Отлить пушку. Второй подход. Артиллерия галер и галеасов История технологии художественных отливок

ПРО ЦАРСКУЮ АРТИЛЛЕРИЮ

Д. Флетчер к своему неудовольствию вынужден констатировать: «Полагаю, что ни один из христианских государей не имеет такой хорошей артиллерии и такого запаса снарядов, как Русский Царь, чему отчасти может служить подтверждением Оружейная палата в Москве, где стоят в огромном количестве всякого рода пушки, все литые из меди и весьма красивые» (7). Английский автор 16 века свидетельствует: «У русских прекрасная артиллерия из бронзы всех родов: маленькие пушки, двойные, королевские, фальконеты, василиски и пр., у них же есть шесть больших орудий, ядра которых до аршина высотой, у них много мортир, из которых они стреляют греческим огнем» (11). Австрийский посол Иоанн Кобенцль с ужасом отписывал императору Максимилиану II: «У русских всегда наготове не меньше 2000 всяких орудий... Меня уверяли клятвенно, что, кроме других, в двух только местах хранится две тысячи орудий со множеством разнородных махин. Некоторые из этих орудий так велики, широки и глубоки, что рослый человек в полном вооружении, стоя на дне орудия, не может достать его верхней части...» (12). Солдаты Максимилиана II на своей шкуре испытали всесокрушающую силу артиллерии Ивана Ужасного, который благодаря своей великолепной армии вернет себе скипетр Самодержца Европы. А что это была за артиллерия!

Впервые русские пушки упоминаются в «Софийском временнике», где говорится, что при обороне Москвы от татар в 1382 году русские применяли огнестрельное оружие «тюфяки», и били неприятеля «великими пушками». К началу XV века артиллерийские орудия были на вооружении не только в Московском княжестве, но и в других русских княжествах. Так, о наличие огнестрельных орудий в Великом Новгороде упомянуто в летописи под 1393 годом, а в Тверском княжестве под 1408 годом.В 1479 году в Москве уже существовала « пушечная изба» где массово производились отливка и отделка пушечных стволов. К 1400 году оружейных изб на берегу реки Неглинки насчитывалось несколько.

Пищаль с «витым» стволом. Бронза. Литейный мастер Яков Осипов. 1671 г.

Важным рывком в развитии русской артиллерии стало то, что в конце 15 века московские оружейники научились отливать артиллерийские орудия из бронзы. Единственным дошедшим до нашего времени образцом бронзового литья того времени считается русское орудие, отлитое мастером Яковом Русским в 1483 году, к 1491 г. относится литая пищаль, на которой сохранились имена русских мастеров «Ваня да Васюк». А в Европе в это время еще ковались крайне ограниченные в использовании железные пищали, в очень небольших сериях.

Уже в 1488 году в Москве отливается первое гигантское орудие, которое получило название Царь-пушка. Эта пушка до наших дней не сохранилась, но слава была о ней большая. Выдающимся достижением русских литейщиков 16-ого века было создание сверхмощных стенобитных орудий весом в несколько тонн. Среди них выделялись «Степанова пушка», «Соловей», «Медведь», «Орел». Эти пушки широко применялись Иваном Грозным при взятии Казани и Полоцка. Ядра достигали размеров «по колено». В 1555 году, мастер Степан Петров отлил новую гаубицу гигантских размеров. В описях Пушкарского приказа она числилась как «пушка Павлин, ядро каменное, весом 15 пуд, длина 6 аршин 3 вершка, от запалу длина пол 6 аршина 3 вершка, весом 1020 пуд». А знаменитый мастер Андрей Чохов, создавший знаменитую школу русских литейщиков, отлил целую серию гигантских пушек, среди которых известны "Лев" весом 344 пуда, "Троил" - 430 пудов. До наших дней сохранились прекрасные экземпляры стенобитной царской артиллерии: «Инрог» (1577 г.), «Лев» и «Скорпея» (1590 г.), «Царь Ахиллес» (1617 г.).

В 1586 году Андрей Чохов отлил знаменитую «Царь-пушку» весом две тысячи четыреста пудов (около сорока тонн). Это было самое большое орудие своего времени. Долгое время в исторической литературе ошибочно рассматривали Царь-пушку как ложное бутафорское орудие, изготовленное якобы с целью «припугнуть» иноземцев своим исполинским видом (непонятно только - зачем было тратить столько сил и ценного сырья, из которого можно было бы отлить с десяток боевых орудий). По обмерам и обследованиям, проведенным специалистами в области артиллерийских систем в 1946 году, было установлено, что пушка по своему типу является мортирой, и, будучи крепостным орудием, отливалась с целью поражать живую силу противника, ведя стрельбу каменным «дробом» (картечью), а не ядром, и называлась она в то время «Дробовиком российским». В шестнадцатом веке ни в одной стране мира не было пушки калибром 890 мм! В 16-ом веке в русском арсенале была самая мощная в то время гаубица - «Кашпирова пушка», весом 1200 пудов (около двадцати тонн). И подобных пушек и гаубиц с чуть меньшим калибром было не просто много – множество! И отлиты они были не под чутким руководством «просвещенных» иноземцев петровской эпохи, а за полтора века до него. Эти пушки были ужасом вассальной Европы. Причем многие годы, ибо были самыми долговечными и надежными в мире. «Пушки, отлитые по повелению Иоанна Грозного, стояли на вооружении по нескольку десятилетий и участвовали почти во всех сражениях XVII века» (13). Орудия, отлитые Андреем Чоховым, использовались даже в годы Северной войны 1700-1721 гг. (14). Царь Алексей Михайлович, надо понимать, тоже на месте не сидел и как минимум удвоил это количество.

Андрей Чохов. Пищаль "Волк", пищаль "Дикобраз". 16 век. Артиллерийский музей г. Санкт-Петербург. Фотография Александра Сакова 2011 г.

Помимо численности и долговечности русская артиллерия была и самой эффективной. Псковские мастера 16 века впервые в мире поставили орудия на лафеты, что кратно увеличило скорострельность, прицельную точность и дальность полета ядра. Неспроста на гербах русских городов, например, Смоленска, красовался пушечный лафет – это приспособление пугало неприятеля не меньше геральдических львов. В это же время русские мастера задумались об увеличении дальности выстрела. Воплощением этих замыслов стала пищаль «Три аспида». Это орудие представляла собой длинную трубу (длина свыше ста калибров, то есть около 5 метров), заряжением с казенной стороны. Калибр пищали составлял 45 мм, длина 4930 мм, вес 162 кг. Ствол запирался клином, который явился первым прототипом будущего клинового затвора использовавшегося еще в 19 веке. Другим характерным образцом дальнобойной осадной артиллерии 16 века стало орудие «Свиток», которое отлил мастер Семен Дубинин. Пушка имела ствол, снаружи украшенный как бы свитком, длиной около 4,5 метров и калибром около 200 мм. Ядра и гранаты, посылаемые этим орудием, легко преодолевали расстояние в 2,5 километра. Мортиры Андрея Чохова системы «Волк» стали первым в мире серийным выпуском артиллерийских орудий. Ничего подобного в Европе того времени не наблюдалось. Пятиметровые дальнобойные орудия и сверхмощные мортиры царской артиллерии приводили в ужас всех вассалов русской Империи.

Осадная пищаль "Скоропея". Андрей Чохов, 1590 год. Артиллерийский музей в Санкт-Петербурге. Фотография Александра Сакова, 2011 г.

В 16 веке Иван Васильевич, помимо бронзовых, начинает отливать гигантские чугунные пушки. Так, в 1554 г. Была изготовлена металлическая пушка калибром 26 дюймов (66 см) и весом 1200 Пудов (19,6 т), а в 1555 г. – другая, калибром 24 дюймов (61 см) и весом в 1020 Пудов (18 т). Мы можем сколь угодно размышлять, где зародилось чугунное литье, но ничего подобного в то время в Европе из чугуна не отливалось.

Осадная мортира времен Ивана Грозного, 16 век. Артиллерийский музей г. Санкт-Петербург. Фотография Александра Сакова 2011 г.

В середине XVI в. Царские оружейники создали первые эталоны артиллерийских систем залпового огня - многоствольные орудия, известные по документам того времени под заглавием "сорок" и "органов". «Первые "сороки" возникли в первой половине XVI вв. – о существовании в столичной армии таковых орудий сообщается в литовском документе 1534 г. В российских источниках "сороковой" порох упоминается, начиная с 1555 г... Стволы были соединены общим стальным желобком, в который засыпался порох для воспламенения зарядов и производства одновременных выстрелов» (14). Музыка этих «органов» стала заупокойной мессой для многих врагов православного Царства.

Осадная пищаль "Царь Ахиллес". Андрей Чохов, 16 в. Артиллерийский музей, Санкт-Петербург. Фотография Александра Сакова, 2011.

Среди работ Андрея Чохова были особенные шедевры многоствольной залповой артиллерии, к коим относится «стоствольная» скорострельная пушка. Современник писал про это чудо-изобретение: «Я видел одно орудие, которое заряжается сотнею пуль и столько же дает выстрелов, оно так высоко, что мне будет по плечо, а пули его с гусиные яйца» (15). Отлито это орудие было в 1588 году, вес его достигал 5300 килограммов. Представьте себе это ноу-хау в 16 веке! Да после залпа этой пушки всё войско противника в ужасе разбежится. Это орудие стало прототипом знаменитых русских систем залпового огня «Катюша» и «Град», традиции которых были заложены нашими великими предками. Разве наши историки вспоминают про эти славные страницы в школьных учебниках?

Но и это еще не все. Царские оружейники первыми в мире начали наносить на внутренний ствол орудий спиральные нарезы, как правило, от шести до десяти, что отмечается на многих русских пушках 17 века. До наших дней сохранилась пищаль 1615 года с десятью сферическими нарезами на внутреннем стволе. Это самое старое из дошедших до наших дней нарезных орудий, самая первая нарезная пушка в Европе появится только в конце 17 века, с 6 нарезами.

В XVII в. артиллерийское дело на Руси совершило значительный шаг вперед. В это время в Москве мастера уже делились на ствольников, станочников, замочников и др., т. е. теперь уже разные части орудий делали различные мастера, тем самым поставив производство орудий на поток. Русские мастера-оружейники в некоторых случаях вводили в свое производство усовершенствования, опережавшие технику и науку того времени. Так, в XVII в. два русских мастера изобрели затворы к орудиям - один изготовил пищаль с выдвижным затвором в виде клина (клиновый затвор), а другой придумал ввинчивающийся затвор. Только в XIX в. - двести лет спустя - европейская техника сумела освоить это русское изобретение, и орудия с подобными затворами (конечно, усовершенствованными) применяются теперь во всех армиях. Орудия, изготовленные русскими мастерами в XVII в., хранятся в Артиллерийском историческом музее в Ленинграде, как праотцы современных орудий с клиновыми и поршневыми затворами. Таким образом, уже в 16 веке имелись сотни образцов русских артиллерийских орудий, конструктивно близких к орудиям конца XIX века с вертикальными и горизонтальными клиновыми и ввинчивающимися затворами.

Интересно, что в конце 1880 году представитель династии германских оружейников Фридрих Крупп захотел запатентовать изобретенный им клиновой затвор. Но, увидев в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга скорострельную пищаль 17 века, уже тогда имевшую клиновой затвор, был просто шокирован. Русские оружейники шли впереди Европы всей, опережая европейцев на несколько веков! И это были не заезжие немцы, это сплошь и рядом наши отечественные умельцы. Один великий Чохов воспитал целую плеяду мастеров, среди которых особо выделялись Дружина Романов, Богдан Молчанов, Василий Андреев, Микита Провоторхов.

В 1547 году пушкари были выведены из стрелецкого войска в самостоятельный "Наряд", для руководства которым создали Пушкарский приказ (своего рода министерство артиллерии). Позже "Пушкарский Приказ" разделили на подразделения: городовой (крепостной), большой (осадный) и малый (полковой) наряды. С 16-ого века в каждом полку стрелецкого строя имелось от 6 до 8 «полковых пушек». И организация русского пушкарского дела была на высоте, каждому калибру орудия соответствовали свои калиброванные ядра и гранаты. В разрядной книге Пушкарского Приказа 16 в. не только названы все пушки и мортиры, но и сообщены их основные характеристики (вес ядра). Благодаря этому можно установить, что для некоторых типов орудий – "верхних пушек Якобовых", "полуторных" и "скорострельных" использовались единообразные по весу снаряды (14). И это задолго до Петра, при котором русское вооружение внезапно стало отсталым.

Поэтому про историю русской артиллерии историки говорить не любят. Эти славные страницы абсолютно не вписываются в современные догмы об отсталом русском войске до Петра I. Кстати сказать, лучшие образцы отечественного артиллерийского дела были уничтожены по «именному указу» Великого Реформатора. Было «велено перелить в пушечное и мортирное литье пушку «Павлин», что в Китае у Лобного места на роскате; пушку Кашпирову, что у нового Денежного двора, где был Земской приказ; пушку «Ехидну», что под селом Воскресенским; пушку «Кречет» ядром пуд десять фунтов; пушку «Соловья» ядром 6 фунтов, что в Китае на площади». Петр добросовестно исполнил главный заказ своих попечителей, и ужас вассальной Европы - царская имперская артиллерия перестала существовать.

68-гривенковая (216 мм) осадная пищаль "Инрог". Андрей Чохов. 1577 год. Музей Артиллерии, Санкт-Петербург. Фотография Александра Сакова, 2011 г.Обнаружена в 18 веке в немецком городе Эльбинге. Таковы были реальные размеры Российской Империи в 15-17 вв.

Но география обнаружения русских пушек красноречиво свидетельствует о былом величии Царской Империи. Первые две европейские ручные пушки, обнаружены и хранятся в Италии. Они сделаны из бронзы, но при этом имеют на себе орнамент из дубовых листьев и православный крест. В Италии никогда не было православных крестов, только латинские. Что делали пушки с русскими православными крестами на Апеннинах? Далее еще занимательнее. Две гигантские пушки мастера Андрея Чохова были обнаружены в Стокгольме, где находятся до сих пор. Очевидно, что там, где застыли русские пушки, там и были конечные цели походов, там и остались царские арсеналы. Кстати сказать, во время Ливонского похода 1577 года царь Иван Васильевич взял с собой пушку «Инрог». Этот поход стал одним из самых успешных российских походов, были захвачены практически все города и замки Ливонии, не считая Риги и Ревеля.... Однако после этого похода следы «Инрога» теряются и всплывают уже во времена Петра в немецком городе Эльбинге. Именно там и закончился поход Ивана Грозного в 1677 году – на берегах Эльбы, ни больше, ни меньше. В 18 веке благодарные немцы вернут Петру эту знаменитую пушку. Им больше нечего было бояться - пушки русских тиранов навсегда замолчали. Но география нахождения гигантских русских пушек красноречиво свидетельствует о реальных масштабах русского имперского влияния. Кстати сказать, знаменитый шелом царя Ивана Васильевича тоже был обнаружен в Стокгольме. Историки никак не могут объяснить этот факт. Но, если Стокгольм – это русский имперский город Стекольный, как именовали его в русских документах, то нахождение там русских пушек и царских шлемов вполне объяснимо.

Так кто был реальным Императором Европы? Леопольд? Максимилиан? Или все-таки русский Царь? Это напоминает спор лягушонка и слона, кто в джунглях хозяин. Лягушонок заквакает, слон шлеп ногой – и тишина... Понятно, за что принизили мощь и организацию лучшей в мире армии прусские борзописцы. Уж больно настрадались они за двести лет от русской имперской орды. Самой слабой русская армия была как раз при Петре Великом, когда проигрывала одно сражение за другим. В 16 и 17 веках не было на планете Земля силы, способной противостоять русскому оружию.

ЛИТЬЕ ПУШЕК НА РУСИ

Как мы убедились, у русского царя были не только претензии на Вселенскую власть, но и возможности эту власть взять и удержать. Но чтобы создать такую мощную армию и артиллерию, русскому императору нужно было иметь развитую металлургию и удобные рудные месторождения. Ни одна древняя цивилизация не могла бы добиться процветания без наличия природных ископаемых и в первую очередь металлов. Это аксиома.

Почти все русские пушки 15-17 веков были отлиты из высококачественной бронзы, куда в основном шла медь. А была ли на Руси медь? Тут у историков возникают серьезные проблемы, ибо, сузив размеры Русского Царства до малюсенькой Московии, русские оказались полностью отрезанными от всех медных приисков. А помимо меди для литья бронзы необходимы еще редкоземельные металлы: цинк, никель, олово и очень много угля. Где же взять такое богатство на Среднерусской возвышенности? Ближайшее место, откуда могла поступать вся эта руда вместе с углем – это Урал. Уральские месторождения тем уникальны, что руда здесь разнообразная и залегает на поверхности, не требуя шахтной добычи.

Согласно ТИ, первые разработки уральской меди начались при царе Михаиле Федоровиче. Начало же промышленного производства связывают с именем Демидовых во времена Великого Реформатора. Вот и получается, что вплоть до покорения Сибири в самом конце 16 веке, Урал был русским не доступен – там сидели ненавистные ордынцы. Ясное дело, ни о каких промышленных поставках стратегического сырья из враждебных ханств речи быть не могло. Тогда историки ссылаются на европейские источники поставок. В Европе есть только два места с богатыми месторождениями металлов - Германия и Швеция. Но именно эти страны постоянно враждовали с русскими царями, ждать сверх масштабных поставок оттуда тоже не приходилось. Да и как доставить такое огромное количество медной руды, олова, цинка, угля? Это сотни тысяч тонн – никакая торговля не справится. Доставку таких тяжеленных грузов можно было осуществить только морским путем, да и то при наличии сверхмощного флота. Но единственный русский порт в Архангельске был впервые открыт Англичанами только во времена Ивана Грозного, когда на Руси уже стояли тысячи огромных бронзовых пушек. Да и не известно ничего об этих сверхпоставках. Поэтому развитая металлургия Средневековой Руси это очень большая проблема, не имеющая решения в рамках ТИ.

Единственным реальным источником металла оставался Урал. Помимо относительной близости расположения, Урал тем уникален, что большинство речек впадает в Каму, которая в свою очередь течет в Волгу, а вся Русь, включая Москву, находилась в Волжском бассейне. Доставка столь тяжелых грузов водным речным транспортом – это идеальный и, повторюсь, единственно возможный вариант поставок.

Но добыча металлов на Урале сразу ставит жирный крест на монгольском завоевании Руси. Многовековое существование в Поволжье и Сибири враждебных татарских орд становится фикцией. Самое интересное, что уже в 1580-ых годах вся Западная Сибирь до Оби отмечена множеством русских поселений старателей. Объяснить столь стремительное заселение русскими таких неимоверных просторов в рамках ТИ не возможно. Многочисленные пушки известны на Руси с конца 15-ого века, задолго до покорения Сибири Иваном Грозным. Если сюда добавить гигантское колокольное литье, возникшее согласно летописным источникам с 10-ого века, то версия с неосвоенным Уралом становится полностью не состоятельной. Колокола на Руси всегда были огромными и в неимоверном количестве, в основном из меди и бронзы. При этом потребности в металле для литья колоколов были в десятки раз большими, чем для пушечного литья, хотя даже для литья пушек в рамках ТИ меди взяться было не откуда. Это еще один абсолютно независимый аргумент о несостоятельности немецкой версии покорения Руси монголами. У русских была развитая металлургия, но не было металла, а у мифических монголов был металл, но не было развитой металлургии. Такие вот ТИ-парадоксы.

Поэтому мы просто вынуждены значительно расширить реальные границы Средневековой Руси. Урал, или как его называли на Руси, Югорский камень был русским издревле. Это была главная материально-сырьевая база скифско-русского государства.

Подпишитесь на нас

Этап ремесленной литейной технологии начался с бурного освоения чугунолитейного производства, которое стало возможным с изобретением мощных воздухоотдувных устройств, позволивших создать более производительные печи для восстановления железа из руды. Кроме того, возрос спрос на чугунные ядра и чугунные пушки.

Изготовление пушек представляло собой довольно сложный трудоемкий технологический процесс.

Сначала глиняную модель на деревянном стержне. На этот стержень первоначально наматывали соломенный канат, который обмазывали глиной. С помощью шаблона формировали наружную поверхность модели, диаметр которой должен был быть на 20-25 мм меньше внешнего диаметра готовой пушки. Когда глина подсыхала, на модель наносили последний слой, состоящий из воска и сала, к которым для твердости примешивали толченый уголь. Украшения (гербы, надписи и т.п.) делали отдельно в гипсовых стержневых ящиках и прикрепляли к телу модели.

Изготовление самой литейной формы начиналось с нанесения кистью слоя тощей глины, смешанной с углем и волокнистыми материалами (соломой, паклей). Толщина слоя составляла примерно 15 мм, а число таких слоев достигало 25-30. затем наносили слои жирной глины, пока общая толщина глиняной обмазки достигала 120-150 мм в зависимости от диаметра орудия. После этого накладывали поперечные обручи, а на них - ряд продольных брусьев. По окончании обмазывания и подсушивания (при этом восковой слой вытапливается) удаляли деревянные стержень. Далее вставляли керамический стержень. Прилепляли отдельно изготовленную форму казенной части и приступали к заливке.

Уникальным памятником литейного искусства ХVI века является Царь-пушка - выдающееся творение русского мастера Андрея Чохова. Согласно надписи на пушке она была отлита по указанию царя Федора Иоанновича в 1586 г. Масса ее - более 2400 пудов (40 т), длина - 5,34 м, калибр - 89см. По замыслу вес ядра составлял 120 пудов, масса одного порохового заряда - 30 пудов.

Царь-пушка славиться не только своими размерами, но и художественными достоинствами. Пушку украшают тонко выполненные изящные барельефы. На правой стороне дульной части изображен царь Федор в полном царском облачении, со скипетром, едущий верхом. Царь-пушка была создана как боевое орудие для обороны Кремля, но из нее не было сделано ни единого выстрела.

Особой областью литейного искусства является литье колоколов. Оно достигло расцвета в средние века, однако основные технологические приемы накапливались тысячелетиями.

Колокольный набат извещал о нашествии врагов, мятеже, пожаре, эпидемии чумы. Под колокольный звон казнили людей. По сигналу колокола новгородцы собирались на вече. В деревнях России в пургу днем и ночью звонили колокола, чтоб путники находили дорогу. Колокола, устанавливаемые на кораблях или в опасных местах побережья, в туман предохраняли корабли от столкновений и крушений. Трезвон церковных колоколов, то радостный и заливистый, то торжественно-плавный, то томительно-скорбны, сопровождал человека в течении всей жизни.

Колокол должен был обладать громким, звучным и чистым голосом, мелодичным и определенного тембра.

Для звучания буддийских колоколов характерна камерность. Их звон не сигнал бедствия, не призыв к действию. Это - голос, вызывающий к богам. На боковой стороне колокола есть литое пятно, в которое ударяют бревном, подвешенным на веревках или цепях. Звук получается мягким, приглушенным. Сам колокол должен быть хорошим аккумулятором и резонатором звука, чтобы возникший через несколько секунд после удара и нарастающий гул казался ответом "небожителей", которому дает истолкование монах.

На колоколах, как правило, выполняли всевозможные надписи. Первоначально они содержали сведения о времени изготовления колокола, религиозные тексты. Позднее их форма и содержание усложнились, появились посвящения различным историческим событиям, государям.

Особенно часто надписи встречаются на восточных колоколах на поверхности пекинского колокола "Та-гжун" отлито несколько буддийских.канонов - более 200 тысяч иероглифов, что соответствует китайской книге среднего формата объемом около 300 страниц.

Ранние колокола имели тюльпановидную или бочкообразную форму, которая сохранилась в некоторых восточных колоколах, а также в колокольчиках, гирлянды которых вешают на шею верблюдам.

Со временем форма менялась довольно существенно. Мастера разных стан вырабатывали свой определенный стиль.

Европейские колокола приобрели заметно расширяющуюся нижнюю часть, что сохранилось до наших дней. Для этих колоколов характерна тщательная обработка поверхности, которую украшали рисунками и надписями, сначала выдавливанием, а позднее выпуклыми (украшения выполняли, прикрепляя на форму восковые элементы).

Восточные колокола отличаются от европейских. Китайские, например, по форме часто напоминают цветы колокольчика. В Китае колокола издавна отливались из чугуна. Чугунная отливка не подвергалась механической обработке, о чем говорят сохранившиеся заливы металла в стыках форм. Литейные формы китайских колоколов, в отличие от европейских цельных, были составными.

По мере развития техники литья увеличились размеры и масса колоколов. Литье колоколов стало своеобразной демонстрацией мощи. Кто умел лить, мог лить и пушки.

Крупные колокола обычно формировали в ямах недалеко от плавильных печей, чтобы заливать металл самотеком.

В яме выкладывали из обычного кирпича цоколь. В центре цоколя помещали деревянную стоку, к которой крепился временный шаблон для изготовления нижней части пустотелого болвана. Затем шаблонную систему заменяли постоянной металлической для окончательной формовки болвана. Внутренняя полость болвана представляла собой топку, в которой сжигали дрова или уголь для сушки болвана. Последние слои болвана делали из песка и глины, разведенной на квасном сусле. Высушенный болван окрашивали смесью, состоящей из молотой золы, которую разводили в мыльной воде или пиве, а затем смазывали салом.

На готовый болван с помощью шаблона наносили глиняную рубашку - место будущего тела колокола. Рубашку подсушивали и покрывали составом, приготовленным из мыла, сала и воска. На обработанную поверхность наносили различные рельефные изображения: надписи, орнаменты, рисунки. Эти изображения готовили из смеси воска, канифоли, сурика и сажи.

Приготовленный болван служил в дальнейшем как бы моделью колокола. По нему готовили нижнюю опоку с каркасами и другими приспособлениями.

После подсушки кожух снимали, удаляли глиняную рубашку, доделывали литниковую системы и другие элементы формы и окончательно собирали ее под заливку.

Заливка металла, как уже говорилось выше, обычно происходила самотеком.

После затвердевания металла форму разрушали, отливку извлекали, очищали и производили отделочные работы - чеканили, шлифовали.

Нигде в мире колокола не достигли такого совершенства, как в России. Русские колокола поражают не только соей формой и искусством исполнения, но и красотой звука. Части колоколов так соразмерны, что дают три тона: первый - в месте удара, второй - (полутон верхнего) на середине колокола, третий (на целую октаву ниже) - вверху.

Первые колокола появились в России на Руси в Х веке. Но наибольшего совершенства мастерство литейщиков достигло к началу ХIV века.

При Иване Грозном осваивается литье чугунных колоколов. К концу ХIV века в Москве насчитывалось не меньше 5000 колоколов.

Первым из колокольных дел мастеров в летописях упоминается московский мастер Борис (1342 г.)

К ХVI веку мастерство русских литейщиков достигло такого уровня, что они смогли приступить к отливке колоколов - гигантов.

Московский мастер Николай Немчинов отливает в 1532-1533 г.г два колокола, один весом 500, а другой 1000 пудов.

Андрей Чохов, бывший в течении 64 лет придворным литейщиком и прославившийся изготовлением Царь-пушки отливает во времена Бориса Годунова колокол "Реут" весом больше 2000 пудов, почти равный одному из крупнейших в то время пекинскому колоколу.

При царе Алексее Михайловиче было задумано отлить колокол невиданных размеров массой 10 000 пудов. Иностранные мастера брались изготовить этот колокол за 5 лет. А выполнил царский заказ в 1654 г. менее чем за один год мастер Емельян Данилов, представитель знаменитой московской семьи литейщиков Даниловых.

В 1655 г. всего за 10 месяцев Александром Григорьевым был отлит Успенский колокол - "отец" Царь-колокола, по массе почти равный своему знаменитому "потомку". О масштабах работ говорят следующие цифры. Чтобы выплавить металл, построили 5 печей, вмещавших 2500 пудов каждая. Для загрузки только одного куска шихта требовалось одновременно 40-50 стрельцов. Металл плавили в печах три дня, а заливали в форму почти сутки. Отливка остывала в течении нескольких дней. Верх формы снимали с помощью 16 блоков. Для выбивки отливки из формы потребовалось по 70-80 стрельцов на каждый из шестнадцати блоков.

Колокол поражал очевидцев своей красотой. На нем были искусно изброжены царь, царица, патриарх Никон и херувимы. Сирийский путешественник Павел Алеппский утверждал; "Ничего подобного этой редкости, великой, удивительной, единственной в мире нет, не было и не будет: она превосходит силы человеческие". А звук его он сравнивал с громом.

Успенский колокол, как и его предшественники-гиганты, не сохранился до наших дней. Через 46 лет он стал жертвой большого московского пожара. Его лом пошел на изготовление Царь-колокола, единственного уцелевшего свидетельства искусства русских литейщиков.

Иван Моторин, создавший шедевр колокольного литья, принадлежал к одной из знаменитых династий литейщиков. Царь-колокол оказался лебединой песней Ивана Моторина.

При изготовлении уникального колокола Иван Мторин показал себя не только талантливым литейщиком-художником, но и отличным организатором. Однако из-за того что ему то и дело приходилось обращаться за помощью в сенат, пуск печей затянулся на несколько месяцев. При плавке произошли две аварии. После второй аварии И. Моторин умер, так и не увидев своего детища.

Литье самого крупного в мире колокола (256т) завершил его сын и помощник Михаил. 25 ноября 1735 г. была произведена заливка. Колокол из литейной ямы не вынимали, над ним устроили деревянное сооружение. Во время пожара строение загорелось, колокол раскалился и, когда его начали заливать водой, треснул - откололся кусок весом 11,5 т.

В 1836 г.оду Царь-колокол установили на постаменте около колокольни Ивана Великого в Кремле.

В дореволюционной России признанным центром колокольного дела был город Валдай. Здесь отливали тысячепудовые колокола для главных храмов Москвы и Петербурга. Но особой известностью и любовью заслуженно пользовались валдайские колокольчики. По чистоте голоса и мелодичности они уступали колокольцам из бельгийского города Мехелен-Малин, от которых пошло выражение "малиновый звон".

К сожалению, в наши дни только ростовские звоны напоминают о гармоничности согласии колоколов, которое было характерной приметой русской жизни в ХVI - ХVII веках. Впоследствии гармоническая слаженность колоколов отошла на задний план, а главным стали ритмические достоинства. Это повлияло на технологию, еще больше отдалив форму русских колоколов и технические приемы их литья от европейских.

Сегодня колокола звучат не только в храмах. Ведущие оперные театры страны имеют достаточно большой набор колоколов, без которых нельзя почувствовать всю глубину замысла композитора и красоту многих музыкальных произведений. В Мариинском театре Санкт-Петербурга во время оперных спектакле звучат голоса до 18 колоколов, больших и маленьких, массой от 3 т до 5 кг. Колокольный звон включили в свои произведения почти все русские композиторы - от Глинки до Стравинского. В Мариинском театре есть набор не совсем обычных по форме, чашкообразных колоколов, звучание которых составляет хроматическую гамму.

Личность человека, чье имя стоит в названии данной книги, довольно таинственна, если не сказать загадочна. Даже имя его есть в большой степени условность. Андрей Чохов – именно так мы привыкли именовать этого мастера. Однако же если имя его Андрей не вызывает споров, то Чохов – это не фамилия, по крайней мере в том ее значении, которое мы используем сегодня. Формулировка «Андрей Чохов сын», как обычно в прижизненных документах XVI – начала XVII вв. обозначали этого мастера, дословно означает, что отца Андрея звали Чох. Доподлинно неизвестно, когда он родился, как, впрочем, и когда он умер. Вообще, большая часть его личной биографии теряется во мгле того непростого времени, в котором он жил. Это же обстоятельство сказалось и на том, что о жизни и деятельности Андрея Чохова почти не сохранилось никаких архивных документов. Зато широко известен его талант металлурга и инженера, сыгравшего важную роль в развитии отечественных технологий литья, изготовления артиллерийских орудий и колоколов. Зримым олицетворением его таланта сегодня является всем известная Царь-пушка – один из крупнейших в мире бронзовых цельнометаллических орудийных стволов своего класса, которая ныне находится в Кремле. Но она не одна. Единственными сохранившимися свидетелями жизни этого знаменитого русского литейщика были и другие его детища: пушки и колокола. А надписи на них до сих пор служат для нас главными скрижалями его биографии. В предлагаемой книге делается попытка восстановить через их призму основные вехи биографии этого замечательного мастера.

Из серии: Великие умы России

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Андрей Чохов (Д. А. Гутнов, 2016) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

О литье пушек на Руси

В силу всего вышесказанного, о детстве и юности Андрея Чохова можно только догадываться. Известно лишь, что он был принят на Московский Пушечный двор подмастерьем к мастеру Кашперу Ганусову, и первое свое самостоятельное творение – медную пищаль – отлил в 1568 г. «На ней орел двоеглавной, наверху орла три травы, у казны трава ж, в травах подпись: Лета 7076 (1568 г.). Делал Кашперов ученик Андрей Чохов. Весом 43 пуда», – гласила надпись на орудии.


Пушка Кашпера Ганусова.


Об учителе Андрея Чохова мастере Кашпере Ганусове известно, что он числился при Московском Пушечном дворе с 1550 по 1564 г. и по происхождению был «немцем». В силу того, что немцами («немыми» людьми) в ту пору называли всех иностранцев, сегодня национальную принадлежность Ганусова оценить затруднительно. Он мог быть и выходцем из германских земель, и голландцем, шотландцем, литвином или кем-то иным. Но это не важно. Нам известно, что за проведенное в Москве время он отлил как минимум одиннадцать орудийных стволов, ни один из которых до нашего времени в целом виде не сохранился. Но еще в конце XVII в. его пушки не были редкостью в описаниях «крепостных нарядов» многих русских городов. Так, в одном Смоленске пушек его работы насчитывалось пять, а опись «московского крепостного наряда», относящаяся к началу XVIII в., упоминает еще о восьми орудиях Ганусова весом от 36 до 52 пудов, три из которых датированы 1566 г. Единственная пушка его работы, и то в весьма потрепанном виде, ныне экспонируется в Музее артиллерии в Санкт-Петербурге.

Наиболее известным его орудием стала первая Царь-пушка – гигантское по тем временам орудие, отлитое из чугуна в 1554 г., длиной 448 см, калибром около 53 см, весом 19 тонн. Стреляла она каменными ядрами весом в 320 кг. На изготовление ее у Ганусова с учениками ушло около полутора лет. Можно предположить, что Андрей Чохов в это время уже был учеником этого мастера. До начала XVIII в. эта пушка наряду с Царь-пушкой Чохова украшала Красную площадь, но затем по приказу Петра Великого была отправлена на переплавку. Поэтому ныне довольно трудно определить тип этого орудия. Учитывая косвенные данные на основе описи пушки, сохранившейся в архиве Пушкарского приказа, большинство исследователей классифицируют ее как мортиру.

Сохранились сведения еще о нескольких пушках Ганусова. Большая 150-пудовая пищаль «Гладкая» кашперового литья участвовала во Второй Смоленской войне в 1632–1634 гг. Другое орудие – 185-пудовая пищаль «Острая Панна», в течение многих лет находилось в составе Смоленского «крепостного наряда». Известно, что из восьми числившихся в Московском Кремле до начала XVIII века его пушек пять участвовало в осаде Нарвы Петром I в 1700 г. и были там утеряны в ходе отступления русской армии.

С именем Ганусова связывают также и отлитый им в 1550 году благовестный колокол рекордным весом в 22 000 пудов (около 35 тонн). Он был назван «Лебедем» из-за светлого оттенка металла. Огромный вес колокола потребовал отдельно стоящей деревянной звонницы, поскольку звоновые ярусы колокольни Ивана Великого по тем временам вмещали лишь колокола весом не более 500 пудов. Судьба колокола оказалась непростой – в 1571 году Москву разорил крымский хан Девлет-Гирей: во время разграбления столицы он был поврежден. Чтобы колокол снова ожил, его требовалось перелить – расплавить и отлить из получившегося металла новый, имеющий ту же форму. Именно эту операцию и доверили ученику Кашпира – нашему герою Андрею Чохову. Согласно одной из устоявшихся версий его биографии (впрочем, не имеющей документального подтверждения) успешно восстановив колокол, Чохов стал мастером на Пушечном дворе.

Так или иначе, в силу приведенной выше надписи на пушке считается, что временем начала работы А. Чохова как самостоятельного мастера на Московском Пушечном дворе все же является 1568 г. Исходя из этой даты и зная, что в середине XVI–XVII вв. срок пребывания учеником мастера составлял 10, 20, а то и все 30 лет, чисто теоретически считается, что дата рождения нашего героя лежит где-то в промежутке между 1540–1545 гг.

Общеизвестен факт, что первые пушки заговорили со стен белокаменного тогда еще Кремля в 1382 г. при попытке взять Москву ханом Тохтамышем. Правда, пушки эти, называемые летописью тюфяками, ни по размеру, ни по калибру не подходят под наше представление о том, что является артиллерией в современном понимании этого слова. Они были гораздо меньше тех пушек, которые ныне украшают своим грозным видом здание Арсенала в Московском Кремле, не имели стандартного калибра, наиболее ранние из них были еще не литыми, а сварными: орудийный ствол изначально получали при помощи сварки свинцом откованных железных полос, скрепленных затем медными обручами наподобие бочек. Отдельно изготавливали казенную часть. Такая техника была пригодна для изготовления лишь орудий небольшого размера и не могла обеспечить их надежную эксплуатацию.


Тюфяк XIV в.


Стреляли они по преимуществу каменным дробом (картечью). Не буду говорить, что скорострельность, прицельность, дальность стрельбы подобных орудий также желали лучшего. Более того, качество пороха и такой тип конструкции приводили к тому, что первые орудия заряжались с казенной части. Патрон с зарядом состоял из металлического сосуда с рукоятью, укреплявшегося в задней части ствола специальными клиньями. Часто случалось, что во время выстрела этот «патрон» разрывался и своими осколками поражал близко стоящих людей, а ствол пушки разлетался вдребезги. Поэтому первые пушкари перед выстрелом обычно прятались в укрытия или ямы. Тем не менее и такие пушки считались грозным оружием своего времени.

Одним из уникальных образцов подобного вооружения является старейшая из сохранившихся русских пушек, которая ныне является экспонатом краеведческого музея Твери. Эта пушка выкована из одного куска железа. Поскольку изготовлена она в XV веке, у нее нет столь характерных для более позднего времени цапф и дельфинов, а к торели вместо винограда приварено кольцо. Ее калибр составляет 140 мм, а длина ствола – 4100 мм. Короткий ствол и расширение канала ствола от казанной к дульной части может свидетельствовать, что перед нами один из ранних образцов мортир – орудий, предназначенных для навесной стрельбы.

В связи с вышеозначенными недостатками кованых орудий уже в XV в. изготовление артиллерийских орудий перешло из рук кузнецов к «литцам» – литейных дел мастерам, ибо литые орудия были более прочны и надежны. Технология литья к тому времени была наиболее разработана лишь в изготовлении колоколов. Поэтому первыми специалистами-оружейниками стали мастера, основным занятием которых до этого было литье колоколов. Тем же был и материал: медь с присадками олова. Правда, получавшаяся из этого сплава бронза, придававшая колоколу густой и благозвучный звук, не подходила артиллеристам: она была мягкой и часто не выдерживала давления пороховых газов, образующихся в стволе во время выстрела. Поэтому ее состав для оружейных нужд был изменен. Единого рецепта оружейной (как, впрочем, и колокольной) бронзы не существовало. Каждый мастер хранил свои секреты и использовал результаты их испытаний сам. Хотя естественно, что за годы практической работы допустимое соотношение меди и олова в бронзе для пушек и колоколов было экспериментально установлено и проверено. Однако ни о какой стандартизации изготовления в то время речи еще не было.


Станок для стрельбы и пушка XV в.


Во всех случаях цельнолитая пушка из бронзы была предпочтительнее. Во-первых, значительно ускорился и упростился процесс производства, появилась возможность более точно воспроизводить калибр орудия. Во-вторых, появилась возможность существенно улучшить конструкцию. К таким улучшениям следует отнести цапфы, позволявшие проще менять угол наклона орудия при стрельбе, дельфины – скобы на стволе для его удобной переноски, простейшие прицельные приспособления (мушка и прорезь).

Поначалу в качестве снарядов для пушек использовались каменные ядра. Довольно много таких ядер и сегодня находят археологи и строители при ремонте брусчатки на Красной площади, при археологических раскопках в районе Китайгородских стен, Земляного вала и в других местах. И лишь много позже ядра стали лить из железа. Довольно долго практиковались и снаряды, изготовленные по «переходной» технологии: каменное ядро обливалось свинцом и в таком виде использовалось в качестве артиллерийского снаряда. Появившиеся позже железные ядра выковывались на наковальнях, а потом вытачивались на точилах. Для поджигания деревянных построек и укреплений неприятеля перед самим выстрелом ядра докрасна калили в специальных горнах и обматывали тряпьем.


Образцы ядер XV–XVI вв.

Еще раз о пушках при Лепанто


Плавное изложение истории сражения при Лепанто вновь прервем небольшим отступлением, на этот раз о характеристиках артиллерии второй половины XVI века, которые вызвали наибольшее количество вопросов в комментариях к предыдущим постам.

Начнем с качества артиллерийских орудий, имевшихся на вооружении сторон в морском сражении 1571 года. Прежде всего отметим, что практически все корабельные орудия той эпохи большого и среднего калибра отливались из бронзы, – сплава, основными компонентами которого являлись медь и олово. Из железа изготавливали в основном малокалиберные стволы, находящиеся на вооружении сухопутных войск или частных парусных судов. Железные стволы как правило не отливали, а изготавливали путем сварки (горячей ковки) собранных в трубу железных пластин, охваченных железными же обручами. Литье железных орудий относится к более поздним периодам истории.

Отливка орудий из чугуна, попытки которой предпринимались еще в конце XV века, находилась пока на экспериментальной стадии. Низкое качество чугунных стволов приводило к довольно частым из разрывам. Поэтому появление «серийных» орудий из чугуна можно отнести лишь к XVII веку. В этом рассказе о них мы говорить не будем.

Назовем кратко основные этапы отливки бронзовых орудий.

1. Изготовление модели будущего орудия в масштабе 1:1.
2. Изготовление формы.
3. Плавка бронзы.
4. Литье.
5. Охлаждение готового изделия и освобожнение его от формы.

Для изготовления модели подбирали деревянную болванку-сердечник круглой или граненой конической формы соответствующих размеров, которую помещали на кóзлы. Вращая заготовку, на нее наматывали жгуты из соломы, стараясь приблизительно следовать будущей форме орудия.

Иллюстрация из «Энциклопедии» Дидро и Даламбера. Хотя эта и следующие гравюры относятся к более поздней эпохе, технология литья пушек из бронзы изменилась мало


Далее формовщики вручную наносили на сердечник слой за слоем глины, смешанной с песком и водой, давая каждому слою просохнуть на воздухе. Над последним слоем из жирной глины с шерстью работал опытный модельщик, придавая ему необходимую форму с помощью лекал.


Полученная модель была несколько длиннее ствола, в ней предусматривался воронкообразный прилив (materozza ), в котором должен находиться избыток бронзы при заливке формы, обеспечивающий заполнение каверн и пустот при остывании изделия.

Затем к полученной модели добавляли цапфы (на расстоянии 0,3 длины ствола, считая от казенной части) и наносили орнамент из воска с помощью специальных форм. Всю модель покрывали слоем расплавленного воска, чтобы обеспечить более легкое последующее ее извлечение из формы.


После того, как модель хорошо просохнет, начинали изготовление литейной формы. Материалом служила смесь глины и песка. Материал для первого слоя разводили водой до такой степени, чтобы можно было наносить его с помощью кисти. Каждый слой просушивали на воздухе, так как наличие внутри воска не позволяло использовать подогрев. После накладки четырех-пяти первых слоев, начинали использовать более жесткую глину, и слегка подогревать форму для ускорения сушки. Таким путем доводили толщину стенок формы до четырех-пяти дюймов, в зависимости от калибра орудия (в дальнейшей истории толщину стенок крупнокалиберных орудий доводили до 300 мм). На верхний слой крепили каркас из металлических полос, связанных проволокой, для придания жесткости всей форме. После окончания просушки всех слоев глины на воздухе извлекали из формы модели цапф, а образовавшиеся отверстия заделывали глиной


Затем следовала окончательная просушка формы путем разведения под ней огня.


Готовую форму снимали с козел и извлекали из нее сердечник, за которым следовал соломенный жгут, разматывая который можно было освободить всю полость будущего ствола. После этого ствол ставили вертикально на железную подставку


Разводили огонь, в результате чего выплавлялись восковые модели декоративных украшений и ручек орудия, а также плавился нанесенный ранее слой между моделью и формой. Верхняя часть модели, ставшая после обжига хрупкой, легко разрушалась и извлекалась, оставляя чистую форму для отливки. По мере совершенствования технологии на этапе формовки модели делали специальные канавки, которые заполняли сначала соломой, а впоследствии канифолью. Эти канавки облегчали разрушение и извлечение модели из формы. Сердечники, как правило, использовались многократно. Затем в получившуюся форму вставляли новый сердечник, но уже по форме будущего канала ствола, и форма ствола была готова к заливке металла. Форму казенной части как правило изготавливали отдельно от формы ствола, после чего обе формы соединяли вместе.

Обсудим теперь важный вопрос: состав сплава для изготовления орудийных стволов. В годы высшего расцвета технологии отливки бронзовых орудий в начале XIX века артиллерийская бронза содержала 80 процентов меди, 10 процентов олова, 1 процент кремния и 2 процента цинка. Цинк обеспечивал лучшую текучесть расплавленной бронзы, тем самым снижал количество пор и каверен в отливке. Кремний (в различных бронзах его содержание колебалось от 0,03 до 1,5 процентов) уменьшал содержание в сплаве оксидов, что повышало твердость и износостойкость бронзового орудия.

В Венеции XVI века была изобретена технология, которая значительно повысила качество выплавляемой бронзы. Когда медь и олово (которые составляли 90 % состава будущего сплава) достигали в процессе плавки жидкого состояния, в расплав добавляли 10 процентов так называемой «венецианской латуни» (laton ), представляющей собой сплав меди с добавлением минерала каламин (водосодержащий силикат цинка, современное название гемиморфит . Его состав (в %) 67,5 ZnO; 25 SiO2; 7,5 H2O). Благодаря добавке каламина в сплав вводили цинк и кремний. (Дело в том, что цинк в чистом виде был выделен А.С. Маргграфом лишь в 1746 году, почти два века спустя после рассматриваемой нами эпохи.) В одном секретном венецианском документе XVI века о составе артиллерийской бронзы написано: «per ogni mier de rame £ 80 de stagnio et £ 100 latton ...» («на каждую тысячу фунтов меди 80 фунтов олова и 100 фунтов латуни…»). К подбору исходных материалов для артиллерийской бронзы венецианцы подходили очень строго. На подконтрольных республике территориях было достаточно месторождений медных руд, в частности, большое месторождение находилось в районе Агордо неподалеку от Венеции, однако даже после предварительной очистки эти руды уступали привозным из Тироля. Поэтому правительство Венеции предпочитало покупать медь у германских купцов, несмотря на то, что цены на привозную медь после войны Камбрейской лиги подскочили с 40 до 70-80 дукатов за тысячу фунтов. Первоначально и латунь для изготовления качественных сплавов покупали в Германии, однако затем миланец Santin del Re нашел “… un nuovo modo di far latoni migliori de i Todeschi ….” (новый способ изготовления латуни, превосходящей латунь из Германии…). Ему было предложено вознаграждение в размере трех дукатов в месяц в обмен на поставки этой латуни а Арсенал по цене 4 дуката за каждую тысячу фунтов сплава. Современные исследования показали, что состав венецианской артиллерийской бронзы обеспечивал очень низкий по тем временам коэффициент линейного расширения - 0,77 %, а следовательно – высокое качество изготовленных из нее орудий.

В 1974 году был проведен химический анализ венецианской артиллерийской бронзы, образцы которой взяли из орудий, находящихся в Историческом военно-морском музее Венеции. Работы были организованы известным историком флота John Guilmartin в Лаборатории ВВС США. В доставленных образцах содержание олова составило от 3 до 10 %. Результаты количественного анализа бронзы образца, взятого у дульного среза, приведены в следующей таблице:

К этим данным надо подходить с осторожностью: состав сплава у поверхности изделия может сильно отличаться от состава в его внутренних областях. Посмотрим на диаграмму состояния медь-олово


Диаграмма состояния медь-олово, фрагмент


Как видно, температура плавления чистой меди 1083°С. Присутствие олова снижает температуру плавления сплава, в зависимости от концентрации олова, до 1030-820°С.

По мере остывания отливки происходит кристаллизация сначала фазы, содержащей небольшой процент олова, и лишь с понижением температуры начинают отвердевать фазы с большим содержанием олова: около половины всего изделия кристаллизуется в форме α-фазы, затем, при достижении содержания олова в оставшемся растворе до 18% происходит выделение переходной β-фазы, которая в дальнейшем переходит в композицию α- и δ-фаз. По этой причине у достаточно длинных отливок, находящихся в вертикальном положении (а именно к таким изделиям относятся артиллерийские стволы) состав сплава далек от гомогенности, и следовательно по характеристикам поверхностных слоев нельзя судить о составе бронзы во внутренних частях изделия.

В следующий раз продолжим обсуждение этого вопроса, подключив к нему характеристики бронзовый орудий из Османской империи.

С. Константинова
Химия и Жизнь №6, 1983 г., с. 82-89

Сравнительно недавно при рытье котлована для московского универмага "Детский мир" строители нашли груды специально обожженного древесного угля - классического топлива для металлургии дококсовых времен. Это значило, что здесь когда-то был крупный центр литейного производства. Неудивительно - рядом Пушечная улица, а улицы старой Москвы назывались достаточно красноречиво. Кузнецкий мост, например, или Сыромятники. Кузнецкий мост, кстати, рядом.

Увидеть, каким был главный арсенал Московской Руси, можно в Музее истории и реконструкции Москвы, на акварели А. М. Васнецова "Пушечно-литейный двор в XVI в.". Писано в 1918 году, однако фантазия художника основывалась на кропотливой работе со старыми планами и документами.

"ДВОР, ЧТО ПУШЕЧНЫМ ПРОЗВАЛИ"

Пушечный двор, основанный в самом конце XV в., не был, как известно, первым государственным пушечно-литейным заводом в Москве. До него была Пушечная изба, поставленная в 1479 г. у "трех мостов из Фроловских (Спасских) ворот в Китай-город", то есть в непосредственной близости от Кремля. Для литья пушек по итальянским образцам был выписан из Венеции механик, инженер и архитектор Аристотель Фиорованти. Два его детища - Успенский собор Кремля и Пушечная изба (собор и изба!) - остались в истории нашего государства.

Как выглядела Пушечная изба, сказать трудно - не сохранилось не только изображений, но и описаний, достаточно подробных. Да и просуществовала она всего десять лет - до первого большого пожара. Но это не смогло задержать развития русской артиллерии: производство пушек вскоре было налажено на новом Пушечном дворе, вынесенном за пределы Китай-города. Возможно, в этом (уже тогда!) проявилось стремление относить промышленные предприятия подальше от жилых массивов?

Однако сами пушкари-литейщики (литцы, как тогда говорили) ставили свои дома поближе к месту работы. На берегу реки Неглинки появилась пушкарская слобода, а по-соседству с ней и кузнецкая, жители которой делали нужный при литье и доводке литых пушек инструмент.

Большое круглое здание с высокой конусообразной крышей в центре акварели Васнецова - амбар с плавильными печами. Историки считают, что таких амбаров было два. Художник же изобразил только один. Почему? Несомненно, все, что касалось Пушечного двора, следовало хранить в секрете от иностранных "гостей" и путешественников. Их записки и планы, безусловно, были важным источником военной информации в те неспешные времена.

По прошествии веков эти самые записки стали документами истории. Можно предполагать, что А. М. Васнецов пользовался планом Москвы 1610 г. Не потому ли изображен один плавильный амбар? А может, все дело в композиции - художник всегда остается художником.

Пушкари числились служилыми людьми, подчинялись Пушкарскому приказу. Служба эта была наследственной, известны целые династии мастеров. Уже в 1483 г. появляются в документах имена московских пушкарей Якова Булгака и Микулы Кречетника. Интересно, что мастер-литец в XVI веке был не только конструктором и изготовителем своих орудий, но и артиллеристом. Во время похода русской армии на Казань в 1506 г. вместе с войсками были посланы несколько русских и иноземных специалистов. Разбитое под Казанью войско потеряло пушки и припасы. Один из пушкарей с риском для жизни спас свои пушки, на что великий князь Василий III гневно сказал ему: "Ты берег наряд, а не берег себя... Знай же, что люди искусные мне дороже пушек. Я ни во что не ставлю потерю их, лишь бы у меня остались люди, умеющие лить пушки и обходиться с ними"...

Мастера-оружейники высоко ценились на Руси и в более поздние времена. Хотя первоначально они делали... тюфяки - самые первые русские орудия назывались тюфяками. Название пошло от турецкого слова "туфенк", означающего ружье. Стволы тюфяков склепывали из кованых полос железа, соединяемых железными обручами примерно так, как бочонки. Такие пушки нередко разрывались, не выдержав давления пороховых газов.

Начиная с XVI в. стволы пушек стали отливать из бронзы. Как колокола, которыми Русь славилась издавна. Технику литья в значительной мере заимствовали у колокольных мастеров.

Для тех, кому некогда вникать в тонкости литейного дела, приведем краткий старинный рецепт: "Возьми дырку, обей ее бронзой, и ты получишь пушку". Этот рецепт может показаться шуткой, но, как и во всякой шутке, здесь есть доля истины...

И ЛИТЦЫ, И ИСПЫТАТЕЛИ

Как и колокола, пушки в XVI в. отливали по глиняным моделям. Суть метода описана в "Химии и жизни" (1982, № 9), в статье о колоколах. Для оружейников очень важна была модель дырки: стержень, обмотанный веревкой и обмазанный глиной. Его устанавливали по центру глиняного же кожуха, скрепленного обручами. Диаметр стержня и определял калибр орудия, соотношение диаметров "дырки" и кожуха - прочность ствола.

К пушечной бронзе предъявлялись несколько иные требования, чем к колокольной. В ней искали сочетание достаточно высокой твердости с необходимой вязкостью. Сопротивление износу, максимальная плотность литья (отсутствие скрытых дефектов), стойкость против коррозии - вещи само собой разумеющиеся, но не очень-то легко достижимые. Русские литцы нашли оптимальное соотношение металлов: 89-91% меди и 9-11% олова. (В колокольной бронзе олова больше, в среднем 20%.)

Плавили пушечную бронзу в открытых пламенных печах, которые топили обожженным древесным углем. Расплавленный металл перемешивали деревянной мешалкой и, когда его температура достигала 1100-1150°С, тонкой струйкой заливали в форму - дырка обрастала бронзой. Вот мы говорим о градусах, процентах, но эти "премудрости" литцам были незнакомы. В работе они опирались на собственный опыт и наблюдательность. Понятно, что у каждого мастера были свои производственные секреты, но известно, что наиболее важные отливки велись коллективно. Значит, литцы могли перенять друг у друга приемы работы. Естественно, были у мастеров и подмастерья, ученики, преемники.

Индивидуальность мастера проявлялась в основном не в работе с металлом, а на более ранней стадии формовки модели. Старинные мастера не знали стандарта. Никогда они не повторяли не только чужих моделей, но и своих, за исключением редких случаев, когда нужно было восстановить потерянное в бою орудие. Обычно отливки отличались друг от друга не только внешним убранством - практически все их технические и боевые характеристики зависели от воли и знаний мастера. По собственному усмотрению он назначал длину, толщину, калибр орудия, наружные очертания и, конечно, украшения. Припасы для таких орудий тоже, естественно, были строго индивидуальными. Хорошо это или плохо, не нам судить. С одной стороны, унификация, взаимозаменяемость деталей, возможность фабриковать единые для всех орудий заряды - это благо и для промышленности, и для артиллеристов. Но, с другой стороны, старинные пушки вряд ли при этом стали бы достоянием музеев, свидетельством таланта, предметами материальной культуры... Об этом особый разговор - чуть позже.

Акварель Л. М. Васнецова. "Пушечно-литейный двор в XVI в." (1918 г.)

Литцам приходилось быть и первыми испытателями своих пушек. В XV-XVI вв. пробу стрельбой проводил сам мастер, и это было суровой проверкой конструкторского и литейного мастерства. В царствование Ивана Грозного пушкарь Николай Немчин погиб при разрыве ствола орудия - пушечных дел мастера головой отвечали за качество работы. А брак при отливке пушек был неизбежен. Чаще всего из-за перекоса стержня в кожухе -при литье толщина ствола была не совсем одинакова. Сохранился указ Петра I по этому поводу: "А буде мастеры (...) учнут пушки лить опять кривороты и со всякими охулками, худые и к делу не годны (...) быть из них кому повешену"... Так-то.

В царствование Петра I вводится регламентация полковых пушек. Начиная работу, пушкари прежде всего должны были составить смету и пояснительную записку к ней, "сказку" (почти до конца XIX века у этого слова был особый - канцелярский смысл, вспомните "ревизскую сказку" в "Мертвых душах"). "Сказку" составляли на все припасы и приспособления, при этом использовали имеющиеся в распоряжении Пушкарского приказа руководства и справочники.

ОТСТУПЛЕНИЕ БРОНЗЫ

Уже в XVI веке началась частичная замена бронзы чугуном, а после 1700 г. пушечные производства начали строить поближе к местам залегания руд - в Олонецком крае и на Урале. Здесь делали и пушки, и ядра, применяя при этом новый способ формовки пустотелых и массивных предметов - по разъемным моделям. Московский Пушечный двор просуществовал до 1802 г. Каменные амбары разобрали, оборудование частью вывезли, частью переплавили. Камень же использовали при строительстве моста через Яузу на переезде с Солянки в Таганку (ныне Астахов мост). Ко времени нашествия Наполеона на вооружении русской армии сохранялись еще и бронзовые пушки, но преобладали чугунные.

Слово "пушка" для людей, далеких от артиллерии, было общим, объединяющим орудия всех типов. А артиллеристы и тогда различали пушки, мортиры, гаубицы... В наши дни собственно пушка - это артиллерийское орудие с настильной траекторией для стрельбы по открытым целям, калибром более 60 мм. Длина ствола у пушки - 30-70 калибров. У мортир и гаубиц ствол короче.

Орудия более легкие, чем пушки, с удлиненным стволом и меньшим калибром назывались пищалями (кстати, были и ружья-пищали). Весьма сложны и разнообразны по конструкции были скорострельные орудия - органы и сороки. Одним из изобретателей таких новых артиллерийских орудий был первопечатник Иван Федоров. В сохранившемся письме, датированном 1583 годом, Федоров описывал складную пушку, которую можно разбирать почти на 200 частей. Судя по письму, это было многоствольное орудие, в котором отдельные стволы соединялись общей рамой. После воспламенения заряда первого ствола огонь быстро передавался к последующим, и происходила стрельба, близкая к залповой.

Для осады крепостей требовались орудия большого калибра. Легенда приписывает их изобретение, как и изобретение пороха, монаху Бертольду Шварцу (XIV век)...

КОРОТКО О "ЦАРЬ-ПУШКЕ"

В двойном имени знаменитого орудия есть по меньшей мере одна неточность. Соотношение длины ее ствола и калибра однозначно говорит о том, что это не пушка, а мортира. Кстати, название пушки идет не от грандиозных ее размеров (длина - 5,34 м, калибр - 89 см, вес - 40 т), а от изображения на стволе: конная фигура кроткого царя Федора Иоанновича (барельеф) на правой стороне ствола. Рельефные изображения на лафете вряд ли заслуживают особого разговора: лафет был отлит значительно позже - в 1835 г.

Самая знаменитая русская пушка оказалась на удивление мирной: из нее никогда не было сделано ни одного выстрела.

Есть мнение, что ее отлили и установили близ торговых рядов на Красной площади специально в расчете на любопытные взгляды иноземных гостей, и "Царь-пушка" стала своеобразным пугалом.

А может, просто не судьба была "Царь-пушке" воевать? Выстрелить-то она б могла. Ее создатель - мастер Андрей Чохов за 60 с лишним лет работы отлил более 20 тяжелых орудий, и все они отличались надежностью и долговечностью. Некоторые из них использовали и в Северной войне 1700-1723 гг., почти через сто лет после смерти мастера. Петр I распорядился хранить вечно орудия Чохова, а уж Петр-то знал толк в пушках. Поэтому предположение о чисто декоративном (декоративно-пугающем) предназначении "Царь-пушки" кажется не вполне обоснованным. Она предназначалась для стрельбы.

Стрельбы ядрами и дробом - так называли мелкие куски железа или камня. Отсюда другое имя "Царь-пушки" - Дробовик. А вот ядра, что сейчас лежат рядом с нею, действительно декоративные: их диаметр больше пушечного калибра.

Деталь украшения "Царь-пушки", которая дала имя прославленному орудию, до реставрации

Та же деталь после реставрации

СОХРАНЕННАЯ КРАСОТА

Многие старинные пушки богато украшены барельефами и горельефами. (Нередко на стволах отливали фигурку животного или птицы, в честь которых орудия иногда получали название: "Волк", "Орел", "Лисица", "Лев", "Единорог". Нам сегодня может показаться, что эти фигурки - только украшения, но это не так: видимо, они помогали прицеливаться. Ручки на стволе традиционно отливали в виде дельфинов, а шишку на казенной части - в виде виноградной грозди (и называлась она "винград"). Винград и дельфины облегчали перемещение ствола.

Старинные мастера умели привносить красоту во все, что делали, но не делали они бесполезных "сувениров". Современные авиаконструкторы считают, что некрасивый самолет не полетит... Может быть, и пушечных дел мастера верили, что некрасивая пушка не будет стрелять?

СОХРАНЕННЫЕ ПУШКИ

Что порох нужно хранить сухим, всякий знает. Но и пушки, особенно старинные, хорошо бы хранить не на открытом воздухе.

Строящееся здание Арсенала в Кремле Петр I предназначал для двух целей: оно должно было служить и складом оружия, и военным музеем. При Петре II (1727-1730 гг.) в еще незавершенном здании Арсенала хранились 964 медные и чугунные пушки. Но потом многочисленные российские императрицы забыли, кажется, не только о старинных пушках, но и о самом Кремле...

Фрагмент декоративного убранства лафета "Царь-пушки" до реставрации

Тот же фрагмент после реставрации

И все же благодаря Петру I мы можем рассмотреть старинные пушки, и сегодня стоящие около Арсенала. Эпоха перемен в России стала переломной и в искусстве литья. Бомбардиру Преображенского полка было ясно, что старинные пушки надобны не только для "куриозу", но и для науки. Уровень практических знаний о свойствах металлов в те далекие времена был высок, и кто знает, какие еще секреты, нужные металлургам, откроют в будущем эти орудия.

Все это делает старинные пушки предметом особой заботы реставраторов.

КАК И ЧЕМ ЧИНИЛИ КРЕМЛЕВСКИЕ ПУШКИ

Нас ничуть не удивляет разговор о реставрации картин, книг, посуды, но пушки... Они стояли спокойно столько лет, и с ними, казалось бы, ничего не могло произойти. Оловянистые бронзы обладают довольно высокой коррозионной стойкостью, однако под воздействием кислорода поверхность бронзы начинает окисляться. Особенно интенсивно этот процесс протекает в загрязненном или морском воздухе. В результате на бронзе появляются разноцветные пятна патины. "Химия и жизнь" о ней писала - в № 6 за 1972 г., поэтому здесь - кратко.

Состав патины сложен. Внутренний слой ее - это в основном закись меди куприт Сu 2 О, а наружный состоит из всевозможных комбинаций брошантита CuSO 4 ·3Cu(OH) 2 , антлерита CuSO 4 ·2Cu(OH) 2 , малахита СuСО 3 ·Cu(ОН) 2 , азурита 2CuCO 3 ·Cu(OH) 2 и некоторых других минералов. Для старинных памятников характерна патина темно-зеленого или синевато-зеленого цвета. Различие оттенков зависит от состава патины, ее возраста, а также от состава самой бронзы.

Казалось бы, особых проблем нет: естественная патина надежно предохраняет металл бронзовых пушек в любых атмосферных условиях. Но кремлевские пушки, как и их чугунные лафеты, были когда-то выкрашены черной масляной краской. И пушки, и лафеты казались отлитыми из одного материала, так что ни о какой естественной патине не могло быть и речи.

Наиболее угрожающим было положение чугунных лафетов. Они подверглись столь сильной коррозии, что начали разрушаться, литые декоративные детали были частично утеряны...

Группа специалистов Военной академии имени Ф. Э. Дзержинского разработала методы очистки бронзовых стволов старинных пушек. Масляная краска была осторожно удалена, при этом естественную патину по возможности сохраняли. Поверхность орудия очищали специальными щетками, обезжиривали ацетоном, а затем многократно промывали горячей водой и нейтральными моющими средствами.

Одной из первых (после проб) вычистили "Царь-пушку". До реставрации знаменитое орудие было разноцветным - так проявила себя неоднородность бронзового сплава. Из-за этого каждый участок требовал подбора своего патинирующего состава - только так можно было добиться единой окраски ствола. За "Царь-пушкой" последовали другие.

Приведем некоторые традиционные рецепты, помогающие получить патину разных оттенков:

светло-коричневая пленка - погружение на две-три минуты при температуре 90-95°С в раствор сульфата меди и перманганата калия (можно наносить кистью);

темно-коричневая пленка - погружение на 6-7 минут при комнатной температуре в раствор Н 2 SеО 3 и NaOH;

зеленая пленка - распыление с краскопульта раствора сернокислого аммония при температуре 16°С...

Недостатка в рецептах реставраторы не ощущали. Оставалось приготовить растворы и применить их именно там, где нужно. Только вот для выполнения этой простой программы пришлось много раз определять состав различных участков поверхности и из множества рецептов выбирать единственный, что тоже не всегда удавалось с первой попытки. Последним этапом работы была ручная полировка стволов для уплотнения патины.

Еще более трудная задача ожидала специалистов при реставрации чугунных лафетов: кое-где слой ржавчины достигал 10-15 миллиметров. Лафеты приходилось разбирать полностью. Те, что сохранились лучше, чистили пескоструйными и дробеструйными аппаратами, а недостающие детали декоративного узора отливали заново на Мытищинском заводе художественного литья. Сначала примеряли к лафету модель из податливого олова, а уж потом, учтя все изгибы и поправки, по ней отливали чугунную деталь. Все крепежные детали делали заново.

Очень важно было предотвратить щелевую коррозию в накладном орнаменте: попадая под детали, вода сильнее разрушает чугун. Ржавчина, увеличиваясь в объеме, давит на детали узора и отрывает их от лафета. Чтобы этого не произошло, все стыки при сборке тщательно загерметизировали, а отреставрированные детали лафетов покрыли двумя защитными слоями грунта на эпоксидной основе, а потом - двумя слоями черной полиуретановой эмали. После сборки лафеты дополнительно покрывали декоративной эмалью - под чугун.

Теперь старинным орудиям надолго ничто не угрожает - ни атмосферные осадки, ни бесчисленные прикосновения посетителей кремлевских музеев. Лишь бы не царапали, не продирали покрытия!

И все же у старинных пушек есть враги - это голуби и воробьи. На антивоенных плакатах нередко изображают как символ гнездо голубя в стволе пушки... В действительности же гнезда голубей для старинных орудий - беда. Птичий помет разрушает патину, в местах его скопления появляются очаги коррозии, да и внешний вид памятника страдает. А старая поговорка "стрелять из пушек по воробьям" приобретает несколько иной смысл...

А еще замечено, что близ некоторых предприятий тяжелой индустрии патина утончается и нарушается. Выходит, что сохранность бронзовых предметов старины так же, как и наше здоровье, зависит и от воздуха - от того, что в нем есть.

Заряды и снаряды

Без заряда (снаряда) любая пушка - игрушка. А ведь и старинные пушки, ставшие музейными экспонатами, когда-то стреляли. Эти заметки - о том, когда и чем. Начнем с пороха, поскольку любой снаряд из ствола выталкивается пороховыми газами.

КОМКОВАТЫЙ И ЗЕРНЕНЫЙ

Старинные пушки заряжали (снаряжали) черным или дымным порохом. Поэтому здесь только о нем. К сожалению, имя человека, выдумавшего порох, неизвестно; знаем только, что впервые порох изобретен в Китае.

Дата появления пороха на Руси тоже не отмечена в летописях, но известно, что еще в XIV веке для "огненного боя" использовали пороховую мякоть - смесь измельченных в порошок селитры, серы и угля. Правда, от мякоти уже в XV веке пришлось отказаться из-за того, что при перевозке нарушался ее состав, терялась однородность. Мякоть сменил комковатый черный порох. Вот как описано его производство в рукописи XV века: "Сила пороха происходит от жара серы и холода селитры, которые терпеть не могут друг друга"... Но, кроме этих компонентов, черный порох содержит и уголь. В уже цитированной рукописи описан процесс его приготовления и смешения составных частей пороха: "Уголь добывается обжиганием в пекарных печах сосны или липы без сучьев. Составные части измельчаются деревянными пестами, а затем пороховую массу сжимают в комья в небольших сосудах и сушат. Далее комья размалывают на мелкие кусочки".

В XVII веке комковатый порох уступил место зерненому. Это сделало его более однородным и позволило уменьшить заряды. Для удобства порох развешивали в полотняные мешочки - картузы. С начала XIX века до введения нарезной артиллерии применяли порох с размерами зерен около 2,5 мм в диаметре.

ПРОСТО ЯДРО

Пушечные ядра всегда интересовали людей с фантазией. Барон Мюнхгаузен путешествовал верхом на ядре. "Из пушки на Луну" - называется один из известнейших романов Жюля Верна. Заметим, что снаряд для этого фантастического полета был устроен очень сложно. А обычное пушечное ядро устроено просто. Это шарообразный сплошной снаряд. Самые первые ядра делали из кричного железа и свинца, для больших орудий годились и каменные ядра. Начиная с XV века на Руси начали отливать ядра из чугуна. Перед стрельбой их обычно калили на огне. Отливали ядра, а потом и бомбы в земляных или металлических формах. С появлением в середине прошлого века бронированных судов, против которых были почти бессильны разрывные снаряды, вновь вспомнили о литых ядрах. При обороне Севастополя в 1854-1855 гг. против броненосцев использовали ядра из закаленного чугуна.

ВМЕСТО ЯДРА

В конце XVII века на смену ядрам пришли разрывные снаряды - бомбы и гранаты. Сначала ими стреляли только из короткоствольных мортир и гаубиц, но в XVIII в. бомбы стали использовать и при стрельбе из пушек. Старинные бомбы и гранаты различались только по весу: до пуда - гранаты, более пуда - бомбы. И те и другие - полые. Отливали их из чугуна, оставляя полость для пороха и отверстие для зарядной трубки. Последние делали из дерева; по существу зарядная трубка - это чашечка, заполненная медленно горящим составом, который при выстреле воспламенялся пороховыми газами.

Если помните, именно разрывная граната нанесла смертельную рану Андрею Болконскому на Бородинском поле. "Граната, как волчок, дымясь вертелась между ним и лежащим адъютантом..."

"ПОРА ДОБРАТЬСЯ ДО КАРТЕЧИ!"

Действительно, пора и о картечи. Прототипом ее служили двойные заряды пушек, когда вслед за ядром орудие заряжали камнями (каменная картечь), кусочками металла или гвоздями ("ежовый выстрел").

Позже картечь стали делать в виде свинцовых или железных пуль, которые помещали в полотняные мешки. Вместе с деревянным поддоном мешочки, составлявшие один заряд, оплетали веревками. Отсюда - "вязанная картечь". Применяли и металлические оболочки с металлическими же поддонами. В XIX веке предпочтение стали отдавать чугунной картечи. В одном заряде было от 80 до 300 картечин, пересыпанных сухими опилками. Шрапнель - разновидность картечи с пороховым зарядом внутри металлической оболочки. Шрапнелью стреляли уже из орудий с нарезными стволами.

МОСКОВСКИЕ "ТРИУМФЫ"

Начали порохом и закончим им же. Порох участвовал не только в жарких баталиях, но в фейерверках в честь праздников и побед. Двойные или тройные смеси селитры, серы и угля - главный материал пиротехников. Цветовые эффекты достигаются добавкой соединений стронция, бария и других элементов, дающих цветное пламя.

Со времен Петра I искусство русских пиротехников поражало даже много повидавших иноземных гостей. "На двух особых столбах сияло по короне, между ними двигался горящий Лев; сначала Лев коснулся одного столба, и он опрокинулся, затем перешел к другому столбу, и этот тоже покачнулся, как будто готовясь упасть. Тогда из горящего Орла, который словно парил в вышине, вылетела ракета, попала во Льва и зажгла его, после чего он разлетелся на куски и исчез; между тем наклоненный Львом столб с короною поднялся и скова стаи отвесно". Так описал датский посланник торжестве я Москве в 1709 году после победы над шведами. Лев символизировал поверженного Карла I, Орел - Петра и его войско.