Чем смазать клеммы аккумулятора от окисления? Какой смазкой смазывать клеммы аккумулятора Чем смазать клеммы акб чтоб не окислялись

А также разбирались в том, как с разряженной АКБ и стоит ли это делать… Но вот жизнь подкинула новую ситуацию, причем совершенно банальную.

Хмурое утро, мороз в -25, несколько попыток завести автомобиль – и вот вы уже несёте аккумулятор домой, на зарядку. Перед тем, как накинуть контакты «зарядника», очищаете клеммы – на них наверняка скопилось некоторое количество окислов и грязи. Зарядили батарею, поставили, завелись… можно ехать! А контактные группы в местах подключения АКБ, те самые «минус» и «плюс», остались сухими. Нужно ли их смазывать? Зачем? Чем смазывать? Как?

Надо сказать, что по всем этим, казалось бы, достаточно простым вопросам среди «бывалых» не утихают споры – представьте себе, это одна из тех автомобильных тем, по которым спорить можно бесконечно. Мы же, не углубляясь в частности, тайные знания каббалы и гадания на осадке моторного масла, решили дать некий усреднённый, стопроцентный гид по этим вопросам. Он пригодится и новичкам, и опытным, потому что такие вопросы нынче поднимаются нечасто – как правило, все мы залезаем под капот автомобиля не чаще, чем требуется для доливки омывайки.

Нужно ли смазывать клеммы АКБ?

На самом деле, клеммы можно не смазывать. В том смысле, что за современным автомобилем можно в принципе не очень-то следить – худо-бедно он способен и вообще без какого-либо обслуживания проездить некоторое время. Нынешние электрические цепи автомобиля и, в частности, аккумуляторные батареи устроены таким образом, что нуждаются в профилактике куда меньше, чем раньше. Однако законы физики и, в частности, течение времени обмануть невозможно – если клеммы не смазывать, проблемы, в том числе и довольно серьёзные, постепенно начнут давать о себе знать. Поэтому ответ тут такой: можно и не смазывать, но куда лучше всё-таки делать это.

Зачем смазывать клеммы АКБ?

На контактных группах со временем появляются окислы, которые сами по себе не проводят электрический ток. Кроме того, в подкапотном пространстве скапливаются пыль и грязь, часть оседает на клеммах и добавляет электрического сопротивления в местах контакта. Следствие этих процессов – падение отдачи АКБ, снижение энергии и сложности при запуске. Некоторые автомобилисты предпочитают не смазывать клеммы, а просто периодически чистить их мелкой наждачкой. Но наша задача – именно защитить, «законсервировать» клеммы, сохранив их в более-менее первозданном состоянии, чтобы впоследствии не приходилось избавляться от окислов и грязи механическим путём – это не слишком-то приятный и быстротечный процесс.

Чем смазывать клеммы АКБ?

Примерно до 1970-х годов водители пользовались для этих целей исключительно солидолом, нигролом или литолом. Последний до сих пор можно легко найти в продаже под полным наименованием «Литол-24». С появлением автомобилей ВАЗ был разработан технический вазелин, который также используется и сегодня. Литол и вазелин хороши, но легко смываются шампунями и в целом, по сравнению с современными средствами, образуют менее прочную плёнку. Поэтому можно воспользоваться более продвинутой автохимией – в магазине так и спрашиваем: «смазку для электрических контактов» или «смазку для клемм АКБ».

1 / 2

2 / 2

Такие смазки есть у многих производителей, они имеют красную, синюю или голубую окраску, что упрощает вам понимание того, есть ли на клемме достаточный защитный слой. Смазки подразделяются на токопроводящие и те, которые ток не проводят. Кроме того, в качестве защиты клемм можно использовать обычную графитовую смазку, которая также проводит ток. И вроде как токопроводящие смазки в данном случае лучше. Однако, как мы сможем убедиться из следующего абзаца, свойство токопроводности не стоит ставить во главу угла, ведь мы смазываем не площадь контакта, а внешние поверхности.

1 / 2

2 / 2

Как смазывать клеммы АКБ?

Эта ошибка, как ни странно, довольно распространена – по незнанию человек смазывает полюсные выводы на аккумуляторе, после чего водружает на них клеммы. Таким образом можно получить засохшую плёнку смазки, которая совершенно не проводит ток там, где его очень нужно проводить.

Надо делать ровно наоборот: надеть клеммы, плотно затянуть и только после этого нанести смазку – словом, смазывать нужно клеммы на проводах, причем именно снаружи, и верхние торцы выводов. Если вы пользуетесь современной смазкой в аэрозольном баллончике, получившуюся «шапку» можно немного разровнять. Разумеется, все работы лучше проводить в перчатках.

1 / 6

2 / 6

3 / 6

4 / 6

5 / 6

6 / 6

Смазывать клеммы нужно обязательно, и, если говорить совсем простыми словами, это нужно для того, чтобы был хороший контакт, чтобы не возникало потерь при плохом соединении. Во-первых, появление окислов ведёт к потерям энергии, и могут возникнуть проблемы при запуске. А во-вторых, на контактной группе увеличивается сопротивление, а значит выделяется тепло, что может привести к печальным последствиям, вплоть до оплавления полюсных выводов батареи и даже корпуса. Прежде чем смазывать клеммы, их необходимо зачистить – обычной наждачкой или используя специальные приспособления, которые сейчас есть в продаже. Для смазывания клемм подойдёт любая водоотталкивающая смазка.

В обеспечении надежности и длительного срока эксплуатации автомобиля решающую роль играют многие мелочи. К мелочам, приносящим, на неискушенный взгляд, мало пользы, относится смазка для клемм автомобильного аккумулятора. Неопытный автомобилист скажет, что современное оборудование в подобных методах ухода не нуждается, а полученный выигрыш не окупает затрат. Теоретически такая точка зрения имеет право на существование, но практика показывает ее ошибочность.

Зачем клеммам смазочные материалы?

Во время запуска двигателя стартер должен преодолеть значительное сопротивление массивного, холодного механизма. Высокие нагрузки приводят к увеличению потребляемого тока, составляющего при старте сотни ампер. Единственным источником электроэнергии в этот момент является аккумулятор.

Чтобы создать необходимый ток в цепи требуется выполнить два условия:

  1. Обеспечить достаточные напряжение на клеммах и степень заряда батареи;
  2. Позаботиться о минимальном сопротивлении в цепи.

Контроль состояния и своевременная зарядка АКБ решают первую задачу. С решением второй часто появляются проблемы. Легко посчитать, что при силе тока 100 А на ничтожном сопротивлении 0.1 Ом будет потеряно 10 В. Соответственно, даже лишние доли Ома в цепи «аккумулятор – стартер» чреваты трудностями с запуском силового агрегата.

Одна из причин неприятностей – окислы в зоне контакта клемм бортовой сети и выводов аккумуляторной батареи. Наблюдать их приходилось каждому автомобилисту — поверхности контактных пар покрываются светло-серым различных оттенков налетом.

Термин «окислы» обозначает весь спектр образующихся на клеммах веществ:

  • оксиды свинца и других металлов и сплавов, использующихся при изготовлении контактов;
  • соли различного состава.

По электропроводности они уступают применяющимся для элементов электрических соединений металлам и сплавам и создают в цепи дополнительное сопротивление. Появление окислов опасно и ускорением процесса саморазряда АБ.

Как образуются окислы?

Причин образования окислов и солей на контактных группах несколько;

  • Свинец и его сплавы, составляющие основу выводов АКБ и клемм на концах проводников бортовой сети, другие металлы, вступают в реакцию с кислородом воздуха с образованием оксидов (поверхности покрываются оксидными пленками). Интенсивному протеканию реакций способствует высокая температура воздуха под капотом.
  • При попадании в зазоры между контактами влаги начинается электролиз, продукты которого активизируют процессы окисления. Особенно заметно явление на старых автомобилях, где используются медные клеммы. Свинец выводов АБ и медь образуют электрическую пару, создающую ЭДС, под действием которой электролиз протекает более интенсивно.
  • В случае просачивания из АКБ электролита и его паров (при нарушении целостности корпуса, неплотном закрывании пробок на банках обслуживаемой батареи, неплотной заделки выводов или их расшатывания от постоянных вибраций) воздействие серной кислоты приводит к образованию сульфатов на поверхностях и в зазорах контактов.

Словом, окислы образуется в результате внешних воздействий на места соединения проводников электрической сети автомобиля и выводов аккумуляторной батареи. Чтобы не допустить развития процессов, места контактов следует изолировать, что с успехом выполняют смазочные материалы.

Какие смазки применять для аккумулятора автомобиля?

О том что смазка защитит место контакта от негативного воздействия внешних факторов автомобилисты догадались давно. Первоначально для этих целей применяли обычные жидкие масла, пропитывая войлок или фетровые прокладки. Одна такая прокладка с круглым отверстием надевалась на штырь АКБ, затем прикручивалась клемма, а сверху крепилась вторая прокладка.

Такой метод защиты работает и сегодня, однако производители предлагают материалы, демонстрирующие значительно бОльшую эффективность.

К ним относятся:

  • консистентные смазки;
  • спреи, очищающие и защищающие электрические контакты;
  • специализированные смазочные пасты.

Достоинства и недостатки консистентных смазок.

Когда говорят о смазке контактов АБ, производители, эксперты, пользователи подразумевают консистентные смазки. Считают, что создаваемый ими защитный слой надежен, а удерживаются на поверхностях эти материалы дольше.

В недавнем прошлом для зашиты клемм аккумулятора широко использовались солидол, Литол и подобные.

Но эти устаревшие материалы имеют некоторые недостатки:

  • с течением времени под действием высоких температур и других факторов твердеют, образуя при попадании в зазоры дополнительный изолирующий слой, повышающий сопротивление переходного контакта;
  • рыхлая структура не позволяет обеспечить длительную защиту, при использовании автошампуней легко смываются;
  • в составе нет специализированных присадок и добавок.

Известные производители, например, Gunk и Liqui Moly предлагают специализированные варианты для защиты АКБ.

Они имеют масляную основу, отличную адгезию к контактам и устойчивость к воздействию внешних факторов (моющих автомобильных средств). С ними удобнее работать за счёт яркого цвета.

Общий недостаток консистентных смазок — они являются диэлектриками и при попадании в зазоры нарушают надежность электрического соединения.

Защитные спреи.

Такая продукция для автомобилистов представлена десятками брендов, например Hi-Gear, Permatex, SVITOIL и др. Основу материалов составляют очищенные масла (вазелиновое и пр.).

При нанесении распыляемые защитные препараты вытесняют воду с поверхности и быстро образуют сплошной тонкий слой. Обладают достоинствами, аналогичными консистентным смазкам, но уступают последним по прочности и стойкости защитного покрытия.

Смазочные пасты типа Molykote HSC Plus.

В состав пасты входят минеральное масло и твердые смазки. Основное отличие от консистентных – металлический мелкодисперсный наполнитель (медный или оловянный). В результате паста приобретает проводящие свойства, что позволяет использовать ее для смазки электрических соединений (улучшается контакт).

Дополнительными достоинствами являются широкий диапазон рабочих температур (допускается эксплуатация в пределах от -30 до +100 градусов), высокая устойчивость, сохранение свойств при нагреве и других внешних воздействиях.

Как использовать смазочные материалы — инструкция.

Неопытные автомобилисты совершают ошибку (зачастую неверные сведения они получают из некачественного перевода инструкций к материалам зарубежных производителей), смазывая выводы аккумулятора перед надеванием клемм. В результате вместо защиты получают ухудшение переходного контакта, проблемы с запуском двигателя и опасность для аккумулятора.

ОЧЕНЬ ВАЖНО! Смазки для защиты клемм наносится только снаружи!

Вне зависимости от качества и стоимости материалов они не удаляют окислы! Прежде чем защищать место контакта необходимо обеспечить надежное соединение. Окислы удаляют, промывая контакты растворами соды (в концентрации не более 10%) или аналогичными препаратами на щелочной основе. Следует избегать использования бензина и ацетоновых растворителей, которые могут повредить изоляцию проводников и пластиковые конструкции, например, корпус аккумулятора. Хорошим методом является зачистка контактных поверхностей абразивами — мелкой наждачной бумагой или специальными ершиками (производитель «АкТех», например, включает рекомендацию в инструкцию по эксплуатации батареи).

Технология защиты достаточно проста:

  • Отключить АКБ от бортовой сети автомобиля, при необходимости снять;
  • Произвести обработку контактов, удалив налет и оксидные пленки (обрабатывается как выводы батареи, так и внутренние поверхности клемм сетевых проводников);
  • Установить аккумулятор, надеть клеммы на контактные штыри, плотно затянуть.
  • Нанести сверху защитные смазочные материалы.

Эксплуатация автомобильных аккумуляторов сопряжена с повышенными нагрузками вследствие значительных колебаний температуры в моторном отсеке, воздействия грязи, пыли и влаги. Кроме того, иногда возникают ситуации, связанные с перегревом аккумуляторной батареи и сбросом избыточного давления через клапаны с выделением кислотных паров.

Все это неизбежно приводит к постепенному ухудшению контакта и . Для уменьшения негативного окисляющего влияния различных реагентов на контактные площадки АКБ используют смазки, которые намазывают сверху надежно собранных мест соединения.

Содрежание

Всегда ли нужно защищать клеммы от окисления

В технически исправном автомобиле с хорошим аккумулятором, у которого нет трещин на корпусе, в том числе вызванных чрезмерными усилиями при закручивании клемм, их окисление происходит очень медленно. Если машина ставиться на стоянку в сухом и проветриваемом месте, то риск ухудшения контакта еще более уменьшается.

Тем не менее в каких бы идеальных условиях не эксплуатировался автомобиль, в нем неизбежно происходит окисление и подгорание контактов, которое сильнее всего проявляется на клеммах АКБ, где в момент запуска стартера проходят огромные токи в сотни ампер. Кроме того, в воздухе всегда присутствуют водяные пары и кислород, которые медленно, но уверенно приводят к коррозии металлов.

При наличии белесого налета, который чаще всего возникает на плюсовой клемме АКБ, использование защитной смазки дает возможность продолжить эксплуатацию автомобиля, если нет возможности заменить батарею. Для этого необходимо прочистить контакты, положить пропитанные смазкой фетровые прокладки между корпусом АКБ и клеммами, соединить их с проводниками, затянуть и сверху смазать контактное соединение. Минусовая клемма также нуждается в защите от прогаров и окисления, в связи с постоянным нахождением в горячем подкапотном пространстве с дорожной пылью и влагой.

Применение смазки для клемм поможет продлить срок эксплуатации АКБ и улучшит общую надежность работы авто. Использование специальных составов для того, чтобы защитить клеммы батареи представляется разумной профилактической мерой, способной уменьшить количество неприятных неожиданностей, которые могут появиться в самый неподходящий момент.

Чем смазать клеммы от окисления

Основное предназначение смазки электрических соединений – это недопущение грязи и кислорода воздуха в место контакта, что способствует тому, чтобы они не окислялись.

Желательно, чтобы защитное покрытие не собирало лишнюю грязь и выполняло свои защитные функции как можно дольше. Существует множество различных вариантов защиты клемм АКБ, каждый из которых имеет определенные преимущества и недостатки. Главным условием должно быть отсутствие разъедающего эффекта на контакты, изоляцию проводов и окружающие резиновые части, высокая температурная и кислотная стойкость.

Это составы, как правило, на основе минерального масла с добавлением порошка графита. Они имеют хорошие водоотталкивающие свойства и отлично защищают от коррозии. Обычный графитовый смазочный состав выдерживает температуры от -20 до +70 градусов, но есть и более дорогостоящие высокотемпературные варианты. В связи с возможным перегревом подкапотного пространства в жаркую погоду лучше применять именно их.

Графит хорошо проводит электрический ток, поэтому его проникновение внутрь контактного соединения не так сильно ухудшает электрический контакт, как это делает смазка с диэлектрическими свойствами.


Этот вид смазок выдерживает большую температуру, имеет антикоррозионные свойства, хорошо держится на поверхности, но не проводит электричество. Они изготовлены на масляной основе с добавлением специальных добавок и красителей, которые облегчают нанесение защитного покрытия.

Это хороший вариант защиты от окисления при использовании специальных составов для защиты, например от фирм LiquiMoly, Addinol, Molykote, Gunk и другие.


Эти смазки долговечны, обладают высокой вязкостью, отлично проводят электричество, выдерживают высокие температуры (от -35 до нескольких сотен градусов), прекрасно защищают от коррозии, влаги, прогаров.

Выпускаются специальные медные смазки для электрических контактов в виде спреев, например, Berner, а также медные мазки для высоконагруженных движущихся соединений. Они имеют разные свойства, но для защиты контактов АКБ можно применять оба варианта.


Эти смазки выдерживают температуры от -30 до +130 градусов, имеют среднюю вязкость, хорошо держатся на поверхности и обеспечивают высокую герметичность электроконтактов.

Хорошим составом на восковой основе является Presto Batterie Pol Schutz, который способен выдерживать температуры от -30 до +130 градусов и легко наносится с помощью аэрозольного распылителя.


Это прекрасный вариант защиты контактных соединений с хорошей стойкостью к воздействию горячих паров, дезинфицирующих растворов. Силиконовая смазка отлично пристает к поверхностям, нейтральна и способна работать при широком диапазоне температур от -40 до +150 градусов. Выпускается множеством проверенных производителей, среди которых Shell, Fuchs, Molykote, Roco и другие.

Недостатком силиконовых смазок является необходимость регулярного обновления защитного покрытия.


К ним относят такие распространенные составы, как солидол, литол, циатим 201, вазелин. Эти составы применяются для защиты от износа трущихся поверхностей, имеют высокую текучесть, которая повышается при повышении температуры в моторном отсеке, поэтому они не очень подходят для защиты электрических контактов. В случае наличия серьезных проблем с окислением контактов их можно использовать для защиты клемм, но лучше это делать только в зимнее время года, когда эти смазки мене текучи.

Существуют специальные составы на основе минеральных масел, содержащие специальные добавки, которые улучшают их температурную стойкость и поэтому дают возможность их использования для защиты клемм. К ним относят:

  • Liqui Moly Kupfer Spray – масляная смазка с добавлением медного порошка, предназначенная для тормозных колодок. Она может использоваться и в качестве защитного покрытия для наружной поверхности контактов;
  • Liqui Moly Batterie Pol Fett – специальная защитная смазка с красным красителем. Допустимые температуры – от -40 до +60 градусов.
  • Vmpauto MC1710 – смесь различных масел, а также силикона с синим красителем. Может использоваться при температуре от -10 до +80 градусов.

Эти смазки предназначены для формирования на трущихся частях сухого покрытия. Они не очень хорошо подходят для защиты электроконтактов из-за их высокой проникающей способности, которая может ухудшить электрический контакт.

Нарушение контакта в клеммах АКБ, где протекают очень сильные токи, является не только нежелательным, но и опасным явлением. В связи с этим не рекомендуется использовать тефлоновые смазки на контактных соединениях.

Как правильно смазывать клеммы

Защитные свойства смазки оказывают только при исправных и хороших электрических контактах в защищаемых соединениях. Если его нет, то нанесение смазки его не восстановит.

При нанесении смазки на клеммы нужно понимать, что между контактными поверхностями ее наносить не нужно, чтобы не ухудшить проводимость. Перед соединением клемм с проводниками нужно добиться идеальной чистоты металла на контактах, вплоть до обработки грубой тканью или мелкой наждачной бумагой, протереть их спиртом, и лишь потом закручивать. После этого нужно нанести защитный состав на собранное и затянутое с нужным усилием соединение. Если смазочный материал густой, то его можно помазать на контакты резиновой перчаткой, а при использовании спрея обработать защищаемые поверхности из баллончика.

Нанесение токопроводящей медной смазки внутрь контактных площадок может быть оправданно в случае их плохого качества, наличия больших неровностей, уменьшающих общую площадь контакта.

Внимание! Если в пространство между контактами батареи с проводкой авто попадет диэлектрическая смазка, это ухудшит проводимость контакта и при большом токе приведет к появлению прогорания, еще большему ухудшению проводимости, а также риску оплавления изоляции проводов и даже пожару из-за высокой температуры.

Меры предосторожности

Как правило, все технические смазочные материалы в той, или иной степени токсичны для человеческого организма. Поэтому работы по их нанесению нужно проводить в перчатках. При попадании на кожу технических смазок нужно немедленно смывать их теплой водой с мылом.

Важно! При нанесении защитной смазки нужно следить, чтобы она не попадала на резиновые трубки, прокладки и другие, не нуждающиеся в такой обработке поверхности. Это нужно для того, чтобы избежать разрушающего воздействия содержащихся в смазочных материалах компонентов на эти материалы.

Клеммы акб - небольшие, но важные детали, без которых невозможна работа аккумулятора автомобиля, а значит целиком электрика машины. Часто автолюбители забывают между одним и другим ТО заботиться об исправной работе токоотводов. В результате запчасть выходит из строя путем окисления и повышенного нагревания. Это приводит к пагубным последствиям для авто и его владельца. Обладая высоким удельным сопротивлением, мощностью напряжения до 600В, выход контактов аккумулятора из строя может повлечь за собой расплавление близлежащих пластмассовых элементов. Существует риск возгорания не только одной детали, но и машины в целом. Разберем вопрос подробнее.

Под воздействием внешних факторов в совокупности с процессом окисления, который спровоцирован паром электролита, аккумуляторные детали подвергаются окиси. Чтобы защитить от окисления, элементы обрабатываются специальными смазками.

К сожалению, ни один продукт полноценно не соответствует всем необходимым нормам, поэтому чем пожертвовать выбирает сам автовладелец из огромного количества представленных вариантов на рынке. Кроме основных свойств, существует несколько разновидностей смазочных материалов:

  1. Силиконовая смазка имеет один недостаток: повышенная текучесть. В остальном продукт обладает необходимыми качествами, включая диапазон температуры до -60C что незаменимо в условиях отечественного климата.
  2. Смазка на тефлоновой основе
    Является аналогом средства «жидкий ключ». За счёт силикона в составе обсуждается автолюбителями на форумах. Но в контексте применения в решения проблемы защиты деталей рассматривать не стоит.
  3. Смазки и спреи на масляной основе
    Наиболее эффективные средства для предотвращения появления окиси. На современном рынке представлено большое количество профессиональных продуктов, но некоторые автолюбители прибегают к «дедовским» способам и используют для обработки токоотводов солидол, вазелин и литой.
    Необходимыми качествами также обладает Циатим 201. Доступная цена, быстрое высыхание, стойкость к низким температурам, сильные диэлектрические способности - все, что нужно для обработки клемм.
  4. Медные смазки
    Высокая вязкость и стойкость к высоким температурам - главные преимущества продукта. Автомобилисты отмечают длительный эффект предотвращения процесса окисления. Также созданы на масляной основе.
  5. Восковые средства
    Имеют высокую диэлектрическую способность и повышенную герметичность с поверхностью.
  6. Графитовая смазка
    Некоторые пользователи авто используют для своих машин, но продукт обладает высокой плотностью и не пропускает ток. Риски перегрева и возгорания запчастей владельцу авто ни к чему, поэтому графитовая смазка не рекомендована для этих целей.

Как правильно наносить смазку на клеммы аккумулятора

Смазка для клемм аккумулятора выполняет защитные функции, но не удаляет окись с поверхности. Поэтому нанесение средства поверх поражения не решит, напротив усугубит ситуацию. Чтобы не использовать зря материал и не испортить деталь автомобиля придерживаются следующей последовательности:

  1. Отсоединить клемму от сети;
  2. Очистить наждачной бумагой (со слабой абразивностью);
  3. Распылить или намазать (в зависимости от применяемого средства) продукт на внешней стороне элемента;
  4. Установить деталь обратно.

В вопросе смазывать ли клемму защитным средством или нет, ответом выступает утвердительное «да», так как использование подобных продуктов продлевает срок службы автомобиля. Выход из строя детали машины на дороге - опасное мероприятие для жизни пассажиров, поэтому стоит как можно тщательнее относиться к обслуживанию отдельных частей.

Видео про смазку клемм аккумулятора



Очень часто во время проведения диагностики автовладельцы заглядывают под капот и замечают, что клеммы аккумуляторной батареи покрываются белым налетом. Для сохранения и продления жизни аккумулятора, а в следствии, и работоспособности автомобиля, нужно разобраться в том, почему это происходит и как с этим бороться.

Причины окисления клемм

Для начала стоит сказать о том, какие главной задачей батареи аккумулятора является обеспечение надежного запуска движка. Все остальные функции вторичные. Благодаря наличию аккумулятора бортовые системы автомобиля могут работать даже выключенном двигателе, но все равно основной его задачей является осуществление запуска движка. В силу сложности устройства АКБ может или ухудшить свои характеристики, или вовсе выйти из строя.

Основными неисправностями аккумуляторной батареи являются:

1) Окислившиеся клеммы и выводные штыри;

2) Нарушенная целостность корпуса, приводящие к вытеканию электролита;

3) Чрезмерно быстрая саморазрядка.

Теперь о причинах окисления. Основными причинами, по которым на клеммах появляется налет белого цвета, являются:

1) Вытекание электролита. Таково состояние самого аккумулятора. Происходит это зачастую во время перезарядки – происходить это может из-за генератора и цепи зарядки аккумуляторной батареи. Еще причиной вытекания может быть замыкание ячеек на аккумуляторе, а также отличающаяся плотность электролита. Помните и о том, каково качество корпуса для аккумулятора. Электролит может вытекать из образовавшихся в корпусе щелей и трещин. Клеммы могут окисляться также из-за попадания на нее электролита через щель около контакта батареи. Образуется она во время того, как клемма вибрирует или расшатывается в самом корпусе.

2) Неполадки с автомобильной электросетью. Первопричина образования налета – это плохой контакт между контактом и самой аккумуляторной клеммой. Еще подобное явления имеет место быть из-за плохих контактов в контактных группах, реле и остальных узких областях проводки.

3) Засорившиеся вентиляционных отверстия аккумуляторных банок. Из-за накопившейся грязи повышается давление электролита, расположенного в аккумуляторе. Из-за чрезмерного давления жидкость может вытекать через имеющиеся в корпусе отверстия.

В основном, окислившиеся клеммы свидетельствуют о том, что вскоре наступит, когда придется заменить аккумуляторную батарею. Вне зависимости от причин появления на клеммах аккумулятора следов от электролита, вытекающая кислота оказывает крайне негативное влияние на состояние и Вашей машины.

Дабы определить, попадала ли кислота на клеммы Вашего аккумулятора, достаточно промыть ее теплым раствором соды (максимум – это десятипроцентный раствор, в противном случае образуются трудносмываемые белые пятна). Если на клеммах была кислота, то следы электролита начнут смываться, проявляется это будет через реакцию кипения и выделением небольшого количества тепла. Желательно проводить эту операцию над подготовленной емкостью, благодаря чему на детали кузова ничего не попадет. Если Вы можете снять аккумулятор, то сделайте это, чтобы можно было промыть аккумулятор или на улице, или в гараже. В случае, если белый налет сода не «взяла», то воспользуйтесь наждачкой или ножом. Можно вообще приобрести специальную щетку для чистки клемм.

Часто на форумах можно прочить, что автовладелец прочистит клеммы аккумулятора бензином, после чего его ослепил блеск металла. Всегда помните о том, что бензин является горючим материалом, который обладает свойствами растворителя, поэтому во время очистки он может растворить резину и пластмассу. Но самый лучший вариант – это предотвращение окисления, а не последовательное удаление остатков электролита с клемм. Чем раньше Вы обнаружите проблему и устраните причину ее появления, тем меньше вреда получит автомобиль.

Методы борьбы с окислением

Помните, что даже в полностью исправном и рабочем аккумуляторе все равно будет испаряться незначительное количество кислоты. Посему абсолютно все методы борьбы с окислением сводятся к обеспечению герметичности соединения. Ни в коем случае не допускайте попадания на сам контакт любого защитного состава. Поверхность клемм и штырей нужно защитить и насухо протереть, после чего нужно надежно зафиксировать все соединения. Только по окончании этих процедур можно наносить защитное покрытие. Известные следующие способы защиты клемм от образования на них белого кислотного налета:

1) Масло и войлок. Этот метод проверен годами, так как известно, что именно такой способ защиты выбирали наши деды. Именно поэтому этот вариант так популярен среди автовладельцев. Для того, чтобы пары электролита не попадали на клемму и не наносили ей вреда, а также для минимизации воздействия внешних факторов на клемму, их покрывают войлоком, который был предварительно пропитан в машинном масле.

Для того, чтобы это сделать, нужно вырезать из войлока круглую прокладку с отверстием по середине. Подготовленную прокладку нужно пропитать маслом и надеть на аккумуляторный контакт (клемму). После этого на контакт нужно надеть клемму бортовой сети машины, то есть прикрутить, после чего сверху также нужно положить промасленную прокладку из войлока.

2) Лак, солидол, технический вазелин. В принципе, можно взять любой жидкий материал, который не смывается и изолирует. Прекрасно подойдет силиконовая смазки. Именно этот материал используется автовладельцами по причине того, что все остальные материалы вбирают в себя пыль и грязь.

3) Фетровые шайбы. Способ такой же, как и с войлоком. На клемму нужно надеть шайбу для того, чтобы защитить ее.

4) Специальная смазка (антижир), обладающая антикоррозийными свойствами. Эти средства продаются в виде аэрозолей, которую нужно нанести на клеммы. Найти это средство можно в специализированном магазине.

Выбор смазки для клемм аккумулятора

Выбирать смазку для аккумуляторных клемм нужно четко, так как в противном случае могут возникнуть проблемы. Халатность при выборе может обернуться через время необходимостью заводиться «с толчака», а через время и вовсе придется заменить аккумулятор, так как он полностью выйдет из строя. Восстановление аккумулятора – дело очень затратное с точки зрения финансов, а покупку обойдется еще дороже. Вопрос выбора смазки для клемм – предмет споров, которые не утихают уже давным-давно. Среди автовладельцев есть приверженцы новейших технических разработок промышленности, кто-то же отдает предпочтение проверенным методам. Следует рассмотреть аргументы за и против.

Проведение профилактических работ – залог долгой жизни аккумулятора. Так как предотвращение образования налета – это лучше, чем постоянное его удаление, то нужно выяснить первопричину сего явления. В этом вопросе достаточно просто загерметизировать, через которые выходят пары электролита. Перед тем, как смазать клеммы, нужно удалить с аккумулятора уже образовавшуюся окись и скопившуюся пыль. Ранее было сказано, что следы от паров электролита удаляются раствором соды, а пыль же можно удалить обычной дистиллированной водой.

Самой популярной смазкой является проверенный временем солидол. Этот вариант очень распространен, так как применяется уже достаточно давно. После того, как будут затянуты клеммы, на них тонким слоем нужно нанести солидол. После этого примерно на полгода Вы забудете о проблеме , то только при условии, что все герметично, а также нет пробоя. Далее по популярности идет вазелин – и аптечный, и технический. Хотя этот способ достаточно противоречив, хотя бы потому, что солидол используют даже те, кто предпочитает новшества. Вазелин достаточно хорошо защитит клеммы от влаги, не допускает их припаивания к корпусу аккумулятора, но вот с проводимостью есть проблемы.

Для того, чтобы их преодолеть, нужно добавить к вазелину графитовую смазку. Вариант для особо ленивых: когда будете проверять масло, мазните щупом по клеммам. Так как уровень масла нужно проверять часто, обновление смазки будет регулярным, проводить профилактику нужно будет нескоро, но только если он исправно работает. Желательно время от времени удалять с поверхности скопившуюся пыль. Вы можете допустить ошибку, которую допускали до Вас очень многие – при обработке солидолом многие закладывают его между клеммами аккумулятора и проводов.

При этом автовладельцы не помнят о том, что в условиях высокой температуры, которая нагоняется во время работы «сердца» авто, происходит затвердевание солидола, то есть в результате имеем сухую, очень плотную корку. Через нее ток не пройдет, от чего исчезает контакт. Убрать эту самую корку очень трудно. Подобные предостережения касаются не только солидола, но и других смазок – проблемы, возникающие при их эксплуатации, также достаточно трудно устранить.

Если Вы – приверженец технического прогресса, то смазка из автомагазинов подойдет Вашему аккумулятору. Очень хорошие отзывы получила смазка Molykote HSC Plus, которая была разработана специально под батареи FIAMM , хотя применима и для других аккумуляторов. Она характеризуется достаточно высокой электропроводностью, а также способностью сохранять свои технические характеристики при колебании температур от -30 до +1100°C. Далее по популярности идут немецкие смазки-спреи.

Они не создают переходное сопротивление, но обеспечивают стабильное напряжение. Его очень удобно использовать – нужно просто нажать на кнопку, после чего можно наносить смазку. Этой смазке не страшна температура, также она не допустит окисления от испарений электролита. Самым лояльным с точки зрения цены является средство «Циатим», но вот у него проблемы с проводимостью – некоторые считают ее недостаточной.

Ясно, что производитель не всегда добросовестно подбирает аккумулятор, вернее, у устанавливаемых устройств не самая удачная конструкция, у каждой банки может быть своя крышка, под которые обязательно проникнет грязь и пыль. Так как пробок несколько, то значительно возрастает риск попадания в электролит мусора. На все пробки можно сделать по войлочному колпаку, предварительно вымочив материал в масле, но вот изготовить, установить и использовать подобное приспособление будет достаточно трудно. Более разумным будет решение изготовить общую защиту – что-то на подобии пыльника. Для этого подойдет даже линолеум, но внешне это будет выглядеть не совсем эстетично. Можно взять коврик из «классики», который нужно сделать по размеру крышки. Вот он ляжет как влитой.

Будьте бдительны при диагностике аккумулятора. Важно вовремя обнаружить проблему, чтобы она не развивалась дальше до более губительных последствий. Успехов Вам.