Виды атф масел. Полная информация об ATF. Что нужно знать о поддонах

Замена ATF в АКПП ZF

Несмотря на все свои известные бренды (Sachs, Boge, Lemfoerder) ZF в кругах специалистов ассоциируется прежде всего с автоматическими коробками передач. Кроме высокотехнологичной и качественной продукции компания дает своим партнерам все необходимые инструменты и знания для диагностики, обслуживания и ремонта АКПП. Очередным шагом на этом пути стал вынос обучающих семинаров за пределы Германии. Первый такой семинар в Украине состоялся в сентябре 2015 и был посвящен замене ATF в АКПП производства ZF.

Замена ATF в АКПП ZF

Зачем и как часто нужно менять ATF? Как правильно выполнять эту процедуру? autoExpert ознакомился с мнением по этим вопросам специалистов ZF Services на семинарах, проходивших в Германии и Украине.

Несмотря на все свои известные бренды (Sachs, Boge, Lemfoerder) ZF в кругах специалистов ассоциируется прежде всего с автоматическими коробками передач. Кроме высокотехнологичной и качественной продукции компания дает своим партнерам все необходимые инструменты и знания для диагностики, обслуживания и ремонта АКПП. Очередным шагом на этом пути стал вынос обучающих семинаров за пределы Германии. Первый такой семинар в Украине состоялся в сентябре 2015 и был посвящен замене ATF в АКПП производства ZF.

ATF часто называют «маслом», но это неверно. Ведь automatic transmission fluid даже в буквальном переводе является жидкостью для автоматических трансмиссий. Она не только смазывает механизмы, но и участвует в управлении работой коробки. Долгое время считалось, что ATF в АКПП рассчитана на весь срок службы детали и замене не подлежит. Но с недавних пор в автомобильной промышленности начали отказываться от этой доктрины. ZF Services рекомендует менять ATF в АКПП их производства каждые 80-140 тысяч километров пробега, но не реже 1 раза в 8 лет. Сегодня к этим рекомендациям присоединяются BMW, Mercedes и другие европейские автопроизводители.

Как работает АКПП

АКПП – очень сложный агрегат. В ней есть набор планетарных передач, которые служат для передачи крутящего момента от двигателя к колесам. А чтобы задать направление вращения вала на выходе из коробки или изменить передаточное число, необходимо заблокировать или подключить определенные шестерни. Роль «выключателей» выполняют специальные тормоза и сцепления (фрикционы), приводимые в действие гидравлической системой с электронным управлением.

Чтобы переключить передачу, современному «автомату» нужно от 400 до 200 мс, а в коробках, устанавливаемых на спортивных автомобилях, этот показатель снижен до 80 мс. Электроника открывает нужный клапан, через который поступает ATF под большим давлением, замыкая нужное сцепление или тормоз.


Группа участников семинара по замене жидкости в АКПП. Швайнфурт, Германия.

Зачем нужно менять ATF?

Изначально 5-6-ступенчатая АКПП содержит около 10 литров ATF. Но со временем технологическая жидкость вырабатывается, и при достижении 100-120 тыс. км пробега потери обычно составляют 1-1,5 литра. Это 10-15% объема ATF в АКПП.

При таких потерях нагрузка на гидравлическую систему управления переключением передач сильно возрастает, а эффективность ее работы снижается. На подъемах и в поворотах жидкость в поддоне смещается и при недостаточном ее уровне насос может захватывать воздух. Это создаст проблемы с давлением в системе управления переключением передач.

Высокая концентрация загрязняющих ATF продуктов выработки деталей может нанести вред маслонасосу АКПП.

Максимально допустимый срок использования ATF – это период, в течение которого жидкость гарантированно сохраняет свои качества и обеспечивает качественную работу коробки передач. Изменения в ATF происходят не только с ростом пробега автомобиля, но и с течением времени. Если автомобиль простоял много лет без движения, а потом на нем начали активно ездить, то первые месяцы водитель не будет ощущать каких-либо неполадок в работе коробки. Однако кривая износа АКПП при езде с великовозрастной ATF будет существенно круче кривой износа коробки, в которой трансмиссионную жидкость меняли регулярно и своевременно. ZF рекомендует менять ATF не реже одного раза в 8 лет. Это максимальный срок абсолютно безопасного использования жидкости при незначительных нагрузках на коробку и пробеге на ней, далеком от предельно допустимых норм для одной заливки – 80-140 тыс. км, в зависимости от модели коробки.

Новая жидкость всегда обладает лучшими смазывающими свойствами. Благодаря им улучшается работа механизмов АКПП. Клапаны системы управления переключением передач начинают работать быстрее и плавнее. Снижается расход топлива и возрастает общий комфорт от управления автомобилем. И это лишь очевидная часть достоинств замены ATF. Не очевидными являются контроль состояния АКПП (на основе анализа слитой из коробки жидкости) и продление срока службы узла.


Пример наклейки, предупреждающей об отсутствии необходимости замены ATF.

Подготовка к замене ATF

Перед тем как приступать к замене ATF в автоматической коробке, необходимо убедиться в исправной работе двигателя на холостых оборотах. Выполняется это с помощью подходящего диагностического оборудования и необходимо для настройки уровня трансмиссионной жидкости.

Если холостой ход в порядке и нет необходимости в его регулировке, необходимо совершить пробную поездку. Это позволяет проверить работу АКПП и качество переключения передач, а также довести температуру ATF до рабочих значений.

Завершив пробную поездку, автомобиль ставят на подъемник, предварительно переключив коробку в режим «P».

При первом взгляде на масляный поддон АКПП находящегося на подъемнике автомобиля есть вероятность увидеть желтую наклейку, уведомляющую о том, что залитая технологическая жидкость рассчитана на весь срок службы автомобиля и менять ее не нужно. Такими наклейками до 2014 года снабжали все автомобили, а некоторые автопроизводители продолжают делать это и сегодня. Загвоздка в том, что этот так называемый «весь срок» эксплуатации автомобиля по замыслу производителей ограничен 140-180 тыс. километров пробега. Но большинство автомобилей проходят намного большие расстояния, проживая 2-3 и более «жизней». Это повышает спрос на обслуживание различных узлов и агрегатов и во избежание потери имиджа вынуждает производителей, в первую очередь агрегатов, выпускать соответствующие инструкции по правильному и своевременному обслуживанию своей продукции.

Табличка с выгравированным серийным номером запчасти находится на корпусе коробки передач.

На корпусе АКПП есть табличка с указанием типа, модели, серийного и каталожного номеров коробки. На семинарах ZF демонстрацию проводили на АКПП ZF 6HP21 с пробегом 80 тыс. км. Эта информация позволяет определить номер комплекта ZF для замены ATF, марку технологической жидкости и процедуру ее замены. Всего для 5- и 6-ступенчатых автоматических трансмиссий ZF существуют три варианта этой процедуры, различия в которых заключаются в последовательности переключения передач при заполнении коробки новой жидкостью.

Выбор ATF

ZF Services настоятельно рекомендует при замене ATF использовать фирменные технологические жидкости ZF или поставляемые производителем автомобиля. Можно заподозрить компанию в поиске собственной выгоды, ведь ZF самостоятельно ATF не производит. Но все не так однозначно.

Для АКПП, которые ZF планирует запустить в производство в 2018 году, ATF тестируется специалистами компании с 2011 года. То есть на момент выхода коробки передач на рынок срок тестирования ATF достигнет 7 лет. Также важно, что компании-изготовители трансмиссионной жидкости не имеют права воспроизводить формулу ATF производства ZF в других продуктах, выпускаемых под собственным брендом. Другими словами, автоматические коробки передач ZF рассчитаны на определенные ATF, которые выпускаются только в упаковке с логотипом ZF либо разливаются в фирменную упаковку автопроизводителя.

Комплекты для замены ATF

Комплектация наборов для замены трансмиссионной жидкости в АКПП ZF различна и зависит от модели коробки. Их можно разделить на две категории: для коробок с металлическим и для коробок с пластиковым поддоном. Комплекты для коробок с металлическим поддоном содержат набор прокладок для поддона, пробки для сливного и заливного отверстий в поддоне, сменный масляный фильтр, комплект магнитов для удаления металлических частиц из ATF. В комплекты для коробок с пластиковым поддоном включен сменный поддон в сборе (с фильтром, магнитами, пробками и прокладками) и комплект болтов для его крепления. Также все комплекты содержат 7 литров ATF в упаковке по 1 л и печатную инструкцию по замене трансмиссионной жидкости в коробках ZF. 7 литров – это объем, необходимый для частичной замены ATF. Для полной замены необходимо докупить еще 3-4 литра.



Наборы ZF для замены ATF для коробок с металлическим (слева) и с пластиковым (справа) поддоном.

Стоимость комплекта ZF для замены трансмиссионной жидкости приблизительно равна совокупной стоимости всех его элементов. Но гораздо удобнее получить все необходимое в одной коробке.

Слив ATF

Перед тем как откручивать сливную пробку в масляном поддоне АКПП, необходимо подготовить подходящую по объему емкость и принять меры против возможного загрязнения окружающего пространства брызгами трансмиссионной жидкости. Количество ATF, которое выльется из сливного отверстия коробки, может быть разным и зависит от степени выработки жидкости. Следует рассчитывать на 5-6 литров. Сливное отверстие находится не в самой нижней точке поддона, нижнюю часть занимает фильтр и в нем остается некоторое количество масла. Для его удаления необходимо снять поддон.

Перед продолжением процедуры замены ATF необходимо убедиться, что с коробкой все в порядке. Для этого нужно проверить качество слитой жидкости. Она не должна пахнуть горелым, в ней не должно быть мелких бумажных частиц с фрикционных колец трансмиссии. При этом цвет слитой жидкости может существенно отличаться от цвета новой – это нормально для ATF, меняющей свои свойства вследствие многократных нагревов.

Наличие на магните в поддоне сильного налета или крупных металлических частиц указывает на неисправность коробки. Замену масла в этом случае следует прекратить, а неисправную запчасть отправить в ремонт. В исправной АКПП магниты должны быть чистыми. Допускается наличие легкого матового налета.

На внутренней части поддона нужно осмотреть магниты. Допустимо наличие матового налета, но присутствие крупных металлических частиц свидетельствуют о серьезных проблемах внутри коробки. При наличии вышеописанных проблем замену масла следует прекратить, поскольку коробка передач требует ремонта.

Частичная или полная замена?

В теории, когда мастер слил ATF из АКПП, снял поддон и убедился в отсутствии признаков неисправностей в коробке, можно приступать к замене фильтра (в случае металлического поддона), монтажу поддона и заливке ATF. В этот момент из коробки передач слито 5-6 литров жидкости из 10. Но можно «выгнать» из коробки еще 2-3 литра. Для этого нужно снять мехатроник – устройство электронного управления автоматической коробкой передач.

Извлечь руками защитную втулку мехатроника затруднительно, поэтому мастер прибегает к помощи монтировки. Эта операция абсолютно безопасна, если инструмент находится в умелых руках.

Существует мнение, что снятие и установка обратно мехатроника может привести к сбоям в работе АКПП. На деле же все не так. В Европе ZF ежегодно проводит около 40 тренингов по замене ATF в АКПП. Каждый раз тренер приезжает на место проведения семинара на демонстрационном автомобиле, снимает и устанавливает этот узел при замене ATF и затем уезжает обратно. При этом не возникает никаких неполадок. Главное – делать все правильно.

Для снятия мехатроника нужно отсоединить от него разъем контактной группы проводов, затем вытянуть защелку, фиксирующую защитную втулку и извлечь саму втулку. Сделать это непросто – доступного пространства слишком мало для того, чтобы ее можно было удобно захватить, поэтому тренер ZF на семинаре прибегает к помощи монтировки. В большинстве случаев втулка ломается при извлечении, и ее следует считать расходной деталью.


Есть еще два аргумента в пользу замены извлеченной защитной втулки новой. Во-первых, при повторном использовании старой втулки есть риск недостаточно плотного прилегания сальников на ее поверхности к корпусу мехатроника. Это может привести к утечке ATF и попаданию воды в коробку. Во-вторых, на втулке могут оказаться сальники красного цвета. Это означает, что данная втулка – старого образца. Сейчас ZF выпускает втулки с черными сальниками – более прочные и надежные. В любом случае стоимость новой втулки незначительна, и экономить на ее замене нет никаких причин. Однако данная деталь не входит в комплект ZF для замены ATF и приобретать ее следует отдельно.

При отсоединении проводов от мехатроника и извлечении защитной втулки нужно помнить о том, что разряд статического электричества с рук мастера может вывести из строя электронику узла. Следует принять соответствующие меры: использовать заземляющие браслеты и обувь, проводить работы в специальных защитных перчатках и избегать касаний контактной группы мехатроника пальцами.

После отсоединения проводов и снятия защитной втулки можно приступать к снятию узла. Количество болтов, удерживающих мехатроник, может быть разным. ZF выпускает 760 модификаций этого устройства. Откручивать нужно болты с крупными головками (М40), они крепят мехатроник к АКПП. Болты с маленькими (М27) головками скрепляют элементы узла. Их откручивать нельзя, иначе он просто развалится. Сначала необходимо открутить болты на пластиковой части устройства, чтобы избежать избыточной нагрузки на пластик, затем приступать к откручиванию нужных болтов на металлической части. При снятии узла из коробки польется ATF, поэтому заранее следует подставить емкость для ее сбора.

Снятие мехатроника открывает доступ к отверстиям, через которые ATF попадает из АКПП в устройство и обратно. Подав в одно из отверстий сжатый воздух, можно выгнать из конвертера крутящего момента остатки жидкости. После этого можно приступать к установке мехатроника и поддона на свои места.

Откручивать нужно болты с крупными головками (М40), они крепят мехатроник к АКПП. Более мелкие болты (М27) скрепляют между собой части устройства.


Снятие мехатроника открывает доступ к отверстиям, через которые ATF попадает из АКПП в устройство и обратно.

Продувка воздухом конвертера момента.

При монтаже мехатроника сначала нужно вкрутить болты, фиксирующие к коробке его металлическую часть, затем уже вкручивать болты, фиксирующие пластиковую часть. Определенного момента для затяжки этих болтов нет, достаточно почувствовать, что болт закручен. Корпусы коробки и мехатроника выполнены либо из алюминия, либо из магниевого сплава, поэтому излишнее усердие с затяжкой болтов здесь неуместно. Порядка закрутки болтов по кругу в данном случае тоже нет, следует руководствоваться здравым смыслом.



После длительного использования уплотнительная резинка на "очках" заминается. По этой причине повторное использование детали может нарушить герметичность соединения отверстий для циркуляции ATF между мехатроником и АКПП. Деталь подлежит замене.

При установке устройства обратно на автомобиль необходимо заменить так называемые «очки» – пластиковую деталь с сальником, обеспечивающую герметичное соединение отверстий для циркуляции ATF между мехатроником и АКПП. Стоит эта деталь всего пару евро. Если сравнить снятые «очки» с новыми, можно увидеть, что прокладки старой запчасти смяты. А значит, есть риск недостаточно герметичного соединения.

Что нужно знать о поддонах

В случае с металлическим масляным поддоном АКПП все просто и понятно. Необходимо заменить масляный фильтр, магниты, прокладку, обеспечивающую герметичность соединения с коробкой, и установить поддон, руководствуясь схемой закрутки болтов и затянув их соответствующим моментом (для стальных поддонов это 12 Нм, для алюминиевых – 4 Нм + 450).

Пластиковый поддон довольно дорогой, но экономить на его замене нельзя. И дело не только в фильтре для ATF, который является частью поддона. Дело в том, что невозможно обеспечить полную герметичность соединения повторно установленного пластикового поддона с коробкой.

Поскольку все тренинги по замене ATF в Германии проводят на одном и том же автомобиле, в ZF Servicesпроводили эксперимент с повторным использованием пластиковых поддонов для снижения расходов. Однако выяснилось, что герметичность соединения поддона с коробкой не сохраняется в полной мере. ATF, конечно, не выливалась на дорогу, но на поддоне были явно видны следы подтекания. Повторно обеспечить герметичность не удалось даже с применением специальных клеев и герметиков, а прокладку на новую заменить невозможно, потому что она закреплена по периметру поддона в заводских условиях. Поэтому в компании отказались от этой затеи.


Почему же ZF просто не делает все поддоны АКПП металлическими? Все очень просто. Автопроизводители стараются максимально снизить стоимость производства автомобилей, а поддоны из пластика дешевле в изготовлении. Если надежность двух выполненных из разных материалов деталей одинакова, то производитель автомобилей выберет более дешевую. ZF является OEM-поставщиком, поэтому мнение автопроизводителя является решающим в таком вопросе. Таким образом на поддонах зарабатывают и автопроизводители, и ZF.

При установке поддона на АКПП нужно соблюсти схему закрутки болтов, которая одинакова и для пластикового, и для металлического поддона. Это помогает избежать перекосов. Затягивать крепежные болты пластикового поддона нужно с усилием 10 Нм.

Заливка ATF в АКПП

Перед тем как начать заливать ATF в коробку, нужно сделать следующее: убедиться, что помпа содержит достаточное количество жидкости (не менее 7 литров при частичной и не менее 10 литров при полной замене ATF), проверить, правильно ли вкручена пробка в сливное отверстие и затянута ли она с нужным моментом. Величину момента затяжки можно узнать из документации, прилагаемой ZF к каждому комплекту для замены ATF. Также следует подключить автомобиль к диагностическому прибору, умеющему считывать информацию о коробке (KTS, Launch, «ВАСЯ диагност» и подобным).

Дальнейшие действия в идеальной ситуации потребуют участия 3 человек. Один будет заливать ATF в АКПП, второй в нужный момент включит двигатель автомобиля, чтобы масляный насос начал закачивать жидкость из поддона в коробку передач, а третий будет обеспечивать коммуникацию между первыми двумя. Роль третьего участника процесса может показаться незначительной, мол, неужели два опытных мастера не смогут найти общий язык в такой простой процедуре? Но на деле довольно сложно разобрать слова коллеги, доносящиеся из-под автомобиля с включенным мотором, сидя в салоне даже с опущенными стеклами.

Реальный случай из практики тренеров ZF. Во время заливки ATF в поддон выявилась нехватка жидкости в помпе. Опытнейший тренер огласил проблему не менее опытному помощнику, который находился в салоне демонстрационного автомобиля. Помощник услышал вместо просьбы принести еще ATF команду выключить двигатель. Результатом его действий были несколько литров вытекающих, в прямом смысле слова, последствий из коробки автомобиля прямо на находящегося под ней тренера.

Первый этап – заполнение поддона АКПП. Отверстие для заливки ATF может быть расположено в боковой или в нижней части поддона, в зависимости от его модификации. Расположение заливного отверстия влияет лишь на выбор наконечника для маслоподающего шланга – изогнутый «гусь» в случае с нижним расположением и обычный гибкий шланг подходящего диаметра для расположенного сбоку отверстия.

ATF заливают в поддон до тех пор, пока жидкость не начнет вытекать из заправочного отверстия. Затем следует включить двигатель (второй человек) и продолжить интенсивно закачивать жидкость. При включенном двигателе масляный насос АКПП закачивает жидкость в конвертер момента. Заливка продолжается до тех пор, пока жидкость вновь не начнет вытекать из заливного отверстия в поддоне. Теперь можно завинтить отверстие пробкой и только после этого выключить двигатель автомобиля.

ATF заливают до тех пор, пока она не начнет вытекать из заправочного отверстия.

Установка корректного уровня ATF в АКПП

Перед проверкой корректности уровня ATF необходимо «прогнать» жидкость по коробке передач, повторно включив двигатель. Для АКПП ZF есть три схемы выполнения этой операции, применяемые в зависимости от модификации коробки.

Первая схема предусматривает последовательное переключение АКПП в режимы R, D и переключение передач с 1 до 3. На каждой передаче необходимо задержаться 3 секунды. В зимний период переключение передач осуществляют в ручном режиме.

Вторая схема аналогична первой, но переключать передачи нужно до 4.

Третья схема предусматривает включение режимов R, D и всех передач с десятисекундной задержкой на каждой. Затем нужно зафиксировать обороты двигателя на отметке 2000, чтобы заполнить гидротрансформатор. После выполнения всех действий по нужной схеме, следует переключить АКПП в режим «Р».

Если машина установлена на подъемнике, то все необходимые операции можно выполнить прямо в боксе. В случае, когда замена ATF осуществляется на смотровой яме, потребуется выполнить тестовую поездку для прогона жидкости по коробке – переключать передачи выше второй и оставлять при этом машину неподвижной не получится.

По завершении вышеперечисленных манипуляций с коробкой передач нужно проверить температуру ATF, посмотрев на экран диагностического прибора. Корректное определение количества залитой жидкости возможно при ее температуре 30-350С. Если температура ниже, необходимо дать коробке передач прогреться. Если выше – дать остыть. Если температура ATF находится в пределах предписанных значений, нужно открыть отверстие для заливки жидкости в поддоне коробки передач. ATF должна вытекать из заливного отверстия капельно. Если жидкость не выливается, необходим долив.

Доведя рабочую температуру ATF до 400С (допустима небольшая погрешность, но температура не должна превысить 500С) и убедившись, что жидкость при этом выливается как положено, необходимо завернуть пробку заливного отверстия с предписанным моментом затяжки и после этого выключить двигатель автомобиля. Работы по замене ATF в АКПП завершены.

Где искать необходимую информацию

Значение моментов затяжки болтов масляного поддона АКПП, пробок сливного и заливочного отверстия, тип программы для закачки ATF в гидротрансформатор и коробку, а также другую полезную информацию можно найти в таких источниках, как TecDoc, InCat, WebCat или в печатной сервисной информации ZF Parts. Также в каждый набор ZF для замены ATF в коробке передач вложено руководство по выполнению этой процедуры.

Нужно ли сбрасывать адаптационные данные?

Автоматические коробки передач ZF являются адаптивными, как и большинство современных АКПП. Они способны «подстраиваться» под индивидуальный стиль вождения, обеспечивая плавное и своевременное переключение передач. Это обучение происходит автоматически. Водителю нового автомобиля достаточно проехать 500-1000 километров для того, чтобы электроника коробки распознала его стиль езды и начала переключать передачи в идеальном для него режиме.

Современные диагностические приборы позволяют произвести сброс этих данных на заводские настройки. Эта процедура нужна в случае, если АКПП была подвергнута ремонту (например, в ней меняли фрикционные диски). Иногда ее применяют при радикальной смене стиля вождения (с агрессивно-спортивного на спокойный или наоборот), когда новый владелец автомобиля чувствует дискомфорт от работы коробки.

Сервисные инженеры ZF Services не рекомендуют делать сброс адаптационных данных после обычной замены ATF в автоматической коробке. Это повлечет больше проблем, чем пользы. В первую очередь, придется объяснять владельцу автомобиля, почему после обслуживания его автомобиля передачи стали переключаться жестко и зачем ему, заплатившему деньги за замену ATF, придется это терпеть следующие несколько сотен километров пробега.

От редакции

Изложенная в статье информация описывает процесс замены ATF в 5- и 6-ступенчатых автоматических коробках передач производства ZF, оснащенных масляным поддоном. autoExpert не располагает информацией о том, применимы ли описанные методы при замене технологической жидкости в АКПП других производителей.

К маслам для автоматических коробок передач, предъявляются гораздо более высокие требования к вязкостным, антифрикционным, противоизносным и противоокислительным свойствам, чем к смазочным средствам, применяемым в других агрегатах.

Поскольку автоматические коробки включают в себя несколько совершенно разнородных, с точки зрения скоростных и нагрузочных характеристик, узлов – гидротрансформатор, шестеренчатую коробку передач, сложную систему гидравлической автоматики и управления, в связи с этим перечень функций масла в автоматической трансмиссии довольно обширен:

  • Смазка трущихся узлов
  • Передача крутящих моментов
  • Передача давления в гидравлической части системы автоматики
  • Охлаждение узлов трения и рассеивание избыточного тепла, возникающего при передаче крутящих моментов
  • Антикоррозионная защита разнородных конструкционных материалов автоматической трансмиссии
  • Быстрое выделение воздуха
  • Стойкость к образованию эмульсии с водой
  • Стойкость к образованию отложений

Динамические нагрузки в автоматической передаче, как правило, ниже, чем в обычных коробках передач из-за отсутствия жесткой связи трансмиссии и двигателя. Зато температурный режим – гораздо более жесткий – средняя рабочая температура масла в картере автоматической коробки передач составляет +80 °С, 95 °С, в жаркую же погоду, особенно в городском цикле движения она может подниматься до +150 °С. Конструкция автоматической коробки такова, что если с двигателя снимается мощность большая, чем нужно для преодоления сопротивлению движению (в зависимости от состояния и уклона дорожного полотна, коэффициента сцепления колес с покрытием и т.п.), то этот избыток расходуется на преодоление внутреннего вязкостного трения в масле, что приводит к образованию дополнительного тепла – в результате масло нагревается еще больше.

Высокие скорости движения масла в гидротрансформаторе и высокая температура вызывают интенсивную аэрацию, приводящую к вспениванию и насыщению конденсационной водой и кислородом, что может вызвать следующие негативные эффекты:

  • Окисление самого масла
  • Интенсивная коррозия металлов (помимо прямого окисления металлов активным кислородом, и электрохимическая коррозия образующихся пар разнородных металлов)
  • Снижение эффективности работы гидравлической автоматики, снижение КПД при передаче крутящих моментов в гидротрансформаторе

Немаловажным фактором является применение в парах трения автоматической передачи разнородных металлов том числе использование покрытий из драгоценных с точки зрения их совместимости примененными масле противоизносными и противозадирными присадками. Также необходимо учитывать тот что для обеспечения высокого КПД гидротрансформатора нам использовать маловязкое масло сСт с основным отличием от обычных высоковязких трансмиссионных масел кинематической вязкостью.

Базовое масло – высокочищенное минеральное масло, частично синтетическое или полностью синтетическое масло, с очень высоким индексом вязкости 140, 200, и с естественной высокой низкотемпературной текучестью.

Присадки – антиокислительные, антикоррозионные, противозадирные, противоизносные, загущающие, возможно введение красящего пигмента, который в отдельных вариантах исполнения жидкости играет роль индикатора работоспособности продукта, с точки зрения эксплуатационных свойств (хотя, как правило, цвет жидкости не характеризует принадлежность ее к определенному классу).

В связи с тем, что к трансмиссионно – гидравлическим жидкостям для автоматических коробок передач выдвигаются специфические требования компаниями-производителями, то на сегодняшний день существует ряд основных общеупотребимых и частных допусков-спецификаций требований.

Это спецификации, выдвигаемые компаниями:

  • General Motors Co
  • Caterpillar
  • Vickers Mobile Hydraulics
  • Mitsubishi
  • Toyota
  • Nissan
  • Honda
  • Hyundai
  • ZF TE ML

Крупнейшая в мире компания по производству автоматических коробок передач – General Motors Co («Дженерал Моторс Корпорейшн) уже давно разрабатывает и выдвигает отдельные спецификации для жидкостей для автоматических коробок передач ATF (Automatic Transmition Fluid). Особенностью является требование снижения коэффициента трения жидкости по мере снижения скорости скольжения в гидропередаче (разности в частотах вращения напорного и турбинного колеса в гидротрансформаторе).

  • ATF тип «А», суффикс «А» или Dexron I. Ранняя класификация компании GM , разработанная в послевоенный период совместно с американским военным бронетанковым исследовательским центром Armour Research, жидкостям для ATF, с успехом выполнившим данные требования, присваивались квалификационные номера AQ (Armour Qualification No). Буква “А” происходит от названия этой квалификационной системы
  • Dexron B (General Motors 6032 M) – действующие на сегодняшний день спецификации GM, данные допуска начинаются с буквы “B”
  • Dexron II (General Motors 6137 M) или, что то же самое – Dexron II D (General Motors D-22818) – более ужесточенный ряд требований к жидкостям, как правило на минеральной основе, для автоматических передач, в целях защиты окружающей среды, запрещающий использование спермацетового масла в качестве присадки
  • Dexron IIE (General Motors E-25367) спецификация на жидкости, в ряде случаев, на синтетической основе, для автоматических коробок передач GM, выпущенных после 1 января 1993 года. Характерны более высокие противоизносные свойства, продолженные сроки службы
  • Dexron III новейшая спецификация на жидкости для АКП на синтетической (реже – минеральной) основе, более высокая термическая и окислительная стабильность, улучшенные фрикционные характеристики

Крупнейшая в мире компания по производству автоматических коробок передач – General Motors Co («Дженерал Моторс Корпорейшн) уже давно разрабатывает и выдвигает отдельные спецификации для жидкостей для автоматических коробок передач ATF (Automatic Transmition Fluid). Особенностью является требование снижения коэффициента трения жидкости по мере снижения скорости скольжения в гидропередаче (разности в частотах вращения напорного и турбинного колеса в гидротрансформаторе).

ATF тип «А», суффикс «А» или Dexron I. Ранняя класификация компании GM , разработанная в послевоенный период совместно с американским военным бронетанковым исследовательским центром Armour Research , жидкостям для ATF , с успехом выполнившим данные требования, присваивались квалификационные номера AQ (Armour Qualification No). Буква “А” происходит от названия этой квалификационной системы.

Dexron B (General Motors 6032 M) – действующие на сегодняшний день спецификации GM , данные допуска начинаются с буквы “ B ”,

Dexron II (General Motors 6137 M) или, что то же самое - Dexron II D (General Motors D -22818) – более ужесточенный ряд требований к жидкостям, как правило на минеральной основе, для автоматических передач, в целях защиты окружающей среды, запрещающий использование спермацетового масла в качестве присадки.

Dexron IIE (General Motors E -25367) спецификация на жидкости, в ряде случаев, на синтетической основе, для автоматических коробок передач GM , выпущенных после 1 января 1993 года. Характерны более высокие противоизносные свойства, продолженные сроки службы.

Dexron III новейшая спецификация на жидкости для АКП на синтетической (реже – минеральной) основе, более высокая термическая и окислительная стабильность, улучшенные фрикционные характеристики.

АКПП и жидкость для автоматических трансмиссий

Первая спецификация на ATF (Automatic Transmission Fluid - жидкость для автоматических коробок передач) типа "Dexron" была выпущена корпорацией GM еще на заре времен, в 1967 году (Dexron B). Далее спецификации регулярно обновлялись:
1973 - Dexron II (DIIC) , который де-факто стал всемирным стандартом ATF.
1981 - Dexron IID - тот, который мы сейчас и понимаем под маркой "дексрон-2".
1991 - Dexron IIE - усовершенствованная спецификация, ATF на синтетической основе (в отличие от минеральныого DIID), обладает лучшими вязкостно-температурными свойствами.
1993 - Dexron III (DIIIF) с новыми требованиями к фрикционным и вязкостным свойствам.
1999 - Dexron IV (на синтетической основе, получает все большее применение.

От GM старался не отставать и Ford со своей спецификацией "Mercon", но, несмотря на более частое обновление (а может из-за этого) такого распространения не получил и ATF Mercon (по крайней мере, до последнего времени) официально полностью унифицируется с Dexron′ом (например - DIII/MerconV).

Оставшийся член "большой тройки", Chrysler, пошел своим путем с ATF Mopar. Именно с него можно отсчитывать начало борьбы специальных ATF за существование. Хотя иногда Chrysler упрощает жизнь пользователей нехитрой рекомендацией: "Dexron II или Mopar 7176".

Тем же путем пошел и конгломерат Mitsubishi (ММС) - Hyundai - Proton, ассоциированный ныне с Chrysler. На азиатском рынке они используют спецификацию ММС ATF SP (от Diamond), a Hyundai - и свою фирменную (genuine) ATF, суть тот же SP. На моделях для американского рынка SP заменяется Mopar 7176. Если говорить по сортам - то ATF Diamond SP - минералка, SPII - полусинтетика, SPIII - судя по всему, синтетика. Евроаналоги особенно успешно выпускает BP (Autran SP), так что подробнее можно посмотреть в их фирменных каталогах. Кстати, неоднократно категорично писалось, что "в автоматы ММС можно заливать только специальную ATF SP". Это не совсем так. Во многие старые ММС-шные автоматические коробки предписывается заливка Dexron′a. Приблизительно это можно определить так: АКПП всех (или почти всех) семейств, выпускавшиеся примерно до периода 1992-1995 м.г. заправлялись DII, АКПП выпуска с 1992-1995 - уже ATF SP, далее с 1995-1997 - SP II, нынешние АКПП - SPIII. Так что тип заливаемой жидкости всегда следует уточнять по инструкции. А в остальном по отношению к ATF SP действуют те же принципы, что и нижеизложенные для ATF Type Т (Toyota).

Ну и, наконец, Toyota. Ее жидкость - Type Т (ТТ) берет начало в 80-х годах и используется в полноприводных коробках A241H и A540H. Второй тип спецжидкости, Type T-II, предназначенный для коробок с электронным управлением и FLU, появился в начале 90-х. В 95-98-м гг. он заменялся TT-III, а затем - TT-IV.
Не следует путать "просто Type T" (08886-00405) с TT-II..IV - говоря языком любителей оригинальных жидкостей, "это ATF, имеющие различные свойства".
Евроаналогом первого Тype Т официально признавался синтетический Castrol Transmax Z (который, кстати, чрезвычайно близок к DIII), в качестве аналога Type T-IV сейчас рассматривается Mobil ATF 3309. В целом, ввиду периодических изменений рекомендаций (даже для одного и того же поколения модели) номинальный тип ATF следует уточнять в родных руководствах по эксплуатации - он зависит не только от типа коробки, но и от года выпуска конкретного автомобиля.

Жидкость ATF – это особое трансмиссионное масло, которое обладает жидкой консистенцией и обладает минеральной, либо синтетической основой. Предназначено оно для автомобилей, работающих на «автоматике». Трансмиссионная жидкость ATF отвечает за выполнения множества функций, к примеру:

  • бесперебойное функционирование коробки передач – её контроль и управление;
  • охлаждение и должная смазка деталей, которые поддаются трению;
  • передача крутящего момента, который через гидротрансформатор переходит от мотора к коробке;
  • обеспечение работы фрикционных дисков.

Многие приравнивают масло к смеси для АКПП, однако свойства ATF отличаются по множеству параметров. Для получения правильного состава эксплуатируют минеральные масла, в которые добавляют особые вещества. Если использовать посторонние жидкости для «автоматики», то это наверняка спровоцирует поломку коробки передач, либо же ее полный выход из строя.

Производителем первой спецификации масла стал автомобильный концерн General Motors. Новая смесь поступила на массовый рынок в 1949 году. Связано это было с тем, что в 1938 году все та же компания разработала первую автоматическую коробку передач. Впоследствии автоконцерн вплотную занялся совершенствование спецификаций трансмиссионных смесей и установил строжайшие требования к составу. Поскольку конкурентов на этом рынке не было, то GM стал законодателем технических характеристик для ATF.

Первые разновидности жидкости изготавливались на жире, который вырабатывался из сала морских китов. Вследствие выхода закона, запрещающего охоту на указанных жителей океана, корпорации пришлось разработать синтетическую основу.

На данный момент конкуренцию спецификациям от General Motors составляют другие именитые автомобильные бренды – Chrysler, Hyundai, Mitsubishi Ford и Toyota.

Обращайте особое внимание на упаковку приобретаемой жидкости ATF. Учитывайте тип масла, а также спецификацию, которая подходит вашей коробки передач.

Типы трансмиссионных масел ATF

После того, как мы ознакомились с тем, что такое масло ATF, изучим всевозможные спецификации жидкости. Самая первая из них, как уже было отмечено выше, увидела свет в 1949 году благодаря стараниям General Motors. Общепринятое название смеси – ATF-A, которую применяли на всех транспортных средствах, оснащенных «автоматикой». В 1957 году спецификацию пересмотрели и таким образом возникла Type A Suffix A.

Так, существуют такие основные типы ATF:

  • Mercon – введена компанией Ford в 80-х годах прошлого века. Они максимально приближаются к другим спецификациям и могут быть с ними совместимы. Основные отличия между разновидностями от компаний GM и Ford заключаются в том, что первая обращает большее внимание на плавность переключения, а вторая – на скорость;
  • Dexron – выпускалась GM, начиная с 1968 года. Поскольку при изготовлении использовался жир китов, производство пришлось приостановить. Причиной этого также послужили слабые технические характеристики, ведь масло демонстрировало плохую переносимость высоких температур. В 1972 появляется Dexron ІІС, где основой послужило масло жожоба, которое впоследствии провоцировало коррозию некоторых деталей. Следующее масло, которое оснастили присадками, подавляющими развитие ржавчины, обрело приставку IID. Жидкость с индексом IIE выпускалась вплоть до 1993 года. Ее отличительная черта – наличие добавок, которые снижали гигроскопичную избыточность. Инновационным стал выход типа Dexron III (1993). Новинка сохраняла свои жидкие свойства даже при очень низких температурах, также улучшились фрикционные характеристики. В 2005 возникло новое поколение с приставкой «VI». Разрабатывалось трансмиссионное масло ATF для применения на новой , которая являлась 6-диапазонной. Смесь имеет более продолжительный срок службы, а также сниженную степень кинематической вязкости. Последний параметр позволяет повысить топливную экономичность;
  • Alison C-4 – разработана General Motors специально для заливки в крупногабаритные транспортные средства – внедорожную технику и грузовики.

Когда менять трансмиссионную смесь?

Жидкость ATF нужно периодически менять, ведь это позволит увеличить срок службы не только трансмиссии, но и автомобиля в целом. Следовательно, нужно проводить систематические замеры уровня масла. На срок замены влияет:

Доверить проведение процедуры следует специалистам на СТО, где есть вся необходимая аппаратура, которая позволит именно заменить масло. Ведь самостоятельно можно лишь слить часть жидкости ATF, значительная часть остается в коробке. При помощи технических приборов, профессионалы также смогут промыть, либо же заменить фильтра.

Проверка трансмиссионного масла в АКПП

Продолжительный срок эксплуатации трансмиссии обеспечивает своевременная проверка остатков смеси в АКПП. Такая операция осуществляется по-разному – все зависит от типа трансмиссии. Прежде чем приступить к выполнению процедуры, хорошенько ознакомьтесь с пользовательской инструкцией.

Проконтролировать оставшийся уровень смеси можно как на горячей, так и на холодной трансмиссии, ведь щуп располагает соответствующими отметками.

Если вы решились самостоятельно провести данную операцию, то стоит помнить о необходимости соблюсти точный уровень масла. В каждом из случаев вы подвергаете всю систему опасности:

  • недостаточный уровень провоцирует попадание воздуха в насос вместе с маслом (в такой ситуации происходит подгорание, пробуксовка фрикционов и общий выход из строя системы). Если вы выяснили, что уровень не достигает нужной отметки, то попробуйте определить причину утечки масла;
  • повышенный уровень способствует тому, что излишки масла переливаются через сапун, уровень снижается, следовательно, возникают те же проблемы, что и в вышеописанной ситуации. Выброс через сапун диагностируют по степени загрязненности детали жидкостью.

Как выбрать рабочую жидкость по спецификации ATF

Каждая из групп масел обладает разными фрикционными показателями и отличиями в температурах. Что означают различные спецификации ATF:

  • Dexron IID не терпит слишком холодные температуры, следовательно, подходит для использования только в тех странах, где в зимний сезон температура не опускается ниже -15 градусов. Подходит для автомобилей предыдущих поколений;
  • Dexron IIE хорошо проявляет себя даже при температурах в -30, необходим он лишь в тех местностях, где преобладают сильные и частые морозы. Производитель гарантирует, что жидкость сохранит свою вязкость. Даже если ваша трансмиссия подразумевает использование IID, в холодное время года смените ее на IIE;
  • Dexron III применяется буквально на всех современных автомоделях.

Неправильно подобранная смесь спровоцирует множественные неполадки в функционировании АКПП. Весьма предсказуемо проскальзывание дисков, увеличение времени, которое требуется для смены передачи, возникновение рывков при запуске и . Все это будет вызвано более долгим образованием рабочего давления масла. Изначально вы можете не обратить внимания на такие симптомы, однако далее они будут проявляться в большей мере.

Можно ли смешивать жидкости разных типов?

Смешивание жидкостей допустимо, но все же лучше не рисковать, ведь это может привести к поломке, а полная замена АКПП изрядно ударит по карману. Для того, чтоб идентифицировать тип масла, добавьте в него специальный краситель, который не повлияет на характеристики масел ATF. Если же определить спецификацию не удается, то лучше его полностью перезалить.

Долговременное использование одной и той же жидкости, или использование некачественной подделки приводит к неисправностям и поломкам в разных системах двигателя.

Вопросы эксплуатации ATF

Долговечность коробки передач зависит от поддержания оптимального уровня жидкости. Если вы знаете, что такое ATF, то вам также известно, что замену масла проводят только в автосервисах под присмотром специалистов.

О том, что с жидкостью что-то не так, свидетельствует ее черный, либо же темно-коричневый цвет. При этом наблюдается появление горелого запаха. Цвет масла нормально функционирующей трансмиссии является густо-красным или красным с оранжевым оттенком.

Как уже было отмечено выше, важно не допустить переливание жидкости. Вспенивание масла провоцирует его выброс через сапун. В случае если уровень недостаточный, то насос захватывает воздух. Это влияет на фрикционы – диски начинают пробуксовывать и сгорать.

Все жидкости для гидроусилителя руля отличаются друг от друга, причем не только по цвету, но и по своим характеристикам: составом масел, плотностью, тягучестью, механическим качествам и другими гидравлическими показателями.

Поэтому, если вы беспокоитесь о долгой и стабильной работе гидравлического усилителя руля авто, нужно соблюдать правила эксплуатации, вовремя менять жижу в ГУРе и заливать туда лучшую качественную жидкость. Для работы насоса ГУРа применяют два типа жидкостей - минеральные или синтетические, в совокупности с присадками, играющими основную роль в работе гидроусилителя.

Самую лучшую жидкость для ГУР достаточно трудно определить, ведь по рекомендации производителя в конкретный автомобиль лучше лить именно предписанную марку. А поскольку такое требование соблюдают далеко не все водители, то мы постараемся составить список из 15 лучших жидкостей для ГУР, вызывавших наибольшее доверие и собравших много положительных отзывов.

Заметьте, что в ГУР льют такие жидкости :

  • обычную ATF, как и в автоматическую коробку передач;
  • Dexron (II - VI), то же что и жидкость АТФ, только другой набор присадок;
  • PSF (I - IV);
  • Multi HF.

Поэтому ТОП лучших жидкостей для гидроусилителя будет состоять соответственно из аналогичных категорий.

Итак, какую же жидкость гидроусилителя руля лучше выбрать из всех представленных на рынке?

Категория Место Наименование Цена
Лучшая Multi Hydraulic Fluid 1 Motul Multi HF от 1100 р.
2 Pentosin CHF 11S от 800 р.
3 Comma PSF MVCHF от 600 р.
4 RAVENOL Hydraulik PSF Fluid от 500 р.
5 LIQUI MOLY Zentralhydraulik-Oil от 1000 р.
Лучшая Dextron 1 Motul DEXRON III от 550 р.
2 Febi 32600 DEXRON VI от 450 р.
3 Mannol Dexron III Automatic Plus от 220 р.
4 Castrol Transmax DEX-VI от 600 р.
5 ENEOS Dexron ATF III от. 400 р.
Лучшая ATF для ГУРа 1 Mobil ATF 320 Premium от 360 р.
2 Motul Multi ATF от 800 р.
3 Liqui Moly Top Tec ATF 1100 от 400 р.
4 Formula Shell Multi-Vehicle ATF от 400 р.
5 ZIC ATF III от 350 р.

Отметим, что гидравлические жидкости PSF от автопроизводителей (VAG, Honda, Mitsubishs, Nissan, General Motors и других) не участвуют, поскольку каждый из них имеет свое оригинальное масло для гидравлического усилителя. Сравним и выделим лишь жидкости-аналоги, которые являются универсальными и подойдут для большинства машин.

Лучшая Multi HF

Гидравлическое масло Motul Multi HF . Многофункциональная и высокотехнологичная синтетическая жидкость зелёного цвета для гидравлических систем. Разрабатывалась специально для последнего поколения авто, которые оснащаются такими системами как: гидроусилитель руля, гидравлические амортизаторы, гидропривод открывающейся крыши и т.п. Снижает шум систем, особенно в условиях низких температур. Обладает противоизносными, антикоррозионными и противопенными свойствами.

Можно выбрать как альтернативу оригинальной PSF, поскольку разработана для гидроприводов: ГУРа, амортизаторов и т.д.

Имеет большой список одобрений:
  • CHF 11 S, CHF 202 ;
  • LDA, LDS;
  • VW 521-46 (G002 000 / G004 000 M2);
  • BMW 81.22.9.407.758;
  • PORSCHE 000.043.203.33;
  • MB 345.0;
  • GM 1940 715/766/B 040 0070 (OPEL);
  • FORD M2C204-A;
  • VOLVO STD. 1273.36;
  • MAN M3289 (3623/93);
  • FENDT X902.011.622;
  • Chrysler MS 11655;
  • Peugeot H 50126;
  • И много других.
Отзывы
  • - На моем фокусе был сильный свист от насоса ГУРа, после замены на ту жидкость все как рукой сняло.
  • - Езжу на Шевроле Авео, была залита жидкость декстрон, сильно визжал насос, порекомендовали сменить, выбрал эту жидкость, руль стал чуть туже, но визг сразу же пропал.
читать все
  • Плюсы:
  • Имеет одобрения почти всех марок автомобилей;
  • Может смешиваться с однотипными маслами;
  • Рассчитана на работу в гидравлических насосах под большой нагрузкой.
  • Минусы:
  • Очень высокая цена (от 1000 р.)

Pentosin CHF 11S . Тёмно зелёная синтетическая высококачественная гидравлическая жидкость, используется заводом-изготовителем BMW, Ford, Chrysler, GM, Porsche, Saab и Volvo. Может заливаться не только в гидроусилитель, а и в пневмоподвеску, амортизаторы и другие системы автомобилей, которые предусматривают заливку подобной жидкости. Pentosin CHF 11S Central Hydraulic Fluid подходит для использования на автомобилях в экстремальных условиях, так как она имеет прекрасный температурно-вязкостный баланс и может выполнять свои функции от -40°C до 130°C. Отличительной особенностью является не только большая цена, но и достаточно высокая текучесть - показатели вязкости около 6-18 мм²/ с (при 100 и 40 градусах). К примеру, у его аналогов других производителей по стандарту FEBI, SWAG, Ravenol они составляют 7-35 мм²/с. Солидный послужной список допусков от ведущих автопроизводителей.

Данную PSF популярного бренда с конвейера используют немецкие автогиганты. Без опасения для системы ГУРа можно использовать в любых авто, кроме японских.

Допуски:
  • DIN 51 524T3
  • Audi/VW TL 52 146.00
  • Ford WSS-M2C204-A
  • MAN M3289
  • Bentley RH 5000
  • ZF TE-ML 02K
  • GM/Opel
  • Chrysler
  • Dodge
Отзывы
  • - Неплохая жидкость, стружка не образовывается, но очень агрессивна к алюминию, пластику и сальникам.
  • - После замены на моем VOLVO S60 сразу стал заметным более плавный ход руля и тихая работа ГУР. Пропали воющие звуки при работе ГУРа в крайних положениях.
  • - Решил выбрать Пентосин, хоть и цена у нас 900 руб. за литр, но уверенность в машине важнее… На улице опять -38, полет нормальный.
  • - Живу в Новосибирске, в суровые зимы руль крутится как у КРАЗа, пришлось перепробовать много разных жиж, устроил как то морозный тест, брал 8 популярным марок с жидкостями ATF, Dexron, PSF и CHF. Так вот минеральный Декстрон стал как пластилин, PSF получше был, но самый жидкий оказался Pentosin.
читать все
  • Плюсы:
  • Чрезвычайно инертная жидкость, можно смешивать с ATF, хотя максимальную пользу будет приносить только в чистом виде.
  • Достаточно морозостойкая;
  • Можно применять как на автомобилях ВАЗ, так и машинах премиум-класса.
  • Рекордсмен по совместимости с разными уплотнениями.
  • Минусы:
  • Не устраняет шумы насоса, если они были до замены, а лишь рассчитана на поддержание прежнего состояния.
  • Достаточно высокая цена от 800 руб.

Comma PSF MVCHF . Полусинтетическая гидравлическая жидкость для гидроусилителей руля, центральных гидравлических систем и регулируемых пневмогидравлических подвесок. Также может применяться в некоторых системах стабилизации курсовой устойчивости, кондиционерах, гидросистемах складывающихся крыш. Совместима с жидкостями спецификаций Dexron, CHF11S и CHF202. Как все мультижидкости и некоторые PSF, имеет зеленый цвет.

Подходит для некоторых моделей автомобилей: Audi, Seat, VW, Skoda, BMW, Opel, Peugeot, Porsche, Mercedes, Mini, Rolls Royce, Bentley, Saab, Volvo, MAN, для которых требуется гидравлическая жидкость такого типа.

Соответствует следующим спецификациям:
  • VW/Audi G 002 000/TL52146
  • BMW 81.22.9.407.758
  • Opel B040.0070
  • MB 345.00
  • Porsche 000.043.203.33
  • MAN 3623/93 CHF11S
  • ISO 7308
  • DIN 51 524T2
Отзывы
  • - Comma PSF сопоставима с Mobil Synthetic ATF, не подмерзает при сильном морозе на упаковке пишут до -54, не знаю но -25 течет без проблем.
читать все
  • Плюсы:
  • Имеет допуски чуть ли не всех европейских автомобилей;
  • Неплохо себя ведет на морозе;
  • Сравнительно невысокая цена как для качественного продукта (от 600 р. за литр);
  • Соответствует спецификации Dexron.
  • Минусы:
  • В отличии от подобной PSF этой же фирмы или других аналогов, данный тип гидравлической жидкости нельзя смешивать с другими жидкостями ATF и гидроусилителя руля!

RAVENOL Hydraulik PSF Fluid - гидравлическая жидкость из Германии. Полностью синтетическая. В отличии от большинства Multi или PSF-жидкостей, она такого же цвета как и ATF - красного. Имеет стабильно высокий индекс вязкости и высокую устойчивость к окислению. Производится на основе гидрокрекингового базового масла с добавлением полиальфаолефинов с добавлением специального комплекса присадок и ингибиторов. Является специальной полусинтетической жидкостью для гидроусилителей руля современных автомобилей. Кроме как в гидроусилителе, применяется во всех типах трансмиссии (МКПП, АКПП, редукторе и мостах). По заявке производителя обладает высокой термической стабильностью и способна выдерживать низкую температуру до -40°С.

Если нету возможности купить оригинальную гидравлическую жидкость, это хороший выбор для корейского или японского автомобиля за приятную цену.

Соответствие требованиям:
  • Citroen/Peugeot 9735EJ для C-Crosser/9735EJ для PEUGEOT 4007
  • Ford WSA-M2C195-A
  • HONDA PSF-S
  • Hyundai PSF-3
  • KIA PSF-III
  • MAZDA PSF
  • MITSUBISHI DIAMOOND PSF-2M
  • Subaru PS Fluid
  • Toyota PSF-EH
Отзывы
  • - Менял на своей Hyundai Santa Fe, залил вместо оригинала, поскольку не вижу смысла в два раза переплачивать. Все хорошо. Насос не шумит.
читать все
  • Плюсы:
  • Нейтральная по отношению к уплотнительным резиновым материалам и цветным металлам;
  • Имеет стабильную масляную пленку, способную защищать детали в любых экстремальных температурах;
  • Демократичная цена до 500 руб. за литр.
  • Минусы:
  • Имеет допуски в основном только корейского и японского автопроизводителя.

LIQUI MOLY Zentralhydraulik-Oil - гидравлическое масло зеленого цвета, является полностью синтетической жидкостью с бесцинковым пакетом присадок. Разрабатывалось в Германии и гарантирует безупречную работу таких гидравлических систем как: рулевой привод с гидроусилителем, гидропневматическая подвеска, амортизаторы, поддержка активной системы амортизации двигателя. Имеет многоцелевое применение, но не всех основных крупных европейских автопроизводителей и не имеет допусков от японских и корейских автозаводов.

Может также применяться в системах, предназначенных для традиционных ATF-масел. Наибольшей эффективности продукт достигает в не смешанном с другими жидкостями виде.

Хорошая жидкость, которую можно не боятся лить в многие европейские авто, просто незаменима в регионах из суровыми зимами, но вот ценник для многих делает её недоступной.

Соответствует допускам:
  • VW TL 52146 (G002 000/G004 000)
  • BMW 81 22 9 407 758
  • Fiat 9.55550-AG3
  • Citroen LHM
  • Ford WSSM2C 204-A
  • Opel 1940 766
  • MB 345.0
  • ZF TE-ML 02K
Отзывы
  • - Живу на севере, езжу на Cadillac SRX когда за -40 были проблемы с гидравликой, попробовал залить Zentralhydraulik-Oil, хотя и допуска нет, а только Ford, рискнул, четвёртую зиму езжу всё ОК.
  • - У меня БМВ, заливал раньше оригинальный Pentosin CHF 11S, а с прошлой зимы перешел на эту жидкость, руль гораздо легче крутится чем на ATF.
  • - На своем Опеле проехал за год 27 тыс. км в температурном диапазоне от -43 до +42°C. ГУР не гудит при запуске, но летом показалось, что жидкость жидковата так как при вращении руля на месте появилось ощущение трения вала об резину.
читать все
  • Минусы:
  • Как для ценника в 1000 руб. и с неплохими характеристиками, имеет небольшое количество допусков и рекомендаций к применению в разных марках авто.

Лучшие жидкости Dexron

Полусинтетическая трансмиссионная жидкость Motul DEXRON III является продуктом техносинтеза. Масло красного цвета предназначено для любых систем, где требуется жидкость стандартов DEXRON и MERCON, а именно: автоматических коробок, гидроусилителей рулевого управления, гидростатической трансмиссии. Motul DEXRON III обладает легкой текучестью на сильном морозе и имеет стабильную масляную пленку даже при высоких температурах. Данное трансмиссионное масло может быть использовано там, где рекомендуется применение жидкостей DEXRON II D, DEXRON II E и DEXRON III.

Декстрон 3 от Мотюль составляет достойную конкуренцию оригиналу от GM, и даже его превосходит.

Соответствует стандартам:
  • GENERAL MOTORS DEXRON III G
  • FORD MERCON
  • MB 236.5
  • ALLISON C-4 – CATERPILLAR TO-2

Цена от 550 рублей.

Отзывы
  • - Заменил на своей Mazda CX-7 теперь руль можно крутить буквально одним пальцем.
читать все
  • Плюсы:
  • Способность справляться со своей задачей в широком диапазоне температур;
  • Применимость в ГУР нескольких классов Декстрон.
  • Минусы:
  • Не замечено.

Febi 32600 DEXRON VI для самых требовательных АКПП и рулевых колонок с усилителем руля, предусматривающих заливку трансмиссионной жидкости класса Декстрон 6. Также рекомендована для замены в механизмах с требованиями масла DEXRON II и DEXRON III. Изготовлено (и разлито) в Германии из высококачественных базовых масел и пакета присадок последнего поколения. Из всех представленных жидкостей для гидроусилителя руля ATF Dexron имеет наиболее подходящую вязкость для применения в ГУР, как альтернатива специальной жидкости PSF.

Феби 32600 лучший аналог оригинальной жидкости как в АКПП, так и ГУР немецких автопроизводителей.

Имеет ряд самых последних допусков:
  • DEXRON VI
  • VOITH H55.6335.3X
  • Mercedes MB 236.41
  • Opel 1940 184
  • Vauxhall 93165414
  • BMW 81 22 9 400 275 (и другие)

Цена от 450 р.

Отзывы
  • - Брал для своего Опель Мокка, нареканий или каких то изменений в худшую сторону нет. Хорошее масло за приемлемую цену.
  • - Менял жидкость в гуре BMW E46, сразу брал Пентосин, но спустя неделя руль тяжело крутиться стал, поменял еще раз но на Febi 32600, уже больше года на нем, все отлично.
читать все
  • Плюсы:
  • Может быть заменена вместо жидкости Декстрон низшего класса;
  • Имеет неплохую степень вязкости для универсальной ATF в коробку и ГУР.
  • Минусы:
  • Допуски только американских и европейских автогигантов.

Mannol Dexron III Automatic Plus является универсальным всесезонным трансмиссионным маслом. Предназначенное для использования в АКПП, преобразователях вращения, гидроусилителях руля и гидравлических сцеплениях. Как и все жидкости Dexron и Mercon имеет красный цвет. Тщательно подобранные присадки и синтетические компоненты обеспечивают наилучшие фрикционные свойства в момент переключения скоростей, отличные низкотемпературные характеристики, высокую антиокислительную и химическую стабильность на всем сроке эксплуатации. Имеет неплохие противовспенивающиеся и воздуховытесняющие свойства. Производителем заявлено, что трансмиссионная жидкость химически нейтральна к любым уплотнительным материалам, но тесты показали, что вызывает коррозию деталей из медных сплавов. Сделано в Германии.

Продукт имеет допуски:
  • ALLISON C4/TES 389
  • CATERPILLAR TO-2
  • FORD MERCON V
  • FORD M2C138-CJ/M2C166-H
  • GM DEXRON III H/G/F
  • MB 236.1
  • PSF applications
  • VOITH G.607
  • ZF-TE-ML 09/11/14

Цена от 220 р.

Отзывы
  • - Лью в свою Волгу Mannol Automatic Plus, морозы минус 30 выдерживает, нареканий по звукам или трудности поворачивания баранки отсутствуют, работа гидроусилителя на этой жидкости тихая.
  • - Использую MANNOL ATF Dexron III в ГУРе уже два года, никаких проблем нет.
читать все
  • Плюсы:
  • Малая зависимость вязкости от рабочей температуры;
  • Низкая цена.
  • Минусы:
  • Агрессивен к медным сплавам.

Castrol DEXRON VI - трансмиссионная красная жидкость для автоматических коробок передач. Маловязкое трансмиссионное масло, рассчитанное на работу в современных АКПП с максимальной топливной экономичностью. Изготовлено в Германии из высококачественных базовых масел со сбалансированным пакетом присадок. Имеет одобрения Ford (Mercon LV) и GM (Dexron VI), а также превосходит требования японского стандарта JASO 1A.

Если нет возможности купить оригинальную ATF Dexron для японского или корейского авто, то Castrol Dexron 6 - достойная ему замена.

Соответствует спецификации:
  • Toyota T, T II, T III, T IV, WS
  • Nissan Matic D, J, S
  • Mitsubishi SP II,IIM, III, PA, J3, SP IV
  • Mazda ATF M-III, M-V, JWS 3317, FZ
  • Subaru F6, Red 1
  • Daihatsu AMMIX ATF D-III Multi, D3-SP
  • Suzuki AT Oil 5D06, 2384K, JWS 3314, JWS 3317
  • Hyundai/Kia SP III, SP IV
  • Honda/Acura DW 1/Z 1

Цена От 600 р.

Отзывы
  • - У меня на Авео пишут, что заливать в ГУР нужно Декстрон 6, взял в магазине Castrol Transmax DEX-VI вроде как только для АКПП, сказали и для гидрача хорошее, так как регулировался ценовой политикой, чтобы не самое дешевое но и на дорогое денег жалко. Информации и отзывов по этой жидкости очень мало, но у меня нареканий нету, руль крутится без звуков и затруднений.
читать все
  • Плюсы:
  • Пакет присадок, обеспечивающий хорошую защиту от коррозии медных сплавов;
  • Соответствует многим спецификациям большинства мировых автопроизводителей.
  • Минусы:
  • Нет информации по применению в гидравлических передачах и усилителях руля.

Трансмиссионное масло ENEOS Dexron ATF III может применяться в Step-tronic, Tip-tronic, АКПП и системах гидроусилителя руля. Высокая термоокислительная стабильность способна обеспечить чистоту трансмиссии на протяжении более 50 тыс. км пробега. Красная жидкость ENEOS Dexron III, напоминающая малиново-вышневый сироп, содержит специальные противовспенивающие присадки, с хорошими воздуховытесняющими свойствами. Соответствует последним требованиям производителей Dexron компании GM. В продаже чаще встречается в 4-х литровых жестяных банках, но и литровые тоже встречаются. Производителем может быть Корея или Япония. Морозостойкость на уровне -46°С.

Если выбирать масло для автоматической коробки, то ENEOS ATF Dexron III могло бы быть в тройке лучших, но в качестве аналога для ГУРа лишь замыкает пятёрку лучших жидкостей.

Список допусков и спецификаций небольшой:
  • DEXRON III;
  • G 34088;
  • Allison C-3, C-4;
  • Caterpillar: TO-2.

Цена от 400 р. за банку 0,94 л.

Отзывы
  • - Пользуюсь 3 года, менял и в коробке и в ГУРе на Митсубиси Лансер X, Mazda Familia, отличное масло, свойств не теряет.
  • - Брал для замены в АКПП Daewoo Espero, после частичной заливки езжу пока более полугода, проблем никаких не наблюдаю.
  • - Заливал в коробку Santa Fe, как по мне Мобил лучше, это вроде бы быстрее теряет свои свойства, но это лишь относительно АКПП, как ведет себя в ГУРе не пробовал.
читать все
  • Плюсы:
  • Одни из лучших смазывающих свойств;
  • Хорошо переносит очень низкие температуры.
  • Минусы:
  • Агрессивное к деталям из медных сплавов.

Лучшие жидкости ATF для ГУР

Жидкость Mobil ATF 320 Premium имеет минеральный состав. Место применения - АКПП и ГУР, для которых требуются масла уровня Dexron III. Продукт рассчитан на температуру замерзания 30-35 градусов ниже нуля. Без последствий смешивается с красными жидкостями АТФ классификации Декстрон 3. Совместимость со всеми обычными материалами уплотнений, используемых в трансмиссионных механизмах.

Мобил АТФ 320 будет не только отличным выбором в качестве аналога для заливки в автоматическую коробку, но и неплохим вариантом, по своему поведению и характеристикам, в системе гидроусилителя руля.

Соответствует спецификациям:
  • ATF Dexron III
  • GM Dexron III
  • ZF TE-ML 04D
  • Ford Mercon M931220

Цена стартует от 360 р .