Снимают ли номера за тонировку. Предписание за тонировку — насколько оно законно и могут ли за него арестовать

В этой статье Вы узнаете теоретическую составляющую законности предписания за тонировку на 2017 год. Да, это значит, что на практике с предписаниями за тонировку всё будет обстоять немного иначе, и у сотрудников ГИБДД, как и у судей, "свой" закон. Впрочем, как незнание закона не освобождает от ответственности, так и знание закона всё-таки поможет Вам отстоять свои права в случае, если Вам выписали предписание за тонированные стёкла, и, возможно, не оказаться арестованным административно. Тем не менее, несмотря на незаконность предписания за тонировку, водителей тонированных авто не прекращают арестовывать и всё продолжают выписывать требования о прекращении такого нарушения, как тонировка автомобиля (которая вообще не является нарушением, но об этом ниже).

Во всяком случае, эта статья о предписании за тонировку, надеемся, существенно повысить нашу с Вами юридическую грамотность и позволит нам правильно требовать законных действий от сотрудников .

Что такое предписание за тонировку и чем оно страшнее штрафа?

Итак, что такое предписание за тонировку или (что фактически то же самое) "требование о прекращении правонарушения"? Сотрудникам полиции, согласно статье 13 Федерального закона "О полиции", дано право требовать прекращения АПН (административного правонарушения) от граждан. Это значит, что если инспектор увидит, что Вы кого-то избиваете на улице, он имеет полное право потребовать прекратить его или её избивать. Относится ли то же самое к тонировке? Нет. И вот почему!

Согласно Техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колёсных транспортных средств " запрещена тонировка передней "полусферы" со светопропускаемостью ниже 70%. Это значит, что если прибор сотрудника ГИБДД покажет светопропускаемость лобового и передних боковых стёкол ниже 70% (это значит, что окна пропускают менее 70% светового луча сквозь себя), то Вам положен штраф в размере 500 рублей , согласно части 3.1 статьи 12.5 КоАП.

Есть существенный момент - иногда инспекторы ДПС выписывают штраф по части 1 этой же статьи - штраф здесь ровно такой же. Особенно, когда у них с собой нет прибора для замера светопропускаемости, но очевидно, что стёкла машины тонированы чрезмерно. Это незаконно. Дело здесь в том, что часть 3.1 предусматривает наказание именно за тонировку и предполагает обязательный замер. А вот часть 1 - за предметы и покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя. Казалось бы, эта первая часть статьи тут тоже применима, но не тут-то было! Дело в том, что часть 3.1 - более частная норма закона и предполагает наказание именно за тонировку. Поэтому 1 часть применять здесь нельзя. Если говорить о практике, то достаточно снять на видео процесс выписывания постановления и отсутствие замера светопропускаемости, чтобы отменить постановление законным способом.

Но вернёмся к предписанию за тонировку и выясним, что с ним не так!

Почему предписание за тонировку незаконно?

Перейдём снова к теоретической части. Как уже говорилось выше, сотрудники полиции (коими являются инспекторы ГИБДД) вправе требовать прекращения правонарушения. Но есть одна проблема в данном законе. Тонировка как таковая не запрещена. Не запрещено даже наглухо забить все окна фанерой с нулевой светопропускаемостью. Запрещено именно управление автомобилем с затонированными стёклами в передней части. Равно часть 3.1 статьи 12.5 Кодекса предусматривает ответственность именно за управление.

Наверное, Вы уже видите здесь нелогичность выписывания предписания за тонировку.


Но пойдём дальше и опишем стандартную ситуацию привлечения за тонировку. Вы едете по дороге, Вас останавливает инспектор и выписывает штраф (как мы теперь знаем, только после замера светопропускаемости, конечно) за излишне тонированные стёкла. Всё по закону - инспектор видел, что Вы управляли автомобилем и выяснил, что нарушили положения Техрегламента. За это и штраф.

Но вот требование о прекращении правонарушения... Инспектор ДПС Вас уже остановил - движение прекращено, управление прекращено. Значит, и нарушение прекращено. Как можно требовать прекратить правонарушение, которое уже прекращено?! Никак!

Есть в этом нюансе закона и минус. Так как нарушение в виде управления тонированным авто прекращено, то как только Вы начнёте движение после выписывания штрафа, образуется новый состав нарушения - управление ведь возобновлено. Это значит, что инспектор может отойти на 5 метров вперёд автомобиля и снова остановить Вас и выписать ещё один штраф. И так до бесконечности. Вот такая вот дырка в законе! Никаких суток на устранение, движения до места устранения на сегодня, 2017 год, не существует (либо попробуйте доказать в комментариях обратное).

Ещё один аргумент в пользу незаконности предписания заключается в том, что любые процессуальные административные процедуры и порядок выписывания письменных актов закреплены в правовых актах. Простыми словами, если инспектор что-то хочет выписать письменно, то для этого должна быть форма, инструкция или прописан порядок выписывания. Для отстранения от управления прописан порядок протокола отстранения, для досмотра - протокол досмотра, для отправления на освидетельствование на опьянение - специальный акт. В случае с предписанием никакого такого акта или протокола не может быть составлено. Более того, такого понятия, как предписание, не существует в КоАП, который регламентирует разного рода требования в области дорожного движения.

Почему за невыполнение предписания за тонировку могут арестовать?

Сами сотрудники ГИБДД любят называть между собой основание для выписывания предписания "лазейкой" в законе. Суть в том, что в КоАП есть статья 19.3, часть 1 которой предусматривает наказание за неповиновение законному требованию сотруднику полиции. Но какое это наказание!.. Штраф 500 рублей или... административный арест на срок до 15 суток.


Схема проста: Вас останавливает инспектор, выписывает штраф за тонировку и предписание, требующее устранить правонарушение (вспоминаем про незапрещённость тонировки и снова удивляемся абсурду, да?) в течение срока 5-20 дней. Предписание за тонировку заносится также в базу данных ГИБДД. Таким образом, в следующий раз при остановке даже другим инспектором и прошествии срока, указанного в предписании, инспектор направляет дело (а в ряде случаев везёт туда сразу и водителя) в суд, где судья назначает арест на пару суток.

Аресты за предписания на практике

И теперь самое обидное. Несмотря на незаконность и даже абсурдность предписания за тонировку, на практике судьи сажают на раз-два. Сажают все инстанции. Особенно участилась такая практика, по данным, актуальным на 24 Ноября 2017 года, в Ивановской области, Татарстане, Саратовской, Свердловской (Екатеринбург), Калужской областях, Башкирии и других регионах.

Выписали предписание за тонировку - что делать?

Ответ здесь один: самое безопасное, что Вы можете сделать, чтобы не угодить "за решётку", растонироваться.

Обжаловать предписания не представляется возможным - нет такой нормы, позволяющей это сделать, потому что предписание это не наказание, это лишь псевдозаконное требование прекратить нарушение. И обжаловать тут нечего.


Обжаловать последующий административный арест за невыполнение предписания - также практически бесперспективная задача. Как уже говорилось выше, судьи однозначно относятся к таким предписаниям и жалобы не удовлетворяют.

А что, если растонироваться и заново затонироваться?

Логичным было бы предположить, что по сути требование в предписании может быть выполнено, если растонировать автомобиль, а потом заново затонировать. Ну а что, логика здесь проста - инспектор фактически потребовал растонировать автомобиль, и мы его растонировали. Вот и заказ-наряд из автосервиса есть об удалении плёнки. Просто потом затонировали обратно.

К сожалению, также, как логика самого предписания не имеет места быть, так как нельзя прекратить правонарушение, которое уже прекращено, так и такая процедура растонировки/тонировки не приведёт ни к чему положительному.

Выписали требование на мой автомобиль, но на другого водителя - будут ли проблемы?

Не должны быть. Но, опять же, в теории. Так как само предписание незаконно, то и выписать его могут как на водителя, так и "на машину" - точнее, на любого управляющего этим автомобилем.

Но на практике обычно предписания выписывают конкретному водителю, и в базу заносят именно водителя. Но и посудите сами, если в требовании как таковом прослеживается хоть какая-то логика, то в случае с разными водителями применять санкции в виде ареста или аннулирования регистрации машины в случае невыполнения одним водителем требования, выписанного совсем на другого водителя, уж совсем нелогично.

Поэтому максимальный риск для Вас, если требование выписали другому водителю - это тот же штраф 500 рублей и новое требование уже в отношении Вас.

С 1 января 2018 года наказание, налагаемое за излишне темную тонировку автомобильных стекол, будет ужесточено. Закон, который сегодня особенно активно обсуждается в водительских кругах, принесет с собой целую волну изменений. О них следует поговорить подробнее.

Правила и нормы

Допустимое значение коэффициента светопропускания стекол, соответствующее установленному ГОСТу, указывается в Кодексе административных правонарушений. Новый закон 2018 года обяжет всех любителей тонировки внимательно проследить за уровнем затемнения на машинах. Так, коэффициент светового пропускания для переднего стекла не должен превышать отметку в 75%, а для боковых стекол – отметку в 70%. При этом необходимо, чтобы специальная защитная пленка не искажала проходящие через нее цвета. Затемняющая лента, которая помещается на лобовое стекло, не может быть шире 24 сантиметров, о чем также гласит действующее российское законодательство. А вот заднее стекло разрешено оформлять по своему усмотрению.

Важно! Игнорировать планируемые нововведения категорически не рекомендуется, ведь их возьмут на вооружение представители ГИБДД по всей России.

Штрафы, которые приверженцы «маскировки» получали и ранее, с нового года будут только усилены, а также подкреплены риском лишиться возможности водить транспортное средство. Каждый случай будет разрешаться служителями Госавтоинспекции в частном порядке. Нарушителю будет предложено 2 пути выхода из ситуации:

  1. Добровольное снятие пленки со стекла прямо на месте.
  2. Принудительное откручивание номерных знаков в случае отказа от первого варианта.


Штрафы

Закон о тонировке предусматривает существенное увеличение штрафов. Начиная с 2018 года, сумма санкции будет равняться уже не 500 рублей, как это было раньше, а 1500 рублей. Столько придется заплатить тем, кто попадется инспектору впервые. Если водитель проигнорирует требование увеличить показатель светопропускания и попадется с аналогичным нарушением еще раз, его ждет уже более серьезный штраф – 5000 рублей. Максимальное количество подобных встреч с представителями дорожных служб – 12. Горе-шофер, который будет пойман на излишнем затемнении стекол в 13 раз, получит административное или уголовное наказание, а, возможно, и вовсе лишится прав.

Чем объясняется подобный рост сумм в геометрической прогрессии? Главная причина кроется в том, что ранее установленные денежные санкции не возымели должного влияния на население. Автолюбители относились к наказанию несерьезно, о чем свидетельствует практически 50 000 правонарушений, связанных с затемнением транспортных средств и совершенных на территории страны только за отдельно взятый год.

Важно! О том, что делать с гражданами, которые откажутся оплачивать выписанные штрафы, депутаты спорят до сих пор. Одни настаивают на том, что в таких случаях водительские удостоверения необходимо попросту изымать, а другие предлагают не действовать столь радикально.


Последние объясняют свою позицию тем, что положения о тонировке, которые вступят в силу с 1 января 2018 года, и без того заставят многих россиян задуматься и заблаговременно отказаться от темной защитной ленты без какого-либо дополнительного давления.

Мнение общества и власти

Самих водителей планируемые нововведения возмутили. Они уверены, что затемнение стекол совершенно не влияет на дорожную безопасность, а его отсутствие, наоборот, способно спровоцировать множество неблагоприятных ситуаций. В этом с недовольными гражданами соглашаются и независимые эксперты. Власти выступают с прямо противоположным мнением: по замыслу депутатов, предпринятые шаги позволят дисциплинировать автомобильное сообщество и снизить количество столкновений и даже человеческих жертв. Чиновников не смутило даже то, что у тонировки имеется ряд объективных положительных плюсов:

  1. Грабители редко обворовывают заранее не просмотренные машины, а сделать это там, где имеется специальная лента, практически невозможно.
  2. Пленка позволяет хозяину средства передвижения сэкономить деньги на бензин в летний период времени потому, что благодаря ей салон прогревается меньше, а, следовательно, и не требует длительного охлаждения.
  3. Затемненное лобовое стекло препятствует ослеплению водителя от фар другого автомобиля или от солнечных лучей.


Заинтересованная в этом вопросе часть населения полагает, что наиболее оптимальным вариантом было бы снижение коэффициента светопропускания примерно на 10-20%. Тогда у автолюбителей появилась бы возможность несколько сильнее тонировать свои машины, а в руках у власти оказался бы эффективный рычаг для контролирования ситуации на дорогах. Однако на сегодняшний день новостей именно об этом аспекте, связанном с темой тонировки, нет. Зато уже сейчас известно, как можно подготовить собственное средство передвижения к встрече 2018 года.

Во избежание штрафов

Водителю, который не хочет быть пойманным на правонарушении, следует не забывать о своих правах. Опытные автолюбители рекомендуют:

  • Следить, чтобы тонировка измерялась только специальным прибором, который называется «тауметр». Здесь важно учитывать, что инструмент должен иметь неповрежденную пломбу и сертификат. Если эти условия не соблюдаются, гражданин может просто уехать от инспектора.


  • Не проводить замер коэффициента светопропускания тогда, когда влажность воздуха превышает отметку в 45%. Если вокруг установилась сырость, транспортное средство необходимо переместить в сухое место, например, в хорошо прогретый гараж.
  • В спорной ситуации настаивать на приглашении понятых и использовании тауметра 3 раза в разных частях стекла, как диктует нормативный акт.
  • Помнить о том факте, что некоторые приспособления не работают при температуре ниже 10 градусов тепла. В случае нарушения температурного режима полученный сотрудником ГИБДД результат может быть оспорен.

Важно! Самое главное правило заключается в том, что сотрудник Госавтоинспекции не может проверять коэффициент светопропускания где-либо кроме стационарного поста.

Каждый гражданин имеет полное право отказаться от предложения проследовать до места замера тонировки. В принудительном же порядке доставить до него человека инспектор может лишь в том случае, если тот будет задержан, что невозможно осуществить без веских на то оснований.

Видео об ужесточении штрафных санкций:

В 2015 году в силу вступил новый закон о тонировке, который устанавливает новые стандарты остекления наземного транспорта в России. О том, какая сегодня разрешена тонировка в России, а также, какие штрафы ждут водителей за несоблюдение требований нового ГОСТа - об этом мы расскажем в нашей статье. Тонировке стекол транспортных средств уделяется особое внимание в Правилах дорожной безопасности. С января 2015 года в силу вступил новый ГОСТ 32565-2013, который регламентирует порядок остекления наземного транспорта, находящегося на территории Российской Федерации. Отметим, что согласно новым правилам, за нарушение требований тонировки стекол автомобильные номера не снимаются, и в случае предъявления инспектором ГИБДД претензии по несоответствию новому ГОСТу, водитель имеет право устранить выявленное нарушение сразу на месте.

Тонировка в России: изменения 2015

В соответствии с новым законодательством, в технический регламент вводится понятие «безопасное стекло с полимерным покрытием», то есть наличие тонировки на стеклах транспортного средства признано на государственном уровне. Согласно новому ГОСТу о тонировке, стекла транспортного средства могут быть тонированными заводской тонировкой либо полимерными покрытиями (п.4.2 ГОСТ 32565-2013). Новый Росстандарт разъясняет, какому уровню светопропускаемости должны соответствовать стекла автомобиля, а именно:

  • для ветровых стекол и боковых передних, обеспечивающих видимость водителя светопропускаемость должна составлять не меньше 70% (по старому регламенту – 75%);
  • для остальных стекол уровень светопропускаемости по-прежнему не ограничен особыми требованиями.

Еще одно изменение, внесенное в новый ГОСТ, коснулось размера полосы верхней части лобового стекла, которая может иметь любую светопропускаемость. Теперь ширина допустимой полосы может составлять до 14 см. Соответственно, если инспектор ГИБДД предъявляет водителю претензию по поводу несоответствия уровню светопропускаемости полосы шириной до 140 мм на ветровом стекле, его действия – незаконны и протокол об административном нарушении со штрафом можно смело обжаловать. Новое законодательство вводит такое понятие, как «тепло-энергосберегающее стекло» (п.3.4), которым допускает использование в автомобиле стекла (в том числе ветрового и боковых передних), покрытого полимерной тонировочной пленкой, защищающей от высоких климатических температур. Также стоит отметить, что законодатель в новом ГОСТе не определяет понятия «зеркальная тонировка», в том числе кто и как должен проверять степень зеркальности, при этом в прежнем законодательном документе зеркальная тонировка стекол автомобилей была полностью запрещена. Отсутствие этого признания может вызвать у сотрудников ГИБДД определенные спорные моменты, а именно, инспектор вполне может признать стекло зеркальным, просто видя в нем свое отражение, и действуя в соответствии с ч. 7.3 главы 7 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 года № 1090.

Новые штрафы за тонировку в 2016

Новый законопроект об излишней тонировке стекол автомобиля был одобрен Госдумой РФ 14 сентября 2015 года, а его вступление в силу ожидается уже в начале 2016. В соответствии с новым законом, в России увеличивается первичный штраф за незаконную тонировку стекол – до 1500 рублей. Повторное нарушение закона о тонировке повлечет за собой штраф в размере 5000 рублей (в предыдущей редакции за первое нарушение снимались госномера, за повторное нарушение предусматривалось лишение водительских прав сроком на 3 месяца или штраф в размере 500 рублей). Период оформления повторного штрафа за тонировку составляет – 12 месяцев с момента установления первого нарушения.

Автомобильная тонировка на практике

Стоит отметить, что легальной тонировки стекла транспортного средства, как таковой, не бывает, то есть тонировка выполняется непосредственно самими водителями. Как правило, заводское автомобильное стекло поглощает около 20% света, показатель пыльных стекол может достичь 30%. Поэтому, специалисты рекомендуют перед тем, как наклеивать на ветровые и боковые передние стекла даже самую слабую тонировочную пленку, обязательно сделать замер уровня светопропускной способности поверхности стекла. Отметим, что законодательство допускает использование поной тонировки заднего стекла, но при условии наличия с обеих сторон на бортах автомобиля зеркал заднего вида.

Как и кем замеряется степень тонированности автомобильного стекла

Степень тонировки стекла, в соответствии с новым законом 2015, может быть измерена сотрудниками технадзора и инспекторами ГИБДД, которые имеют специальное звание. Также, они вправе возбуждать дела и выносить постановления по административным правонарушениям (ч. 1 статьи 28.3, статьей 26.8 и пунктом 6 части 2 статьи 23.3 КоАП РФ). Напомним, что ранее, на основании Приказа МВД № 1240, контроль и замер степени светопропускаемости автомобильных стекол должен был осуществляться с соблюдением следующих условий:

  • только на стационарном посту ДПС;
  • только инспектором технадзора ГИБДД (при наличии соответствующей отметки);
  • только при использовании специальных средств технического диагностирования, опломбированных, имеющих сертификат соответствия и отметку с датой последней поверки измеряющего прибора (п.14.3.11).

Однако, 27 января 2015 года в силу вступил Приказ МВД N 1123 от 22 декабря 2014 года «О признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных предписаний нормативных правовых актов МВД России», в соответствии с которым Приказ МВД N 1240 от 07 декабря 2000 года «Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства Внутренних Дел Российской Федерации по техническому надзору» признается утратившим силу. Следовательно, сегодня сотрудники ДПС могут производить замер светопропускаемости стекла автомобиля в любом месте. Замер степени тонированности стекла осуществляется на сухой и чистой поверхности стекла. На измеряющих приборах не должно быть никаких посторонних пленок, в случае выявления неточности показания прибора, водитель вправе потребовать повторного замера в присутствии двух свидетелей. В данном случае может действовать статья 28.5 КоАП РФ о неправомерности долгой задержки автомобиля, соответственно, если инспектор ГИБДД не может найти быстро двух свидетелей, он обязан отпустить водителя без составления протокола о правонарушении и штрафа за тонировку. Сама процедура замера степени светопропускаемости автомобильного стекла достаточно проста. Чаще всего для этого используется прибор «Блик», подключающийся к прикуривателю и выдающий верные показатели при напряжении 12 V. Измерительное устройство не используется в условиях повышенной влажности (дождь или туман), диапазон рабочих температур прибора – от -10 до +40 0С.

Важно! Замер стекла производится в трех разных точках, показателем будет считаться среднее арифметическое число, выведенное из трех показаний прибора.

Любые несогласия с сотрудником ГИБДД отмечаются владельцем автомобиля непосредственно в протоколе для дальнейшего отстаивания своих правовых интересов.

Штраф за тонировку 2015

В соответствии с новым законом о тонировке, в 2015 году наказание за данное нарушение влечет за собой административный штраф в размере 500 рублей, предусмотренный ч.3.1 статьи 12.5 КоАП РФ, введенной Федеральным законом от 23.07.2010 N 175-ФЗ. Водитель имеет права устранить выявленное нарушение по тонировке стекол на месте в присутствии инспектора ГИБДД, и тем самым избежать штрафных санкций.

Важно! В соответствии с новым законодательством, в случае нарушения степени тонировки автомобильных стекол, государственные регистрационные знаки автомобиля не снимаются!

В случаях, если сотрудник ГИБДД обнаружил на ветровом и передних боковых стеклах наличие тонировочной пленки, не соответствующей установленным нормам светопропускаемости, составляется письменное предупреждение с обязательным указанием срока устранения причины нарушения (в течение 10 дней) и выписывается штраф в размере 500 рублей. В дальнейшем, если водитель не удалил тонировку в течение этого срока, ГИБДД действует в соответствии с ч.1 ст.20.25 КоАП РФ - на водителя составляется протокол с наложением штрафа в размере 1000 рублей, административного ареста на 15 суток или 50 часов выполнения обязательных работ.

Важно! Наложение повторного штрафа либо вынесение наказания в виде ареста в отношении водителя, нарушившего правила тонировки и требований Кодекса об административной ответственности, могут быть произведены только в судебном порядке.