Приоритет транспорта общего пользования. Правила посадки в общественный транспорт Преимущества маршрутных транспортных средств

18.1. Вне перекрестков, где трамвайные пути пересекают проезжую часть, трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, кроме случаев выезда из депо.

18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11.1, 5.13.1, 5.13.2 и 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств на этой полосе, за исключением:

  • школьных автобусов;
  • транспортных средств, используемых в качестве легкового такси;
  • транспортных средств, которые используются для перевозки пассажиров, имеют, за исключением места водителя, более 8 мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн, перечень которых утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - гг. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
  • транспортных средств, которыми в период с 23 февраля по 14 марта 2019 г. перевозятся определенные Правительством Красноярского края по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и автономной некоммерческой организацией "Исполнительная дирекция XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске" клиентские группы (представители национальных федераций студенческого спорта, участники спортивных соревнований, представители Международной федерации студенческого спорта (FISU), представители средств массовой информации, технические официальные лица, иные лица, принимающие участие в мероприятиях XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске), при наличии аккредитационного свидетельства, выдаваемого автономной некоммерческой организацией "Исполнительная дирекция XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске".

На полосах для маршрутных транспортных средств разрешено движение велосипедистов в случае, если такая полоса располагается справа.

Водители транспортных средств, допущенных к движению по полосам для маршрутных транспортных средств, при въезде на перекресток с такой полосы могут отступать от требований дорожных знаков 4.1.1 - 4.1.6, 5.15.1 и 5.15.2 для продолжения движения по такой полосе.

Если эта полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на нее. Разрешается также в таких местах заезжать на эту полосу при въезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части при условии, что это не создает помех маршрутным транспортным средствам.

18.3. В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)

Отъезжают от обозначенного места остановки, всегда ли водители обязаны им уступать дорогу?


Казалось бы, Правила однозначно регулируют эту дорожную ситуацию:

18.3. В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу.

Однако, очень часто маршрутные транспортные средства вынуждены начинать движение со второй полосы из-за препятствия в правой полосе в виде припаркованного автомобиля. И судя по дискуссиям в сети единого мнения по идентификации данного маневра нет. Одна сторона утверждает, что начало движения со второй полосы содержит маневр перестроение, и уступать маршрутным транспортным средствам нет обязанности, другая, что начало движения отдельный маневр и маршрутное транспортное средство имеет преимущество при любой траектории.

Несмотря на то, что зачастую отъезжать от остановки приходится из-за нарушения ПДД припаркованным автомобилем, есть случаи, когда нарушения ПДД отсутствует.

Автомобиль припаркован через 15 метров после знака 5.16, практически сразу после места остановки, автобус вынужден начинать движение выезжая(перестраиваясь) в левую полосу. Мы видим, что такую ситуацию допускают. Далее без выводов, соберем аргументы сторон.

  • Автобус не имеет преимущества, так как совершает перестроение

    Текста Правил регулирующий эту ситуацию совсем не много, люди придерживающиеся этой версии, назовем их «сторона А», не прибегают к толкованию, а рассуждают строго по тексту.

    • Автобус выезжает из занимаемой полосы? -да.
    • Автобус меняет направление движения? -нет.

    Как это выглядит со стороны водителя в левой полосе?

    Автобус включает поворотник и начинает движение в своей полосе, водитель движется по свободной левой полосе, требование уступить дорогу автобусу не возникает, так как их траектории не пересекаются.


    Если давать автобусу преимущество, то преимущество не может быть в одной ситуации и отсутствовать в другой. Представим, автобус начинает движение от остановки сразу в крайнюю полосу пересекая среднюю или начинает разворот от места остановки, или препятствие отсутствует? Если автобус при начале движения начнет совершать разворот не возникает же вопроса, разворачивается он или нет? Почему возникает вопрос перестраивается он или нет?


    Автобус имеет преимущество только при объезде препятствия — такого в Правилах не написано. Преимущество, если рассматривать обе стороны, при начале движения либо есть всегда, либо оно исключительно при начале движения без сопряженных маневров.

    Автобус имеет преимущество, так как начинает движение от остановки

    Сторона Б имеет более логичный подход с точки зрения дорожной ситуации.

    Еще раз определение перестроения:

    «Перестроение» — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.

    Акцент на направление движения. При совершении остановки движение прекращается. Для сохранения первоначального направления необходимо начать движение. То есть совершить перестроение возможно только в движении.

    При принятии стороны А данный абзац практически теряет смысл, если автобус начинает движение в той же полосе, так как автомобиль приближается сзади и создать помеху автобусу не может физически. Действие абзаца сокращается только на остановочные карманы в уширениях проезжей части в населенных пунктах, однако в тексте Правил указаны все обозначенные остановки без исключений.


    Относительно заголовка главы «Приоритет маршрутных транспортных средств» при отсутствии преимущества при начале движения со второй полосы маршрутные транспортные средства практически не имеют дополнительного приоритета в сравнении с обычным транспортом.

  • Правила наделили водителей маршрутных транспортных средств некоторыми привилегиями. Этих привилегий не так уж и много, всего три.

    Во-первых, трамвай при равном праве на проезд, имеет преимущество независимо от направления движения.

    Во-вторых, автобусам и троллейбусам на проблемных участках дорог могут выделить специальную полосу движения.

    И, в-третьих, мы, водители, должны уступать дорогу автобусам и троллейбусам, начинающим движение от обозначенной остановки. Причём, последнее требование действует только на дорогах в населённых пунктах.

    Именно эти три привилегии и закреплены законодательно в восемнадцатом разделе Правил.

    1. Правила. Раздел 18. Пункт 18.1. Вне перекрёстков, где трамвайные пути пересекают проезжую часть, трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, кроме случаев выезда из депо.

    Правила не сделали никаких исключений из общего принципа:

    При равном праве на проезд трамвай имеет преимущество независимо от направления движения.

    Этот принцип работает и на перекрёстках, и вне перекрестков. Например, сейчас (на нашем рисунке) водители обоих направлений обязаны уступать дорогу трамваю.

    И тот факт, что трамвай при выезде из депо лишается преимущества, вовсе не является исключением из этого принципа:

    2. Правила. Раздел 18. Пункт 18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14 запрещаются движение и остановка других транспортных средств на этой полосе.

    Если эта полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на неё.

    Разрешается также в таких местах заезжать на эту полосу при выезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части при условии, что это не создаёт помех маршрутным транспортным средствам.

    Уж больно много в этом пункте различных требований. Давайте разбираться с этим пунктом по частям.

    Прежде всего, о каких знаках идёт речь. Вот они, эти знаки:

    2 .1. Если полоса для маршрутных транспортных средств отделена сплошной линией, тогда о чём тут говорить. Пересекать такую сплошную линию запрещено:


    Кто из водителей правильно остановился для высадки пассажиров?

    1. Только водитель автомобиля А.

    2. Только водитель автомобиля В.

    3. Водители автомобилейА и Б.

    4. Водители автомобилейА и В.

    Комментарий к задаче

    Это дорога с полосой для маршрутных транспортных средств (но одновременно и дорога с односторонним движением). На дороге с односторонним движением можно останавливаться на любой стороне. Но на правой стороне этой дороги остановка невозможна – там полоса для маршрутных ТС и она отделена сплошной линией разметки и, значит, туда въезд запрещён категорически! Останавливаться посередине проезжей части (да ещё и высаживать пассажира) тоже грубейшее нарушение Правил.

    Но остановиться на левой стороне этой дороги вам ничто не мешает. Это и безопасно и не противоречит Правилам.

    2.2. Если полоса для маршрутных транспортных средств отделена прерывистой линией, тогда Правила разрешают на этом участке дороги осуществлять посадку-высадку пассажиров.

    Но движение по этой полосе для нас с вами по-прежнему запрещено! Высадили пассажира и немедленно покидайте эту полосу!

    Движение по такой полосе разрешено только маршрутным транспортным средствам, а также велосипедистам, школьным автобусам и таксистам. И про таксистов, кстати, на экзамене спрашивают:


    Разрешается ли Вам на легковом автомобиле перестроиться вправо, чтобы продолжить движение в прямом направлении?

    1. Разрешается, не создадите помех движению маршрутных транспортных средств.

    2. Разрешается, если Вы управляете легковым такси.

    3. Запрещается.

    Комментарий к задаче

    Про таксистов в 18-том разделе Правил ничего не сказано. Про таксистов сказано в Приложении 1 к Правилам:

    Правила. Приложение 1. Знак 5.14 «Полоса для маршрутных транспортных средств». Специально выделенная полоса, по которой маршрутные транспортные средства, велосипедисты, а также школьные автобусы и транспортные средства, используемые в качестве легкового такси , движутся попутно общему потоку транспортных средств.

    2.3. Кроме того, в случае если полоса для маршрутных транспортных средств отделена прерывистой линией, Правила не просто разрешают, а именно обязывают водителей перестраиваться на неё при совершении поворотов.

    Вы уже знаете, что водитель перед поворотом обязан занять соответствующее крайнее положение на проезжей части данного направления.

    Поэтому неважно, перекрёсток это или съезд в прилегающую территорию. Если только полоса для маршрутных транспортных средств отделена прерывистой линией, поворачивать надо именно с неё.

    2.4. И, кстати, выезжать на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств, надо тоже с соблюдением Правил, и об этом на экзамене спрашивают:


    Вам разрешено продолжить движение:

    1. Только по траектории А.

    2. Только траектории по Б.

    3. По траекториям А и Б.

    4. По траекториям Б и В.

    5. По любой траектории из указанных.

    Звучал он так:
    «Вы двигаетесь по левой (второй) полосе. С правой полосы от остановки отходит автобус, сразу же от остановки осуществляя переход на вашу, левую полосу (представлено на картинке). Ваши действия?»

    Правильный ответ:
    «Уступлю дорогу автобусу, так как он отходит от остановки» – за него проголосовало 65.5% посетителей сайта.

    Ситуация трактуется пунктом 18.3 Правил дорожного движения:
    «18.3. В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу».

    Данный пункт правил однозначно трактуется таким образом, что уступать отъезжающему от остановки автобусу необходимо даже в том случае, если он отъезжает от остановки с одновременным перестроением в левую полосу.

    Приходите завтра с утра проверить свои знания правил дорожного движения, мы опубликуем очередной интересный вопрос.

    36 комментарии

    • 29.10.2013 17:02

      65.5% на такой банальный вопрос. как страшно ездить по нашим дорогам...(((

    • 29.10.2013 17:04
    • 29.10.2013 17:14

      Не согласен!!!...правило то трактуется: "Начинающим движение от остановочного пункта", но не продолжающим движение и перестраиваимщся на 2ю, 3ю и т.д. полосу!!!

    • 29.10.2013 17:17

      "Данный пункт правил однозначно трактуется таким образом, что уступать отъезжающему от остановки автобусу необходимо даже в том случае, если он отъезжает от остановки с одновременным перестроением в левую полосу." - ЛОЛ!!! хах Ожнозначно...еще что придумаете?!

    • 29.10.2013 17:18

      65.5% на такой банальный вопрос. как страшно ездить по нашим дорогам...(((- не Езди!!!

    • 29.10.2013 18:58

      Должны уступать. Должны и обязаны разные вещи, нет?

    • 29.10.2013 19:12

      Вадим, спасибо за высказанное мнение, но мы хотели бы обратить ваше внимание на две важные вещи.

      Во-первых, данный вопрос взят из экзаменационных билетов по ПДД (со слегка, но корректно измененным вопросом и вариантами), вы можете сравнить - это вопрос №16 билета №2. А значит, ответ на вопрос не может быть неправильным, только если в билетах допущена ошибка, но в данном случае это не так.

      Во-вторых, проект проводится совместно с балаковским ГИБДД и даже если бы вопрос был не из экзаменационных билетов, то мы бы опубликовали ответ только после предварительного согласования с отделом по пропаганде местного отделения ГИБДД, что также делало бы ответ на вопрос достойным доверия.

      Спасибо за внимание к нашему проекту - приходите еще и обновляйте свои знания по ПДД.

    • 05.10.2014 14:00

      Жаль, что здесь как бесспорные утверждаются весьма спорные вещи.
      В Правилах написано "уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. "
      И однозначно это можно трактовать только как - уступать, чтобы автобус мог выехать.
      А всё остальное - это уже домыслы и самодеятельность.
      Домыслом является требование "уступать, если автобус перестраивается на 2 линию", еще большим домыслом "если перестаивается на 3 линию".
      Ссылка на "балаковское ГИБДД" по силе равна ссылке на "британских ученых" и даже на "армянское радио".
      Лично я на практике уступлю автобусу в любом случае. Но это никак не меняет теорию.

    • 06.10.2014 10:10

      Почему никто не видит важного уточнения? «Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу»!!! Кто-то из них убеждается, согласно правилу, что им уступают? Они же лезут недуром! Есть кто на дороге, нет никого, зачастую без поворотника начинают внезапное движение!

    • 29.10.2014 22:28

      По идее перед каждым манёвром водитель обязан подать сигнал повортом. Это делается даже при перестроение на кольце хотя там поворот уже включен. По идее его выключаешь и включаешь заново показывая манёвр. Вот и автобус трогаясь от остановки во второй ряд осуществляет два манёвра. Соответственно он должен подать сигнал поворота при отъезде от остановки, остановиться рядом с разделительной полосой выключить а потом включить поворот уступая транспорту т.к. осуществляет перестроение.

    • 29.10.2014 23:56

      с нашими пазами лучще соблюдать удд

    • 07.11.2014 19:30

      Роман, сколько раз наблюдала, как автобус только подьезжает к остоновке и уже сразу включает левый поворотник. Я притормаживаю, чтоб пропустить его, а он и не собирается ехать, он пассажиров высаживает....

    • 07.11.2014 23:26 [email protected] - поддерживаю!
      В правилах написано именно так. Все вольные трактовки рассматриваются судом по факту ДТП. По сути это два разных маневра - начало движения с отъездом от остановки и перестроение на другую полосу. А во времена когда учился я (лет 8 назад) в официальных билетах были довольно спорные вопросы. И даже инструктора автошкол не могли объяснить почему так, когда на вопрос было 2 или 3 правильных ответа, а выбрать надо 1. Учили наизуть такие, благо немного их было. Ну вернёмся к автобусам нашим.
      Допустим вы не уступили автобусу. Будет ли это считаться нарушением? Совсем не обязательно!
      Если вы понимаете, что если начнете уступать дорогу автобусу, спровоцируете аварийную ситуацию, то нарушения нет, потому как "Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу"
      Прошу заметить, не "начинать движение и смотреть уступят или нет", а "начинать только после того как убедятся что им уступают"
    • 08.11.2014 14:39

      Николаю. Все верно. Разжевано, осталось только "проглотить", "переварить", "впитать рациональные соки" и, как говорится, руководствоваться ими далее... Но только далеко не у всех это получится.

    • 19.12.2014 11:51

      А если бас стартует от остановки, сразу на третью а ты на третьей? а если этот бас движется не по своему маршруту и начинает стартовать сразу от остановки к третьей и на четвёртую полосу он тоже имеет преимущество???

    • 19.12.2014 11:59

      А если бас стартует от остановки,через вторую и сразу на третью а ты на третьей и остановиться даже при 60 км на скользкой дороге проблематично,стоит ли от него уходить на четвёртую ПОЛОСУ ЕСЛИ ЭТО ТОЧНО БУДНТ ДТП,бить его в зад что ли? А если этот бас движется не по своему маршруту и начинает стартовать сразу от остановки к третьей и на четвёртую полосу он тоже имеет преимущество???

    • 27.05.2015 11:49

      Ситуация понятная,но в некоторых моментах спорная,можно трактовать по-разному.В любом случае водитель троллейбуса должен сначала убедится,что его пропускают,а не начинать перестроение вытесняя машины на третью или на встречную полосу.В час пик такую "заворуху" можно устроить,если так весь общественный транспорт ездить будет.

    • 21.09.2015 23:29

      А бывает на трех полосной дороге что автобус остановился на остановке, высадил пассажиров, а впереди стала маршрутка, и он бац сразу выруливает в третий крайний ряд, как тут? По правилам ПДД должен пропустить, а по логике надо морду бить!

    • 21.09.2015 23:34

      За пару часов езды по городу рука устанет морды бить.

    • 18.11.2015 09:19

      Иммануил, кому морду бить?

    • 19.11.2015 07:48

      Суха теория (ПДД), мой друг, а древо жизни (Практика в жизни, в ГАИ и в судах) вечно зеленеет!!! Формально и на заданную глубину все высказанные суждения правильные. Но в жизни в таких ситуациях спор всегда переливается в другую плоскость - как быть, если автобус начал перестраиваться когда объезжающая его автомашина или непосредственно уже приблизилась к нему, или даже поравнялась с ним, кто в таком случае имеет преимущество для завершения маневра? Объезжающая, дабы завершить маневр объезда, или все-же автобус? В этой связи и из этой проблемы сразу вырастают и другие вопросы - как доказать, кто и где находился в момент начала выезда автобуса с остановки и заезда в левый ряд? Вот когда в ПДД регламентируются права пешеходов на преимущественное пересечение проезжей части, то там прямо сказано, что даже при наличии такого преимущества нельзя начинать переход в непосредственной близости от уже проезжающих мимо автомашин!!! А в этом пункте про автобус именно такой сноски-поправки нет!!! И последнее. Полоса дороги - это направление движения, которая состоит из рядов и если совершается маневр в границах полосы движения, то перестроение происходит не с полосы на полосу, а из ряда в ряд!!! Странно, что это до сих пор многим не ясно.

    • 21.11.2015 10:17

      В пункте 18.3 надо жестко указать,без всяких дополнений,-Уступать дорогу общественному транспорту отъезжающему от остановки именно в тот ряд куда ему/транспорту/ необходимо.Примером может служить остановка в Петербурге на Невском проспекте перед пл.Восстания в сторону Невской Лавры, где автобусу и троллейбусу необходимо перестроиться сразу в левый ряд. И надо отдавать себе отчет в том,что в общественном транспорте едет основное население города. Семеро одного не ждут. Из-за амбиций автолюбителей и неопределенности правил, приходиться общественному транспорту находиться в положении просителя милости, а пассажиры в переполненном транспорте мучаются. Поэтому и пробки дополнительные, и опаздывание автобусов и троллейбусов. А в сущности,
      , при наблюдении за поведением автолюбителей, выясняется очень грустная деталь-неумение маневрировать, неумение пользоваться рычагами управления автомобилем, неумение /или лень/ работать ногами и руками. Так что, надо жестко определить- уступать дорогу общественному транспорту, отъезжающему от остановки. Сама я это делаю с восторгом и удовольствием. Уважение других людей в приоритете.

    • 21.11.2015 11:06

      Ирине. Дорогая Ирочка, согласен с вами полностью и во всем. Но как быть в такой ситуации - автобус готовится тронуться с остановки, его уже объезжает слева автомашина, которая уже поравнялась с ним копрусом. Так и что, эта объезжающая машина в такой ситуации тоже должна уступить автобусу поле для маневра? Вот и я про то, что на дороге редко у кого из участников движения возникает право на абсолютное преимущество. Для пешеходов этот момент худо-бедно,но оговорен, а вот для отъезжающих автобусов, к сожалению, нет.

    • 24.11.2015 15:47

      На автобусах лохи ездят. А лохам нормальные пацаны дорогу не уступают

    • 25.11.2015 11:22

      Олегу Шармуте. Олежек, дорогой, ваши не самые дорогие словесные понты совсем скоро увянут и вы наверняка скоро будете не только думать по другому, но озвучивать свои мысли чуток спокойнее. арсен 31.12.2015 15:24

      я сам работаю водителем в мосгортрансе работаю в районе планерной сходне тушино итд помимо работы я как ивы все ездию на легковом авто и тоже попадаю в такие ситуации когда передомной отъезжает автобус.теперь начнем по порядку во первых в автобусах ездеют преимущественно пенсионеры и старые люди а автобус так устроен что двигаясь со скоростью даже 10-15км-час и резко остановить то повалишь всех кто в это время не держался или расслабленно сидел на пол что может привести к серъёзным травмам и не забывайте что в автобусе может ехать близкий вам человек так что имейте терпение и уважение к автобусам. мораль токова что уступать надо.во вторых часто наблюдал как водители начинают быстро ускорятся как только увидят что я включив поворотник начинаю отъезжать от остановки тем самым создовая мягко сказать не комфортную ситуацию ведь когда вы уступаете вы уступаете не только автобусу но и пассажирам сидящим в автобусе.но и в третьих надо нитолько хорошо ездить но и хорошо знать пдд.помните на дороге хозяина нету она общая и ошибок порой не прощает будьте добрыми уступайте друг другу.

      ser 08.02.2016 10:23

      Имеется разница в черте города и в не населённом пункте автобус отъезжает от остановки. Кто кому уступает дорогу.

    Все те кто за рулем каждый день, не раз в течение него пересекаются с автобусами, троллейбусами, газелями, пазиками… В общем со всеми теми ТС, которые перевозят пассажиров. При этом где-то в коре головного мозга у нас на подсознательном уровне отложилось, что надо пропускать ТС отъезжающие от остановки. Однако на практике дела обстоят несколько сложнее. Сказать вот так определенно кого пропускать, а кого нет одной фразой практически невозможно. И эту ситуация опять можно отнести к разностороннему развитию событий, которые невозможно описать однозначно, а также к несовершенству закона, который не способен в своих рамках охватить все вариации происходящего и подконтрольного нам. А значит такому однозначному на первый взгляд вопросу и теме. Придется посвятить целую статью, в которой мы и разберем возможные вариации событий и наши случаи поведения для них.

    ПДД по поводу того пропускать или нет ТС отъезжающие от остановки

    В ПДД есть довольно четкое указание по поводу того, что автобусы и троллейбусы надо пропускать.

    Здесь остается лишь уточнить, что же является теми самыми автобусами и троллейбусами, то есть по каким характеристикам согласно классификации ТС, которое необходимо пропускать.
    Для уточнения стоит обратиться к «Техническому регламенту Таможенного союза».

    На наш взгляд здесь тоже очень много недосказанного. То есть любое ТС, которое перевозит пассажиров от 8 и более, неважно с разрешенной максимальной массой более или менее 5 тонн. Является тем самым ТС, который надо пропускать от остановки. Все тоже самое, но в наглядном виде.

    Самое важно, что следует из этого, что любое ТС, неважно следует оно по маршруту или нет, то есть является оно маршрутным ТС или нет, но визуально похожее на ТС, которое имеет более 8 мест для перевозки пассажиров, необходимо пропускать для выезда на полосу движения от остановки. При этом легковые такси такого приоритета не имеют.

    О чем написана эта статья или подводя итог о том, надо ли пропускать ТС отъезжающие от остановки

    Первое заключение относится к тому, что подъезжая к остановке и двигаясь по правому ряду, необходимо быть внимательным и даже снизить скорость. Ведь именно на этой остановке с большой вероятностью может стоять автобус, который будет отъезжать от остановки и который следует пропустить.
    Второе, если произошло ДТП с участим автобуса или троллейбуса на остановке, то это не делает виновным водителя не пропустившим такое ТС 100% виноватым. Если вчитаться в п. 18.3 (см выше), то водитель автобуса или троллейбуса должен убедиться в том, что ему уступают дорогу. Если же он этого не сделал, то группа разбора при ДТП может обозначить обоюдную вину в такой ситуации.
    В этом случае хоть и незначительно, но все же будет облегчена участь для того, кто не пропустил автобус или троллейбус. Так как не будет страховой выплаты по его ОСАГО. А значит он сохранит свой коэффициент бонус-малус.