Дворец алексея михайловича на каширке. Коломенское. Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. Цены на билеты во дворец в Коломенском

Государево село Коломенское (ныне вошедшее в пределы Москвы) лежит на берегу Москва-реки к юго-востоку от Кремля. На протяжении столетий Коломенское служило подмосковной резиденцией русских правителей. Царская усадьба достигла особого расцвета во времена Алексея Михайловича Романова во второй половине XVII века. По его повелению русские мастера Петров, Михайлов и Высоцкий летом 1667 года построили в Коломенском величественный деревянный дворец.

В нём было 26 рубленых теремов, около 300 покоев и 3000 слюдяных окон. Существует предание, согласно которому в этом дворце родился будущий император Пётр Великий. После переноса столицы в Санкт-Петербург дворец в Коломенском приходит в упадок. Императрица Екатерина II приказала его отреставрировать, но, увидев смету на 47 тысяч 400 рублей, изменила свое решение. Дворец разобрали “за ветхостию”. В начале XXI века коломенский дворец отстроили заново в стороне от царской усадьбы неподалёку от бывшего села Дьяково.

Главный вход во дворец, ведущий в мужские покои, ориентирован на восток.


Восточная сторона дворца Алексея Михайловича. Вход в центре, крыльцо обозначено бочковидным кокошником

В той же стороне находится Москва-река и парадные передние ворота царской усадьбы. Мужская половина – это главная, парадная часть дворца. Она состоит из терема государя, столовой палаты или столовой избы и чуть в стороне за теремом государя находится терем царевичей.

Дворец Алексея Михайловича. Убранство парадного крыльца

В парадную часть помещения ведёт красное или украшенное крыльцо. Именно с красного крыльца входили во дворец сами государи и наиболее знатные гости. Известно, что в этой части дворца проходили приёмы иноземных послов, которых также принимали с красного крыльца.

У крыльца лежат пушки, это две из четырёх пушек, которые раньше находились в Коломенском на берегу Москвы-реки.

Они петровского времени, но есть упоминание, что у царского дворца стояли некие золочёные пушки, поэтому решено было эти орудия разделить – два из них остались на берегу Москвы-реки, а два оказались здесь.


Погружение человека в атмосферу, в церемониал, в символику царского дворца начиналось с первых ступеней. Эти лестничные площадки назывались рундуками и каждый рундук готовил человека к восприятию особого мира русского двора. На площадке первого рундука дворца сверху находятся изображения льва и единорога и мирового древа.

Эта геральдическая пара – лев и единорог появляется на печатях, в росписях, на посуде. Эта компания мифологических существ пришла к нам из Европы и символизирует лев – силу, мощь, величие, а единорог – мудрость, чистоту и вечность государства. Мировое древо не только мировое, оно может трактоваться и как райское древо.

Весь комплекс государева двора следует воспринимать как некую аналогию райского сада. Алексей Михайлович пытался создать эту райскую жизнь, насколько это можно сделать в земных условия, и в Коломенском, и в Измайлово. В случае посольских приёмов здесь, на первом рундуке происходила первая встреча послов с не самыми высшими чинами, а с подьячими Посольского приказа. Царские стольники встречали послов на первой площадке, спрашивали о здоровье государя, от имени которого приехали послы и отвечали на вопросы о здоровье нашего государя. А дальше церемониал продолжался, процессия направлялась внутрь дворца.

Дворец Алексея Михайловича. Главные парадные двери

На них в виде гербов, в виде символических изображений передан титул царя Алексея Михайловича – Великий Князь Новгородский, Владимирский, Киевский, царь Казанский, Астраханский, и прочая, и прочая и прочая до самого низа.

Алексей Михайлович отпраздновал новоселье во дворце в 1672 году, когда состоялось его торжественное освящение. Дворец простоял в Коломенском ровно сто лет: с 1667 до 1767 года, когда был разобран за старостью и ветхостью.

Отличия современного здания от подлинного дворца Алексея Михайловича

Нынешний дворец по сути макет или модель старинного дворца в натуральную величину.


Дворец Алексея Михайловича в Коломенском. Южная сторона

Прежде чем дворец разобрали, были сделаны обмеры, чертежи, сохранилось несколько описей дворца. Все эти документы стали надёжными источниками для воссоздания внешнего облика дворца и его параметров: высоты, площади и так далее.

Что касается воссоздания внутреннего убранства, то здесь вопрос более сложный. Дело в том, что дворец был «действующим», в нём постоянно жили государи вплоть до начала XVIII века. С петровского времени и начала строительства Санкт-Петербурга значение Москвы постепенно падает. Дворцовые резиденции в Коломенском, Измайлово и Преображенском приходят в запустение. Небрежение не обходит даже теремов Московского Кремля, ведь здания, в которых никто не живёт, разрушаются, ветшают.

Первая дошедшая до нас опись дворца в Коломенском относится к 40-м годам XVIII века, когда дворец уже 40 лет не использовался как резиденция. Существует довольно отрывочный документ 80-х годов XVII века, но он не описывает дворец полностью. Поэтому, для воссоздания его внутреннего пространства нет достаточного количества источников, относящихся исключительно к дворцу. То, что можно увидеть внутри – это попытка реконструкции, попытка представить себе, как дворец мог выглядеть при царе Алексее Михайловиче.

Конечно, при реконструкции использовались документы по самому дворцу, описи и сохранившаяся реконструкция Теремного дворца Московского Кремля – она служила одним из основополагающих источников. Также использовались описания дворцов Алексея Михайловича в Измайлове, Преображенском, а также описание дворца Василия Васильевича Голицына в Охотном ряду. В основу реконструкции были положены сохранившиеся памятники искусства XVII века с их духом, их стилистикой. Однако, специалисты не утверждают, что дворец во время Алексея Михайловича выглядел именно так. Но так он мог выглядеть. Так мы, люди живущие на рубеже ХХ и ХХI веков, можем себе представить дворец XVII века.

Внутреннее оформление дворца

Художественное решение дворца принадлежит художнику Ивану Ильичу Глазунову, он был главным художником музея “Коломенское”. Безусловно, он много работал с источниками, с иконописью, с фресками, но во многих деталях провёл свою линию, линию художника рубежа XX-XXI веков, показав, как он понимает XVII столетие. Личный вкус, личное видение Ивана Ильича тоже сыграло свою роль, это надо иметь ввиду и учитывать, знакомясь с дворцовыми покоями.

Планировка дворца максимально приближена к исторической. Современные технические устройства – канализация, противопожарные устройства, вентиляция иногда не позволяли полностью воспроизвести планировку.

Что касается материалов – первый этаж, нижний этаж, подклет сделаны из бетона и только облицованы деревом. Это сделано по соображениям противопожарной безопасности. Верхние этажи полностью деревянные. При строительстве дворца Алексея Михайловича использовалась древесина, заготовленная в южных областях России- в Брянске, в Орле, то этот дворец построен из братской сосны, то есть лес привозили из Сибири. Ни на брянщине, ни на орловщине таких лесов уже нет и в помине.
Продолжение истории во внутренних помещениях дворца. Следующая часть рассказывает о .

Статья написана на основе лекции научного сотрудника музея-заповедника Коломенское В.Зуйкова.

Древнее подмосковное село Коломенское выделялось среди других вотчинных владений российских государей - здесь размещались великокняжеские и царские загородные резиденции. Самая знаменитая среди них - деревянный дворец царя Алексея Михайловича. Сын первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича, Алексей Михайлович, вступив на престол, неоднократно перестраивал и последовательно расширял отцовскую подмосковную резиденцию, что было связано с ростом его семьи. Он часто посещал Коломенское, занимался соколиной охотой в его окрестностях и проводил здесь официальные церемонии. В 1660-х годах царь Алексей Михайлович задумал масштабные изменения коломенской резиденции. Торжественная церемония закладки фундамента нового дворца, начавшаяся молебном, состоялась 2-3 мая 1667 года. Строился дворец из дерева по чертежам, работы вела артель плотников под руководством стрелецкого головы Ивана Михайлова и плотничьего старосты Семена Петрова. С зимы 1667 по весну 1668 года были выполнены резные работы, в 1668 году обивали двери и готовили краски для росписи дворца, а в летний сезон 1669 года были завершены основные иконописные и живописные работы. Весной и летом 1670 года во дворце уже работали кузнецы, резного железного дела мастер и замочники. Осмотрев дворец, царь распорядился добавить живописных изображений, что и было выполнено в 1670-1671 годах. Государь внимательно следил за ходом работ, в течение всего строительства часто приезжал в Коломенское и оставался там на день. Окончательное завершение работ пришлось на осень 1673 года. Зимой 1672/1673 года дворец был освящен патриархом Питиримом; на церемонии иеромонах Симеон Полоцкий произнес "Приветство" царю Алексею Михайловичу.













Коломенский дворец имел асимметричную планировку и состоял из самостоятельных и разновеликих клетей, размеры и оформление которых соответствовали иерархическим традициям семейного уклада. Клети соединялись сенями и переходами. Комплекс делился на две половины: мужскую, включающую терема царя и царевичей и парадные сени, и женскую, состоящую из теремов царицы и царевен. Всего во дворце было 26 теремов разной высоты - от двух до четырех этажей. Основными жилыми помещениями были комнаты второго этажа. Всего же во дворце насчитывалось 270 покоев, которые освещались 3000 окошек. При оформлении коломенского дворца впервые в русском деревянном зодчестве использовались резные наличники и обшивка тесом, имитирующая камень. В решении фасадов и интерьеров активно применялся принцип симметрии. В итоге масштабных работ в Коломенском был создан сложный комплекс, потрясавший воображение как современников, так и людей "просвещенного" XVIII века. Дворец отличался большой декоративностью: фасады были украшены затейливыми наличниками, многоцветными резными деталями, фигурными композициями и имели нарядный вид.















В 1672-1675 годах царь Алексей Михайлович с семейством регулярно выезжал в Коломенское; во дворце часто проходили дипломатические приемы. Новый государь Федор Алексеевич (годы правления 1676-1682) осуществил перестройку дворца. 8 мая 1681 года плотник Семен Дементьев, крестьянин боярина П.В.Шереметева, вместо обветшавшей повалуши начал строительство огромной Столовой палаты. Окончательный вид этого здания был запечатлен затем на различных гравюрах и картинах. Коломенский дворец полюбили все последующие правители России. В 1682-1696 годах его посещали цари Петр и Иван, а также царевна Софья Алексеевна. Значительно чаще других здесь бывали Петр и его мать, царица Наталья Кирилловна. При Петре I под дворец был подведен новый фундамент.













На протяжении XVIII века дворец постепенно ветшал и разрушался несмотря на все попытки его сохранить. В 1767 году по указу императрицы Екатерины II началась разборка дворца, продолжавшаяся примерно до 1770 года. В процессе демонтажа были составлены подробные планы дворца, которые вместе с описями XVIII века и изобразительными материалами дают достаточно полное представление об этом замечательном памятнике русской архитектуры XVII века.





















Идея воссоздания дворца возникла в музее-заповеднике еще в 1990-е годы, и в итоге была поддержана Правительством Москвы. Были проведены археологические работы и исследованы сохранившиеся фундаменты. Но поскольку за прошедшее время на месте бывшего дворца сформировался природный комплекс и уже выросли многовековые дубы и липы, было принято решение о переносе строительства на территорию бывшей деревни Дьяковское, за Голосов овраг. Нынешнее строение представляет собой макет Дворца Алексея Михайловича в натуральную величину. Строительство велось по чертежам, сделанным по велению Екатерины II. Однако новое строение не является полностью деревянным: все конструкции монолитные, железобетонные, покрытые затем бревнами. Ориентация относительно сторон света также нарушена - макет был повернут вокруг вертикальной оси на 90 градусов, что полностью нарушило сакральный смысл первоначального строения. Общая площадь застройки составляет свыше пяти тысяч квадратных метров, а общая площадь помещений - более семи тысяч квадратных метров. Хоромы располагаются на пяти уровнях и объединяют пять строений. Внутри дворца воссозданы старинные интерьеры и росписи времен царствования Алексея Михайловича.















В работах по созданию интерьерной экспозиции во Дворце приняли участие 226 человек 20-ти специальностей, среди них - модельщики и скульпторы, художники по керамике и иконописцы, резчики по дереву, мебельщики, паркетчики и столяры, позолотчики, витражники и литейщики бронзы, ткачи и золотошвеи, ювелиры и др. Основной объем ручных работ проводился в мастерских Москвы, но также были привлечены мастера из Санкт-Петербурга, Ярославля, Суздаля и других городов. Реконструкция призвана дать представление о дворцовых интерьерах эпохи Романовых. Экспозиция во Дворце Алексея Михайловича рассчитана на широкий круг посетителей. Ее залы наполнены предметами из фондов музея-заповедника, воссоздающими образ эпохи, рассказывающими о жизни царского дома.

Красное, или Парадное, крыльцо - главный вход в любой царский дворец. Согласно этикета, к нему мог подъехать верхом или на повозке только царь; за нарушение следовало суровое наказание. В Коломенском даже иноземные послы и бояре сходили с лошадей перед Передними воротами Государева двора. Был разработан сложный церемониал приема. Он требовал с должной торжественностью встречать именитых гостей снаружи, перед домом, на одной из площадок Красной лестницы. Навстречу выходил стольник с дьяком или боярин (окольничий) со стольником (думным дьяком). Иноземного посла или принявшего русское подданство правителя приветствовали трижды - у лестницы на подъездном помосте (рундуке), на крыльце против средней лестницы и у дверей палаты. На всем пути до дверей палаты в два ряда стояли дворовые и служилые люди с парадным оружием и в богатейших одеждах, которые выдавали на время из царской казны. Переднее крыльцо служило также местом выхода государя к подданным. Здесь царь мог дать краткую аудиенцию, выслушать отчеты, принять челобитья и подношения.



















На Переднем крыльце происходила раздача именинных пирогов в день ангела одного из членов царской семьи - обязательная, важная часть государственного церемониала, демонстрировавшая единство правителя и его подданных. Убранство крыльца и его архитектура усиливали ощущение торжественности. В украшавших крыльцо богатой резьбе и живописи использовалась государственная символика: двуглавый орел, пары геральдических животных, скульптуры львов под столбами крыльца. Для церемониальных встреч рундуки (площадки), ступени, перила и столбы устилали яркими коврами и драгоценными тканями. Украшали крыльцо и металлические изделия: фонари со слюдяными стенками, кованые двустворчатые наружные двери с росписью и луженым убором. Парадный вход во дворец обязательно осеняли иконы. Над входной металлической дверью крыльца помещены современные списки икон "Спас", "Богоматерь" и "Иоанн Предтеча".

Сени перед Столовой палатой состоят из двух помещений, связанных проходом в стене ("сени" и "сени ж, где входят с кушаньем"). Это была своего рода буфетная, из которой обслуживали царские пиры. Степенные ключники и стряпчие накрывали здесь поставцы Сытного, Кормового и Хлебного дворов по несколько на каждый двор. На эти стойки-серванты ставили все, что позже подавали на столы: на поставцы Сытного двора - сосуды с винами, пивом, медом и квасом; на поставцы Хлебного двора - калачи, караваи, пироги; на поставцах Кормового двора перед началом пира стояли кувшины с уксусом и лимонным рассолом, а во время пира сюда приносили кушанья, приготовленные в поварне. Перед пиром поставцы накрывали шелковыми золотными материями - фатами.



















Кушанья и питье на царский стол подавали, следуя придворному ритуалу. Каждое блюдо многократно пробовали из-за боязни отравы или порчи. При отпуске с поварни блюдо отведывал повар в присутствии стряпчего, от него блюда принимали ключники (каждый отдельное кушанье) и под охраной стряпчих несли во дворец. Подавая яства на кормовой поставец, ключники пробовали каждый со своего блюда; наконец, кушанья пробовал дворецкий (глава Приказа Большого дворца, отвечавший за продукты для царского стола) и отдавал стольникам "нести перед государя". Перед подачей на стол блюда отведывал кравчий, а напитки - чашник. Над дверью в сенях перед Столовой палатой размещен современный список иконы "Спас Нерукотворный".

Столовая палата - самое большое, парадное и торжественно оформленное помещение дворца. Она была построена царем Федором Алексеевичем на месте обветшавшей "повалуши" и новыми сенями соединялась с теремом царя. В палате проходили важнейшие дворцовые церемонии. Здесь принимали иноземных гостей, отмечали семейные и церковные праздники, могли устроить прием в честь важного назначения. Заканчивались приемы приглашением к царскому столу с ритуалом подачи "государевой чаши". После официальной части и перед царским столом был короткий промежуток, позволявший государю немного передохнуть, а стряпчим и ключникам - завершить приготовления к трапезе.

















Место государя за обедом было на помосте (рундуке), где находился стол, накрытый скатертями из шитого бархата или аксамита; к столу ставили "приступ" в две ступени, обитый цветным персидским ковром. К лавкам, на которых сидели приглашенные, приставлялись столы: "большой" ("первое место от угла под иконами"), "кривой" (он заворачивал за угол) и другие, по числу гостей. Ставились столы всегда так, чтобы можно было видеть государя. Кроме лавок сидели и на стульях, которых в палате было много. Посуду, напитки и кушанья помещали в поставцы или буфеты. В поставце, именовавшемся царским, размещали особенно дорогую посуду - в основном серебряную, реже золотую или из полудрагоценных камней. Она служила великолепным украшением трапезы. На столы ставили скатерти, украшенные тесьмой и кружевом; полы были устланы коврами. Украшением палаты была и ценинная многоцветная печь со сложным орнаментом. Потолок Столовой палаты украшала символическая роспись "Боги небесные" с изображением планет и знаков Зодиака с аллегориями четырех стран света по углам. Над окнами Столовой палаты размещены современные списки иконе "Спас Эммануил", "Архангел Гавриил", "Архангел Михаил", "Спас" и "Богоматерь". Над троном находится современный список иконы "Богоматерь Знамение".

Думная палата, или Передняя комната, выполняла в личных покоях царя роль приемной. Это было одно из самых важных в дворцовом быту помещений: по утрам в нем собирались думные люди для челобитья (подачи прошений) государю и обсуждения дел. Здесь же могли проходить заседания Боярской думы - совещательного органа в системе государственного управления. "Думное присутствие", а вместе с ним и управление государством перемещалось вслед за царем при его "походах" в подмосковные села. В Передней комнате выдавали жалованье и награды, могли принимать иностранных послов. Отсюда важная особенность палаты - в ней находилось кресло царя, или "государево место", стоявшее на помосте. Таким образом, Передняя комната была парадным, официальным, но вместе с тем и рабочим помещением. Это определяло стиль ее оформления, близкий к оформлению московских приказных палат.









На столе как напоминание о законодательной деятельности царя Алексея Михайловича раскрыта печатная книга "Уложение", изданная в Москве в 1649 году. Находящаяся в углу печи из многоцветных изразцов воссоздана по образцу печи Потешного двора вблизи села Дьякова, остатки которой найдены при раскопках на территории Дьякова городища. В красном углу палаты помещены современные списки икон "Спас Эммануил", "Архангел Гавриил", "Архангел Михаил", а над дверью - иконы "Преображение Господне".

Престольная палата выполняла в царских дворцах роль Тронной залы. Если в Думной (Передней) палате государь держал совет со своими приближенными, то в Престольной он торжественно, в присутствии бояр принимал иноземных послов, облаченный в богатый наряд и окруженный рындами в парадных белых одеждах с серебряными топориками и в массивных золотых цепях. Здесь же государь одаривал приближенных. "Хоромный наряд" Престольной палаты был исключительно роскошен, он демонстрировал подданным и иноземным послам величие и мощь державы. Стены и потолок покрывала многоцветная роспись, дверные и оконные проемы - рельефная золоченая резьба. Им вторили великолепные светильники, парадная расписная мебель и восточные ковры. Сверкала глянцевая поверхность изразцов, глаз радовали цветные стекла и оклады икон из благородных металлов. Все это великолепие служило оправой для символа власти правителя - царского места (трона). Троны делали из ценных пород дерева и украшали золотом, серебром, слоновой костью, алмазами, бирюзой и другими редкими материалами. Согласно нескольким источникам, трон царя Алексея Михайловича в Коломенском охраняли подвижные скульптуры в виде двух механических львов, издававших рычание, что должно было напоминать присутствующим о библейском прообразе - троне царя Соломона.



















Особенность Престольной палаты - украшающее потолок и стены "бытийное письмо" на сюжеты истории библейских царей Давида и Соломона. Композиции для росписей заимствованы из западных гравюр и "лицевых" (иллюстрированных) Библий. Для реконструкции "бытийных" росписей плафона потолка избраны четыре сюжета из Ветхого и Нового заветов: "Песнь песней царя Соломона", "Жертвоприношение царя Давида", "Царица Савская, дары приносящая", "Единение Христа с Церковью". Для стенных панно использованы сюжеты - "Суд царя Соломона", "Царь Давид", "Царь Соломон". Источником иконографии послужили гравюры из Библии Пискатора, изданной в Амстердаме в 1674 году, и их русские переработки на фресках XVII века. Высокое назначение Престольной палаты подчеркивается расположенной здесь изразцовой печатью, панно которой несет образ двуглавого орла - символа Московского царства. Над дверью престольной палаты помещен современный список иконы "Спас Смоленский и припадающим Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским", а над троном - иконы "Спас Великий Архиерей".

Внутри каждой группы помещений дворца обязательно имелись Задние (Постельные) сени, доступные только самым приближенным придворным, а также слугам. Так, через Задние сени в покои царя Алексея Михайловича могли войти лишь постельничий, царский духовник и казначей.











Задние сени служили для перехода из одних царских покоев дворца в другие. В царском тереме Коломенского дворца они соединяли Престольную палату с комнатой (кабинетом) царя, выходя на крыльцо, через которое вносили кушанья с поварни. В Задних сенях были устроены также кладовые ("каморки"), в которых хранили взятые в "государев поход" в Коломенское вещи царя: сундуки с тканями, коврами, перинами и другими вещами, обеспечивающими комфорт государя.

Комната (кабинет) царя Алексея Михайловича. В этом помещении государь проводил большую часть дня. Он мог допустить сюда членов ближней Боярской думы, но в первую очередь комната служила местом уединения. Здесь царь занимался государственными делами, писал письма и записки, "своеручно правил документы". Убранство этих "постельных" покоев отражало личный вкус царя Алексея Михайловича в особенности его повседневной жизни. К XVII веку сложился принцип оформления "постельных" покоев: в них стояли лавки для сидения, одновременно служившие ларями для хранения домашних вещей, и особые поставцы (шкафы) для бумаг, писем и книг. В переднем углу под образами находилось кресло хозяина, в перед ним - стол для занятий с запасом избранных книг, письменных принадлежностей и игр. Часть мебели выполняли по специальному заказу государя, в том числе особые подставки-ступеньки, расписные столы, парадные резные стулья и кресла с росписью, серебрением и позолотой. Особое внимание следует обратить на сюжетные росписи над дверями, напоминавшими государю о подвигах величайших правителей древности: "Царь Александр Македонский и царь Дарий III (Персидский)", "Царю Юлий Цезарь (Римский) и царь Пор Индийский". Эти сюжеты входили в круг самых популярных тем раннего европейского классицизма; они соседствовали с традиционными для русских помещений иконами. Аналогами для росписей комнаты послужили работы выдающегося придворного живописца французских королей Шарля Лебрена, а также традиционная резьба и роспись русских иконостасов XVII века. Печь из полихромных изразцов реконструирована на основании фрагментов, найденных при археологических раскопках на территории дворца в Коломенском.

















Круг чтения, работы и отдыха в комнате царя Алексея Михайловича обозначен копиями книг и рукописей (подлинники которых хранятся в Российском государственном архиве древних актов). Среди них - обязательное для православного человека Евангелие, напечатанное на Московском Печатном дворе в 1663 году; богословское сочинение Лазаря Барановича "Меч духовный... или Книга проповеди слова Божьего...", выпущенная типографией Киево-Печерской лавры в 1666 году и посвященная царю Алексею Михайловичу. Рукописное "Сказание об Успении Богородицы", "Роспись столовому кушанью царицы Натальи Кирилловны и царевичей Федора, Иоанна и Петра Алексеевичей" и "Жалованная грамота царя Алексея Михайловича Муромскому Борисоглебскому монастырю на вотчину в Муромском уезде. 15 ноября 1671 года" содержат пометки царя Алексея Михайловича. Для работы с книгами и бумагами царь Алексей Михайлович использовал очки, современная копия которых также представлена в экспозиции (очки были хорошо известны в Европе XVII века). В комнате царя Алексея Михайловича в красном углу находится современный список иконы "Богоматерь Казанская", а над окнами - икон "Алексий человек Божий", "Алексий человек Божий и Мария Египетская", "Спас", "Богоматерь", "Иоанн Предтеча", "Святая мученица Наталия".

Внутренний распорядок царский "постельных" покоев (опочивальни) отражал древнерусское представление об исключительном положении царя и особую заботу о его безопасности. Доступ в комнату был строго ограничен. Сюда не мог войти никто, кроме самых близких царю придворных. В покое с государем ночевал его постельничий - руководитель Царской Мастерской палаты (в его ведении было шитье царского платья и белья и надзор за чистотой и сохранностью "государевой постели"). Иногда здесь же ночевали стряпчий "с ключом" (он хранил ключ от комнаты) и один или два спальника. В смежной с опочивальней комнате обычно находились шестеро самых приближенных стряпчих и спальников; в следующей комнате - стряпчие и дневальные жильцы; наконец, у внешних дверей сторожили истопники. В опочивальне решались многие государственные вопросы, поскольку "хозяин" опочивальни, постельничий, входил в число особо приближенных советников государя, возглавлял его канцелярию и хранил его личную печать.















В опочивальне стояла кровать с балдахином ("подволокою") и другая мебель: лавки (включая особую спальную скамью для ближних слуг), поставцы, скрыни (комоды) и сундуки, где хранили белье, дорогие опахала, мелкие принадлежности туалета (зеркала, гребни, мыло, стеклянные флаконы с эфирными маслами). В спальне обязательно стелили ковры и ставили часы. Икон в опочивальне было, как правило, немного, но поклонный крест и образа у красном углу и над входными дверями были обязательно. Кровать выполнена на основе архивных описаний, изображений и предметов из музейных собраний. Печь реконструирована с использованием фрагментов подлинных изразцов, обнаруженных при раскопках на территории дворца в Коломенском. В опочивальне помещены современные списки икон "Спас Эммануил на престоле с припадающими Артемоном и Наталией", "Архангел Гавриил" и "Архангел Михаил".

Крестовая, или Моленная, палата, - комната в личных покоях государя, где он молился ранним утром и вечером перед иконостасом. В Крестовых дворцовых палатах "служили у крестов" стоявшие на царском жалованье "крестовые" попы и "крестовые" дьяки. Здесь совершали малую вечерю, всенощное бдение и заутреню, а также молебны. Но в Крестовых не было алтаря, они не предназначались для совершения литургии (ее служили в особой домовой Казанской церкви). В основу воссоздания интерьера Крестовой палаты положены описи моленных в царских дворцах и типологическое описание, составленное известным историком И.Е.Забелиным. Согласно ему, одну стену Крестовой занимал иконостас в несколько ярусов. Иконы в нем размещались согласно порядку церковных иконостасов и включали Деисус с иконами Спасителя, Богородицы и Иоанна Крестителя; нижний пояс заполняли иконы местного ряда: сюда ставили образа небесных покровителей членов царской семьи; иконы-"благословения" от родителей и родственников; благословенные кресты, панагии и ковчежцы с мощами; свечи, зажженные от Святого Огня на Гробе Господнем, святую воду; списки чудотворных икон; иконы особо чтимых святых-заступников; праздничные иконы и святыни, подносимые монастырями и духовными властями. Таким образом, иконостас Крестовой палаты был хранилищем домашних святынь и представлял духовную историю ее хозяина. Со временем иконы и другие святыни, принадлежавшие государю и членам его семьи, передавали из Крестовых на Казенный двор, в Образную палату, где к концу царствования Алексея Михайловича скопилось более 8200 подносных икон.









В Крестовой была также необходимая для совершения обрядов мебель, прежде всего аналои для чтения богослужебных и святоотеческих книг. Раскрытая на аналое книга - "Служебник", напечатанный в Москве в 1688 году.

В царском дворце мыльню (мовня, мовница - старинное название бани) устраивали в подклете или на одном этаже с жилыми комнатами, отделяя от них небольшими переходами-коридорами или сенями. В Коломенском дворце мылен было четыре. Самая большая мыльня была в отдельном строении у терема царевича (переходами она также соединялась с хоромами царя и царицы). Именно эта мыльня была выбрана для реконструкции. Она включает "мовные" сени и саму мыльню.


"Мовные" сени



"Мовные" сени



"Мовные" сени



"Мовные" сени



"Мовные" сени


В сенях перед мыльней не только раздевались, но и отдыхали после бани, поэтому вдоль стены здесь располагали скамьи с резной опушкой и "мовной" постелью. Кроме лавок в сенях перед мыльней стояли столы, один из которых предназначался для "мовной стряпни" (вещей, которые использовали во время мытья: колпака, простыни, опахала). Освещались мыльни светом из окон, но для защиты от сквозняков окна занавешивали; вечером и ночью здесь светили слюдяные фонари. В углу стояла печь, облицованная изразцами. Воссоздание основной принадлежности русской бани - печи с закрытой каменкой - уникальный пример в практике современной реконструкции. По стене от печи до противоположной стены тянулся полок с приступками и подголовьем. Чем выше была ступень этой своеобразной банной лесенки, или подиума, - тем на ней было жарче. Вдоль других стен стояли лавки, на которых мылись. На полок и лавки раскладывали свежее сено с ароматическими травами, накрывали его полотняными простынями и полавочниками. В центре мыльни стоит большая деревянная ванна со скамеечкой и простынями внутри, именно в ней мылся царь.















Воду для мытья держали в деревянных ушатах и кадьях, а также металлических сосудах. Разогревали ее с помощью раскаленных камней из каменки, которые кидали в воду. Щелок для мытья волос держали в медных луженых тазах, квас - в берестяных туесах. В верхних этажах терема пол и стены мыльни до уровня лавок выстилали для защиты от протечек свинцовыми досками, спаянными по швам. Над дверью в мыльню помещен список иконы "Богоматерь Живоносный источник".

Учительная палата в тереме царевича предназначалась для обучения царских сыновей (царских дочерей обучали в их тереме). Ребенку в царской семье отводились собственные покои, где он жил со своими кормилицами и няньками. Царские дети вели замкнутый образ жизни, их изолировали от внешнего мира, сверстников для игр подбирали из числа детей дворян, и мальчики, покидая хором, росли вместе с будущим государем. Если царевич в дальнейшем становился правителем, то его детское окружение отчасти сохраняло на него влияние.













Первым наставником царевича был воспитатель - "дядька", которому мальчика поручали с малых лет. Когда царевич достигал пяти-шестилетнего возраста, начиналось его обучение. Учителями выбирали дьяков - они лучше всех владели искусством чтения и чистописанием. Чтению обучали по азбуке или букварю. До XVII века азбуки были рукописными, первая печатная - букварь Василия Бурцова - появилась в 1634 году. Азбуку учили наизусть, читая ее вслух и нараспев. За букварем следовал Часослов, потом Псалтырь, затем Апостол - их также заучивали. За чтением следовало письмо. Ему начинали учить в семь-восемь лет по скорописным азбукам на столбцах, по которым тренировали написание строчных и прописных букв, а после букв - слогов. Лучшими каллиграфами считались подъячие Посольского приказа. Кроме чтения и письма учили церковному пению: будущий царь Алексей Михайлович на восьмом году уже учил Октоих/Осмогласник, заключающий вседневные церковные службы. Известно, что царь Алексей Михайлович прекрасно владел искусством знаменного пения и создавал собственные музыкальные произведения. С XVII века в программу начального обучения царевичей стала входить арифметика: четыре действия и таблица умножения. Для детей царя Алексея Михайловича в штат придворных учителей взяли известных книжников и проповедников (в их числе был выдающийся просветитель, поэт и драматург Симеон Полоцкий). Новые учителя обучали всемирной истории (в том числе античной), географии и иностранным языкам. Специально для царских детей делали рукописные "Потешные книги" (в одном экземпляре для каждого царевича) с миниатюрами придворных иконописцев Оружейной палаты - своего рода энциклопедии в картинках. Отечественную историю царевичи постигали по лицевым Царственным книгам - летописям в картинках с подробными подписями. Царевичам часто дарили книги на европейских языках, западноевропейские гравюры и карты. Обязательным для царевичей было обучение военному делу, для чего в Оружейной палате для них изготавливали "потешное" оружие. В Учительной палате представлены копии учебных материалов XVII века: богослужебные книги, напечатанные в Москве, - Псалтирь 1632 года, Апостол 1648 года, Часослов 1688 года; учебник Мелетия Смотрицкого для первичного обучения грамматике, изданный в Москве в 1648 году; "Карта Московии Северной и Восточной" (1643-1648 годов) и "Карта России или Московии" (1690-1695 годов), отпечатанные и раскрашенные в Амстердаме и Лондоне. В красном углу Учительной палаты размещен список иконы "Троица Ветхозаветная", а над дверью - иконы "Спас Вседержитель".

Царевич Федор Алексеевич, девятый ребенок царя Алексея Михайловича, родился болезненным. На него не возлагали особых надежд как на будущего правителя. Но после скоропостижной смерти брата, царевича Алексея Алексеевича, царь Алексей Михайлович торжественно нарек Федора наследником престола 1 сентября 1675 года. Уже на следующий день царевич участвовал в первой своей официальной церемонии - вместе с отцом принимал в Коломенском дворце императорское посольство. В 1676 году шестнадцатилетний царевич был венчан на царство вместо неожиданно скончавшегося отца. Федор Алексеевич получил традиционное образование, изучал также латынь и польский язык (его готовили в польские короли). Молодой царь страдал цингой в тяжелой форме и "скорбел ножками" - у него опухали ноги, ходил он с трудом, опираясь на палку; иногда его носили на троне. Несмотря на это, Федор Алексеевич стал очень деятельным государем и за недолгое шестилетнее правление сумел многое поменять в русском обществе. С его именем связаны преобразование государственного управления, отмена местничества, реформа системы налогообложения и преобразования в армии. Он ввел при дворе костюм и церемониал на польский манер, часто выезжал в загородные резиденции и совершал продолжительные паломничества по монастырям.







Пристрастия государя в области искусства оказались столь же многообразными. Он был удивительно разносторонним человеком: увлекался музыкой (ввел новое для России партесное пение и ноты), сочинял стихи и церковные распевы, прославился как знаток архитектуры и градостроительства. Он много строил, его любовь к архитектурным нововведениям выразилась в Коломенском дворце созданием новой роскошной Столовой палаты. Царь Федор Алексеевич очень любил бывать в Коломенском, предпочитая его другим загородным резиденциям. Здесь он вел уединенный образ жизни, предаваясь любимым занятиям - слушал пение и стрелял из лука. Царь был благочестив и установил в Коломенском новый праздник - Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, отмечаемый 1 августа. В этот день вспоминали Крещение Руси при князе Владимире и победу князя Андрея Боголюбского над волжскими булгарами в 1164 году. В Коломенском дворце родился его единственный сын Илья, вскоре скончавшийся вместе с матерью, царицей Агафьей Семионовной Грушецкой. С новой супругой, Марфой Матвеевной Апраксиной, царь Федор также часто наезжал в Коломенское. При реконструкции комнаты царевича Федора Алексеевича сделана попытка показать особенности жизни, воспитания и обучения царских детей в позднесредневековой Москве, отразив и стремление к пышным западноевропейским интерьерам, возникшее в России во второй половине VXII века во многом благодаря реформам царя Федора Алексеевича. Круг чтения царевича представлен Псалтырью Симеона Полоцкого, изданной в Москве в 1680 году, и сочинением "Синонсис или краткое собрание от различных летописцев", вышедшим в Киеве в 1680 году; оно было крайне популярно в России в XVII, XVIII и даже XIX веке как краткий курс русской средневековой истории. В красном углу помещены современные списки икон "Богоматерь Владимирская" и "Федор Стратилат", над дверью - иконы "Спас на убруссе с ангелами".

В жизни Петра Великого, сына царя Алексея Михайловича, построенный отцом дворец сыграл важную роль. Недаром в памяти москвичей детство и юность Петра тесно связаны именно с Коломенским: еще в XIX веке здесь показывали его "детскую колыбель", искренне полагая, что Коломенское - место рождения Петра (на самом деле Петр родился в Кремле). Впрочем, подобная легенда имела основание - само Коломенское стало колыбелью, из которой Петр шагнул в широкий мир. Поэт Сумрароков имел полное право написать: "Российский Вифлием, Коломенско село, которое на свет Петра произвело". Здесь Петр научился читать и считать, сюда он ходил под парусом, сплавляясь по Москве-реке в знаменитом ботике, окруженный небольшой флотилией. Здесь зародилась и тяга юного царя к ратному делу. Ему с раннего детства стала близкой атмосфера торжественных смотров, шествий полков иноземного строя, представленной ко двору "нововыезжих" из чужих земель офицеров. Все это предопределило необычайные по размаху и разнообразию "воинские потехи" Петра. Архитектурный ансамбль Коломенского наряду с Немецкой слободой определил тягу Петра к европейским стилям. Здесь он увидел памятники русско-итальянского строительства первой трети XVI века: церкви Вознесения Господня и Святого Георгия, церковь в Дьякове. Сам Коломенский дворец, впитавший многие элементы западной архитектуры XVII века и наполненный привезенными с Запада диковинами, отражал жадную тягу московской знати к европейскому образу жизни и культурным новшествам.











Из Коломенского дворца началась дорога Петра к малым и большим свершениям: переодеванию дворянства в западное платье, строительству Санкт-Петербурга, победе над шведами. Петр не забывал о Коломенском, иногда возвращаясь сюда в 1700-е годы. Он всю жизнь дорожил отцовским дворцом как памятью о детстве. Даже напрягая все силы страны на строительство Санкт-Петербурга, Петр I не забыл направить часть из на поддержание дворца в Коломенском. Он поручил архитектору М.Г.Земцову подвести под деревянные стены новые каменные фундаменты и тем самым сохранил дворец еще на полстолетия. При Петре во дворце проявились и печи нового типа, облицованные гладким, расписанным по белому полю кафелем, что резко контрастировало с муравленными или ценинными рельефными печами последней трети XVII века. Следы печей нового типа находят в Коломенском при археологических раскопках. О победах русского оружия, одержанных под знаменами Петра, напоминают солдатские и урядничью медали 1709 года "За Полтавскую баталию". С эпохой Петра I неразрывно связаны новые книги, которыми пользовались его современники: "Арифметика" Леонтия Магницкого, изданная в Москве в 1703 году. "Географиа генералная" Варениуса Бернгарда в переводе Ф.П.Поликарпова, напечатанная в Москве в 1718 году. В особых сочинениях проставлялись подвиги самого Петра. Одно из них представлено в кабинете, это "Политколепная достохвальные храбрости Всероссийского Геркулеса... Богом прославляемаго великого государя царя... Петра Алексеевича..." Иосифа Туробойского, книга издана в Москве в 1709 году. В красном углу помещен современный список иконы "Алексий человек Божий и мученица Наталия".



Залы дворца соединены многочисленными коридорами и переходами, общая площадь которых превышает 150 кв. метров.





Царицына казна размещалась во внутренних покоях и была предназначена для хранения ("оберегания") множества личных вещей, нужных в ежедневном обиходе царицы и привозимых для нее из Москвы, - платьев, уборов, постельных принадлежностей. Для этого в царицыной казне имелась специальная мебель - сундуки и шкафы. Распоряжалась казной верховая (придворная) боярыня. Ей подчинялись казначея, постельницы, мовницы; только они могли входить в помещение казны. В комнате царицыной казны размещен современный список иконы "Предстоящие Христу Вседержителю", на которой изображены Иоанн Предтеча и семь святых, соименных с членами женской половины семьи царя Алексея Михайловича.







Через Переднее крыльцо терема царицы посетители попадали в Передние сени - первое парадное помещение. Эти сени вели в Престольную палату царицы или в Задние сени, через которые можно было пройти в терема царя и царевичей. Над дверью в Передние сени терема царицы помещен современный список иконы "Богоматерь Одигитрия".

Царицына Престольная палата существенно отличалась от Престольной палаты царя, хотя в ней находилось много сходных предметов мебели, отражающих высокий статус владелицы. Замкнутый образ жизни женской половины семьи царя и общее положение женщины в допетровскую эпоху не позволяли им часто видеть посторонних - в повседневном быту царицу посещали только лица женского пола, а из мужчин - близкие родственники и священнослужители. Занятия рукоделием и развлечения цариц также проходили в замкнутом кругу.











Тем не менее, царицы тоже устраивали аудиенции: к ним проходили люди из Царицыной Мастерской палаты, управляющие и жители подведомственных палате слобод, духовенство с подношениями и просьбами, а также другие челобитчики - царицы и царевны часто ходатайствовали перед царем о смягчении приговоров. На торжественные аудиенции в покои государыни в сопровождении царя приглашались иноземные послы, Московский и Вселенские патриархи, иноземные особы царского достоинства. Встречи равных по положению лиц проходили у царицы почти так же, как у государя, только у царицы придворные должности исполняли боярыни. Выезды для гулянья в загородные дворцы, а том числе и Коломенское, царицы совершали чаще летом. Реконструкция Престольной палаты терема царицы стала возможна на основании текста из Описи Коломенского дворца 1742 года. Опись позволила разместить на потолке палаты медальоны с росписью на сюжет "Аллегория четырех времен года", а на стенах - "леншафты" (пейзажи). Печь в палате реконструирована на основе изразцов, обнаруженных при археологических раскопках на территории дворца. В палате размещены современные списки икон: в красном углу - "Избранные святые", "Богородица Умиление", "Спас Вседержитель", над дверью - "Спас Благое молчание".

Рукоделие занимало важное место в системе ценностей православного патриархального уклада русской жизни. Ему придавалось тем больше значение, чем выше было положение семьи в обществе. Умение вышивать было признаком хорошего воспитания любой знатной женщины, и царицы с царевнами собственными руками украшали церковную утварь. Был также образован особый приказ, Царицына Мастерская палата (1656-1701 годы), ведавшая изготовлением одежды для цариц, царевичей и царевен. Для "чистых" рукоделий во дворце служила светличная палата - большая комната на женской половине.









В Коломенском дворце известна светлица в тереме царицы, к которой вела круглая лестница-подиум (рундук) из пяти ступеней. При воссоздании этого помещения использованы описи светлиц в царских дворцах и богатых домах Москвы, а также подлинные предметы, например, изразцы с изображением птиц и букетов, обнаруженные при археологических раскопках на территории дворца в Коломенском. Воссоздана мебель, нужная для работы (стольцы, стол, стул, кресло) и для хранения материалов, изделий, личных вещей царской семьи (шкафы, сундуки, полки). В мастерской помещены современные списки икон: в красном углу - "Святитель Николай Мирликийский", над дверью - "Рождество Богородицы".

Царевне Софье Алексеевне (1957-1704) - третьей дочери царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны, как и другим царевнам, был предначертан теремной затвор и вечные молитвы за страну и царскую семью. Однако царевна Софья проявила себя как "принцесса ума великого", которую панегиристы заслуженно сравнивали с Софией Премудростью Божией. По смерти в 1682 году царя Федора Алексеевича, в результате борьбы между придворными группировками и спровоцированного кланом Милославских восстания стрельцов, царями были провозглашены Иван и Петр Алексеевичи, а регентом - их старшая сестра царевна Софья.









Софья стала реальным правителем: она проводила заседания Боярской думы и контролировала работу приказов; ее наставником в государственных делах стал боярин князь Василий Васильевич Голицын, получивший новый пышный титул - "царственныя большия печати и государственных великих посольских дел сберегатель, ближний боярин и наместник новгородский". Во многом благодаря ему царевна продолжала внутреннюю и внешнюю политику царя Федора Алексеевича: начала сплошное межевание территории России (в Коломенском она сама выбрала писцов для межевания), стремилась упорядочить приказное судопроизводство, способствовала развитию промышленности и торговли. При поддержке царевны Софьи возникли прототипы высших школ: Славяно-латинская школа Сильвестра Медведева в Заиконоспасском монастыре (1682-1687 годы), Богоявленская школа братьев Лихудов в Богоявленском монастыре (1685-1687 годы) и Славяно-греко-латинская академия братьев Лихудов в Заиконоспасском монастыре (с 1687 года). В правление Софьи были заключены выгодные для России договоры с Польшей (1686 год) и Китаем (1689 год). Предпринятые в 1687 и 1689 годах Крымские походы историки обычно относят к неудачным, но современники оценивали их результаты не так однозначно. Когда царь Петр достиг совершеннолетия, Софья не уступила ему власть и даже незаконно присвоила себе титул "самодержица". Однако сторонники молодого царя оказались сильнее. Попытка стрельцов вернуть ей власть путем восстания (1698 год) оказалась неудачной, и Софью постригли в монахини под именем Сусанны. Царевна Софья была частой посетительницей Коломенского дворца, где неоднократно отмечала свои именины (17 сентября по старому стилю). В покоях царевны Софьи Алексеевны многое напоминает о ней как о деятельной правительнице и просвещенной женщине. Вышедший в Москве в 1704 году, после пострижения Софьи, "Лексикон треязычный, сиречь речений славянских, еллиногреческих и латинских сокровище" указывает на ее занятия иностранными языками, а карта южных земель России "Московия, Южная часть", изданная в Амстердаме в 1642-1648 годах, - о Крымских походах. Лежащая на столе книга придворного поэта Симеона Полоцкого "Вечеря душевная", вышедшая в 1693 году, раскрыта на гравюре Симона Ушакова; под руководством этого мастера создавались иконы к интерьерной росписи Коломенского дворца. В покоях помещены современные списки икон: в красном углу - "Спас Вседержитель", "Богоматерь Взыграние Младенца", "Свято Леонтий Ростовский"; над дверью - "Спас оплечный".

Дочь императора Петра I Елизавета родилась в 1709 году. В детстве они с сестрой Анной много времени проводили в царских "подмосковных" (существовала даже легенда о рождении Елизаветы в Коломенском). В 1741 году дочь Петра Великого сумела, опираясь на гвардию, взойти на престол. Она охотно демонстрировала возврат к традициям отцовского правления, восстановив роль Сената, Главного магистрата и других петровских учреждений. В годы правления Елизаветы Петровны был осуществлен ряд успешных государственных и экономических преобразований: отменены внутренние таможни, изменена система налогообложения. Заметные сдвиги произошли и в русской культуре. Елизавета Петровна учредила Академию художеств и Московский университет; при ней был создан первый российский театр и издана знаменитая Елизаветинская Библия (царица была чрезвычайно религиозна). Елизавета, признанная красавица своего времени, была очень приятна в общении, остроумна, весела, изящна, необыкновенно хорошо танцевала, причем любила и русские танцы. Жизнь ее двора запомнилась современникам как бесконечная череда балов, маскарадов и ярких фейерверков.

Покои Елизаветы Петровны


Бесстрашная наездница и неутомимая охотница, она часть совершала далекие прогулки и, приезжая в Москву, непременно посещала Коломенское, отчасти вернув ему статус парадной резиденции. В год своей коронации она приняла в Коломенском персидское посольство. Вместе с ней в Коломенское приезжал и М.В.Ломоносов, научную и просветительскую деятельность которого царица поддерживала (впечатления от этого посещения отражены в его сочинении "Описание стрелецких бунтов и правлений царевны Софьи"). Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, уникальный памятник эпохи правления ее деда, по ее указанию привели в порядок и специально для императрицы отделали роскошные апартаменты. Их великолепие стремятся показать воссозданные интерьеры. Вкусам Елизаветы Петровны полностью отвечает стиль позднего барокко с его пышными и изощренными формами: живописный плафон с аллегорической композицией "Венера"; обязательные для дворцов того времени зеркала; драпировка стен из декоративных тканей, резная мебель. Все это призвано передать естественную и бесконечно ценимую жизнелюбивой дочерью Петра Великого атмосферу. Противоречивость пристрастий Елизаветы Петровны отражают представленные в покоях книги: с одной стороны, это первый том "Книги житий святых..." Димитрия Ростовского (издан в Киеве в 1689 году), а с другой - европейская книга исключительно светского, куртуазного содержания, популярная в Европе и России - "Символы и емблемата", напечатанная по указу Петра I в 1705 году. В красном углу помещены современные списки икон "Богоматерь Всех Скорбящих Радость", "Преподобный Сергий Радонежский", "Апостол Иоанн Богослов".

На этом наше виртуальное путешествие подошло к концу. Если у вас будет такая возможность, то посетите царский дворец в Коломенском, получите массу впечатлений. И, хоть это строение считается "новостроем", дворец царя Алексея Михайловича раскроет вам много интересных страниц истории средневекового Российского государства.

Коломенский - это бывшая царская резиденция, а ныне Московский государственный объединённый музей-заповедник.
Предлагаю вам окунутся во времена царской России и посетить деревянный дворец, который там расположен.
Далее слово автору.

Коломенский дворец царя Алексея Михайловича - когда-то считавшийся "восьмым чудом света", а ныне обзываемый "лужковским новоделом" - открыл свои двери для посетителей 04 сентября 2010 года. Я до него добралась только пару недель назад и предлагаю вместе со мной его осмотреть. Забегая вперед скажу, что воссозданные интерьеры очень понравились, а внешний облик дворца практически идентичен тому, что можно видеть на его "старых" изображениях.

Немного из истории. Основной объем работ по строительству "старого дворца" уже к 1668 году выполнила артель плотников под руководством Сеньки Петрова и Ивашки Михайлова. На всех этапах строительных работ были задействованы лучшие мастера Москвы и других городов. Росписи интерьеров дворца создавались мастерами Оружейной палаты.

Созданный в 17 веке деревянный дворец был призван, прежде всего, показать русским подданым и иностранным гостям величие царя и мощь его власти. Патриарх Кирилл, присутствовавший на открытии нового дворца, отметил в свойственной ему манере, что Россия и до Петра I была великим государством, о чем многие забывают.

"Современный" дворец как и оригинальный имеет 270 помещений площадью 7 239 кв. м. (это вам не однокомнатная квартирка в 40 кв. метров!). На настоящее время интерьеры воссозданы только в 24 помещениях. В работах по созданию интерьеров во дворце в наши дни было задействовано 226 человек 20-ти разных специальностей.

Во времена Алексея Михайловича дворец был не только местом отдыха, но и главной загородной резиденцией российского государя. Здесь проходили заседания Боярской думы, "истребленной" впоследствии Петром I, советы с главами приказов (прообразами министерств), дипломатические приемы и войсковые смотры.

К сожалению, когда я гуляла в Коломенском, клумбы вокруг дворца еще не были засажены цветами. Удалось сфотографировать только этот куст.

"Современный" дворец не является полностью деревянным в отличие от его оригинального образца. Все конструкции теперь монолитные, железобетонные, которые затем обложены бревнами. Ориентация нового дворца относительно сторон света тоже нарушена, сейчас дворец повернут вокруг вертикальной оси на 90 градусов, что нарушило его, в том числе, сакральное назначение.

Дворец Алексея Михайловича представляет собой сложный лабиринт помещений, соединенных переходами. Сейчас можно осмотреть покои царя и царицы, а также царевичей и царевен.

Лес для строительства нового дворца был привезен из Красноярского края, затем обрабатывался мастерами под Владимиром, а потом уже доставлялся в Москву.

Дворец делился на 2 части: мужскую и женскую. Соответственно женщинам нельзя было заходить на мужскую половину, и даже царь заходил на женскую половину к царице только по супружеской надобности.

Удивительно, но факт: женская половина царской семьи, по сути, сидела в заперти и даже царице никуда не дозволено было выходить. Единственные занятия - рукоделие и молитвы. На женскую половину не заходили мужчины и только по праздникам царица, например, могла пригласить в гости отца.

У Алексея Михайловича было 2 жены: Мария Ильинична Милославская, родившая ему 13! детей (умерла через несколько дней после последних родов) и Наталья Кирилловна Нарышкина, родившая всего 3 детей, старшим из которых был не кто иной как будущий император Всероссийский Петр I. Есть даже версия, что Петр родился не в Теремном дворце Московского Кремля, а в Коломенском дворце.

У царя, царицы, царевичей и царевен были отдельные покои во дворце с отдельными входами и выходами и дополнительными помещениями для прислужников/прислужниц и мамок/нянек.. Надо сказать, что из 16 детей царя Алексея Михайловича - больше половины умерли либо в младенчестве, либо в детском возрасте.

Наверняка вы спросите про черепицу. Она деревянная, материал - липа.

Что еще? Дворец воссоздан не на его первоначальном месте. Посчитали, что строительство дворца неподалеку от шатровой церкви Вознесения приведет к жуткому наплыву людей в Коломенском в одном месте.




А теперь пойдемте внутрь. Сразу обозначу некоторые нюансы:
вход во дворец естественно платный, но цену в 400 рублей с человека я никак не ожидала. Да, я понимаю, что во дворец вложено много денег (надеюсь, что хотя бы большая их часть была использована по целевому назначению!), но 400 рублей, мне кажется, дороговато.
Для детей, студентов и пенсионеров - 200 рублей + 100 рублей, если хотите присоединиться к экскурсионной группе, что я рекомендую сделать.
Но это еще не все. В одной из частей дворца проходит выставка "Сокровища русского искусства 17 века" - билет туда 250 рублей. Мы сначала не поняли, где вход собственно во дворец и заплатили по 250 рэ. Потом осознали, что, заплатив уже 500 рублей (нет, я люблю русское искусство!) нам надо заплатить за двоих еще 800! Да, вы правильно все посчитали, дорогие мои френды! Прогулка по дворцу обошлась на двоих в итоге в 1300 рублей!

Сокровищами русского искусства 17 века я вас мучать не буду, а вот интерьеры дворца покажу. Заходим?

Богатое убранство загородной резиденции когда-то поражало воображение знатных вельмож и иноземных послов. Сейчас, чтобы зайти внутрь, надо одеть бахилы как в больнице. За чистотой очень следят, ковры, устилающие полы, тщательно пылесосятся.

В интерьерах дворца было соединено высокое искусство Московского царства второй половины 17 века с передовыми строительными технологиями того времени и умением мастеров. Во дворце было все продумано до мелочей: от отделки полов и росписи потолков до малейших деталей мебели.

Роспись одного из потолков

Это парадные сени, где иностранные послы дожидались приема государя.



Это также роспись одного из потолков. Алексей Михайлович уподоблял себя Солнцу, царицу - Луне, а своих детей - планетам и звездам, что должно было свидетельствовать о космическом величии государя.

Это приемные покои и трапезная, где Алексей Михайлович принимал гостей.



Мебель в царском дворце была разнообразной: русская мебель, привозная западноевропейская и русская, сделанная по европейским образцам. Русская мебель - это, прежде всего, лавки и скамьи. Привозная европейская мебель - кровати, кресла и стулья.



Государь восседал вот на этом троне. Заметили внизу двух золотых львов? Они с секретом!
Алексей Михайлович был большим любителем механики и по его приказу для потехи гостей около трона установили механических львов, которые мотали головами и сверкали глазами, чем приводили в "легкое" удивление иностранцев к великому удовольствию русского царя.
Если вы присоединитесь к экскурсии - для вас этих самых львов включат. Ваши дети будут в восторге! Гарантировано! Кстати, детям разрешается сидеть на полу на коврах, что тоже им очень нравится во время экскурсии.

Помимо солнца Алексей Михайлович сопоставлял себя с царями Давидом и Соломоном, а также императорами Александром Македонским и Юлием Цезарем. На это фото виден фрагмен расписанного потолка с изображением царя Соломона.

А вот и портреты самого Алексея Михайловича.


Нашлось место и портрету царевича Петра, правление которого превратило государство Российское в Российскую империю.

Это кабинет Алексея Михайловича, где царь работал и собственноручно правил государственные бумаги.

Так выглядела царская Опочивальня. Как и положено кровати в те времена - она была очень короткой, так как спали сидя, чтобы кровь не приливала к голове (а это считалось опасным для жизни), и из-за париков, которые накладывали на несколько дней.



Во всех покоях царской семьи были иконы и молельни для богослужений и молитвы. В покоях царя молельня имела название Крестовой палаты.




Это, если я не ошибаюсь, учительная палата, где обучали царевичей.



Самое интересное, но, на мой взгляд, очень современно выглядящее помещение - это мыльня. Вы тоже подумали, что это, скорее, финская сауна? Ну да ладно! Поверим, что мыльня, т.е. баня, при царе Алексее Михайловиче выглядела именно так! Царь-то был прогрессивный, и дворец построен по последнему слову техники.

Воду для мыльни брали из Москва-реки, и царь обязательно тут мылся перед и после совершения греховных дел, к которым относил посещение царицы и посещение театра.

Это прообраз ванны, на дно корыта (или как это назвать?) клали раскаленные камни, чтобы вода не остывала, и царь мог попарить ножки.

Пойдемте на женскую половину. К сожалению, мне там показалось не так интересно, как на мужской, и фотографировала мало. Но все равно давайте посмотрим некоторые картинки.








Пожалуй, самым интересным местом женской части является воссозданная голубая гостинная императрицы Елизаветы Петровны.



А вот и ее портрет.





Завершу портретом Екатерины II, по чьему приказу дворец Алексея Михайловича был разобран после донесения ей о том, что реставрация дворца невозможна, и у деревянного строения уже началось обрушение перекрытий. Именно благодаря ей, как я писала выше, стало возможным воссоздание дворца в наше время, так как императрица повелела сделать замеры и точные описания дворца, а также его деревянный макет.

Предыдущая фотография Следующая фотография

Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском - уникальный пример исторического здания, полностью воссозданного буквально на пустом месте. Дело в том, что оригинальный Коломенский дворец, построенный в 17 веке в качестве охотничьей резиденции царя Алексея Михайловича, из-за недостатка государственного финансирования в прямом смысле развалился на части меньше чем за столетие: обрушились лестницы и кровли, и неприглядные руины вскоре совсем разобрали.

Постройка была исключительной: дворец был полностью деревянным, спроектирован в духе древнерусских теремов-клетей и фантастически богато украшен.

Между тем, постройка была исключительной: дворец был полностью деревянным, спроектирован в духе древнерусских теремов-клетей и фантастически богато украшен: золочёные двери, расписная чешуйчатая кровля, скульптуры «рыкающих» львов у трона и прочие атрибуты «простой роскоши».

Реконструкция дворца продолжалась более 15 лет - с 1990-х до 2010 г., когда здание было официально открыто для посетителей. В 24 залах Коломенского дворца кропотливо воссозданы исторические интерьеры 17 века: Хоромы царя (10 залов), Кабинет, Опочивальня, Столовая, Думная и Престольная палаты, Парадное крыльцо и богато украшенные Хоромы царицы, а также Хоромы царевичей и царевен. Проводятся экскурсии и выставки.

Практическая информация

Адрес: Москва, пр-т Андропова, 39 (ст. м. «Коломенская»). Веб-сайт .

Время работы: вторник-пятница, воскресенье с 10:00 до 18:00, суббота с 11:00 до 19:00. Выходной - понедельник.

Стоимость посещения: Комплексный билет - 350 RUB, льготный - 100 RUB. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

Старинное подмосковное село Коломенское расположено в Южном административном округе столицы России на берегу Москвы-реки. Издревле эта территория считалась княжеской, а затем царской вотчиной. Первые строения здесь появились в начале XIV века. Наилучшая пора для Коломенского настала во времена правления второго царя из династии Романовых - Алексея Михайловича. Излюбленное место государя вдохновило его построить великолепный дворец, ставший впоследствии шедевром русского деревянного зодчества XVII века.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 30 июня:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AF2000TGuruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров в Тунис от 100 000 руб.

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте tours.guruturizma.ru . Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

Современное Коломенское представляет собой музей в заповедной зоне. В окружении берёз и яблонь восстановлена подлинная резиденция царя. Любителей истории, а также туристов впечатляет атмосфера быта царя и его семьи. Посетители усадьбы могут изучать детали убранства государевых палат.

В 1667 году Алексей Михайлович собственноручно заложил фундамент Коломенского дворца. Несмотря на своё высокое положение, царь не чурался заниматься ремеслом. Для него начало строительства личных хором являлось личной отдушиной и своеобразным политическим ходом. Возведение палат демонстрировало иностранным послам мощь и непоколебимость Российской державы. Вторая половина XVII века в России ознаменовалась важными событиями. С 1654 года велась ожесточённая война с соседней Речью Посполитой. Русские войска провели ряд триумфальных походов против поляков, в результате чего было подписано перемирие на 13 лет.

Коломенский дворец строила артель плотников. Мастера воздвигли красивейшие царские палаты в лучших традициях русского зодчества. Деревянная усадьба состояла из множества ассиметричных теремов, соединённых сенями и переходами. Шатровые крыши необычных форм были украшены тонкой резьбой, а над ними высились флюгера и двуглавые орлы. В 1673 году были окончены все отделочные работы. Жилая площадь помещений составляла более 7 000 квадратных метров. Высота потолков превышала 20 метров. Во дворце насчитывалось 270 залов. Дворец делился на мужскую и женскую половины. Завершение строительства было отмечено торжественными пиршествами и гуляньями.

Для Алексея Михайловича Коломенская усадьба имела высокий статус. Он часто принимал здесь иностранных послов и важных гостей. Как подобает порядочному семьянину и отцу, царь отвёл отдельные палаты своим детям, а также второй жене Наталье Нарышкиной. Впоследствии наследники Алексей Михайловича занимались реконструкцией Коломенского дворца. Во время царствования Федора Алексеевича были перестроены обветшалые строения, а при Петре Великом восстановлен фундамент здания. После переноса столицы России в Санкт-Петербург, усадьба постепенно разрушалась и пришла в упадок.

Императрица Екатерина II планировала восстановить дворец, однако деревянные конструкции сильно прогнили и уже не подлежали ремонту. Государыня повелела разобрать усадьбу. При этом приказала предварительно измерить каждый элемент строения, составить план дворца и описать все материальные ценности. Именно это её решение позволило через несколько столетий наслаждаться современникам воочию Коломенским дворцом во всей его первоначальной красоте.

В 2010 году при поддержке правительства города Москвы был воссоздан подлинный дворец по сохранившимся чертежам. Более 200 человек занимались строительством уникального произведения архитектурного искусства. Для надёжности деревянные конструкции были заменены на железобетонные элементы, облицованные деревом. Это единственное отступление от подлинного строения.

Экспозиция и внутреннее убранство

Государь ценил предметы искусства и роскоши. В восстановленном дворце открыта экспозиция с максимально приближенным внутренним убранством XVII века. Попадая в палаты царской усадьбы, гостей восхищает богатая обстановка и старинные предметы быта. Все стены дворца расписаны популярным видом декора той эпохи - растительным орнаментом. Травное письмо изображает стилизованные цветы, листья, гроздья винограда. Окна и двери обрамлены деревянными узорными наличниками. Витражные слюдяные стёкла переливаются яркими красками. На полу и лавках раскинуты персидские ковры.

Расписные потолки, а также гобелены повествуют библейские и мифологические истории. Изящество декора придаёт помещениям дворца особую красоту. В царской усадьбе находится изысканная резная мебель, согласно описи XVIII века. Каждый стул, кресло, стол, шкаф являются уникальными произведениями искусства. Фонари, светильники, позолоченные люстры привносят помпезность и нарядность палатам. Гостям музея демонстрируются царские предметы быта: посуда, книги, старинные карты, рыцарские доспехи и алебарды, часы, картины, иконы и многое другое. По углам всех палат стоят многоцветные изразцовые печи.

Хоромы царя и царевичей

Главным входом во дворец служит красное крыльцо, украшенное богатой резьбой. Согласно дворцовому правилу, только царь имел право подъехать верхом на лошади к деревянным ступеням. Иностранные послы и знатные бояре должны были пройти пешком к парадному входу, где их приветствовал почётный караул. Через двустворчатую дверь, украшенной позолотой и государственными символами, посетители дворца проходят в царские палаты.

Самым просторным и нарядным залом является трапезная. Здесь принимали заморских гостей, отмечали праздники. Царь восседал на троне, а гости на лавках. Широкий и длинный стол располагался вдоль одной из стен. На потолке трапезной изображена восхитительная роспись зодиакальных знаков, вращающихся вокруг солнца и луны. Думная палата служила помещением для ведения переговоров с послами и боярами. Здесь собирались знатные вельможи для обсуждения государственных дел, вручения грамот и жалований. В углу залы стоит царский стул, над которым висят иконостасы с изображениями ликов святых.

Престольная палата, где проходили торжественные церемонии, демонстрирует величие и могущество Российской державы того времени. Стены, потолок и оконные проёмы изобилуют многоцветной росписью. На постаменте возвышается царский трон, выполненный из ценных пород дерева и украшенный накладным золотом, серебром и слоновой костью. Алексей Михайлович стремился позабавить и удивить своих гостей. Около его кресла расположились восхитительные подвижные скульптуры в виде львов. При нажатии таинственной кнопки, они издают рычание, сверкают глазами и крутят головами.

Большую часть дня царь проводил в своём кабинете. В этом уединённом месте, скрывшись от посторонних взоров, государь работал с документами, писал указы, читал книги. Обстановка в палате представлена столом, резными стульями и книжным шкафом. За стеной кабинета находится царская опочивальня. Неотъемлемым традиционным атрибутом старинного русского жилища была мыльня. В Коломенском дворце насчитывается четыре бани. Массивные деревянные купели предназначались для купания царской семьи.

Особого внимания заслуживают хоромы сыновей Алексея Михайловича. Большая комната Фёдора олицетворяет красочную польскую помпезность интерьера. Стены обрамлены специальными обоями из кожи. Яркие стулья, массивный стол, шкаф с обилием книг характеризуют об утончённости и образованности хозяина. Хоромы Петра отличаются своей строгостью германо-голландской стиля. Оформлено помещение без особых излишеств. Дубовый стол, напольные часы, резные стулья. Обстановка способствует к сосредоточению в учёбе.