Как управлять авто с механической коробкой передач. Особенности обучения вождению на автомобиле с акпп, отличия от обучения с мкпп

В последние годы возникает множество споров по поводу того, стоит ли обзаводиться автомобилем с механической трансмиссией, оборудованном переключаемой в ручном режиме механической коробкой переключения передач (МКПП или МКП), либо лучше сразу же приобрести машину с коробкой-автоматом (АКПП или АКП).

Автоинструктор «мкпп» или «акпп» - кого же выбрать? Однозначного ответа на данный вопрос не существует: и тот, другой варианты имеют как свои неоспоримые плюсы, так и безусловные минусы. В задачу данной статьи не входит сравнивать преимущества и недостатки МКПП и АКПП, однако справедливости ради следует отметить, что основы обучения вождению лучше изучать все же на авто с механикой, поскольку, научившись управлять такой машиной, овладеть автоматом намного проще. Специфические же навыки, полученные во время уроков вождения МКПП, будут полезны и обладателям АКПП. Да и любой профессиональный автоинструктор скажет «настоящее - механика» (мкпп). Не случайно в являющейся официальным документом «Методике проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами» от 9 августа 2001 года четко оговорено, что на первом этапе практического экзамена упражнение «Остановка и трогание на подъеме» должно выполняться только на автомобиле с механической коробкой передач.

Таким образом, не подлежит сомнению, что для первых уроков вождения следует предпочесть автоинструктора на автомобиле с МКПП, в Москве или любом другом городе - безразлично. Именно инструктор по вождению мкпп должен стать вашим первым учителем, ведь обучение вождению, как и обучение чтению, всегда начинаются с постижения азов.

Каждый наверняка видел медведей, раскатывающих по цирковой арене на мотоциклах. Однако при этом вряд ли кому-то приходило в голову, что животные способны делать это осмысленно, а не на уровне простейших условных рефлексов. Уроки вождения на МКПП - лучший способ обучения вождению с использованием мышления, и это обстоятельство чрезвычайно важно. Ведь в этом случае обучаемый получает возможность чувствовать машину, сознательно властвовать над ней, в полной мере использовать ее возможности в различных дорожных и погодных условиях. А инструктор по вождению мкпп, особенно в Москве, поможет вам во время обучения и в последующем чувствовать себя уверенно даже в самых сложных ситуациях.

Трансмиссия, включая и многоступенчатую коробку передач - агрегат, осуществляющий передачу крутящего момента двигателя и его мощности непосредственно к колесам. Грамотное обучение вождению мкпп позволяет без рывков трогаться с места, в том числе на спусках и подъемах, быстро разгонять и плавно притормаживать машину, экономить топливо на горизонтальном участке дороги путем движения по инерции, с применением нейтральной передачи. И автоинструктор мкпп поможет вам довести навыки управления до автоматизма, когда вопрос о том, какую именно передачу лучше включить в данный конкретный момент, будет решаться уже рефлекторно, а не путем мучительных размышлений. Но эти высшие рефлексы, приобретенные во время уроков вождения, будут осмыслены уже на сознательном уровне и получены в результате изучения теории и наработки практического опыта под руководством опытного автоинструктора мкпп.

Что касается минусов уроков вождения с механической коробкой передач, которые так любят перечислять отстаивающие точку зрения о преимуществах именно «с нуля», то подобные утверждения просто безосновательны. Да, обучение на механике дольше и сложнее обучения на «автомате», но любой опыт обучения вождению полезен для начинающего водителя, а владельцы весьма капризных машин с АКПП часто разочаровываются в их достоинствах, пересаживаясь на более функциональную и безотказную «механику».

В сегодняшней статье речь пойдет о простых принципах использования МКПП. Конечно, заявлять о каких-либо правилах не стоит: все машины совершенно разные, а различные мощности и типы двигателей предполагают совершенно разную частоту вращения коленчатого вала. Поэтому говорить о каких-либо принципах мы будем, взяв за условную единицу средний двигатель с объемом в 1,3-1,6 л, мощностью 70-110 л.с, работающий на бензине.

Обычно частота холостых оборотов у подобных двигателей равна 800-900 об/мин, а наибольшая раскрутка 6-7000 об/мин. Тахометр, как правило, разделен на несколько зон. Максимальные цифры расположены на красном фоне, перед которым идет желтый либо красный, но прерывистый цвет. Не лучшее решение - ждать, пока стрелка тахометра окажется на желтом цвете, использование этого запаса прочности совершенно ни к чему, к тому же максимальный крутящий момент остается позади.

Как правило, переключение передач происходит при 2500 об/мин, что примерно равняется:

  • 20 км/ч при 1 передаче;
  • 40 км/ч при 2 передаче;
  • 60 км/ч при 3 передаче;
  • 80 км/ч при 4 передаче.

Однако на момент переключения передач влияют еще некоторые факторы, которые обязательно нужно учитывать. Это интенсивность разгона, качество дороги, ее уклон, количество пассажиров или наличие груза, ощущения водителя.

Другими словами, если вы один двигаетесь по ровной дороге без уклона, ваша машина не загружена, то переключать передачи вы можете на 2000 об/мин. А вот если ваше движение направлено в гору, то следует дождаться 2500 об/мин. Бывают ситуации, когда необходим интенсивный разгон. В таком случае вы можете поднимать стрелку тахометра и до 5000 об/мин. Однако не делайте из этого правила.

Теперь стоит поговорить о работе педалями сцепления и газа. Когда педаль сцепления опущена – то двигатель работает под нагрузкой. Перед тем как переключить передачу, нужно ослабить либо выключить сцепление, т.е. нажать на педаль. При этом нагрузка на двигатель будет ослаблена и он поднимет обороты, если вы в этот момент продолжаете удерживать педаль газа. Поэтому нужно слегка опустить газ одновременно с нажатием педали сцепления.

Каждая следующая передача включается при меньших оборотах. Это значит, что если для переключения первой передачи вы дали возможность двигателю набрать 2500 об/мин, то дальше разгоните его лишь до 1700-1800 об/мин. Необходимо следить за скоростью авто во время переключения передач. Очень важным является соответствие скорости движение частоте оборотов двигателя во время включения сцепления. Если разница будет значительной, и вы при этом резко опустите педаль сцепления, то машина дернется или вовсе заглохнет. Как вы понимаете, переключаясь на следующую передачу, вы должны добиться соответствия оборотов и скорости. Как правило, учат плавно опускать педаль сцепления, однако, если соблюдать вышеописанное правило соответствия, педаль можно просто бросить. Из этого следует, что для того чтобы переключиться на следующую передачу, доведя обороты до 3000 в минуту, мы должны выключить сцепление, нажав на педаль, опустить газ, переключить передачу и, доведя обороты до 2200-2300, включить сцепление, опустив педаль.

Приведу некоторые, характерные отличия, чтобы Вы могли приблизительно оценить различия в плане последующего обучения вождению.

На автомобиле с МКПП, перед тем как начать занятия в условиях города, ученик осваивает совместную работу сцепления, "газа", тормоза и рычага МКПП. Для этого есть несколько очень эффективных упражнений, причем они иногда не требуют даже выезда в город, если, конечно, прилегающая территория подходящая. Ученик имеет возможность повторить часть упражнений самостоятельно, даже не выезжая с парковочного места. Это очень важно, чтобы ученик нащупал момент "схватывания" сцепления, запомнил тональность звука работающего двигателя, необходимом для трогания автомобиля. В результате упражнений ученик при трогании с места не глохнет, легко и без отката назад трогается в гору, умеет делать это с ручником и без ручника. Нюансы переключения передач осваиваются потом намного легче, чем вот эта начальная стадия. Хочется отметить, что справляются с упражнениями абсолютно все, после чего, в условиях города, основное внимание уделяется дорожной обстановке, а не коробке передач, а все сложности с МКПП вполне преодолимы.

Ученики, которые уже имели практику езды на автомобиле с МКПП, при разгоне машины с АКПП могут по привычке взяться рукой за рычаг переключения передач, а левая нога при этом машинально выжмет «сцепление», на авто с АКПП в этом месте как раз находится педаль тормоза. Торможение в этом случае получается максимально интенсивным. Чем совершеннее машина и тормоза, тем меньше шансов вовремя затормозить автомобилю сзади, особенно, если это старые перекупленные Жигули с неисправными тормозами. Ученику, имевшему продолжительный опыт вождения автомобиля с МКПП, рекомендуется «забыть о левой ноге», никогда её не использовать, а так же не браться во время движения правой рукой за рычаг АКПП.

На автомобиле с МКПП неопытный водитель разгоняется медленно, ему требуется время, пока он выполнит все действия по переключению передач с низшей на высшую. Такой водитель более заметен для окружающих, от него все держаться подальше. На автомобиле с АКПП даже начинающий водитель может неоправданно быстро увеличить скорость выше безопасного значения для данного участка дороги, что в следующий момент потребует срочного торможения. Отсутствие опыта здесь другим водителям заметно меньше, по манере разгона они не могут «вычислить новичка», его резкое торможение для кого-нибудь окажется весьма неожиданным.

Уверенная и осознанная учебная езда ученика на автомобиле с АКПП начинается с момента, когда ученик, освоив первые азы управления автомобилем, начинает видеть обстановку в зеркалах заднего вида и использовать ситуацию сзади в своих интересах. Чем быстрее это достигается, тем эффективнее будут дальнейшие уроки.

Видеть обстановку в зеркала ученик начинает после того, как его действия рулем при выдерживании полосы движения становятся автоматическими, и для этого ученик перестает задействовать 100% своего внимания, а так же начинает использовать периферическое зрение. Со стороны это сразу заметно, ученик начинает свободно смотреть по сторонам, а машина при этом не уклоняется из выбранной полосы (направления). Для обучения контроля обстановки сзади в зеркала имеются специальные упражнения.

Зеркала - важнейший элемент в обучении вождению на автомобиле с АКПП. Ученик на автомобиле с АКПП по основным навыкам вождения может уже вполне способен управлять автомобилем в городе, но его способности анализировать обстановку сзади автомобиля могут сильно отставать, что может привести к нежелательным последствиям. Важно это сразу объяснить ученику, иначе он не будет понимать, почему инструктор, глядя в зеркала, просит его, то слегка притормозить, то разогнаться.

На автомобиле с МКПП такое отставание случается реже, так как времени на освоение коробки передач требуется больше, и за это время ученик успевает до начала интенсивной езды по городу научиться пользоваться зеркалами.

Обучение вождению на автомобиле с МКПП значительно сложнее и имеет серьезные отличия от обучения вождению на автомобиле с АКПП. Можно услышать много критики в адрес автошкол, с их "закрытыми площадками", «автошкольными флажками», но выезжать с закрытой площадки в город с учеником, который не довел свои действия с механической коробкой передач до автоматизма, весьма опасно, а автошколы в основном и обучают на механике.
Помимо простейших азов, механическая коробка передач имеет большое количество нюансов и тонкостей. Работа с рычагом переключения передач, с педалью сцепления и акселератором идет независимо от работы рулем, причем руль в это время держит одна левая рука, иногда все это нужно делать одновременно, что поначалу, конечно же, сложно. Зато потом управление автомобилем с МКПП приносит водителю гораздо больше удовольствия и открывает широкие возможности по выбору режима движения, увеличивает возможности автомобиля. Рычаг МКПП решает все вопросы, которые на автомобиле с АКПП решаются с помощью дополнительных многочисленных функций (программ переключения передач): "Ручное переключение", "Спортивный режим", "Индивидуальная настройка". Все эти манипуляции по выбору передачи водитель с МКПП производит по звуку и тяге мотора, причем легко и без напряжения. Все это, конечно, на любителя, о вкусах не спорят.

При выборе автомобиля учитывайте, что обучение вождению с МКПП сложнее и продолжительнее, чем с АКПП. Если у Вас нет свободного времени и Вы не имеете навыков вождения, выбирайте автомобиль с АКПП и Вы относительно быстро освоите вождение по городу. Имея большую практику вождения с АКПП, переход на "механику" трудности не представляет, это одно - два занятия.

Любой инструктор скажет Вам, что механическая коробка передач позволяет максимально использовать ресурсы двигателя и экономить топливо. Но научиться вождению на автомобиле с «механикой» труднее, чем с «автоматом». Быстро освоиться за рулем поможет опытный автоинструктор по вождению (МКПП).

В компании «Автоинструктор199» с профессиональной помощью Вы освоите все тонкости вождения автомобиля с МКПП в Москве и Московской области!

Как устроена МКПП

На занятиях с автоинструктором Вы узнаете, что МКПП состоит из следующих элементов: картера, валов с шестернями, вала заднего хода, механизма переключения передач с блокировочным и замковым устройствами, синхронизаторов, а также рычага переключения. МКПП работает в паре с механизмом сцепления, но не является его составной частью. Инструктор по вождению МКПП расскажет Вам, что сцепление выполняет функцию разгрузки трансмиссии и уравнивания скорости вращения валов МКПП и двигателя.

Каков алгоритм переключения скоростей

Инструктор обучит Вас алгоритму действий при вождении, необходимому для переключения передачи. В процессе занятия Вы узнаете, как плавно отпустить педаль газа и одновременно выжать сцепление. Также будет полезным знать, почему перемещать рычаг трансмиссии на нужную скорость необходимо только при выжатом сцеплении. Инструктор расскажет, что может произойти при неверном выполнении данных действий и как можно избежать поломок.

Инструктор по вождению (МКПП)

Наши инструктора обучат Вас, как управлять транспортным средством в следующих ситуациях.

  • В гололед. Под руководством автоинструктора на МКПП, Вы потренируетесь контролировать угол заноса и устойчивость Вашего автомобиля, двигаясь на нижних передачах. Инструктор научит Вас безопасному старту и торможению при вождении по скользкой дороге.
  • На сухой и мокрой дороге. Автоинструктор (МКПП) обучит Вас тонкостям езды в сухую погоду. Также в процессе занятий по вождению инструктор расскажет об особенностях вождения по мокрому асфальту и размытой грунтовой дороге.
  • При подъеме в гору. В курс вождения с профессиональным инструктором входит обучение езде по дороге с подъемом. В процессе занятия Вы отработаете движение на пониженной передаче. Под руководством инструктора на МКПП Вы потренируетесь правильно трогаться с места без опасного отката назад.
  • При спуске с горы. Вы узнаете, как правильно выбрать передачу при спуске с горы. Также инструктор научит Вас тормозить на склоне при помощи понижения передачи.