Нужно ли ставить тахограф на личный грузовой автомобиль? Порядок оснащения транспортных средств тахографами Установка тахографа грузовой автомобиль закон

Тахограф и Закон

ВНИМАНИЕ!!!


На каком транспорте и когда :

В первую очредь необходимо понимать, что в соответствии с Трудовым Кодексом РФ тахограф может быть применим только в случае возникновения отношений Работодатель - сотрудник. Таким образом, если транспортное средство принадлежит частному лицу и он осуществляет перевозку в собственных целях, без коммерции, на такое т/с устанавливать тахограф не требуется.

Оснащению тахографами подлежат все транспортные средства категорий N2, N3, M2, M3 впервые зарегистрированные до 1 января 2015 года, осуществляющие коммерческую перевозку и зарегистрированные на юридичесих лиц или индивидуальных предпринимателей. (ст 8(1) Технического решламента о безопасности колесных транспортных средств технического регламента, утвержденного Постановлением правительства № 720 от 10 сентября 2009 года). Данный технический регламент не отменен, а остановлено его действие во времени, он как и в прошлом, так и в настоящее время распространяется на транспортные средства зарегистрированные впервые до 01 января 2015 года, даты вступления в силу Технического регламента Таможенного сСоюза 018/2011.

А вот с транспортными средствами, впервые зарегистрированными после 01 января 2015 года не все просто. Поясняем. Дело в том, что после вступления в силу 01 января 201 года Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств Таможенного Союза 018/2011, который имеет статус Международного документа и преобладает над внутренним законодательством, все порядки оснащения, утвержденные приказами Минтранса №36 и 273 с изменениями и дополнениями с юридической точки зрения утратили силу. А п. 14 ТР ТС 018/2011 предписывает определить порядок оснащения в соответствии с нормативными актами Членов Таможенного союза. Но в связи с тем, что после 1 января 2015 года не было выпущено ни одного нормативного правового акта, касающегося Порядка оснащения тахографами (изменения в 36 и 273 считаться таковыми не могут), получается что требований к автомоблям впервые зарегистрированным после 01 января 2015 года в области оснащения их тахографами не существуе. При этом необходимо учесть, что тахограф это объект технического регулирования, а политикой в одласти технического регулирования, согласно Положению, является Минпромторг. Следовательно Порядок оснащения транспортных средств, на который ссылается п.14 ТР ТС 018/2011 должен быть утвержден только Минпромторгом, а не Минтрансом. У Минтранса нет на то полномочий, а следовательно его порядки оснащения не имеют юридической силы.

Также необходимо помнить п. 74, где говорится в частности о том, что нельзя требовать наличия устройства, если оно не предусмотрено конструкцией, т.е. оно не указано в одобрении типа траснпортного средства (ОТТС). Таким образом, все транспортные средства, впервые зарегистрированные до 09 сентября 2010 года (даты вступления Тех регламента по ПП 720), в ОТТС которых не предусмотрен тахограф, тахографами оснащатся НЕ ОБЯЗАНЫ вообще .

Какой тахограф с тавить :

Любой , который имеет Сертификат соответствия хотябы одному из Технических регламентов о безопасности колесных транспортных средств (ПП 720 или Таможенного Союза) или декларацию соответствия.

Но обращаем внимание на дороговизну владения и большие сложности использования тахографов с СКЗИ. Об этом подробно .

Также необходимо знать, что большинство тахографов, которые установлены заводом-изготовителем транспортного средства, произведенного в Росиии, Белоруссии и Европе имеют подобные сертификаты соответствия и не подлежат замене до момента утилизации транспортного средства. Наличие сертификата можно проверить на официальном сайте Росстандарта и Росаккредитации.

Юридическое обоснование выбора тахографа:

С 01 Января 2015 года тахограф стал объектом технического регулирования - п. 65 Приложение 1 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств Таможенного Союза 018/2011.

Таки образом, на тахограф в полной мере распространяется действие Федерального закона № 184 О техническом регулировании. В частности ст. 20, где говорится что подтверждение соответствия действующему законодательству производтся исключительно в форме сертификации и декларации.

Таким образом соответствие тахографа действующему законодательству подтверждается Сертификатом соответствия Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств или декларацией. Сертификат соответствия подтверждает соответствие обязательным требованиям. Обязательные требования в соответствии со статьей 2 ФЗ -184 О техническом регулировании предъявляются только техническими регламентавми. ТР ТС также предъявляет обязательные требования к тахографу:

На основании выше изложенного видно, что требований о наличии блока сКЗИ в обязательных требования к тахографу отсутствуют.

Теперь по приказам Минтранса № 36 и 273. Они имеют рекомендательный характер по ряду причин. Первое это в связи с положениями главы 4 пункт 3 ФЗ 184 О техническом регулировании:

Это значит, что приказы Минтранса в отношении технических требований, в частности наличия блока СКЗИ (криптозащиты) носят исключительно рекомендательный характер.

И второе. В связ с тем, что тахограф является объектом технического регулирования, у Министерства транспорта нет полномочий определять политику в области технического регулирования, в том числе и порядок оснащения транспортом, потому что в соответствии с Положением такие полномочия предоставлены Минпромторгу РФ:

И на последок. Министерство транспорта не могут осуществлять контроль соответствия тахографа, так как тахограф являетя объектом техрегулирования, а обязаности по контролю таких объектов поручено Росстандарту и МВД (ГИБДД):

ИТОГ: Установка тахографа с СКЗИ носит исключительно рекомендательный характер. Это означает, что наличие тахографа с СКЗИ определяется Приказом Минтранса № 36, а именно той его частью, где устанавливаются технические требования к тахографу. Федеральный закон №184 от 27.12.2002 О техническом регулировании закрепляет норму о том, что технические требования к автокомпонентам, коим является тахограф, могут предъявляться только техническими регламентами. В данном случае это Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств Таможенного Союза, в котором о СКЗИ нет ни слова. Статья 4 пункт 3 ФЗ № 184 прямо указывает на то, что нормативные акты (приказ №36), изданные федеральным органом исполнительной власти (Минтрансом РФ) в области технического регулирования (наличие в тахографе СКЗИ) имеет исключительно рекомендательный характер. Также этот же закон (ФЗ-184) статьей 4 пунктом 5 закрепляет норму об использовании в первоочередном порядке международных соглашений, касающихся вопросов техрегулирования. В ситуации с тахографами такие соглашения есть. Основное из них - это Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств Таможенного Союза. Таким образом, обязательными техническими требованиями к тахографу являются требования Технического регламента Таможенного Союза, в контексте с Международным соглашением ЕСТР, а приказ Минтранса № 36 (в части, касающейся технических требований к тахографам, а именно наличие в нем блока криптозащиты СКЗИ) носит рекомендательный характер.

ВНИМАНИЕ!!! Тахографы, соответствующие требованиям ЕСТР и имеющие сертификат соответствия Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, установленные на транспортные средства НЕ подлежат замене, и разрешены к использованию на общих основаниях до утилизации транспортного средсва.

Административная ответственность (штрафы)

На территории России основным регламентирующим наличие тахографа на колесном транспорте документом является Федеральный закон №196 "О безопасности дорожного движения" с внесенными изменениями от 14.06.12г. В частности суть этого документа сводится к следующему:

Внесла изменения в Административный кодекс (статья 11.23), т.е. назначает наказание за:

Отсутствие (а равно за неисправный или наличие неустановленного образца) тахографа, использование тахографа несоответствующего установленным требованиям, неисправность, нарушение правил использования тахографа в размере от 1000 руб. до 3000 руб. на водителя, или на должностных лиц от 5000 руб. до 10000 руб.;

Нарушение водителем режима труда и отдыха в размере от 1000 руб. до 3000 руб. на водителя.

Также никто не отменял пункт 7.4 «Перечня неисправностей, при которых запрещена эксплуатация автомобилей» , где за неисправный тахограф может грозить штраф и запрет на эксплуатацию транспортного средства, а для транспорта, перевозящего опасные грузы - помещение на штрафстоянку (ст 27.13 Административного Кодекас РФ)

Обращаем внимание на то, что режим труда и отдыха водителя автомобиля регламентирует Приказ Минтранса №15 от 20.08.2004 года (с последними изменениями).

Также необходимо помнить о ежегодном приказе Минздравсоцразвития , благодаря которому затраты на установку тахографа можно компенсировать за счет социального налога.

Обязательная установка тахографов на определенный вид авто, всколыхнула всю индустрию коммерческих перевозок в РФ. Статья раскроет нюансы установки прибора контроля, расскажет о правильных и неправильных тахографах, а также, предоставит информацию к размышлению - как обойти закон в 2019 году.

Тахограф – техническое средство контроля, осуществляющее непрерывную фиксацию скоростных данных, отслеживающее маршрут движения, время работы и отдыха, водителя транспортного средства. Состоит из нескольких модулей: самого устройства, навигационной карты, датчика движения, усиливающей антенны, принимающей сигнал спутника. Устройство имеет защитную пломбу, препятствующую доступу извне.

Законодательные изменения 2019 года

Абз. 9 ч. 1 ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» обязывает всех индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, оснащать тахографами автомобили, используемые ими в коммерческой деятельности.

Нормы закона об установке тахографа на грузовой автомобиль 2019 вступают в силу в несколько фаз:

  • До 1.04.2014 года – тахографы должны быть установлены на грузовых автомобилях массой более 3500 кг, осуществляющие транспортировку опасных грузов категории N2 и N3;
  • С 1.07.2014 года – штраф за отсутствие прибора контроля, будет накладываться на водителей автобусов (М2 и М3), с числом сидений более 8, за исключением пассажирского, а также грузовые авто N3 более 15 тонн, курсирующие по междугородним маршрутам. Это не коснется автобусов, выполняющих городские и пригородные регулярные рейсы;
  • До 1.09.2014 года – тахограф должен быть установлен на всех грузовиках N3, имеющих более 15 тонн массы и занимающихся междугородними перевозками неопасных грузов;
  • До 1.04.2015 года – устройство контроля должно быть на всех грузовых автомобилях N2, перевозящими неопасный груз;
  • До 1.01.2018 года – срок замены приборов старых образцов, в которые попали: тахографы ЕСТР установленные на производстве до 01.04.2014 года и тахографы ЕСТР монтированные в сервисных центрах до 11.03.2014 года.

В перечень автомобилей, которым не требуется установка такого устройства, относятся: передвижные лаборатории, сельскохозяйственные машины, спецтехника, автомобили ритуальных служб, военные автомобили и автомобили для оперативно-розыскной деятельности, дома на колесах, бронированные транспортные средства.

Установленный тахограф должен использоваться до утилизации автомобиля.

Нюансы установки тахографа

Существует 2 вида контрольных устройств:

  1. Тахограф международного образца (ЕСТР);
  2. Цифровой тахограф с блоком криптозащиты СКЗИ;

Вышедший Приказ Минтранса РФ №237 от 21.08.2013 года, поставил точку в спорах о выборе вида тахографа. Теперь все предельно ясно:

  • Для коммерческой перевозки грузов внутри страны, используется тахограф с блоком криптозащиты СКЗИ;
  • Для коммерческой международной перевозки грузов, необходимо использовать тахографы ЕСТР.

Единственное правило – это наличие у устройства сертификата, подтверждающего соответствие Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств.

Внимание! Следующая информация представлена для ознакомления, риски, возникающие в процессе ее использования полностью лежат на лице, принявшем решение ее использовать.

Этот регламент определяет обязательные характеристики тахографа и устанавливает требования по его соответствию законодательной базе РФ. Это утверждение основывается на Федеральном законе «О техническом регулировании», который закрепляет Технический регламент , как обязательный к исполнению , по отношению к объектам технического регулирования. К таким объектам, относится тахограф – являющийся продукцией и компонентом автомобиля.

В свою очередь, все тот же Федеральный закон «О техническом регулировании», в п. 3 ст. 4 устанавливает, что любые акты в сфере техрегулирования, изданные федеральными органами исполнительной власти, носят рекомендательный характер. К таким актам относятся Приказы Минтранса №36 и 237, содержащие требования об обязательном наличии блока СКЗИ.

В итоге, получаем, что Технический регламент не устанавливает обязательного наличия блока СКЗИ в тахографе, а Приказы Минтранса носят рекомендательный характер. Таким образом, автовладелец сам решает, какой тахограф выбрать для установки, но нет никакой гарантии, что законность такой установки не потребуется доказывать в суде.

Все же, наиболее оптимальным, будет решение действовать в рамках действующего законодательства РФ и установить требуемые устройства, а для владельцев с устаревшими устройствами уже к началу 2019 года, сменить их на соответствующие модели. На данный момент речь об отмене тахографов не идет, так что лучше, когда предпринимательская деятельность соответствует установленным требованиям.

Не забывайте, что установка средства контроля, осуществляется только в сервисных центрах, имеющих лицензию ФСБ.

Отсутствует тахограф? Плати штраф

За отсутствие тахографа на автомобиле, равно как и за его умышленное повреждение, выезд на линию с неисправным устройством, фальсификацию предоставляемых им данных и внесение различных модификаций, ст.11.23. Административного кодекса РФ предполагает штраф:

  • Для граждан – от 1 до 3 тыс. рублей;
  • Для должностных лиц – от 5 до 10 тыс. рублей.

Если тахограф фиксирует нарушение режима работы водителя, штраф составит от 1 до 3 тысяч рублей.

Существующий Перечень неисправностей, при которых запрещено эксплуатировать автомобиль, не позволяет передвигаться на транспортном средстве с неисправным тахографом, если неисправность не произошла уже на линии. Игнорирование такого запрета, может привести к снятию государственного номерного знака, а для грузовиков с опасными грузами – транспортировка на штрафстоянку.

Как обойти закон о тахографе 2019?

«Ключом» к закону, является выражение «коммерческие перевозки», то есть, если владелец грузовика категории N3 использует его для передвижения в магазин за хлебом, то установка тахографа не обязательна. ГИБДД понимает закон таким же образом – если частное лицо использует транспорт для собственных нужд, прибор контроля можно не устанавливать. Получается, что закон о тахографах на грузовые автомобили 2019 для физических лиц не распространяется. По крайней мере в данном случае.

Но некоторые существенные нюансы все же заставляют сомневаться в истинности вышеизложенного утверждения. Как можно охарактеризовать понятие собственные нужды? Каким образом будет определено, передвигается водитель по собственным нуждам или в коммерческих целях?

Если вы везете стройматериалы на собственном грузовике, с целью постройки дачи для себя, то это одно дело. Совсем другое, если вы зарегистрированы как ИП, этот самосвал регулярно используется для перевозки груза, например стройматериалов для постройки дачи соседу и вас останавливает инспектор ГИБДД. В таком случае, вы будете доказывать ему, что груз ваш, вы транспортируете его к себе домой.

Со временем, законодатели дадут ответы на все вопросы, а пока, остается только надеяться на «авось» или смиренно выполнять законодательные предписания.

Согласно внесенным изменениям в приказ Минтранса №273 с 1 июля 2016 владельцам грузовых транспортных средств необходимо перейти на цифровые тахографы. И, похоже, на этот раз сроки вступления в силу новой нормы законодательства сдвигаться не будут. Насколько готовы перевозчики к нововведениям? И, собственно, к чему им готовиться в связи с наступлением "дня Х"? Мы поговорили с экспертами, чьи точки зрения на предстоящие изменения, мягко говоря, не совпадают.

Краткая история вопроса

Одной из наиболее часто встречаемых причин смертности на дорогах является усталость водителя. А наиболее тяжелые ДТП связаны с усталостью водителей-профессионалов, управляющих транспортными средствами категорий N3 - весом свыше 12 тонн.

Для решения данной проблемы, начиная с 2009 года, Правительством РФ был принято ряд мер, в том числе направленных на внедрение контроля за режимом труда и отдыха водителей:

В 2009 году в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 года началось внедрение нового типа тахографа, переход с аналоговых на цифровые тахографы.

В 2010 - 2011 годах началось массовое производство тахографов в рамках 720 Постановления Правительства РФ.

В 2013 году были введены дополнительные требования к тахографам в соответствии с 36 Приказом Минтранса при обязательном соблюдении 720 Постановления Правительства РФ. Введена прямая ответственности за отсутствие тахографа.

В 2015 году вступил в действие регламент Таможенного союза, с утвержденным переходным периодом до 01 июля 2016 г.

Отметим, что приказ Министерства транспорта РФ №36 "Об утверждении порядка оснащения транспортных средств тахографами" содержит требования по оснащению автобусов и грузовых автомобилей, совершающих коммерческие перевозки, тахографами нового поколения, использующих средства криптографической защиты информации (СКЗИ).

Предполагалось, что установка тахографов будет происходить в несколько этапов. С 1 апреля 2014 года тахографами с СКЗИ должны быть оснащены грузовые автомобили, перевозящие опасные грузы, с 1 июля 2014 года - автобусы и грузовики массой более 15 тонн, с 1 сентября 2014 года грузовики массой от 12 тонн, с 1 апреля 2015 года - грузовики с массой от 3,5 до 12 тонн.

Для транспортных средств, уже оснащенных средствами контроля режимов труда и отдыха, был предусмотрен срок обязательного оснащения новыми тахографами - 1 января 2018 года.

Однако, затем сроки установки цифровых тахографов были перенесены - и "точкой отсчета" стало 1 июля 2016 года.

Прежде всего, надо оговориться, что для перевозчиков, осуществляющих международные перевозки и для перевозчиков, осуществляющих исключительно внутренние перевозки, требования к тахографам с 1 июля будут различны.

Для перевозчиков, осуществляющих международные автоперевозки, обязательными являются требования договора ЕСТР (Международное Соглашение, касающееся экипажей транспортных средств, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров). В этом случае перевозчики обязаны соблюдать следующие нормативные акты: ТР ТС 018/2011; ЕСТР; 127 ФЗ; 195 ФЗ; 196 ФЗ; 197 ФЗ. Аналоговые тахографы для международных перевозчиков разрешены.

Для перевозчиков, осуществляющих исключительно внутренние перевозки, обязательными являются требования законодательства РФ, в которых предусмотрен иной тип тахографа, не совместимый с ЕСТР. Технические требования к этому типу тахографов изложены в Приказе Минтранса № 36, а порядок оснащения - в Приказе Минтранса №273. В этом случае перевозчики должны соблюдать следующие нормативные акты: ТР ТС 018/2011; 195 ФЗ; 196 ФЗ; 197 ФЗ; Постановление Правительства РФ 1213; Приказы Минтранса № 36, № 273, № 15, №348 (вносящий изменения в Приказ №273).

Важно отметить, что эксплуатация транспортных средств с аналоговыми тахографами для автоперевозчиков, осуществляющих внутренние рейсы, не запрещена и не может быть запрещена в соответствии с действующим законодательством, вплоть до утилизации транспортного средства. Хотя некоторые перевозчики считают, что эксплуатация таких транспортных средств с 1 июля будет запрещена. Это не так.

Источником недоразумения в данном вопросе стало письмо ФБУ Росавтотранс от 10.02.2016, в котором говорилось:

Однако, позднее, рассказывает Геннадий Линник, директор по взаимодействию с органами государственной власти и общественными организациями ООО "АТОЛ ДРАЙВ", 29.02.2016 авторы данного письма разместили на сайте Росавтотранса дополнение к предыдущему письму, в котором подробно изложили правовую основу оснащения транспортных средств тахографами. Согласно этому письму, запрет на эксплуатации транспортных средств с аналоговыми тахографами не вводится приказом Минтранса №348, однако

За отсутствие технического средства контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, не обеспечивающих регистрацию информации на картах тахографа, изготовленных в виде пластиковой карты с электронным носителем информации и соответствующих требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (приложение N 1 к приказу Минтранса России N 36), или требованиям ЕСТР (далее - аналоговые контрольные устройства)" на транспортных средствах категорий N2,N3,M2,M3, выполняющих внутрироссийские перевозки с 1 июля 2016 года сотрудниками контрольно- надзорных органов будет применятся санкция статьи 11.23 КоАП.

Иными словами, хотя сами транспортные средства, оснащенные аналоговыми тахографами, под запрет не подпадают, за отсутствие цифровых тахографов с СКЗИ автоперевозчиков, выполняющих внутрироссийские перевозчики, с 1 июля могут оштрафовать, - заключает Г. Линник.

Тахограф как объект технического регулирования

Ни один орган государственной власти не имеет права требовать замены аналогового тахографа, если он имеет или имел сертификат соответствия на момент его производства / установки, отвечающий законодательным требованиям, а значит безопасный в эксплуатации, - утверждает Максим Сухомлинов, директор сервисной службы ГК Надежный контакт.

Свою точку зрения эксперт аргументирует, отсылая к п. 65 таблицы 4 приложения 1 Технического регламента "О безопасности колесных транспортных средств Таможенного союза" (ТР ТС 018/2011), который вступил в действие на территории Российской Федерации с 01 января 2015 года.

Исходя из этого документа, на тахограф в полной мере распространяются требования ФЗ-184 "О техническом регулировании", в частности процедура подтверждения соответствия действующему законодательству. На основании статьи 20 Федерального закона №184 "О техническом регулировании", подтверждение соответствия заключается в процедуре сертификации. Результатом процедуры подтверждения соответствия действующему законодательству является сертификат соответствия.

Так как на основании п. 65 приложения 10 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств Таможенного Союза (ТР ТС 018/2011), тахограф является компонентом транспортного средства, то и соответствовать он должен требованиям Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств Таможенного Союза (ТР ТС 018/2011), что должно подтверждаться Сертификатом соответствия ТР ТС. Все сертификаты соответствия Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств подлежат обязательному учету и находятся в свободном доступе на сайте Росакредитации.

Таким образом, объясняет М. Сухомлинов, в соответствии с ч.1 статьи 54 Конституции РФ: "Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет", - то есть все тахографы имеющие на момент их производства/установки сертификаты соответствия действующему законодательству, даже после окончания срока действия самого сертификата остаются "в законе". Наиболее распространенные аналоговые тахографы 1324 и 1318 имеют или имели действующий сертификат соответствия Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств. Более того, эти тахографы внесены в Реестр средств измерений, что позволяет осуществлять на них Государственную поверку, что в свою очередь, дает юридическую значимость их показаний, а это, в соответствии с ФЗ -102 "Об обеспечении единства измерений", позволяет таким тахографам участвовать в государственном контроле. Таким образом, как было сказано выше, Минтранс РФ не запрещает эксплуатацию транспортных средств с аналоговыми тахографами. Минтранс РФ не может своими нормативными правовыми актами нарушать закон, резюмирует эксперт, такого не бывает.

Поэтому, настаивает М. Сухомлинов, Минтранс просто рекомендует переоснастить только те транспортные средства с аналоговыми тахографами, на которых стоят тахографы, не имеющие сертификата соответствия. К таким тахографам относятся TGK-100, 1319, 1314 и т.п.

Однако и владельцам таких тахографов я бы не рекомендовал спешить с заменой и таких тахографов, - продолжает М. Сухомлинов. - 16 октября 2015 года Правительство РФ издало Постановление №1108. В нем определяются органы исполнительной власти и их полномочия в области соблюдения требований Технического регламента "О безопасности колесных транспортных средств Таможенного союза". Напоминаем, что тахограф является компонентом транспортного средства, а следовательно находится в сфере влияния этого Технического регламента.

Органом, осуществляющим контроль в области безопасности колесных транспортных средств, находящихся в эксплуатации (а следовательно и их компонентов) теперь является Министерство внутренних дел, в частности ГИБДД. Таким образом Министерство транспорта РФ не может предъявлять обязательные требования к транспортным средствам находящимся в эксплуатации, а равно и к их компонентам, в частности тахографам. Этот факт подтверждается и статьей 4 пунктом 3 ФЗ-184 О техническом регулировании:

Важно обратить внимание на следующую терминологическую тонкость, - продолжает М. Сухомлинов. - Приказ Минтранса №348 требует оснастить тахографами до 1 июля 2016 года те транспортные средства, у которых были установлены не аналоговые тахографы, а "аналоговые контрольные устройства". То есть тахографы, которые не имели и не имеют сертификата соответствия одному из Технических регламентов о безопасности колесных транспортных средств.

Таким образом, аналоговые тахографы в принципе не подлежат обязательной замене. Ни один орган государственной власти не имеет права требовать замены аналогового тахографа, если он имеет или имел сертификат соответствия действующим на момент его производства / установки законодательным требованиям, а значит безопасных в эксплуатации. Приказы Минтранса № 36, 273 , 348 носят исключительно рекомендательное значение в части технических требований, - заключает М. Сухомлинов.

В подтверждение своей позиции М. Сухомлинов приводит решение Арбитражного суда Магаданской области от 13 мая 2016 года по делу между УГАДН Магаданской области и ПАО "Магаданэнерго" о тахографах, несоответствующих требованиям 36 приказа Минтранса 13 мая 2016 года:

Это первое в своем роде, в рамках которого было подробно разобрано все законодательство в области тахографии. Суд признал, что наличие блока криптозащиты в тахографе носит исключительно рекомендательное значение и не является обязательным.

Действительно, ПАО "Магаданэнерго" обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным пункта 5 предписания Управления государственного автодорожного надзора по Магаданской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № 01-16/47 от 11.11.2015, в котором указано, что предприятие эксплуатирует транспортные средства для перевозки грузов и пассажиров, оснащенные тахографами модели Continental-VDО1381, не соответствующими установленным требованиям. К участию в деле в качестве третьего лица, была привлечена компания ООО "Торгмонтаж- Плюс", которая осуществляла установку тахографов на транспорт ПАО "Магаданэнерго".

По итогам дела требования заявителя, Публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Магаданэнерго", удовлетворили. Предписание Управления государственного автодорожного надзора по Магаданской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № 01-16/47 от 11.11.2015 признали недействительным в части пункта 5.

ПП РФ № 1213 от 23.11.2012, Приказы Минтранса РФ № 36 от 13.02.2013 и № 273 от 21.08.2013, предъявляющие требования к тахографам, были признаны носящими исключительно рекомендательный характер, в том числе в части наличии в тахографе блока криптозащиты СКЗИ.

Однако, Г. Линник обращает внимание на следующее существенное обстоятельство:

Прежде всего, нет никакого противоречия с Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" ТР ТС 018/2011, так как порядок оснащения устанавливается нормативно правовыми актами Российской Федерации, государство рассматривает средства контроля за соблюдением водителями режимов движения как один из важнейших элементов обеспечения безопасности дорожного движения". Вот выдержка из ТР ТС 018 /2011 п. 14: "Конструкция выпускаемых в обращение транспортных средств категорий М2 и М3, осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров, категорий N2 и N3, осуществляющих коммерческие перевозки грузов, должна предусматривать возможность оснащения (штатные места установки, крепления, энергопитания) техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (тахографами). Оснащение указанной аппаратурой транспортных средств осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза. Требования настоящего пункта не применяются в отношении транспортных средств, указанных в статье 2 Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР)".

Приказ Минтранса №36 был зарегстрирован Минюстом, и вступил в силу, - продолжает Г. Линник. - В соответствии со статьей 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации норма приказа Минтранса №36 может быть оспорена и признана незаконной только Верховным судом Российской Федерации. Решение Арбитражного суда Магаданской области от 6 мая 2016 года по делу № АЗ7-66/2016 не является оценкой законности приказа Минтранса №36. Таким образом, только Верховный суд РФ может признать приказ №36 не соответствующим нормам законодательства. Частью 3 статьи 4 Закона о техническом регулировании прямо предусмотрена возможность издания федеральными органами исполнительной власти актов в сфере технического регулирования, то есть предполагается, что требования технических регламентов не являются исчерпывающими и требования к продукции могут быть изложены в том числе и в иных актах. Производители тахографов с блоками СКЗИ получили Сертификаты соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" ТР ТС 018/2011. Таким образом, водители и юридические лицы, транспортные средства которых не будут к 1 июля 2016 года оснащены соответствующим оборудованием (а это тахографы с СКЗИ для автоперевозчиков, осуществляющих внутренние перевозки) могут быть оштрафованы на сумму от 1 до 3 тысяч рублей для граждан и от 5 до 10 тысяч рублей для должностных лиц.

Заключительное слово экспертов

Максим Сухомлинов:

Минтранс, предъявив в своем приказе №36 требования технического характера (наличие в объекте технического регулировании тахографе блока криптозащиты), превысил свои полномочия. Полномочия в области технического регулирования принадлежат Минпромторгу. В ФЗ 184 "О техническом регулировании" в главе 4 пункте 3 прямо написано - Органы исполнительной власти могут издавать нормативные документы в области технического регулирования только рекомендательного характера. А Минюст приказ №36 регистрирует как обязательный.

В результате в течение последних трех лет транспортники оснащали и переоснащали свои автомобили тахографами, с избыточными, необязательными требованиями, теряя миллионы рублей, что никак не отразилось на безопасности дорожного движения в целом. Итак результат на сегодня. По данным ФБУ Росавттранс с 2013 год по март 2016 года установлено чуть меньше 400 000 тахографов с СКЗИ. По данным ГИБДД того же периода - аварийность по оговоренным категориям транспорта не снизилась. Приказ Минтранса №36 может носить только рекомендательный характер, и, значит, аналоговые тахографы не подлежат обязательной замене.

Геннадий Линник:

Прежде всего замечу, что ГИБДД как раз, наоборот, заявляет, что по оговоренным категориям транспорта аварийность снизилась и призывает оснащать тахографами с СКЗИ транспортные средства физических лиц, по которым статистика показывает рост аварийности.

Вступили в силу Приказы Минтранса России №273 от 21.08.2013 года «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами» и №470 от 17.12.2013 года «О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. N 36».






















Порядок оснащения транспортных средств тахографами

В соответствии с Приказом Минтранса России №273 от 21.08.2013 года новыми тахографами, использующими средства криптографической защиты информации (СКЗИ), должны будут оснащены:

    До 1 июля 2014 года – автобусы категорий M2 и M3, перевозящие пассажиров, а также грузовики категории N3 с полной массой свыше 15 тонн, предназначенные для междугородных перевозок

В случае, если транспортные средства были оснащены тахографами старого образца, установленные тахографы необходимо заменить на новые до 1 января 2018 года


Транспортные средства, не подлежащие оснащению тахографами

В соответствии с Приказом №470 от 17.12.2013 года расширен перечень категорий и видов транспортных средств, не подлежащих оснащению тахографами:

    Пассажирские и грузовые троллейбусы

    Автобетононасосы, автобетоносмесители, автогудронаторы, автокраны и транспортные средства, оснащенные кранами-манипуляторами, автомобили скорой медицинской помощи, автоэвакуаторы, пожарные автомобили, транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог, для обслуживания нефтяных и газовых скважин, для перевозки денежной выручки и ценных грузов, транспортные средства, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, медицинские комплексы на шасси транспортных средств, автолавки, автобусы для ритуальных услуг, автомобили-дома, бронированные транспортные средства, самоходные сельскохозяйственные машины, передвижные лаборатории и мастерские, передвижные репортажные телевизионные студии

    Транспортные средства, зарегистрированные военными автомобильными инспекциями или автомобильными службами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба

    Транспортные средства органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

    Транспортные средства, включенные в перечень видов и категорий колесных транспортных средств, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, и в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается

Приказ №470 от 17.12.2013 года исключает возможность осуществления контроля работы тахографов, установленных на транспортных средствах, на дорогах. Документ предписывает проведение контроля мастерскими и самими транспортными предприятиями.

Ст. 11.23 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение правил оснащения транспортных средств тахографами. В частности, за управление транспортным средством без тахографа или с неисправным тахографом налагается административный штраф на граждан от 1 до 3 тысяч рублей, на должностных лиц – от 5 до 10 тысяч рублей.

Комментарии экспертов СпейсТим об изменении законодательства в части оснащения транспортных средств тахографическим оборудованием


АЛЕКСЕЙ СМЯТСКИХ
Генеральный директор

Вступивший в силу Приказ №470 внес существенные изменения в Приказ №36 Минтранса России. В соответствии с документом автомобили скорой медицинской помощи, пожарные и инкассаторские автомобили, сельскохозяйственная, дорожная и жилищно-коммунальная техника не подлежат оснащению тахографами. Также не попали под оснащение категории и виды транспортных средств, которые работают вне дорог общего пользования, например, при строительстве, обслуживании и ремонте нефтяных и газовых скважин и пр. Средствами тахографического контроля, таким образом, будут оснащены преимущественно транспортные средства, передвигающиеся по дорогам общественного пользования. Именно для этого транспорта наиболее актуальна организация инструментального контроля за режимами труда и отдыха водителей с применением тахографов. Это логично.

Что касается, остальных типов транспортных средств, то для них наиболее эффективным инструментом контроля являются навигационно-информационные системы мониторинга и контроля на основе ГЛОНАСС/GPS оборудования. Широкое применение навигационных решений в медицине, ЖКХ, нефтегазовой отрасли и пр. – убедительное тому доказательство.

ФЕЛИКС ВИНОГРАДОВ
Руководитель департамента договорной работы

Вначале акцентирую внимание на том, что необходимость скорейшего принятия Приказа №36 Минтранса России логично объяснялась изменениями в законодательной базе, определяющей принципы страхования гражданской ответственности перевозчиков. Федеральным законом от 14 июня 2012 года №78-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причинённого при перевозках пассажиров метрополитеном» было предусмотрено обязательное оснащение с 1 апреля 2013 года транспортных средств аппаратурой контроля (цифровыми тахографами), обеспечивающей непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения, режиме труда и отдыха водителей.

Подробнее...

Однако, до недавнего времени в нормативно-правовой базе, регламентирующей внедрение тахографов, оставались открытыми важные вопросы, связанные с практическим использованием средств тахографического контроля. Так, например, Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2012 г. №1213 «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы», помимо перечня требований, регламентирован также порядок оснащения транспортных средств тахографами. Но этот порядок не был утверждён Минтрансом России, что существенно ограничивало использование указанных нормативно-правовых актов.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России), в свою очередь, усмотрела в требовании наличия в тахографе блока СКЗИ признаки нарушения антимонопольного законодательства. По озвученному мнению руководителя ФАС России Игоря Артемьева, последствием этого Приказа может стать необходимость переоборудования всех грузовых автомобилей в Российской Федерации на приборы, которые не могут быть произведены без компании-монополиста, что повлечет за собой дополнительные затраты для этого рынка.
В связи с этим принятие двух Приказов Минтранса России (Приказ Минтранса России от 21.08.2013 №273 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами», Приказ Минтранса России от 17.12.2013 №470 «О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. №36») послужит одним из необходимых этапов для уточнения «правил игры» для участников рынка.
С момента вступления в силу вышеуказанных документов существенно ограничен перечень транспортных средств, подлежащих обязательному оснащению тахографами. Из этого перечня исключены, например, троллейбусы, специальные транспортные средства, транспорт вооруженных сил и силовых ведомств и т.п., для всех остальных типов транспортных средств установлена этапность оснащения. Эти меры должны частично снизить финансовую нагрузку на владельцев транспортных средств.
В соответствии с Приказом №36 контроль работы тахографов, установленных на транспортные средства, осуществляется мастерскими и самими транспортными предприятиями. В связи с этим, в новой редакции приказа исключена возможность осуществления такого контроля на дорогах. Можно предположить, что сделано это с целью предотвращения злоупотреблений со стороны многочисленных контролеров (из-за двусмысленности толкования документа).
Таким образом, новая редакция Приказа в этой части полностью увязана с Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2012 г. №280. Указанное Положение, в частности, предусматривает обязательность использования перевозчиком-лицензиатом транспортных средств, оснащённых тахографами и аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС, контроль соблюдения перевозчиком этого требования при продлении лицензии и ответственность за нарушение перевозчиком этого лицензионного требования – вплоть до лишения лицензии. Создан механизм периодического контроля за исполнением требований об оснащении транспортных средств указанным оборудованием.
Подводя итог всему вышесказанному, отмечу, что первый шаг на пути гармонизации правового поля в части оснащения транспорта системами тахографического контроля создан. Этот шаг послужит хорошей основой для дальнейшего развития нормативно-правовой базы и, как следствие, самого рынка.


ИГОРЬ ОХОТСКИЙ
Руководитель Департамента правовой работы и управления интеллектуальной собственностью в период 2012-2014 гг.

Изданный Приказ №273 от 21.08.2013 года не только определяет порядок и сроки оснащения тахографами определенных транспортных средств, перевозящих пассажиров и грузы, но и регулирует отношения по эксплуатации ранее установленных тахографов. Так Приказ предусматривает два случая, когда транспортные средства могут быть оснащены тахографами, которые не отвечают новым требованиям, если...

Подробнее...

1) оснащение тахографом было произведено производителем транспортного средства до 1 апреля 2014 г. и установленный прибор соответствовал требованиям Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств;
2) оснащение тахографом было произведено зарегистрированным сервисным центром (мастерской) до 11 марта 2014 г. и установленный прибор отвечает требованиям Техрегламента, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 г. №720.
Указанные приборы нужно будет заменить на соответствующие требованиям Минтранса России в срок до 1 января 2018 г.
Ответственность за управление транспортным средством без тахографа предусмотрена в ст. 11.23 КоАП РФ. Данная норма применяются исключительно к отношениям в сфере международных автомобильных перевозок. Начиная с 1 апреля 2014 г., санкции указанной статьи будут распространяться на управление транспортными средствами, которые не были оснащены тахографами в установленные Приказом №273 сроки.

Тахографы представляют собой дорогостоящие приборы, которые устанавливаются в кабине грузовых авто для фиксации и сохранения данных о скорости авто и времени его работы и отдыха с целью уменьшения числа ДТП.

Законодательные изменения

Закон о безопасности дорожного движения обязывает водителей и владельцев грузовых средств весом не менее 3,5 тонн, используемые в коммерческой деятельности, устанавливать данный прибор в обязательном порядке.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Постепенно принимаемые статьи закона затронули несколько категорий авто, в которых в обязательном порядке должен быть установлен данный прибор:

  • В грузовом авто категории N2 и N3, которое используется для транспортировки опасных грузов, весом не менее 3,5 т;
  • Водители автобусов категории М2 и М3, в которых 8 или более пассажирских мест, а также грузовых авто N3, вес которых не менее 15 т, курсирующие по междугороднему маршруту могут быть оштрафованы, если в данных ТС тахограф не установлен. Исключение составляют автобусы, выполняющие регулярные рейсы по городу или в пригород;
  • Грузовик N3, работающий по междугородним заказам с неопасным грузом, но весящий более 15 тонн;
  • В грузовых авто N2 с неопасными грузами прибор контроля должен присутствовать;
  • ТС с тахоргафом ЕСТР до 1.04.2014, или же установленным в сервисном центре до 11.03.2014, необходимо заменить до начала 2019 года на прибор нового образца.

Как работать с данным устройством

  • Перед выездом на маршрут следует вставить свою карту водителя в первый слот прибора. Вводить карту необходимо так, чтобы чип находился сверху;
  • Далее необходимо ввести пин-код;
  • После можно приступать к работе.

Данные с карты памяти необходимо переносить в компьютер каждые 90 дней. Данные с карты водителя переносятся вручную каждый 28 дней.

Если на маршруте работают 2 работника, они оба помещают свои карты в слоты: первый слот для того, который за рулем, второй – для подменяющего его. В момент движения авто оба человека считаются работающими. При смене мест работников, их карты следует в слотах также поменять местами.

Инспекторы ДПС при остановке автомобиля проверяют только наличие тахографа и его работоспособность. Данные с прибора инспекторами Госавтоинспекции обычно не считываются.

Если устройство поломалось, перестало отвечать, не включается, необходимо обратиться к руководству:

  • До выхода на маршрут;
  • Во время работы, если прибор поломался в пути.

Правила установки

Данное контрольное устройство может быть двух видов:

  • Международного образца ЕСТР;
  • Цифровой с блоком криптозащиты СКЗИ;

В соответствии с приказом Минтранса от 21.08.2013 года:

  1. Если вы занимаетесь грузоперевозками, не выезжая из страны, для ваших авто подойдет цифровой тахограф с блоком криптозащиты СКЗИ;
  2. Если маршруты ваших грузовых перевозок международные, в авто необходим тахограф ЕСТР, поскольку он международного образца.

Поскольку тахограф является прибором или деталью авто, его характеристики должны соответствовать тем требованиям, которые указаны и пояснены в Техническом регламенте.

Существует некий нюанс в правилах установки тахографа:

  • С одной стороны, установить его нужно в соответствии с правилами Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств;
  • С другой стороны, как указано в 4 статье закона о техническом регулировании, акты органов исполнительной власти на федеральном уровне носят исключительно рекомендательный характер.

Перед установкой контрольного устройства убедитесь в наличии у сервисного центра лицензии от ФСБ.

Перед установкой необходимо ввести следующие данные на диаграммном диске:

  • Имя и фамилию водителя, которому принадлежит карта;
  • Адрес установки диаграммного диска;
  • Дату совершения установки;
  • Номер ТС;
  • Показания счетчика пройденного пути.

Видео: Консультация специалиста

Штрафы

В каких случаях можно получить штраф, связанный с тахографом в авто:

  • Если прибор отсутствует;
  • Устройство есть, но неисправно;
  • Тахограф поврежден;
  • Прибор перепрограммирован или перепрошит;

Стоимость штрафа:

  1. Наемное лицо – штраф составит от 1 до 4 тыс. рублей;
  2. Должностное лицо – от 5 до 10 тыс. рублей.

При выходе в рейс с неисправным прибором контроля, его наказание за нарушение может быть в форме запрета выезда, т.е. снятия номерных знаков с авто. Если же грузовик вез опасный груз, авто могут отправить на штрафстоянку.

За нарушение допустимого режима работы водителем, которое фиксирует прибор, водитель может быть оштрафован на сумму от 1 до 3 тысяч рублей.

Можно ли обойти закон о тахографах на грузовые автомобили в 2019 году

Требование установить и использовать приборы контроля предъявляется только к тем грузовым авто или автобусам, которые используются в коммерческих целях, т.е. в целях получения прибыли. Когда авто используется исключительно в личных целях – тахограф не нужен.

Нюанс применения данного закона именно в том, как определить в качестве кого вы выступаете: частного лица или наемного, и с какой целью перевозите данный товар или груз. Обойти закон можно только при помощи данного нюанса.

Все зависит от:

  1. Перевозимого груза;
  2. Вашего алиби;
  3. Уверенности в себе;
  4. Готовности отстаивать свою точку зрения.

Обойти или обмануть тахограф сложно, поскольку данный прибор записывает:

  • Вашу скорость;
  • Время работы или отдыха;
  • Все возможные посягательства на его целостность, отключения электричества в авто и другие прочие обстоятельства.

Блок навигации тахографа связан со спутником, все данные поступающие на прибор шифруются и сохраняются.

Какие действия можно предпринять:

  • Отключить источник питания прибора;
  • Прекратить связь с ЭСУД;
  • Подать более высокое напряжение;
  • Повредить устройство;
  • Поднести магнит к прибору;
  • Отредактировать сохраненные в памяти устройства сведения.

Расхождения в показаниях устройства определит постороннее вмешательство любым специалистом из данной сферы.Отредактировать информацию на приборе не получится из-за высокой степени защиты от посягательств.

Езда с поврежденным или неработающим тахографом грозит автовладельцу штрафом.

Сколько стоит

  1. Прибор в среднем стоит от 35 до 40 тыс. рублей;
  2. Установка обойдется собственникам от 10 до 20 тыс. рублей;
  3. Перед использованием устройство проходит калибровку, стоимость которой колеблется от 3 до 7 тыс. рублей;
  4. Чтобы использовать тахограф в полной мере, придется также приобрести карточки на каждого водителя, их средняя цена от 2500 до 3000 рублей. Расходы на приобретение и оформление карты водителя должен взять на себя работодатель.

Оформить карту водителя можно в «Рустахонет». Ее стоимость будет 5000 рублей. Карта будет готова в течение 14 дней.

Зачем нужен

Прибор:

  1. Фиксирует и записывает скорость движения ТС,
  2. Время его работы и отдыха,
  3. Внештатные ситуации, связанные, например, с отключением электричества.

Благодаря данному устройству можно:

  • Значительно снизить перегрузки водителей грузовых авто;
  • Уменьшить количество возможных аварий на дорогах из-за усталости водителей.