Тахографы на грузовые автомобили закон. Порядок оснащения транспортных средств тахографами. Штраф за отсутствие тахографа и нарушение режима труда и отдыха водителя

– контрольное устройство, устанавливаемое на борту автотранспортных средств. Предназначено для регистрации скорости, режима труда, отдыха водителей и членов экипажа. В этой статье обговорим закон об на грузовые автомобили.

Приказ Минтранса от 21 августа 2013 г. №273 с изменениями, внесенными Приказом от 02.12.2015 №348 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами» для владельцев грузовиков - закон. Тахограф 1 июля 2016 года должен быть установлен на всех грузовых и пассажирских автомобилях нижеописанных категории. При этом, использование аналоговых устройств контроля (так называемых «шайбовых») с 1.07.16 является незаконным. Устанавливать следует цифровой тахограф. Новые положения уже вступили в силу, поэтому следует подробнее разобраться в данном вопросе. В государственной думе России в 2014 году внесли поправку в закон КоАП РФ, который устанавливает административную ответственность водителя за отсутствие тахографа, а также за невыполнения установленных норм труда и отдыха

Какие виды транспортных средств подлежат оснащению тахографами?

Приложение N 2 к Приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. N 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства".

Тахографами оснащаются следующие категории и виды транспортных средств, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации:

  • транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория M2);
  • транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория M3);
  • транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонны, но не более 12 тонн (категория N2);
  • транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория N3)
За исключением:
  • транспортных средств категории M2, M3, осуществляющих городские и пригородные регулярные перевозки в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112 1; 1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1102; 2011, N 37, ст. 5268.
  • транспортных средств, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок (приказ Минтранса России от 16 июня 2014 г. N 158 "Об утверждении форм бланков удостоверений и карточки допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок" (зарегистрирован Минюстом России 31 июля 2014 г., регистрационный N 33370), оснащаемых контрольными устройствами в соответствии с требованиями
  • Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, Женева, 1 июля 1970 г.)1;1 Бюллетень международных договоров, 2009, N 3.
  • пассажирских и грузовых троллейбусов;
  • автобетононасосов, автобетоносмесителей, автогудронаторов, автокранов, автомобилей скорой медицинской помощи, автоэвакуаторов, пожарных автомобилей, транспортных средств для коммунального хозяйства и содержания дорог, транспортных средств для обслуживания нефтяных и газовых скважин, транспортных средств для перевозки денежной выручки и ценных грузов, транспортных средств, оснащенных подъемниками с рабочими платформами, медицинских комплексов на шасси транспортных средств, автолавок, автобусов для ритуальных услуг, автомобилей-домов, бронированных транспортных средств, специализированных транспортных средств (специально оборудованных молоковозов, скотовозов, машин для перевозки птицы, яиц, живой рыбы, машин для перевозки и внесения минеральных удобрений), транспортных средств категорий N 2 и N 3, используемых сельскохозяйственными товаропроизводителями при осуществлении внутрихозяйственных перевозок (перевозка в пределах границ муниципального района, на территории которого зарегистрированы транспортные средства, а также граничащих с ним муниципальных районов), специальных транспортных средств, передвижных лабораторий и мастерских, передвижных репортажных телевизионных студий;
  • транспортных средств, зарегистрированных военными автомобильными инспекциями или автомобильными службами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
  • транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
  • транспортных средств, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники;
  • транспортных средств, включенных в перечень видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния и в отношении которых утилизационный сбор в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" 2 не уплачивается;
  • 2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 2 (ч. I), ст. 115, N 14, ст. 1646; 2015, N 47, ст. 6592, N 51 (ч. III), ст. 7338.
  • находящихся в эксплуатации автобусов с числом мест более 20 и грузовых автотранспортных средств с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для междугородных и международных перевозок, оснащенных до 8 ноября 2013 г. при изготовлении тахографами в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 922 "О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом";
  • учебных транспортных средств, используемых для обучения вождению и сдачи экзаменов на получение водительских удостоверений, при условии, что они не используются для коммерческой перевозки пассажиров и грузов;
  • транспортных средств, которые проходят дорожные испытания, предусмотренные государственными стандартами и отраслевыми документами.

Новые тахографы на грузовые авто и их установка

Владелец большегрузного транспортного средства, который оснастил тахографом автомобиль законно до вступления в силу Приказов Минтранса №273 и №36, должен установить новый прибор, оснащенный блоками СКЗИ до 1 января 2018 года. Все новые тахографы на грузовые автомобили будут устанавливаться в несколько этапов.

Тахограф с блоком СКЗИ или ЕСТР.

Выбор тахографа СКЗИ или ЕСТР регулируется постановлением Правительства РФ. Постановление утверждает технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011. О безопасности колесных транспортных средств. В соответствии с законом, собственник транспортного средства подлежащего установки тахографа, может оснастить коммерческий автотранспорт любым видом цифрового тахографа.

Следующий законодательный акт, регулирует какой тахограф необходимо выбрать для оснащения транспортного средства:

Приказ Министерства транспорта №36 от 13 февраля 2013 г. утверждает требования к тахографам, которые устанавливаются на крупнотоннажные транспортные средства. Приказом также определяются правила использования, контроля и работы устройств учета, установленных на автомобилях.

В соответствии с приказом министра России, для международных перевозок необходимо установить модели ЕСТР. Для перевозок в границах государства устанавливается СКЗИ.

Штраф за отсутствия тахографа в 2017 году

Штраф за отсутствие тахографа взимается только в том случае, если он предусмотрен действующим законодательством РФ. Законодательство предусматривает наложение штрафа за тахограф в нерабочем состоянии, а также нарушение водителем максимально разрешенного времени работы.

Издержки на установку тахографа компенсируются за счет социального налога. Каким будет штраф за тахограф – определяет законодательство РФ.

Поправки в законодательстве: новые штрафы в 2017 году.

Штраф за отсутствие тахографа в 2017 году становится от 1000 до 3000 рублей для водителей, и до 10 000 рублей для должностных лиц (ст. 11.23 КоАП). Также с начала 2015 года кроме наложения штрафа предусмотрена и административная ответственность. Транспортные средства категории №2 (грузовые автомобили средней грузоподъемность от 3,5 до 12 тонн) могут получить штраф в размере 2000 рублей.

По статистике, которую озвучили представители ГИБДД, с начала 2015 года, сотрудниками Госавтоинспекции был установлен средний штраф за тахограф в размере 4000 рублей. С начала действия нового законодательства было возбуждено более 100000 дел об административных нарушениях связанных с управлением транспортным средством без тахографа.

Эксперты утверждают, что новый закон о тахографах для грузовых автомобилей 2017 года существенно повысит безопасность на дорогах России. Что позволит значительно уменьшить аварийность на дороге с участием грузовых авто.

Законодательство меняется с каждым днем. По этой причине, информация, описанная в данной статье, может быть устаревшей. Следите за обновлениями законодательства РФ на соответствующих ресурсах.

Согласно требованиям Приказа Минтранса №273 от 21.08.2013 предусмотрен следующий график оснащения транспортных средств тахографами:

ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ, ПЕРЕВОЗЯЩИЕ ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ

до 1 апреля 2014


АВТОБУСЫ И ГРУЗОВИКИ С МАКСИМАЛЬНОЙ МАССОЙ БОЛЕЕ 15 ТОНН
Должны быть оснащены тахографами с блоком СКЗИ
до 1 июля 2014


ГРУЗОВИКИ С МАКСИМАЛЬНОЙ РАЗРЕШЕННОЙ МАССОЙ ОТ 12 ТОНН
Должны быть оснащены тахографами с блоком СКЗИ
до 1 сентября 2014


ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ С МАССОЙ ОТ 3,5 ДО 12 ТОНН
Должны быть оснащены тахографами с блоком СКЗИ
до 1 апреля 2015


ВСЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА КАТЕГОРИИ N2, N3, М2 и М3
оснащенные организациями-изготовителями ТС тахографами до 1 апреля 2014 года, и транспортные средства, оборудованные тахографами силами сервисных мастерских, в соответствии с требованиями Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств до вступления в силу Приказа Минтранса №273 (до 28.02.2014г.).
до 1 января 2018


ВНИМАНИЕ!

В связи с вступлением в силу 16 декабря 2015 г . Приказа Минтранса РФ № 348 «О внесении изменений в Порядок оснащения транспортных средств тахографами, утвержденный приказом Минтранса РФ от 21 августа 2013 года № 273», срок законности аналоговых тахографов сократился на полтора года - с 1 января 2018 года до 1 июля 2016 года .

До 1 июля 2016 года необходимо успеть переоснастить аналоговые тахографы и установить цифровые тахографы, соответствующие требованиям Приказа Минтранса № 36, и сделать карту водителя.

ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА, НЕ ПОДЛЕЖАЩИЕ ОСНАЩЕНИЮ ТАХОГАФАМИ

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 г. N 1213 «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правил их использования, обслуживания и контроля их работы» с 28.02.2014 исключены следующие виды транспортных средств:

ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ

Пассажирские и грузовые троллейбусы

СПЕЦТЕХНИКА

Автобетононасосы, автобетоносмесители, автогудронаторыв, автокраны и транспортные средства, оснащенных кранами-манипуляторами, автомобили скорой медицинской помощи, автоэвакуаторы, пожарные автомобили, транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог, транспортныые средства для обслуживания нефтяных и газовых скважин, транспортные средства для перевозки денежной выручки и ценных грузов, транспортные средства, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, медицинские комплексы на шасси транспортных средств, автолавки, автобусы для ритуальных услуг, автомобили-дома, бронированные транспортные средства, самоходные сельскохозяйственные машины, передвижные лаборатории и мастерские, передвижные репортажных телевизионных студий;

ВНИМАНИЕ!

Транспортные средства, оснащенные кранами-манипуляторами, должны оснащаться тахографами согласно Приказу Минтранса № 16 от 28.01.2016 г.

ВОЕННАЯ ТЕХНИКА

Транспортные средства, зарегистрированные военными автомобильными инспекциями или автомобильными службами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;

Транспорт Технадзора и силовых государственных органов РФ;

Транспортные средства органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

Транспортных средств, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники;

СТАРЫЙ ТРАНСПОРТ

транспортные средства, включенные в перечень видов и категорий колесных транспортных средств, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, и в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 г. N870 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств»*;

АВТОБУСЫ

автобусы, находящиеся в эксплуатации, с числом мест более 20 и грузовых автотранспортных средств с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для междугородных и международных перевозок, оснащенных до 8 ноября 2013 г. при изготовлении тахографами в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 922 «О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом».».

ВИДЫ ТАХОГРАФОВ

По состоянию на 01.08.2014 допущены Министерством транспорта к оснащению транспортных средств, эксплуатируемые на территории РФ, следующие тахографы:

ШТРИХ-ТахоRUS

КАСБИ DT-20M

Меркурий ТА-001

АТОЛ Drive 5

ШТРИХ-ТахоRUS»

ШТРАФЫ ЗА ТАХОГРАФ

В соответствии с КоАП РФ, статья 11, пункт 23 ответственность за тахографы следующая: «Управление транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее - тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации … влечет наложение административного штрафа на граждан (водителей) в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц (механики, инженеры, руководители) - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей ».

В случае задержания ТС сотрудниками ГИБДД, согласно статье 27, пункту 13 КоАП РФ, транспортное средство, не оборудованное тахографом, должно храниться на специализированной стоянке до устранения причины задержания.

Внимание!

Использование неисправных и намеренно блокированных тахографов, отсутствие карты водителя, приравнивается к отсутствию тахографа, следовательно, влечет за собой ответственность согласно ст.11.п.23КоАП РФ.

Необходимо обратить внимание водителей и владельцев транспортных средств и на то, что упомянутый выше приказ Министерства транспорта РФ №36 от 13.02.2013 регламентирует список моделей тахографов , которые могут эксплуатироваться в нашей стране. Если на вашем транспортном средстве установлен тахограф, не входящий в этот список, вам также придется заплатить штраф.

Согласно внесенным изменениям в приказ Минтранса №273 с 1 июля 2016 владельцам грузовых транспортных средств необходимо перейти на цифровые тахографы. И, похоже, на этот раз сроки вступления в силу новой нормы законодательства сдвигаться не будут. Насколько готовы перевозчики к нововведениям? И, собственно, к чему им готовиться в связи с наступлением "дня Х"? Мы поговорили с экспертами, чьи точки зрения на предстоящие изменения, мягко говоря, не совпадают.

Краткая история вопроса

Одной из наиболее часто встречаемых причин смертности на дорогах является усталость водителя. А наиболее тяжелые ДТП связаны с усталостью водителей-профессионалов, управляющих транспортными средствами категорий N3 - весом свыше 12 тонн.

Для решения данной проблемы, начиная с 2009 года, Правительством РФ был принято ряд мер, в том числе направленных на внедрение контроля за режимом труда и отдыха водителей:

В 2009 году в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 года началось внедрение нового типа тахографа, переход с аналоговых на цифровые тахографы.

В 2010 - 2011 годах началось массовое производство тахографов в рамках 720 Постановления Правительства РФ.

В 2013 году были введены дополнительные требования к тахографам в соответствии с 36 Приказом Минтранса при обязательном соблюдении 720 Постановления Правительства РФ. Введена прямая ответственности за отсутствие тахографа.

В 2015 году вступил в действие регламент Таможенного союза, с утвержденным переходным периодом до 01 июля 2016 г.

Отметим, что приказ Министерства транспорта РФ №36 "Об утверждении порядка оснащения транспортных средств тахографами" содержит требования по оснащению автобусов и грузовых автомобилей, совершающих коммерческие перевозки, тахографами нового поколения, использующих средства криптографической защиты информации (СКЗИ).

Предполагалось, что установка тахографов будет происходить в несколько этапов. С 1 апреля 2014 года тахографами с СКЗИ должны быть оснащены грузовые автомобили, перевозящие опасные грузы, с 1 июля 2014 года - автобусы и грузовики массой более 15 тонн, с 1 сентября 2014 года грузовики массой от 12 тонн, с 1 апреля 2015 года - грузовики с массой от 3,5 до 12 тонн.

Для транспортных средств, уже оснащенных средствами контроля режимов труда и отдыха, был предусмотрен срок обязательного оснащения новыми тахографами - 1 января 2018 года.

Однако, затем сроки установки цифровых тахографов были перенесены - и "точкой отсчета" стало 1 июля 2016 года.

Прежде всего, надо оговориться, что для перевозчиков, осуществляющих международные перевозки и для перевозчиков, осуществляющих исключительно внутренние перевозки, требования к тахографам с 1 июля будут различны.

Для перевозчиков, осуществляющих международные автоперевозки, обязательными являются требования договора ЕСТР (Международное Соглашение, касающееся экипажей транспортных средств, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров). В этом случае перевозчики обязаны соблюдать следующие нормативные акты: ТР ТС 018/2011; ЕСТР; 127 ФЗ; 195 ФЗ; 196 ФЗ; 197 ФЗ. Аналоговые тахографы для международных перевозчиков разрешены.

Для перевозчиков, осуществляющих исключительно внутренние перевозки, обязательными являются требования законодательства РФ, в которых предусмотрен иной тип тахографа, не совместимый с ЕСТР. Технические требования к этому типу тахографов изложены в Приказе Минтранса № 36, а порядок оснащения - в Приказе Минтранса №273. В этом случае перевозчики должны соблюдать следующие нормативные акты: ТР ТС 018/2011; 195 ФЗ; 196 ФЗ; 197 ФЗ; Постановление Правительства РФ 1213; Приказы Минтранса № 36, № 273, № 15, №348 (вносящий изменения в Приказ №273).

Важно отметить, что эксплуатация транспортных средств с аналоговыми тахографами для автоперевозчиков, осуществляющих внутренние рейсы, не запрещена и не может быть запрещена в соответствии с действующим законодательством, вплоть до утилизации транспортного средства. Хотя некоторые перевозчики считают, что эксплуатация таких транспортных средств с 1 июля будет запрещена. Это не так.

Источником недоразумения в данном вопросе стало письмо ФБУ Росавтотранс от 10.02.2016, в котором говорилось:

Однако, позднее, рассказывает Геннадий Линник, директор по взаимодействию с органами государственной власти и общественными организациями ООО "АТОЛ ДРАЙВ", 29.02.2016 авторы данного письма разместили на сайте Росавтотранса дополнение к предыдущему письму, в котором подробно изложили правовую основу оснащения транспортных средств тахографами. Согласно этому письму, запрет на эксплуатации транспортных средств с аналоговыми тахографами не вводится приказом Минтранса №348, однако

За отсутствие технического средства контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, не обеспечивающих регистрацию информации на картах тахографа, изготовленных в виде пластиковой карты с электронным носителем информации и соответствующих требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (приложение N 1 к приказу Минтранса России N 36), или требованиям ЕСТР (далее - аналоговые контрольные устройства)" на транспортных средствах категорий N2,N3,M2,M3, выполняющих внутрироссийские перевозки с 1 июля 2016 года сотрудниками контрольно- надзорных органов будет применятся санкция статьи 11.23 КоАП.

Иными словами, хотя сами транспортные средства, оснащенные аналоговыми тахографами, под запрет не подпадают, за отсутствие цифровых тахографов с СКЗИ автоперевозчиков, выполняющих внутрироссийские перевозчики, с 1 июля могут оштрафовать, - заключает Г. Линник.

Тахограф как объект технического регулирования

Ни один орган государственной власти не имеет права требовать замены аналогового тахографа, если он имеет или имел сертификат соответствия на момент его производства / установки, отвечающий законодательным требованиям, а значит безопасный в эксплуатации, - утверждает Максим Сухомлинов, директор сервисной службы ГК Надежный контакт.

Свою точку зрения эксперт аргументирует, отсылая к п. 65 таблицы 4 приложения 1 Технического регламента "О безопасности колесных транспортных средств Таможенного союза" (ТР ТС 018/2011), который вступил в действие на территории Российской Федерации с 01 января 2015 года.

Исходя из этого документа, на тахограф в полной мере распространяются требования ФЗ-184 "О техническом регулировании", в частности процедура подтверждения соответствия действующему законодательству. На основании статьи 20 Федерального закона №184 "О техническом регулировании", подтверждение соответствия заключается в процедуре сертификации. Результатом процедуры подтверждения соответствия действующему законодательству является сертификат соответствия.

Так как на основании п. 65 приложения 10 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств Таможенного Союза (ТР ТС 018/2011), тахограф является компонентом транспортного средства, то и соответствовать он должен требованиям Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств Таможенного Союза (ТР ТС 018/2011), что должно подтверждаться Сертификатом соответствия ТР ТС. Все сертификаты соответствия Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств подлежат обязательному учету и находятся в свободном доступе на сайте Росакредитации.

Таким образом, объясняет М. Сухомлинов, в соответствии с ч.1 статьи 54 Конституции РФ: "Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет", - то есть все тахографы имеющие на момент их производства/установки сертификаты соответствия действующему законодательству, даже после окончания срока действия самого сертификата остаются "в законе". Наиболее распространенные аналоговые тахографы 1324 и 1318 имеют или имели действующий сертификат соответствия Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств. Более того, эти тахографы внесены в Реестр средств измерений, что позволяет осуществлять на них Государственную поверку, что в свою очередь, дает юридическую значимость их показаний, а это, в соответствии с ФЗ -102 "Об обеспечении единства измерений", позволяет таким тахографам участвовать в государственном контроле. Таким образом, как было сказано выше, Минтранс РФ не запрещает эксплуатацию транспортных средств с аналоговыми тахографами. Минтранс РФ не может своими нормативными правовыми актами нарушать закон, резюмирует эксперт, такого не бывает.

Поэтому, настаивает М. Сухомлинов, Минтранс просто рекомендует переоснастить только те транспортные средства с аналоговыми тахографами, на которых стоят тахографы, не имеющие сертификата соответствия. К таким тахографам относятся TGK-100, 1319, 1314 и т.п.

Однако и владельцам таких тахографов я бы не рекомендовал спешить с заменой и таких тахографов, - продолжает М. Сухомлинов. - 16 октября 2015 года Правительство РФ издало Постановление №1108. В нем определяются органы исполнительной власти и их полномочия в области соблюдения требований Технического регламента "О безопасности колесных транспортных средств Таможенного союза". Напоминаем, что тахограф является компонентом транспортного средства, а следовательно находится в сфере влияния этого Технического регламента.

Органом, осуществляющим контроль в области безопасности колесных транспортных средств, находящихся в эксплуатации (а следовательно и их компонентов) теперь является Министерство внутренних дел, в частности ГИБДД. Таким образом Министерство транспорта РФ не может предъявлять обязательные требования к транспортным средствам находящимся в эксплуатации, а равно и к их компонентам, в частности тахографам. Этот факт подтверждается и статьей 4 пунктом 3 ФЗ-184 О техническом регулировании:

Важно обратить внимание на следующую терминологическую тонкость, - продолжает М. Сухомлинов. - Приказ Минтранса №348 требует оснастить тахографами до 1 июля 2016 года те транспортные средства, у которых были установлены не аналоговые тахографы, а "аналоговые контрольные устройства". То есть тахографы, которые не имели и не имеют сертификата соответствия одному из Технических регламентов о безопасности колесных транспортных средств.

Таким образом, аналоговые тахографы в принципе не подлежат обязательной замене. Ни один орган государственной власти не имеет права требовать замены аналогового тахографа, если он имеет или имел сертификат соответствия действующим на момент его производства / установки законодательным требованиям, а значит безопасных в эксплуатации. Приказы Минтранса № 36, 273 , 348 носят исключительно рекомендательное значение в части технических требований, - заключает М. Сухомлинов.

В подтверждение своей позиции М. Сухомлинов приводит решение Арбитражного суда Магаданской области от 13 мая 2016 года по делу между УГАДН Магаданской области и ПАО "Магаданэнерго" о тахографах, несоответствующих требованиям 36 приказа Минтранса 13 мая 2016 года:

Это первое в своем роде, в рамках которого было подробно разобрано все законодательство в области тахографии. Суд признал, что наличие блока криптозащиты в тахографе носит исключительно рекомендательное значение и не является обязательным.

Действительно, ПАО "Магаданэнерго" обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным пункта 5 предписания Управления государственного автодорожного надзора по Магаданской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № 01-16/47 от 11.11.2015, в котором указано, что предприятие эксплуатирует транспортные средства для перевозки грузов и пассажиров, оснащенные тахографами модели Continental-VDО1381, не соответствующими установленным требованиям. К участию в деле в качестве третьего лица, была привлечена компания ООО "Торгмонтаж- Плюс", которая осуществляла установку тахографов на транспорт ПАО "Магаданэнерго".

По итогам дела требования заявителя, Публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Магаданэнерго", удовлетворили. Предписание Управления государственного автодорожного надзора по Магаданской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № 01-16/47 от 11.11.2015 признали недействительным в части пункта 5.

ПП РФ № 1213 от 23.11.2012, Приказы Минтранса РФ № 36 от 13.02.2013 и № 273 от 21.08.2013, предъявляющие требования к тахографам, были признаны носящими исключительно рекомендательный характер, в том числе в части наличии в тахографе блока криптозащиты СКЗИ.

Однако, Г. Линник обращает внимание на следующее существенное обстоятельство:

Прежде всего, нет никакого противоречия с Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" ТР ТС 018/2011, так как порядок оснащения устанавливается нормативно правовыми актами Российской Федерации, государство рассматривает средства контроля за соблюдением водителями режимов движения как один из важнейших элементов обеспечения безопасности дорожного движения". Вот выдержка из ТР ТС 018 /2011 п. 14: "Конструкция выпускаемых в обращение транспортных средств категорий М2 и М3, осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров, категорий N2 и N3, осуществляющих коммерческие перевозки грузов, должна предусматривать возможность оснащения (штатные места установки, крепления, энергопитания) техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (тахографами). Оснащение указанной аппаратурой транспортных средств осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза. Требования настоящего пункта не применяются в отношении транспортных средств, указанных в статье 2 Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР)".

Приказ Минтранса №36 был зарегстрирован Минюстом, и вступил в силу, - продолжает Г. Линник. - В соответствии со статьей 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации норма приказа Минтранса №36 может быть оспорена и признана незаконной только Верховным судом Российской Федерации. Решение Арбитражного суда Магаданской области от 6 мая 2016 года по делу № АЗ7-66/2016 не является оценкой законности приказа Минтранса №36. Таким образом, только Верховный суд РФ может признать приказ №36 не соответствующим нормам законодательства. Частью 3 статьи 4 Закона о техническом регулировании прямо предусмотрена возможность издания федеральными органами исполнительной власти актов в сфере технического регулирования, то есть предполагается, что требования технических регламентов не являются исчерпывающими и требования к продукции могут быть изложены в том числе и в иных актах. Производители тахографов с блоками СКЗИ получили Сертификаты соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" ТР ТС 018/2011. Таким образом, водители и юридические лицы, транспортные средства которых не будут к 1 июля 2016 года оснащены соответствующим оборудованием (а это тахографы с СКЗИ для автоперевозчиков, осуществляющих внутренние перевозки) могут быть оштрафованы на сумму от 1 до 3 тысяч рублей для граждан и от 5 до 10 тысяч рублей для должностных лиц.

Заключительное слово экспертов

Максим Сухомлинов:

Минтранс, предъявив в своем приказе №36 требования технического характера (наличие в объекте технического регулировании тахографе блока криптозащиты), превысил свои полномочия. Полномочия в области технического регулирования принадлежат Минпромторгу. В ФЗ 184 "О техническом регулировании" в главе 4 пункте 3 прямо написано - Органы исполнительной власти могут издавать нормативные документы в области технического регулирования только рекомендательного характера. А Минюст приказ №36 регистрирует как обязательный.

В результате в течение последних трех лет транспортники оснащали и переоснащали свои автомобили тахографами, с избыточными, необязательными требованиями, теряя миллионы рублей, что никак не отразилось на безопасности дорожного движения в целом. Итак результат на сегодня. По данным ФБУ Росавттранс с 2013 год по март 2016 года установлено чуть меньше 400 000 тахографов с СКЗИ. По данным ГИБДД того же периода - аварийность по оговоренным категориям транспорта не снизилась. Приказ Минтранса №36 может носить только рекомендательный характер, и, значит, аналоговые тахографы не подлежат обязательной замене.

Геннадий Линник:

Прежде всего замечу, что ГИБДД как раз, наоборот, заявляет, что по оговоренным категориям транспорта аварийность снизилась и призывает оснащать тахографами с СКЗИ транспортные средства физических лиц, по которым статистика показывает рост аварийности.

Тахограф для многих автолюбителей является загадочным и непонятным устройством, во многом - из-за его специфического предназначения. Хотя достаточно большое количество водителей мирятся с его присутствием, а некоторым оно очень помогает. Поэтому важно разобраться, что такое тахограф в автомобиле. Итак, давайте рассмотрим этот вопрос.

Характеристика

Тахограф - это прибор для осуществления контроля над автомобилем и условиями труда водителя. Данное устройство регистрирует следующие параметры:

  • Пройденное расстояние.
  • Время поездки.
  • Скорость движения.
  • Время стоянки или остановки.

Из списка регистрируемых параметров становится понятно, что такое тахограф в автомобиле.

Грубо говоря, это регистратор езды, следящее устройство. Ведь наличие системы позиционирования позволяет в буквальном смысле отследить движущийся автомобиль, что дисциплинирует водителей.

Назначение

Элемент появился для обеспечения безопасности автомобильных перевозок и автомобильного движения вообще. Данное устройство позволяет контролировать скоростной режим. Это снижает вероятность ДТП. Наличие тахографа и его показаний в случае аварии поможет доказать невиновность водителя или, наоборот, привлечь его к ответственности. Установить тахограф на грузовой автомобиль закон предписывает практически прямо. Кроме того, контролер поездки может отслеживать время нахождения конкретного водителя за рулем и его отдыха.

Правила установки тахографов на автомобили

Из назначения устройства становится понятно, что оно больше ориентировано на коммерческие перевозки, когда необходимо учитывать, кто, сколько и когда проехал на данном транспортном средстве. Итак, на какие автомобили устанавливаются тахографы?

  • грузовики, перевозящие полной массой более 3,5 т;
  • автобусы с количеством посадочных мест более 8 и массой до 5 т;
  • грузовики, которые осуществляют перевозки на расстояния более 50 км;
  • техника полной массой более 15 тонн, не перевозящая опасный груз;
  • грузовики с разрешенной максимальной массой 12-15 т, не осуществляющие междугородние перевозки;
  • грузовики с разрешенной максимальной массой от 3,5 до 12 т, перевозящие любые грузы.

Последний пункт был добавлен в апреле 2015 г. Из этого следует, что практически во всех случаях обязательна. Малые пассажирские перевозки тоже подпадают под область применения данного устройства.

Когда не надо устанавливать прибор?

Есть моменты, когда не обязательна установка тахографа на автомобиль. Закон гласит, что монтаж можно не делать на пригородных автобусах и эвакуаторах, машинах-уборщиках улиц, автомобилях экстренных служб (пожарные, скорая помощь, МЧС), автокранах.

Также это касается автомобилей, которые заняты на оперативной и розыскной деятельности.

Виды устройств

Приборы существуют двух видов: аналоговые и цифровые. Первые тахографы - круглые, чем-то похожие на обычный спидометр. Появились намного раньше цифровых. Что такое тахограф в автомобиле современном? Это цифровое устройство, размерами и формой напоминающее автомагнитолу. Устройства снабжены жидкокристаллическим экраном, на который выводится вся необходимая информация. Отличия у этих двух видов - не только во внешности. Аналоговые устройства записывают информацию при помощи специальных датчиков на круговую диаграмму. В ней водитель предварительно указывает дату и время начала поездки.

Сама карта устанавливается внутрь устройства, и оно, поворачивая диаграмму, строит график движения - среднюю скорость, количество и время остановок и т. д. Цифровое устройство фиксирует информацию на бумажном носителе типа кассового чека, который печатается после окончания поездки.

Ввиду более надежного и точного регистрирования полученных данных, а также простоты работы с ним, цифровое устройство практически полностью вытеснило аналоговое. Кроме того, цифровые устройства получили возможность позиционировать свое собственное местоположение при помощи системы ГЛОНАСС, что еще больше добавляет точности получаемым данным. Помимо этого, они оборудуются криптографическим модулем. Последний обеспечивает надежное шифрование записанных данных.

Что такое СКЗИ

СКЗИ - это средства криптографической защиты информации. Представляют собой специальные приспособления, которые собирают и фиксируют поступающие от датчиков модули вне зависимости от наличия питания. Такой прибор представляет собой записывающий блок, снабженный выходом для GPS-антенны, при помощи которой он осуществляет свое позиционирование. Основное предназначение системы - защита полученных сведений от внешней корректировки и работа с цифровой подписью. Следует иметь в виду, что зашифрованные с помощью СКЗИ данные расшифровываются только правоохранительными органами с использованием специального сертифицированного оборудования.

Как осуществляется доступ к данным

Он производится при помощи специальных карт с чипами, которые имеют разный уровень доступа к чтению информации. Элементы вставляются в специальную прорезь в передней панели аппарата. Они представляют собой обычные пластиковые карточки. Последние разделяются на следующие категории:

  • Карта мастера-установщика. Она используется специалистом при первичной настройке и при установке тахографа в автомобиль.
  • Карта самого предприятия. Она обеспечивает доступ к сохраненным данным о поездке. Именно она позволяет получить наибольшее количество данных обо всех особенностях поездки.
  • Карта контролера. Служит для снятия текущих показаний правоохранительными органами, в том числе и ГИБДД.
  • Индивидуальная карта водителя. Используется для идентификации того, кто сейчас находится за рулем.

Все перечисленные карты обладают разной степенью доступа к информации, от высшей к низшей. В чем отличия?

Карта водителя, например, обладает способностью только зафиксировать время поездки, скорость и время стоянки автомобиля с данным человеком. Таким образом, этот аппарат контролирует многодневные поездки с несколькими водителями с условием постоянного мониторинга их условий.

Особенности использования

Итак, теперь становится понятно, что такое тахограф в автомобиле на сегодняшний день. Это довольно востребованное устройство для более полного контроля над особенностями поездки. Конечно, элемент не регистрирует физиологическое состояние водителя, но предупредить переутомление или мошеннические действия с его стороны он вполне способен. Тем более что установить тахограф на грузовой автомобиль закон предписывает прямо и недвусмысленно.

С его помощью можно предотвратить несанкционированный слив горючего и опасное Также при использовании тахографа невозможно скрутить счетчик пробега в меньшую или большую сторону и откорректировать другие параметры. Кроме того, учет средней скорости в поездке позволит планировать дальнейшие разъезды и экономить на расходах, как временных, так и материальных.

Заключение

Таким образом, тахографы с каждым годом становятся все более популярными. Конечно, они весьма недешевы (60 тысяч рублей с установкой). Но получаемая за их счет экономия покрывает издержки. Тем более что применяются они в основном в коммерческих структурах. Возможно, они появятся и в обычных автомобилях. Другой вопрос - зачем это нужно и насколько оправдано.