полям на береговом полигоне ТОФ. 23 мая в соответствие с планом боевой подготовки в акватории залива Петра Великого задачи по отражению атак средств воздушного нападения условного противника.

«Быстрый» - эскадренный миноносец типа «Буйный», погибший в Цусимском сражении.
История корабля:
в 1901 году зачислен в списки судов Балтийского флота и заложен на судоверфи Невского судостроительного

и механического завода в Санкт-Петербурге, спущен на воду 27 октября 1901 года, вступил в строй 21 августа 1902 года.
После вступления в строй отправился на Дальний Восток с

отрядом А. А. Вирениуса, однако с началом Русско-японской войны вернулся в Россию.Вошёл в состав Второй Тихоокеанской эскадры и 29 августа 1904 года покинул Кронштадт под командованием лейтенанта О. О. Рихтера.

Во время Цусимского сражения 14 мая 1905 года «Быстрый» входил в состав 1-го отделения миноносцев и держался на левом, нестреляющем борту русских броненосцев, находясь в распоряжении флагманского броненосца «Князь Суворов».
После выхода из строя броненосца «Ослябя» «Быстрый» принял участие в спасении его экипажа, взяв на борт 10 человек. Частая форсировка хода привела к большому расходу угля.

К утру 15 мая «Быстрый» соединился с крейсером «Светлана». К этому времени уголь на миноносце подошёл к концу и О. О. Рихтер попросил у командира «Светланы» снабдить его углём, однако этого сделать не удалось из-за приближения японских кораблей. «Быстрый» пошёл к берегу с намерением высадить экипаж, а «Светлана» вступила в бой с японскими крейсерами.
В самом начале боя за русским миноносцем погнался японский «истребитель» «Муракумо», затем к нему присоединился крейсер «Ниитака». На «Быстром» в топках сожгли даже мебель, и миноносец сумел на время уйти от погони и выброситься на корейский берег. Здесь команда покинула корабль, а унтер-офицер Пётр Галкин взорвал «Быстрый». Прибывшие вскоре японские военные корабли пленили экипаж русского миноносца.

Служба

Класс и тип судна - Эскадренный миноносец.

Порт приписки - Санкт-Петербург.

Организация - Вторая Тихоокеанская эскадра.

Изготовитель - Невский завод.

Выведен из состава флота - 1905 год.

Статус - Потоплен в Цусимском сражении.

Основные характеристики

Водоизмещение - 440 т.

Длина - 64,1 м.

Ширина - 6,4 м.

Осадка - 2,82 м.

Двигатели - 2 вертикальных машины тройного расширения, 4 котла «Ярроу».

Мощность - 5700 л. с.

Движитель - 2.

Скорость хода - 26,9 узла.

Дальность плавания - 1200 морских миль (12-узловым ходом).

Экипаж - 4/62 чел.

Вооружение

Артиллерия - 1 × 75-мм/50,5 × 47-мм/35 Гочкиса.

Минно-торпедное вооружение - 3 × 381-мм ТА.