Занятие звук и буква к. НОД по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы «Звуки,. Буква В. Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

Урок – прогулка Звук и буква К. (1 класс по программе VIII вида)

Зимние приключения Колобка.

Цель: познакомить детей с согласным звуком [К] и буквой К.

Задачи:

Образовательные:

1. Учить вычленять звук [К] из ряда других звуков, слогов, слов и давать ему характеристику.

2. Закреплять навык чтения слогов, слов с буквой К.

Развивающие:

1. Развивать слуховое и зрительное восприятие, зрительную память.

2. Стимулировать развитие мыслительных процессов детей (анализ, синтез, классификация).

3. Способствовать развитию артикуляционного праксиса, мелкой и общей моторики, тактильных ощущений.

4. Развивать словарь по теме «Зима».

Воспитательные:

1. Прививать интерес к получению знаний.

2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: игрушка Колобок, индивидуальные зеркала, символы: согласный - глухой, снежинки, снежки из ваты, маска Колобка, мешочек с игрушками, элементы буквы К на магнитах в конверте, картинки: на что похожа буква К, элементы к – раздаточный материал, карточки «Катаемся на горке», снежные комочки со словами и картинками, колобки весёлые и грустные по количеству детей, мешочек с конфетами.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

Логопед : Ребята! Я предлагаю всем поздороваться со мной ладошками.

Дети стоят в кругу. Логопед здоровается с ребёнком по имени, прикасаясь своими ладошками к ладошкам ребёнка. В ответ ребёнок тоже здоровается и так по кругу.

Логопед : Ребята, какое сейчас время года? (Зима.)

Представьте себе зимний морозный день. Мороз щиплет вас за щёчки. (Дети делают щипательные движения руками за щёчки). У вас замёрз носик и ушки. Потрите носик и ушки. Вам стало тепло? Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я желаю вам сохранить это тепло и радостное настороение на протяжении всего занятия.

Дети садятся на места.

2. Развитие мелкой моторики. Артикуляционная гимнастика.

Звучит песенка Колобка.

Ребята, кто это спешит к нам в гости? (Колобок)

Правильно, это Колобок. (Показ игрушки.)

В сказке бабушка испекла Колобка. Давайте мы тоже испечём колобок. Приготовьте ручки.

Тесто месим мы слегка. (сжимаем и разжимаем пальцы)

Лепим, лепим колобка, (имитация лепки)

А потом его катаем, (катаем)

в печке выпекаем, на окошко сажаем. (раскрывают ладони)

Он с окошка прыг, да прыг, (хлопают в ладони)

Укатился озорник! (вращение кистями)

Проводится артикуляционная гимнастика.

Логопед: Лежал, лежал Колобок, скучно ему стало, спрыгнул он и покатился по дорожке.

(Упражнение «Вкусное варенье»)

Катится Колобок, а навстречу ему лягушки. (Упражнение «Лягушка»)

Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются,
А глаза у них, как блюдца.
- Засмотрелся на них Колобок, но вдруг из-за пригорка выглянула змейка – тонкая шейка. (Упражнение «Змейка»)
- Испугался Колобок и скорее покатился дальше.

А из норки выпрыгнул хомяк – толстые щёчки. (Упражнение «Хомяк»)
- А ты кто? - А я хомка – хомячок. А это моя норка, здесь делаю уборку. И показал хомяк, как он убирается в своём домике. («Чистим зубки», имитация полоскания рта, «Маляр», «вытряхнуть сор из ротика».)
- Здорово! - сказал колобок. Давай с тобой дружить. – Давай. Поиграем?

Поиграем, в лошадку! (Упражнение «Лошадка»)

Наигрался хомячок с колобком и лёг отдыхать. (Упражнение «Лопатка»)

3. Сообщение темы занятия.

Ребята, а какое время года было в сказке? (Лето.) А сейчас какое время года? (Зима.)

Назовите зимние месяцы. А сейчас какой месяц?

Предлагаю отправиться с Колобком на зимнюю прогулку.

Но сначала послушайте внимательно, как звучит слово «Колобок». Определите первый звук в этом слове? (К) А последний? (К)

Сколько звуков К в этом слове? (Два)

Как вы думаете, какой звук будет нам помогать на прогулке? (К)

Мы будем его произносить, слушать, искать в словах.

4. Артикуляция и характеристика звука.

Логопед: Так как звук К будет нашим помощником, нам нужно всё узнать об этом звуке.

Возьмите зеркала, произнесите звук К. Что происходит с губами? (Губы размыкаются) . Рот чуть открыт, язычок выгибает спинку к небу и мешает воздуху выходить.

Скажите, какой этот звук: гласный или согласный и почему вы так решили? (Согласный, потому, что во рту есть преграда воздуху) .

Давайте дадим характеристику звуку. (Согласный, глухой.) Обозначать его будем фишкой синего цвета.

5. Физминутка «Снег-снежок».

Дети подходят к логопеду.

Логопед: Итак, ребята, отправляемся на прогулку с Колобком.

Снег – снежок, снег - снежок

По дорожке стелется. Дети постепенно опускают руки.

Снег – снежок, снег - снежок

Белая метелица. Плавно качают руками вправо- влево.

Снег – снежок, снег - снежок

Замело дорожки. Наклоняются, качают руками вправо-влево.

Снег – снежок, снег - снежок

Тает на ладошке. Поочередно вытягивают руки вперед.

6. Развитие фонематического восприятия на уровне звука и слога.

Логопед: Ребята, Колобок попал к нам из сказки, в которой было лето, а о зиме он ничего не знает. Давайте назовём признаки зимы. (Снег, холод, мороз, метель.)

Пальчиковая гимнастика «Летят снежинки».

Ребята, а откуда падает снег? (С неба, из тучек.)
- Представьте, что ладони-тучки (Над столом.)

Каждым пальцем поочередно касаемся крышки стола, при этом считаем: одна снежинка, две снежинки....

Вот сколько снежинок нападало, давайте с ними поиграем. (Логопед раздаёт детям снежинки.)

Я буду произносить разные звуки. Если вы услышите звук К, положите перед собой снежинку. (К, П, О, М, Т, К, К, В, К).

А мы с Колобком буде смотреть, кто самый внимательный.

(Логопед закрывает рот маской.)

Во что дети любят играть зимой на улице? (В снежки.)

А вы хотите поиграть в снежки?

Я произнесу слоги, если услышите слог со звук К, бросайте снежок в корзинку. (КА, ТУ, КУ, МО, КО, КУ, ДЫ, КЫ)

Молодцы. У вас очень внимательные ушки.

7. Развитие фонематического восприятия на уровне слова.

Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

Колобок взял с собой на прогулку мешочек с предметами. Давайте узнаем, что он взял с собой.

Дети на ощупь узнают предмет, определяют, есть ли в его названии звук К.

Предметы: тарелка, шарик, машинка, кубик, ложка, чашка.

В названии каждого предмета есть звук К. По-другому быть и не могло, ведь это любимый звук Колобка.

Логопед убирает предметы в мешок и просит детей вспомнить их названия.

8. Буква К.

Ребята, давайте отнесём мешочек Колобку.

Находим конверт, в котором элементы буквы К.

Это какая-то буква. Видимо, от ветра и мороза она сломалась. Кто-то из вас узнал её? Давайте соберём эту букву.

Дети складывают букву К из элементов.

Это буква К. Какой звук обозначает эта буква? (К)

На что похожа буква К? (На усики жука, клюв.) Показ картинок.

Два столба стояли рядом,
Вдруг один переломился
И к другому прислонился.

Клюв раскрыла буква «К»
Хочет скушать паука.

В какую сторону смотрит буква К? (В правую.) Сколько элементов у буквы К? (Три.) Какие? (Одна длинная палочка и две короткие.)

Букву К можно выложить из разных предметов.

Работа в парах. Конструирование буквы из машинок, из лего, магнитной мозаики.

Прописывание К на ладошке товарища.

9. Чтение слогов.

Упражнение «Катаемся на горке».

Чем дети любят зимой? (Кататься на санках, на лыжах, на коньках)

Давайте покатаем колобка на санках с горки.

10. Чтение слов - соотнесение с картинкой.

Много забав у детей зимой. Можно построить из снежных комьев крепость.

(Показ картинки.)

Давайте поможем Колобку построить её.

Первый ряд уже есть. (На доске «снежные комочки» с картинками: кот, кит, куб, жук, бык, лук)

Второй ряд мы построим вместе. Для этого нужно прочитать слово на вашем комочке и найти такую картинку.

Дети выполняют задание.

Ну, вот наша крепость готова. И прогулка тоже подошла к концу.

11. Итог. Рефлексия.

Ребята, какой звук мы сегодня искали в слогах, словах? (К) Он гласный или согласный? (Согласный.)

Вам понравилась наша зимняя прогулка с Колобком? Кому было трудно?

Перед вами на столе два колобка: один грустный, другой весёлый.

Покажите такого Колобка, какое у вас сейчас настроение.

Сюрпризный момент. Колобок благодарит вас за прогулку и приготовил для вас сюрприз. Сейчас вы протянете ручку в волшебный мешочек, возьмете из него один предмет и узнаете, что это за подарок. (Конфеты–любимое лакомство со звуком К)

Винокурова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 16 г. Пугачева "
Населённый пункт: г. Пугачев, Саратовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект НОД "Коммуникация. Обучение грамоте" в подготовительной к школе группе на тему: "Звуки [к], [к,]. Буква К".
Дата публикации: 30.08.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект НОД «Коммуникация. Обучение грамоте»

в подготовительной к школе группе

на тему: «Звуки [к], [к

]. Буква К».

Винокурова Татьяна

Владимировна

МДОУ «Детский сад № 16 г. Пугачева

Саратовской области»

Цель: познакомить с буквой «к»; закрепить навыки четкого произношения

звуков [к], [к

] в слогах, словах, фразах;

Задачи:

Закреплять правильное произношение звуков [к], [к

Продолжать учить условно обозначать согласные звуки; различать

твердый и мягкий согласные звуки к; называть и находить букву К

среди других букв.

учить писать печатную букву;

развивать фонематический слух;

развивать мелкую моторику и познавательные процессы;

развивать внимание, память, мышление.

Оборудование: картинки

кекс, кошка, камень, Кеша, корова, киска,

кукуруза, кепка, кирпичи, коса, кит), портрет мальчика в синей футболке

(Коля), портрет девочки в зеленой футболке (Кира); сигнальные карточки

синего и зеленого цвета по количеству детей, демонстрационные буквы,

азбука-плакат, плакат со слогами, палочки для выкладывания буквы, тетради,

карандаши.

Предварительная работа: работа с лексическим материалом: буква, звук,

согласный, твердый, мягкий, глухой.

I. Организационный момент.

Эмоциональный настрой:

«Быстро встаньте, улыбнитесь

Выше, выше подтянитесь,

Ну-ка, плечи распрямите,

Руки плавно опустите».

Молодцы, ребята! Садится тот, кто вспомнит звуки, которые мы изучали на

прошлых занятиях, и подберёт слова, начинающиеся с этих звуков.(п, п

Какие звуки вы сейчас назвали: гласные или согласные?

В чем отличие согласных звуков от гласных?

II. Знакомство с новым материалом.

1.Дидактическая игра «Изобрази животное».

- «Как кричит петух? Как квохчет курочка? Как крякает утка? Как кукует

кукушка? Как квакает лягушка? Как каркает ворона?»

Дети сопровождают свои ответы наглядным показом повадок животных.

Какой звук слышен в словах чаще других? (звук [к])

2. Артикуляция и характеристика звуков.

Мы с вами, ребята, будем сегодня знакомиться со звуком и буквой К.

Ребята, произнесите звук К.

Это гласный или согласный звук? (Согласный.Когда мы его произносим,

воздух встречает преграду – язык «горкой»).

Звук К звонкий или глухой? (Глухой. Если положить руку на горло и

произнести этот звук, можно почувствовать, что горло не «дрожит»).

Ребята, посмотрите к нам в гости пришли Коля и Кира (показ картинок).

Произнесите имя Коля.

Звук К слышится мягко или твердо? (Твердо, [к]).

Квадратами какого цвета мы обозначаем твердые звуки? (Квадратами синего

цвета). Обратите внимание, что и Коля у нас в футболке синего цвета.

А теперь произнесем имя Кира. Каким здесь слышится первый звук в

слове? (Мягким, [к

Какого цвета футболка девочки? (зеленого)

Почему, как вы думаете? (Квадратами зеленого цвета мы обозначаем мягкие

3.Дидактическая игра «Поймай звук».

Ребята, Кира хочет с вами поиграть. Хлопните в ладоши, если услышите

слог с мягким звуком [к

Словарный материал: та-по-ку-на-мо-ки-ак-ом-ут-ке-ми-но-кя-ик-ку-ки.

Молодцы!

4. Дидактическая игра «Узнай слово».

А теперь Коля придумал для вас задание. Вам нужно узнать слово,

подставив твердый звук [к].

Словарный материал: …от, …омпот, …они, …ролик, …аток, …ошка, …рот.

Молодцы!

Физкультминутка.

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики,

Прыг –скок, прыг –скок.

Прыгай на носках легко.

Сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

Тише, тише, высоко

Прыгай на носках легко.

Дидактическая игра «Узнай звук».

А теперь поиграем вместе. Возьмите в одну руку синий квадрат, в другую

зеленый. Я буду называть слова и показывать картинку, если вы услышите

твердый звук [к], вы поднимаете синюю карточку, если мягкий – зеленую.

кекс, кошка, камень, Кеша, корова, киска, кукуруза, кепка,

кирпичи, коса, кит.

6. Дидактическая игра «Измени слово».

Словарный материал:

пора – кора маска - каска полено – колено

лом – ком розы - козы роса - коса

пони – кони рот – кот цапля- капля

7. Пересказ рассказа «Котята».

У Киры пять котят. Одного котёнка Кира отдала своему другу Коле. У Коли

теперь котёнок. Коля будет любить котёнка.

Беседа по вопросам: Сколько котят у Киры? Кому отдала котёнка Кира? Как

Коля будет относиться к котёнку?

III. Знакомство с буквой.

Ребята, Кира и Коля скоро пойдут в школу в 1 класс. Они уже знают

буквы. А вы?

На доске буквы М, Н, В, П, Ч, Х, К.

Найдите среди этих букв ту букву, которой обозначается звук К.

А теперь найдите букву К в азбуке.

Рассмотрите внимательно букву К. На что она похожа?

Давайте своим телом изобразим букву К.

Из чего можно выложить букву К? (Из палочек)

Возьмите палочки и выложите букву К.

Печатание буквы.

Перед вами листочки. Обведите букву К сначала по точкам, а затем

попробуйте написать её самостоятельно.

Чтение слогов.(работа с плакатом)

Игра «Помогите добраться домой».

Ребята, давайте поблагодарим наших гостей, Колю и Киру, за интересные

задания. Пришло время с ними прощаться, ведь наше занятие походит к

Давайте подойдем к плакату и поможем ребятам добраться домой, прочитав

На доске схема для чтения слогов (КА, АК, КО, ОК, КУ, УК, КЫ, ЫК).

IV. Подведение итогов занятия.

С какой буквой мы сегодня познакомились?

Какой звук она обозначает?

Картинки – отгадки вывешиваются на доску.

1.Без расчески причесался и

Умылся без воды,

В кресло мягкое забрался

И запел на все лады. (Кот)

Ждали маму с молоком

А пустили волка в дом

Кем же были эти

Маленькие дети? (Козлята. Сказка «Волк и козлята»)

Звуки Г-К, К-КЬ, Г-ГЬ. Буквы Г, К.

Цель:

1.Знакомить со звуками Г и К как звонкими и глухими согласными.

2.Способствовать развитию фонематического восприятия.

3. Формировать навык звукового анализа и синтеза.

4. Воспитывать у детей интерес к занятиям.

5. Обучать правилам поведения в различных видах деятельности.

Оборудование: рисунок Знайки, кот, кит, гиря, горох; схема слова и квадраты синего, зеленого и красного цвета на каждого ребенка; медали с оценкой 5.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке-

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки – все для вас!

Пожелаю всем удачи.

За работу, в добрый час!

Ребята, сегодня нам на занятие пришел Знайка. Знаете его? Из какого мультфильма? Он хочет посмотреть, как вы умеете вести себя на занятии, чему уже научились и готовы ли вы идти в первый класс. Покажем ему какие мы старательные, умные и дружные ребята. (Ответы детей).

2.Актуализация знаний.

Сейчас все встаньте и немного поиграем.

Сядет тот, кто определит последний звук в слове:
Мама, окно, сапоги, суп, мыши, коты, бант, каша.

Сядет тот, кто определит первый звук в слове:

Мяч, лимон, малина, марина, няня.

Какие бывают звуки?

Какие гласные указывают на мягкость согласных, а какие на твердость?

Каким цветом обозначаем на схеме мягкие согласные звуки? твердые? гласные?

Молодцы ребята. Знайка очень доволен вашими ответами.

3.Основная часть.

Игра «Подскажи словечко».

Подскажите слово в конце стихотворений – загадок.

Назовите первый звук в подсказанных словах.

1.Я в любую непогоду

Уважаю очень воду.

Я от грязи берегусь-

Чистоплотный серый …..(гусь).

2.Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Всё ж попался …… (Колобок).

Как вы думаете с какими буквами будем сегодня знакомиться?

Проводим сравнительный анализ звуков Г-К.

Произнесите звук К. Слышится только шум.

Произнесите звук Г. Что нам пришлось подключить, чтобы подключился этот звук?Голос.

Итак, при произношении согласных звуков могут работать и шум и голос. Причем шум бывает всегда, а голос нет.

Согласные звуки, которые состоят только из шума, называются глухим .

Звуки, которые произносятся с участием голоса, намного звонче глухих. За это они получили своё название – звонкие .

Теперь вы знаете, что согласные звуки делятся еще на звонкие и глухие.

Игра «Слово, схема». На доске картинки Кот,кит,горох,гиря.

Назовите картинку, в названии которой первый звук К.(кот)

Назовите картинку, в названии которой первый звук КЬ. (кит)

Одинаково ли произносятся первые звуки в этих словах?

Ребята, у вас на столах схемы слов и квадраты двух цветов: синего,зеленого. Каким цветом обозначим на схеме звук К в слове кот? (синим, потому что он твердый). Покажите на схеме.

Каким цветом обозначим на схеме звук КЬ в слове кит?(зеленым, потому что он мягкий).

Назвать картинку, в названии которой первый звук Г. (горох)

Назвать картинку, в названии которой первый звук ГЬ. (гиря)

Одинаково ли произносятся эти звуки?

Каким цветом обозначим звук Г в слове горох? Звук ГЬ в слове гиря?

Устали? Немного отдохнем.

Физкультминутка. Кузнечики.

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики,

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко,

Прыгай на носках легко.

Проговаривание чистоговорки.
Ги – ги – ги – Машенька беги.
Ги – ги - ги – мы ели пироги.

Ка – ка - ка - эта стенка высока.

Ко - ко - ко - мяч подкинем высоко.

Отгадайте загадку:
Ночью он совсем не спит,
Дом от мышек сторожит,
Молоко из миски пьет,
Ну конечно это – …
Ответ: Кот
Выкладывание детьми схемы слова кот, подсчет слогов, звуков, выделение звуков по порядку, определение количества гласных и согласных, выделение позиции заданного звука.
Один ребенок выкладывает схему на доске. Остальные работают по схеме на местах.

Чтение слова КОТ.

Вроде рыба, вроде нет –
Шлет фонтаном всем привет.
На волнах весь день лежит
Чудо-юдо рыба-…. (кит).

Проводится аналогичная работа со словом кит.

4.Заключительная часть.

Что нового узнали на занятии?

Какие бывают согласные звуки?

Все освоили тему нашего занятия? Кто освоил поднимает солнышко, кто испытал трудности-капельку.

Знайка вас благодарит за занятие, очень рад, что вы такие умные, дружные и внимательные ребята. И дарит вам медали с цифрой 5 – это ваша первая оценка.Спасибо.

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе

Тема: Звуки [к], [к’]. Буква К.

Цель: продолжать учить различать звуки [к] и [к’] в слогах, словах, предложениях и знакомство с буквой К.

Задачи:

  1. Коррекционного обучения^
  • Учить дифференцировать заданные звуки на слух;
  • Определять место звука в слове (начало, середина, конец)
  1. Коррекционного развития:
  • Развивать фонематический слух и фонематическое представление;
  • Развивать память, внимание, мышление.
  1. Коррекционного воспитания:
  • Воспитывать умение слушать словесные инструкции и выполнять задания по ним;
  • Воспитывать чувство доброжелательности, самостоятельности, инициативности;
  • Воспитывать чувство сопереживания.

Оборудование: Театр на фланелеграф «Колобок» предметные картинки, счетные палочки, массажные мячики (по количеству детей), д.и. «Собери цветок», д.и. «Засели домик»

Ход занятия.

  • Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами побываем в сказке. А вы попробуйте догадаться, что это за сказка? (загадка)

Из муки, сметаны он
В жаркой печке был печён.
На окошке полежал
Да из дома убежал.
Он румян и круглобок
Кто же это? (Колобок ).

Жили-были старик со старухой. Попросил как-то старик старуху испечь ему колобка. Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и набрала муки пригоршни с две. Замесила колобок на сметане, изжарила в масле и положили на окошечко постудить.

Ребята, вы догадались, что это за сказка? («Колобок»)

  • Основная часть.

А в слове колобок какой первый звук? (Звук [к]). Расскажите мне, что вы знаете о звуке [к]. (Звук [к] (согласный.) Почему? А твердый или мягкий? Почему? Каким цветом мы обозначаем согласный твердый звук? (Синим цветом) Ребята, у звука [к] есть младший братик звук [к’]. Звук [к’] какой твердый или мягкий? Каким цветом мы обозначаем согласный мягкий звук? (Зеленым цветом)

Ребята, посмотрите, колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился – с окна на двор, со двора за ворота, все дальше и дальше. Катится колобок по дорожке, а навстречу ему заяц.

Не ешь меня, косой зайчик!

Хорошо, если выполнишь мое задание, отпущу тебя.

Ребята, давайте поможем колобку выполнить задание зайца?

Д/и «Поймай звук». Если услышите звук [к] или [к’], поймайте его, хлопнув в ладоши. А У К М И К К К’ Т К К’

МА КЫ СУ АК УС КИ ЫК КЯ МИ ЯК

А сейчас другое задание. Когда услышите звук [к], поставите руки на пояс, а когда услышите звук [к’] – поднимите руки вверх.

ЛАМПА КОТ СИТО КАША КИТ ДАЛЬ КИНО ТЕЛЕФОН

Молодцы.

Молодцы, помогли мы колобку выполнить задания зайца. Отпустил заяц колобка. И покатился колобок дальше. Катится колобок, а навстречу ему волк.

Колобок, колобок, я тебя съем!

Не ешь меня, серый волк, я тебе пригожусь!

Хорошо, если поможешь мне выполнить задание, отпущу тебя.

Поможем колобку?

В слове «волк» есть звук [к]?

Где находится звук [к] в начале слова, в середине или в конце? (В конце)

Молодцы, но волк подготовил вам еще одно задание.

Д. и. «Засели домик»

Молодцы, ребята, помогли волку и колобку.Поблагодарил волк колобка и отпустил его. И покатился колобок дальше.

Пальчиковая игра с массажным мячиком:

Здравствуй мячик желтый бок,

(перекладываем мячик с одной ладошки в другую)

Кругленький как колобок.

Посиди в моих ладошках, (спрятать мячик в ладошках)

Отдохни на них немножко.

Я тебя слегка сожму (катаем мячик в ладошках)

Покатаю, покручу,

А потом пущу в лесок, (подбрасываем мячик и ловим)

Катится, катится колобок, а навстречу ему медведь.

Колобок, колобок, я тебя съем!

Не ешь меня, косолапый, я тебе пригожусь!

Хорошо, поиграй со мной и я тебя отпущу.

Детям предлагаются «Разрезные картинки» и «Последовательные картинки» по сказке.

Ребята, у звука [к] есть старший брат. Это буква К. Скажите, а чем отличается звук от буквы? (звук мы слышим и произносим, а букву мы видим, читаем и пишем) Послушайте стихотворение:

На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит -
Буквой К на нас глядит.

А теперь построим букву К из пальчиков: указательный и средний палец образовали галочку. Правый указательный палец направлен вверх палочкой.

Ребята, а сколько нужно элементов, чтобы написать букву К? (выкладывают из палочек букву К)

Молодцы, ребята, что поиграли с косолапым, и за это он отпустил колобка. И покатился колобок дальше. Катится, катится колобок, а навстречу ему лиса.

Колобок, колобок, я тебя съем!

Не ешь меня, лисичка, я тебе пригожусь!

Ладно, помогите мне с ребятами правильно сложить цветочки.

Д. и. «Сложи цветок» (картинки делятся на два цветочка со звуками [к] и [к’]

Лисе очень понравилось, как вы выполнили ее задания, и она отпускает колобка домой.

А теперь давайте вспомним с вами, какие звуки мы с вами вспомнили. Понравились ли игры, в которые играли?

Все молодцы, справились.


Галина Васькова
Занятие по обучению грамоте. Звук и буква «К»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Тополек»

Обучение грамоте

Тема : Согласные звуки {К ,к"}, буквы К

(старшая группа)

Воспитатель : Васькова Галина Николаевна р. п. Екатериновка, 2010г

Цель :

Обучающие : закрепить ранее изученные звуки и буквы . Познакомить с твердым и мягким согласным звуком [ к] , познакомить с буквами К , к. учить определять место звука в словах (начало слова, середина, конец) .

Развивающие : развивать фонематический слух у детей, речь, мелкие мышцы рук. Совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний.

Воспитательные : учить умению слушать друг друга и воспитателя.

Оборудование : интерактивная доска; картинки. В названии которых есть звуки [К , К]; счетные палочки; карандаши, тетради «изучаем грамоту » .

Ход занятия

I Ребята, посмотрите, как вы думаете что это? (алфавит, азбука) Правильно. Буквы , расположенные в алфавитном порядке называются алфавитом или азбукой. Когда вы будете знать все буквы то вы сможете написать и прочитать обо всем на свете. В русском алфавите 33 буквы и многие из них мы уже знаем. Назовите их. (называют ранее изученные буквы , а воспитатель направляет внимание детей стрелкой мыши)

На какие две большие группы делятся буквы (гласные и согласные)

Назовите буквы в первом ряду ?

(а, о, у, и, ы)

Какие это буквы ? (гласные)

Почему они гласные (когда мы их произносим воздух проходит свободно, ни где не встречает преград, произносятся с голосом, и можно петь)

Назовите буквы во втором ряду ?

(б, п, д, т, з, с,г)

Какие это буквы ? (согласные)

Почему они согласные? (звуки , при произношении которых воздух задерживается, называются согласными)

Чем буквы отличаются от звуков ?

(буквы мы пишем , звуки произносим )

II. Кто это? (лягушка)

Как квакает лягушка? (Ква – ква)

(воспитатель произносит сам, выделяя первый звук .)

Какой звук вы слышите в начале слова? ([к ]) .

Сегодня мы познакомимся со звуком [к , к] и буквой К , к

Ребята давайте посмотрим на доску.

Что нарисовано на экране? (кукла, карандаш, капуста, курица)

Найдите одинаковый звук в этих словах ? (звук [ к ] )

У меня на картинке изображен «кот» и «кит»

Давайте произнесем «кот» Как слышится звук [ к ] в слове кот ? (твердо)

Давайте произнесем «кит» Как слышится звук [ к ] в слове кит ? (мягко)

Вывод : звук [ к ] может быть твердым и мягким.

Произнесем еще раз звук [ к ] , [ к ] и понаблюдаем положение языка, губ, зубов. (когда мы произносим эти звуки губы раскрываются , задняя часть поднимается к небу и препятствует выдыхаемому воздуху.)

Какой же это звук ? (согласный)

Ребята давайте мы с вами определим, какой звук [ к ] звонкий или глухой?

(звуки , при произношении которых голос не участвует, называются глухими.)

А теперь давайте с вами поиграем в игру «Кто больше»

Придумайте слова в которых есть звук [ к , к ] (кольцо, краски, картина, курица, коза, кузнечик, карандаш, кукла)

Давайте приготовим обед, используя овощи. В названии, которых есть звук [к ]

(картофель, капуста, кабачок, лук, свекла, морковь)

III. Что вы видите на этой картинке? Кто изображен справа? (клоун)

Ай, да клоун!

Знаешь, кто он?

Этот клоун –

Буква К .

Какой звук вы слышите в начале слова? Звук [ к , к ] на письме обозначается буквой К .

Рассмотрим букву К . (состоит из трех палочек, одна большая прямая и две накидные палочки сходятся к середине.) Это большая буква К с нее всегда начинается предложение, пишутся имена, фамилии людей, клички животных, название городов, сел, рек. Во всех других случаях пишется маленькая к.

А сейчас от гадайте ка загадку.

«Семь одежек и все без застежек»

Дети : капуста

Каким цветом мы закрашиваем согласные буквы ? (синим)

Закрасим букву К синим цветом .

Физкультминутка

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики,

Прыг – скок, прыг – скок.

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем

Тише, тише, высоко,

Прыгай на носках легко.

Игра : «Доскажи словечко» с мячом.

Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста

Если я (капуста) .

Целый день поет щегол

В клетке на окошке.

Третий год ему пошел,

А он боится (кошки)

Мчусь, как пуля я вперед,

Лишь поскрипывает лед,

Да мелькают огоньки!

Кто несет меня (коньки)

Кто альбом раскрасит наш.

Ну конечно (карандаш) .Садимся да столы.

Воспитатель : ребята давайте рассмотрим рисунок и назовем предметы и животные, которые на нем нарисованы.

Заштрихуйте только те картинки, в названии которых имеется звук [ к ]

Проверим, правильно ли вы выполнили задание.

Воспитатель : перед вами лежат счетные палочки возьмите из пенала палочки и выложите на столе букву К . сколько нужно взять палочек? (Три)

Как вы будете выполнять задание?

(одну палочку положу вертикально, две под наклоном приставлю к середине)

Посмотрите на печатные буквы К на доске .

(ставлю точку и пишу палочку сверху вниз длиной в две клетки. Отступаю сверху вправо одну клетку, ставлю точку и веду линию к середине палочки и от середины веду линию в угол нижней клетки.)

Посмотрите на образец, и напишите букву К сами до конца строчки соблюдая расстояние между буквами в одну клетку .

Ребята, а теперь давайте прочитаем слоги с буквой К . (слог образует гласная буква ) .

Итог : С какой буквой мы с вами познакомились?

Какие звуки она обозначает ?

Расскажите о звуках к и к

Чем отличаются эти звуки ?

Молодцы! Мне понравилось, как вы сегодня занимались.