Гусеницы для снегохода из бензопилы своими руками. Что можно сделать из бензопилы — самоделки из бензопилы. Как из бензопилы сделать снегоход

Нередко чрезмерное количество осадков зимой блокирует какое-либо передвижения транспорта. Однако расстраиваться в таком случае не стоит – ведь можно изготовить снегоход из бензопилы своими руками, и получать удовольствие от катания по заснеженной местности. Давайте изучим конструкцию агрегата и алгоритм его пошагового изготовления в домашних условиях.

Принцип изготовления снегохода из бензопилы

Конструкция самодельного снегохода из бензопилы не отличается сложностью. Однако чтобы избежать возможных ошибок при его изготовлении, потребуется подготовиться и изучить порядок действий. Снегокат с мотором от бензопилы изготавливается в таком порядке:

  1. Для начала на каркас снегохода нужно установить и закрепить двигатель бензопилы;
  2. Затем в передней части агрегата крепятся элементы передвижения – одна или две лыжи;
  3. На каркас снегохода монтируется механизм управления – рулевое колесо или рукоятки;
  4. В задней части снегохода из бензопилы потребуется установить гусеницы, которые будут приводить агрегат в движение;
  5. Ведущий диск из конструкции гусеницы нужно соединить со звездочкой двигателя бензопилы;
  6. В конце на мотор потребуется установить деревянный или стальной кейс, а сверху него – сиденье для водителя.

Некоторые комплектующие можно изготовить своими руками, но есть и те элементы, которые лучше всего купить в уже готовом виде – это позволит сэкономить много времени и сил. Гусеницу и лыжи для самодельного снегохода из бензопилы лучше взять от старого советского агрегата «Буран».

В качестве элементов управления подойдет руль от старого велосипеда или мопеда. Монтируя руль на снегоход из бензопилы, потребуется закрепить его таким образом, чтобы при повороте оси в центре руля лыжи поворачивались посредством перемещения тяг снегохода.

Схема изготовления самодельного снегохода из бензопилы

Для изготовления снегохода из бензопилы вам обязательно потребуется план, по которому вы будете ориентироваться во всех своих дальнейших действиях. Схема не обязательно должна быть подробной, вы можете начертить ее от руки и использовать в работе. Самое главное, чтобы вы ее хорошо понимали. Ниже представлена точная схема самодельного снегохода из бензопилы с нумерацией и расшифровкой его основных деталей.

Цифрами на схеме изображены:

  • 1 – руль управления;
  • 2 – бак для заливки топливной смеси;
  • 3 – двигатель от подручной бензопилы;
  • 4 – рулевая стоечная втулка;
  • 5 – рулевая лыжа;
  • 6 – гусеничное зубчатое колесо для привода снегохода;
  • 7 – укороченная гусеница;
  • 8 – опорная рама агрегата;
  • 9 – каток опоры;
  • 10 – подкос ограничительной спинки;
  • 11 – механизм натяжения гусеницы;
  • 12 – зубчатое колесо натяжения гусеницы;
  • 13 – подшипник внутри корпуса;
  • 14 – багажное отделение в виде короба;
  • 15 – сиденье для водителя;
  • 16 – первая часть передачи;
  • 17 – вторая часть передачи;
  • 18 – ограничитель для спинки сиденья водителя;
  • 19 – ведомая звездочка для включения первой передачи;
  • 20 – звездочка, приводящая в действие вторую цепную передачу;
  • 21 – ведомая звездочка второй передачи;
  • 22 – звездочка, приводящая в действие первую передачу;
  • 23 – рычаг для управления поворотным кулаком;
  • 24 – тяга рулевой рейки;
  • 25 – сошка с рулевым валом;
  • 26 – балка в переднем мосту;
  • 27 – вал, приводящий в движение гусеницу;
  • 28 – ось натяжения гусеницы.

Если вам нравятся ночные поездки, и вы хотите оборудовать свой самодельный снегоход из бензопилы различными световыми приборами, то для этого вам потребуется электронная схема их подключения.


Имея под рукой все необходимые чертежи, можете приступать к изготовлению элементов снегохода из бензопилы и их установке на опорную раму агрегата.

Выбор двигателя и редуктора для снегохода

Важное значение имеет выбор бензопилы для самодельного снегохода. Как показывает практика, лучше всего для этих целей подойдут бензопилы от брендов Stihl, Husqvarna и Partner – они достаточно качественные и надежные, поэтому с легкостью выдерживают продолжительные нагрузки.

Главное требование к мотору бензопилы – силовой агрегат должен быть полностью исправным. Перед изготовлением снегохода обязательно промойте дроссельную заслонку мотора, замените все фильтра и очистите пространство внутри цилиндров.

Следующая важная деталь снегохода из бензопилы – это редуктор, который также должен быть полностью исправным и готовым к работе. Перед работой его потребуется очистить от старого масла, а после изготовления залить в механизм новый смазочный материал.

Самодельный снегоход из бензопилы – порядок изготовления


Для изготовления самодельного снегохода из бензопилы вам обязательно потребуется комплект слесарных инструментов, сварочный аппарат, болгарка, а также стальные листы, трубы, уголки и крепежи. Порядок изготовления снегохода своими руками выглядит следующим образом:

  1. Для начала необходимо сделать раму из сварных лонжеронов. Средняя их часть делается из прочных уголков из закаленной стали, а передняя и задняя часть – из 2-миллиметровых пластин. Передняя и задняя пластинчатая часть должна быть согнута под прямым углом. В этих элементах также потребуется проделать отверстия для соединения с валом привода и гусеничным колесом зубчатой формы. К нижней части лонжеронов нужно приварить кронштейны, в пазы которых будут монтироваться опорные катки для передвижения снегохода из бензопилы;
  2. Далее к готовым лонжеронам следует приварить уголки, сечением 3×3 см, которые послужат опорами. Между одной из пар стоек необходимо закрепить площадку для редуктора и вала в промежутке между передачами;
  3. Если для самодельного снегохода из бензопилы вы используете гусеничный механизм от агрегата «Буран», то перед монтажом их нужно укоротить на 50 см, после чего соединить элементы транспортировочной лентой. При установке шестерни гусениц крепятся посредством поперечных валов, после чего на шестерни устанавливается гусеничное полотно;
  4. На следующем этапе на самодельный снегоход нужно установить и подключить двигатель от бензопилы. Он должен крепиться на прочную устойчивую стойку, а сверху над двигателем должен быть установлен бак для подачи топлива. Саму стойку нужно надежно приварить к поперечной балке агрегата. После этого нужно повернуть редуктор от бензопилы на 180 ° и закрепить его на площадке. Обязательно позаботьтесь о надежной защите мотора и редуктора бензопилы от попадания внутрь этих элементов влаги и снега. В противном случае это приведет к неминуемой поломке мотора, образованию коррозии внутри редуктора и ухудшению качества залитого в него масла;
  5. Далее нужно позаботиться о комфорте управления снегоходом из бензопилы. Для удобной эксплуатации водителю понадобится сиденье. Зачастую этот элемент снегохода из бензопилы изготавливают из нескольких досок и ткани, однако в целях экономии сил и времени также можно воспользоваться сиденьем от старого мопеда.


Изготовленный своими руками снегоход из бензопилы – это компактный агрегат средней мощности, который сможет преодолеть снежные насыпи, высотой до 1,5 м.

На первый взгляд заголовок звучит примерно как «каша из топора». Но если вдуматься, наличие у устройства двигателя как бы намекает на то, что в перспективе им можно что-то двинуть. Поскольку мощность не велика, самодельный снегоход показался мне наиболее перспективной задумкой. Посмотрел в интернете, оказалось идея витает в воздухе. У меня была старенькая бензопила «Урал», но «Дружба» тоже подойдет. Собственно, от пилы нам нужны двигатель да редуктор. Стал подбирать остальные детали: лыжи – от старого снегоката сына, гусеницу – от убитого соседом снегохода «Буран». Чужие чертежи и схемы мне не подошли, т.к. собирал я из того, что придется. Сначала появились детали, а потом уже мысли, как их компоновать.

Характеристики получившегося снегохода:
Скорость - 30 км/ч;
Вес – 40 кг;
Расход топлива – 1 л на 6-8 км;
Тяговая сила – до 80 кг.

Начну рассказ с конструкции рамы . Для основы рамы и гусеничного блока я взял две сваренные стальные балки. В середине каждой из них по стальному уголку размером 50Ч36 мм. Для усиления конструкции в передней и задней части конструкции добавил 2-ух мм стальные пластины, края которых отогнуты под прямым углом. В пластинах я сделал сквозные отверстия – пазы для приводного вала гусениц спереди и для направляющих катков гусеницы сзади. Натяжные устройства я прикрепил на обоих концах рамы.


Переднее устройство имеет несколько функций одновременно – это натяжение второй ступени передачи цепи и более широкое натяжение гусеницы. К балкам снизу приварены кронштейны в их пазы добавлены оси опорных катков. Про катки подробнее. Всего 18 штук. Взяты они от сортировки для картофеля. Катки расположены на осях. Посередине - в шахматном порядке, а по краям симметрично на каждой. Всего осей 5 (равномерно распределяем катки по 3-4 штуки на каждой).

Оси снял со сломанной картофелекопалки. Концы пришлось удлинить, чтобы можно было добавить резьбу. На оси между катками насадил втулки. Просто подобрал нудного диаметра дюралевую трубу и распилил. По концам закрепляем оси в кронштейнах на гайку с контргайкой. Каждая ось заодно становиться поперечным каркасом рамы. Фиксирует балки на равном расстояние друг от друга и дополнительно укрепляет конструкцию. К каждой балке прикрепляем по три из стального уголка 30Ч30 мм. Таким образом, мы получаем возможность приварить стальные листы с правой стороны и сделать площадку, на которую монтируем редуктор от «Урала» и промежуточный вал цепной передачи.

Передние концы рамы соединяем балкой из стальной водопроводной трубы диаметром 32 мм. На её концы сажаем втулки рулевых лыж, а в середине стойку, которая станет моторным подрамником. Гусеницы как я ранее говорил от «Бурана», пришлось их уменьшить. Срезал полметра и заново соединил при помощи куска транспортной ленты. Вал привода из трубы диаметром 28 мм. На вал приварены фланцы с отверстиями через которые крепятся зубчатые колеса. Отверстия трубы вала закрыты сваркой с наконечниками-цапфами. Левый наконечник делаем короче правого. Натяжную ось делаем также как приводной вал, но её наконечники оставляем одной длины.

Наконец добрались до двигателя нашего самодельного снегохода. Берем ураловский бензиновый мотор и крепим к поперечной балке. На той же площадке под углом в 180о уже установлен редуктор и промежуточный вал двухступенчатой передачи. Вот и вся трансмиссия. Большая звездочка промежуточного вала (ведомая 1-ой ступени) с 38 зубцами, маленькая звездочка промежуточного вала (ведущая 2-ой ступени) с 10 зубцами. Цепи обеих ступеней стандартные, как у мотоциклов типа «Восход» или «Минск». Шаг около 16 мм.

Рулевое управление на опорно-рулевых лыжах, рычаги соединяем на жесткой тяге с сошкой рулевого вала. Сам руль двуручный, справа монтируем рычаг газа. Тормоза на самодельном снегоходе не нужны. Остановится машина сама благодаря трению в ходовой части и трансмиссии. Хоть мощность мотора и не большая, аппарат развивает скорость до 30 км/ч по накатанному снегу и может тянуть за собой груз до 80 кг. Т.е. смело цепляйте санки или катайте лыжников.

В руках умельцев обычная бензопила, изначально предназначенная для распиловки древесины, становится поистине многофункциональным устройством. При этом широта ее применения просто поражает своим разнообразием. В продаже встречаются различные виды специальных насадок, которые значительно расширяют возможности бензопил. К ним относятся такие насадки: бензорез, окариватель, насос для перекачки воды, мотор, кусторез, снегоуборщик и другие. Но, несмотря на это, многие умельцы переделывают бензопилы самостоятельно, используя подручные материалы. Самоделки из бензопилы своими руками может сделать практически любой человек, мало-мальски разбирающийся в технике.

Принцип переделки

В основе практически любой самоделки из бензопилы лежит использование ее в качестве универсального привода, который можно применить для огромного числа различных устройств. Область их использования очень широка: резка камня и металла, выкачивание воды, уборка снега, бурение скважин и лунок, езда, перемещение различных предметов, плаванье и даже полеты.

Реализуют потенциальные возможности бензопилы при помощи разнообразных приспособлений и насадок. В основе любой переделки лежит простой принцип отбора мощности двигателя: к выходному валу подсоединяется необходимое мастеру устройство. Наличие мощного мотора, компактные размеры и сравнительно легкий вес этого инструмента, автономность и способность работать практически в экстремальных условиях делают его возможности поистине безграничными. Немаловажное значение имеет и практичная конструкция муфты сцепления, которая предохраняет узлы и системы пилы от поломок и перегрузки. Инструмент, изготовленный из бензопилы, отличается своей герметичностью, поэтому его можно использовать практически в любом положении.

Что можно сделать из бензопилы

Все самоделки можно условно разделить на 2 группы:

  • наиболее простые устройства (болгарка, ледобур, насос, лебедка, мотоблок, лодочный мотор, велосипед, мопед);
  • более сложные механизмы и предметы (пилорама, снегоуборщик, снегоход, аэросани, электростанция, вертолет, цельнокованый нож).

Для изготовления всех выше перечисленных устройств можно использовать различные марки бензопил. При их выборе следует учитывать необходимую мощность для нормальной работы переделки. Чаще всего для изготовления различных устройств используют такие марки бензопил: Дружба, Штиль, Урал.

Наиболее простые самоделки из бензопилы

Ниже приведены различные варианты устройств, сделанных из бензопил. Каждый желающий сможет использовать такие идеи в своем хозяйстве. Из бензопилы с небольшим количеством дополнительных материалов можно сделать:

Болгарка . Основная система такого устройства — подшипниковый узел с валом. На одном его конце устанавливают ведомый шкив, который вращается с помощью клинового ремня. На другом закрепляют оправку для отрезных кругов. В зависимости от их марки такой болгаркой можно резать камень, металл, кирпич и другие строительные материалы.

Ледобур . Для хорошей работы устройства скорость шнека не должна быть большой, поэтому необходимо использовать редуктор, выполненный в виде червячной или клиноременной передачи. Такое устройство можно применять при строительстве фундамента из винтовых свай и для других земляных работ.

Насос для перекачки воды можно использовать для полива огорода, аварийного водоснабжения, осушения водоемов или залитых подвалов. Такая насадка представляет собой простой центробежный насос, оснащенный кронштейном для крепления к пиле и шкивом, приводящим турбины насоса в действие.

Лебедка , в которой используется привод бензопилы. Тяговое усилие такого устройства напрямую зависит от мощности мотора пилы. При использовании дополнительного блока ее можно значительно увеличить. Данное устройство оснащают такими дополнительными деталями, как отводной блок, крюки, ремни, анкеры.

Лодочный мотор из бензопилы – прекрасная альтернатива покупке дорогостоящего двигателя. Для обеспечения движения в 20 км/час достаточно установить на лодку самодельный лодочный мотор с редуктором (передаточное отношение 2:1) и 3-х лопастным винтом, диаметром 210 мм. При этом расход топлива будет составлять всего 1л на час работы мотора.

Мотокультиватор из бензопилы может собрать практически каждый. Для этого нужна система передачи (2 шестеренки). С ее помощью энергия мотора передается на ведущее колесо, благодаря которому рабочий механизм приводится в движение. Конечно, такой культиватор малопригоден для обработки огромного поля, но для приусадебного участка его мощности вполне хватит.

Мопед из бензопилы . Для такого транспортного средства понадобится база, например, старый велосипед. На его раму крепят мотор бензопилы. Как правило, на таком средстве передвижения применяется зубчатая передача. Если для переделки используется горный велосипед, то для управления скоростью передвижения понадобится редуктор.

Для изготовления ниже приведенных устройств мастеру необходимы некоторые технические знания и опыт работы с различными механизмами и материалами. Из бензопилы с помощью различных комплектующих можно создать такие самоделки:

Пилорама из бензопилы , которую можно сделать с помощью металлической рамы. К этой раме жестко прикрепляется бензопила. Заготовки можно направлять по рельсовому пути. Есть и другие варианты пилорам. Так для устройства, предназначенного для продольной распиловки, понадобится адаптер, прикрепляемый к шине, расположенной у ее основания и направляющая, задающая направление движению адаптера. Направляющую устанавливают на доску, прикрепленную к распиливаемому бревну. При помощи такой пилорамы бревна можно разделять на 2-4 части.

Портативная электростанция из бензопилы способна обеспечить энергией в любых отдаленных от электросетей местах. Для ее создания необходимы такие комплектующие: шестереночный редуктор, генератор, металлическая планка, приводной ремень, пульт управления. Для такого устройства больше всего подходят мощные пилы Дружба и Урал.

Самодельный снегоуборщик может быть сделан из пилы, мощность которой превышает 3 кВт. Для него необходимо смонтировать шнековый узел с лопастями из прочного, но эластичного материала. Цепью мотор соединяется со шнековым узлом через пару шестеренок. К снегоуборщику можно приделать, как колеса, так и полозья. Для отбрасывания снега можно использовать любую трубу большого диаметра.

Самодельный снегоход из бензопилы по своей конструкции немного сложнее пилорамы. Снегоход состоит из рамы, двигателя, гусеницы и рулевого управления. Также ему необходимы полозья для передвижения. Для его создания на руль необходимо вынести газ и сцепление. Также следует продумать систему амортизирующей подвески несущей рамы. Так как у бензопилы нет трансмиссии, то сцепление на самодельный снегоход ставят центробежное. Также применяют поликлиновый ремень и цепь. Для рулевого механизма можно использовать детали старого велосипеда. Его переделывают так, чтобы центральная ось перемещала поворачивающие лыжи тяги. Для усиления тяги на приводной вал гусеницы устанавливают тяговую шестеренку. Мощность двигателя должна быть не меньше 5 л.с.

Аэросани из бензопилы сделать намного проще, чем снегоход. Большой винт, вращаемый напрямую двигателем бензопилы, сообщает движущую силу. Серьезным ограничением использования таких аэросаней из-за их недостаточной проходимости является небольшая мощность двигателя бензопилы. Для поездок по заснеженным полям требуется двигатель, мощностью не меньше 12 л.с.

Вертолет ранцевого типа из бензопилы . Такой летательный аппарат может подняться в воздух только тогда, когда в его конструкции будут использованы не менее четырех двигателей, общей мощностью от 20 л.с., работающих в согласованном режиме. Сделать его из одной бензопилы не получится. Использование такого самодельного аппарата может быть опасно для жизни.

Могут сделать люди, знакомые с кузнечным делом. Для этого, в первую очередь, старые цепи делят на куски, которые затем сваривают в заготовки. Их нагревают в горниле до 850°С. Заготовки прессуют до тех пор, пока не избавятся от пустот между звеньями. Далее металл поддают кузнечной обработке, пока не придадут заготовке необходимую форму и прочность.

А что вы делали из бензопилы?

Снегоход – замечательная техника, которая может помочь жителям средней полосы и северных районов в самых разных занятиях. Добраться до места зимней охоты или рыбалки, а может быть, съездить в отдаленное поселение, куда дороги заметает и обычный транспорт не пройдет? Можно приобрести готовый снегоход, но гораздо дешевле обойдется сделать его своими руками. Особенно если в хозяйстве имеется бензопила.

Выбор пилы

Чтобы изготовить самодельный снегоход из бензопилы, понадобится, собственно, сама пила. Какая? Что касается марки, то подойдет практически любая. Это и отечественные «Дружба», «Урал», и импортные – «Штиль», «Хускварна», «Партнер». С целью изготовления снегохода можно приобрести и новую пилу, хотя, конечно, с импортной техникой это будет довольно затратно. А можно использовать неисправную или просто ненужную модель. Еще один вариант – купить бензопилу б/у, можно даже нерабочую, например, с изношенным полотном, без цепи, и сделать мини-снегоход из нее.

Главное требование в данном случае – чтобы у пилы был исправный двигатель. Именно он и необходим, а цепь и полотно роли не играют. Еще одно требование касается редуктора от бензопилы: он тоже должен быть рабочим и способным послужить будущему изделию. Если все это имеется, мотор проверен и тянет хорошо, можно браться за дело.

Важно! Мощность двигателя должна быть не ниже пяти лошадиных сил.

Устройство снегохода

Такую конструкцию для передвижения по снегу с использованием мотора бензопилы называют мини-снегоходом или мотонартами. Основной принцип устройства, которое можно сделать своими руками:
  • на каркас устанавливается бензопила (необходимая ее часть);
  • впереди располагаются лыжи, соединенные с каркасом;
  • каркасу крепятся рулевой механизм, управляющий лыжами;
  • сзади имеется гусеничный механизм – благодаря ему транспортное средство движется;
  • первый диск гусеницы соединен со звездочкой бензопилы, благодаря чему передается движение;
  • двигатель закрывается деревянным коробом или чем-то похожим – это будет основание сиденья.

Гусеницу лучше найти уже готовую – со старого снегохода типа «Буран», это значительно упростит работу. Лыжи тоже нужно поискать от снегоката или чего-то подобного. Рулевой механизм к мини-снегоходу подойдет от бывшего скутера, велосипеда. Необходимо будет настроить его так, чтобы центральная ось служила для поворота лыж путем перемещения тяг.

Прежде чем начинать делать снегоход из пилы «Дружба» или другой модели своими руками, желательно составить схему. Это не обязательно должен быть профессиональный чертеж в нескольких проекциях. Но необходимо видеть наглядно устройство будущей конструкции. Впрочем, есть мастера, которые отлично представляют все это без рисунков и держат проект в голове.

Процесс изготовления

Для работы, кроме различных деталей и материалов, необходим стандартный набор инструментов слесаря, приспособления и устройства для проведения сварочных работ, резки металла и других материалов. И конечно, умелые руки.

Основой для рамы служат сварные лонжероны. Для их средней части понадобятся стальные уголки, а для передней и задней частей – пластины 2 мм толщиной. Края пластин желательно для прочности отогнуть под прямым углом. Необходимо сделать отверстия в передней и задней части лонжеронов для соединения с гусеницей. Впереди – под приводной вал, а сзади – для оси зубчатых колес гусеницы. Приваривают к лонжеронам снизу и кронштейны: в их пазы будут входить оси от опорных катков, закрепленные гайками и контрагайками. Оси выполняют также роль поперечин между лонжеронами.

Полезный совет: опорные катки и оси для них можно взять со старой техники, например, сортировочных машин.

К лонжеронам привариваются стойки из уголка (подойдет 30 на 30 мм), соединяются поперечинами. Между одной парой стоек монтируется площадка для редуктора, взятого с бензопилы, и промежуточного вала цепной передачи. А другой промежуток между парой стоек вместит ящик-багажник с сидением сверху.

Впереди лонжероны соединяются поперечной балкой (материал – стальная труба), по краям к балке привариваются втулки для лыж, а посредине – стойка моторного подрамника.

Гусеничный механизм

Если использовать гусеницу дли мини-снегохода от старого «Бурана», ее нужно укоротить примерно на 500 мм и соединить куском транспортерной ленты. Можно сделать гусеницу своими руками из той же транспортерной ленты, а для траков использовать разрезанные вдоль куски пластиковой водопроводной трубы диаметром 40 мм.

Особенность техники, изготовленной своими руками, в том, что для нее можно использовать самые разные готовые конструкции. А если нужной детали нет – тогда сделать самостоятельно. Это касается не только гусеничной ленты, но и самого механизма. Он включает два диска-звездочки, которые могут быть металлическими (например, с того же «Бурана», если удастся найти подходящие), либо изготовленные своими руками из листа капрона толщиной 12–15 мм.

Шестеренки закрепляют поперечными валами и натягивают на них полотно гусеницы. Передний вал гусеницы – приводной, его изготавливают из металлической трубы наружного диаметра около 30 мм. На вал надеты и сварены с ним фланцы круглой формы с отверстиями. На эти фланцы крепятся приводные зубчатые колеса гусеницы. В боковые отверстия трубы-вала впрессованы и приварены наконечники-цапфы. Они должны быть полнотелыми для лучшей прочности и проточенными для подшипников.

Приводная звездочка ведущего гусеничного вала является ведомой в цепной передаче. Для ее крепления делается шпоночная канавка на правом наконечнике-цапфе, который должен быть длиннее левого. Звездочка крепится гайкой М14. Задний вал гусеницы является натяжным, оба его наконечника обычные, не удлиненные, крутящего момента он не передает.

Двигатель

Самодельный снегоход из пилы «Дружба», «Урал» или импортной модели использует бензиновый двигатель в качестве силового агрегата. Он монтируется на подмоторную стойку, сверху на ней навешивается бензиновый бак. Подмоторная стойка прикреплена к поперечной балке сваркой. Редуктор от бензопилы поворачивают на 180 градусов и крепят на площадке.

Некоторые умельцы используют двигатель от бензопилы по двум назначениям: установленный на мини-снегоход, он помогает добраться до леса. Затем хозяин вытаскивает мотор, надевает полотно, цепь и занимается заготовкой дров, которые и перевозит с помощью снегохода, вернув двигатель на место. Транспортное средство способно буксировать небольшие сани с грузом или пассажиром среднего веса.

Дополнительные технические характеристики такого мини-снегохода:

  • масса – в пределах 50 кг;
  • скорость порядка 30 км/час;
  • расход топлива – 1 л на 5–7 км.

Желательно всегда иметь с собой запас бензина в канистре, поскольку «родной» бак бензопилы вмещает в себя всего 1–2 л. Необходимо тепло одеваться и закрывать лицо, так как транспортное средство открытое, из-за мороза и ветра возможны обморожения.

Сиденье

Ящик под сиденьем чаще всего делают своими руками из досок – подойдет толщина 20 мм, верх фанерный. Это крышка ящика и одновременно сиденье. Крепится на петлях, сверху обивается поролоном и обшивается тканью типа кожзаменителя. Возможно применение готового сидения от старого мотоцикла.

Снегоход из бензопилы изготовить своими руками не так сложно, если имеются технические навыки, знания и необходимые инструменты. А чем больше готовых деталей и запчастей от старой техники будет в распоряжении, тем быстрее и проще будет создано такое транспортное средство.

На изготовление снегохода подвигла старенькая бензопила «Урал», которая уже давно лежала без дела в гараже по причине полного износа шины и цепи. Однако сам двигатель был в порядке-его я отремонтировал еще до «закладки» на хранение.

В исправности находился и редуктор. Вот оба этих механизма и решил использовать в снегоходе . В мыслях созрела и конструкция, а точнее-компоновка силового агрегата, и схема трансмиссии. По возможности подбирал и запасал другие детали и узлы: так, лыжи решил приспособить от детского снегоката, гусеницу-от старого снегохода «Буран».

Опираясь на размеры основных узлов и агрегатов, начал проектировать задуманную зимнюю машину. Хотя слово «проектировать»-это, наверное, в данном случае слишком громко сказано. Скорее это был процесс прикидки взаимного расположения механизмов, так как никаких чертежей и эскизов не выполнял.

Те же, что приведены в материале, сделал уже по готовой конструкции, чтобы представить снегоход читателям журнала, так как фотографии общего вида не дают полного представления о машине. Рассказ о конструкции снегохода начну с рамы.

Ее основу, как, впрочем, и гусеничного блока, составляют два сварных лонжерона. Средняя часть каждого из них выполнена из стального уголка 50x36 мм, а передняя и задняя части - из стальных пластин толщиной 2 мм с отогнутыми на 90° краями (для жесткости).

В каждой из этих пластин выполнены сквозные пазы-отверстия: в передней - под приводной вал гусеницы, а в задней-под ось направляющих (и одновременно натяжных) зубчатых колес гусеницы. При этом натяжные устройства смонтированы на обоих концах лонжеронов.

Переднее устройство служит для натяжения 2-й ступени цепной передачи и при этом обеспечивает еще и регулировку натяжения гусеницы в более широких пределах, чем если бы только один задний. Снизу к лонжеронам приварены через равные промежутки кронштейны-в их открытые с нижней стороны пазы вставляются оси опорных катков.

Сами катки располагаются на пяти осях (по три или четыре штуки), причем по краям-на каждой, а по середине-в шахматном порядке. Раз уж речь зашла об опорных катках, то здесь же отмечу, что всего их 18 штук и позаимствованы они от списанного картофельного сортировочного агрегата. Выполнены катки из капрона и еще «обуты» в резиновые шины.

Оси катков тоже взяты от сельскохозяйственного агрегата-только от другого- картофелекопалки. Концы осей пришлось отпустить, для того, чтобы их можно было проточить и нарезать здесь резьбу М10. Между катками на осях надеты дистанционные втулки из дюралюминиевой трубы подходящего диаметра.

Сами оси в кронштейнах закрепляются с каждой стороны гайкой и контргайкой. К этому можно добавить, что каждая ось дополнительно служит поперечиной рамы, удерживая лонжероны на определенном расстоянии друг от друга - ведь других фиксирующих элементов в средней и задней частях лонжеронов нет.

К каждому лонжерону приварены по три стойки из стального уголка 30x30 мм, соединенные такими же поперечинами. Две стойки и поперечина между ними образуют небольшой портал. Между передним и средним порталом с правой стороны сделана площадка из стального 2-мм листа - на ней впоследствии монтируются редуктор бензопилы и промежуточный вал цепной передачи.

Между средним и задним порталом устроен довольно большой ящик, крышка которого служит сиденьем, но о них расскажу позже. Передние концы лонжеронов приварены к поперечной балке (траверсе) переднего моста (правда, мост один, поскольку заднего попросту нет). Балка выполнена из стальной водопроводной трубы наружным диаметром 32 мм.

К ее концам приварены втулки рулевых лыж, а посередине-стойка, служащая моторным подрамником. И втулка, и стойки сделаны из такой же трубы, что и сама балка. Места соединений втулок и стойки с балкой усилены приваренными косынками из стального 2-мм листа. Как уже стало понятно из сказанного выше, движитель снегохода - гусеничный.

Гусеница, как было отмечено ранее, использована от старенького «Бурана», но укорочена на полметра и сшита отрезком транспортерной ленты. Зубчатые колеса гусеницы, как приводные, так и натяжные, изготовлены из капронового листа толщиной 15 мм. Выкроены они по «образцу и подобию» зубчатых колес от снегохода «Буран», одно из которых и было использовано в качестве шаблона.

Приводной вал гусеницы-трубчатый (наружный его диаметр 28 мм). На него надеты и приварены круглые фланцы с отверстиями - к ним и крепятся гусеничные приводные зубчатые колеса. По концам вала, в выходные отверстия трубы впрессованы и прихвачены сваркой полнотелые наконечники-цапфы, проточенные под подшипники 80204.

При этом правый наконечник немного длиннее левого. На удлинении выполнена шпоночная канавка для посадки здесь ведомой звездочки 2-й ступени цепной передачи (она же-приводная звездочка ведущего вала гусеницы). Закрепляется звездочка гайкой М14-для этого на самом конце наконечника проточена торцевая бобышка, на которой выполнена соответствующая резьба.

Натяжной вал гусеницы точно такой же, как и приводной, только оба его наконечника одинаковые (как левый приводного вала-без шпоночного паза и резьбы). Однако валом я его называю только за сходство с приводным, а по функции-это ось, поскольку через данный элемент не передается никакого крутящего момента.

Силовой агрегат-бензиновый мотор от пилы «Урал» вместе со своей рамой смонтирован на подмоторной стойке (на ней же вверху навешан и бензобак), приваренной к поперечной балке. Редуктор бензопилы развернут на 180° и закреплен на площадке, на которой установлен еще «ходоуменьшитель» (так у нас в кругу местных самодельщиков называют промежуточный вал) двухступенчатой цепной передачи, из которой, собственно, и состоит вся трансмиссия.

Ведомая звездочка 1-й ступени передачи (большая промежуточного вала) имеет 38 зубьев, а ведущая звездочка 2-й ступени (малая промежуточного вала)-10 зубьев. Цепи обеих ступеней одинаковые-такие же, как у мотоциклов «Минск» или «Восход» - с шагом 15,875 мм.

Рулевое управление состоит из опорно-рулевых лыж, рычаги которых соединены жесткими тягами с сошкой рулевого вала, то есть как на автомобиле. Сам же руль-мотоциклетного типа, двухрычажный. На нем близ правой рукоятки смонтирован и рычажок управления газом - манетка.

Тормозов у снегохода нет-останавливается он быстро и сам-за счет трения в трансмиссии и ходовой части. Мощность мотора небольшая (5 л.с), но тем не менее снегоход развивает скорость до 30 км/ч по накатанному снегу, да еще буксирует за собой лыжника или сани с грузом массой 70-80 кг.

При этом масса самого снегохода немногим больше 40 кг-поэтому его лучше назвать мотонартами - что будет точнее. Расход топлива при этом не превышает 1 л на 6 км, хотя обычно его хватает на 8 км. Немало груза умещается в ящике под сиденьем: там обычно находятся 5-литровая канистра с запасом бензина (объем штатного бака-2 л), комплект инструмента, топор и другое снаряжение.

При поездке в лес, на заготовку дров или лесоматериалов в багажнике везу пильную шину и редуктор-сам бензиномотор снимаю со снегохода и устанавливаю на пилу. Стенки ящика под сиденьем изготовлены из досок-двадцаток, а дно-из четырехслойной фанеры. Крышка ящика служит сиденьем. Она изготовлена из 6-мм фанеры, на которую наложено несколько слоев поролона, накрытых кожзаменителем.

К стенкам ящика крышка крепится на двух карточных петлях и фиксируется (запирается) оконным шпингалетом. Крышка-сиденье откидывается назад, а задняя дуга при этом служит ограничителем.

Двигатель неприхотлив и заводится довольно легко даже в 30-градусный мороз, а потому машина получилась по-настоящему зимняя. Хотя ездить на ней в такую стужу рискованно: легко и обморозиться-ведь мотонарты-то открытые.

Легкий снегоход из бензопилы «Урал» : 1 -руль; 2 - топливный бак (от бензопилы «Дружба»); 3-силовой агрегат (от бензопилы «Урал»); 4-втулка стойки рулевой лыжи (труба 030, 2 шт.); 5-рулевая лыжа (2 шт.); 6-приводное зубчатое колесо гусеницы (капрон, лист s1 5, 2 шт.); 7-гусеница (от снегохода «Буран», укороченная); 8-рама; 9-опорный каток (от картофельной сортировки, 18 шт.); 10-подкос спинки-ограничителя (труба 1/2); 11-натяжное устройство гусеницы (2 шт.); 12 - натяжное зубчатое колесо гусеницы (капрон, лист sl5, 2 шт.); 13-подшипник № 80204 в корпусе (4 шт.); 14-короб-багажник (дно-фанера s4, борта-доска s20); 15-сиденье (крышка-фанера s4, поролон, кожзаменитель); 16 - 1-я ступень цепной передачи; 17 - 2-я ступень цепной передачи; 18-спинка-ограничитель сиденья (труба 1/2") 19-ведомая звездочка 1-й цепной передачи (большая звездочка ходоуменьшителя-промежуточного вала), z = 38; 20-ведущая звездочка 2-й ступени цепной передачи (малая звездочка ходоуменьшителя), z = 10; 21 -ведомая звездочка 2-й ступени цепной передачи (приводная звездочка ведущего вала гусеницы), z = 18; 22-ведущая звездочка 1-й ступени цепной передачи (звездочка выходного вала редуктора), z = 12; 23 -рычаг поворотного кулака; 24-рулевая тяга (2 шт.); 25-рулевой вал с сошкой; 26-балка переднего моста (труба 030); 27-приводной вал гусеницы; 28 - натяжная ось гусеницы

Рама снегохода с гусеничным блоком: 1 - - задняя часть лонжерона (стальной лист s2, с отбортовками, 2 шт.); 2 - натяжное устройство (4 шт.); 3 - задний портал (уголок 30x30); 4-средняя часть лонжерона (уголок 50x63, 2 шт.); 5-кронштейн-вилка установки оси опорных катков (стальной лист s2, 10 шт.); 6 - средний портал (уголок 30x30): 7-площадка для крепления редуктора силового агрегата и промежуточного вала-ходоуменьшителя (стальной лист s2); 8 - косынки (стальной лист s2,4 шт.); 9- передний портал (уголок 30x30); 10-передняя составная часть лонжерона (стальной лист s2 с отбортовками); 11 - ось натяжных зубчатых колес; 12--натяжное зубчатое колесо гусеницы (2 шт.); 13-ось опорных катков (сталь, круг 10, 5 шт.); 14-крепление оси (гайка М10 и пружинная шайба, 20 компл.); 15-дистанционная втулка (дюралюминиевая труба); 16 - каток (18 шт.); 17-подшипниковый узел (4 шт.); 18-приводное зубчатое колесо гусеницы (2 шт.); 19--приводной вал гусеницы; 20 - приводная звездочка ведущего вала (ведомая звездочка 2-й ступени цепной передачи), z = 18; 21 -втулка поворотного кулака рулевой лыжи (труба диаметром 30, 2 шт.); 22 - балка переднего моста (труба диаметром 30); 23 - косынки (4 шт.); 24 - подмоторная стойка (труба диаметром 30); 25 -бандаж катка (резиновое кольцо, 18 шт.)

Рулевая лыжа: 1 -полоз (капрон, лист s20, от детского снегоката); 2-пружина (нормально растянутая, от заднего амортизатора мопеда); 3-опорный подпятник пружины; 4 - подрез (дюралюминиевый уголок 20x20); 5 - - крышка пружины (уголок 35x35); 6- крепление пружины к крышке (болт М8 с шайбой); 7 - опорный рычаг (труба 30x30); 8 - проушина крепления стойки-вилки к рычагу лыжи (сталь, лист s2); 9- проушина крепления опорного рычага к лыже (сталь, лист s2); 10 -оси (болт М8, 2 шт.); 11-стойка поворотного кулака (велосипедная рулевая стойка с коронкой и частью вилки); 12-рулевая сошка (сталь, лист s4); 13- крепление рулевой сошки (тика М16); 14 - крепление подпятника пружины и проушины рычага к лыже (болт М5 с потайной головкой, 7 шт.); 15 -втулка рычага (стальная труба диаметром 30); 16- подшипник скольжения (капроновая втулка, 2 шт.); 17 - втулка стойки (стальная труба диаметром 30) На виде сверху детали 11, 12, 13 поворотного кулака условно не показаны

Приводной вал гусеницы (натяжной вал такой же, только поз.4 заменена на поз.1): 1-левый (по ходу) наконечник (сталь, круг 22); 2 - вал (сталь, труба 028x2); 3 - фланец крепления зубчатого колеса к валу (стальной лист s4, 2 шт.); 4-правый (по ходу) наконечник вала (сталь, круг 29); 5-зубчатое колесо привода гусеницы (2 шт.); 6-лонжерон рамы (2 шт.); 7 - крышка корпуса подшипника (сталь, 2 шт.); 8 - подшипник 80204 (2 шт.); 9- корпус подшипника (сталь, 2 шт); 10 - приводная звездочка вала; 11 -крепление звездочки на валу (гайка М12 с уширенной и пружинной шайбами; 12-шпонка (сталь 20); 13-уплотнение (фетр, 2 шт.); 14-крепление зубчатого колеса к фланцу вала (болт М8 с уширенной и пружинной шайбой, 8 компл.); 15-крепление корпуса подшипника к лонжерону (болт М6 с пружинной шайбой, 4 компл.)

Промежуточный вал в подшипниковой опоре: 1 - корпус подшипников; 2 - вал; 3 -подшипник 80204 (2 шт.); 4-сальник; 5 - большая звездочка z = 38; 6 - гайка М20 крепления большой звездочки с пружинной шайбой; 7 - сегментная шпонка; 8 - основание корпуса; 9-резьбовая крышка М60; 10-распорная втулка (2 шт.); 11 -малая звездочка z = 10; 12-гайка М14 крепления малой звездочки с пружинной шайбой