Разница между угоном и хищением. Отличие угона автомобиля от кражи Угон или хищение автомобиля

Угон автомобильного средства является очень серьезным преступлением, за участие в нем предполагается наказание от штрафа до 12 лет лишения свободы соответственно с уголовным кодексом (УК) РФ. Ответственность зависит от специфики конкретного преступления.

Угон и наказание за него

Статья УК РФ 166 описывает угон машины как неправомерное овладение этим транспортом, но без учета хищения.

В разных странах подразумевается разное наказание за угон авто. В данном списке указано минимальное (штраф) и максимальное (тюремный срок) допустимое наказание:

Для судебной коллегии не имеет значения способ, благодаря которому автомобиль покинул место своего изначального нахождения. Если вытолкать машину руками из гаража на пару метров, по закону это считается угоном. Мотив либо цель, которые преследовались при незаконном завладении транспортом, учитываются, но не влияют на сам факт наличия состава преступления.


Если авто угнал один человек, не угрожая жизни владельца транспорта, то суд может назначить следующее:
  • штраф (120 000 рублей);
  • ограничение свободы (до 3 лет);
  • арест (до 6 месяцев);
  • лишение свободы (до 5 лет);
  • общественные работы (до 5 лет).
Когда угон автомобиля совершила группа людей с применением силы, но без угрозы жизни владельца, им грозит:
  • штраф (200 000 рублей);
  • общественные работы (до 5 лет);
  • лишение свободы (до 7 лет).
Если группа людей угнала дорогостоящий автомобиль, им грозит тюремный срок не больше 10 лет. Если угонщики применили силу и угрожали жизни или здоровью потерпевшего, их могут приговорить к 12 годам в тюрьме.

Проникновение в салон автомобиля с целью неправомерно завладеть им (учитывая отсутствие полноценного акта угона по независящим от преступника обстоятельствам, таким как неполадки с системой зажигания, поврежденный двигатель, отсутствие колес) все еще считается преступлением и предполагает соответствующее уголовному кодексу наказание. Это называется покушением на угон .

Когда угон считается преступлением и как классифицируется?

Понятие угона уже было рассмотрено выше, но существуют некоторые спорные ситуации. Угоном не является:
  • шофер воспользовался служебным транспортом в личных целях;
  • автомобилем пользуются родственники или друзья владельца, при условии, что хозяин автомобиля разрешал этим людям ездить на нем раньше;
  • овладение автомобилем совершилось в целях помощи тяжелораненому человеку, задержанию преступника, любых подобных случаях крайней необходимости.
Если человек, кроме самого угона, еще и угрожал жизни либо нанес какие-нибудь травмы владельцу машины, то он будет отвечать обвинениям по таким статьям:
  • угон (ст. 166);
  • кража (ст. 158);
  • грабеж (ст. 161);
  • (ст. 162).
Есть значимая разница между угоном автомобиля и его хищением. Статья о хищении также указана в уголовном кодексе, как и статьи о разбое и грабеже.

Целью угона не всегда является продажа. В то время как хищение чего-либо подразумевает конечной целью выгоду от сбыта похищенного.

Хищение можно совершать как тайно, так и открыто, с применением насилия (физического или морального) к определенному лицу, с корыстной целью, которая заключается в овладении благами потерпевшего. В таком случае подобные акты именуются грабежом либо разбоем . Разница заключается в том, что грабеж в отличие от разбоя не несет в себе какой-либо серьезной угрозы для жизни. Разбой – самая тяжелая форма хищения.

Если хищение автомобиля происходит в связи с военными действиями, при возникновении какого-либо стихийного бедствия или техногенной катастрофы, это называется мародерством .

Проникновение в салон автомобиля путем обмана, через уговоры или просьбы, а после угон транспорта (либо попытка это сделать) называется мошенничеством и тоже карается уголовным наказанием, как разновидность хищения.

Если какое-либо из этих преступлений было совершено в паре с угоном транспортного средства, то оно будет рассматриваться сразу по двум статьям уголовного кодекса – угон и хищение соответственно.


Получение в свое пользование неправомерным способом запчастей автомобиля, таких как магнитофон, номерной знак, колеса, так же является преступлением и карается соответствующим наказанием по статье 158 УК РФ, так как является еще одной разновидностью хищения – кражей.

Что делать, когда угнали автомобиль?

Когда Вы заметили, что место парковки пустует, и автомобиль угнали, следует немедленно вызвать полицию. Неплохой идеей будет самому обратиться в отделение полиции и написать заявление к участковому. Чем раньше это будет сделано, тем больше шансов, что авто смогут найти и вернуть.

По приезду следственной группы Вас попросят написать заявление об угоне и указать максимально точные обстоятельства произошедшего. Образец заявления Вы можете .

При наличии ценных вещей в салоне авто следует указать и их. Также Вам необходимо представить документы, подтверждающие ваше право на автомобиль (свидетельство о регистрации автомобиля и техпаспорт).

Скорее всего, документы на машину и ключи от нее Вам придется оставить в полиции. Не забудьте взять расписку от сотрудника, который изъял документы.


Прежде чем принять заявление, полицейские проверят, не был ли Ваш автомобиль эвакуирован на штраф-стоянку. Если нет, сотрудники МВД примут Ваше заявление и выдадут делу специальный регистрационный номер. Этот номер следует запомнить, а лучше всего записать и хранить в надежном месте, это позволит быть в курсе продвижения следствия, узнавать, есть ли новая информация по вашему делу. Вам назначат следователя, который соберет все необходимые документы и данные, в том числе:
  • осмотр места происшествия;
  • пояснения потерпевшего;
  • опрос свидетелей;
  • заключения экспертов.

Не забудьте снять авто с регистрации, чтобы не платить транспортный налог, пока машина не будет найдена. Чтобы приостановить регистрацию автомобиля нужно обратиться в службу ГИБДД и представить документ, подтверждающий, что авто действительно находится в угоне.

Пример судебного дела по угону

Некий гражданин предстал перед судом за угон и хищение грузовой техники, занимавшейся строительством автотрассы.

Упомянутый выше гражданин, вместе со своими знакомыми, периодически появлялся в местах, где происходили строительные работы автомагистрали. На местах, где парковались грузовые машины, они присматривались к подходящим для хищения автомобилям.

Во время суда обвиняемые признали вину в содеянных преступлениях. В сумме они угнали 3 грузовика стоимостью 5 миллионов рублей.

Суд приговорил двоих из них к лишению свободы на 2 года. Последнему злоумышленнику назначено лишение свободы условно.

Не все преступники получили одинаковые наказания. Последний из угонщиков получил наказание условно, потому что он был лишь наблюдателем и не участвовал непосредственно в самом процессе угона машин.

Все об угоне (видео)

В представленном видео описаны способы и методики угонщиков автомобилей, что можно им противопоставить, а также показана на практике работа правоохранительных органов.


Угон – серьезное преступление. Если заметите попытку кого-либо украсть чужой автомобиль, срочно обратитесь в полицию. Таким образом, Вы посодействуете следствию в поимке преступника. Кто знает, быть может его следующей целью будет именно Ваша машина.

Добрый день, уважаемый читатель.

К сожалению, угоны автомобилей в России происходят довольно часто. Ежегодно публикуется статистика об угоне нескольких тысяч автомобилей, поэтому игнорировать данное явление нельзя.

Сегодня будут рассмотрены наказания за угон, кражу и другие противозаконные действия с транспортным средством. Вы узнаете:

Приступим.

Чем отличается угон автомобиля от кражи

Рассмотрим две статьи из Уголовного кодекса Российской федерации:

  • Статья 158. Кража.
  • Статья 166. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения.

Каждая из этих статьей может быть отнесена к завладению транспортным средством, однако наказания по этим статьям различаются. Поэтому прежде чем переходить к их рассмотрению, нужно понять, чем отличается угон автомобиля от кражи:

Угон - неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения.

Кража - тайное хищение чужого имущества.

Т.е. кража предусматривает хищение имущества, а угон не предусматривает хищения. Осталось разобраться с тем, что такое хищение. Обратимся к примечанию к статье 158 УК РФ:

1. Под хищением в статьях настоящего Кодекса понимаются совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества.

Итак, если злоумышленник завладел автомобилем с целью его продажи, продажи на запчасти или использования в личных целях, то это кража. Если же цель злоумышленника состояла в том, чтобы добраться куда-то, т.е. "покататься", то это угон.

Обратите внимание, выше рассмотрена ситуация, в которой автомобиль угоняется тайно, т.е. владелец при этом не присутствует. На практике иногда можно встретить случаи грабежа (открытого хищения имущества - статья 161 УК РФ) и разбоя (нападения с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, - статья 162 УК РФ). Наказания за эти преступления также будут рассмотрены ниже.

Наказание за угон автомобиля в 2019 году

Преступление Статья УК Наказание
Угон ч. 1 ст. 166 Штраф до 120 000 рублей, или
штраф в размере заработной платы за период до 1 года, или


лишение свободы до 5 лет.
Угон группой лиц по предварительному сговору
или угон с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья
ч. 2 ст. 166 Штраф до 200 000 рублей, или


лишение свободы до 7 лет.
Угон, совершенный организованной группой, или
угон, причинивший особо крупный ущерб (более 1 миллиона рублей)
ч. 3 ст. 166 Лишение свободы до 10 лет.
Угон с применением насилия, опасного для жизни или здоровья ч. 4 ст. 166 Лишение свободы до 12 лет.

Наказание за кражу транспортного средства

Преступление Статья УК Наказание
Кража, то есть тайное хищение чужого имущества ч. 1 ст. 158 Штраф до 80 000 рублей, или
штраф в размере заработной платы за период до 6 месяцев, или
обязательные работы на срок до 360 часов, или
исправительные работы на срок до 1 года, или
ограничение свободы на срок до 2 лет, или
принудительные работы на срок до 2 лет, или
арест на срок до 4 месяцев, или
лишение свободы до 2 лет.
Кража группой лиц по предварительному сговору или
кража с причинением значительного ущерба гражданину (определяется с учетом имущественного положения, но не может составлять менее пяти тысяч рублей)
ч. 2 ст. 158 Штраф до 200 000 рублей, или
штраф в размере заработной платы за период до 18 месяцев, или
обязательные работы на срок до 480 часов, или

принудительные работы на срок до 5 лет с ограничением свободы на срок до 1 года или без такового, или
лишение свободы до 5 лет с ограничением свободы на срок до 1 года или без такового.
Кража в крупном размере (более 250 000 рублей) ч. 3 ст. 158 Штраф от 100 000 до 500 000 рублей, или
штраф в размере заработной платы за период от 1 года до 3 лет, или
принудительные работы на срок до 5 лет с ограничением свободы на срок до 18 месяцев или без такового, или
лишение свободы до 6 лет со штрафом до 80 000 рублей или в размере заработной платы за период до 6 месяцев или без такового и с ограничением свободы на срок до 18 месяцев или без такового.
Кража совершенная организованной группой, или
кража в особо крупном размере (более 1 миллиона рублей)
ч. 4 ст. 158

Наказание за грабеж

Преступление Статья УК Наказание
Грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества ч. 1 ст. 161 Обязательные работы на срок до 480 часов, или
исправительные работы на срок до 2 лет, или
ограничение свободы на срок от 2 до 4 лет, или
принудительные работы на срок до 4 лет, или
арест на срок до 6 месяцев, или
лишение свободы до 4 лет.
Грабеж группой лиц по предварительному сговору, или
грабеж с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, или
грабеж в крупном размере (более 250 000 рублей)
ч. 2 ст. 161 Принудительные работы на срок до 5 лет, или
лишение свободы до 7 лет со штрафом до 10 000 рублей или в размере заработной платы за период до 1 месяца или без такового и с ограничением свободы на срок до 18 месяцев или без такового.
Грабеж, совершенный организованной группой, или
грабеж в особо крупном размере (более 1 миллиона рублей)
ч. 3 ст. 161 Лишение свободы от 6 лет до 12 лет со штрафом до 1 миллиона рублей или в размере заработной платы за период до 5 лет или без такового и с ограничением свободы на срок до 2 лет или без такового.

Наказание за разбой

Преступление Статья УК Наказание
Разбой, то есть нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия ч. 1 ст. 162 Принудительные работы на срок до 5 лет, или
лишение свободы до 8 лет со штрафом до 500 000 рублей или в размере заработной платы за период до 3 лет или без такового.
Разбой группой лиц по предварительному сговору, или
разбой с применением оружия
ч. 2 ст. 162 Лишение свободы до 10 лет со штрафом до 1 миллиона рублей или в размере заработной платы за период до 5 лет или без такового и с ограничением свободы на срок до 2 лет или без такового.
Разбой в крупном размере (более 250 000 рублей) ч. 3 ст. 162 Лишение свободы от 7 лет до 12 лет со штрафом до 1 миллиона рублей или в размере заработной платы за период до 5 лет или без такового и с ограничением свободы на срок до 2 лет или без такового.
Разбой, совершенный организованной группой, или
разбой в особо крупном размере (до 1 миллиона рублей), или
разбой с причинением тяжкого вреда здоровью
ч. 4 ст. 162 Лишение свободы от 8 лет до 15 лет со штрафом до 1 миллиона рублей или в размере заработной платы за период до 5 лет или без такового и с ограничением свободы на срок до 2 лет или без такового.

Какое наказание можно получить за угон

Выше приведены подробные таблицы, наказания в которых варьируются в очень широких пределах (от штрафа до 80 000 рублей до лишения свободы на 15 лет). Рассмотрим несколько примеров, чтобы понять, какое наказание может грозить угонщику.

Угон автомобиля стоимостью 50 000 рублей. Например, угон 15-20 летнего автомобиля отечественного производства. Подобные автомобили нередко угоняют подростки с целью "покататься". Угон при этом совершается тайно.

Наказание в данном случае предусмотрено частью 1 статьи 166 УК РФ - до 5 лет лишения свободы.

Угон автомобиля стоимостью 500 000 рублей. Например, угон 5-7 летнего автомобиля. Подобные автомобили обычно угоняют для того, чтобы продать их на запчасти. Угон совершается тайно.

Угнали! Или украли? Для владельца пропавшей машины разницы нет: гараж пуст. А вот для милиции, судов и преступников "угон" и "кража" - понятия принципиально разные. Тонкости в трактовках этих двух терминов и являются одной из главных опор криминального автобизнеса.

Угон - это временное владение автотранспортным средством без цели хищения. Если сосед без спроса взял ваш автомобиль , чтобы сгонять за водкой, это считается угоном. А если тот же сосед подделал документы, перебил номера и продал ваш автомобиль на рынке, то он уже считается вором, а его деяние - кражей (хищением).

Согласно статье 158 УК РФ, за кражу (хищение) автомобиля полагается штраф в размере до полумиллиона рублей или до десяти лет тюремного заключения (в зависимости от стоимости украденной машины). А за угон? Это уже статья 166 УК РФ - "Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон)".

На первый взгляд, разница исчезающе мала - даже наказания в обеих статьях предусмотрены примерно одинаковые. Но дело в том, что в обеих "автомобильных" статьях Уголовного кодекса нет нижнего предела наказания - его определяет суд. А теперь представьте, что профессионального автовора задержали в момент угона. Что он скажет на суде? Неужели признается, что угонял автомобиль для перепродажи, и "повесит" на себя статью 158? Конечно, нет - он скажет, что просто хотел покататься! Ведь доказать обратное очень сложно. И угонщику (а на самом деле - несостоявшемуся вору) дают условный срок, а зачастую дело вообще ограничивается штрафом.

Причем даже наличие на месте преступления отмычек, сканеров и прочего "специнструмента" не помогает доказать наличие преступного воровского умысла. Чтобы доказать факт хищения и тем самым дать суду основание для более жесткого наказания, нужно убедить судей в том, что человек брал автомобиль для последующей перепродажи, перебивки номеров и т.д. А преступные группы давно работают так, чтобы доказать это было невозможно. Например, вор вскрывает автомобиль и отгоняет его в определенное место - "отстойник". Если его поймают в этот момент, он - простой угонщик. "Взял покататься". И если не поймают, то потом машину перегонят туда, где ее разберут на запчасти или перебьют номера...

Откуда же взялась эта нелепая "вилка", которая служит палочкой-выручалочкой для автомобильных воров?

За кражу транспортных средств (с последующей их продажей) у нас судили весьма строго еще в довоенное время. А вот понятия "угон" не существовало: "незаконное временное пользование" автомобилем приравнивалось к мелкому хулиганству и фактически не наказывалось. После войны - с резким ростом автопарка страны - число угонщиков увеличилось многократно: "позаимствовать" машину для поездки в соседнюю деревню не составляло труда, а наказания в виде лишения премии или незначительного штрафа мало кого пугали. При этом угонщики зачастую были "навеселе" и становились виновниками тяжелых аварий. Поэтому в 1965 году понятие "угон" выделили в отдельную статью 212 УК РСФСР "Угон транспортных средств", которая позже превратилась в нынешнюю статью 166 УК РФ. Статья 212 предусматривала для хулиганов солидные штрафы, тюремные сроки и даже конфискацию имущества. "Пьяные покатушки" резко пошли на убыль. Но вскоре угонщики вновь активизировались: в стране зарождался новый вид криминального бизнеса, который после распада СССР превратился в целую индустрию.

Сегодня ситуация становится год от года тяжелее. Если в 2000 году число угнанных и похищенных машин едва превышало 60 тысяч, то в 2003 году эта цифра перевалила за 100 тысяч. Продолжает падать раскрываемость - с того же 2000 года она снизилась на 28,6% по угонам и почти в два раза по кражам...

Конечно, власти пытаются предпринять хоть какие-нибудь меры. Например, подготовлены поправки к Уголовному кодексу, в которых полностью переписана статья 166. Предлагается переименовать ее в "Хищение автомобиля или иного транспортного средства", приравняв таким образом угон к краже, и обозначить нижние пределы наказаний - например, за кражу (угон) машины из гаража три года тюрьмы будут гарантированы.

Но, к сожалению, юридический казус с двумя ипостасями одного преступления (угон/кража) - далеко не единственное препятствие к поимке и наказанию автоворов. Есть еще одна колоссальная проблема - фактическое отсутствие единой компьютерной базы, в которой содержится информация об угнанных, растаможенных и зарегистрированных автомобилях. Но об этом - в следующий раз.

Виктор ПОХМЕЛКИН

Кандидат юридических наук, председатель Движения автомобилистов России, депутат Государственной Думы

Незаконное временное пользование какой-либо вещью никогда не считалось хищением. Чтобы объявить человека вором, нужно доказать его намерение продать или присвоить имущество. Если из Уголовного кодекса убрать статью 166 и понятие "угон", может произойти опасное явление - понятие хищения "размоется". Доказать факт кражи будет по-прежнему сложно, а угон в его нынешнем юридическом понимании останется без наказания вообще.

Предлагаю жестко уравнять ответственность за угон и кражу, а также убрать из обеих статей норму наказания в виде штрафа. Это заставит-таки отвечать угонщиков перед судом, а милицию - перед государством. Кроме того, нужно обязать государство компенсировать убытки гражданам, если честно купленный ими автомобиль впоследствии окажется ворованным и его эксплуатацию запретят. Такая норма стала бы хорошим стимулом государственным структурам для развития системы поиска краденых машин.

Владимир БОРИСОВ

Подполковник милиции, старший оперуполномоченный по особо важным делам (11 отдел ГУУР СКМ МВД)

Особый статус транспортного средства как объекта собственности в Уголовном кодексе выглядит нелепо. Представьте себе, что к вам в квартиру, взломав замки, влез вор - и украл телевизор. А на суде он вдруг заявит, что просто хотел посмотреть футбольный матч! Это - стопроцентная кража. А чем автомобиль хуже?

Сам факт кражи можно считать состоявшимся, как только угонщик трогается с места. Именно с этого времени законный владелец лишается возможности владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом. К тому же большинство угонов заканчивается повреждением или полным уничтожением машины. То есть на практике суть угона и кражи одинакова. Более того, угонщики и воры - буквально одни и те же люди, которые на суде из матерых профессионалов превращаются в сравнительно безобидных хулиганов. К угонщикам суды по-прежнему крайне лояльны: лишь один из десяти получает не условное, а реальное наказание.

А у милиции при борьбе с угонами меньше полномочий и инструментов - например, за угонщиками практически невозможно организовать наблюдение, поскольку такие следственные меры предусмотрены только при розыске воров, организованных групп и т.д.

Необходимо законодательно объединить понятия угона и кражи - от этого выиграет и государство, и автовладельцы.

А КАК У НИХ?

В США и во многих европейских странах понятие "угон транспортного средства" тоже выделено в отдельную статью уголовного кодекса.

Например, в Польше за угон дают от трех месяцев до пяти лет тюрьмы. Кроме того, есть специальное понятие "квалифицированный угон": если угонщики использовали специальные сканеры и прочие технические средства, то угон "тянет" уже на 10 лет. Зато если машина возвращена владельцу в первозданном виде, суд вправе вообще отказаться от санкций.

В Германии понятие "угон" применяется даже к велосипедам, а угонщик несет наказание (до трех лет лишения свободы или штраф) только по жалобе потерпевшего. В Австрии не наказывают за угон транспортного средства у родственников и сослуживцев, а в остальных случаях грозит крупный штраф или до двух лет тюрьмы.

В США угон наказывается тюремным заключением сроком до одного года. Зато кража карается гораздо жестче, причем наказание в значительной степени зависит от стоимости машины.

Самая удачная и точная формулировка угона - в уголовном кодексе Испании: если угонщик в течение 48 часов не вернул машину хозяину, причем в первозданном виде, он автоматически превращается в вора и получает до трех лет тюрьмы. А если машина возвращена, ему грозит лишь штраф от трех до восьми месячных окладов.

Выходит, наш Уголовный кодекс - далеко не самый гуманный. Но если у европейских и американских полицейских есть все необходимые средства для того, чтобы ловить автомобильных воров, то наши правоохранительные органы вынуждены надеяться на удачу...

Накануне выборов лавина человеколюбивых инициатив захлестнула СМИ и органы государственной власти. Постаралось и одно из доверенных лиц главного кандидата, член ОНФ Вячеслав Лысаков, носящий с недавних пор значок депутата Госдумы РФ. Защитник прав автомобилистов «в законе», открыто противопоставленный оппозиционному Канаеву из ФАРа, вчера выдвинул проекты поправок к КОАП и УК РФ, касающихся самых насущных, самых актуальных положений законодательства. В частности, Лысаков предложил немного ослабить наказание за неуплату штрафов и вернуть минимально-допустимое содержание алкоголя в крови водителя. В ту же копилочку попало и предложение об отмене 166 УК РФ - "Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения". По мнению депутата, «эту статью надо убрать, а угон транспортных средств квалифицировать по тем статьям, которые предусматривают большее наказание" (цитата по РИА Новости).

С отменой этой статьи у нас просто сериал какой-то, твин-пикс бесконечный. 20 лет кряду одна часть общества твердит о неправомерности разделения понятий «угон» и кража», а другая, более подкованная юридически, лениво им оппонирует, приводя примеры реальных «угонов без цели хищения» и апеллируя к международной практике.

По мнению Лысакова, дело в недостаточном наказании по ст. 166, следовательно, статью нужно отменить. Оцените логику депутата! Не ужесточить наказание за угон, а махом убрать статью УК и всех угонщиков сажать исключительно за кражи. Так можно эту прогрессивную мысль додумать до конца и отменить все прочие статьи Уголовного кодекса, оставив одну, по которой полагается пожизненное заключение - больше бояться будут!

Давайте попробуем разобраться не в логике депутата, а в логике жизни. Насколько вообще справедливо разделение понятий «угон» и «кража» применительно к транспортным средствам? Для этого не нужно углубляться в недра юриспруденции, достаточно самых поверхностных знаний.

Угон - как гласит нынешняя его трактовка, это «неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения». К сожалению, целеполагание угонщиков отнесено исключительно в компетенцию следствия и судей, УК более подробно это не разъясняет. А ведь достаточно дополнить формулировку статьи уточнением понятия «угон» - и большинство противоречий исчезнет, и у угонщиков уже не останется лазейки в виде заявки «взял покататься». Это, заметим, ещё и весьма коррупционноёмкая статья в её нынешнем виде, за «долю малую» следователь может с полным основанием переквалифицировать «кражу» в «угон» и никто ему слова не скажет - всё по закону, умысла, типа, не было. Так вот, уточнение 166 статьи УК может выглядеть следующим образом: угон - это действо без цели хищения, не повлёкшее в результате совершения материального ущерба для владельца транспортного средства, не создавшее ограничений в праве распоряжения и пользования принадлежащим владельцу имуществом.

Примеры очевидны. Если некто взял машину покататься и ДОБРОВОЛЬНО ВЕРНУЛ, в том же состоянии, в котором брал - это угон. Если угонщика поймали и вернули машину владельцу в исходном состоянии и он не имеет материальных претензий к преступнику - это угон. Если же машину возвращают, но с прожжёными сиденьями, разбитыми фарами и заблёванным багажником - это уже ущерб, то есть кража. Если машину возвращают, но днём позже, чем владелец собирался её продать, вследствие чего сделка не состоялась - это ущерб, то есть кража. И так далее.

Вообще, радикально упростить положение вещей можно - внимание! - не отменой 166-ой статьи, а, напротив, её усилением в виде вывода в неё из других статей всех обстоятельств, связанных с хищением транспортных средств. Пусть 158-ой остаются иные виды имущества, а если ты сел в чужую машину и проехал хотя бы один метр - это угон, будь добр ответить именно за это. Это потребует перетряски всех существующих частей 166-ой статьи (ныне их четыре, причём вторая часть имеет два подпункта). В части 3, кстати, есть упоминание ущерба, но не в контексте уточнения понятия «угон», а просто как градация данного действа. Тут вообще возникает смысловая коллизия: завладение автомобилем без цели хищения, но с причинением ущерба! Звучит как оксюморон типа «гуманного убийства». Это противоречие немедленно нужно убирать, переписав статью и предложив более полную классификацию угонов.

Итак, в одной статье могут легко ужиться все ныне известные преступления, связанные с отчуждением автомобилей от владельцев, включая, кстати, и разбой. Их так и следует классифицировать: угон без ущерба, угон с материальным ущербом, угон с нравственным или физическим ущербом. Названия деяний (угон, кража, разбой) можно сохранить, можно придумать новые - не суть. Важно, чтобы не осталось лазеек для произвольных трактовок этих деяний. Следовательно, за однозначные преступления можно будет назначить и адекватные наказания. Не нравится Лысакову «от штрафа до пяти лет» за обычный угон - ради бога, это обсуждаемо, это и впрямь слишком широкая «вилка» для одного и того же преступления. Но не надо с водой выплёскивать ребёнка, вообще удаляя из Уголовного кодекса единственную профильную статью!

Теперь об актуальности самой инициативы Лысакова. Очевидно, что депутат мыслит не столько благом людей, сколько требованиями текущего момента, в который нужно продемонстрировать, как ОНФ-Единая Россия-Правительство (а Лысаков выступает полпредом всех трёх структур!) любит свой народ. Однако это не отменяет реальной актуальности вопроса, по крайней мере, с точки зрения простого автовладельца. Никто не хочет, чтобы его автомобиль угнали и ужесточение ответственности может немного расслабить напряжённость ожиданий обывателя. А эта медаль, извините, имеет и обратную сторону. Обыватель под напором торжественных реляций СМИ может так расслабиться, что вообще перестанет думать о вероятности угона! Что, конечно, сыграет на руку тем, кто не боится никакого наказания и всё равно будет угонять автомобили.

Против кого может быть направлено ужесточение? Против дилетантов, залётных многопрофильных воришек, которые сегодня Мазду уведут, завтра ларёк с пивом «бомбанут». Им - да, есть разница, сидеть год или десять. Но те, кто создал устойчивый бизнес на угонах, ужесточение наказания - как слону дробина. Если, конечно, за угон не будут давать безальтернативный расстрел с конфискацией. Достаточно полистать криминальные и судебные хроники в их ретроспективе, чтобы понять: реальные профессионалы угонного дела почти никогда не садятся в тюрьму! Их отмазывают на предварительных этапах, грамотно, с привлечением хороших юристов и своевременных «заносов». Вместо них садятся «быки» - рядовые мальчики, играющие в романтику на подсобках у профи. Мальчиков много, одних посадят, сразу другие найдутся, не простаивать же бизнесу! Количество угонов это не уменьшит.

Есть и другое, не менее важное обстоятельство: всех вип-персон угонного бизнеса, тех кто и определяет «количество и качество», в седьмом отделе МУРа знают поимённо. Но либо по закону предъявить им нечего, либо, что чаще, и не очень хочется - не с кем будет в баньку сходить, пива выпить, на бильярде перекинуться… Не от кого будет получить регулярный «конвертик».

Жизнь сводила автора этих строк с легендарными личностями противоугонного мира - Валерием Стрелецким (начальником 7-го отдела МУРа), Владимиром Иконниковым (начальником отдела розыска московского ГАИ) и его преемником Лындиным, я брал у них интервью и много разговаривал неформально, не под диктофон.Сложилось впечатление, что даже в рамках существующего законодательства профессионалы могут покончить с угонами в очень короткий срок. Это не метафора - угоны вполне реально сделать исчезающим видом преступления, оставив только случайные рецидивы от малолетнихимбецилов. И для этого не надо вводить смертную казнь - нужно просто каждому профессионалу быть кристально честным человеком и всегда доводить поимку преступника до реального наказания. Нужен тот самый идеальный принцип неотвратимости наказания. Увы, идеальные принципы в реальном мире не работают, а кристально честных людей не существует не только в МУРе и ГИБДД, но и в природе. Но, повторюсь, механизмы для этого есть - и у дорожной полиции, и у мастеров сыскного дела. Так что работать нужно не только в направлении пересмотра Уголовного кодекса, которого всё равно никто не боится, а в создании таких условий для работы полицейских, при которых исключатся взятки, совместные сауны с преступниками, исчезновение из уголовных дел доказательств и вещдоков и всех иных разваливающих дела обстоятельств.

В этом контексте любопытно посмотреть, почему же время от времени нам предъявляют задержанных с поличным угонщиков или даже целые банды?

Ну, совсем без результата работать полицейским тоже нельзя, общество не поймёт. И потом, такие задержания - это тоже средство конкурентной борьбы в этом неоднородном мире. Кто ближе к «нужным людям», тот может и конкурента руками сотрудников МУРа нейтрализовать, и наказать «нарушителей конвенции» (бригаду, зашедшую на чужую территорию или не поделившуюся со старшим по иерархии).

Короче говоря, инициатива Лысакова - это голый, безжалостный популизм, действие, начатое с конца. Ему бы поговорить с реальными операми, вникнуть в реальные проблемы. Но это же сложнее, чем заседать в Думе и выдавать законопроекты, которые однозначно понравятся большинству. Собственно говоря, его и в Думу избирали, чтобы нравился. А с угонами пусть борются профессионалы, и пусть они же и выдвигают предложения по изменению статей УК. Вот увидите, не пройдёт лысаковское предложение, забудут про него сразу после выборов.

В современном мире никто из автомобилистов не застрахован от кражи транспортного средства.

Чтобы минимизировать размер ущерба, многие люди заранее оформляют полис КАСКО от угона и хищения.

Многие автомобилисты уверен, что КАСКО страховая выплачивает в любом случае. Но что делать, если страховая компания отказывает в выплатах, и правомерно ли такое решение?

Для начала необходимо разобраться, в чем разница между угоном и кражей автомобиля. Ведь, на первый взгляд, это два одинаковых понятия.

Кража – это тайное хищение чужого имущества. Подробное описание данного состава преступления содержится в ст. 158 УК РФ . В данном случае преступники преследуют цель получения выгоды.

Соответственно, хищение автомобиля тщательно продумывается заранее; составляется план дальнейших действий. Жертва тоже выбирается заблаговременно (подбирается автомобиль, который будет проще всего сбыть). Машина изымается безвозмездно, а затем, чаще всего, перепродается. Преступники, обычно, уже имеют опыт.

Угон – это неправомерное завладение ТС без цели хищения. Информацию об угоне содержит ст. 166 УК РФ . В этом случае угонщик не обязательно действует скрытно: может быть применено насилие или его угроза. Преступник не планирует сбывать имущество, он действует спонтанно.

Большую часть угонов совершают лица в возрасте 16-20 лет и люди в состоянии алкогольного опьянения. На выбор автомобиля не влияет удобство его сбыта. Термин «угон» применим только для движимого имущества. Важным отличием от кражи является то, что здесь происходит временное завладение ТС. То есть преступник вскоре оставляет автомобиль.

Существуют и другие, менее заметные отличия в понятиях «кража» и «угон». Мы не будем заходить в «юридические дебри» и в настоящей статье будем использовать слово «угон» в значении кража, хищение автомобиля (как это обычно принято считать обывательски).

Страховая сумма по КАСКО при хищении автомобиля

В договоре со страховщиком указываются условия страхования, а также обязанности владельца документа. Поэтому, при обнаружении хищения ТС, необходимо сразу же (в течение суток) обратиться в полицию и в страховую компанию. Если не заявить вовремя в полицию и недовести информацию до страховой компании в срок, указанный в правилах страхования, то страховщик скорее всего откажет в выплатах.

В противном случае в осуществлении выплат может быть отказано – таковы правила страховых компаний. И не важно, были ли документы утрачены ранее или находились в авто в момент угона. То же самое относится и к ключам от автомобиля. Поэтому, если автомобилист обнаружил пропажу ПТС, свидетельства о регистрации, брелока сигнализации или ключей от машины, необходимо сразу же обратиться в правоохранительные органы с заявлением.

В случае угона авто без цели хищения, при наличии ущерба автомобилю, получить компенсацию будет значительно проще. Если уберечь бумаги все же не удалось, страхователь может попытаться обжаловать решение через суд.

Если никаких проблем и нарушений условий договора не возникло, компания обязана произвести компенсацию. Однако и в данном случае автовладельцу нужно помнить, что любой страховщик попытается минимизировать сумму.

В отличие от ДТП или повреждения автомобиля, ущерб по КАСКО угон с целью хищения равен стоимости украденного автомобиля. При этом, страховщики включают с страховые правила или полис условия, что компенсация выплачивается с учетом износа ТС. Так, для нового автомобиля каждый месяц сумма страховых выплат может уменьшаться на 1-2 %, для транспорта возрастом 1-2 лет – до 15 % в год и для авто старше 2 лет – около 10 % в год.

Размер компенсации уменьшается еще и в том случае, если ранее уже проводились страховые выплаты (то есть они вычитаются из итоговой суммы). В размер страховой выплаты не входит стоимость дополнительное оборудование и элементы тюнинга. При необходимости, их можно застраховать отдельно. На детали также распространяется коэффициент износа.

Страхование КАСКО от угона, хищения: нюансы взаимоотношений с страхователем

Если страховщик уже после обращения потерпевшего требует подписать бумаги о том, что автомобилист согласен на компенсацию с учетом износа, можно действовать двумя способами:

  1. Владелец может согласиться с такими условиями и оставить свою подпись. В этом случае размер выплат будет урезан (хотя это можно обжаловать).
  2. Автомобилист может настаивать на своем, требуя полный размер выплат. Ведь, если в договоре ничего о регрессе при износе ТС не сказано, то и ни о каких вычетах речи идти не может. Разорвать соглашение в одностороннем порядке страховщик тоже не в состоянии. В крайнем случае, можно через суд обязать страховщика осуществить компенсацию.

Еще в момент заключения страхового договора можно оговорить отсутствие вычета износа автомобиля. Однако такая услуга обычно требует дополнительной платы. В целом же, согласно Постановления Пленума Верховного суда России № 20 от 27.06.2013 года, включение в правила страхований условий о вычитании их суммы страховой выплаты КАСКО процента износа, амортизации – незаконно.

Данные положения могут быть оспорены клиентом в суде уже после наступления страхового случая.

Выше уже рассматривались юридические различия в понятиях «кража» и «угон», часто не заметные обывателю. Некоторые страховые компании пользуются невнимательностью автомобилистов и непониманием юридической разницы между двумя данными терминами.

В страховом договоре указывается только один из страховых случаев, например, «угон», которые несет страховые риски только в случае порчи имущества, но не заканчивается утратой автомобиля.

Важно: если в постановлении следователя указано, что автомобиль был украден, а страховка оформлена только на угон, выплаты произведены не будут.

Поэтому, при оформлении полиса КАСКО, автовладелец должен удостовериться в том, что действие договора распространяется на более проблемный случай – кражу автомобиля.

Сроки получения возмещения по КАСКО

Сразу после обнаружения кражи или угона авто, нужно позвонить в полицию. Далее требуется совершить еще один звонок – на этот раз в свою страховую компанию (если не сделать этого вовремя, в выплатах может быть отказано, по крайней мере до решения суда). Если документы и ключи от авто тоже были похищены, это обязательно следует указать.

После этого в правоохранительные органы подается заявление как и в страховую компанию. Обычно по правилам страхования автомобилисту отводится 3 дня на то, чтобы написать заявление в страховую. К нему прикладывается копия паспорта, полис КАСКО, копия талона о возбуждении дела, справка о хищении документов (при необходимости).

В отличие от обязательного страхования, система работы КАСКО регламентируется государством не так строго. Законодательством не установлен срок, в который страховщик обязан рассмотреть заявление и произвести выплаты автомобилисту. Несмотря на это, период все же должен быть указан в договоре со страхователем. Именно к этому документу и следует обращаться при необходимости. В любом случае, ждать компенсации придется не менее 2 месяцев (столько отводится на розыск ТС по закону до того как следователь закрывает дело).

Когда возможен отказ в выплатах по КАСКО

Редкая страховая компания не попытается уменьшить размер выплат. А при наличии определенных обстоятельств, может и вовсе безосновательно дать отказ по КАСКО «Угон, хищение». В большинстве случаев серьезно беспокоиться не стоит, ведь подобные вещи довольно просто обжалуются через суд.

Итак, ниже будут рассмотрены основные случаи, когда компенсация может быть не выплачена.

Отказ по КАСКО по причине увеличения страхового риска

Выше уже приводился пример с утраченными ключами от автомобиля. Если после этого автомобиль был угнан, то страховая компания может попытаться отказать в выплатах, сославшись на увеличение страхового риска. Под это понятие подпадают и другие обстоятельства:

  1. Госномер был украден.
  2. Владелец ТС сменил номерной знак, не уведомив страховщика.
  3. Был украден брелок от сигнализации.

Увеличение риска может вести к повышению стоимости страховки в соответствии с договором. Иногда такие меры могут вводиться только в случае, когда автомобилист не дал знать о ситуации страховой компании.

В соответствии со статьей 959 ГК РФ , страхователь обязан сообщать страховщику обо всех существенных изменениях в данных, переданных на момент оформления полиса (список обстоятельств оговаривается в страховом договоре).

Получив нужную информацию, страховая компания, в свою очередь, может потребовать изменения условий договора либо дополнительной оплаты. При несогласии страхователя, компания вправе также потребовать расторжения договора. Если же обстоятельства, ведущие к увеличению риска, отпали, то и требовать расторжения договоренности СК не может.

Важно: СК не имеет права отказать в выплате КАСКО. Максимум, что она может сделать – это потребовать пересмотра или расторжения договора. Поэтому, если владельцу полиса отказали по причине увеличения страхового риска, он может подать в суд.

Отказ по КАСКО без увеличения страхового риска

Если обстоятельств, способствующих увеличению страхового риска, не было, то процесс получения выплат существенно упростится. Однако и здесь у страховых компаний есть широкое поле для разного рода махинаций. Отказ на законных основаниях тоже возможен.

Важно: После обращения в полицию, водитель должен ждать 2 месяца. Через это время он сможет получить постановление о приостановлении дела.

Разумеется, после подачи заявления в страховую компанию, она будет проводить и собственное расследование. Компания попытается узнать, не причастен ли к хищению сам владелец ТС. При посещении офиса, автомобилисту могут задавать различные вопросы по поводу угона. Волноваться здесь не стоит, ведь страховщик должен убедиться в факте кражи. Необходимо спокойно и достоверно отвечать на поставленные вопросы.

Для получения компенсации, помимо основного пакета документов, автовладельцу потребуется передать постановление о приостановлении дела и свои реквизиты. Большинство компаний перечисляют средства через 1-4 недели после передачи.

Наличия каких-либо дополнительных бумаг страховщик может требовать только через письменное обращение к страхователю. Понятно, что запрашиваемые документы действительно должны иметь отношение к делу. Если страховщик просит принести лишние справки, которые водитель попросту не может получить, скорее всего, она попросту пытается уклониться от своих обязанностей по возмещению ущерба. В этом случае можно обратиться с жалобой в вышестоящие инстанции – местное отделение Банк России.

Общаясь с сотрудником компании по поводу предоставления дополнительных бумаг, желательно уточнить его имя и должность. Возможно, это пригодиться в дальнейшем.

Когда целесообразно обращение в суд при отказе выплаты по КАСКО

Довольно часто водители получают отказ в компенсации по следующим причинам:

  • Вместе с автомобилем были похищены и документы на него,
  • У водителя отсутствует один из комплектов ключей к ТС,
  • Автомобилист не смог вовремя обратиться в страховую компанию после пропажи.

Если компания отказывает по одной из этих причин – водитель вправе подать заявление в суд (конечно, предварительно получив письменный отказ страховщика). В подавляющем большинстве случаев решение принимается в пользу страхователя.

Аналогичная ситуация и тогда, когда СК выплатила слишком маленькую сумму. Однако в некоторых случаях страховщик действительно работал правомерно. Так, если в договоре указана информация о вычете из суммы коэффициента износа, то итоговая компенсация на самом деле окажется меньше. Также вычитаться могут и предыдущие выплаты, совершавшиеся по полису КАСКО. Автомобилист должен помнить и о том, что в сумму страховки не входит дополнительное оборудование, установленное на автомобиле (его нужно оформлять отдельно).

Перед тем, как оформлять полис КАСКО, необходимо внимательно ознакомиться с условиями договора. Даже самые мелкие детали могут позже обернуться против страхователя. Поэтому нужно тщательно обдумать, подходят ли автомобилисту требования конкретной компании, или же будет проще подыскать другого страховщика.

Полис КАСКО – вещь достаточно полезная и удобная. Но только в том случае, если автовладелец хорошо знаком с его действием. В случае, когда страховая компания пытается уклониться от обязанностей без наличия достаточных для отказа оснований, нужно твердо стоять на своем. При необходимости, возможно обращение в суд. Если условия страховки подтверждают позицию владельца транспортного средства, решение будет принято в его пользу, и компанию обяжут сделать компенсацию.