В магазин на БТР: владельцы «домашних» броневиков раскрыли свои секреты. Как самодельная военная техника участвует в настоящих сражениях Безымянная реактивная система залпового огня


Первые упоминания о применении кустарной бронетехники относятся ко временам Первой мировой войны. Разрозненные отряды партизан, повстанцев, ополченцев, сталкиваясь с необходимость выстраивать оборонительные и наступательные позиции, были вынуждены противопоставлять самодельные бронемашины военной технике регулярных армий, которая постепенно пересаживалась с лошадей. Зачастую основой для таких эрзац-машин становились тракторы, уже тогда превращавшиеся в главную сельскохозяйственную и строительную технику.

Так, в революционной России первыми, кто стал применять самодельную бронетехнику, были белогвардейцы. Профессиональные офицеры царской России в сражениях против крестьян и пролетариата проигрывали из-за недостаточной технической укомплектованности своих войск. Компенсировать это пытались самодельным и машинами. Одним из наиболее ярких примеров кустарной техники того времени стала бронемашина «Полковник Безмолитвенный». Построенная на базе трактора Clayton силами Донской армии в 1918 году, бронемашина вмещала 11 человек экипажа, была обшита толстыми металлическими листами, а также вооружена 76,2-миллиметровым полевым орудием в кормовой части и шести 7,62- миллиметровыми пулемётами «Максим» образца 1910 года. Однако в сражении машина оказалась крайне неудобной за счёт своей громоздкости и габаритов. Обычная лошадь перемещала пушки и орудия того времени гораздо быстрее.

Межвоенный период стал самым ярким в развитии строительства бронетракторов. В России и Европе было создано множество экземпляров такой техники, зачастую в единичном экземпляре. Однако называть это кустарным производством было бы не совсем правильно, поскольку обшивались броней тракторы в заводских условиях, под присмотром инженеров и конструкторов, да и в настоящих сражениях, как правило, не участвовали.

Вторая мировая война также подтолкнула энтузиастов в спешном порядке создавать тяжёлую военную технику, которая на этот раз должна была противостоять авиации и танкам профессиональных армий. Так, например, в СССР был создан танк НИ-1 («На испуг»), импровизированный бронетрактор, построенный в 1941 году в Одессе для обороны города. На крышу НИ-1 устанавливалась лёгкая пушка или пулемёт на вращающейся башне. Эти танки участвовали во многих сражениях в первые годы войны, а некоторые из них сохранились до сих пор.



Примеров такого рода техники очень много, подобные эрзац-танки, бронеавтомобили и другая суррогатная тяжелая техника изготавливалась во многих городах с развитой промышленностью. Однако опять же назвать такое производство кустарным было бы не совсем правильно.

А вот тизнаосы, широко применявшиеся во время гражданской войны в Испании, являлись самым настоящим примером «домашнего производства». О тизнаосах в силу того, что каких-либо общих характеристик у этого собирательного понятия нет, известно не много. Многие из этих машин являлись достаточно грозной техникой в городских условиях: установленные на их крышах пулемёты, турельные установки и лёгкие пушки были серьёзной силой в борьбе с правительственными войсками.








Послевоенная история также была богата различными экземплярами такой техники. Везде, где имели место сражения регулярной армии против разрозненных повстанческих объединений, начиная с Вьетнама, Афганистана, Ближнего Востока, а потом Балкан и стран постсоветского пространства, находили уникальные примеры фантазий местных конструкторов.

Говоря о самодельной технике нельзя не вспомнить бронебульдозер Марвина Химейера. Детище последнего американского героя участвовало всего в одном-единственном сражении, однако заслуживает внимания за в некотором роде техническое совершенство. Бронированный толстыми металлическими листами Komatsu D355A-3 не был вооружён, однако имел специальные амбразуры для стрельбы изнутри, камеры для навигации, спрятанные в пуленепробиваемых пластиковых кофрах, систему охлаждения двигателя и вентиляцию герметичной кабины. 200 пулевых попаданий и несколько взрывов гранат не нанесли бульдозеру никаких повреждений, а остановить его смогла лишь обвалившаяся крыша здания.

«Шам-2» и сирийская артиллерия

Собственно, сам «Шам-2». Страна производства - Сирия. Построен на базе шасси неизвестного автомобиля, толщина брони - 2, 5 сантиметра. Не способен выдержать прямое попадание из гранатомета или танкового орудия. Габариты импровизированного БМП - 4 x 2 метра. На крышу установлен станковый 7, 62-миллиметровый пулемёт. Экипаж включает двух человек - водителя и стрелка. Навигация осуществляется за счёт пяти видеокамер, вмонтированных в корпус техники, стрелок управляет пулемётом при помощи геймпада. Боевое дежурство машина несёт неподалеку от города Алеппо. Официальных доказательств участия «Шам-2» в сражениях нет, однако учитывая жёсткие экономические условия, в которых вынуждены существовать сирийские повстанцы, можно с уверенностью сказать, что машина построена не для развлечений и может выполнять функции БМП, оказывая огневую поддержку местным боевикам в городских и полевых условиях.

Стоит отметить, что вообще современные сирийцы - лидеры в производстве самодельного оружия. Интернет заполнен примерами кустарного производства гранат, систем артиллерийского огня, огнемётов и прочей техники.











Безымянная реактивная система залпового огня

Эту систему обнаружили израильские военные в 2010 году в секторе Газа. РСЗО установлена на базе самосвального мусоровоза. Прицеп оснащён девятью трубами-направляющими для запуска ракет «Кассам», которые, к слову, являются гордостью кустарного производства палестинцев. Такая ракета изготавливается из полой трубы от 70 до 230 сантиметров в длину, начиняется взрывчаткой, а ускорителем служит обычная смесь из сахара и калийной селитры, применяемой повсеместно в качестве удобрений. Сгорая, эта смесь выделяет большое количество газа, способного отправить ракету на дистанцию в 3–18 километров. Однако качество прицельной стрельбы на таких установках оставляет желать лучшего.

Плюс подобной РСЗО - в отличной маскировке. Беспрепятственно подъезжая к городским объектам, такой мусоровоз может быть быстро приведён в боевую готовность.

Самодельные бронемашины наркокартелей

Криминальные элементы, причастные к производству и сбыту наркотиков, отличаются особой фантазией. Так, например, ранее мы писали о том, как колумбийские наркобароны строят настоящие подводные лодки для транспортировки кокаина. А их коллеги из Мексики предпочитают иную технику - бронированные транспортные машины. Орудия на таких БТР не установлены, однако экипаж через специальные бойницы может вести прицельный огонь. Однако мексиканцы не уделяют внимания колёсам, делая упор на скорость перемещения подобной техники, что становится, как правило, слабым местом у импровизированных БТР. Если пробить резину, перемещение на такой машине, учитывая вес брони, становится практически невозможным.





Бронемашины сирийских курдов

Фотографии этих "вундерваффе" были, предположительно, сделаны на территории Сирии и перемещаются по различным информационным порталам с весны 2014 года. Никакой официальной информации о самодельных бронированных машинах нет, принадлежность техники можно определить по рисункам на броне - такой логотип является официальным символом Отряда народной самообороны Сирии, боевого крыла Курдского верховного комитета, участвующего в сирийском вооружённом конфликте.











Самодельная техника ливийских повстанцев

Любимое оружие ливийских повстанцев, так называемые машины-«технички», представляют собой самодельный симбиоз советских блоков НАР, СЗО, зенитных орудий и разных пикапов.

















Самодельная техника силовиков и ополченцев Украины

Фотографии самодельной техники различных сил, воюющих на территории Украины, также ходят по интернету с лета. В условиях ограниченного финансирования украинские силовики и ополченцы бронируют российские КамАЗы и переделывают старую советскую технику.





















Подтвердить участие большинства из этих экспонатов в сражениях достаточно сложно. Однако, например, бронированный КамАЗ «Железяка» батальона «Азов» участвовал в сражениях под Мариуполем и даже стал героем новостей.

Serega80 11-03-2008 02:21

перемещено из История оружия

Пара фоток самодельных броневиков, что использовались в Приднестровье. Уважаемые форумчане, есть у кого-нибудь еще фотографии или информация по подобным переделкам?

Большой ус 11-03-2008 08:19

Только Приднестровские интересуют?

десант 11-03-2008 10:37

фоток нет, но широко использовались переделки из мазов и камазов -самосвалов. к кузову наваривали листы и когда его опускали, то кабина закрывалась полностью. (использовали в таджикии, нагорном карабахе)

ipse 11-03-2008 14:47

У ангольцев на базе КрАЗов были с ЗУ-23.
У индусов на базе тракторов.
У хорватов тоже на базе тракторов и Татр

Serega80 11-03-2008 18:45

quote: Originally posted by Большой ус:
Только Приднестровские интересуют?

Интересуют любые кустарные переделки мирной техники в бронемашины.

Serega80 11-03-2008 19:14

Шикарная машина!

Большой ус 11-03-2008 19:16

Есть еще фото из танкового музея с Кубинки. Бронированный трактор с башней. Если интересно, могу попробовать отсканировать.

ipse 11-03-2008 19:19

Вы об одесском НИ или о харькавском?

Большой ус 11-03-2008 19:21

В Кубинки стоит особняком один-единственный и без надписей.

ipse 11-03-2008 19:23

Постараюсь найти у себя фото харьковского бронетрактора (с башней от БТ-5) и одесского НИ (башня похожа на пулеметную от Т-26 или что-то в этом духе)

десант 12-03-2008 13:53

эмден 23-03-2008 03:35

quote: Originally posted by Вут:

Это чего, ООНовские механики подрабатывали, собирая бронетехнику?

нет просто завод взял заказ для ооновцев сделать капиталку бтр-ов
"уруту" уже почти всё доделали ,а еще для нигерии "амл-90" тож капиталку делали позавчера бтр-60 привезли, уже начали ковырять,
одно двигло уже сняли

Робин Гад 27-03-2008 01:57

Перед музеем Датского Сопротивления в Копенгагене стоит. Собрали его где-то тихарем, использовали только раз- в 45м при освобождении города. Броня впрочем пулями покоцанная слегка

AllBiBek 27-03-2008 11:47

Емели не хватает. С балалайкой, и щучим капканом. И ухвата на крыше. Для дополнительного антуражу.

EOD 30-03-2008 01:47

Vot iso Pridnestrovskie, stayali tak na voruzene v 2003r.
U nih nazvane ided "BTR-G" i posle etogo indeks togo iz tsego peredelali. "G" kak "gusenitsnyi".

U nih kutsa takogo musora na voruzene.

«Заправщик присел и голову руками закрыл - думал, все, стреляем»

Прошлой осенью столичные полицейские проводили проверку ломбарда на Никольской улице - и, к своему удивлению, . Кто додумался сдать туда военную технику в погоне за длинным рублем - загадка. А совсем недавно - в начале весны - москвичей удивил БТР, ехавший среди обычных машин по бульвару Рокоссовского. Мы выяснили, зачем частники покупают бронетехнику.

Итак, секрет описанных инцидентов прост: в Москве есть немало простых людей, не имеющих отношения к армии, но владеющих военной техникой, на которой они спокойно могут отправиться хоть на рынок за картошкой. С какими же сложностями сталкиваются владельцы таких машин в Москве? И как они их приобретают?

Неподалеку от метро «Юго-Западная» стоит ничем не примечательный крытый гараж, в котором припаркованы десятки машин. Одно из парковочных мест занимает «нечто», накрытое брезентом, - то ли грузовик, то ли исполинских размеров внедорожник. Но местных водителей не проведешь: они хорошо знают, что рядом с их хэтчбеками и седанами спрятан... настоящий БТР-40, легкий советский бронетранспортер родом из 50-х годов прошлого века.

Моя машина редкая, - говорит владелец БТР-40, москвич Алексей Морозов. - О ее покупке я мечтал долгие годы - и, как только появилась возможность, свою мечту воплотил в жизнь, купил бронетранспортер и своими силами восстановил его фактически из одного ржавого кузова.


«Броневик» Морозова - не пустой макет: владелец грозной машины может в любой момент сесть в него и отправиться по своим делам. Например, в магазин, как герой известной миниатюры Михаила Жванецкого. По закону он имеет на это полное право: по столичным дорогам может ездить техника шириной не больше 2,5 метра, и БТР-40 попадает в эти габариты. Старшие «братья» бронетранспортера - БТРы 60-х, 70-х, 80-х и 90-х - уже существенно шире: по правилам в городе они могут перемещаться только по заранее согласованным маршрутам с машинами сопровождения, и свободно на них уже не поездишь. То же самое, кстати, относится и к танкам, которые ко всему прочему еще и портят асфальт.

Таких, как я, по всему столичному региону всего 30–40 человек, - говорит Морозов, - большая часть состоит в бронетанковом отделении специального клуба «ГАЗ-69». У всех «габаритная» техника: либо бронетранспортеры, как у меня, либо бронированные разведывательно-дозорные машины (БРДМ) 1-й и 2-й серий. С точки зрения закона боевой транспорт в частных руках приравнивается к тракторам - и на нас накладываются все «тракторные» ограничения. Проще говоря, нам нельзя ездить по автомагистралям и тем местам города, где установлены знаки «Автомагистраль» или «Движение тракторов запрещено». Поэтому путь на МКАД нам закрыт.

Внутри «броневика» Морозова тесновато - чтобы залезть в боковой люк машины, приходится нагибаться и проявлять чудеса ловкости; при этом обзор из кабины БТР напоминает обзор из грузовика. Это не удивительно - управляться с БТР-40 водителю по правилам должен помогать командир экипажа. Однако хозяин машины утверждает: приноровиться можно. Тем более что другие водители к бронетранспортеру стараются не прижиматься - грозная техника поневоле внушает им уважение.

Полцарства за старый броневик

Захотел купить военную технику? Держи карман шире! Стоимость самого дешевого (а значит, и популярного) «броневика» - БРДМ-2 - более полумиллиона рублей. Причем за такую цену его неизбежно придется доводить до ума, что тоже потребует немалых затрат. Машины покруче - к примеру, относительно новый БТР-80 - могут стоить до 10 миллионов рублей. Правда, особого смысла покупать его нет: из-за больших габаритов передвигаться на нем по дорогам общего пользования просто не получится. Но куда обращаться, если деньги все же есть? Напрямую в Минобороны танк или БТР вам не продадут - вначале военные разыгрывают аукционы и передают технику компаниям-посредникам, юридическим лицам. Перед этим все машины проходят процедуру демилитаризации: с них снимают все вооружение.

Так что если есть желание купить военную технику - нужно обращаться либо к компаниям-посредникам, либо к физическим лицам, уже владеющим всевозможными «броневиками». Первый вариант неминуемо обернется переплатами - поэтому куда проще поискать предложения о продаже на сайтах бесплатных объявлений (их там неожиданно полно). Бывалые владельцы боевых машин утверждают: не стоит брать технику с конструктивными изменениями. Многие норовят впихнуть в «броневики» кондиционеры, кожаные диваны или вырезать там окна - а продать такие машины, потерявшие армейский колорит, потом очень сложно.

Поскольку формально «гражданская» бронетехника приравнена к тракторам и права на нее нужны, как на трактор, - их получают в Гостехнадзоре (в Москве это ведомство - часть Объединения административно-технических инспекций, ОАТИ). Впрочем, купить БТР или танк можно и без них, только ездить на нем не получится. В целом схема покупки «броневика» схожа с автомобильной - сначала продавец снимает ее с учета в Гостехнадзоре, потом заключается договор купли-продажи. При этом у машины обязательно нужно сверить номера кузова, рамы и шасси с теми, что прописаны в паспорте самоходной машины (ПСМ). Дальше дело за покупателем: ему предстоит отправиться в Гостехнадзор, поставить там машину на учет и оформить на нее страховку (которая, к слову, дешевле автомобильной).

Казалось бы, все просто: но боевая машина - это далеко не гражданский автомобиль. К примеру, в ней запросто могут отсутствовать боковые зеркала или поворотники - и ставить их счастливому обладателю «броневика» придется самостоятельно: без этого в Гостехнадзоре машину просто не оформят.

«Корабль» на колесах

Военная техника - настоящий удар по семейному бюджету. Мало того что сама по себе машина стоит немало - так еще и ее обслуживание требует огромных денег. Пример тому - бензин. Двигатель наиболее распространенного из «броневиков», БРДМ-2, изначально предназначен для работы на низкооктановом бензине, который сегодня запрещен из соображений экологии. Владельцы военных машин дорабатывают его - и переводят на 92-й бензин. У БРДМ-2 2 бака по 140 литров каждый; нетрудно посчитать, что ее полная заправка 92-м бензином обойдется «всего»… в 10 тысяч рублей! При этом расход топлива у тяжелой (весом от 5,5 до 7,5 тонны в зависимости от комплектации) БРДМ-2 огромный: 30 литров на 100 км пробега.

Зато с мойкой машины проблем нет, - говорит Алексей Морозов, заводя свой БТР-40 (я сижу рядом на командирском сиденье), - по габаритам моя машина как грузовик, и на обычную автомойку ее пускают спокойно.

Охранник открывает двери гаража - и наш «броневик» отправляется в путешествие по московским улицам. В салоне на удивление тихо: мощная броня БТР-40 поглощает звук - и ощущение такое, как будто едешь в обычном грузовике. Бронетранспортер едет по асфальту ровно и мягко - «плывет», как дорожный корабль. Правда, вскоре в салоне становится жарко: в машине послевоенных лет кондиционера, само собой, нет и в помине - зато есть печка. Зимой внутри БТР-40 тепло и комфортно, но летом он превращается в «баню» на колесах.


Время жизни военной техники в бою - не больше 15 минут, - объясняет водитель, - поэтому о комфорте для экипажа конструкторы никогда особо не заботились. Она вообще не предназначена для повседневных разъездов - поэтому на свою машину я никогда не жаловался, да и выезжаю на ней только в выходные. Так, что-то мы с вами разогнались...

Морозов сбавляет скорость - судя по спидометру, она уже перевалила за 60 км/ч. Причем по ощущениям наш дорожный «корабль» ехал не больше 40 км/ч. Это особенность всех «броневиков»: по трассам они передвигаются легко и незаметно - конструктивно машины могут разгоняться до 100 км/ч. Но высокие скорости - не стихия боевых машин: остановить ее на большой скорости крайне сложно. Поэтому «капитан» БТР-40 старается держать с другими машинами внушительную дистанцию в 10–15 метров и входит в развороты по увеличенным радиусам.

Водители поумнее держат дистанцию и близко ко мне не подъезжают, - говорит Морозов, - но есть те, кто при виде моего «броневика» впадает в эйфорию, начинают что-то кричать, снимать, а порой даже обгоняют и пытаются затормозить бронетранспортер, что очень опасно. Но ДТП, к счастью, у меня еще ни разу не было.

Водитель БТР, прижмитесь к обочине и остановитесь! - раздается сзади гул мегафона. Не прошло и 10 минут после выезда, как нами заинтересовались сотрудники ДПС.

Бронированный «сюрприз» для гаишников

Предъявите ваши документы! - командует сотрудник ДПС, когда Алексей Морозов открывает люк. Владелец «броневика» спокойно протягивает стражу порядка бумаги - и тот мельком проглядывает их. Сразу видно: дорожному полицейскому куда интереснее сама машина, чем ее проверка.

Ну что, как машина-то? Рвет? - интересуется инспектор.

Еще как! - с улыбкой отвечает Алексей.

Вообще-то в столичном ГИБДД всех владельцев военной техники знают чуть ли не поименно - уж слишком редки подобные машины на городских улицах. Придраться к их хозяевам дорожным полицейским сложно: все «броневики» - в надежных руках, технически исправны и поддерживаются в идеальном состоянии. Их водители ведут себя на дороге крайне аккуратно и никогда не нарушают ПДД - что неудивительно: выезд на «встречку» БТР обернется серьезной аварией, ведь масса машины очень велика. Но инспекторам ДПС все равно нравится останавливать столь экзотические для Москвы «агрегаты» - скорее не для проверки, а из простого любопытства.

Меня пару недель назад за 20 минут езды на своей БРДМ (бронированной разведывательно-дозорной машине) сотрудники ДПС три раза останавливали, - рассказывает 31-летний москвич Михаил Букарь, встречая нас у гаража (как и Алексей Морозов, он - член клуба «ГАЗ-69» и владелец собственного «броневика»). Документы при этом ни разу не проверили - им просто интересно было. Да и что меня проверять? На моей машине номер стоит, при первом нарушении я сразу же попаду в объективы дорожных камер - но такого еще ни разу не было. Хотя стражи порядка мной все равно интересуются: в деревне, где я держу свою машину, и полицию бдительные граждане вызывали, и гаишники меня проверять приезжали, хотя их там отродясь никто не видел...

О собственном «броневике» Букарь мечтал с детства: недалеко от его дачи под Ногинском располагался завод «Вторчермет», куда свозили на утилизацию военную технику. Еще подростком вместе с друзьями он лазал там - и смотрел на лежащие друг на друге штабелями и дожидающиеся уничтожения машины. Именно тогда у него и возникло желание спасти хотя бы одну из них - и получить собственную военную машину. Прошли годы - и мечта сбылась: правда, чтобы приобрести военный «агрегат», Букарю вместе с женой пришлось перейти чуть ли не на хлеб и воду... Кстати, именно супруга Михаила и сподвигла его к покупке: мол, мечтаешь все время - так купи уже!

Когда я наконец купил свою БРДМ, то был безумно счастлив, - вспоминает владелец машины, - на нее поставил макет крупнокалиберного пулемета Владимирова (КПВТ). У моей машины, когда я глушу мотор, глушители «отстреливают» - и этот звук похож на выстрелы. Как-то с другом заехали на заправку - а он в башне сидел и развернул ее вместе с макетом пулемета в сторону павильона. Я заглушил двигатель, и глушители «отстрелялись» - а навстречу из стеклянных дверей как раз заправщик выходил. Так он присел и голову руками закрыл - думал, все, стреляем.

Впрочем, еще один владелец боевой машины, пожелавший остаться неизвестным, рассказал не менее забавную историю:

В один из первых же дней после покупки БТР я решил поехать на нем в деревенский магазин. А там у нас культовое место сбора, где молодежь все время собирается. И когда я подъехал - все бросились наутек через заднюю дверь магазина: видно, решили, что война началась. (Смеется.)

Купить - и утопить

Бронетранспортер - это, по сути, бронированный грузовик с пушкой. Его главная цель - возить пехоту, и устроен он довольно просто. Однако самая популярная в столичном регионе военная техника, находящаяся в частных руках, - это бронированные разведывательно-дозорные машины (БРДМ). На фоне БТР это - настоящие космические корабли с кучей сложнейшего оборудования: дополнительными выдвижными колесами для преодоления рвов и траншей, водометами для передвижения в воде, приборами ночного видения, а также инфракрасными фарами и прожекторами. Даже камеры БРДМ особенные: они не сдуваются, получив до семи дырок от пуль. Купить такую сложную машину, как выяснилось, не проблема - но как научиться с ней управляться?

По специальности я - инженер многоцелевых колесных и гусеничных амфибийных машин, окончил МАДИ, - рассказывает 29-летний Евгений Гайн, владелец БРДМ-2. - Чтобы освоить свою машину, мне потребовалось много времени. С одной стороны, военная техника рассчитана на солдат-срочников, на то, что они смогут ее чинить. С другой - без инструкций тут не разберешься. К счастью, их можно найти: в Самаре есть специальный архив, где, оплатив госпошлину, можно официально получить всю интересующую техническую информацию по военным машинам. Не по всем, конечно, - но на мою БРДМ-2, к счастью, она была в открытом доступе.

Правда, Гайн не сразу изучил все инструкции - а соблазн испытать свою дозорную машину в деле у молодого человека был очень велик. Еще бы! Мало того что БРДМ-2 спокойно может ездить по снегу толщиной в полметра, так она еще и амфибия, способная плавать в воде. Поэтому пуститься в плавание машине Гайна было, что называется, на роду написано. Нетерпеливый водитель загнал свой «броневик» в неглубокий водоем неподалеку от дачи - и тут машина Евгения начала быстро набирать воду в корпус! Оказалось, что у БРДМ-2 одна из резиновых прокладок от времени износилась и порвалась, отчего в трюме машины образовалась течь. Вообще на этот случай у дозорной машины есть электрический трюмный насос с механической помпой - с одной течью он бы справился. Вот только Евгений ко всему прочему забыл закрыть перед погружением специальные клапаны - кингстоны, и перед потоком воды, бьющим через них, мощный насос БРДМ оказался бессилен.

Я утопил свою машину вечером, а достал утром, - вспоминает Гайн, - вначале пригнали трактор - он не справился. Потом ему в помощь приехал джип. Только после этого БРДМ-2 из воды удалось вытащить - и я сразу начал в полевых условиях сливать из нее воду и менять технические жидкости. Только после этого машина завелась - и смогла добраться до гаража.

В поисках военных запчастей

Не секрет, что военная техника куда надежнее гражданской, но даже она порой выходит из строя. Понятно, что в обычный автосервис «броневик» не загонишь - тут нужен совсем другой подход. И если инструкции еще можно изучить, обладая навыками ремонта обычной машины, то где взять запчасти к БТР или БРДМ?

С этой проблемой владельцы военной техники сталкиваются практически сразу же после покупки, - говорит Алексей Морозов, - дело тут вот в чем: военные передают компаниям-посредникам технику с консервации, которая могла находиться на открытых площадках хранения 25–30 лет. И в таком же «консервированном» виде она потом поступает и обычным покупателям - физическим лицам. Сразу завести такую машину - значит, «посадить» ее двигатель: сначала к пуску ее нужно подготовить - заменить смазку, сальники, резиновые прокладки и уплотнители... Одним словом, провести ее техническое обслуживание.

На словах все выглядит просто - но на деле куда сложнее: для такого «косметического» ремонта огромную машину нужно практически полностью разобрать, а потом собрать обратно. Даже владея серьезными инженерными навыками, сделать это весьма непросто. Что до деталей на замену - часть из них подходит от гражданской техники, к примеру, грузовиков «ГАЗ-66» или «ГАЗ-63». Но есть и такие элементы, с которыми возникают сложности: к примеру, некоторые детали вообще изначально были спроектированы как авиационные. И где такие возьмешь?

Иногда мы берем конструкторскую документацию из архивов и изготавливаем по ней детали под заказ на разных предприятиях, - говорит Алексей Морозов. - А еще есть такая организация - «Московский внедорожный клуб», которая занимается обслуживанием самой разной техники. Специалисты клуба могут модернизировать даже военные машины - и мы к ним нередко обращаемся.

На прощание я снова спросил у владельцев «броневиков» - зачем им все это? Мечта - это прекрасно, но ведь такая техника - это еще и время, деньги, силы... Неужели оно того стоит?

Я участвовал в параде в честь 75-летия Победы в подмосковном Пушкино, - говорит Евгений Гайн, - я ехал за рулем БРДМ-2, а рядом сидела моя жена в роли командира экипажа. И знаешь, когда она отдавала воинское приветствие командующему парадом, а он отвечал ей, этот восторг и эмоциональный подъем - это все ни с чем не сравнимые ощущения. Поэтому да - оно того стоит.