Трудами братии Валаамского монастыря: "Рождение иконы". Иконописная мастерская при монастыре Изготовление икон в монастырях

предлагает роспись храмов, написание иконостасов, икон для храмов и частных лиц, реставрацию икон.

Иконописная мастерская существует почти с самого начала возрождения Данилова монастыря. Иконописные работы при восстановлении обители велись под руководством, к тому времени уже известного иконописца о. Зинона (Теодора). С ним работали: Александр Соколов, Андрей Алексеев, Александр Чашкин, о. Евгений Филатов, Андрей Бубнов и другие. Храм святых отцов Семи Вселенских соборов – более древний в своей основе, чем Троицкий собор монастыря, сохранивший черты архитектуры XVII-XVIII веков – было решено восстанавливать в древнерусском стиле. Иконостас нижнего Покровского придела, икона преподобного Даниила Московского и другие иконы храма, а так же иконостас придела пророка Даниила, писались непосредственно при участии о. Зинона. Эти работы свидетельствовали о возвращении в Церковь духа древнего иконописания, и официально определили главное направление в развитии иконописной традиции в России – ориентацию на канонический образ. Именно Данилов монастырь стал первым и значительным шагом к развитию иконы. И большая заслуга в этом принадлежит о. Зинону. Иконы, написанные им для Данилова монастыря, ориентированы на московскую школу живописи XV-XVI веков, их отличает мягкость световой разделки и деликатно положенного золота, тонкость колористической гаммы и легкие плави лично´го письма. В тоже время в них виден профессионально сильный рисунок и четкий ритм композиции, акцент на гибкость силуэта.
Иконы вставлены в простую конструкцию тяблового иконостаса, что позволяет им быть максимально направленными к молящимся. Строгие тябловые иконостасы в сочетании с побеленными (не расписанными) стенами храма создают эффект сдержанной и духовно наполненной красоты, что соответствует духу монастырского аскетизма и предельно раскрывает самую суть литургии как соборной молитвы и таинства причастности к Царству Небесному. Этот стиль, тогда весьма редкий, воспринимался почти как новаторство, хотя на самом деле он является возвратом к более древнему образу храма, почти забытому в синодальный период и в советское время. Много потрудилась для возвращения канонической иконы в Россию и матушка Иулиания (М.Н. Соколова), ученицы которой также работали в Даниловом монастыре, продолжая развивать это направление.
На первых порах создания в Даниловом монастыре иконописной мастерской, ею руководил о. Зинон, позже её возглавила Ирина Васильевна Ватагина, одна из учениц Марии Николаевны Соколовой, известная как талантливый мастер и педагог, сама воспитавшая уже не мало учеников. По сей день, иконописная мастерская придерживается основополагающих принципов и традиций, заложенных её выдающимися основателями.
В настоящее время в иконописной мастерской работают художники профессионалы, посвятившие себя служению «проповеди в красках». Стаж иконописной работы каждого из них 15-20 лет. Среди них — ученики и последователи таких признанных мастеров иконописи как Александр Соколов, архимандрит Зинон (Теодор), отец Николай Чернышев. Наши художники-иконописцы, благодаря академическому образованию и серьезной школе иконописания, органично сочетают твердый рисунок и канонические иконописные традиции. Иконы в древнерусском стиле в мастерской пишутся исключительно в древней технике — только натуральными красками на основе минеральных пигментов, разведенных яичной эмульсией, на досках, покрытых меловым левкасом.
При выполнении заказов от храмов или частных лиц иконы пишутся в разных техниках и стилях. Для Зачатьевского монастыря, например, при написании икон использовалась техника XVII века — прописки одежд творёным золотом «под перо». Возрождая иконостас для храма Успения Божией матери «на наволоке» города Вологды, мастерская работала в стиле XVIII века, стараясь сохранить его первоначальный образ. Некоторым заказчикам ближе живописные образы, но наиболее востребованным всё же остается письмо в стилистике древнерусской иконописи.
Наши мастера пишут иконы для иконостасов, храмовые иконы, принимают участие в настенной росписи храмов и выполняют множество частных заказов по написанию домашних икон: мерных, семейных, венчальных.
Работы наших иконописцев можно встретить в Зачатьевском монастыре, для которого были написаны иконы для иконостаса придела Казанской иконы Божией Матери Собора Рождества Пресвятой Богородицы и раки с мощами святых преподобных Иулиании и Евпраксии, в храме святителя Николая в Кленниках, в храме Зосимы и Савватия Соловецких в Гольяново. В числе последних работ мастерской — иконостасы, храмовые иконы, роспись стен и сводов Храма Троицы Живоначальной подмосковного села Шарапово; иконы для иконостаса храма Успения Божией матери «на наволоке» города Вологды, иконостас и иконы для храма Святого Апостола Андрея Первозванного города Неаполя в Италии. У икон наших мастеров обширная география: от родной обители, Москвы и Подмосковья, до Якутской епархии, стран ближнего зарубежья, Калифорнии, Италии, Франции.

Купить и заказать иконы можно в церковной лавке Данилова монастыря и заказать в интернет-магазине.

ИКОНЫ ОТ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ ПРОДАЖА ОПТОМ И В РОЗНИЦУ. ДОСТАВКА В РЕГИОНЫ.

Иконы собственного производства на деревянной доске или МДФ, по золочению. Сочетание традиционного стиля иконописания и современных технологий позволяет передать всё богатство цветовой палитры иконы, прорисовать все детали ликов и облачений, и подробности изображения. Использование золочения насыщает икону сиянием и светом, наиболее полно соответствующим образу Света невечернего и Божией славы. Специальные краски, применяемые в технологии UV печати, а также эффективные способы закрепления изображения гарантируют его долговечность, свежесть и чистоту красок. Лицевая сторона иконы дважды покрывается лаком, оборотная — отделана шпоном ценных пород дерева.

Размеры икон от 7 х 9 см до 30х40 см

Копии старинных икон на заказ. Коллекция древних икон для копирования.

Уважаемые покупатели! Поскольку ассортимент икон «Даниловских мастерских» очень широк, не все иконы готовы к отгрузке со склада. Возможно, потребуется производство икон под Ваш заказ со сроком изготовления 10-15 дней. Менеджер сообщит о наличии и готовности заказа.

СУЩЕСТВУЕТ ГИБКАЯ СИСТЕМА СКИДОК, ТАКЖЕ ИЗГОТОВИМ ПОД ЗАКАЗ, В СЖАТЫЕ СРОКИ, ИКОНУ ЛЮБОГО РАЗМЕРА И ПО ВАШЕМУ ДИЗАЙНУ.

Многие православные люди безусловно имеют определенный пиетет к монастырям и всему тому, что из них исходит. Будь то церковная утварь, иконы или пирожки. Ни в коей мере не желаем хоть как-то и хоть кого-то задеть, но постараемся немножко раскрыть некоторые аспекты «внутренней кухни» монастырской жизни.

Зачастую те товары, которые реализуются на территории или под эгидой какого-либо монастыря могут иметь к нему весьма опосредованное отношение. Так, например, иконы, которые продаются в церковной лавке не обязательно будут написаны монахами или насельниками обители. Иногда даже сам магазин, просто арендует помещение у монастыря и реализует в нем свою (пусть и профильную) продукцию. Или пресловутые пирожки. В подавляющем большинстве случаев это просто пирожки, которые где-то были выпечены, привезены в монастырь и там продаются. Собственно, они и не должны выпекаться на территории монастыря. Ведь это совершенно не монастырская сфера приложения.

Монастырские мастерские по изготовлению икон

Здесь мы можем наблюдать ту же самую ситуацию. Есть два основных типа мастерских

  • Иконописная мастерская организованная монастырем

В первом случае мы имеем мастерскую, которая полностью контролируется руководством обители, создана при его участии и имеет своей деятельностью написание икон, а иногда еще и учебные мощности. Т.е. мастерская не только пишет иконы, но и обучает новых иконописцев.

Во втором случае, как и писалось выше, некая свободная артель арендует производственные мощности у монастыря и осуществляет свою независимую деятельность.

Стоит отметить, что многие иконописцы имеют горячее желание сесть под крыло того или иного монастыря. Ведь это и дополнительный приток клиентов, и определенный авторитет. Быть иконописцем Иваном Петровым и быть иконописцем Иваном Петровым из мастерской при монастыре - разные вещи;)

Конечно же православный монастырь, с точки зрения торговли иконами это «бренд». Это и доверие потребителя, и сосредоточение целевой аудитории. Именно в силу этого той самой «целевой аудитории» - т.е. нам с вами не лишним будет знать (при желании заказать икону в иконописной мастерской при монастыре) насколько эта мастерская монастырская.

География иконописных монастырских мастерских

Можно выделить несколько категорий монастырских мастерских

  • Иконописные монастырские мастерские, расположенные в Москве и Московской области
  • Иконописные мастерские при монастырях, расположенные в других федеральных округах России
  • Иконописные мастерские, не имеющие постоянной «прописки» и рекламирующийся в среде Интернет.

Можно отметить, что в силу сложившихся обстоятельств самые сильные иконописные школы сгруппировались в Москве и Московской области. Столичных иконописцев очень часто приглашают расписывать храмы и писать иконы не только в разные города всей страны, но и за рубеж.

Федеральные иконописные мастерские так же обладают высоким уровнем исполнения, но при условии того, что это сложившийся коллектив профессионалов. Как правило, одиночные провинциальные мастера не дотягивают до столичного уровня. Иконопись - кропотливое занятие. Здесь много нюансов, секретов мастерства, нужны определенные материалы и инструменты. На местах не всегда хватает хороших учителей (у кого можно было бы перенять опыт), образцов (с которых можно было бы брать пример), а также качественных современных красок, кистей и других расходных материалов. Но, все это с лихвой компенсируется самобытностью исполнения. В иконописи есть традиции и они сильны, но написание иконы - это живое дело, это не ксерокс и не копир.

По поводу интернет-мастерских есть следующая мысль. Если за годы работы иконописная артель не смогла проявить себя в некоем масштабе, не заручилась поддержкой неких храмов и монастырей, не смогла фундаментально утвердиться на каком-то одном месте, то стоит задаться вопросом - почему?..

А живопись с использованием яичной краски, как показало время, - самая прочная, веками стоит. Пример тому - Тихвинская икона Божией Матери, которая с первого века нашей эры сохранилась. Но некоторые места темные, непонятные есть.

22.12.2017 Трудами братии монастыря 1 351

«Основная задача монаха – это молитва и исполнение заповедей. Молитва помогает человеку увидеть себя глубже, увидеть свои грехи. Если он, человек и монах, не будет искоренять эти грехи и страсти, если не будет искоренять в себе в первую очередь гордость, эгоизм, злобу и гнев, то молитва бесполезна, и Господь ее не примет. У монаха два основных делания: с помощью послушания, которое ему дают, очистить грубые страсти внешние, с помощью молитвы - искоренять внутренние. И так годами и годами человек незаметно очищается. Перед другими он, казалось бы, простой монах, ничего из себя не представляющий, а внутри перед Богом он может быть велик. И его молитва может входить во многое».

Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь Русской Православной Церкви. Расположен на островах Валаамского архипелага в Ладожском озере. Свято-Владимирский скит Валаамского монастыря.

Продолжает рассказ иеромонах Артемий (Криворучко): «Сначала я три года был пономарём. В обязанности пономаря входит вся помощь священнику при богослужении: отвечать за порядок в алтаре и храме, разжигать кадило, готовить нужное облачение. Потом два с половиной года я подвизался в скиту Всех Святых, еще год - ещё год - на Святой Горе Афон. А по возвращении был почти два года благочинным и потом уже научился делать доски для икон. Здесь оказался один из учеников отца Зинона, который делал для него доски, и он меня научил, и мы какое-то время здесь жили все вместе на Владимирском скиту. А потом уже, когда он уехал, я остался самостоятельным работником.

Что самое важное в иконной доске, в отличие от простого щита столярного? Здесь годовые кольца своими концами идут на лицо доски, тогда если трещина и появится между досками - она появится сзади. Долговечность доски в основном зависит от наиболее тщательно сделанной прифуговки доски. Когда доски хорошо прифугованы, они даже имеют характерный звук - хрустят. Вот это даст, конечно же, хороший результат, если хорошо склеить. По старинке доски приклеиваются на клей, который изготовляется из вываренных телячьих кож. Главное, чтобы в помещении, где клеят доски на натуральный клей - мездру или рыбий, и готовят его обязательно на водяной бане. Важно, чтобы в помещении было тепло, чтобы клей не схватывался быстро.

Валаам мне нравится своей природой, своим уединением, строгостью и, конечно тем, что здесь не так жарко. Я очень тяжело переношу жару. Природные условия Валаама для кого-то тяжелы, не многие могут выдержать долго суровый климат и уезжают в более подходящий для них климат, а кому-то здесь очень нравится, несмотря на то, что лето здесь короткое, и начиная с осени и до апреля, достаточно унылое время. Но эти условия благоприятствуют молитве – уединение и удаленность от мира. В этот период на Валаам попасть не легко. Все это для монаха очень благоприятно.

Церковная история Валаама начинается с преподобных Сергия и Германа. По одному преданию это был конец десятого века, начало одиннадцатого, по-другому – это был четырнадцатый век, когда сюда пришли монахи, и началась какая-то монашеская и церковная жизнь. Первый раз я узнал о Валааме из журнала, я искал тогда себе монастырь и промыслом Божьим мне эта статья попалась, я прочитал ее и узнав о том, что из себя представляет Валаам, сердце мое загорелось, и все мои чаяния оправдались. Даже в большей мере».

Звучит молитва «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины…»

Говорит иеромонах Артемий (Криворучко): «Следующий шаг после того, как мы склеили доски между собой, выглядит она грубо и начинается уже изготовление самой доски. Мы будем подгонять их под заданный размер. Теперь врезаем шпонки - две планки из жёсткого дерева (в России использовался дуб), которые препятствуют выгибанию доски при подсыхании. Шпонки не отпиливаются до завершения работы и даже до написания, потому что в процессе сушки доски доска может посохнуть и шпонки начинают свободно «ходить», поэтому их периодически подбивают. Дальше - выборка ковчега по периметру, т.е. на лицевой стороне мы делаем углубление - это будет и как рамка, и как защита для самого изображения при перевозке. После этого мы выбираем лузу - наклон - между полем и ковчегом.»

Спасо-Преображенский собор. Пасхальная служба.


«Пасха – это праздников праздник, торжество торжеств. Это победа Спасителя над смертью. Своею силой Он разорил ад, Своею силой прославил тело Свое и восстал из гроба. Воскресение – это восстание, перевод с греческого – анастасис (ανάστασης).

Пасха – она совершилась раз и навсегда тогда и поэтому в Пасхе можно жить всегда. Для христианина это ожидание радости, он часто даже, может, богословски не понимает, это та маленькая радость, которую он испытывает именно на праздник Пасхи – это образ той бесконечной радости, которая будет в будущем. Но и наоборот – на Пасху может посетить очень большая скорбь и не всегда человек радуется. Конечно же, Пасха не только куличами и разрешением поста приносит счастье. Вся жизнь христианина – ожидание будущей жизни. Человек, который изучает свою веру, понимает для чего он живет и во что верит – это будущая жизнь. Вот и Пасха со всем ее строем, богослужением, светом, свечами, радостными песнопениями все изменяет. Это образ того, когда человек кается в покаянии и через покаяние освободится от этих уз жизни и перейдет к вечности, к вечной радости, к вечной Пасхе.»

Свято-Владимирский скит.

Иеромонах Артемий (Криворучко) за кадром: «Владимирский скит освящен в честь князя Владимира, равноапостольного крестителя Руси. Построен он, как иконописный скит, здесь живут иконописцы, пишут иконы, делают доски для этих икон.»

Иеромонах Артемий (Криворучко) молится перед работой. «Господи, благослови совершить дело еси во славу твою…»

Иеромонах Артемий (Криворучко): «Вторая половина подготовки доски - левкашение. Подготовка под левкашение - это две проклейки. А клей готовим, смешивая в равных долях мездру и желатин. Потом наклеиваем льняную ткань, которая играет связующую роль для будущего левкаса. Льняная ткань выполняет роль связующего для левкаса, можно сравнить с арматурой. Когда лен куплен в магазине или на фабрике, он кипятится полчаса - час на слабом огне, а потом - в стиральной машине на максимальной температуре для того, чтоб он сел, отыгрался, чтобы этого ни в коем случае не произошло на доске.

В клей для левкаса добавляем олифу и мыло. Мыло нужно, чтобы олифа растворилась в клее, не становилась плёнкой и не выделялась поверх левкаса. Теперь отольём десятую часть клея, а в оставшуюся добавим мел - один к одному. Левкас поделим пополам, и в одну часть добавим клей, который отлили, чтобы левкас был более крепким на первых слоях. Но с каждым слоем будем добавлять более слабый левкас, чтобы он был более эластичным. Если с помощью кисти мы сначала просто набирали слои, чтоб закрыть паволоку, то теперь мы выравниваем уже.»

Иконописная мастерская.

В кадре Иеромонах Сергий (Хмелевский): «Недавно я был в Петербурге и собирал материал образцов подлинной иконы. Заходил в мастерскую к знакомым реставраторами у них на реставрации три иконы Тихвинской Богоматери в натуральный размер – это три старинных списка девятнадцатого века. Я сделал много фотографий.

Тихвинская икона Божией Матери в Тихвинском монастыре Ленинградской области.


По преданию Тихвинская икона исчезла в конце четырнадцатого века в Константинополе перед захватом его турками. Она находилась во Влахернском храме. Эта икона почиталась еще с первых веков христианства, во всем христианском мире. По преданию она одно время была в Иерусалиме, потом в Риме, потом вот уже в Константинополе. Ее носившуюся над водами Ладожского озера, впервые увидели рыбаки. Так на Руси появилась такая крепкая заступница и помощница. От этой иконы было множество чудес, с появления со своего, как говорится, с чудесного и начали происходить с ней чудеса исцеления и заступничества. Как раз в войне со шведами она большую роль сыграла в истории нашей. Русские цари никакого дела, никаких походов не начинали, чтобы не помолиться сначала перед иконой Божьей Матери. А потом она опять же исчезла, ее спрятали какие-то благочестивые христиане, где-то была она за границей, сначала вроде в Латвии. А когда стали возрождаться монастыри и церкви, в девяностые годы, владельцы этой иконы решили вернуть ее на законное место, в Тихвинский монастырь, который начал возрождаться. Реставраторами было поставлено условие хранения, чтобы соблюдался температурный режим, и была соответствующая охрана, потому что это великая святыня, и для Руси, бесценная. Известные чудотворные иконы явились в таких местах, где это было необходимо для многих, для народа верующего.

Иконописная мастерская. Молитва перед работой: «Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь …» Иконописная мастерская. Иеромонах Сергий (Хмелевский) и иеромонах Артемий (Криворучко) за работой.

Иеромонах Артемий (Криворучко): «Когда я делаю это, думаю, и то, и то – и послушание, потому что все-таки туда меня назначили, и потому что нравится, так совпало. Пока мне интересно это делать. Отчасти мое занятие совпадает с тем, чем занимался Христос Спаситель, он же был столяром. Частично моё занятие совпадает с тем, чем занимался Спаситель, - Он же был столяром до 30 лет, пока не стал проповедовать, смиренно занимался деревом, помогал Иосифу и Матери Своей, зарабатывая так на жизнь…»

Иконописная мастерская. Подготовка красок к написанию иконы.


Иеромонах Сергий (Хмелевский):
«Рисунок переносим на доску с помощью копировальной бумаги. Мы пользуемся традиционной технологией, задействуя известные ещё в древности натуральные пигменты: толчём в ступке, потом растираем. Теперь добавляем яичный желток, разбавленный вином или 5­-ти процентным виноградным уксусом - если разбавить водой, краска быстро портится. А живопись с использованием яичной краски, как показало время, - самая прочная, веками стоит. Пример тому - Тихвинская икона Божией Матери, которая с первого века нашей эры сохранилась. Но некоторые места темные, непонятные есть. Тем более мы на сам оригинал-то не можем смотреть. Он находится в Тихвине под стеклом. Могут нам показать один разочек. Есть иконы и восьмого и десятого века. Особенно в Греции в очень хорошей сохранности иконы. На Руси немного влажнее климат, здесь труднее сохранить, но все равно тоже сохранились. Когда перестает шуршать под этим курантом - все что мы перевели нужно закрепить красочкой, чтобы не стерлась такая «золотинка».

Центральная усадьба. Церковный хор поет: «Благословен грядый во имя Господня…».

Иеромонах Сергий (Хмелевский) за кадром: «Вообще монашество – оно призвано молиться за свой род, за страну, и вообще за всех людей в мире, чтобы Господь их вразумил, помиловал. Но это вообще - то дело любого христианина, но у монахов просто больше возможности для молитвы – специальное время для этого отведено. В миру людям, даже верующим, некогда молиться. Часто жалуются, что «Отче наш…» за день прочитать, или обратиться к Богу некогда. Институт монашества для этого и создан, чтобы большую часть времени посвящать обращению к Богу. Это вообще самое главное для всех.

(Спасо-Преображенский собор. Священник говорит проповедь.)

Чистота очищения души – это дело всей жизни, многих слез, долгий подвиг и труд. И нам своими силами никогда не стяжать его, если бы не помогал нам сильной Благодатью Святого Духа Его – Милостивый Бог».

Спасо-Преображенский собор. Потом иконописная мастерская, за работой иеромонах Сергий (Хмелевский).

Иеромонах Сергий (Хмелевский) за кадром: «Для верующего икона - это помощь в молитве к Богу, к святым, к Богородице. Люди хотят представлять тех, кому молятся, - ведь это были живые люди. Тем более что есть письменные свидетельства современников, описывающие Божию Матерь и Иисуса Христа. Известно также, как выглядели большинство святых. Для верующего икона – это помощь в молитве к Богу и Святым. Икона - священный предмет, через неё происходит обратная связь - от Бога и святых к людям: происходят чудеса исцеления, вразумления, предупреждения.

(Иконописная мастерская. За работой иеромонах Сергий (Хмелевский).

Подготовка под золото, чтобы все трещинки, царапинки все заполнились, потом все это шлифуется, пока все не будет ровно. Затем нужно намазать все это специальным лаком – морданом, на него потом легко золото лепить. Но в данном случае сильно блестящая поверхность нам не нужна, можно конечно более блестящую сделать, но она потом будет золото, как зеркало отражать, это помешает восприятию. Это современные иконы сейчас так делают, а нам нужно получить немножко полуматовую поверхность. А золотой фон стали делать издревле, ещё в Византии. Только раньше называли не фон, а - свет. И образы святые писались на фоне света, как бы света Вечного Царства, где всё пронизано чудным светом Божественной любви. Золотой фон призван передать этот свет. Когда не было золота, писали светло-жёлтый фон или зелёный - это цвет жизни.»

Песнопения: «Радуйся Царице, Матерь Святая…». Колокольный звон. Спасо-Преображенский собор. Приезд Патриарха Святейшего Кирилла. Песнопения: «Ищущего Пречистого тела твоего живот, воскреси из мертвых…»

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл : « Я бы хотел Ваше Преосвященство Владыко Игумен Панкратий сердечно поблагодарить Вас за руководство этой Ставропигиальной обителью, и хотел бы подарить в дар образ Казанской иконы Божий Матери. Пусть Царица Небесная покровом своим осеняя сию обитель. Сохраняет единство монашеской братии. Дабы никакие человеческие конфликты и никакое разномыслие не переступало той опасной черты, когда разномыслие разделяет.»


Иеромонах Сергий (Хмелевский) в кадре: «Сегодня 17 июля - день памяти царственных мучеников и сегодня мы начинаем красками раскрывать икону. Такое совпадение случайное или нет, трудно сказать.

Иконы пишутся четырьмя основными красками - белила свинцовые (в древности ещё использовались), охра жёлтая (глина такая очищенная), чёрная и охра красная, ещё есть киноварь, но её очень мало в природе, в каких-то пещерах есть небольшие вкрапления. Омофор Божией Матери рисуется гематитом - это прессованная ржавчина, окись железа, которая бывает красноватая или чуть фиолетовая, символизирует скорбь, мученичество. А хитон Божия Матерь носила, по преданию, темно-синий.

По идее, все иконы считаются чудотворными, таких чудесных икон известно около 600, только некоторые из Византии пришли, а остальные в основном здесь в России написаны. Божия Матерь конечно одна, но ее в разных местностях писали немножко по-разному, где были какие-то чудеса от иконы Божьей Матери так и называли – Владимирская, например, во Владимире ее чудеса, Тихвинская - в Тихвине видели в ней чудеса; Иерусалимская - в Иерусалиме, но и прочие, в основном по названию местности.


По сложности написания икон – это довольно сложная икона, так как техника от фаюмского портрета, она многослойная – от пяти до восьми слоев.

Одно время неправильное было мнение об иконе: мол, это - примитив, потому что люди рисовать не умели и писали довольно условно. Но, судя по лучшим образцам древней иконописи, техника как раз была очень высока… А символичный язык иконы выработался со временем: не должно было быть натуралистической передачи образа, как в обыкновенной живописи. Все лишние детали, мелочи в иконе убираются, остаётся только самое характерное. Определённые жесты рук, позы, складки одежды - только основные и правильно расположенные. Когда пишется Богородица с Младенцем, то независимо от того, на правой или левой Её руке сидит Богомладенец, другой рукой Она показывает на Него: вот наш Бог, Спаситель мира. Ибо Бог, Он во всех ипостасях и во всех возрастах всё равно Бог. Два пальчика Младенца означают древний вид благословения, а три загнутых пальчика - это Святая Троица: Бог Отец, Святой Дух и Бог Сын. В другой руке Маленький Иисус держит свиток, что означает Евангелие, Благовествование. Три звезды на омофоре Божией Матери - вернее, они называются не звёзды, а лилии, - это символ чистоты в древнем мире. И эти три звезды-лилии богословами толкуются так: до Рождества Христова - непорочная Дева, в Рождестве - Дева и по Рождестве - Дева.»

Центральная усадьба. Монастырский сад. Гимн Валаама

О, дивный остров Валаам!
Рука Божественной судьбы
Воздвигла здесь обитель рая,
Обитель высшей чистоты,

Обитель чу́дную, святую,
Жилище и́збранных людей,
Обитель сердцу дорогую,
Обитель мира от страстей.

Богоизбра́нная обитель!
Пречудный остров Валаам!
Тебя дерзнул воспеть твой житель,
Прими его ничтожный дар!

Не знаю как воспеть сумею
Твои долины и поля,
Твои леса, твои заливы,
Твои священные места.

Иеромонах Сергий (Хмелевский) за работой. «Ну подготовка для начисто – припудрить мелом или толченым стеклом, чтобы видно было, где линии проводить и обезжирить поверхность, чтобы золото не налипало. Любой иконописец старается повторять в уме Иисусову молитву, чтобы сосредоточиться и чтобы никаких мыслей не лезло в голову.»

Иконописец о. Сергий за работой. Песнопение.

«По́слан бысть с Небесе́ Гаврии́л Арха́нгел/ благовести́ти Де́ве зача́тие/ и, прише́д в Назаре́т,/ помышля́ше в себе́, чудеси́ удивля́яся:/ о, ка́ко, в Вы́шних непостижи́м Сый от Де́вы ражда́ется!/ Име́яй престо́л Не́бо и подно́жие зе́млю/ во утро́бу вмеща́ется Деви́чу!/ На Него́же шестокрила́тии и многоочи́тии зре́ти не мо́гут,/ сло́вом еди́нем от Сея́ воплоти́тися благоизво́ли./ Бо́жие есть сло́во настоя́щее./ Что у́бо стою́ и не глаго́лю Де́ве:/ ра́дуйся, Благода́тная, Госпо́дь с Тобо́ю;/ ра́дуйся, Чи́стая Де́во;/ ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная;/ ра́дуйся, Ма́ти Живота́,// благослове́н Плод чре́ва Твоего́!»

Иеромонах Сергий (Хмелевский) за работой: «Любой образ должен быть подписан. Если это икона,должен быть нимб и подпись, кто изображен на иконе - или это Господь Иисус Христос, или Божия Матерь, или Святой. Без надписи считается не образ Святого, или неизвестного Святого. Божию Матерь обычно подписывают сокращенно, вот эти титлы как раз обозначают сокращение: ΜΡ ΘΥ - сокращение от греч. Μητερ Θεου - Матерь Божия. IC XC, ΙΣ ΧΣ - сокращенное написание имени греч. Ιησους Χριστος. Или ο ων от греч. - сокращенное написание именования Бога «Сущий», «Аз есмь Сый» - «Я есть Сущий» (Исх 3:14).

Очень важный момент насчет написания иконы любым иконописцем – готовый образ должна утвердить Церковь в лице епископа - это древняя традиция. Иначе можно такое изобразить, что будет оскорблять религиозные чувства верующих. Признав образ достойным, епископ или сам подписывал, или благословлял делать надпись, кто изображён. Надписью икона освящается!»

(В кадре иконописная мастерская. Игумен монастыря епископ Троицкий Панкратий и иеромонах Сергий (Хмелевский).

Иеромонах Сергий (Хмелевский): «Залили, высохнет икона и потом еще лаком покроем, нужно еще хотя бы сутки. По преданию в книге записано, что это иглолистная иконопись, которая была сначала в Иерусалиме.

(Иеромонах Сергий (Хмелевский) освящает Тихвинскую икону Божией Матери)

В XVII веке придумали ещё особый чин освящения иконы с помощью святой воды.

«Освяща́ются ико́ны сия́ благода́тию Пресвята́го Ду́ха, окропле́нием воды́ сея́ свяще́нныя, во и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ами́нь. Освящается икона всей благодатью».

(Предтеченский скит монастыря).

фильм "Рождение иконы" Jackal Productions Ltd

Иеромонах Сергий (Хмелевский) : «Тихвинскую икону написал за месяц, не считая изготовления доски. Если работать с утра до вечера, можно и за три недели успеть, но при написании икон лучше не спешить. Слои должны просыхать, и молиться надо не забывать. Бывает, что я, видя потом в каком-­нибудь храме написанную мной икону, не узнаю её - она сильно меняется, я даже удивляюсь, неужели это я написал? Икона живёт своей жизнью.


Говорит иеромонах Артемий (Криворучко): «Чтобы стать хорошим монахом – это нужно точное исполнение сначала элементарных правил, которые обязан выполнять послушник и монах потом. И, конечно же, заповеди Господни, которые даны в Евангелие. У нас, у всех христиан нет разницы – монах ты, или мирской, ты должен быть настоящим христианином, евангелистским человеком. Так все просто.»

Собор Успения Пресвятой Богородицы и святых Царственных мучеников русской православной церкви за границей (Лондон, Великобритания).

Песнопения: «Радуйся, варварскаго избавляющая служения; радуйся, тимения изымающая дел. Радуйся, огня поклонение угасившая; радуйся, пламене страстей изменяющая.

Радуйся, верных наставнице целомудрия; радуйся, всех родов веселие.

Радуйся, Невесто Неневестная».

Священник читает: Кондак 6: «Проповедницы богоноснии бывше волсви, возвратишася в Вавилон, скончавше Твое пророчество и проповедавше Тя Христа всем, оставиша Ирода, яко буесловна, не ведуща пети: Аллилуиа».


режиссер фильма Павел Шилов.