Обзор коробок передач — их плюсы и минусы. Механическая коробка передач против автоматической

При покупке своего первого автомобиля у новичка возникает множество вопросов. В первую очередь они интересуются, какую КПП лучше выбрать: механику или автомат. Некоторые автолюбители знают о машинах лишь то, что на механике передачи нужно переключать самому, а автомат делает это без участия водителя.

Для начала подробно расскажем, в чем заключается принцип работы той и другой коробки и какие они имеют плюсы и минусы. На основании этого и сделаем конкретные выводы.

Механическая коробка переключения передач

Принцип действия механической коробки передач основан на том, что водитель сам меняет шестерни, через которые крутящий момент передается от двигателя колесам автомобиля, чтобы обеспечить оптимальную оборотистость двигателя, при которой он выдает свою максимальный КПД при требуемой скорости езды. Когда водитель выжимает сцепление, происходит размыкание цепи и двигатель не передает крутящий момент.

Рычагом из салона водитель ставит на нужное место нужную шестерню, и, отпуская сцепление, замыкает цепь уже с новой шестерней. Это простое описание принципа действия. На сегодня автомобили с механической коробкой передач — это машины с самым надежным типом коробки передач ввиду простоты конструкции и отсутствия потребности в электронике для работы.

Рассмотрим преимущества этого типа КПП:

    Экономия — при умелом вождении можно хорошо экономить топливо, эксплуатируя двигатель в тех режимах, в которых он имеет минимальное потребление. Кроме того, при езде по шоссе при съезде с холмов можно ставить машину на нейтральную передачу, отпуская мотор работать вхолостую.

    Динамика машины — на механике только от водителя зависит при каких оборотах будет работать двигатель. Это позволяет снизить передачу и придать машине больший крутящий момент при обгоне на шоссе или в городе; быстрее разогнать автомобиль до нужно скорости; использовать «торможение коробкой» в экстренных ситуациях. Автомат же сам решает, когда переключать передачи и никакого самоуправства не допускает.

    Дешевизна эксплуатации — так как это сравнительно простое устройство, то и ремонт и покупка новой коробки передач обойдутся значительно дешевле, чем ремонт автомата.

    Приобретение опыта — это главный аргумент, который стоит учитывать новичкам за рулем. Те, кто имеет опыт вождения машин с механикой, всегда могут сесть и сразу же поехать на любом автомобиле в мире. А вот те, кто постоянно ездит на автомате, будут иметь проблемы даже с тем, чтобы тронуться с места на механике. Механика учит слушать звук мотора, прислушиваться к его посторонним шумам, вырабатывает внимательность и ответственность при езде.

Недостатки МКПП:

    Неудобно — да, банально неудобно ехать по городу с механикой. Если попасть в струю красного света, то можно вообще не убирать руку с рычага коробки передач. Постоянные движения руками и ногами делают водителя похожим на осьминога. Повторение после каждого светофора сцепление, первая, газ, сцепление, вторая, газ — могут вывести из себя любого водителя. Особенно при езде в пробке.

    Ресурс мотора и трансмиссии — новичок своими неумелыми действиями может заставлять мотор работать в предельных режимах, что снижает его ресурс. Это же касается и сцепления. Новичок может просто напросто его спалить, постоянно выжимая пока обдумываются действия на светофоре, при выезде с паркинга и тому подобные вещи, которые у опытных водителей выполняются автоматически. А ремонт МКПП хоть и не самое дорогое, но все же небюджетное занятие.

Автоматическая коробка переключения передач

Раньше автомобили с автоматическими коробками передач по многим параметрам, кроме удобства вождения, уступали механическим. Они имели просто невероятно огромный расход топлива, мало передач, за счет чего критично уменьшалась динамика машины, были провалы во время переключения передачи.

Сегодня автоматы развиты настолько, что во многом превосходят механику. И с каждым днем они еще больше совершенствуются. Давайте рассмотрим преимущества автоматов:

    Динамика — автомобили премиум сегмента имеют АКПП с двумя сцеплениями, что повышает динамику разгона. Но классические не такие совершенные модели коробок ставят на более дешевые машины, которые больше и подойдут для новичка. Поэтому вроде как и преимущество, но для новичка не имеет особого значения.

    Удобство — действительно, даже тот, кто впервые сел за руль, сможет тронуться с любой дороги с любым углом. Вождение машины с АКПП приносит удовольствие.

    Больше ресурс — из-за невозможности самостоятельно управлять оборотами двигателя водителем и щадящими режимами работы от компьютера, и сама трансмиссия и мотор имеют больший ресурс эксплуатации.

Для многих уже будет достаточно аргумента, что АКПП — это просто удобно. Но все же такие коробки не остались и без недостатков (мы будем говорить о недостатках простых автоматов, которые ставятся на большинство машин среднего класса):

    Автомат медленнее разгоняет автомобиль.

    Более высокий уровень потребления топлива.

    Невозможно завести машину «с толкача» в холодную пору года.

    Стоимость автомобиля с автоматом больше в среднем на тысячу долларов.

    Ремонт или замена АКПП обойдется очень дорого.

Выбор механики или автомата для каждого водителя-новичка — это личное дело. Но как мы уже сказали, учиться ездить, чувствовать машины, управлять ею как продолжением себя лучше на механике. Да, это не так удобно, это часто вызывает раздражение и езда перестает быть удовольствием. Но все же это первый автомобиль, с которого вы пересядете через 2-3 года. Потом, вы будете благодарны своему первенцу с механикой за бесценный опыт.

Порассуждаем об автоматических коробках, какая коробка передач лучше, классический автомат, робот или вариатор.

Выбор автомобиля не простое дело. Здесь в первую очередь, чего греха таить, стоит творчество. Глаз останавливается на внешнем виде и приоритет мы отдаем в первую очередь экстерьеру.

В этом нет ничего плохого. Если вы хорошо «упакованы» и покупаете новый автомобиль. На два-три года. В таком случае эта статья не для вас.

Она для тех, кто рассуждает другими категориями, а таких большинство. Для тех, кто предпочитает покупать подержанные автомобили и не парится по этому поводу. И ваш покорный слуга, знающий что и как крутится внутри каждого автомобиля, тоже из их числа.

И так, отодвинем творческую составляющую, и рассмотрим чисто технические вопросы коробок автоматов.

Мы уже знаем, что на всех авто, бороздящих просторы земли матушки, стоят пока три вида коробок автоматов:

  • вариатор;
  • робот-автомат;
  • классический автомат.

Начнем с и зададимся вопросом какая коробка лучше автомат или вариатор, автомат или робот.

Вариатор

У высокий КПД, он чувствителен, переключение передач происходит без толчков и провалов. Техническая часть основана на двух конусообразных подвижных шкивах, передвигающих клиновидную цепь между собой, меняющих соотношение передаточного числа.

Это и есть слабое место такого типа коробок, клиновидная цепь вариатора.

Вариаторы не любят больших нагрузок и недолговечны. Нужно понимать, что система сильно трущихся деталей (шкив-цепь) под постоянными большими нагрузками, пусть даже в масляной ванне, ограничена в эксплуатации.

Цепь стальная, из качественного металла, но из множества пластин, скрепленных между собой, тоже ограничен в своей эксплуатационной жизни.

Такой автомобиль не любит нагрузок, и тем более буксировок. Купив автомобиль с вариатором, забудьте о том, что вы кому-то можете помочь буксировкой. Тем более использовать прицеп или даже трейлер.

Обслуживание такой коробки не сводится к такой процедуре, как просто замена масла. Надо менять фильтр и промывать радиатор охлаждения масла. И делать это обязательно каждые 50 тысяч пробега.

А я бы посоветовал, если вы используете автомобиль только по городу, то сократить эту процедуру в два раза! Почему?

Очень просто. Средняя скорость движения по городу примерно 30 км./час. Поделим пробег на скорость 50000/30=1667 часов.

А теперь возьмите нормальную скорость автомобиля 60 км./час, на которую, кстате и ориентирует производитель для замены масла. 50000/60=833 часа.

Из расчета видно, что эксплуатируя автомобиль в городе, вы по сути меняете масло с двукратным превышением пробега, тем самым значительно сокращая его жизнь. Это касается и замены масла в двигателе.

Так вот самое слабое место в вариаторе, цепь и достаточно сложная электроника.

Робот

Продолжаем рассматривать вопрос какая коробка передач лучше. И подробно остановимся на роботе. Какая коробка лучше автомат или ? Терпение, дочитайте до конца и все будет понятно.

Роботизированная коробка, это по сути своей механическая коробка передач, только конструктивно добавлено двойное сцепление и управляется электроникой.

Сама по себе идея , это гениальная идея. Я преклоняю колено перед инженерами, которые придумали эту коробку. И не зря она приобретает все новых и новых почитателей и уже каждый автоконцерн имеет у себя этот вид коробок и комплектует все больше и больше своих марок.

Фольксваген, кажется, уже все свои марки автомобилей комплектует роботами.

Последние разработки этих коробок ведут себя просто идеально. К примеру семиступенчатый просто идеален в эксплуатации и расходе топлива. Та же мягкость переключения передач на всех режимах и тот же расход топлива как у механической коробки.

Дело в том, что КПД такой коробки максимально высокий, потому что передачи всегда в жестком зацеплении двигателя с колесами, как у механики. Электроника работает мгновенно.

Двойное сцепление позволяет за сотые доли секунды переключать передачи, даже представить себе невозможно как можно сделать автомат из простой механики.

В чем проблема? В короткой жизни этих коробок.

И не понятно, сделано это для того, чтобы просто получать прибыль от регулярного обслуживания и ремонта. Или все же потому что процесс доводки конструктива этой коробки все же не закончен.

Если более точнее, то самое больное место робота DSG, это мехатроник.

Мехатроник – управляющий блок переключения передач. В нем сосредоточена вся электроника и гидравлика, управляющая механизмом переключения

Так же выходит из строя сцепление, но реже. В основном вся беда в мехатронике. А именно прогар микросхем, связанных с перегревом платы.

А перегрев в свою очередь связан с падением давления масла, которое в свою очередь зависит от зависания соленоидов (гидравлических управляющих элементов переключения передач) и бесперестанной работы электродвигателя маслянного насоса.

Проблемы, как правило, начинаются с 80-100 тысяч пробега. Реже со 150 тысяч. А бывает, что начинается и с 45 тысяч пробега, кому не повезет.

Цена ремонта робота от 50 тысяч рублей и выше

В итоге, робот-автомат, при всех его плюсах, не назовешь надежной коробкой. И совершенно не понятно, почему немцы перестали следовать своей пресловутой репутации, надежности и долговечности. Зайдите в любой салон Фольксвагена. Все продаваемые марки с коробкой автомат-робот.

Товарищи автослесари, вы никогда не будете без работы, а её у вас все больше и больше.

Классический автомат коробка

Продолжим прояснять, классический автомат робот или вариатор что лучше?

Передач представляет из себя конструктивно надежный агрегат, работающий без обычного сцепления, вместо него выступает гидротрансформатор.

А механическая часть коробки, вместо обычных входящих в зацепление шестерен по средством вилок и синхронизаторов, работает на планетарных передачах.

Вся прелесть этой конструкции состоит в том, что передача крутящего момента на механическую часть передается через жидкость (гидротрансформатор). Отсюда следует, что нет всех тех проблем со сцеплением. А эксплуатация гидротрансформатора, при его простом обслуживании (своевременная замена масла) практически вечная.

Гениальность планетарной передачи обеспечивает плавную передачу крутящего момента даже при наличии стальных шестерен. Переключение осуществляется фрикционами в маслянной ванне, зажатием или освобождением солнечных и коронных шестерен.

Посмотрите эти два видео и восхищение работой классического автомата вам обеспечено

Если посмотрели сделаем вывод какая коробка передач лучше, задав себе несколько вопросов и здесь же ответьте на них.

Какая коробка лучше автомат или вариатор?

Какая коробка лучше автомат или робот?

Автомат, робот или вариатор что лучше?

Что лучше автомат, вариатор или робот?

Автомат, робот или вариатор?

И если у вас на все вопросы получился один ответ АВТОМАТ, то вы правильно поняли что я вам хотел сказать!

Удачного вам выбора!

Сначала машины с тремя педалями и механическим рычагом переключения передач потеснились под натиском автоматов и роботов, сохранивший принцип ступенчатости, но значительно облегчивших управление автомобилем. А после пришли вариаторы - коробки, лишенные передаточных ступеней, то есть по своей сути с неисчислимым количеством передач.

Какие коробки передач бывают?

Их без особых условностей можно поделить на четыре группы: механическая, роботизированная, автоматическая ступенчатая и вариатор. Механические коробки представляют собой понижающий редуктор с тремя параллельно расположенными валами, связанными между собой посредством системы шестеренок. Ведущий вал передает вращение промежуточному, промежуточный - ведомому, который, в свою очередь, вращает карданный вал автомобиля.

Механика проста, ремонтопригодна, долговечна, но требует от водителя умения уверенно оперировать еще одним органом управления - рычагом передач. Робот - та же механическая коробка, но оснащенная некоторыми вспомогательными средствами. Она управляет сцеплением через сервоприводы и способна самостоятельно переключать передачи. Будучи значительно дешевле классических автоматических коробок, робот вполне самостоятелен и адекватен, но его упрощенная конструкция имеет ряд недостатков: роботизированная коробка лишена плавности переключения, она имеет самый маленький ресурс и очень "задумчива".

Классический гидромеханический автомат надежен и удобен, но он дороже в ремонте и обслуживании, а также делает машину более прожорливой. Индикатором переключения передач в автомате служит специальное масло, залитое в коробку, по давлению которого электроника определят момент переключения. Вариатор - самый новый и перспективный вид КП. Основан на принципе клиноременной передачи, что исключает ступени, делая машину более приемистой и динамичной. Но вариатор - это пока еще очень дорого для бюджетного транспорта.

Ручная коробка передач

Старая добрая "ручка" и сейчас пользуется спросом у опытных водителей, так как способна наиболее полно реализовать заложенные в мотор характеристики. Покупают ее и те, кто ищет максимально доступный автомобиль: механическая коробка дешевле остальных при своей высочайшей надежности. Она перетерпит низкое качество залитого масла (попробуй залей плохое масло в автомат!) и самые жесткие условия эксплуатации, обеспечив машине самый высокий КПД.

Минус единственный - у транспортного средства появляется третья педаль и рычаг переключения скоростей, то есть два новых органа управления, с помощью которых нужно тонко и быстро управлять работой механической коробки.

Автомат или вариатор?

Два наиболее комфортных вида коробок. Водитель увидит отличие последнего в отсутствии какого-либо намека на переключение скоростей. Компьютер выбирает наиболее выгодное положение ремня между конусными валами передачи и плавно, с помощью электропривода перемещает ремень. Благодаря отсутствию ступеней стало возможно всегда использовать наиболее эффективный коэффициент передачи.

Вариатор очень надежен. Так, его ремень сделан из тонких металлических пластин сверхпрочной стали и рассчитан на весь срок службы вариатора. Корпус герметичен - вариатор не требует обслуживания. Но нужно понимать, что сложность устройства делает его во многих случаях неремонтопригодным, а если ремонт будет возможен, то обойдется "в копеечку". Далеко не все знают cvt коробка передач что это такое. Это и есть вариатор!

По мнению редакции сайт, каждый вид коробок передач имеет право на существование. Наиболее интересным решением для небогатого хозяина по-прежнему будет механическая коробка. Для обеспеченного автовладельца вариатор даст новый уровень комфорта. Между ними робот и автомат - коробки для простого управления автомобилем, вполне конкурентоспособные и слегка капризные. Так что выбор, как и всегда, за Вами!
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

При выборе новой машины не последнюю роль играет тип коробки передач, установленной на ней. На сегодняшний день все применяемые трансмиссии можно поделить на автоматические и механические КПП. Что представляет собой каждая из типов коробок передач, какими положительными и отрицательными характеристиками обладают? Какая из данных трансмиссий в итоге окажется лучше? Разберем эти вопросы в статье.

Механика: надежность и экономичность

Механическая коробка передач относится к одному из старейших видов трансмиссий. Здесь в выборе передачи непосредственное участие принимает водитель. Переключение передач осуществляется водителем при помощи механизма выбора передач и синхронизаторов, поэтому трансмиссия и получила название механическая КПП.

Схема механической трехвальной КПП

Движение обычно начинается с первой передачи, а последующие передачи выбираются с учетом текущей скорости, оборотов двигателя и дорожной ситуации. Переключение передач происходит в момент разъединения двигателя и коробки передач при помощи сцепления.

Крутящий момент в механической коробке передач изменяется ступенчато, соответственно и сама коробка считается «ступенчатой». В зависимости от количества передач коробки передач бывают 4-х ступенчатыми, 5-ти ступенчатыми, 6-ти ступенчатыми и выше. Наибольшую популярность получила 5-ти ступенчатая МКПП.

В зависимости от количества валов различают двухвальные и трехвальные механические КПП. Первые устанавливаются на переднеприводных и заднемоторных легковых автомобилях с поперечным расположением двигателя, вторые – на заднеприводных и грузовых автомобилях с продольным расположением ДВС.

Автомат: комфорт и удобство


Схема автоматической КПП

В автоматической коробке передач функция сцепления закреплена за гидротрансформатором, а за переключение передач отвечает электронный блок управления и исполнительные механизмы: фрикционные муфты, ленточный тормоз и т. д.

Режим работы АКПП и направление движения водитель выбирает с помощью селектора выбора передач, установленного в салоне автомобиля. При установке автомата на переднеприводные легковые автомобили конструкцию КПП дополняют главная передача и дифференциал.

Современные АКПП являются адаптивными, то есть их электронная система оснащена «памятью» о стиле вождения водителя. Менее чем за час езды автомат подстроится под ваш стиль вождения.

Различают следующие виды автоматических КПП: гидромеханическая коробка передач (классический автомат), механическая трансмиссия с двумя сцеплениями, роботизированная коробка передач и бесступенчатый вариатор. Но все же под автоматической КПП всегда подразумевается классическая гидромеханическая планетарная коробка передач.

АКПП или МКПП

Проведем сравнительную характеристику двух видов трансмиссий с точки зрения их преимуществ и недостатков. За основу возьмем следующие критерии: цена, обслуживание и ремонт, КПД и разгон, надежность, ресурс эксплуатации, условия зимнего вождения, комфорт, ресурс двигателя и сцепления и поведение машины на дороге.

Цена вопроса

По цене коробка-автомат дороже механики. Да и расход топлива на автомате будет на 10-15% больше, чем на механике. В основном, это касается городской езды, за городом разница по расходу топлива будет немного меньше.

Обслуживание и ремонт

Обслуживание и ремонт автомобиля с автоматической КПП выйдет дороже. Автомат требует больше масла, чем механика, да и стоит оно дороже. Требует замены и масляной фильтр. В сравнении с автоматом механическая КПП проста в обслуживании и не требует дорогостоящих расходников и запасных частей.

КПД и разгон

Динамика разгона у механической трансмиссии лучше, чем у автоматической КПП, да и КПД у механики выше. Механическая КПП дает возможность реализации всей мощности двигателя и его крутящего момента. Исключение составляют роботизированные трансмиссии с двумя сцеплениями.

Надежность

Простота устройства в сравнении с автоматом позволяет механике претендовать на звание более надежной коробки передач. Буксировка на длительные расстояния на гибкой или жесткой сцепке возможна только для автомобилей с механической КПП. Машину с автоматом рекомендуется перевозить только на эвакуаторе. Эксплуатация автомобиля, оснащенного механикой, при передвижении в гололедицу, по грязи и бездорожью будет лучше в сравнении с автоматом.

Ресурс эксплуатации

И этот критерий говорит в пользу механики, ресурс эксплуатации которой выше. Некоторые механические коробки могут функционировать даже после выхода из строя «родного» двигателя автомобиля. Чего нельзя сказать об АКПП, которая прослужит только до капремонта.

Зимнее вождение

На автомобиле с механикой легче ездить по скользкой поверхности и буксовать в снегу. Для автомата эти действия не желательны – может перегреться трансмиссионное масло.

Итак, по шести рассматриваемым позициям (цена, обслуживание и ремонт, КПД и разгон, надежность, ресурс эксплуатации, условия при зимнем вождении) выигрывает механическая коробка передач. Посмотрим, чем ответит автомат.

Комфорт


Режимы работы АКПП

Автомат отличается более высоким уровнем комфорта для водителя, чем механика. Даже неопытный водитель сможет спокойно и без рывков тронуться с места, не создавая аварийной ситуации. Механика же требует от водителя повышенной концентрации и внимания. Постоянное переключение передач и необходимость постоянно выжимать педаль сцепления, особенно в городских пробках, утомляют водителя.

Ресурс двигателя и сцепления

В этом плане выигрывает также автомат: он контролирует обороты и не дает двигателю перегреться. На механике при некорректном переключении передач возможна перегрузка мотора. Новички могут забыться и не сменить вовремя передачу с низшей на высшую, заставляя двигатель работать с повышенными оборотами.

То же самое относится и к сцеплению. В автомобиле, оснащенном автоматической КПП, нет необходимости постоянно выключать сцепление.

Поведение машины на дороге

Автомобиль с автоматической КПП двигается плавно, без рывков, он не откатывается на горке. Автомат имеет режим «паркинг», при котором двигатель отсоединен от трансмиссии, а выходной вал коробки механически заблокирован. Этот режим позволяет машине надежно удерживаться на месте.

Ну что же, три против шести! Получается механика лучше автомата? Может быть. Но разработчики не стоят на месте и придумывают новые и все более усовершенствованные разновидности автоматических коробок передач. Если за критерий взять, например, ускорение автомобиля, то механика разгоняется быстрее классического автомата, а вариаторная коробка по эффективности точно не уступит механической трансмиссии, а иногда и превзойдет ее.

Заключение

Какую коробку передач выбрать? На этот вопрос нет единого мнения. Все зависит от того, что для водителя находится в приоритете, а также в каких условиях он собирается эксплуатировать автомобиль. Если в основном планируется езда по городу с многочисленными пробками, то лучшим решением будет автомат. При движении за городом допустимы обе КПП. А эксплуатирование машины в сложных дорожных условиях однозначно диктует выбор в пользу механики.

Прогресс не стоит на месте, а желание человека сделать свой быт более удобным, подталкивает его на все новые изобретения. Стараясь облегчить жизнь водителя по многочисленным пробкам, производители автомобилей постоянно совершенствуют свои детища, применяя всевозможные новшества. Вот и к механической коробке передач на автомобиле придумали автоматическое сцепление . Сложив совместно понятия автомат и механика, конструкторы получили устройство под названием роботизированная коробка передач, совместившее в себе плюсы и минусы обоих агрегатов.

Устройство роботизированной коробки

Многие автовладельцы полагают, что роботизированная коробка представляет собой обычный автомат с какими-то особенностями. Но это не так. За основу конструкции разработчики взяли механическую коробку, более надежную, чем автоматическая, добавив к ней специальные устройства, отвечающие за выжим сцепления с переключением передач.

В обычной механике переключением передачи с выжимом сцепления заведует непосредственно водитель. Он самостоятельно, ориентируясь на дорожную ситуацию используя педаль сцепления с рычагом КПП, выбирает необходимую передачу согласно времени ее включения. Изобретатели решили исключить водителя из этой цепи, доверив все действия автоматике и компьютеру. Установив узлы-актуаторы, они сделали возможным автоматическое переключение роботизированной коробки, основой которой осталась механика.

Роботизированная механическая коробка передач, совместила положительные моменты постой механики и автомата – топливную экономичность, простоту ремонта и прочее с возможностью езды в автоматическом режиме без использования педали сцепления. При этом она сохранила возможность ручного управления при помощи рычага или подрулевых переключателей по принципу Типтроника.

Принцип работы

Коробка робот работает при помощи узлов-актуаторов. Получая информацию о скорости движения, оборотах двигателя, датчиков ABS и ESP с бортового компьютера и действуя через свою механическую часть, они выжимают сцепление, перемещают синхронизаторы в коробке, выбирая необходимую передачу. Сервопривод, ответственный за сцепление, приняв необходимую команду, рассоединяет первичный вал с двигателем. В это время второй сервопривод, выбрав нужную передачу, включает ее. После включения первый актуатор восстанавливает сцепление, и автомобиль продолжает движение.

Сервоприводы, которые имеет робот, могут быть двух видов – электрические и гидравлические. Электрический представляет собой шаговый электродвигатель, перемещающий через редуктор свою исполнительную часть. Гидравлический привод воздействует через гидроцилиндр, получающий команды от электронного блока управления. Поэтому его еще называют электрогидравлическим.

Плюсы и минусы роботизированной коробки передач

  1. Коробка робот, выполненная на базе механики, обладает высокой надежностью по сравнению с автоматом и вариатором;
  2. Рабочий объем роботизированной коробки значительно меньше автоматической, и, значит, меньше количество используемого масла;
  3. Сцепление робота имеет увеличенный на 30 процентов ресурс;
  4. Почти все модификации имеют функцию переключения передач вручную по принципу Типтроника на автомате;
  5. Робот дешевле при производстве и ремонте по сравнению с вариаторной и автоматической коробками;
  6. Роботизированная коробка передач весит намного меньше, чем автоматическая, что дает ей преимущество для установки на малолитражные автомобили;
  7. Позволяет снизить расход топлива при равных условиях по сравнению с использованием всех остальных видов коробок передач.

Помимо достоинств робот имеет следующие недостатки:

  1. Коробка передач робот с электрическим сервоприводом обладает значительной задержкой переключения, достигающей 2-х секунд, которая вызывает дискомфорт при разгоне и динамичной езде;
  2. При использовании гидравлического привода применяется тормозная жидкость, которая постоянно находится под давлением, ускоряя процесс переключения до 0,05 секунды. Но гидравлический привод существенно дороже в устройстве, он повышает энергонагруженность мотора, являясь уделом дорогих автомобилей или спорткаров;
  3. На обычном роботе отсутствует возможность адаптации под стиль езды водителя. Если автомат может подстроиться, то робот поддерживает только один стиль, который установлен как прошивка в блоке управления.

Преселективная коробка передач. Движение в верном направлении

Из-за своих недостатков коробка переключения передач робот была встречена первыми покупателями довольно негативно. Основная претензия была в том, что робот работает с рывками во время движения. Но конструкторы, видя перспективу конструкции в ее простоте и дешевизне, не отказались от производства, продолжив поиски решения.

Для исправления ситуации, с целью избежать задержек переключения, производители предложили использовать коробку с двумя независимыми сцеплениями. Такое решение позволило полностью избавиться от рывков и задержек, увеличив динамику автомобиля, добавив комфорт водителю с пассажирами.

Первыми, кто начал серийно выпускать такие устройства, были Ауди и Фольксваген, начавшие устанавливать коробки DSG и S-Tronic на свои автомобили с 2003 года.

Двойное сцепление дало возможность включать последующую передачу при уже включенной передаче, переходя на нее без перерыва в работе коробки, сохранив тягу в полном объеме. Поэтому другое название коробки с двойным сцеплением – преселективная, что означает предварительно выбранная.

Если обычная коробка в устройстве имеет по одному первичному и вторичному валу, то такая получила в свою конструкцию их по два, предназначенных для четных и нечетных передач. При этом первичные валы вставлены один в другой по принципу матрешки, соединяясь с двигателем каждый отдельным многодисковым сцеплением.

При включении первой передачи на одном из вторичных валов в начале движения замыкается первое сцепление, автомобиль трогается. Умная электроника, понимая, что дальше должна быть вторая замыкает следующую шестерню на другом вторичном валу, но второе сцепление остается при этом разомкнутым, не внося конфликта в работу коробки. Как только необходимая скорость будет достигнута, произойдет одновременное выключение первого сцепления с включением второго. И так далее. При торможении процесс аналогичный, только в обратную сторону. Получается, что у такой коробки одновременно включены две передачи, что еще раз подтверждает ее название преселективная.

Скорость переключения преселективной коробки робота очень высока, превышающая по своим показателям скорости работы некоторых спортивных автомобилей. Например, робот серийного Гольфа имеет скорость переключения 8 миллисекунд, что меньше времени моргания глаза, а у Феррари Энзо роботизированная коробка переключается за 150 миллисекунд. Почувствуйте разницу, как говорят.

Достоинства и недостатки

Совместив лучшее от всех разработок, коробки передач с двойным сцеплением стали экономичнее и быстрее обычных механических. При этом они более комфортны для пассажиров, чем другие. Обладая малыми габаритами, роботы предпочтительнее в использовании для малолитражных автомобилей по сравнению с автоматическими коробками.

Но несмотря на обилие плюсов, есть значительные минусы. Недостатками преселективной коробки является ее сложность ремонта при высокой стоимости производства. До недавнего времени также была проблема при передаче большого крутящего момента, но сейчас она уже решена.

Подводя итоги

И сегодня многие именитые производители, такие как Ауди, Фольксваген, Опель, Фиат, и даже Порше признали перспективность этого направления, все больше склоняясь к использованию роботов в массовом производстве. Учитывая все положительные моменты при удешевлении производства, роботизированные коробки скоро полноценно войдут в жизнь автомобилистов, значительно потеснив механику с автоматом.

Да Нет