Проникающая смазка для авто какую выбрать отзывы. Скользкий тип: сравнительный тест «жидких ключей. Видео как сделать проникающую смазку

Заржавевший болт - головная боль не только автослесарей (хотя автомеханики сталкиваются с этой напастью чаще всех), но и других профессионалов, кто работает с механизмами и с их комплектующими деталями, т.е. строителей, сантехников, водителей фур и многих многих других рабочих людей. С такой напастью изредка сталкиваются и простые обычные обыватели. Увы, вода настолько умело может просачиваться в любые малозаметные глазу щели и поры, что, такое плотное соединение как резьба не всегда способно противостоять даже самим силам природы. Там, где образуется влажность, если она всего лишь витает и содержится в воздухе, рано или поздно большинство видов , а металлическое соединение постепенно начнет превращаться в единый, плотно спаянный ржавый кусок.

О тех способах, с помощью которых можно открутить прикипевший ржавым налетом болт или гайку, мы рассказывали своим читателям раньше. Вариантов решения проблемы существует достаточно, поэтому, при должных знаниях, умении и сноровке разъединить неподатливое соединение в любом случае получится у многих. Вот например, если, при помощи накидного ключа у вас никак не получается стронуть резьбовое соединение, то на помощь может всегда прийти простой инструмент,- стамеска с молотком, паяльная лампа, дрель или обычная химия. "Химия" - это так по научному называемые проникающие смазки или, как их еще называют,- специальные масла.

Материалы на тему:

Возможно вы не раз уже слышали о таком чуде, как химическая промышленность, или о проникающем масле, возможно вы им ни раз уже пользовались и вполне даже успешно. Но задумывались ли вы когда-либо, как работают эти жидкие помощники? Как им удается проникать в практически герметичные соединения и разъедать эту въедливую ржавчину? Если нет, то попробуем вместе с нами на время погрузиться в этот увлекательный мир «жидких ключей», как их называют между собой сами профессионалы.

Так как-же все-таки работает это проникающее масло?

Если вы подумали на самом деле, что основным компонентным средством для откручивания болтов является масло, то можем сказать с уверенностью, что вы ошибаетесь. Напротив, самой главной задачей у жидкости является, ее проницаемость в тончайшие зазоры между витками резьбы. Из-за этого она и должна быть сильно и крайне текучей. Если бы такая жидкость была по своей консистенции довольно густой, то у нее ничего бы не получилось. Посмотрите на видео, как легко эта жидкость проникает в закрученое резьбовое соединение:

Этот качественный «жидкий ключ» постепенно прольется и проникнет по спирали на всю длину болта, разнеся свои компоненты по всей проржавевшей площади. После чего начнется главная магия очистки.

И так, первый секрет "проникающей жидкости" в следующем, - она должна быть достаточно текучей и с максимально проникающем свойством.

Магия растворения ржавчины стоит, как говорят спецы, на трех основных китах:

1. Разъедание ржавчины. Состав средства подобран таким образом, что, как бы смачивает эту самую ржавчину, вроде перед ней тот самый бородинский хлеб, разлагая таким образом ее на составные части.

2. Предворяет этот процесс, само вытеснение влаги из соединения, главного катализатора разрушения металла.

3. После этого на поверхности металла под разрушенной ржавчиной, благодаря химическому процессу, образуется смазочная пленка, которая и позволит в дальнейшем залипшему соединению проще стронуться со своего места, а во вторых эта пленка не позволит больше в дальнейшем образовываться на металлической поверхности новой . Во всяком случае до тех пор, пока хим.жидкость полностью не вытечет оттуда.

Что касается защитной пленки остающейся на поверхности металла, то она бывает двух типов, все зависит от состава средства. Либо этот химический слой устойчивый к образованию коррозии, либо эта масляная пленка, которая отталкивает воду.

Таким образом надо запомнить, что вторым активным «ингредиентом» по применению является, способность данного состава вступать в активную химическую реакцию и растворять продукты разложения металла.

Так же не стоит забывать и о том, что само предназначение разнообразных «жидких ключей» может быть различным. Это наглядно видно из видеоролика на YouTube-канале журнала «За рулем», а также в полезной прикладной автомобильной передаче- «Техническая среда»:

Как видно на кадре из передачи «Техническая среда», все четыре средства для откручивания болтов разного цвета. В их раскраске как раз и кроется само предназначение их использования.

Крайняя правая жидкость на видеоролике имеет светлый золотистый оттенок. Павел Леонов, являющийся редактором журнала «За рулем» объясняет, это связано в первую очередь с тем, что в состав данной жидкости в большей его части входят в основном растворители. Такое средство было разработано именно для откручивания резьбовых соединений.

Чуть более темный состав жидкости содержит уже в себе больше масла, что подразумевает более универсальное его использование.

Третий состав похож больше по цвету на квас, он содержит в себе наибольший процент масла. Это по своей природе смазка, с водоотталкивающим эффектом.

Четвертая смазка, как многие уже догадались,- WD-40. Давайте посмотрим на эксперимент, насколько разные средства отличаются друг от друга, на сколько они лучше или хуже справляются со ржавчиной:

Видео взято с YouTube канала «За рулем»

Наглядное видео, не правда ли уважаемые читатели?

Вот еще одно экспериментальное видео, где наглядно продемонстрированы проникающие способности различных по составу средств:

Видео взято с YouTube канала «Project Farm»

Здесь отчетливо видно, что свойство проникновения жидкостей с различной химией, у всех разное.

Вывод:

Таким образом, из всего показанного и описанного можно сделать следующее заключение. -Не каждое средство, которое предназначено для откручивания закисших болтов, выполняет свою работу одинаково качественно и надежно. Перед покупкой этого проникающего масла той или иной марки заранее следует ознакомиться с отзывами о применении данного химического средства. Помните, что жидкости с большим процентом растворителя пагубно влияют на резиновые детали, на пыльники, на кольца и др. легко растворяемые детали. И наоборот, если болт уже сильно проржавел, то использовать жидкость с большим содержанием масла нет никакого смысла.

Так же не стоит надеется и на проникающие смазки, как на безусловное решение образовавшейся проблемы. Иногда случается, что против хорошо закисших прикипевших болтов приходится использовать тяжелую артиллерию. Ссылки с наглядными примерами мы опубликовали выше.

С приржавевшими болтами или гайками, которые порой просто невозможно открутить, не сломав при этом, наверняка сталкивались все автомобилисты, предпочитающие самостоятельно проводить ремонт и обслуживание своей машины. И если раньше для решения этой проблемы умельцы пользовались народными средствами, смачивая их тормозной жидкостью, керосином или скипидаром, то сейчас им на помощь пришла проникающая смазка. Проникающая смазка, о которой пойдет речь, в разы превосходит самое распространенное средство WD-40, которое все так любят использовать при откручивании старых, заржавевших болтов и гаек. Очень часто, при попытке открутить заржавевшее резьбовое соединение нас постигает неудача и болт ломается. Это не так страшно если к нему имеется свободный доступ и его легко заменить. Но наша жизнь не лишена иронии и по злому случаю слом происходит в самом труднодоступном месте. Или месте, где шпилька ломается под корень и кроме того как высверливать отверстие другого выхода не остается. Чтобы избежать подобных случаев, или крайне минимизировать получить данный результат, была разработана собственная смазка. Все познавалось опытным путем.

Как сделать проникающую смазку - первый вариант

Этот вариант отлично подходит для сильно заржавевших деталей. Состав такой: Уайт-спирит - 50 гр. Сухая смазка, типа Forum - 5 гр. Также подойдет другая - графит, молибден и тд. Преобразователь ржавчины, типа Цинкарь, Цинкор и т.д. - 50 гр. Изготовление проникающей смазки Наливаем уайт-спирит в емкость.

Затем добавляем сухую смазку.

И преобразователь ржавчины.

Все хорошенько перемешиваем и заливаем в распылитель.

Тестируем на машинке для трения.

Результат такой, что вал машинки не удалось затормозить при нагрузке на рычаг выше 11 кг! Хотя покупная WD-40 заставила остановиться вал уже на 4 кг приложенного усилия. Теперь проведем испытание самодельной проникающей смазки в реальных условиях. Зажмем ржавую шпильку с болтом в тиски. Сбрызнем смазкой. Тут же будет видна реакция, так как в составе имеется преобразователь ржавчины, который среагирует на коррозию.

И в итоге гайка очень легко отвинчивается. Секрет такой смазки прост: Преобразователь ржавчины разъедает ржавчину, уайт-спирит способствует хорошему проникновению, а твердая смазка обладает хорошими смазывающим эффектом. В результате наша цель достигнута - гайка откручена, шпилька цела. Но есть у этой чудо смазки и свои недостатки: её необходимо каждый раз взбалтывать перед применением. Так же частицы сухой смазки могут забиться в форсунке распылителя. Ну и желательно делать такой состав в небольших количествах и только перед применением, так как свойства после продолжительного хранения, на мой взгляд, существенно теряются.

Второй рецепт мощной проникающей смазки своими руками

Второй состав более стабилен и предназначен для кардинального снижения трения в резьбовых узлах при их раскручивании. Состав: Растворитель уайт-спирит, 646 - 50 гр. Водостойкая смазка, графитовая, типа Зеленка - 5 гр. Анти-фрикционная присадка Prolong - 10 гр. Добавляем смазку в сосуд для смешивания.

Затем наливаем растворитель.

Перемешиваем до полного растворения смазки в растворителе.

Добавляем присадку.

Все опять же хорошо перемешиваем и заливаем в распылитель.

Сравнительный тест в реальных условиях с WD-40

Зажмем ржавую скобу с гайками в тисках. Изначально сбрызнем WD-40. Сделаем оборот, чтобы смазка попала в резьбу. Далее берем динамометрический ключ и измеряем усилие.

Изначальное усилие без смазки - 56 Н/м. С WD-40 усилие составило чуть более 42 Н/м. Смазка из собственного состава показала усилие гораздо меньше 42 Н/м. Но ниже измерить не удалось, так как ключ не позволяет - закончилась шкала. Но по ощущениям, усилие прилагаемое для откручивания, существенно нижние. Как видите, такие самодельные смазки отлично работают и запросто превосходят имеющиеся покупные аналоги. Так что друзья, делайте свой состав и вы забудете о сломанных болтах и ключах!

Видео как сделать проникающую смазку

Более детальное изготовление смазок и развернутый тестинг и рекомендации смотрите в видео ролике.

Еще один вариант изготовления проникающей смазки

Тормозная жидкость БСК = бутиловый спирт + касторка. Старшее поколение знает, что слесари активно использовали эту жидкость в смеси с керосином для размачивания заржавевших соединений. 1) Проникновение . По определению жидкость должна обладать хорошей проникающей способностью, чтобы доставить к месту смазки собственно размягчающие ржавчину, растворяющие или преобразующие ржавчину и защищающие нетронутый коррозией слой. Пожалуй, наиболее известным представителем, доступным в быту, является керосин. Это самый доступный проникающий ингредиент. 2) Размягчение , разрыхление ржавчины. Собственно - это главное, чего мы пытаемся достичь, используя различные "жидкие" ключи. Эту роль с успехом выполняют различные масла: любые автомобильные, от моторных до трансмиссионных, некоторые растительные, неподверженные высыханию. Однако, если необходимо собрать как можно менее агрессивный по отношению к резине и пластикам состав, лучше использовать чистое вазелиновое масло. Продается в любой аптеке. 3) Растворение или преобразование ржавчины . Далеко не всегда является свойством проникающей смазки, но если требуется такое качество заложить в создаваемый состав, придется обратиться к кислотам. Наилучшим образом растворяет ржавчину щавелевая кислота, однако ее не так просто найти и приобрести. Другой наиболее известный реактив - ортофосфорная, или просто - фосфорная кислота. В чистом виде ее найти не так просто, зато она участвует практически во всех "преобразователях" ржавчины. Например, в составе Цинкарь. 4) Защита от дальнейшей коррозии . Может достигаться двумя путями: созданием на поверхности металла химической пленки, устойчивой к коррозии, или прочной механической (масляной) пленки, отталкивающей воду. ✔ Первый путь - это использование ингибиторов коррозии, одним из самых доступных является Цинкарь или просто ортофосфорная кислота. ✔ Второй путь - это использование в качестве смазывающего ингредиента фторуглеродных смазок, например, смазки 3ф. Однако, на этом пути придется много экспериментировать, подбирая оптимальные пропорции по смешиваемости. 5) Распыление и осаждение на обрабатываемой поверхности . Очевидно, что для эффективного распыления смазки ее состав должен быть очень жидким и легким. Однако, введение в состав любых масел увеличивает вязкость и удельный вес. Здесь нам должны помочь летучие вещества. Они уменьшают общую плотность состава, обеспечивая ему подвижность, но быстро улетучиваются с поверхности, оставляя необходимую рабочую пленку. На проникающие и разрыхляющие свойства они практически не влияют. Самым распространенным и доступным в быту представителем этого семейства является, конечно же, ацетон. Имея малый собственный удельный вес и высокую растворяющую способность, он делает смазку более жидкой и легкой, чтобы легче доставить ее в нужное место, а затем быстро испаряется, оставляя необходимую концентрацию рабочих веществ. Можно использовать и еще более летучие вещества, например медицинский эфир. Необходимо помнить о чрезвычайно высокой воспламеняемости и взрывоопасности летучих соединений. Немного о пропорциях. 1) Керосин: как правило 50-75% 2) Масло: 15-30% 3) Ингибиторы: до 5% 4) Летучие вещества: до 10% Пропорции могут быть и другими, особенно в зависимости от внешних условий, в первую очередь - температуры воздуха, а также от задач, которые ставятся перед жидкостью.

Аналоги и альтернатива WD-40

Конечно, «вэдэшка», несмотря на свои недостатки, способна выручить в сложном положении, но это не единственная проникающая смазка, предлагаемая на рынке. «Унисма-1» – продукт, разработанный отечественными химиками еще в советский период в противовес WD-40. Причем по некоторым свойствам она не только не уступает знаменитому конкуренту, но и превосходит ее. Однако недостатки, присущие американской смазке, унаследовала и «Унисма-1». Поэтому обе жидкости трудно назвать многофункциональными, и их применение в основном сводится к облегчению демонтажа поврежденных ржавчиной деталей.

А вот Molykote Multigliss – смазка универсальная проникающая, можно сказать, полностью соответствует этому определению. В ней производитель постарался избавиться от недостатков, присущих вышеописанным смазкам. Помимо высокой проникающей способности и быстрого размягчения ржавчины, эта жидкость вытесняет влагу и при этом не дает ей адсорбироваться на поверхности. А благодаря тому, что в ее состав были введены ингибиторы, Molykote Multigliss продолжает после нанесения защищать деталь от коррозии. Смазочная пленка, образующаяся на поверхности, эффективно снижает износ, возникающий в процессе трения, при этом она довольно прочная и сохраняет заложенные свойства продолжительное время. Таким образом, компании производителю – Dow Corning, действительно удалось создать многофункциональный продукт. Еще одно средство, которое также считается довольно эффективным, и, что немаловажно, сравнительно недорогим, называется UNI-M Spray от компании EFELE . Особенностью этого продукта является то, что проникая в узел, он не вытекает оттуда, образуя не просто пленку, а целый смазочный слой, способный переносить различные нагрузки и предотвращающий образование коррозии. Усиление противоизносных свойств UNI-M Spray обеспечивает добавление в его состав антифрикционных наполнителей. А ингибиторы защищают от ржавчины.


Проникающая смазка, о которой пойдет речь, в разы превосходит самое распространенное средство WD-40, которое все так любят использовать при откручивании старых, заржавевших болтов и гаек.
Очень часто, при попытке открутить заржавевшее резьбовое соединение нас постигает неудача и болт ломается. Это не так страшно если к нему имеется свободный доступ и его легко заменить. Но наша жизнь не лишена иронии и по злому случаю слом происходит в самом труднодоступном месте. Или месте, где шпилька ломается под корень и кроме того как высверливать отверстие другого выхода не остается.
Чтобы избежать подобных случаев, или крайне минимизировать получить данный результат, была разработана собственная смазка.
Все познавалось опытным путем.

Первый рецепт мощной проникающей смазки

Этот вариант отлично подходит для сильно заржавевших деталей.
Состав такой:
  • Уайт-спирит - 50 гр.
  • Сухая смазка, типа Forum - 5 гр. Также подойдет другая - графит, молибден и тд.
  • Преобразователь ржавчины, типа Цинкарь, Цинкор и т.д. - 50 гр.

Изготовление проникающей смазки

Наливаем уайт-спирит в емкость.


Затем добавляем сухую смазку.


И преобразователь ржавчины.


Все хорошенько перемешиваем и заливаем в распылитель.


Тестируем на машинке для трения.


Результат такой, что вал машинки не удалось затормозить при нагрузке на рычаг выше 11 кг! Хотя покупная WD-40 заставила остановиться вал уже на 4 кг приложенного усилия.
Теперь проведем испытание самодельной проникающей смазки в реальных условиях. Зажмем ржавую шпильку с болтом в тиски. Сбрызнем смазкой. Тут же будет видна реакция, так как в составе имеется преобразователь ржавчины, который среагирует на коррозию.


И в итоге гайка очень легко отвинчивается.
Секрет такой смазки прост: Преобразователь ржавчины разъедает ржавчину, уайт-спирит способствует хорошему проникновению, а твердая смазка обладает хорошими смазывающим эффектом. В результате наша цель достигнута - гайка откручена, шпилька цела.
Но есть у этой чудо смазки и свои недостатки: её необходимо каждый раз взбалтывать перед применением. Так же частицы сухой смазки могут забиться в форсунке распылителя.
Ну и желательно делать такой состав в небольших количествах и только перед применением, так как свойства после продолжительного хранения, на мой взгляд, существенно теряются.

Второй рецепт мощной проникающей смазки своими руками

Второй состав более стабилен и предназначен для кардинального снижения трения в резьбовых узлах при их раскручивании.
Состав:
  • Растворитель уайт-спирит, 646 - 50 гр.
  • Водостойкая смазка, графитовая, типа Зеленка - 5 гр.
  • Анти-фрикционная присадка Prolong - 10 гр.
Добавляем смазку в сосуд для смешивания.


Затем наливаем растворитель.


Перемешиваем до полного растворения смазки в растворителе.


Добавляем присадку.


Все опять же хорошо перемешиваем и заливаем в распылитель.


Сравнительный тест в реальных условиях с WD-40

Зажмем ржавую скобу с гайками в тисках. Изначально сбрызнем WD-40. Сделаем оборот, чтобы смазка попала в резьбу. Далее берем динамометрический ключ и измеряем усилие.


Изначальное усилие без смазки - 56 Н/м. С WD-40 усилие составило чуть более 42 Н/м. Смазка из собственного состава показала усилие гораздо меньше 42 Н/м. Но ниже измерить не удалось, так как ключ не позволяет - закончилась шкала. Но по ощущениям, усилие прилагаемое для откручивания, существенно нижние.
Как видите, такие самодельные смазки отлично работают и запросто превосходят имеющиеся покупные аналоги. Так что друзья, делайте свой состав и вы забудете о сломанных болтах и ключах!Более детальное изготовление смазок и развернутый тестинг и рекомендации смотрите в видео ролике.

И так, что же такое «Жидкий ключ» или проникающие смазки и для чего они нужны? С приржавевшими болтами или гайками, которые порой просто невозможно открутить, не сломав при этом, наверняка сталкивались все автомобилисты, предпочитающие самостоятельно проводить ремонт и обслуживание своей машины. И если раньше для решения этой проблемы умельцы пользовались народными средствами, смачивая их тормозной жидкостью, керосином или скипидаром, то сейчас им на помощь пришла проникающая смазка. В последнее время на рынке появился абсолютно новый продукт: http://uni-m.com.ru универсальная смазка EFELE UNI-M Spray, которая по своим характеристикам превосходит все ниже приведённые аналоги. Благодаря чему универсальная гибридная смазка EFELE UNI-M Spray находит более 100 применений, и является лидером продаж на рынке проникающих смазок.


Причины популярности проникающих смазок

Впервые появившись на рынке, это средство очень быстро получило признание, причем не только у автомобилистов, но и просто в быту. Почему это произошло, объясняется несколькими причинами, прежде всего, конечно, удобством применения. Ведь сама проникающая смазка помещена в баллончик-спрей, и ею удобно пользоваться, обрабатывая нужную деталь, при этом не пачкая рук. Для труднодоступных мест специально предусмотрена трубочка, которая надевается на сопло баллончика. С ее помощью обрабатываются скрытые элементы узлов и механизмов, например дверные замки.

Другая причина заключается в ее многофункциональности: вытеснении влаги, размягчении и удалении ржавчины, создании на обрабатываемой поверхности антикоррозийной защитной пленки.

Смазка проникающая WD-40

Пожалуй, самым известным представителем таких спреев является смазка универсальная проникающая WD-40 или «вэдэшка», как ее прозвали в народе. Она была разработана более полувека назад в США, однако продолжает оставаться на пике популярности, правда, скорее благодаря успешному маркетингу, нежели своим характеристикам. Так что же представляет собой легендарная «вэдэшка»?

Состав WD-40

Официально состав жидкости производитель продолжает держать в секрете, хотя на самом деле эта тайна уже давно раскрыта: смесь уайт-спирита (нефтяного растворителя) и парафинового дистиллята. Причем с момента создания и вплоть до сегодняшнего дня эта смазка не претерпела практически никаких изменений, если не считать добавления в ее состав ароматизаторов, и время от времени меняющейся упаковки.

Ради справедливости нужно отметить то, что проникающая смазка «ВД-40», прежде всего, является вытеснителем воды, о чем свидетельствует ее название: WD - Water Displacement. Но производитель приписывает ей еще антикоррозийные и защитные свойства. Тем не менее обольщаться на этот счет не стоит.

Недостатки и достоинства «вэдэшки»

Основная проблема «вэдэшки» заключается в том, что нефтяные дистилляты, входящие в ее состав, действительно образовывают на обрабатываемой поверхности защитную пленку, но она настолько тонкая, что очень быстро испаряется. В связи с этим защита от коррозии получается кратковременной, а смазывающие свойства у WD-40, которая позиционируется у продавцов, как проникающая смазка, фактически отсутствуют.

Помимо этого, практический опыт использования «вэдэшки» выявил еще один неприятный момент: после удаления влаги она способствует ее быстрой адсорбции из окружающего воздуха, что вновь приводит к образованию и развитию коррозии. И также не стоит забывать о том, что пока идет обработка, вымываются и остатки той смазки, которая была в ней ранее. Поэтому после использования этой жидкости механизм обязательно нужно смазать маслом.

Но, так или иначе, «вэдэшка» действительно хорошо проникает даже в сложные механизмы, освобождая при этом приржавевшие части. Кроме того, WD-40 прекрасно очищает самые разнообразные загрязнения, в том числе черные следы от обуви и трудно смывающийся маркер, а также жир, остатки клея и битумные пятна.

Возможная альтернатива WD-40

Конечно, «вэдэшка», несмотря на свои недостатки, способна выручить в сложном положении, но это не единственная проникающая смазка, предлагаемая на рынке.

«Унисма-1» - продукт, разработанный отечественными химиками еще в советский период в противовес WD-40. Причем по некоторым свойствам она не только не уступает знаменитому конкуренту, но и превосходит ее. Однако недостатки, присущие американской смазке, унаследовала и «Унисма-1». Поэтому обе жидкости трудно назвать многофункциональными, и их применение в основном сводится к облегчению демонтажа поврежденных ржавчиной деталей.

А вот Molykote Multigliss - смазка универсальная проникающая, можно сказать, полностью соответствует этому определению. В ней производитель постарался избавиться от недостатков, присущих вышеописанным смазкам.

Помимо высокой проникающей способности и быстрого размягчения ржавчины, эта жидкость вытесняет влагу и при этом не дает ей адсорбироваться на поверхности. А благодаря тому, что в ее состав были введены ингибиторы, Molykote Multigliss продолжает после нанесения защищать деталь от коррозии.

Смазочная пленка, образующаяся на поверхности, эффективно снижает износ, возникающий в процессе трения, при этом она довольно прочная и сохраняет заложенные свойства продолжительное время.

Смазка универсальная проникающая WD-40

Таким образом, компании производителю - Dow Corning, действительно удалось создать многофункциональный продукт.

Еще одно средство, которое также считается довольно эффективным, и, что немаловажно, сравнительно недорогим, называется UNI-M Spray от компании EFELE.

Особенностью этого продукта является то, что проникая в узел, он не вытекает оттуда, образуя не просто пленку, а целый смазочный слой, способный переносить различные нагрузки и предотвращающий образование коррозии.

Усиление противоизносных свойств UNI-M Spray обеспечивает добавление в его состав антифрикционных наполнителей. А ингибиторы защищают от ржавчины.

Что же выбрать?

Однозначно дать ответ на этот вопрос сложно. К тому же рассмотренные выше проникающие жидкости - это лишь небольшой пример того, что сегодня можно купить в магазине. На самом деле их выбор огромен. Ясно одно, что есть заменители такой популярной WD-40, работающие намного лучше этой жидкости.

В конце концов, если требуется отвернуть только ржавый болт, можно обойтись и без специальных смесей, а попробовать это сделать с помощью народных средств: уксусной эссенцией или кока-колой, в составе которой есть ортофосфорная кислота. И одна и другая прекрасно справляются с коррозией. Кстати, именно ортофосфорную кислоту производители используют при изготовлении многих преобразователей ржавчины, которые применяются для обработки кузовов автомобилей.

В общем, прежде чем идти в магазин за «жидким ключом», как еще называют проникающие смазки в народе, следует определиться, действительно ли он нужен для выполнения той работы, которую планируется сделать или можно обойтись тем, что есть под рукой.