Что такое 4 motion. Как работает полный привод на тигуане, подключаемый или постоянный, почему не включается. За счет чего обеспечивается работа

Никому не нужно объяснять, что нынешние немецкие автомобильные бренды являются крайне популярными и востребованными не только в Европе, но и на всей планете. Благодаря ежегодным разработкам лучших инженеров мира автогиганты держать пальму первенства по продажам своих моделей долгие годы. Одним из таких брендов является концерн Фольксваген, который даже владеет дочерними предприятиями, впускающими суперкары. Весьма логично предположить, что имея такие обороты выгодно быть ведущим технологами в плане создания инновационных технологий. Когда немецкий концерн в преддверии второго тысячелетия создал новую систему полного привода, именуемую 4motion, шума было вокруг этого события много.

Сегодня очень сложно назвать точную дату начала разработок новой системы полного привода, которой занимался концерн . Однако точно можно сказать, что за год до представления сего творения на тогдашних последних моделях Гольфа и Бора разговоров и ажиотажа вокруг премьеры хватало. И когда в 1998 году машины были представлены, покупатели разбирали всеми любимый Гольф, как горячие пирожки. Тогда 4motion была установлена на четвертое поколения всемирно известно модели. Немецкий концерн выпустил более 4 миллионов машин четвертого Гольфа, выпуск которого продолжался вплоть до 2003 года. Бора получила практически те же характеристики, сменив лишь облик. К слову, вне Европы Боры тогда не было, ведь тогда она именовалась Джеттой.

Сегодня до сих пор есть любители именно того , которые считают модель самой удачной за всю историю Фольксваген. После 1998 года, когда популярность новой системы полного привода росла, концерн начал устанавливать ее на другие полноприводные автомобили. Примером может служить самый ходовой седан Пассат и прекрасно показавший себя внедорожник Туарег.

Говоря о 4motion, нужно обозначить, что это торговая марка, а не обозначение типа полноприводной трансмиссии, используемой в конкретном автомобиле. Поэтому, если вы думаете, что система полного привода 4motion – это трансмиссия, которая устанавливается поголовно во все модели бренда, то вы ошибаетесь. Безусловно, технология одна, но сравнивать системы полного привода того же Туарега и Гольфа будет большой ошибкой.

Муфта Haldex и что она значит для 4motion

Данная система полного привода является полноприводной трансмиссией, особенностью которой является распределение крутящего момента от двигателя по осям. Сам полный привод работает по совместительству с ABS и EDS, что позволяет демонстрировать повышенную управляемость и надежность автомобиля. С целью регуляции тяговых усилий и грамотного распределения крутящего момента система полного привода 4motion использует многодисковую фрикционную муфту Haldex. Задача этой муфты является правильное распределение крутящего момента между передней и задней осями. Муфта устанавливается в картер дифференциала задней оси.

По сути, особенностью 4motion является как раз таки совместное использование технологии с муфтой Халдекс. Это деталь имеет электронное управление, обладающая блоком управления, исполнительным устройством и рядом входных датчиков. В союзе с ABS и EDS система с помощью блока управления преобразовывает входящую информацию, а потому уже переедет ее в управляющее воздействие на исполнительное устройство.

Система полного привода 4 motion принцип работы

Как обозначают разработчики концерна Фольксваген, у системы полного привода 4motion есть пять характерных режимов, когда система начинает активно воздействовать с дорогой. Первым является размеренное начало движения. Что касается второго, то полноприводная трансмиссия активируется, когда водитель резко нажимает на газ со старта движения, провоцируя пробуксовку. Не забыли инженеры и о корректировке движения автомобиля при постоянной стабильной скорости. А вот резкое повышение скорости с пробуксовкой это уже четвертый режим. Ну и торможение, которое является самым важным режимом относительно безопасности не только водителя и пассажиров, но и пешеходов.

Система полного привода 4Motion относится к т.н. системам полного привода подключаемым автоматически. В данной системе крутящий момент двигателя распределяется по осям в зависимости от дорожной ситуации. Система 4Motion устанавливается на автомобили концерна Volkswagen с 1998 года. Название 4Motion является зарегистрированным товарным знаком.

Система полного привода 4Motion включает дифференциал передней оси в коробке передач, раздаточную коробку, карданную передачу привода задней оси, многодисковую фрикционную муфту, главную передачу и дифференциал задней оси.

При движении с постоянной скоростью клапан открывается, а диски сжимаются в зависимости от условий движения. На заднюю ось крутящий момент передается в определенных (незначительных) пределах.

Пробуксовка в движении автомобиля определяется на основании сигналов от блока управления системы ABS. При этом клапан открывается в зависимости от условий движения (какая ось и какие колеса буксуют).

При торможении клапан управления открыт, фрикционные диски муфты полностью разжаты. Крутящий момент на заднюю ось не передается.

Кто-то называет самый комфортабельный автомобиль, построенный на шасси Т5, микроавтобусом. Мне кажется, правильнее окрестить его минивэном. По эргономике Volkswagen Multivan не уступает легковым «фольксвагенам», да и длиной сравним с большими седанами или вседорожниками. Зато высокая посадка, хорошая обзорность и шестиметровый радиус разворота позволяют немаленькому автомобилю проворно протискиваться среди хаотично разбросанных на заснеженной парковке машин.

Дороги в Финляндии не чистят - их выскребают. Жаль, асфальт не то, что нужно для оценки полноприводных возможностей Multivan. Никаких отличий от переднеприводной версии с таким же силовым агрегатом не наблюдаю. Разве что расход топлива у коллег, ехавших следом на переднем приводе, оказался на 0,2–0,3 л/100 км ниже. Но столь мизерную разницу вполне можно списать на стиль вождения.

Стабильно падающая забортная температура (минус градус на два-три десятка километров) тревожит. Правда, дыхание Севера в салоне не ощущается, если не считать загадочного сквозняка - надеюсь, случайного - где-то в рамке двери. Несмотря на дизельное «сердце», в салоне можно спокойно находиться без верхней одежды - спасибо дополнительному подогревателю.

Теплых слов заслуживает и сам новый двухлитровый дизель с двумя последовательными турбонагнетателями, и, конечно, его напарница - семиступенчатая DSG, впервые ставшая частью полноприводной трансмиссии на VW этого класса. И дело не только в отличной динамике и завидной экономичности. Multivan набирает скорость настолько плавно, будто «ступенек» в коробке вовсе не существует.

Примерно за 150 км до Полярного круга сворачиваем с основной трассы и начинаем петлять по узким местным дорожкам. Вот тут полный привод себя и проявит! Первое очевидное отличие от моноверсии - в старте с места. Передние колеса даже не успели толком побуксовать, как я почувствовал легкий толчок (это электроника подключила заднюю ось) - и автомобиль стал уверенно набирать скорость. И сигнальная лампа системы стабилизации мигала куда реже, чем на переднеприводнике.

Спасибо, 4Motion, что позволяешь без проблем погрузиться в финскую природу! Правда, прежде чем съехать с укатанного зимника в рыхлый снег, лучше заблокировать муфту, нажав кнопку с характерной пиктограммой (теперь крутящий момент расходится по осям в соотношении 50:50).

Отключил систему стабилизации и попробовал двинуться вперед: не трактор, конечно, но на вседорожник похоже. Не даром (в смысле, опция) на задней оси установлен самоблокирующийся дифференциал. Но забираться в чащу не решился: чем дальше, тем снег глубже. Так недолго и на брюхо сесть: свесы-то короткие, но вот база у Multivan длинная, да и дорожным просветом 4Motion не отличается от других версий. По внедорожным меркам, он отнюдь не велик - 167 мм.

Россия в прошлом году заняла первое место среди экспортных рынков Multivan. Увы, не сказано, сколько продали 4Motion. Наверняка немного, ведь за четыре ведущих надо доплатить около 153 000 рублей. Кстати, самая аскетичная 140-сильная версия 4×4 стоит 1 904 800 рублей. Мой Multivan в дорогой комплектации Highline, с опциями, самым мощным двигателем и коробкой DSG оценен в 3 352 900 рублей. Карман действительно не оттянет, а просто опустошит - любо, но дорого.

Автомобиль Фольксваген Тигуан, собираемый в РФ, пользуется довольно большой популярностью среди автолюбителей. Неплохое качество, не очень высокая цена, комфорт и удобство – аргументы в пользу приобретения данной машины. Еще один аргумент: наличие полного привода. Во многих случаях, из-за того, что машина оснащена системой полного привода, её и покупают. Как раз о приводе речь пойдет в данной статье.

Как работает полный привод на Тигуане

На автомобили данной модели устанавливается система полного привода, имеющая название 4Motion и о ней тоже стоит рассказать, чтобы в полной мере понять работу полного привода на машине описываемой модели.

4Motion

Данная система была разработана в прошлом веке и начала устанавливаться на автомобили Фольксваген с 1998 года. Крутящий момент в такой системе направляется к осям, в зависимости от дорожной ситуации. Подключение происходит автоматически.

Система состоит из следующих элементов:

  • дифференциал передней оси;
  • раздатка;
  • кардан заднего привода;
  • муфта;
  • главная передача;
  • заднеосевой дифференциал.

За счет чего обеспечивается работа

Переднеосевой дифференциал предназначен для того, чтобы направлять крутящий момент на передние колеса. Корпус дифференциала соединен валом с раздаткой. Карданная передача привода задней оси соединяет раздатку и . Сама карданная передача состоит из двух валов и ШРУСа, она присоединяется к раздатке и фрикционной муфте несколькими муфтами повышенной упругости.

Фрикционная муфта, встроенная в картер дифференциала задней оси, является дисковой. Такое строение необходимо для того, чтобы менять величину передачи крутящего момента. Данная величина зависит от того, насколько замкнута муфта.

На автомобили Фольксваген Тигуан устанавливается муфта Haldex, относящаяся к четвертому поколению муфт.

Она устроена таким образом: в основе – диски двух типов. Первые из них – фрикционные, имеющие внутреннее зацепление и ступицу. Вторые – стальные, имеющие внешнее зацепление и барабан. Диски сжимаются поршнями.

Помимо дисков, в структуру муфты входят элементы электронного управления:

  • входные датчики;
  • блок управления;
  • исполнительные устройства.

Главный показатель, на который ориентируется входной датчик – температура масла. Блок управления анализирует полученную от входного датчика информацию и дает команды исполнительным устройствам. Нужно отметить, что блок управления ориентируется не только на уровень температуры масла, он получает информацию еще и от ЭБУ двигателя и ABS.

Исполнительное устройство – это клапан, который регулирует степень сжатия дисков.

Режимы работы муфты

Все предусмотрено 5 режимов работы муфты:

  1. При начале движения.
  2. При начале движения с пробуксовкой.
  3. При движении с постоянной скоростью.
  4. При движении с пробуксовкой.
  5. При торможении.

При торможении и движении с постоянной скоростью диски, как правило, не зажаты. Машина использует для движения только одну ведущую ось. Если возникает пробуксовка, то диски зажимаются до определенного уровня. При начале движения диски зажаты.

Таким образом, система сама определяет, на основании информации, полученной от электронных устройств, когда и насколько нужно зажать диски муфты.

Не работает полный привод на Тигуан

Причины того, что не работает полный привод на Тигуан, могут быть самыми разнообразными, начиная с поломки железа и заканчивая выходом из строя датчиков и электроники.

Например, если вышел из строя датчик температуры масла, то подключение задней оси будет осуществляться некорректно. То же самое может происходить, если поступает некорректная информация с блоков двигателя и ABS.

Частой причиной проблем с полным приводом является изнашивание подвесного подшипника карданного вала. Фиксируются также проблемы с подкачивающим насосом.

К сожалению для владельцев данного автомобиля, ремонт обходится достаточно дорого. И к этому нужно готовиться.

Вообще же, наверное, искать причину того, что не работает полный привод, искать необходимо не в интернете, а в автосервисе. Здесь описаны только лишь характерные болячки привода автомобиля, но в каждом конкретном случае причина неисправности может быть своя.

Тигуан. Полный привод или подключаемый

Прежде чем более подробно разбирать вопрос, стоит отметить, что Тигуан продается в двух версиях: городской и внедорожной. Именно от этого зависит подключаемый или постоянный полный привод у этой машины. Во внедорожной версии даже есть фаркоп, который спрятан под днищем автомобиля. С городским Тигуаном, в принципе, все понятно: он предназначен для того, чтобы перевозить людей и небольшие грузы в городских условиях. Тигуан во внедорожной версии остается все тем же паркетником, но с определенным дополнительным оборудованием и набором функций. В частности, он имеет кнопку Offroad, которая мобилизует все системы автомобиля, подготавливает их к борьбе с грязью, снегом, льдом и прочим.

Что касается того, какой же привод на Тигуане, то тут мнения расходятся. Исходя из устройства системы привода и принципа её работы, можно с уверенностью говорить, что у машины полный подключаемый привод, так как диски муфты зажаты не всегда. Эта точка зрения подтверждается и официальными документами, в которых сказано что привод автоматически подключаемый.

Вторая точка зрения: привод у Тигуана полный постоянный привод. Сторонники данной точки зрения аргументируют свое убеждение тем, что определенный процент крутящего момента передается на заднюю ось постоянно. Пусть этот процент и небольшой. Но он есть.

Представляется, что постоянная передача 5-10 процентов крутящего момента на задние колеса не может говорить о том, что машина имеет постоянный полный привод. Все же, под таким типом привода подразумевается кое-что другое.

Например, если рассматривать отечественный внедорожник Нива, то там значительная энергия передается абсолютно на все оси и на все колеса. Автомобиль устойчиво стоит на всех четырех шинах. Здесь же все иначе.

В современном
автомобиле даже отлично известные и пользующиеся популярностью функции имею несколько другие
значения, хорошие от обычных опций. К примеру, полный привод всегда
ассоциируется с завышенной проходимостью и мощностью машины. Казалось бы, для чего
городскому автомобилю иметь 4 ведущих колеса? Ведь это излишний расход горючего и
необоснованно большая мощность. Сейчас этот вопрос уже не животрепещущ. Опыт
показал, что своевременное подключение к тяге подходящего колеса выручает от многих
неожиданных последствий в аварийных ситуациях. Можно с полной уверенностью
именовать систему 4Motion умственной.
Дело в том, что подключение к работе происходит в автоматическом режиме и
исключительно в случае необходимости.

Многих трагедий
удалось бы избежать, если б шофер сумел удержать машину в подходящем направлении. Утрата сцепления
с дорогой приводит к заносам и неуправляемым фазам. Если б в этот момент была
обеспечена тяга на ту пару колес, которая нормально соприкасается с дорожным
полотном, то путная устойчивость и ориентация автомобиля в пространстве была
бы восстановлена. К огорчению, даже имея полный привод классической
конфигурации, шофер навряд ли сумеет впору сориентироваться и в ручном
режиме включить дополнительный привод. А вот автоматика в толики секунды способна
отреагировать необходимым образом на сложившуюся ситуацию. Система полного привода 4Motion чутко реагирует на
смену критерий движения и ответом на намеченную цель становится
автоматическое срабатывание заднего привода в подходящем режиме.

Проф
гонщикам и даже квалифицированным любителям оживленной езды эта функция может
показаться лишней и лишающей наслаждения полного контроля над машиной. Но
для таковой езды нужен долголетний опыт и особенный талант. Средний шофер не
может владеть такими способностями. Система 4Motion рассчитана на массового потребителя, так как это самый
совершенный инструмент обеспечения безопасности и маневренности
автомобиля.

Устройство и особенности 4Motion

Использовать полный
привод не только лишь для увеличения мощности и проходимости начали издавна. В
частности компания Фольксваген, которая обладает торговым брендом 4Motion, до 1998 года
использовала систему Synchro. Тогда же был разработан механизм работы полного
привода современного вида. Заключался он в передаче части функций от ручного к
автоматическому управлению. 1-ые опыты в этом направлении дали обнадеживающие
результаты. Это послужило поводом к предстоящему совершенствованию системы. Основную
функцию в рассредотачивании нагрузки на оси несет межосевой дифференциал. В Synchro
это была так именуемая вискомуфта. При всех плюсах она имела ряд недочетов.

Главным
многофункциональным блоком 4Motion стала муфта последнего поколения Haldex.
1-ое же поколение дифференциала нового эталона подтвердило корректность
избранного пути. Конструкторское решение по применению многодисковой
фрикционной муфты с электрическим управлением оказалось очень удачным и в
предстоящем велись работы по усовершенствованию сложного механизма. Сейчас на
дорогах многих государств мира можно узреть машины с четвертым поколением
устройства. Улучшенный блок управления оперативно реагирует на все
ходовые свойства автомобиля. Будь то скорость, поворот, движение на холостом
ходу, пробуксовка.

Принципом передачи
вращающего момента является сцепление под давлением масла фрикционных дисков
муфты. В I и II поколении давление делали поршни, работающие за счет различия в скорости
вращении задней и фронтальной оси. В IV поколении для этого установлен электромотор. Припас надежности был обеспечен, а модификации отдельных деталей
гидросистемы довели эффективность внедрения 4Motion до необычного уровня. Хотя можно
представить, что не весь потенциал устройства оказался задействован, и новые
поколения будут еще больше действенными.

Система стопроцентно
себя оправдала во всевозможных режимах езды. Метод процессов сложен, но общее
представление о работе можно получить. Данные для переключения функций
поступают от блока управления движком и установленной системы Абс. В итоге, при разгоне
фрикционные диски очень сжаты. Вращающий момент передается на заднюю ось.
Блокировка дифференциала врубается при пробуксовке хоть какого из фронтальных колес.
При равномерном движении диски разжаты и задние колеса фактически не задействованы. Но при возникновении сигнала от
датчиков следует секундное включение в строго дозированной норме. Абс – главный источник, на
который ориентируется блок управления 4Motion, верно реагируя на то, какая ось и какие колеса пробуксовывают.
Во время торможения давление сбрасывается, и разжатые диски вообщем не передают
вращающий момент.

Автоматический
полный привод всех конструкций не имеет ограничений совместной работы с
другими системами контроля, такими как Абс и ESP. Раздельно можно отметить высочайшую надежность. Случаи выхода
из строя 4Motion очень редки, при условии постоянной подмены
масла через каждые 60000
км. По советы производителя и профессионалов на всех
колесах должна стоять однообразная резина. В неприятном случае муфта Haldex начинает срабатывать.
При всем этом качество управления изменяется не в наилучшую сторону, а износ деталей
ускоряется. Городской вэдовый автомобиль, снаряженный 4Motion в эксплуатации ничем не
отличается от обыденного. Но надежность и комфорт выше. К тому же всегда есть
припас мощности, который готов быть применен для преодоления препятствий либо
бездорожья, которого не имеют обыденные авто. Привыкнув к удобству в
управлении и надежности, многие люди последующую свою машину стараются приобрести
с такими же опциями.