Обслуживаем Skoda Rapid: чешский салат. Автомасла и все, что нужно знать о моторных маслах Проверяем состояние моторного масла

Лифтбек Rapid набирает популярность и вот-вот выйдет на первое место по продажам среди сородичей, обогнав нынешнего лидера - Октавию. Чтобы сделать автомобиль привлекательным и внешне, и по начинке, и по цене, разработчики сделали беспроигрышный ход - позаимствовали многие решения у других автомобилей концерна Volkswagen: платформу у Поло Седана , часть узлов у Фабии, внешность у Октавии.

Мы же проверим, как у такого «гибрида» обстоят дела с обслуживанием. Напомним, что ремонтопригодность мы оцениваем в баллах, которые соответствуют суммарным нормочасам (по официальной сетке), затраченным на проведение определенных операций.

ЗАМЕНА СВЕЧЕЙ И МАСЛЯННОГО ФИЛЬТРА: ТРОЕ ИЗ ЛАРЦА

Rapid для российского рынка доступен с тремя бензиновыми двигателями - это атмосферники 1.2 и 1.6 и турбомотор 1.4. Они хорошо известны по другим моделям концерна. Все - с цепным приводом ГРМ, который не требует обслуживания.

Младший мотор - трехцилиндровый 1.2 - встречается преимущественно на Фабиях предыдущего поколения . Ремень навесного оборудования рассчитан на весь срок службы двигателя, но обычно выхаживает 100 000–150 000 км. Его автоматический ролик-натяжитель расположен рядом с генератором и имеет стопор для фиксации в ослабленном положении. Но пользоваться им для более простой замены ремня крайне неудобно, лучше вовсе про него забыть. Для ослабления натяжителя служит торкс «на 50» под черной пластиковой крышкой ролика. Ремень проще менять сверху, но не забудьте зарисовать или сфотографировать, как он стоял. Удивительно, но его запросто можно поставить неправильно.

Индивидуальные катушки зажигания спрятаны под декоративной пластиковой крышкой с четырьмя защелками. Как и на большинстве современных бензиновых моторов концерна Volkswagen, они сидят в свечных колодцах внатяг. Для снятия катушек нужен специальный съемник или его самодельный аналог, иначе велик риск их повредить. Еще одно неудобство: разъемы на них стоят вверх ногами. Для неопытного человека снять коннекторы, не видя типа фиксатора, проблематично. А вынуть катушки вместе с ними из колодцев невозможно. Для свечей нужна головка «на 16». Замена по регламенту - через каждые 60 000 км.

Корпус воздушного фильтра расположен за АКБ, слева. Верхняя крышка закреплена четырьмя саморезами. Интервал замены элемента - 30 000 км.

Средний брат - четырехцилиндровый 1,6‑литровый двигатель хорошо знаком по Поло Седану. У него ролик-натяжитель навесного ремня расположен удобнее, чем у мотора 1.2. Ослабляем его ключом «на 17» против часовой стрелки и ставим любой подходящий стопор в специальное отверстие, когда оно выйдет за прилив на блоке. Делать это, как и менять сам ремень, проще всего снизу.

Алгоритм замены свечи такой же, как на моторе 1.2. Отличие лишь в креплении декоративной крышки катушек: две защелки спереди и две направляющие сзади.

Корпус воздушного фильтра расположен за мотором. Верхняя крышка закреплена пятью саморезами. Для большего удобства при замене фильтра снимите шланг вентиляции с клапанной крышки. Он просто надет на штуцер.

Наддувный двигатель 1.4 имеет такой же привод навесного оборудования, как и мотор 1.6. А вот замена свечей оказалась сложнее. Крышка закреплена четырьмя торксами «на 30», доступ к катушке четвертого цилиндра сильно ограничен. Как минимум нужно демонтировать проходящую прямо над ней трубку вентиляции. Дальше всё зависит от ловкости рук - снять разъем с катушки мешает патрубок от турбины до дроссельного узла. Если коннектор не поддается, его придется устранить, открутив на турбине два торкса «на 30», а на дросселе отжав пару больших защелок. С патрубка нужно снять все шланги и магистрали, а также разъем датчика расхода воздуха. При обратной сборке важно смазать уплотнительное резиновое кольцо на турбине, иначе его можно порвать. Корпус воздушного фильтра расположен слева. Верхнюю крышку крепят шесть торксов «на 20».

Двигатель не влияет на компоновку подкапотного пространства. У всех моторов одинаково неудобная заливная горловина для масла. Она с внутренними порогами, поэтому смазку нужно заливать очень медленно, чтобы не переливалась через край.

Масляный фильтр у всех агрегатов расположен спереди, над генератором. При замене фильтра подложите тряпку, чтобы не испачкать маслом расположенные под ним узлы. У двигателя 1.2 - фильтр картриджного типа, со сменным внутренним элементом. Его пластиковый корпус вывертываем головкой «на 36». У других агрегатов фильтры цельные. Для них используем съемники или подручные инструменты.

Сливная пробка для антифриза не предусмотрена. Жидкость рассчитана на весь срок службы моторов. В случае вынужденного слива придется снимать нижний патрубок радиатора.

На выбор российским покупателям предлагаются три коробки передач: пятиступенчатая механика, шестиступенчатый автомат и семиступенчатый робот DSG. Замена масла регламентирована только для автомата - через каждые 60 000 км. В других агрегатах оно залито на весь срок службы. Но никто не застрахован от ремонта, который подразумевает слив масла.

Механическая коробка дружит с моторами 1.2 и 1.6. Инженеры все же позаботились о простоте замены масла : есть привычные заливная и сливная пробки. Заливное отверстие по совместительству еще и контрольное. Нормальный уровень масла - по его кромку.

Гидромеханический автомат доступен только для двигателя 1.6. Он установлен на многих моделях концерна, а наиболее распространен на Поло Седане. Сливное отверстие является и контрольным, и заливным. В него вкручена мерная трубка под шестигранник «на 5». Высота трубки соответствует нормальному уровню масла в прогретой до 35–40 градусов коробке и работающем моторе. Для слива смазки полностью вывертываем трубку, затем устанавливаем ее на место и заливаем масло.

В сервисе для этого используют специальные емкости и шланги, но можно обойтись и обычным шприцом для коробок. Нужно только сделать для шланга наконечник под отверстие с трубкой. Справедливости ради отмечу, что такая неудобная схема применяется и другими производителями.

Коробка DSG идет в паре только с турбодвигателем 1.4. Заменить в ней масло намного проще, чем в гидромеханическом автомате: есть обычная сливная пробка снизу, а заливают масло (в объеме 1,9 л) через сапун сверху.

Для замены любых техжидкостей надо снимать пластиковую защиту картера, не имеющую технологических отверстий. Она закреплена девятью торксами «на 25». Не перетягивайте их, иначе сорвете резьбу в закладных элементах.

ЗАМЕНА АКБ, ФИЛЬТРОВ И ТОРМОЗНОЙ ЖИДКОСТИ: ВСЕ, ЧТО КРОМЕ

Замена АКБ не составит большого труда. Пластина с силовыми предохранителями закреплена на плюсовой клемме и корпусе батареи двумя большими защелками. Отстегиваем ее от АКБ и снимаем вместе с ослабленной клеммой. Сама батарея закреплена спереди металлической пластиной с болтом «на 13».

Механизм регулировки стояночного тормоза перешел от Фабии. Доступ к нему зависит от комплектации машины. На машинах без подлокотника достаточно вынуть прямоугольную нишу за рычагом. А при наличии подлокотника придется помучиться - у него труднодоступные крепления. Даже после снятия подлокотника придется частично демонтировать и немного приподнять центральную консоль и ухитриться подлезть к механизму регулировки. Без острой нужды соваться туда не нужно.

Фильтр салона расположен в ногах переднего пассажира, слева (как в Фабии и Поло Седане). Интервал замены - 15 000 км.

Выносной топливный фильтр стоит справа от бака. Интервал замены - каждые 60 000 км. При его снятии сервисмены не стравливают давление в топливной системе. На количестве пролитого бензина это никак не сказывается. На фильтре есть стрелка направления установки, но и без этого невозможно поставить его неправильно. На кузове он закреплен пластиковым хомутом.

Конструкция тормозной системы зависит от мотора. У машин с двигателем 1.4 все тормоза дисковые. Передний суппорт закреплен двумя направляющими под шестигранник «на 7», а колодки лишены противоскрипных пружин в направляющих скобы. Задний суппорт притянут двумя болтами «на 13», а для замены колодок нужен «утапливатель» - поршень суппорта можно вдавить только вращением.

У Рапидов с двигателем 1.6 передние тормоза такие же, а сзади барабанные. Для замены задних колодок специнструмент уже не нужен.

У машин с мотором 1.2 передние тормозные диски меньше и, соответственно, все элементы другие. Передние колодки - с противоскрипными пружинами, а суппорт закреплен двумя болтами «на 12». Задние барабаны - как у версий с мотором 1.6.

Менять тормозную жидкость просто - штуцеры расположены удобно. Обновлять ее нужно каждые два года.

Доступ к лампам в правой фаре свободный, а слева все опять же зависит от мотора. На машинах с моторами 1.2 и 1.4 аккумулятор сдвинут немного вперед, и это съедает часть свободного пространства. Благо, лампы и их патроны имеют простую фиксацию. Если вам совсем не хватает места для маневров, снимите батарею. Вынимать фару не вариант - без демонтажа бампера этого не сделать.

Галогеновые лампы в передних противотуманках меняем снаружи. Сначала снимаем окантовку, а затем и сами фары. Чтобы получить доступ к лампочкам в заднем фонаре, его придется демонтировать, что не потребует особых навыков.

ИТОГ

Для корректной оценки Рапида мы исключили замену масла в DSG - ведь это второй вид автоматической коробки из доступных для машины. К тому же операция менее трудоемкая, чем в случае гидромеханического собрата. Таким образом, Rapid набрал 10,1 балла. Самые явные недостатки: замысловатый процесс снятия катушек зажигания на всех моторах и трудоемкая замена масла в шестиступенчатом автомате. Но даже с такими недочетами Skoda Rapid - один из лучших народных автомобилей по части обслуживания своими силами.

Редакция благодарит «АвтоСпецЦентр на Обручева» (Москва), официального дилера фирмы Skoda, за помощь в подготовке материала.

Замена моторного масла Skoda Rapid предусмотрена каждые 15 000 км или каждое плановое ТО. Однако зачастую, многие автомобилисты производят замену масла в двигателе чаще — каждые 8-10 тыс км и это правильно. Чем чаще производится замена масла, тем лучше для двигателя.

Какое моторное масло выбрать для двигателя 1,6 литра

Для 1,4-литрового 122-сильного бензинового двигателя TSI, 1,2-литровых бензиновых моторов TSI в версиях 86 или 105 лошадей и для 1,6-литрового 105-сильного дизеля TDI используется синтетическое масло VW long Life III 5W-30.

Для более мощного 1,6-литрового атмосферного мотора мощностью 105 лошадиных сил и 1,2-литрового атмосферного двигателя мощностью 75 лошадей, то в них льют масло VW Special Plus 5W-40.

С завода моторным маслом Volkswagen, имеющее допуск 502 или 504. При замене масла при плановом ТО, в сервисе вам могут предложить и другие варианты моторных масел.

Моторные масла для Skoda Rapid

  • Mobil1 ESP 5W-30
  • Addinol Giga Light MV 0530 LL 5W-30
  • Xado 504/507 5W-30
  • NGN Emerald 5W-30
  • Orlenoil Platinum Maxexpert V 5W-30
  • Lotos Quazar LLIII 5W-30
  • Motul Specific 504/507 5W-30
  • Fuchs Titan GT1 PRO C-3 5W-30
  • Elf Solaris LLX SAE 5W-30
  • Total QUARTZ INEO Long Life 5W-30
  • Valvoline SynPower Xtreme XL-III C3 5W-30
  • Shell Helix Ultra ECT 5W-30
  • Shell Helix Ultra Professional AV-L 5W-30
  • Neste City Pro W LongLife III SAE 5W-30
  • Liqui Moly Top Tec 4200 5W-30
  • Gulf Oil Gulf Formula GVX 5W-30
  • Eurol Syntence Longlife 5W-30
  • Castrol Castrol Edge 5W-30 LL
  • BP Visco 7000 Longlife III 5W-30
  • Aral SuperTronic LongLife III 5W-30
  • Redline Euro Series 5W-30

Заправочные объемы моторного масла для Skoda Rapid

  • 1.2 (CGPC) - 2,8 л
  • 1.2 TSI (CBZA, CBZB) - 3.9 литра
  • 1.4 атмосферник - 3,2 л
  • 1.4 TSI турбо (CAXA) - 3,6 л
  • 1.6 (CFNA) - 4.5 литра
  • 1.8 TSi - 4.6 л

Ресурс моторного масла

На срок службы и ресурс моторного масла влияет частая эксплуатация по городу, простой в пробках, когда двигатель работает на холостую, в этом случае ресурс масла сокращается.

Вода наносит сильный вред моторным маслам.

Попадая в него в соотношении 0,2 % вода начинает быстро разлагать существующие в ней присадки. Далее при работе двигателя с таким маслом в трубках и каналах мотора забиваются густыми отложениями. В дальнейшем это приводит - к поломкам деталей в двигателе!

Проверяем состояние моторного масла

Проверить качество моторного масла в двигателе достаточно легко. Вытаскиваем щуп и капнем капельку масла на белый лист бумаги. Ждем 15 минут и анализируем. Капля масла должна быть не менее 3 см в диаметре.

Компактный лифтбэк Рапид от Skoda был представлен на международном автосалоне в Париже в 2012 году. Пятидверный автомобиль заменил бюджетную Октавию Tour и стал прямым конкурентом таким представителям В-класса, как Лада Веста, Киа Рио, Фольксваген Поло седан и Хендай Соларис. На отечественный рынок новинка попала только в 2014 году и отличалась от остальных версий большим дорожным просветом и модифицированной подвеской, специально приспособленной к эксплуатации на отечественных дорогах. Особенностью Rapid стал высокий уровень технической оснащенности, привлекательный корпоративный вид (как снаружи, так и внутри) и доступный ценник.

На модель устанавливались дизельные и бензиновые моторы производства Фольксваген с разными техническими данными (рабочие объемы – 1.2-1.6 литра с 75-125 л.с). В Россию лифтбэк приехал в трех бензиновых версиях. 1.4-литровый агрегат (125 л.с.) был самым заряженным и при среднем расходе 5.3 литра на 100 км разгонялся до первой сотни за 9 секунд. Максимальный разгон – до 209 км/час. Чуть менее мощными были 2 остальные комплектации – это 1.6-литровые моторы с 90 и 110 л.с. Максимальный разгон на них – 185 и 191-195 км/час соответственно, смешанный расход – 5.8 и 6.1 литра, разгон от 0 до 100 км/час – 11.4 и 10.3-11.6 секунды. Информация о расходе и видах потребляемого движками масла далее в статье. Агрегаты работали с 7-ступенчатым роботом (двойное сцепление), 6-ступенчатым автоматом или классической механикой на 5 передач.

Среди всех достоинств модельного ряда Skoda Rapid отдельно стоит отметить надежность автомобиля и его вместительность. Однако при том, что машина легко вмещает 5 человек, у нее довольно низкий потолок (пассажирам с ростом более 180 см может быть неудобно). Кроме того, зафиксированы множественные жалобы на плохую шумоизоляцию и некачественные материалы салона при его одновременно богатом оснащении.

Поколение 1 (2012 - н.в.)

Двигатель Volkswagen-Audi EA111 1.4 TSI TFSI 122 и 125 л.с.

  • Типы масла (по вязкости): 5W-30, 5W-40
  • Сколько литров масла в двигателе (общий объем): 3,8 л.
  • Когда менять масло: 7500-15000

Двигатели Фольксваген Поло Седан 1.6 90 и 110 л.с.

  • Какое моторное масло заливается с завода (оригинальное): Синтетика 5W30
  • Типы масла (по вязкости): 0W-40, 5W-30, 5W-40
  • Сколько литров масла в двигателе (общий объем): 3,6 л.
  • Расход масла на 1000 км.: до 500 мл.
  • Когда менять масло: 7000-10000

Компактный хэтчбек Skoda Rapid был представлен в сентябре 2012 года и поступил в продажу в Европе в том же году. До этого имя Rapid использовалось чешским автопроизводителем в 1930-х и 1980-х годах. Современная версия модели построена на платформе концерна Volkswagen A05+ (PQ25) и имеет 2 варианта кузова, 5-дверные лифтбек и хэтчбек (называется Rapid Spaceback). Комплектации для стран Европы оснащаются атмосферным бензиновым 3-цилиндровым двигателем 1.2 MPI мощностью 75 л.с., 4-цилиндровыми турбомоторами 1.2 и 1.4 TSI (до 105 и 125 л.с. соответственно) либо турбодизелями 1.4 и 1.6 TDI на 90 – 115 л.с, 5- или 6-ступенчатыми МКПП либо роботизированной коробкой DSG с 7 передачами. В России автомобиль поступил в продажу в 2014 году одновременно с запуском производства модели на заводе Volkswagen Group Rus в Калужской области. На российском рынке Rapid представлен лишь в кузове лифтбек, покупателям доступны комплектация с 1.4-литровым 125-сильным турбированным мотором TSI и роботом DSG либо версия Rapid 1.6 MPI с атмосферным двигателем мощностью 90 или 110 л.с., 5-ступенчатой механической трансмиссией или 6-ступенчатым гидромеханическим автоматом. Какое масло заливать в двигатель Skoda Rapid, зависит от его типа и условий обслуживания автомобиля.

TOTAL QUARTZ 9000 ENERGY 0W30

Моторное масло TOTAL QUARTZ 9000 ENERGY 0W30 произведено по синтетической технологии и обладает отличными противоизносными и очищающими свойствами, защищающими двигатель в любую погоду и при любых условиях движения, в том числе при городских поездках с частыми разгонами и торможениями или при высокой нагрузке спортивного стиля вождения. Оно отвечает международному стандарту ACEA A3/B4 и допускам VW 502.00/505.00 и рекомендуется компанией TOTAL как моторное масло для Skoda Rapid с атмосферными и наддувными бензиновыми двигателями, которым требуются данные спецификации, например, Rapid 1.2 и 1.4 TSI, 1.6 MPI. Благодаря высокой текучести масло TOTAL QUARTZ 9000 ENERGY 0W30 обеспечивает уверенный запуск мотора даже в морозную погоду, поэтому подходит для круглогодичной эксплуатации.

TOTAL QUARTZ 9000 5W40

В автомобилях Skoda Rapid с двигателями 1.6 MPI и 1.4 TSI, для которых автопроизводитель рекомендует моторные масла стандарта VW 502.00, может использоваться разработанное по синтетической технологии масло TOTAL QUARTZ 9000 5W40. Это масло защищает детали двигателя в различных режимах эксплуатации, предотвращая их преждевременный износ и образование на них отложений. Термическая и окислительная стабильность масла TOTAL QUARTZ 9000 5W40 сохраняет его свойства даже после значительных пробегов между заменами.

TOTAL QUARTZ INEO LONG LIFE 5W30

Моторное масло категории Low SAPS TOTAL QUARTZ INEO LONG LIFE 5W30 разработано с учетом наиболее современных требований автопроизводителей. Оно соответствует стандарту ACEA C3 и спецификации VW 504.00/507.00 для увеличенного интервала замены масла в Skoda Rapid, поэтому может использоваться в автомобилях модели с максимальными интервалами обслуживания. Это масло эффективно защищает двигатель от износа и отложений в любых условиях эксплуатации и обеспечивает низкий уровень выброса вредных веществ в атмосферу. TOTAL QUARTZ INEO LONG LIFE 5W30 имеет пониженное содержание фосфора, серы и сульфатной зольности, такой состав препятствует засорению и выходу из строя сажевого фильтра и позволяет использовать его в качестве масла для Skoda Rapid с дизельными двигателями 1.4 и 1.6 TDI.

Регулярная замена масла, охладительной жидкости и смазка агрегатов, узлов – обязательная процедура для любого автомобиля. Шкода Рапид требует, чтобы расходные материалы были качественные и точно подобранные. В противном случае срок службы его деталей сократится в разы.

В целях экономии многие водители предпочитают самостоятельное выполнение данной процедуры. Такой вариант вполне допустим, не обязательно обращаться к специалистам. Чтобы заменить масло не требуются знания и умения, достаточно определиться с объемом и названием расходного материала, который используется для той или иной системы. Ошибки недопустимы, так как они приведут к быстрому износу деталей. В итоге автомобиль поломается в самый неподходящий момент.

Жидкостей, которые применяются для данных целей, большой перечень. Они имеют одно назначение, но используются в разных случаях. Выбирая подходящий вариант смазки, необходимо учесть пробег автомобиля, изношенность агрегатов, когда заливалось новое масло и прочее.

Шкода Рапид – сложное устройство. Его детали отличаются друг от друга конструктивными и функциональными особенностями. Поэтому объем и наименования жидкостей, предназначенных для смазки, разные. Какие масла, и для какого агрегата подойдут, можно узнать из таблицы.

Заправочные емкости Шкоды Рапид

Место заправки/смазки Объем заправки, л Наименование масла/жидкости
Топливный бак 55 Неэтилированный бензин с октановым числом не ниже 95
Система смазки двигателей 1.2 (CGPC) 2,8 Моторное масло 0W40 A3/B4, 0W30 A3/B4

5W40, 5W40 A3/B4, Shell, Castrol или Motul.

1.4 атмосферник
1.4 TSI турбо (CAXA)
1.6 (CFNA)
1.2 TSI (CBZA, CBZB)
1.8 TSi
Система охлаждения 5,5 G12+ (пурпурный)
Механическая коробка передач 2 Трансмиссионное масло
Автоматическая коробка передач 7 Жидкость для автоматических коробок передач Dexron®-VI MERCON® LV
Гидравлические тормоза 0,9 DOT 4
Бачок стеклоомывателя без омывателя фар 5,4 Омывающая жидкость с температурой замерзания не выше — 40 °С
с омывателем фар

Объем масел и жидкостей ГСМ Skoda Rapid was last modified: Октябрь 2nd, 2018 by Administrator