Неисправности современных дизельных двигателей легкового автомобиля. Техническое обслуживание и устранение простейших неисправностей системы питания двигателя. Мотор внезапно самопроизвольно останавливается

Дизельные двигатели благодаря своим великолепным топливно-экономическим показателям пользуются сегодня отличной популярностью у покупателей. Более половины всех автомобилей сегодня продаются с дизельными моторами, а в европейских странах этот показатель составляет порядка 75 процентов. Дизельный двигатель, как и любой другой сложный агрегат, может ломаться и требует соответствующего ремонта. Опишем неисправности дизельного двигателя и их устранение, знание таких нюансов эксплуатации автомобиля позволит вам избежать серьезных поломок мотора.

Проблемы с приводом ГРМ

Большинство модификаций дизельных двигателей имеют ременной привод ГРМ, что позволяет снизить стоимость силового агрегата. В том случае, если автовладелец в точности соблюдает рекомендации автопроизводителя в части замены ремня и роликов, то каких-либо проблем привод ГРМ не доставляет.

Однако при пренебрежении требований по замене ремня ГРМ или же использование некачественных расходных материалов, то и не редкость обрывов привода, что может привести к необходимости дорогостоящего ремонта с заменой клапанов и поврежденных поршней.

Признаками обрыва ремня ГРМ являются:

  1. проблемы с запуском двигателя;
  2. посторонний и полное отсутствие тяги.

В данном случае необходимо вскрывать силовой агрегат и проводить визуальную диагностику поврежденного двигателя.

Проблемы с подачей топлива

Также не редкость – неисправности с форсунками и впрыском, что приводит к необходимости капитального дорогостоящего ремонта. Обусловлены подобные неисправности использованием некачественной российской солярки.

Современные высокотехнологичные дизельные двигатели показывают великолепные топливо-экономические показатели. Однако все они спроектированы с повышенными требованиями к качеству солярки, которая должна содержать минимум серы и других примесей. В России же качество дизельного топлива далеко от идеала. В итоге двигатели быстро выходят из строя и требуют дорогостоящего ремонта.

Так например, некачественная солярка приводит к выходу из строя форсунок, которые меняются всем комплектом и имеют достаточно высокую стоимость. При подобных поломках автовладелец может замечать проблемы с тягой автомобиля, которая значительно уменьшается, появляются нехарактерная дрожь и вибрации двигателя в различных диапазонах оборотов.

Все это симптомы проблем с топливными форсунками. А на современном двигателе их замена представляет определенную сложность, да и стоимость таких запчастей высока.

Часто ломающаяся турбина

Еще одна характерная неисправность дизельных двигателей – это проблема с турбиной. Большинство дизельных двигателей для улучшения мощностных характеристик оснащаются турбинами, которые позволяют при одновременном сохранении топливной экономичности значительно улучшить динамику авто. В процессе эксплуатации такие турбины работают в условиях максимальных нагрузок, поэтому их поломки не редкость на дизельных автомобилях.

Зачастую причиной поломок турбин на дизельных автомобилях становится неправильный режим эксплуатации автомобиля. Следует помнить о необходимости правильной эксплуатации турбированных моторов. В частности после активной езды рекомендуется дать двигателю поработать некоторое время на холостых оборотах, что позволит остудить нагнетатель, и лишь после этого глушить мотор.

Признаки неисправности турбины дизельного двигателя – это потеря мощности, появление дыма из-под капота и посторонние стуки в двигателе.

В силу конструктивной сложности ремонт в данном случае заключается в замене турбин. Ремонт возможен только в случаях относительно простых поломок нагнетателей, когда возможна их разборка и замена вышедших из строя элементов.

Отметим, что конструкция нагнетателя отличается конструктивной сложностью, поэтому все ремонтные работы должны выполняться исключительно опытными специалистами.

Подтеки масла на двигателе

Не редкость неисправности у дизельного двигателя с системой смазки. Масло может выгоняться через поврежденную турбину или же через прохудившиеся прокладки клапанной крышки.

Автомобиль может терять большое количество масла, что неизменно приводит к масляному голоданию. Как результат, проблемы со смазкой и повышенная температура силового агрегата.

Автовладельцу необходимо определить, откуда сапунит масло, и постараться как можно скорее устранить имеющуюся проблему. Помните о том, что чем скорее вы обратитесь в мастерскую для ремонта двигателя, тем проще будет устранить имеющиеся неполадки. Тогда как эксплуатация автомобиля с имеющимися поломками приводит к серьезным поломкам, устранение которых имеет достаточно высокую стоимость.

Свечи накала

Проблема с запуском двигателя может свидетельствовать о неполадках свечей накала, которые отвечают за запуск силового агрегата. Не редкость также и другие неисправности системы питания дизельного двигателя, которые могут привести к серьезным последствиям.

В соответствии с требованиями большинства автопроизводителей, необходимо проводить замену свечей накаливания каждые сто тысяч километров. В том случае, если автовладелец пренебрегает этим требованием, неизменно возникают проблемы в работе силового агрегата. Может увеличиться расход топлива, а форсунки быстро загрязняются и выходят из строя.

Проблемы питания и поломки топливного насоса

Еще одно слабое место дизельного мотора – это топливный насос высокого давления. Этот узел отвечает за нагнетание давления в и в процессе эксплуатации подвергается серьезным нагрузкам и может быстро ломаться.

Способствуют таким поломкам использование некачественной солярки и тяжелые условия эксплуатации автомобиля.

К сожалению, ТНВД практически не ремонтопригоден, и при его поломках требуется провести замену этого дорогостоящего узла. В качестве профилактики поломок топливной системы можем порекомендовать вам регулярно менять фильтр и использовать исключительно качественное топливо с проверенных заправок.

Могут также отмечаться неисправности в системе питания дизельного двигателя, устранение которых в силу конструктивной сложности мотора представляет собой определенную сложность.

Естественный износ мотора как причина поломки

Дизельные автомобили – это настоящие рабочие лошадки, которые их владельцы эксплуатируют в максимально жестких режимах. Не редкость при покупке бу автомобиля из Европы, их пробеги составляют в районе 500 тысяч километров и более.

Неудивительно, что такие двигатели с гигантскими пробегами ломаются по причине своего естественного износа. Появляются многочисленные неисправности дизельного двигателя и их устранение может представлять определенную сложность.

Двигатель может с трудом запускаться, теряет часть своей мощности, масло регулярно сапунит из-под прокладок и отдельных навесных элементов. Достаточно часто проявляются мелкие поломки, которые досаждают автовладельцу. Все это признаки износившегося мотора, который требует капитального ремонта.

Однако даже таким дорогостоящим капитальным ремонтом проблему зачастую не исправить. В данном случае можем порекомендовать свап-двигателя или же покупку нового более свежего автомобиля.

В процессе работы двигателей поверхности сопряженных деталей постепенно изнашиваются, отчего изменяются первоначальные их размеры, а в некоторых случаях и форма. Это влечет за собой нарушение взаимодействия деталей и возникновение тех или иных неисправностей, которые могут появляться также и в результате нарушения установленных правил ухода за двигателем.

Машинисты кранов и их помощники, работающие на кранах с двигателями внутреннего сгорания, должны знать признаки тех или иных неисправностей и уметь быстро их обнаруживать и устранять. При устранении неисправностей необходимо пользоваться соответствующими инструментами и приспособлениями. Если невозможно устранить возникшую неисправность на месте силами обслуживающей бригады, немедленно ставят об этом в известность администрацию для отправки крана в мастерскую или вызывают квалифицированного механика.

Рассмотрим основные неисправности дизелей К-559 и К-661 (табл. 14).

Таблица 14

Неисправности и их причины

2. Электростартер раавивает недоста-

2. Проверить зарядку аккумуля-

точная частота вращения. Не пол-

тора и при необходимости подзаря-

ностью заряжена батарея

3. Дизель недостаточно прогрет. Низ-

3. Прогреть двигатель, для чего

кая температура масла и воды

выпустить из системы охлаждения

4 Недостаточная компрессия из-за: а) большого износа или резкого па-

всю воду или охлаждающую жидкость, прогреть, заливая сначала воду температурой 50-60°С, с последующей заливкой охлаждающей жидкости, нагретой до температуры 70-80°С

а) заменить поршневые кольца;

дения упругости поршневых колец (заметное дымление из сапуна), б) нет зазора в клапанах

б) отрегулировать зазоры в кла-

Дизель не развивает

панах полной мощности

1 Изменился угол опережения подачи

1. Установить нормальный угол

опережения подачи топлива

2. Не работает один из нескольких

2 Необходимо-

цилиндров (реработающий цилиндр определяется путем последовательного отключения подачи топлива к форсункам) вследствие того, что: а) зависание плунжера топливного

а) снять топливный насос, разобрать и добиться свободного пере-

б) завис или неплотно прилегает к

мещения плунжеров во втулках. Если это не удастся, заменить пару плунжер - втулка; б) заменить пару нагнетательный

седлу нагнетательный клапан;

клапан - седло;

в) сломана пружина нагнетательно-

в) заменить пружину;

го клапана;

г) зависание иглы распылителя;

г) снять распылитель с форсунки

д) сломалась пружина форсунки;

и попытаться добиться свободного перемещения иглы в корпусе распылителя. Если это не удастся, заменить распылитель; д) заменить пружину и отрегули-

е) пропуск газов из цилиндров вслед-

ровать форсунку на давление; е) снять крышки кронштейнов ко-

ствие неплотности посадки клапанов

ромысел, осмотреть пружины и зам-

из-за поломки клапанных пружин или

ки клапанов, заменить сломанные пружины. При зависании клапанов

зависания клапанов;

ж) нарушилась равномерность подачи

внести несколько капель дизельного топлива в зазор между штоком клапана и втулкой с одновременным прокручиванием коленчатого вала дизеля от руки;

ж) снять топливный насос и про-

топлива плунжерами топливного иасо-

верить его на равномерность пода-

чи топлива;

Неисправности и их причины

Способ устранения нмсправностай

з) проходит воздух в топливную СИ-

з) устранить неплотности подтяж-

:тему через неплотности присоединения

кой штуцеров, заменить уплотни-

слива топлива из форсунок;

тельные прокладки;

и) загрязнены фильтры грубой или

и) промыть фильтры и трубопро-

гонкой очистки топлива илн трубсшро-

воды. Проверить герметичность со-

вод подвода топлива. Подсос топлива во всасывающем топливопроводе

единений трубопровода

3. Испортился турбонагнетатель

3. Снять турбонагнетатель, найти и устранить неисправности

4. Неплотность в магистрали надду-

4 Необходимо подтянуть соответ-

зочного воздуха:

а) в соединении нагнетательного коллектора с нагнетательным патрубком или прорыв соединительной дюритовой муфты;

б) в местах соединения нагнетательного коллектора с головками цилиндров гли нагнетательного патрубка с нагие-

ствующие болты или гайки, заменить прокладки

5. Сильно загрязнены воздухоочисти-

5. Снять воздухоочиститель или

тель или улитка нагнетателя

улитку и прочистить

Дизель дымит

1. Изменился угол опережения пода-

1. Установить нормальный угод

чи топлива

опережения подачи топлива

2. Неисправности форсунки из-за за-

2. Проверить и отрегулировать

аисания иглы или поломка пружины

форсунку

3. Дизель после пуска нагружен без

3. Прогреть дизель на холостом

предварительного прогрева

4. Недостаточная компрессия из-за

4. Притереть клапаны, заменить

неплотности прилегания рабочих клапанов или большого износа, или потери упругости поршневых колец

Примечание. Дизель с наддувом дымит также при температуре окружающего воздуха выше +30°С.

Дизель идет вразнос

В этом случае необходимо немедленно остановить дизель рукояткой включения

рейки; при невозможности повернуть рукоятку, выдернуть трубку подвода топ-

лива из дюритовой муфты, находящейся

перед фильтром грубой очистки топ-

лива, и максимально нагрузить дизель.

Одновременно необходимо прекратить

поступление воздуха в дизель, закрыв воздухоочиститель имеющимися подруч-

ными материалами (рабочей курткой, брезентом, салфеткой и др).

Обороты дизеля неустойчивы

1. Отсутствует масло в картере ре-

1. Залить масло в картер регуля-

гулятора

2. Неисправен регулятор топливного

2. Снять топливный насос с регу-

лятором, найти и устранить неисправности

Неисправности и и* причины

Способ устранения неисправностей

Неисправности, связанные с водяной и масляной системами

1. Высокая температура воды вследствие:

1. Необходимо:

а) загрязнения радиатора;

а) снять радиатор, очистить от грязи, промыть раствором, устраняющим накипь;

б) неисправности насоса;

б) проверить иасос, найти и устранить неисправности;

в) перегрузки дизеля;

в) снизить нагрузку;

г) неисправности электровентилятора;

г) осмотреть электровеитилятор. Проверить плавкие вставки, если они перегорели, заменить;

д) недостаточное количество охлаж-

д) проверить наличие охлаждаю-

дающей жидкости

щей жидкости и, если ее недостаточно, долить

2. Неправильное показание термометра 3. Низкое давление масла из-за за-

2. Заменить термометр

3. Осмотреть фильтрующие сетки и

сореиия фильтрующих сеток нли неплот-

промыть. Вывернуть редукционный

иого закрытия редукционного клапана

клапан в сборе с корпусом из кор-

иа масляном насосе

пуса масляного насоса без нарушения регулировки и затяжки пружины клапана, промыть гнездо клапана и вновь установить на место

4. Быстрое падение давления масла

4. Сиять распылитель с форсунки

в системе вследствие попадания топли-

и попытаться добиться свободного

ва в масло из-за защемления игл рас-

перемещения иглы в корпусе рас-

пылителей

пылителя. Если это ие удастся, заменить распылитель

В статье «Предпосылки неисправности дизельного мотора» мы поведаем Вам, какие в большинстве случаев встречаются трудности у дизельных движков и что можно сделать по их устранению. Всем отлично понятно преимущество дизельных движков. Их долговечность, экономичность известна всем. Но если Ваш дизельный движок начинает даже некординально «дурачиться», то предстоящий процесс эксплуатации автомобиля преобразуется в суровое испытание Ваших нервишек. Существует огромное количество типов дизельных движков. И нужно осознавать, что и ремонт таких движков будет отличаться.

Более распространенные препядствия дизельного мотора:

1. недостающая компрессия;

2. трудности со свечками накаливания;

3. нехорошее состояние стартера;

4. износ плунжерной пары;

5. отсутствие вспышки горючего;

6. «пуск вдогонку»;

7. неисправности системы опережения впрыска;

8. темный выброс;

9. эффект засоренного топливного фильтра, и т.д.

1.Признаком нехороший компрессии можно считать, если автомобиль плохо заводится в прохладном состоянии, а в нагретом состоянии чуток лучше. Если у Вас неувязка с пуском мотора, то необходимо измерить его компрессию. Компрессия исправного мотора должна составлять примерно 30 кг/кв. см. Застыл проводят через свечные отверстия. При нехороший компрессии из-за износа мотора подтекает масло, в картере увеличивается давление, система вентиляции не совладевает, понижается мощность, возрастает расход горючего и моторного масла. Предпосылкой может стать износ поршневой группы. Задачи в большинстве случаев бывают с зеркалом цилиндра.

2. Неисправности в системе управления свечками накаливания можно проверить, вынув и связав проволокой все свечки, закрепить ее на массу. Все свечки при включении зажигания должны греться полностью идиентично. Если нагрев происходит не идиентично, то свечу нужно поменять.

3. В прохладном состоянии движок заводится, как прогреется, не заводится, пока не остынет. Предпосылкой полностью может стать грязный стартер. Стартер перебирают, чистят, по мере надобности меняют подшипники.

4. Износ плунжерной пары также является всераспространенной предпосылкой неисправности дизельного мотора. В прохладном виде горючее еще способно может перекачаться плунжером, но при нагревании начинаются задачи. Движок глохнет. Ему необходимо остыть.

5. В чем может быть еще причина отвратительного пуска дизельных движков? Из-за того, что не происходит вспышки горючего, движок не может завестись нормально. Может быть, это происходит поэтому, что недостающая температура в камере сгорания; из-за того, что мал объем впрыска; из-за того, что горючее подается не впору.

6. Движок поначалу крутится без вспышек, потом возникают редчайшие вспышки и в конце концов, движок подхватывает их и начинает работать. Основная причина - не все цилиндры участвуют в запуске мотора.

7. На холостом ходу движок работает ровно, а при нажатии на педаль акселератора вдруг возникает тряска. Из трубы начинает вылетать сизый дым. При добавлении тряска и дым прекращаются. Причина: заедание механизма опережения впрыска. Мы советуем Вам ослабить крепление насоса ТНВД. Если Вы мало повернете его на более ранешний впрыск, всего на 2-3 градуса, то недостаток пропадет.

8. Темный выброс — обширно всераспространенная причина ремонта мотора. Темный выброс может быть еще из-за того, что не все горючее до конца сгорает при недочете воздуха и вылетает в виде темного дыма. Темный выброс может происходить и при перегрузке дизельного мотора. При маленьких оборотах, горючее подается при нажатии на газ с наибольшей подачей, происходит лишнее обогащение топливной консистенции. Следствием этого будет темный выброс.

9. Время от времени происходит подсос воздуха через ненадлежащее крепление фильтра узкой чистки. Для определения наличия подсоса воздуха необходимо поменять обыденную резиновую топливную трубку прозрачной полихлорвиниловой трубкой. При запуске мотора по пузырькам, которые движутся с топливом, Вы сходу распознаете подсос воздуха. Будет наблюдаться ограничение подачи горючего.

Если Вы будете зимой эксплуатировать автомобиль при неполном топливном баке, то Вы рискуете нанести вред топливной системе дизеля. Из-за перепада температур на стенах топливного бака будет появляться изморозь. При оттаивании капельки воды непременно попадут в горючее. Вода в виде льдинок принесет суровый вред топливной системе дизеля. Для недопущения этого необходимо часто сливать отстой из фильтра.

В статье «Предпосылки неисправности дизельного мотора» мы указали Вам на главные неисправности. Главные детали и узлы дизельного мотора выполнены очень накрепко. Ремонт дизельных движков обычно сводится к регулировке его или ремонту топливной аппаратуры.


Дизельные двигатели автомобилей отличаются высокими показателями надежности, однако, нельзя исключать возможность сбоя каких-либо узлов или систем по различным причинам по ходу эксплуатации. Следует придерживаться тех правил, которые регламентированы документацией завода-производителя, иначе из-за частых поломок и неграмотного ремонта срок службы дизельного мотора резко снижается.


Неисправности:

  • трудный запуск холодного и горячего двигателя;
  • сбои холостого хода;
  • уменьшение мощности движка;
  • расход топлива, а также масла стали повышенными;
  • появились шумы, стуки в дизеле;
  • двигатель плохо держит обороты;
  • периодически возникает сизый или черный выхлоп.

Неполадки дизелей могут возникнуть по ряду обстоятельств. Например, при неквалифицированном техобслуживании и неправильном использовании. Надо помнить, что выполнять диагностику, ремонт дизелей , а также регулировку их узлов и механизмов лучше в проверенном сервисном центре, где опытные мастера обеспечат грамотное обслуживание двигателя вашего автомобиля как в гарантийный, так и послегарантийный период. Также они осведомят вас всей необходимой информацией.


Рекомендовано производить замену масла не более, чем через 7-7,5 тыс. км. пробега. Обуславливается это прежде всего российскими реалиями: в отечественном дизельном топливе много примесей, в том числе серы, вследствие чего масло имеет тенденцию к окислению. Качество используемых масел также должно отвечать заявленным производителем нормам.


Качество дизельного топлива сильно влияет на срок эксплуатации мотора. Согласно статистическим данным, половина всех неисправностей двигателей в целом и топливной системы в частности напрямую зависит от топлива. Горючее импортного производства является более «чистым» относительно российского, содержит меньше различных механических примесей и воды. Однако заправляться зарубежным топливом обойдется существенно дороже.


Разного рода неполадки могут появиться после некачественно проведенного ремонта дизельного силового агрегата, ведь для того, чтобы грамотно устранить все неисправности, от механиков требуется владение всех конструктивных особенностей двигателя. Следует устанавливать только качественные оригинальные запчасти и производить своевременную замену узлов. Все это позволит продлить эксплуатацию мотора, а также сэкономить финансы.


К основным признакам неисправностей относятся: затрудненный запуск мотора. Как правило, виновницей является плохая компрессия. По этой же причине двигатель начинает работать с перебоями, топливо плохо распыляется, возникают шумы.


К естественному износу двигателя может привести большой пробег автомобиля, после которого отмечаются дефекты элементов топливной аппаратуры. Компрессия снижается, поршневая группа подвергается изнашиванию. При холодной погоде мотор все труднее завести. О признаках естественного износа дизеля говорит увеличение расхода масла, а также давления газов картера.


В случае износа распылителей форсунок из выхлопной трубы появляется черный дым, а расход топлива увеличивается. Нормальный ресурс для распылителя - от 60 до 80 тыс. км. Длительная эксплуатация мотора с подобным видом неисправности приведет в конечном итоге к прогару форкамер.


Довольно часто изнашиваются плунжерные пары ТНВД дизеля. Признаком их дефектов является плохой запуск разогретого движка.


Неисправности системы питания дизельного двигателя

Уменьшение подачи топлива и снижение давления при впрыске -- основные неисправности системы питания дизельного двигателя.

Признаками неисправностей являются невозможность пуска или затрудненный пуск двигателя, падение мощности, дымление, стуки, неустойчивая работа или «разнос» его, т. е. когда двигатель трудно остановить.

Причинами уменьшения подачи топлива, снижения давления при впрыске и невозможности вследствие этого пустить двигатель являются засорение топливопроводов, заборника в топливном баке или фильтрующих элементов топливных фильтров, замерзание воды или загустение топлива в топливопроводах, наличие воздуха в топливной системе, нарушение угла опережения впрыска топлива, неисправности топливных насосов низкого и высокого давления.

Уменьшение подачи топлива и снижение давления при впрыске, приводящие к падению мощности, дымлению и стукам двигателя, возникают при: засорении системы выпуска газов; неисправности привода рычага регулятора (при полном нажатии на педаль подачи топлива частота вращения коленчатого вала двигателя не увеличивается); наличии воздуха в топливной системе; нарушении угла опережения впрыска топлива (стуки или дымление); попадании воды в топливную систему (дым белого цвета); избытке топлива, подаваемого в цилиндры (дым черного или серого цвета); нарушении регулировки или засорении форсунок; износе плунжерной пары и отверстий распылителя форсунки; загрязнении воздушного фильтра.

Равномерность работы двигателя нарушается в силу следующих причин: ослабло крепление или лопнула трубка высокого давления, неудовлетворительно работают отдельные форсунки, нарушена равномерность подачи топлива секциями ТНВД, неисправен регулятор частоты вращения. Двигатель начинает работать «вразнос» при заедании рейки ТНВД, поломке пружины рычага ее привода, при попадании лишнего количества масла в камеру сгорания из-за износа цилиндропоршневой группы

Способы выявления неисправностей системы питания дизельного двигателя

При поиске неисправностей системы питания следует иметь в виду, что их признаки характерны и для неисправностей других систем и механизмов. Например, причиной снижения мощности двигателя может быть нарушение регулировки зазоров в газораспределительном механизме. При затрудненном пуске двигателя необходимо прежде всего проверить, есть ли топливо в баке, открыт ли кран всасывающего топливопровода, соответствует ли масло данному сезону.

Рис. 28. Устройство КИ-4801: 1 -- манометр; 2 -- корпус; 3 -- трехходовой кран; 4 -- шланг; 5 -- пустотелый болт (штуцер); 6 -- клапан; 7 -- винт

После отсоединения топливопроводов штуцера форсунок; топливных насосов, фильтров и отверстия топливопроводов должны быть защищены от попадания грязи колпачками, заглушками или замотаны чистой изоляционной лентой. Перед сборкой все детали необходимо тщательно очистить и промыть в дизельном топливе. Давление в системе топливоподачи низкого давления может быть измерено устройством КИ-4801 (рис. 28). Один из наконечников устройства присоединяют к нагнетательной магистрали подмачивающего насоса перед фильтром тонкой очистки топлива, другой -- между фильтром и топливным насосом. Перед проверкой давления из системы удаляют воздух, открыв запорный клапан 6 и прокачав систему ручным топливоподкачивающим насосом. Давление измеряют при работающем двигателе. Установив частоту вращения коленчатого вала, равную 2100 об/мин (максимальная подача топлива), и пользуясь краном 3, по манометру / определяют давление топлива до и после фильтра тонкой очистки топли-, ва. Давление перед фильтром должно быть 0,12... 0,15 МПа, а за фильтром -- не менее 0,06 МПа. Если давление перед фильтром, развиваемое подкачивающим насосом, менее 0,08 МПа, насос подлежит замене. При давлении за фильтром менее 0,06 МПа следует проверить состояние перепускного клапана. Остановив двигатель, устанавливают на место рабочего клапана контрольный и, пустив двигатель, вновь измеряют давление за фильтром при максимальной подаче^топлива. Если давление увеличилось, снятый клапан регулируют или заменяют. Если давление осталось прежним, это свидетельствует о засорении фильтрующих элементов тонкой очистки топлива. При равенстве или небольшой разнице давлений до и после фильтра тонкой очистки топлива следует его разобрать и проверить состояние уплотнений в фильтрующих элементах.

Для замены устройства КИ-4801 разработано приспособление КИ-13943, которое отличается простотой исполнения, меньшими габаритными размерами и массой, более рациональной технологией определения давления. В будущем оно может найти широкое применение.

При попадании воздуха в топливную систему проверяют ее герметичность. Для проверки герметичности системы до топливного фильтра вывертывают пробку на фильтре для сообщения внутренней полости фильтра с атмосферой и подтягивают все соединения до топливного фильтра. Отвернув рукоятку ручного топливоподкачивающего насоса, прокачивают топливную систему до тех пор, пока из топливного фильтра не пойдет чистое топливо без примеси воздуха, после чего пробку фильтра заворачивают. Если после этой проверки мощность двигателя не повысится, проверяют топливную систему от топливного фильтра до ТНВД. Отвернув пробку для удаления воздуха на топливном насосе и затянув все соединения до насоса, прокачивают ручным топливоподкачивающим насосом топливную систему до тех пор, пока из отверстия в насосе не пойдет чистое топливо без пузырьков воздуха. После этого пробку в насосе завертывают.

Момент начала нагнетания топлива секциями топливного насоса может быть определен при помощи моментоскопа КИ-4941 (рис. 29). Для этого отсоединяют от проверяемой секции топливного насоса топливопровод высокого давления. Вывернув штуцер 5 из головки топливного насоса, вынимают пружину нагнетательного клапана и устанавливают вместо нее технологическую пружину, входящую в комплект моментоскопа. Ввернув штуцер 5 на место, навинчивают на него накидную гайку 4 моментоскопа. Прокачав топливную систему ручным подкачивающим насосом до полного удаления пузырьков воздуха, включают полную подачу топлива. Затем вручную прокручивают коленчатый вал двигателя до заполнения стеклянной трубки / моментоскопа топливом.

Сдавливая соединительную трубку 2, удаляют часть топлива и, продолжая прокручивать коленчатый вал, следят за уровнем топлива в стеклянной трубке 1. Начало повышения уровня топлива в трубке является моментом начала нагнетания топлива секцией топливного насоса. Этот момент должен наступить за 20° до в.м.т. В момент начала нагнетания топлива первой секцией метки на муфте опережения впрыска и корпусе насоса должны совпасть. Если при этом угол поворота кулачкового вала насоса принять за 0°; то остальные секции должны начинать подачу топлива в следующем порядке: секция № 2 при 45°; секция № 8 при 90°; секция № 4 при 135°; секция №3 при 180°; секция №6 при 225°; секция № 5 при 270°; секция № 7 при 315°. Неточность интервала между началом нагнетания топлива любой секцией насоса относительно первой должна быть не более ±30".

Форсунки проверяют на качество распыливания топлива, герметичность и давление начала впрыска (подъема иглы распылителя). Для нахождения неисправностей форсунки прекращают подачу топлива к проверяемой форсунке, ослабляя затяжку накидной гайки, соединяющей штуцер секции насоса с топливопроводом Высокого давления. Если после этого частота вращения коленчатого вала уменьшится, а дымность не изменится, то проверяемая форсунка исправна. Если же частота вращения не изменится, а дымность уменьшится, форсунка неисправна.

Форсунку можно проверить также с помощью максиметра (рис. 30). Штуцером 3 максиметр присоединяют к штуцеру секции ТНВД, а к штуцеру / присоединяют через короткий топливопровод проверяемую форсунку. Микрометрической головкой 2 устанавливают на шкале максиметра требуемое давление подъема иглы 4 распылителя (для двигателя ЗИЛ-645 это давление равно 18,5 МПа). Затем ослабляют затяжку накидных гаек всех топливопроводов высокого давления и проворачивают коленчатый вал двигателя стартером. Если моменты начала впрыска топлива через максиметр и форсунки совпадают, форсунка исправна. Если впрыск топлива через форсунку начинается раньше, чем через максиметр,

то давление начала подъема иглы распылителя форсунки ниже, чем максиметра, и наоборот.

Для проверки форсунок и прецизионных пар топливного насоса служит приспособление КИ-16301А (рис. 31). При проверке форсунок переходник 4 присоединяют к штуцеру форсунки. Приводной ручкой / нагнетают топливо в форсунку, совершая 30...40 качков в минуту. Давление начала впрыска топлива определяют по манометру 3. Герметичность форсунки проверяют при давлении на 0,1... 0,15 МПа меньшем давления начала подъема иглы. В течение 15 с не должно быть пропуска топлива через запорный конус распылителя и места уплотнений. Допускается увлажнение носка распылителя без каплепадения.

Рис. 30.

Для проверки прецизионных пар топливного насоса ручку-резервуар 2 приспособления соединяют с топливопроводом высокого давления, идущим от проверяемой секции насоса. При полной подаче топлива проворачивают стартером коленчатый вал двигателя и по манометру определяют давление, создаваемое плунжерной парой топливного насоса.

Рис. 31.

Рис. 32.

Герметичность нагнетательных клапанов проверяют при неработающем насосе и включенной подаче топлива. Под давлением 0,15... 0,20 МПа клапаны в течение 30 с не должны пропускать топливо. Состояние воздушного фильтра определяют индикатором засоренности (рис. 4.32). Индикатор соединяют с контрольным отверстием на впускном коллекторе при помощи резинового наконечника 2. Степень засоренности воздушного фильтра определяют при работе двигателя на максимальной частоте вращения холостого хода. Индикатор включают нажатием на колпачок 5, открывающий клапан 7 и соединяющий камеру 3 с впускным трубопроводом. Камера 4 сообщается с атмосферой, поэтому положение поршня 6 относительно смотрового окна корпуса характеризует сопротивление воздушного фильтра. Полное перекрытие" окна поршнем происходит при разрежении во впускном трубопроводе более 70 кПа и сигнализирует о предельной засоренности воздушного фильтра.