Лосиный тест. Определение «лосиного теста» и что он устанавливает Лосиный тест

Давеча, как известно, новый Tesla Model X с большим успехом прошел программу краш-тестов Национального управления по дорожной безопасности США (NHTSA). И даже стал первым в истории этого ведомства кроссовером, который заработал сразу 5 звезд в 3 главных категориях тестирования и во всех 9 подкатегориях. И достигнутый результат решено было закрепить еще одним испытанием, которое принято называть «лосиный тест».

Новый рекорд, разумеется, большой неожиданностью не стал, поскольку давно и очень активно работает над созданием имиджа «самых безопасных» для всех свои изделий.

И, надо сказать, многое у нее получается, поскольку в прессе просто таки не найти информации о страшных авариях с участием этих авто. А сообщение о ДТП, в которое по той или иной причине угодил любой из Tesla, как правило, всегда сопровождается отдельным комментарием о том, как водитель и все пассажиры уходят с места события максимум с парой царапин и синяков.

Считается, что высокая безопасности Tesla изначально заложена в самой конструкции этих автомобилей, точнее обусловлена очень низким центром тяжести, а еще точнее — расположением , которые у каждой Tesla встроены фактически в днище кузова.

А с учетом того, что весят батареи немало (к примеру, вес аккума Model S составляет около полутонны), то Tesla действительно в среднем более устойчивы, то бишь переворачиваются хуже, чем их одноклассники с ДВС. Иными словами, знаменитый «лосиный тест» Tesla должна была пройти тоже хорошо. И прошла.

Для тех, кто не совсем в курсе, уточним: «лосиный тест» позволяет выявить, как поведет себя автомобиль при внезапном изменении направления движения. А лосиным его назвали потому, что он больше всего похож на тот маневр, который почти инстинктивно совершает водитель при попытке объехать лося, оленя или любой другой объект, который неожиданно появляется на дороге перед движущимся автомобилем.

В общем, на предусмотренных условиями теста 70 км/час от «лосей» Tesla вроде как тоже уклоняться умеет безопасно, что подтверждается соответствующими видеоматериалами:

А для пущей убедительности можно посмотреть еще и такое «кино», в котором показано, что «лосиный тест» на самом деле так же легко и непринужденно пройти может не каждая машина:

Термин «Лосиный тест» изобрел журналист шведского популярного журнала «Teknikens Varld», сделав название фактически международным (в англоязычной литературе elk test или moose test). Во время проверки нового Mercedes-Benz А- класса в 1997 г под управлением журналиста Роберта Коллина, машина опрокинулась, что мгновенно вызвало большой резонанс в печати и вынудило концерн «Daimler Chrysler» доработать конструкцию и даже отложить производство другого «яйцеголового» – Smart.

Откуда взялось название?

Журналист мгновенно стал звездой эфиров все и во время очередного интервью ответил, что тест-переставка просто необходим, ведь порой такой маневр может спасти вам жизнь, допустим, если на дорогу неожиданно выпрыгнет лось. Таким образом, за этим тестом быстро закрепилось популярное название «лосиный тест».

В названии «лосиный тест» отдельные люди видят издевку, предполагая, что «лосем» считается любой придурок, который резко выскочил на дорогу перед автомобилем. Но это не так, ведь в многочисленных государствах, и в том числе и в России, сохатые представляют действительную угрозу. Они возникают на дороге неожиданно, часто ночью, весят вплоть до 600 кг (как небольшой автомобиль), и, самое главное, обладают длинными ногами, вследствие этого удар животного приходится, в основном, на верхнюю часть кабины. Летальные исходы для пассажиров и шофера не редкость в наше время, и в отдельных государствах (допустим, Швеции) существуют масштабные манекены лосей для выполнения крэш-тестов.

Смысл теста

Суть его состоит в том, что при объезде неожиданно возникшего на дороге препятствия на определенной скорости без торможения совершается резкий поворот руля налево, от «лося», после этого резко вправо, объезжая «лося», и вновь влево, на дорогу. Чем выше будет скорость при выполнении этого теста, тем больше шансов, что вы не улетите с дороги и не опрокинетесь - следовательно, тем выше показатель устойчивости и управляемости автомобиля. Журналисты любят этот тест и его легко можно встретить в рубрике практически любого солидного издания. Переворот в лосином тесте – более доступный метод пиара для автомобильных изданий. Впрочем, мнения о необходимости и адекватности этого теста у автомобилистов расходятся. Приверженцы видят в его результатах фактическую безопасность машины. В период прохождения теста автомобиль ни в коем случае не должен опрокинуться или встать на два колеса. Но это является проблемой для автомобилей с высоким центром тяжести. При прохождении данного теста знаменитые модели автомобилей Toyota Hilux, Renault Kangoo, Citroen Nemo немецкой компании ADAC кувыркались и «плясали». Для идеального прохождения теста машине необходимо иметь хороший баланс управляемости и точное рулевое управление.

«Лосиный тест», в отличие от абстрактной езды по гоночной магистрали, моделирует реальную дорожную ситуацию, когда шофер непроизвольно сворачивает от преграды и потом старается нырнуть назад в свою полосу. Больше всего невыполнение теста связано с неожиданно вялыми реакциями на руль и предрасположенностью машины к заносам.

Знаменитый журнал «Авторевю» проводил свои собственные испытания, чтобы узнать для любой марки машины предельную скорость выполнения теста с высококлассным шофером, который сначала обдумывает, и только потом пытается найти лимит с учетом свойств машины. В определенном смысле создается искусственная ситуация, так как действительный водитель будет действовать рефлекторно, и у него абсолютно не будет времени на обдумывание ситуации.

Поэтому для чистоты эксперимента автомобиль испытывали по очереди пять волонтеров, которые пытались пройти данный тест с первой попытки при скорости 65 км/час, которая на 15-20 км/час больше предельно возможной. Очень любопытен тот факт, что на некоторых моделях автомобилей не проходил тест никто, или экстренный объезд преграды стал возможным только благодаря колоссальному опыту водителя или просто случайно. В особенности этим грешили фургоны и пикапы с их наклонами, высоким центром масс и слабой отдачей в руль, к примеру, тест не прошел автомобиль Mitsubishi L200.

Производители автомобилей этот тест недолюбливают, и источник ясен: постоянно существует угроза, что отыщется журналист, который выставит новую марку автомобиля как абсолютно небезопасную модель. Главным отличием данного теста от краш-теста является то, что он не является формальным и легкодоступен практически всем желающим. Неудача в этом тесте связана не только с маркой автомобиля и его особенностями, виноваты ведь могут быть и шины или любая неисправность.

Впрочем, актуальность лосиного теста подвергается сомнению со стороны простых автомобилистов.

Основные причины:

  1. «Лосиный тест» воссоздаёт абсолютно абстрактную дорожную ситуацию. Ведь во время прохождения теста водителями «Авторевю» предполагалось, что лось находится на дистанции порядка 20 метров. Самое интересное, что калькуляторы для расчета тормозного пути, которые используют при разборе ДТП, выдают приблизительно это же значение для торможения при скорости в 65 км/час. Это значит, что проще шоферу попробовать затормозить и он, скорее всего, это успеет сделать, а не проводить сложные маневры.
  2. Он дает парадоксальные результаты для различных автомобилей, которые не всегда отображают их реальную управляемость. К примеру, обычная «Mazda 3» при прохождении теста, показала свою предельную скорость при совершении данного маневра - 85,5 км/час, а вот знаменитая «Ferrari F430» - всего лишь 79,2 км/час.
  3. Лосиный тест в традиционном варианте подразумевает невероятно филигранный объезд водителем преграды в узких коридорах с гладким однородным покрытием. Как оказалось, габариты машины также имеют значение. Идеальный результат у журнала «Авторевю» в 99,9 км/час показал обыкновенный автомобиль, однако не благодаря тому, что он быстрее и лучше «Ferrari», а просто из-за своих габаритов он проедет везде. Тест абсолютно не учитывает тормозные свойства автомобилей, а ведь они имеют огромное значение. Не учитывает также и действия машины в миксте, когда колеса одного борта просто скользят по льду или по краю дороги.
  4. Тест со стороны воспитательной точки зрения очень плох тем, что подсознательно подталкивает шоферов на очень опасные маневры. Ведь схема переставки подразумевает выезд на встречную полосу и очень резкий возврат назад (уворот от встречной машины). В настоящей жизни этот маневр смотрится суицидальным, ведь в случае неудачи именно вы несете абсолютно полную ответственность за полученные результаты, в том числе, если вы станете жертвой чьей-то ошибки. ПДД не воспрещает лавирование, однако, если это закончилось трагедией – вы станете не жертвой, а виновником.
  5. Если испытатель не может с первой попытки пройти «лосиный тест» при скорости автомобиля 65 км/час, что тогда произойдет с обыкновенным шофером при скорости автомобиля 105 км/час?
Впрочем, «лосиный тест» все-таки очень полезный, так как дает возможность отсеять те машины, которые предрасположены к заносам или переворотам. Просто не стоит его проводить для того, чтобы выбрать себе при покупке идеальную машину и ни в коем случае не проводите его самостоятельно.

Покупая автомобиль, каждый водитель хочет, чтобы он был комфортным, управляемым и, самое главное, безопасным. Производители транспортных средств добавляют множество гаджетов к своей продукции, чтобы . Уже есть автомобили с автоматическим торможением при виде препятствия, автоматической парковкой и многими другими полезными функциями. Но всё же управление человеком машинами пока остаётся на первом месте, да и транспорт с такими дополнительными опциями может себе позволить далеко не каждый. Более приземлёнными показателями безопасности являются, например, сцепление с дорогой и реакция автомобиля на рулевое управление. Эти параметры проверяются с помощью различных контрольных экспериментов, одним из которых является так называемый лосиный тест.

Что означает название «лосиный тест»

«Лосиный тест» - это на способность быстро и безопасно объезжать резко возникшее препятствие. Заключается этот эксперимент в том, что автомобиль при поездке заворачивает сначала резко влево, а потом сразу резко вправо, таким образом создавая очень неустойчивое положение для себя. При этом тесте всегда существует риск того, что машина войдёт в неуправляемый занос или просто-напросто перевернётся от сильной перегрузки. Тест считается пройденным, если транспорт устоял на колёсах и смог продолжить движение по своей полосе после резкого объезда импровизированного препятствия. Автомобиль считают тем более устойчивым и управляемым, чем большую скорость он смог развить при успешном прохождении теста. Для этого в случае успеха увеличивают скорость движения и повторяют контрольный опыт ещё раз до тех пор, пока очередной тест не станет проваленным.

Такой способ проверки устойчивости транспортных средств был впервые введён в Швеции, а теперь он стал довольно распространённым в мире. Название «лосиный тест» он получил из-за того, что способность автомобиля резко объезжать препятствия может сильно пригодиться и сохранить здоровье или даже спасти жизни при, например, неожиданном появлении на дороге лося.

Назначение «лосиного теста»

Многие читатели спросят, почему же нужно обязательно объезжать препятствие, а не затормозить перед ним? Во-первых, резкое торможение может ввести в занос, перегрузить колёсные оси и создать серьёзную помеху или даже аварийную ситуацию для автомобилей, движущихся позади вас. Во-вторых, объезд препятствия часто более безопасен, чем торможение перед ним. Это крайне полезно тогда, когда соседняя полоса движения свободна для подобного манёвра. Объезд безопаснее по ряду причин: для поворота нужно меньше времени, чтоб среагировать, а объезд более выгоден по расстоянию, так как для него не потребуется в отличие от попытки резко остановиться. А так как в экстренной ситуации водитель может среагировать на опасность далеко не сразу, выигрыш в расстоянии может быть ему очень полезен и он просто решится на столь резкий и сложный манёвр.

Наиболее часто проваливают этот тест высокие машины, у которых центр тяжести находится довольно далеко от земли. Даже часто переворачиваются или, по крайней мере, выходят из управления и сбивают конусы как раз из-за высокого центра массы автомобиля. Также причиной может стать неправильное , так что необходимо обязательно его контролировать и держать на уровне нормы. Более того, даже с нормально надутыми камерами можно провалить этот тест просто из-за того, что на нём были надеты некачественные шины. Это становится огромной проблемой для производителей, так как каждый проваленный «лосиный тест» оставляет жирное пятно на репутации автомобильного бренда, особенно если этот эксперимент был проведён каким-то крупным изданием или телеканалом.

Необходимость «лосиного теста»

Здесь же встаёт вопрос и об объективности «лосиного теста». По условиям эксперимента, предполагаемое препятствие находится слишком далеко от начала манёвра, так что водитель вполне способен вовремя затормозить. Участок дороги, на котором проводят тест, слишком узок по ширине, но велик в длину, что тоже далеко от реальности в подобной ситуации. Также результат теста не показывает истинную управляемость - здесь играют роль и габариты автомобиля, и распределение его массы, и другие факторы. На это показывает тот факт, что показатель управляемости по «лосиному тесту» для Ferrari F430 ниже, чем для третьей «Мазды», а наилучший результат показывает самый обыкновенный карт.

Судить о том, хорош этот способ определения управляемости или плох, можно в зависимости от того, какую цель мы преследуем, проводя этот тест. Он однозначно не подходит для того, чтобы определить самый управляемый автомобиль. Много отлично управляемых транспортных средств не занимают первые места при прохождении «лосиного теста», а порой непримечательные машины становятся рекордсменами этого способа контроля.

Скорее, этот тест подходит для того, чтобы отправить на доработку совсем уж плохие модели машин. Ведь если автомобиль переворачивается при таком манёвре, значит, в нём неверно распределён вес или некоторые системы плохо работают. В любом случае автомобиль, полностью проваливший «лосиный тест», безопасным назвать нельзя. Транспорт, на котором люди будут возить себя и свои семьи, должен быть готов хотя бы к таким нагрузкам, поэтому в этом плане тест довольно хорош и даже необходим.

Разумеется, нельзя пытаться воспроизвести условия эксперимента на собственном автомобиле по дорогам общего пользования: так вы создадите опасную ситуацию как для себя, так и для остальных участников движения. Лучше при выборе машины ознакомиться с результатами теста, проведённого профессионалами.

Мы будем рады вашим отзывам по этому материалу.

Всем нам известно, что существует знаменитый , который проверяет автомобили на устойчивость при экстремальных маневрах. Во время этого теста специалисты проверяют как ведет себя тот или иной автомобиль при попытке объехать неожиданное препятствие на дороге. Например, этот тест имитирует неожиданное появление на дороге лося или любого другого крупного животного. К сожалению, не всегда маневренность машины помогает избежать столкновения. Ведь в первую очередь сможете ли вы объехать неожиданное препятствие зависит от вас. Дело в том, что от того как вы быстро среагируете не препятствие на дороге, зависит и безопасность ваших пассажиров. Вот пример что дикое животное на дороге- это очень опасно.

Например, вы должны знать, что выбежавший на дорогу лось- это опасность, которая может представлять угрозу всем участникам дорожного движения. Вот авария, которая произошла в Финляндии. К сожалению водитель автомобиля, который двигался в скоростной полосе не успел среагировать на выбежавшего на дорогу лося. В итоге лось попал под колеса и погиб. Но из-за его веса и скорости