Осень на пороге сладков иллюстрации. Лесные тайнички (осень) — Николай Сладков. III. Речевая разминка


10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

Сентябрь

Сыплет осенний нудный дождь. До листика вымокли кусты и деревья. Лес притих и насупился.
И вдруг осеннюю тишину нарушает ярое, прямо весеннее бормотание тетерева!
Певчий дрозд откликнулся — просвистел свою песню.
Затенькала птичка-капелька — пеночка-теньковка.
И на опушке, и в глубине леса послышались птичьи голоса. Это прощальные песни птиц. Но и в прощальных песнях слышится радость.
Странный в сентябре лес — в нём рядом весна и осень. Жёлтый лист и зелёная травинка.
Поблёкшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Тёплое солнце и холодный ветер.
Увядание и расцвет.
Песни и тишина.
И грустно и радостно!

Осень на пороге

— Жители леса! — закричал раз утром мудрый Ворон. — Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?
Как эхо, донеслись голоса из леса:
— Готовы, готовы, готовы…
— А вот мы сейчас проверим! — каркнул Ворон. — Перво-наперво осень холоду в лес напустит — что делать станете?
Откликнулись звери:
— Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!
— Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!
— Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!
Откликнулись птицы:
— Мы, перелётные, в тёплые края улетим!
— Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!
— Вторым делом, — Ворон кричит, — осень листья с деревьев сдирать начнёт!
— Пусть сдирает! — откликнулись птицы. — Ягоды видней будут!
— Пусть сдирает! — откликнулись звери. — Тише в лесу станет!
— Третьим делом, — не унимается Ворон, — осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!
Откликнулись птицы:
— А мы, дрозды, на рябину навалимся!
— А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!
— А мы, щеглы, за сорняки примемся!
Откликнулись звери:
— А нам без мух-комаров спать будет спокойней!
— Четвёртым делом, — гудит Ворон, — осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!
— Пусть себе донимает! — дружно откликнулись птицы и звери. — Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми — не заскучаем!
Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.
Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый — осенний.
Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.

На великом пути

Спешили мы до ночи в лес попасть — не успели. Заночевали в поле. Палатку привязали к телефонному столбу. Потому что тучи на небе кипят: быть буре! И только устроились — задуло. Стенки палатки напружинились и загудели. Загудели и провода над головой. Страшно в такую ночь в голой степи.
Гудит вокруг, ревёт, свистит, воет.
И вдруг слышим голоса! Странные голоса. Будто кто-то вздыхает тяжело: «Ох! Ох! Ох!» А другой подгоняет сердито: «Но! Но! Но!»
Выбрался из палатки. Как в чёрный водоворот нырнул: крутит, толкает, не даёт дышать. Но всё же разобрал — голоса-то с неба! Птицы кричат.
Летят птицы на юг и вот кричат в темноте, чтобы не потерять друг друга.
Большие и сильные высоко летят. А мелюзга разная — голосишки пискливые, крылышки мокрые дребезжат! — над самой землёй мчат. Гонит их вихрь, как сорванные листья. Не разобрать по голосам — что за птицы? На пролёте птицы кричат особыми, «дорожными» голосами, не похожими на их всегдашний зов.
Всю ночь рвал палатку ветер. Гудели провода. И кричали в темноте птицы.
А утром тишина. Ни туч, ни ветра. Солнышко проглядывает. А ничего живого не видно.
Вот только лисичка вдоль столбов бежит. Да чудная какая-то — бежит и кланяется! Пробежит — поклонится, пробежит — поклонится. Поклон — носом до земли.
До нас добежала — стоп! Пастишку разинула, вильнула, да так по земле пошла, что кажется — над землёй полетела!
А когда вильнула, выронила из пастишки чёрный комочек. Пошёл я посмотреть. И вижу — птичка! А дальше под проводами ещё. Ночью о провода побились!
Так вот почему кланялась лисичка! Каждой мёртвой пичужке — лисий поклон.
Сколько тут птиц! Рыжегрудые зорянки упали на сухой бурьян, и бурьян расцвёл оранжевыми цветами. Куличок угодил в лужу — заломившееся крылышко торчит вверх. Гонит ветер мёртвого куличка, как лодочку под парусом.
У лужи — каменка. Тонкие пальчики стиснуты в кулачки, видно, от боли…
Далёк, далёк и труден птичий путь. Много ещё птиц потеряется в темноте и не откликнется на зов пролетающих стай. Много попадёт в зубы лисиц и когти ястребов. Но ещё больше долетят.
Обязательно долетят.
Счастливого им пути!

Паучок

С дерева вниз спускался на паутинке паучок. Да ловко так: выпускал паутинку и на ней, как на канате, спускался всё ниже и ниже. Я подошёл, чтобы лучше разглядеть этого акробата. Зацепил пальцем паутинную ниточку повыше паука, покачал паука в воздухе, как бумажный мяч «раскидай» на резинке, и стал поднимать поближе к глазам. Да не тут-то было!
Тяну паука за паутинку вверх, а он паутинку разматывает и опускается вниз. Я быстрей тяну, он быстрее разматывает. Я руками перебираю, только пальцы мелькают, а он паутину выпускает и скользит вниз. Как будто я катушку за нитку тяну вверх: тяну, тяну, нитка разматывается, а катушка ни с места. Крутится, вертится, а вверх ни на сантиметр!
Изо всех сил тяну, а паучок всё равно внизу!
И тут подумал я, что этак я паука, как катушку с нитками, до конца размотаю! Ведь иссякнет же он когда-нибудь, будет же конец его паутине? Размотается весь на паутину — тут ему и конец. За что же беднягу так?
Оборвал я паутинную нить, пустил паука на землю. Помчался он со всех своих восьми ног. Здорово так, сразу видно, что не весь ещё вымотался. Осталось ещё паутины на сеть — комаров ловить. Пусть ловит: кусаются комары здорово!

Время

Никогда я раньше не думал о времени. Идёт оно неслышно, течёт невидно. Час за часом, день за днём. Смотришь, уж и суббота, а там воскресенье. Ну и хорошо, что суббота и воскресенье!
Смотреть на часы или заглядывать в календарь — это ещё не значит понимать время.
Думать о времени меня научили… мыши и дятлы.
Встречаю я их в лесу весь год. Вся их жизнь на моих глазах.
У птиц и зверюшек тоже есть свои причуды. Вот мышь-полёвка. Эта до невозможности чистоплотная. Моется после еды и перед едой, моется перед сном и после сна. Зевнёт — помоется, чихнёт — помоется, почешется помоется. После игры моется, после драки моется. В жару моется, в холод моется. Вымоется и помоется.
Или летучая мышь. Эта любит поспать. Всю зиму спит беспробудно сразу полгода! Потом от восхода до заката спит. А по ночам как повезёт: чуть дождь — спит, ветер — спит, холодно — спит. Выспится и дремлет.
Ну а дятлы — работяги. Уткнутся носом в дерево и долбят. Зима ли, лето — долбят. От зари до зари. В вёдро и в непогоду. Круглый год; как только носы не сломают!
Одни моются, другие спят, третьи долбят. Час за часом, день за днём. Так незаметно, а если прикинуть? И выйдет, что полёвка полжизни моется, дятел три четверти жизни долбит, а летучая мышь живёт только двадцатую часть своей мышиной жизни — остальное время спит!
Заставили меня мыши время считать. А вдруг и я только и делаю, что сплю да долблю. И очень просто!

Инна Бухарова
Конспект занятия: «Пересказ рассказа Николая Сладкова «Осень на пороге».

Пересказ рассказа Н . Сладкова «Осень на пороге » .

Цели : Коррекционно-образовательные :

учить детей пересказывать рассказ с опорой на картинный материал, систематизировать знания детей о поведении животных в осенний период ; активизировать словарь по теме «Осень » ;

Коррекционно-развивающие :развивать память, внимание, мышление, связную речь, общую моторику.

Коррекционно-воспитательная : воспитывать у детей способность понимать и чувствовать настроение героев произведения,воспитывать умение слушать педагога и товарищей.

Оборудование : текст рассказа Н . Сладкова «Осень на пороге » , игрушка-ворон, картинки : белка, заяц, лисица, барсук, енот, еж, медведь, ласточка, журавль.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Послушайте загадку :

Солнцу теплому не верьте -

Впереди метели .

В золотистой круговерти

Листья полетели.

Это я пришла с дождями,

Листопадом и ветрами. (Осень )

2. Основной момент.

1) Объявление темы.

Дети, к нам в гости прилетел мудрый Ворон. (Выставляю на столик игрушку ворон) Он принес нам осеннюю интересную историю .

Из рассказа мудрого Ворона мы узнаем, как лесные жители готовятся к приходу осени и осенним холодам .

2). Чтение рассказа «Осень на пороге » .

(Выставляю картинки по ходу рассказа ) .

Осень на пороге .

Жители леса! - закричал утром мудрый Ворон. - Осень у лесного порога , всели к ее приходу готовы?

Как эхо донеслось из леса : - Готовы, готовы, готовы.

А вот мы сейчас проверим! - каркнул Ворон. - перво-наперво осень холоду в лес напустит - что делать станете?

Откликнулись звери :

Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся !

Мы, барсуки, еноты, в теплые норы спрячемся!

Мы, ежи, медведи, сном крепким уснем!

Мы, ласточки и скворцы в тёплые края улетим!

3) Беседа по рассказу .

О каком времени года говорилось в рассказе ?

Кто задавал вопросы жителям леса?

Кого проверял Ворон?

Как приготовились к зиме лисицы зайцы,

Как еноты и барсуки? Как ежи и медведи? Как готовятся птицы?

Почему же нужно готовиться к наступлению осенних холодов ?

4)Физкультминутка.

Листья осенние тихо кружатся ,

Листья нам под ноги тихо ложатся.

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружится хотят.

5) Пересказ рассказа .

Снимаю картинки с доски и повторяю рассказ , вновь выставляя картинки.

6)Пересказ рассказ с опорой на картинки детьми .

3. Итог занятия . Оценка работы детей.

Дети, кто прилетал к вам в гости?

Как готовятся звери и птицы к зиме?

А почему нужно готовиться к наступлению осени ?

Молодцы! Вы сегодня постарались. Занятие окончено . Отдыхайте.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Пожарные собаки» Задачи. 1. Образовательные: -учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественные текст; -отвечать на вопросы полными.

Цель: Учить детей пересказывать рассказ с опорой на картинки. Систематизировать знания детей о выращивании и посеве семян в огороде. Активизировать.

Конспект занятия развитию речи. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка» Тема занятия: Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка». Мультимедийная разработка непосредственно образовательной деятельности «Речевое.

Конспект НОД по художественной литературе в старшей группе, пересказ рассказа «Лиса и рак» Пересказ рассказа «Лиса и рак» Интеграция образовательных областей. Познание,Коммуникация,Чтение художественной литературы, социализация.

НОД по развитию речи «Пересказ рассказа М. Пришвина «Ёж» Занятие по развитию речи. Пересказ рассказа М. Пришвина «Ёж». Цель: Развитие у детей умения выразительно пересказывать текст точно, последовательно.

Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Пчелки на разведках» Конспект НОД Образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе Тема: Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Пчелки на разведках».

Конспект НОД по развитию речи. Пересказ рассказа «Березовые листья» Конспект НОД по развитию связной речи Пересказ рассказа «Березовые листья» Цели: Образовательные: учить пересказывать рассказ, учить логическому.

Рассказ про осень. Рассказ про лесных жителей. Рассказ о мире живой природы осенью, рассказ о лесной жизни. Рассказ для младших школьников. Рассказ для внеклассного чтения. Рассказ для чтения в начальной школе.

Николай Сладков. Осень на пороге

— Жители леса! — закричал раз утром мудрый Ворон. — Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?

— Готовы, готовы, готовы...

— А вот мы сейчас проверим! — каркнул Ворон. — Перво-наперво осень холоду в лес напустит — что делать станете?

Откликнулись звери:

— Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!

— Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!

— Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!

Откликнулись птицы:

— Мы, перелётные, в тёплые края улетим!

— Мы, осёдлые, пуховые телогрейки наденем!

— Вторым делом, — Ворон кричит, — осень листья с деревьев сдирать начнёт!

— Пусть сдирает! — откликнулись птицы. — Ягоды видней будут!

— Пусть сдирает! — откликнулись звери. — Тише в лесу станет!

— Третьим делом, — не унимается Ворон, — осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!

Откликнулись птицы:

— А мы, дрозды, на рябину навалимся!

— А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!

— А мы, щеглы, за сорняки примемся!

Откликнулись звери:

— А нам без мух-комаров спать будет спокойней!

— Четвёртым делом, — гудит Ворон, — осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!

— Пусть себе донимает! — дружно откликнулись птицы и звери. — Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы

в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми — не заскучаем!

Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.

Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый — осенний.

Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №143

Конспект открытого урока чтения для учащихся 2 «Б» класса на тему:

Н.И.Сладков «Осень»

Исполнитель:

учитель начальных классов

Гоголева Д.В.

Екатеринбург 2016

Конспект урока по теме: Н.И.Сладков «Осень»

Класс: 2 «Б»

Цель: создать условия для правильного понимания учащимися смысла сказки Н.И.Сладкова «Осень»

Задачи:

Образовательные:

Познакомить обучающихся с произведением Н.И.Сладкова «Осень», с его жизнью и творчеством

Совершенствовать навыки чтения

Учить определять характер героев произведения, его главную мысль

Совершенствовать умение находить ответы на вопросы в тексте

Совершенствовать умения инсценирования произведения

Развивающие:

Развивать речь, память, воображение

Развивать у учащихся умение обобщать

Воспитательные:

Прививать интерес и любовь к книгам о животных

Воспитывать любовь к чтению, к книге

Оборудование: сказка, книги, карточки с героями, портрет Н.И.Сладкова

Структура урока.

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний (1 минута)
  3. Сообщение темы урока (2 минуты)
  4. Подготовка к восприятию (6 минут)
  5. Установка на восприятие (2 минуты)
  6. Первичное восприятие (3 минуты)
  7. Проверка первичного восприятия (2 минуты)
  8. Постановка учебной задачи (2 минуты)
  9. Анализ произведения (6 минут)
  10. Обобщение (14 минут)
  11. Итог урока(1 минута)
  12. Рефлексия (1 минута)
  13. Домашнее задание

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

Мы начинаем урок. Проверьте, пожалуйста, как вы приготовились к уроку.

Дети проверяют свою готовность к уроку

Актуализация знаний

Вспомните название раздела, который мы изучаем.

Какой теме были посвящены все произведения, которые мы изучили?

Какое произведение вам больше всего запомнилось? Почему?

Осень

Сообщение темы и задач урока

Ребята, а как вы думаете, какой теме будет посвящен наш сегодняшний урок?

Хорошо.

Ребята, а сейчас, давайте предположим, что должны будем сделать сегодня на уроке? (на флагах появляются разнообразные виды деятельности: выразительно прочитать, прочитать сказку, понять смысл сказки, читать по ролям, иллюстрировать)

Подготовка к восприятию

Сегодня мы познакомимся с произведением Николая Ивановича Сладкова.

Что вы знаете о Николае Ивановиче Сладкове?

- Николай Иванович Сладков – писатель, который жил в 20 веке. Всю жизнь Сладков прожил в Ленинграде. Рядом с его домом было много лесопарков, где писатель открыл для себя целый мир, богатый тайнами природы. Целыми днями он пропадал в самых глухих местах окружающих парков, где всматривался в жизнь леса. Он научился узнавать по голосам самых разных птиц.

Когда Сладков был мальчиком, ему очень хотелось узнать все тайны леса. Он читал очень много книг о природе, а свои собственные наблюдения записывал в тетрадь наблюдений. Постепенно в этой тетради стали появляться истории из жизни лесных обитателей.

Вместе с Виталием Бианки, своим другом и единомышленником, Николай Сладков много лет готовил радиопередачи «Вести из леса» и отвечал на многочисленные письма своих слушателей.

Как вы считаете, какой теме посвящены произведения Николая Сладкова?

Действительно, Николай Сладков – автор книг о природе. Сегодня в течение дня, вы сможете познакомиться с некоторыми книгами Николая Сладкова и произведениями. И убедитесь, действительно ли, Николай Сладков писал о природе, ее обитателях и тайнах.

А сегодня на уроке, мы познакомимся с произведением Николая Сладкова «Осень».

Внимательно слушают сообщение о писателе

Природа

Знакомятся с книгами писателя

Установка на восприятие

Какую осень описывает Николай Сладков в этой сказке?

Чтобы ответить на эти вопросы, послушайте внимательно это произведение.

Высказывают свои предположения

Первичное восприятие

Выразительное чтение учителем

Внимательно слушают, стараются найти ответы на вопросы

Проверка первичного восприятия

Почему сказка называется «Осень»?

Какая осень описывается в сказке?

Оправдались ли наши читательские предположения?

Ответы детей

Постановка учебной задачи

Вы заметили, что в сказке постоянно идет диалог между героями?

Кто главные герои сказки?

Сколько героев в сказке?

Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте сказку Николая Сладкова «Осень» самостоятельно с карандашом в руках. Читая, подчеркните героев сказки.

Называют некоторых героев сказки

Самостоятельное чтение

Анализ произведения

Сколько героев в сказке вы насчитали?

Перечислим их.

Что же произошло в лесу однажды утром?

Что закричал мудрый Ворон? Ответьте на вопрос словами из текста.

Что ответили звери на то, что наступит холод?

Осень листья с деревьев сдирать начнет. Что будете делать?

А когда осень последних насекомых морозцем прищелкнет?

А когда осень скукою донимать станет?

Ворон, белки, зайцы, лисицы, барсуки, еноты, ежи, летучие мыши, перелетные птицы, оседлые птицы (дрозды, дятлы, щеглы)

Жители леса! Осень у лесного порога, все ли к ее приходу готовы?

Готовы, готовы, готовы…

- «Пусть сдирает!...Тише в лесу станет»

«Откликнулись птицы:…»

- «Пусть себе донимает!...А будем сытыми- не заскучаем!»

Обобщение

Ребята, как вы заметили, сказка Николая Сладкова «Осень» находится в рубрике «Наш театр».

Предлагаю вам попробовать инсценировать эту сказку по группам.

Но для этого, необходимо распределить роли.

Мы с вами назвали главных героев сказки, а кто еще необходим при инсценировке произведения?

1. Чтение рассказа учителем (с. 51).

Какое чувство вызвал у вас этот рассказ? Почему?

3. Лексическая работа

Перво-наперво - сначала.

4. Обсуждение прочитанного.

Кто предупредил жителей леса о приходе осени?

Как вы понимаете выражение «осень у лесного порога»?

5. Чтение рассказа учащимися:

а) выборочное чтение;

Кто переоденется в зимние шубы? Прочитайте в тексте.

б) самостоятельное чтение.

Подготовьте рассказ о том, как звери и птицы готовятся к зиме.

Физкультминутка

VI. Работа с текстом рассказа И. Соколова-Микитова «Рус­ский лес» (с. 52)

1. Чтение рассказа учителем.

Какое настроение вызвал рассказ? Почему?

Какую музыку можно подобрать к рассказу: веселую, пе­чальную, радостную?

Какой темп будет у этой музыки: быстрый, медленный, протяжный?

На каком музыкальном инструменте можно исполнить осеннюю мелодию?

3. Обсуждение прочитанного.

Почему красив лес в дни ранней осени?

Почему в осеннем лесу тихо?

Что можно увидеть в лесу?

Замените слова «косяком», «покличут» словами, близки­ми по значению.

4. Чтение рассказа учащимися:

а) чтение «цепочкой»;

б) чтение молча:

Найдите описание осенних деревьев.

в) выборочное чтение:

Что можно увидеть в лесу? Прочитайте.

Что можно услышать в лесу? Прочитайте.

VII. Подведение итогов урока

1. Беседа.

2. Слово учителя.

Пройдет немного времени, и золотая осень перестанет хозяйничать. Наступит поздняя осень. Серыми тучами покро­ет небо. Смоет дождем пестрый убор листьев. Деревья будут ежиться от холода. Частыми станут морозы по ночам. Невесе­лая получится картина! Но и в ней есть что-то хорошее.

VIII. Рефлексия

Полезным ли оказался для вас урок? Чем?

Тема: ЕЛЕНА БЛАГИНИНА «УЛЕТАЮТ, УЛЕТЕЛИ», ЕВГЕНИЙ ИНТУЛОВ «ОСЕНЬ»

Цель:

  • совершенствовать умение отчетливо произносить слова и тек­сты, регулируя свое дыхание;
  • развивать умение читать выразительно, выбирая правильную интонацию;
  • совершенствовать умение находить в тексте авторские слова и выражения, с помощью которых можно выполнить словесный рисунок к тексту;
  • создавать условия для обога­щения словарного запаса, развития памяти, умения замечать красоту природы каждой поры года, формирования внимательного и бережного отношения к природе.

Подготовительная работа: ученик готовит выразительное чтение стихотворения Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...».

Ход урока

I. Организационный момент

Учащиеся читают рассказ И. Соколова-Микитова «Русский

III. Речевая разминка

Измените слова по образцу: у барсука - барсучата,


у волка - ... у зайца - ...

у грача - ... у скворца - ...

у лисы - ... у медведя - ...


IV. Подготовка к восприятию произведения

1. Ученик читает стихотворение.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос.

Теперь уж пусто всё - простор везде,

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь -

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле...

Ф. Тютчев

Как наблюдателен поэт! Он делится е нами увиденным, своей радостью, немножко окрашенной грустью. Как поэтичны его стихи!

Какие картины можно нарисовать к этому произведению?

/ картина. Ясный, солнечный день ранней осени. Небо го­лубое, безоблачное. Воздух чистый, как хрусталь, прозрачный. На смену каждому дню приходит лучезарный вечер -- полный света, сияния, блеска.

2 картина. Пустое поле, собран урожай. Ещё совсем недав­но «гулял серп» крестьяне жали на своих полосках земли рожь-кормилицу. Серпы так и мелькали в их проворных руках. Было очень трудно, но лица их светились радостью, ведь жатва для крестьян - великий праздник. А сейчас тихо в поле. Не видно колосков. Земле-матушке тоже нужно отдохнуть. Празд­ные борозды --- ничем не заняты, не засеяны. Тишина. Только паучки безмолвно совершают свое путешествие па паутинах.

3 картина. Теплая и чистая лазурь - безоблачное голубое небо. Тишина. Не слышно пения птиц. Везде в природе чув­ствуется легкая грусть. Природа замерла в ожидании. Ведь эта «дивная пора» коротка. Скоро придут холод и ненастье.

V. Работа с текстом стихотворения Е. Благининой «Улетают, улетели»

1. Чтение стихотворения учителем (с. 55).

2. Проверка эмоционального восприятия.

3. Обсуждение прочитанного.

Какая пора года описывается в стихотворении?

Что случилось с листьями? Как об этом говорится в сти­хотворении?

На что похожи осенние листочки? Как они падают с де­ревьев?

Какое солнце осенью?

Почему птицы улетают в теплые края?

Как мы можем позаботиться о птицах, которые остаются зимовать?

4. Самостоятельное чтение.

Прочитайте стихотворение, докажите строчками из тек­ста, что в стихотворении описывается осень.

5. Выборочное чтение.

Прочитайте, что случилось с листьями?

Как светит солнце?

6. Выразительное чтение. (Конкурс на лучшего чтеца.) Физкультминутка

VI. Работа со стихотворением И. Интулова «Осень»

1. Чтение стихотворения учеником (с. 54).

2. Проверка первичного эмоционального восприятия.

Какое настроение создает стихотворение? Почему?

3. Обсуждение прочитанного.

О какой поре года говорится в стихотворении?

Какая птица не улетела в теплые края?

Какой период осени описан?

Как вы догадались?

Что за пожар случился в лесу?

Как вы понимаете выражение «в нем поселилась осень»? Замените слово «поселилась» близким по значению.

4. Самостоятельное чтение.

Выучите стихотворение наизусть.

5. Выразительное чтение (конкурс на лучшего чтеца).

VII. Подведение итогов урока

С какими произведениями мы познакомились на уроке?

Какое произведение вам особенно понравилось? Почему?

VIII. Рефлексия

Что вам больше всего понравилось на уроке?

Полезным ли для вас оказался урок? Чем?

С каким настроением вы заканчиваете урок?

IX. Домашнее задание:

Выучить наизусть стихотворение Е. Интулова «Осень»

Нарисуй иллюстрации к стихотворению Елены
Благининой «Улетают, улетели...».


Тема: ЮРИЙ КОВАЛЬ «СИРЕНЬ И РЯБИНА», «ДУБЫ», ИРИНА ТОКМАКОВА «ОСИНКА»

Цели:

  • развивать речевое дыхание, умение отчетливо произносить звуки;
  • совершенствовать умение читать вслух, молча, вполголоса;
  • способствовать формированию умения сравнивать произведения раз­личных жанров;
  • развивать умение находить в тексте и коллективно подбирать рифмованные слова;
  • создавать условия для активной позна­вательной деятельности, расширения знаний о природе родного края, формирования бережного отношения к природе.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Учащиеся читают стихотворение «Улетают, улетели...».