Ремонт и сервисное обслуживание легковых автомобилей. Ремонт и сервисное обслуживание легковых автомобилей в) Удерживая каждый- распредели­

Ремень газораспределительного механизма – это одна из важных деталей в автомобильном устройстве. Он отвечает за синхронизацию вращений распредвала и коленвала.

Ремень газораспределительного механизма – это одна из важных деталей в автомобильном устройстве. Он отвечает за синхронизацию вращений распредвала и коленвала. Из-за постоянного трения о шкивы деталь со временем изнашивается и приходит в негодность. В особо проблемных ситуациях ремень может даже разорваться, после чего автомобиль не сможет дальше передвигаться. Чтобы избежать подобной ситуации, необходимо следить за состоянием ремня и вовремя его менять.

Выделяют несколько наиболее частых причин, из-за которых может произойти обрыв ремня ГРМ. Речь идет о следующих факторах:

  • был исчерпан моторесурс, который предусмотрен заводом-изготовителем;
  • производственный брак;
  • попадание на запчасть масла и грязи;
  • попадание на ремень посторонних объектов;
  • заклинивание одного из валов, распределительного или коленчатого;
  • заклинивание помпы;
  • неисправности натяжного ролика.

Одним словом, каждому автовладельцу необходимо следить за состоянием ремня ГРМ, обращая внимание на подозрительные признаки. В противном случае может произойти разрыв, который способен привести к серьезным негативным последствиям.

Чаще всего обрыв ремня ГРМ не приводит к серьезным последствиям. Основной проблемой становится полная остановка транспортного средства, на котором уже нельзя будет передвигаться. Исправить поломку на месте не представляется возможным, потому что авто обязательно нужно загонять на яму либо подъемник. Поэтому водителю придется позаботиться о доставке машины в ближайший автосервис или другое место, где можно провести ремонт. Это потребует дополнительных финансовых и временных затрат.

Иногда обрыв ремня способен привести и к более серьезным последствиям. Так, результатом могут стать погнутые клапаны. Их придется заменять на новые.

Если деталь разорвалась на холостом ходу, то вряд ли будет повреждено много клапанов. Если же обрыв происходит при включенной передаче, то есть риск того, что погнутыми окажутся все клапаны. По сути неважно, сколько именно деталей было испорчено. Опытные механики дают рекомендацию менять сразу весь комплект.

Еще более серьезной является ситуация, когда не только гнутся клапаны, но и разрушаются втулки. Поршни при этом могут быть пробиты осколками. Результатом станет ремонт ДВС, за который придется отдать немало денег.

Чтобы избежать описанных выше негативных ситуаций, необходимо следить за состоянием ремня и вовремя его заменять на новый. Своевременная замена даст автолюбителю уверенность, что обрыв не произойдет в самый неожиданный момент.

Чаще всего ремень ГРМ меняется по достижению определенного пробега. На автомобилях марки Тойота этот показатель составляет 100 тысяч километров. Если машина уже прошла столько, то необходимо обязательно произвести замену. В противном случае есть риск, что ремень скоро разорвется из-за исчерпанного моторесурса.

Также менять деталь необходимо, если повреждения заметны визуально. Их порой можно обнаружить при прохождении ТО или при устранении других неисправностей.

Если видно, что ремень реально потрепан, то следует поставить новую запчасть, не дожидаясь достижения указанного пробега.

О необходимости замены могут говорить следы масла под авто. При протечках жидкость может попасть на ремень, из-за чего его материал теряет свойства. Вследствие этого деталь уже не может выполнять свои функции.

Еще один возможный признак неполадок с ременным элементом – это шелестящие звуки, доносящиеся из-под капота. Если подобные признаки присутствует, то следует провести диагностику и осмотреть ремень.

Существует определенная последовательность действий, которой следует придерживаться, чтобы правильно произвести замену на моторе 4A-GE. Для начала до него необходимо добраться и снять.

Перед установкой новой детали важно совместить метки ГРМ 4 A - GE . Без этого нормально процесс завершить не получится.

Итак, чтобы снять ремень, необходимо:

  1. Открыть капот.
  2. Отсоединить клеммы аккумулятора. Делается это для того, чтобы избежать случайного запуска двигателя. Это может произойти из-за срабатывания датчиков.
  3. Снять бачок омывателя.
  4. Снять бачок, в который наливается рабочая жидкость ГУР.
  5. Снять правую деталь картера ДВС.
  6. Установить поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку такта сжатия.
  7. Снять ремень насоса ГУР и компрессора кондиционера.
  8. Ослабить болты, которыми крепится шкив насоса антифриза.
  9. Снять ремни привода генератора и насоса охлаждающей системы.
  10. Снять шкив ремня генератора.
  11. Демонтировать шкив коленвала, для начала открутив болт.
  12. Удалить правую опору ДВС.
  13. Снять крышки ремня ГРМ.
  14. Снять натяжной ролик ремня ГРМ.
  15. Демонтировать сам ременной элемент.

При снятом ремне ни в коем случае нельзя поворачивать распределительный и коленчатый валы. В противном случае это может привести к загибу клапанов.

При необходимости следует снять зубчатый шкив коленвала. Обычно это делается для того, чтобы поменять износившиеся сальники. Если эти элементы не требуют замены, то можно обойтись и без снятия шкива.

Во время процесса замены следует параллельно оценить состояние и других запчастей, чтобы при необходимости их сразу заменить. В частности, особого внимания требуют сальники распредвала и коленвала. Если присутствуют протечки, то эти детали обязательно нужно поменять. Если же они не протекают, то можно ничего не делать. Но если сальники используются уже давно, то стоит поставить новые вместе с ремнем. Иначе через короткое время есть риск возникновения тех самых протечек.

Также следует рассмотреть ремни навесных агрегатов. Если они выглядят не лучшим образом, сильно износились, то необходимо поставить новые. Стоит также проверить натяжные и обводные ролики ремня ГРМ. Они не должны издавать посторонние шумы. Если же ролики свистят и скрипят, то пора поменять и их, чтобы двигатель работа нормально и не возникало новых поломок.

Многих автовладельцев волнует вопрос, какой же ремень использовать. Стоит отдавать предпочтение оригинальной детали или же можно сэкономить, приобретя аналог?

Что касается аналогов, то неизвестно, как они себя поведут. Иногда их установка может сильно навредить из-за несоответствия. Поэтому оптимальное решение – это выбор оригинала. Кроме того, ремень – это не самая дорогая запчасть, экономить на ее покупке точно не стоит.

Одним словом, ремень ГРМ – это особая деталь, которую необходимо обязательно вовремя менять и не допускать ее сильного износа. В противном случае он может разорваться, причем произойти это может в самый неожиданный момент. Обрыв ременной запчасти способен привести к серьезным негативным последствиям. Поэтому ее нужно менять по пробегу или в случае физических повреждений. На другие запчасти тоже при этом нужно обращать внимание.

Замена ремня на Ауди А4 двигатель 1.6 литра 1996 по 2008

модель двигателя AHL, ALZ

При обрыве ремня повреждение двигателя - ДА

Снимаем ремень ГРМ Ауди А4

1. Поднимите перед автомобиля и установите его на опорные стойки.

2. Снимите:

□ ALZ: крышку двигателя.

□ Нижнюю защиту двигателя.

□ Передний бампер.

□ Воздуховод к воздушному фильтру.

□ Болт (1) передней панели.

3. Установите в переднюю панель направляющие (2) №3369. U

4. Снимите болты (3) и (4) передней панели.

5. Выдвиньте переднюю панель вперед.

6. Снимите ремень привода навесных агрегатов.

7. AHL: Заблокируйте вязкостную муфту вентилятора пальцем (17) диаметром 5 мм.

8. AHL: С помощью шестигранника отверните вязкостную муфту.

9. Снимите:

□ Натяжитель (5) ремня привода навесных агрегатов.

Верхнюю крышку (6) ремня привода ГРМ.

10. Установите поршень первого цилиндра в ВМТ.

11. Проверьте совмещение меток (7) или (18) с репером.

12. Проверьте совмещение метки (8) с реперами.

13. Снимите:

□ Болты (9) шкива коленчатого вала.

□ Шкив (10) коленчатого вала.

□ Центральную (11) и нижнюю (12) крышки ремня.

14. Ослабьте гайку (13) натяжителя. Отведите натяжитель от ремня и слегка затяните гайку. "

15. Снимите ремень привода ГРМ.

Если предполагается повторная установка ремня, то пометьте направление вращения ремня мелом.

Устанавливаем ремень ГРМ Ауди А4

1. Проверьте совмещение метки (8) с репером.

2. Наденьте ремень на зубчатый шкив коленвала

3. Установите:

□ Нижнюю (12) крышку ремня привода ГРМ

□ Шкив (10) коленчатого вала.

□ Болты (9) коленчатого вала.

4. Слегка затяните болты (9).

5. Проверьте совмещение метки (7) или (18) с репером

6. Наденьте ремень в следующей последовательности:

□ Водяной насос.

□ Натяжитель.

□ Распределительный вал.

При установке старого ремня соблюдайте направление вращения согласно нанесенным меткам.

7. Убедитесь в правильности зацепления натяжителя за выступ (14).

8. Ослабьте гайку (13) натяжителя.

9. AHL: отрегулируйте натяжитель:

Примечание: двигатель должен быть холодным.

□ Ключом V.159 максимально поверните натяжитель против часовой стрелки.

□ Сбрасывайте натяжение ремня до тех пор, пока отметчик (15) не окажется ниже прорези (16) на 10 мм.

□ Увеличивайте натяжение до совмещения отметчика (15) с прорезью (16)

□ Затяните гайку (13) моментом 15 Н м.

10. ALZ: отрегулируйте натяжитель:

Двигатель должен быть холодным.

□ Ключом Т10020 5 раз поверните натяжитель от упора до упора.

□ Максимально натяните ремень.

□ Сбрасывайте натяжение ремня до тех пор, пока отметчик (15) не окажется напротив прорези (16).

□ Затяните гайку (13) моментом 20 Н м.

11. Проверните коленчатый вал по часовой стрелке на два оборота к ВМТ поршня первого цилиндра.

Последние 45° поворота проворачивайте медленно и без остановок.

12. Проверьте наличие совмещения отметчика (15) с прорезью (16). П

13. Проверьте совмещение меток (7) или (18) и (8) с реперами.

Бензиновый четырехцилиндровый рядный 16-клапанный двигатель, объемом 1,1 л (1094 куб. см). Mitsubishi 4А31 производится с 1999 г. по настоящее время.

Разработан на базе предшественника 4А30 объемом 660 куб. см, оснащенного в первой версии карбюраторной, а в более поздней – инжекторной системой подачи топлива.

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год!

Двигатель Mitsubishi 4А31 выпускается в двух модификациях. На одной версии ДВС была реализована обычная многоточечная система впрыска топлива ECI, на другой – система GDI (позволяющая мотору наиболее эффективно использовать обедненную смесь). Последняя – почти на 15% повышала экономичность транспортных средств, на которые устанавливалась.

Сравнительные характеристики двух модификаций:

История создания

Mitsubishi Motors требовался более мощный, чем 4А30, и в то же время экономичный двигатель для того, чтобы занять «нишу» между популярным key-car Minica (микролитражками с мотором до 700 куб. см), и силовыми агрегатами объемом 1,3–1,5 л. Конструкторы компании приняли решение дорабатывать первый в линейке четырехцилиндровых моторов, оснастив его системой GDI.

Предшественник «тридцать первого» – двигатель 4А30 был поставлен на поток в 1993г. Он устанавливался в малолитражный городской автомобиль Mitsubishi Minica, демонстрировавший показатель расхода 1:30 (30 км пути на одном литре топлива). Процентный показатель высокой экономичности успешно закрепили, параллельно нарастив объем и мощность мотора, и оставив прежнюю компоновку агрегата.

Конструктивные изменения коснулись объема цилиндра, диаметра цилиндра (с 60 до 6,6), расположения клапанов и форсунок. Степень сжатия была увеличена с 9:1 до 9,5:1 и 11,0:1.

Характеристики

Расчетный ресурс эксплуатации силового агрегата 4А31 до капитального ремонта составляет приблизительно 300 000 км пробега авто. Мотор оборудован 4 клапанами на каждый цилиндр, приводимыми одним общим распределительным валом с верхним расположением. Блок цилиндров выполнен из чугуна. Корпус насоса ОЖ и головка блока цилиндров выполнены из алюминиевого сплава. Охлаждение мотора жидкостное.

Характеристики КШГ, ЦПГ:

  • Последовательность работы цилиндров: 1–3–2–4.
  • Материал клапанов: сталь.
  • Материал поршня: алюминий.
  • Посадка поршня: плавающая.
  • Материал колец: чугун.
  • Количество колец: 3 (2 рабочих, 1 маслосъемное).
  • Коленчатый вал: кованый 5- опорный.
  • Распределительный вал: литой 5- опорный.
  • Привод ГРМ: зубчатый ремень.

Номинальное значение зазора в приводе клапанов:


Объем моторного масла в двигателе 4А31 составляет 3,5 л. Из них: в масляном картере – 3,3 л; в фильтре 0,2 л. Оригинальное масло Митсубиси 10W30 (SAE) и SJ (API). В мотор с большим пробегом допускается заливать аналоги с индексом вязкости 173 (Texaco, Castrol, ZIC и др.). Использование синтетических масел предотвращает быстрое «старение» материала маслосъемных колпачков. Допустимый заводом изготовителем расход смазывающей жидкости – не более 1 л на 1000 км.

Достоинства

Мотор Mitsubishi 4А31 — надежный и долговечный силовой агрегат, обладающий высокой ремонтопригодностью. При соблюдении периодичности ТО, своевременной замене приводного ремня и ремня ГРМ, применении качественных смазочных материалов и топлива его практический ресурс (по отзывам) составит 280 000 км и более.

Слабые места

Судя по отзывам владельцев, существует специфическая проблема характерная для «пожилых» Паджеро Джуниор – повышенный расход горючего. От вибраций трескается выпускной коллектор и кислородный датчик задает системе управления расходом топлива неверные параметры.

Характерные неисправности:

  • Склонность к повышенному расходу масла после отметки в 100 000 км пробега. Потеря нередко достигает 2000–3000 мл на 1000 км.
  • Частый выход из строя лямбда-зонда.
  • Склонность к залеганию поршневых колец (зависит от качества топлива и преимущественных режимов эксплуатации – высокие или малые обороты).

Заявленный производителем ресурс ремня ГРМ 4А31 до замены составляет от 120 до 150 тыс. км (специалисты рекомендуют регулярно контролировать его состояние, начиная с пробега 80 000 км, и менять его при появлении значительных потертостей). Замена ремня ГРМ рекомендуется при замене неисправного двигателя Mitsubishi 4А31 на контрактный, независимо от его пробега.




Автомобили, на которые устанавливался двигатель Mitsubishi 4a31

Все автомобили, на которые устанавливался двигатель Mitsubishi 4А31, строились на базе 6 поколения модели Mitsubishi Minica (E22A) 1989 г. Машина комплектовалась 40-сильным двигателем объемом 0,7 л. Наследники Митсубиси Миника «праворульные», изначально ориентированные на японский рынок.

Mitsubishi Pajero Junior (H57A) 1995–1998 г. Популярный полноприводный внедорожник – третий после Mini в семействе Pajero. Выпускался в двух комплектациях: ZR-1 более бюджетный, и ZR-2 – оснащенный центральным замком, гидроусилителем и декоративной отделкой салона «под дерево». Комплектовался 3-ст. АКПП, 5-ст. МКПП. Версия с механической КПП стала наиболее популярной среди любителей off-road.

Mitsubishi Pistachio (H44A) 1999 г. Название переводится как «фисташка». Экономичный переднеприводный трехдверный хэтчбек. Конструктивные изменения коснулись кузова в передней части – для подгонки его к пятой размерной группе, а также трансмиссии – оснащение 5-ст. МКПП. Экспериментальная модель, выпущенная всего в 50 экземплярах, не попала в розничную сеть, а поступила в обслуживание госструктур.

Mitsubishi TB Wide (U56W, U66W) 1999–2011г. Пятидверный полноприводный минивэн с 4-ст. АКПП или 5-ст. МКПП, выпускаемый для японского внутреннего рынка. В 2007 году продавался под брендом Ниссан (Clipper Rio). Также выпускается по лицензии в Малайзии под маркой Протон Juara.

Переднеприводный либо full time 4WD, минивэн с 4- ст. АКПП. Модификация Mitsubishi Toppo BJ, отличающаяся от него, кроме двигателя, увеличенным числом мест в салоне (5) и комплектацией.

Замена двигателя

Mitsubishi 4А31 используется в качестве SWAP-донора для установки в Mitsubishi Pajero Mini, взамен отжившего свое 660-сс агрегата. Замена осуществляется вместе с выпускным коллектором, проводкой и электронным блоком управления. Шестизначный (2 буквы и 4 цифры) номер двигателя нанесен на плоскость картера в 10 см ниже выпускного коллектора.

Демонтаж (для двигателя 4A-FE)
· Отсоедините отрицательную клемму от аккумулятора.
· Откачайте жидкость из бачка омывателя лобового стекла справа в отсеке двигателя, затем отверните крепежные винты, отсоедините трубку и электропроводку и удалите бачек.
· Удалите крышку распределительного вала.
· Ослабьте на один-два оборота болты, крепящие ведущий шкив к водяному насосу (это легче сделать, пока ремень не снят);
Примечание: позже шкив необходимо будет сдвинуть в сторону, чтобы снять среднюю крышку ремня привода распределительных валов.
· Подложите клинья под задние колеса, поднимите домкратом переднюю часть автомобиля и установите ее на опоры.
· Снимите правое переднее колесо, затем отверните болты и удалите брызговик из-под правой стороны моторного отсека.
· Открутите болты шкива водяного насоса.
· Открутите шарнирный болт и стопорный болт генератора.
· Открутите установочный винт генератора и удалите ремень генератора.
· Удалите болты шкива водяного наcoca.
· Снимите высоковольтные провода и выверните свечи зажигания.
· Снимите проводку и зажимы вокруг крышки головки блока цилиндров, уберите предохранительный кожух 2 проводки и снимите вентиляционные шланги 6, 7 картера с крышки головки блока цилиндров.

Рис. 2.3.1.1. Общий вид двигателя 4A-FE ,
где: 1 - провода высокого напряжения; 2 - предохранительный кожух проводки вокруг крышки головки блока цилиндра; 3 - регулятор давления топлива; 3 - рампа топливных форсунок; 5 - впускной патрубок; 6, 7 - вентиляционные шланги картера; 8 - разъем форсунки (инжектора); 9 - низковльтный разъем распределителя зажигания; 10 - распределитель зажигания; 11 - верхний патрубок радиатора системы охлаждения.

· Удалите гайки, уплотнительные кольца, крышку головки цилиндра и уплотнение крышки головки блока цилиндров.
· Поставьте поршень цилиндра № 1 в Н.М.Т. конца такта сжатия, поместив для этого канавку на шкиве коленчатого вала напротив метки "О" на нижней крышке распределительного механизма. Проверьте, находится ли отверстие, имеющееся в шкиве ременной передачи распределительного вала, напротив метки на крышке подшипника. Если это не так, поверните коленчатый вал еще на полный оборот (360°).
· Удалите болт шкива коленчатого вала и снимите шкив с помощью съемника SST 09213 - 60017 .
· Удалите три крышки распределительного механизма.
· Снимите направляющий ролик ремня.
· Снимите ремень распределительного механизма.
Внимание: Если ремень будет использоваться снова, нанесите на него стрелку в направлении вращения двигателя, а также метки на колеса ременной передачи и на ремень.
· Отвинтите болт наружного ролика, протолкните натяжной ролик как можно дальше влево и временно закрепите его.
· Удалите ремень распределительного механизма.
Внимание: Не проворачивайте уже больше коленчатый и распределительный валы после удаления ремня, потому что в противном случае клапаны могут коснуться поршней.
· Удалите болт натяжного ролика, натяжной ролик и натяжную пружину.
· Сдвиньте ременный шкив с коленчатого вала. Пользуйтесь, если требуется, двумя отвертками; при этом, поместите обтирочные тряпки между блоком двигателя и отвертками, чтобы избежать повреждений.
· Удалите ременный шкив распределительного вала. При откручивании болтов удерживайте распределительный вал торцевым ключом на шестигранной части.

Осмотр (для двигателя 4A-FE)
· Проверьте приводной ремень распределителя на износ и трещины.
Внимание: Не сгибайте ремень. В случае сомнения замените ремень. Оторвавшиеся или сломанные зубья свидетельствуют о блокировке распределительного вала, масляного насоса или водяного насоса.
· Проверьте натяжной ролик при обнаружении трещинок на наружной стороне ремня.
· При обнаружении одностороннего износа ремня проверьте направляющий ролик ремня и центровку ременных шкивов.
· Проверьте, мягко ли вращается натяжной ролик и не имеет ли он зазора. В случае необходимости замените его.
· Проверьте свободную длину натяжной пружины, она должна составлять 35,3 мм (рис. 2.3.1.2). Проверьте напряжение пружины при длине 43,6 мм. Она должна составлять 35-39 Н (3,6-4,0 кг). В случае необходимости замените пружину.


Рис.2.3.1.2. Проверка свободной длины пружины механизма натяжения ремня привода распределительных валов

Установка(для двигателя 4A-FE)
· Поставьте установочный штифт на распределительный вал на одной линии с канавкой на ременном шкиве распределительного вала и надвиньте ременной шкив на вал.
· Затягивайте болт ременного шкива, в то время как распределительный вал нужно удерживать торцевым ключом на шестигранной части.
· Поставьте клиновую шпонку в коленчатый вал напротив шпоночного паза ременного шкива и надвиньте ременной шкив на вал, при этом появившаяся кромка должна быть обращена внутрь;
· Поставьте натяжной ролик с крепежным болтом, но пока еще не затягивайте его.
· Поставьте пружину, продвиньте натяжной ролик как можно дальше влево и затяните болт.
· Установите отверстие в ременном шкиве распределительного вала напротив отметки на крышке подшипника, вращая для этого распределительный вал с помощью торцового ключа на шестигранной части.
· Установите отметки на ременном шкиве коленчатого вала и на картере масляного насоса напротив друг друга, поворачивая для этого коленчатый вал.
· Установите приводной ремень распределителя (при повторном использовании ремня обращайте внимание на метки, сделанные во время разборки) и проверьте натяжение ремня между ременными шкивами распределительного и кулачкового валов.
· Отверните болт натяжного ролика и медленно поверните коленчатый вал на два полных оборота вправо.
· Проверьте, лежат ли на одной линии метки обоих шкивов ременных передач. (Если это не так, снимите ремень распределителя и наденьте его снова).
· Затяните болт натяжного ролика.
· Удалите болт ременного шкива коленчатого вала.
· Проверьте прогиб ремня между ременными шкивами распределительного и коленчатого валов. Он должен составлять 5-6 мм при 20 Н (2 кг). Если это не так, снова отрегулируйте натяжной ролик.
· Установите направляющий ролик ремня полым краем наружу.
· Установите крышки распределителя (снизу вверх).
· Установите шкив на носок коленчатого вала и затяните болт шкива.
· Установите крышку головки блока цилиндров с новым уплотнением.
· Присоедините вентиляционные шланги картера и провода свечей зажигания.
· Установите предохранительный колпак проводки, провода и свеч зажигания.
· Установите шкив водяного насоса ремень генератора.
· Отрегулируйте натяжение ремня. Прогиб между водяным насосом и генератором при 98Н (10 кг) у нового ремня должен составлять 7-9 мм, а ремня, бывшего в употреблении -11,5-13,5 мм.
· После установки нового ремня генератора, дайте двигателю поработать 5 мин. и снова проверьте натяжение ремня.
· Установите брызговик и правое колесо и опустите автомобиль на землю.
· Установите и заполните бачок омывателя лобового стекла, затем подключите отрицательный провод аккумулятора.

Демонтаж (для двигателя 3S-FE)
· Отсоедините отрицательную клемму аккумулятора.
· Снимите генератор как описано. Удалите также ремень привода насоса усилителя рулевого управления.
· Выверните свечи зажигания.
· Установите поршень в цилиндре № 1 в ВМТ.
· Подложите клинья под задние колеса, поднимите домкратом переднюю часть автомобиля и установите ее на опоры. Снимите правое колесо, затем отверните болты, и удалите брызговик из-под правой стороны моторного отсека.
· Зафиксируйте от прокручивания коленчатый вал, для того, чтобы отпустить болт крепления шкива.
Примечание: Механики станций технического обслуживания использую для этой цели специальное приспособление, которое прикручивается к шкиву. Подобное приспособление можно изготовить и самому. Как вариант, на КП с ручным управлением можно включить 4-ю передачу и в дополнение к этому нажать педаль тормоза. На автоматической трансмиссии снимите крышку-усилитель снизу трансмиссии и через открывшееся отвертие вставьте широкую отвертку в зубья стартерного венца.
· Отверните болт шкива коленчатого вала и снимите шкив с носка коленчатого вала. Если посадка тугая, воспользуйтесь подходящим съемником.
· Отверните болты и снимите верхнюю и нижнюю крышки механизма привода распределительных валов и, где есть, извлеките прокладки.
· Снимите с коленчатого вала внешнюю направляющую зубчатого ремня.


Рис.2.3.2.1. Демонтаж внешней направляющей ремня привода распределительных валов с носка коленчатого вала

· Если в дальнейшем предполагается вновь использовать тот же ремень, пометьте стрелкой направление его вращения. Пометьте также его положение относительно звездочек коленчатого и распределительного валов.
· Ослабьте болт, закрепляющий механизм натяжения ремня привода распределительных валов к блоку цилиндров. С помощью отвертки через защитную прокладку отожмите натяжитель для ослабления ремня, затем заверните болт, чтобы зафиксировать натяжитель в этом положении.
· Снимите зубчатый ремень со звездочек коленчатого и распределительного валов, с приводов масляного и водяного насосов. Для удаления ремня необходимо разгрузить и демонтировать правую опору силового блока. Перед демонтажем опоры подоприте двигатель домкратом за поддон через деревянный брусок.
· При снятом зубчатом ремне НЕ МЕНЯЙТЕ положение коленчатого и распределительных валов.

Осмотр (для двигателя 3S-FE)
· Тщательно осмотрите ремень на наличие повреждений или следов разложения. Особенно внимательно осмотрите впадины зубьев на предмет обнаружения начинающихся трещин.
· В дополнение к плановой замене в соответствии с графиком технического обслуживания, ремень привода распределительных валов следует заменить, независимо от возраста или пробега, если он имеет какие-либо дефекты или если он был в контакте с водой, маслом или паром.
· Убедитесь, что натяжной шкив вращается легко, без заеданий.
· Проверьте свободную длину пружины натяжителя и, если она не соответствует техническим требованиям (46,0 мм), замените ее.

Установка(для двигателя 3S-FE)
· Перед установкой ремня привода распределительных валов, проверьте, чтобы установочные метки на звездочке (-ках) распределительного вала совпали с меткам на внутренней крышке механизма привода газораспределения, а также чтобы совпадали метки ВМТ на звездочке коленчатого вала и на корпусе масляного насоса. Для большей убедительности временно установите нижнюю крышку зубчатого ремня и шкив коленчатого вала и посмотрите, совпадает ли надрез на шкиве с меткой Оо на крышке. После проверки снова снимите шкив и крышку.
· Установите зубчатый ремень на звездочки и натяжные ролики, следя за тем, чтобы не изменить положение звездочек, а также за тем, чтобы ремень был выровнен по торцам звездочек. Если устанавливается ранее работавший ремень, удостоверьтесь, что стрелка, нанесенная на ремень при его снятии, направлена в нужную сторону и что метки на ремне и звездочке совпадают. Установите на место правую опору силового блока и затяните болты.
· Ослабьте болт натяжителя и дайте ему возможность под действием пружины переместить натяжной шкив до упора в ремень. Не затягивайте пока болт. Для установки механизма натяжения выполните следующие действия:
а) Установите внешнюю направляющую зубчатого ремня вогнутой стороной наружу, затем установите нижнюю крышку механизма привода распределительных валов с новой прокладкой (где есть) и затяните болты.
б) Установите шкив коленчатого вала и затяните болт требуемым крутящим моментом.
в) Проверните коленчатый вал по часовой стрелке почти на два полных оборота, затем медленно доверните его до совпадения меток ВМТ. Если метки не совпали, не вращайте коленчатый вал против часовой стрелки, снимите зубчатый ремень и выполните процедуру установки снова.
г) Проверните коленчатый вал по часовой стрелке на один полный оборот и продолжайте его вращать, пока установочная метка не совпадет с меткой 450 до ВМТ на нижней крышке механизма привода распределительных валов.
д) Затяните болт натяжителя требуемым (24 Н*м) крутящим моментом (24 Н*м).

________________________________________________________________________________________

Установка ремня привода ГРМ 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE

Не допускайте попадания воды или масла на зубчатые шкивы распределительного и коленчатого валов и держите их в чистоте.

Установите зубчатый шкив привода распределительного вала (если был снят).

Рис. 203. Снятие и установка ремня ГРМ двс Toyota 4A-FE (АЕ92, АЕ95, АТ171 и AT 180) автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е

1 - шкив коленчатого вала, 2 - болт крепления шкива коленчатого вала (МЗ - 118 Нм), 3 - ремень привода генератора и насоса охлаждающей жидкости, 4 - защитная крышка №1 ремня ГРМ, 5 - заглушка, 6 - защитная крышка №2 ремня ГРМ, 7 - шкив насоса охлаждающей жидкости, 8 - кронштейн электропроводки двигателя (4A-FE), 9 - защитная крышка №3 ремня ГРМ, 10 - натяжной ролик ремня ГРМ, 11 - болт крепления натяжного ролика ремня ГРМ (МЗ - 37 Нм), 12 - направляющая зубчатого ремня ГРМ, 13 -зубчатый ремень привода ГРМ, 14 -зубчатый шкив коленчатого вала, 15 - пружина натяжного ролика, 16 - зубчатый шкив распределительного вала, 17 - болт крепления зубчатого шкива распределительного вала МЗ = 47 Нм, МЗ =59 Нм (4A-FE)

Совместите установочный штифт на носке распределительного вала с канавкой зубчатого шкива и насадите шкив на распределительный вал.

Для 4A-FE, 5A-FE и 7A-FE применяются 2 типа шкивов с одной или двумя канавками, в последнем случае установочный штифт на носке распределительного вала следует совмещать с канавкой, имеющей соответствующую метку ("А" - 4A-FE, "К" - 5A-FE, "Е" - 7A-FE).

Временно установите болт крепления шкива.

Удерживая распределительный вал за его шестигранную часть разводным ключом, затяните болт крепления шкива распредвала.

Расположите установочные штифты распределительных валов.

Совместите установочные штифты распределительных валов с канавками зубчатых шкивов и насадите шкивы на распределительные валы.

При этом установочные метки должны быть расположены наверху.

Удерживая каждый распределительный вал за его шестигранную часть разводным ключом, затяните болт крепления шкива распределительноговала (МЗ = 59 Нм).

Временно установите натяжной ролик и натяжную пружину.

Закрепите ролик болтом, не затягивая последний.

Установите натяжную пружину.

Оттяните ролик влево до упора и затяните болт.

Установите поршень 1-го цилиндра в положение ВМТ в конце такта сжатия.

Установив разводной ключ на шестигранный участок распределительного вала, поверните его и совместите метку на крышке подшипника распределительного вала с центром малого отверстия на шкиве распределительного вала или с центром отверстия, имеющего соответствующую метку ("А" - 4A-FE, "К" - 5A-FE, "Е" - 7A-FE).

Используя болт крепления зубчатого шкива коленчатого вала, поверните коленчатый вал и совместите синхронизирующие метки на зубчатом шкиве и на корпусе масляного насоса.

Установите зубчатый ремень ГРМ, соблюдая метки и обеспечивая необходимое натяжение на участке между зубчатыми шкивами коленчатого и распределительного валов.

Медленно отпустите болт крепления натяжного ролика.

Медленно по часовой стрелке поверните коленчатый вал на 2 оборота от ВМТ до ВМТ, предварительно установив болт крепления зубчатого шкива коленчатого вала.

Затяните болт крепления натяжного ролика (МЗ = 37 Нм).

Временно отверните болт крепления зубчатого шкива коленвала.

Проверьте натяжение ремня ГРМ. Прогиб ремня ГРМ Toyota 4A-FE, 5A-FE и 7A-FE автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е, Тойота Спринтер, Калдина. под действием усилия 20 Н составляет: 5 - 6мм

Если прогиб не соответствует техническим условиям, переставьте натяжной ролик.

Установите направляющую зубчатого ремня отбортовкой наружу. Установите защитные крышки №1, №2 и №3 ремня ГРМ (МЗ = 7,4 Нм).

Установите шкив коленчатого вала (для привода генератора и насоса охлаждающей жидкости).

Совместите шпонку на коленчатом валу с пазом шкива и насадите шкив на вал.

Используя подходящее приспособление заверните и затяните крепежный болт шкива коленчатого вала.

Установите крышку головки блока цилиндров двигателя Toyota. (крышку механизма газораспределения).

Удалите с поверхностей старый герметик.

Нанесите свежий герметик на места.

Установите прокладку на крышку механизма газораспределения.

Установите крышку на место и закрепите ее через уплотнения 4-мя колпачковыми гайками.

Двигатели Toyota 4A-FE (АЕ101, АТ190), 5A-FE и 7A-FE

Присоедините 2 шланга системы принудительной вентиляции картера к крышке головки блока цилиндров.

Закрепите защиту электропроводки 2-мя болтами. Присоедините: разъем генератора, провод генератора, разъем датчика аварийного давления масла, два хомута электропроводки.

Установите свечи зажигания и подсоедините провода высокого напряжения. Установите ремень привода генератора и насоса охлаждающей жидкости.

Временно закрепите шкив насоса охлаждающей жидкости 4-мя болтами.

Наденьте ремень привода и закрепите регулировочный болт и болт крепления генератора. Стопорный болт регулировочного болта следует затягивать только после регулировки натяжения ремня привода генератора и насоса охлаждающей жидкости.

Затяните 4 болта шкива насоса.

Отрегулируйте натяжение ремня привода генератора и насоса охлаждающей жидкости.