Биение руля при торможении, как устранить своими руками

Многие автовладельцы систематически сталкиваются с ситуацией, при которой в процессе торможения начинает вибрировать руль. Бесконтрольное и интенсивное вибрирование либо биение рулевой колонки в момент, когда автомобилист этого не ждет — ощущение довольно неприятное. Появившуюся неполадку необходимо незамедлительно устранить, во избежание появления аварийных и опасных ситуаций на дороге. Об этом далее в статье.

Чтобы устранить биение руля, в первую очередь следует разобраться — что приводит к данному эффекту? Множество автомобилистов придерживаются мнения, что вибрации руля при торможении появляются в результате плохой балансировки колес. Несомненно, это может быть правдой, однако причин, вызывающих биение руля, намного больше. Поэтому не стоит пренебрегать диагностикой других узлов, механизмов и деталей при поиске источника поломки.

Наиболее распространенные причины, которые вызывают вибрации рулевой колонки при торможении:

  1. Износ креплений колес, стачивание и искривление гаек и болтов.
  2. Неисправности шаровой опоры.
  3. Износ рулевой рейки.
  4. Неисправность (дефект) наконечников рулевых тяг.
  5. Неисправные или раздробленные сайлентблоки.
  6. Неисправность либо дефект подшипника.
  7. Не отлаженное развал-схождение.
  8. Деформация покрышек.
  9. Дефекты и неисправности тормозных дисков, зачастую их искривление.
  10. Неисправность тормозных колодок — их производственные дефекты либо неравномерный износ.
  11. Разбалансировка колес автомобиля.

Как устранить причину вибрации руля

Опытный автовладелец может самостоятельно диагностировать точную причину биения руля и удалить обнаруженную неисправность, для чего следует придерживаться простого порядка действий.

осмотр резины, какие проблемы могут быть выявлены

На первом этапе необходимо визуально осмотреть резину на наличие дефектов — вполне вероятно, что на ней появилась грыжа, которая способна вызывать вибрацию руля.

балансировка колес, как часто ее нужно делать

Следующий шаг — проверка балансировки колес, а также наличия на них требуемых балансировочных грузов. Естественно, стопроцентную гарантию отсутствия разбалансировки способна дать лишь проверка автомобиля на специальном стенде, однако опытный автомобилист способен дать оценку состояния баланса колес. Достаточно часто балансировка решает проблему с биением руля при торможении. Стоит отметить, что стоимость балансировки составляет 70-150 руб. за одно колесо. Что касается авто-производителей, то они рекомендуют делать балансировку колес каждые 15 тысяч километров пробега.

тормозные колодки, какие могут быть проблемы, как устранить

Если автовладелец недавно монтировал новые тормозные колодки либо какие-то другие запчасти вроде суппортов и дисков в тормозные узлы, необходимо демонтировать установленные элементы, поставить другие, после чего протестировать транспортное средство. Вполне возможно, что в установленных деталях присутствует заводской дефект.

тормозные диски, проблемы и способы устранения

Если проведенные мероприятия не помогли обнаружить проблему, переходим к следующему этапу — диагностике тормозных дисков, с которыми могут возникнуть такие проблемы: если на поверхности тормозного диска появились полосы и он потерял свой блеск, значит, по всей видимости, износились тормозные накладки. При торможении автомобиля их износ способен вызывать неприятный скрежет. Если тормозные накладки изношены, не редко происходит обрыв резинок направляющих суппорта. Исправить ситуацию в данном случае поможет разборка узла, смазка деталей, замена резинок и последующая сборка.

деформация диска тормозного, как это влияет на биение руля, как устранить

Деформация диска также способна вызывать вибрацию руля. Деформированный диск выглядит шишковатым, ребристым или волнистым, в любом случае — его идеально круглая форма теряется. Такую деформацию элемента может вызвать или сильный износ, или перегрев с дальнейшим резким охлаждением. В процессе сжимания колодками деформированного тормозного диска и возникает биение, передающееся рулю. При деформации или износе тормозных дисков требуется их полная замена. В некоторых случаях может помочь шлифовка и проточка старых дисков, однако это временная мера, а в результате все ровно понадобится монтаж новых деталей.

ступица и ступичный подшипник, влияние на вибрацию руля, как устранить

После дисков следует проверить ступицу, а также ступичный подшипник. Если внутренняя поверхность подшипника изношена, это напрямую воздействует на изменение оси вращения ступицы, а это, в свою очередь, влечет за собой биение руля в процессе торможения транспортного средства.

рулевые тяги и рулевые наконечники, какая неисправность отражается на биении руля и как устранить

Если при проверке тормозных дисков вы не обнаружили никаких отклонений и дефектов, то необходимо проверить рулевые тяги. Особое внимание уделите их наконечникам — посмотрите, нет ли в них зазоров. Чтобы проверить рулевые тяги, немного поднимите автомобиль с помощью домкрата и подергайте их в различные стороны. Если в ходе работы вы обнаружили люфт, необходимо заменить рулевые тяги. Стоит отметить, что их свободный ход, помимо биения руля, способен повлечь за собой полную потерю управляемости автомобиля при езде на большой скорости.

рулевая рейка, неполадки, способы устранения

После тяг следует проверить и рулевую рейку, поскольку ее сильный износ тоже способен вызвать биение руля. При существенной изношенности рейки, придется ее ремонтировать, чтобы устранить вибрации при торможении.

сайлентблоки, неполадки и способы устранения

После проверки рулевой рейки и рулевых тяг необходимо осмотреть подрамник и сайлентблоки, вполне возможно, что причина вибрации руля кроется именно в них. Не существует четкого алгоритма проверки данных элементов, каждый автомобилист по-своему проверяет их состояние. При обнаружении неисправностей сайлентблоков, необходимо заменить их на новые.

шаровые опоры, как проверить своими руками и устранить неполадки

Если неисправности и дефекты в рулевой рейке и рулевых тягах отсутствуют, проверьте состояние шаровых опор — шаровая опора поднятого домкратом автомобиля ставится на ровную устойчивую поверхность таким образом, чтобы колесо висело в воздухе свободно. Далее необходимо взяться за низ и верх колеса и попытаться его покачать, потянув на себя. Если шаровая опора шатается, значит она существенно износилась и требует замены.

крепление колес

Последний шаг — проверка креплений колес, а также состояния гаек и болтов. Ослабленные крепления не редко вызывают биение руля. Если вы обнаружили данную неполадку, ее довольно просто удалить, подтянув гайки креплений.

Совет профи, что делать если собственными силами дефект не выявлен

Как правило, вышеперечисленных действий достаточно, чтобы обнаружить причину биения руля транспортного средства в процессе торможения, а также для ее дальнейшего устранения. Если у автовладельца недостаточно опыта либо причина настолько не очевидная, что проведенной диагностики недостаточно для ее обнаружения, необходимо прибегнуть к помощи профессионалов.