Галина Васькова
Занятие по обучению грамоте. Звук и буква «К»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Тополек»
Обучение грамоте
Тема : Согласные звуки {К ,к"}, буквы К ,К
(старшая группа)
Воспитатель : Васькова Галина Николаевна р. п. Екатериновка, 2010г
Цель :
Обучающие : закрепить ранее изученные звуки и буквы . Познакомить с твердым и мягким согласным звуком [ к] , познакомить с буквами К , к. учить определять место звука в словах (начало слова, середина, конец) .
Развивающие : развивать фонематический слух у детей, речь, мелкие мышцы рук. Совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний.
Воспитательные : учить умению слушать друг друга и воспитателя.
Оборудование : интерактивная доска; картинки. В названии которых есть звуки [К , К]; счетные палочки; карандаши, тетради «изучаем грамоту » .
Ход занятия
I Ребята, посмотрите, как вы думаете что это? (алфавит, азбука) Правильно. Буквы , расположенные в алфавитном порядке называются алфавитом или азбукой. Когда вы будете знать все буквы то вы сможете написать и прочитать обо всем на свете. В русском алфавите 33 буквы и многие из них мы уже знаем. Назовите их. (называют ранее изученные буквы , а воспитатель направляет внимание детей стрелкой мыши)
На какие две большие группы делятся буквы (гласные и согласные)
Назовите буквы в первом ряду ?
(а, о, у, и, ы)
Какие это буквы ? (гласные)
Почему они гласные (когда мы их произносим воздух проходит свободно, ни где не встречает преград, произносятся с голосом, и можно петь)
Назовите буквы во втором ряду ?
(б, п, д, т, з, с,г)
Какие это буквы ? (согласные)
Почему они согласные? (звуки , при произношении которых воздух задерживается, называются согласными)
Чем буквы отличаются от звуков ?
(буквы мы пишем , звуки произносим )
II. Кто это? (лягушка)
Как квакает лягушка? (Ква – ква)
(воспитатель произносит сам, выделяя первый звук .)
Какой звук вы слышите в начале слова? ([к ]) .
Сегодня мы познакомимся со звуком [к , к] и буквой К , к
Ребята давайте посмотрим на доску.
Что нарисовано на экране? (кукла, карандаш, капуста, курица)
Найдите одинаковый звук в этих словах ? (звук [ к ] )
У меня на картинке изображен «кот» и «кит»
Давайте произнесем «кот» Как слышится звук [ к ] в слове кот ? (твердо)
Давайте произнесем «кит» Как слышится звук [ к ] в слове кит ? (мягко)
Вывод : звук [ к ] может быть твердым и мягким.
Произнесем еще раз звук [ к ] , [ к ] и понаблюдаем положение языка, губ, зубов. (когда мы произносим эти звуки губы раскрываются , задняя часть поднимается к небу и препятствует выдыхаемому воздуху.)
Какой же это звук ? (согласный)
Ребята давайте мы с вами определим, какой звук [ к ] звонкий или глухой?
(звуки , при произношении которых голос не участвует, называются глухими.)
А теперь давайте с вами поиграем в игру «Кто больше»
Придумайте слова в которых есть звук [ к , к ] (кольцо, краски, картина, курица, коза, кузнечик, карандаш, кукла)
Давайте приготовим обед, используя овощи. В названии, которых есть звук [к ]
(картофель, капуста, кабачок, лук, свекла, морковь)
III. Что вы видите на этой картинке? Кто изображен справа? (клоун)
Ай, да клоун!
Знаешь, кто он?
Этот клоун –
Буква К .
Какой звук вы слышите в начале слова? Звук [ к , к ] на письме обозначается буквой К .
Рассмотрим букву К . (состоит из трех палочек, одна большая прямая и две накидные палочки сходятся к середине.) Это большая буква К с нее всегда начинается предложение, пишутся имена, фамилии людей, клички животных, название городов, сел, рек. Во всех других случаях пишется маленькая к.
А сейчас от гадайте ка загадку.
«Семь одежек и все без застежек»
Дети : капуста
Каким цветом мы закрашиваем согласные буквы ? (синим)
Закрасим букву К синим цветом .
Физкультминутка
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг – скок, прыг – скок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко.
Игра : «Доскажи словечко» с мячом.
Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста
Если я (капуста) .
Целый день поет щегол
В клетке на окошке.
Третий год ему пошел,
А он боится (кошки)
Мчусь, как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки!
Кто несет меня (коньки)
Кто альбом раскрасит наш.
Ну конечно (карандаш) .Садимся да столы.
Воспитатель : ребята давайте рассмотрим рисунок и назовем предметы и животные, которые на нем нарисованы.
Заштрихуйте только те картинки, в названии которых имеется звук [ к ]
Проверим, правильно ли вы выполнили задание.
Воспитатель : перед вами лежат счетные палочки возьмите из пенала палочки и выложите на столе букву К . сколько нужно взять палочек? (Три)
Как вы будете выполнять задание?
(одну палочку положу вертикально, две под наклоном приставлю к середине)
Посмотрите на печатные буквы К на доске .
(ставлю точку и пишу палочку сверху вниз длиной в две клетки. Отступаю сверху вправо одну клетку, ставлю точку и веду линию к середине палочки и от середины веду линию в угол нижней клетки.)
Посмотрите на образец, и напишите букву К сами до конца строчки соблюдая расстояние между буквами в одну клетку .
Ребята, а теперь давайте прочитаем слоги с буквой К . (слог образует гласная буква ) .
Итог : С какой буквой мы с вами познакомились?
Какие звуки она обозначает ?
Расскажите о звуках к и к
Чем отличаются эти звуки ?
Молодцы! Мне понравилось, как вы сегодня занимались.
Винокурова Татьяна Владимировна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МДОУ "Детский сад № 16 г. Пугачева "
Населённый пункт:
г. Пугачев, Саратовская область
Наименование материала:
методическая разработка
Тема:
Конспект НОД "Коммуникация. Обучение грамоте" в подготовительной к школе группе на тему: "Звуки [к], [к,]. Буква К".
Дата публикации:
30.08.2017
Раздел:
дошкольное образование
Конспект НОД «Коммуникация. Обучение грамоте»
в подготовительной к школе группе
на тему: «Звуки [к], [к
]. Буква К».
Винокурова Татьяна
Владимировна
МДОУ «Детский сад № 16 г. Пугачева
Саратовской области»
Цель: познакомить с буквой «к»; закрепить навыки четкого произношения
звуков [к], [к
] в слогах, словах, фразах;
Задачи:
Закреплять правильное произношение звуков [к], [к
Продолжать учить условно обозначать согласные звуки; различать
твердый и мягкий согласные звуки к; называть и находить букву К
среди других букв.
учить писать печатную букву;
развивать фонематический слух;
развивать мелкую моторику и познавательные процессы;
развивать внимание, память, мышление.
Оборудование: картинки
кекс, кошка, камень, Кеша, корова, киска,
кукуруза, кепка, кирпичи, коса, кит), портрет мальчика в синей футболке
(Коля), портрет девочки в зеленой футболке (Кира); сигнальные карточки
синего и зеленого цвета по количеству детей, демонстрационные буквы,
азбука-плакат, плакат со слогами, палочки для выкладывания буквы, тетради,
карандаши.
Предварительная работа: работа с лексическим материалом: буква, звук,
согласный, твердый, мягкий, глухой.
I. Организационный момент.
Эмоциональный настрой:
«Быстро встаньте, улыбнитесь
Выше, выше подтянитесь,
Ну-ка, плечи распрямите,
Руки плавно опустите».
Молодцы, ребята! Садится тот, кто вспомнит звуки, которые мы изучали на
прошлых занятиях, и подберёт слова, начинающиеся с этих звуков.(п, п
Какие звуки вы сейчас назвали: гласные или согласные?
В чем отличие согласных звуков от гласных?
II. Знакомство с новым материалом.
1.Дидактическая игра «Изобрази животное».
- «Как кричит петух? Как квохчет курочка? Как крякает утка? Как кукует
кукушка? Как квакает лягушка? Как каркает ворона?»
Дети сопровождают свои ответы наглядным показом повадок животных.
Какой звук слышен в словах чаще других? (звук [к])
2. Артикуляция и характеристика звуков.
Мы с вами, ребята, будем сегодня знакомиться со звуком и буквой К.
Ребята, произнесите звук К.
Это гласный или согласный звук? (Согласный.Когда мы его произносим,
воздух встречает преграду – язык «горкой»).
Звук К звонкий или глухой? (Глухой. Если положить руку на горло и
произнести этот звук, можно почувствовать, что горло не «дрожит»).
Ребята, посмотрите к нам в гости пришли Коля и Кира (показ картинок).
Произнесите имя Коля.
Звук К слышится мягко или твердо? (Твердо, [к]).
Квадратами какого цвета мы обозначаем твердые звуки? (Квадратами синего
цвета). Обратите внимание, что и Коля у нас в футболке синего цвета.
А теперь произнесем имя Кира. Каким здесь слышится первый звук в
слове? (Мягким, [к
Какого цвета футболка девочки? (зеленого)
Почему, как вы думаете? (Квадратами зеленого цвета мы обозначаем мягкие
3.Дидактическая игра «Поймай звук».
Ребята, Кира хочет с вами поиграть. Хлопните в ладоши, если услышите
слог с мягким звуком [к
Словарный материал: та-по-ку-на-мо-ки-ак-ом-ут-ке-ми-но-кя-ик-ку-ки.
Молодцы!
4. Дидактическая игра «Узнай слово».
А теперь Коля придумал для вас задание. Вам нужно узнать слово,
подставив твердый звук [к].
Словарный материал: …от, …омпот, …они, …ролик, …аток, …ошка, …рот.
Молодцы!
Физкультминутка.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг –скок, прыг –скок.
Прыгай на носках легко.
Сели, травушку покушали,
Тишину послушали.
Тише, тише, высоко
Прыгай на носках легко.
Дидактическая игра «Узнай звук».
А теперь поиграем вместе. Возьмите в одну руку синий квадрат, в другую
зеленый. Я буду называть слова и показывать картинку, если вы услышите
твердый звук [к], вы поднимаете синюю карточку, если мягкий – зеленую.
кекс, кошка, камень, Кеша, корова, киска, кукуруза, кепка,
кирпичи, коса, кит.
6. Дидактическая игра «Измени слово».
Словарный материал:
пора – кора маска - каска полено – колено
лом – ком розы - козы роса - коса
пони – кони рот – кот цапля- капля
7. Пересказ рассказа «Котята».
У Киры пять котят. Одного котёнка Кира отдала своему другу Коле. У Коли
теперь котёнок. Коля будет любить котёнка.
Беседа по вопросам: Сколько котят у Киры? Кому отдала котёнка Кира? Как
Коля будет относиться к котёнку?
III. Знакомство с буквой.
Ребята, Кира и Коля скоро пойдут в школу в 1 класс. Они уже знают
буквы. А вы?
На доске буквы М, Н, В, П, Ч, Х, К.
Найдите среди этих букв ту букву, которой обозначается звук К.
А теперь найдите букву К в азбуке.
Рассмотрите внимательно букву К. На что она похожа?
Давайте своим телом изобразим букву К.
Из чего можно выложить букву К? (Из палочек)
Возьмите палочки и выложите букву К.
Печатание буквы.
Перед вами листочки. Обведите букву К сначала по точкам, а затем
попробуйте написать её самостоятельно.
Чтение слогов.(работа с плакатом)
Игра «Помогите добраться домой».
Ребята, давайте поблагодарим наших гостей, Колю и Киру, за интересные
задания. Пришло время с ними прощаться, ведь наше занятие походит к
Давайте подойдем к плакату и поможем ребятам добраться домой, прочитав
На доске схема для чтения слогов (КА, АК, КО, ОК, КУ, УК, КЫ, ЫК).
IV. Подведение итогов занятия.
С какой буквой мы сегодня познакомились?
Какой звук она обозначает?
Картинки – отгадки вывешиваются на доску.
1.Без расчески причесался и
Умылся без воды,
В кресло мягкое забрался
И запел на все лады. (Кот)
Ждали маму с молоком
А пустили волка в дом
Кем же были эти
Маленькие дети? (Козлята. Сказка «Волк и козлята»)
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе
Тема: Звуки [к], [к’]. Буква К.
Цель: продолжать учить различать звуки [к] и [к’] в слогах, словах, предложениях и знакомство с буквой К.
Задачи:
- Коррекционного обучения^
- Учить дифференцировать заданные звуки на слух;
- Определять место звука в слове (начало, середина, конец)
- Коррекционного развития:
- Развивать фонематический слух и фонематическое представление;
- Развивать память, внимание, мышление.
- Коррекционного воспитания:
- Воспитывать умение слушать словесные инструкции и выполнять задания по ним;
- Воспитывать чувство доброжелательности, самостоятельности, инициативности;
- Воспитывать чувство сопереживания.
Оборудование: Театр на фланелеграф «Колобок» предметные картинки, счетные палочки, массажные мячики (по количеству детей), д.и. «Собери цветок», д.и. «Засели домик»
Ход занятия.
- Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами побываем в сказке. А вы попробуйте догадаться, что это за сказка? (загадка)
Из муки, сметаны он
В жаркой печке был печён.
На окошке полежал
Да из дома убежал.
Он румян и круглобок
Кто же это? (Колобок
).
Жили-были старик со старухой. Попросил как-то старик старуху испечь ему колобка. Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и набрала муки пригоршни с две. Замесила колобок на сметане, изжарила в масле и положили на окошечко постудить.
Ребята, вы догадались, что это за сказка? («Колобок»)
- Основная часть.
А в слове колобок какой первый звук? (Звук [к]). Расскажите мне, что вы знаете о звуке [к]. (Звук [к] (согласный.) Почему? А твердый или мягкий? Почему? Каким цветом мы обозначаем согласный твердый звук? (Синим цветом) Ребята, у звука [к] есть младший братик звук [к’]. Звук [к’] какой твердый или мягкий? Каким цветом мы обозначаем согласный мягкий звук? (Зеленым цветом)
Ребята, посмотрите, колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился – с окна на двор, со двора за ворота, все дальше и дальше. Катится колобок по дорожке, а навстречу ему заяц.
Не ешь меня, косой зайчик!
Хорошо, если выполнишь мое задание, отпущу тебя.
Ребята, давайте поможем колобку выполнить задание зайца?
Д/и «Поймай звук». Если услышите звук [к] или [к’], поймайте его, хлопнув в ладоши. А У К М И К К К’ Т К К’
МА КЫ СУ АК УС КИ ЫК КЯ МИ ЯК
А сейчас другое задание. Когда услышите звук [к], поставите руки на пояс, а когда услышите звук [к’] – поднимите руки вверх.
ЛАМПА КОТ СИТО КАША КИТ ДАЛЬ КИНО ТЕЛЕФОН
Молодцы.
Молодцы, помогли мы колобку выполнить задания зайца. Отпустил заяц колобка. И покатился колобок дальше. Катится колобок, а навстречу ему волк.
Колобок, колобок, я тебя съем!
Не ешь меня, серый волк, я тебе пригожусь!
Хорошо, если поможешь мне выполнить задание, отпущу тебя.
Поможем колобку?
В слове «волк» есть звук [к]?
Где находится звук [к] в начале слова, в середине или в конце? (В конце)
Молодцы, но волк подготовил вам еще одно задание.
Д. и. «Засели домик»
Молодцы, ребята, помогли волку и колобку.Поблагодарил волк колобка и отпустил его. И покатился колобок дальше.
Пальчиковая игра с массажным мячиком:
Здравствуй мячик желтый бок,
(перекладываем мячик с одной ладошки в другую)
Кругленький как колобок.
Посиди в моих ладошках, (спрятать мячик в ладошках)
Отдохни на них немножко.
Я тебя слегка сожму (катаем мячик в ладошках)
Покатаю, покручу,
А потом пущу в лесок, (подбрасываем мячик и ловим)
Катится, катится колобок, а навстречу ему медведь.
Колобок, колобок, я тебя съем!
Не ешь меня, косолапый, я тебе пригожусь!
Хорошо, поиграй со мной и я тебя отпущу.
Детям предлагаются «Разрезные картинки» и «Последовательные картинки» по сказке.
Ребята, у звука [к] есть старший брат. Это буква К. Скажите, а чем отличается звук от буквы? (звук мы слышим и произносим, а букву мы видим, читаем и пишем) Послушайте стихотворение:
На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит -
Буквой К на нас глядит.
А теперь построим букву К из пальчиков: указательный и средний палец образовали галочку. Правый указательный палец направлен вверх палочкой.
Ребята, а сколько нужно элементов, чтобы написать букву К? (выкладывают из палочек букву К)
Молодцы, ребята, что поиграли с косолапым, и за это он отпустил колобка. И покатился колобок дальше. Катится, катится колобок, а навстречу ему лиса.
Колобок, колобок, я тебя съем!
Не ешь меня, лисичка, я тебе пригожусь!
Ладно, помогите мне с ребятами правильно сложить цветочки.
Д. и. «Сложи цветок» (картинки делятся на два цветочка со звуками [к] и [к’]
Лисе очень понравилось, как вы выполнили ее задания, и она отпускает колобка домой.
А теперь давайте вспомним с вами, какие звуки мы с вами вспомнили. Понравились ли игры, в которые играли?
Все молодцы, справились.
Урок – прогулка Звук и буква К. (1 класс по программе VIII вида)
Зимние приключения Колобка.
Цель: познакомить детей с согласным звуком [К] и буквой К.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить вычленять звук [К] из ряда других звуков, слогов, слов и давать ему характеристику.
2. Закреплять навык чтения слогов, слов с буквой К.
Развивающие:
1. Развивать слуховое и зрительное восприятие, зрительную память.
2. Стимулировать развитие мыслительных процессов детей (анализ, синтез, классификация).
3. Способствовать развитию артикуляционного праксиса, мелкой и общей моторики, тактильных ощущений.
4. Развивать словарь по теме «Зима».
Воспитательные:
1. Прививать интерес к получению знаний.
2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: игрушка Колобок, индивидуальные зеркала, символы: согласный - глухой, снежинки, снежки из ваты, маска Колобка, мешочек с игрушками, элементы буквы К на магнитах в конверте, картинки: на что похожа буква К, элементы к – раздаточный материал, карточки «Катаемся на горке», снежные комочки со словами и картинками, колобки весёлые и грустные по количеству детей, мешочек с конфетами.
Ход занятия.
1. Оргмомент.
Логопед : Ребята! Я предлагаю всем поздороваться со мной ладошками.
Дети стоят в кругу. Логопед здоровается с ребёнком по имени, прикасаясь своими ладошками к ладошкам ребёнка. В ответ ребёнок тоже здоровается и так по кругу.
Логопед : Ребята, какое сейчас время года? (Зима.)
Представьте себе зимний морозный день. Мороз щиплет вас за щёчки. (Дети делают щипательные движения руками за щёчки). У вас замёрз носик и ушки. Потрите носик и ушки. Вам стало тепло? Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я желаю вам сохранить это тепло и радостное настороение на протяжении всего занятия.
Дети садятся на места.
2. Развитие мелкой моторики. Артикуляционная гимнастика.
Звучит песенка Колобка.
Ребята, кто это спешит к нам в гости? (Колобок)
Правильно, это Колобок. (Показ игрушки.)
В сказке бабушка испекла Колобка. Давайте мы тоже испечём колобок. Приготовьте ручки.
Тесто месим мы слегка. (сжимаем и разжимаем пальцы)
Лепим, лепим колобка, (имитация лепки)
А потом его катаем, (катаем)
в печке выпекаем, на окошко сажаем. (раскрывают ладони)
Он с окошка прыг, да прыг, (хлопают в ладони)
Укатился озорник! (вращение кистями)
Проводится артикуляционная гимнастика.
Логопед: Лежал, лежал Колобок, скучно ему стало, спрыгнул он и покатился по дорожке.
(Упражнение «Вкусное варенье»)
Катится Колобок, а навстречу ему лягушки. (Упражнение «Лягушка»)
Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются,
А глаза у них, как блюдца.
- Засмотрелся на них Колобок, но вдруг из-за пригорка выглянула змейка – тонкая шейка. (Упражнение «Змейка»)
- Испугался Колобок и скорее покатился дальше.
А из норки выпрыгнул хомяк – толстые щёчки. (Упражнение «Хомяк»)
- А ты кто? - А я хомка – хомячок. А это моя норка, здесь делаю уборку. И показал хомяк, как он убирается в своём домике. («Чистим зубки», имитация полоскания рта, «Маляр», «вытряхнуть сор из ротика».)
- Здорово! - сказал колобок. Давай с тобой дружить. – Давай. Поиграем?
Поиграем, в лошадку! (Упражнение «Лошадка»)
Наигрался хомячок с колобком и лёг отдыхать. (Упражнение «Лопатка»)
3. Сообщение темы занятия.
Ребята, а какое время года было в сказке? (Лето.) А сейчас какое время года? (Зима.)
Назовите зимние месяцы. А сейчас какой месяц?
Предлагаю отправиться с Колобком на зимнюю прогулку.
Но сначала послушайте внимательно, как звучит слово «Колобок». Определите первый звук в этом слове? (К) А последний? (К)
Сколько звуков К в этом слове? (Два)
Как вы думаете, какой звук будет нам помогать на прогулке? (К)
Мы будем его произносить, слушать, искать в словах.
4. Артикуляция и характеристика звука.
Логопед: Так как звук К будет нашим помощником, нам нужно всё узнать об этом звуке.
Возьмите зеркала, произнесите звук К. Что происходит с губами? (Губы размыкаются) . Рот чуть открыт, язычок выгибает спинку к небу и мешает воздуху выходить.
Скажите, какой этот звук: гласный или согласный и почему вы так решили? (Согласный, потому, что во рту есть преграда воздуху) .
Давайте дадим характеристику звуку. (Согласный, глухой.) Обозначать его будем фишкой синего цвета.
5. Физминутка «Снег-снежок».
Дети подходят к логопеду.
Логопед: Итак, ребята, отправляемся на прогулку с Колобком.
Снег – снежок, снег - снежок
По дорожке стелется. Дети постепенно опускают руки.
Снег – снежок, снег - снежок
Белая метелица. Плавно качают руками вправо- влево.
Снег – снежок, снег - снежок
Замело дорожки. Наклоняются, качают руками вправо-влево.
Снег – снежок, снег - снежок
Тает на ладошке. Поочередно вытягивают руки вперед.
6. Развитие фонематического восприятия на уровне звука и слога.
Логопед: Ребята, Колобок попал к нам из сказки, в которой было лето, а о зиме он ничего не знает. Давайте назовём признаки зимы. (Снег, холод, мороз, метель.)
Пальчиковая гимнастика «Летят снежинки».
Ребята, а откуда падает снег? (С неба, из тучек.)
- Представьте, что ладони-тучки (Над столом.)
Каждым пальцем поочередно касаемся крышки стола, при этом считаем: одна снежинка, две снежинки....
Вот сколько снежинок нападало, давайте с ними поиграем. (Логопед раздаёт детям снежинки.)
Я буду произносить разные звуки. Если вы услышите звук К, положите перед собой снежинку. (К, П, О, М, Т, К, К, В, К).
А мы с Колобком буде смотреть, кто самый внимательный.
(Логопед закрывает рот маской.)
Во что дети любят играть зимой на улице? (В снежки.)
А вы хотите поиграть в снежки?
Я произнесу слоги, если услышите слог со звук К, бросайте снежок в корзинку. (КА, ТУ, КУ, МО, КО, КУ, ДЫ, КЫ)
Молодцы. У вас очень внимательные ушки.
7. Развитие фонематического восприятия на уровне слова.
Дидактическая игра «Волшебный мешочек».
Колобок взял с собой на прогулку мешочек с предметами. Давайте узнаем, что он взял с собой.
Дети на ощупь узнают предмет, определяют, есть ли в его названии звук К.
Предметы: тарелка, шарик, машинка, кубик, ложка, чашка.
В названии каждого предмета есть звук К. По-другому быть и не могло, ведь это любимый звук Колобка.
Логопед убирает предметы в мешок и просит детей вспомнить их названия.
8. Буква К.
Ребята, давайте отнесём мешочек Колобку.
Находим конверт, в котором элементы буквы К.
Это какая-то буква. Видимо, от ветра и мороза она сломалась. Кто-то из вас узнал её? Давайте соберём эту букву.
Дети складывают букву К из элементов.
Это буква К. Какой звук обозначает эта буква? (К)
На что похожа буква К? (На усики жука, клюв.) Показ картинок.
Два столба стояли рядом,
Вдруг один переломился
И к другому прислонился.
Клюв раскрыла буква «К»
Хочет скушать паука.
В какую сторону смотрит буква К? (В правую.) Сколько элементов у буквы К? (Три.) Какие? (Одна длинная палочка и две короткие.)
Букву К можно выложить из разных предметов.
Работа в парах. Конструирование буквы из машинок, из лего, магнитной мозаики.
Прописывание К на ладошке товарища.
9. Чтение слогов.
Упражнение «Катаемся на горке».
Чем дети любят зимой? (Кататься на санках, на лыжах, на коньках)
Давайте покатаем колобка на санках с горки.
10. Чтение слов - соотнесение с картинкой.
Много забав у детей зимой. Можно построить из снежных комьев крепость.
(Показ картинки.)
Давайте поможем Колобку построить её.
Первый ряд уже есть. (На доске «снежные комочки» с картинками: кот, кит, куб, жук, бык, лук)
Второй ряд мы построим вместе. Для этого нужно прочитать слово на вашем комочке и найти такую картинку.
Дети выполняют задание.
Ну, вот наша крепость готова. И прогулка тоже подошла к концу.
11. Итог. Рефлексия.
Ребята, какой звук мы сегодня искали в слогах, словах? (К) Он гласный или согласный? (Согласный.)
Вам понравилась наша зимняя прогулка с Колобком? Кому было трудно?
Перед вами на столе два колобка: один грустный, другой весёлый.
Покажите такого Колобка, какое у вас сейчас настроение.
Сюрпризный момент. Колобок благодарит вас за прогулку и приготовил для вас сюрприз. Сейчас вы протянете ручку в волшебный мешочек, возьмете из него один предмет и узнаете, что это за подарок. (Конфеты–любимое лакомство со звуком К)
Непосредственно образовательная деятельность по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы «Звуки [В], [Вь]. Буква В»
Задачи:1.закреплять знания о звуках В - Вь;
2.познакомить детей с новой буквой;
3. закреплять умение правильно употреблять предлог В;
4. закреплять умение составлять сложные предложения;
5. закркплять умение определять место звука в слове;
6. развивать мелкую и артикуляционную моторику;
7. развивать фонематическое восприятие;
8. воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.
Ход занятия
1. Организационный момент.Логопед: Сядет тот, кто назовет любое слово и скажет, сколько в нем слогов (дети садятся на места)
2. Логопед: Отгадайте загадки
Видали мы его не раз
Он скачет в двух шагах от нас,
- Чик-чирик! Чик-чирик!
Кто к этой песне не привык?
Всю жизнь свою среди людей
Проводит смелый …
Дети: Воробей.
Логопед:
Зверь я горбатый,
Но нравлюсь ребятам.
Дети:
Это верблюд.
Логопед:
Назовите первые звуки в этих словах.
Дети:
В слове воробей первый звук В.
Дети:
В слове верблюд первый звук Вь.
3. Характеристика звуков В, Вь.
Логопед:
Слегка дотроньтесь зубами до нижней губы. Произнесите звук В. Скажите, звук В – какой?
Дети:
Звук В – согласный, звонкий, твердый.
Логопед:
Верно, а теперь дотроньтесь зубами до нижней губы и слегка улыбнитесь. Произнесите звук Вь. Какой это звук?
Дети:
Звук Вь – согласный, звонкий, мягкий.
4. Упражнение в произнесении звуков В и Вь в слогах.
Логопед:
Ребята, послушайте внимательно и повторите: ва-во-ву
Дети:
Ва-во-ву.
Логопед:
Вы-ва-во.
Дети:
Вы-ва-во.
Логопед:
Во-ву-вы.
Дети:
Во-ву-вы.
Логопед:
Молодцы.
5. Упр. «Потерялся звук»
Логопед:
Сейчас я беззвучно произнесу звук В и громко остальную часть слова, а вы повторите слово целиком. …аза.
Дети:
Ваза.
Логопед:
…олны.
Дети:
Волны.
Логопед:
…ата.
Дети:
Вата.
((В)аренье,(в)ыставка, (в)ышка, (в)анна, (в)олос, (в)олк)
6. Место звука в слове
Логопед:
Ребята, пододвиньте к себе звуковые дорожки и определите место звука В в словах:
Волк – в начале слова;
Диван – в середине слова;
Вата – в начале слова;
Вода – в начале слова;
Слива – в середине слова.
7. Физминутка
Раз - подняться, потянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - за стол спокойно сесть.
(дети выполняют движение по тексту.)
8. Знакомство с «маленьким» словом – предлогом В
Логопед:
Ребята, в – это не только звук, но и короткое слово-предлог. Оно помогает словам дружить в предложении. Например, Мама пошла в магазин. Выложите схему данного предложения.
Логопед:
Придумайте предложение с коротким словом – предлогом В.
Дети:
Рыба плавает в воде.
Дети:
Дети играют в мяч.
Дети:
Продукты продаются в магазине.
Дети:
Цветы растут в горшке.
9. Знакомство с буквой В.
Логопед:
Ребята, Звуки В и Вь обозначаются буквой В.
Рассматривание буквы В.
Логопед:
Вот буква В
Видна вдали –
Красивая, витая,
Как будто крендель испекли,
Проезжих ожидая.
С.Маршак.
10. Работа в тетради «Изучаем грамоту»(тетрадь с заданиями для развития детей. Часть 1) стр.12
11. Итог занятия.
- С какой буквой познакомились.
- Назовите короткое слово-предлог.