Как побороть страх перед автошколой. Как не бояться водить машину — все способы преодолеть страх перед вождением. Что же я сделала для избавления от страха водить машину

Почему люди боятся садиться за руль автомобиля. Что вызывает страх вождения и в каких видах он проявляется. Эффективные способы справиться с боязнью водить авто и стать уверенным водителем.

Содержание статьи:

Страх водить машину - это чувство, которое мешает довольно большому количеству людей присоединиться к многомиллионной армии автолюбителей. Есть статистические данные, подтверждающие, что немало индивидов по этой причине так и не садится за руль даже после окончания курсов вождения. Давайте рассмотрим, почему они отказываются от такой необходимой сегодня свободы передвижения и есть ли у них шансы изменить свою точку зрения.

Причины возникновения страха водить машину


Если рассматривать страх как понятие, то эта базовая эмоция несет в себе очень важную функцию. Она сигнализирует об опасности и запускает механизм цепной реакции самосохранения: мозг, получив тревожный сигнал, активизирует выработку надпочечниками гормонов стресса - адреналина и норадреналина, которые и «встряхивают» весь организм.

Далее происходит внешнее реагирование на ситуацию, которое может проявляться по-разному: кто-то поспешно ретируется, кто-то замирает, кто-то начинает паниковать, а кто-то подавляет свой страх и действует дальше. Конечно, если это страх водить машину, то любой из перечисленных методов реакции может привести к фатальному исходу, но предпочтительным все же считаются активные действия.

Рассматривая возможные причины возникновения страха перед вождением, будет совершенно естественным предположить, что больше поводов бояться автомобиля будет у новичков.

Во-первых, они еще не имеют соответствующих знаний и опыта по сравнению с бывалыми водителями. Поэтому реакция на разнообразные дорожные ситуации у них будет не всегда быстрой и правильной.

Во-вторых, в начале своей водительской карьеры на новичка обрушивается огромное количество новой информации при минимуме времени на принятие решения. То есть там, где начинающий водитель еще думает, его опытный «коллега» делает на уровне рефлексов.

Таким образом, почва для возникновения боязни вождения у новичка благодатная. Однако опыт показывает, что и водители с многолетним стажем также могут испытывать страх перед своим уже знакомым железным другом. Чаще всего - после определенного негативного происшествия (аварии).

Основными предрасполагающими факторами для развития страха вождения являются:

  • Собственный неудачный опыт вождения;
  • Негативный опыт других, услышанный от родных, близких, знакомых или увиденный в реальности, в СМИ;
  • Некорректное поведение инструктора по вождению;
  • Сильная привязка к материальным ценностям;
  • Чрезмерное чувство ответственности к своей жизни и жизни других.

Важно! Страху вождения, как и многим другим фобиям, чаще всего подвержены мнительные, неуверенные в себе, склонные к тревожности люди. Поэтому он не всегда имеет рациональное объяснение и реальную «почву».

Разновидности страха вождения автомобиля

В действительности страх ездить на машине - только «верхушка айсберга». Внутри него прячутся истинные переживания, которые мешают человеку найти общий язык с автомобилем. Исходя из этого, выделяют несколько основных видов страхов, которые и формируют чувство боязни управлять машиной.

Страх попасть в аварийную ситуацию


Страх дорожно-транспортного происшествия - лидер списка фобий, которые не позволяют человеку сполна насладиться всеми преимуществами вождения автомобиля. При этом одни переживают, как бы не покалечиться или не лишиться жизни самому, другие опасаются за жизнь своих пассажиров или пешеходов. Есть категория людей (в основном женская), которые панически боятся сбить на дороге животное.

Подпитывать природное чувство страха умереть могут яркие картинки, которые рисует бурное воображение мнительных людей. Подкидывают масла в огонь и зрелищные ролики в интернете, сюжеты в новостях и телепередачах, статьи в газетах, эмоциональные рассказы других. Конечно, не может не сказаться и собственная травма - увиденная или пережитая авария, смерть или увечье близкого человека в результате ДТП.

Примечательно, что боязнь аварии является не только самой распространенной причиной страха вождения, но и самой сильной - полностью преодолеть страх смерти не могут даже самые опытные водители. Не говоря уже о начинающих автолюбителях и тех, кто только планирует ими стать. Поэтому часть из них даже не пытается найти способ, как перебороть страх водить машину, оставаясь в пассивной роли пассажира.

Страх материального ущерба


Боязнь потерять имущество - еще один из распространенных факторов, которые мешают человеку спокойно чувствовать себя за рулем машины. Сам по себе автомобиль - вещь не дешевая, траты на которую не ограничиваются только покупкой. Эксплуатация транспортного средства также требует немалых материальных затрат, не говоря уже о капитальных ремонтах. Тем более после аварий, да еще и не своего автомобиля, если виновником ДТП окажетесь вы.

Такие ситуативные комбинации в мозге практичного человека могут вырисовывать значительные суммы возможного ущерба, из-за чего он так и не решается овладеть навыками вождения. Есть другой вариант интерпретации боязни материальных потерь, связанных с вождением авто, когда повышенное чувство ответственности не позволяет садиться за руль чужого авто.

В принципе страх материального ущерба и страх смерти можно назвать двумя сторонами одной медали, поскольку они имеют одно общее понятие - потеря, убытки. Поэтому они в той или иной степени присущи всем автолюбителям.

Страх утраты контроля


Немало людей не решается управлять автомобилем из-за страха не справиться с ним в какой-то определенной ситуации. Кто-то боится заглохнуть на перекрестке или оживленной трассе, кого-то пугают встречный транспорт и пешеходы, переходящие дорогу.

Есть люди, которые боятся растеряться в автомобильном потоке или не справиться с управлением во время непогоды (ливня, снегопада, гололеда). Многих отталкивает от самостоятельного вождения перспектива внезапной поломки авто.

При этом одних пугает собственная беспомощность, а других - нежелание выглядеть глупо или нелепо в глазах других (попутчиков, водителей других авто, пешеходов и т.д.). В последнем случае бояться чьего-то осуждения или насмешки действительно глупо, поскольку водителями не рождаются - ими становятся. Абсолютно все когда-то были новичками в вождении и совершали ошибки.

Чаще всего в основе такой боязни лежит отсутствие навыков вождения и чувства габаритов автомобиля, а также достаточных знаний о его устройстве. Поэтому самым лучшим способом побороть страх водить машину в этом случае будет практика и время.

Боязнь автомобиля как такового


Есть люди, которые боятся машину в принципе, отождествляя ее с живым агрессивным существом. Они наделяют железного зверя неуправляемым характером, подчинить который человеку не под силу. И именно страх перед этим неуправляемым «чудовищем» делает невозможным содружество человека и авто априори. По мнению людей с таким убеждением, в отношениях «человек-машина» главным является автомобиль.

Такая фобия относится к иррациональным, поскольку все мы знаем, что авто - это механизм, который создан человеком и им же управляется. Хотя большинство владельцев не отрицает тот факт, что их авто имеют свой характер. Но, скорее, капризный, чем агрессивный.

Важно! Очень редко препятствием для спокойного вождения автомобилем выступает только один из вышеперечисленных видов страха. Чаще они идут в комплексе, разбиваясь по значимости.

Способы преодоления страха вождения


Практика показывает, что опытному водителю преодолеть возникнувшие «по поводу» страхи гораздо легче, чем новичку, у которого эти страхи, по большому счету, только «в проекте». Но есть несколько проверенных способов, как свести эти переживания до минимума и найти взаимопонимание со своим авто.

Самые эффективные методы, как избавиться от страха водить машину:

  1. Определенность целей . Прежде чем вступать в борьбу со своим страхом за право свободного вождения, разберитесь со своей мотивацией. Если вы хотите водить машину только потому, что этого хотят или требуют другие (родители, супруг или супруга, близкий человек, работодатель), или просто из желания быть не хуже других, задумайтесь над необходимостью таких мероприятий. В действительности вы либо еще не готовы для управления авто, либо вам это вообще не нужно. Если же ваши цели имеют четкую конкретику (получить хорошую работу, имея права, расширить сферу путешествий, получить независимость и комфортность перемещения и т.д.), шансов перебороть свою фобию и осуществить задуманное гораздо больше.
  2. Практика, практика и еще раз практика . Вождение - это навык, который вырабатывается со временем. Помните, что еще не родился тот человек, который смог бы сразу освоить все тонкости вождения до автоматизма и одновременно контролировать ситуацию на дороге, дорожные знаки, приборы, переключение скоростей и действия педалями. Все это осваивается постепенно, шаг за шагом. Таким образом, чем больше времени вы потратите на освоение этих навыков, тем быстрее почувствуете уверенность за рулем. А значит, у вашего страха будет меньше пищи для роста. Главный совет - будьте настойчивыми и последовательными. Начинайте с автодрома, затем переходите на пригородные трассы. После того как вы почувствуете в себе уверенность расширять ареалы своих возможностей, выезжайте на освоение вечерних малооживленных городских дорог. И только после этого можно пробовать нырять в дневную суету городских автомобильных потоков.
  3. Теоретическая подготовка . Чтобы не растеряться посреди дороги из-за поломки авто, учите его строение и основные возможные неполадки. Знание механики автомобиля - верный способ стать увереннее в обращении с ним. Если вы будете знать и понимать, что и как происходит после того или иного вашего движения или манипуляции, то и поводов нервничать у вас будет намного меньше. Конечно, знания автомеханика дано освоить не всем, но вот самые часто встречающиеся ситуации запомнить можно. Не забывайте правило: «Осведомлен - значит, вооружен». Поэтому изучите самые распространенные для новичков проблемы: трогание с места, торможение, соблюдение дистанции, рядности, ощущение габаритов авто, движение в потоке с другой скоростью и т.п. Не игнорируйте необходимость знания правил дорожного движения. Постарайтесь не просто запомнить их механически, а понять логику этих инструкций. Несмотря на то, что многие уверяют в их бесполезности в условиях городских джунглей, эти правила спасли многие жизни и спасут не меньше. Не ленитесь изучать и запоминать маршруты - это придаст вам большей уверенности на дороге.
  4. Помощь опытного водителя . Если вы хотите подружиться со своим автомобилем, но все еще чувствуете в себе неуверенность во время вождения, не стесняйтесь привлекать к поездкам более опытного в этом деле человека. Во-первых, он сможет подсказать правильное решение в трудной для вас ситуации. Во-вторых, даже ощущение того, что вы в авто не одни - уже придает уверенности. Только выбирайте на роль штурмана человека, который не только имеет опыт вождения, но и отличается спокойным, терпеливым характером. Поскольку известны случаи, когда нервный взрывной «инструктор» надолго отбивал желание садиться за руль.
  5. Дополнительные курсы вождения . Если в вашем окружении нет надежного опытного «второго» водителя или вы настроены именно на профессиональную помощь - запишитесь на курсы экстремального или контраварийного вождения. Можно также просто договориться с инструктором о дополнительных уроках вождения. Чем больше нюансов поведения за рулем в нестандартных ситуациях вы будете знать, тем меньше будет поводов для волнений.
  6. «Маркировка» . Для тех, кто только осваивает навыки вождения, есть специальный знак «Начинающий водитель». Для неуверенных в себе девушек-водителей есть знак «Туфелька». Установите такой знак в своем авто - и остальные водители будут более внимательными и терпеливыми по отношению к вам.
Как избавиться от страха водить машину - смотрите на видео:

Многие будущие водители испытывают чувство страха перед автомобилем. Каждая поездка им представляется опасным, чуть ли не на грани жизни и смерти мероприятием. Разумеется, в таком психологическом состоянии очень трудно осваивать премудрости вождения.

Как же побороть страх? Об этом мы и поговорим в данной статье.
Выраженное нервно-психическое напряжение водителя во многом обусловлено осознанием того, что автомобиль сам по себе представляет собой средство повышенной опасности. Поэтому водитель постоянно испытывает чувство высокой ответственности за жизнь пассажиров, сохранность груза, автомобиля, а также за свою собственную безопасность. При этом нередко преобладают отрицательные эмоции: страх, тревога, сомнение, постоянное ожидание возникновения аварийных ситуаций и неуверенность в их благополучном исходе. Такие чувства испытывает каждый водитель, однако у опытного, обладающего высокой устойчивостью к нервным перегрузкам водителя степень нервного напряжения будет значительно меньше, чем у эмоционально неустойчивого новичка. Чрезмерное или длительное нервное напряжение приводит к нарушению таких процессов, как восприятие, внимание, мышление, память; отмечается также увеличение времени реакции и нарушение координации движений.

На самом первом этапе овладения водительским мастерством самой большой (по сути, основной) психологической проблемой является то, что учащийся автошколы постоянно, с первого дня обучения и до последнего дня - дня сдачи экзамена в ГИБДД - находится в состоянии стресса. Это вызвано целым рядом причин:
1. Получение удостоверения на право управления транспортным средством очень важно для повышения уровня жизни (продвижения по карьерной лестнице, повышения социального статуса, облегчения решения бытовых вопросов) - вследствие этого пугает сама мысль, что окончить автошколу, получить права и научиться водить автомобиль по каким-либо причинам не удастся;
2. Каждый из учащихся неоднократно видел на дороге (по телевизору, в газетах, на плакатах) последствия ДТП, в т.ч. тяжелые, с человеческими жертвами. Осознание того, что он сам может явиться участником, жертвой, а еще страшнее — виновником ДТП является само по себе сильнейшим стрессором. Ситуация усугубляется в тех случаях, когда в силу своей социальной незрелости человек не может в полной мере осознать и принять на себя груз ответственности за совершаемые им поступки.
3. Многие автошколы не имеют достаточно средств на обновление материальной базы, экономят на тренажерах и автомобилях. Учащиеся садятся за руль автомобиля и выезжают на дорогу без тренажерной подготовки, на старых автомобилях — вследствие этого с первых же практических занятий за рулем автомобиля им приходиться решать сразу несколько сложных задач, опыта решения которых они не имеют.
4. Недостатки в методиках обучения приводят к тому, что учащийся остается один на один со своими проблемами - преподаватели и инструкторы, имеющие большой опыт вождения автомобиля, просто забыли, какие чувства они сами испытывали, обучаясь водить автомобиль, не понимают и не учитывают в процессе обучения страхов и других психологических проблем учащегося.

И если на теоретических занятиях в классе учащиеся чувствуют себя более-менее спокойно, то выезд в город после двух-трех занятий на площадке становится для многих из них настоящим стрессом. Необходимость согласованных действий сразу несколькими механизмами - рулевым колесом, рычагом переключения передач, указателем поворотов, педалями сцепления, тормоза и газа, наблюдения при этом за быстро меняющейся дорожной обстановкой, за светофорами, за дорожными знаками и разметкой, за автомобилями других участников дорожного движения, движущимися в различных направлениях, за показаниями приборов на приборной панели (причем иногда в сложных погодных условиях, на скользкой дороге, в дождь и в снегопад, и т.п.) — для психики новичка все это становится тяжелым испытанием. И пока не наработается достаточная степень автоматизма в действиях учащегося, пока он не начнет чувствовать габариты автомобиля, не научится более-менее уверенно перестраиваться и совершать другие маневры - каждая посадка за руль автомобиля будет оставаться для него стрессовой ситуацией.

Инструктор, сидящий рядом, конечно же, знает о том, какие чувства испытывает новичок - он наблюдает проявления этих чувств практически у каждого. Но, не являясь психологом, не умеет, да и не считает нужным выводить учащегося из этого состояния. Действия наставника сводятся, по сути, к подсказкам и подстраховке, к готовности в случае кризисной ситуации взять управление автомобилем на себя. Присутствие рядом инструктора оказывает некоторое успокаивающее воздействие на учащегося, уверенность в опытном человеке рядом помогает ему более адекватно оценивать дорожную обстановку и действовать соответственно.

Но у этого явления есть и обратная сторона. Очень часто в автошколах сталкиваются с тем, что учащийся, у которого на последних занятиях начинает получаться практически все, который чувствует себя за рулем довольно уверенно и спокойно, экзамен в ГИБДД с треском проваливает. Причиной этого являются тревога, волнение и страх, от которых он, казалось бы, уже совершенно избавился. Объяснить причину того, что с ним происходит, учащийся не может, у него пропадает вера в себя, падает самооценка, он испытывает сильный стресс.
Объясняется это тем, что состояние уверенности, которое начинает испытывать учащийся, и которое помогает ему грамотно действовать за рулем, пока еще основывается не на личном опыте, а ассоциируется с присутствием рядом человека, который поможет справиться с трудной ситуацией. Даже если этот человек просто сидит и молчит, одно его присутствие действует успокаивающе. Когда теряется связь с этим человеком, теряется и состояние уверенности и спокойствия. Психологам хорошо известен этот эффект, являющийся своего рода условным рефлексом, существуют методики устранения его негативных проявлений.

Вот несколько приемов, которые могут помочь выйти из состояния острого стресса:

1. Ауторегуляция дыхания.
В нормальных условиях о дыхании никто не думает и не вспоминает. Но когда по каким-то причинам возникают отклонения от нормы, вдруг становится трудно дышать. Дыхание становится затрудненным и тяжелым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. И наоборот, при сильном испуге, напряженном ожидании чего-то люди невольно задерживают дыхание (затаивают дыхание). Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием, использовать его для успокоения, для снятия напряжения — как мышечного, так и психического. Таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией. Противострессовые дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении. Обязательно лишь одно условие: позвоночник должен находиться в строго вертикальном или горизонтальном положении. Это дает возможность дышать естественно, свободно, без напряжения, полностью растягивать мышцы грудной клетки и живота. Очень важно также правильное положение головы: она должна сидеть на шее прямо и свободно. Расслабленная, прямо сидящая голова в определенной степени вытягивает вверх грудную клетку и другие части тела. Если все в порядке и мышцы расслаблены, то можно упражняться в свободном дыхании, постоянно контролируя его.
Мы не будем подробно рассказывать здесь о том, какие дыхательные упражнения существуют (их легко найти в литературе), но приведем лишь следующие выводы:
- С помощью глубокого и спокойного ауторегулируемого дыхания можно предупредить перепады настроения.
- При смехе, вздохах, кашле, разговоре, пении или декламации происходят определенные изменения ритма дыхания по сравнению с так называемым нормальным автоматическим дыханием. Из этого следует, что способ и ритм дыхания можно целенаправленно регулировать с помощью сознательного замедления и углубления.
- Увеличение продолжительности выдоха способствует успокоению и полной релаксации.
- Дыхание спокойного и уравновешенного человека существенно отличается от дыхания человека в состоянии стресса. Таким образом, по ритму дыхания можно определить психическое состояние человека.
- Ритмичное дыхание успокаивает нервы и психику; продолжительность отдельных фаз дыхания не имеет значения — важен ритм.
- От правильного дыхания в значительной мере зависит здоровье человека, а значит, и продолжительность жизни. И если дыхание является врожденным безусловным рефлексом, то, следовательно его можно сознательно регулировать.
- Чем медленнее и глубже, спокойнее и ритмичнее мы дышим, чем скорее мы привыкнем к этому способу дыхания, тем скорее он станет составной частью нашей жизни.

2. Противострессовое дыхание.
Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.

3. Минутная релаксация.
Расслабьте уголки рта, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить «язык лица и тела» путем расслабления мышц и глубокого дыхания.

Далее рассмотрим технику, которая часто применяется для устранения последствий психотравмы, вызванной дорожно-транспортным происшествием. Желательно выполнять ее под руководством психолога, владеющего данным методом (НЛП-практика), но можно попробовать делать ее и самостоятельно.
1. Представьте, что вы находитесь в кинотеатре. Постарайтесь увидеть себя в черно-белом изображении на экране за каким-то нейтральным занятием.
2. Постарайтесь как бы «отделиться» от себя и увидеть себя, смотрящего на экpан.
3. Оставаясь в том же положении, посмотрите на экран, где идет черно-белый фильм, в котором вы испытываете то переживание, которое хотите «нейтрализовать».
4. Закончив наблюдение за собой как за героем фильма, когда все снова уладится, «остановите» фильм, «войдите» назад в свое «изображение на экране», представьте его в цвете и очень быстро «прокрутите» фильм назад. В результате у вас сложится впечатление, что вы смотрите фильм с собственным изображением, в котором время идет в обратном напpавлении.
5. Проверьте полученный резyльтат: для этого вспомните о случившемся и обратите внимание на то, можете ли вы теперь думать об этом более спокойно.
Если можете, то вы добились желаемого эффекта. Если нет — повторите процесс или обратитесь за помощью к специалисту.

Современная жизнь диктует правила, требующие быть мобильной. Отвести ребенка в детсад или школу. Добраться до работы. Навестить свою старенькую бабушку. Забрать ребенка и доставить его в кружок, бассейн, поликлинику, к стоматологу и проч. А еще про себя не забыть: обновить прическу в парикмахерской и сделать нужные покупки в магазине. Приходится выбирать: быть зависимой от других или становиться автономной.


Я училась в автошколе, будучи студенткой. Каждый урок вождения становился для меня настоящим испытанием. Волновалась так сильно, что дрожали коленки и бешено колотилось сердце. Тогда я была уверена, что в будущем буду водить машину. Но, получив права, благополучно о них забыла.

Из-за дикого чувства страха вождения я долгое время пользовалась общественным транспортом. На все попытки мужа посадить меня за руль находились нелепые отговорки. Я понимала, что теряю навыки, но не могла побороть волнение перед поездкой.

Однако ж окружающий мир диктует свои правила. В один прекрасный день мужу предстояла длительная командировка. В тот момент я поняла, что нужно становиться самостоятельной. К тому же, с маленьким ребенком на руках пользоваться общественным транспортом было неудобно. Мысль о том, что полагаться придется только на себя, безумно пугала меня.

С тех пор прошло много времени, но я и сегодня помню тот великий для меня день, когда одна села за руль.

Первый раз я села за руль еще в детстве. Наверное, многим папа или дедушка давали порулить, посадив к себе на колени. Я представляла себя взрослой и мечтала, как вырасту и буду сама водить машину. Мои ощущения при первом вождении были незабываемы.

Потом тренировалась водить авто и в более старшем возрасте, тоже под контролем отца. В тот момент всю ответственность происходящего я не осознавала, поэтому чувство страха не возникло.

Я даже не испугалась, когда инструктор посадил меня за руль на первом занятии. Страх пришел позже. Каждый урок вождения нагонял на меня чувство тревоги и волнения, а промахи безумно огорчали. Тогда-то я и поняла всю ответственность. Ведь автомобиль — это средство передвижения, в процессе использования которого есть риск для жизни. Мне становилось только страшнее от осознания всей меры ответственности, которую я несу за свою жизнь, жизнь своих пассажиров и пешеходов.

Все же уверенно почувствовать себя за рулем помог только мой муж. Ему удалось спокойно и доступно донести до меня нужную информацию. Ко всем моим ошибкам он относился спокойно и терпеливо, что, безусловно, придавало мне сил. Конечно, в этом ему помогал его многолетний опыт.

Когда возникла необходимость ездить самостоятельно за рулем, страхи мои росли все больше и больше. Боялась я всего — перепутать педали, сбить пешехода, заглохнуть на перекрестке, перестроиться из одного ряда в другой, а также боялась встречных машин. Выезжать первой на перекресток было целой трагедией. Я опасалась, что не смогу вовремя затормозить, что въедет кто-то в меня или я въеду в кого-нибудь. А еще от волнения я могла перепутать, где левый поворот и где правый.

В конце каждой поездки я ощущала, как от напряжения ломит спину, ноют ноги и трясутся руки. Но, успокоившись, я стала размышлять, а чем же вызваны эти неприятные ощущения.

Причины, по которым женщины и мужчины боятся водить автомобиль, почти одинаковы. Только мужчины обычно испытывают меньший стресс во время езды за рулем, нежели женщины. Все потому, что первые теснее связаны со всевозможной техникой, и им понятны физические процессы, происходящие в автомобиле во время его движения.

Женщины же имеют об этом лишь смутное представление, а некоторые и вообще не забивают себе голову подобной информацией. Поэтому многим из них непонятно, зачем выжимать сцепление и для чего нужно переключать передачи.

Незнание технических характеристик автомобиля является одной из основных причин возникновения страха. Именно поэтому необходимо изучать устройство машины и понимать, какие технические процессы приводят его в движение. Если понять и разобраться хотя бы в самых основных принципах движения авто, уже не так страшно будет управлять им.

У всех новичков возникает чувство тревоги и волнения из-за отсутствия опыта. Человеку свойственно испытывать подобную неуверенность в процессе изучения чего-то нового. Это касается не только вождения.

Боязнь более опытных участников дорожного движения. В настоящее время культура поведения водителей на дорогах оставляет желать лучшего. Особенно тяжело в подобных ситуациях женщинам, существам чувствительным и эмоциональным. У неопытного водителя из-за услышанного нарекания и неодобрительных слов со стороны может пошатнуться самооценка.

Негативный опыт во время практических занятий с инструктором может быть тоже причиной возникновения страха вождения. А если учитель на практике делал резкие замечания, грубо указывал на ошибки или нетактично обсуждал с другими ваши промахи на дороге, так и вообще можно получить психологическую травму. И некоторые после таких «учителей» за руль больше не садятся.

Общение с сотрудниками ГИБДД также может вызывать чувство страха и тревоги. Даже обычная проверка документов может стать причиной эмоционального напряжения.

Распространенной причиной возникновения неприятных эмоций является страх попасть в аварию , особенно если у человека был уже негативный опыт с участием в ДТП. В некоторых серьезных случаях водителям приходится обращаться за психологической помощью к специалистам.

Каждому человеку рано или поздно приходится учиться чему-то новому. Ведь и опытные водители со стажем когда-то тоже были новичками. Я понимала, что мне нужно практиковаться и доводить свои навыки до автоматизма.

И так, как я избавилась от страха автовождения: мой личный опыт борьбы.

Совет первый

Нужно научиться чувствовать и понимать, за счет каких сил он движется. Я выезжала тренироваться рано утром, и сначала передвигалась по своему знакомому району. Машин было мало и опасности в виде пешеходов практически не было. Я трогалась с места и останавливалась, притормаживала и разгонялась, стараясь отследить тормозной путь, разворачивалась и совершала повороты, заезжала в узкие дворы. Таким образом я пыталась почувствовать габариты своей машины.

Совет второй

Брать с собой подругу, коллегу или сестру. Хорошо если у того, с кем вы поедете, не будет водительских прав. Я брала с собой сестру. Водительских прав на тот момент у нее не было, и она не давала мне «умных» советов. Постепенно мы стали выезжать на трассу. Перестраиваясь в правый ряд, тихонько ехали. Я поняла, что, придерживаясь своей полосы, я никому не мешаю и встречные машины меня стали меньше пугать.

Совет третий

Если вы давно не ездили за рулем, то освежить знания поможет частный инструктор, муж или отец. Можно нанять инструктора-женщину. У последних подход к обучению более мягкий и спокойный, нежели у мужчин.

У меня в качестве такого инструктора был мой муж. Для закрепления всех необходимых навыков мы ездили часто и регулярно.

Совет четвертый

Необходимо прорабатывать весь маршрут заранее. После случая, когда я долго не могла найти нужный мне поворот, я поняла, что необходимо не только возить с собой карту, но и составлять маршрут заранее. Мне было намного легче сориентироваться на месте, если до начала поездки я прокладывала маршрут своего движения на карте.

Совет пятый

Почувствовать себя более защищенной в разных ситуациях на дороге мне помогает справочник автомобилиста, он всегда лежит у меня в бардачке. В нем содержатся все нужные адреса и телефоны автомастерских, эвакуационных служб, пунктов полиции и ГИБДД, а также служб экстренного вызова.

Совет шестой

Очень надежно в преодолении автотрусости помогают знания правил дорожного движения. Доскональное знание правил придает уверенности и при общении с инспектором ГИБДД. Необходимо не только выучить правила дорожного движения, но и регулярно следить за их изменениями. Я всегда вожу с собой в машине последнюю редакцию ПДД.

Совет седьмой

Приобретение навыков на рефлекторном уровне — это, наверное, основа того, как побороть страх вождения автомобиля. Непростая задача — уметь одновременно контролировать дорожные знаки, приборы, ситуацию на дороге и еще при этом успевать переключать передачи. Однако эти умения приходят с опытом, потому, чтобы водить машину на уровне автоматизма, нужно много тренироваться.

Совет восьмой

Придерживаться на дороге невысокого скоростного режима. Это правило поможет вовремя отреагировать в сложной ситуации. Первое время я ездила медленно, притормаживала, позволяя себя обогнать другим. При таком вождении у меня было время для принятия спокойного решения при перестроении или совершении маневра.

В наш век высоких технологий и скоростей уже очень трудно себе представить комфортную жизнь без наличия в семье хотя бы одного автомобиля. Гигантские пробки в мегаполисах подтверждают, что сегодня это самое востребованное и популярное средство передвижения. Многочисленные социальные опросы показывают неуклонное желание граждан обладать личным транспортным средством. Но в таком потоке как преодолеть страх вождения автомобиля?

Безопасность - превыше всего

Одного желания купить автомобиль мало. Для безопасной и продуктивной езды в современных дорожных условиях необходимо иметь хороший опыт вождения. От этого очень часто зависит не только жизнь самого автолюбителя, но и пешеходов - таких же участников дорожного движения, как и водители со своими авто.

Довольно часто люди, желающие приобрести автомобиль, сталкиваются с неожиданным препятствием... Это — боязнь вождения автомобиля. Подобное неприятное ощущение возникает по ряду причин, на которых хотелось бы акцентировать внимание в этой статье. Так же, с учетом мнения экспертов в этой области, попробуем разобраться, как победить страх вождения автомобиля.

Типичные боягузы

Популярная психология давно изучила и описала типичные ситуации, связанные со страхом пребывания за рулем. Оказывается, можно найти ответ на главный вопрос, как преодолеть страх перед вождением и боязнь дороги, порывшись в себе.

Условно разделим «боящихся» и их основные страхи и опасения за рулем на два вида. К первому относятся новички, которые только планируют сесть за руль, либо имеют крайне маленький опыт вождения, ограниченный курсами. Ко второму типу отнесем как раз опытных водителей, попадавших в ДТП или другие стрессовые ситуации на дорогах.

Волков бояться - в лес не ходить

Итак, обе группы этих людей объединяет именно страх вождения автомобиля. Нужно отметить, что всякого рода опасения отнюдь не влияют на их желание сидеть за рулем. Все равно в большинстве своем они садятся за руль. Однако длительный стресс боязни вождения может очень печально отразиться на общем психологическом состоянии таких водителей.

Из чего состоят страхи новичков? В основной своей массе они не могут знать реальных опасностей, которые таит в себе дорога. Поэтому их боязнь ничем не мотивирована. Скорее, это неуверенность в своих силах при управлении сложным агрегатом минимум в тонну весом. Она приходит из-за незнания некоторых азов вождения, на которые очень часто не обращают внимания в подготовительных школах.

Начинающим водителям

По мнению экспертов, первое, на что нужно обратить внимание новичков - умение полностью концентрироваться на дорожной обстановке. То есть все действия, которые вы производите в салоне, заставляя автомобиль двигаться, должны выполняться автоматически. Движения рук и ног необходимо четко отработать, чтобы не подключать дополнительное визуальное внимание. Проще всего этого добиться в автомобилях, оснащённых автоматическими коробками передач. Обучение вождению в такой машине позволяет водителю научиться контролировать дорожное пространство, не отвлекаясь на замысловатые комбинации, которые нужно выполнить для переключения скоростей (как это происходит в машинах с механической коробкой передач).

Ещё одна проблема всех начинающих, которая вызывает страх вождения автомобиля, - попытка контролировать все приборы на панели управления. На начальных этапах обучения это абсолютно не нужно, да и на более серьёзном уровне такой контроль необходим лишь частично.

Современные производители автомобилей, находясь в условиях жесткой конкуренции друг с другом и борясь за потенциального покупателя, прикладывают немало сил, чтобы чем-то отличиться в более выгодную сторону. Одной из таких активных конкурентных ниш является обустройство и оформление приборной панели. Чего только не придумывают дизайнеры, чтобы сделать внутреннюю эргономику авто более дружественной. Современная приборная панель переливается разноцветными огнями, графическими изображениями, столбцами нужной и ненужной водителю информации, которая выводится на дисплей бортового компьютера. Все это, безусловно, отвлекает новичка от главного - текущей дорожной ситуации.

В этом случае нужно помнить, что, находясь в учебной машине, вы по умолчанию не можете тронуться в путь с пустым баком или неисправным генератором. Да и скорость вам никогда не даст превысить инструктор, сидящий рядом. Поэтому, как бы вас не отвлекала приборная панель, примите совет бывалых - концентрируйтесь на дороге.

Размер имеет значение

Немаловажным фактором, который вызывает чувство неуверенности в управлении автомобиля, оказывается неправильное восприятие истинных габаритов вашего стального друга. Иными словами, водитель точно не знает, повернете ли авто в узкий поворот, проедет ли между двумя деревьями и т. п. С опытом это ощущение быстро проходит. Тут все дело в элементарной практике вождения. Чем больше вы будете времени проводить за рулем, тем скорее научитесь оценивать расстояния и размеры препятствий. И тогда вопрос, как преодолеть страх вождения автомобиля, останется в прошлом.

Ну и, конечно, чувство страха внушает возможное ДТП. Здесь, как ни банально это звучит, просто необходимо помнить правила дорожного движения и знать разрешающие и запрещающие знаки, а также строго соблюдать положенный скоростной режим. Если принять и понять все описанные ситуации, никакой боязни вождения вы испытывать не будете.

Что делать после аварии

Как преодолеть страх вождения автомобиля после ДТП, спросите вы?

Здесь однозначных и чётких советов, наверное, нет. Да и мнения людей, которые занимаются психологическими проблемами такого типа, довольно разные. Ведь подобный страх гораздо серьёзней, чем неопытность. Человек прочувствовал реальную угрозу своей безопасности, и последствия пережитого могут остаться в памяти навсегда.

Первое, что нужно рассмотреть, если страх перед вождением приобретён в результате ДТП, это возможность полного или хотя бы частичного отказа от использования автомобиля на некоторое время. Нужно прийти в себя, понять и осознать причины того, что произошло. Лучше всего обратиться за помощью к опытному врачу-психологу.

Если вы чувствуете в себе силы самостоятельно выйти из этой ситуации, то просто на время станьте пешеходом. Анализируйте свои действия, находясь, как говорится, по другую сторону баррикад. Со временем приходит осознание собственной ошибки и опять тянет за руль.

Есть и альтернативные советы экспертов: провести «работу над ошибками» и продолжать ездить в усиленном объеме, преодолевая появившиеся комплексы. Это своего рода шоковая терапия, которая помогла довольно многим.

Затратно, но эффективно

Принципиально другая, но очень действенная методика под названием «Как преодолеть страх вождения автомобиля» заключается в смене машины, с которой связаны неприятные воспоминания. Очень часто продают «неудачницу» для того, чтобы сесть за руль новой. Этот способ требует финансовых вложений, но, тем не менее, он позволяет избавиться от полученного стресса.

На свете нет абсолютно безопасных автомобилей. Зато есть острожные и опытные водители, которые проездили большую часть жизни без всяких неприятных впечатлений - чего и вам желаем.

Страх перед вождением автомобиля бывает абсолютно у всех, кто впервые садится за руль. И не стоит верить заявлениям людей, утверждающих, что якобы именно он, впервые сев за руль, не испытывал никакого страха. Во всяком случае, небольшое смущение и легкая робость у него присутствовала, и это нормально. С психологической точки зрения, чувство страха очень полезно для человека, так как спасает его в опасных жизненных ситуациях. Но чувство страха полезно тогда, когда это рациональный страх, когда он осознан и соответствует ситуации. Страх перед автомобиля в большинстве случаев является иррациональным, надуманным. С течением времени такой иррациональный страх вождения авто может перерасти в фобическую составляющую, и человек уже ни при каких условиях не сядет за руль. Однако все человеческие страхи и фобии являются обратимыми расстройствами, а это значит, что такие страхи можно преодолеть и довольно успешно.

Смотрите в лицо своим страхам 😉

У каждого человека бывают свои страхи, так как каждый человек это индивидуальность. Одни просто боятся неприятностей во время езды на автомобиле. Другие, к примеру, бояться летать на самолете. У кого-то присутствует страх перед встречей с работником автоинспекции, кто-то просто боится выехать на встречную полосу, или того, что у него откажут тормоза. Отсюда можно предположить, что человек боится за свою жизнь, однако все люди разные, и у всех страх проявляется по-разному. Некоторые, имея автомобиль, никак не могут преодолеть страх перед вождением, за рулем чувствуют себя нерешительно, скованно, порой трусливо и неуверенно, пряча свой страх, что может привести к плачевным последствиям. Такие люди никогда не смогут стать полноценными водителями.

Женщины ведут себя в случаях страха вождения немного по-другому, чем мужчины. Это связано в первую очередь с биологическими причинами, и особенностями ее организма. Слабый пол, как правило, медлителен и менее решителен, чем сильный. Однако если дама сможет сделать шаг, и преодолеть свой страх, она вполне может стать квалифицированным водителем, ничем не хуже, чем мужчина, который также подвержен иррациональному страху вождения автомобиля. Порой женщина может стать лучшим водителем, чем большинство мужчин. Страхи бывают разные, возникать они могут по-разному и в совершенно разных ситуациях. Сам по себе страх пройти, конечно, может, но в очень редких случаях. В основном, он обрастает все новыми и новыми красками, формами, и проявлениями. Человек в таком состоянии находится под действием постоянного стресса, который усугубляется, и может привести к невротическому расстройству. Такой человек может стать агрессивным или просто замкнуться в себе.

Самое простое, что можно сделать в такой ситуации — не боятся пробовать чаще садиться за руль и учится водить автомобиль за городом, где нет движения вообще, и просто наплевать на все свои негативные эмоции. С одной стороны совет верный и правильный, и в некоторых случаях довольно хорошо работает. Но есть еще определенная категория людей, которые не могут преодолеть свой страх. Такие люди начинают дрожать перед поездкой задолго до ее начала, постоянно прокручивая в своей голове разные невероятные ситуации, в которые он может попасть, тем самым еще больше себя запугивая. Как быть таким горе водителям, есть ли выход в такой тяжелой с их точки зрения ситуации, и возможно ли помочь им преодолеть этот надуманный страх?

Со страхом необходимо бороться постепенно

Такой человек должен понять, для чего ему нужно водить автомобиль, и действительно ли он хочет этого. Осознав, что вождение автомобиля необходимо и будет доставлять удовольствие, вторым этапом важно осознать, что все страхи, которые есть, не что иное, как просто выдумка, буйство его, трусишки, фантазии. Важно знать, что справиться с такими страхами можно, и порой это не так сложно, как кажется.

Психология утверждает, что страх сесть за руль связан с низкой самооценкой человека, повышать которую никогда не бывает поздно даже с возрастом, это надо делать, чтобы чувствовать себя свободным, а не быть зависимым от страха, и самое неприятное, от надуманного страха, который в реальности ни чем не подкрепляется, только фантазиями человека. Итак, с чувством страха можно и нужно бороться, а вот с чувством беспомощности, которое зарождает эти страхи, гораздо тяжелее. Тем более при отсутствии жизненных достижений, чувство беспомощности непременно будет нарастать.

После того, когда человек понял и решил, что вождение автомобиля ему необходимо, и он не один в этом мире, кто будет водить автомобиль, необходимо будет принять для себя две главных составляющих:

  1. Человек должен признать, что он действительно испытывает страх перед вождением, и этот страх иррациональный, а значит фобический.
  2. Осознать, что поддаваясь такому страху, он порождает в себе новые страхи, с которыми без помощи специалиста справиться будет уже намного сложнее. Тем самым человек живет в своих страхах и теряет, или ограничивает свою свободу.

Будьте настойчивы в преодолении своих фобий

Существуют также несколько психологических аффирмаций, работающих по принципу самовнушения, для преодоления страха:

  1. Для меня нет никакой опасности, когда я нахожусь за рулем автомобиля
  2. Негативные мысли, это просто плод моего воображения, от которых пора отказываться
  3. Страх лишь эмоция, через которую нужно и можно легко переступить
  4. Страх призван быть учителем, я учусь у своих страхов, поэтому большое удовольствие превращать негативные мысли в позитивные
  5. Каждое утро необходимо просыпаться с чувством уверенности в себе

Очень эффективно в преодолении страха действует метод постепенности. Если страх очень силен, то зону своего комфорта необходимо расширять, и делать это постепенно. Для начала это могут быть тренировки вождения за городом, затем на знакомых улицах с минимальной интенсивностью движения. Необходимо начинать водить автомобиль и преодолевать страх в компании хороших знакомых или близких родственников, которые являются опытными водителями. Метод визуализации тоже работает и приносит свои плоды. Он основан на представлении опасной и экстремальной ситуации, из которой человек выходит с достоинством и честью, то есть действует очень спокойно, уверенно, а самое главное умело. Проводить работу методом визуализации лучше с уверенным и мастерским вождением, и результат не заставит себя долго ждать. Вождение впоследствии станет умелым и мастерским.

Страх вождения автомобиля присущ абсолютно всем

И последнее. На протяжении борьбы и преодоления своего страха, нежелательно смотреть телевизионные программы о происшествиях на дорогах. Когда страх перед вождением начнет ослабевать, ему на смену придет чувство большой удовлетворенности, а истинное удовольствие от вождения автомобиля придаст ощущение хорошего настроения и гордости за себя.

  • Новости
  • Практикум

Лимузин для президента: раскрыты очередные подробности

Сайт Федеральной патентной службой продолжает оставаться единственным открытым источником информации об «автомобиле для президента». Сначала НАМИ запатентовал промышленные модели двух автомобилей - лимузина и кроссовера, которые являются частью проекта «Кортеж». Затем намишники зарегистрировали промышленный образец под названием «Панель приборов автомобиля» (скорее всего, именно...

АвтоВАЗ выдвинул в Госдуму собственного кандидата

Как сказано в официальном сообщении АвтоВАЗа, В. Держак проработал более 27 лет на предприятии и прошел все этапы становления карьеры - от рядового рабочего до мастера. Инициатива выдвижения представителя трудового коллектива АвтоВАЗа в Госдуму принадлежит коллективу предприятия и была озвучена 5 июня во время празднования дня города Тольятти. Инициативу...

В Сингапуре появятся беспилотные такси

Во время испытаний на дороги Сингапура выйдут шесть модифицированных Audi Q5, способных передвигаться в автономном режиме. В прошлом году такие автомобили беспрепятственно преодолели путь от Сан-Франциско до Нью-Йорка, сообщает Bloomberg. В Сингапуре беспилотники будут двигаться по трем специально подготовленным маршрутам, оборудованных необходимой инфраструктурой. Протяженность каждого маршрута составит 6,4 ...

Дороги в России: не выдержали даже дети. Фото дня

В последний раз этот участок, расположенный в небольшом городке Иркутской области, ремонтировали 8 лет назад. Дети, чьи имена не называются, решили исправить данную проблему самостоятельно, чтобы можно было кататься на велосипедах, передает портал «УК24». О реакции местной администрации на фотографию, которая уже стала настоящим хитом в сети, не сообщается. ...

Названы регионы России с самыми старыми автомобилями

При этом самый молодой автопарк числится в Республике Татарстан (средний возраст - 9,3 года), а самый старый - в Камчатском крае (20,9 года). Такие данные в своем исследовании приводит аналитическое агентство «Автостат». Как оказалось, помимо Татарстана, лишь в двух российских регионах средний возраст легковых автомобилей менее...

В Хельсинки запретят личные автомобили

Для того, чтобы воплотить столь амбициозный план в реальность, власти Хельсинки намерены создать максимально удобную систему, в которой границы между личным и общественным транспортом будут стёрты, сообщает Autoblog. Как рассказала специалист по транспорту мэрии Хельсинки Соня Хейккиля, суть новой инициативы довольно проста: у горожан должна быть...

Внедорожник GMC превратили в спорткар

телье Hennessey Performance всегда славилось своим умением щедро добавлять дополнительных скакунов «прокачиваемому» автомобилю, но в этот раз американцы явно поскромничали. GMC Yukon Denali мог бы превратиться в настоящего монстра, благо, что 6,2-литровая «восьмерка» позволяет это сделать, но мотористы Hennessey ограничились достаточно скромным «бонусом», увеличив мощность мотора...

Новый седан Kia назовут Стингером

Пять лет назад на Франкфуртском автосалоне Kia представила концептуальный седан Kia GT. Правда, сами корейцы называли его четырехдверным спорткупе и намекали, что этот автомобиль сможет стать более доступной альтернативой Mercedes-Benz CLS и Audi A7. И вот, пять лет спустя, концепт-кар Kia GT трансформировался в Kia Stinger. Судя по фото...

Как правильно реагировать на затопление улиц. Видео и фото дня

О том, что этот тезис - больше, чем просто красивые слова, наглядно доказывают видеоролики и фото, появившиеся после потопа, произошедшего в Москве 15 августа. Напомним, на столицу менее, чем за сутки, выпало более месячной нормы осадков, в результате чего канализация не справилась с потоком воды, а многие дороги просто затопило. Между тем, как...

Видео дня: электромобиль набирает 100 км/ч за 1,5 секунды

Электрический болид под названием Grimsel смог разогнаться с места до 100 км/ч за 1,513 секунды. Достижение было зафиксировано на взлетно-посадочной полосе авиационной базы в Дюбендорфе. Болид Grimsel представляет собой экспериментальный автомобиль, разработанный студентами Швейцарской высшей технической школы Цюриха и Университета прикладных наук Люцерна. Автомобиль создан для участия...

Требования, которые предъявляются к дополнительному оборудованию в салоне автомобиля, растут стремительными темпами. Вплоть до того, что в салоне элементарно не хватает места для размещения всей необходимой аппаратуры. Если раньше обзору мешали только видеорегистраторы и ароматизаторы воздуха, то сегодня перечень девайсов, ...

Какой автомобиль выбрать семьянину

Семейный автомобиль должен быть безопасным, вместительным и комфортным. Кроме того, семейные машины должны быть удобны в использовании. Разновидности семейных машин Как правило, у большинства людей понятие «семейный автомобиль» ассоциируется с 6-7-миместной моделью. Универсал. Такая модель обладает 5-ю дверями и 3-мя...

КАК выбрать марку автомобиля, какую марку автомобиля выбрать.

Как выбрать марку автомобиля При выборе машины необходимо изучить все плюсы и минусы автомобиля. Поищите информацию на популярных сайтах автомобильной тематики, на которых делятся опытом владельцы машин, и тестируют новинки профессионалы. Собрав всю необходимую информацию, вы можете вынести решение в...