Чем отличается онлайн-обучение от дистанционного обучения. Дистанционное обучение в России: история, программы, формы, преимущества и недостатки Проводится дистанционное обучение

Современная жизнь требует от человека постоянного совершенствования своих навыков и умений, а также расширения и углубления имеющихся у него знаний. И если раньше все заканчивалось получением одного высшего образования, то теперь у любого человека есть возможность посещать разнообразные курсы повышения квалификации, образовательные тренинги и семинары, а также получать два и больше высших образований. Вопрос только один — где же взять на все это время? На помощь в такой ситуации приходит дистанционная форма обучения. Что такое дистанционное обучение? В чем его принципиальные отличия от стационарного и заочного обучения? Как осуществляется процесс дистанционного обучения? Ответы на эти вопросы Вы найдете в нашей статье.

Система дистанционного обучения

Итак, для начала разберемся, как устроена система дистанционного обучения. Дистантное или дистанционное обучение – это форма обучения на расстоянии, которая не требует физического одномоментного присутствия в одном месте преподавателя и студента, организованная преимущественно в сети Интернет и использующая современные способы коммуникации – аудио-, видеотехнику и спутниковые каналы связи.

Система дистанционного обучения имеет довольно большое количество преимуществ по сравнению со стационарным способом обучения, среди которых:

  • возможность обучения в привычной комфортной обстановке, не выходя из дома или офиса;
  • установление индивидуальных сроков и темпов обучения с учетом особенностей студента;
  • развитие способности к самоорганизации и самостоятельности, необходимой для обучения, при этом есть возможность связаться с преподавателем и получить необходимую консультацию;
  • существенная экономия денежных средств, поскольку дистанционное образование стоит дешевле, чем очное в университете;
  • дистанционное обучение экономит время и силы, необходимые для преодоления расстояний, например, когда студент постоянно проживает в другом городе и вынужден либо переезжать в город, в котором располагается университет, либо ездить на консультации и сессии при заочной форме обучения.

Современная технология дистанционного обучения предполагает самостоятельное освоение студентом в интерактивном режиме необходимых учебно-методических материалов на протяжении определенного промежутка времени, при этом обучающийся может самостоятельно выбирать последовательность и темп изучения материала. Имеет значение лишь то, чтобы к моменту сдачи теста студент был ознакомлен со всеми необходимыми пособиями и выполнил все поставленные перед ним задачи. Когда процесс изучения материала завершен, обучающийся сдает тест, выполняет проверочные работы при помощи методистов-организаторов, после чего получает оценку и переходит к следующему этапу обучения. На протяжении всего времени учебы слушатель взаимодействует с другими студентами виртуальной группы при помощи электронной почты, форумов. Также любой ВУЗ, на базе которого возможно дистантное обучение, имеет специально разработанный сайт дистанционного обучения. При поступлении на дистанционную форму обучения студент получает свои логин и пароль, с помощью которых он может входить на сайт, пользоваться учебными материалами, пособиями, а также общаться со студентами и преподавателями виртуального курса.

Понятно, что основная часть учебных материалов размещается на сайте дистанционного обучения в электронном виде или пересылается напрямую по электронной почте от преподавателя к студентам. В процессе обучения человека сопровождают: преподаватели соответствующих дисциплин, с которыми можно взаимодействовать посредством консультаций по видеосвязи, а также в формате индивидуального общения с помощью чата и электронной почты, методист ресурсного центра, ответственный за свободный доступ к библиотеке дистанционного образования, а также специалист службы технической поддержки.

Любой процесс дистанционного обучения состоит из следующих этапов:

  • собственно дистанционное обучение с использованием современных информационных технологий и средств связи;
  • аудиторное обучение на ежегодной сессии, в процессе которой сдаются зачеты и экзамены, требующие физического присутствия студента и преподавателя, составляются планы занятий на будущий учебный период и т.д.;
  • самостоятельная работа по поиску необходимой информации, выполнению проверочных заданий и других контрольных работ, необходимых для успешной сдачи экзамена.

Дистанционное обучение в школе

На сегодняшний день учиться дистанционно можно не только в высших учебных заведениях. Развито в нашей стране и дистанционное обучение в школе. Как правило, класс дистанционного обучения состоит из детей, которые по разным причинам не могут посещать ежедневные занятия и сдавать экзамены непосредственно в школе. Чаще всего обучение дистанционно выбирают спортсмены, которые постоянно находятся в разъездах на соревнованиях, одаренные дети, которым просто не нужно так много времени на освоение необходимого материала. Дистанционное обучение применяется к часто болеющим детям или к детям-инвалидам, которые в силу состояния здоровья не могут регулярно посещать занятия в школе.

При этом дистанционное обучение не годится в тех случаях, когда учитель и ученик должны непосредственно взаимодействовать друг с другом, чтобы передать-получить знания. Например, по Интернету нельзя научиться играть на музыкальном инструменте, научиться живописи или скульптуре, танцам, пению, а также невозможно овладеть профессией врача.

Так же, как и в системе высшего образования, в дистанционном классе в школе есть свой сайт, доступ к которому имеют все участники образовательного процесса через логин и пароли. На этом сайте вывешиваются перечни изучаемых дисциплин, графики сдачи проверочных работ и выполнения тех или иных заданий, есть и электронные журналы успеваемости, в которых учителя проставляют оценки за выполненные контрольные работы и сданные экзамены. Помимо индивидуальной работы есть также парные и групповые задания. Для одновременного участия в образовательном процессе учителя и учеников используются чаты, ICQ, интерактивное TV, телеконференции, Skype и другие программы. Для того чтобы, например, отправить учителю выполненную контрольную работу, достаточно переслать ее по электронной почте или прикрепить в личном кабинете на сайте дистанционного обучения. Очень важно не просто изучать материал, но также создавать новые учебные документы под руководством учебных материалов и с помощью консультаций дистанционного учителя (например, создание и размещение собственной web-страницы ученика является наглядным подтверждением того, что он усвоил навыки интернет-программирования).

Сегодня дистанционной системой обучения может воспользоваться каждый вне зависимости от места жительства, возраста, уровня занятости и других критериев. Важно только выбрать желаемый ВУЗ, специальность и разузнать о возможностях обучения дистанционно именно той специальности, которая Вам нравится. Век живи – век учись! Непременно следуйте этой народной мудрости. Мы желаем Вам удачи на пути самосовершенствования!

Дистанционное образование Москва сегодня

Дистанционное обучение - набирающая популярность форма получения высшего образования. Она подразумевает дистанционное взаимодействие между студентом и университетом. На этой странице рассмотрим подробно эту уже не новую, но приобретающую популярность только сейчас форму получения знаний.

1) Дистанционное образование - второсортное образование, которое нигде не ценится.

Ценится не диплом-бумажка, а знания в вашей голове. Если вы поступили для того, чтобы учиться, то проблем при трудоустройстве не будет. Ряд из вузов, которые учат дистанционно, организовывают трудоустройство студентов.

2) Дистанционно не получишь тех знаний, которые получают студенты-очники.

Количество информации, которую получают студенты очной и дистанционной формы не отличается. Отличается обстановка, в которой они ее получают. Одни сидят в аудиториях и просыпаются в 7 утра, другие надевают халаты, берут чай и садятся за компьютер. Вы также можете вести диалог с преподавателям, вам также задают вопросы. Впрочем, здесь также есть подводные камни. О них ниже.

3) После обучения выдают диплом не государственного образца.

Люди, которые это говорят, не знают, какой диплом выдают после дистанционного обучения. После того, как вы получаете дистанционное образование в вузе, который имеет право выдавать дипломы гос. образца, вы получаете диплом ГОС. ОБРАЗЦА. Дистанционное - такое же образование, выдают такие же дипломы, как на очном.


Для поступления на дистанционную форму обучения вы должны предоставить набор документов в приемную комиссию выбранного вуза. Набор включает в себя:

  • паспорт
  • фотографии
  • документы об образовании
  • свидетельство о результатах ЕГЭ
  • заявление о приёме
  • анкету для поступления на дистанционную форму обучения
  • свидетельство о заключении (расторжении) брака (если фамилия в документе, удостоверяющем личность и гражданство, не совпадает с фамилией в документе об образовании)

Все нужные документы обычно есть на сайтах университетов. Затем вам высылается договор и квитанция на оплату. После оплаты и подписания договора на почту высылается данные для доступа к личному кабинету студента и начинается обучение.

1) После поступления вам выдают логин/пароль от личного кабинета ученика. Там вы найдете учебный план, расписание пар, домашнее задание, зачеты.

2) Занятия происходят в определенное время. Преподаватель с помощью вузовского софта создает виртуальный класс и как в аудитории стоит рядом с аналогом доски, рассказывает тему, спрашивает, отвечает на вопросы. В различных университетах этот процесс может отличаться. Где-то вы изучаете заранее записанные материалы, книги. Где-то проходят занятия. Нужно уточнять в заинтесовавшем институте.

3) Как проходят сессиия при дистанционном обучении? Обычно ученикам выдаются контрольные материалы, которые они должны решить. При этом, доступ в интернет блокируется и вам приходится рассчитывать только на себя. В некоторых вузах приходится приезжать на сессии и диплом. Уточните при поступлении.

4) Производственная практика при дистанционном обучении присутствует. Бывает, что вуз сам находит предприятие. Бывает из-за удаленности студента, ему приходится находить самому. Но вузы обычно помогают.

Насколько важно получать высшее образование дистанционно в государственном вузе?

Впринципе, это далеко не первый критерий. Важно, чтобы вуз был надеждный. Задача определить уровень надежности лежит на вас. Уже писал про это здесь.

Дают ли отсрочку ли отсрочку от армии при дистанционном обучении?

Какие на сегодняшний день применяются технологии дистанционного образования?

Технологии развиваются. На сегодняшний день используется: специальный софт для продвинутых онлайн уроков, программы для сдачи сессии, промежуточных зачетов и многое другое.

Что такое дистанционное обучение: 7 преимуществ и 4 недостатка + 3 программы и 4 формы этого вида образования + 5 секретов, которые сделают процесс получения знаний легким и приятным.

Многие ученики и студенты воспринимают школу или высшее учебное заведение, как своеобразную тюрьму, как повинность, которую нужно отрабатывать, как кару непонятно за что.

Причем они не имеют ничего против самой необходимости учиться и получать знания, им просто не нравится ежедневно тратить время на просиживание за партой.

Если вы относитесь к числу таких студентов или школьников, разберитесь, .

Это поможет вам получить нужные знания, диплом в конце образовательного процесса, но не тратить так много времени на посещение учебного заведения.

Вы можете учиться, но не растворяться в учебе, а жить полной жизнью.

Что такое дистанционное обучение, какими преимуществами и недостатками обладает?

Давайте будем честны: получать стационарные знания в высшем учебном заведении могут позволить себе лишь юноши и девушки без особых жизненных проблем: без детей, материально обеспеченные, окруженные родительским вниманием и деньгами.

Те, кому приходится совмещать учебу и что-то еще, чаще всего выбирают заочную форму или и вовсе отказываются от получения диплома.

Не так давно у них появилась альтернатива – дистанционное обучение, которое позволяет получить одновременно и знания, и диплом о высшем образовании, независимо от образовавшихся жизненных обстоятельств.

Все о том, что такое дистанционное обучение

Дистанционное обучение – одна из форм взаимодействия преподавателя и ученика.

Ее особенность состоит в том, что общение проходит на расстоянии (дистанционно) при помощи различных интерактивных методов.

У вас будут практически традиционные занятия с преподавателем, вот только взаимодействовать с ним вы будете при помощи компьютера и телефона, а не посредством нахождения в аудитории. Удобно?

Даже очень удобно.

Впервые о дистанционном обучении заговорили еще в конце ХХ века (в 80-х годах).

Уже тогда появилась необходимость обучать студентов или повышать квалификацию сотрудников не очно, а на расстоянии, используя современные средства коммуникации.

Сегодня этим видом взаимодействия между преподавателем и студентом никого не удивишь – многие вузы и другие учебные заведения его практикуют для того, чтобы дать студенту полноценное высшее образование, работающему человеку – право повысить квалификацию, научить того, кто занят, чему-то полезному.

Инструментарий дистанционного обучения за несколько десятков лет существенно расширился, теперь используют:

  • специальные компьютерные программы;
  • онлайн-конференции;
  • электронную почту;
  • группы в социальных сетях;
  • мессенджер и многое другое.

С распространением компьютеров, смартфонов и почти повсеместного покрытия wi-fi стало гораздо проще проводить занятия дистанционно.

7 преимуществ дистанционного обучения

Дистанционное обучение имеет ряд преимуществ, которые и побуждают студентов выбирать этот способ получения высшего образования:

    Вы экономите время.

    Не приходится ежедневно ездить в университет и домой, что особенно актуально для больших населенных пунктов, где в пути можно провести несколько часов.

    Вы экономите деньги.

    Например, если вы решаете учиться в другом городе, то вам придется платить за свое жилье, тратить средства на регулярные поездки домой, покупать продукты и т.д.

    А так можно учиться, не покидая пределы дома.

    Вы сами составляете свой график.

    Зная, сколько именно времени вам нужно на дистанционную теорию и практику ежедневно, вы можете и интересным для себя, например, работой.

    Новаторский подход.

    Вы имеете возможность использовать для учебы современные технологии и получаете доступ к электронным библиотекам, что, безусловно, пригодится вам в будущем.

    Неограниченность возможностей.

    Благодаря этой форме учебы расстояние – уже не помеха для того, чтобы получить диплом о высшем образовании.

    Реально создать единую образовательную среду.

    Это очень актуально для корпоративного курса, когда нужно дать образование большому количеству сотрудников, причем – одновременно.

    Творческая составляющая.

    Вы получаете большую свободу действий, не должны подстраиваться под настроение преподавателя, соблюдать гробовую тишину в аудитории.

    Допускается умеренная порция креатива при выполнении всех заданий.

4 недостатка дистанционного обучения

Естественно, было бы нечестно врать, что дистанционное обучение состоит исключительно из плюсов и напрочь лишено какого-либо негатива.

Нет, эта форма учебы, как и любой другой образовательный процесс, имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

    Денежный вопрос.

    Если на очную форму вы можете поступить, не тратя при этом деньги, то форма дистанционная практически всегда платная.

    А еще вам нужен хороший компьютер с быстрым интернетом, что тоже может стать серьезной денежной проблемой для жителей отдаленных деревень.

    Эта форма подходит не всем.

    Психологические и другие особенности некоторых людей не позволяют им учиться дистанционно.

    Например, кому-то не хватает дисциплины и организованности, кому-то – соревновательного момента с другими студентами, кому-то – контроля со стороны преподавателя и т.д.

    Невозможность окунуться с головой в студенческую жизнь.

    Годы студенчества – это ведь не только пары, зачеты, коллоквиумы, экзамены, библиотеки и прочие не слишком веселые вещи.

    Это еще и – общение со сверстниками, студенческие вечеринки, общественная жизнь, капустники и многое другое.

    Некая дискриминационная составляющая.

    Допустим, вам гораздо легче излагать свои мысли устно, нежели письменно, но ведь при дистанционных уроках все задания приходится выполнять письменно, что может стать проблемой для некоторых людей.

Дистанционное обучение: что это такое и каковы его особенности?

Если вы решили всерьез разобраться в вопросе дистанционных занятий, то вам обязательно нужно узнать о существующих формах и программах этого способа получения высшего образования.

А еще, я уверена, вам будет полезно узнать секреты, с помощью которых можно сделать свои уроки успешными и приятными.

3 формы и 4 программы дистанционного обучения

Современные абитуриенты, которые хотят учиться дистанционно, имеют неплохой выбор программ и форм.

Если вы не найдете желаемого в своей стране, то всегда можно избрать для обучения заграничный вуз.

Основные программы дистанционного обучения:

    Дистанционные университеты.

    В каждой развитой стране есть вузы, предлагающие студентам получить степень бакалавра (реже – магистра), занимаясь вне университетских стен.

    Важно заранее узнать, имеет ли выбранный вами вуз необходимую аккредитацию и получите ли вы реальный диплом по окончанию курса.

    Программы онлайн от университетов.

    В этом случае речь идет скорее о повышении квалификации, получении необходимой степени, расширении своей специализации и т.д. на базе высших учебных заведений.

    Дистанционные курсы.

    Например, получить водительские права дистанционно вы не сможете, потому что для этого нужна реальная практика, а вот выучить английский язык, освоить компьютерную программу, прослушать курс тренингов по личностному росту и т.д. – сможете запросто.

    Такие программы предлагают многие частные компании.

На сегодняшний день существует 4 основные формы дистанционного обучения:

    Чат-занятие.

    Одновременно все ученики и учитель подключаются к чату, поэтому получают возможность не только слушать педагога, но и задавать уточняющие вопросы. Чат может быть как текстовым, так и видео.

    Телеконференция.

    С помощью этой формы хорошо проводить не только теоретические, но и практические занятия.

    Наиболее популярный сегодня вид дистанционного обучения в университетах США и Европы.

    Веб-занятие.

    С его помощью можно проводить не только теорию, но и практику, однако эта форма ограничена тем, что ученики видят и слушают профессора, но не имеют возможность переспросить.

    Веб-занятие может быть как синхронным (к нему подключаются все ученики в одно время), так и асинхронным (подключаются один или несколько студентов).

    Телеприсутствие.

    Экспериментальная форма, которую начали практиковать лишь недавно.

    Ее цель – не просто провести видео-чат со студентом, но создать ощущение присутствия преподавателя рядом.

Что такое нужно делать, чтобы дистанционное обучение было успешным?

Есть несколько секретов, зная которыми, можно сделать свое дистанционное обучение легким и успешным:

    Выбирайте не только университет, но и обучающий курс.

    Курс дистанционной учебы должен отличаться от очного, но не уступать ему по наполненности.

    Желательно предварительно ознакомиться с курсом, прежде чем подписывать контракт.

    Отнеситесь к занятиям серьезно.

    Да, пусть вы не обязаны посещать ежедневно лекции и семинары, но дома вы тоже должны учиться, а не бить баклуши.

    Ваша цель – не только диплом, но и знания.

    Используйте различные инструменты.

    Веб-камеру, телефон, электронную почту, обычную почту, факс, видео-, телеконференции и прочее.

    Правильно организуйте процесс.

    Есть время для учебы, есть – для всего остального.

    Например, с 9.00 – 12.00 вы занимаетесь, и ничто не должно вас отвлекать.

    Доступность преподавателя.

    Учась очно, вы всегда можете прийти к преподавателю на консультацию, точно такая же возможность у вас должна быть, когда вы обучаетесь дистанционно – профессор должен выходить с вами на связь.

    Если он этого не делает, жалуйтесь в деканат.

А еще крайне важно выбирать ту специальность, которая вам нравится и в нюансах которой вам легко будет разобраться.

Любимое дело скрасит вам не только годы учебы, но и карьерный взлет.

Дистанционное обучение – это не так уж и сложно


Американцы давно уже практикуют дистанционный вид занятий, считая, что студент – достаточно самостоятельная единица для того, чтобы учиться автономно, а не сидеть на поводке в классе.

Российские руководители вузов тоже постепенно пришли к тому, что дистанционная форма – это здорово, ведь она дает дополнительные возможности и для студентов, и для преподавателей.

Вот на этих сайтах можно найти ряд вузов, где поощряют самостоятельность студента: http://www.ecvdo.ru и http://zillion.net/ru/.
Список достаточно велик, так что больших сложностей с выбором альма-матер вы не испытаете.

Как проходит дистанционное обучение?

Алгоритм действий достаточно прост: вы заполняете необходимые документы, которые подтверждают, что вы выбрали именно дистанционную форму (у каждого вуза свои требования, так что придется узнавать по месту учебы) и получить консультацию, как именно будет проходить процесс.

После всех организационных процедур можете приступать к лекциям и семинарам.

Дистанционная форма больше походит на стационарную, нежели на заочную, потому что вы учитесь каждый день, просто без необходимости посещать вуз, выполняете задания преподавателя, штудируете учебники и т.д.

В конце семестра вы, как и ваши «очные» коллеги, сдаете экзамены, но тоже в режиме онлайн.

Не спешите радоваться, что вам удастся списать на экзамене – они проводятся с помощью тестов и на их выполнение отводиться не так много времени, чтобы вы успели подсмотреть что-то в учебниках.

Выбрав для дистанционных занятий лицензированный Министерством Образования ВУЗ, вы получите стандартный диплом, в котором даже не будет указано, что вы учились дистанционно, а не на стационаре.

В дополнении к диплому, так же как и у студентов, что предпочитают более традиционные формы учебы, будет указано перечень дисциплин, что вы успели освоить, и оценки за них.

Если не хотите, можете даже не уточнять в своем резюме и на собеседованиях, что вы учились дистанционно.

Об очевидных преимуществах дистанционного обучения детально рассказано в ролике Европейского Дистанционного Университета:

Почему я выбрала дистанционное обучение?

Однажды в поисках вдохновения я забрела на один сайт. Там люди делились своими историями и хвастались успехами.

Меня очень заинтересовала история одной дамы о совмещении учебы и ухода за ребенком без мам и нянечек. Даму звали Инна.

Она рассказывала, что на первом курсе забеременела от парня, с которым встречалась еще со школы.

Беременность была внеплановой, но об аборте вопрос даже и не стоял. Они поженились.

Инне еще удалось окончить первый курс института, будучи беременной, а во время летних каникул она родила очаровательную дочурку Аню.

Ребенка Инна обожала, но ей не хотелось прерывать учебу и брать декретный отпуск на 3 года.

Заочная форма тоже не подходила: во-первых, во время сессий все равно пришлось бы искать няню (ее родители, так же как и родители ее мужа жили далеко), а во-вторых, Инна не верила, что заочная форма даст ей достаточно знаний для дальнейшей работы.

И тут, изучая варианты, она увидела, что существует дистанционная форма занятий.

Оформить документы оказалось плевым делом, гораздо труднее было учиться качественно и совмещать уход за малышкой, но девочки справились.

Первые три года Инна училась дистанционно, окончив таким образом 4 курса.

Отдав малышку в садик, молодая мама получила возможность поступить на 5-й курс уже на стационар.

Обладая красным дипломом и реальными знаниями, Инна без проблем нашла хорошую работу. Утверждает, что ни дня не пожалела о том, что когда-то выбрала дистанционную форму.

Да, было трудно, да, хотелось все бросить, но она справилась и в итоге получила все и сразу: счастливую семью, любимую дочурку и высшее образование.

Именно молодым мамам и работающим студентам нужно в первую очередь узнать, что такое дистанционное обучение .

Это поможет вам совмещать одновременно несколько дел, не жертвуя учебой.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

В современном мире все происходит стремительно. Часто людям приходится одновременно заниматься домашним хозяйством, воспитывать детей, работать. Сложно в таком бешеном ритме выделить свободное время для получения качественного образования, без которого невозможно продвинуться по карьерной лестнице. Отличным выходом из этой ситуации является дистанционное образование. С помощью подобной формы обучения можно получать необходимые знания без отрыва от домашних дел и рабочего места.

Преимущества и недостатки дистанционного образования

Данный вариант получения диплома имеет свои плюсы и минусы. Термин «дистанционное образование» предполагает организацию учебного процесса, при котором разрабатывается преподавателем специальная программа, основывающаяся на самостоятельном освоении материала. Подобная среда обучения предполагает отделение ученика от преподавателя во времени и пространстве. При этом современные формы дистанционного обучения оставляют шанс на полноценный диалог путем применения современных технических средств. Благодаря данному формату появляется возможность обучения у жителей тех регионов, в которых нет квалифицированных преподавателей, качественного высшего образования, требуемого уровня квалификации.

Страницы истории

В европейских странах во второй половине прошлого века начали появляться так называемые дистанционные университеты, виртуальные колледжи. Используемые формы дистанционного обучения отличались разнообразными педагогическими приемами, экономическими механизмами.

Интерактивная деятельность учащихся и учителя

Данный термин применяется не только в отечественной, но и в зарубежной педагогике. В узком смысле понятие «интерактивный» рассматривается как диалог программы и пользователя, обмен запросами (текстовыми командами) и приглашениями (ответами). Появление возможности в произвольном виде задавать вопросы, давать на них развернутые ответы, стало толчком к тому, что в большом количестве появились вузы с дистанционной формой обучения. От технических возможностей программы напрямую зависит активность пользователя, шансы на интерактивность. В более широком смысле идет речь о диалоге между субъектами посредством всех доступных методов и средств.

Априори интерактивного общения является телекоммуникационная среда. Очно-дистанционная форма обучения в качестве субъектов рассматривает ученика и преподавателя, общающихся посредством диалога в режиме реального времени по электронной почте, в ходе телеконференций.

Организационно-методические варианты дистанционного обучения

Такие формы как экстернат, ориентированы на тех студентов, которые по различным причинам не могут заниматься по традиционной (аудиторной) форме. В 1836 году появился основной задачей которого была организация экзаменов, выдача степеней, аттестатов студентам, не занимающимся в обычных учебных учреждениях. И в настоящее время не утрачена актуальность подобного варианта образования.

Есть и такие формы дистанционного обучения, которые предполагают учебу на основе определенного университета. Речь идет о целой системе образования для студентов, предпочитающих дистанционное обучение, организуемой с помощью современных информационных технологий, в том числе и компьютерных телекоммуникаций (off-campus). Многие ведущие университеты мира разработали программы для выдачи аттестатов по разным направлениям обучения. В австралийском университете (Южный Уэльс) заочно-дистанционная форма обучения выбрана 5 тыс. студентами. Если учесть, что на очном отделении занимается всего 3 тыс. студентов, масштаб дистанционной работы впечатляет.

Некоторые учебные заведения заключают договор о сотрудничестве. В этом случае использование дистанционных форм обучения способствует повышению качества образования.

Организация дистанционного обучения

В современной России существуют специальные образовательные которые созданы для талантливых и одаренных детей. Из крупных центров выделим Открытый Лондонский университет, на базе которого в последнее время организуются разнообразные курсы для школьников. В технологическом университете с использованием формы дистанционного обучения готовят инженеров.

Обучающие автономные системы подразумевают получение знаний с помощью радио- либо телевизионных программ, специальных печатных пособий и методических рекомендаций. В основном такая форма используется для взрослой аудитории, не сумевшей своевременно завершить школьное образование. Разрабатываются специальные программы, ориентированные на повышение компьютерной грамотности, тренинги здоровья.

Модели дистанционного обучения

Единичная модель предполагает применение одного информационного канала либо единственного К примеру, образовательный процесс осуществляется с помощью телевизионной передачи, путем переписки. Данная модель в качестве основного средства получения знаний рассматривает печатные материалы. Здесь нет двухсторонней коммуникации - предполагается традиционное заочное обучение.

Мультимедиа связано с применением разных средств образования: печатных пособий, компьютерных программ на съемных носителях, видео-, аудиозаписи. Лидирующие позиции принадлежат односторонней передаче информации. В случае необходимости дополнительно проводят консультации, очные встречи, экзамены, обучающие семинары.

Гипермедиа считается дистанционным обучением нового поколения. Модель предполагает применение новейших информационных технологий, где ведущая роль отводится компьютерным телекоммуникациям. Самым простым вариантом считается применение электронной почты и конференций.

Основные моменты удаленного обучения в ОУ

Организация полноценного дистанционного обучения невозможна без применения информационных технологий. Нужно выделить два основных момента:

  • Дистанционное образование не предполагает отказа от классического (традиционного) варианта образования. Независимо от того, какими бы совершенными ни были технические возможности, обучение посредством ИКТ является необходимостью, но не панацеей. Безусловно, нельзя пренебрегать подобными возможностями ведь с помощью технических средств можно улучшить качество образования.
  • Основные технологии, которые применяются при дистанционном обучении: видеоконференции, компьютерные тестирования, электронные учебники.

Работа с детьми в рамках реализации приоритетных национальных проектов

В современной России не только высшая школа стремительно развивается в направлении дистанционного обучения. По инициативе министерства образования РФ был разработан специальный проект по инклюзивному обучению для школьников. У ребят, имеющих проблемы со зрением, опорно-двигательным аппаратом, слухом, появилась возможность учиться, не покидая стен своего дома. Государство позаботилось об оснащении таких школьников полным комплектом компьютерного оборудования. Первые результаты реализации программы подтверждают ее своевременность и актуальность.

Заключение

Применение разнообразных методов и форм обучения позволяет получать желаемый результат - воспитывать гармонично развитую личность. Во многих ситуациях дистанционный способ обучения становится единственным вариантом получения высшего образования. Наука не отстает от тех веяний, которые происходят в современном обществе. В каждой школе, среднем и высшем учебном заведении есть собственные Выбор формы дистанционного образования остается за студентом либо родителями (законными представителями) школьника. За данным видом обучения будущее, с его помощью у всех появляются равные возможности получить желаемое образование.

Инструкция

Само название «дистанционное» означает, что обучение проходит на расстояние. Зачастую у студентов есть желание учиться в престижном московском вузе, но приехать на длительный срок в столицу он не может, да и учиться не получается. Тогда на помощь приходит дистанционная форма обучения, которая имеет черты как очного, так и заочного обучения. Для такой учебы студенту понадобится всего лишь ноутбук или планшет, а также огромное желание учиться.

Дистанционное обучение начинается с подачи заявления и необходимых копий документов, заверенных нотариусом. Если студент, желающий поступить на дистанционную форму обучения, живет в другом городе, он посылает документы по почте. Затем с ним заключается договор и после оплаты обучения студента зачисляют в вуз.

Дистанционная форма обучения особенно распространена среди тех, кто хочет получать второе высшее образование, поступает на курсы повышения квалификации или на программы MBA. Таким образом, более всего подобное обучение подходит для людей взрослых и занятых, которые не имеют времени для посещения лекций в очном режиме, но все же хотят иметь возможность прослушать материал из уст лектора и разобрать проблемные вопросы с ним напрямую, а не с помощью одних лишь учебников, как это бывает при заочном обучении. Однако подобную форму обучения можно выбирать и в качестве первого высшего образования.

Обучение в удаленном формате проходит по расписанию при помощи материалов на сайте вуза, -записей, живого общения в виде -конференций, а также связи с учеником при помощи электронной почты, icq, или скайпа. Студентов дистанционной формы обучения так же, как и всех остальных учащихся, зачисляют в определенные группы, им выдается расписание занятий и пароль для доступа в свой личный кабинет на сайте. В этом личном кабинете студенты могут находить доступные для них материалы для изучения - записи лекций, конспекты, учебники, контрольные и прочие проверочные материалы. Там же им выдаются задания на неделю или на семестр. Все эти материалы могут приходить и на электронную почту ученика.

При таком обучении у студента нет индивидуального расписания, он должен подчиняться определенную графику, который запланирован в вузе. И все же ему необязательно проводить у монитора большую часть своего дня, ведь в формате живого общения, требующего обязательного присутствия студента, проводятся только семинары или коллоквиумы. Все остальные материалы студент может изучать тогда, когда ему это удобно. Однако дистанционная форма обучения требует от учащегося большой дисциплины, настойчивости и силы воли. Никто не будет здесь заставлять учиться, но все контрольные, зачеты, экзамены и курсовые в конце семестра сдавать все равно придется.

За каждым студентом закрепляется куратор, который будет ему помогать в обучении и отвечать на вопросы по организации всего процесса. Преподаватели обычно тоже выделяют время хотя бы раз в месяц для консультаций по предмету. Можно приезжать в город, где расположен вуз, для очных консультаций, но это необязательно. Обязательное присутствие студента обычно требуется в вузе только во время сдачи государственных экзаменов и защиты дипломной работы.

Современную систему образования уже трудно представить себе без различных форм дистанционного обучения, которые осуществляются при помощи новейших технологий или традиционным корреспондентским способом.

Дистанционное (ДО) – это совокупность технологий, которые доставку учащимся основного объема материала для изучения и тестирования. Возникло в Европе еще в конце XVIII века, с появлением регулярной почтовой связи и «корреспондентским обучением». Впрочем, вполне современных вузов практикуют его и сегодня, наряду с использованием и новейших информационных технологий.

Стоит отметить, что во многих используются различные определения дистанционного обучения и образования, такие как «открытое», «виртуальное», «электронное», «онлайновое». Еще в 1969 году в Великобритании был основан первый в мире университет дистанционного образования – «Открытый университет».

Сегодня используются различные технологии ДО, сфера применений которых зависит от используемых средств информационного обеспечения, способов управления познавательной деятельностью обучаемых, методов контроля и самоконтроля знаний. В различных формах ДО существуют свои способы оценки знаний и свой необходимый уровень подготовки преподавателей.

Оптимизация ДО на современном этапе развития образовательной системы позволяет структурировать учебный процесс в зависимости от средств доставки учебных курсов. Это, в свою очередь, определяет способы взаимодействия между преподавателями и обучающимися.

В настоящее время наиболее перспективным является интерактивное взаимодействие в процессе ДО посредством интернета (чат-занятия, вебинары, веб-конференции). В 2003 году началась разработка единого стандарта интерактивного обучения SCORM, что постепенно приведет к расширению перечня требований к содержанию курсов и применяемому программному обеспечению.

Таким образом, использование технологий ДО позволяет, во-первых, снизить объем затрат на проведение обучения, во-вторых, проводить одновременное обучение большого количества человек и, в третьих, создавать единую образовательную среду (что особенно актуально для корпоративного обучения). Кроме того, качественный уровень ДО постоянно повышается за счет за счет использования современных средств связи, электронных библиотек, новейшего программного обеспечения.

Видео по теме

В современном мире существует возможность получения высшего образования без ежедневного посещения учебного заведения. Эту возможность предоставляет дистанционное обучение, которое осуществляется благодаря информационно-образовательным технологиям и системам коммуникации.

Данный вид обучения предоставляет огромные возможности для получения желаемого образования людям, которые по ряду причин не могут посещать учебное заведение очно или не в состоянии учиться в другом городе (стране).Дистанционное обучение обеспечивает комфортное получение знаний благодаря тому, что учащийся находится дома, в привычной для него обстановке, сам выбирает сроки и темп получения образования. При этом, не смотря на самостоятельное получение знаний, студент может в любую минуту рассчитывать на помощь преподавателя, которая осуществляется через интернет.Особенностью дистанционного обучения является возможность получения знаний в режиме, когда преподаватель и обучающийся общаются напрямую, использую интернет в качестве средства связи (на помощь приходят такие системы, как web-чат, IRC, ICQ, TV, web-телефония, Telnet). Помимо этого, существует асинхронный способ передачи знаний студентам, заключающийся в самостоятельном выполнении заданий и изучении материала, предоставленного в печатном виде, на дискетах, CD, - и кассетах, на web-форумах и web-страницах, в гостевых и телеконференциях Usenet.Современные технологии посредством дистанционного образования позволяют получить дипломы людям с ограниченными возможностями, например, глухим, незрячим или больным, имеющим заболевания опорно-двигательного аппарата.Дистанционное обучение применяется не только для получения образования студентами. Этот способ получения знаний очень удобен в применение к школьникам, которые по причине болезни не могут посещать школу длительное время или вынуждены получать образование на дому. Помимо этого, с помощью дистанционного обучения осуществляется переподготовка сотрудников различных корпораций и повышение их квалификации. Отличие дистанционного обучения от заочного заключается в том, что в последнем случае присутствует общий для всех студентов план занятий, срок сдачи экзаменов и получения диплома, т.е. отсутствует индивидуальный подход. Однако не все профессии и знания можно получить дистанционно. Так, например, научиться самостоятельно некоторым видам творческой деятельности, при отсутствии прямого контакта студента и преподавателя, практически невозможно. Это относится к обучению игре на музыкальных инструментах, пению, живописи, танцам.

Наряду с дневной, вечерней и заочной формами обучения сегодня активно развивается система дистанционного образования, доступное практически для любого желающего. Этот вид обучения не имеет возрастных, профессиональных, территориальных ограничений, и его успешно применяют люди, не имеющие возможности посещать занятия очно или часто выезжать на сессии в силу занятости на работе, состояния здоровья, отдаленности вуза, ухода за маленькими детьми.


Дистанционное обучение производится с помощью образовательного портала вуза. При зачислении студенту логин и для доступа к учебно-методическим материалам курса: текстам учебных пособий, заданиям для самостоятельных и контрольных работ и рекомендациям по их выполнению, графику изучения материала и т.д. Для удобства часть пособий может дублироваться в бумажной форме или на компакт-дисках.

Последовательность изучения предметов и темп обучения определяется индивидуально, поэтому общая продолжительность учебного процесса зависит от каждого конкретного студента, его возможностей и пожеланий. Можно пройти весь курс за традиционные 5-6 лет или за более короткий срок, если заниматься интенсивно, или с учетом жизненных обстоятельств учиться более длительное время.

Преподаватели, методисты и специалисты службы технической поддержки посредством телефонной или видеосвязи, а также электронной почты и общения на форуме вуза дают студентам регулярные консультации по вопросам, возникающим в ходе учебного процесса. Вместе с тем, удаленное обучение не исключает личного общения. Как правило, один раз в год студенты должны являться на сессии, во время которых они посещают лекции, семинары, делают лабораторные работы, сдают зачеты и экзамены. Кроме того, они могут появляться в вузе и чаще, если есть такая необходимость.

В тех учебных заведениях, где не требуется личного присутствия на экзамене, проверка усвоения материала по учебным дисциплинам осуществляется в автоматизированной системе, которая обеспечивает детальный и постоянный контроль и делает его независимым от преподавателя, что в свою очередь позволяет получить объективную оценку знаний. Однако в подобных случаях существует проблема идентификации лица, выполняющего задания, поэтому такие формы контроля применяются не повсеместно.

Видео по теме