Машинист бульдозера описание. Плюсы и минусы работы машинистом бульдозера. Что должен знать машинист бульдозера

Бульдозерист — машинист бульдозера, гусеничного трактора с отвалом.


Заработная плата

20.000–40.000 руб. (rabota.yandex.ru)

Место работы

Бульдозеристы работают на строительных объектах: сооружениях, железных дорогах, автомобильных магистралях, дамбах и других.

Обязанности

Бульдозерист управляет машиной на стройке по заранее подготовленным планам и чертежам. Чаще всего работа заключается в срезании грунта, его перемещении, разравнивании площадки, засыпке траншей или сгребании снега.

В свободное от строительных работ время бульдозерист занимается обслуживанием техники: проверкой технического состояния, обеспечением ремонта, монтажом или демонтажем навесного оборудования.

Важные качества

В профессии важны такие качества, как: выносливость, самодисциплина, ответственность, аккуратность, выносливость, хорошее зрение, крепкое здоровье, отсутствие проблем с моторикой рук и ног.

Отзывы о профессии

«Не трудно догадаться, что машинист бульдозера должен быть отменными водителем. Если работы ведутся на строительной площадке, пригодятся знания геометрии и черчения, навыки в определении видов грунтов и их свойств».

Редактор портала work-place.net.

Стереотипы, юмор

Профессия считается традиционно мужской, поскольку работа требует физической нагрузки, а также частого нахождения в неблагоприятных условиях: при шуме, тряске, в дождь и холод.

Обучение

Для работы на бульдозере требуется получить профессиональное образование в области строительства, а также окончить курсы управления бульдозером. Допуск к управлению машиной осуществляется исходя из имеющейся категории. Чтобы стать машинистом бульдозера мощностью до 60 лошадиных сил, требуется 4 разряд, мощностью от 60 до 100 лошадиных сил — 5 разряд, и для мощности свыше 100 лошадиных сил — 6 разряд.

Характеристика работ . Управление бульдозером с мощностью двигателя до 44,2 кВт (60 л.с.). Перемещение горной массы, грунта, топлива, сырья и других материалов. Выполнение планировочных работ в карьере, на отвалах, складах. Зачистка пласта, бровки. Разравнивание породы, грунта. Профилирование и подчистка откаточных путей. Производство вскрышных работ. Передвижка железнодорожных путей. Подтягивание горной массы в забое к экскаваторам. Выравнивание подошвы забоя, крутых откосов, уступов. Погрузка, разгрузка и перемещение грузов. Распашка отвалов, снегоочистка и очистка территории. Рыхление грунта. Выполнение штабелировочных работ. Осмотр и заправка бульдозеров горючими и смазочными материалами. Смазка трущихся деталей. Выполнение профилактического ремонта и участие в других видах ремонта. Составление ведомости на ремонт бульдозера.

Должен знать: устройство, технические характеристики обслуживаемого оборудования, двигателей, приспособлений, системы управления; правила эксплуатации бульдозера; виды горных работ, выполняемых на бульдозере; марки и нормы расхода горючих и смазочных материалов; основные сведения о производстве открытых горных и дорожных работ; свойства горных пород; условия и возможности разработки горных пород и допустимые углы спуска и подъема бульдозера; правила составления ведомости на ремонт обслуживаемого оборудования; системы смазки, питания и охлаждения двигателей внутреннего сгорания.

При управлении бульдозером с двигателем мощностью свыше 44,2 до 73,6 кВт (60 до 100 л.с.) - 4-й разряд;

при управлении бульдозером с двигателем мощностью свыше 73,6 до 147,2 кВт (100 до 200 л.с.); при управлении бульдозером с двигателем мощностью до 147,2 кВт (200 л.с.) при производстве вскрышных работ на рассыпных месторождениях - 5-й разряд;

при управлении бульдозером с двигателем мощностью свыше 147,2 до 279,7 кВт (200 л.с. до 380 л.с.) - 6-й разряд;

при управлении бульдозером с двигателем мощностью свыше 279,7 до 366,0 кВт (380 л.с. до 500 л.с.) - 7-й разряд;

при управлении бульдозером с двигателем мощностью свыше 366,0 кВт (свыше 500 л.с.) - 8-й разряд.

Примечание. Работы по разработке, перемещению и планировке грунтов при устройстве выемок и насыпей резервов, кавальеров и банкетов при строительстве автомобильных и железных дорог, оросительных и судоходных каналов, плотин, оградительных земляных дамб, котлованов под здания и сооружения, опор линий электропередачи и контактной сети, траншей для подземных коммуникаций, водоотливных кюветов, нагорных и забанкетных канав, проходке горных выработок подземным способом и других аналогичных по сложности сооружений тарифицируются по ЕТКС, выпуск 3, раздел "Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы".

«В машинисты я б пошел, пусть меня научат» - фраза из далекого СССР. Сегодня на улице не встретишь подростка, мечтающего об этой сложной, трудоемкой и, увы, далеко не всегда хорошо оплачиваемой работе: работе машинистом бульдозера.

Данная профессия предусматривает неразрывный контакт человека и техники, их постоянное взаимодействие через элементы управления. Чего-чего, а элементов управления в современном бульдозере предостаточно. Благодаря техническому прогрессу по количеству разных электронных приспособлений, современные бульдозеры все больше напоминают космический шаттл, нежели землеройный агрегат.

Несмотря на стремление производителей максимально облегчить труд бульдозеристов, спектр, выполняемых ими действий по-прежнему очень широк:

  • управление гусеничными и колесными тракторами, отвалом, а также иным рабочим оборудованием, например, почворыхлителем
  • технический осмотр, обслуживание и ремонт вверенных им агрегатов
  • навеска и демонтирование бульдозерного оборудования
  • разработка грунтов: срез, перемещение, выравнивание, засыпание грунтов разных категорий, а также выполнение сопутствующие операции
  • по совместительству осуществление деятельности слесарей-ремонтников третьего разряда

Требования к кандидатам на вакансию машиниста

Кто же подходит для работы машинист бульдозера? Безусловно, это должен быть физически крепкий, выносливый человек, обладающий отменным здоровьем, техническим складом ума и отличной визуальной памятью. Традиционно эту специальность осваивают мужчины, так как большинство женщин попросту слабее и соответственно менее приспособлены к условиям труда бульдозеристов. Ведь это и работа в ночную смену, и нахождение в сидячем положении на протяжении нескольких часов, и однообразие манипуляций, и высокий уровень шума, вибрации, пыли, и необходимость разбираться в устройстве техники, осуществлять замену деталей, оборудования и пр.

Если опираться на требования должностной инструкции машиниста бульдозера, идеальный кандидат должен обладать следующими знаниями:

  • Знание технических характеристик, принципа работы и внутреннего устройства тракторов-бульдозеров разных классов
  • Знания об устройстве трансмиссий, их режимах работы
  • Знания о конструкции навесного рабочего оборудования разных видов
  • Умение различать типы, категории грунтов и знание ключевых особенностей работы на них
  • Знание типов грунтовых сооружений (насыпи, каналы и пр.)
  • Знание основ охраны труда, техники безопасности эксплуатации тракторов-бульдозеров
  • Умение читать и понимать схемы, чертежи конструкторских особенностей бульдозеров
  • Умение планировать порядок осуществления разного вида работ в зависимости от поставленных целей

По современным меркам данная профессия одна из самых либеральных по требованиям, предъявляемым к уровню образования. Для нормальной деятельности машинисту бульдозера достаточно: начального профессионального образования (профтехучилище или лицей), удостоверения тракториста-машиниста и разряда-допуска к бульдозерам определенной мощности.

Однако, притом, что бульдозерист может не обладать несколькими дипломами, здоровье у него должно быть как у космонавта. К работе на бульдозерах не допускаются люди с:

  • заболеваниями сердца и сосудов
  • близорукостью и/или дальнозоркостью
  • заболеваниями сетчатки глаза, восприятием цвета
  • плохим слухом
  • нарушениями в работе вестибулярного и/или опорно-двигательного аппарата
  • аллергией или астмой

Насколько востребована профессия?

Легко ли найти работу машиниста? Еще лет 10-15 назад этот вопрос даже не стоял. Работы было много, и оплачивалась она не хуже, а порой и на порядок выше любой другой. Даже 5 лет тому назад положение вещей было значительно лучше, чем сейчас, в начале второго десятилетия XXI века.

Вот уже несколько лет российское правительство со всех медийных площадок трубит о том, что стране нужны люди рабочих специальностей, что рынок перенасыщен экономистами, юристами и рекламщиками. Однако убедить им в этом удалось пока только самих себя. Работодатели остаются глухи и слепы ко всем правительственным увещеваниям.

Спрос не только не превышает предложение, по большей части он вообще отсутствует. Конечно, речь идет о таком спросе и о таких организациях, которые действительно оформляют сотрудников по ТК, соблюдают технику безопасности и (что, пожалуй, важнее всего) полностью выплачивают обещанную зарплату. Тех же, кто меняет по 50 человек за сезон и платит в лучшем случае 30% заработанного, много, катастрофически много. Другая крайность: официальное трудоустройство и копеечная зарплата, абсолютно не соответствующая реальным трудозатратам. Вот и получается, что потребность в рабочих кадрах вроде как есть, а адекватных условий для их труда - нет.

Давайте посмотрим, какие вакансии «машинист бульдозера» предлагает Рунет. Примерно половина объявлений - это работа вахтовым методом в крупных строительных, энергетических или промышленных компаниях. Другая половина - предложения от мелких региональных работодателей.

Что же предлагают региональные организации? Средняя заработная плата варьируется в пределахот 10 000 руб. до 30 000 руб. в зависимости от региона. Трудоустройство полностью официальное, с медицинской страховкой, больничным и отпуском согласно Трудовому Кодексу РФ. Работа осуществляется посменно. Серьезность подхода мелких организаций подтверждают и не менее серьезные требования к соискателю: наличие профессионального образования, опыта работы от 1 до 3 лет, а также всех необходимых корочек и документов, включая справку о состоянии здоровья соответствующей формы.

На контрасте с этими «неказистыми» объявлениями, предложения о работе вахтой машинистам бульдозера кажутся «райским искушением». Здесь и высокие зарплаты (от 50 000 руб. до 80 000 руб. в месяц), и устройство по ТК РФ, и комфортабельные общежития, и оплачиваемое питание, и униформа…

Правда, как водится, где-то по середине. С одной стороны вахта машинисту очень удобна и с точки зрения графика работы, и с точки зрения высокой оплаты труда. С другой стороны: большая половина объявлений о вахте - фальсификация и обман чистой воды.

Дабы не быть обманутыми, нужно соблюдать простые правила: внимательно читать то, что подписываете, изучать отзывы о компании, в которую устраиваетесь, ни при каких обстоятельствах не отдавать паспорт и требовать копию трудового договора ДО начала работ.

Наверное, лет через 10 государство достучится до работодателей, и условия труда машинистов бульдозера будут соответствовать сложности и трудоемкости работы. И тогда какой-нибудь подросток обязательно скажет: «В машинисты я б пошел, пусть меня научат».

Описание:

Машинист — лицо, основным видом профессиональной деятельности которого является управление различного рода машинами. Соответственно, термин машинист всегда уточняется типом машин.

Машинист бульдозера - это человек сложной, в тоже время интересной и очень многоликой профессии. Официально идея создания землеройных машин принадлежит Леонардо да Винчи, который в начале 16 века предложил схемы экскаваторов-драглайнов. Несколько лет спустя Леонардо руководил прокладкой каналов в засушливой Миланской долине. На земляных работах он применил землечерпалку собственной конструкции.

В начале 20 века, с развитием электроэнергетической отрасли семимильными шагами развивались и конструкции. История рождения первого «настоящего» бульдозера начинается с 1921 года, когда американскими инженерами был создан трактор с навесным бульдозерным оборудованием.

В России идея создания первого бульдозера могла родиться только у человека не понаслышке знакомого с тяжелым крестьянским трудом. Им оказался простой русский крестьянин Ф.А. Блинов. Первый его проект был мало похож на современные модели, скорее он напоминал железнодорожный вагон на гусеничном ходу. Поворот осуществлялся за счет пары запряженных лошадей, которые сдвигали поворотное дышло. Как бы то ни было, те принципы гусеничного движения, которые воплотил тогда Блинов на практике, используются до сих пор современными конструкторами.

Современные бульдозеры находят применение при выполнении работ по разработке грунта при устройстве выемок и насыпей, при строительстве автомобильных, железных дорог, оросительных и судоходных каналов, плотин, оградительных земляных дамб, котлованов под здания и сооружения опор линий электропередач, траншей для подземных коммуникаций, водоотводных кюветов. Профессия бульдозериста одна из самых востребованных и хорошо оплачиваемых профессий на современном рынке труда.

Обязанности:

В обязанности машиниста бульдозера входит:

Подготовка двигателя к запуску и сам запуск;

Осмотр спец.техники перед началом работ, перед выездом на работы;

Управление бульдозером при перемещении горной массы, грунта, топлива, сырья и других материалов;

Техническое обслуживание машины, несложный ремонт, учитывает объем произведенной работы, расход горюче-смазочных материалов;

Составление ведомости на ремонт бульдозера.

Квалифицированный специалист, машинист бульдозера, должен уметь выполнять срезание, перемещение, разравнивание отсыпного грунта, планировку площадки, засыпку траншей, сгребание снега и другие работы. Машинист бульдозера может работать со смешанным рабочим оборудованием - грабителем для очистки лесосек, древовалом

Требования:

Бульдозерист обязан знать

устройство, технические характеристики и принципы действия обслуживаемого оборудования, его двигателей, приспособлений, а также систему управления им;

установленную сигнализацию при работе и движении;

предполагают перечень последовательных операций, которые должен совершать этот работник, управляя бульдозером. Кроме этого, в списке обязанностей может содержаться указание на иные обязательства перед работодателем, которые необходимо выполнять, так как они относятся к трудовой функции рабочего. В статье вопрос обязанностей будет рассмотрен более подробно.

Профессия машиниста бульдозера

В Едином тарифно-квалификационном справочнике (ЕТКС), который утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ «Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 3, раздел "Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы"» от 06.04.2007 № 243, установлено, что профессия машиниста бульдозера предполагает труд на бульдозерах с различными по мощности двигателями (от 60 л. с. до 380 л. с.). В зависимости от того, какой разряд имеет машинист (4-й, 5-й, 6-й, 7-й, 8-й), он допускается к управлению машиной с определенной мощностью. Предполагается, что обладатель более высокого разряда должен иметь навыки машиниста нижестоящего разряда, но работодатель не может самостоятельно пересаживать работника на бульдозер с большей мощностью без наличия у того специального разрешения в виде корочек о получении разряда.

Должностные обязанности для машиниста бульдозера

Обязанности сотрудника прописываются в должностной инструкции, с которой работник должен быть ознакомлен при трудоустройстве. В зависимости от специфики работы круг обязанностей может быть расширен. Мы перечислим основные:

  • перенос грунта, топлива, горной массы, сырья и т. д.;
  • зачистка пласта или бровки;
  • выполнение работ в карьере, на отвале или складе;
  • разравнивание грунта;
  • перемещение железнодорожного пути;
  • осуществление вскрышных работ;
  • подчистка и профилирование откатных путей;
  • выравнивание уступов, порогов;
  • поднос горной массы к экскаваторам;
  • работа с грузами;
  • рыхление грунта;
  • очистка территории;
  • осмотр бульдозера перед работой, заправка его ГСМ;
  • проведение ремонтных работ при необходимости с вверенным бульдозером;
  • ведение необходимой документации и т. д.

Как правило, должностная инструкция для машиниста бульдозера составляется с указанием имеющегося у него разряда; именно поэтому в начале раздела о должностных обязанностях желательно указать, каким транспортом будет управлять работник. Например, машинисту бульдозера 4-го разряда вменяется выполнение работ бульдозерами с двигателями мощностью до 73,6 кВт (до 100 л. с.).

Техника безопасности

Несмотря на то что в данной статье речь идет о должностных обязанностях машиниста бульдозера, несколько слов следует сказать о технике безопасности при выполнении сотрудником работы. Желательно выделить это в отдельный раздел в должностной инструкции машиниста. Перечислим основные моменты, на которые стоит обратить внимание:

Не знаете свои права?

  • перед началом рабочего дня необходимо пройти медицинскую проверку и получить путевой лист, осмотреть технику на наличие неисправностей, проверить наличие/отсутствие средств пожаротушения;
  • заправка производится только в светлое время суток;
  • после заправки необходимо вытереть все пролитые материалы;
  • перед запуском мотора следует вхолостую проверить исправность механизмов;
  • при обнаружении неисправностей нужно занести их в дежурный журнал и т. д.

Помимо этого можно указать последовательность выполнения действий при движении бульдозера. Например, пуск с уклонов следует производить только на первой передаче и т. д. После того как работа будет закончена, машинист должен сдать бульдозер проверяющему и получить соответствующую отметку в путевом листе.

Чем подробнее работодатель опишет технику безопасности, тем яснее машинисту бульдозера будут его обязанности и порядок действий при том или ином рабочем моменте.

Внесение изменений в перечень должностных обязанностей

Рано или поздно у работодателя может возникнуть необходимость в корректировке должностных обязанностей машиниста бульдозера. В связи с этим потребуется внести соответствующие изменения в текст должностной инструкции.

Для начала нужно уточнить, является ли инструкция частью трудового договора (приложением к нему) или утверждается отдельным документом. В первом случае все изменения вносятся путем составления дополнительного соглашения к трудовому договору. Во втором — работодатель самостоятельно определяет порядок внесения корректировок.

Более подробно рассмотрим вариант принятия инструкции в виде отдельного документа, так как эта ситуация на практике встречается чаще. Алгоритм действий следующий:

  1. Сотрудником отдела кадров или лицом, ответственным за охрану труда в компании, подготавливается проект изменений в документ.
  2. Проект утверждается руководителем организации.
  3. Изменения передаются для ознакомления машинисту бульдозера. Далее может быть выбран один из следующих вариантов: работник соглашается с изменениями и подписывает их или отказывается от подписи. В последнем случае работодателю необходимо составить акт об отказе от подписи и направить машинисту текст изменений по почте заказным письмом с описью. После этого работник уже не сможет утверждать, что текст изменений он не видел.

ДЛЯ СПРАВКИ! Если речь идет об изменении трудовой функции машиниста бульдозера, то известить работника о предполагаемых новшествах работодатель должен не позднее чем за 2 месяца.

Таким образом, на практике изменение обязанностей, которые не связывают с корректировкой трудовой функции, работодатель осуществляет в одностороннем порядке, знакомя работника с текстом изменений. Однако при несогласии служащего с новой редакцией должностных обязанностей он может оспорить действия работодателя в трудовой инспекции или в суде.