Камаз и нами показали ходовые образцы беспилотных электробусов ш.а.т.л. Беспилотный городской мини-автобус «шатл» представили в нами Проект шатл от камаза и нами

Одна из самых необычных премьер Московского автосалона — проект НАМИ Шатл. Хотя бы потому, что это не вполне автомобиль, а прототип беспилотного транспортного средства. Темой беспилотников в НАМИ занимаются с 2012 года, и последние несколько лет главным демонстратором наработок становилась беспилотная Калина, однако Шатл имеет с ней очень мало общего.

Калина была лишь агрегатоносителем, а Шатл — это уже прообраз продукта, который должен прощупать рыночные перспективы, ведь НАМИ всерьез рассматривает возможности коммерциализации беспилотников.

Разумеется, речь не идет о беспилотных Ладах или Газелях, которые продавались бы в дилерских салонах. Даже автономные магистральные грузовики — это не первые беспилотники, которые могут появиться на наших дорогах. По проекту НАМИ, внедрение беспилотников начнется с перевозок на закрытых территориях: это может быть доставка компонентов или материалов внутри крупных предприятий или перевозка пассажиров автономными «челноками» в бизнес-парках, развлекательных комплексах или крупных выставочных центрах. Вторая очередь — это карьерные грузовики, которые работают в тяжелых экологических условиях, когда присутствие человека за рулем требует оборудовать кабину дорогостоящими очистными и защитными системами. Магистральные тягачи и автобусы на дорогах общего пользования — еще одна, более отдаленная, ступень. Военная техника — за скобками.

Так вот Шатл — это как раз пассажирский «челнок», микроавтобус длиной 4,6 м, шириной 2,0 м и высотой 2,45 м. Одним словом, маршрутка — только без маршрутчика. Кабины водителя вообще не предусмотрено, и все внутреннее пространство занимает салон с сидячими и стоячими местами, рассчитанный на 8—12 человек.

Дизайн разработан силами НАМИ, причем стилистические решения и тип кузова специально подобраны так, чтобы предусмотреть возможность обратного движения без разворота: Шатл почти симметричен с небольшими отличиями хвоста от носа.

Хотя компоновочно у него, конечно, два разных конца: в одном расположен основной блок аккумуляторов, в другом — дополнительные аккумуляторы, электрооборудование и электромотор мощностью 20 кВт. Под полом батарей нет — ради удобства входа и выхода. Двигатель вращает колеса только одной оси через одноступенчатый редуктор. Максимальная скорость — 25 км/ч.

Спереди и сзади установлено по две видеокамеры — плюс по одной стереокамере Mobileye, которая способна оценивать расстояние до объектов. По периметру — 16 сонаров, которые прощупывают пространство вокруг «челнока», а вот от лазерных сканеров решено отказаться из-за их высокой стоимости.

Кузов сделан из стеклопластика на металлическом каркасе, но выставочный Шатл по большей части создан с использованием обходных «концептуальных» технологий. У него «черновое» шасси с нивовской подвеской и «временный» набор 48-вольтовых аккумуляторов. Однако некоторые элементы уже сейчас сделаны с прицелом на мелкосерийное производство. Так, например, внешние панели почти в своем «серийном» виде — их можно выпускать и монтировать в условиях производства малых партий.

В финальном варианте Шатл должен получить 300-вольтовые литий-ионные батареи от автомобилей проекта Кортеж. Теоретически Шатл, как и Кортеж, тоже может превратиться в модульный проект: грузовой или пассажирский тип кузова, тип привода, запас хода, количество дверей, конструкцию подвески и архитектуру платформы будут выбирать исходя из возможностей производства и запросов рынка. Но за эти сферы в рамках проекта Шатл отвечает КАМАЗ.

Создатели беспилотника называют КАМАЗ индустриальным партнером: НАМИ отвечает за концепцию, инжиниринг, за «беспилотный» хард и софт, а КАМАЗ — за производство и маркетинг. Кроме того, в партнерство входит еще и Яндекс со своим опытом в ИТ-решениях, в навигации и в алгоритмах построения маршрута. Помимо этого могут появиться и другие партнеры, включая, например, российских дорожников или администрации городов, но это — более отдаленная перспектива, подразумевающая, что беспилотники уже выйдут на дороги общего пользования.

Вообще-то, цели и стратегию внедрения автономного транспорта для России должно сформулировать правительство или национальная программа AutoNet, в рамках которой готовится «дорожная карта» развития беспилотников. Однако пока эти тезисы не готовы, НАМИ — как ответственный за концепцию Шатла — ориентируется на собственное понимание перспектив беспилотника.

Как пояснили Авторевю замдиректора НАМИ по стратегическому развитию Алексей Гогенко и руководитель проекта Шатл Алексей Гуськов, в обозримом будущем, по их мнению, традиционные автомобили и общественный транспорт в городах почти полностью будут вытеснены беспилотниками. Но автономные машины будут курсировать не сами по себе, а в подчинении единой информационной системы, которая управляет транспортными потоками города. Именно «информационный центр» выбирает и корректирует маршрут, увеличивает или сокращает количество «челноков» на дороге, определяет их «распорядок дня», включая остановки для подзарядки и технического обслуживания. Электроника на борту решает лишь тактические задачи: оценка дорожного окружения, поддержание курса и объезд препятствий, — а вдобавок поддерживает связь с попутным или встречным транспортом и дорожной инфраструктурой.

Однако выставочный Шатл призван продемонстрировать «программу максимум» возможностей этого проекта, поэтому его оснащение шире и дороже, чем то, что может реально потребоваться рынку.

Кроме того Шатл — это еще и демонстрация возможностей НАМИ, да и всей российской автоиндустрии. Он, как лакмусовая бумажка, хорошо показывает, где сосредоточены отечественные компетенции. К примеру, дизайн, «софт» управления электроприводом, сам электропривод, жгуты проводки, программы распознавания изображения, система анализа и управления транспортными потоками разработаны российскими специалистами, но в части самих камер, лидаров, лазерных сканеров оснащение беспилотников зависит от иностранных поставщиков. Импортными также будут и литий-ионные ячейки, хотя собирать их в блоки планируется на отечественных предприятиях.

Задача в проекте Шатл на ближайший год — определить целевую стоимость подобного транспортного средства на рынке и объемы спроса.

Понятно, что крупнейшие автопроизводители сейчас видят свое будущее в сфере автономного транспорта, и российские разработчики не хотят отставать от прогресса, однако планы по широкому внедрению беспилотников в России могут вступить в некоторое противоречие со стратегией развития традиционной индустрии, которая сфокусирована на строительстве автозаводов и в перспективе ориентируется на рост отечественного рынка автомобилей. Хотя в автономном будущем в крупных городах спрос на частные машины, очевидно, должен падать.

«Мама, смотри, мыльница с глазками!» - закричал маленький мальчик, увидев на стенде беспилотник. Именно такую реакцию у ребенка вызвал оригинальный дизайн беспилотника второго поколения, совместно разработанного специалистами НАМИ и КАМАЗа. А что интересного в нем кроме внешности?

Беспилотник Шатл первого поколения на Московском автосалоне еще два года назад, он был, в сущности, ходовым макетом. Новая машина - это, по словам разработчиков, уже более продвинутый прототип. Интересно, что, несмотря на камазовские эмблемы, сам камский гигант в этом проекте является, по сути, инвестором: постройка и инженерная проработка беспилотников (сейчас их создано уже четыре) полностью ведется на мощностях НАМИ.

Как и раньше, Шатл - это небольшая маршрутка, где есть шесть мест для сидения, а еще шесть пассажиров могут стоять. Главное его внешнее изменение (помимо скругленных форм) - четко определенные передняя и задняя части. Способность одинаково бодро двигаться и вперед, и назад машина не потеряла, а подобная мера - требования законодательства.

Второе важное изменение - отсутствие двери по левому борту: это решение позволило сделать кузов более жестким. Единственная широкая двустворчатая дверь справа открывается кнопкой - как в или в электричках Ласточка. Правда, у представленного образца она не была оборудована системой обнаружения препятствий - сотрудники НАМИ на стенде волновались, что кого-нибудь может случайно прижать. Обошлось.

Технически машина представляет собой развитие предыдущей версии. Подвеска всех колес независимая. Также для лучшей маневренности все они умеют поворачиваться. Ведущей может быть как одна ось, так и обе, а в движение автобус приводится электромотором мощностью 74 кВт.

Все пространство под днищем занимают блоки литий-ионных батарей совокупной емкостью 35,5 кВт·ч. Заявленный запас хода 120 км. В блоки батареи скомпонованы специалистами НАМИ из ячеек, произведенных в «одной из азиатских стран».

Спереди и сзади на крыше установлены лидары

Скорость автобуса ограничена на уровне 40 км/ч - до этого порога системы автоматического управления работают стабильно. Они включают в себя два лидара, установленных на крыше, а также блоки камер и ультразвуковых датчиков, размещенные по всему периметру кузова.

Автобус уже сейчас умеет стабильно двигаться в разных погодных условиях. Если на дороге появилось препятствие (животное, пешеход, велосипедист или другой автомобиль), автоматическая система способна «обдумать» и принять решение - объезжать или останавливаться.

До выезда Шатлов на дороги общего пользования пока далековато: как и в случае с , нужно как минимум подтянуть законодательство. Впрочем, в тестовом режиме, посетителей матчей чемпионата мира в Казани беспилотные автобусы уже катали по территории стадиона. И время от времени Шатлы будут появляться и на других закрытых от общественного движения территориях.

Работу разработанного им беспилотного электробуса КАМАЗ-1221 «ШАТЛ». Электронную начинку автомобиля разработало НАМИ.

ШАТЛ (аббревиатура от «Широко Адаптивной Транспортной Логистики») был подключен к сети пятого поколения сотовой связи (), развернутой «Мегафоном ». Будучи партнером Чемпионата мира по футболу (ЧМ-2018), «Мегафон» получил от Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ) частоты в диапазонах 3,8 ГГц и 25,25 – 29,5 ГГц в 11 городах, в которых будет происходить чемпионат, включая Казань .

ШАТЛ демонстрировался в динамическом и статическом режимах. В динамическом режиме электробус двигался по специально выделенной дорожке вдоль реки Казанка по огороженному периметру. Передвигаться по обычным трассам беспилотникам пока нельзя из-за законодательных ограничений.

Длина выделенного пути составляла 650 метров. В ходе демонстрации скорость была ограничена 10 км/ч. Во время Чемпионата мира 2018 ШАТЛ будет использоваться на части пути от фан-зоны к стадиону «Казань Арена».

ШАТЛ относится к транспортным средствам малого класса категории М2 и предназначен для передвижения по дорогам с твердым покрытием с использованием данных цифровых карт, систем навигации и органов технического зрения. ШАТЛ осуществляет остановку для посадки и высадки пассажиров на остановочных пунктах, определенных службой движения и выбираемых пользователями из предложенного перечня на маршруте.

Интерфейс позволяет пассажиру управлять системой открывания дверей, системой выбора остановочного пункта для высадки, остановкой по требованию, аварийной остановкой, вызовом помощи, ручным открыванием дверей, а также использовать USB -порт для зарядки электронных устройств. Масса транспортного средства максимально оптимизирована, утверждают на КАМАЗ: кузов выполнен из композитных материалов, рама изготовлена с использованием алюминиевых материалов.

В ходе движения телеметрическая информация и видеосигнал в режиме реального времени транслировались при помощи предкоммерческого E2E-решения для сетей 5G компании Huawei, развернутого на тестовой сети «Мегафона». Для обеспечения радиопокрытия пилотной зоны использовалась базовая станция с технологией радиодоступа 5G New Radio (NR), опорная сеть нового поколения с поддержкой функциональности New Generation Core (NGC) и абонентский терминал (CPE) 5G с чиспсетом разработки Huawei .

Тестовая сеть 5G представляет из себя базовую станцию с агрегацией двух несущих с шириной полосы 100 МГц каждая в диапазоне 3,5 ГГц. Данные с электробуса передавались в диспетчерский пункт, контролирующий процесс движения транспортного средства, со скоростью 1,2 Гбит/с с минимальной задержкой 6-8 миллисекунд.

Одновременно на сервер КАМАЗа в онлайн-режиме поступала телеметрическая информация о параметрах движения и режимах работы узлов и агрегатов электробуса. Эти данные собираются с сотен датчиков, установленных в беспилотнике.

2017

В июле 2017 года в Екатеринбурге КАМАЗ и Научно-исследовательский центр НАМИ продемонстрировали совместный проект – беспилотный автобус «Шатл».

Автобус способен самостоятельно развезти пассажиров, получив в электронную систему только данные о пункте назначения и желаемых остановках. Автотехника, рассчитанная на 12 человек, разгоняется максимум до 40 километров в час.

В разработке НАМИ и «Камаза» используется собственный литиево-ионный аккумулятор. Тяговый электромотор в машине всего один, который сможет развивать мощность в 20-40 кВт (до 54 л.с.). Высокая скорость для беспилотника не важна. Шатл сможет разгоняться примерно до 25 км/ч. О запасе хода ничего не известно. Картографией, навигацией и облачными инфраструктурными вычислениями, связанными с поездками автобуса, займется Яндекс . Вместимость рассчитана на 12 пассажиров.

Вызвать «Шатл» можно будет при помощи специального приложения для смартфона - беспилотник будет следовать по удобному маршруту и при этом подбирать пассажиров, которые следуют в этом же направлении.

Развитие электрического и беспилотного транспорта является одним из основных направлений российского машиностроения, но для их внедрения в повседневную жизнь потребуется серьезное изменение законодательства, которое необходимо начинать реформировать уже сейчас, констатировал

Я задумчиво смотрю на медленно проплывающий за окном пейзаж. Интересно, через сколько лет это будут не деревья закрытой территории столичного НАМИ, а скверы и аллеи городских улиц? Ведь сижу я не в обычном автобусе, а в футуристическом «шарике» НАМИ Шатл, где какие-либо органы управления не предусмотрены в принципе. Он создан в единственном экземпляре, его кузов пока представляет собой полноразмерный макет, двери лишены электроприводов, а скорость всего 5 км/ч. Но всё-таки он едет - сам! И везет меня на встречу с его создателями.

Кому нужны беспилотники при наших разбитых дорогах без разметки, сложном климате, непредсказуемых водителях и пешеходах? Но отказаться от прогресса - значит обречь себя на постоянное пребывание в таких условиях. А беспилотник - это огромный шаг вперед.

Шатл невелик: 4,6 м в длину и два в ширину. Но это не легковушка, а, по сути, автобус недалекого будущего. Благодаря внушительной высоте (2,5 м) и однообъемному кузову в салоне может разместиться ­дюжина человек: шестеро сидя, остальные стоя. ­Концепция не оригинальна, но и подсмотренной у Запада ее не назовешь. Это общая тенденция.

Москва‑2033

Вы открываете мобильное приложение в своем смартфоне и заказываете транспорт на ближайшую поездку. Буквально через несколько минут машина останавливается под вашими окнами. Это не такси, а электрический Шатл с автопилотом. И в нем уже есть пассажиры. Система собирает заявки от множества пользователей и прокладывает оптимальные маршруты для таких микроавтобусов. Персональным пространством личного автомобиля придется пожертвовать, зато пешие переходы минимальны, равно как затраты времени и денег на дорогу.

Границы частного и общественного транспорта со временем сотрутся. Тратиться на покупку и содержание персональной машины будет невыгодно, ведь практически эквивалентной ей по удобству станет самоходная капсула на несколько человек. Впрочем, подобная транспортная инфраструктура - это уже следующий шаг. А на первых порах такая техника будет эксплуатироваться на закрытых территориях - в парках, наукоградах, выставочных центрах. Там, где минимум нештатных ситуаций, маршруты стандартны и не слишком сложны для того, чтобы оттачивать умения автопилота.

Двенадцатиместный Шатл - лишь один из возможных вариантов. Покупатель сможет заказать кузов любого типа - от роскошного салон-вагона до грузовика. Кузов водрузят на варьируемое модульное шасси с силовым агрегатом. К примеру, показанный нам первый экземпляр Шатла - переднеприводный, с одним электромотором. А можно установить два двигателя (по одному для каждой из осей) или использовать четыре мотор-колеса - и тогда машина станет полноприводной.

Энергия прогресса

Литий-ионные аккумуляторы расположены под полом и сиденьями. Их количество определяет покупатель, исходя из условий работы. Один модуль емкостью 5 кВт·ч обеспечивает запас хода до 50 км. Управляющий складом или небольшой территорией, скорее всего, ограничится такой конфигурацией. Если же электромобилю предстоят большие пробеги, количество модулей можно увеличить до шести. Автономность вырастет пропорционально - до 300 км. Но такой вариант существенно затратнее, поскольку батареи остаются самым дорогим элементом.

Аккумуляторы разработаны и созданы в НАМИ, как все системы управления, безопасности и обогрева. У института накоплен опыт совместной работы в этой части, в том числе с АВТОВАЗом. Химические элементы - покупные, поставщиками выступили зарубежные и российские компании. Заявленная разработчиками работоспособность - 2000 циклов зарядки-разрядки.

А наш климат? О нем не забыли. Есть жидкостный обогрев на случай холодной погоды. Предусмотрена функция самопрогрева аккумуляторов перед началом работы - за счет отбора небольшого количества электроэнергии из запасенной в батарее. Интенсивность и продолжительность прогрева определяются температурой окружающего воздуха: чем она ниже, тем больше будет потреблять из сохраненного запаса каждый модуль. Это снижает автономность, но благотворно сказывается на сроке жизни батарей: большие нагрузки промерзшим аккумуляторам противопоказаны.

Можно использовать и другой способ прогрева - при помощи штатной жидкостной системы. Получается аналог автомобильного подогревателя для двигателя внутреннего сгорания: незадолго до начала поездки включается циркуляция - и к приходу владельца машина готова к движению. С точки зрения эффективности, затрат энергии и ресурса батарей выгоднее использовать режим самопрогрева.

Сложнее с поддержанием температуры в салоне. В этом вопросе окончательного решения пока нет. Стандартный подход с вентилятором и системой воздуховодов неэффективен из-за высокого энергопотребления. К тому же через огромные двери салон мгновенно выстуживается на остановке. Скорее всего, будет реализовано комбинированное решение: сверху воздух станут подогревать инфракрасные панели, а обогреваемые сиденья, пол и поручни помогут им в создании комфортной температуры. Но и на это нужно немало ­энергии.

Органы чувств

Электромобилем, даже отечественным, нас не удивишь. Система автономного вождения - вот что представляет основной интерес. КАМАЗ полным ходом испытывает беспилотный грузовик . И на корме Шатла значится имя челнинского завода. Один и тот же проект в разной обертке? Нет, КАМАЗ выступает лишь техническим партнером НАМИ в проекте.

Конфигурация автопилота , в целом, стандартная. Ультразвуковые датчики дальностью действия 3–6 м установлены в бампере, за «скорлупой» которого спрятаны радары ближнего и дальнего (до 250 м) действия - с широким и узким углами обзора соответственно. За лобовым стеклом - стерео­камера, «видящая» на расстоянии до 250 м. А вот лидар в комплексе использоваться не будет. На прототипе он есть, но разработчики уверены: комбинация обычных радаров и камеры позволят обходиться без него.

Мне очень понравилось, как замгендиректора НАМИ Алексей Гогенко и директор институтского центра информационных и интеллектуальных систем Денис Ендачев, с которыми мне удалось пообщаться, высказывались о своем детище. Они не скрывают, что все «органы чувств» у машины пока импортные - достойных аналогов в родном отечестве нет. Опытные образцы российских радаров находятся на стадии разработки, потому на Шатле им места не нашлось. И нечего стыдиться. Лучше подождать, чем устраивать «импортозамещение любой ценой».

Ничего подобного в России еще не делали. Толчком к развитию проекта «Шатл» стал назревающий в Москве и других крупных городах конфликт личного и общественного транспорта. Все мы хотим добираться на работу без пробок. Но мало кто добровольно отказывается от комфорта своей машины. Замкнутый круг?

А «Шатл» - это автобус, такси и легковушка в одном флаконе (называется именно «Шатл», с одной буквой «т»). Идея проекта в следующем. Сидя дома, вы со своего смартфона указываете точку назначения. Специальный облачный сервис аккумулирует запросы, выбирает похожие маршруты и присылает прямо к вашему подъезду беспилотный микроавтобус на 12 человек (включая шесть сидячих мест). Это достаточно мало, чтобы чувствовать себя комфортно, и достаточно много, чтобы проезд стоил недорого. Доставка, разумеется, также идет «до подъезда» или пересадки на метро/электричку.

Предполагается создать в мегаполисах парк подобных машин-капсул. Тогда будут не нужны остановки общественного транспорта и фиксированные маршруты. Искусственный разум начнет рассчитывать их в реальном времени. Как следствие - пробки со временем полностью исчезнут. Ведь человек вдобавок станет экономить на покупке и содержании личного автомобиля, он превратится в вымирающий вид техники.

Звучит фантастически, но представитель НАМИ, координатор Национальной технологической платформы РФ «Зеленый автомобиль» Алексей Гуськов заявил «Авто Mail.Ru», что футуристичный «Шатл» куда ближе к реальности, чем кажется. Созданием транспортного информационного облака вплотную занялся «Яндекс». Над беспилотниками вовсю трудится КАМАЗ, причем в планах предприятия - выпустить линейку электробусов всех размерных сегментов. А НАМИ имеет готовые наработки по электрическим и гибридным технологиям.

Не поверите, но «Шатл» - не макет, он ездит! Сам. В беспилотном режиме - для этого в обводах кузова спрятаны радары, камеры, ультразвуковые датчики, центральный процессор. Правда, пока только по закрытым территориям. Оттого и максимальная скорость ограничена 25 км/ч. Автобусик имеет скромные габариты (4,6х2 м) и потрясающую маневренность: все колеса у него поворачиваются. Кстати, прямо в них встроены электромоторы - «Шатл» может быть полно- или моноприводным. Алексей Гуськов говорит, что даже клееный композитный кузов на металлическом основании не составит труда запустить в производство с тиражом порядка 1000 штук в год.

Осталось дело за малым - найти деньги. А это несколько миллиардов рублей. Но партнеры надеются не только на свои силы и государство, но и на частных инвесторов. Именно они должны разглядеть в «Шатле» начало революции, новой транспортной эры. А вы что думаете о такой перспективе?

P.S. Весь день редакцию «Авто Mail.Ru» беспокоил один вопрос - почему «Шатл»? С одной буквой «т»? Ведь во всех словарях написано - шаттл (от английского shuttle). И вот только что нам стал известен ответ. Официальная версия гласит следующее: «потому что оригинально». Прекрасное объяснение! Ридакция «Афто Mail.Ru» всигда выступпала за оригенальность!