Павел григорьевич беспощадный. Беспощадный, павел григорьевич Поэт беспощадный

Павел Иванов родился 29 (11) года в Всеславль Смоленской губернии в семье безземельного крестьянина. Вместе с семьей, еще подростком, переехал наДонбасс . В — годах (с 12 лет) работал вшахте — лампоносом, саночником,коногоном . Участник Гражданской войны. В году добровольцем пошел в Красную Армию.

После демобилизации (1921) возвратился вГорловку . Снова работал шахтером, принимал участие в рабкоровском движении.
В 1924 году Павла Иванова пригласили на работу в редакцию газеты "Кочегарка".

С этого времени Павел Григорьевич активно участвовал в работе Союза пролетарских писателей Донбасса, существовавшего позже (1927—1932) как донецкий филиал Всеукраинского союза пролетарских писателей (ВУСПП).
Печататься поэт начал в 1924 году в газете "Всероссийская кочегарка", в журналах "Забой" и "Горнорабочий".

Первый сборник поэта, - "Каменная книга" - вышел в 1930 году.
Павел Беспощадный активно принимал участие в деятельностиписательской организации Донбасса «Забой» , публиковался в журнале "Забой", наряду с такими известными авторами Донбасса какБорис Горбатов , Михаил Снежин, Григорий Баглюк, Николай Олейников, Порфирий Трейдуб, Феликс Ковалевский и другими. Старый Донбасс, труд советских шахтёров, трудовые и боевые подвиги донбассовцев — основные темы поэзии Павла Беспощадного, связанной с традициями рабочего фольклора.

Павел Беспощадный — почётный шахтёр СССР. Награжден орденом Ленина, Орден Трудового Красного Знамени (дважды), знаком Шахтерской славы, а также медалями.

Умер Павел Григорьевич Беспощадный в Горловке 25 мая 1968 года.
Павел Григорьевич - почётный гражданин Горловки. Именем П.Г.Беспощадного названа улица в Центрально-Городском районе города Горловка.

Павел Беспощадный автор поэтических сборников: "Каменная книга" (1930), "Год в "Кочегарке" (1933), "Наследство" (1935), "Стихи" (1936), "Родина" (1938), "Родное", "Обновленная земля" (1946), "Заветная звезда", "Шахтерские песни" (1948), "Песни труда" (1949), "Избранное", "Степь донецкая" (1950), "Стихи и песни" (1952), "Горный пламень" (1953), "Избранное", "Дружины" (1955), "Над шахтой летят журавли" (1957), "Шахтерские поэмы" (1959), "Щедрая земля", "Здравствуйте, ребята" (1960), "Донецкие просторы" (1961), "Всегда с Донбассом" (1962), "Стихи" (1964), "Избранное" (1965), "Стихи" (1985) и др. Именем Беспощадного названы улицы в Горловке и Донецке.

ДОНЕЦКАЯ СТЕПНАЯ
Степь донецкая без края,
Чебрецы да ковыли...
Я люблю тебя, родная,
И в тюльпанах, и в пыли,
И в снегу акаций пряных,
И в сиреневом дыму,
И в монистах колчеданных,
Как подругу, обниму.
Я прильну к родным криницам
Чудодейственным ключам,
Чтоб шахтеркам смуглолицым
Сладко пелось по ночам.
Я из сердца выну песню,
Им на сердце положу.
Я скажу им: труд ваш честен!
Больше слова не скажу.
1945

В СЕМЬЕ ТРУДОВОГО ДОНБАССА

В семью трудового Донбасса
Ты песней вошел, как заря,
Здесь чтут и читают Тараса —
Народной души Кобзаря.
От Кадиевки до Краматорска —
В счастливом донецком краю,
В колхозе и в клубе шахтерском
Бессмертные песни поют.
Твой голос века не затмили
И дум твоих гордый полет.
В стихах титанической силы
Великий Шевченко живет.

1949
КЛЯТВА
Пока в груди шахтерской сердце живо
И в сердце кровь сыновняя тепла,
Хочу, чтоб песня с
Где все творцом-народом создано.
Донбасс никто не ставил на колени
И никому поставить не дано!
И нет Отчизны чище и священней, —
Где все сердца сливаются в одно…
И это сердце осеняет Ленин —
Великий светоч партии родной!

Беспоща́дный, Па́вел Григо́рьевич - советский поэт.

Биография

Родился 29 июня (12 июля) 1895 года в селе Всеславль Смоленской губернии. В 1907-1917 годах работал шахтёром в Донбассе, на Селезнёвских рудниках (ныне город Перевальск), участник Гражданской войны. Первые стихи опубликовал в 1924 году в газете «Кочегарка» (тогда «Всероссийская Кочегарка») - город Артёмовск (Бахмут). Тогда же оставил шахтёрский труд и перешёл работать в газету в отдел писем. Активно работал над объединением донбасских литераторов в Пролетарский союз писателей «Забой». В 1932 году переехал в Горловку, куда была переведена редакция газеты «Кочегарка». В 1941 году был эвакуирован в Среднюю Азию (на фронт не попал по состоянию здоровья). Сразу после освобождения Донбасса вернулся на Украину, сперва в Краснодон, потом в Ворошиловград. А в начале 50-х годов навсегда вернулся в Горловку. Заслуженно считался патриархом горловского литдвижения.

Критикой назван донбасским Бернсом, певцом шахтёрского труда. Хотя в современных условиях, его патриотические стихи не воспринимаются, но искренняя пейзажная лирика и поэтизация рабочих будней - актуальны.

Сборники стихов

  • «Каменная книга» (1930)
  • «Год в „Кочегарке“» (1934)
  • «Родина» (1938)
  • «Шахтёрские песни» (1948)
  • «Шахтёрские поэмы» (1959)
  • «Сталино» (1959)
  • «Донецкие просторы» (1961)
  • «Избранное. Стихи, песни, поэмы» (1965)
  • «Каменная лира» (1968)

Всего около 30 прижизненных книг. В 2010 году к 115-летию П. Беспощадного горловским отделом культуры выпущен том избранных произведений, который распространён по библиотекам Донбасса.

Награды

  • Орден Ленина
  • Орден Трудового Красного Знамени (дважды)
  • Почётный шахтёр СССР
  • Почётный гражданин Горловки

Увековечение памяти

Именем П. Г. Беспощадного была названа улица в Центрально-Городском районе Горловки. Именем поэта названа школа № 73.

С 1990 года в Горловке существует городская литературная премия им. П. Беспощадного, которая вручается за опубликованные литературные работы. Лауреату вручается диплом, медаль и денежная премия в размере 5 минимальных зарплат (с 2009 года 3 минимальные зарплаты).

Библиография

  • Беспощадний. П. Г. Избранное. Стихи. Песни. Поэмы. - К:Днiпро, 1965.

Материалы о поэте и стихи вКонтакте)


115 ЛЕТ ПЕВЦУ ШАХТЁРСКОГО ТРУДА

10 июля, на тихой горловской улочке Советской, утопающей в тени акаций – гледичий, прохожие недоумевали, наблюдая, что за группа людей собралась возле дома №5. В этот день донбасская общественность отмечала 115-летие пролетарского поэта – Павла Беспощадного.

Павел Григорьевич Беспощадный (Иванов) - донбасский пролетарский поэт, певец шахтёрского труда. Родился 29 июня (11 июля) 1895 года в селе Всеславль Смоленской губернии в семье безземельного крестьянина. Вместе с семьей, еще подростком, перебрался на Донбасс, на Селезнёвские рудники. В 1907—1917 годах (с 12 лет) работал в шахте — лампоносом, саночником, коногоном. В Первую Мировую войну был мобилизован на фронт, а в 1918 году добровольцем пошел в Красную Армию. После демобилизации (1921) вернулся в посёлок Парижской Коммуны (ныне Перевальск), где продолжил шахтёрский труд, писал стихи и принимал участие в рабкоровском движении.
В 1924 году Павла Иванова, после губернского совещания пролетарских писателей, пригласили на работу в редакцию газеты "Всероссийская Кочегарка". Эта газета и стала его первопечатницей, первое опубликованное стихотворение – «Шахтёрам Рура». А позже его стихи стали появляться в газете регулярно, а далее последовали публикации в журналах "Забой" и "Горнорабочий". Первый сборник поэта, - "Каменная книга" - вышел в 1930 году.

Павел Беспощадный активно принимал участие в деятельности писательской организации Донбасса «Забой», был зачинателем пролетарской литературы в нашем крае, наряду с такими известными авторами Донбасса как Владимир Соссюра, Борис Горбатов, Михаил Снежин, Григорий Баглюк, Николай Олейников, Порфирий Трейдуб, Феликс Ковалевский и другими.

После переезда «Кочегарки» из Артёмовска в Горловку, Павел Беспощадный переселился вслед за своей «первопечатницей», где и создал свою семью. Во время Великой Отечественной Войны, по состоянию здоровья не был мобилизован и до последнего момента, надеясь, что Горловка не сдастся врагу, не уезжал в эвакуацию. Именно по этой причине Павел Григорьевич стал очевидцем уничтожения шахт отступавшими советскими войсками, что, конечно же, было отражено в творчестве. Сразу после освобождения Донбасса переехал первоначально в Краснодон, чуть позже в Ворошиловград. И только в начале 50-х годов навсегда вернулся в Горловку.
Старый и новый Донбасс, труд советских шахтёров, трудовые и боевые подвиги донбассовцев — основные темы поэзии Павла Беспощадного, связанной с традициями рабочего фольклора.

П. Беспощадный — почётный шахтёр СССР, почётный гражданин Горловки. Награжден орденом Ленина, Орден Трудового Красного Знамени (дважды), знаком Шахтерской славы, а также медалями.

Именем П.Г.Беспощадного названа улица в Центрально-Городском районе города Горловка.

И вот почтить патриарха донбасской литературы съехались его почитатели, друзья, работники культуры и литераторы, и представители городских и областных СМИ. Перед собравшимися выступили: дочь поэта – Вера Павловна, её друг детства, частый гость в семье Беспощадных – Синицын Олег Юрьевич. О весомости поэтического наследия шахтёрского поэта рассказала руководитель клуба-музея украинской культуры Людмила Ильинична Светлица. После чего слово взяла Соболева Вера Петровна, объявившая о создании на базе библиотеки им. Т.Г. Шевченко литературного музея им. Павла Беспощадного.

Сразу после первого этапа митинга гостей перевезли к памятнику поэта, установленного на его могиле, где начался второй этап мероприятия. Выступая перед собравшимися, первый зам. городского головы Михаил Николаевич Попов назвал Павла Беспощадного - знаковой фигурой Донецкого края. Борис Яковлевич Ластовенко (Донецк) – член Национального союза писателей, цитируя стихи Павла Беспощадного, похвалил горловчан за бережное сохранение традиций. А председатель горловского литобъединения «Забой» (и по совместительству председатель комиссии по присуждению премии им. П. Беспощадного) Николай Федосеевич Новиков напомнил историю возникновения литдвижения в Донбассе и о славном продолжении творческого процесса. Стихи поэта прозвучали в исполнении горловских литераторов Виктора Самойленко и Надежды Дегтярь. Прозвучало много тёплых воспоминаний из уст его родных, друзей и последователей. И после возложения цветов участники памятного мероприятия переместились в Музей горловской истории, в литературный зал.

Итак, третий этап мероприятия прошёл в помещении Музея истории. Литературный зал изначально планировался, как зал Павла Беспощадного, потому что основной фонд экспозиции – обстановка, книги и личные вещи поэта. Здесь на правах радушной хозяйки выступила сотрудница музея – Наталья Владимировна Арусланова, которая повела экскурс в эпоху поэта путём беседы с дочерью Павла Григорьевича – Верой Павловной. Истории появления некоторых предметов в бытовом окружении поэта, народная любовь читателей, которые хотели порадовать Павла Беспощадного эксклюзивными вещами, всё это было поведано в легкой задушевной форме.

После этого Наталья Владимировна пригласила выступить участника литературного объединения «Забой» - Ивана Нечипорука, который прочитал свои стихи, посвященные шахтному труду. Это послужило хорошей иллюстрацией преемственности, что шахтёрская тема, которую Павел Беспощадный поднял из самых глубин на высокий уровень – жива.
И в завершении мероприятия перед собравшимися выступила заведующий отдела культуры горисполкома – Тамара Михайловна Хархадинова. Она поблагодарила всех участников, гостей, литераторов, которые пришли почтить память поэта. И в конце добавила, что в свет выходит книга избранных произведений Павла Беспощадного объёмом около 400 страниц. И основная задача этого проекта – распространить эту книгу, через систему библиотек, по всем городам Донбасса. А вот это и будет самым лучшим подарком юбиляру.

А. Шевелёвский, спец.кор. Литературной Горловки

, Смоленская губерния , Российская империя

Место смерти: Род деятельности: Годы творчества: Язык произведений: Дебют:

«Каменная книга» (1930)

Награды:

Па́вел Григо́рьевич Беспоща́дный от рождения Па́вел Григо́рьевич Иванов (29 июня 1895, Всеславль , Смоленская губерния - 25 мая 1968, Горловка , Донецкая область) - украинский, российский и европейский советский поэт русского происхождения. Автор крылатого выражения: «Донбасс никто не ставил на колени. И никому поставить не дано!» .

Жизнеописание

Сборники стихов

  • «Каменная книга» (1930)
  • «Год в „Кочегарке“» (1934)
  • «Родина» (1938)
  • «Шахтёрские песни» (1948)
  • «Шахтёрские поэмы» (1959)
  • «Сталино» (1959)
  • «Донецкие просторы» (1961)
  • «Избранное. Стихи, песни, поэмы» (1965)
  • «Каменная лира» (1968)

Всего около 30 прижизненных книг. В 2010 году к 115-летию П. Беспощадного горловским отделом культуры выпущен том избранных произведений, который распространён по библиотекам Донбасса.

Награды

  • Орден Трудового Красного Знамени (дважды)
  • Почётный шахтёр СССР
  • Почётный гражданин Горловки

Увековечение памяти

Именем П. Г. Беспощадного была названа улица в Центрально-Городском районе Горловки . Именем поэта названа школа № 73.

С 1990 года в Горловке существует городская литературная премия им. П. Беспощадного, которая раз в два года вручается за опубликованные литературные работы. Лауреату вручается диплом, медаль и денежная премия в размере 5 минимальных зарплат (с 2009 года 3 минимальные зарплаты).

Библиография

  • Беспощадний П. Г. Избранное. Стихи. Песни. Поэмы. - К.: Днiпро, 1965.

Напишите отзыв о статье "Беспощадный, Павел Григорьевич"

Примечания

Ссылки

  • Беспощадный, Павел Григорьевич // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.

Отрывок, характеризующий Беспощадный, Павел Григорьевич

Она говорила, перемешивая ничтожнейшие подробности с задушевнейшими тайнами, и, казалось, никогда не могла кончить. Несколько раз она повторяла то же самое.
За дверью послышался голос Десаля, спрашивавшего, можно ли Николушке войти проститься.
– Да вот и все, все… – сказала Наташа. Она быстро встала, в то время как входил Николушка, и почти побежала к двери, стукнулась головой о дверь, прикрытую портьерой, и с стоном не то боли, не то печали вырвалась из комнаты.
Пьер смотрел на дверь, в которую она вышла, и не понимал, отчего он вдруг один остался во всем мире.
Княжна Марья вызвала его из рассеянности, обратив его внимание на племянника, который вошел в комнату.
Лицо Николушки, похожее на отца, в минуту душевного размягчения, в котором Пьер теперь находился, так на него подействовало, что он, поцеловав Николушку, поспешно встал и, достав платок, отошел к окну. Он хотел проститься с княжной Марьей, но она удержала его.
– Нет, мы с Наташей не спим иногда до третьего часа; пожалуйста, посидите. Я велю дать ужинать. Подите вниз; мы сейчас придем.
Прежде чем Пьер вышел, княжна сказала ему:
– Это в первый раз она так говорила о нем.

Пьера провели в освещенную большую столовую; через несколько минут послышались шаги, и княжна с Наташей вошли в комнату. Наташа была спокойна, хотя строгое, без улыбки, выражение теперь опять установилось на ее лице. Княжна Марья, Наташа и Пьер одинаково испытывали то чувство неловкости, которое следует обыкновенно за оконченным серьезным и задушевным разговором. Продолжать прежний разговор невозможно; говорить о пустяках – совестно, а молчать неприятно, потому что хочется говорить, а этим молчанием как будто притворяешься. Они молча подошли к столу. Официанты отодвинули и пододвинули стулья. Пьер развернул холодную салфетку и, решившись прервать молчание, взглянул на Наташу и княжну Марью. Обе, очевидно, в то же время решились на то же: у обеих в глазах светилось довольство жизнью и признание того, что, кроме горя, есть и радости.
– Вы пьете водку, граф? – сказала княжна Марья, и эти слова вдруг разогнали тени прошедшего.
– Расскажите же про себя, – сказала княжна Марья. – Про вас рассказывают такие невероятные чудеса.
– Да, – с своей, теперь привычной, улыбкой кроткой насмешки отвечал Пьер. – Мне самому даже рассказывают про такие чудеса, каких я и во сне не видел. Марья Абрамовна приглашала меня к себе и все рассказывала мне, что со мной случилось, или должно было случиться. Степан Степаныч тоже научил меня, как мне надо рассказывать. Вообще я заметил, что быть интересным человеком очень покойно (я теперь интересный человек); меня зовут и мне рассказывают.
Наташа улыбнулась и хотела что то сказать.
– Нам рассказывали, – перебила ее княжна Марья, – что вы в Москве потеряли два миллиона. Правда это?
– А я стал втрое богаче, – сказал Пьер. Пьер, несмотря на то, что долги жены и необходимость построек изменили его дела, продолжал рассказывать, что он стал втрое богаче.
– Что я выиграл несомненно, – сказал он, – так это свободу… – начал он было серьезно; но раздумал продолжать, заметив, что это был слишком эгоистический предмет разговора.
– А вы строитесь?
– Да, Савельич велит.
– Скажите, вы не знали еще о кончине графини, когда остались в Москве? – сказала княжна Марья и тотчас же покраснела, заметив, что, делая этот вопрос вслед за его словами о том, что он свободен, она приписывает его словам такое значение, которого они, может быть, не имели.
– Нет, – отвечал Пьер, не найдя, очевидно, неловким то толкование, которое дала княжна Марья его упоминанию о своей свободе. – Я узнал это в Орле, и вы не можете себе представить, как меня это поразило. Мы не были примерные супруги, – сказал он быстро, взглянув на Наташу и заметив в лице ее любопытство о том, как он отзовется о своей жене. – Но смерть эта меня страшно поразила. Когда два человека ссорятся – всегда оба виноваты. И своя вина делается вдруг страшно тяжела перед человеком, которого уже нет больше. И потом такая смерть… без друзей, без утешения. Мне очень, очень жаль еe, – кончил он и с удовольствием заметил радостное одобрение на лице Наташи.

Помнится, в раннем детстве мы играли в бабушкином дворе, и одна маленькая девочка протянула мне что-то в зажатом кулачке.

— Смотри, камешек-сверкач.

На моей ладони оказался кусочек породы, пронизанный пластинами слюды. Тогда я не знала происхождения сего природного шедевра, и он показался мне истинным, играющим на солнце, бриллиантом. Я смотрела на него, как завороженная, впервые открывая для себя обычную земную красоту. Странно, но этот нехитрый эпизод почему-то запомнился на всю жизнь.

А теперь, когда думается о людях Донецкого края, напрашивается аналогия с этим камешком-сверкачом, увесистым, крепким, ослепительно сияющим, если стереть рукавом пыль и поймать слюдяной гранью солнечный блик.

Наш донецкий народ умеет не только тяжело и красиво трудиться, утирая с улыбкой пот, не жалуясь на судьбу, но и талантливо писать, петь и рисовать об этом.

ПАВЕЛ БЕСПОЩАДНЫЙ

«Я не только пишу о Донбассе, я Донбассом живу и дышу»

Павел Григорьевич Иванов (псевдоним — Беспощадный) — русский советский поэт.
Павел Иванов родился 29 июня 1895 года в селе Всеславль Смоленской губернии в семье безземельного крестьянина. У будущего поэта было семнадцать родных братьев и сестер. Вместе с семьей, еще подростком, переехал на Донбасс. В 1907-1917 годах (с 12 лет) работал в шахте — лампоносом, саночником, коногоном. Участник Гражданской войны. В 1918 году добровольцем пошел в Красную Армию.

После демобилизации (1921) возвратился в Горловку. Снова работал шахтером, принимал участие в рабкоровском движении.
В 1924 году Павла Иванова пригласили на работу в редакцию газеты «Кочегарка».

С этого времени Павел Григорьевич активно участвовал в работе Союза пролетарских писателей Донбасса, существовавшего позже (1927—1932) как донецкий филиал Всеукраинского союза пролетарских писателей (ВУСПП).
Печататься поэт начал в 1924 году в газете «Всероссийская кочегарка», в журналах «Забой» и «Горнорабочий».

Первый сборник поэта, — «Каменная книга» — вышел в 1930 году.
Павел Беспощадный активно принимал участие в деятельности писательской организации Донбасса «Забой» , публиковался в журнале «Забой», наряду с такими известными авторами Донбасса как Борис Горбатов , Михаил Снежин, Григорий Баглюк, Николай Олейников, Порфирий Трейдуб, Феликс Ковалевский и другими.
Старый Донбасс, труд советских шахтёров, трудовые и боевые подвиги донбассовцев — основные темы поэзии Павла Беспощадного, связанной с традициями рабочего фольклора.

Павел Беспощадный — почётный шахтёр СССР. Награжден орденом Ленина, Орден Трудового Красного Знамени (дважды), знаком Шахтерской славы, а также медалями.

Умер Павел Григорьевич Беспощадный в Горловке 25 мая 1968 года.
Павел Григорьевич — почётный гражданин Горловки. Именем П.Г.Беспощадного названа улица в Центрально-Городском районе города Горловка.

Павел Беспощадный автор поэтических сборников: «Каменная книга» (1930), «Год в «Кочегарке» (1933), «Наследство» (1935), «Стихи» (1936), «Родина» (1938), «Родное», «Обновленная земля» (1946), «Заветная звезда», «Шахтерские песни» (1948), «Песни труда» (1949), «Избранное», «Степь донецкая» (1950), «Стихи и песни» (1952), «Горный пламень» (1953), «Избранное», «Дружины» (1955), «Над шахтой летят журавли» (1957), «Шахтерские поэмы» (1959), «Щедрая земля», «Здравствуйте, ребята» (1960), «Донецкие просторы» (1961), «Всегда с Донбассом» (1962), «Стихи» (1964), «Избранное» (1965), «Стихи» (1985) и др.

До чего весело и задорно относятся шахтёры к своему тяжкому рабочему быту: с народным юморком. Всего несколько штрихов и мы видим своими глазами, как идут рабочие в шахту, как смеётся и поёт девушка Оля, не замечающая своего мужества, своей неженской силы и, одновременно, притягательного обаяния, скрывающая, что приятно ей ухаживание окружающих парней, строго блюдущая свою девичью честь.

ОТКАТЧИЦА ОЛЯ


Кто первый в смене приходил
В гудящей шахты здание,
Кто первым песню заводил —
Шахтерское «Страдание»?

Возле нее шахтеров круг,
Звенит простая песня,
В кругу шахтеров и подруг
Затейницей известна.

Кричали Оле «браво», «бис»
Веселые шахтеры,
Когда летели клети вниз
В угрюмой шахты норы.

Работа Оле —
И не в счет,
Не новость на откатке,
Шалун вагончик соскользнет —
Поможет
«Лимонадка»

Рычит десятник:
— Геркулес.
Что жеребец из стойла.-
Отрежет Оля:
— Ну, ты бес…
Смотри того …
Спокойно!

— Я, Оля, так …
Я пошутил…-
А сам все
Задом, задом,
Боится, чтоб не угодить
На уголь с эстакады.

Вот вам откатчицы портрет.
Проверить захотите —
Простой, но верный мой совет:
В откатку заходите.

1924
Лимонадка — обиходное название рабочего приема, которым поднимали вагонетку.

Короткий стих, а сколько почтения и любви к своему, казалось бы, грубому и тяжкому труду, в котором наш камешек-сверкач Павел Беспощадный, видит поэзию и красоту.

ТРУД


Труду открыто сердце настежь,
О нем стихов слагаю строки.
В песчинке вижу горы счастья,
В углинке — чугуна потоки.
Так каждый день. Ни на мгновенье
Я не даю себе покоя…
Поэзия всегда горенье,
И я люблю её такою!
1940

Сколько достоинства, сколько гордости. Как справедливо превозносится в поэзии Павла Беспощадного человек труда. Вот бы поучиться современному обществу потребителей-айфонщиков уважать тех, за чей счет оно существует и благоденствует.

ГОРНЯК-ГВАРДЕЕЦ
(В госпитале)

Пускай глаза мои погаснут;
Остынет кровь…
Но будет жить родной Донбасс мой —
Моя любовь!
И шум шкивов, и вздох подъемной,
Вагонов бег,
Неукротимый, неуемный
Откатчиц смех.
Про эти руки золотые
Напишут гимн.
Они средь нас — труда святые,-
Молитесь им!
Когда шахтер идет на встречу,-
Благоговей…
Он света нового предтеча,
Он — Прометей.
Он поднял солнце из забоя —
Огонь побед.
Он грозный меч в руках героя-
И жизнь, и свет.
1941

Такой народ от войны не прячется. Если надо за Родину постоять, то первым пойдет.

ДОБРОВОЛЬЦЫ

Рудник мой. Здесь все знакомо,
Все мне здесь принадлежит,
А вот строки военкому
Написать-рука дрожит…
Не дрожала: брал отбойный,
Бил в двадцатом беляков
И по штреку шел спокойно,
Вел бригаду горняков.
А сегодня мне понятно,
Все понятно дочиста —
Ведь пишу я военкому
Эти строки неспроста.
От всего пишу я сердца —
Кровью гневною пишу:
«В нашу армию родную
Я принять меня прошу.
Староват но крепки руки.
Крепки руки. Зорок глаз!
Разрешите за Отчизну,
За свободу, за Донбасс
Бить врагов, как бил в двадцатом».
Нет, не так! Сказать спешу, —
Этим недругам проклятым
Я почище пропишу.
В сердце ненависть клокочет,
Сердце яростью горит …
Я ведь старый пулеметчик,
Мне ль иначе говорить?!
Рудник мой! Родимым домом
Я тебя душевно звал …
— Что ж ты Вася, военкому
Про меня не написал?-
Говорит жена. И руку
Положила на плечо,
Говорит жена и просит,
Просит крепко, горячо:
— А не я ль у пулемета
Верный друг была для вас?
А не я ли с вами, Вася,
Била белых в грозный час?!
Просьба у меня большая:
Ты не позабудь, смотри,
Вася, ты уж с военкомом
О двоих поговори.
1941

И сражается народ Донбасса оптимистично. Даже профессиональному шахтерскому юморку находится место в этой суровой и тяжкой военной действительности.

ДОНЕЦКИЕ ПАРТИЗАНЫ

На Донбассе волком воет
Озверелый враг.
Нет для изверга покоя,
Страшен каждый шаг.
Вышел в степь -пронижет пуля
Иль проколет штык.
В штаб вошел- огонь в разгуле.
Всюду большевик.
Паровоз повёз снаряды —
Свален под откос…
Дым и пламя пляшут рядом,-
Где ж он, паровоз?
Слева выстрел, справа выстрел,
Здесь и там штыки…
Горняков напор неистов —
Всюду горняки.
Нет покоя для фашиста,-
Близок смертный час.
Делает работу чисто
Партизан Донбасс!
Каждый куст фашисту страшен
В рокоте свинца…
Пей, подлец, возмездья чашу,
Выпей до конца!
Каждый шурф шахтёра спрячет,
Спрячет-сохранит.
Отдыхай, браток горячий —
Грозный динамит!
Миг -ты грохниш по забойски…
Где фашисткий след?
Где девалось вражье войско?
Сбрито ваших нет!
Нет покоя для фашиста,-
Близок смерти час…
Делает работу чисто
Партизан-Донбасс!
1941

Люди, которые ТАК любят свой край и ТАК называют свои о нем стихи, никому его не отдадут.

ОТЦУ МОЕМУ -ДОНБАССУ

Ты мой шумный,
Ты мой дымный,
Я тебе слагаю гимны.
Ты простор мой,
Мне открытый,
Ты мой самый знаминитый.
Рубиш уголь,
Стали варишь,
Ты- мой преданный товарищ.
Пары справа,
Слева пары,
По продольной светят фары.
Ты мой смелый,
Ты мой храбрый,
Ты фашиста взял за жабры:
Он не крикнет,
Он не пикнет,
Он разбойничать отвыкнет!
Ты мой дружный,
Ты мой дымный,
Я тебе слагаю гимны.
Ты- простор мой,
Мне открытый,
Ты — отец мой знаменитый.
1943

А вот проникновенно и обо всем сразу: о настоящих людских ценностях.

МНЕ КАЖЕТСЯ, КОГДА ПИШУ…

Я -труженик. Строфа-моя «упряжка»
(Так день рабочий звался в старину),
Забойщик я. В поту моя рубашка-
Я столько тон угля перевернул…
Крепильщик я. И ставлю пары, рамы,
Чтоб штрек смотрел в просторное окно.
Я шахтный шкив. Влюбленно под копрами
Кручу канат на скат веретено.
Я эстакада. И мои раскаты,
Как вешний гром в донбассовском краю.
Я террикон гранитный и прокатный,
Как вечный страж, незыблемо стою.
Меня ласкают облака. И ветер
Поет былины солнечных степей…
И я люблю, когда в Донбассе дети
Ко рту подносят тихих голубей,
А голуби, волнуясь и воркуя,
По-своему ребят благодорят…
Как хорошо остаться поцелуем,
Безмолвной лаской на устах ребят.
1949

А теперь хочется нарушить хронологию и завершить сию повесть об удивительном шахтерском поэте именно этими строками, которые сейчас, когда наш край снова схлестнулся с мировым злом, являются особенно актуальными:

ДОНБАССУ ЖИТЬ!
(Клятва)

Пока в груди шахтерской сердце живо
И в сердце кровь сыновняя тепла,
Хочу, чтоб песня с врубовкой дружила,
Варила сталь и в глубь ствола вела,
Клепала клети, и вздымала зданья,
И на лесах большого созиданья
Примером высшей доблести была.
Донбассу жить!.. Сирена шлет сирене
Горняцкой дружбы благовест стальной:

И никому поставить не дано!
И нет земли прекрасней, вдохновенней,
Где все творцом-народом создано.
Донбасс никто не ставил на колени
И никому поставить не дано!
И нет Отчизны чище и священней,—
Где все сердца сливаются в одно…
И это сердце осеняет Ленин —
Великий светоч партии родной!

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН)

Сейчас на главной

Статьи по теме

  • Творчество

    OVOD_NEXT

    Облака

    «Тучки небесные, вечные странники..» М.Ю.Лермонтов *** Какие в небе города! Какие горы! И облака спешат туда, Друг с другом споря. Те вдаль стремятся: — Догони! А те — обратно, А что возводят там они — Лишь им понятно. То ввысь взметнутся купола, То — просто стены Поставит грозовая мгла, А им на смену. Из тучи…

    19.08.2019 19:01 26

    Творчество

    Профиль

    А надо ли?.. Новый фильм «Мастер и Маргарита» будет самым дорогим в истории

    фото отсюда Съемки фильма Николая Лебедева «Мастер и Маргарита» по знаменитому роману Михаила Булгакова стартуют весной 2020 года. Этот фильм станет одним из самых дорогих российских проектов последних лет. Об этом ТАСС сообщил в пятницу сопродюсер киноленты, председатель жюри седьмого Российского фестиваля короткометражных фильмов «Короче» в Калининграде Игорь Толстунов. «В следующем году мы начнем снимать фильм «Мастер…

    18.08.2019 12:32 51

    Творчество

    Леонид Корнилов

    ВЕЛИЧИЕ

    Надо знать своих великих, Что в трудах своих великих Нам несут по склону лет Родовой наследный свет. И несут они от роду Древо жизни и народа. Нету выше и родней Этих двух святых людей. В жизни каждого от века Два великих человека: Их достоинству под стать Их зовут – Отец и Мать. Леонид Корнилов…

    17.08.2019 23:30 101

    Творчество

    Я СТОЮ НА КРАЮ…

    Что отражается в зеркале рок-музыки? Поэзия это не трюкаческая способность придумывать рифмы к словам. Если верить Пушкину (а он в этом разбирался) поэзия — нечто похожее на одержимость, когда прикосновение «божественного глагола» изменяет человека, бывшего до этого самым ничтожным средь ничтожных детей мира. Во всяком случае, говоря по современному, поэтическое вдохновение позволяет хотя бы отчасти…

    17.08.2019 18:21 102

    Творчество

    OVOD_NEXT СНЖ

    Туман

    Дохнуло дымом дальних стран, Времён неведомых и древних, Пришёл предутренний туман, Окутав стены и деревья, И поглощает их легко, На волю выплывший устало. Сырым дыханием веков И скользкой плесенью подвалов Течёт неспешною рекой. Тут можно, кажется, несмело С балкона зачерпнуть рукой Его таинственное тело. То в небе сумрачно паря, То заворачиваясь в кокон, Ручьём стекает…

    9.08.2019 14:38 97

    Творчество

    Дмитрий Шеваров

    Симонов, сын Симонова. Неюбилейный разговор о войне и мире

    Алексей Кириллович Симонов. Снимок сделан по дороге из Могилёва, с Буйничского поля. Фото: Дмитрий Шеваров Одним он известен как кинорежиссер. Другие читали его книги и любят его как публициста и мемуариста. Многие знают его как правозащитника. Но во всех этих ипостасях очень яркого и талантливого человека есть некое поручение свыше. Называется оно: сын Константина Симонова….

    9.08.2019 0:33 123

    Творчество

    “Гранит“День Триффидов

    Светлой памяти Воинов Донбасса. Стихи: Алина Баева. Музыка: Алексей Руднев, Дмитрий Загоренко. Роли: Наталья Осатюк, Андрей Осатюк. Съемка и монтаж: Дмитрий Загоренко. Аэросъемка: Грэм В. Филлипс. Техника и механика: Максим Узбеков. Пение: Салим Салкин, Алена Колесникова, Роман Скорин. Струнные и клавишные: Дмитрий Загоренко. Ударные: Николай Кудряшов.

    5.08.2019 23:56 120

    Творчество

    Марина Монастырская

    Разорван миг

    Разорван миг. Надежд неоправданье осмыслено и боли нет конца. Нас отдают врагам на поруганье, не потеряв притворного лица. Ликуют маски липовых партнеров. Играет музыка предательских побед среди пустых и грязных разговоров: «Альтернативы минску точно нет». Что делать нам? Как защитить свой город от жаждущих возмездия «гостей»? Но спит ответ в бездушных коридорах трусливых и порочных…

    3.08.2019 13:18 90

    Творчество

    Василий ШУКШИН

    «Что с нами происходит?»

    Фото: Анатолий Ковтун (ИТАР-ТАСС) КЛЯУЗА Опыт документального рассказа Хочу тоже попробовать написать рассказ, ничего не выдумывая. Последнее время мне нравятся такие рассказы – невыдуманные. Но вот только начал я писать, как сразу запнулся: забыл лицо женщины, про которую собрался рассказать. Забыл! Не ставь я такой задачи – написать только так, как было на самом деле,…

    2.08.2019 14:55 102

    Творчество

    Газета "Экономика и Мы"

    С.Кинг: прививка американской реальностью

    Часть романа классика американской литературы Стивена Кинга «Кто нашёл, берёт себе» названа календарно: «2009 год». Кинг изнутри, с натуры описывает очередной экономический кризис в обществе «развитОго капитализма», снова и снова заставляя нас задуматься — на что мы променяли стабильность и благополучие 1980-го года в погоне за джинсами и жвачкой. Прочитайте этот текст без комментариев, просто…

    30.07.2019 15:23 93

    Творчество

    OVOD_NEXT

    Сибирь

    «Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам…» «И дым Отечества нам сладок и приятен…» Когда-то бывший первым в мире Народ добро распродаёт, И над Отечеством плывёт Дым догорающей Сибири. Сюжет привычен и не нов: За прошлый век не впрок наука И вместо будущего внуков — Лишь груз отеческих гробов.

    29.07.2019 13:25 116

    Творчество

    Редакция "Народного Журналиста"

    25 июля - день памяти Владимира Высоцкого

    Фото отсюда 25 июля 1980 года поэт, писатель, бард, актер театра и кино Владимир Семенович Высоцкий скоропостижно скончался во сне в своей квартире. *** Спасите наши души Уходим под воду В нейтральной воде. Мы можем по году Плевать на погоду, А если накроют — Локаторы взвоют О нашей беде: Спасите наши души! Мы бредим от…

    25.07.2019 18:04 111

    Творчество

    Александр Степанков

    Июль

    Какое лето странное И так меняет лица: То солнышко желанное Ласкает нам ресницы, То дождь шуршит застенчиво По травяной постели… Погода переменчива, Как женщина в апреле, А тут июль за окнами И вроде не спешим мы, Но ветер гнёт наскоками Зелёные вершины. Взбрыкнёт татарской конницей У неба за плечами, А после успокоится, Да вновь лизнёт…

    17.07.2019 21:56 87

    Творчество

    Александр Степанков

    Полнолуние

    Полнолуние. Небо расколото И течёт из сияющей кружки Лунный свет, растекаясь по комнате, Подбираясь тихонько к подушке, Вот немного — и кончик намочится, И в испуге придётся проснуться, Ведь не хочется, очень не хочется В этот призрачный свет окунуться. Что-то странное и неподъёмное… В полуночной тревожащей гамме Нас страшит это золото скромное, Почему — мы…

    14.07.2019 23:59 111

    Творчество

    Любовь Донецкая СНЖ

    Без имени и лица

    Фото отсюда Устали ли мы? – да, конечно, очень устали. Обескровленными сухими устами Умоляем сейчас как титанов мы себя сами Не сдаваться, не разомкнуться рядами. Живы ли мы – да, пока еще вроде живы, Не сильны, не парадны, не очень красивы. Но осталось что-то на донье пороховниц, Нечто грозное в глазах и контурах лиц,…

    5.07.2019 5:55 144

    Творчество

    Алиса Атрейдас

    Дом в деревне (короткий рассказ)

    Купили мы дом в деревне. Продавала его молодая пара, мол родителям дача не нужна, а бабушка умерла год назад… После смерти старушки никто в дом не наведывался, только вот продать приехали. Спрашиваем, забирать будете вещи? Они в ответ — зачем нам этот хлам, мы иконы забрали, а остальное можете выкинуть. Муж на стены посмотрел, где…

    29.06.2019 11:47 135

    Творчество

    Станислав Толчаницын

    Действия

    Мы всё живём среди толпы, Но только нет вокруг людей. Для нас загадка — равнодушные создания. И каждый день несут гробы. Бесцельность жизней и смертей. Свободным быть — всего лишь странное желание… Никто не спросит ни о чём, И взгляд стыдливо отведут, Когда услышат про Донбасс и Ополчение. Толпа, конечно, не при чём… И о…

    28.06.2019 19:35 86

    Творчество

    OVOD_NEXT СНЖ

    Наше, бомжацкое

    фото отсюда Два бомжа повстречались на улице, Обнимаясь тепло и легко, Тот — от ветра дрожал и сутулился, Был украшен другой синяком, Но такая и нежность, и искренность От объятий вот этих неслась, Что они мне родными и близкими Стали вдруг — и слеза пролилась. Обходили их благополучные И никто не был ближнему рад, На…

    25.06.2019 13:44 96

    Творчество

    Андрей Лобанов

    Ужасы войны в живописи Михаила Савицкого (11 работ)

    Фото: Михаил Андреевич Савицкий Предлагаю, друзья, ознакомиться с некоторыми работами советского художника Михаила Савицкого, посвященным страшным годам Великой Отечественной войны. *** Народный художник СССР Михаил Андреевич Савицкий - один из тех крупнейших живописцев, которые способствуют поступательному движению советского искусства и пополняют его сокровищницу непреходящими духовными ценностями. Михаил Савицкий родился в 1922 году в деревне Звенячи Витебской…

    22.06.2019 22:49 88

    Творчество

    Владислава Броницкая

    Тлеют книги на свалке…

    Тлеют книги на свалке: Носов…Кочетов…Даль… Те, что жить, и бороться учили меня по-советски… Постигала в семь лет, помню, «Как закалялась сталь», Прикрывая Павкино сердце в бою своим детским… Не читала взахлеб — проживала в тифозном бреду, В жарких рубках теряя товарищей верных. Помогала в нужде, и делила с другими беду. Очищала огнями Отчизну от скверны……

    17.06.2019 14:52 78

    Творчество

    OVOD_NEXT СНЖ

    Вспоминая роман Булгакова

    изображение отсюда В любой стране- свои герои, Но чтоб история не гасла, Так не хватает им порою Трамвая, Аннушки и масла… OVOD_NEXT, Союз народной журналистики

    13.06.2019 16:43 89

    Творчество

    Владислава Броницкая

    Выстрел «Авроры» грянул на русском

    Выстрел «Авроры грянул на русском. И обновилась, встряхнулась планета. В мире прогнившем, затхлом, и тусклом, Правда пробилась залпами света. И просвещеньем, надеждой народа. И для народа твореньем богатства. И говорила на русском свобода. И говорило на русском братство. Сколько еще было после событий, Что до основ потрясли мироздание. Русский – язык мировых открытий. Русский звучал,…

    12.06.2019 17:53 79

    Творчество

    Владислава Броницкая

    В этом мире

    В этом мире прогнившем, для жизни мало пригодном, Ничего нет дешевле молитвы сытого о голодном. Среди лжи фарисейской мы выжить бы не сумели, Коль не лил бы соловушка в небо звездами трели, Не давал бы голодный голодному, силой в семь неб, Самой светлой молитвой — молча отданный хлеб… 06.12. 2018

    8.06.2019 15:30 96

    Творчество

    OVOD_NEXT СНЖ

    День отзвенел

    День отзвенел. Закат души касается, Вверх телевышка огоньки бросает. На нашем небе звёзды зажигаются, У них на небе «звёзды» зажигают. Оно тут хлещет молниями, ливнями, Планете дарит щедрость урожая, У них на небе — «звёздочки» крикливые, Что от натуги песенки рожают. Два мира. В этом — вечность сердцевиною, А в том — всего лишь чёртик…

    6.06.2019 14:27 69

    Творчество

    Владислава Броницкая

    Когда воздух от жара потрескивал сухо

    Когда воздух от жара потрескивал сухо, И сочилось багряное небо в стальной водоем, Неизвестно откуда явилась старуха. Пела песни, которые мы не поем. И не ясно, в зазорах каких, или петлях времен, Пережившая серию всяческих катастроф, Но, попавшая чудом, наверное, в наш район, Всё гортанно цедила марево строф, Полупела, которые, полурекла, На каком-то древнем своем…