Моторное масло для культиватора 4 тактного. Особенности моторного масла для четырехтактных двс. Классификация моторных масел

Какое масло заливать в 4-х тактный двигатель? Автомасло, заливаемое в данное устройство, располагает множеством значительных отличий от нефтепродукта, применяемого в двухтактных движках. Масла для двухтактных двигателей смазывают запчасти после растворения в горючем.

При функционировании ДВС смазочная жидкость прогорает с топливом. В этом и состоит ключевое различие двухтактного двигателя с четырехтактным.

Четырехтактные движки

Масло для четырехтактных двигателей не поступает в камеру сгорания. Оно должно смазывать детали как можно более долгое время. Этим обусловлено высокое содержание в подобной смазке различных присадочных элементов. Различие с автомаслом для двухтактного ДВС составляет примерно тридцать процентов.


Работа двигателя в 4 такта

Зольность моторного масла для четырехтактных двигателей может равняться двум процентам. Это довольно много. Также такие нефтепродукты сильно дымят. Они заливаются в различную технику: катера, мотокультиваторы.

Чтобы понять, как работает масло для 4 х тактного двигателя, нужно разобрать, как поглощается и перерабатывается расходник. У четырехтактного мотора есть картер, поддерживающий оптимальное количество смазки. Из картера нефтепродукт посредством маслонасоса попадает в масляный комплекс, на цилиндровые стенки. Ввиду этого поршень, когда трется о цилиндр, скользит по смазочной пленочке.


Схема работы системы смазки в ДВС

Чтобы масляные потоки не оказывались в камере сгорания топлива, смазка отводится назад в картер, оснащенный особыми кольцами. Иногда, если мощность силового агрегата не больше 5 л.с., маслонасос отсутствует. В подобных ДВС масло моторное распределяется в виде масляного тумана, образующегося при вращении коленвала.

Нагрузки в таких маленьких движках небольшие, потому автомасло, которое мы льем, регулярно поступает в нужном объеме. Это положительным образом отражается на продолжительности функционирования двигателя. Лить свежую смазку необходимо ежегодно. Нужно постоянно следить за количеством автомасла. Выпускаемые сегодня моторы оснащаются особыми датчиками. Чтобы проверить объем масляной жидкости, не надо разбирать ДВС.

Характеристики автомасел

Смазочный комплекс четырехтактного мотора располагает особыми свойствами, обусловленными особенностями конструкциями и функционирования агрегата. Смазка для четырехтактного двигателя не проникает в камеру сгорания. Этим агрегат и отличается от двухтактного силового агрегата. Следовательно, масло в четырехтактном ДВС обеспечивает более продолжительное смазывание моторных запчастей.

Раньше, чтобы создать автомасло, которое мы льем в ДВС, перегоняли нефть. В настоящее время, с увеличением оборотов и определенных показателей, нужно применять особые присадочные вещества, улучшающие характеристики масляной жидкости. Сейчас существуют такие добавки:

  • очищающие;
  • антизадирные;
  • уменьшающие окисление;
  • предотвращающие вспенивание.

В современных синтетических маслах, которые заливают в горловины двигателей с воздушным охлаждением и четырьмя тактами, объем присадочных элементов может составлять тридцать процентов. Отличия в составе смазки накладывают ограничения по использованию. Не рекомендуется лить автомасло для четырехтактного двигателя внутреннего сгорания в двухтактный движок. Если сделать это, зола, которая появляется при прогорании, осядет на стенках камеры сгорания и поршнях. Остатки прогоревших нефтепродуктов формируют абразивный порошок, оседающий на цилиндровых стенках. Абразив попросту распиливает детали. Из-за этого их эксплуатационный период значительно уменьшается.


Смазки для четырехтактных моторов делятся на такие категории:

  • минеральное масло;
  • полусинтетика;
  • синтетическое масло.

Нефтепродукты, которые льют в ДВС, могут быть произведены как в Российской Федерации, так и за рубежом. Российские расходники сегодня немного отличаются в худшую сторону от зарубежных, потому как в последних используются более качественные присадки. Покупатель, выбирая нефтепродукт, который будет лить в мотор, должен учитывать, в первую очередь, качество и вязкостный индекс смазки.

Выбор смазочной жидкости

В настоящее время вязкость смазок в Российской Федерации определяется соответственно с ГОСТ 17479.1-85. Автомасла делятся на три категории:

  1. Летние. Подобные нефтепродукты нечасто можно встретить на полках российских магазинов. Обусловлено это достаточно суровыми климатическими условиями. Имеют маркировку типа «SAE 30».
  2. Зимние. Используются реже, чем летние смазки. Связано это с тем, что двигатель мотоблока не предназначен для эксплуатации в холодных условиях. Пример маркировки – масло SAE 5w.
  3. Универсальные. Сегодня эти масла наиболее распространены. Они изготавливаются посредством добавления присадочных веществ в основную жидкость. Добавки разжижают автомасло. Это значительно упрощает пуск двигателя в низко- и высокотемпературных условиях. Присадочные элементы прекрасно подходят для моторов с воздушным охлаждением. Кроме того, присадки хороши тем, что обеспечивают надежную защиту соприкасающихся моторных запчастей. Цифра, которая располагается в маркировке масла SAE перед буквой «w», обозначает низкотемпературную вязкость. Число после символа «w» указывает на высокотемпературную вязкость. К примеру, маркировка может быть такой – «10w30».
Масло для четырехтактного двигателя

Какое масло лучше? Лить смазку, характеристики которой намного лучше, чем требуется, бессмысленно. Если в руководстве указана одна вязкость, а вы зальете нефтепродукт с более высоким показателем, то это не навредит двигателю, но и пользы не принесет.

Использование автомасла

Автомасло для четырехтактных моторов применяется в различной технике. Его возможно эффективно использовать в произведенных давно движках. Не надо приобретать современный агрегат, соответствующий требованиям применения расходника.

Синтетика, заливаемая в четырехтактные движки, в отличие от минералки, имеет увеличенную текучесть. В настоящее время присадки, добавляемые в расходник, возможно приобрести в каждом строительном, хозяйственном магазине. Есть много разных марок для различных уровней вязкости.

Покупаемая смазочная жидкость должна быть качественной. Высококачественная смазка для четырехтактного силового агрегата располагает такими свойствами:

  • охлаждение и защита мотора;
  • сохранение собственных показателей эксплуатации продолжительный срок;
  • соответствие требованиям марки и модели транспортного средства;
  • невысокая кинематическая вязкость. Позволяет избежать масляного голодания при прогревании силового агрегата до рабочей температуры;
  • наличие антифрикционных и антизадирных присадочных компонентов;
  • формирование прочной смазочной пленочки, защищающей цилиндры и поршни от задиров при эксплуатации транспортного средства;
  • очищение двигателя. Обеспечивается специальным набором присадочных элементов, противодействующих образованию осадка и лаковых отложений в моторном поддоне;
  • небольшая коксуемость. Актуально для двигателей внутреннего сгорания с наличием воздушного охлаждения, потому как автомасло, которое попадает в кольца поршней, разогревается почти до трехсот градусов;
  • устранение нагарных отложений, приводящих к уменьшению подвижности колец поршней, понижению давления, высоким затратам смазочной жидкости.

Если все эти свойства присутствуют, значит, вы правильно выбрали расходник. Он качественно смажет все моторные запчасти, позволит силовому агрегату проработать без сбоев долгое время.

В двухтактных силовых агрегатах смазка растворяется в горючем, а после этого сгорает одновременно с ним. Масло для четырехтактных двигателей существенно отличается от аналогов, применяемых в двухтактных движках. Оно более качественно и сохраняет действие своих полезных свойств в течение длительного срока.

В его состав входит большое количество специальных присадок (не менее 25%). В отличие от других марок к данному маслу нет повышенных требований по уровню зольности и дымности. Их уровень достигает повышенных показателей (зольность - более 2%).

Особенности смазочной системы двух- и четырехтактного мотора

Многие потребители задаются вопросом, в чем разница 4- х тактных двигателей и двухтактных. В картере четырехтактного силового агрегата постоянно поддерживается заданное количество смазочного материала. Оттуда он подаётся в смазочную систему под воздействием масляного насоса.

В результате на поршнях образуется масляная пленка. При этом отсутствует трение при его скольжении по стенкам цилиндров. С целью недопущения проникновения, масляной жидкости в камеру сгорания, установлены кольца маслосъемные, отсекающие потеки смазки, направляя их обратно в картер.

Система смазки двухтактных движков основана на смешивании топлива с моторной смазкой в пропорции 50/1. Современные автомобильные масла обладают уникальным свойством само смешивания. При нехватке вещества для полноценной смазки рабочих поверхностей цилиндров силовой агрегат работает «по-сухому». При этом резко снижается общий ресурс двигателя.

Более мощные двухтактные моторы более 40 л. с. оснащены специальным бачком для автомобильного масла. В нем производится автоматическое дозирование и смешивание смеси в правильных соотношениях.

Недостатком 2-х тактных систем смазки является снижение эффективности сгорания вследствие содержания в бензине масляных частиц. Открывание впускных и выпускных клапанов также негативно влияет на рабочие характеристики силового агрегата. При этом происходит большой выброс несгоревших смесей в окружающую среду.

Различия 2-х и 4-х тактных масел

В связи с наличием конструктивных отличий смазочных систем данных двигателей, требования к смазочным материалам существенно отличаются:

  1. Для двухтактных двигателей необходимым условием является способность наиболее полного сгорания масла. При этом образуется минимальное количество нагара (сажа и зола).
  2. В четырехтактных моторах основное требование к моторному маслу - длительное обеспечение смазочных эффектов за счет сохранения полезных свойств используемого материала.

Раньше при изготовлении смазочных веществ применялся метод простой нефтеперегонки. Полученный продукт подходил для смазки деталей и узлов, движков любых видов. Их технические характеристики удовлетворяли требования моторов, обладающих небольшой мощностью, малой силой трения и небольшим износом в местах сопряжения деталей.

С ростом показателей рабочих характеристик и оборотов движков возникла необходимость в создании автомасел с новыми возможностями. В смазочные жидкости начали добавлять присадки, которые значительно улучшают технические параметры смазочных продуктов:

  • уменьшающие износ;
  • антиокислительные;
  • противопенные;
  • противозадирные;
  • моющие.

Современное моторное масло для 4-х тактных двигателей содержит присадки в количестве 25% общего объема. Для таких жидкостей не предъявляются повышенные требования по уровню зольности и сажи.

Чем вредна заправка 2-тактного мотора 4-тактным маслом

Моторное масло для четырехтактных движков не рекомендуется применять для двухтактных силовых агрегатов. При сгорании смеси образуется зола, которая образует осадок в камерах сгорания и поршнях.

В сочетании со смазкой остатки сгорания превращаются в абразивный порошок. Острые абразивы наносят непоправимый вред зеркальным поверхностям цилиндров, существенно сокращая их срок эксплуатации.

Сажа очень вредна для работы поршневых колец. Она забивается в канавки, в итоге кольца утрачивают подвижность, мощность двигателя резко снижается. Сажевые отложения скапливаются также в системе выхлопа, сужая просвет в трубе, что затрудняет выход отработавших газов и дополнительным потерям мощности.

Нагарные зольные и сажевые отложения, находящиеся на поршнях и цилиндрах, вызывают детонацию. Эксплуатационный ресурс силового агрегата при этом резко снижается. Закоксованность электродов и свечей зажигания приводит к их замыканию и блокировке работы двигателя.

Разновидности четырехтактных моторных масел

Наиболее популярным среди пользователей является моторное масло для четырехтактного силового агрегата, соответствующее спецификациям JASOМА-2, APISN. Отечественные масла, выпущенные в соответствии с ГОСТ 17479.1-85, адаптированы под требования системы SAE.

Как и все смазки, моторное масло для 4 тактного движка имеет следующие разновидности:

  1. Синтетическое моторное масло. Оно не образует нагаров, обладает множеством положительных характеристик. Его используют при экстремальных поездках.
  2. Полусинтетика и минеральные высококачественные смазки обладают износоустойчивостью, отсутствием задымленности при сгорании, поддерживают чистоту в двигателе. Рекомендуется заливать для повседневного использования.
  3. Специальная полусинтетика. Такие виды смазочного материала применяются при работе на низкосортном топливе. Благодаря входящим присадкам, данное масло характеризуется прекрасными моющими свойствами, небольшим расходом на угар, сохранением полезных качеств в течение долгого периода.

Правильный выбор 4 тактного моторного масла

Для обычных потребителей наиболее определяющими факторами при выборе подходящей марки служат вязкость моторной смазки и ее качество.

По вязкости смазочный продукт выбирается на основе таблиц САЕ по трем критериям:

  • смазка, используемая в двигателях летом, SAE 20, 30, 40;
  • зимние материалы от SAE 0W до SAE 25W;
  • всесезонные автомобильные масла.

Кроме базовой основы,всесезонки содержат в своем составе специальные присадки. Они разжижают смазочный продукт для ускорения запуска мотора в зимние холода. При этом, с их помощью все рабочие элементы двигателя надежно защищены от вредных окислительных процессов и больших сил трения.

Обозначение всесезонных моторных масел по SAE: 10W30, 14W40 и т.д. Числовое обозначение, стоящее впереди, говорит о самой низкой температуре воздуха, при которой данное масло еще не начнет загустевать. Последние цифры - это максимально допустимая температура окружающей среды для нормальной бесперебойной работы мотора в летнюю жару.

Выбор масла по качеству в соответствии со спецификацией API

Уровень качества моторного масла по данной системе обозначается двумя латинскими буквами. Первая говорит о принадлежности продукта к группе материалов, предназначенных для бензиновых или дизельных моторов - S и C соответственно. Вторая литера - это непосредственно уровень качества продукта. Большой популярностью пользуются масла марки SL, SJ, SH. В то время, как классы SM, SE,SF, SG используются крайне редко.

При выпуске мотоциклов производители указывают типы автомасел, рекомендуемых для использования в конкретном транспортном средстве. Данная информация размещается на фирменных наклейках и на заливных пробках двигателей.

Использование смазочной жидкости более высокого класса нецелесообразно. Однако, если условия эксплуатации отличаются повышенной сложностью, рекомендуется использовать машинное масло с повышенным индексом вязкости.

Смазка для двигателей с воздушным охлаждением

Для моторов, оборудованных системой воздушно-масляного охлаждения, это особенно актуально, т. к. в работающем двигателе температура превышает 100°С.

В транспортных средствах, имеющих изношенные четырехтактные моторы, также рекомендуется использовать более вязкие смазочные материалы, чтобы снизить потери.

Какое масло использовать в старых 4 тактных двигателях

Для моторов более старых образцов подходят все смазочные жидкости современных марок. Главное помнить, синтетика характеризуется большей текучестью по сравнению с минеральными аналогами.

Торговая сеть также располагает большим ассортиментом как минеральных, так и полусинтетических моторных масел.

Приобретая мотоблок, необходимо помнить, что его долговечная работа зависит не только от замены расходных материалов, деталей, затягивания нужных гаек, но и от своевременной замены масла в мотоблоке.

От того, насколько правильно выбирать моторное масло для мотоблоков, зависит долговечность и работоспособность техники. Возникает вопрос, какое масло заливать в двигатель мотоблока, как его заменить или проверить уровень.

1 Функции моторного масла

С каждой техникой, в том числе и с мотоблоками, в комплекте при продаже имеется паспорт и инструкция. Производители всегда в инструкции рекомендуют те виды масла, которые позволят прослужить технике долго и не ломаться.

Нужно знать, что во время работы мотоблока, моторное масло выполняет сразу 4 функции:

  • охлаждение;
  • смазка;
  • очистка;
  • уплотнение.

При работе двигателя мотоблока с воздушным охлаждением смазочный материал пригорает и остается на горячем цилиндре, после чего образуется задымленный выхлоп. Отложение смолистых веществ кардинально влияет на загрязнение некоторых деталей и усложняется их смазка.

Используя мотоблок необходимо выбирать смазку, опираясь на климатическую зону.

Например при использовании смазки типа SAE 10W30 при температуре равной 5°С и выше, расход его будет гораздо выше и возникнет большая вероятность поломки двигателя. Летние смазочные жидкости нежелательно лить при температуре воздуха ниже 5°С. Такое использование приводит к затрудненному запуску двигателя и повреждению зеркала цилиндра.

1.1 Классификация сортов масла по степени вязкости

Степень вязкости сортов моторного масла принято классифицировать по SAE (Обществу инженеров автомобильной промышленности).

Качественное промывочное масло МПА — 2

А именно:

  1. Летние сорта – масла, относящиеся к этой категории, применяются летом, имеют высокую вязкость и без буквенного обозначения. К ним относятся: SAE 20, 30, 40, 50, 60.
  2. Зимние сорта – эти масла используются в зимний период и имеют малую вязкость. Буквенное обозначение этого сорта W (Winter). К ним относятся: SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W.
  3. Всесезонные сорта – наиболее популярные в настоящее время, так как применяются и летом и зимой. Они обозначаются двойной комбинацией: 5W-30, 10W-40.

Кроме различий смазочных материалов по сезонным признакам, их разделяют по составу на два типа:

  • минеральные;
  • синтетические;
  • полусинтетические.

Еще все масла делятся на смазку как для 2-х тактных, так и для 4-х тактных двигателей. Обычно на мотоблоки устанавливаются 4-х тактные двигатели воздушного охлаждения. В такие двигатели необходимо лить только 4-х тактное масло.

Двигатель воздушного охлаждения при работе нагревается больше, чем двигатель с водяным охлаждением при одинаковых условиях эксплуатации. Поэтому заливная жидкость должна иметь низкую испаряемость и высокую термоокислительную стабильность. Так же современные масла должны обладать экологической безопасностью, т.е. контролируется количество задымленности и токсичности выхлопных газов.

Так как отходы часто попросту сжигаются в котлах или парогенераторах, они не должны содержать в себе компоненты, образующие токсичные соединения при сжигании. В мотокультиватор, который работает на бензине, и не имеет инструкции, лучше лить 4-х тактное масло марки 5W30 или SAE30.

В зимний период предпочтительнее будет зимнее или трансмиссионное масло, например 0W40. Но за такое качество придется заплатить. Экономить на этом не стоит, ведь качественное масло влияет на меньший износ двигателя и на его долговечность.

2 Какой выбрать мотоблок: дизельный или бензиновый?

Агрегаты с дизельным двигателем предназначены в основном для работы на больших участках земли. Данный тип двигателя способен вырабатывать высокое тяговое усилие благодаря работе на низких оборотах. Они рассчитаны на гораздо большее количество ресурсов, нежели бензиновые.

Поэтому их работа может осуществляться на много дольше без остановки. Нельзя часто давать работать дизельному двигателю на холостом ходу, ведь это приводит к его поломке. Иногда необходимо загружать на 3-4 часа агрегат на полную мощность. Это позволит продлить срок службы мотоблока.

Главные достоинства дизельного мотоблока:

  1. Удобное обслуживание и эксплуатация, так как отсутствуют свечи и магнето, а так же нет карбюратора, который приходиться постоянно регулировать.
  2. Максимальное сцепление с землей благодаря большому весу.
  3. Охлаждение возможно либо воздухом, либо водой. Бензиновые двигатели лишены такого разнообразия.
  4. Разбег по расходу топлива может варьироваться от 2 до 5 литров на 100 км, исходя из мощности агрегата.
  5. Работа двигателя обеспечивается стабильными оборотами благодаря повышенному тяговому усилию.

Цена может отпугнуть при покупке дизельного мотоблока. Но стоит учесть, что он потребляет топлива меньше, чем бензиновый, а дизель дешевле бензина. Такое приобретение со временем окупается.

2.1 Бензиновые мотоблоки

Мотоблоки этого класса идеально подходят для обрабатывания небольших участков земли. В бензиновом двигателе воспламенение топлива происходит от искры, которая вырабатывается от свечи зажигания. Такие мотоблоки очень маневренные и легкие.

Для бензинового двигателя подойдет любой бензин, используемый в современных автомобилях. Работать они могут только на высоких оборотах. Ремонт и обслуживание значительно дешевле, чем у дизельных двигателей.

Главные достоинства бензинового двигателя:

  1. Заводить его можно при любых погодных условиях без электрического стартера.
  2. Пониженный уровень шума.
  3. Значительно меньшая вибрация при управлении.

Основным преимуществом над дизельным двигателем является относительно небольшая стоимость. Они пригодны для небольших участков (20-30 соток), так как не выдерживают больших нагрузок. Дизельный двигатель будет оптимальным во всех других случаях.

2.2 Замена масла в мотоблоке

Существует много разных мнений по поводу того, как часто надо менять масло для мотоблоков. Но опираться нужно в этом случае на инструкцию завода-изготовителя. Если нет инструкции, можно менять смазку распространенным среди пользователей способом.

Первая замена масла в мотоблоке производится после обкатки агрегата. Обкатку двигателя и всех его узлов необходимо осуществлять на холостом ходу. Перед запуском двигателя нужно убедиться в наличии в нем смазочной жидкости. При покупке агрегата, его двигатель может быть вообще сухим.

После часа работы двигателя производится первая замена смазки. Следующая замена – через 5-6 часов работы. Рекомендуется менять масло в мотоблоке через каждые 40 часов работы, что на много чаще, чем в автомобиле. После зимнего периода замена смазки – обязательна. Не важно, сколько часов отработал мотоблок, если его смазка стала вязкой, потемнела или от нее исходит сильный запах гари, то ее нужно поменять.

Перед тем, как менять масло, необходимо прогреть мотоблок. Это нужно для того, чтобы смазка стала более текучей. Мотоблок устанавливается в горизонтальном положении. Выкручивается сливная пробка и удаляется старая жидкость из картера двигателя.

После этого требуется закрутить назад пробку сливного бака и произвести заливку смазочной жидкости через заливную горловину. Проконтролировать заливаемый уровень масла можно пробкой-щупом. Уровень должен находиться между отметками Minimum и Maximum. Затем пробка закручивается полностью.

Для заливки и проверки уровня смазки в картере редуктора установите мотоблок на ровную поверхность и очистите корпус редуктора в районе заливного отверстия. После этого ослабьте заливной болт. Если уровень в норме, то из отверстия начнет течь масло. Если этого не происходит, необходимо выкрутить болт полностью и залить масло в редуктор пока оно не потечет из отверстия.

Важным нюансом является надлежащее состояние воздушного фильтра. Ведь без воздушного фильтра или с фильтром, но без необходимого уровня масла, нельзя запускать двигатель. Для доливки смазки нужно открутить гайку на крышке фильтра, вытянуть элемент фильтрации из поддона, залить масло до уровня отметки на корпусе масляной ванны. Установить назад фильтрующий элемент и закрутить гайку.

Исходя из выше изложенного, перед покупкой масла необходимо уяснить несколько важных моментов:

  1. Определиться с сезоном использования масла.
  2. Приобрести специальные присадки для усиления свойств смазочной жидкости.

При правильном выборе продукта обеспечивается долгий срок службы агрегата и улучшается его работа.

Масло для 4-х-тактных двигателей имеет ряд отличий от аналогов, предназначенных для двухтактных моторов. В случае двухтактного двигателя производится смазывание маслом, которое предварительно растворяется в бензине и в результате вместе с ним сгорает. В двигателе же четырехтактном, напротив, все делается для того, чтобы масло не проникало в камеру сгорания.

Четырехтактный мотоциклетный двигатель

Таким образом, масло в четырехтактном двигателе должно обеспечивать стабильные смазывающие свойства в течение как можно более длительного срока.

Соответственно, и содержание различных присадок в современных моторных маслах для четырехтактных двигателей существенно выше и достигает иногда 25%. Учитывая отсутствие особых требований, предъявляемых к автомаслам для четырехтактных моторов, при подборе присадок не принимается во внимание зольность. Как правило, она может достигать 2% и более. Кроме того, такие смазки отличаются более высоким уровнем дымности.

Принцип действия четырех- и двухтактного мотора

Прежде чем рассматривать основные отличия смазок для 4-тактных двигателей, необходимо выяснить, чем отличаются такие моторы от двухтактных. Одним из элементов четырехтактного мотора является масляный картер, на постоянной основе поддерживающий требуемый уровень смазочного материала. Из картера смазка с помощью масляного насоса передается в смазочную систему и оказывается на стенках цилиндра. Результатом является трение поршня о стенку не «всухую», а в виде скольжения по масляной пленке.

Для того чтобы масло не проникало в камеру сгорания, его отсекают обратно в масляную ванну специальные маслосъемные кольца. В случае четырехтактных моторов, мощность которых не превышает 5 л/с, масляный насос чаще всего отсутствует. Распределение масла в них осуществляется за счет масляного тумана, создаваемого вращающимся коленчатым валом.

Нагрузки в подобных движках значительно меньше, поэтому поступление масла обеспечивается регулярно в необходимых количествах, что оказывает положительное влияние на долговечность мотора.

После одной заливки смазки в картер ее замена требуется только один раз в течение сезона. При этом также необходимо контролировать ее уровень, хотя автомасло никуда не исчезнет. Кроме того, современные двигатели оснащены датчиками, способными напоминать об изменениях уровня масляного вещества.

Принцип работы 4-тактного двигателя

Смазочная система в двухтактных моторах действует иначе. В двигателях до 30 л.с. необходима подготовка смеси бензина с маслом в соотношении 50:1. При этом не обязательно встряхивать емкость после наполнения бензином и смазочным материалом, поскольку современные автомасла являются самоперемешивающимися. Даже несмотря на это, иногда возникает нехватка масла для качественного смазывания зеркала цилиндра. В результате двигатель начинает работать «всухую», что вызывает соответственное снижение его ресурса.

В моторах же, мощность которых превышает 40 л.с., имеется бачок для автомасла, в котором происходит автоматическая подготовка смеси в нужных пропорциях. Смесь масла, воздуха и бензина сначала поступает в цилиндры и сгорает. При этом ее сгорание является не таким эффективным, поскольку содержащаяся в топливной смеси смазка вызывает снижение выделяемой энергии. Кроме того, эффективность снижается из-за временного открытия выпускных и впускных окон цилиндра, результатом чего является частичная потеря несгоревшей смеси и ее выброс в атмосферу или воду.

Различия масел

Итак, рассмотрим, чем масло для двухтактных двигателей отличается от 4-тактных. Как уже было сказано, основное принципиальное отличие двух типов двигателей состоит в том, что двухтактные моторы смазываются смазочным веществом, растворенным предварительно в бензине и вместе с ним в результате сгорающим. В ряде двухтактных двигателей существует отдельная система для подачи смазки в картер, но суть от этого не меняется – смазочный материал также сгорает одновременно с бензином.

В случае же двигателей четырехтактных предпринимаются меры для предотвращения попадания масла в камеры сгорания.

Соответственно различаются и основные требования к автомаслам:

  • в двухтактном двигателе требуется как можно более полное сгорание масла, при котором остается минимальный нагар в виде золы и сажи;
  • смазка в двигателе 4-тактном должна как можно дольше обеспечивать стабильные смазочные характеристики.

В начале эпохи двигателей внутреннего сгорания для изготовления смазочных материалов использовалась простая перегонка нефти. Такие вещества применялись в обеих разновидностях моторов. Это было связано с небольшой удельной мощностью первых автодвигателей, а также невысокими нагрузками на сопряжения деталей и износом, который они вызывали.

Масло для 4х-тактных двигателей

Тем не менее, впоследствии рост удельных параметров и рабочих оборотов двигателей привел к тому, что подобные автомасла исчерпали свои возможности. В качестве выхода из сложившейся ситуации было решено применять специальные добавки в автомасла, названные присадками. Они способны значительно улучшить определенные параметры смазок.

В автосмазках обычно применяется целый комплекс подобных присадок:
противоизносные;

  • моющие;
  • противозадирные;
  • антиокислительные;
  • противопенные и т.д.

В результате на сегодняшний содержание присадок в современных маслах для двигателей с четырьмя тактами может составлять до 25% от объёма всей смеси. Учитывая, что к смазкам для таких моторов в плане полноты сгорания не предъявляются какие-либо особые требования, при подборе присадок можно не принимать во внимание зольность. Следовательно, зольность таких масел может превышать 2%, кроме того, подобные автомасла могут обладать высокой дымностью.

Применение «4-тактного» масла в 2-тактном двигателе

В случае использования предназначенной для 4-х-тактных двигателей смазки в двухтактном моторе, образующаяся в процессе сгорания масла зола оседает на поршнях и стенках камеры сгорания. При этом остатки сгорания образуют с моторным смазочным материалом абразивный порошок, оказывающий на зеркала цилиндров воздействие, аналогичное настоящей наждачной бумаге. В результате данный абразив буквально распиливает детали, в результате чего их срок эксплуатации существенно снижается.

Достаточно серьезный вред наносит и сажа, которая оседает в канавки поршневых колец. В результате кольца теряют подвижность, что приводит к снижению мощности двигателя. Сажа, откладывающаяся в выхлопных окнах, постепенно снижает размер их сечения. Это приводит к затруднению выпуска отработанных газов, то есть, опять же, к потере мощности.

К тому же нагар, включающий в себя сажу и золу, и откладывающийся на головках цилиндров и поршнях, вызывает развитие таких негативных явлений, как калильное зажигание и детонация. Это также вызывает уменьшение мощности и снижение ресурса мотора. В результате отложения нагара на электродах в свечах зажигания может произойти их замыкание и, соответственно, остановка двигателя.

Классификация


Классификация JASO

На данный момент наиболее передовыми для применения в 4-тактных моторах являются масла, соответствующие одновременно спецификациям JASO MA-2 и API SN (США). Российский ГОСТ 17479.1-85 был адаптирован под классификацию SAE. Производителями автомобилей рекомендуется использовать для четырехтактных двигателей автомасла, имеющие вязкость, класс которой находится в диапазоне между 5W20 и 10W40.

При этом чем вязкость выше, тем лучшей будет работа моторного масла при повышенных температурах. Это необходимо принимать во внимание в процессе выбора смазки в различных климатических зонах.

Аналогично любым другим, моторные автомасла для 4-тактных двигателей делятся на три разновидности:

  1. Синтетические, не образующие нагара и обладающие прекрасными защитными характеристиками. Могут применяться в экстремальных условиях эксплуатации.
  2. Полусинтетические и минеральные автомасла высокого качества отличаются хорошей защитой от износа, отсутствием дыма в процессе сгорания и поддержанием чистоты двигателя. Они хорошо подходят для повседневного вождения.
  3. Специальные полусинтетические смазки обладают моющими свойствами, малым значением расхода на угар, а также высокой стабильностью характеристик. Такие смазочные материалы могут применяться при использовании низкосортного топлива.

Как выбрать 4 тактное масло

Во многих экспертизах масел для четырехтактных моторов иностранные производители представлены в основном специальными мотомаслами, а отечественные – обычными моторными автомаслами. При этом поясняется, что специальное 4-тактное масло для мотоциклов отличается от автомобильного только более низким количеством антифрикционных присадок. При этом обычному потребителю достаточно уяснить только два наиболее важных критерия, определяющие достоинства определенной марки: вязкость и качество.


Выбираем подходящее масло

Вязкость моторных смазок для 4-тактных двигателей классифицируется в нашей стране согласно ГОСТ 17479.1-85, который, как уже сказано выше, адаптирован к SAE. Согласно данной классификации различается три типа автомобильных масел:

  1. Группа автомасел для работы двигателя только в летний период. Такие смазки достаточно редко поступают в продажу, их маркировка: SAE 20, 30, 40. Смазочные материалы, вязкость которых превышает SAE 60, в моторах не используются.
  2. Техника с 4-тактовыми двигателями в зимний период практически не используется, поэтому приведем только обозначение таких смазок: SAE 0W, 5W, 10W и так далее до 25W.
  3. Автомасла всесезонные производятся путем добавления специальных присадок в базовое масло. Такие добавки делают смазку достаточно жидкой для более легкого запуска двигателя при отрицательных температурах. Также они обеспечивают высокую защиту всех рабочих элементов двигателя. Всесезонные сорта обозначаются по SAE как 10W40, 15W50, 10W60 и прочими числовыми комбинациями, определяющими диапазон использования смазочного материала в соответствии с температурой окружающего воздуха.

Число, расположенное перед буквой «W», указывает отрицательную температуру, при которой автомасло загустевает, а цифра после буквы – максимальную температуру, при которой обеспечивается бесперебойная работа двигателя.

Моторные масла для 4х-тактных приводов с воздушным охлаждением отличаются от смазочных материалов, предназначенных для двигателей с водяной системой охлаждения. Поэтому при подборе масел необходимо учитывать маркировку, состав жидкостей и тип двигателей, для которых они разработаны.

Для 4 х тактных моторов с воздушным охлаждением характерны высокие температуры в цилиндро-поршневой группе. Масло не смешивается с горючим и не поступает в камеру сгорания, следовательно, моторная смесь для указанного типа приводов должна обладать следующими свойствами:

  1. Увеличенное число присадок, входящих в состав моторной жидкости - до 25% от общего объема.
  2. Устойчивость вязкостных характеристик при различных температурных режимах. Смазочный материал должен обеспечивать быстрый и легкий пуск двигателя, а также мгновенное поступление масла ко всем трущимся элементам привода.
  3. Термоокислительная стабильность. Структура смеси должна обладать устойчивостью к реакциям окисления, чтоб не образовывался осадок и нагар, а также смесь не становилась по структуре как вода.
  4. Улучшенные противоизносные и противозадирные характеристики, обеспечивающие защиту элементов двигателя от воздействия трибологических нагрузок.

Не стоит применять мотомасла, разработанные для двигателей, оснащенных водным охлаждением в 4 х тактных моторах с воздушным охлаждением, эти два типа масел содержат различный состав присадок, первые рассчитаны на нагревание зеркала цилиндра до температуры +160 0 С, а для вторых этот параметр составляет - +220 0 С.

Посмотрите видео о классификации моторных жидкостей:

Стандарты

Простому покупателю сложно разобраться в маркировке смазочных материалов, поэтому нередко недобросовестные продавцы выдают жидкости для 2 х тактных моторов вместо 4 х тактных. Приобретая такую продукцию, вы уменьшаете ресурс привода, поэтому перед походом в автомагазин, ознакомитесь с общепринятыми стандартами, указывающими на то, что моторное масло подходит для четырехтактных приводов с воздушным охлаждением:

  1. Эксплуатационный класс по системе API должен соответствовать требованиям SF/CC, не ниже.
  2. Согласно ГОСТ мотомасло для указанных приводов отвечает группе Г.
  3. По стандарту SAE жидкость должна отвечать требованиям дилера транспортного средства. Такую информацию можно найти в сервисной книге или на крышечке заливной горловины. Для двигателей с воздушным охлаждением рекомендуется заливать масло имеющее обозначение SAE 30 - летний класс моторных смесей, указанный смазочный материал достаточно густой, чтоб быстро не разжижаться при высокой рабочей температуре.

Выбирая базовую основу автомасел, для двигателей с воздушной системой охлаждения учитывайте:

  1. Минералка - уменьшает силу трения, снижает износ элементов привода, сгорая не образовывает нагар и дым, используя ее можно применять этилированный или неэтилированный тип бензина.
  2. Полусинтетика - применяется с горючим не очень высокого качества, рекомендуется для моторов с большой загруженностью, обеспечивает стабильность своей структуры во время работы, но обладает повышенной текучестью, применима при этилированном и неэтилированном бензине.
  3. Синтетика - предотвращает нагарообразование, защищает двигатель от износа, применима только с неэтилированным горючим.

Подбирая смазочный материал, учитывайте сезон, когда будет использоваться транспортное средство, летние типы масел начинают кристаллизоваться при температуре ниже -10 0 С, зимние выдерживают - -25 0 С, всесезонные обеспечивают защиту мотора в любое время года. Их диапазон рабочих температур смотрите в классификации по SAE.

На канистре с качественным продуктом указывается, что смазочный материал подходит для 4 х тактных приводов с воздушным охлаждением. Правильно подобранные жидкости должны отвечать требованиям дилера транспортного средства, чтоб обеспечивать нормальную работу мотора. Предпочтение стоит отдавать товару известных брендов, на который у продавцов есть сертификат качества. Неправильно подобранное моторное масло приведет к увеличению нагарообразования, увеличенному расходу топлива, быстрой поломке мотора.

Выбирая конкретную марку масла, обратите внимание, что мотомасла для мотоциклов отличаются количественным составом антифрикционных присадок. Связано это с режимом работы силовых агрегатов, снегоходы, к примеру, рассчитаны на предельные режимы нагрузок, а скутера используются при гораздо лучших эксплуатационных условиях. В смазочных материалах для указанных видов техники будет различный состав и присадки.