Жидкости: Моторное масло, все что нужно знать. Маркировка моторных масел Что означают 5w30 на моторном масле

Подразделяются на три категории: бензиновые, дизельные и универсальные. Еще они делятся на всесезонные, зимние и летние. Но к какому классу бы они ни принадлежали, главной характеристикой для масла остается одно - вязкость. Именно от этого параметра зависит уровень распределения данной жидкости на поверхности трения деталей двигателя. Можно сказать, что от вязкости в большей мере зависит ресурс ДВС автомобиля, поэтому сегодня мы посвятим этому моменту отдельную статью.

Сегодня вы узнаете, что такое вязкость, и ознакомитесь с таким понятием, как расшифровка моторного

Что такое вязкость?

Основная функция данной жидкости - не допустить трения движущихся внутри мотора деталей «на сухую». Также масло обеспечивает минимальную силу трения, при этом сохраняя максимальную герметичность работающих цилиндров.

Стоит отметить, что характеристики и смазывающие свойства данной жидкости могут существенно варьироваться в зависимости от температуры самого двигателя. Кстати, те данные температуры мотора, которые отображаются на приборной шкале автомобиля, могут значительно отличаться от уровня нагрева масла. И это не отображается на щитке приборов в салоне. В зависимости от интенсивности работы ДВС данное вещество способно нагреваться до 140-150 градусов Цельсия (и это при том, что будет равна 90 градусам!). А ведь при таких условиях может существенно отличаться от первоначальной.

Именно поэтому, чтобы обеспечить максимально долгий ресурс эксплуатации и минимальное трение на стенках цилиндров, каждому автомобилю требуется свой тип масла, рекомендованный автопроизводителем.

Сам параметр вязкости очень важен для машины, ведь от этого зависит способность жидкости оставаться на поверхности деталей двигателя на протяжении долгого времени. Но данный параметр, как мы уже отметили ранее, может значительно отличаться при разном диапазоне температур. Но как тогда понять, какую вязкость должно иметь масло в идеале? К счастью, решение этой проблемы было найдено в американской ассоциации автомобильных инженеров (SAE), которая разработала классификацию автомобильного масла по вязкости. Иными словами, эта система дает нам диапазон температур, при котором работа ДВС является безопасной при условии, что производитель «смазки» допустил ее с такими параметрами к использованию в этом двигателе.

Расшифровка маркировки масла

5W30, 14W-40 - такие шифры встречаются абсолютно на каждой этикетке со смазывающей жидкостью. Что они обозначают?

По сути, любая маркировка подобного товара включат в себя несколько цифр, разделенных буквой W и тире. В нашем случае расшифровка моторного масла 5w30 говорит о том, что эта жидкость является всесезонной - наиболее популярной среди автолюбителей. Определить все подробные характеристики очень просто. Рассмотрим это на примере масла 5w30.

Расшифровка 5W говорит нам о низкотемпературной вязкости средства, что допускает холодный запуск автомобиля при температуре минус 35 градусов Цельсия. Определяется это следующим образом - от цифры, которая стоит перед значением W, отнимаем 40. Полученное число и будет той минимальной температурой масла, при котором насос ДВС сможет прокачать его по системе, не допуская сухого трения деталей внутри.

Минимальный уровень запуска мотора

Подобными математическими манипуляциями можно определить минимальную температуру «проворачиваемости» мотора. На примере масла 5w30 расшифровка нам указывает, что данный параметр составляет минус 30 А определяется это очень просто: от полученного значения температуры холодного запуска мотора (в нашем случае это -35 0) отнимаем 35. Становится очевидным, что с похолоданием масло становится все более густым, и стартеру все сложнее провернуть мотор «на холодную».

Итак, мы выяснили, какая есть у масла 5w30 расшифровка. Синтетика это или «минералка» - будет зависит только от возраста авто. Если это машина старше 5 лет, для нее лучше использовать «минералку», если моложе, то «синтетику».

Обращаем внимание

Необходимо отметить, что все параметры, определенные выше, являются лишь усредненными для автомобиля. Расшифровка (масла 5w30 в том числе) дает приблизительные данные. Реальные значения зависят от характеристик самого двигателя, поэтому при выборе масла не стоит закрывать глаза на рекомендации производителя.

Температурные особенности

В большинстве случаев современные производители автомобильных масел допускают их эксплуатацию при температуре не более, чем минус 20 градусов Цельсия. Если вы живете именно в таком климате, для вас не принципиально делать выбор между и 5W-30. Расшифровка обоих допускает эксплуатацию даже в самую суровую зиму. Однако если ваш стартер/аккумулятор сильно изношен/разряжен, лучше отдать предпочтение маслу 5W-30 или 0W-30. Чем меньше вязкость, тем больше шансов, что ваш стартер провернет двигатель и запустит его «на холодную».

Высокотемпературная вязкость

Еще один немаловажный параметр указывается после буквы W. Эти цифры означают высокотемпературную вязкость масла. В нашем случае для жидкости 5w30 данный параметр равен 30-ти. Это значение говорит о минимальной и максимальной вязкости при рабочей температуре в 100-150 градусов Цельсия.

В отличие от предыдущих случаев, здесь ничего отнимать не нужно. Отметим, что, чем выше этот параметр, тем выше вязкость масла при больших температурах. Но при выборе не стоит руководствоваться принципом «чем больше, тем лучше». Опять же, оптимальные параметры выбирает сам автопроизводитель, поэтому и показатель вязкости не должен сильно отходить от стандартной нормы. Узнать все рекомендации можно в руководстве по эксплуатации.

В каких случаях автомобилю требуется высокая вязкость?

Многие автомобилисты считают, чем выше данный параметр, тем лучше будет вести себя двигатель. Отчасти это правда.

Почему отчасти? Да потому, что масла с большой вязкостью рекомендуют заливать только в спортивные автомобили. Но это абсолютно не означает, что если вы зальете такое вещество в ВАЗ, в плане динамики разгона он будет вести себя, как «Ламборджини». Более того, приобретая масла с высокой вязкостью (такой, которую не рекомендует производитель), вы лишь усугубляете работу двигателя и увеличиваете его нагрузку. В итоге автомобиль теряет свою мощность, а если жидкость залить повторно, не исключено, что вскоре ваш мотор будет подлежать только капитальному ремонту.

Как часто нужно менять масло?

Напоследок отметим наиболее оптимальный интервал замены. Принято считать, что масло исчерпывает свой ресурс уже через 10 тысяч километров пробега. Именно с таким интервалом времени лучше всего менять жидкость в автомобиле. Больше повезло владельцам машин с ГБО: благодаря более экологичному сгоранию газа (неважно, пропан это или метан) масло практически не засоряется и сохраняет свою прозрачность даже на 20-ти тысячах пробега. Также следует регулярно проверять уровень его остатка в двигателе.

Делать это нужно не реже, чем раз в 2 недели. В противном случае вы не будете знать, осталось ли оно вообще в моторе, а старт «на сухую» может привести к тяжелым последствиям, вплоть до капительного ремонта. Так что берегите свой автомобиль и подбирайте масла правильно, придерживаясь рекомендаций производителей.

Итак, мы выяснили, какая у SAE 5w30 расшифровка, и узнали все нюансы вязкости, а также оптимальный интервал замены данной жидкости.

Казалось бы, что может быть проще, чем купить канистру моторного масла SAE 5w30 для своего четырехколесного «любимца». Но на практике все не так просто. Начинающим автолюбителям порой сложно разобраться с терминами и сокращениями, применяемыми различными производителями автомобилей, запчастей и комплектующих.

Оказывается, существует множество видов и типов смазочных материалов, выпускаемых разными фирмами, и маркировка SAE 0w 30 для рядового пользователя не несет никакой информации.

Конечно, речь не идет о том, что каждый владелец автомобиля должен до тонкостей разбираться в характеристиках 0w30 и 5w30, но иметь общее представление о существующих разновидностях и классификациях не помешает.

Классификация масел по SAE

К моторным маслам выдвигается целый ряд требований, важнейшими из которых являются вязкость и ее зависимость от температуры. В большинстве развитых стран применяется классификация SAE, учитывающая вязкостно-температурные и прочие характеристики смазки. Эта аббревиатура является производной от Society of Automotive Engineers – Сообщества автомобильных инженеров.

Организация появилась в начале 20 века и объединила ведущих на тот момент специалистов автомобилестроения США. Она существует и сегодня, став одним из наиболее популярных и авторитетных международных центров, занимающихся разработкой технической документации, продвижением образовательных проектов, выставочной деятельностью и т. д.

Согласно классификации SAE, все моторные смазки делятся на 12 классов – от 0w до 60. При этом первые 6 классов (0w – 25w, кратные 5) относятся к зимним видам, а вторая шестерка (10 – 60, кратные 10) применяется в летних условиях эксплуатации. Буква «w» в условном обозначении указывает на зимний период применения (от англ. winter – зима). Масло SAE 5w, к примеру, является типичным представителем зимних смазочных материалов.

У всесезонных масел, а таких большинство, в маркировке стоят сразу две цифры. Первая характеризует динамические свойства масла при минусовых температурах, вторая касается вязкости масла в летний период. Таким образом, рассматриваемые масла SAE 0w 30 и 5w 30 являются всесезонными.

Для автомобилистов-новичков существует универсальный совет, как подобрать масло для своего автомобиля. Для начала следует заглянуть в сервисную книжку транспортного средства. Там, среди прочего, содержится информация о рекомендуемой марке масла для двигателя (SAE 0w30, 5w30 и пр.).

Инженеры на заводе уже протестировали все системы и пришли к выводу, что такое масло является оптимальным для вашего двигателя. Именно его и нужно заливать в ходе технического обслуживания. Конечно, применение вместо 0w30 смазки другой марки не приведет к фатальным последствиям, но может отрицательно сказаться на работе двигателя в экстремальных условиях.


Классификация масел по вязкости

Особенности смазок различных производителей

Несмотря на то, что речь идет о международной классификации, на практике продукты одного класса (SAE 5w, 0w и пр.), но изготовленные на разных предприятиях, могут немного отличаться по свойствам и, естественно, по стоимости. Рассмотрим эти отличия на примере 5w 30. Лабораторные исследования показывают, что его кинематическая вязкость при 100 °C может отличаться у различных производителей в пределах 20 %, хотя и попадает в диапазон значений для 5w30.

Вязкость при отрицательных температурах тоже может не совпадать. Приблизительно такие же результаты исследований и для 0w30 у разных компаний. Поэтому опытные автомобилисты стараются покупать масло одного производителя. На практике большое значение играют присадки, используемые различными разработчиками. В результате материалы приблизительно одинаковой вязкости могут отличаться по моющим и антиокислительным свойствам, а также расходу на угар.

К примеру, автолюбители, отдающие предпочтение производителям, выпускающим недорогое полусинтетическое масло SAE 5w или 0w, вынуждены периодически доливать его до уровня. Если же использовать тот же 5w, но с низким расходом на угар, то о частом доливании можно забыть. Но стоит такое масло, как правило, значительно дороже.

Поэтому прежде чем отдавать предпочтение тому или иному производителю, не лишним будет проконсультироваться со специалистами и опытными автомобилистами.

Двигатель внутреннего сгорания не может работать без смазки трущихся деталей. Это простая истина – главная причина, по которой каждый автомобилист проводит целые часы за поиском подходящего для своей машины. Нередко этот выбор упирается не столько в производителя жидкости, сколько в вязкость, являющуюся важнейшим ее свойством. В данной категории существует несколько видов смазочных материалов, однако водители в большинстве своем предпочитают смазки SAE 5W30, расшифровка которой будет рассмотрена ниже.

Что означает данный код?

Классификация моторных смазочных жидкостей по вязкости проводится Сообществом автомобильных инженеров (SAE). Она осуществляется на основе показателей допустимых степеней нагрева и охлаждения жидкости. Если рассматривать код «5W30» в детальной расшифровке, то можно понять, как формируются температурные границы данной категории. Буква «W» указывает, что масло может применяться зимой. Первая цифра показывает минимальную температуру работы двигателя. Получить последнюю можно путем вычитания из указанного значения числа 30 или 35 (четких критериев такой оценки нет). Следовательно, жидкость со значением 5W будет замерзать при морозах от -30°С до -25°С.

Но в коде «5W30» есть и третья часть – число 30. Оно устанавливает верхний порог допустимой температуры, которая позволит смазке работать без перебоев. Она определяется путем вычитания из указанного выше параметра числа 5 (у некоторых производителей можно заметить отклонение до 0). Выходит, что рассматриваемый вариант не теряет своей вязкости до температуры +25°С.

Таким образом, моторное масло 5W30 – это всесезонная смазывающая жидкость для транспортных средств, которая предназначена для работы в температурном диапазоне от -30°С до +25°С.

Двигатель будет работать с максимальной производительностью и зимой, и летом, однако при эксплуатации в районах чрезмерных мороза или жары стоит обратиться к специализированным сезонным смесям.

Характеристики

Расшифровка моторного масла 5W30 дала общее представление о данном расходном материале. Теперь важно осветить основные характеристики жидкости. Автомасла данного класса представляют собой синтетические или полусинтетические смазки, которые способствуют бесперебойной работе двигателя, защищают его трущиеся детали от преждевременного износа и снижения их нагрева. Сразу стоит оговориться, что последняя из перечисленных функций не является основной, поскольку за нее отвечает система охлаждения. Тем не менее температура у масла гораздо ниже, чем у работающего двигателя (особенно у подвергнутых трению элементов). За счет этого происходит и определенный теплообмен.

Возвращаясь непосредственно к защитным функциям, нельзя не отметить, что самыми уязвимыми к неисправностям частями силового агрегата являются подвижные детали. Постепенно они и перетираются, за счет чего увеличивается износ. Моторные отлично защищают эти компоненты двигателя в любое время года. Происходит это в результате обволакивания их масляной пленкой, которая выполняет одну из важнейших функций в работе ДВС. Жидкость тонким слоем покрывает детали, за счет чего их движения сглаживаются, и износ снижается.

Важной чертой масел 5W30 является эффективная очистка. Жидкость, постоянно циркулируя в силовом агрегате, не только поддерживает состояние масляной пленки, но и забирает образовавшиеся остатки продуктов горения, то есть нагар.

Конечно, эффективность такого очищения в большей мере зависит от наличия или отсутствия активных моющих присадок, а также от типа самой смазки.

Как выбрать хорошее масло?

Главным параметром, на который сразу же обращают внимание водители, приобретшие новое моторное масло, является шум работы двигателя. Если смазка качественная, то шуметь силовой агрегат должен не громче допустимой спецификациями авто нормы. Никаких посторонних скрежетов, скрипа и прочих непривычных звуков быть не должно. Масло должно работать мягко и бесшумно, в противном случае стоит его заменить.

Не менее важно, запускается ли двигатель в экстремальных погодных условиях: в жару или морозы. Чаще всего автолюбители сталкиваются с последним фактором. Как уже говорилось выше, двигатель со смазочной жидкостью 5W30 должен запускаться без проблем при температуре не ниже -25–30°С.

Если в регионе, в котором планируется эксплуатация, зимы крайне холодные, лучше приобрести более стойкие варианты с цифрой 0 перед буквой «W».

В условиях жары смазка также может потерять свои свойства, за счет чего запуск двигателя будет либо сильно затруднен, либо вовсе невозможен. В таких случаях лучше брать смеси с окончанием «40» в маркировке.

Отличительной чертой масел 5W30 является то, что они расходуются довольно экономично. Термические свойства смазочных жидкостей данной категории делают их достаточно стойкими. Благодаря этому «расходник» не уходит, хотя, если приобретен не самый качественный вариант, это становится неизбежным.

Производителей на рынке моторных масел достаточно много. В силу высокой конкуренции компании стараются предложить лучшее качество по приемлемой цене, хотя найти этот драгоценный баланс, как оказалось, довольно сложно. Из наиболее популярных и надежных можно выделить Motul Specific Dexos,