При каком пробеге меняется масло в акпп. Нужно ли менять масло в акпп? Когда менять масло в коробке акпп

Многие автолюбители и даже механики считают: нет необходимости замены масла в АКПП, частая смена смазочного материала приводит, по их мнению, к уменьшению срока службы автоматической коробки. Их оппоненты утверждают: смена трансмиссионной жидкости - это не привилегия, а необходимость. Кто прав? Давайте, разберемся.

Ответ на вопрос: «Как часто производится замена трансмиссионной смеси в АКПП?», находится в инструкции по эксплуатации машины. Производитель, руководствуясь определенными знаниями, указывает оптимальный период для смены расходной смеси. Бывает производители указывают на отсутствие необходимости менять масло, залитое в коробку передач, на таких моделях авто отсутствуют сливные пробки для слива масла с АКПП.

Устройство АКПП

Исходя из опыта водителей, общепринятых норм, на срок службы масла автоматических коробок передач влияют:

  1. Модель автомобиля. Существуют современные типы авто, оснащенные коробками, конструкция которых не предусматривает слив расходного материала.
  2. База залитого масла. Синтетические жидкости имеют нужный состав для обеспечения оптимальной работы АКПП и защиты ее от износа, их замену производят через 50-60 тыс. километров пробега. Подливая трансмиссионную смесь в коробку, учитывайте базу залитой жидкости, недопустимо смешивание минералки с синтетикой или полусинтетикой. Синтетические масла дорогостоящие, содержат определенный состав присадок, обеспечивают нормальную работу автоматических коробок передач.
  3. Эксплуатационные условия. Если авто используется при неидеальных условиях: жаркий климат, большая запыленность воздуха, частая буксировка прицепа, простаивание в пробках и так далее. Указанные факторы приводят к перегреву смазочного материала, его разжижению, поэтому смену масла стоит производить в два раза чаще, чем рекомендуемый производителем период.
  4. Срок эксплуатации трансмиссионной смеси. Во многих инструкциях указывается через какое время стоит выполнять смену расходного материала в АКПП.
  5. Пробег. Как правило производителем регламентируется пробег, по истечении которого жидкость подлежит замене.

Почему полная замена трансмиссионной смеси необходима?

В коробке автомат трансмиссионная смесь выполняет функции:

  • смазывает узлы и механизмы коробки;
  • способствует выводу загрязнений и мелких частиц;
  • отвечает за охлаждение агрегата.

Долив масла в АКПП

Производя долив смазочного материала, вы не удаляете из коробки образованный осадок: стружку, частички загрязнений. При полной смене трансмиссионной жидкости указанные вредные примеси извлекаются из агрегата полностью. Учитывайте: для большинства заграничных моделей нормальным сроком эксплуатации считается 5-7 лет с ежегодным пробегом 35 тыс. километров. Затем автомобиль утилизируют, при такой ситуации смену масла АКПП можно проводить раз за два года. Для нашей страны, указанные автомобили принято называть «почти новыми», при дальнейшей их эксплуатации стоит отдать предпочтение более частой смене смазочного материала - примерно раз в 50 тыс. километров пробега, или менять жидкость через каждые 25 тыс. пройденных машинной километров при тяжелых условиях эксплуатации.

О необходимости смены трансмиссионной смеси свидетельствует: почернение жидкости, присутствие неприятного запаха горелого, наличие в ее составе мелких частичек. Для проверки состояния трансмиссионного масла, капните каплю смазочного материала со щупа на салфетку. Наличие одного из указанных признаков говорит о необходимости полной замены расходного материала.

Посмотрите видео о сроке смены смазочного материала в коробке автомат:

Подведем итоги

Отвечая на вопрос: «Как часто нужно производить замену трансмиссионной жидкости в АКПП?» лучше смотреть в инструкции к авто. Согласно ей производитель указывает на необходимость проверки уровня смеси внутри коробки автомат, рекомендует оптимальный тип смазочного материала для нормальной работы агрегата. Производители, дают сведения об объемах масла, необходимого для залива, а также его маркировку.

Согласно инструкции, использование несоответствующего рекомендованным параметрам масла приведет к поломке механизмов внутри коробки. Часто автолюбители отдают предпочтение МКПП вместо АКПП, считая, что обслуживание первой конструкции проще. В реальности ресурс АКПП зависит от своевременной замены смазочного материала.

На автомобильном рынке присутствуют универсальные смеси для коробок автомат, применимые для большинства трансмиссий. Универсальность этих материалов связана с их характеристиками, которые значительно превышают требования дилеров АКПП по всем параметрам. Известные бренды имеют серии универсальных жидкостей - это позволяет покупателю быстро определиться с выбором, быть уверенным в надежной защите агрегата от износа.

Когда производить замену масла в коробке передач? Каким способом можно определить уровень масла в АКПП?

Автоматическая коробка передач (АКПП) – один из самых надежных агрегатов автомобиля. Ее ремонт входит в гарантийное обслуживание, и производители автомобилей стараются сделать все возможное, чтобы она не вышла из строя до окончания срока гарантии. В большинстве своем, автоматические трансмиссии рассчитаны на определенный срок работы, после чего они могут придти в негодность. Имеется мнение, что менять масло в автоматической коробке передач не нужно. Предлагаем разобраться, действительно ли это так, и если проводить замену масла в АКПП, то когда?

Любой автомобилист знает, что в двигателе масло менять необходимо, и у него есть срок работы. После нескольких тысяч километров, моторное масло, залитое в двигатель, приходит в негодность. Связано это с тем, что работает оно в среде, в которой образуется много продуктов сгорания. В свою очередь трансмиссионное масло действует в куда более «мягких» условиях, и может сложиться впечатление, что его замена не требуется.

На этот счет имеется два мнения, каждое из которых обладает своим обоснованием:


Следует отметить, что если речь идет о вариаторной АКПП, то рекомендация по замене масла прописывается в «паспорте» автомобиля. Подобный тип трансмиссии не позволяет маслу сохранять свои полезные свойства более 60 тысяч километров, и на данном рубеже следует производить его замену, чтобы коробка передач не вышла из строя.

Если вы решили пойти по рекомендациям производителей трансмиссии и заменить масло в коробке передач, не следует это делать также часто, как . Лучшим вариантом станет поиск информации по частоте замены масла конкретно в вашей трансмиссии. Подобные сведения можно с легкостью найти в интернете. Чаще всего указывается, когда менять масло в АКПП при стандартных или тяжелых условиях эксплуатации. Данные цифры значительно разнятся, примерно на 30%.

Тяжелые условия эксплуатации АКПП следующие:


Если найти информацию о частоте замены масла в АКПП для конкретной модели трансмиссии не удалось, необходимо руководствоваться общими рекомендациями. Чаще всего замена масла в АКПП проводится, при эксплуатации автомобиля в нормальных условиях, через 60-70 тысяч километров пробега. Считается, что в более старых моделях машин (до 2000 года выпуска) замена масла в коробке передач требуется чаще – раз в 30-40 тысяч километров пробега при нормальной эксплуатации.

Внимание: Если вы купили автомобиль «с рук», советуем сразу заменить масло в автоматической трансмиссии или проверить его качество.

Рекомендуем прочитать:

Самый простой способ проверки масла в автоматической коробке передач – это взять его пробу. Определить «на звук» или по характеру движения автомобиля, что требуется смена масла в коробке, практически невозможно, если речь не идет о критических случаях.

Чтобы проверить масло в АКПП следует взять немного его на пробу и капнуть на белый лист бумаги или ветоши. Далее остается определить степень загрязнения масла по цвету, в соответствии со следующими правилами:

  • Масло прозрачное. Если масло прозрачное, то его замена не требуется. При этом не стоит обращать внимания на цвет масла. В процессе работы масло розового цвета может стать черным, но главное, чтобы оно оставалось прозрачным;
  • Масло мутное. Если сквозь масло не видно белого листа, значит оно загрязнено мелкими частицами, и его следует поменять. В данной ситуации водитель может выбрать полную замену масла или частичную;
  • Масло с вкраплениями стружки. Если в пробе масла, взятого из коробки, отчетливо видны детали металлической стружки или других частиц, значит, с трансмиссией вскоре будут большие проблемы. Также такое масло отличается едким запахом гари. Чаще всего при появлении металлической стружки замена масла уже не сможет спасти АКПП от разрушения.

При появлении подозрений на начало разрушения коробки передач, можно полностью слить масло и снять поддон, чтобы диагностировать проблему с коробкой передач. Чистый поддон покажет, что опасения были ложными. Если на него налипла небольшая металлическая стружка (так называемые «ежики»), следует понимать, что началось разрушение АКПП, и вскоре трансмиссия перестанет работать должным образом. Заметив на поддоне явные куски металла, которые по диаметру могут быть больше 1 мм, можно диагностировать фактически разрушение коробки передач и необходимость срочного капитального ремонта.

Автоматическая трансмиссия – дорогостоящий агрегат, и заливать в него необходимо строго такое масло, которое рекомендовано производителем автомобиля. Если оригинальное масло найти не удалось, тогда необходимо подыскать его аналог. В справочной литературе конкретной модели автомобиля, а также в интернете, всегда пишут название не только оригинального масла для АКПП, но и его аналога.

Каждый автовладелец задавался вопросом о том, как и когда надо менять масло в автоматической коробке передач, двигателе, на какой марке масла остановить свой выбор, какова должна быть периодичность замены. И это правильно, поскольку несвоевременная замена трансмиссионной жидкости (ATF) может привести к недешевому ремонту в будущем.

[ Скрыть ]

Нужно ли вообще менять жидкость?

Чем дольше вы эксплуатируете свой автомобиль, тем больше в коробке собирается продуктов износа, засоряющих жидкость. ATF теряет свои основные свойства, вырабатываются присадки и жидкость сгущается так, что напоминает масло только отдаленно. Кроме того, со временем происходит активный износ втулок, подшипников и других компонентов, в результате чего страдает вся коробка передач. Поэтому если вы все еще задаетесь вопросом о том, нужно ли менять масло в АКПП, то знайте — нужно. Чем дольше автомобиль эксплуатируется со старой трансмиссионной жидкостью, тем больше вероятность того, что ремонт коробки влетит «в копеечку».

Заливка АТФ в автоматическую коробку переключения передач

Не стоит также забывать о холодах — в зимнее время года, особенно после сильных морозов, с коробки может капать ATF в месте стыка с двигателем. Это может привести к вытеканию всей жидкост из АКПП и, как следствие, неизбежна его поломка.

Гораздо хуже, если беда застигнет во время движения — водитель может не заметить быстро вылетающую трансмиссионную жидкость, а с ее недостаточным уровнем можно и вовсе сжечь автоматическую коробку передач. Что касается пробега или периодичности, то интервал замены масла в АКПП определяется отдельно для каждого авто — в среднем это осуществляется с периодичностью пробега от 25 до 40 тысяч км.

Вытекающее из сливного отверстия АКПП грязное масло

Способы замены ATF

Есть несколько способов — ручной и аппаратный. Какой из них лучше выбрать — личное дело каждого водителя.

  • Ручную замену лучше делать, если смазка в коробке чистая, а ее цвет соответствует марке, указанной производителем вашего авто. В этом случае полная промывка необязательна — можно долить около половины, и жидкость восстановит все свои свойства.
  • Аппаратную же проводят в случае, если визуально видно, что ATF грязное. Кроме того, необходимо выяснить, по какой причине оно грязное — если вы не обладаете достаточными для этого знаниями, то лучше обратиться к специалисту на СТО.

Примечание: владельцам машин, в которых отсутствует поддон АКПП (автомобили Honda и т.д.) специалисты категорически не рекомендуют аппаратную замену масла.

Регламент замены

Промывка АКПП с помощью промывочной установки

Частичная замена проводится систематически при каждом техобслуживании авто. В полной же коробка нуждается намного реже — как правило, это делается после покупки машины с неизвестным прошлым, при пробеге более 100 тысяч км или с имеющимися проблемами переключения скоростей.

Для справки: на специализированном СТО такая процедура будет стоить не дешево. Для того чтобы полностью убрать старое масло, через коробку нужно прокачать двойной объем новой жидкости.

Видео «Замена масла в двигателе и АКПП с промывкой»

В этом видео подробно описан процесс, как можно поменять жидкость в автоматической коробке передач.

А вы сталкивались с заменой жидкости в автоматической коробке передач? Оставьте свой отзыв, если вам есть что сказать.

Чтобы знать, когда менять масло в АКПП, и какой смазочный материал необходим для стабильной работы трансмиссии автомобиля, необходимо ознакомиться с рекомендациями, изложенными в сервисной книжке конкретного транспортного средства.

Основные свойства и характеристики технических масел в автомате

На заводе-изготовителе постоянно проводятся испытания смазочных материалов с целью определить масло, наиболее подходящее для эксплуатации в коробке автомат. При этом также устанавливаются оптимальные сроки замены смазочной жидкости.

В функции автоматической трансмиссии входит передача мощности силового агрегата на колеса машины для преодоления определённого участка дороги. При этом часть энергии двигателя и объема трансмиссионного масла тратится на снижение внутреннего трения между рабочими деталями и узлами коробки автомат.

Если используются смазочные материалы низкого качества, масло быстро нагревается, окисляется, возникает коррозия элементов АКПП и всего автомобиля.

Смазочные жидкости высокого качества для автомобилей с АКПП активно противостоят окислительным процессам и предупреждают появление очагов коррозии внутри коробки автомат.

  • Cold;

Первая отметка показывает уровень холодного масла в коробке автомат. Вторая определяет объем горячей смазывающей жидкости. Считается, что проверка уровня смазки «на горячую» более точная.

Заключение

Отвечая на вопрос, нужно ли менять масло в АКПП, ответ однозначный: обязательно. Именно от качества смазывающего вещества во многом зависит стабильная работа трансмиссии. Мы постарались ответить в полном объёме на вопрос, как правильно менять трансмиссионное масло в АКПП.

Споры о необходимости замены жидкости ATF возникли не на пустом месте. Тем не менее вопрос: нужно ли менять масло в АКПП? – уже давно имеет технически обоснованный ответ. Рассмотрим процессы, влияющие на ресурс жидкости АКПП, а также основные правила замены.

Понимание принципа работы

Ч мы уже рассматривали, поэтому остановимся только на самых важных моментах работы АКПП. В отличие от механической коробки передач, в коробке автомат при движении отсутствует постоянная связь между коленчатым валом и первичным валом АКПП. Для передачи крутящего момента от коленвала используется гидротрансформатор (аналогом ГДТ в механической коробке является сцепление). Входной вал ГДТ жестко соединен с маховиком коленвала, а выходной вал с трансмиссией и корпусом гидротрансформатора. Передача крутящего момента от входного вала к выходному осуществляется трансмиссионным маслом. Поскольку кратко описать принцип работы в понятиях довольно сложно, предлагаем посмотреть видео.

Когда скорости входного и выходного валов уравниваются, давлением жидкости блокируется входной вал и корпус ГДТ. Таким образом, мы получаем жесткую связку маховик-выходной вал КПП.

Почему жидкость ATF имеет ресурс

Рассматривать роль масла в коробке передач будем с учетом факторов, обуславливающих необходимость периодической замены жидкости ATF. Как было сказано выше, при уравнивании скорости вращения входного и выходного валов турбинное колесо прижимается к корпусу ГДТ. Для обеспечения достаточного коэффициента сцепления на корпусе турбинного колеса расположена фрикционная накладка, а на корпус ГДТ наносится фрикционный слой. При соприкосновении двух поверхностей происходит проскальзывание, что провоцирует отщепление микрочастиц поверхности фрикционов. А поскольку турбинное колесо вращается в масле, то отколовшиеся частицы попадают в жидкость АТФ.

Для понимания вреда, который наносят твердые частички, следует вспомнить о гидравлической клапанной плите. Именно в ней осуществляется вся магия по перенаправлению давления жидкости для замыкания/размыкания гидротрансформатора, смене передач. Блок управления АКПП управляет соленоидами, которые открывают либо закрывают необходимые каналы в гидроблоке. Для обеспечения необходимого давления масла каналы должны быть чистыми, соленоиды должны двигаться без заеданий и не зависать в определенных положениях. В обратном случае начинаются:

  • толчки при переключении передач;
  • пинки при смене режимов селектора АКПП;
  • проблемы с включением передач и т.д.

Как вы уже догадались, пыль от фрикционных накладок загрязняет масло. В итоге в каналах скапливаются грязевые отложения, которые препятствуют нормальной циркуляции жидкости АТФ. Фрикционная пыль является сильным абразивом, а поэтому увеличивается износ мест перемещения соленоидов.

Износ фрикционных накладок, перегрев

Перемена передаточных чисел в АКПП происходит путем блокировки соответствующих пакетов фрикционов. Разумеется, при соприкосновении фрикционных и стальных дисков избежать частичного проскальзывания невозможно, что также добавляет частиц износа в масле.

Для улавливания продуктов износа в конструкции предусмотрен фильтр. Менять масло АКПП нужно обязательно с фильтром.

Вторым фактором, из-за которого жидкость ATF теряет свойства, являет перегрев. При работе происходит постоянное сжатие жидкости, что ведет к повышению температуры масла. Также отвод тепла осуществляется от трущихся пар планетарного редуктора. Неминуемо выделение тепла при проскальзывании стальных и фрикционных дисков, фрикционной накладки турбинного колеса и корпуса ГДТ. Примечательно, что чем больше износ фрикционных дисков, тем больше они проскальзывают, провоцируя тем самым увеличение температуры масла. Все эти факторы заставляют работать жидкость АТФ в очень тяжелых условиях, что со временем неминуемо приводит к потере определенных физических свойств (вязкости, плотности, теплоемкости и т.д.).

Почему современным АКПП замена масла нужна чаще

При незаблокированном ГДТ между входным и выходным валом КПП допускается проворачивание, так как связываются они только циркуляцией масла. Именно это дает автоматической трансмиссии всем известную плавность и мягкость, а также способствует общей износостойкости узла. Но в таком случае КПД коробки автомат довольно низок (75%-85%). В старых добрых автоматах конца ХХ века блокировка гидротрансформатора происходила на скорости 60-70 км/час. При таких скоростях крутящий момент подавляющего большинства двигателей не способен причинить АКПП вред, как бы водитель не управлялся с педалью акселератора.

КПД современных 6-ти, 8-ми ступенчатых АКПП может достигать рекордных 94-95%. Достигается это ранней блокировкой ГДТ. Муфта блокировки с проскальзыванием подключается настолько рано, насколько это возможно. В итоге мы получаем:


Требования производителей АКПП

Многие старые, да и некоторые современные АКПП, имеют в руководстве по ремонту и эксплуатации положения, утверждающее, что масло в АКПП заливается на весь срок службы трансмиссии. Но даже в самой надежной АКПП, с «грубым» управлением и поздней блокировкой ГДТ требуется замена масла. Если вы желаете долгой жизни автоматической коробке, замену жидкости ATF следует проводить не реже чем каждые 100 тыс. км. Для современных автоматических трансмиссий срок замены масла сокращается до 80 тыс./км. При расчете срока замены учитывайте условия эксплуатации. Срок службы жидкости АТФ сокращают:

  • постоянная динамичная езда с педалью «в пол»;
  • частая езда в заносе, особенно на асфальте, цепком грунте либо покрытиях с изменяющимся коэффициентом сцепления;
  • езда груженным либо с тяжелым прицепом;
  • неправильная буксировка автомобиля.

Если ваш автомобиль используется в подобных условиях, срок замены масла АКПП лучше сократить до 80 тыс.км. Для современных автоматических коробок периодичность замены следует сокращать до 50-60 тыс. км.

Проверка состояния

На многих коробках передач не предусмотрен щуп, поэтому на таких авто проверить состояние масла можно, открутив болт сливного отверстия, которое, кстати, также нечасто предусмотренной конструкцией, либо сняв поддон. В остальных случаях состояние жидкости АТФ, а также уровень проверяется специальным щупом. Качество масла лучше всего определять капельным тестом. Для проверки вам нужно капнуть немного масла на чистую ветошь светлого цвета. Жидкость АТФ должна быть без горелого запаха, иметь вязкость и оттенок, близкие к новому маслу. Небольшое помутнение спустя несколько десятков тысяч километров допускается, но не более.

Если вы собираетесь проводить регламентные работы своими руками, рекомендуем прочитать, как заменить жидкость АКПП, а также что следует заливать в автоматическую коробку передач. Надеемся, теперь вопрос, нужно ли менять масло в АКПП – для вас решен.