рис. 8.3) установлен в подкапотном пространстве. Картер рулевого механизма прикреплен к раме болтами. Винт рулевого механизма при вращении рулевого колеса выворачивается из гайки-поршня (или вворачивается в нее), которая перемещается вместе с золотником. Давление жидкости в одной из полостей рулевого механизма возрастает - гайка-поршень перемещается. Перемещаясь, гайка-поршень поворачивает вал рулевой сошки, которая, в свою очередь, через тяги рулевой трапеции поворачивает управляемые колеса. Рабочая жидкость, пройдя через рулевой механизм, поступает обратно в бачок по отводящему шлангу. Давление рабочей жидкости в гидроусилителе создается насосом лопастного типа, установленным на кронштейне двигателя. Насос приводится поликлиновым ремнем от шкива коленчатого вала двигателя. Установленный в насосе расходный предохранительный клапан поддерживает требуемое давление рабочей жидкости в системе гидроусилителя рулевого управления в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя. Бачок гидроусилителя рулевого управления установлен в подкапотном пространстве на кронштейне левого брызговика и соединен шлангом с насосом гидроусилителя и с магистралью возврата рабочей жидкости. При отказе гидроусилителя возможность управления автомобилем сохраняется, но усилие на рулевом колесе возрастает. Рулевая трапеция состоит из сошки, тяги сошки и тяги рулевой трапеции, регулируемых по длине, наконечников рулевых тяг, рычага поворотного кулака, поворотных кулаков и шаровых шкворней. |
Рулевой механизм УАЗ 469 представлен в виде различных элементов, включая привод и прочие агрегаты. Автомеханики рекомендуют подтянуть болты фиксации картера данной конструкции к лонжерону.
Основные моменты регулировки
Устройство руля и его основных узлов
Регулировка рулевого механизма УАЗ Хантер предусматривает проверку свободного хода соответствующего колеса, включая рассматриваемое устройство. Для данных моделей важным моментом является доливание масла в бачок. При проведении такой процедуры применяются специальные жидкости, максимально подходящие по техническим своим показателям.
Если у рулевого механизма УАЗ Патриот имеется зазор в шарнире, тогда заворачивается заглушка до определенного момента. Далее она отворачивается на 1/2 оборота. Периодически проверяется затяжка гаек всех наконечников рулевого механизма. Не допускается появление таких зазоров в различных местах. Устраняются они вышеописанным способом. Возможна замена всего механизма руля.
Картера подтягивается первый раз в УАЗ Патриот, как и УАЗ Хантер, через 500 км пробега транспортного средства. Впоследствии этот показатель составляет 10 000 км. При этом не допускается смятие его стакана. Нужно учесть, что в данном агрегате есть смазка «Литол», которая добавляется в заводских условиях. Имеет Патриот рулевое управление, составной частью которого является карданный вал. Последний элемент не нуждается в обслуживании. Его замена проводится из-за люфта в шлице. Запрещено разбирать карданный вал. В случае появления зазоров регулируется сам механизм.
Если сломался гидроусилитель из-за поврежденного насоса и прочих неисправностей, тогда используется рулевое устройство периодически. В случае отсутствия масла в данном агрегате снимается ремень привода. Если УАЗ оснащен мотором 409 модели, тогда регулярно контролируется температура охлаждающего состава. Продолжительная эксплуатация транспортного средства с неисправным гидроусилителем способствует быстрой поломки рассматриваемого устройства.
Правила проверки
Регулярно тестируйте систему управления
Ход руля в движении транспортного средства по прямой дороге не должен превышать 10 град. Проверяется данный агрегат при включенном моторе в холостом ходе.
В случае превышения указанного показателя проверяется крепление рассматриваемого устройства УАЗ Патриот, включая состояние рулевой тяги, шарнировой колонки, затяжки гаек и прочее.
Снять рулевое устройство можно следующим образом:
- отсоединяются шланги;
- отворачиваются штуцеры;
- закрепляются последние элементы с учетом непротекания масла из гидравлической системы (допускается сливание жидкости в чистую емкость);
- отворачиваются болты фиксации карданного вала;
- снимается вила с входного вала;
- отворачивается гайка фиксации пальца;
- отворачиваются болты крепления основного агрегата к лонжерону.
Что касается регулировки рулевого механизма, то данный процесс осуществляется без демонтажа узла.
- Отворачивается гайка, на которой прикреплен палец шарнира.
- Демонтаж последнего элемента.
- Выставление рассматриваемого агрегата в среднее положение.
- Проверка наличия люфта в зацеплении (показатель момента вращения входного вала равняется 0,2-0,9 Нм).
- Затягивается гайка.
- Устанавливается рулевая тяга.
- Заворачивается гайка фиксации пальца к сошке.
Важным моментом в данном вопросе является снятие карданного вала руля. Рулевое колесо демонтируется со снятия выключателя сигнала.
Демонтажные работы
Демонтаж рулевой колонки
Рулевое устройство демонтируется следующим образом.
- Снимается руль и вал кардана.
- Снимается кожух.
- Отсоединяются переключатели.
- Отворачивается болт фиксации переключателя.
- Снимается соединитель с соответствующего агрегата.
- Отсоединяется провод электрооборудования от элемента зажигания.
- Отворачиваются 4 болта фиксации рулевой колонки.
- Снимается рулевая колонка.
Чтобы разобрать рассматриваемый механизм, потребуется снять кожух. Колонка переводится в соответствующее положение. Накладка торпеды и пружина снимаются. Гайки отворачиваются, гребенка снимается. Демонтаж и разборочные работы рулевой тяги осуществляется с учетом следующих действий:
- отворачивается гайка фиксации пальцев;
- снимаются последние агрегаты;
- с них демонтируются пружинные колпаки и прочие элементы;
- крепится тяга;
- отворачиваются стопорные гайки;
- выворачиваются наконечник и соответствующий штуцер;
- отворачивается резьбовая заглушка.
Сборка данного устройства осуществляется в обратной последовательности. При необходимости палец демонтируется вместе с «сухарем». Не допускается замена только первого элемента. В противном случае «сухарь» будет изнашиваться в разной степени. Замена только первого пальца осуществляется с его сопряжением с «сухарем».
Сборка данного механизма предусматривает преждевременное смазывание деталей шарнира с учетом специальной таблицы. Если монтируется резьбовая заглушка, тогда потребуется ее завернуть до упора. Аналогичным образом снимается, разбирается и собирается тяга сошки.
Вышеописанные действия осуществляются владельцами УАЗ своими руками в гаражных условиях либо в специализированных мастерских с помощью профессионалов. Первый метод предусматривает использование смотровой ямы, домкрата, набора отверток и ключей. Некоторые действия осуществляются с помощью вторых рук. В противном случае возникнут осложнения.
0:37 0:1082. Регулировка рулевого редуктора УАЗ Patriot + видео по регулировке рулевого редуктора УАЗ Patriot.
0:281 0:350Неполадка : благодаря незнанию устройства рулевого редуктора в УАЗ Patriot (речь о левой резьбе регулировочного винта). С самого момента покупки меня одолевал стук в руле. Естественно было решено подтянуть рулевой редуктор. Подтянул, крутя регулировочный вправо… В итоге сорвана резьба в крышке картера рулевого редуктора (вроде так называется).
0:985Новых крышек в продаже само собой нет, даже если бы и были, то стоили бы "полредуктора". Благодаря хорошим людям с головой и руками был найден способ ремонта рулевого редуктора. Способ заключается в изготовлении нового регулировочного болта (с человеческой резьбой) и втулки крышки картера (из нормального, крепкого материала). Далее фото.
0:1606 1:2111Нарезали новую резьбу в крышке в которую закрутится втулка
1:111Та самая новая втулка
2:659Новый регулировочный винт на 13
3:1224 4:1729Взяли вот такой клей для склеивания втулки с крышкой
4:1829Закрутили втулку в крышку
5:50Втулка на месте
6:587
Н
овый винт и фиксирующая гайка. Теперь зазор между ними стал меньше на 2мм. Винт как раньше не болтается.
7:1285Вот сюда вставляется регулировочный винт и фиксируется гайкой
8:1909Вставили и зафиксировали
9:49 10:554Вот так теперь с помощью головки будет осуществляться регулировка
10:680Развальцовываем
11:1219Ставим крышку на свое место
12:1778Закручиваем крышку болтами
13:53И фиксируем контргайкой с наполнителем
14:634Установил рулевой редуктор на место, отрегулировал. Стуки пропали.
14:760Внеплановая регулировка рулевого редуктора УАЗ Patriot
14:862Мне не особо нравится нагрузка на рулевое колесо (Руль), для меня еще это не особо напряжно, а вот супруге - тяжеловато. Хотелось сделать мягче руль. Я решил пойти по пути наименьшего сопротивления - расходов.
14:1246Решил проверить регулировку. Скинув тягу - сошка, как и думалось - в центре немного тяжеловато ходила - ослабив немного - проверил люфты на сошке - они присутствуют на всех положениях. Решил обратно подтянуть - без изменений. Подтянул еще сильней - так же.
Решено было забить на люфты сошки, стал понемногу ослаблять регулировочный винт, чтоб добиться плавного хода во всей плоскости.
Но так как хотелось, более нежного ГУРа - ослабил еще немного более (примерно 1,5 оборота). В результате, что имеем - руль стал люфтить примерно на 5-7 градусов. Тестовый выезд, показал, что автомобиль на высоких скоростях приходится ловить, а сам ГУР стал не намного легче, есть мягкость, но она совсем не существенная.
Собственно, понял, что этой регулировкой можно чуть чуть сделать управление мягче, но огромный минус - приходится ловить машину.
Теперь делаем все на место, начинаю затягивать по 1/4 оборота регулировочного болта, до момента, когда сошка начнет ощутимо тяжело проходить, найдя этот момент, ослабляем обратно на 1/8 - 1/6 оборота и контрогаем. Тестовый выезд - руль адекватный, не тяжелее и не легче как был, в ноль пытается вернуться, но не совсем в полный ноль (тут нужно кастор валить для лучшего результата), но управление автомобилем стало более чуткое и отзывчивость на движения руля более резкое до всех регулировок.
Времени на полчаса, а результат впечатляющий.
Рекомендую проверить!
14:5
https://www.drive2.ru/l/5824337/ https://www.drive2.ru/l/6871009/ ,
14:76 23809Рулевое управление:
1 - рычаг поворотного кулака;
2 - поворотный кулак правый;
3 - опора шаровая правая;
4 - ремень;
5 - насос гидроусилителя рулевого управления;
6 - нагнетательный шланг гидроусилителя;
7 - бачок гидроусилителя;
8 - всасывающий шланг;
9 - отводящий шланг;
10 - рулевой механизм;
11 - сошка;
12 - опора шаровая левая;
13 - поворотный кулак левый;
14 - рулевой наконечник;
15 - регулировочный штуцер;
16 - тяга рулевой трапеции;
17 - тяга сошки рулевого управления
Рулевое управление, оснащенное гидроусилителем, автомобилей UAZ Patriot (рис. 8.1) состоит из рулевого колеса, рулевой колонки и двух рулевых тяг, соединенных шаровыми шарнирами с поворотными кулаками передней подвески.
Рулевая колонка:
1 - вал рулевого управления нижний;
2 - кронштейн крепления механизма регулировки угла наклона колонки;
3 - поддерживающая пружина;
4 - верхний кожух рулевой колонки;
5 - рулевое колесо;
6 - рукоятка рычага регулировки рулевой колонки;
7 - нижний кожух рулевой колонки;
8 - труба колонки рулевого управления;
9 - щека-сектор;
10 - рычаг регулировки рулевой колонки;
11 - гребенка;
12 - возвратная пружина;
13 - уплотнитель
Вал рулевого управления, установленный в трубе рулевой колонки на двух подшипниках, передает крутящий момент от рулевого колеса на рулевой механизм через карданный вал, состоящий из шлицевого вала, скользящей вилки и карданных шарниров. Рулевое колесо установлено на шлицах вала рулевой колонки и прикреплено к валу гайкой. К трубе рулевой колонки прикреплен также механизм регулировки угла наклона.
Рулевой механизм:
1, 31 - гайки;
2 - перепускной клапан;
3, 19 - болты;
4, 18 - шайбы;
5 - боковая крышка картера;
6, 13, 15, 21 - уплотнительные кольца;
7, 24 - опорные кольца;
8, 23 - прокладки;
9 - шайба уплотнения вала сошки;
10, 20 - подшипники вала сошки;
11 - вал сошки;
12 - картер рулевого механизма;
14 - рейка-поршень;
16 - корпус распределителя;
17 - пыльник входного вала;
22 - ограничитель прокладки;
25 - корпус уплотнителя;
26 - защитное уплотнение вала сошки;
27 - стопорное кольцо;
28 - пыльник вала сошки;
29 - сошка рулевого управления;
30 - стопорная шайба
Рулевой механизм установлен в подкапотном пространстве. Картер рулевого механизма прикреплен к раме болтами.
Винт рулевого механизма при вращении рулевого колеса выворачивается из гайки-поршня (или вворачивается в нее), которая перемещается вместе с золотником. Давление жидкости в одной из полостей рулевого механизма возрастает — гайка-поршень перемещается. Перемещаясь, гайка-поршень поворачивает вал рулевой сошки, которая, в свою очередь, через тяги рулевой трапеции поворачивает управляемые колеса. Рабочая жидкость, пройдя через рулевой механизм, поступает обратно в бачок по отводящему шлангу. Давление рабочей жидкости в гидроусилителе создается насосом лопастного типа, установленным на кронштейне двигателя. Насос приводится поликлиновым ремнем от шкива коленчатого вала двигателя. Установленный в насосе расходный предохранительный клапан поддерживает требуемое давление рабочей жидкости в системе гидроусилителя рулевого управления в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя. Бачок гидроусилителя рулевого управления установлен в подкапотном пространстве на кронштейне левого брызговика и соединен шлангом с насосом гидроусилителя и с магистралью возврата рабочей жидкости. При отказе гидроусилителя возможность управления автомобилем сохраняется, но усилие на рулевом колесе возрастает.
Рулевая трапеция состоит из сошки, тяги сошки и тяги рулевой трапеции, регулируемых по длине, наконечников рулевых тяг, рычага поворотного кулака, поворотных кулаков и шаровых шкворней.
Рулевое управление автомобиля УАЗ-Патриот 3163 состоит из рулевого механизма с гидроусилителем, рулевой колонки с механизмом регулировки ее наклона, присоединенного к рулевой колонке карданного шарнира, промежуточного вала, карданного вала, рулевого привода и рулевого колеса.
Своевременно подтягивайте болты крепления картера рулевого механизма УАЗ-Патриот 3163 к лонжерону рамы, проверяйте крепление пальцев рулевых тяг, сошки и рычага поворотного кулака. Проверяйте свободный ход рулевого колеса, регулируйте рулевой механизм, смазывайте шарниры рулевых тяг и доливайте масло в масляный бачок. Используйте только рекомендованные технические жидкости.
Рис. 1. Шарнир рулевых тяг УАЗ-Патриот 3163
1 -заглушка; 2 -пружина; 3 -пята; 4 -шайба сферическая нижняя; 5 -шайба сферическая верхняя; 6 –защитное кольцо; 7 -пружинный колпак; 8 -шплинт; 9, 13 -гайки; 10 -шаровый палец; 11 -сухарь; 12 -наконечник; 14 -тяга
При появлении зазора в шарнирах рулевых тяг УАЗ-Патриот заверните до упора заглушку 1 (рис. 1), затем отверните ее на 1/2 оборота и в этом положении закерните. Периодически проверяйте затяжку гаек наконечников рулевых тяг.
Не допускайте появления зазоров в конических соединениях рычагов и пальцев. Для их устранения расшплинтуйте гайку, затяните ее до отказа и снова зашплинтуйте. Несвоевременная затяжка указанных соединений вызывает износ конических отверстий в рычагах, что потребует замены деталей.
Первую подтяжку крепления картера рулевого механизма УАЗ-Патриот произведите через 500 км пробега автомобиля, в дальнейшем - через 10000 км. Обращайте внимание на состояние крепления подшипников в вилках шарниров карданного вала рулевого управления.
При появлении радиального зазора в присоединенном к рулевой колонке карданном шарнире УАЗ-Патриот (осевое перемещение крестовины в подшипниках) произведите дополнительную раскерновку подшипников в ушках вилок. Раскерновку произведите таким образом, чтобы не допустить смятие стакана подшипника.
В подшипниках крестовины заложена смазка Литол при сборке на заводе и в эксплуатации добавлять ее не требуется. Карданный вал рулевого управления обслуживания не требует.
Вал необходимо заменить при появлении люфта в его шлицах. Разборка карданного вала не допускается. При обнаружении зазоров в рулевом механизме произведите регулировку механизма.
Обслуживание системы гидроусилителя ГУР рулевого механизма УАЗ-Патриот заключается в проверке натяжения ремня привода насоса, проверке герметичности шлангов и их соединений, проверке отсутствия течей уплотнителей насоса и рулевого механизма, замене фильтрующего элемента и проверке уровня масла в масляном бачке.
При выходе из строя гидроусилителя УАЗ-Патриот вследствие повреждения насоса, разрушения шланга или ремня привода насоса или при буксировке автомобиля из-за остановки двигателя пользоваться рулевым механизмом можно только кратковременно.
При отсутствии масла в системе гидроусилителя ГУР УАЗ-Патриот необходимо снять ремень привода насоса, в противном случае возможно заклинивание насоса и обрыв ремня. При снятом ремне привода насоса на автомобилях с двигателем ЗМЗ-409 необходимо особенно внимательно контролировать температуру охлаждающей жидкости, так как возможен перегрев двигателя. Длительная эксплуатация автомобиля с неработающим гидроусилителем приводит к преждевременному изнашиванию механизма рулевого управления.
Проверка свободного хода рулевого колеса
Состояние рулевого механизма УАЗ-Патриот считается нормальным и не требующим регулировки, если свободный ход рулевого колеса в положении движения по прямой не превышает 10 градусов, что соответствует 33 мм при измерении на ободе рулевого колеса.
Свободный ход рулевого колеса проверяйте при работе двигателя в режиме холостого хода, покачивая рулевое колесо в ту и другую сторону до начала поворота передних колес.
Если свободный ход более указанного, проверьте крепление рулевого механизма УАЗ-Патриот, состояние шарниров рулевых тяг, состояние шарниров рулевой колонки, затяжку болтов крепления вилок шарниров, затяжку гаек крепления сошки и рычага, крепление рулевого колеса, убедитесь в отсутствии зазора в шлицевом соединении карданного вала. К регулировкам рулевого механизма приступайте после устранения выявленных неисправностей.
Снятие рулевого механизма УАЗ-Патриот
Отсоедините шланги от рулевого механизма УАЗ-Патриот (рис. 2),
отвернув штуцеры 2, и закрепите их так, чтобы предотвратить полное
вытекание масла из гидросистемы или слейте масло в чистую посуду.
- Отверните болт 3 крепления карданного вала, снимите вилку 4 с входного
вала механизма.
- Отверните болты 6 крепления рулевого механизма к лонжерону и снимите
рулевой механизм.
Рис. 2. Снятие рулевого механизма УАЗ-Патриот
1 -рулевой механизм; 2 -штуцеры; 3 -болт крепления карданного вала; 4 -вилка карданного шарнира; 5 -рулевой вал; 6 - болты крепления рулевого механизма; 7 -сошка; 8 -рулевая тяга; 9 -гайка
Регулировка зацепления рулевого механизма УАЗ-Патриот
Рис. 3. Рулевой механизм УАЗ-Патриот
1 -винт регулировочный; 2 - гайка; 3 -рулевое управление; 4 -пыльник вала сошки; 5 - сошка рулевого управления; 6 -пружинная шайба; 7 -гайка
Регулировка зацепления рулевого механизма возможна без снятия механизма с автомобиля:
Расшплинтуйте и отверните гайку 9 крепления пальца шарнира тяги сошки
к сошке, выпрессуйте при помощи приспособления палец из отверстия сошки
7.
- Выставьте рулевой механизм в среднее положение.
- Покачивая сошку проверьте наличие люфта в зацеплении.
- При обнаружении люфта отверните гайку 2 (рис. 3) и, вворачивая винт 1,
устраните вызывающие люфт зазоры в зацеплении.
Проверьте момент вращения входного вала рулевого механизма. Момент
вращения должен быть 0,2 - 0,9 Нм (0,02 - 0,09 кг/см). Большее значение
момент принимает в среднем положении механизма, меньшее значение ближе к
крайним положениям.
- Затяните гайку 2.
- Установите тягу 8 (см. рис. 2).
- Заверните и зашплинтуйте гайку 9 крепления пальца к сошке.
Снятие карданного вала рулевого управления УАЗ-Патриот
Отверните болт 3 крепления карданного вала к входному валу рулевого
механизма и болт крепления к промежуточному валу.
- Снимите карданный вал.
Снятие рулевого колеса УАЗ-Патриот
Снимите выключатель 1 (рис. 4) сигнала. Для этого аккуратно потяните
его на себя.
- Отверните гайку 2 крепления рулевого колеса.
- Снимите рулевое колесо, пользуясь съемником.
Рис. 4. Снятие рулевого колеса УАЗ-Патриот
1 -выключатель звукового сигнала; 2 –гайка крепления рулевого колеса
Снятие рулевой колонки УАЗ-Патриот с механизмом регулировки угла наклона
Снимите рулевое колесо и карданный вал (см. выше).
- Снимите кожухи 4, 7 (рис. 5) рулевой колонки.
- Отсоедините подрулевые переключатели от их соединителя.
- Отверните болт крепления соединителя переключателей и снимите
соединитель с колонки.
Отсоедините провода электрооборудования от
замка зажигания.
- Отверните четыре болта крепления рулевой колонки к кронштейну и два
болта крепления колонки к каркасу панели приборов.
- Снимите рулевую колонку.
Рис. 5. Снятие рулевой колонки УАЗ-Патриот
1 -вал рулевого управления нижний; 2 –кронштейн крепления механизма; 3
-пружина поддерживающая; 4 - кожух рулевой колонки верхний; 5 -рулевое
колесо; 6 - ручка рычага регулировки рулевой колонки; 7 –кожух рулевой
колонки нижний; 8 -труба колонки рулевого
управления; 9 -щека-сектор; 10 -рычаг регулировки рулевой колонки; 11
-гребенка; 12-пружина возвратная; 13 -опора рулевого вала
Разборка механизма регулировки угла наклона рулевой колонки УАЗ-Патриот (возможна без снятия колонки с автомобиля)
Снимите кожухи рулевой колонки, переведите колонку в крайнее верхнее
положение, для чего нажмите ручку 6 рычага управления углом наклона
рулевой колонки вниз и, придерживая рукой рулевое колесо 5, осторожно
переместите колонку вверх до упора, затем отпустите ручку.
- Снимите накладку панели приборов, закрывающую проем панели приборов
снизу.
- Снимите пружину 12.
- Отвернув гайки, снимите гребенку 11 и рычаг 10 механизма регулировки.
Снятие, разборка и сборка поперечной рулевой тяги УАЗ-Патриот
При выполнении работ по снятию и разборке тяги рулевой трапеции УАЗ-Патриот придерживайтесь следующей последовательности действий:
Расшплинтуйте гайки крепления пальцев рулевой трапеции.
- Отверните гайки и выпрессуйте приспособлением пальцы из рычагов.
- Снимите с пальцев 10 (см. рис. 1) пружинные колпаки 7, резиновые
защитные кольца 6 и
сферические шайбы 4 и 5.
- Закрепите тягу, отверните стопорные гайки 1 (рис. 6) и 3 и выверните
наконечники 4
и регулировочный штуцер 2.
- Отверните резьбовую заглушку 1 (см. рис. 1) наконечника и выньте
пружину 2, пяту 3,
палец 10 и сухарь 11.
Рис. 6. Тяга рулевой трапеции УАЗ-Патриот
1 -гайка с левой резьбой; 2 -регулировочный штуцер; 3 -гайка с правой резьбой; 4 -наконечник
Сборку рулевой тяги УАЗ-Патриот производите в обратном порядке. Палец заменяйте в комплекте с сухарем. Заменять только палец не рекомендуется, так как сфера сухаря изнашивается неравномерно и при замене одного пальца не удается добиться хорошего сопряжения сфер пальца и сухаря.
Перед сборкой смажьте детали шарнира согласно указаниям таблицы смазывания. При установке резьбовой заглушки заверните ее до упора, а затем отверните на 1/2 оборота и в этом положении закерните. Снятие, разборка и сборка тяги сошки производятся аналогично.
______________________________________________________________________________