Когда можно останавливаться на остановке. Штраф за остановку на автобусной остановке. Особые случаи запрещения стоянки

Соблюдение положений, прописанных в ПДД, влияет в первую очередь на безопасность при движении на авто. Также в этих положение прописаны не только условия движения, но и остановке и стоянке транспортного средства на проезжей части.

Причем остановка и стоянка – это полностью два разных понятия и не стоит их спутывать. Сейчас к этим двум терминам добавилось еще одно – парковка.

Парковка – это постановка транспортного средства на место стоянки на длительное время с краю дороги или в отведенных для этого местах.

И хоть во многом понятия стоянка и парковка сходны, все же разберемся, в каких самых распространенных ситуациях разрешена и запрещена парковка. Данные знания позволят вам избежать неприятных ситуаций.


Пешеходный переход, за сколько метров до него можно парковаться

Итак, ответим на первый вопрос – за сколько метров до пешеходного перехода можно парковаться?

Для начала разберем ситуацию с постановкой на парковку авто на дороге с односторонним движением. Водитель подъезжает к пешеходному переходу и ему нужно припарковаться возле него. Если он решил оставить авто перед переходом, то авто должно находится на расстоянии не менее 5 метров перед ближней кромкой «зебры».

Парковка у пешеходного перехода разрешена на расстоянии не менее 5 метров от начала зебры

В таком случае он не будет загораживать обзор другим участникам, они полностью будут просматривать переход. Если же авто будет оставляться за «зеброй», то расстояние там не имеет значения, нельзя только оставлять машину непосредственно на переходе.

На дорогах с двухсторонним движением ситуация идентична описанной. Если водитель двигался по своей стороне и авто решил оставить на ней же, то должны соблюдаться условия, указанные выше. Следует отметить, что в населенных пунктах стоянка разрешена и с краю противоположной полосы движения. А вот парковка подразумевает постановку авто только с правой стороны, на противоположной запрещается. Авто должно парковаться либо с краю проезжей части последовательно и в один ряд, либо же в технологических карманах с соответствующей разметкой.

Автобусная остановка, за сколько метров до нее можно парковаться

Вопрос второй – за сколько метров до автобусной остановки можно парковаться?

Здесь несколько проще, чем с пешеходными переходами. Итак, водителю нужно оставить авто возле автобусной остановки. Здесь расстояние до остановки и после нее одно – 15 метров. Но нужно правильно высчитать, где оставить машину. Так, если имеется только знак, указывающий, что имеется остановка автобусов, то считать метры нужно от него, без разницы, авто будет располагаться перед знаком или за.

Парковка у автобусной остановке разрешена на расстоянии не менее 15 метров

Если помимо знака имеется еще и разметка, указывающая на остановку автобусов, то отсчет ведется от нее. Авто в таком случает можно оставлять за 15 метров от крайних линий разметки.

За сколько метров до светофора можно парковать автомобиль

Вопрос третий — за сколько метров до светофора можно парковаться?

С этим вопросом ситуация несколько интересная. Конкретного расстояния до светофора не указывается. Главными условиями при парковке авто возле светофора является соблюдение правил постановки авто на краю проезжей части, а также исключение возможности загораживания светофора другим участникам.

Парковка перед светофором возможна если вы не мешаете обзору светофора

То есть, достаточно правильно припарковать авто, и убедиться, что оно не мешает обзору светофора другим водителям.

Ж/Д переезд за сколько метров до него можно совершить парковку

Ну и последний вопрос — за сколько метров до железнодорожного переезда можно парковаться?

Здесь такая же ситуация, как и с парковкой возле автобусной остановки, только расстояние несколько больше.

Парковаться перед жд переездом можно на расстоянии не менее 50 метров от жд полотна

Парковаться возле переезда нельзя ближе чем 50 метров от полотна ж/д дороги. Причем касается это обеих сторон.

Зная эти простые условия, можно будет не только избежать штрафа за неправильно припаркованное авто, но еще и создавать помехи другим водителям.

Видео урок — Правильная парковка

Для обслуживания пассажиров общественному транспорту выделены специальные места с целью обеспечения безопасности гражданам и уменьшения образования пробок. Штраф за остановку на остановке общественного транспорта составляет до 3000 руб.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Ответственность за нарушения ПДД предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях. В рассматриваемом случае водителю грозит средний размер штрафа. Кроме него придется заплатить за услуги эвакуатора и за штрафплощадку, если машину заберут. Такая мера предусмотрена, если транспортное средство создает значительные помехи и опасность для дорожного движения.

Зона остановки общественного транспорта обозначается знаками 5.16 – 18. Их относят к знакам особых предписаний.

К обозначенным транспортным средствам ПДД относит следующие:

  • автобусы;
  • троллейбусы;
  • трамваи;
  • маршрутный транспорт;
  • такси.

Следует обратить внимание, что такси также входит в перечень, поскольку оно перевозит пассажиров. Знаки выполнены в прямоугольной форме, где в белом квадрате на синем фоне нарисовано соответствующее изображения транспорта.

Они обязательно двусторонние и устанавливаются на дорожных участках, предназначенных для остановок общественных средств. Знак располагается в середине или в конце зоны, а если она имеет большую протяженность, то допускается его повтор.

В Приложении к ПДД описывают дорожную разметку, использующуюся вместе с указанными знаками. Это желтая горизонтальная линия около бордюра (может быть и без нее) и косые линии лесенкой, обозначающие площадь остановки. Разметка имеет свой номер – 1.17.

На практике разметка или знак может отсутствовать, но обязательно должно быть что-то одно из них.

Если зона обозначена таким образом, то водитель обязан соблюсти следующие правила:

  • нельзя останавливаться ближе 15 м от разметки;
  • если нет разметки, то остановка запрещена в 15-метровой зоны от знака. Исключение: посадки/высадки пассажиров, если действия водителя не создают помех движению маршрутного транспорта;
  • в экстренных случаях допускается остановка в рассматриваемой зоне.

Итак, под остановкой общественного транспорта и такси подразумевается специально отведенная для этого 15-метровая зона, обозначенная разметкой 1.17 и/или знаками 5.16 – 18, на которой запрещена остановка обычных автомобилей, кроме исключительных случаев.

Существует два вида административных санкций за нарушение: штраф за остановку на остановке общественного транспорта и эвакуация автомобиля. Если таковой создает помехи для движения, и водителя нет рядом. Эвакуация и услуги штрафстоянки – за счет водителя.

Градация штрафов следующая:

В среднем, размер штрафа составляет от 1000 до 3000 руб.

В случае эвакуации придется оплатить такие суммы:

  • основной штраф;
  • стоимость самой услуги;
  • за хранение на специальной площадке.

Важно знать следующее: при возвращении водителя до того, как эвакуатор с его машиной отъедет, ее обязаны вернуть. При этом нарушитель должен сам ликвидировать причину – освободить от авто зону. Протокол при эвакуации составляют в 3-х экземплярах (один из них для водителя спецтехники). Если водитель отсутствует, то должны быть 2 понятых или применена видеосъемка. Инспектор, оформивший протокол должен оставаться на месте задержания средства до начала движения эвакуатора.

Создание помехи

Под нарушением с созданием помех движению подразумевают следующее:

  • остановка машины в самой зоне или около нее и создание аварийной обстановки или помех движению;
  • не соблюдения дистанции машиной, едущей за автобусом;
  • при отъезде автобуса и перестраивании его в левый ряд автомобиль, который в нем едет, не пропускает его;
  • нарушение скоростного режима и неверный расчет затормаживания автомобиля, который должен пропустить публичный транспорт при его выезде из зоны.

Часть регламентирует наказание при нарушениях с созданием помех и препятствий для выезда, а также при остановке в тоннеле. Размер штрафа за остановку на остановке общественного транспорта в данном случае – 2000 руб. (3000 руб. для Москвы и Петербурга).

Если же помехи не созданы, то водителю вменяется нарушение ст. 12.19 КоАП «Игнорирование правил стоянки и остановки» (ч. 3.1.), сумма санкций – 1000 руб.

Следует помнить, что санкции не налагаются за парковку, если она вынужденная и при высадках/посадках пассажиров.

Ответственность

Водитель при подъезде к обозначенным участкам обязан:

  • уменьшить скорость;
  • отменить обгон, если таковой планировался;
  • увеличить внимательность и осмотреть, нет ли пешеходов, собирающихся переходить дорогу;
  • маневрировать исключительно по правилам;
  • не совершать небезопасные маневры, а именно: запрещено двигаться задом, разворачиваться, парковать, останавливать машину на расстоянии ближе 15 м.

Скидка

Позволяет платить половину от штрафов (50%), но только в 20-дневной срок с даты оформления протокола или вынесения постановления о нарушении. В этих документах указывается размер суммы с учетом скидки и без нее.

Знак должен стоять посреди или в конце участка для остановки и быть видимым из машины во время ее движения. Если таких условий нет, то это может использоваться водителем в роли аргумента, чтобы его не наложили. Даже если правила нарушены, но знак или разметка отсутствуют или их не видно по независящим от воли водителя причинам, он может избежать этой санкции.

Гражданин должен указать инспектору на выше перечисленные обстоятельства. Если все же протокол оформляется, то это должно быть описано в нем в специально отведенном разделе для примечаний. Плюс ко всему доказательством невиновности может стать запись видеорегистратора или фиксация с помощью другой фото-, видеотехники, а также показания свидетелей.

Штрафа за остановку на остановке общественного транспорта можно избежать и в некоторых случаях, когда остановка визуально оформлена согласно всем правилам.

  • нужно помнить, что останавливаться можно, если не создаются помехи, но если это будет длиться более 5 мин, наложение штрафа будет законным. Протокол или постановление может также прийти по почте, если нарушение будет зафиксировано камерами наблюдения;
  • если гражданин согласен с санкциями, то для того чтобы заплатить, у него есть 2 мес. Они отсчитываются после 10-дневного срока после получения нарушителем постановления. На протяжении этого периода он платит 50% от него. При пропуске срока нарушителю грозит увеличенный размер санкций вплоть до обязательных работ;
  • проверить, есть ли штрафы за парковку и иные можно на сайте Госавтоинспекции;
  • при несогласии с протоколом или постановлением его можно обжаловать. На это у гражданина есть 10 дней после их вынесения. На самом деле этот срок отсчитывается с даты получения копий указанных документов (нужно сохранять конверты или ставить дату получения при вручении);
  • если указанный срок пропущен по уважительной причине (командировка, больница, независящие от воли гражданина обстоятельства, неполучение копий документов), то можно ходатайствовать о его восстановлении;
  • админштрафы обжалуются в порядке ст. 30.2 КоАП.

Важными для судебного процесса являются такие доказательства: фото- и видеофиксация места остановки с разных ракурсов, показания очевидцев, нарушения при оформлении протокола (не проставлена дата, нет номера, подписей и полных реквизитов уполномоченных лиц, нарушителя, понятых).

Возможно ли исключение

Исключение: допускается совершение кратковременных остановок для высадок/посадок пассажиров на участке, предназначенном для общественного транспорта, если это не препятствует его движению (п. 12.4 ПДД).

То есть любое транспортное средство все-таки может останавливаться в этой зоне при наличии следующих условий:

  • произведение высадки/посадки, а также разгрузки/погрузки грузов на не более чем 5 мин;
  • не создаются помехи движению;
  • экстренные обстоятельства: поломка, авария, случаи, когда создается угрожающая ситуация для жизни и здоровья людей, опасное состояние водителя или груза ().

Технике свойственно ломаться, а также есть экстренные ситуации. В этих случаях у водителя может отсутствовать возможность свободно выбирать место остановки. Такие ситуации обозначаются термином «непроизвольная или необходимая остановка» и за парковку такого рода не штрафуют.

Это такие случаи:

  • неполадки рулевых и тормозных систем;
  • поломки фар и габаритов;
  • неисправности системы очистки стекла при плохой погоде;

При указанных обстоятельствах должен выставляться знак аварийной остановки. Напомним, санкции также неправомерны, если знак остановки находится вне поля зрения, если смотреть из автомобиля при его движении.

Законодательство о стоянке на остановках общественного транспорта

Штраф за остановку на остановке общественного транспорта и его размер предусмотрены КоАП. Правила, внешний вид знаков и разметки регламентированы ПДД.

Вкратце перечислим по пунктам, какой акт что регулирует (первые 5 пунктов – КоАП, далее – ПДД):

  • обжалование штрафов – ;
  • ответственность блюстителя порядка при оформлении протокола – ;
  • ст. 12.19 – описание нарушения и санкция;
  • ст. 27.12 – эвакуация;
  • ст. 32.2 – скидка;
  • описания знаков (их номера 5.16 – 18) и разметки (1.17) размещены в Приложениях к ПДД. Раздел №12 – остановка и стоянка, №8 – правила маневрирования;
  • – правила остановки и возможность парковки без помех на 5 мин;
  • п. 1.2 ПДД – остановки в экстренных ситуациях, когда штраф не налагают.

Москва

При нарушении в Москве нет значения, создаются помехи при остановке или нет, санкцию налагают по 6 части ст. 12.19 КоАП. Размер штрафа за остановку на остановке общественного транспорта по ч. 3, 4 составляет 3000 руб. (обычный размер – 2000 руб.).

Санкт-Петербург

Этот город также имеет федеральное значение, поэтому правила такие же, как и указанные выше для Москвы.

Как уклониться

Есть несколько способов уклониться от санкций:

  • попробовать доказать инспектору, что знак находится вне обзора из машины;
  • доказать в суде или на месте при оформлении протокола, что остановка была вынужденной из-за экстренных обстоятельств (поломка машины, обострения болезненного состояния водителя или пассажира);
  • если, несмотря на плохое самочувствие водителя, протокол все же составляется, то необходимо вызвать «скорую» и потребовать составление медицинской справки, которая будет доказательством в суде.

Штраф в сумме 20 000 руб. может быть наложен и на самого инспектора, если он примет к участникам происшествия незаконные меры или нарушит законный порядок их применения (). При составлении протокола в нем же можно написать свои опровержения, а потом оспорить его в суде.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

Автобусная остановка - это место предназначенное специально для остановки автобусов, высадки и посадки пассажиров общественного транспорта. Тем не менее, очень часто можно наблюдать картину, когда водитель игнорирует дорожный знак и по каким-либо причинам совершает остановку в неположенном месте, создавая своими действиями препятствия и посягая на безопасность участников дорожного движения. Помните, неправомерные действия водителей караются административными санкциями.

○ Правила парковки на остановках общественного транспорта.

Итак, изучая Правила дорожного движения вы можете встретится с двумя терминами, которые необходимо различать - это остановка и стоянка.

Под стоянкой понимается намеренное прекращение движения транспорта на период, длительностью от 5 минут и более. Остановкой считается прекращение движения автотранспорта на срок не превышающий 5 минут, либо с целью высадить или забрать людей, а также погрузки или выгрузки товара.

Пункт 12.4 ПДД РФ гласит, что остановка запрещается:

  • «Ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси, обозначенных разметкой 1.17, а при ее отсутствии - от указателя места остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси (кроме остановки для посадки и высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств или транспортных средств, используемых в качестве легкового такси.»

Таким образом, если желтая зигзагообразная разметка отсутствует, то расстояние в 15 метров можно считать от специального знака остановки ТС.

Основываясь на вышеуказанной норме закона, водители могут останавливаться на остановке, предназначенной для автобусов, но только не более чем на 5 минут, согласно п.1.2 ПДД РФ, так как превышение отведенного времени грозит штрафными санкциями. Кроме того, в законе прямо указано на то, что такая остановка не должна создавать препятствия для движения маршрутного автотранспорта, за исключением внезапной вынужденной остановки при поломке машины, когда эксплуатация ТС становится опасной. В подобном случае выставляется знак аварийной остановки.

○ Штрафы за остановку на остановке автобусов.

За неправомерную остановку транспортного средства на остановке общественного транспорта на водителя может быть наложен административные санкции, которые указаны в ст. 12.19 КоАП РФ

✔ Стоянка без помех.

Пункт 3.1 ст. 12.19 КоАП РФ:

  • «Остановка или стоянка транспортных средств в местах остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси либо ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси, за исключением остановки для посадки или высадки пассажиров, вынужденной остановки и случаев, предусмотренных частями 4 и 6 настоящей статьи, -
  • (в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)
  • (см. текст в предыдущей редакции)
  • влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей (часть 3.1 введена Федеральным законом от 21.04.2011 N 69-ФЗ).»

Таким образом, по данному пункту ответственность наступит только в том случае, если вы не мешаете движению маршрутного транспорта.

✔ Стоянка с помехами.

Если вы своей остановкой на автобусной остановке создали помехи для движения маршрутного транспорта, то это повлечет за собой штраф.

Пункт 4 ст. 12.19 КоАП РФ:

  • «Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа в размере двух тысяч рублей.»

В том случае, если стоящий автомобиль создает помехи движению, а его водитель отсутствует, то автотранспорт может быть эвакуирован на штрафную площадку, согласно ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ.

✔ Какой полагается штраф за стоянку на автобусной остановке в Москве и Санкт -Петербурге?

Кроме того, если вы нарушили п.12.4 ПДД РФ находясь в городе федерального значения, то есть в Москве или Санкт-петербурге, то при выявлении нарушения инспектором ДПС ГИБДД придется уплатить штраф, который будет несколько выше, чем в других регионах страны, так, согласно ч.6 ст 12.19 КоАП РФ, сумма с которой нарушителю придется расстаться составит три тысячи рублей.

Чтобы доказать свою невиновность инспектору ДПС ГИБДД или оспорить выписанный штраф, вы должны отлично знать ПДД РФ, а также понимать что является остановкой.

Так, если вы остановились на автобусной остановке для того, чтобы высадить или забрать пассажиров, то успевайте это сделать в отведенные законом пять минут, иначе могут выписать штраф. Таким образом, штраф инспектора ДПС будет правомерен, если ваша остановка займет более пяти минут.

Также не забывайте, что нарушения выявляются не только инспекторами ДПС. Штраф может прийти вам по почте, если правонарушение попало в обзор стационарных фото или видеокамер. Если вы согласны со штрафом, то на его уплату вам дается двухмесячный срок, который начинает отсчитываться через десять дней после получения вами копии постановления.Если вы не оплатите штраф в течение двух месяцев, к вам могут быть применены санкции от увеличения штрафа, до обязательных работ. Проверка штрафа на сайте Госавтоинспекции сэкономит ваше время и убережет вас от дополнительных санкций. Таким образом, лучше не рискуйте своими деньгами и временем и не останавливайтесь на остановках общественного транспорта.

Как и всякий Закон, Правила любой свой раздел начинают с общих принципов , а за ними обязательно следуют продиктованные жизнью исключения.

Первый общий принцип.

Прежде всего, Правила потребовали, чтобы водители парковались только на правой стороне дороги . Причём при наличии обочины остановка и стоянка разрешены только на обочине (остановка на проезжей части при наличии обочины – нарушение Правил).

На любой дороге вне населённого пункта это требование категорично и не содержит никаких исключений.

И такие вопросы в Билетах есть:


Водители каких автомобилей нарушили правила остановки?

1. Только автомобиля Б.

2. Автомобилей Б и В.

3. Всех автомобилей.

Комментарий к задаче

Нарушают водители автомобилей Б и В. При наличии обочины остановка разрешена только на обочине!

Примечание. Тут я должен вам напомнить, что на высококлассных дорогах обочину покрывают тем же асфальтом, что и проезжую часть, и отделяют её от проезжей части широкой сплошной линией разметки. И эту сплошную не просто можно, а именно дОлжно пересекать, если водитель намерен припарковаться.

В Правилах этот общий принцип сформулирован следующим образом:

Правила. Раздел 12. Пункт 12.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине , а при ее отсутствии – на проезжей части у ее края.

Отсюда следует, что если обочина узкая, можно парковаться частично на проезжей части.

Если обочины совсем нет, тогда паркуемся полностью на проезжей части, но только именно на краю проезжей части. В Билетах вопросов по этому поводу нет, а вот экзамен по практическому вождению автомобиля всегда заканчивается одним и тем же – инспектор предлагает вам остановиться. И если, останавливаясь, ударитесь о бордюр тротуара – это ошибка. А если остановитесь более чем в 30 см от бордюра это тоже ошибка – вы остановились не на краю проезжей части!

Итак, вне населённых пунктов всегда и везде остановка разрешена только на правой стороне дороги!

Что же касается населённых пунктов, то здесь Правила были вынуждены сделать целых два исключения.

Исключение №1 (действительно только в населённых пунктах).

Для того чтобы левая сторона стала правой, необходимо развернуться.

Но на дорогах с односторонним движением разворот невозможен!

Такое деяние квалифицируется как выезд на встречку в нарушение Правил и карается лишением прав сроком до полугода!

Закономерно, что Правила разрешили на таких дорогах парковаться как на правой стороне, так и на левой. И сейчас никто из водителей Правила не нарушает, остановившись на разных сторонах дороги с односторонним движением.

Исключение №2 (действительно только в населённых пунктах).

На дорогах с двусторонним движением разворот не запрещён. Но если всего две полосы (по одной в каждом направлении), то на такой дороге разворот порой трудно выполнить из-за стеснённых условий.

Правила сочли, что на такой дороге из соображений безопасности лучше разрешить водителям парковаться на любой стороне.

Так что сейчас на этой дороге Правила тоже никто не нарушает.

При этом следует помнить – такой демократичный порядок установлен Правилами только в населённых пунктах и только на двухполосных дорогах, и только без трамвайных путей посередине.

В Правилах об этом сказано в том же пункте 12.1:

Правила. Раздел 12. Пункт 12.1, второй абзац. На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и на дорогах с односторонним движением.

И об этом на экзамене спросят обязательно:

Второй общий принцип.

Везде и всюду парковаться разрешается только в один ряд и только параллельно краю проезжей части .

В Правилах это выглядит так:

Правила. Раздел 12. Пункт 12.2. Ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда.

Это требование Правил распространяется на все случаи. И в населённом пункте (даже в «кармане»), и вне населённого пункта (даже если обочина широкая) парковаться разрешается только в один ряд и только параллельно краю проезжей части.

И по этому поводу в Билетах есть одна задачка:

Особо хочу обратить ваше внимание! – даже в «кармане» (местное уширение проезжей части) парковаться надлежит только в один ряд и только параллельно краю проезжей части.

Но это, конечно же, не всё. Далее опять идут исключения.

Правила. Раздел 12. Пункт 12.2, второй абзац. Способ постановки транспортного средства на стоянке (парковке) определяется знаком 6.4 и линиями дорожной разметки, знаком 6.4 с одной из табличек 8.6.1 – 8.6.9 и линиями дорожной разметки или без таковых.

По сути, для начала они ещё раз напомнили водителям – даже в «карманах», если нет никаких дополнительных указаний, ставить транспортное средство разрешается только параллельно краю проезжей части!

Однако если есть табличка, тогда надо выполнять требование таблички.

Если есть разметка, тогда надо выполнять требование разметки.

И уж тем более, надо выполнять указания данные одновременно и табличкой, и разметкой.

Казалось бы, полный порядок наведён, и на этом можно успокоиться. Но авторы Правил сочли необходимым включить в пункт 12.2 ещё одно требование:

Правила. Раздел 12. Пункт 12.2, третий абзац. Сочетание знака 6.4 с одной из табличек 8.6.4 – 8.6.9, а также с линиями дорожной разметки допускает постановку транспортного средства под углом к краю проезжей части в случае, если конфигурация (местное уширение) проезжей части допускает такое расположение.

Таблички 8.6.4 – 8.6.9 это вот что:

Как видим на этих табличках во всех случаях предлагается ставить машину строго перпендикулярно краю проезжей части. А таблички «под углом к краю проезжей части» в Правилах нет. Как быть? Как организовать ещё и стоянку «под углом к краю проезжей части». Остаётся только призвать на помощь разметку, что Правила и сделали.

Стоянка под углом к краю проезжей части допускается только при соблюдении следующих обязательных условий:

а). Есть знак 6.4 «Парковка»;

б). Есть одна из табличек 8.6.4 – 8.6.9;

в). Есть «косая» разметка.

Если разметка прямая…

… или разметки вообще нет, тогда стоянка под углом к краю проезжей части это нарушение Правил.

В обоих последних случаях машину могут эвакуировать!

Но и это ещё не всё. Правила пошли на ещё одно исключение из общих принципов. Причём исключение кардинальное – разрешили стоянку на тротуаре!

Правила. Раздел 12. Пункт 12.2, четвёртый абзац. Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4 с одной из табличек 8.4.7, 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6 – 8.6.9.

Вот они эти таблички:

Табличка 8.4.7 называется «Вид транспортного средства» , то есть стоянка разрешена только велосипедам.

Остальные шесть табличек называются «Способ постановки транспортного средства на стоянку».

Как это нужно понимать? Правила сделали исключение – разрешили стоять полностью или частично на тротуаре.

Но одновременно ввели жёсткие ограничения. Во-первых, показали (на примере легкового автомобиля) как следует ставить транспортные средства на стоянку. Только так и никак иначе!

А, во-вторых, разрешили так стоять не всем подряд, а только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам.

И об этом мы уже говорили в теме 3.8 «Знаки дополнительной информации (таблички)». Подавляющее большинство требований Правил одинаково распространяется на всех представителей категории «В», как на легковые автомобили, так и на малые и средние грузовики (не более 3,5 т).

Но только не стоянка на тротуаре!

Ни один грузовой автомобиль, ни с какой разрешённой максимальной массой,

ни одним колесом, ни под какими знаками

не имеет права стоять на тротуаре!

И об этом надо помнить и в жизни, и на экзамене:

До сих пор речь шла только про стоянку . А что про остановку ? Неужели, чтобы высадить пассажира, надо обязательно громоздиться на тротуар?

Нет, ничего подобного! Правила про остановку в зоне действия табличек «Способ постановки транспортного средства на стоянку» вообще ничего не сказали. А что не запрещено, то разрешено! То есть в зоне действия любой из этих табличек останавливаться можно на краю проезжей части (соблюдая общий принцип), и останавливаться может кто угодно.

Об этом на экзамене тоже спрашивают, правда, только всего один раз:

Вот, собственно, и всё про общие принципы и исключения из них. Хотя виноват, остался ещё один общий принцип:

Правила. Раздел 12. Пункт 12.3. Стоянка с целью длительного отдыха, ночлега и тому подобное вне населённого пункта разрешается только на предусмотренных для этого площадках или за пределами дороги.

Правила не дали никакого ориентира, какой отдых считать ДЛИТЕЛЬНЫМ. Но по большому счёту это и не требуется. Здравый смысл подсказывает любому водителю – перекусить можно и на обочине, сидя в машине. Но если собрались всерьёз «накрыть поляну» и поваляться на травке, тогда машину, конечно же, надо убрать за пределы дороги. А если собрались поспать (неважно сколько), тогда в ваших же интересах остановиться на специально предусмотренной для этого площадке.

Теперь о том, где остановка запрещена.

Прежде всего, остановка может быть запрещена знаками или разметкой.

Напоминаю вам, что вот такая жёлтая сплошная линия, проведённая по краю проезжей части (или прямо по бордюру), на всём своём протяжении запрещает остановку транспортных средств.

Здесь остановка запрещена от знака и до ближайшего перекрёстка.

Надеюсь, вы ещё не забыли – знак действует только на ту сторону дороги, на которой он установлен.

Помимо этого Правила содержат целый перечень мест, где остановка запрещена Правилами.

Просто запрещена (без всяких знаков или разметки).

1. Правила. Раздел 12. Пункт 12.4. Остановка запрещается на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них , если это создаст помехи движению трамваев.

В данной ситуации водитель остановился не на трамвайных путях, но настолько близко от них, что точно создаёт помехи движению трамваев.

И, следовательно, остановка в этом месте запрещена!

В данной ситуации у водителя есть все основания полагать, что он не создаёт помех движению трамваев.

И, следовательно, так останавливаться разрешено.

2. Правила. Раздел 12. Пункт 12.4. Остановка запрещается на железнодорожных переездах и в тоннелях.

Не думаю, что у кого-то из вас возникнет желание припарковаться в тоннеле или, тем более, на железнодорожном переезде. Так что оставим это положение Правил без комментария.

3. Правила. Раздел 12. Пункт 12.4. Остановка запрещается на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трёх полос) и под ними.

Вы уже знаете, что на всех мостах, эстакадах, путепроводах и под ними категорически запрещены разворот, движение задним ходом и обгон. Что же касается остановки, то здесь Правила сделали уточнение:

– если мост, эстакада, путепровод узкие (в данном направлении одна или две полосы), остановка запрещена;

– если мост, эстакада, путепровод широкие (в данном направлении три или более полос), остановка разрешена.

И это надо знать – и в жизни пригодится, и на экзамене потребуется:

4. Правила. Раздел 12. Пункт 12.4. Остановка запрещается на пешеходных переходах и ближе 5 метров перед ними.

Автомобиль, даже легковой, остановившись таким образом, закрывает обзор пешеходного перехода. А это, как вы понимаете, небезопасно.

А вот это совсем другое дело – сейчас у водителей есть возможность своевременно увидеть пешехода на проезжей части.

Обратите внимание! – автомобиль, стоящий сразу за переходом, никоим образом не мешает контролировать ситуацию. Поэтому Правила и содержат такое требование:

Остановка запрещена на самом пешеходном переходе и ближе 5 метров до него !

Непосредственно после пешеходного перехода остановка не запрещена!

А теперь давайте вспомним, что на двухполосной дороге можно парковаться на любой стороне. И кто из них сейчас стоит до , а кто после пешеходного перехода?

Тому, кто припарковался на левой стороне, кажется, что он стоит после пешеходного перехода. Но так совсем не кажется водителю встречного автомобиля – обзор пешеходного перехода закрыт! И ситуация назревает крайне опасная.

С точки зрения Правил, сейчас оба белых автомобиля стоят перед пешеходным переходом (и 5-ти метров нет!) и, следовательно, оба стоят с нарушением.

А вот сейчас оба стоят после пешеходного перехода, и потому Правила не нарушают.

И обратите внимание – как хорошо виден пешеходный переход водителям обоих направлений!

Остаётся только напомнить вам, что на дорогах с односторонним движением тоже разрешается парковаться на любой стороне.

Понятно, что сейчас все двигаются только в данном направлении, и, следовательно, вот так парковаться нельзя.

Уж если останавливаться перед пешеходным переходом, то не ближе 5-ти метров.

А вот так можно. Причём можно сразу после пешеходного перехода.

На эту тему в сборнике ГИБДД имеется пара задачек. Я надеюсь, что, вооружившись полученными знаниями, вы не наделаете здесь ошибок. Хотя задачки, прямо скажем, не из простых:

5. Правила. Раздел 12. Пункт 12.4. Остановка запрещается в местах, где расстояние между сплошной линией разметки и остановившимся транспортным средством менее 3 метров.

Правила справедливо считают, что если расстояниеL меньше 3-х метров, то остановившееся транспортное средство заблокирует движение.

В данной ситуации, чтобы объехать препятствие, придётся выезжать на встречку в нарушение Правил, пересекая сплошную линию разметки!

Если осевая линия прерывистая, то заботиться о 3-х метрах нет необходимости. В данном случае водители объедут препятствие без всяких проблем.

Так что стойте спокойно, вы ничего не нарушаете.

И сейчас можете спокойно останавливаться и стоять. Такая разметка тоже позволяет водителям объехать вас без нарушения.

А вот теперь слева от вас сплошная линия, и трёх метров до неё явно нет. Так что остановка в этом месте запрещена!

И никакого знака, запрещающего остановку, в данной ситуации не требуется. Остановка в данном месте запрещена Правилами, а именно пунктом 12.4.

И об этом на экзамене спрашивают.

Правда, спрашивают не про остановку, а про стоянку. Ну, что же, включайте элементарную логику:

– если слева сплошная линия и до неё нет трёх метров, запрещена и остановка, и, тем более, стоянка;

– если слева прерывистая линия, тогда здесь ничего не запрещено.


Нарушил ли водитель грузового автомобиля правила стоянки?

1. Нарушил.

2. Нарушил, если разрешённая максимальная масса автомобиля более 2,5т.

3. Не нарушил.

Комментарий к задаче

Совершенно неважно, какая у него разрешённая максимальная масса. Ни один грузовой автомобиль, ни с какой разрешённой максимальной массой, ни одним колесом не должен стоять на тротуаре.

Но сейчас даже не это главное. На данном участке дороги остановка запрещена вообще всем транспортным средствам. На проезжей части остановка запрещена потому, что не будет 3-х метров до сплошной, а на тротуаре даже велосипед можно ставить только при наличии разрешающего знака.


Кто из водителей нарушил правила стоянки?

1. Оба.

2. Только водитель автомобиля.

3. Только водитель мотоцикла.

4. Никто не нарушил.

Комментарий к задаче

Нарушил только водитель автомобиля – стоянка на краю тротуара может быть разрешена соответствующими знаками, но здесь их нет.

И, главное, не было никакой необходимости лезть на тротуар, мог бы спокойно остановиться и стоять на краю проезжей части. Осевая линия не сплошная линия, а комбинированная.

Такая разметка позволяет объехать его без всякого нарушения.

6. Правила. Раздел 12. Пункт 12.4. Остановка запрещается на пересечении проезжих частей и ближе 5 метров от края пересекаемой проезжей части.

Речь идёт вот об этих углах на перекрёстках. Правила вполне закономерно требуют, чтобы водители, паркуясь, оставляли свободными эти пятиметровые зоны.

Обращаю ваше внимание! – в Правилах не сказано, что остановка запрещается на перекрёстке . В Правилах сказано, что остановка запрещается и ближе 5 метров от края пересекаемой проезжей части.

И это принципиально важно! И вот почему:


В каком месте Вам следует поставить автомобиль на стоянку с правой стороны дороги?

1. Непосредственно перед пересечением проезжих частей.

2. Непосредственно после пересечения проезжих частей.

3. Не ближе 5-ти метров от края пересекаемой проезжей части.

Комментарий к задаче

Выезд из двора по Правилам не считается перекрёстком. Но нигде в Правилах не сказано, что это не пересечение проезжих частей.

А раз это пересечение проезжих частей, тогда паркуясь, необходимо выполнять требование пункта 12.4 Правил, а именно:

Остановка запрещается на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части.


Разрешается ли Вам остановиться в указанном месте?

1. Разрешается.

2. Разрешается, если автомобиль будет находиться не ближе 5-ти метров от края пересекаемой проезжей части.

3. Запрещается.

Комментарий к задаче

И ещё раз обращаю ваше внимание! – в пункте 12.4 не сказано, что остановка запрещается на перекрёстках .

Сказано, что остановка запрещается на пересечении проезжих частей и ближе 5 метров от края пересекаемой проезжей части.

Так что, если на экзамене вам попадётся эта задачка, имейте в виду – на перекрёстке с круговым движением парковаться можно (Правила не запрещают), надо только отъехать от края пересекаемой проезжей части на 5 м.


В каком случае водителю разрешается поставить автомобиль на стоянку в указанном месте?

1. Только если расстояние до сплошной линии разметки не менее 3-х метров.

2. Только если расстояние до края пересекаемой проезжей части не менее 5-ти метров.

3. При соблюдении обоих перечисленных условий.

Комментарий к задаче

Автомобиль стоит после пешеходного перехода, и если от края пересекаемой проезжей части есть 5 метров и есть 3 метра до сплошной осевой линии, тогда он выполнил все требования Правил.

То, что остановка запрещена на пересечении проезжих частей , понятно и без всяких Правил.

Никому и в голову не придёт припарковаться подобным образом на четырехстороннем перекрёстке.

А если перекрёсток трёхсторонний, тогда возникает вопрос – можно ли парковаться напротив бокового проезда на трёхсторонних перекрёстках?

Правила ответили на этот вопрос следующим образом:

Правила. Раздел 12. Пункт 12.4. Остановка запрещается на пересечении проезжих частей и ближе 5 метров от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трёхсторонних пересечений (перекрёстков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу.

Попробуем разобраться – что хотели нам сообщить Правила.

Если есть разделительная полоса, тогда с позиции безопасности абсолютно всё равно, стоят ли автомобили до перекрёстка, после перекрёстка или на перекрёстке.

В этом случае Правила разрешили остановку и даже стоянку напротив бокового проезда.

Но при условии, что до разделительной полосы есть 3 метра!

Если 3-х метров нет, тогда остановка здесь вообще запрещена – и до перекрёстка, и после, и на самом перекрёстке.

Точно так же и при наличии сплошной линии разметки Правила, руководствуясь теми же соображениями, разрешили парковаться на трёхсторонних перекрёстках напротив бокового проезда.

И точно так же в этом случае необходимо помнить о «трёх метрах». Если между остановившимся транспортным средством и сплошной линией нет 3-х метров, тогда остановка здесь запрещена.

Во всех остальных случаях остановка напротив бокового проезда запрещена!

А какие могут быть остальные случаи?

Если на перекрёстке разделительная полоса терпит разрыв, тогда это полноценное пересечение проезжих частей!

В таком случае вся зона, ограниченная на рисунке жёлтыми линиями, должна быть свободна от припаркованных транспортных средств.

То же самое, если на перекрёстке сплошная линия терпит разрыв.

То же самое, если разметка прерывистая.

То же самое, если разметка комбинированная (причём, неважно, с какой стороны нанесена прерывистая).

Во всех этих случаях вступает в действие закономерное требование Правил:

Остановка запрещается на пересечении проезжих частей и ближе 5-ти метров от края пересекаемой проезжей части!

И вот уж об этом требовании Правил на экзамене спросят обязательно:


Разрешается ли водителям транспортных средств остановка в указанных местах?

1. Разрешается.

2. Разрешается только мотоциклисту.

3. Запрещается.