Расшифровка масел по api. Новый допуск API SN Plus! Современные масла API: характеристика и классификация

Февраль 18, 2016

Предназначение автомобильных масел – это надежная защита и охлаждение двигателя, удаление продуктов неполного сгорания топлива, износа, уменьшение коэффициента трения. Их виды, а также густота должны соответствовать конструктивным особенностям двигателя, благодаря чему обеспечивается устойчивая и бесперебойная работа. Поэтому необходимо тщательно подбирать такой материал, который вы без опаски зальете в мотор своего авто. Сейчас мы рассмотрим технические показатели автомобильных масел и найдем подходящий вариант для вашего транспортного средства согласно требованиям sae, api и acea.

Моторные смазки. Их виды

По своим эксплуатационным характеристикам автомобильные нефтепродукты разделяются на такие виды:

  1. Автомобильное на минеральной основе является конечным результатом переработки сырой нефти, которую предварительно очищают от всевозможных примесей. Имеет густую консистенцию. Лучший вариант для моторов, автопрогон которых превышает 100 тыс. км. Среди недостатков подобного масла на минеральной основе можно отметить низкий эксплуатационный температурный диапазон. Отличается дешевизной и простотой изготовления, если сравнивать с аналогами на синтетической либо полусинтетической основе.
  2. Полусинтетическое автомобильный аналог изготавливается путем растворения специальных присадок, составляющих 30–50 % общего объема. Благодаря своим характеристикам моторное полусинтетическое масло намного лучше минерального и поэтому оно является оптимальным вариантом.
  3. Автомобильное синтетическое получается после переработки сырой нефти. Этот процесс позволяет получить такой материал, который будет соответствовать требуемым свойствам и качеству. Хорошая текучесть, возможность применения в различных диапазонах температур – вот отличительные черты нефтепродуктов на синтетической основе. К тому же в процессе эксплуатации они не теряют своего первоначального состава, соответственно срок службы у них больший, нежели у минеральных либо полусинтетических аналогов.

Большинство водителей уверены, что течь появляется из-за негативного влияния синтетики на уплотнения и сальники. Это не так. Не имеет значения, какое материал вы используете, но если какое-либо уплотнение изношено, течь вскоре проявит себя. Если отдельно рассматривать конкретный вариант, то синтетика начнет протекать быстрее, чем минеральная и полусинтетическая. Всему виной – хорошая текучесть.

От показателя густоты зависит, в каком температурном режиме его нужно применять. Классификация нефтепродуктов плотно связана с этим параметром. Показатели вязкости влияют на запуск мотора, надежно защищая его детали от перегрева. Поэтому все они делятся на летнее, зимнее и всесезонное.

Летнее моторное должно быть достаточно густым, чтобы обеспечить сохранность мотора машины во время работы при повышенной температуре. Нежелательно применять подобное автомобильное масло, если мотор эксплуатируется в зимнее время, при морозе. Такому режиму соответствуют различные минеральные и синтетические смазки.

Зимнее отличается текучестью благодаря снижению показателя густоты. Такое масло легко движется по каналам, обеспечивая необходимую смазку и пуск двигателя в зимний период. Однако зимний вариант категорически не рекомендуется применять в жаркий период, при высокой температуре окружающей среды, так как смазка просто не сможет выполнять заданные функции. Синтетика – вот описанная категория.

Спектр использования всесезонных автомобильных нефтепродуктов широк. Сюда входят материалы на полусинтетической и синтетической основе. В зависимости от температурных перепадов окружающей среды, изменяется и показатель вязкости. Со временем всесезонные аналоги могут вытеснить летний и зимний варианты, потому что отпадет необходимость менять их каждый сезон.

Квалификация

Сегодня имеется несколько систем квалификации масел. Они маркируются по-своему. Ниже будут описаны самые распространенные квалификации.

Квалификация по SAE

Разделение по требованиям сообщества автомобильных инженеров (sae) является самым распространенным и плотно связано с показателем вязкости. Это самый важный параметр. Именно от густоты зависит нормальный запуск мотора, а также надежная защита всех деталей и механизмов.

На сегодняшний день действует классификация SAE J 300 APR 1997-го года. Она определяет значение максимальной вязкости для зимних видов масел при низких температурах. А минимальные берутся для 100 градусов. У летних смазок пределы вязкости приняты для 100°С, а минимальные показатели – для 150°С.

Сегодня широко распространены всесезонные моторные смазки. Зимние и летние аналоги встречаются значительно реже. Наверное, каждому водителю приходилось встречаться с такими обозначениями: 5W–40, 5W–30. Что же обозначает эта маркировка? Так маркируются всесезонные нефтепродукты по sae. Буква W, от слова Winter (зимний), означает низкотемпературный индекс вязкости (вязкость при температуре -40). Он показывает, с какой скоростью движется по каналам нефтепродукт при минимальных температурах, и чем этот показатель ниже, тем лучше:

  • 20W – масло используется при температуре до -15 -10 градусов;
  • 15W – до -20 -15 градусов;
  • 10W – до -25 -20 градусов;
  • 5W – до -30 -25 градусов;
  • 0W – до -35 -30 градусов.

Всё это зимние классы. А летних, по SAE, существует пять – 20, 30, 40, 50 и 60. Именно их обозначает второе число, стоящее после тире в маркировке всесезонного масла. Высокое значение этой величины по sae обозначает способность мотора транспортного средства работать на предельных температурах и оставаться защищённым именно этой смазкой.

Максимальное значение индекса вязкости – 60. Поэтому маркировка sae 5W–40 обозначает, что всесезонная смазка можно использовать летом при температуре окружающей среды до +35 +40 градусов, а зимой – до -30 -25 градусов.

Глядя таблицу квалификации автомобильных масел по SAE, которая приведена ниже, проще выбрать то, которое будет соответствовать вашим климатические условия.

Следует обратить внимание на бытующее среди большинства автомобилистом мнение, что у синтетического нефтепродукта вязкость 5W–40, полусинтетического – 10W–40, у минерального – 15W–40. Это неверно, так как производители изготавливают синтетику таких классов: 20W–60, 10W–40 и 15W–50. При этом качество будет 100 %-е. Итак, вязкость не влияет на его состав.

Стоит отметить, что, руководствуясь классификацией SAE, стоит выбирать всё же те масла, которые предлагаются автопроизводителем. Многие бренды указывают все нужные сведения по этому поводу в инструкциях по эксплуатации и сервисных книжках. И при техобслуживании стоит требовать, чтобы в вашу машину заливали только то масло, которое соответствует рекомендациям компании по SAE и другим показателям.

Квалификация по API

Классификация по api делится на две категории: S и C. В первой категории находятся все смазки, используемые бензиновыми двигателями легкового транспорта, микроавтобусов и легких грузовых машин. Ко второй относятся смазки, используемые дизельными моторами тяжелых грузовиков, автобусов и специальной техники.

Стоит отметить, что для дизельных двигателей легковых автомобилей категория api не определена. Зачастую такие смазки обозначаются C/S и могут использоваться как в дизельных, так и в бензиновых двигателях. При этом какая буква стоит в числителе, а какая в знаменателе имеет значение: первая считается основной, второй говорит о возможности использования материала для моторов и других типов – например, API SM/CF. И всё же категории типа api S/C рекомендуются для применения в бензиновых моторах, а C/S – в дизельных.

Также есть разделение по классам качества, подходящим для автомобилей разного года выпуска. Например, бензиновые двигатели могут использовать следующие виды масел с классификацией по API:

  • SN, подходящий для авто выпуска позже 2010 года;
  • SM – стандарт, утвержденный в 2004 году и рекомендуемый для современных силовых агрегатов;
  • SL, подходящий для моторов с 2000 года;
  • API SJ – продукт для двигателей не старше 20 лет;
  • SH – для использования в моторах с 1994 года;
  • SG, применяющийся для ещё более старых автомобилей, выпущенных в 1980-х годах. Является последним из ещё выпускающихся масел по классификации API.

Для силовых агрегатов, работающих на дизтопливе – своя классификация:

  • Один из новейших классов API СJ-4, подходит для двигателей с высокой нагрузкой машин, выпущенных после 2007 года;
  • CI-4, класс с повышенными требованиями к качеству (в особенности, к содержанию сажи и высокотемпературному окислению). Предназначен для современных дизельных агрегатов;
  • CH-4, применяется в четырёхтактных двигателях, работающих в высокоскоростных режимах;
  • API CG-4, рекомендуемый для грузовиков и автобусов;
  • CF-2 – смазки для двухтактных двигателей;
  • API CF-4, для моторов, выпускаемых с 1990 года.

Классификация масел по ACEA

ACEA представляет собой ассоциацию европейских автопроизводителей, выдвигающих особые требования к экологической составляющей использования масел. В её состав входят такие известные компании как БМВ, «Даймлер», «Пежо», «Ситроен», «Рено», «Фольксваген», «Тойота» и «Форд». Поэтому, покупая один из автомобилей этой марки, вы можете столкнуться с требованием пользоваться конкретным видом смазки.

Классификация моторных масел, действующая на сегодняшний день, создана ACEA ещё в 2004 году. Она объединяет смазки для всего легкового транспорта, работающего на бензине или дизтопливе, в одну категорию. Однако, специально для старых авто, которым могут не подходить новые материалы, их производители иногда ставят дополнительно старые классы по ACEA, 2002 года. И, имея в своём распоряжении старую машину, стоит обращать внимание на обе маркировки.

Обозначения в классах АСЕА нужны для того, чтобы определить, к какому двигателю они лучше подходят. На сегодняшний день таких категорий всего три:

  • А/В – для дизельных и бензиновых агрегатов легкового транспорта (A – для моторов, работающих на бензине, B – для дизтоплива);
  • С – новый класс по ACEA, предназначенный для автомобилей, созданных для соответствия самым последним нормам по выхлопам Euro-4 и более поздних редакций;
  • Е – масла для тяжелого транспорта.
  • ACEA A1/B1, для автомобилей с возможностью использования смазочных материалов, снижающих трение и масловязких при высоких скоростях сдвига и температурах. Подходят далеко не всем автомобилям;
  • A3/B3 – серия, стойкая к механическому разрушению и использующаяся в форсированных моторах, а также в обычных двигателях при превышении интервала замены масел или эксплуатации в тяжёлых условиях (например, постоянных поездках);
  • ACEA A3/B4, для моторов высокой мощности с системой непосредственного впрыска;
  • A5/B5 – продукт для высокопроизводительных силовых агрегатов, где допускается применение снижающих вязкость масел.
  • ACEA С1, стойкие к разрушению и используемые в машинах с трёхкомпонентными катализаторами и сажевыми фильтрами. Обладают пониженной зольностью и содержанием фосфора, что повышает эксплуатационный срок фильтров и экономит топливо;
  • C2, продукция с теми же характеристиками, что и C1, но подходящая для транспорта с мотором, где возможно применение снижающей трение смазки;
  • ACEA C3, для экологичных моторов, укомплектованных сажевыми фильтрами и агрегатами нейтрализации;
  • C4 – масла для силовых агрегатов, соответствующих повышенным требованиям Euro для выхлопов и требующих пониженной концентрация фосфора, золы и серы.

Прежде чем правильно подобрать моторное масло необходимо ознакомиться с техническими характеристиками транспортного средства. На что необходимо обратить внимание при выборе качественного материала?

О качестве автомобильного нефтепродукта не судите по его консистенции. Цвет может изменяться зависимо от входящих в него добавок. Кстати, добавление присадок сказывается на свойствах описываемого нефтепродукта. Можно улучшить одни свойства, но в то же время ухудшить другие. В нем уже содержится набор присадок, необходимых для нормальной работы мотора.

Потемнение материала говорит о прекрасных моющих способностях. При этом он прекрасно удерживает продукты неполного сгорания топлива.

На упаковке указываются лишь наставления по режиму температурного использования, а не наставления.

Нельзя смешивать автомобильные нефтепродукты на разных основах.

Если вам необходимо заменить масло – промойте мотор.

Сегодня изготавливается большое количество моторных нефтепродуктов отечественного и зарубежного производства. Опасайтесь подделки! Приобретайте материал у производителя или его официальных представителей.

Допустим, если самостоятельный выбор описанного материала для автотранспорта невозможен, то можно воспользоваться специальными службами, которые специализируются на его подборе по марке авто. Таких служб на просторах Интернета огромное количество.

Также помните, что современные моторы очень чувствительны к нефтепродуктам, поэтому к их подбору следует отнестись со всей ответственностью.

Продолжая тему «API классификация» разберем класс API SL. API SL введен в июле 2001 года для многоклапанных турбированных двигателей, оборудованных системами контроля и нейтрализации выхлопа. S — означает принадлежность к бензиновому классу, L — принадлежность к ужесточенным в 2001 году требованиям по экологичности и энергосберегающим свойствам моторных масел.
API SL подразумевает следующие совершенствования моторных масел

  • пониженную токсичность выхлопа
  • защиту систем контроля и нейтрализации выхлопа
  • повышенную защиту от износа
  • усиленная защита отвысокотемпературных отложений
  • удлиненный интервал замены

Конечно, все эти улучшения были относительно API SJ, предыдущего класса API. API SL был новым, современным классом API в начале нового тысячелетия. API SL включал моторные масла для двигателей 2000 года выпуска и действовал до 2004 года, передав эстафету следующему классу .

API SL CF

«Соседство» API SL вместе с CF на этикетке (часто встречается API SL CF) — это возможность применения масла и в дизельных двигателях (). Никак не умаляя «бензиновых» свойств, моторное масло API SL CF готово к применению в дизельном двигателе, даже с применением топлива с высоким содержанием серы (высокосернистым 0,5% и более). Относится к дизелям 1994 года и позже.

API SL ILSAC GF-3

Масла API SL (в смысле, соответствующие API SL) могут быть сертифицированны по категории , что говорит о экономии топлива и сохранение этой экономии на весь срок эксплуатации масла.

Масла API SL CF

На этом сайте есть описания и характеристики моторных масел, соответствующих API SL CF. Читайте «Полусинтетическое моторное масло для дизельных двигателей » о моторном масле API SL CF Guardol ECT 10w30 семейного бренда ConocoPhillips и «Моторное масло 15w40 » о таком-же моторном масле API SL CF Guardol ECT, только 15w40 , того-же семейного бренда ConocoPhillips .

О да - извечный вопрос "какое масло лить.."

В принципе ответ на него находится в компетенции производителя конкретной модели мотоцикла. Дело в том, что двигатель и выпускная система рассчитаны для работы на работу с определенным типом масла.
Для того, чтобы потребитель не ломал себе голову, если он сам выбирает масло, к каждой модели есть список параметров, которые позволяют не запутаться: вязкость масла по стандарту SAE (Американской ассоциацией автомобильных инженеров) к примеру 10w40 и его классификация по системе API (Engine Service Classification System), к примеру SG. Данные можно найти в руководстве по эксплуатации (User Manual).
Этой информации почти достаточно, чтобы выбрать масло.

AN650 с 2002 до 2005 - API: SF или SG, SAE10W-40
AN650 с 2006 до 2013 - API: SF или SG или SH или SJ, SAE10W-40
AN400 c 1998 до 2006 - API: SF или SG, SAE10W-40
AN400 с 2007 по н.вр. - API: SF или SG или SH или SJ, SAE10W-40
AN250 c 1998 до 2006 - API: SF или SG, SAE10W-40
AN250 с 2007 по н.вр. - API: SF или SG или SH или SJ, SAE10W-40

там же, в инструкции по эксплуатации Suzuki не рекомендует к использованию энергосберегающие масла по классификации API некоторые из SH, SJ, SL и SM, имеющие значок EC (Energy Conserving) .

Еще один фактор, влияющий на выбор масел - наличие присадок для работы сцепления в масляной ванне. Это важно для всех годов AN650. Т.е. в эти аппараты лить нужно только масло для мотоциклов. В AN400 и AN250, допустимо заливать даже автомобильное масло, подходящее по вязкости и классификации API.

Классы масла по API:

Для бензиновых двигателей - классы масел по шкале S
Группа масел Рекомендуемая область применения Годы выпуска автомобилей Качественные показатели
SM Введена в ноябре 2004.
Тенденции развития техники направлены на повышение их экологической безопасности, увеличение интервалов техобслуживания при сохранении надежности работы. Естественно, это вносит свои коррективы в процесс совершенствования двигателей, отображаясь и на качествах смазывающих материалов. Следуя данным тенденциям, в ноябре 2004 года в классификации API появился класс на моторные масла для бензиновых двигателей - SM, предполагающий, по сравнению с SL, повышенные требования к смазывающим материалам относительно стойкости к окислению, защите от отложений, износа и т.д. С октября 2006 года пополнилась категория и для дизельных масел классом CJ-4.
с 2004 -
SL (Действующая). API планировал разрабатывать проект PS-06 как следующую категорию API SK, но один из поставщиков моторных масел в Корее использует сокращение "SK" как часть своего корпоративного имени. Для исключения возможной путаницы буква "К" будет пропущена для следующей категории "S".
- стабильность энергосберегающих свойств;
- пониженная летучесть;
- удлиненные интервалы замены.
c 2001 -
SJ (Действующая). Категория утверждена 06.11.1995, лицензии стали выдаваться с 15.10.1996. Автомобильные масла данной категории предназначены для всех используемых в настоящее время бензиновых двигателей и полностью заменяют масла всех существовавших ранее категорий в более старых моделях двигателей. Максимальных уровень эксплуатационных свойств. Возможность сертификации по категории энергосбережения API SJ/EC. c 1996 -
SH (Условно действующая). Лицензированная категория, утвержденная в 1992 году. На сегодняшний день категория является условно действующей и может быть сертифицирована только как дополнительная к категориям API C (например API AF-4/SH). По требованиям соответствует категории ILSAC GF-1, но без обязательного энергосбережения. Автомобильные масла данной категории предназначены для бензиновых двигателей моделей 1996 года и старше. При проведении сертификации на энергосбережение, в зависимости от степени экономии топлива присваивались категории API SH/EC и API SH/ECII. с 1993 высшее для моделей с 1995 г.в.
SG Лицензированная категория, утвержденная в 1988 году. Выдача лицензий прекращена в конце 1995 года. Автомобильные масла предназначены для двигателей моделей 1993 года и старше. Топливо - неэтилированный бензин с оксигенатами. Удовлетворяют требованиям, выдвигаемым к автомобильным маслам для дизельных двигателей категории API CC и API CD. Имеют более высокую термическую и противоокислительную стабильность, улучшенные противоизносные свойства, уменьшенную склонность к образованию отложений и шлама.
Автомобильные масла API SG заменяют масла категорий API SF, SE, API SF/CC и API SE/CC.
1989-1993 высшее для четырехтактных моторов
SF Автомобильные масла данной категории предназначены для двигателей моделей 1988 года и старше. Топливо - этилированный бензин. Они имеют более эффективные, чем предыдущие категории, противоокислительные, противоизносные, антикоррозийные свойства и обладают меньшей склонностью к образованию высоко- и низкотемпературных отложений и шлака.
Автомобильные масла API SF заменяют масла API SC, API SD и API SE в более старых двигателях.
1981-1988 высшее для двухтактных моторов
SE Высокофорсированные двигатели, работающие в тяжелых условиях. 1972-1980 высшее
SD Среднефорсированные двигатели, работающие в тяжелых условиях. 1968-1971 среднее
SC Двигатели, работающие с повышенными нагрузками. 1964-1967 -
SB Двигатели, работающие при умеренных нагрузках, используется только по требованию производителя. - -
SA Двигатели, работающие в легких условиях, используется только по требованию производителя. - -

Выпускаемые на мировой автомобильный рынок и рынок горюче-смазочных материалов, имеют стандарты и нормативы. Одним из самых важных стандартов является система спецификации API. Данная классификация автомобильных масел, используемых для защиты двигателей внутреннего сгорания, была разработана Американским институтом нефти (American Petroleum Institute, API), от которого и получилась всемирно известная аббревиатура. Основными параметрами при стандартизации и классификации моторного масла по категориям являются область применения смазочной жидкости, а также эксплуатационные показатели продукта.

Данное объединение единственное в Соединенных Штатах, которое обладает статусом национальной неправительственной организации. В поле деятельности института входят исследования всех процессов, регулирующих функциональные рабочие аспекты в сфере нефтяной и газовой промышленности.

Американский институт нефти, разрабатывающий спецификации масла по API, образовался в 1919 году. Его первоначальными задачами были взаимодействие с государственными структурами в решении проблем на национальном уровне, помощь в продвижении реализации собственных нефтяных продуктов страны во внутренней и внешней торговле, увеличение заинтересованности и спроса к национальной нефтепромышленности по всем категориям сбыта.

Также одним из направлений развития института нефти была определена разработка стандартов и нормативов. Первые стандарты и спецификации API были показаны широкой аудитории в 1924 году. Сегодня в современных производственных мощностях организация поддерживает свыше 500 нормативов и стандартов, которые функционируют во всех сферах нефтяной и газовой промышленности. Целью спецификаций является содействие в безопасности использования оборудования, материалов и проверенных инженерно-технических практик.

Смазочные жидкости использовались задолго до появления и развития современной научно-технической базы. Ранее в качестве смазывающих элементов применялись жиры растительного или животного происхождения. В середине прошлого века натуральные масла заменили продукты нефтяной переработки. С этого момента прогресс развития масел для двигателей резко усилился. В молекулярной структуре смазывающих веществ появились модификаторы вязкости. Благодаря им моторные масла стали подразделяться на классы и виды, функционирующие в определенных температурных условиях, появились универсальные типы масел, которые впоследствии получили допуски и спецификации API.

Со временем структурный состав и технические параметры претерпели множество изменений, но главная задача моторных смазывающих жидкостей осталась неизменной. Масло для двигателей должно защищать детали и узлы от трения и преждевременного износа путем обволакивания последних масляной пленкой, проникая во все зазоры и технические промежутки.

Масла по спецификации API была разработана Американским институтом нефти в 1969 году. Данная классификация разделила смазывающие материалы на следующие группы:

  • смазки, применяемые в двигателях с бензиновым топливом, имеют маркировку в виде литеры "S" (Service);
  • смазки, применяемые в двигателях с дизельным топливом, имеют маркировку в виде литеры "С" (Commercial);
  • трансмиссионные смазки, имеют маркировку "GL";
  • масла, использующиеся в двухтактных двигателях, маркировка "Т".

Также существует категория смазочных жидкостей, имеющих маркировку "ЕС" (Energy Conserving). Данная группа характеризуется как энергосберегающая категория масел. Многочисленные тесты и исследования дали гарантированное подтверждение этой категории.

Моторные масла различаются по области эксплуатации и качеству изготовления. Это было учтено в спецификациях API. Исходя из этого, в разных группах имеются смазочные материалы, которые были распределены по качественным параметрам и эксплуатационным свойствам. На упаковочной таре маркировка таких продуктов выглядит следующим образом: API SM, API CF и т.п.

Первая литера в маркировке соответственно указывает на тип двигателя, вторая - определяет показатель уровня эксплуатационных характеристик. Следует отметить закономерное соотношение второй литеры в маркировке: чем дальше от начала латинского алфавита стоит буква, тем выше уровень масла по спецификации API.

Также имеет место категория масел с допусками к применению как в бензиновых двигателях, так и в дизельных агрегатах. Такой продукт соответствующим образом маркируется, например, как API SN/CH. Данный пример указывает на то, что смазка подойдет и для бензинового мотора, и для дизельного, но изготовителем предпочтение отдается силовым агрегатам с бензиновым топливом.

Начальные спецификации S-категории

SA. Самый первый вид стандарта масляной жидкости, который использовался в двигателях вплоть до 30-х годов прошлого века. Не содержит присадок. Применение в более современных двигателях может быть оправдано только по рекомендациям изготовителя силового агрегата. В противном случае, масло с данной спецификацией может нанести вред устройству.

SB. Маркировалось масло после 30-х годов для двигателей с малой нагрузкой. Не рекомендуется современным агрегатам.

SC. Смазочный материал для двигателей, изготовленных в период с 1964 по 1967 гг. Характеризовался слабыми антикоррозийными свойствами.

SD. Данная спецификация по API моторного масла выпускалась до 1971 года и отличалась от предыдущей улучшенными параметрами.

SF. Период эксплуатации 1981-1989 гг. Обладало повышенными свойствами к противостоянию износа, образованию нагара и кислотной устойчивостью.

SG. Спецификация применялась с 1989 по 1995 гг. В составе масла появились присадки.

SH. Может заменять предыдущие спецификации. Имеет набор присадок в составе, хорошо препятствует нагару, высокие антикоррозийные свойства.

Современные спецификации

SJ. Эксплуатируется по сей день. Стандартизация была проведена в 1995 году. Обладает хорошими смазывающими и защитными параметрами.

SL. Предназначено для применения в силовых агрегатах, которые были изготовлены с соблюдением норм экологичности 2000 года. Способствует сокращению расхода топлива.

SM. Спецификация API SM была ориентирована во время разработки на увеличение энергосбережения и соблюдения норм экологичности. Масло обладает высокими защитными параметрами. Максимально противостоит окислительным процессам, препятствует образованию шлаков и нагара на стенках двигателя. Подходит для моторов с турбиной.

SN. Спецификация API SN - современнейшая классификация масел, соответствующая всем последним требованиям экологичности, безопасности и надежности функционирования двигателя внутреннего сгорания. Уменьшено содержание фосфора в процентном соотношении. Влияет на расход топлива в пользу экономии.

Спецификация С-категории

Спецификации СА, СВ, СС, CD, СЕ - технически устарели и не рекомендуются к использованию в современных двигателях.

Наибольшей популярностью пользуются спецификации API CF:

  • API CF 4 - для четырехтактных дизелей с высокими нагрузками;
  • API CF 2 - для двухтактных двигателей.

Самая последняя спецификация в дизельной категории маркируется как CJ 4. Содержит соответствие всем мировым стандартам и требованиям.

Типы моторных масел — Расшифровка моторного масла

Масло, которое называют «синтетика» (на коробке обычно обозначается как Fully Synthetic), имеет синтетическую основу, полученную путем синтеза химических элементов. Главные отличия «синтетики» — возможность задать ряд параметров наперед, еще при создании основы масла, а так же максимальное содержание различных присадок. Поэтому зачастую такие масла обеспечивают лучшую защиту и моющие свойства, не сильно густеют при сильных морозах, выдерживают максимальные рабочие температуры.

«Минералка » (зачастую на коробке обозначение Mineral), масло с минеральной основой, полученной из нефти путем ее обработки, оно значительно дешевле. Однако такое масло не обеспечивает тех же максимальных эксплутационных результатов, что и «синтетика» — оно не выдерживает столь высоких температур, сильнее густеет на морозе, быстрее окисляется и требует замены, при вскипании — оставляет шлаки в моторе.

«Полусинтетика » (обозначение Semi-Synthetic) — некая золотая средина между двумя предыдущими видами масел. Зачастую полусинтетика создана на минеральной основе, но с добавлением большого количества различных присадок, приближающих эксплуатационные свойства этого масла к «синтетике». При этом «полусинтетика» несколько дешевле «синтетики».

У моторного масла выделяют два главных параметра, по которым проводится его классификация — область его применения(дизельный мотор, старый бензиновый двигатель, современный турбодизель и т.д.) и вязкостно-температурные свойства. Невзирая на различные основы масел, все они классифицируются согласно одним стандартам. Сегодня наиболее популярны классификации по SAE и API.

Вязкостно-температурные свойства классифицируются только по SAE (Society of Automotive Engineers) — иными словами, именно показатель SAE регламентирует насколько это масло «густое» или «жидкое». Большинство масел сегодня — «универсальные», т.е. пригодны и для зимнего, и для летнего использования. Их класс SAE записывается двумя цифрами через дефис, с буквой в промежутке W — например 10W-40. Буква W означает, что это масло пригодно для зимнего использования, а цифра перед ней — это показатель низкотемпературной вязкости (грубо говоря — какой мороз выдержит это масло). Вторая цифра — это показатель высокотемпературной вязкости (т.е. какую летнюю жару выдерживает масло). Однако если масло пригодно только для летнего использования, то его обозначение будет выглядеть, например, как SAE 30.

Расшифровка моторного масла — цифры SAE

Показатели низкотемпературной вязкости означают следующее:

* 0W- масло пригодно к использованию при морозах до -35-30 град. С
* 5W- масло пригодно к использованию при морозах до -30-25 град. С
* 10W- масло пригодно к использованию при морозах до -25-20 град. С
* 15W- масло пригодно к использованию при морозах до -20-15 град. С
* 20W- масло пригодно к использованию при морозах до -15-10 град. С

Показатели высокотемпературной вязкости означают следующее:

* 30 — масло пригодно к использованию при жаре до +20-25 град. С
* 40 масло пригодно к использованию при жаре до +35-40 град. С
* 50 масло пригодно к использованию при жаре до +45-50 град. С
* 60 масло пригодно к использованию при жаре до +50 град. С и выше

Чем меньше цифра — тем «жиже» масло, чем больше цифра — тем оно более густое. Таким образом, масло 10W-30 можно использовать при температуре окружающей среды от -20-25 градусов мороза, до +20-25 градусов жары.

Расшифровка моторного масла — цифры API

Область применения масла классифицируется в основном по API (American Petroleum Institute)- обозначения API ставится две буквы (например, SJ или CF), первая из которых обозначает тип двигателя: S-бензиновый мотор, C-дизельный. Вторая буква конкретизирует условия применения масла — современный двигатель или старый, с турбиной или без. Если масло обозначено API SJ/CF — значит, оно подходит и для бензиновых и для дизельных моторов данной категории.

Обозначения API для бензиновых моторов:

* SC — автомобили, разработки до 1964 годов
* SD — автомобили, разработки 1964-1968 годов
* SE — автомобили, разработки 1969-1972 годов
* SF — автомобили, разработки 1973-1988 годов
* SG — автомобили, разработки 1989-1994 годов, для жестких условий эксплуатации
* SH — автомобили, разработки 1995-1996 годов, для жестких условий эксплуатации
* SJ — автомобили, разработки 1997-2000 годов, лучше энергосберегающие свойства
* SL — автомобили, разработки 2001-2003 годов, увеличенный срок эксплуатации
* SM — автомобили разработки с 2004 года, SL+повышенная стойкость к окислению

При смене типа масла, по классификации API можно идти лишь «по возрастающей», и менять класс лишь на парочку пунктов. К примеру, вместо SH использовать SJ, обычно масло более высокого класса уже содержит необходимые присадки «предыдущего» масла. Однако, к примеру переходить с SD (для старых авто) на SL (для современных авто) не следует — масло может оказаться слишком уж агрессивным.

Обозначения API для дизельных моторов:

* CB — автомобили до 1961 г., высокое содержание серы в топливе
* CC — автомобили до 1983 г., работающие в тяжелых условиях
* CD — автомобили до 1990 г., много серы в топливе и тяжелые условия работы
* CE — автомобили до 1990 г., двигатель с турбиной
* CF — автомобили с 1990 г., с турбиной
* CG-4 — автомобили с 1994 г., с турбиной
* CH-4 — автомобили с 1998 г., под высокие нормы токсичности США
* CI-4 — современные автомобили, с турбиной, с клапаном EGR
* CI-4 plus — аналогично предыдущему, под высокие нормы токсичности США

В Европе часто используется классификация масла по ACEA (Европейская ассоциация авто-производителей). Отчасти требования к качествам масла пересекаются с требованиями API, однако, они более жесткие по ряду параметров. Масла для бензиновых и дизельных двигателей обозначаются буквосочетанием «А/В» с определенной цифрой после буквы. И чем больше эта цифра — тем выше требования к маслу: к примеру, масло с классом ACEA A3/B3 так же имеет класс API SL/CF. Однако, используя высоконагруженные турбированные компактные моторы, европейцы вынуждены разрабатывать и специальные масла с максимальными защитными свойствами и минимальной вязкостью (дабы снизить потери на трение и улучшить экологические показатели). К примеру, масло класса ACEA A5/B5 по ряду параметров может оказаться «круче» API SM/CI-4.

Так же существует классификация масла по ISLAC (международный комитет, созданный американцами и японцами), однако все стандарты качества ISLAC пересекаются со стандартами API. Так, масла ISLAC класса GL-1 используются для бензиновых двигателей и соответствуют маслам API SH, масла ISLAC GL-2 используются в бензиновых двигателях и соответствуют API SJ, ну а ISLAC GL-3, как не трудно догадаться, используются в бензиновых двигателях и соответствуют API SL. Так же для японских дизельных автомобилей может потребоваться масло спецификации JASO DX-1, которая учитывает жесткие требования к качеству моторных масел для современных экологичных высоконагруженных японских турбодизелей.
Видео : все ли моторные масла одинаковые?

Посмотрите видео о выборе и замене машинного масла.

Видео: состав моторного масла.

Видео ролик о уникальной добавки в моторное масло.
http://www.youtube.com/watch?v=J6zt8_su3EQ

Теги: Расшифровка моторного масла, цифры SAE и API .