Стартер не крутит — машина не заводится

Стартер – это агрегат электро-механического типа, который участвует в зажигании автомобиля. В случае его выхода из строя запустить двигатель у вас просто не получится. В этой ситуации необходим ремонт, но вначале следует установить причину поломки.

Основные симптомы поломки следующие: стартер не крутит, но щелчок реле происходит. Зачастую, проблема возникает из-за резкого торможения, в результате которого бендикс стартера сцепляется с маховиком, и стартер получает ток большой силы в течении длительного времени. Но данный агрегат не предназначен для долгой работы под напряжением, и из-за чрезмерно долгой работы он выходит из строя.

Принцип работы стартера

Чтобы найти неисправность, вначале нужно рассмотреть устройство самого агрегата. Стартер имеет тяговое реле. Внешне оно выглядит как небольшой цилиндр, прикрепленный к основной конструкции агрегата. Само реле имеет две обмотки, втягивающую и удерживающую.

Когда стартер не крутит, но реле щелкает это свидетельствует о нехватке напряжения на удерживающей обмотке. Втягивающая изменяет положение сердечника, но из-за проблем с удерживающей он возвращается обратно на место сразу же после того, как вы поворачиваете ключ в положение «зажигание». Это и приводит к появлению характерных щелчков.

В норме, стартер должен срабатывать с первой, максимум второй попытки. Если же требуется совершить больше действий или зажигания вообще не происходит, значит нужно ремонтировать агрегат. Даже если у вас все же получается в итоге запустить двигатель, с ремонтом лучше не затягивать. Такая проблема приводит к тому, что аккумулятор быстро садится.

Иные причины поломки

Поломка сразу нескольких деталей может привести к таким же симптомам. Вот основные из них.

  1. Проблема с аккумулятором. Он может быть заряжен в недостаточно степени или вообще разряжен (напряжение меньше 11,8 – 12В), также может быть недостаточный контакт на клеммах. Попробуйте проверить зарядный ток, полностью зарядить само устройство и снова завести двигатель. Если проблема именно в стартере, напряжение на аккумуляторе упадет сразу на 9 Вольт.
  2. В случае плохой массы двигателя с кузовом могут наблюдаться схожие симптомы. В этом случае, нужно проложить дополнительный провод массы.
  3. Если при запуске вы слышите характерный одинарный щелчок, проверьте массу двигателя, а затем – крепление реле тяги к стартеру. В такой ситуации, проблема может быть в перегоревших контактах тягового реле.

Основные неисправности стартера

Если вы исключили вышеуказанные причины и уверены в неисправности собственно самого стартера, то выйти из строя могли сразу несколько его деталей:

  • может перегореть силовой провод, который создает контакт между тяговым реле и обмотками;
    износ втулок, щеток;
  • замыкание на обмотке якоря или же замыкание/обрыв одной из обмоток самого стартера;
  • деформация вилки в приводе бендекса или же ее полная поломка.

Но характерные симптомы, а именно стартер не крутит, но щелкает, свидетельствуют именно о проблемах либо с якорем, либо с щетками, либо с обмотками.

Проверка втягивающей обмотки реле

Чтобы проверить втягивающую обмотку, вам потребуется тестер. Переведите его в режим омметра и подключите к выводу, предназначенному для подключения провода управления реле. Замерьте сопротивление между болтом подключения провода управления и болтом для обмотки возбуждения стартера. Показания должны быть в пределах 2-2,5 Ом. При неполадках с втягивающей обмоткой, стартер необходимо заменить.

Самый простой способ проверить состояние якоря – это подать напряжение в 12V с аккумулятора напрямую на стартер, в обход реле. Если он крутит, значит все в порядке. Если же нет, то это свидетельствует о проблемах либо с ним, либо с щетками.

Причинами могут быть пробой обмотки на корпус, распайка коллекторных выводов, износ коллектора и межвитковое замыкание обмотки. Починка в домашних условиях мало возможна, так как требуется достаточно серьезные инструменты. Так, для ремонта коллектора нужен токарный станок, а для починки выводов – мощный паяльник на более чем 100 Вт.

Чаще всего для того, чтобы стартер заработал, достаточно его демонтировать, разобрать и почистить контакты. В большинстве случаев, такие простые действия решают возникшую проблему.

Какой бы ремонт вы не производили, вначале нужно демонтировать стартер. Для этого выполняются следующие действия.

  1. вам потребуется найти смотровую яму или эстакаду, в ином случае процесс демонтажа невозможен, так как стартер на большинстве автомобилей находится в нижней части двигателя;
  2. вначале отсоедините клемму массы с аккумулятора;
  3. если в нижней части моторного отсека есть грязезащитный щиток – снимите его;
  4. для удобства доступа к агрегату, демонтируйте аккумуляторную батарею с опорой;
  5. открутите зажим жгута проводов, которые подключены к стартеру;
  6. открутите провод с тягового реле стартера;
  7. теперь осталось отвинтить три болта крепления и снять стартер.

  1. Открутите два болта и снимите корпус вместе с якорем и щетками;
  2. Осмотрите редуктор, сняв защитную крышку. Смажьте шестерни, поместите обратно крышку и отложите эту часть в сторону.
  3. Чтобы добраться до электрической части, то есть щеток и якоря, нужно вынуть ее из корпуса. Для этого, надавите пальцем на ось – она выйдет без проблем, так как удерживается исключительно магнитным полем.
  4. Чтобы снять верхнюю крышечку, выкрутите крестовой отверткой два винта.
  5. Осмотрите щетки. Чаще всего проблема именно в них. Если есть какие-то дефекты, замените щетки на новые.
  6. Прочистите и осмотрите якорь – при выходе из строя щеток с ним также могут быть проблемы. Поверхность, к которой прилегают щетки, зачистите при помощи наждачной бумаги.
  7. Соберите стартер в обратном порядке, смазав все движущиеся части (втулки и т.д.).

Вышеописанный процесс ремонта в большинстве случаев позволяет решить проблему с тем, что стартер не крутит, а реле щелкает. Новые щетки можно как приобрести, так и изготовить при помощи сильного паяльника. Но такие самодельные замены ненадежны, поэтому лучше купить новые щетки.