Проверка шаровой опоры. Шаровые опоры: как они устроены и как их менять


В одним из важных элементов является шаровая опора , которая пришла на смену конструкции соединяющую ступицу колеса и рычаг под названием шкворень. Назначением шаровой опоры является сохранение колеса в горизонтальном положении во время вертикального перемещения, т.е. когда происходит его поворот.

Как работает шаровая опора

Благодаря конструкции шаровой опоры, которая состоит из конусообразного вращающегося и перемещающегося на небольшие углы пальца, вставленного в корпус с сферическим или грибообразным наконечником. Важно помнить, что на эту деталь приходится основная масса автомобиля, поэтому необходимо уделять особое внимание шаровой опоре во время проведения очередного . Также стоит знать, если на мелких неровностях дорого вы слышите слабое постукивание подвески в районе передних колес, скорей всего причиной этого стука является увеличившийся зазор между наконечником и внутренней части корпуса шаровой опоры, что свидетельствует о недопустимом ее износе. Эксплуатация автомобиля с разбитой шаровой опорой недопустима, так как при определенных положениях пальца и существующих нагрузках рычаг может отсоединиться от ступицы, с последующим отрывом колеса.



Чтобы шаровая опора прослужила дольше владельцу автомобиля, следует придерживаться следующих правил:

  1. При замене, покупайте шаровые опоры известных производителей
  2. Избегайте быстрой езды по неровной дороге
  3. Следите чтобы на пыльнике шаровой опоры не было трещин и повреждений в противном случае попадание на внутренние рабочие поверхности песка и грязи приведет к быстрому их износу.

Если стучит шаровая опора

Шаровые опоры в процессе эксплуатации испытывают серьезные нагрузки, так как в зависимости от места установки и конструкции подвески они могут нести на себе значительную часть массы автомобиля и выдерживают систематические удары при проезде неровностей. Основной причиной нарушения нормальной работы шаровой опоры является износ трущихся поверхностей, приводящий к увеличению зазора между корпусом и пальцем. В результате этого палец не только вращается, но и начинает перемещаться поступательно (по-простому – «болтаться» в корпусе). При чрезмерном износе шаровой ударные нагрузки способны привести к вырыванию пальца из корпуса. Как следствие – опора не удерживает колесо, и автомобиль «падает» на асфальт.

У вопроса, что делать с застучавшей шаровой опорой, мог бы быть однозначный ответ — менять на новую. Однако не всякую опору заменишь отдельно от рычага. Есть опоры, которые крепятся к рычагам болтами или заклепками, есть опоры, которые «вживлены» в рычаг, что при выходе опоры из строя предполагает замену рычага вместе с ней. Если стоимость отдельно меняющихся шаровых опор в зависимости от марки производителя, подразумевающей качество изделия, для распространенных у нас легковых автомобилей укладывается в среднем в ценовой диапазон от 10 до 50 у.е., то стоимость рычага в не самом лучшем с точки зрения качества с 50 у.е. только начинается. Это наряду с тем, что по прогнозному сроку службы 30-100 тыс. км шаровая опора не относится к самым долговечным узлам, делает востребованной услугу восстановления опор и реставрации рычагов, практикуемую некоторыми СТО, специализирующимися на ремонте подвески.

Шаровая опора - значимая деталь ходовой части машины. Она сопряжена с рычагом подвески и ступицей колес . Элемент неразборной конструкции, имеет вид металлического конусообразного пальца с резьбой с одной стороны, и сферой с другой. Сфера (шар) способна вращаться, благодаря тому, что заключена в герметичной нише, которая покрыта полимерными материалами.

Противоположная часть шаровой опоры с нанесенной резьбой крепится к рычагу подвески и таким образом соединяет его со ступицей. Такая конструкция позволяет обеспечить подвижность каждого элемента ходовой за счет вращения сферы.

Внешняя часть шара прикрыта резиновым пыльником в качестве защиты от засорения механизма. Обычно материал, из которого производители изготавливают шаровые опоры - сталь.

Задачи шаровой опоры

Основным предназначением шаровой опоры является обеспечение горизонтального положения при вертикальном перемещении колес. Палец может изменять угол наклона под небольшие углы, одновременно производя вращательные и линейные движения.

Эксплуатация узла

Все элементы ходовой части подвергаются жесткой эксплуатации. Это же утверждение относится и к шаровой опоре. Большая часть транспортного средства с грузом и пассажирами, вес салона автомобиля опирается на небольшую поверхность сферы. Прибавим сюда высокий скоростной режим, неудовлетворительное состояние дорог и получим некоторое представление о тех перегрузках, которые испытывает узел.

Сколько шаровых опор в подвеске?

Чаще всего встречаются автомобили с передней подвеской, у которой две шаровые опоры по одной на колесо. Передняя подвеска внедорожников насчитывает до четырех таких узлов. Обычно две нижних и две верхних. Встречаются автомобили с тремя элементами на то же передней подвеске. Транспортные средства последних поколений с независимой многорычажной подвеской могут иметь шаровые опоры и на задней подвеске.

В априори, чем больше на вашем автомобиле шаровых опор, тем дольше служит каждая из них, так как веса распределяются равномерно и вероятность поломки значительно снижается. Однако это же и усложняет процесс диагностики и ведет к удорожанию стоимости ремонта.

Как выбирать шаровые опоры?

При необходимости купить шаровые опоры нужно помнить, что узел должен быть качественным ведь он испытывает чрезвычайные нагрузки. Поэтому лучше если покупка будет оригинального производства. Если по каким-либо причинам владелец автомобиля не может приобрести оригинальные запчасти от производителя, а ремонт необходимо произвести срочно, свои услуги предлагает

За сто с лишним лет, прошедших с момента появления первых автомобилей, в их конструкцию было внесено тысячи изменений. В стремлении к совершенству, разработчики отвергали одни технические решения и заменяли их другими.

Постепенно, шаг за шагом, состоящий из множества узлов и агрегатов, надёжность устройства которых проверена годами. Одним из таких узлов является шаровая опора.

Эта деталь прижилась в конструкции шасси многих машин. Технологически простая и надёжная, она обеспечивает автомобильному колесу высокую степень подвижности. Её исправность одинаково важна для работы и подвески, и рулевого управления.

Что такое шаровая опора в машине

Устройство шаровой опоры легко понять, если посмотреть на размещённый для наглядности рисунок:

В наиболее часто встречающемся варианте исполнения шаровая опора состоит из следующих важных для её работы частей:

  1. Корпус шаровой опоры. Он выполняется из не слишком дорогостоящего металла, обладающего достаточной прочностью и вязкостью.
  2. Вставка из материала, обладающего высокой прочностью, способного выдерживать как ударные нагрузки и стойко противостоящего истиранию.
  3. Яблоко шаровой опоры. Именно эта деталь принимает на себя основные нагрузки.
  4. Стопорное кольцо , фиксирующее яблоко и прочную вставку внутри корпуса.
  5. Конической формы наконечник , через который опора соединяется с поворотной цапфой колеса. Он изготавливается заодно с яблоком.
  6. Пыльник , обеспечивающий защиту важных компонентов узла от попадания пыли и грязи. Внутрь пыльника помещается тугоплавкая смазка.
  7. Резьбовая часть конического наконечника , благодаря которой опора и поворотная цапфа надёжно соединяются.
  8. Фланец с отверстиями под болты. Он изготовлен заодно с корпусом и служит для фиксации всего узла на рычаге подвески.

В результате получается подвижный в трёх плоскостях шарнир. Он не требует обслуживания в процессе эксплуатации, в отличие от применявшихся ранее элементов шкворневой подвески, которые было необходимо регулярно смазывать.

Видео — что такое шаровая опора и для чего она нужна:

Изготовители крепят такой узел к рычагу с помощью специальных заклёпок. Технология ремонта предусматривает их высверливание, чтобы новую деталь можно было установить на болты.

Особенности отдельных конструкций

Как уже было сказано выше, это лишь самый распространённый вариант исполнения шаровой опоры. Но могут быть и, что называется, варианты.

  • разборная шаровая опора.
  • шаровая опора, изготовленная заодно с рычагом.

Для всех вариантов исполнения применяется одинаковая методика обнаружения неисправности.

Видео — как работает шаровая опора при движении автомобиля:

Важно: несмотря на свою простоту и надёжность, шаровая опора имеет ограниченный срок службы. Чем хуже качество покрытия дорог, на которых эксплуатируется автомобиль, тем больше шансов, что деталь раньше времени выйдет из строя. Выход этого важного узла из строя может стать причиной серьёзной аварии. Следует выявлять неисправность на ранней стадии её появления.

Признаки неисправности шаровой опоры

Основными признаками неисправности шаровой опоры принято считать:

  • характерный стук, появляющийся при прохождении поворотов. В некоторых случаях может даже возникать ощутимое биение рулевого колеса;
  • боковое биение колеса, приводящее к износу протектора. В этом случае шина изнашивается неравномерно, как бы клоками;
  • нарушение параметров развала и схождения. Это приводит к равномерному одностороннему износу протектора;
  • возрастание усилия на рулевом колесе;
  • щелчки в подвеске и увод машины в сторону при торможении.

Но проблема в том, что аналогичные симптомы появляются при неисправности и других деталей подвески.

Видео — проверка шаровой опоры на Матизе:

Прежде чем приступать к ремонту, следует убедиться в необходимости замены именно шаровой опоры. Это поможет сберечь немало времени и средств.

Что потребуется для самостоятельной проверки

В ситуациях, когда специализированный сервисный центр по каким-то причинам недоступен, желательно знать, как можно самостоятельно проверить шаровые опоры на своём автомобиле.

Для этого понадобится следующее:

  • подъёмник или смотровая яма. На худой конец можно обойтись и без них, но это серьёзно затруднит проведение обследования;
  • домкрат. Он необходим в том случае, когда нет возможности воспользоваться подъёмником;
  • монтировка. Плоский конец такого инструмента должен легко входить в пространство между поворотной цапфой и шаровой опорой;
  • надёжный подпор. Его размер должен быть таким, чтобы подпор легко устанавливался в пространство между нижней точкой корпуса опоры и полом;
  • комплект гаечных ключей. Их тип и размер выбирается с учётом варианта исполнения узла;
  • съёмник шаровых опор. Его тип зависит от модели автомобиля.

В интернете можно найти информацию с прямыми указаниями на то, какого размера должны быть гаечные ключи и типы съёмников. Иногда такая информация вводит людей в заблуждение. Размер и характер крепежа может отличаться даже для деталей, устанавливаемых на автомобили одной модели. Всё зависит от конкретного производителя запасной части.

Осторожно! Производить работы, если автомобиль стоит на мягком грунте, бесполезно и небезопасно. Диагностика проводится на твёрдом покрытии.

Как проверить шаровую опору самостоятельно

На сегодняшний день наибольшее распространение получила . Шаровые опоры располагаются только в нижней её части. Такой вариант мы и возьмём для рассмотрения.

Для автомобилей, оснащённых подвеской на двух поперечных рычагах, следует применять тот же алгоритм поиска неисправности, с той лишь разницей, что придётся проверять не только нижние, но и верхние шаровые опоры.

Последовательность действий

Проверка шаровых опор производится в следующей последовательности:

1. Предварительно выполняется визуальный осмотр узла. Повреждение пыльника говорит о том, что деталь, скорее всего, придётся заменить. Ради экономии можно попытаться обойтись заменой пыльника. Но такой ремонт не всегда даёт желаемый результат. Попавшая внутрь шарнира пыль губительна для его конструкции. Если внешних признаков повреждений не обнаружено, следует перейти к следующему пункту диагностики.

2. С помощью подъёмника или домкрата автомобиль поднимают и размещают под корпусом опоры приготовленный заранее упор. Лучше всего использовать регулируемую по высоте подставку-треногу. После этого машину немного опускают вниз, создавая нагрузку на шаровую опору. Колесо при этом должно находиться в воздухе и свободно вращаться.

3. Взявшись за верхний и нижний края колеса, его покачивают в вертикальной плоскости. Лучше всего, если при этом кто-то будет осторожно и плавно поворачивать руль. Выработка может дать знать о себе только при определённом положении колеса. Обнаружив люфт, не торопитесь с выводами. Он может быть вызван выходом из строя или слабой затяжкой ступичного подшипника, повреждением сайлентблоков рычага или иными причинами. Это лишь повод для того чтобы перейти к следующему этапу проверки.

4. Вставив плоский конец монтировки в щель между поворотной цапфой и рычагом, давим на рукоять и наблюдаем за деталями шаровой опоры. Если узел исправен, никакого люфта быть не должно. Щелчки или постукивание при нажатии, передающиеся на рукоять монтировки, также сигнализируют о неисправности.

Видео — как проверить шаровую опору и рулевые наконечники:

Окончательный диагноз

Чтобы окончательно убедиться в том, что деталь вышла из строя, придётся разобрать подвеску, отсоединив шаровую опору от поворотной цапфы. Это делается следующим образом:

  • машина устанавливается на подъёмник или домкрат и поднимается;
  • снимается колесо, чтобы обеспечить свободный доступ к узлу;
  • отворачивается гайка, крепящая опору к цапфе. С этим могут возникнуть определённые трудности. Если на наконечнике нет захвата под ключ, он может проворачиваться вместе с гайкой. Приходится вставлять монтировку между рычагом и цапфой и, создавая давление, удерживать наконечник от вращения;

Внимание! Не стоит пытаться извлекать посадочный конус при помощи молотка. Результатом подобного ремонта может стать повреждение исправной детали.

После того как опора извлечена, её состояние проверяют, взявшись за конический наконечник и пошевелив его из стороны в сторону. Шарнир может вращаться свободно, но при отсутствии люфта это не повод считать узел вышедшим из строя.

Видео — как проверить подвеску самому:

Особенно это касается элементов, изготовленных заодно с рычагом. Но если имеется даже незначительный люфт, узел необходимо заменить или, в случае с разборными шаровыми опорами, отремонтировать.

Научившись определять неисправность шаровых опор, автовладелец обезопасит себя от возможных поломок в дороге, и сможет перейти к освоению следующего этапа работ – замене вышедших из строя деталей.

Анализируя , можно сказать, что они могут могут возникать из-за неисправности различных деталей и все их нужно будет проверять.

Смотрите катушка зажигания и как ее проверить.

Как проверить датчик ABS тестером

Видео — замена шаровой опоры на Форд Фокус 2:

Может заинтересовать:


Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля


Как быстро избавиться от царапин на кузове авто


Выбор полезных принадлежностей для автовладельцев


Товары для авто сравнить по цене и качеству >>>

Похожие статьи

Комментарии к статье:

    Сергей

    Зимой не езжу, но освежил свои знания по этому вопросу и нашёл для себя ряд новых моментов. Буду использовать при подготовке автомобиля к дачному сезону.

    Николай

    Прошлым летом менял шаровую впереди слева.Стучала очень сильно уже. Вроде дело не хлопотное, но требует сноровки. В следующий раз самостоятельно менять не буду, доверюсь спецам.

    Андрей

    Летом менял шаровую на семерке, угробил на них два дня, потому что сломал рычаги…в итоге сделал

    Петр

    Ох знакомая тема, не понаслышке. Купил как то автомобиль в половину зарплаты, из тех что продаются «на ходу». Кризис у меня был а машина нужна и приобрел копейку за четыре тысячи на одно лето. Вот осенью у меня шаровая и «слетела» благо при въезде во двор, не на скорости. Поменял и с тех пор слежу за ними более внимательно. Убиться на раз два можно.

    Степан

    Шаровая опора требует к себе особого внимания в эксплуатации авто, из-за повышенного риска, который она несет. Самое слабое место — это пыльник. Если порвался, то опору нужно менять не раздумывая. Проверяют целостность шаровых на домкрате, покачивая колеса. Стуки и люфт говорят о неисправности этого узла.

    Алексей

    Когда «класики» много было на дорогах, часто встречались авто с вырванными шаровыми. Сейчас конечно меньше. Вообще это вещь ответственная в подвеске автомобиля. Нужно за ними внимательно следить. Я всегда при стуках в подвеске заезжаю на яму или на подъемник для проверки подвески.

    Анатолий

    На наших дорогах, да еще и на отечественных автомобилях придется менять шаровые опоры постоянно. Однозначно лучше доверится специалистам во время замены, и приобретать только качественные комплектующие с завода.

    Надежда

    По своему опыту могу сказать, что лучше менять рычаг в сборе. Потому что шаровая в отдельности может немного болтаться в рычаге, который уже эксплуатировался. Мне ее подваривали, дак такой хенд мэйд отвалился через пару недель и снова началось небольшое биение.

    Сергей

    На Калине это болезнь, измучился менять шаровые. Тут вовремя заметить иначе печальные последствия

    Лёха

    10 лет проездил на Ниве — до сих пор эти шаровые снятся. Я к тому, что в современные авто лучше самим не лезть, даже когда речь заходит о чисто механических проблемах. Настоятельно рекомендую обращаться в автосервисы, не надо из себя строить «Великих ПРО», каждый должен заниматься своим делом.

    Олег

    Шаровые опоры менял на двух своих автомобилях, сначала на зубиле — ВАЗ 21083, потом на Шевроле Нива. Занятие не для слабонервных. Правда на зубиле менять было легче, но это все потому, что эксплуатировалась в основном по асфальту. А вот на Шевроле Нива, был геморой, условия эксплуатации самые экстремальные: рыбалка, зимняя охота, грибы и ягоды, да ещё дача с дорогой вброд через речку. Одним словом все приржавело намертво. Поэтому, когда окончательно убедился, что стуки в передней подвеске — это шаровая, пришлось снимать народными методами. ВД 40, не помог. съёмник тоже, только резьбу на нем сорвал. Поэтому пришлось купить газовую горелку и греть узел, только после этого стронул с места. Механику всю делаю сам, но к шаровым зарекся, больше времени потеряешь, чем денег сэкономишь.

    Влад

    Уже как месяц стучит левая сторона, вроде бы как по описаниям получается шаровая опора. Проверю по предложенной Вами последовательности. Спасибо!

    Сергей

    При замене или самостоятельной покупке шаровых опор, нельзя забывать про их качество. Небольшой ценник всегда должен настораживать, хотя товар может быть и хорошего качества. Это так, для любителей покупать по дешевке на рынке по своей не опытности. Желательно приобретать любые запчасти в проверенных магазинах с сертификатом качества, где даже на детали б/у дается гарантия. Так же данный момент касается по обслуживанию в автосервисах.

    Виталик

    Шаровые опоры уже давно стали расходным материалом, таким, как фильтры или свечи. Стоимость их не значительна, особенно на отечественные модели, значит и замена их не бьет по карману. Другое дело, когда речь заходит об иномарочных. Часто бывает, что шаровые опоры конструктивно выполнены в рычаге подвески (чаще всего нижнем) и если шаровая начинает стучать, то это уже замена рычага в сборе. А рычаг может стоить порой даже несколько сот долларов. Именно поэтому такие детали имеет смысл покупать оригинальными — ходят они значительно дольше дешевых аналогов. У меня еще родные стоят, а машине 12 лет!

    Konstantin

    Всех приветствую. По шаровым опорам главное осозновать несколько вещей, это не покупать слишком дешевые аналоги, стараться заменить не самому, а при помощи специалиста с необходимым инструментом, это только с виду делается легко, быстро и просто. Обязательно вскрыть пыльник и набить туда смазки, без фанатизма только. При проверке качанием на стуки и т.п. как советовали выше, не обязательно может быть шаровая, люфт может быть у штока стойки, опорника, рычагов, а также люфт ступичного подшипника. И последнее, не скупитесь на замену шаровых опор, принимайте их как расходники, это уж не так дорого.

    Лёха

    Шаровые мне в кошмарных снах снятся. Когда была «Нива» приходилось менять чуть ли не через каждые три месяца, тем более 90-е годы, качество запчастей зачастую оставляла желать лучшего. У меня с тех времен два ведра ШО осталось. Сейчас качество улучшилось, но настоятельно рекомендую беречь заводские, такие в магазинах не продают. По проверке на неисправность здесь все классно и правильно рассказано, добавить нечего. Но, опять же настоятельно рекомендую за окончательным вердиктом обращаться на СТО. По неопытности можно одну неисправность принять за другую, а подвеска шуток не любит и ошибки не прощает.

    Николай

    Шаровые опоры это расходный материал. Вечного ничего нет и эти детали часто выходят из строя, при наших то, дорогах 🙂 С опытом начинаешь отличать какая деталь подвески выходит из строя. Менял и меняю всегда сам, сложного там ничего нет, главное — сноровка и прямые руки. У меня Нива Шевроле и если выходит из строя одна шаровая, меняю сразу обе — верх и низ. Беру Кедр или Трек, заметил одну особенность, силиконовые пыльники рвутся быстрее, чем резиновые. Хотя пишут, что первые надежнее. При замене съемником пользовался пару раз, мне проще выбить палец дедовским способом. Бьём не по пальцу сверху, а резким ударом в торец посадочного места, сбоку. Тяжелый молоток, мощное тупое зубило — вот и весь инструмент. Палец выскакивает после первого, второго удара.

    Иванович

    Неисправность шаровых опор в автомобиле, как говорится характерный стук, практически хруст, всегда покажет. А если дело по неисправности зашло далеко, то услышишь его на поворотах и неровной дороге и на руле. Мне приходилось покупать жигули, когда уже на второй день при покупке из автосалона, опора начинала клацать. Менял там же в салоне, оказывается стояла опора бракованная. При подборе опоры на замен, слесарю пришлось выбрать одну из нескольких. В неисправных невозможно было сдвинуть с места наконечник опоры. И так бывает.

    Сергей

    Симптомы повреждения шаровой следующие:
    При преодолении неровности на малой скорости слышен шум подвески, правда зимой это не показатель неисправности шаровых опор.
    Появление люфта в опоре, что очень опасно.
    Неравномерный износ передних и задних шин.
    Скрип при повороте рулевого колеса.
    Есть два способа проверки шаровых: 1 – на слух. Для этого нужен товарищ, раскачивающий авто с выключенным движком. Необходимо прислушаться к звукам от подвески в месте расположения шаровых.
    2 – проверка на качение. Поднять авто на домкрате и выжать тормоз. Раскачивать по очереди колеса на предмет люфта.
    Есть правда опоры со специальными отверстиями, через которые можно замерить износ пальца.

    Андрей

    Никогда не доверял свою безопасность непрофессионалам, застучало — залюфтило — езжай в сервис. Замена шаровой стоит копейки 🙂

    Дмитрий

    Шаровая опора необходима в устройстве современного автомобиля. Казалось бы простая деталь, но она обеспечивает высокую подвижность колесу.

    Сергей

    На шаровую опру автомобиля приходятся очень большие нагрузки, именно поэтому она часто «летит». И чаще всего мы узнаем о том, что ее пора менять когда слышим ее стук, что говорит о том что зазор между наконечником и корпусом шаровой уже значительно увеличен.
    Все мы, особенно в советское время видели машины с развалившейся шаровой. Если это произошло на скорости, то и последствия соответственные. Именно поэтом за ними надо следить.
    Чтобы дольше сохранить шаровые опоры, необходимо не носиться по неровностям, выбираю скоростной режим соответственно дороге. Необходимо следить за состоянием пыльника шаровой., если он порван необходимо его менять, а лучше и шаровую, ведь вы не знаете сколько пыли и грязи уже в нее попало. Шаровую проверяют на наличие люфта для чего надо заехать на эстакаду. Первый симптом износа шаровой – это выворачивание колеса на внешнюю сторону.
    Какую вы поставите опору взамен вышедшей из строя – это дело личное, но не гонитесь за дешевыми, ваша жизнь дороже. Я меняю их сам, и считаю самыми надежными «ТРЕК». Но это для Нивы Шевроле. Для иномарок считаются неплохими Lemforder, Sachs, HI-DRIVE. Для Хонды знаю, ставят шаровые опоры собственного производства, однако стоят они около 200$. Хорошими считаются шаровые: 555, Febest, Masuma, CTR, однако повторюсь, здесь дело опыта, и если его нет, то вперед на сервис.

    Лора

    Сама проверкой ШО не занимаюсь, хотя принцип представляю, характерные признаки неисправности тоже. Главное — постоянно следить за состоянием, не стесняться обратится в автосервис при малейших подозрениях на проблему…

    Анатолий

    Кроме иномарки у меня имеется и отечественный автомобиль — жигули семерка. Когда я ее только купил, то еще не доехал от места продажи домой, услышал клацанье с правой стороны автомобиля, характерное для неисправности шаровой опоры. Удивился конечно сильно, еще не ездил а как говорится приехал. На следующий день возвратился к продавцам, не хотели, но всё таки заменили опору. При установке мне вынесли несколько опор и вместе с мастером мы выбрали исправную. Проездил вот уже 80 тыс. км опора работает хорошо. Оказывается бракованные изделия поставляют на заводскую сборку, как минимум каждая третья опора брак.

    Кирилл

    Шаровая опора — головная боль многих автовладельцев, особенно отечественного автопрома. Еще с советских времен помню стоящие на дороге жигули с вывернутым колесом. Лично я сейчас езжу по проселку в основном на Ниве, поэтому нагрузки на шаровые здесь очень большие. Всегда маеняю шаровые на отечественных машинах сам. Уже приспособился — довольно быстро, все что нужно ключи, гаражная яма, домкрат и сьемник, в наличии. Всегда проверяю состояние пыльника, вывернулся или порвался — шаровая под замену, это мой принцип. Снимаю довольно легко: сьемником поднапряг и резкий удар молотка, шаровая выскакивает. Поддерживаю Сергея, не надо гнаться за дешевизний, ставлю только «ТРЕК», убедился в надежности не раз. Особо модным и навороченным не доверяю.

    Сергей

    Проверять шаровую на слух достаточно сложновато, тому есть причины возникновения стука по другим причинам – к примеру износ сайлент блоков и перечесть можно еще множество, так же биение руля может происходить от ослабления тяги.

    Олег

    Я контролирую шаровую по трем признакам.
    1. при преодолении полицейского со скоростью около 30 км/час слышен стук.
    2. колесо начинает люфтить и возможен завал авто.
    3. скрип при повороте руля.
    Косвенным признаком является заметная разница в износе передней и задней шины.

    Виталий

    Шаровые на своей восьмерке менял несколько раз, самостоятельно. Когда видишь на дороге авто с вывернутым колесом, поневоле задумаешься и начнешь внимательно следить за их состоянием. Я часто езжу по щебенке и у меня любой посторонний шум вызывает желание проверить шаровые. Однако шум и стуки в районе колеса не всегда признак выхода из строя шаровой. Это может быть и рулевой наконечник. Поэтому всегда вывешиваю колесо и проверяю люфт пальца шаровой. после чего принимаю решение менять или искать причину дальше.

    Дмитрий

    Конечно замена шаровой у официалов дороговато, а процедура в принципе простая! Есть гаражные спецы, которые за скромную сумму заменят изношенный узел, я так поступаю уже давно, никогда не было никаких претензий! Может быть я и не прав?

    Анатолий Макаров

    Ходовая часть автомобиля, тем более отечественного, требует от водителя всегда заботы и внимания. Когда, сидя за рулем, начинаешь понимать, что там под тобой, внизу автомобиля, что-то работает не так, а сам ты уже не можешь понять, что не так, быстро обращайся в службу сервиса и делай диагностику ходовой части автомобиля. Шаровые опоры, то на чем крепится колесо, на них надо обращать особое внимание. Я стараюсь одновременно заменить все узлы ходовой, и тогда несколько лет езжу без проблем.

    Олег

    Проверить шаровую опору не сложно, гораздо сложнее ее будет заменить, даже на новой машине не говоря уж о старой.
    Я обычно проверяю ее в гараже, благо у меня есть смотровая яма. Конечно можно и без ямы, но тогда затруднен доступ к днищу авто.
    Дальше ставлю машину на ручник, включаю нейтралку и обязательно упоры под задние колеса.
    Поддомкрачиваю колесо и берусь одной рукой вверху шины, а другой внизу. Пробую шатать колесо вверх и вниз. Если слышен стук, пусть даже едва заметный и люфт, то стараюсь не тянуть с заменой шаровой. На трассу выезжать опасно с таким дефектом. Если все тихо и нет люфта, перехожу к следующему колесу.
    Можно проверить и по другому – надо штангельциркулем сделать замер в середине шаровой между торцом пальца и отверстием в середине шаровой. Для Шеви Нива, например этот размер не более 12 мм, у многих иномарок он указан в руководстве по эксплуатации.

    Иванович

    К ходовой части своего автомобиля Жигули у меня особое отношение. Когда был молодым, то на аналогичных отечественных машинах, на ходовую систему автомобиля обращал внимание, только когда появлялись реальные проблемы, появлялся стук, скрип, тяжелее вращался руль и другое. Замену или ремонт, также проводил только отдельных узлов и деталей. Сейчас стараюсь каждые два, три года, как правило, перед зимним сезоном использования автомобиля посетить автосервисное предприятие, сделать полное обследование ходовой части, и при выявлении неисправностей отдельных узлов и деталей, заменить их, устранив сразу все неисправности, после такого ремонта два три года комфортной езды обеспечено. Хочу сказать, что проведя такой ремонт, обязательно делаю регулировку развала и схождения колёс. В сервисных организациях в настоящее время имеется прекрасное оборудование, позволяющее делать компьютерную диагностику и регулировку. Вот только что, в начале месяца проделал такую работу, автомобиль управляться стал как новый, легко, приятно, без вибраций и всяких там постукиваний. Советую и вам подходить к обслуживанию ходовой автомобиля комплексно. Не только автомобиль запоет, но и ваше сердце.

Подвеска является одним из самых важных узлов транспортного средства. За ее состоянием необходимо постоянно следить, потому что поломка даже самого маленького элемента подвески способна стать огромной проблемой. Именно шаровая опора является одной из небольших, но крайне необходимых деталей подвески. Как и все элементы транспортного средства, иногда она нуждается в замене. Несомненно, вы можете прибегнуть к помощи профессионалов и произвести замену шаровых опор на СТО. Однако, данное мероприятие вполне выполнимо и в условиях гаража, для чего автовладельцу понадобится немного времени, терпения и специальный съемник для шаровых опор.

Шаровой опорой называют очень важный элемент транспортного средства, который входит в конструкцию подвески. Он соединяет рычаг подвески и ступицу управляемого колеса.

Главной задачей шаровой опоры является обеспечение возможности поворота ступицы с первичным горизонтальным положением колеса при вертикальном перемещении.

Изначально шаровые опоры монтировали лишь на переднеприводные автомобили, благодаря чему колеса поворачивались вокруг вертикали. Однако с момента создания шаровой опоры многое в ее конструкции изменилось.

Шаровая опора сделана в виде конусовидной формы со сферическим либо грибообразным наконечником, который может вращаться и сразу раскачиваться в корпусе опоры на углы. Корпус крепится болтами или запрессовывается к рычагу.

В современных узлах, как правило, применяется неразборная конструкция, где корпус завальцовывается после установки пальца. Пластиковые либо другие вкладыши помещаются между пальцем и корпусом. Работают они подобно подшипнику скольжения и способны обеспечить вращение с незначительным усилием. Для отечественных автомобилей используются другие шаровые опоры, которые называют разборными. Люфты в них устраняют при помощи подтяжки крышки.

Как правило, все компоненты шаровой опоры созданы из стали. Для снижения трения между соприкасаемыми поверхностями, поверхность сферического углубления покрывают полимерами, к примеру, пластмассой. Однако существуют шаровые опоры, в которых полимерное покрытие отсутствует (как правило в отечественном транспорте).

назначение шаровой опоры автомобиля

Шаровая опора обеспечивает надежное и жесткое крепление, сохраняя, при этом, ограниченную подвижность рычагов касательно колесной ступицы. Когда водитель двигается на автомобиле, у передних колес две функции — обеспечивать движение транспортного средства по дороге и обеспечивать возможность маневрирования (повороты вправо, влево). Чтобы правильно двигаться и маневрировать, колеса должны правильно располагаться относительно дороги, то есть, свободно катиться вперед и назад, ровно стоять, легко управляться при помощи руля, а также, прочно крепится к оси. Для удовлетворения данных требований была разработана подвеска, в которой ступицу управляемого колеса и рычаги подвески соединяют шаровые опоры.

В конструкцию многорычажной передней подвески входит две шаровые опоры — нижняя и верхняя — с каждой стороны транспортного средства (всего четыре, однако бывает еще шесть и восемь).

Причины поломки шаровых опор

В процессе эксплуатации шаровые опоры подвержены очень серьезным нагрузкам. Зависимо от конструкции подвески и места их установки, опоры выдерживают постоянные удары при движении по неровной дороге, а также, несут на себе огромную часть всей массы транспортного средства. Основной причиной в нарушении корректной работы шаровой опоры является износ соприкасающихся поверхностей, который способен привести к увеличенному зазору в расстоянии от корпуса к пальцу. Как итог — палец и вращается, и болтается в корпусе.

Если износ чрезмерно сильный, даже не большие нагрузки на опору способны привести к выходу пальца из корпуса. Как результат — опора может не удержать колесо, и транспортное средство попросту рушится на асфальт.

Основными признаками износа шаровых опор являются:


Увеличение зазора появляется в результате следующих факторов:


Самостоятельная диагностика шаровой опоры

Чтобы узнать, в каком состоянии находится шаровая опора необходимо:


Ремонт шаровых опор автомобиля

Существует ряд способов ремонта шаровой опоры. Для большинства иномарок замена опоры с рычагом является недешевым удовольствием, потому что стоит этот рычаг немало. Также существуют автомобили с многорычажными подвесками. Стоимость работ для нижнего рычага довольно высокая, а для верхнего — вдвое больше. Поэтому большинство автовладельцев предпочитает ремонт шаровой опоры, нежели замену, так как стоит он в два раза дешевле. Помимо этого, отремонтированная шаровая опора становится более износоустойчивой и, как правило, имеет больший ресурс выработки, нежели новая опора.

Для восстановления шаровых опор используют следующие технологии:


замена нижней и верхней шаровой опоры

Процесс замены нижней и верхней опоры не имеет никаких отличий. Из инструмента вам будут нужны:


При замене шаровой опоры сначала необходимо смазать новую опору литолом, для чего следует снять пыльник и нанести на палец оптимальное количество смазки. После этого одеваем пыльник обратно.


Срок службы опоры, зачастую, зависит от массы факторов и в среднем составляет от 15 до 120 тыс. километров. Жизнь шаровой опоры способна сократить даже минимальная трещинка в пыльнике. Сквозь нее в шарнир может проникать вода, песок и грязь. Чтобы предотвратить поломку шаровой опоры, следует контролировать состояние резинового защитного чехла. Желательно делать это на эстакаде либо смотровой яме.

Чтобы шаровые опоры дольше прослужили, нужно осторожно ездить по разбитому дорожному покрытию и вовремя менять поврежденные пыльники. Не забывайте, что любые механизмы и узлы транспортного средства требуют регулярного ухода и ремонта. Больше информации о замене шаровых опорах вы можете узнать из данного видео.

Друзья, благодаря чему колёса наших автомобилей могут поворачивать и при этом остаются хорошо закреплёнными на элементах подвески? За это мы должны благодарить интересный узел, под названием шаровая опора.

И хоть у многих это название на слуху, не все знают что это такое. Поэтому давайте рассмотрим данную деталь со всех сторон, изучим её внутренности и выясним, может ли она сломаться. А если и сломается, как быть в таком случае.

Шаровая опора это неотъемлемая часть подвески современного авто. Именно она связывает ступицу колеса и рычаги, обеспечивая возможность его нормального вращения и одновременно поворотов влево и вправо.

В основном данная деталь применяется в , но аналогичные по своему функционалу можно встретить и в других узлах.

К примеру, или даже в креплениях газовых упоров капота.

На самом деле, шаровая опора далеко не всегда была неотъемлемым атрибутом ходовой системы.

На заре автомобилестроения, да и, откровенно говоря, вплоть до 60-х годов минувшего столетия её функции выполнял так называемый шкворневый механизм.

По сути, он представлял собой стержень, к которому крепилась поворотная ось колёс. Это был элементарный и незамысловатый механизм, но он не выдержал конкуренции с появившимися шаровыми собратьями, имеющими ряд немаловажных преимуществ, а именно:

  • долговечность;
  • лёгкость;
  • отсутствие необходимости в постоянной смазке и обслуживании;
  • наличие большего числа степеней свободы, ведь в их основе лежит шаровидный шарнир, который может не только поворачиваться в горизонтальной плоскости, как шкворень, но и без проблем отрабатывать другие степени свобод.

Одним словом, своим появлением в автомобильном мире наш сегодняшний герой сделал небольшую революцию, развязал руки инженерам-механикам и, позволил им реализовывать новые решения в подвесках, улучшающие ходовые характеристики машин и наш с вами комфорт.

Удачная конструкция — залог успеха

Итак, пора выяснить, в чём же секрет шаровой опоры, а для этого рассмотрим её конструкцию. Скажем прямо — ничего сверхъестественного в ней нет, а даже наоборот — на редкость простой механизм.

Среднестатистическая шаровая опора современного авто состоит из таких элементов:

  • стержень с шарообразным наконечником с одной стороны и элементом крепления к рычагу подвески с другой;
  • металлический корпус цилиндрической формы;
  • полимерный вкладыш;
  • прижимная шайба, которая закрепляет предыдущую деталь в корпусе;
  • пыльник — резиновая оболочка, обеспечивающая её герметичность.

Как мы видим, ничего сложного, и прилагаемая иллюстрация вполне доходчиво даёт нам понять, как всё устроено.

Современные шаровые опоры это расходники, то есть необслуживаемые и в случае выхода из строя подлежат только замене.

Ранее конструкторы более рационально подходили к этим деталям, и снабжали их специальными отверстиями, через которые можно было запрессовать смазку внутрь, но в наше время это неактуально, ведь благодаря высокопрочным пластикам, используемым для вкладышей, эти элементы подвески без проблем могут отъездить до 150 тысяч километров.

Неисправности и их симптомы

Конечно же, не всегда шаровые опоры радуют своих владельцев безупречной работой на протяжении сотен тысяч километров. Иногда им становится плохо гораздо раньше. В чём же может быть причина? Как правило, их три:

  • повышенные ударные нагрузки — вполне логично, шаровым, да и многим другим деталям ходовой станет не по себе, если отчаянно прыгать на автомобиле по кочкам, нырять в ямы или ещё каким-либо образом проверять её на прочность;
  • высыхание смазки — именно поэтому раньше данные детали делали обслуживаемыми, но в настоящее время эта причина не сильно распространена;
  • разрушение пыльника и, как следствие, потеря герметичности. В свою очередь пыль и грязь попадает внутрь узла, разрушая его.

О том, что вас ждёт замена шаровой опоры, могут говорить определённые симптомы, игнорировать которые просто нельзя. Среди них такие:

  • стук при проезде по неровностям на небольшой скорости;
  • скрипы при повороте руля;
  • неустойчивое поведение автомобиля при движении прямо;
  • увеличившийся износ покрышек.

Конечно же, не всегда эти признаки говорят именно о проблемных шаровых опорах, но, в любом случае, при их появлении нужно незамедлительно ехать в сервис (СТО), там опытные мастера смогут поставить окончательный и правильный диагноз.

На этом всё, друзья. Приятных вам поездок, исправных и послушных автомобилей! Не пропускайте новые публикации!